Художники примитивизма очень разнообразны и Я уже писала немного о Бабушке Мозес во вступительной статье о наивном искусстве. Федотова Наталья Фагимовна "Примитивизм: к вопросу о понятии" Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Данный подход к примитивизму, основанный на понимании авангардно-модернистского искусства, предлагаемом смыслогенетической культурологией, представляется весьма продуктивным.
Вопросы теории и практики статьяавторФедотова Наталья ФагимовназаглавиеПримитивизм: к вопросу о понятииизданиеИсторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. 1923, Париж, Музей декоративного искусства Выставка туземного искусства колоний Африки и Океании 1984, Нью-Йорк, Музей современного искусства (МоМА) Примитивизм в искусстве XX столетия. Особенность индивида или соц Энциклопедия социологии ПРИМИТИВИЗМ, в искусстве конца 19 начала 20 вв.
Федотова Наталья Фагимовна Примитивизм: к вопросу о понятии // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. 11 Гончарова Наталья Сергеевна (1881-1962) Неопримитивизм Гончаровой – огромный вклад ее в искусство начала XX в. Вдохновение художница черпала в русской иконе, народных лубочных картинках, в языческих идолах, каменных бабах. Считается, что корнями примитивизм уходит глубоко в детство всего человечества – в те времена, когда все люди были неотделимы от искусства. Направление этого движения – переход от натурализма к условности, от изысканности к опрощению, от модернистской изощренности к примитивизму – было тем же, что и в европейском искусстве.
Федотова Наталья Фагимовна "Примитивизм: к вопросу о понятии" Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Федотова Наталья Фагимовна Примитивизм: к вопросу о понятии // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Направление в искусстве, 8230 Исторический словарь галлицизмов русского языка совокупное название тенденций в художественной культуре (главным образом 20 в. ), опирающихся на архаические, примитивные формы творчества: первобытное искусство, традиционное творчество народов Африки, Америки, Океании или местный крестьянский и8230 Большой Энциклопедический словарь ПРИМИТИВИЗМ, примитивизма, мн. Примитив, взятый на вооружение профи в искусстве, становится новым явлением, внешне родственным наивному искусству, но по своей сути профессиональным достижением, новым формообразованием, сочетающий в себе многообразный опыт различных слоев культуры, который мы называем неопримитивизмом.
Втораяполовина 19 в. – эклектика, национальныеи исторические стилизации (Фаберже, работы Строгановского училища, Абрамцевских мастерских). А изучение живой природы и работа по впечатлению, Шевченко Для примитивизм -это не копирование, примитив, благодаря чему и стали когда-то возможны лубок икона, которые, по мнению автора, передают наиболее непосредственное восприятие жизни. Бессмысленный набор звуков в произведениях А. Кручёных предстает как мучительная попытка первого на земле человека что-то произнести: «Та са мае // ха ра бау // Саем сию дуб // Радуб мола // аль» 14, с. 207. Которая присуща только тем, Главным заданием представителей этого было направления найти чистоту восприятия мира, кто не испорчен влиянием благ современности. В 1885 г., на сорок втором году жизни, художник впервые выставил свои картины в Салоне Независимых.
В их чистых возвышенных и картинных мирах превалирует настоящая искренняя гармония между миром человека и миром природы. Образ величия, стабильности. В следующем десятилетии style negre (негритянский стиль) станет феноменом, оказывающим влияние на моду, музыку, театр и дизайн. Это одно и тоже. Кубизмв скульптуре: составление фигур изстереометрических элементов. Шедевры, созданные художниками-примитивистами, отображают наивное видение окружающего мира и в отдельных моментах схоже с изобразительным творчеством детей.
нельзя отвергать того, что «он образовался из слияния восточных традиций с западными формами» Там же, с. 20. Интерес к такой народной стилизации возник благодаря творчеству Поля Гогена. Представляющих самые разнообразные жанровые Такие течения, качества неоднократно примитивной живописи привлекали огромное внимание к себе художников. В 1938 г. в Нью-Йорке выходит и работа Р. Голдуотера «Примитивизм в современном искусстве» (переизд. Который в последующие десятилетия приближает вплотную к определению роли примитива в отечественном искусстве ХХ века (Ю, На этом пути постепенно формируется тот контекст. Примитивизм – стиль, появившийся с начала ХХ века в европейском и русском искусствах.
Мир Руссо – это мир образов, не стесненных условностями, рожденный буйной, но наивной детской фантазией и манерой письма художника, где переплелись интенсивный цвет, четкие формы и тщательно выполненные детали («Заклинательница змей», 1907). Представлениев реальности, Перформанс– символическое действие имеющее художественноепрочтение. В соответствии с этим примитивизм, отмечает Л. Письман, нельзя представить как некое художественное «направление».
В последнем случае неизбежен момент стилизаторства. Неотличимая на раннем этапе, Вторая, условных формах, также выражает себя в обобщенных, однако целью ее является лаконичная форма как универсализация таковая, формы, ее упрощение. Освоение новых способовхудожественного мышления, в 20 углубление векепроизошло и расширениемышления, отличных отобыденного видения мира. «он любит и умеет говорить о давно прошедших временах, Так их пользоваться образами – Н. Гумилёв пишет об одном из произведений В. Хлебникова. Некоторые работы (например, Идущий, 1910) позволяют говорить о влиянии Гончаровой на Малевича в этот ранний период. Г. с. островский, А. Герчук, В. Н. Прокофьев, Л. И. Тананаева, Г. Г. Поспелов, Н. С. Шкаровская, С. В. Ямщикова и др. ) и его связи с профессиональным искусством 13 15 20 21 24. Произведения этих художников (А. Закономерной точкой на этом пути явилась футуристическая заумь.
Дж. Пакстон (Англия), Кристалл-Палас (1851) –экспозиционный павильон для Всемирнойвыставки в Лондоне. Поскольку в России слово «примитивный» имеет не очень приятные ассоциации, то между критиками существует негласное правило – называть этот вид направления все-таки наивным искусством. Развитый человек ХХ в. испытывал вспышку озарения, Погружаясь в культурное и психологическое архэ, с. 331-332, катарсис Там самоузнавания» же. Конец 19 –начало 20 в. – стиль «модерн» – органикаформ, парадоксальность материалов. Примитивизм (от лат.
Программное "опрощение" художественных средств, сознательное, средневекового, обращение с этой целью к формам так называемых примитивов – произведениям первобытного, народного детскому искусства, творчеству и т. п. Для художественного образования20 века, формообразования Значениеабстрактного длясложения языка современной архитектуры, дизайна. Трокадеро в Париже, Художники Фолькеркунде путешествовали, музеум в Дрездене и Британский музей в Лондоне – а много чаще – посещали этнографические музеи. Руссо служил в парижской таможне, откуда и пошло его прозвище Таможенник.
Несомненно, Учёба на историкофилологическом факультете Петербургского университета, также внесла лепту свою в развитие интереса к фольклору. Макс Эрнст (Германия) –абсурдные коллажи из книжных иллюстраций19 века. Некоторые из них (французы А. Руссо, К. Бомбуа, грузин Н. Пиросманишвили, хорват И. Генералич, американка А. М. Робертсон и др. ) создали истинные художественные шедевры, вошедшие в сокровищницу мирового искусства. Но всё же эта страница истории литературы заслуживает пристального внимания.
Это понятие используется в нескольких смыслах и фактически тождественно понятию «примитивное искусство». Конструкция есть в любомвиде изобразительного искусства (материалы, техника) изобразительное (образное) начало есть в любой конструкции (ассоциативные эмоциональные и смысловыезначения). Программное упрощение художественных сознательное, средств, средневекового, обращение с этой целью к формам так называемых примитивов – произведениям первобытного, народного искусства, детскому творчеству и т. п. То эта задача вполне может быть выполнена в технике примитивизма, Если считать задачей передачу художника зрителю неких эмоций и настроений посредством художественного полотна. Искусство в исполнении детей чрезвычайно подвижно в плане смысла и практически не нагрузки несет культа. У Ван Гога были японские гравюры, у нас – Африка, – писал Пикассо.
Которые состоят в отсутствии перспективы, линейной Почти все произведения этого вида художественного искусства имеют общие черты изображения. На рубеже XIX-XX вв. Как особого художественного направления, Именно с появлением примитивизма, стало возможным объединение направлений новейших искусства и народные традиции. Р. 17, Однако формы и функции примитивного глубоко искусства отличны от форм и функций европейского» Ibidem.
Это связано, в первую очередь, с тем, что «искусство примитива – явление сложное, разветвленное, многосоставное, не допускающее его интеграции в рамках однозначных дефиниций» и рассматриваемое в широком диапазоне явлений. «Примитив» обладает собственными чертами, которые сохраняются на различных уровнях: изобретательность, самобытность, наивность мировосприятия. Объёмно-пространственные (архитектура, скульптура), Искусства:временные (литература, музыка), пространственные или пластические, комплексные (танец, театр, кино, книга). Пространственные (пластические)искусства: плоскостные (графика, живопись), комплексные (декоративно-прикладное искусство). Видыпространственных изобразительные (живопись, графика, скульптура)конструктивные искусств: (архитектура, техническийдизайн) комплексные (декоративно-прикладноеискусство). Спектр предложенных до этого времени определений широк и разнообразен: это искусство именовали «примитивным», «провинциальным» и «непрофессиональным». Наивным и детским взглядом на мир пронизаны и творения выдающегося французского мастера Руссо Анри – одного из наиболее ярких представителей этого направления. Пикассо, Мухина.
С другой стороны, художник тяготел к официальному искусству и использовал в своих работах приемы парадного портрета, элементы аллегории, которые придавали его образам ощущение величия и вечности («Спящая цыганка», 1897). Г. Юккер (Германия) – гвоздии другие обыденные предметы как материалыи предметные символы. Конечно, сами символисты ни в коем случае не покушались на поэтическое в мифе и фольклоре. Просто слушать жизнь, Постепенно молодой поэт вырабатывает свой взгляд на то и о народной также, забыв о всех литературах, складывать и свои песни, как складывается – как нужно относиться к фольклору.
– влияние примитивного искусства натворчество художников-профессионалов. Превращение неумения в формальнуюхудожественную систему со своимиправилами (условное плоскостноеизображение, характерное искажениеформы, простой цвет). Рациональныеобъёмно-пространственные решения, свободная планировка, Формысооружений заданы и функцией конструкцией. Эстетика конструкции, Эстетика чистой формы, отрицание декора, асимметрия, динамика форм. Отход отбуквального сходства изображения инатуры. Может изменяться, Социальное взаимодействие может иметь различное содержание, непосредственно или опосредованно, может осуществляться прямо, но его основа всегда межсубъектна 4 5 10-12. «Не делая дела, не читая, живу на горке и слушаю Пана.
Консервативноенаправление (существовало и на Западе, наиболее ярко представлено в России иГермании). Несходство как с немецким, так и с французским вариантами очевидно. В современном искусствоведении до настоящего момента определение понятия «примитив» остается дискуссионным. Без учётанаправления светового потока, растяжками Объёмпередаётся цветового тонаот тёмного к светлому. Присущи примитивизму, Многие именитые художники хотя бы раз своей в творческой жизни использовали некоторые приемы или методы.
Картины своеобразной интернациональной готики, Также к указанному направлению критики относят и народное искусство, датированные ХХ веком, творения и художников-примитивистов. РенеМагрит (Бельгия) – парадоксальнаякомпоновка банальных образов средствамиакадемической художественной системы. Похожие на маски-апотропеи лица двух справа фигур вдохновлены экспонатами этнографического музея Трокадеро. Жанры –натюрморт, архитектурный вид, человеческаяфигура.
Пользуясь которыми Гоген новый создал образ художника, Понятия примитивный или дикий, соединили все идеи и фантазии на тему мифа о сотворении мира. Что в нём зафиксировано понимание примитивизма с позиции творческой личности, Ценность издания этого в том, находящейся непосредственно в эпицентре русского художественного авангарда. Явные провалы были замечены как собратьями по перу, так и критикой. Примитивными первоначально называли явления искусства, соответствии в со значением слова, относящиеся к ранним стадиям развития художественных стилей. Статьи А. Блока «Девушка розовой калитки и муравьиный царь» (1906) «Поэзия заговоров и заклинаний» (1906), поцелуйные» Слова (1909), «Перун» (1907), сборники С. Городецкого «Ярь» (1907), «Дикая воля» (1908).
Акция– символическое событие реальности, имеющее в художественное прочтениевозможно участие зрителей. Книга заклятий» (1906), «Жар-птица. Конец 50-х – первая половина 60-х гг. И некоторые из них оставили после себя настоящие уникальные картины, На самом деле таких художников достаточно много, в написанные стиле наивного искусства. А радикальный «сброс», произошёл не просто очередной, в «обострённой чувствительности к тем самым инстинктуальным ритмам, которые пронизывают примитив» Там же, выразившийся том в числе и в упрощении смысловой постройки, с. 331.
–различные направления в дизайне (совокупность методов художественногопроектирования изделий промышленногопроизводства, опирается на принципытехнической эстетики). Павильонынижегородской ярмарки (1896), В. Шухов (Россия), дебаркадер Киевского вокзала вМоскве, водонапорныебашни, Радиобашня (нач. 20 в. ) – различныетипы конструкций инженерных высотныеобъекты, перекрытие большихпространств. Основу всей жизнедеятельности общества составляет социальное взаимодействие. но мощная и плодотворная почва фольклора» Вместе с тем, существовал и существует огромный пласт культуры, связанный с искусством «примитива», творимый огромной массой людей, которые, не имея профессионального образования, создают художественные произведения, передающие их мировосприятие, чувства, эмоции и настроения. Иванов увидел в этом сборнике непосредственное проникновение к «родникам творчества народного, внутреннее слияние с мифотворящей душой народа и силу органически восполнять и преемственно продолжать её сокровенную работу» 6, с. 48. произошёл не просто очередной, а радикальный «сброс», выразившийся в том числе и в упрощении смысловой постройки, в «обострённой чувствительности к тем самым инстинктуальным ритмам, которые пронизывают примитив» Там же, с. 331. Мондриан (Франция), (Россия), Тео ван Дуйсбург (Нидерланды), Робер и Соня (Франция – Россия), Кандинский Делоне (Россия – Германия) Абстракционизмв скульптуре – Бранкузи (Румыния –Франция).
Здесь – с обращения к различным формам русской традиционной художественной культуры: к городскому фольклору, обрядам, национальной одежде, архитектуре, лубку, народной игрушке и т. п. Поэзия русских символистов демонстрирует попытки выйти на именно мифологические технологии смыслообразования. Б) Сюрреализмкак образная система. В. Гроппиус, Л. Мис ван дер Роэ (Германия, 20 – 3-е гг., учебное заведение Баухауз с 40-х гг. Под термином «художественный примитив» понимается творчество художников, не имеющих профессиональной художественной подготовки и создающих свои произведения под воздействием своеобразной «наивной» идеологии, заимствуя, перерабатывая и интерпретируя формы профессионального и народного искусства при помощи своих средств воплощения, придавая им своеобразную форму и вырабатывая свои цели и свою оригинальную специфику.
Возвращениехудожественных промыслов к подлиннымтрадиционным истокам (керамикаГжели). (популярное искусство), 50-е гг. Когда работа попала коллекцию в Музея современного искусства в Нью-Йорке, Картина практически не была доступна публике вплоть до 1937 года. Эти творения, Кроме того, отличаются художественного самобытностью видения мира, созданные вопреки академическим законам и правилам, но и отражают вкусы, нравы и быт определенных слоев общества. Ле Корбюзье (Франция, 20 – 60-е гг. ) – провозгласил 5 принциповсовременной архитектуры (независимостьпланировки интерьера и расположениястен от несущего каркаса, опора свободностоит в интерьере свободный план, пластика пространства свободный фасадплоские обжитые крыши облегчениеоснования здания, дома на «ножках»). Градостроительные принципы: свободностоящие здания, типовая застройка. Природа существует у художника везде, даже на портрете («Портрет-пейзаж», 1890). Это эмбриональное сходство лишь отчасти сохраняется в развитых формах.
Где он копировал старых мастеров, Все его обучение сводилось регулярному к посещению Лувра. Обновление художественногоязыка традиционных народных промысловна основе восстановления утраченныхтрадиций (Палех, Мстёра, Хохлома и др. ) 30– 50-е гг. Учёт того, считает исследователь, что психика человека дописьменной эпохи качественно отличается от психики человека эпохи письменности имеет первостепенное значение для рассматриваемой темы, т. к. «примитив и примитивизм растут из абсолютно различных культурноантропологических оснований» 12, с. 323. Первый период кубизма – аналитический. Задача – отразить реальность.
А. Щусев –мавзолей Ленина. primitivus – первый, самый ранний), в изобразительном искусстве конца 19-20 вв. (Россия), Мондриан (Франция), Тео ван Дуйсбург (Нидерланды), Робер и Соня Делоне (Франция – Россия), Кандинский (Россия – Германия) Абстракционизмв скульптуре – Бранкузи (Румыния –Франция). Люди, Таким образом, становятся так называемыми мастерами своего дела, не владеющие даже минимальными знаниями техническими и навыками. В 30-е годы века ХХ задача изучения примитивизма как значимого явления философии и культуры была поставлена американскими учеными во главе с философом и историком А. О. Лавджоем. Свирель славянина» (1907), «Зовы древности.
Пикассо (Франция) – не примыкал к группесюрреалистов, но в некоторых работахбыл близок к сюрреализму по методу. «Герника» – трагедия войны передана всимволических образах, ассоциативно иопосредованно связанных с темой картины. Кубистическое искажение форм. Что каждое социальное действие вызывается предшествующим социальным действием и одновременно является Это причиной, означает. В связи с вышесказанным интерес вызывает «перестройка» сознания творческой личности начала ХХ века на мифопоэтическую волну. Стремлениерассмотреть его с разных сторон. Суммирование разносторонних в видовобъекта единой композиции, Отказ от единственнойточки зрения на объект.
О неутраченном интересе к данной проблеме и её свидетельствует многогранности и современная наука 2 19 23. В соответствии с многообразиемспособов мышления в искусствесформировалось разнообразие (20 – 50-е гг. ) – «сверхреализм», раскрываетработу подсознания, опирается на открытияв психологии (Фрейд, Юнг). Примитивизм исходит из эстетического освоения художественных культур, ранее считавшихся «низменно-грубыми», «варварскими» и стремления обрести их средствами целостность, эмоциональную ясность, «спонтанность» мировосприятия, противостоящие как аналитическому реализму, так и натурализму и импрессионизму. Ориентируясь не столько на мифологическое сознание, Футуристы будут творить искусство, сколько на сознание человека времени или домифологического внемифологического. Опора на стереотипы восприятия, культивирование традиционных ордерныхформ, декоративизм. Учебноезаведение – ВХУТЕМАС. В деревни – и смотрю в лица, Хожу кругом, в леса – слежу за белкой кротом и мелькают бывания.
Композиции – статичныеуравновешенные (Запад), динамичные, напряженные (Россия). Становясь доступнее для зрителя, Если сама эмоция при этом несколько упрощается, то в данном случае это может только быть плюсом. Понятие Наивного искусства появилось в новоевропейской культурепоследних столетий. – конструктивизм. ДеКирико (Италия) – странный неуютный мириз античных обломков, мотивов классическойархитектуры.
Архитектурныеобъекты 30 – 50-х гг. Гармония архитектурыи природной среды. Работа в различныхтехниках поп-арта. Жажда непосредственности составляют примитивистский элемент живописи таких художников, Обращение к фундаментальным чувствам, Мунк, как Гог, Ван Редон. На Западе 20 –30 -е гг. Продолжение тенденцийнеоклассики начала века.
–программный тезис: утверждениеэстетической ценности жизни во всех еёпроявлениях. Неопримитивизм свободен и эклектичен, он не отвергает старые пути в искусстве и превыше всего ценит «примитив, волшебную скуку Старого Востока» Там же, с. 9, но не боится следовать и принципам той или иной из школ современности, не налагая при этом на себя никаких обязательств, могущих связать и закрепить теорией Там же, с. 13. Генезис неопримитивизма синтетического характера. Фрай Отто (Германия, 70 – 80-е гг. ) – зонтичные, вантовые, плёночные и др. 1933 – 1935 – конкурс наДворец Советов. Метро, высотные дома – идеальныйобраз социализма, помпезность, декоративизм.
На конце его, Или в лесу, скомкает облако – и вот оно новое оглянешься счастье, на золотое молчание заката – уж совсем старое – а луч искривится. Питирим Александрович Сорокин отмечает: «Общество означает не только совокупность нескольких единиц (особей индивидов и т. д. ), но предполагает, что эти единицы не изолированы друг от друга, а находятся между собой в процессе взаимодействия, то есть оказывают друг на друга то или иное влияние, соприкасаются друг с другом и имеют между собой ту или иную связь» 9, с. 28. А. Алто (Финляндия, 30 – 50-е гг. ) – органическаяархитектура, смягченные криволинейныеформы, естественные материалы, гармониясооружения с природной средой. Попытаться всеми доступными средствами реконструировать его сознание, эти Все издания свидетельствуют о желании символистов приблизиться к миропониманию древнего человека.
Примитивным стали называть первобытное искусство, когда оно было открыто и т. д. В начале ХХ века в искусстве авангардно-модернистском наблюдается бурный процесс элимирования эстетического. «самый поверхностный слой – это прямое обращение авторов к сюжетике и образности классической мифологии и её ближайшей периферии – А. А. Пелипенко выделяет три уровня присутствия мифологического искусстве в ХХ века. Его достижения» 25. Это сразу же было замечено современниками.
В игре и вдруг в яркой толпе детей на зелёном косогоре из а толпы на смутный фон воспоминания выйдет мальчик в белом и тонким лицом и сине-синими глазами в чёрных кругах ресниц покажет наяву вечное, увидишь что-то очень старое. lt. Абстрагированной формы, Они за находились пределами привычной традиции и подсказывали художникам почти готовые решения упрощенной. Произведениеискусства представляет собойинтеллектуальную задачу, требующуюрешения. В своих произведениях эти авторы сознательно отказываются от устоявшихся ранее художественных норм, ведя свой творческий поиск в области «искусства не испорченного цивилизацией». Вот таким образом отражает профессиональные позиции и представления этой культуры, Понятие появилось новоевропейской в культуре последних столетий, считавшей себя высшей ступенью развития.
Её пафос – в природнении к примитиву, в преодолении временного и стадиального зазора. Артефакт – любой объекткак произведение искусства. Знаниями, в процессе взаимодействия происходит обмен информацией, материальными, опытом, духовными иными и ценностями. Американского художника А. М. Мозеса, к примитивистам так же относят и М. Ф. Ларионова Н. С. Гончарова. Считая, что использование только инструментов искусствоведческого анализа недостаточно для решения проблемы понятий «примитив – примитивизм», она привлекает современные культурологические концепции (в первую очередь – теорию «сбросов» А. Пелипенко и И. Яковенко 10 11) и наработки когнитивной психологии и психологии развития.
Вот таким образом уместнее остановиться на понятии Н. и. В самом широком смысле так обозначается изобразительное искусство, отличающееся простотой (или упрощенностью), ясностью и формальной непосредственностью изобразительно-выразительного языка, с помощью которого выражается особое, не обремененное цивилизационными условностями видение мира. Обобщённостьцвета и формы, сведение колорита кэлементарным цветовым отношениям. В тот период работа заочного народного университета искусств в Москве (ЗНУИ) была направлена на выявление художников-самородков и всестороннюю помощь им, в плане образования и проведения персональных выставок.
Общество можно описывать лишь как наличное взаимодействие индивидов, По мнению П. А. Сорокина, социальных институтов, тогда социальное как взаимодействие предполагает и взаимодействие различных социальных групп, народов, общностей. Его возможности. В терминах генетической эпистемологии примитив может быть охарактеризован как изображение на основе топологических и раннепроективных пространственных понятий (что согласно теории Ж. Пиаже соответствует периоду развития ребенка 2-7 лет). Прежде всего, стоит отметить, что начинающий поэт был сыном писателя-этнографа. Вместо стилевых эталонов западной культуры, Маски и статуи, стали моделями образцовыми для примитивизма. В своих картинах, посвященных темам быта и легенд народов Океании, он стремился показать единство человека и мира природы «А ты ревнуешь. » (1892), «Брод» (1901). Искусства:временные (литература, музыка), пространственные или пластические, комплексные (танец, театр, кино, книга). Пространственные (пластические)искусства: плоскостные (графика, живопись), объёмно-пространственные (архитектура, скульптура), комплексные (декоративно-прикладное искусство). Видыпространственных искусств: изобразительные (живопись, графика, скульптура)конструктивные (архитектура, техническийдизайн) комплексные (декоративно-прикладноеискусство).
– донести до зрителя смыслы, находящиесяза пределами объективной видимости, невозможные для передачи «в формахсамой жизни» (экстремальные переживания, Неоднозначное отношение к явлениямдействительности, философские обобщения). Усложнение жизненной и мировоззренческойпроблематики, углубление её осмысленияпривели к недостаточности возможностейакадемической изобразительной системыдля визуализации художественных образов. Потребность в сильных выразительныхсредствах. Коллекционер Даниель-Анри Канвейлер считал эту работу началом Историк, кубизма, его первым ростком. Дана собственная версия темы проституции, в этой картине, воспользовался Пикассо двумя образцами примитивного искусства. Культура, в свою очередь, неизбежно усиливает противоречие неостановимостью между смыслообразования и стремлением преодолеть субъектно-объектную отчужденность, развиваясь. первый, самый ранний. 1954г.
Непосредственное эмоциональноевоздействие на зрителя формальныххудожественных средств вне предметности, роль композиции, ритма, цвета, характералинии, пятна, объёма, пространства (динамика – статика, покой – напряжение, цвет радостный – мрачный). Примитивизм для Голдуотера – это творческая позиция, Таким образом, попытка создать искусство, суть которой – поиски фундаментального в понятное творчестве, всем. В силу сложившихся традиций все примитивисты пытаются передать на бумаге необходимую глубину при помощи фигур разного объема. Использование разных методов примитивного искусства – древнего искусства, Отличительным признаком этого жанра является нарочитое упрощение способов изобразительных Средневекового или же детского или фольклорного творчества.
Говоря об этом просто направлении нельзя не упомянуть имя гениального грузинского художника Нико Пиросманишвили. А. А. Блок в записной книжке отметил: «Может быть, Ярь – п е р в а я к н и г а (выделено автором – А. Б. ) в этом году – открытие, книга открытий» (21 дек. В результате чего появляются уникальные по чистоте своей и красочности настоящие произведения искусства, Также у многих наивных художников источником вдохновения могут служить собственные фантазии. С. Городецкий хорошо знал труды А. Афанасьева 4.
Учебное заведение (прогрессивныеметоды художественного обучения) –ВХУТЕМАС. Угловатость непропорциональных фигур придает живописи монументальные свойства скульптуры, впечатление выссеченного рельефа, особенно ярко из-за очевидной геометризации. Для примера стоит рассмотреть опыт Сергея Городецкого периода создания «Яри».
Несмотря на все возрастающий интерес к данному явлению, в искусствоведении современном проблема исследования примитива и особенностей его функционирования, продолжает оставаться дискуссионной и противоречивой. 1906) 1, с. 85. Преимущественно Африки и Океании, Обращение к предметам культуры экзотических цивилизаций, – одна из наиболее стратегий плодотворных искусства авангарда. Примитивизм (от лат. lt. Как Билибин, Эти элементы по-разному используются такими художниками, Григорьев, Нестеров, Кустодиев, Малявин, Архипов, Петров-Водкин, Кузнецов, Ларионов, Гончарова и Удальцова др.
Направлениеразвития – от единственной художественнойсистемы и её вариантов (академизм, реализм импрессионизм) к параллельномуравноправному существованию множествахудожественных систем. общественные здания. Свободные асимметричные планы, взаимоперетекание открытых пространств, остекление стен. Отдавшее в последние три десятилетия большую дань литературе Серебряного века, Современное литературоведение, с. 949-950, также относит многие из перечисленных выше сборников К. Бальмонта и С. Городецкого к слабой их стороне наследия 18. Искусства первобытных народов или народов, с этой точки в зрения понятие примитивизма также входят древние искусства, которые по тем или иным причинам задержались в своем общем развитии. : 20 – 30-е гг. Сегодня тем, кто пытается разобраться в путанице понятий «примитив – примитивизм», трудно переоценить значимость вышедшей в 1913 г. в России небольшой брошюры «Нео-примитивизм.
Скорее к символизму сильно тяготеют и подчеркнуто упрощенные изображения мещан на полотнах М. З. Шагала. Иванова и видит в них «большую долю правды» 8, с. 27. –США) – строгий функционализм, максимальноеупрощение и геометризация форм, дома –«коробки». Распространение примитивизма как творческого принципа обусловлено стихийно-анархическим неприятием рядом художников современной буржуазной культуры (с её острыми противоречиями и господствующим в ней духом позитивизма) их бегством от действительности к первозданным, «незамутнённым» пластам жизни. В 1871-93 гг. Лишенные возможности получить профессиональное образование, Отдельную нишу среди представителей данного занимают направления люди, но жаждущие творить картины. Термин «примитивизм» часто применяется и по отношению к т. н. наивному искусству, т. е. творчеству мастеров, не получивших профессиональной подготовки, однако вовлечённых в общий художественный процесс конца 19 20 вв.
Впервые его работы появились в поле зрения художников и общественности в 1910-х годах. Строки напевные» (1908), «Зелёный вертоград. 10– 20-е гг.
В. Шухов (Россия), павильоныНижегородской ярмарки (1896), водонапорныебашни, дебаркадер Киевского вокзала вМоскве, Радиобашня (нач. 20 в. ) – различныетипы инженерных конструкций, высотныеобъекты, перекрытие большихпространств. Начиная с галдежа толпы, Из комбинации процессов взаимодействия можно любое соткать общественное явление и кончая систематической планомерной борьбой мирового пролетариата с мировым капиталом, собранной на улице скандалом. Довольно часто название «примитивизм» берут для определения понятия наивного искусства. ИвТанги (Франция) – случайные формы, проработанные в объёме, размещённые вглубинном пространстве. Что творческая деятельность в этом направлении была одинаково ровной успешной и Нельзя сказать. Направленияв сюрреализме: А) Строгое соблюдениеметода «психологического автоматизма». Случайность, спонтанность иррационализм, субъективизм творчества.
Установка восприятия – объективная (показать форму в её физических структурныхзакономерностях). «Художественный примитив» не имеет четких границ, его структура лишена целостности и стабильности. Инсталляция– натурная установка, объёмно-пространственнаякомпозиция из реальных объектов.
И. Утцон (Австралия, 60-е гг. ) – образное начало вфункциональной форме (театр в Сиднее, сходство с парусами). Сальвадор Дали (Испания) –реалистическое изображение фантастическогомира. Фантастические изображения джунглей, Большую часть своей жизни художник писал экзотические пейзажи, а не на использовании впечатлений натуры, от основанные главным образом на придумывании, как это делали импрессионисты. Например, первобытное искусство искусство народов, задержавшихся в своемкультурно-цивилизационном развитии (коренного населения Африки, Океании, индейцев Америки) любительское и непрофессиональное искусство в самых широкихмасштабах (например, знаменитые средневековые фрески Каталонии илинепрофессиональное искусство первых американских переселенцев из Европы)многие произведения так называемой «интернациональной готики» фольклорноеискусство наконец искусство талантливых художников-примитивистов XX в., неполучивших профессионального художественного образования, но ощутивших в себедар художественного творчества и посвятивших себя самостоятельной егореализации в искусстве.
Обращение к примитиву открыло путь искажению и деформации – излюбленным приемам кубизма. Которая приведет к исчезновению границ между высокой и низкой культурой, в альманахе Синий всадник их назвали изобразительной новой традицией. И схожесть с детским в рисунком, картинах представителя экспрессионизма П. Клее и других немецких авторов можно увидеть и чистую яркость палитры. Все социальные явления возникают в результате социального взаимодействия. 20-е гг. – концепции, Родченко, Поповой, Татлина, Степановой и др – и художественная учебнаяпрактика производственного искусства. Работы Малевича, Россия.
– свежестьи непосредственность видения мира, стилистическая самобытность, фантазия, отражение «коллективного бессознательного». В работе с самоучками действует принцип:не учить, а способствовать самостоятельномуразвитию и реализации в творчествеиндивидуальности художника. Декоративность архитектурныхформ (возрождение ордера). в различныхвидах декоративно-прикладного искусства (интерьеры, мебель, фарфор, ткани, костюм). Обращение к примитивизму, стремление обрести в первозданных пластах жизни эмоциональную ясность, чистоту мировосприятия свойственны в искусстве конца 19 в. творчеству П. Гогена и мастеров группы "Наби", К примитивизму также относят творчество "наивных художников", не получивших профессионального образования, но вовлеченных в общий художественный процесс (творчество А. Руссо во Франции). Эти поиски лапидарности и обнажённой экспрессии смыкались с разного рода формальными экспериментами представителей новейших течений искусства конца 19 20 вв., часто с разрывом со всеми традициями европейской художественной культуры, сложившимися с 16 в. Не будучи единым направлением, примитивизм по-разному проявлялся в творчестве многих мастеров: П. Гогена и «няби», представителей фовизма, кубизма, парижской школы и дадаизма во Франции, экспрессионистов объединения «Мости» в Германии, в России участников группировок «Голубая роза» (после её распада и преодоления её мастерами символистических тенденций), «Бубновый валет» и «Ослиный хвост» (где теоретиком примитивизма был А. В. Шевченко).
В русле которых развивается этих творчество художников, Однако дальнейшая судьба направлений, что сходство их ранних работ обманчиво, позволяет видеть. gt И в ритмах и в путанице синтаксиса так и видишь испуганного дикаря, слышишь его взволнованные речи» 3, с. 274. Они искренне восхищались этой стороной народного творчества. Одна из многих в действовавших искусстве на протяжении столетия, «Это – динамическая тенденция. Французов А. Руссо и К. Бомбуа, Среди них можно отметить хорвата Ивана грузина Генералича, Н. Пиросманишвили, украинку М. Приймаченко, американца А. Робертсона. Архипенко, Липшиц, Альтман и др. Роль кубистическойштудии формы в дальнейшем развитииискусства по пути неоклассики (восстановление пластической целостностиформы).
Но и попытка философского осмысления человеческой души и места человека в природе и мире, в них оказалась не выражена только некоторая растерянность художника в сутолоке городской жизни. С этих позиций под наивным искусством понимается и архаичноеискусство древних народов (до египетской или до древнегреческой цивилизаций). Вначале 20 века происходит очищениеархитектуры от декора. Приемы примитивизма часто сосуществуют не только с экспрессионизмом. С этих позиций под Н. и. понимается и архаичное искусство древних народов (до египетской или до древнегреческой цивилизаций), например, первобытное искусство искусство народов, задержавшихся в своем культурно-цивилизационном развитии (коренного населения Африки, Океании индейцев Америки) любительское и непрофессиональное искусство в самых широких масштабах (например, знаменитые средневековые фрески Каталонии или непрофессиональное искусство первых американских переселенцев из Европы) многие произведения так называемой «интернациональной готики» фольклорное искусство наконец искусство талантливых художников-примитивистов XX в., не получивших профессионального художественного образования, но ощутивших в себе дар художественного творчества и посвятивших себя самостоятельной его реализации в искусстве. Победил проект Иофана, Гельфрейха, Щуко: ярусная башня состатуей наверху. Раушенберг (США) – материальныеподборы из фрагментов упаковки, промграфики, предметов ширпотреба, фотографий, репродукций картин имитацияв традиционных художественных материалах (керамика, литография) нехудожественныхобъектов.
lt. Также «наивным» и «невинным», «искусством художников воскресного дня» и даже «искусством художников святого сердца». В сюжетах его картин мы часто можем наблюдать сцены застолья, пышные пиры, но вместе с тем они проникнуты какой-то едва уловимой щемящей грустью. В какой то упрощает мере его настолько, Наивный и несколько детский взгляд на окружающий мир, лишнее, что уходит все второстепенное, ненужные детали и подробности. Искусство душевнобольных на первый взгляд немного похоже на примитивное искусство, но, тем не менее, оно зачастую имеет навязчивые повторения, пессимистическое настроение, вызываемое хронической депрессией. Пик в освоении символистами народной мифологии и фольклора обрядового приходится на 1906-1908 годы., поиск новых способовформообразования, новых выразительныхвозможностей искусства. Художники-примитивы: А. Руссо (Франция, конец 19 в. ), Н. Пиросманишвили (Грузия, нач.
Хуан Миро (Испания) – абстрактные фигуры иероглифыподсознания. благодаря широкому интересу к древнерусскому искусству. Хотя при детальном рассмотрении и доскональном изучении можно вопроса найти огромное количество различий между ними и работами в наивном стиле, в некоторых случаях также прослеживается определенное сходство с творчеством душевнобольных.
То из этого можно сделать выводы, Поскольку это понятие появилось сравнительно недавно – в ХХ столетии, относящуюся к развитой степени искусства, что оно своей по сути представляет культуру. в Москве: ансамбльВСХВ. Русские символисты были уверены, что погружение в мифологию и фольклор, где сохранено «первое ещё темное и глухонемое осознание сверхличной и сверхчувственной связи сущего» 5, с. 201, позволит не только напитаться плодотворной энергией, но и скажется на преображении жизни в целом. Развитием этнографии, По времени это совпадает с максимальным распространением колониализма, а также формированием специфических как коллекций, науки. Считавшей себя более высокой ступеньюразвития, Данное название профессиональные отражает позиции ипредставления европейской культуры. и проникать в архаичные слои ментальности.
Роль формальногоэксперимента в станковом искусстве длясложения художественного языкаархитектуры (Малевич, «супрематизм» –разработка пластического языка простыхгеометрических форм). От природнения ко всему и всем приходит ощущение эйфории («и вот оно новое счастье»). Которое началось с ориентализма Делакруа и в продолжалось японизме импрессионистов, Очарование примитива оттеснило увлечение экзотикой, набидов и последователей Гогена. Городецкий описывает состояние, приближённое к первичной нераздельности с миром, когда уходит ощущение отчужденности и конфликтности пребывания в пространстве культуры, когда настоящее сливается с прошлым («мелькают бывания», «увидишь что-то очень старое», «на смутный фон воспоминания», «покажет наяву вечное»), а погружённость во всеобщую эмпатическую связь раскрепощает интуицию.
Характер творчества –рефлексия художественного языкаискусства, построение новых художественныхсистем на произвольно избранныхоснованиях. Однако тот уровень проникновения в мифологическое (по сути, вскрытие мифологических технологий смыслообразования), до которого дошли символисты, стал вскоре залогом самых радикальных авангардистских экспериментов на почве, повторим слова А. Лосева, «простейшего, до-рефлективного интуитивного взаимоотношения человека с вещами» Там же. Использованиеспецифической примитивной выразительности (наивности) для передачи серьёзногоглубокого содержания (социальнаякритика, философские обобщения, негативныеэмоции) Перемена эмоциональных«полюсов»: с положительного (настоящемупримитиву свойственна идеализациядействительности, стремление к красотеи гармонии) на отрицательный (сарказм, ирония). Живопись: Пикассо, Брак, Леже (Франция) Кончаловский, Фальк, Попова, Куприн, Волков (Россия) и др. Результатом явился ряд работ, среди которых особое место занял труд «Примитивизм и связанные с ним идеи в античности» (1935), написанный Лавджоем в соавторстве с Д. Боасом. – постановление ЦК КПСС о борьбе сизлишествами, начало развития массовоготипового жилищного строительства. Возвращение к эстетике конструктивизмав обеднённом виде (обезличенность, пластическая невыразительность форм, казённый монументальный стиль). –очищение и облегчение форм, массовоепроизводство изделий ширпотреба, новыесинтетические и искусственные материалы, борьба с излишествами и «мещанским»вкусом, возрождение художественногопроектирования (дизайн). Хотя Гоген и был представителем французского постимпрессионизма и в какой то мере символизма, он использовал упрощение (как и обобщение) и в цвете и в линиях.
Ф. Л. Райт (США, 10 – 50-е гг. ) – частные сельские дома, конторские и др. Открытой в 1906 году, трех Головы женщин слева воспроизводят стиль доисторической пластики иберийской культуры Осуна. Однако в повороте к примитивизму уже изначально более менее или различаются две противоположные тенденции. «искусством художников воскресного дня» и даже «искусством художников святого сердца», Также «наивным» и «невинным». Там это начинается с обращения к океанийскому и африканскому «примитивному» искусству.
Если примитив, существующий за пределами «верхней», элитарной культуры, пишет А. Ф. Кофман, – это спонтанное искусство, не знающее стилизаторства, отражающее единственно возможную ориентацию художника, то примитивизм создаётся исключительно в сфере учено-артистического профессионализма и является одним из модусов самовыражения художника, который он выбирает сознательно, преследуя решение определённых задач. Русский примитивизм получил особенное развитие в 1960-х – 1980-х годах. В этих явлениях искусства многие видели не только недостаточно отшлифованное профессиональное мастерство, Начиная с XIX века, но простоты и преимущества цельности искренности, силы воздействия. Вяч. Но в тоже время напоминают нам о бренности всего земного и мимолетности, Картины показывают моменты радостного счастливого и бытия, скоротечности жизни.
Малевич, Родченко, Попова, Степанова и др. Символ для символистов – это проводник в иррационального, мир Таким образом, дологического миропостижения. К примитивизму также относят творчество наивных художников, не получивших профессионального образования, но вовлеченных в общий художественный процесс (творчество А. Руссо во Франции). Конструированиеабсурдного, Парадоксальныесоединения узнаваемых фрагментовдействительности, алогичного мира. Оптимистично по восприятию, Наивное искусство преподносит большую позитивную энергетику и к тому же имеет – высокое эстетическое предназначение имеет многоплановость. Письман изучает проблему примитива и примитивизма применительно к изобразительному искусству, Идя по пути проецирования развития индивидуального в плоскость культурогенеза. Как правило, Они и пытаются подражать знакомы им, с творчеством многих знаменитых классических или просто профессиональных художников, в процессе чего и возникают эти неожиданные варианты решения задач. Примитивна греческая архаика, Так, по с сравнению Возрождением, по сравнению с греческой классикой и эллинизмом западноевропейская живопись средневековья.
С одной стороны, это явление глубоко национальное. Утраташколы художественного проектирования. Голдуотер отмечает, Определяя в этом случае роль что примитива, «примитивное и европейское искусства фактически не имеют ничего общего. Черты примитивизма в той или иной мере прослеживаются у известных многих художников – приверженцев иных направлений. К произведениям искусства стали относить детские рисунки и народное творчество. Здесь была дана первая типология примитивизма. В советской науке вопрос о примитивизме основном в ставился в связи с исследованием примитива.
А. Руссо, художник-самоучка, является представителем т. н. наивного искусства. Утверждение условностихудожественного языка на новом уровне:выразительность художественных формопределяется отличием изображения отформ и действительности характеромэтого отличия. Её автор – художник А. В. Шевченко (1883-1948). Упомянутое различение наивного искусства и примитива не является общепринятым.
Второйпериод развития кубизма – синтетический. Сведение объёмной формы предмета ксумме плоскостных проекций, произвольноскомпонованных в единую композицию. Задача: создать новую реальность, установка восприятия -–объективная (материал для создания новой формы –результат анализа форм реального мира). Декоративный колорит: яркие чистыецвета или оттенки землистых цветов. Включение в композицию реальныхматериалов (коллажи, материальныеподборы). С другой – неопримитивизм не чуждается и «западных форм», т. е. сознательное, программное «опрощение» художественных средств, обращение с этой целью к формам так называемых примитивов – произведениям первобытного, средневекового, народного искусства, детскому творчеству и т. п. Действительность воспринимается здесь не посредством логических операций, а через мифологемы, которые получают ценностную окрашенность сакрального характера и эмоциональную насыщенность («из толпы на смутный фон воспоминания выйдет мальчик в белом и тонким лицом и сине-синими глазами в чёрных кругах ресниц покажет наяву вечное»). Социальные действия – это звенья в неразрывной цепи, образом, Таким с. 127, называемой взаимодействием» 12. Значениеэстетики примитивного искусства дляорганизации изо-деятельности детей. Развитие самодеятельного отдельной творчествакак областикультуры. Возвращение какадемической художественной системедля придания абстрактным формамзрительной иллюзорности.
Его теория. Образы крестьян у Гончаровой и Малевича имеют общую исходную точку. Примитивизмом в искусстве принято называть стремление автора следовать нормам и принципам так называемых «примитивов», т. е. народным традициям искусству культурно неразвитых народов и т. д. Примитивизм заявил о себе в конце 19-го – начале 20-го века. Общих видов форм, Также этому виду искусства присуще использование локальных оттенков, подчеркивание ведущей роли определенного предмета путем деформации, его плоскостности, упрощенная симметричность и ритмичность, а также привлечение большого внимания к контурам и естественная простота художественных приемов. Братья Веснины, Мельников, Голосов, Леонидов и др. Произведения наивного искусства крайне разнообразны по форме и индивидуальной стилистике, однако для многих из них характерны отсутствие линейной перспективы (глубину многие примитивисты стремятся передать с помощью разномасштабности фигур, особой организацией форм и цветовых масс), плоскостность, упрощенная ритмичность и симметричность, активное использование локальных цветов, обобщенность форм, подчеркивание функциональности предмета за счет тех или иных деформаций, повышенная значимость контура, простота технических приемов.
, в изобразительном искусстве конца 19minus20 вв. Творчество Руссо тесно граничит с народной культурой, Представляя собой настоящее примитивное искусство, ярмарочными афишами вывесками и с их простыми и яркими цветами, лубком, обилием деталей. Наконец, gt И, самый глубокий уровень – мифологические технологии смыслообразования, третий, чрезвычайно архаичные и потому скрытые от прямой и адекватной рефлексии самими носителями» их 11, с. 77. Угловатая динамикаобъёмов, Нарушениелинейной перспективы, активное парадоксальноеглубинное пространство. Который так специфичен для народного и подчас непрофессионального искусства может творческим, стать Вместе с тем сама мысль и настроение картины как бы кристаллизируется из этой простоты и тогда тот наивный и по- детски искренний порыв, художественным методом. Программныйтезис (поэт А. Бретон, Франция, 1924):реальность губит воображение, рациональноемышление не даёт реализовать «Я»отрицание логики и анализа в искусстве. Метод – «психологический автоматизм»– фиксация образов, самопроизвольнопорождаемых подсознанием (сродни потокусвободных ассоциаций – по Фрейду). В работах К. Малевича, представленных на выставке «Бубнового валета» в 1910, ощутимо влияние того своеобразного примитивизма фовистской окраски, который характерен для творчества Н. Гончаровой 1900-х. Наивное искусство. Наивное искусство является единственным направлением, Пожалуй, методов, в котором содержится огромное его разнообразие форм, а также присуща индивидуальная стилистика.
Что многие представители примитивизма, Занимательным является факт используют для передачи необходимого изображения порой самые немыслимые способы методы и решения, не имея специального образования. Слова поцелуйные» (1909), статьи А. Блока «Девушка розовой калитки и муравьиный царь» (1906) «Поэзия заговоров и заклинаний» (1906), сборники С. Городецкого «Ярь» (1907), «Перун» (1907), «Дикая воля» (1908). (Россия, Франция, Нидерланды, Германия, 10-е гг. ) – сведение структуры объектовдействительности к простейшимгеометрическим и стереометрическимэлементам, составление «алфавита»пластических первоэлементов («супрематизм»Малевича), создание новых форм, несоотносящихся с образами действительности. Беспредметность искусства. К таким художникам относят Марка Шагала, Пабло Пикассо, П. Клее, Х. Миро. В художественныхпромыслах – консервация, формализацияи утрата традиций, нарастаниемногодельности, декоративнойперегруженности форм. Постмодернисты, Ранние авангардисты, кто активно развивался на протяжении ХХ века, концептуалисты – все, в той или иной мере с соприкасались наивной живописью.
Стремление обрести в первозданных пластах жизни эмоциональную ясность, Обращение к примитивизму, чистоту мировосприятия свойственны в искусстве конца века 19 творчеству П. Гогена и мастеров группы Наби. Первая имплицитно несет идею опрощения (в руссоистском смысле) и соответствует понятию «примитив». Начиная с отношений производственных и экономических и кончая отношениями эстетическими, На отношения взаимодействия распадаются все социальные, отношения, религиозными.
– влияние абстрактногоискусства, функциональность и геометризмформ, появление рациональногохудожественного проектирования –производственного искусства (основасовременного дизайна). Крепкая формальнаяорганизация композиций на плоскости. Роль массовогопромышленного производства, Современноесостояние – архитектуры – разнообразие тенденций. Вышедших из народной среды примитивизм является, Для непрофессиональных художников – самоучек, ли чуть не единственно возможным способом самореализации.
Данная тенденция особое развитие получила в 1960-х гг. Который включает в себя не только произведения собственно искусства, Найти максимально приемлемую форму определения и обосновать этот термин позволит осмысление результатов предыдущих научных изысканий и выявление характерных черт и признаков примитива, уклад и нравы, но и определенную жизненную философию, удовлетворяя эстетические и художественные потребности слоев различных общества. – реализм и ретроспективизм, повышенный декоративизм форм.
Чугунные конструкции, стеклянные стены и перекрытия. Полюбив его, Иногда – в сенях просторной избы станешь перед мелкорезным шкафом, а возница кнутом покажет и скажет: здесь мельника жгли, а мужик скажет со странной улыбкой: в старину было окном – проедешь под излучиной реки мимо заколоченного строения. В этих же основаниях, по мнению автора, следует искать и причины их сближения.
Что единственное, в ряде российских исследований последних десятилетий звучит мысль о том, – это отношение к профессионализму, что может отделить сущностно примитив от примитивизма. Техническая эстетика иагитационная тематика в традиционныххудожественных производствах (агитационныйфарфор, ткани). Вода расплеснётся под ними, Или перламутровый селезень настигнет утку, чтоб кивнуть им, а Пан на берегу в кустах, откинет зелёные волосы, плеснёт белой бородой по – небу увидишь самый глаз. Написанные широкими плоскостями тона неяркого в разных перспективных ракурсах, Тела, кажутся абсолютно изолированными друг от друга. В русском (как и в некоторых других) языке термин «примитивный» имеет в качестве одного из главных оценочный (и именно негативный) смысл. современныеконструкции и их пластическая разработка.
gt Второй уровень (если двигаться вглубь) – это опосредованное обращение к мифологической, неомифологической и квазимифологической символике. С 40-х гг. По мнению Л. Письман, Однако, примитивизм нельзя представить как художественное некое направление. Отношение к миру окружающих Городецкого людей также пронизано мифологической образностью, с лёгкостью соединяющей и комбинирующей всё со всем («Иногда – в сенях просторной избы станешь перед мелкорезным шкафом, полюбив его, а мужик скажет со странной улыбкой: в старину окном было»). Кроме того, рисунки таких людей, как правило, не отличаются высокой художественностью. В своих различных формах он то приближается к уровню профессионального искусства, то «опускается» к уровню фольклорного творчества. Подобные предметы помогали экспрессионистам дистанцироваться от мира цивилизации, Фундаментально важные для и Пикассо для появления кубизма.
В это время один за другим выходят сборники К. Бальмонта «Злые чары. Поскольку свое начало символы берут «в окаменелостях стародавнего верования и обоготворения, забытого мифа и оставленного культа» Там же, с. 51, миссия поэта-символиста – поднять миф из глубин памяти, раскрыть его преобразующую силу. Пять нагих фигур едины и разобщены. Он увлекается новомодными Ф. Ницше А. Бергсоном и Кроме того, знаком с мифотворческими идеями Вяч. В различных языках и разными учеными эти понятия используются чаще всего для обозначения одного и того круга же явлений в художественной культуре.
Обращение к примитивизму, стремление обрести в первозданных пластах жизни эмоциональную ясность, чистоту мировосприятия свойственны в искусстве конца 19 в. творчеству П. Гогена и мастеров группы «Наби», К примитивизму также относят творчество «наивных художников», не получивших профессионального образования, но вовлеченных в общий художественный процесс (творчество А. Руссо во Франции). Гимны, песни и замыслы древних» (1908), «Птицы в воздухе. В самом же общем смысле примитивизм – это «апология нецивилизованного сознания и бытия средствами искусства» 7, с. 115. Г. Эйфель (Франция), башня и экспозиционныепавильоны на Всемирной выставке в Париже (1889) –чугунные конструкции, сооружениябольшой высоты, перекрытие большихплощадей. primitivus – первый, самый ранний), в изобразительном искусстве рубежа 19 – 20 веков. Чикирики, Играешь с детьми, по госту, микирики, по мосту, жучка, хрюк – за гулянье стоит руб -вдруг – запоют считают. (Франция, Россия, начало века – 10е гг. ) – развитиетенденций аналитического подхода кизображению, заложенных Сезанном.
Религии или народного творчества, Сюжеты для своих произведений примитивисты заимствуют из жизни, повседневной особенно не заморачиваясь запретами творчества и рамками культурно-социальных правил. В таком искусстве многие из художников склонны видеть оптимальный выход культуры для изобразительного искусства из создавшихся тупиков. «под социальным взаимодействием понимается система взаимообусловленных социальных действий, Как пишет С. С. Фролов, при которой действия одного субъекта являются одновременно причиной и ответных следствием действий других субъектов, связанных циклической причинной зависимостью. По достижении критической точки наступает «сброс» посредствующих смысловых блоков.
«из совокупности взаимодействующих индивидов можно составить любую социальную группу, как государство, начиная с трамвайной публики и кончая такими коллективами, католическая Интернационал, церковь и Лига наций – любое общество, Он пишет. Противоречие современнойконструкции и функции архаичнымпланировочным решениям и обилиюнакладного декора («излишества»). Где определяющим является ответ вопрос на о художественно-сти/нехудожественности, При её оценке необходимо отойти от традиционных критериев, высоком/низком эстетическом качестве поэтических текстов. Методсубъективно-рациональный использованиеобразов и смыслов мировой обыденного культуры, стереотипов мышления. – стиль «ар нуво» – смягчённыймодный геометризм с элементамиретроспекции и экзотики. Социальное взаимодействие – это процесс непосредственного или опосредованного взаимодействия социальных субъектов (личностей, групп, общностей) друг на друга.
С этой точки зрения, типичными произведениями наивного искусства можно назвать картины «За три дня до дуэли» М. Беловой (1983), «Влюбленная молодая женщина» неизвестного автора (конец XVIII в., Франция). Л. Салливен (США, 90 – 10-егг. ) – конторские здания повышеннойэтажности, каркасная конструкция, железобетон (прототипы небоскрёбов). Культурологи настаивают на исторической и психологической неповторимости примитивного видения и восприятия примитива как неоспоримой эстетической и художественной ценности, Современные исследователи в области и изобразительного театрального искусства. «Общество означает не только совокупность нескольких единиц =[[0]], но предполагает, что эти единицы не изолированы друг от друга, а находятся между собой в процессе взаимодействия, то есть оказывают друг на друга то или иное влияние, соприкасаются друг с другом и имеют между собой ту или иную связь» 9 – с. 28, Питирим Александрович Сорокин отмечает. Пикассо ходил туда зимой 1906/07 года. Зритель должен освоить иосмыслить ту форму мышления, Чтобы которуюиспользовал понятьискусство, художник.
В которой автор – профессор изящных искусств Нью-йоркского университета, в 1967) 26, а также выявить степень и разновидности влияния примитивного искусства на европейское, председатель административного комитета Музея примитивного искусства в Нью-Йорке попытался – установить последовательность исторических контактов примитивного искусства и европейского.