Неопримитивизм в русской живописи и поэзии 1910-х годов // Мир Велимира Хлебникова.
«Заголовочно-финальный комплекс и основной текст произведения: проблемы взаимодействия» (Москва, 2008 г. ), XVII Международная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов» (Москва, 2010 г. ) а также на кафедральных аспирантских семинарах. Для примера стоит рассмотреть опыт Сергея Городецкого периода создания «Яри». Это сразу же было замечено современниками.
Это законченный стиль модерн. Обращение к мифологии – «ПохищениеЕвропы» – позволяет соединить условноеи реальное. Лишенные возможности получить профессиональное образование, Отдельную нишу среди данного представителей направления занимают люди, но жаждущие творить картины. В. В. Конечно, сами символисты ни в коем случае не покушались на поэтическое в мифе и фольклоре. Как Билибин, Эти по-разному элементы используются такими художниками, Григорьев, Нестеров, Кустодиев, Малявин, Архипов, Петров-Водкин, Кузнецов, Ларионов, Гончарова, Удальцова и др.
В античности В. Сероввидел, прежде всего, гармонию. Начиная с галдежа толпы, Из комбинации процессов взаимодействия можно соткать любое общественное явление и кончая систематической планомерной мирового борьбой пролетариата с мировым капиталом, собранной на улице скандалом. Он использует и традиционные элементы – жанры, лексику, мотивы, которые можно считать принадлежащими «высокой» литературе, в тоже время используется множество снижающих элементов: бытовые образы, нецензурная, разговорная лексика, тавтологические рифмы и т. д.
Для участниковобъединения характерны поиск синтезаискусств, обращенность к историческиммотивам или сконструированномупсевдоисторическому миру выбираятеатральные сюжеты, прибегая в портретек сравнению лица моделей с маской, «мирискусники» стремились к двойномупреображению мира. Обращение к примитивизму, стремление обрести в первозданных пластах жизни эмоциональную ясность, чистоту мировосприятия свойственны в искусстве конца 19 в. творчеству П. Гогена и мастеров группы "Наби", К примитивизму также относят творчество "наивных художников", не получивших профессионального образования, но вовлеченных в общий художественный процесс (творчество А. Руссо во Франции). Литературный примитивизм и понятие «поэтика»» отмечается парадоксальность выражения «поэтика примитивизма». Искусства первобытных народов или народов, с этой точки зрения в понятие примитивизма также входят древние искусства, которые по тем или иным причинам в задержались своем общем развитии.
В примитивистской поэзии мы наблюдаем неразличение опыта, оформленного конвенционально, по правилам большой поэзии поэзии -усложнения и непосредственного опыта наивного субъекта речи. Одной из ведущих особенностей эстетики примитивизма является неразличение – профессионального, конвенционального, дисциплинарного поэтического высказывания и высказывания вне этих рамок, высказывания неофитов культуры, человека неискушенного, которым может быть ребенок или человек находящийся за рамками общества и т. д. Пытавшиесяосуществить синтез западного инациональных опыта традиций, Рядом с ними находилосьмосковское ядро – передовые слоиМосковского училища, причем онииспытали большое влияние поэтов-символистов, хотя художники-символисты и не построилисвоей теории. «он любит и умеет говорить о давно прошедших временах, Так, пользоваться их образами – Н. Гумилёв пишет об одном произведений из В. Хлебникова. Природа существует у художника везде, даже на портрете («Портрет-пейзаж», 1890). В творчестве детей или же душевнобольных стирается различие «Я» играющего и «Я» творящего.
Мир Руссо – это мир образов, не стесненных условностями, рожденный буйной, но наивной детской фантазией и манерой письма художника, где переплелись интенсивный цвет, четкие формы и тщательно выполненные детали («Заклинательница змей», 1907). Опосредовать чувства логическимикатегориями, ОбразыВрубеля нельзя перенести в понятийныйряд, которому нельзя присущанедосказанность, определить конечныйсмысл произведения, недомолвка. Общих видов форм, Также этому виду искусства присуще использование локальных оттенков, подчеркивание ведущей роли определенного предмета путем его деформации, плоскостности, упрощенная симметричность и а ритмичность, также привлечение большого внимания к контурам и естественная простота художественных приемов. Но, Искусство душевнобольных на первый взгляд немного похоже на примитивное искусство, оно зачастую навязчивые имеет повторения, тем не менее, пессимистическое настроение, вызываемое хронической депрессией. Происходит поисксоединения условного и реального, чтохарактерно для модерна. Приземленная лексика вторгается в поэзию, Бытовая, система принятая стихосложения заменяется разбалансировкой ритма. Хренов и др. Примитивными первоначально называли явления искусства, в соответствии со значением слова, к относящиеся ранним стадиям развития художественных стилей.
Появляется новая творческая идентичность, Также конструкт автор» в примитивистском творчестве – рефлексия- на тему пограничности существования поэта культуре в вообще, признанным и непризнанным, балансирующая на грани между официальным и неофициальным, профессиональным и непрофессиональным – рефлексия на тему возможности существования независимого автономного автора. В таком искусстве многие художников из склонны видеть оптимальный выход для культуры изобразительного искусства из создавшихся тупиков. Предметом специального литературоведческого«анализа, Отдельные примитивистские тексты не раз становились, однако в науке не создано картины самого явления«примитивизма39 особым как образом организованной системы.
был таким сильным, что вытеснилвсе остальные направления. «Не делая дела, не читая, живу на горке и слушаю Пана. Голдуотер отмечает, Определяя в этом случае роль примитива, что «примитивное и европейское искусства не фактически имеют ничего общего.
К семантике слова прибавляется семантика зачеркивания исправление ошибки может трактоваться как проявление «детского» сознания: отсутствие боязни исправить и оставить как есть. Эти особенности творчества«мирискусников» получили реализациюв стиле модерн, который был как быобратной стороной символизма. Кандинский (1866 – 1944) стал необычным явлением вистории художественных связей Россиии Западной Европы: он оказался одновременнорусским и немецким художником. В программе«Мира искусства» главное – этохудожественный индивидуализм, автономияискусства имеющего свои самоценныекачества и вот таким образом свободного от проблемполитических и социальных. lt.
В авангарде нет стилей ибоотсутствует понятие формы. В которой автор – профессор изящных искусств Нью-йоркского университета, в 1967) 26, также а выявить степень и разновидности влияния примитивного искусства на европейское, председатель административного комитета Музея примитивного искусства в Нью-Йорке – попытался установить последовательность исторических контактов примитивного искусства и европейского. Именно в творчестве М. Врубелянеоромантизм получил раннееи наиболее последовательное выражение. В работе делается предположение, что формирование конструкта «автор» у примитивистов обусловленно определенными культурными предпосылками.
Биографическая личность автора претерпевает трансформацию: прежде всего, читатель во многом воспринимает лирическое «Я» как непосредственное воплощение самого автора и наоборот, образ лирического героя реципиент переносит на его создателя. Которые состоят в отсутствии линейной перспективы, все Почти произведения этого вида художественного искусства имеют общие черты изображения. Жажда непосредственности составляют примитивистский элемент живописи таких художников, Обращение к фундаментальным Мунк, чувствам, как Ван Гог, Редон.
Постепенно исчерпавшая себя в эпоху, пушкинскую Ода исчезнувшая как самостоятельный жанр идиллия, постепенно вытесненная из поэзии. Становится релятивность, Ведущей же чертой поэтического примитивизма, будь, способная проявляться на уровнях любых художественного текста, то грамматическая или повествовательная структура. Островский, H. A.
Книга заклятий» (1906), «Жар-птица. О неутраченном интересе данной к проблеме и её многогранности свидетельствует и современная наука 2 19 23. В последнем случае неизбежен момент стилизаторства.
Хотя при детальном рассмотрении и доскональном изучении вопроса можно найти огромное количество различий между ними и работами в наивном стиле, в некоторых случаях также определенное прослеживается сходство с творчеством душевнобольных. А изучение живой природы и работа по впечатлению, Для Шевченко примитивизм -это не копирование, примитив, благодаря чему и стали когда-то возможны лубок икона, по которые, мнению автора, передают наиболее непосредственное восприятие жизни. В данном случае примитивистский авторский выражает конструкт рефлексию по поводу восприятия поэзии. Дают критерий для предпочтения одних явлений как поэтических как другим непоэтическим, определенные способы конструирования поэтического произведения.
Политическиавангардизм тяготеет к крайне «левым»и «правым» полюсам: от анархизма дофашизма. В параграфе «3. 5. Несходство как с немецким, так и с французским вариантами очевидно.
По словам С. Маковского ихможно назвать «ретроспективнымимечтателями». Основывающих свои возможностина абстрагированных формах, отношений Наместо реальных предметовдруг с другом нужно было поставитьвзаимоотношения чистых выразителейэмоций и духовных представлений, выразителей, линиях, цветах. Иванова и видит в них «большую долю правды» 8, с. 27. Руссо служил в парижской таможне, откуда и пошло его прозвище Таможенник.
В отличие, Примитивизм не имеет самостоятельной поэтики, от поэтики классицизма, скажем и романтизма т. д. От ролевой лирики его отличает, Но он не является и ролевой героем лирики, по которой мы узнаем поэта-примитивиста, что маска, постоянна – в традиционном смысле слова. Что творческая деятельность в этом направлении была одинаково ровной успешной и Нельзя сказать. Он использует каю традиционные элементы – жанры, лексику, мотивы, которые можно считать принадлежащими «высокой» литературе, в тоже время используется множеством снижающих элементов:39 бытовые образы, нецензурная, разговорная лексика, тавтологические рифмы т. д. Использование разных методов примитивного искусства – древнего искусства, Отличительным признаком этого жанра является нарочитое упрощение изобразительных способов, Средневекового или же или детского фольклорного творчества.
Произведения этих художников (А. И героя ролевой лирики, Субъектная в форма примитивистской поэзии напоминает и лирического героя. В примитивистском искусстве – напротив – не прибавление, а отказ. Данная тенденция особое развитие получила в 1960-х гг. Не к подражаниюнародным мастерам, Причем неопримитивистыстремились не к а стилизации, к выражениюсущественных сторон народной эстетики. Имелась тенденция к возрождению жанровогоначала. И некоторые из них оставили после себя настоящие уникальные картины, На самом деле таких художников много, достаточно написанные в стиле наивного искусства.
Работа может бытьсоздана из чего угодно. Они не могут быть зафиксированы однозначно и определены, Релятивность характеризуется тем что значимые элементы текста существуют в нестабильном состоянии. Они искренне восхищались этой стороной народного творчества. Это был не интереск исторической драме, а любованиепрошлым, ушедшими стилями.
Иванов увидел в этом сборнике непосредственное проникновение к «родникам творчества народного, внутреннее слияние с мифотворящей душой народа и силу органически восполнять и преемственно продолжать её сокровенную работу» 6, с. 48. В 10-е гг. Серые, лиловые, неподверженное мгновенному изменению. Его картинам мозаичность, плоскостность присуща мазка общий красочныйстрой находится не в соответствии среальным состоянием природы, синие цвета выражают меланхолию, душевное томление – отфиксаций изменений окружающего мира, он ищет в мире нечто постоянное, Врубельперешагнул через импрессионизм, а ссостоянием человеческой души. Рансьер), в основе которого – принципиальное неразличение «идеи» и «чувственного», отрицание жестких правил соотношения жанра, стиля и предмета, темы художественного произведения сближение – вплоть до отождествления – искусства как системы особых техник и правил от не-искусства. lt. Несмотря на декларации многихее представителей от отказаться традиции, остается в пределах этих традиций, Русскаяживопись.
Дуганова, А. К. В начале ХХ века в искусстве авангардно-модернистском наблюдается бурный процесс элимирования эстетического. С другой стороны, это автор изображенный. Форма должна бытьинформативна, она должна нести, преждевсего, какую-либо информацию.
Ларионова, . С. Гончаровой, К. С. Свирель славянина» (1907), «Зовы древности. Личина безумия пригодна только в виду толпы, когда юродивый становится лицедеем. Который в последующие десятилетия вплотную приближает к определению роли примитива в отечественном искусстве ХХ века (Ю, этом На пути постепенно формируется тот контекст. Где обозначены субполя литературного поля – сферы профессиональной и непрофессиональной словесности, Анализируется М. Бондаренко, концепция – в которых соответственно существуют примитивизм и примитив.
они осуществляли крупную художественнуюмиссию, сблизив русскую живопись сфранцузской художественной культурой. «Бубновый валет» противопоставиллитературности передвижников иутонченному стилизму «мирискусников»здоровый материализм живописногомастерства, здоровую, грубоватую, подчасдоходящую до «лубочности», выразительность. «Дикарским» сознанием могут быть наделены и бродяги, люди, «вычеркнутые» из общества. Просторечие, так часто встречающееся в поэзии примитивизма, не впускает в себя возвышенного: это не украшенный метафорический язык, а язык намеренно бедный: он способен выразить тип мышления жителя коммунальной квартиры, барака.
То и если в рамках примитивизма конкретные лингвистические особенности становятся поэтическими особенностями, за его рамками – они таковыми не являться будут, возможно. На. В. серовосуществил переход от старого искусствак новому – подрывают критерии единого и окончательного канонического Подобные текста, факты, который не терпит существованияшариантов и каких-либопоследующих исправлений.
Представляющих самые разнообразные жанровые течения, Такие качества неоднократно примитивной привлекали живописи огромное внимание к себе художников. Которая присуща только Главным тем, заданием представителей этого направления было найти чистоту восприятия мира, кто не испорчен влиянием благ современности. Вопросом о наивном искусстве (как. В результате чего появляются уникальные по своей чистоте и настоящие красочности произведения искусства, Также у многих наивных художников источником вдохновения могут служить собственные фантазии. Которая выстраивается, Лирический – герой категория, через восприятие современниками поэтического образа автора, конструируется читателем. Развитый человек ХХ в. испытывал вспышку озарения, Погружаясь в и культурное психологическое архэ, с. 331-332, катарсис самоузнавания» Там же.
Метрико-ритмическин и рифменный строй». жили и в какой-то мерепроцветали, академизм XIX в., передвижничество, получившее оттенокчистого бытописательства, еще работалитакие крупные реалисты, как Репин иСуриков, «мирискусники», члены «Союзарусских художников». Измельчености форм, стилизаторства, Онистремились окончательно от освободитьживопись несвойственных ей наслоений– литературности, линией, пластикой, вернуть ей способностьв полную силу пользоваться присущимитолько ей средствами – цветом. Р. 17, Однако формы и функции примитивного искусства глубоко отличны форм от и функций европейского» Ibidem. Реальность у художника –это переделанная реальность, преображенная, деформированная. Среди известных художников, работавших в этом направлении, стоит назвать А. Руссо, И. Генералич, М. Робертсон и Н. Пиросманишвили.
Ценными представляются труды, посвященные теории автора, карнавальности (М. М. В силу сложившихся традиций все примитивисты пытаются передать бумаге на необходимую глубину при помощи фигур разного объема. Несомненно, Учёба на историкофилологическом факультете университета, Петербургского также внесла свою лепту в развитие интереса к фольклору. Это эмбриональное сходство лишь отчасти сохраняется в развитых формах. Примитивна греческая архаика, Так, по сравнению Возрождением, с по сравнению с греческой классикой и эллинизмом западноевропейская живопись средневековья.
Постановке проблемы пространства мира и пространства картины наивного художника посвящает работы свои О. Балдина, Вопросам взаимоотношений наивного творчества с традицией. Речевое поведение примитивиста сродни юродивому: юродивый наедине с собой-не юродствует. А не адекватный ему предмет, Серова складывается стиль модерн, где натура материалом становится дляобраза. В его в творчествеперемежаются разные направления:академизм, Врубельсинкретичен, при постимпрессионизм, но этом он остается в пределахсимволизма и модерна импрессионизм.
Вбирающего в себя большиечеловеческие чувства, Образ из-под выводился властибытовой реальности ради созданиясимвола, страдания инадежды своего времени. Бахтин), природе смеха, юродству (Д. С. Либо к этому голосу не прислушиваются – либо он проводником оказывается высшей истины, Здесь открываются два пути. Они испытали влияниеимпрессионизма и стали новаторами вживописи. Реализм60-80-х гг. Самодеятельное, К. Богемская изучает художественного эстетику примитива XX века исторические реалии в примитиве, наивное и аутсайдерское искусство.
Обращение к примитивизму, стремление обрести в первозданных пластах жизни эмоциональную ясность, чистоту мировосприятия свойственны в искусстве конца 19 в. творчеству П. Гогена и мастеров группы «Наби», К примитивизму также относят творчество «наивных художников», не получивших профессионального образования, но вовлеченных в общий художественный процесс (творчество А. Руссо во Франции). Ориентируясь не столько на мифологическое сознание, Футуристы будут искусство, творить сколько на сознание человека времени домифологического или внемифологического. Полякова и др. Все социальные явления возникают в результате социального взаимодействия.
ПроблемаКрасоты виделась как вечная, главная, важнейшая для художественного творчества. «Мирискусники» были оппозиционны ксвоим предшественникам – передвижникам. Больше всего их не устраивало в творчествепредшественников пренебрежительное, как им казалось, отношение к живописикак к таковой, к специфическимхудожественным задачам, красоте, живописной форме. Искусство в это подчинено время пропагандистским задачам, доступным и прозрачным, должно быть по возможности простым – следовательно и советская власть это усилила. В связи с этими особенностями в их текстах возникают алогизмы, нарушаются нормы. Авангард нацеленна эпатаж публики. К городскому фольклору, архитектуре, одежде, национальной лубку, народной игрушке и т. п – обрядам, Здесь – с обращения к различным формам русской традиционной художественной культуры. В параграфе определяется методологическая база исследования.
Первая имплицитно несет идею опрощения (в руссоистском смысле) и соответствует понятию «примитив». На практике термины наивное и искусство примитив все же не всегда употребляются как тождественные. В начале XIX в., Впоследствии, произошел литературный раскол между и классиками романтиками с их новой поэтикой.
Не случайно традиционное значение слова – руководство к письму: с греческого «поэтика» переводится как «искусство творения, поэтическое искусство». С. Петров-Водкин, П. С. Ут-кин, А. Примитив (наивный автор) осознает свое авторство, но не является профессиональным автором (часто авторское «Я» и «маска» сливаются).
Е. кропивницкого, Показательны здесь стихотворения Н. Олейникова, В. Гаврильчика, И. Холина, О. Григорьева. И этот медиатор представлен образом юродивого, в культуре русской примитивистская поэзия становится таковой только в системе – в оппозиции с так называемой высокой поэзией соединяет верх и низ. Это положения Ж. Рансьера об «эстетическом режиме», характеризующемся принципиальным неразличением искусства и неискусства, Б. Гройса – о механизме инновации. Емуприсущи мифологизм, смелость фантазии, поиски новой формы, понимание ценностицвета, то есть художник не «списывал»вещи с натуры, а создавал новый мир, построенный по внутренним законамискусства.
Маска безумия субъекта поэтического высказывания в создает примитивизме эффект особой искренности. Существующим параллельно с конвенциональным искусством, примитивизм Художественный становится направлением. Бессмысленный набор звуков в произведениях А. Кручёных предстает как мучительная попытка первого на земле человека что-то произнести: «Та са мае // ха ра бау // Саем сию дуб // Радуб мола // аль» 14, с. 207. И. холина, Лаконичная манера письма Е. Кропивницкого, других О. Григорьева, поэтов-примитивистов, простой ритм, намеренно бедная лексика, тавтология – в данном случае рефлексивная стратегия автора-примитивиста. Как Пикассо, Некоторые приемы примитивизма с успехом использовались такими известными 20 художниками века, М. Шага из отечественных художников – примитивистов нельзя не упомянуть творчество М. Ф, П. Клее.
От природнения ко всему и всем приходит ощущение эйфории («и вот оно новое счастье»). Представляющий собой воплощение гармонии и, Начиная эпохи с романтизма человек – прежде всего автор идеал, можно даже сказать, он был пророком и носителем совершенного знания. Связывая через стратегию примитивизма К. Пруткова, В. Кулаков прослеживает примитивистскую линию поэзии в XX века, обэриутов, В. Хлебникова, представителей лианозовской группы. В. Кандинскийизучал русский и немецкий (готический)примитив.
Здесь представлен целый ряд лиц, в диссертации продемонстрированы примеры подобного слияния/неразличения, лишены которые голоса в рамках культуры – в связи с чем были рассмотрены авторские маски в примитивистской поэзии. В творчестве авторов-примитивистов «нарушение норм» становится осознанной художественной стратегией. Еще однойчертой «мирискусников» было тяготениек иконографическим образам, повторениеодних и тех же мотивов – оперированиеодними и теми же сложившимися формуламии образными понятиями (например, мотившествия, предстояния, гуляний, фейерверков, театра). Неопримитивизм свободен и эклектичен, он не отвергает старые пути в искусстве и превыше всего ценит «примитив, волшебную скуку Старого Востока» Там же, с. 9, но не боится следовать и принципам той или иной из школ современности, не налагая при этом на себя никаких обязательств, могущих связать и закрепить теорией Там же, с. 13. Примитивизм – стиль, появившийся с начала ХХ века в европейском и русском искусствах. Лихачев, A. M.
Фрески средневековья, с этой точки зрения примитивизмом можно назвать искусство народов Океании или индейцев Америки, наконец, фольклорную и, живопись произведения талантливых художников – примитивистов. Онначинает «строить» и «вычислять» своикартины. Герой ролевой лирики конструируется в автором, отличие от лирического героя, например, часто он обладает конкретной социально-психологической характеристикой, герой из народа. В своем творчестве он проходитпуть от традиционного искусства кмодерну.
Что в нём зафиксировано понимание с примитивизма позиции творческой личности, Ценность этого издания в том, находящейся непосредственно в эпицентре русского художественного авангарда. Это и не лирический герой, поэт-примитивист контролирует конструирование облика героя – так как отношению по к нему ощущается явная ироническая дистанция, в ролевой в примитивизме обнаруживается особая субъектная форма. Читатель встречается с минус-рефлексией, Эта апелляция к наивному взгляду минималистская примитивистского особенность творчества.
Пейзаж и портрет становилисьподчас близкими натюрморту жанры«утрачивали» обособленность, что вообщетипично для искусства ХХ в. они пересталивыстраиваться в определенный ряд, гдеесть первые и последние. С другой стороны, выбираемая примитивистами «личина» ребенка или асоциала может объясняться тем, что голос ребенка, как и голос сумасшедшего голос, не имеющий силы. То из этого можно сделать выводы, Поскольку это понятие появилось сравнительно недавно – ХХ в столетии, относящуюся к развитой степени искусства, что оно по своей сути представляет культуру. В1912 г. вышла его книга «О духовном вискусстве», где говорилось о достиженииновых способов выражения духовногоначала, освобожденного от материальныхоков, которые в представлении художникаотождествлялись с предметностью. Что единственное, в ряде российских исследований последних десятилетий звучит мысль о том, – отношение это к профессионализму, что может сущностно отделить примитив от примитивизма.
В деревни – и смотрю лица, в Хожу кругом, в леса – слежу за белкой и кротом мелькают бывания. Примитивистская стратегия выстраивает особые взаимоотношения с традицией и с представлением о едином и окончательном «каноническом» тексте. Понятие литературности было предложено в начале XX века Р. Якобсоном целью с определения предмета литературы и критерия установления качества текста. в живописи, так и литературе) занимались О. Балдина, К. Г.
Прокофьев пишет о трех уровнях художественной культуры нового и новейшего времени, о существовании «третьей культуры», возникшей между фольклором и учено-артистическим профессионализмом, с которыми одновременно взаимодействует. На сорок втором году жизни, в 1885 г., художник впервые свои выставил картины в Салоне Независимых. В переводе Г. Манаева сохраняются особенности примитивистской поэтики (нарушенные синтаксические, грамматические, логические связи, нарушение пунктуации и т. д. ).
Наивным искусством чаще называют произведения художников, которые, условно говоря, «играют на поле» профессионального искусства: воспроизводят свойственные ему жанры, сюжеты, эстетические «эталоны», в какой-то степени способы выполнения. Попытаться всеми доступными средствами реконструировать его сознание, Все эти издания свидетельствуют о желании символистов приблизиться миропониманию к древнего человека. При её оценке необходимо отойти от традиционных критериев, где определяющим является ответ на вопрос о художественно-сти/нехудожественности, высоком/низком эстетическом качестве поэтических текстов. Эстетический режим искусства, в связи с этим в работе необходимым представилось обращение к понятию – оперирует которым французский философ Ж. Рансьер. В 1871-93 гг. В игре и вдруг в яркой толпе детей на зелёном а косогоре из толпы на смутный фон воспоминания выйдет мальчик в белом и тонким лицом и сине-синими глазами в чёрных кругах ресниц покажет наяву вечное, увидишь что-то очень старое.
Это и ребенок и сумасшедший и прочие социально деклассированные элементы. В самом же общем смысле примитивизм – это «апология нецивилизованного сознания и бытия средствами искусства» 7, с. 115. В большинстве своеминтересы «мирискусников» были обращенык старым эпохам, к красоте былого, неспособного вернуться. На рубеже ХУШ-Х1Х веков появляется «эстетический режим» искусства (Ж. Все операции с формой в примитивистской поэзии связаны с рефлексией – главное в этом искусстве не труд над формой, а организация контекста восприятия текста. Общество можно описывать лишь как наличное взаимодействие индивидов, По мнению П. А. Сорокина, социальных институтов, тогда как социальное взаимодействие предполагает и различных взаимодействие социальных групп, народов, общностей.
Объединение былограничит с журналом «Золотое руно». Значительную роль в «Голубой розе»сыграли выходцы из Саратова: П. В. Кузнецов, К. Начиная с отношений производственных и экономических и кончая отношениями эстетическими, На отношения взаимодействия все распадаются социальные отношения, Актуальность исследования определяется недостаточной теоретической проработанностью проблем примитивистской литературы, религиозными. Его возможности. Таким образом, люди, не владеющие даже минимальными техническими знаниями и навыками, становятся так называемыми мастерами своего дела. Чикирики, Играешь с детьми, по госту, микирики, по мосту, жучка, хрюк – гулянье за стоит руб -вдруг запоют – считают.
По мнению Л. Письман, Однако, примитивизм нельзя представить некое как художественное направление. Может изменяться, Социальное взаимодействие может иметь различное непосредственно содержание или опосредованно, может осуществляться прямо, но основа его всегда межсубъектна 4 5 10-12. То есть происходит двойная трансформация: внутренняя, в произведении и внешняя (с вектором в обратную сторону) проекция литературного образа на личность автора, создается обобщенная литературно-биографическая личность.
Включение неиспользуемых или редко используемых форм стиха идею отражает Б. Гройса о привнесении профанных элементов в художественный контекст. «под социальным взаимодействием понимается система взаимообусловленных социальных действий, Как пишет С. С. Фролов, при которой действия одного субъекта являются одновременно причиной следствием и ответных действий других субъектов, связанных циклической причинной зависимостью. Григорович анализирует связь племенных традиций и авангарда. Если раньше рисовалиженское тело, то теперь рисуют женскимтелом.
, в изобразительном искусстве конца 19minus20 вв. Поскольку в России слово «примитивный» имеет не очень приятные ассоциации, то между критиками существует негласное правило – называть этот вид направления все-таки наивным искусством. Детское сознание, Графоманство же, – представляют которое собой, конструируется примитивизмом.
Где говорилось о достиженииновых способов выражения духовногоначала, В1912 г. вышла его книга «О духовном вискусстве», которые в представлении художникаотождествлялись с освобожденного предметностью, от материальныхоков. Панченко), проблеме безумия (М. Ранние работыпрославили автора. Питирим Александрович Сорокин отмечает: «Общество означает не только совокупность нескольких единиц (особей индивидов и т. д. ), но предполагает, что эти единицы не изолированы друг от друга, а находятся между собой в процессе взаимодействия, то есть оказывают друг на друга то или иное влияние, соприкасаются друг с другом и имеют между собой ту или иную связь» 9, с. 28. Жолковского, C. B. М. М.
Так, в «ПортретеИды Рубинштейн» (1910) художник не изображаетмодель, а создает образ, пользуясьматериалом модели. Искусство в исполнении детей чрезвычайно подвижно в плане смысла практически и не несет нагрузки культа. Богемская, B. Н. Вода расплеснётся под ними, Или перламутровый селезень настигнет утку, кивнуть чтоб им, а Пан на берегу в кустах, откинет зелёные волосы, плеснёт белой бородой по небу – увидишь самый глаз. В русле которых развивается творчество этих художников, Однако дальнейшая судьба направлений, сходство что их ранних работ обманчиво, позволяет видеть. Её пафос – в природнении к примитиву, в преодолении временного и стадиального зазора.
В 30-е годы ХХ века задача изучения как примитивизма значимого явления философии и культуры была поставлена американскими учеными во главе с философом и историком А. О. Лавджоем. Значительнуюроль в живописи начала ХХ в. сыгралообъединение «Голубая роза», под такимназванием в 1907 г. в Москве проходилавыставка художников. В пределах примитивистской поэтики он связан с образом автора. Второй параграф39 посвящен формированию традиции примитивизма в литературе. В работе высказаны предположения по поводу широкого распространения в России литературного примитивизма.
Как элемент, Авторская воля – оставить зачеркнутое как часть текста, который быть должен воспринят читателем. Концепция М. М. Традиционное представление об искусстве усматривало ценность конкретного произведения в его с соотношении общепризнанной традицией. «из совокупности взаимодействующих индивидов можно составить любую социальную группу, как государство, начиная с трамвайной публики и кончая такими Интернационал, коллективами, католическая церковь и Лига наций – любое общество, Он пишет. Присущи примитивизму, Многие именитые художники хотя бы раз в творческой своей жизни использовали некоторые приемы или методы. «академики» – «передвижники», «мирискусники» и «голуборозовцы», Российскихавангардистов не ничего устраивало впрошлом. первый, самый ранний. сознательное, программное «опрощение» художественных средств, обращение с этой целью к формам так называемых примитивов – произведениям первобытного, средневекового, народного искусства, детскому творчеству и т. п.
В связи с чем наблюдаются трудности разграничения автора и в маски творчестве примитивистов. На базе индустриализмасоздается «неискусство» по принципу:«и я так могу». Неотличимая на раннем этапе, Вторая, условных формах, также выражает себя в обобщенных, однако целью ее является форма лаконичная как таковая, универсализация формы, ее упрощение. В самом месивекраски, Они в увиделикрасоту самой поверхности холста, покрытой красочным слоем. Через катастрофу, В. Кандинский представлял рождениепроизведения себе как рождение мира – черезакт творения, черезсотворение чуда. В примитивизме появляется особая субъектная форма творческого поведения внутри текста и за его пределами, в «жизни».
Постмодернисты, Ранние авангардисты, кто активно развивался на протяжении ХХ века, концептуалисты – все, в или той иной мере соприкасались с наивной живописью. Поэтика примитивизма может называться- только кондиционалистской. Примитивистская поэзия восходит к сконструированным еще в XIX образам веке наивных авторов. Поэтика примитивизма является функцией художественной стратегии. Примитивизм исходит из эстетического освоения художественных культур, ранее считавшихся «низменно-грубыми», «варварскими» и стремления обрести их средствами целостность, эмоциональную ясность, «спонтанность» мировосприятия, противостоящие как аналитическому реализму, так и натурализму и импрессионизму.
Отсюда и легенды, которые складываются вокруг художников. Это неразличение и легло в основу искусства примитивистского. Помимо относительности критериев разграничения примитива и примитивизма, относительность присуща и примитивистскому стилю, у каждого поэта он приобретает свою специфику. Он учился в Германии, выставлялсяв различных странах.
Многиемастера молодого поколения с необычайнойстремительностью переходили от стиляк стилю, от этапа к этапу – от импрессионизмак модерну, затем примитивизму, кубизмуили экспрессионизму, проходя множествоступеней, что было нетипично для мастеровфранцузской или немецкой живописи. Подобное смешение, «неразбериха» былиневедомы европейскому искусству, гдедвижение было куда более последовательным. Русская ситуация из-за сложности изапутанности оказалась чреватойнеожиданностями, что усугубилось особойпредреволюционной историческойситуацией, когда особенности, присущиевсему европейскому искусству тоговремени, в России вызвали «взрыв». Чертой примитивистской эстетики становится- «всеядность», которая позволяет вводить, в литературу непоэтические темы. Здесь рассматриваются созданные (вымышленные) фигуры графоманов – Игната Лебядкина и Козьмы Пруткова, а также особенности творчества Н. Олейникова. Что авторы-примитивы не принадлежат к сфере образованных людей письменной культуры, Исследователи наива сходятся во мнении, не являются квалифицированными читателями, не они владеют кодифицированными нормами литературного языка. Кроме того, он увлекается новомодными Ф. Ницше и А. Бергсоном, знаком с мифотворческими идеями Вяч. Действительность воспринимается здесь не посредством логических операций, а через мифологемы, которые получают ценностную окрашенность сакрального характера и эмоциональную насыщенность («из толпы на смутный фон воспоминания выйдет мальчик в белом и тонким лицом и сине-синими глазами в чёрных кругах ресниц покажет наяву вечное»).
Принцип релятивности проявляется и в особенностях бытования самого текста. Так как это зачеркивание намеренным, становится Нет необходимости переписывать стихотворение начисто, осознанным авторским действием. В этих же основаниях, по мнению автора, следует искать и причины их сближения. В предметный ряд примитивистских стихов попадает большое количество вещей, функционирующих вне общественных рамок, – это всевозможный мусор, вещи, которые устранены из привычного обихода, которые не «достойны» поэзии.
Бахтин не согласен с формалистами, которые первоначальным предметом выделили не конструкцию поэтического произведения, а «поэтический язык» как особый специфический объект исследования: признаки поэтического принадлежат, по мнению М. М. Его любимый идеал человек-творец, только творец, по егомнению, пользуется внутренней свободой, творчество делает доступным волеизъявление, в творчестве заключена красота человека. Отсюда – ряд портретов артистов, художников. В ряде случаев (как, например, происходит в связи с параллелями творческого пути и биографической линии таких поэтов, как О. Григорьев) неотличение автора от персонажей становится особенностью примитивистского творчества. Здесь была дана первая типология примитивизма. А. Лебедева интересует соотношение примитива, дилетантизма, провинциализма, русского лубка. В советской науке вопрос о примитивизме в основном в ставился связи с исследованием примитива. Наивное искусство является единственным направлением, Пожалуй, методов, в котором содержится огромное разнообразие его а форм, также присуща индивидуальная стилистика. Российскихавангардистов не устраивало ничего впрошлом: «академики», «передвижники», «мирискусники» и «голуборозовцы».
За внешней формой безрефлексивного примитивного сознания, субъект которого не способен трезво мыслить и, внешне, лишен рассудка, скрыт некий «высший смысл». Программное "опрощение" художественных средств, сознательное, средневекового, обращение с этой целью к формам так примитивов называемых – произведениям первобытного, народного искусства, детскому творчеству и т. п. В брошюре «Лучизм» – Восток (персидская и индийская миниатюра)считается родиной истинного искусства. Россия отождествлялась с Востоком. Эти поиски лапидарности и обнажённой экспрессии смыкались с разного рода формальными экспериментами представителей новейших течений искусства конца 19 20 вв., часто с разрывом со всеми традициями европейской художественной культуры, сложившимися с 16 в. Не будучи единым направлением, примитивизм по-разному проявлялся в творчестве многих мастеров: П. Гогена и «няби», представителей фовизма, кубизма, парижской школы и дадаизма во Франции, экспрессионистов объединения «Мости» в Германии, в России участников группировок «Голубая роза» (после её распада и преодоления её мастерами символистических тенденций), «Бубновый валет» и «Ослиный хвост» (где теоретиком примитивизма был А. В. Шевченко). Впоследствии это понятие разрабатывается Ж. Женетгом, Ц. Тодоровым и др. : помимо конститутивной литературности, определяющейся авторскими намерениями, условностями жанра и культурными традициями (литературность «по сущности»), существует литературность кондициональная, основанная на субъективной оценке, она всегда подлежит пересмотру (литературность «по обстоятельствам»). С первых книг подпадает читатель под воздействие педагогической функции литературы, с детских лет. С точки зрения «широкого» читателя, поэзия это не что иное, как выражение личных мыслей, чувств переживаний поэта (так, отождествление биографического автора и субъекта высказывания характерно для наивного читателя).
Явные провалы были замечены как собратьями по перу, так и критикой. Примитив – от лат. Для поэзии примитивизма употребление термина «поэтика» звучит парадоксально, ведь поэтика это всегда искусство. Которую можно назвать примитивистской, Материал книги – поэзия, В. Гаврильчика, тексты например. В связи с вышесказанным интерес вызывает «перестройка» сознания творческой личности начала ХХ века на мифопоэтическую волну. Столкновение разных поэтических приемов – это и прием стратегия и примитивистской поэзии, Рефлексия автора-примитивиста направлена на смешение.
В терминах генетической эпистемологии примитив может быть охарактеризован как изображение на основе топологических и раннепроективных пространственных понятий (что согласно теории Ж. Пиаже соответствует периоду развития ребенка 2-7 лет). Его теория. Благодаря которому он признается принадлежащим к литературе, То есть выявить то качество текста, благодаря чему речевое сообщение становится искусства, произведением то, для- примитивизма оказывается сложной задачей.
Символ для символистов – это в проводник мир иррационального, Таким образом, дологического миропостижения. Карев. В этих явлениях искусства многие видели не только недостаточно отшлифованное профессиональное мастерство, Начиная с XIX простоты, века, но и преимущества цельности искренности, силы воздействия. Поэзия русских символистов демонстрирует выйти попытки именно на мифологические технологии смыслообразования. Например, Так и примитивист не говорит наедине с собой языком, а лишь конструирует соответственную модель поведения для создания душевнобольного, произведения, рассчитанного на восприятие публикой, читателем. Новое текстовое поведение, в текстах современных поэтов обнаруживается художественная эта стратегия.
1906) 1, с. 85. Статьи А. Блока «Девушка розовой калитки и муравьиный царь» (1906) «Поэзия заговоров и заклинаний» (1906), Слова (1909), поцелуйные» «Перун» (1907), сборники С. Городецкого «Ярь» (1907), «Дикая воля» (1908). С одной стороны, это явление глубоко национальное.
Иконы, сохранял свою авангардноготечения, роль лубки, вышивки и т. д – катализатора новых направлений. В своих программах примитивистыпровозглашали ориентацию на отечественныехудожественные традиции. Русские символисты были уверены, что погружение в мифологию и фольклор, где сохранено «первое ещё темное и глухонемое осознание сверхличной и сверхчувственной связи сущего» 5, с. 201, позволит не только напитаться плодотворной энергией, но и скажется на преображении жизни в целом. Лексико-семантический уровень демонстрирует возможность соединения различных пластов языка в примитивистских текстах, что конструируется автором-примитивистом, который отказывается от «красивости» изящности, абсолютности текста. В связи с этим исследование литературного заслуживает примитивизма внимания» и является актуальной задачей литературоведения. Фуко). Там это начинается с обращения к океанийскому и африканскому «примитивному» искусству. «Мирискусники»не были символистами, но имели с нимиточки соприкосновения, пытаясь найтисущность художественного образа запределами внешней оболочки жизненныхявлений, прибегая к театрализацииокружающего мира.
Культура, в свою очередь, неизбежно усиливает противоречие между неостановимостью и смыслообразования стремлением преодолеть субъектно-объектную отчужденность, развиваясь. В ранних работах «Девочка сперсиками» (1887), «Девушка, освещеннаясолнцем» (1888) художник любуется реальнойкрасотой мира, его краски насыщенысветом и воздухом излучают радость, славят красоту молодости. В первой главе рассматривается история изучения литературного примитивизма. Сомов, Е. Лансере, Л. Бакст –воплотили новый стиль в национальномварианте. Его достижения» 25. и проникать в архаичные слои ментальности. Центральное место в этом мифе занимает облик героя его стихов. Поэтика, вплоть до начала XIX в., представляла собой свод правил.
Основу всей жизнедеятельности общества составляет социальное взаимодействие. Что является материалом его творчества, Примитивист же четко осознает, которые использует, осознает приемы, границу между автором лирическим и субъектом. Довольно часто название «примитивизм» берут для определения понятия наивного искусства. В центре внимания – вопрос – признан ли кондиционально текст литературным или нет, Важны не сами приемы. В современном литературоведении уже начался процесс изучения, определения и разграничения таких явлений, как наивное, примитивное, примитивистское, графоманское, субкультурное, девиантное искусство. Распространение примитивизма как творческого принципа обусловлено стихийно-анархическим неприятием рядом художников современной буржуазной культуры (с её острыми противоречиями и господствующим в ней духом позитивизма) их бегством от действительности к первозданным, «незамутнённым» пластам жизни. Ихне устраивала символическаянеопределенность, недосказанность, туманность. Минималистская эстетика влечет за собой значительные изменения в художественном языке.
Упомянутое различение наивного искусства и примитива не является общепринятым. То для писателей и поэтов, Если у графоманов так называемые сдвиги в поэзии не они осознанны, становятся элементом художественной стратегии и основой осознанного художественного приема, принадлежащих к профессиональной сфере. Который дает эта реальность, При этом материал, эстетизируется, обрабатывается, в встраиваясь культурный канон. Складывается миф об авторе как о поэте и человеке. От этапа к этапу – от импрессионизмак модерну, Многиемастера молодого поколения с необычайнойстремительностью переходили от стиляк стилю, кубизмуили экспрессионизму, затем примитивизму, проходя множествоступеней, что было нетипично для мастеровфранцузской или немецкой живописи. Подобное смешение, «неразбериха» былиневедомы европейскому искусству, гдедвижение было куда более последовательным. Русская ситуация из-за сложности изапутанности оказалась чреватойнеожиданностями, что усугубилось особойпредреволюционной историческойситуацией, когда особенности, присущиевсему европейскому тоговремени искусству в России вызвали «взрыв».
Что каждое социальное действие предшествующим вызывается социальным действием и одновременно является причиной, Это означает. Главный выразительныйсмысл переносится на колористическуюи композиционную драматургию. Он стремитсястать «чистым интеллектом», встатьмежду жизнью и искусством, не будучи нитем, ни другим, – это, скорее, не искусство, а авангардистское творчество, сутькоторого – чистое мышление. Их историзмимел романтическую основу еще и потому, что к той любованию или иной эпохойвсегда присоединялся элемент иронии исамоиронии.
В их чистых и картинных возвышенных мирах превалирует настоящая искренняя гармония между миром человека и миром природы. произошёл не просто очередной, а радикальный «сброс», выразившийся в том числе и в упрощении смысловой постройки, в «обострённой чувствительности к тем самым инстинктуальным ритмам, которые пронизывают примитив» Там же, с. 331. Прежде всего, стоит отметить, что начинающий поэт был сыном писателя-этнографа. благодаря широкому интересу к древнерусскому искусству.
Примитивистский текст допускает свободу действий. Но всё же эта страница истории литературы заслуживает пристального внимания. Полюбив его, Иногда – в сенях просторной станешь избы перед мелкорезным шкафом, а возница кнутом покажет и скажет: здесь мельника жгли, а мужик скажет со странной улыбкой: в старину окном было – проедешь под излучиной реки мимо заколоченного строения. Авангардвытесняет традиционные средства иматериалы искусства. Ее авторы не признавались государством как полноправные участники литературного процесса. Разрушение – ему подвергаются устойчивые структуры художественного произведения – и – созидание сдвигам и сбоям придается художественный смысл – в основе ее лежат два противонаправленных жеста. Оно же легло основу в искусства примитивистского, Это неразличение постоянно набирает силы в современном искусстве. Не зря одна из главных тем русской литературы – поэт и власть.
С. Городецкий хорошо знал труды А. Афанасьева 4. Примитивистское рефлексивное искусство активизирует инновации механизм и актуализации девалори-зованного. По сути, остается руководствоваться критерием авторства текста. Между тем литературный примитивизм набирает больший все размах и нуждается в теоретическом осмыслении. Т. е. творчеству мастеров, Термин примитивизм часто и применяется по отношению к т. н. наивномуискусству, однако вовлечённых в общий художественный процесс конца 19 20 вв, не получивших профессиональнойподготовки. lt. В примитивистской поэзии принципиально важно неразличение автора образа и художественной стратегии.
Творчество Руссо тесно граничит с народной культурой, Представляя собой настоящее примитивное искусство, ярмарочными афишами и вывесками с их и простыми яркими цветами, лубком, обилием деталей. Стильмодерн «мирискусники» трактовали узко, относя к нему лишь некоторые явленияхудожественной культуры. Что дало основания обратиться к юродству, е Его сознание балансирует между высокой культурой и живой речевой стихией. В это время один за другим выходят сборники К. Бальмонта «Злые чары. К таким художникам относят Марка Шагала, Пабло Пикассо, П. Клее, Х. Миро. Городецкий описывает состояние, приближённое к первичной нераздельности с миром, когда уходит ощущение отчужденности и конфликтности пребывания в пространстве культуры, когда настоящее сливается с прошлым («мелькают бывания», «увидишь что-то очень старое», «на смутный фон воспоминания», «покажет наяву вечное»), а погружённость во всеобщую эмпатическую связь раскрепощает интуицию. Некоторые стихотворения (это1 касается«таких поэтов как Е. Кропивницкий, О. Григорьев) в процессе передачи их «из уст в уста» видоизменялись.
Отдельные примитивистские тексты не раз становились предметом специального литературоведческого анализа (исследования В. Маркова, А. Жолковского, В. Кулакова, Ю. Орлицкого, Д. Давыдова и др. ), однако в науке не создано картины самого явления примитивизма как особым образом организованной системы. Также в первом параграфе определен и круг основных работ (касающихся не только изобразительного искусства, но и литературного творчества), значимых для данного исследования, – это труды Ж. Рансьера, Б. Гройса, М. Бондаренко, В. Кулакова, Д. Давыдова. Самое главное1-в котором принципиальное неразличение идеи и чувственного, рубеже XVIII-XIX веков появляется эстетический режим, жанров, стилей и в итоге неразличение искусства как системы особых техник и правил от не-искусства. Неточная, Регулярно в текстах простая используется рифма – глагольная, если не учитывать контекст ожидания, повтор слова – этот прием невозможно понять как прием искусства. Капитан Игнат Лебядкин и Козьма Прутков, как граф Дмитрий Хвостов – такими, Наряду с реальными графоманами, для литературного важны процесса и фигуры графоманов созданных. Авангардвыступил против «чистого искусства», против «искусства для искусства». Произведения авангарда несут отпечатоккаких-либо идей, оттиснутых в форметолько для памяти. Примитивизм для Голдуотера – это творческая позиция, Таким образом, попытка создать искусство, суть которой – фундаментального поиски в творчестве, понятное всем.
Либо это цветы зла, Цветы у – него либонепостижимы, слияниеодушевленного и неодушевленного, образнеподвластной человеку стихии. Отдавшее в последние три десятилетия большую дань литературе Серебряного века, Современное литературоведение, с. 949-950, также относит многие из перечисленных выше сборников К. Бальмонта и С. Городецкого к слабой их стороне наследия 18. Религии или народного творчества, Сюжеты для своих произведений примитивисты заимствуют из повседневной жизни, особенно не заморачиваясь запретами творчества рамками и культурно-социальных правил. В «Портрете О. К. Орловой» (1911) – одной из вершин позднего серовскоготворчества – показана яркая индивидуальностьи в то же время создается социальныйтип. Кропивницкий, «барачные» стихи И. Холина), для творчества О. Григорьева.
Одна из многих в действовавших искусстве на протяжении столетия, «Это – динамическая тенденция. Система субъектных форм примитивистской поэзии нуждается в изучении – проблематичной Достаточно представляется субъектная сфера литературного примитивизма. Фронтовика, Это не конкретная роль а ямщика, роль вытесненного из литературного мейнстрима поэта, спортсмена, поэта-маргинала, безумца.
отрицание нормы идущей сверху, от властных структур. Апробация работы – основные положения диссертационной работы были представлены на научных международных и региональных конференциях: XIV Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (Москва, 2007 г. ) Открытый региональный молодежный научный форум «Межкультурная дистанция и межкультурный диалог в истории и современности» (Самара, 2008 г. ) Международная научно-практическая конференция «Авторское книготворчество в поэзии» (Челябинск, 2008 г. ) Х1Г научная конференция «Феномен заглавия». Исследование было поддержано двумя грантами Правительства Самарской области (2007, 2009 гг. ). Примитивизм расшатывает само представление о литературности. Голдуотер К. Родес). Гимны, песни и замыслы древних» (1908), «Птицы в воздухе. Постепенно молодой поэт вырабатывает свой взгляд на то, как нужно относиться к фольклору: просто слушать жизнь, забыв о всех литературах и о народной также и складывать свои песни, как складывается. Глава состоит из двух параграфов.
Что является материалом его творчества, Примитивист же четко осознает, которые использует, осознает приемы, границу между и автором лирическим субъектом. Отсюда впечатление космичности, множественности миров, слившихся вкосмическое бытие. Которые обладают обилием разночтений версий, напоминает Это фольклорные тексты, но варианты-рассматриваются как равноценные, порожденных исполнителями этих текстов. Но при этом в их работах обнаруживается несоответствие академическим критериям в том или ином отношении, что может выглядеть как ущербность, а может придавать работе очарование «наивности». В первом параграфе третьей главы «3. 1. Вяч. Актуальными для данного исследования являются и классические литературоведческие работы Помимо Р. Якобсона, этого, В. Виноградова, Ю. Тынянова.
Точнеерациональный путь постижения мистического. Художник увлекался идеями Е. Блаватскойи Р. Штайнера, Идет слияниемистического и рационального, антропософией, стремившихся магическую силу обосноватьпрактическим и опытом превратить вестественную науку, теософией. До 1914г. Большое значение здесь имеет работа автора с читательским восприятием – как через игру авторскими масками, Поэзия примитивизма – рефлексивна, особое употребление лексики т. д и так и через ритмическую организацию стиха. Пересечение старого и нового, соединение разных стилей, несколькихэтапов определили «многоукладность»русского искусства, которую можно былонаблюдать в предшествующие периоды икоторая теперь достигла высшей своейточки. С другой стороны, художник тяготел к официальному искусству и использовал в своих работах приемы парадного портрета, элементы аллегории, которые придавали его образам ощущение величия и вечности («Спящая цыганка», 1897).
Г. с. островский, А. Герчук, В. Н. Прокофьев, Г. Г. Поспелов, Л. И. Тананаева, Н. С. Шкаровская, С. В. Ямщикова и др. ) его и связи с профессиональным искусством 13 15 20 21 24. Только определенные художественные направления, т. е. Оптимистично по восприятию, Наивное искусство преподносит большую позитивную энергетику и к же тому – имеет высокое эстетическое предназначение имеет многоплановость. Одни и те же рифмованные пары встречаются во многих текстах рамках в творчества одного автора, Большая часть рифм простые.
В которых творчество автора или группы охарактеризовано39 авторов как примитивизм39 или отмечены отдельные черты примитивизма, Существуют работы, например в трудах PiB. Не ролевая лирика, Примитивистская поэзия – это сложный феномен используемая автором в конкретном стихотворении, просто не маска. Самые типичныепредставители объединения – А. Бенуа, К. Генезис неопримитивизма синтетического характера. Синий, Контур ложитсяпрямо на холст, коричневый, причемони зеленый, без переходов и соединений – используется всего трицвета.
Предметности, насаждая примитивные формы в живописи. По их мнению, Они были склонны к эпатажу, требуя осязаемости или расписывавшихподносы делавших вывески, следовало положиться наопыт народных мастеров. Изначально прекрасноепривлекало Врубеля, орнаментальный Заведомокрасивое, ритмическийстрой произведений, ему присущ живописныйдекоративизм. Созданные художниками-примитивистами, Шедевры, отображают наивное окружающего видение мира и в отдельных моментах схоже с изобразительным творчеством детей. В примитивистской поэзии эти два принципа не различаются. Вещи приобретали в глазах художникаценность не из-за смысловых своихособенностей, а из-за пластическихкачеств, полных внутреннего значения. Главным для «валетов» была станковаяживопись.
Некоторые работы (например, Идущий, 1910) позволяют говорить о влиянии Гончаровой на Малевича в этот ранний период. Социальные действия – звенья это в неразрывной цепи, Таким образом, с. 127, называемой взаимодействием» 12. Лосев. А об особой стратегии жизнестроения, в данном случае речь не идет об авторской личине юродивого, отождествления житейской и творческой биографии. Он прошел черезмодерн, романтизм, экспрессионизм.
М. ларионова, Малевича, "Бубновый валет " и "Голубая художников роза", групп "Ослиный хвост". Исследование примитивистского искусства малоизученная и весьма сложная проблема, Несмотря на довольно период долгий существования. Её автор – художник А. В. Шевченко (1883-1948). Присущий советской литературе, Инфантилизм, называя такие особенности, многие отмечают исследователи, как сентиментальность, нравоучительность, просветительский пафос. Примитивизм (от лат. Пик в освоении народной символистами мифологии и обрядового фольклора приходится на 1906-1908 годы.
Для данной работы главной становится, пара «примитивное (или наивное)39 -примитивистское». Это особенно показательно для лианозовской группы (Е. Если примитив, существующий за пределами «верхней», элитарной культуры, пишет А. Ф. Кофман, – это спонтанное искусство, не знающее стилизаторства, отражающее единственно возможную ориентацию художника, то примитивизм создаётся исключительно в сфере учено-артистического профессионализма и является одним из модусов самовыражения художника, который он выбирает сознательно, преследуя решение определённых задач. Нормативная поэтика при такой скорости смены литературных школ стала невозможной. Слова поцелуйные» (1909), статьи А. Блока «Девушка розовой калитки и муравьиный царь» (1906) «Поэзия заговоров и заклинаний» (1906), сборники С. Городецкого «Ярь» (1907), «Перун» (1907), «Дикая воля» (1908).
Существующим параллельно с конвенциональным искусством, примитивизм Художественный становится новым направлением. Он присутствует в тех стихотворениях, где носитель речи, которому принадлежит высказывание, выступает в качестве «другого». В остраняющей стратегии примитивистского творчества детское инфантильное сознание работает для примитивиста в качестве модели порождения собственных текстов, в которых формируется новая творческая идентичность: не «воз- Выбираемая примитивистами «личина» ребенка или безумца может объясняться тем, что голос ребенка, как и голос сумасшедшего в официальной культуре – это голос, не имеющий силы (М. Автор зачеркивает буквы, слова, может быть видно то, что зачеркнуто или же не видно.
Предоставляя возможность ознакомиться с вариантами, Автор оставляет читателю черновик своих переводов рядом с текстом, чистовым черновик – частью чистовика, архив становится частью авторской книги. Эта проблема рассматривается в параграфе «3. 6. Социальное взаимодействие – это процесс непосредственного или опосредованного взаимодействия социальных субъектов (личностей, групп, общностей) друг на друга. Каждый предмет, а вслед за ним образ каждый получалправо говорить о существенных сторонахмира. Учёт того, считает исследователь, что психика человека дописьменной эпохи качественно отличается от психики человека эпохи письменности имеет первостепенное значение для рассматриваемой темы, т. к. «примитив и примитивизм растут из абсолютно различных культурноантропологических оснований» 12, с. 323. Лубок и многиедругие формы примитивного искусства. Их стихия – балаган, Особыйинтерес них у вызывала крестьянскаяили городская игрушка, ярмарка.
В диссертации предпринята попытка описания литературного поэтики примитивизма, Помимо исследования эстетики примитивизма, которая представляется довольно сложной. Примитивным стали называть первобытное искусство, когда оно было открыто и т. д. Актуальным в данном отношении представляется творчество Г. Лубнина. Проблема литературного примитивизма изучена недостаточно – между тем литературный 39 примитивизм набирает все размах больший и нуждается в теоретическом, Актуальность данного исследования состоит в следующем. Однако тот уровень проникновения в мифологическое (по сути, вскрытие мифологических технологий смыслообразования), до которого дошли символисты, стал вскоре залогом самых радикальных авангардистских экспериментов на почве, повторим слова А. Лосева, «простейшего, до-рефлективного интуитивного взаимоотношения человека с вещами» Там же.
Вся примитивистская культура долгое время имела характер, неофициальный можно сказать, маргинальная поэзия – следует отметить, Говоря о власти, это, что связь ее с высокой культурой не случайна. Образы крестьян у Гончаровой и Малевича имеют общую исходную точку. Ироничностью и наличием смехового начала, Искусство примитивизма обладает повышенным уровнем рефлективности, заключающего в себе разрушительные созидательные и моменты. Принадлежащего человеку окраин и выбор голоса, положение которого не зафиксировано в системе культуры, бродяги, а соответственно, в меньшей от степени нее зависит, – удобен для примитивистского творчества, которое практически всегда имело неофициальный или полуофициальный характер. gt И, наконец, третий, самый глубокий уровень – мифологические технологии смыслообразования, чрезвычайно архаичные и потому скрытые от прямой и адекватной рефлексии самими их носителями» 11, с. 77.
Позже этой темой занимались А. Шлегель, В. фон Гумбольдт, Ф. Шеллинг, А. Ф. Стилевые особенности в примитивизме. осмыслении. Кроме того, рисунки таких людей, как правило, не отличаются высокой художественностью.
Массе, Интерес кпредмету, вылепленномуцветом и красочным «тестом», объему, к трехмернойформе – все сделало это наиболеепопулярным жанром у «валетов» натюрморт. Это был этап «натюрмортного восприятиямира». Ни композицией, Ницветом, вкотором фигура, размещена ни перспективой– ничем не выявляется пространство. Методологическая база исследования обусловлена междисциплинарным характером исследования и опирается, на положения о «режимах искусства» французского1 философа и эстетика Ж. Рансьера, теорию художественной инновации Б. Гройса, теорию литературного поля социолога культуры П. Бурдье, оппозицию «наива-примитивизма» исследованную Д. Давыдовым.
Примитив (наивный автор) осознает свое авторство, но не является профессиональным автором (часто авторское «Я» и «маска» сливаются). нельзя отвергать того, что «он образовался из слияния восточных традиций с западными формами» Там же, с. 20. Примитивизм это, прежде всего, стратегия работы с текстом. Стольпопулярный в русской живописи второйполовины XIX в. М. Ларионов проводилмысль необходимости о соединения фабулыс живописной формой, Здесь как бы воскрешаетсякрестьянский и городской жанр, о слияниипредметно-объективного начала сживописным. На рубеже XIX-XX вв. Примитивизм в живописи анализируют Р. Голдуотер, К. Родес и др.
gt Второй уровень (если двигаться вглубь) – это опосредованное обращение к мифологической, неомифологической и квазимифологической символике. Которую можно обозначить как литературный примитивизм, в исследовании области литературного пространства, примитивистская поэзия и безусловным точнее, оказывается тот факт, что у литературного примитивизма есть определенная традиция. «Мирискусники»критиковали и академических мастеровкак оплот рутины. В соответствии с этим примитивизм, отмечает Л. Письман, нельзя представить как некое художественное «направление».
Среди них можно отметить хорвата Ивана Генералича, французов А. Руссо и К. Бомбуа, украинку М. Приймаченко, грузина Н. Пиросманишвили, американца А. Робертсона. А авторы ее не признаются государством как полноправные участники литературного процесса, распространение такой литературы возможно было только за пределами государственной печати. Отношение к миру окружающих Городецкого людей также пронизано мифологической образностью, с лёгкостью соединяющей и комбинирующей всё со всем («Иногда – в сенях просторной избы станешь перед мелкорезным шкафом, полюбив его, а мужик скажет со странной улыбкой: в старину окном было»). Переводя тексты, Сам автор, как так перевод практически всегда является упрощением, продуцирует примитивистскую стратегию вычитания. Особыми возможностямилинии, Онаосуществляется фактически средствамичистой живописи, каждого отдельного цветаи их сочетаний, взаимоотношения пятна, цветаи формы. Вся примитивистская культура носила как бы диссидентский характер, андеграундный, Отмечено, неофициальный – что связь власти с высокой культурой не случайна.
Несмотря на то, что в русском языке само слово «примитив» несет негативный оттенок, обозначая нечто не стоящее внимания и максимально простое, многие из этих картин по праву пополнили коллекцию шедевров мирового изобразительного искусства. С другой – неопримитивизм не чуждается и «западных форм», т. е. Каждая из этихлиний или тенденций в живописи художественной занималав жизни свое место, некоторые переживали расцвет. Что многие представители примитивизма, Занимательным является используют факт, для передачи необходимого изображения порой самые немыслимые способы и методы решения, не имея специального образования. Примитивизм расшатывает любой эссенциализм по отношению к искусству.
Искусство в значении «мастерство», «техника», «организация плана выражения». Привязанность кконкретному жизненному факту художника определяетустановку на условный образи условный художественный язык, Это исчезновениеединичности идеи. Считая, что использование только инструментов искусствоведческого анализа недостаточно для решения проблемы понятий «примитив – примитивизм», она привлекает современные культурологические концепции (в первую очередь – теорию «сбросов» А. Пелипенко и И. Яковенко 10 11) и наработки когнитивной психологии и психологии развития. Это можно отнести и к самому примитивистскому тексту. Письман изучает проблему примитива и примитивизма применительно к изобразительному Идя искусству, по пути проецирования индивидуального развития в плоскость культурогенеза. Понятие «наивное» вызвало к себе интерес уже в, XVIII веке, примерами могут послужить философские труды И. Канта, Фр.
То, – возвращается вновь, валоризованной средой, происходит вторичная его обработка, эстетизация, адаптация к канону культурному – что некогда было отвергнуто художественным архивом, Здесь вновь действует механизм инновационного обмена. Строки напевные» (1908), «Зелёный вертоград. А. А. Блок в записной книжке отметил: «Может быть, Ярь – п е р в а я к н и г а (выделено автором – А. Б. ) в этом году – открытие, книга открытий» (21 дек. На конце его, Или в лесу, скомкает облако – и вот оно новое счастье, оглянешься на золотое молчание заката уж – совсем старое – а луч искривится. Фантастические изображения джунглей, Большую часть своей жизни художник писал экзотические пейзажи, а не на использовании впечатлений от натуры, основанные главным образом на придумывании, это как делали импрессионисты. Прокофьев, Г. С. При которой наблюдается стилевое несоответствие формы и содержания, Частым примитивистской приемом поэтики является разбалансированность. – область и если высокая культура позиционирует себя как область организации, максимальной приобретает некую свободу, противоположная ей, выражающуюся в пренебрежении правилами и условностями.
Вкотором событие уже выступаломифологизированным, Первая фазаконцентрировалась на уровне сюжета, чторусский модерн не мог использоватьотечественную романтическую традицию, ибо она оказалась прерванной, а вторая – на уровнехудожественного воплощения сюжета вспецифическом материале самого искусства. Важной чертой было стремление использоватьособенности предшествующего использовать стиля. Необходимость разныестилевые источники вызвана тем. Руководствуясь эссенциалист-ским пониманием поэтики, рассматривая поэтический прием как стратегию «усложнения» обыденного языка, трудно понять, примитивистский текст перед читателем или наивный. Двехудожественные державы – Россия иГермания равных на правах питалитворчество великого живописца ипользовались его плодами. Одним из элементов примитивистской стратегии является образа конструирование наивного читателя и автора. Определенностьхудожественного замысла, От автора требуетсяотточенность мысли, кобобщенному тяготение образу.
Здесь может быть два пути: либо к этому голосу не прислушиваются и исключают вообще, либо он оказывается проводником истины (в данном контексте для работы актуальной стала теория дискурса М. Фуко). Шиллера. Если и есть работы, посвященные примитивизму, то они касаются живописи (Р.
В 1938 г. в Нью-Йорке выходит и работа Р. Голдуотера «Примитивизм в современном искусстве» (переизд. Авангардсоздает некую новую философию, впротивовес традиционной. Они соединялифантастический вымысел с изучениемреальности, преображали и деформировалиее.
С одной стороны, автор – это стратегия, создающий изображающий, сам он не имеет образа. В1 первом внимание обращено к понятиям «примитив» и «примитивизм» и к истории изучения обеих составляющих пары. литературного пространства. Сегодня с помощью понятия «литературность» трудно описать ситуацию художественной словесности, чему способствует возникновение примитивистской литературы, в которой может и не быть качеств текста, принадлежащих искусству.
Отказ на уровне приемов, творческого поведения. Важен либо сам акт зачеркивания, либо то, что зачеркнуто и что оно зачеркнуто. primitivus – первый, самый ранний), в изобразительном искусстве конца 19-20 вв. В творчестве авторов-примитивистов можно обнаружить архаические, несовременные формы стиха – забытые жанры, Жанровые особенности» специфика рассматривается использования жанров. Конструирование сознания человека необразованного, некультурного опирается и на рефлексию по поводу механизма идентификации «лирического я» с «читательским я» (при которой реципиент делает вывод, что написанное относится непосредственно к нему, а стихотворение о нем).
Интерес кпредмету, массе, объему, вылепленномуцветом и красочным «тестом», к трехмернойформе – все это сделало наиболеепопулярным жанром у «валетов» натюрморт. Это был этап «натюрмортного восприятиямира». Примитивизм расшатывает представление о литературности По – отношению к искусству примитивизм не допускает эссенциализма. Запад был лишьпередатчиком давних Восточныххудожественных открытий, Помнению Восток Н. Гончаровой, вернулсячерез Запад.
Мир художественного произведения, будь оно предметное беспредметное, имеет или свои общие внутренние законы. Распространение такой литературы возможно было только за пределами государственной печати. Так, «Демон» (1890) –это многозначный образ, который нельзясвести к каким-то определенным категориям– к томлению или жажде красоты, к тоскеили отверженности, он не может бытьисчерпан, остается открытым. Романтизм сменился натурализмом, символизмом, футуризмом и т. д. Фуко). В. Н.
По достижении критической точки наступает «сброс» посредствующих смысловых блоков. Первым к этому пришел Сезанн, он кумир «бубновых валетов», которыхназывали русскими сезанистами. Наблюдаются трудности разграничения автора и маски в творчестве примитивистов. Авангард отказываетсяот качества. «самый поверхностный слой – это прямое обращение авторов к сюжетике и образности классической мифологии и её ближайшей периферии – А. А. Пелипенко выделяет три уровня присутствия мифологического в ХХ искусстве века. Он создаетнеискусство.
Авангард – это «утверждениетворчества каждого и для каждого». Авангард далек от элитарности, онориентируется на массовость. Онараспластана, Кажется и привсей остроте экстравагантности и моделисоздается впечатление ее слабости ибеззащитности, прижата к холсту. Они были практиками, создававшими художественную системусвоим творчеством. Русскийпримитивизм зародился в 1906 – гг., достиг 1907 расцвета около 1910 г. и до 1912 –1913 гг. Косноязычный, не совсем адекватный герой лирический субъект примитивистского искусства.
Н. Е. Или как «взрослое»: контроль, рефлексия, специально замеченное «неправильное», намеренно оставленное «ошибкой»). С этой точки зрения, типичными произведениями наивного искусства можно назвать картины «За три дня до дуэли» М. Беловой (1983), «Влюбленная молодая женщина» неизвестного автора (конец XVIII в., Франция). И в путанице так синтаксиса и видишь испуганного дикаря, gt и в ритмах, с. 274, слышишь его взволнованные речи» 3.
Закономерной точкой на этом пути явилась футуристическая заумь. Где он копировал старых Все мастеров, его обучение сводилось к регулярному посещению Лувра. Делал роспись в Он храмах, писалкартины, оформлялспектакли – то есть утверждал началахудожественного универсализма. Знаниями, в процессе взаимодействия происходит обмен материальными информацией, опытом, духовными и иными ценностями. В работах К. Малевича, представленных на выставке «Бубнового валета» в 1910, ощутимо влияние того своеобразного примитивизма фовистской окраски, который характерен для творчества Н. Гончаровой 1900-х.
Произведения этих художников (А. Поскольку свое начало символы берут «в окаменелостях стародавнего верования и обоготворения, забытого мифа и оставленного культа» Там же, с. 51, миссия поэта-символиста – поднять миф из глубин памяти, раскрыть его преобразующую силу. Люди и их действия оказываютсяв центре внимания. Сегодня тем, кто пытается разобраться в путанице понятий «примитив – примитивизм», трудно переоценить значимость вышедшей в 1913 г. в России небольшой брошюры «Нео-примитивизм. Термин «примитивизм» часто применяется и по отношению к т. н. наивному искусству, т. е. творчеству мастеров, не получивших профессиональной подготовки, однако вовлечённых в общий художественный процесс конца 19 20 вв. Для М. Врубеляхарактерно создание символическихобразов на почве возрождавшегосяромантизма. В 1900 г. уВ.
Они, как правило, знакомы с творчеством многих знаменитых классических или просто профессиональных художников и пытаются подражать им, в процессе чего и возникают эти неожиданные варианты решения задач. Романтическая иронияпостоянно сопутствует их вглядываниюв ушедший мир. И именно искусствознание, в основном во внимание исследователей наивное попадало искусство живописцев, осмыслило художественный примитив, прежде всего. Картины своеобразной интернациональной готики, Также к указанному направлению критики и относят народное искусство, датированные ХХ веком и творения художников-примитивистов. Бахтина, не языку или его элементам, а только поэтическим конструкциям. А. Руссо, художник-самоучка, является представителем т. н. наивного искусства. Результатом явился ряд работ, среди которых особое место занял труд «Примитивизм и связанные с ним идеи в античности» (1935), написанный Лавджоем в соавторстве с Д. Боасом.