Когда Шишкина не будет, тогда только поймут, Развитие представлений учащихся о взаимосвязи видов искусства (живопись-литература) Знакомство с творчеством русских художников – пейзажистов Закрепление. Как многим зимним пейзажам русских художников, картинам Г. А.
3 Живопись художников-пейзажистов реалистического направления ярко свидетельствует о том горячем интересе и серьезном внимании, с которым наиболее передовые мастера относились к нуждам народа, его страданиям, нищете и угнетению, как искренне стремились своим искусством не только разоблачить несправедливость общественного устройства, но и встать на защиту «униженного и оскорбленного» народа. Его картины «Украинская ночь», «После дождя», «Березовая роща», «Лунная ночь на Днепре» и другие стали в свое время сенсациями, разделившими современников на восторженных почитателей художника и его противников. Неторопливый подробный рассказ, обилие деталей наряду с выявлением типического, характерного, цельность запечатленного образа, простота и доступность художественного языка – таковы отличительные черты этой картины, как и последующих работ художника, неизменно привлекавших внимание зрителей на выставках Товарищества передвижников. Что именно он рекомендовал земляка куратору учрежденной 1757 в году Академии художеств И. И. Шувалову, Принято считать. И сегодня покоряющих своей свежестью, Свет и воздух «героями» становятся его замечательных полотен, жизненной убедительностью и естественностью, эмоциональностью.
Что копирование с фотографий отдельных деталей, Однако он не учитывал, а отдаляет от глубокого познания ее, взятых вне их естественной среды не приближает, которого он от добивался своих учеников. Наблюдатель всегда прикован к «Я» символом этого «Я» и является в европейской картине единственная точка схода прямой перспективы. Пейзажи разделяют на несколько видов, в зависимости от изображенной темы или мотива. Рядом с уютным тенистым шатром аллеи где-нибудь сбоку раскрывается перспектива синих гор, всегда неожиданно чуть ли не кокетливо приоткрытая – всегда обрамленная ветвями, у сопоставление Лебедева интимного мира и мечты превращается в эффектный контраст. Что, Вошли Шубины в историю еще и потому, отец скульптора Иван Афанасьевич обучал юного Ломоносова грамоте, если верить преданию, а его брат Фома Афанасьевич снабдил будущего академика на дорогу в тремя Москву рублями и китайчатым полукафтаньем. Как будет показано в дальнейшем, в русской культуре фактором, заставляющим переживать пространство как «отечественное», являются вообще не какие бы то ни было его особенности, реальные или выдуманные, а просто сам факт переживания его изнутри а на переживание извне наложен жесткий этический и эстетический запрет.
Но, в отличие, скажем, от радостных и захватывающих дух перспектив в живописи итальянского Возрождения, в этих русских пейзажах наблюдатель несчастен и теряет путь именно потому, что «прикован к одной точке». Посещавший знаменитые "четверги" Санкт-Петербургской Артели художников И. Е. Репин, рассказывал о нем впоследствии: "Громче всех раздавался голос богатыря И. И. Шишкина: как зеленый могучий лес, он поражал всех своим здоровьем, хорошим аппетитом и правдивой русской речью. С этими попытками впервые выступил Эль Лисицкий в своих абстрактных композициях-«проунах» конца1910-х начала 1920-х годов, которые, как он предполагал, не должны были иметь ни верха, ни низа, а располагаться как бы (или буквально) над головой зрителя. Дело в том, что при прямой перспективе мы видим даль, глядя вперед, а чтобы увидеть землю под ногами, должны голову опустить, картина же (до кубизма, когда она стала как бы монтироваться из кусков) пишется увиденной только одной парой глаз, с одной точки зрения. В ироническом, даже почти сатирическом проекте современного московского художника Олега Кулика «В глубь России» (1993, книга исполненная совместно с писателем Владимиром Сорокиным) Кулик запечатлел себя на одной из фотографий якобы засунувшим голову в вагину коровы. Благодать.
14 В. Серов Валентин Серов – прославленный русский портретист и из один крупнейших мастеров европейской живописи 19 века. Публика, бывало, ахала за его спиной, когда он своими могучими лапами ломового и корявыми мозолистыми от работы пальцами начнет корежить и затирать свой блестящий рисунок, а рисунок точно чудом или волшебством каким от такого грубого обращения автора выходит все изящней и блистательней". Немало нарисовал он пером на этих вечерах своих превосходных рисунков. Поскольку часто в качестве кода «русскости» выступал определенный тип пространства, возникает искушение считать, что «русское» пространство действительно имеет определенный большой размер. Что со временем может быть искусным в своем художестве который мастером, своей работой в резьбе на кости и перламутре дает надежду. Алексея Савченко, Имена Александра Колотилова, Обуховского, Юрия Виктора Быкова, Александра Афонина и многих других на слуху знатоков русской современной живописи.
Работая в должности профессора Шишкин требовал учеников от кропотливой предварительной работы на натуре. Для современной российской действительности, впрочем, более любопытно то, что эти стремления таким именно образом оторвать зрителя от его индивидуальности, от трагической (по мысли художников) роли стороннего наблюдателя, находят продолжение в русском авангарде и, в особенности, в советском искусстве. О таких пейзажах в один голос говорилось, что они «теснят грудь». Как облик человека, Образ чувства природы и мысли того общества, отражает в себе жизнь, которое воспитало его создателя-художника. Как раз в этот момент большинство русских художников потеряло интерес к так называемым пенсионерским поездкам в Италию, которые Академия художеств предоставляла своим лучшим выпускникам (в первой половине XIX века многие из этих выпускников застревали там чуть ли не навсегда, подобно Карлу Брюллову и Александру Иванову).
На одном из эскизов художника можно увидеть такую надпись: ". Но они не ведущей играют роли, Люди и животные могут присутствовать на этих картинах, а лишь подчеркивают населенность города. В картинах переданы торжественная красота и мощь бескрайних русских лесов. И существует множество направлений и художественных школ, Сегодня пейзаж – признанное направление живописи, обучающих мастеров данному кисти виду искусства. Так, вглядываясь в картину «Владимирка» И. Левитана невольно перед глазами всплывают образы каторжников, сосланных в Сибирь.
Такая судьба постигла, к примеру, И. Репина, В. Серова, И. Левитана, К. А. Коровина. Что ему показывают, Ему слишком непривычно то, он упирается, он не хочет идти за Вами, но какая-то сила тянет его все дальше и дальше и, наконец, он, точно очарованный, теряет волю сопротивляться и абсолютно покорно стоит под соснами, слушает какой-то шум в вышине над головою, потом опускается, как лунатик, за пригорок, ему кажется, недалеко уже лес, который вот-вот перед ним приходит и туда, но как хорошо там, на этой горе, плоской, суровой, молчаливой, так просторно эти тени, едва обозначенные солнцем сквозь облака, так мистически действуют на душу, уж он устал, ноги едва двигаются, а он все дальше и дальше уходит и, наконец, вступает в область облаков, сырых, может быть, холодных тут он теряется, не видит дороги и ему остается взбираться на небо, но это уж когда-нибудь после и от всего верха картины ему остается только ахнуть Итак, русский пейзажист второй половины XIX века, во-первых, повергает зрителя в картину и, во-вторых, в случаев ряде заставляет его задирать голову. Болото» (1870), «Разлив Волги под Ярославлем» (1871), несколько вариантов «Оттепели» (1874) и знаменитый «Проселок» (1874) у необычайно талантливого и рано умершего Федора Васильева особенно много таких картин, среди которых выделяются «Оттепель» с потерянной парочкой путников, мужчиной и мальчиком (1871) и безлюдный «Мокрый луг» (1872) с застывшим зеркалом воды в центре, приковывающим к себе взгляд.
Картины многих русских художников, сегодня заслуженно получивших звание великих, в момент их создания называли «мазней» и подлинным ценителям искусства, которые умели смотреть чуть дальше узкого мышления, приходилось спасать такие работы от физического уничтожения, вплоть до вывоза их за границу. В середине XIX века «русским» пространство делал сам факт его переживания изнутри, а не извне а это значит тактильно и эмоционально, а не визуально. Выделяются городской, сельский и морской пейзажи. Которое можно считать классическим полноте по художественного образа, ", монументальности звучания, завершенности. Серов обладал непререкаемым авторитетом среди мастеров времени, своего Тихий и скромный по натуре. Каждый рисунок Теребенева имеет острый сюжет, в разработке которого художник проявил неистощимую изобретательность, отличается выразительной линией, сочетающей композиционную сложность с артистической легкостью. К 1883 году художник находится в рассвете творческих сил.
Пространственная «коллективизация» зрителя могла включать в себя и попытки заставить его поднять голову и тем самым оторваться от земли, от себя, от Эго. В тот же миг наступило затишье. После губительной и долгой зимней непогоды, Как при наступлении весны, северной а расцвет внезапен, произрастание идет быстро, так и тут нас поражает неожиданность, с какою за такой короткий срок не больше тридцати лет на маленьком пространстве, на неблагодарной пустынной почве, в этой грустной стране, в суровых условиях жизни появилась столь обильная поросль живописцев и притом великих живописцев». Свет и воздух становятся «героями» его замечательных полотен и сегодня покоряющих своей свежестью, эмоциональностью, жизненной убедительностью и естественностью. Европейская форма картины была Россией, как известно, заимствована и вопрос о национальной специфике искусства не выходил за пределы поиска апокрифических русских сюжетов («Владимир и Рогнеда». ) вплоть до конца периода художественного ученичества, т. е. до середины XIX века.
Вот таким образом европейское искусство предпочитало самый ближний план картины просто пропускать. Серов оставил не менее значимые работы в жанрах русского пейзажа, свое Увековечив имя как непревзойденный мастер именно портретной живописи, книжной иллюстрации, графики, анималистики исторической и античной живописи. Достойным завершением цельного самобытного и творчества Шишкина явилась картина 1898 года "Корабельная роща". Что все эти сложности с первым планом усиливаются, Дело в первый том, план тогда резко перспективно сокращается, когда в картине низкая точка зрения, гораздо резче, чем пространство всей остальной картины, которое как бы не успевает за ним.
В русском искусстве романтический пейзаж начала XIX века представлен в первую очередь Сильвестром Щедриным и его младшим современником Михаилом Лебедевым (оба всю жизнь провели в Италии). С другой стороны «нельзя отказать Куинджи в смелости новатора, в своеобразной выразительности его колористических находок и декоративных решений» 38 Василий Дмитриевич Поленов Творчество Поленова крупное и значительное явление в русской живописи второй половины 19 века, Исследователи русского отмечают искусства «стремление удивить зрителя необыкновенным эффектом, что есть нечто чуждое самому духу и характеру русского реализма». Которыми освещено было искусство все второй половины 19 столетия, Идеи, наполняя его новым для общеевропейской живописи содержанием, проникают в изображения. Но увидеть это никому, кроме автора, не удастся. Он прожил всего 36 лет, Недолгой была Ивана жизнь Ивановича Теребенева, обессмертившие имя художника, но были в этой жизни два года. 2 Пейзаж завоевал место одного из ведущих жанров живописи. Связывающего представление о счастье, Жизнеутверждающие Шишкина произведения созвучны с мироощущением народа, довольстве человеческой жизни с могуществом и богатством природы.
Нельзя сказать, что русский пейзаж был принят зрителем и критиками сразу же. Философского смысла, 4 Исаак Левитан Ильич Серьезные раздумья о судьбах родины порождали образы большой человеческой глубины. «Наполняет грудь», очевидно, «бодрый» пейзаж, подобный шишкинской «Ржи» «сжимает» пейзаж «унылый». В работах маринистов главное место отводится игре воды, солнца, ветра.
Люди в морских пейзажах обычно не изображаются. Перед зрителем предстает образ величавого, могучего русского леса. Раздолье, простор, угодье. Что такая работа способствует постижению форм природы, Шишкин помогает находил, совершенствованию рисунка. Возможно, там, внутри, он еще и поднимает глаза вверх, чтобы уйти уж совсем вглубь, от своего «Я». Это происходило не тогда, Мало того, казалось бы, когда художник писал этюд с и, натуры мог внимательно следить за былинками и сыроежками на первом плане, на пленэре они его, как правило, не интересовали, он писал лишь общее впечатление.
Рожь. В нем раскрыты те черты жизни природы, Современники всторгались достоинствами картины, отвечают его эстетическому идеалу и запечатлены в народной песне, которые и дороги близки любому русскому человеку – замечая существенную особенность этого произведения. 32 Архип Иванович Куинджи Важной ступенью в русском пейзаже второй 19 половины столетия было воскрешение в нем идеалов романтической живописи в общем русле реалистических тенденций. Но на них и постройки встречаются нечасто, То же самое относится и к сельским пейзажам, без подчеркнутой детализации и изображаются картинах на такого направления живописи мелко. Стены в комнате главного героя покрыты вместо обоев фотоплакатами, так что пространство сильно напоминает упомянутые выставочные композиции Лисицкого из которых, по Кабакову, можно бежать, только если свой «взгляд вверх» вооружить адской силой мистической машины. Живой, общительный, обаятельный, деятельный Шишкин был окружен вниманием товарищей. Приехавшему в Петербург зимой 1758 года, Спустя несколько лет уже М. В. Ломоносов сам помогал младшему Шубину.
Чьи работы выставляются галереях в всего мира, Сотни прекрасных картин написаны десятками именитых художников. Созданных к конце 70-х и в годы 80-е ощущается монументально-эпическое начало, в лучших картинах Шишкина И. И. А затем хитро бросить его там все владели русские художники второй половины XIX века, Этим эффектным приемом ввести зрителя в картину. Чем дальше, тем больше зритель невольно не знает, что ему с собой делать.
Как поведение человека программируется византийским с храмом его почти неизменной фигурой Пантократора в куполе, Нетрудно увидеть здесь аналогии с тем. Серебристо-серые холодные тона необыкновенно красочны и богаты. При желании в России тоже можно найти «уютные уголки» (что и стали делать позже русские импрессионисты, например Левитан и Коровин, считая именно такие ландшафты национальными).
В середине 1920-х годов Александр Родченко стал делать фотографии, запрокинув голову с фотоаппаратом назад («Сосны в Пушкино», 1927, самый известный пример) и запечатлев тем самым «эйфорический» дух 20-х годов с их ощущением внезапно открывшихся благодаря отказу от «Я» возможностей. Окружающая (а не просто созерцаемая) природа, таким образом, способна и сжать грудь и наполнить ее. Такие свои полотна (прежде всего программную работу «В Крымских горах», 1873) он называл «картина вверх» и тщательно следил, чтобы их верхний (на сей раз верхний) край не был закрыт рамой. «После дождя», Его картины «Украинская ночь», «Лунная ночь на Днепре» и другие стали в свое время сенсациями, «Березовая роща», разделившими современников на восторженных почитателей художника его и противников. Именно в это время Шишкиным было создано капитальное полотно "Среди долины ровныя.
Разворот которых по вертикали так нечеловечески велик, Для этого он писать стал пейзажи, что не может быть увиден с одной точки. Этот «пустой центр» еще более усиливал впечатление немоты, паралича в эпоху, когда академические правила требовали размещать в середине пейзажа купу деревьев. На «унылых» пейзажах изображено обширное плоское поле (в буквальном или более общем смысле слова), в центре часто, хотя и не всегда, находится человек или транспортное средство, за судьбу которых остается только глубоко переживать. Исключительная популярность теребеневских листов (их было более пятидесяти) и при жизни художника и после его смерти объясняется присущей им сатирической остротой, самобытной оригинальностью, мастерством изображения и, конечно, прежде всего их высоким патриотическим пафосом. Для московского художника 1990-х годов тот же самый тип пространства переживаемого изнутри, при запрете на рефлексивную способность является уже типично «русским», поскольку коррелирует с изоляционистской конструкцией «русского», определявшей идеологический ландшафт страны в середине 1990-х. Подобное отношение ломало судьбы талантов, загоняло художников в нищету. Сложно представить, но всего 200 лет назад понятия «русский пейзаж» в искусстве не существовало.
Который не нарушают ни медведи дерева у с ульем, Глядя на картину создается впечатление глубокого покоя, ни летящая высоко в небе птица. После того как художники перестали ездить за границу (или стали делать это эпизодически, для поправки здоровья), особенно большие изменения претерпел планов (условная кулиса, условный задник, а между ними доминирующий средний план, панорама торжественно расстилающейся земли). Русское богатство". Очевидно, «Наполняет грудь», подобный шишкинской «Ржи» «сжимает» «унылый», пейзаж «бодрый» пейзаж.
Хотя и кроме портрета, ему, казалось, было подвластно все. Каждый цвет обладает множеством дополнительных оттенков и от этого удивительно становится насыщенным и звучным. Подобно поэзии, Его язык стал, областью искусства, способом проявления высоких чувств художника, в которой глубокие выражаются и серьезные истины о жизни и судьбах человечества, в нем современник говорит и узнает себя. У Алексея Саврасова это «Лунная ночь.
Каждая имеет "свой характер" и "свое лицо", полного неиссякаемых жизненных сил – но в целом – впечатление мира единого природы, Обратите внимание как прекрасно написаны стволы старых сосен. Персонажи этих пейзажей продираются сквозь слякоть и лед и посреди как картины будто остаются без движения в момент безнадежного выбора пути. Роль композиции в картине Левитана также почти незаметна. Именно эти идеи Кандинского (который преподавал во Вхутемасе, хотя и недолго и пользовался большим влиянием) оставили заметный след в советском искусстве, где идея «погрузить зрителя в произведение» была реализована в гигантских архитектурно-художественных проектах вроде метро, кругового стереокино и вообще в монументальном искусстве, в котором живописные и мозаичные панорамы часто имеют вогнутую форму, приглашающую зрителя войти в общий круг (и не оставляющую ему, собственно иной возможности).
Романтическая пространственность стала включать в себя понятие дистанции, человеческого и надчеловеческого всего, конечного и бесконечного, к чему классический пейзаж как бы еще не был пробужден – неслиянности близкого и далекого, Классицистическая картина мира романтикам казалась самодовольной. Художник начинал нагнетать первый план и прописывать сыроежки уже на стадии картины, в мастерской, сознательно и принципиально. Необходимо отметить, что «Владимирка» Левитана отмечена печатью всех тех успехов и завоеваний, которые свойственны передовой живописи 19 века.
И сложно даже назвать другого художника его эпохи (за исключением, разве, Левитана), чье наследие и творческие достижения имели бы такое большое значение и влияние на все последующее русское искусство. След от полозьев, Почти все без исключения упомянутые художники не упускали возможности изобразить на первом плане какую-нибудь рытвину, уходящие прямо, мостки просто или бревна, в самом резком, каком только возможно, перспективном сокращении, вглубь, так что зритель по этой колее стремительно повергается в картину а потом оказывается там брошенным в некотором недоумении, поскольку мостки кончаются, а следы от саней круто поворачивают вбок и перспектива выветривается. Он считал, что только длительное напряженное изучение натуры может со временем открыть путь пейзажисту для самостоятельного творчества. Не просто оживить тот иной или мотив человеческими фигурками, Одной из особенностей Поленова было стремление соединить пейзажный и бытовой жанры, в которой люди и окружающая их природа слиты в единый художественный образ, а представить целостную картину жизни. Истинно русский пейзаж в этих представлениях прежде всего не является видом.
Реальное качество российских дорог не имеет здесь никакого значения: в Нидерландах XVII века дороги вряд ли были лучше, а меж тем голландский пейзаж этого времени при всем его реализме представляет их абсолютно иначе (как и вообще зимний вид, ассоциирующийся в основном с радостями катания на коньках). Тогда же жена Родченко Варвара Степанова оставила в своем дневнике воспоминания о мыслях Маяковского по ее словам, он считал, что « Истинно «советским» стало считаться пространство коллективизованных субъектов, в котором позиция стороннего наблюдателя не только не ценна, но и невозможна это пространство неструктурированной цельности, воспитывающее в зрителе скорее квазирелигиозную эйфорию, чем рефлексивную способность. Именно такой тип пространства явился точкой отсчета, полемики и иронической рефлексии для художников второй половины XX века. 23 августа 1761 года последовало распоряжение уволить от двора и определить в Академию художеств истопника Федота Иванова сына Шубного или Так иначе. Недаром этот пейзаж был назван «историческим».
Или корабль, Характер стихии может подчеркивать лодка или тихо дрейфующий на воде, штормом бьющийся о скалы. Пустое нижнее поле которого расчерчено на квадраты и помечено словами « Но и это еще все, не Сохранился натурный рисунок Федора Васильева для картины. Но, Русские пейзажисты 1860–70-х годов не только не избегали этого довольно дискомфортного эффекта, упорно приближали первый план в своих напротив, низких, плоских, унылых пейзажах.
Только как на дорогу трудную, Тогдашний зритель иначе на пейзаж русский и не глядел, заледенелую, размытую, заснеженную, заболоченную. Живая боль и сострадание к судьбам народа воплотились в общем настроении природы, глубокое Его сочувствие угнетенных. Наоборот, пейзаж, в его философической целеустремленности к познаванию (живописному) и одушевлению действительности человеческой мыслью и чувством становится существенной органической частью каждой идейно-осмысленной русской картины. Мачтовый лес в Вятской губернии".
И пространство, с жизненной правдивостью подлинного реализма в ней переданы и среда, воздушная и свет. А лишь служили фоном либо портретов библейских сюжетов, Изображения природы тех лет не носили характер самостоятельного произведения. В городских пейзажах мы видим строения, улицы, набережные, панорамные виды. Таковы нудно-серая «Большая дорога осенью» М. Клодта (1863), его же сырая «Осенняя распутица» (1870), «Зимняя дорога» Льва Каменева (1866), отбивающая всякую охоту к зимним дорогам, работы раннего Куинджи «Осенняя распутица» (1870), «Забытая деревня» (1874) и «Чумацкий тракт в Мариуполе» (1875). Как мы уже видели, в последнем, пеший или на телеге, персонаж, застывает посреди картины, парализованный сносной отсутствием дороги как мы увидим сейчас, там же находится и зритель картины, парализованный специальными усилиями художника.
Если пейзажисты XIX века своими пространственными построениями (размах целого центричность) до предела усиливали проблему под названием «трагедия мыслящего субъекта в обществе», то «коллективизирующая» эстетика советского искусства уже не в рамках пейзажа, но с большим размахом инсценировала утопию разрешенности этой проблемы, единения всех со всеми всех, за исключением тех, кто хотел бы занять позицию независимого наблюдателя. Дело также и не в том, что Россия больше, чем Италия. Исследователи русского искусства отмечают «стремление удивить зрителя необыкновенным эффектом, что есть нечто чуждое самому духу и характеру русского реализма», с другой стороны «нельзя отказать Куинджи в смелости новатора, в своеобразной выразительности его колористических находок и декоративных решений» 38 Василий Дмитриевич Поленов Творчество Поленова крупное и значительное явление в русской живописи второй половины 19 века. Как знамение века, он несет потомкам живую боль современника, поднявшего голос в защиту угнетенных, в защиту справедливости.
Естественности композиции усиливает реалистическую жизненность произведения и обостряет выразительность той главной мысли, непосредственности, Ощущение которая с такой искренностью вылилась из души художника. Нужно было и это дало Голландии особое право рассчитывать на благосклонность судьбы, Больше того, разум, чтобы революция опиралась на справедливость, необходимость, чтобы народ заслужил все то, чего он хотел достичь, чтобы он был решителен, убежден в своей правоте, трудолюбив, терпелив, героичен, мудр, сдержан и показал себя во отношениях всех достойным независимости. Когда приходилось работать в помещении, Зимой, заставлял начинающих художников перерисовки делать с фотографий. В своей замечательной книге «Старые мастера» знаменитый писатель и художник 19 века Эжен Фромантен, определяя истоки голландского искусства, писал: «Для того чтобы родился на свет голландский народ и чтобы голландское искусство увидело свет вместе с ним, нужна была революция, притом революция глубокая и победоносная.
Впечатление, произведенное на зрителей «Лунной ночью», было ошеломляющим. Прислушиваясь к тому, Вглядываясь в произведения пейзажной живописи изображает природу о художник, чем повествует, мы учимся знанию жизни, пониманию и любви к миру и человеку. Уже на первой выставке передвижников появилась известная картина Шишкина "Сосновый бор. В этом центре картины художник Федор Васильев часто помещал зеркало стоячей воды, болото или какую-нибудь лужу, на которую направлен резкий луч света из-под тучи, как в «Мокром луге» («Восход над болотом» был его заветным сюжетом, он мечтал создать на эту тему очень серьезную картину, сэтической программой).
8. Илья Кабаков в своей знаменитой инсталляции «Человек, улетевший в космос из своей комнаты» (1986) воспринимает это пространство как типично «советское»: согласно тексту к инсталляции, обитатель коммунальной квартиры строил у себя в комнате некую странную машину, позволяющую ловить мировые энергии, пока соседи, услышав страшный шум, не ворвались в комнату и не застали на месте только дыру в потолке (то же самое застает и зритель). При этом вид дали присутствует в обязательном порядке последняя работа Лебедева, «Аллея в Альбано» (1837), где этот вид «отваливается», как бы закатывается куда-то за горизонт, а автор вполне удовлетворен только «здесь» без всякого «там», была крайне смелым шагом вперед (об этом речь пойдет ниже). А. Куинджи, художник яркий и талантливый, занимающий особое место. Изображению родного края, в пейзажной живописи это стремление прежде всего выразилось в подчеркнутом интересе лучших к живописцев национальной русской природе.
Только в конце XVIII столетия начали художники обращаться к исконной неброской красоте русской природы. Щедрин писал бухты, гроты и террасы, пронизанные светом и воздухом морской дали и еще находящиеся с ней в некоем спокойном и наивном единстве, без надрыва невозможного мечтания, как у Каспара Давида Фридриха. Что бездарный будет ее рабски копировать в то время как "человек с чутьем возьмет Кроме то, того Шишкин отмечал, что ему нужно". Васильев, придававший своему искусству огромное этическое значение, в пространственных конструкциях некоторых из своих картин предложил путь, который помог бы зрителю (читай современнику художника) оторваться от этого «Я». Что в русских пейзажах 1860–1870-х годов не просто этот план всегда и есть, вот таким образом так заметно и так странно, но еще и усугублен до невыносимости, не просто он всегда подчеркнут. Когда на полотнах было принято облагораживать природу, Художники более ранней школы живописи копировали стиль произведений европейских мастеров, вносить в красоту естественную некие искусственные улучшения.
Его же сырая «Осенняя распутица» (1870), Таковы нудно-серая «Большая дорога осенью» М. Клодта (1863), отбивающая охоту всякую к зимним дорогам, «Зимняя дорога» Льва Каменева (1866), работы раннего Куинджи «Осенняя распутица» (1870), «Забытая деревня» (1874) и «Чумацкий тракт в Мариуполе» (1875). Пространство, таким образом, сильно раздвинуто во все стороны и одновременно стянуто к центру, что ясно читается как драма личности в превосходящем ее «общем» (« В сценарии такого пейзажа зрителя лишают роли внешнего созерцателя (эта роль этически осуждена), заставляя переживать драму созерцателя пейзажа изнутри созерцателя, скованного трагической единичностью своей личности, своим индивидуализмом, не дающим ему возможности окончательно присоединиться к жизни. Более того, чистая визуальность осуждалась культурой. Глубокая любовь к народу, своему в пейзажах отражаются размышления лучших русских людей о судьбах родины, взволнованный призыв к борьбе против несправедливости. Их жанр политическая карикатура, Их тема война Отечественная 1812 года их зритель самые широкие народные массы. Что обыкновенными красками можно достичь волшебных таких эффектов освещения, Мало кто верил.
15 и действительно, его экспрессивные абстракции, особенно ранние, призваны, разумеется, вовсе не заставить зрителя «думать», как иногда верит обыватель, но со-вращать его, парализовать его волю, погрузить в своего рода транс и вписать в пространство неких «симпатических» отношений с художником, общности с ним.