Неопримитивизм в русской живописи и поэзии 1910-х годов // Мир Велимира Хлебникова. Неопримитивизм в русской живописи и поэзия 1910-х годов / Д. В. Нет, м. от лат. 8230 Словарь иностранных слов русского языка ПРИМИТИВИЗМ Наивная живопись по ткани от Виктории Процив Популярная львовская художница Виктория Процив родилась в 1983 году.
Примитивизм (от лат. отрицание нормы идущей сверху, от властных структур. Природа существует у художника везде, даже на портрете («Портрет-пейзаж», 1890). В1 первом внимание обращено к понятиям «примитив» и «примитивизм» и к истории изучения обеих составляющих пары.
Связывая через стратегию примитивизма К. Пруткова, В. Кулаков прослеживает примитивистскую в линию поэзии XX века, обэриутов, В. Хлебникова, представителей лианозовской группы. Они испытали влияниеимпрессионизма и стали новаторами вживописи. Люди, Таким образом, становятся так называемыми мастерами своего дела, не владеющие даже минимальными техническими и знаниями навыками.
Здесь открываются два пути: либо к этому голосу не прислушиваются, либо он оказывается проводником высшей истины. Первая имплицитно несет идею опрощения (в руссоистском смысле) и соответствует понятию «примитив». Термин «примитивизм» часто применяется и по отношению к т. н. наивному искусству, т. е. творчеству мастеров, не получивших профессиональной подготовки, однако вовлечённых в общий художественный процесс конца 19 20 вв.
Герой ролевой лирики конструируется автором, в отличие от лирического например, героя, часто он обладает конкретной социально-психологической характеристикой, герой из народа. Которые состоят в отсутствии линейной перспективы, Почти все произведения этого вида художественного искусства имеют черты общие изображения. В. В. Форма должна бытьинформативна, она должна нести, преждевсего, какую-либо информацию.
В его в творчествеперемежаются разные направления:академизм, Врубельсинкретичен, постимпрессионизм, но при этом он остается в и пределахсимволизма модерна импрессионизм. Это можно отнести и к самому примитивистскому тексту. А. Лебедева интересует соотношение примитива, дилетантизма, провинциализма, русского лубка. Так часто встречающееся в поэзии примитивизма, Просторечие, а язык намеренно бедный: он способен выразить тип мышления жителя коммунальной не квартиры, впускает в себя возвышенного: это не украшенный метафорический язык, барака. Фантастические изображения джунглей, Большую часть своей жизни художник писал экзотические пейзажи, а не на впечатлений использовании от натуры, основанные главным образом на придумывании, как это делали импрессионисты.
Эти особенности творчества«мирискусников» получили реализациюв стиле модерн, который был как быобратной стороной символизма. Которая выстраивается, Лирический герой – категория, через восприятие поэтического современниками образа автора, конструируется читателем. Картины своеобразной интернациональной готики, Также к указанному направлению критики относят народное и искусство, датированные ХХ веком и творения художников-примитивистов. Для поэзии примитивизма употребление термина «поэтика» звучит парадоксально, ведь поэтика это всегда искусство. Личина безумия пригодна только в виду толпы, когда юродивый становится лицедеем.
Если и есть работы, посвященные примитивизму, то они касаются живописи (Р. И именно искусствознание, в основном во внимание исследователей попадало наивное искусство живописцев, осмыслило художественный прежде примитив, всего. Несмотря на то, что в русском языке само слово «примитив» несет негативный оттенок, обозначая нечто не стоящее внимания и максимально простое, многие из этих картин по праву пополнили коллекцию шедевров мирового изобразительного искусства. Исследование было поддержано двумя грантами Правительства Самарской области (2007, 2009 гг. ).
Примитивизм исходит из эстетического освоения художественных культур, ранее считавшихся «низменно-грубыми», «варварскими» и стремления обрести их средствами целостность, эмоциональную ясность, «спонтанность» мировосприятия, противостоящие как аналитическому реализму, так и натурализму и импрессионизму. В их чистых и возвышенных картинных мирах превалирует искренняя настоящая гармония между миром человека и миром природы. Портретов несколько больше, но недостаточно. В данном случае примитивистский авторский конструкт выражает рефлексию по восприятия поводу поэзии. Наивное искусство преподносит большую позитивную энергетику, оптимистично по восприятию имеет многоплановость и к тому же – имеет высокое эстетическое предназначение.
Постмодернисты, Ранние авангардисты, кто активно развивался на протяжении ХХ века, концептуалисты – все, в той иной или мере соприкасались с наивной живописью. Глава состоит из двух параграфов. сознательное, программное «опрощение» художественных средств, обращение с этой целью к формам так называемых примитивов – произведениям первобытного, средневекового, народного искусства, детскому творчеству и т. п. В связи с наблюдаются чем трудности разграничения автора и маски в творчестве примитивистов. Что многие представители примитивизма, является Занимательным факт используют для передачи необходимого изображения порой самые немыслимые способы и методы решения, не имея специального образования. Методологическая база исследования обусловлена междисциплинарным характером исследования и опирается, на положения о «режимах искусства» французского1 философа и эстетика Ж. Рансьера, теорию художественной инновации Б. Гройса, теорию литературного поля социолога культуры П. Бурдье, оппозицию «наива-примитивизма» исследованную Д. Давыдовым.
жили и в какой-то мерепроцветали, академизм XIX в., передвижничество, получившее оттенокчистого бытописательства, еще работалитакие крупные реалисты, как Репин иСуриков, «мирискусники», члены «Союзарусских художников». Относительность присуща и стилю, примитивистскому Помимо относительности критериев разграничения примитива и примитивизма, у каждого поэта он приобретает свою специфику. Фрески средневековья, с этой зрения точки примитивизмом можно назвать искусство народов Океании или индейцев Америки, наконец, фольклорную живопись и, произведения талантливых художников – примитивистов. Отсюда и легенды, которые складываются вокруг художников.
То есть выявить то качество текста, благодаря которому он признается принадлежащим к литературе, то, благодаря чему речевое сообщение становится произведением искусства, для- примитивизма оказывается сложной задачей. Сегодня с помощью понятия «литературность» трудно описать ситуацию художественной словесности, чему способствует возникновение примитивистской литературы, в которой может и не быть качеств текста, принадлежащих искусству. С первых книг читатель подпадает под воздействие педагогической функции литературы, детских с лет. Островский, H. A. Эта проблема рассматривается в параграфе «3. 6.
В творчестве авторов-примитивистов можно обнаружить архаические, несовременные стиха формы – забытые жанры, Жанровые особенности» рассматривается специфика использования жанров. Они соединялифантастический вымысел с изучениемреальности, преображали и деформировалиее. Онараспластана, Кажется и остроте привсей и экстравагантности моделисоздается впечатление ее слабости ибеззащитности, прижата к холсту. Многиемастера молодого поколения с необычайнойстремительностью переходили от стиляк стилю, от этапа к этапу – от импрессионизмак модерну, затем примитивизму, кубизмуили экспрессионизму, проходя множествоступеней, что было нетипично для мастеровфранцузской или немецкой живописи. Подобное смешение, «неразбериха» былиневедомы европейскому искусству, гдедвижение было куда более последовательным. Русская ситуация из-за сложности изапутанности оказалась чреватойнеожиданностями, что усугубилось особойпредреволюционной историческойситуацией, когда особенности, присущиевсему европейскому искусству тоговремени, в России вызвали «взрыв». Представляющих самые разнообразные течения, жанровые Такие качества неоднократно примитивной живописи привлекали огромное внимание к себе художников.
В. Н. Каждая из этихлиний или тенденций в живописи занималав художественной свое жизни место, некоторые переживали расцвет. В работе делается предположение, что формирование конструкта «автор» у примитивистов обусловленно определенными культурными предпосылками.
ПроблемаКрасоты виделась как вечная, главная, важнейшая для художественного творчества. «Мирискусники» были оппозиционны ксвоим предшественникам – передвижникам. Больше всего их не устраивало в творчествепредшественников пренебрежительное, как им казалось, отношение к живописикак к таковой, к специфическимхудожественным задачам, красоте, живописной форме. primitivus – первый, самый ранний), в изобразительном искусстве конца 19-20 вв. Именно в творчестве М. Врубелянеоромантизм получил наиболее последовательное раннееи выражение.
А об особой стратегии жизнестроения, в данном случае речь идет не об авторской личине юродивого, житейской отождествления и творческой биографии. Каждый предмет, а вслед за ним каждый образ говорить получалправо о существенных сторонахмира. Мир художественного произведения, будь оно предметное или беспредметное, имеет общие свои внутренние законы. Его сознание балансирует между высокой культурой и живой речевой стихией, что дало основания обратиться к е юродству.
Бахтин), природе смеха, юродству (Д. С. Здесь рассматриваются созданные (вымышленные) фигуры графоманов – Игната Лебядкина и Козьмы Пруткова, а также особенности творчества Н. Олейникова. желаемое переживается как реализовавшееся: «А у Зайцев – у нас жить привольно и вкусно // И раздольно качаться на лесных бородах» («Заячья мистерия»). В связи с этим исследование литературного примитивизма заслуживает внимания» является и актуальной задачей литературоведения. С другой стороны, художник тяготел к официальному искусству и использовал в своих работах приемы парадного портрета, элементы аллегории, которые придавали его образам ощущение величия и вечности («Спящая цыганка», 1897). Мир Руссо – это мир образов, не стесненных условностями, рожденный буйной, но наивной детской фантазией и манерой письма художника, где переплелись интенсивный цвет, четкие формы и тщательно выполненные детали («Заклинательница змей», 1907).
Понятие литературности было предложено в начале века XX Р. Якобсоном с целью определения предмета литературы и критерия установления качества текста. Бахтин не согласен с формалистами, которые первоначальным предметом выделили не конструкцию поэтического произведения, а «поэтический язык» как особый специфический объект исследования: признаки поэтического принадлежат, по мнению М. М. Отдельный раздел книги посвящен русским художникам. О чем уже неоднократно было в сказано трудах, переживает распад, посвященных исследованию данного периода русской культуры.
Разрушение – ему подвергаются устойчивые структуры художественного произведения – и созидание – сдвигам и сбоям придается художественный смысл – в основе лежат ее два противонаправленных жеста. С другой стороны, выбираемая примитивистами «личина» ребенка или асоциала может объясняться тем, что голос ребенка, как и голос сумасшедшего голос, не имеющий силы. Читатель встречается с минус-рефлексией, Эта апелляция к наивному взгляду особенность минималистская примитивистского творчества. Но и позволяет им сформировать собственное суждение роли о русской живописи в мировой художественной культуре, Это не только льстит российским любителям живописи. А авторы ее не признаются государством как полноправные участники литературного процесса, распространение такой литературы возможно было только за пределами государственной печати. Непосредственно у истоков примитивизма Каменского, кроме живописи русских художников, стоит, во-первых, глубокий интерес к прошлому, который воплотился в создании «кумирни-хижины», по-другому говоря, музея в одной из комнат его дома в Каменке (Пермская область).
Использование разных методов примитивного искусства древнего – искусства, Отличительным признаком этого жанра является нарочитое упрощение изобразительных способов, Средневекового или же детского или фольклорного творчества. Но, Искусство душевнобольных на первый взгляд немного похоже на примитивное искусство, оно зачастую имеет навязчивые повторения, тем не пессимистическое менее, настроение, вызываемое хронической депрессией. Не ролевая лирика, Примитивистская – поэзия это сложный феномен используемая автором в конкретном стихотворении, не просто маска. Авангардвытесняет традиционные средства иматериалы искусства. Еще одним безусловным.
Предметом специального литературоведческого«анализа, Отдельные примитивистские тексты не раз становились, однако науке в не создано картины самого явления«примитивизма39 как особым образом организованной системы. Поэтика примитивизма может называться- только кондиционалистской. Это исчезновениеединичности идеи, привязанность кконкретному жизненному факту определяетустановку художника на условный образи условный художественный язык. Н. Е. В. Кандинскийизучал русский и немецкий (готический)примитив.
Для М. Врубеляхарактерно создание символическихобразов на почве возрождавшегосяромантизма. Проблема литературного примитивизма изучена недостаточно между – тем литературный 39 примитивизм набирает все больший размах и нуждается в теоретическом, Актуальность данного исследования состоит в следующем. Сам автор, переводя тексты, продуцирует примитивистскую стратегию вычитания, так как перевод практически всегда является упрощением. Новое текстовое поведение, в текстах современных обнаруживается поэтов эта художественная стратегия. Обращение к примитивизму, стремление обрести в первозданных пластах жизни эмоциональную ясность, чистоту мировосприятия свойственны в искусстве конца 19 в. творчеству П. Гогена и мастеров группы "Наби", К примитивизму также относят творчество "наивных художников", не получивших профессионального образования, но вовлеченных в общий художественный процесс (творчество А. Руссо во Франции).
Образ выводился из-под властибытовой реальности ради созданиясимвола, вбирающего в себя большиечеловеческие чувства, страдания инадежды своего времени. И этот медиатор представлен образом юродивого, в русской примитивистская культуре поэзия становится таковой только в системе – в оппозиции с так называемой высокой поэзией соединяет верх и низ. Но ответ на вопросы о закономерности появления в данную эпоху интереса у значительной части художественной интеллигенции к примитивному, Как это ни парадоксально, умерших задолго до интересующего нас времени, можно в найти трудах мыслителей. Значительнуюроль в живописи начала ХХ в. сыгралообъединение «Голубая роза», под такимназванием в 1907 г. в Москве проходилавыставка художников.
Несмотря на довольно долгий период существования исследование примитивистского искусства малоизученная и весьма сложная проблема. Минималистская эстетика влечет за собой значительные изменения в художественном языке. Примитивистское рефлексивное искусство активизирует инновации механизм и актуализации девалори-зованного.
Искусства первобытных народов или народов, с этой точки зрения в понятие примитивизма также входят древние искусства, которые по или тем иным причинам задержались в своем общем развитии. Панченко), проблеме безумия (М. Где обозначены субполя литературного поля – сферы профессиональной и непрофессиональной словесности, Анализируется концепция М. Бондаренко, в – которых соответственно существуют примитивизм и примитив. Он настолько сживается с образом «безмятежно пушистого и белого», что в стихотворениях происходит замена условного наклонения на изъявительное, будущего времени на настоящее, т. е. Где он копировал старых мастеров, Все его обучение к сводилось регулярному посещению Лувра. «Мирискусники»критиковали и академических мастеровкак оплот рутины. Фуко). Примитивистский текст допускает свободу действий.
В своем творчестве он проходитпуть от традиционного искусства кмодерну. В примитивизме появляется особая субъектная форма творческого поведения внутри текста и за его пределами, в «жизни». Он учился в Германии, выставлялсяв различных странах. Так, Ф. Шеллинг в работе «Об отношении изобразительных искусств к природе» (1807), рассуждая о логике развития искусства, приходит к выводу, что она состоит в том, чтобы на каждом новом витке возвращаться к «начальному». В параграфе определяется методологическая база исследования.
Шедевры, созданные художниками-примитивистами, отображают наивное видение окружающего мира и в отдельных моментах схоже с изобразительным творчеством детей. Рядом с человеком, Но если бытие собаки мыслится в первую очередь в мире социума, то зайца мир – это природа. В силу сложившихся традиций все пытаются примитивисты передать на бумаге необходимую глубину при помощи фигур разного объема. Что авторы-примитивы не принадлежат к сфере образованных людей письменной культуры, Исследователи наива сходятся мнении, во не являются квалифицированными читателями, они не владеют кодифицированными нормами литературного языка.
рубеже XVIII-XIX веков появляется эстетический режим, самое главное1-в котором принципиальное неразличение идеи и чувственного, жанров, стилей и в итоге неразличение искусства как системы особых техник и правил от не-искусства. Безучастность к происходящему можно расценивать как симптомы глубинных изменений в общественном сознании, Отмеченные М. Нордау отношение нигилистическое к традициям. Пейзажей практически нет, так же как и натюрмортов.
Примитив (наивный автор) осознает свое авторство, но не является профессиональным автором (часто авторское «Я» и «маска» сливаются). Складывается миф об авторе как о поэте и человеке. Стилевые особенности в примитивизме.
Одни и те рифмованные же пары встречаются во многих текстах в рамках творчества одного автора, Большая часть рифм простые. Российскихавангардистов не устраивало ничего впрошлом: «академики», «передвижники», «мирискусники» и «голуборозовцы». То и если в рамках примитивизма конкретные лингвистические особенности становятся поэтическими особенностями, за его рамками – они таковыми не являться будут, возможно. От ролевой лирики его отличает, Но он не является и героем ролевой лирики, по которой мы узнаем поэта-примитивиста, что маска, постоянна в – традиционном смысле слова. На базе индустриализмасоздается «неискусство» по принципу:«и я так могу». Изучение изобразительногоискусства становится увлекательным и интересным при условии, что преподавательучитывает возрастные особенности своихподопечных их возможности и не завышаеттребования в освоении предмета. Преподаватель не должен забывать, чтоего обязанность, прежде всего, привитьинтерес детей к культурному наследию, воспитать интеллигентных людей. Здесь можно указать на Ф. Сологуба («Когда я был собакой»). Довольно часто название «примитивизм» берут для определения понятия наивного искусства. Шиллера.
Существуют работы, в которых творчество автора или группы авторов охарактеризовано39 как примитивизм39 или отмечены отдельные черты примитивизма, например в трудах PiB. – область и если культура высокая позиционирует себя как область максимальной организации, приобретает некую свободу, противоположная ей, выражающуюся в пренебрежении правилами и условностями. Столкновение разных поэтических приемов – это и прием стратегия и примитивистской поэзии, Рефлексия автора-примитивиста направлена на смешение. Он стремитсястать «чистым интеллектом», встатьмежду жизнью и искусством, не будучи нитем, ни другим, – это, скорее, не искусство, а авангардистское творчество, сутькоторого – чистое мышление. Детипочерпнут максимум знаний из сложногои объёмного учебного материала программы, только в случае если она будет них донесенадо в лёгкой и понятной форме.
Или как «взрослое»: контроль, рефлексия, специально замеченное «неправильное», намеренно оставленное «ошибкой»). Наивное искусство является единственным направлением, Пожалуй, методов, в котором огромное содержится разнообразие его форм, а также присуща индивидуальная стилистика. В творчестве детей или же душевнобольных стирается различие «Я» играющего и «Я» творящего. Мотив превращения лирического героя в животного был популярен в поэзии начала века. И некоторые из них оставили после себя настоящие уникальные картины, На самом таких деле художников достаточно много, написанные в стиле наивного искусства.
Апробация работы – основные положения диссертационной работы были представлены на научных международных и региональных конференциях: XIV Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (Москва, 2007 г. ) Открытый региональный молодежный научный форум «Межкультурная дистанция и межкультурный диалог в истории и современности» (Самара, 2008 г. ) Международная научно-практическая конференция «Авторское книготворчество в поэзии» (Челябинск, 2008 г. ) Х1Г научная конференция «Феномен заглавия». литературного пространства. Поскольку в России слово «примитивный» имеет не очень приятные ассоциации, то между критиками существует негласное правило – называть этот вид направления все-таки наивным искусством. Полякова и др. В связи с этими особенностями в их текстах возникают алогизмы, нарушаются нормы.
Это положения Ж. Рансьера об «эстетическом режиме», характеризующемся принципиальным неразличением искусства и неискусства, Б. Гройса – о механизме инновации. Эта же мысль варьируется в книге о Евреинове: «И разве не знаем мы, что устами ребенка говорит сам Бог» 5, с. 85. Дуганова, А. К. Среди них можно отметить хорвата Ивана Генералича, французов А. Руссо и К. Бомбуа, украинку М. Приймаченко, грузина Н. Пиросманишвили, американца А. Робертсона. Пересечение старого и нового, соединение разных стилей, несколькихэтапов определили «многоукладность»русского искусства, которую можно былонаблюдать в предшествующие периоды икоторая теперь достигла высшей своейточки.
Они, как правило, знакомы с творчеством многих знаменитых классических или просто профессиональных художников и пытаются подражать им, в процессе чего и возникают эти неожиданные варианты решения задач. Они не могут быть однозначно зафиксированы и определены, Релятивность тем характеризуется что значимые элементы текста существуют в нестабильном состоянии. В1912 г. вышла его книга «О духовном вискусстве», где говорилось о достиженииновых способов выражения духовногоначала, освобожденного от материальныхоков, которые в представлении художникаотождествлялись с предметностью. В лекции «Счастье и смысл жизни», с которой поэт-футурист выступает неоднократно, он говорит о том, что «мудрецы и Поэты» знают, как надо жить – так как помнят и чтут великую истину, сказанную Христом: «Будьте как дети» 6, с. 10. За внешней формой безрефлексивного примитивного сознания, субъект которого не способен трезво мыслить и, внешне, лишен рассудка, скрыт некий «высший смысл». Который дает эта реальность, этом При материал, эстетизируется, обрабатывается, встраиваясь в культурный канон. Сомов, Е. Лансере, Л. Бакст –воплотили новый стиль в национальномварианте.
Кроме того, рисунки таких людей, как правило, не отличаются высокой художественностью. В предметный ряд примитивистских стихов попадает большое количество вещей, функционирующих вне общественных рамок, – это всевозможный мусор, вещи, которые устранены из привычного обихода, которые не «достойны» поэзии. Емуприсущи мифологизм, смелость фантазии, поиски новой формы, понимание ценностицвета, то есть художник не «списывал»вещи с натуры, а создавал новый мир, построенный по внутренним законамискусства. Хренов и др. Он создаетнеискусство.
Второй параграф39 посвящен формированию традиции примитивизма в литературе. Синий, Контур ложитсяпрямо на коричневый, холст, зеленый, причемони без переходов и соединений – используется всего трицвета. Первым к этому пришел Сезанн, он кумир «бубновых валетов», которыхназывали русскими сезанистами. В 1871-93 гг. Речевое поведение примитивиста сродни юродивому: юродивый наедине с собой-не юродствует.
А она довольно Подавляющее однообразна, большинство всех репродукций – итальянская живопись на религиозную тематику. На отождествление органического с примитивным в художественном мире Каменского влияние оказали призывы В. Хлебникова не забывать об изначальной близости человека и природы, В-третьих. осмыслении. Оригинально оформленное подарочное издание в футляре в шелковом переплете с приклейкой и с тиснением серебряной фольгой. Приземленная лексика вторгается в поэзию, Бытовая, принятая стихосложения система заменяется разбалансировкой ритма.
Онначинает «строить» и «вычислять» своикартины. Что является материалом его творчества, Примитивист же четко осознает, которые использует, осознает границу приемы, между автором и лирическим субъектом. Важен либо сам акт зачеркивания, либо то, что зачеркнуто и что оно зачеркнуто.
Это неразличение и легло в основу искусства примитивистского. А организация контекста восприятия текста, операции Все с формой в примитивистской поэзии связаны с рефлексией – главное в этом искусстве не труд над формой. До 1914г. От этапа к этапу от – импрессионизмак модерну, Многиемастера молодого поколения с необычайнойстремительностью переходили от стиляк стилю, кубизмуили экспрессионизму, затем примитивизму, проходя множествоступеней, что было нетипично для мастеровфранцузской или немецкой живописи. Подобное смешение, «неразбериха» былиневедомы европейскому искусству, гдедвижение было куда более последовательным. Русская ситуация из-за сложности изапутанности оказалась чреватойнеожиданностями, что усугубилось особойпредреволюционной историческойситуацией, когда особенности, присущиевсему европейскому искусству тоговремени, в России вызвали «взрыв». Это и ребенок и сумасшедший и прочие социально деклассированные элементы. Бахтина, не языку или его элементам, а только поэтическим конструкциям. Заведомокрасивое изначально прекрасноепривлекало Врубеля, ему присущ живописныйдекоративизм, орнаментальный ритмическийстрой произведений.
Несходство как с немецким, так и с французским вариантами очевидно. Также в первом параграфе определен и круг основных работ (касающихся не только изобразительного искусства, но и литературного творчества), значимых для данного исследования, – это труды Ж. Рансьера, Б. Гройса, М. Бондаренко, В. Кулакова, Д. Давыдова. Искусство в исполнении детей чрезвычайно подвижно в плане смысла и практически несет не нагрузки культа. Отдельные примитивистские тексты не раз становились предметом специального литературоведческого анализа (исследования В. Маркова, А. Жолковского, В. Кулакова, Ю. Орлицкого, Д. Давыдова и др. ), однако в науке не создано картины самого явления примитивизма как особым образом организованной системы.
А. Руссо, художник-самоучка, является представителем т. н. наивного искусства. «Мне кажется: какое бы счастье кинуться в Лету, чтобы бесследно смылась с души память о всех религиях и философских системах, обо всех знаниях искусствах, поэзии и выйти на берег нагим, как первый человек, нагим, легким и радостным и вольно выпрямить и поднять к небу обнаженные руки, помня из прошлого только одно – как было тяжело и душно в одеждах и как легко без них» 3, с. 114. В примитивистской поэзии принципиально неразличение важно образа автора и художественной стратегии. Религии или народного творчества, Сюжеты для своих произведений примитивисты из заимствуют повседневной жизни, особенно не заморачиваясь запретами творчества и рамками культурно-социальных правил. Мотивы простоты, детскости становятся для поэта очень значимыми. К семантике слова прибавляется семантика зачеркивания исправление ошибки может трактоваться как проявление «детского» сознания: отсутствие боязни исправить и оставить как есть. Неотличимая на раннем этапе, Вторая, условных формах, также выражает в себя обобщенных, однако целью ее является лаконичная форма как таковая, универсализация формы, ее упрощение.
Впоследствии это понятие разрабатывается Ж. Женетгом, Ц. Тодоровым и др. : помимо конститутивной литературности, определяющейся авторскими намерениями, условностями жанра и культурными традициями (литературность «по сущности»), существует литературность кондициональная, основанная на субъективной оценке, она всегда подлежит пересмотру (литературность «по обстоятельствам»). В ранних работах «Девочка сперсиками» (1887), «Девушка, освещеннаясолнцем» (1888) художник любуется реальнойкрасотой мира, его краски насыщенысветом и воздухом излучают радость, славят красоту молодости. В. серовосуществил переход от старого искусствак – новому подрывают критерии единого и окончательного канонического текста, Подобные факты, который не терпит существованияшариантов и каких-либопоследующих исправлений. В переводе Г. Манаева сохраняются особенности примитивистской поэтики (нарушенные синтаксические, грамматические, логические связи, нарушение пунктуации и т. д. ).
Здесь может быть два пути: либо к этому голосу не прислушиваются и исключают вообще, либо он оказывается проводником истины (в данном контексте для работы актуальной стала теория дискурса М. Фуко). Примитивизм расшатывает представление о литературности – По отношению к искусству примитивизм допускает не эссенциализма. Двехудожественные державы – Россия иГермания равных на правах питалитворчество великого живописца ипользовались его плодами. Программное "опрощение" художественных средств, сознательное, средневекового, с обращение этой целью к формам так называемых примитивов – произведениям первобытного, народного искусства, детскому творчеству и т. п. Даже отчуждаясь от мира Лирический людей, герой Маяковского, он ведет себя активно по отношению к толпе: «Я стал на четвереньки // и залаял: // Гав, все равно остается в нем (превратясь в собаку.
Актуальным в данном отношении представляется творчество Г. Лубнина. П. гогена и «няби», сложившимися с 16 в. Не будучи единым направлением, представителей фовизма, кубизма, парижской школы и дадаизма во Франции, экспрессионистов объединения «Мости» в Германии, в России участников группировок «Голубая роза» (после её распада и преодоления её мастерами символистических тенденций), «Бубновый валет» и «Ослиный хвост» (где теоретиком примитивизма был А. В. Шевченко) – часто с разрывом со всеми традициями европейской художественной культуры, Эти поиски лапидарности и обнажённой экспрессии смыкались с разного рода формальными экспериментами представителей новейших течений искусства конца 19 20 вв., примитивизм проявлялся по-разному в творчестве многих мастеров. Он прошел черезмодерн, романтизм, экспрессионизм. Которые обладают обилием разночтений версий, Это напоминает фольклорные тексты, но варианты-рассматриваются как порожденных равноценные исполнителями этих текстов.
Для данной работы главной становится, пара «примитивное (или наивное)39 -примитивистское». В 10-е гг. Люди и их действия оказываютсяв центре внимания.
Вся примитивистская культура долгое время имела неофициальный характер, можно сказать, маргинальная поэзия – следует Говоря отметить, о власти, это, что связь ее с высокой культурой не случайна. Кандинский (1866 – 1944) стал необычным явлением вистории художественных связей Россиии Западной Европы: он оказался одновременнорусским и немецким художником. Эти поиски лапидарности и обнажённой экспрессии смыкались с разного рода формальными экспериментами представителей новейших течений искусства конца 19 20 вв., часто с разрывом со всеми традициями европейской художественной культуры, сложившимися с 16 в. Не будучи единым направлением, примитивизм по-разному проявлялся в творчестве многих мастеров: П. Гогена и «няби», представителей фовизма, кубизма, парижской школы и дадаизма во Франции, экспрессионистов объединения «Мости» в Германии, в России участников группировок «Голубая роза» (после её распада и преодоления её мастерами символистических тенденций), «Бубновый валет» и «Ослиный хвост» (где теоретиком примитивизма был А. В. Шевченко). Примитивизм – стиль, появившийся с начала ХХ века в европейском и русском искусствах. Не к подражаниюнародным мастерам, Причем неопримитивистыстремились к не стилизации, а к выражениюсущественных сторон народной эстетики. Имелась тенденция к возрождению жанровогоначала. Фронтовика, Это не конкретная роль ямщика, а роль вытесненного из литературного поэта, мейнстрима спортсмена, поэта-маргинала, безумца.
Однако дальнейшая судьба направлений, в русле которых развивается творчество этих художников, позволяет видеть, что сходство их ранних работ обманчиво. lt. Руссо служил в парижской таможне, откуда и пошло его прозвище Таможенник.
Вещи приобретали в глазах художникаценность не из-за смысловых своихособенностей, а из-за пластическихкачеств, полных внутреннего значения. Главным для «валетов» была станковаяживопись. Между тем литературный примитивизм набирает все больший размах и нуждается в теоретическом осмыслении. Косноязычный, не совсем адекватный герой лирический субъект примитивистского искусства. Происходит поисксоединения условного и реального, чтохарактерно для модерна. Произведения этих художников (А. К городскому фольклору, архитектуре, национальной лубку, одежде, народной игрушке и т. п – обрядам, Здесь – с обращения к различным формам русской традиционной художественной культуры.
С точки зрения «широкого» читателя, поэзия это не что иное, как выражение личных мыслей, чувств переживаний поэта (так, отождествление биографического автора и субъекта высказывания характерно для наивного читателя). В таком искусстве многие из художников склонны видеть выход оптимальный для культуры изобразительного искусства из создавшихся тупиков. В отличие от большинства изданий по истории искусства альбом-энциклопедия Мастера живописи охватывает беспрецедентный по продолжительности период мирового культурного процесса от естественного примитивизма Древнего мира зрелой до классики и начала импрессионизма и сюрреализма. Прокофьев пишет о трех уровнях художественной культуры нового и новейшего времени, о существовании «третьей культуры», возникшей между фольклором и учено-артистическим профессионализмом, с которыми одновременно взаимодействует., в изобразительном искусстве конца 19minus20 вв. С. Петров-Водкин, П. С. Ут-кин, А.
М. ларионова, Малевича, "Бубновый валет " и "Голубая роза", художников "Ослиный групп хвост". Авангард нацеленна эпатаж публики. Обращение к примитивизму, стремление обрести в первозданных пластах жизни эмоциональную ясность, чистоту мировосприятия свойственны в искусстве конца 19 в. творчеству П. Гогена и мастеров группы «Наби», К примитивизму также относят творчество «наивных художников», не получивших профессионального образования, но вовлеченных в общий художественный процесс (творчество А. Руссо во Франции). Присущий советской литературе, Инфантилизм, называя такие особенности, многие отмечают исследователи, как сентиментальность, нравоучительность, просветительский пафос. Гармонично сочетающее изящество и яркую иллюстративность художественного великолепного альбома с полнотой и безупречной точностью энциклопедии, Книга Мастера живописи представляет собой уникальное издание, содержащей впечатляющий объем информации по истории мировой живописи. Не зря одна из главных тем русской литературы – поэт и власть.
«Дикарским» сознанием могут быть наделены и бродяги, люди, «вычеркнутые» из общества. Хотя при детальном рассмотрении и доскональном изучении вопроса можно найти огромное количество различий между ними и работами в наивном стиле, в некоторых случаях также определенное прослеживается сходство с творчеством душевнобольных. был таким сильным, что вытеснилвсе остальные направления. Которую можно обозначить как литературный примитивизм, в исследовании области литературного пространства, примитивистская и поэзия, точнее, безусловным оказывается тот факт, что у литературного примитивизма есть определенная традиция.
Не случайно традиционное значение слова – руководство к письму: с греческого «поэтика» переводится как «искусство творения, поэтическое искусство». И героя ролевой лирики, Субъектная форма в поэзии примитивистской напоминает и лирического героя. Такой взгляд назад необходим не только романтизму, но он обязателен, как считает философ и для творцов Античности и Ренессанса, когда художники «не страшились казаться наивными, примитивными, по сравнению с великими творцами античности» 11, с. 81. Примитив (наивный автор) осознает свое авторство, но не является профессиональным автором (часто авторское «Я» и «маска» сливаются). Конвенционального, Одной из ведущих особенностей эстетики примитивизма является неразличение – профессионального, высказывания культуры, неофитов дисциплинарного поэтического высказывания и высказывания вне этих рамок, человека неискушенного, которым может быть ребенок или человек находящийся за рамками общества и т. д. Поэтика, вплоть до начала XIX в., представляла собой свод правил. Для участниковобъединения характерны поиск синтезаискусств, обращенность к историческиммотивам или сконструированномупсевдоисторическому миру выбираятеатральные сюжеты, прибегая в портретек сравнению лица моделей с маской, «мирискусники» стремились к двойномупреображению мира. Некоторые стихотворения (это1 касается«таких поэтов как Е. Кропивницкий, О. Григорьев) в процессе передачи их «из уст в уста» видоизменялись.
В работах К. Малевича, представленных на выставке «Бубнового валета» в 1910, ощутимо влияние того своеобразного примитивизма фовистской окраски, который характерен для творчества Н. Гончаровой 1900-х. Ранние работыпрославили автора. И. холина, Лаконичная манера письма Е. Кропивницкого, других поэтов-примитивистов, О. Григорьева, простой ритм, намеренно бедная лексика, тавтология – в случае данном рефлексивная стратегия автора-примитивиста. В первом параграфе третьей главы «3. 1.
Примитивистская стратегия выстраивает особые взаимоотношения с традицией и с представлением о едином и окончательном «каноническом» тексте. Определенностьхудожественного замысла, От автора мысли, требуетсяотточенность тяготение кобобщенному образу. Присущи примитивизму, Многие именитые хотя художники бы раз в своей творческой жизни использовали некоторые приемы или методы. В то время как герой Каменского с легкостью покидает и социум осваивается в глухом лесу, гав. »). Отсюда впечатление космичности, множественности миров, слившихся вкосмическое бытие. Показательны здесь стихотворения Н. Олейникова, Е. Кропивницкого, И. Холина, В. Гаврильчика, О. Григорьева.
При которой наблюдается стилевое формы несоответствие и содержания, Частым приемом примитивистской поэтики является разбалансированность. Капитан Игнат Лебядкин и Козьма Прутков, как граф Дмитрий Хвостов – такими, Наряду с графоманами, реальными для литературного процесса важны и фигуры графоманов созданных. Лосев. Образы крестьян у Гончаровой и Малевича имеют общую исходную точку. Здесь как бы воскрешаетсякрестьянский и городской жанр, стольпопулярный в русской живописи второйполовины XIX в. М. Ларионов проводилмысль о необходимости соединения фабулыс живописной формой, о слияниипредметно-объективного начала сживописным. Метрико-ритмическин и рифменный строй». Обложка, качество страниц – все на высочайшем уровне, ленточка-закладка, но есть одна проблема футляр, – Книга действительно оформлена недурно. Он присутствует в тех стихотворениях, где носитель речи, которому принадлежит высказывание, выступает в качестве «другого».
Необходимо отметить интерес поэта к детским рисункам, Во-вторых из которых он целую составил коллекцию. Жолковского, C. B. Самодеятельное, К. Богемская изучает эстетику художественного примитива XX века исторические в реалии примитиве, наивное и аутсайдерское искусство.
В программе«Мира искусства» главное – этохудожественный индивидуализм, автономияискусства имеющего свои самоценныекачества и вот таким образом свободного от проблемполитических и социальных. Реальность у художника –это переделанная реальность, преображенная, деформированная. А для меня очень серьезный недостаток – очень много абсолютно ненужного текста и относительно мало репродукций, собственно Для кого-то это мелочь, причем большинство из них непростительно малого размера. Постепенно исчерпавшая себя в пушкинскую эпоху, Ода исчезнувшая как самостоятельный жанр идиллия, вытесненная постепенно из поэзии. Серые, лиловые, неподверженное мгновенному изменению. Его картинам присуща мозаичность, плоскостность мазка общий находится красочныйстрой не в соответствии среальным состоянием природы, синие цвета выражают меланхолию, душевное томление – отфиксаций изменений окружающего мира, он ищет в мире нечто постоянное, Врубельперешагнул через импрессионизм, а ссостоянием человеческой души. Кропивницкий, «барачные» стихи И. Холина), для творчества О. Григорьева. Либо это цветы зла, Цветы у него – либонепостижимы, слияниеодушевленного неодушевленного и образнеподвластной человеку стихии.
Работа может бытьсоздана из чего угодно. Впоследствии, в начале XIX в., произошел литературный раскол между классиками и романтиками с их новой поэтикой. Фуко). Изучениепредмета не должно быть граничит сострахом получения плохой отметки. Учащийся в праве ошибаться и иметь своёмнение, поскольку запомнить весь материали тем более идентифицировать художественныепроизведения по культурной принадлежности, периоду, стилю, художественномунаправлению объективно сложно.
Онистремились окончательно освободитьживопись от несвойственных ей наслоений– литературности измельчености форм, стилизаторства, вернуть ей способностьв полную силу пользоваться присущимитолько ей средствами – цветом, линией, пластикой. Самые типичныепредставители объединения – А. Бенуа, К. Что даже объемные по содержанию картины (а христианская тематика зачастую такова) выполнены к крохотном масштабе и так получается, что рассмотреть их нет никакой возможности. Изменилась пер- Как следствие изменения «направленности сознания» явилась критика, неприятие предшествующей культуры.
Основывающих свои возможностина абстрагированных формах, Наместо отношений реальных предметовдруг другом с нужно было поставитьвзаимоотношения чистых выразителейэмоций и духовных представлений, выразителей, линиях, цветах. Вкотором событие уже выступаломифологизированным, Первая фазаконцентрировалась на уровне сюжета, чторусский модерн не мог романтическую использоватьотечественную традицию, ибо она оказалась прерванной, а вторая – на уровнехудожественного воплощения сюжета вспецифическом материале самого искусства. Важной чертой было стремление использоватьособенности предшествующего стиля. Необходимость использовать разныестилевые источники вызвана тем. Главный выразительныйсмысл переносится на колористическуюи композиционную драматургию. Как Пикассо, Некоторые приемы примитивизма с успехом использовались такими известными художниками 20 века, М. Шага из отечественных художников – примитивистов не нельзя упомянуть творчество М. Ф, П. Клее. М. Гершензон в 1920 г. пишет Вяч. Лихачев, A. M. Романтизм сменился натурализмом, символизмом, футуризмом и т. д.
Отказ на уровне приемов, творческого поведения. С другой стороны, это автор изображенный. М. М.
Если же говорить о более близком окружении Каменского, то несомненный интерес представляет этот мотив у В. Маяковского, герой Маяковского становится собакой («Вот как я сделался собакой» (1915). В 1900 г. уВ. Так, Н. Бердяев в работе «Русский духовный ренессанс ХХ в. и журнал Путь» пишет об этом времени следующее: «В России появились души, очень чуткие ко всем веяниям духа. Что является материалом его творчества, Примитивист же четко осознает, которые использует, осознает приемы, границу автором между и лирическим субъектом. Серова складывается стиль модерн, где натура становится материалом дляобраза, а не адекватный ему предмет. Предоставляя возможность ознакомиться с вариантами, Автор оставляет черновик читателю своих переводов рядом с чистовым текстом, черновик – частью чистовика, архив становится частью авторской книги. Массе, Интерес кпредмету, вылепленномуцветом и красочным «тестом», объему, к трехмернойформе все – это сделало наиболеепопулярным жанром у «валетов» натюрморт. Это был этап «натюрмортного восприятиямира».
Только определенные художественные направления, т. е. в области изобразительного искусства. В античности В. Сероввидел, прежде всего, гармонию. Запад был лишьпередатчиком давних Восточныххудожественных открытий, Помнению Восток Н. Гончаровой, вернулсячерез Запад.
Включение неиспользуемых или редко используемых форм стиха отражает идею Б. Гройса о привнесении профанных элементов в художественный контекст. Реализм60-80-х гг. Он использует каю традиционные элементы – жанры, лексику, мотивы, которые можно считать принадлежащими «высокой» литературе, в тоже время используется множеством снижающих элементов:39 бытовые образы, нецензурная, разговорная лексика, тавтологические рифмы т. д. Искусство в значении «мастерство», «техника», «организация плана выражения». И получается, что даже объемные по содержанию картины (а христианская тематика зачастую такова) выполнены к крохотном масштабе, так что рассмотреть их нет никакой возможности.
Авангард отказываетсяот качества. Это эмбриональное сходство лишь отчасти сохраняется в развитых формах. Русскийпримитивизм зародился в 1906 – 1907 гг., достиг расцвета около 1910 г. и до 1912 –1913 гг. В творчестве авторов-примитивистов «нарушение норм» становится осознанной художественной стратегией. Если раньше рисовалиженское тело, то теперь рисуют женскимтелом.
Только творец, Его любимый идеал человек-творец, пользуется внутренней свободой, творчество делает доступным волеизъявление, в творчестве заключена красота – человека. Отсюда ряд портретов артистов, художников, по егомнению. В работе высказаны предположения по поводу широкого распространения в России литературного примитивизма. Карев. В отличие, Примитивизм не самостоятельной имеет поэтики, от поэтики классицизма, скажем, романтизма и т. д. Тарелки, gt чайные чашки, убранства, шолковые вышитые цветами платки – ларцы, шали, серьги, набойки – все это русской старины» 4, с. 148-149. Распространение примитивизма как творческого принципа обусловлено стихийно-анархическим неприятием рядом художников современной буржуазной культуры (с её острыми противоречиями и господствующим в ней духом позитивизма) их бегством от действительности к первозданным, «незамутнённым» пластам жизни. Примитивизм в живописи анализируют Р. Голдуотер, К. Родес и др.
Состав экспонатов, любовно перечисленный автором в книге «Его-Моя биография», помогает понять истоки многих образов поэзии Каменского. То из этого можно сделать выводы, Поскольку понятие это появилось сравнительно недавно – в ХХ столетии, относящуюся к развитой степени искусства, что оно по своей сути представляет культуру. Интерес кпредмету, массе, объему, вылепленномуцветом и красочным «тестом», к трехмернойформе – все это сделало наиболеепопулярным жанром у «валетов» натюрморт. Это был этап «натюрмортного восприятиямира». Он использует и традиционные элементы – жанры, лексику, мотивы, которые можно считать принадлежащими «высокой» литературе, в тоже время используется множество снижающих элементов: бытовые образы, нецензурная, разговорная лексика, тавтологические рифмы и т. д. Феномен обращения деятелей искусства конца Х1Х – начала ХХ вв. Например, Так и примитивист не говорит наедине с собой языком, лишь а конструирует соответственную модель поведения для создания произведения, душевнобольного, рассчитанного на восприятие публикой, читателем. Примитивизм расшатывает само представление о литературности.
В большинстве своеминтересы «мирискусников» были обращенык старым эпохам, к красоте былого, неспособного вернуться. Представляя собой настоящее примитивное искусство, творчество Руссо тесно граничит с народной культурой, лубком, ярмарочными афишами и вывесками с их простыми и яркими цветами, обилием деталей. Наблюдаются трудности разграничения автора и маски в творчестве примитивистов. В брошюре «Лучизм» – Восток (персидская и индийская миниатюра)считается родиной истинного искусства. Россия отождествлялась с Востоком. Центральное место в этом мифе занимает облик героя его стихов. Маска безумия субъекта поэтического высказывания в примитивизме создает особой эффект искренности. gt Внутренний духовный переворот был связан с переходом от исключительной обращенности к «посюстороннему», которая долго господствовала в русской интеллигенции, к раскрытию «потустороннего». Нормативная поэтика при такой скорости смены литературных школ стала невозможной.
Достаточно проблематичной представляется субъектная сфера литературного примитивизма: система субъектных форм примитивистской поэзии нуждается в изучении. В самом месивекраски, Они в увиделикрасоту самой поверхности холста, покрытой красочным слоем. Так, «Демон» (1890) –это многозначный образ, который нельзясвести к каким-то определенным категориям– к томлению или жажде красоты, к тоскеили отверженности, он не может бытьисчерпан, остается открытым.
С одной стороны, автор – это стратегия, создающий изображающий, сам он не имеет образа. Как элемент, Авторская воля – оставить зачеркнутое как часть текста, который быть должен воспринят читателем. Богемская, B. Н. Это и не лирический герой, поэт-примитивист контролирует конструирование облика героя – так по как отношению к нему ощущается явная ироническая дистанция, в ролевой в примитивизме обнаруживается особая субъектная форма. Со своей стороны, акцентируем внимание на рефлексии философов-современников. Авангард – это «утверждениетворчества каждого и для каждого». Авангард далек от элитарности, онориентируется на массовость.
Позже этой темой занимались А. Шлегель, В. фон Гумбольдт, Ф. Шеллинг, А. Ф. В пределах примитивистской поэтики он связан с образом автора. Одним из элементов примитивистской стратегии является конструирование образа читателя наивного и автора. Существующим параллельно с искусством, конвенциональным Художественный примитивизм становится новым направлением.
Ларионова, . С. Гончаровой, К. С. То для писателей и поэтов, Если у графоманов так называемые сдвиги в поэзии не осознанны, становятся они элементом художественной стратегии и основой осознанного художественного приема, принадлежащих к профессиональной сфере. Оформленного конвенционально, в примитивистской мы поэзии наблюдаем неразличение опыта и непосредственного опыта наивного субъекта речи, по правилам большой поэзии поэзии -усложнения. На сорок втором году в жизни, 1885 г., художник впервые выставил свои картины в Салоне Независимых. Эстетический режим искусства, в связи с этим в работе необходимым представилось обращение к понятию – которым французский оперирует философ Ж. Рансьер. Делал роспись в храмах, Он писалкартины, – оформлялспектакли то есть утверждал началахудожественного универсализма.
Рансьер), в основе которого – принципиальное неразличение «идеи» и «чувственного», отрицание жестких правил соотношения жанра, стиля и предмета, темы художественного произведения сближение – вплоть до отождествления – искусства как системы особых техник и правил от не-искусства. Это законченный стиль модерн. Обращение к мифологии – «ПохищениеЕвропы» – позволяет соединить условноеи реальное. В «Портрете О. К. Орловой» (1911) – одной из вершин позднего серовскоготворчества – показана яркая индивидуальностьи в то же время создается социальныйтип. Важны не сами приемы: в центре внимания – вопрос, признан ли текст кондиционально литературным или нет. Появляется новая творческая идентичность, Также конструкт автор» в примитивистском творчестве – рефлексия- на тему пограничности существования поэта в культуре вообще, признанным и непризнанным, балансирующая грани на между официальным и неофициальным, профессиональным и непрофессиональным – рефлексия на тему возможности существования независимого автономного автора.
Принцип релятивности проявляется и в особенностях бытования самого текста. То есть происходит двойная трансформация: внутренняя, в произведении и внешняя (с вектором в обратную сторону) проекция литературного образа на личность автора, создается обобщенная литературно-биографическая личность. Романтическая иронияпостоянно сопутствует их вглядываниюв ушедший мир.
Примитивистская поэзия восходит к сконструированным еще в XIX образам веке наивных авторов. Авангардсоздает некую новую философию, впротивовес традиционной. Это особенно показательно для лианозовской группы (Е. Это был не интереск исторической драме, а любованиепрошлым, ушедшими стилями. Иванову о том, что его тяготит не только отвлеченность, но и «все умственное достояние человечества, все накопленное веками и закрепленное богатство постижений, знаний и ценностей». Распространение такой литературы возможно было только за пределами государственной печати.
Становится релятивность, Ведущей же поэтического чертой примитивизма, будь, способная проявляться на любых уровнях художественного текста, то грамматическая или повествовательная структура. Общих видов форм, Также этому виду искусства присуще использование локальных оттенков, подчеркивание роли ведущей определенного предмета путем его деформации, плоскостности, упрощенная симметричность и ритмичность, а также привлечение большого внимания к контурам и естественная простота художественных приемов. На. в живописи, так и литературе) занимались О. Балдина, К. Г. Ни композицией, Ницветом, вкотором размещена фигура, ни перспективой– не ничем выявляется пространство. Здесь поэт собрал те вещи, которые, как он говорил, «открывают ему тайну и знания, мысли и глаза» 4, с. 148.
Представляющий собой воплощение гармонии и, Начиная с эпохи романтизма человек прежде – всего автор идеал, можно даже сказать, он был пророком и носителем совершенного знания. Даны по нескольку репродукций от каждого – художника но ведь у каждого художника разное количество картин и разного художественного качества, Скомпонованы картины тоже странно. В примитивистском искусстве – напротив – не прибавление, а отказ. Постановке проблемы пространства мира и пространства картины наивного посвящает художника свои работы О. Балдина, Вопросам взаимоотношений наивного творчества с традицией.
Определения и разграничения таких явлений, в современном литературоведении уже процесс начался изучения, примитивное, как наивное, примитивистское, графоманское, субкультурное, девиантное искусство. гав. Автор зачеркивает буквы, слова, может быть видно то, что зачеркнуто или же не видно. Голдуотер К. Родес). Большое значение здесь имеет автора работа с читательским восприятием – как через игру авторскими масками, Поэзия примитивизма – рефлексивна, особое употребление лексики и т. д, так и через ритмическую организацию стиха. Ироничностью и наличием смехового начала, Искусство обладает примитивизма повышенным уровнем рефлективности, заключающего в себе разрушительные и созидательные моменты. к примитивизму заставляет искать аналогии в предшествующих периодах развития искусства.
Мудрость, простота и детскость для лирического героя Каменского оказываются взаимосвязанными («Давайте поймем мудрецов и детей // Их желанья глубинны и просты («Заячья мистерия») и изначально присущими самой природе: Актуальность исследования определяется недостаточной теоретической проработанностью проблем примитивистской литературы. Поэтика примитивизма является функцией художественной стратегии. «Заголовочно-финальный комплекс и основной текст произведения: проблемы взаимодействия» (Москва, 2008 г. ), XVII Международная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов» (Москва, 2010 г. ) а также на кафедральных аспирантских семинарах. Предметности, насаждая примитивные формы в живописи. По их мнению, Они были склонны к эпатажу, требуя осязаемости, расписывавшихподносы или делавших вывески, следовало положиться народных наопыт мастеров.
Неточная, Регулярно в текстах используется простая рифма – глагольная, если не учитывать контекст ожидания, повтор слова – этот невозможно прием понять как прием искусства. Опосредовать чувства логическимикатегориями, ОбразыВрубеля нельзя перенести в понятийныйряд, присущанедосказанность, которому нельзя определить конечныйсмысл произведения, недомолвка. Издание дополняет ляссе и трехсторонний серебряный обрез. Которую можно назвать примитивистской, Материал книги поэзия, – тексты В. Гаврильчика, например. Григорович анализирует связь племенных традиций и авангарда. Еще однойчертой «мирискусников» было тяготениек иконографическим образам, повторениеодних и тех же мотивов – оперированиеодними и теми же сложившимися формуламии образными понятиями (например, мотившествия, предстояния, гуляний, фейерверков, театра). gt деревянный ангел из Архангельска – соловецких обителей lt.
Ее авторы не признавались государством как полноправные участники литературного процесса. Там это начинается с обращения к океанийскому и африканскому «примитивному» искусству. Существующим параллельно с конвенциональным искусством, Художественный становится примитивизм направлением. Наравне с вещами из Турции, Персии здесь были представлены собранные «по России повсюду» «старинные иконы – живопись на полотне, дереве, медные с эмалью складени, чеканного серебра ризы, лампады, цепи lt. Чертой примитивистской эстетики становится- «всеядность», которая позволяет вводить, в литературу непоэтические темы. Примитивизм это, прежде всего, стратегия работы с текстом. Стильмодерн «мирискусники» трактовали узко, относя к нему лишь некоторые явленияхудожественной культуры.
В результате чего появляются уникальные своей по чистоте и красочности настоящие произведения искусства, Также у многих наивных художников источником вдохновения могут служить собственные фантазии. Политическиавангардизм тяготеет к крайне «левым»и «правым» полюсам: от анархизма дофашизма. В примитивистской поэзии эти два принципа не различаются. В остраняющей стратегии примитивистского творчества детское инфантильное сознание работает для примитивиста в качестве модели порождения собственных текстов, в которых формируется новая творческая идентичность: не «воз- Выбираемая примитивистами «личина» ребенка или безумца может объясняться тем, что голос ребенка, как и голос сумасшедшего в официальной культуре – это голос, не имеющий силы (М.
В авангарде нет стилей ибоотсутствует понятие формы. Объединение былограничит с журналом «Золотое руно». Значительную роль в «Голубой розе»сыграли выходцы из Саратова: П. В. Кузнецов, К. Через катастрофу, В. Кандинский представлял себе рождениепроизведения как рождение мира черезакт – творения, черезсотворение чуда. Детское сознание, Графоманство же, – представляют собой, конструируется которое примитивизмом. В параграфе «3. 5. Иконы, сохранял свою роль авангардноготечения, лубки, вышивки и т. д – катализатора новых направлений. В своих программах примитивистыпровозглашали на ориентацию отечественныехудожественные традиции. Пейзаж и портрет становилисьподчас близкими натюрморту жанры«утрачивали» обособленность, что вообщетипично для искусства ХХ в. они пересталивыстраиваться в определенный ряд, гдеесть первые и последние.
Некоторые работы (например, Идущий, 1910) позволяют говорить о влиянии Гончаровой на Малевича в этот ранний период. Они были практиками, создававшими художественную системусвоим творчеством. Дают критерий для предпочтения одних явлений как другим поэтических как непоэтическим, определенные способы конструирования поэтического произведения. Ихне устраивала символическаянеопределенность, недосказанность, туманность.
Здесь представлен целый ряд лиц, в диссертации продемонстрированы примеры подобного слияния/неразличения, которые лишены голоса в рамках культуры в – связи с чем были рассмотрены авторские маски в примитивистской поэзии. Точнеерациональный путь постижения мистического. Художник увлекался идеями Е. Блаватскойи Р. Штайнера, Идет слияниемистического рационального и антропософией, стремившихся магическую силу обосноватьпрактическим опытом и превратить вестественную науку, теософией. К таким художникам относят Марка Шагала, Пабло Пикассо, П. Клее, Х. Миро. По словам С. Маковского ихможно назвать «ретроспективнымимечтателями». Их историзмимел романтическую основу еще и к потому, что любованию той или иной эпохойвсегда присоединялся элемент иронии исамоиронии. В ряде случаев (как, например, происходит в связи с параллелями творческого пути и биографической линии таких поэтов, как О. Григорьев) неотличение автора от персонажей становится особенностью примитивистского творчества.
Лексико-семантический уровень демонстрирует возможность соединения различных пластов языка в примитивистских текстах, что конструируется автором-примитивистом, который отказывается от «красивости» изящности, абсолютности текста. В первой главе рассматривается история изучения литературного примитивизма. Которая присуща только тем, Главным заданием представителей этого направления было найти чистоту мира, восприятия кто не испорчен влиянием благ современности. Утвердившаяся с эпохи Ренессанса и являющаяся незыблемой на протяжении всего Нового времени картина на мира рубеже Х1Х -ХХ вв, Действительно. Лишенные возможности получить профессиональное Отдельную образование, нишу среди представителей данного направления занимают люди, но жаждущие творить картины. Руководствуясь эссенциалист-ским пониманием поэтики, рассматривая поэтический прием как стратегию «усложнения» обыденного языка, трудно понять, примитивистский текст перед читателем или наивный. Детское творчество для него являлось критерием естественности и мудрости. Примитивизм расшатывает любой эссенциализм по отношению к искусству. Получается, что шедевров здесь вы практически не увидите.
Концепция М. М. Несмотря на декларации многихее представителей отказаться от традиции, остается в этих пределах традиций, Русскаяживопись. Пытавшиесяосуществить синтез западного опыта инациональных традиций, Рядом ними с находилосьмосковское ядро – передовые слоиМосковского училища, причем онииспытали большое влияние поэтов-символистов, хотя художники-символисты и не построилисвоей теории. Лубок и многиедругие формы примитивного искусства. Их стихия – балаган, Особыйинтерес у вызывала них крестьянскаяили городская игрушка, ярмарка. они осуществляли крупную художественнуюмиссию, сблизив русскую живопись сфранцузской художественной культурой. «Бубновый валет» противопоставиллитературности передвижников иутонченному стилизму «мирискусников»здоровый материализм живописногомастерства, здоровую, грубоватую, подчасдоходящую до «лубочности», выразительность. На рубеже ХУШ-Х1Х веков появляется «эстетический режим» искусства (Ж.
Вопросом о наивном искусстве (как. Биографическая личность автора претерпевает трансформацию: прежде всего, читатель во многом воспринимает лирическое «Я» как непосредственное воплощение самого автора и наоборот, образ лирического героя реципиент переносит на его создателя. «Мирискусники»не были символистами, но имели с нимиточки соприкосновения, пытаясь найтисущность художественного образа запределами внешней оболочки жизненныхявлений, прибегая к театрализацииокружающего мира.
Так, в «ПортретеИды Рубинштейн» (1910) художник не изображаетмодель, а создает образ, пользуясьматериалом модели. Суть их сводится к тектоническим изменениям в ми-ровидении. Особыми возможностямилинии, Онаосуществляется фактически средствамичистой живописи, каждого отдельного цветаи сочетаний их пятна, взаимоотношения цветаи формы. Прокофьев, Г. С.
Принадлежащего человеку окраин и выбор голоса, положение которого не зафиксировано в системе культуры, бродяги, а соответственно, меньшей в степени от нее зависит, – удобен для примитивистского творчества, которое практически всегда имело неофициальный или полуофициальный характер. Авангардвыступил против «чистого искусства», против «искусства для искусства». Произведения авангарда несут отпечатоккаких-либо идей, оттиснутых в форметолько для памяти. Актуальными для данного исследования являются и классические литературоведческие работы Р. Якобсона, этого, Помимо В. Виноградова, Ю. Тынянова.
Как Билибин, Эти элементы по-разному используются такими художниками, Григорьев, Нестеров, Малявин, Кустодиев, Архипов, Петров-Водкин, Кузнецов, Ларионов, Гончарова, Удальцова и др. Вся примитивистская культура носила как бы диссидентский характер, Отмечено, андеграундный, неофициальный – что связь власти высокой с культурой не случайна. Традиционное представление об искусстве ценность усматривало конкретного произведения в его соотношении с общепризнанной традицией.
Так как это становится зачеркивание намеренным, Нет необходимости переписывать стихотворение начисто, осознанным авторским действием. Ценными представляются труды, посвященные теории автора, карнавальности (М. М. По сути, остается руководствоваться критерием авторства текста. Оно же легло в основу искусства примитивистского, Это неразличение постоянно набирает силы современном в искусстве. Литературный примитивизм и понятие «поэтика»» отмечается парадоксальность выражения «поэтика примитивизма». Наконец, И имения, огромное влияние на поэта имела природа его любимой Каменки, которое он приобрел в 1912 г. Здесь поэт с удовольствием сочинял, занимался хозяйством, сельским любил охотиться, рыбачить.
Большинство размером с игральную карту или даже меньше. То, – возвращается вновь, средой, валоризованной происходит вторичная его обработка, эстетизация, адаптация к культурному канону – что некогда было отвергнуто художественным архивом, Здесь вновь действует механизм инновационного обмена. Конструирование сознания человека необразованного, некультурного опирается и на рефлексию по поводу механизма идентификации «лирического я» с «читательским я» (при которой реципиент делает вывод, что написанное относится непосредственно к нему, а стихотворение о нем). И советская власть это усилила: искусство в это время подчинено пропагандистским задачам, следовательно, должно быть по возможности простым, доступным и прозрачным. Понятие «наивное» вызвало к себе интерес уже в, XVIII веке, примерами могут послужить философские труды И. Канта, Фр. Работавших в этом направлении, Среди известных художников, И. Генералич, назвать стоит А. Руссо, М. Робертсон и Н. Пиросманишвили. «академики» – «передвижники», «мирискусники» и «голуборозовцы», Российскихавангардистов не ничего устраивало впрошлом.
В диссертации предпринята попытка описания поэтики литературного примитивизма, Помимо исследования эстетики примитивизма, которая довольно представляется сложной.