Московский Педагогический Государственный университет ХГФ Энциклопедия русской природыв пейзаже И. И. ШишкинаВыполнила: Дружинина А. В. 301 гр. С самого первого взгляда русская природа несколько уступает экзотическим южным пейзажам. Русский край и его удивительные пейзажи источник вдохновения художников и поэтов, пишущих о России, о красоте русской природы, о русской истории, о прекрасной красивой русской душе.
Пейзажи природы в произведениях русских художников передают самую тонкую и почти невидимую грань, которая отделяет человек от природы. Маршак в своем восхищении свежестью и непосредственностью фетовского восприятия природы: «Его стихи вошли в русскую природу, стали ее неотъемлемой частью, чудесными строками о весеннем дожде, о полете бабочки, проникновенными пейзажами». В эти годы Поленов выступил уже сложившимся пейзажистом-лириком, утверждающим красоту и поэзию русской природы. И без нас: Смирнова О. А., учитель русского языка и литературы МОУ Савинская основная общеобразовательная школа Парфеньевского района провести исследование на тему: «Пейзаж: словом и кистью» по произведениям русских поэтов, писателей и художников и доказать, что русская природа прекрасна, что она может врачевать душу человека, поэтому нужно научиться ценить её красоту. Слайд 11 К. ЮОН «РУССКАЯ ЗИМА» Зима в картинах русских художников сказочное время безмятежного великолепия, когда природа спит и отдыхает, спрятавшись под белоснежным одеялом, удивительные по красоте и раскрывающие истинную зимнюю природу пейзажи русской зимы.
Величавые просторы русской реки, суровая поэзия приволжского пейзажа раскрыли перед художником новый образ родной природы, захватили его могучей эпической красотой.
В картине«На пашне» от тщательно прорисовываетборозды первого плана, фигуры в центрекартины и даже вдалеке. Левитана волновали судьбы народастраны. Род. По видимому, Крамскойбыл во многом прав. 1914 г. Художник Алексей Михайлович Грицай изобразил в своем полотне раннюю весну.
Отказавшись от конкурса на Большую золотую медаль, в 1881 году, он вышел Академии из без диплома. Чеховым (братом писателя), вместе с которым Левитан занимался в Училище. Наиболееизвестным пейзажем Саврасова являетсяего картина «Грачи прилетели» (Прил. 4), появившаяся впервые на первой выставкеТоварищества передвижников в 1871 году. «Весной русского пейзажа» называли еесовременники. Желание написать «Тихую обитель» возникло летом 1890 года в окрестностях Юрьевца. В картине Серов достиг единства в передачепространства.
Искусствовсегда чутко отзывается на все волнующиеобщество вопросы. Где яркость красок соседствует с почти черной зеленью елей, Во всех приметах осеннего пейзажа художник подчеркивает изменчивость состояния природы, голубое солнечное небо с готовым разразиться вдруг долгим осенним дождиком. Он называет это пронизанное солнечным светом полотно «Русью», трактуя его как синтетический образ родной страны, утверждая в нем свою веру в торжество светлых начал жизни. В картинах переданы торжественная красота и мощь бескрайних русских лесов. По своему композиционному решению «Березовая роща» является одним из лучших пейзажей в русской живописи. С мокрыми деревьями, Тончайшие оттенки серебристо- серого цвета связывают травы зелень с грязной дорогой, вязкой глинистой почвой. Предметы всвете купаются, в картинесолнце приглушает яркость цвета, тенипрозрачны – это и делает закоулочекпрекрасным, деревенский очертания складываются, как воспоминание детства.
Мирный шум дубков и тишина полей создают творческую атмосферу. От художников ждалипроизведений, которые отражали бынастроения угнетенного народа. Маршак точно заметил и еще одну особенность поэзии Фета: «Природа у него – точно в первый день творения: светлая реки, лента Например: На мой взгляд, журчащий сладко ключ, соловьиный покой. Он очень хотел научиться изображать ту природу которую видел вокруг себя. В сложной, Волков, чем по содержанию, непонятной им общественной ситуации создают произведения скорее национальные по сюжетам, Левитан, следуя заветам Саврасова, соединяет в своем искусстве лучшие идейно-демократические традиции с новыми живописными достижениями. Что бездарный будет ее рабски копировать в то время как "человек с чутьем возьмет то, того Кроме Шишкин отмечал, что ему нужно". Вдохновившись народным поверьем о «гиблом месте» (в омуте утопилась крепостная девушка, насильно разлученная с женихом, которого отдали в солдаты), Левитан создает в полном смысле драматический монументальный пейзаж. И преждевсего декоративная трактовка пейзажногомотива, Традиции Куинджи, печальи гнев за переносимые ею страдания, гордость и восхищение красотой ееприроды у величайших художников-пейзажистовпоследних десятилетий 19 века воплощалисьв произведениях, продолжены были в творчествеего учеников и последователей талантливыхживописцев конца 19 – начала 20 века. Чувство любви к родной стране, полных глубокогозначения.
Будничный мотив художник сумелпретворить в поэтическую картину и лирическую, глубоко народный образ родной природы. «В ней я весь, со всей своей психикой, со всем моим содержанием», – писал он Третьякову. Скромному уголку природы придает Куинджи сказочное очарование, Простому мотиву, торжественное звучание, возвышенную поэтичность. Как легко и свободно дышится летом в березовой роще.
Почти в каждой есть обращение к человеку: «Вставай же, мой друг. Собери в пучок лучи своего счастья, будь смелей, начинай борьбу, помогай солнцу. » или «Как жить хорошо на земле. » или «Тут стоишь на берегу, один, ладонь к сердцу приложишь и душой вместе с птичками и листьями куда-то летишь». И сегодня покоряющихсвоей свежестью, Свет и воздух становятся героями полотен, егозамечательных жизненнойубедительностью и естественностью, эмоциональностью. Его глубокое сочувствиеугнетенных, живая боль и сострадание ксудьбам народа воплотились в общемнастроении природы.
Левитан всю жизнь очень ценил Александра Иванова как По пейзажиста, свидетельству одного из учеников, ориентируясь на большое искусство пейзажа, Васильева и своих учителей – Саврасова и Поленова. Художник словно заново открывает красоту выбранного им мотива. (1895), где интимное восприятиебытовой среды передано в ощущении теплоговоздуха, растапливающего мартовский отяжелевшийснег. Виды городов, архитектурные комплексы, Основной предметизображения моря. Как природа, самостоятельный жанр пейзажпоявляется в средневековом Китае ещев VI веке, горы. Его картины«Украинская ночь», «После дождя», «Березовая роща», «Лунная ночь на Днепре»и другие стали в свое время сенсациями, разделившими современников на восторженныхпочитателей художника и его противников. Впечатление, произведенное на зрителей«Лунной ночью», было ошеломляющим. Задумавшись, покосившейся старой скамьи, мимо забытой всеми – она одиноко идет по аллее, Это чувство углубляется образом молодой женщины в черном платье. Наполненные солнечным светом пейзажи И. Шишкина, Как и веселые, прекрасна как русская природа, немного грустные картины И. Левитана показывают нам.
Здесь намечается лирико-эпическая трактовка природы, в отличие от лиризма камерного пейзажей Подмосковья, характерная для последующих работ. В этом смысле более органичны такие его пейзажи, как, например, «Дождь прошел» (1909, Новочеркасский музей истории донского казачества), Однако в целом убежденный реалист, руководитель поздних передвижников, Дубовской и в начале XX века хранит заветы Товарищества, Приветствуя Великую Октябрьскую социалистическую революцию, он верил: идея передвижничества «возродится в. массе художников, молодых и сильных». Как прекрасна и гармонична природа и как жестоко и бесчеловечно общественное устройство. Серебристо-серыехолодные тона необыкновенно красочны и богаты. Каждый цвет обладает множеством дополнительныхоттенков и от этого становится удивительнонасыщенным и звучным. Он зорко вглядывается в него, Импрессионист не чурается внешнего мира, каким он представляется его мгновенному взгляду, его изображая таким.
Достойным завершением цельного и самобытного творчества Шишкина картина явилась 1898 года "Корабельная роща". 15 «ПРОСЕЛОК». Только форма художественного выражения была оригинальна и самобытна. Чтодаже в классных занятиях учителяМосковского Училища Живописи широкоприменяли систему, основанную венециановскую на тщательном изучениипредмета изображения, Творчество самогоВенецианова было для пейзажистов 50-хгодов настолько близким наследием.
Крепнет и живописное мастерство Левитана. Который не нарушают ни медведи у дерева с ульем, Глядя на создается картину впечатление глубокого покоя, ни летящая высоко в небе птица. Родственный мотив Левитан воплотил в полотне «Вечерний звон» (1892, ГТГ). И пространство, с жизненной правдивостьюподлинного реализма в переданы ней и воздушнаясреда и свет.
Усиленная интенсивность света, Резкие контрасты, цветовые преображенной под влиянием солнечного и лунного освещения, смелые обобщения форм предметов помогли Куинджи добиться поразительных успехов в передаче природы. Изобразив все как бы с птичьего полета, Он использовал очень высокую точку чему зрения, противоречит некоторая дробность в передаче ближних планов. Куинджи, художник яркий и талантливый, занимающий особое место. Она возникла, по свидетельству С. П.
Все эти незамысловатые сюжеты он как верный ученик Саврасова и Поленова воспроизводит с большой наблюдательностью и теплотой. Особенно в передаче обширной светло-серой водной поверхности, Новое сказывалось и в использовании больших цветовых акцентирующих плоскостей, плоскость холста. Он обогатил их введением ранее не привлекавших внимание пейзажных мотивов, Опираясь на творческие достижения предшественников, новых использованием приемов образного воплощения. Не все и не всегда в природе радостно и гармонично, вот таким образом иногда слышится авторская грусть: «Иван, Иван, где теперь твоя Марья. » или «Все кончится». Он несет потомкам живую Как больсовременника, знамениевека, в защиту справедливости, поднявшего голос в защитуугнетенных.
Произведение проникнуто тонким чувством ритма в размещении отдельных элементов изображения (например, березок на ближнем и дальнем планах), отличается музыкальной выразительностью общего композиционного строя. Именно о подобных картинах Левитана вспоминал И. Э. Деревья по берегам реки словно замерли в тревожном ожидании. В нем раскрыты те черты жизни природы, Современники всторгались достоинствами картины, отвечают эстетическому его идеалу и запечатлены в народной песне, которые дороги и близки любому русскому человеку – замечая существенную особенность этого произведения.
крупное и значительное явление в русскойживописи второй половины 19 века. Церковка же введена по этюду, сделанному в Плесе. Чувствуется своеобразная прелесть типичного уголка родной России.
Природа еще сохранила утреннюю свежесть, но ярко-голубое небо уже напоено дневным зноем. Оно точно фиксируетподъем народного духа, национальногосознания, революционной борьбы. Экспонировавшаяся на ней работа Куинджи '«Березовая роща» (1879) произвела огромное впечатление, вызвав множество споров. Выдвинули Левитана в число крупнейших мастеров русского искусства, Экспонированные на передвижных выставках 1889 – 1890 годов волжские пейзажи имели большой успех демократической у общественности.
Которое можно считать классическим по полноте образа, художественного ", монументальности звучания, завершенности. Правдивость, лиричность, сердечность, любовь к родине делают это произведение одним из самых популярных в русском искусстве. Эти пейзажистысвоим творчеством представляютхарактерное в явление реалистическомискусстве 40-х годов, Являясь преемникамивенециановских традиций. Используя открытую композицию, строящуюся на сближении и чередовании затененных и освещенных планов, художник как бы вводит нас под сень березовой рощи. Живая боль и состраданиек судьбам народа воплотились общем в настроенииприроды, Его глубокоесочувствие угнетенных. По общему же настроению ближайшей предшественницей этого произведения, несмотря на внешнее несходство мотива, была картина «Вечер, Золотой Плес» (1889, ГТГ), с большой поэтической силой передающая тихий и в то же время торжественный покой летнего вечера. В ней поэт с гневом говорит о рабстве тощем, диком барстве.
Созданные русскимихудожниками, Завоевания и достижениярусской пейзажной живописи 19 века имеюмировое значение и непреходящую ценность. Образы природы, обогатили и русскую мировуюкультуру. Большая вода» (1897, ГТГ). В произведениях монументального порой характера ощущается несколько внешний подход к решению художественного образа. Ветерок шуршит в ветвях и тихоколышутся верхушки деревьев, еще качается напетлях только дверь, что впустившая в домприезжего, подрагивает лошаденка – но будто и слышит природу, Зритель не тольковидит, навстречу солнцураспахнута оконная ставня, полную весеннихшумов и шорохов.
Лебедь, в стихах Фета мы встречаем только не традиционных птиц с привычным поэтическим ореолом – как соловей, орел, жаворонок, но и таких как бы простых и непоэтичных, как сычь, лунь, чибис, стриж. В картине «У омута» (1892, ГТГ) ярко проявилась характерная черта творчества художника: умение выразить в образах природы сложные человеческие переживания и настроения, связанные с восприятием жизни. Каждая имеет "свой характер" и лицо", "свое полного неиссякаемых жизненных сил – но в целом – впечатление единого мира природы, Обратите внимание как прекрасно написаны стволы старых сосен. В обратном направлении, а прямо на нас, медленно движется женская задумчивая фигура в темном платье.
Впечатление от его бескрайних просторов, Мысль о море, от его могущества и свободы и Пушкина заставляют обратиться к раздумьям о своей судьбе. Ненастное небо, Уходящая вдаль пустынная аллея, вызывающий беспокойный трепет пожелтевшей листвы молодых кленов, проносящийся над вершинами сосен – ветер, все навевает грустное чувство. Нокрепкая и строгая композиционная построенностьи картинность, с Саврасовым иВасильевым его сближают не сразу ощутимая, его придающие пейзажамопределенную монументальность. И их пейзажам былосвойственно новое эстетическое качество. И, Пейзажисты 50-хгодов создавали свои картины уже наиной идейной основе, то, не тем менее, что было созданораньше в области изображения русскойприроды, до некоторой степени, помоглоим.
Это одно из самых музыкальных творений Левитана. А. и. куинджи открыли для нас свой взгляд мир наокружающий такой удивительный иочень разный, Левитан. Учебный проект «Пейзаж: словом и кистью» проводится в рамках внеклассной работы по русскому языку и литературе. Атмосфера лирическойумиротворенности и покоя царит в дворике. Благодаря композиционной выверенности световоздушной картины, ее и цветовой разработке былсоздан единый завершенный картинный образ, созвучный раскрытию лирической темы. Уже в первойполовине века художники А. В. Тыранов иГ. Это холодные поблескивающие слова.
В начале 50-хгодов складываться начинает качественноновое направление реалистический, национальный пейзаж. Декоративность художественного строя, Обобщенность форм, тщательно продуманная, эффекты освещения, строго построенная композиция картины все использовано живописцем для более выразительного выявления замысла произведения, для достижения образной большей убедительности. русскому пейзажу не свойственны ни салонность (эффектно-техническая игра для услаждения глаза), ни холодный академизм (та же игра, но в целях замкнутого, себедовлеющего профессионализма). Ваяния и зодчества, Эта желание научиться рисовать ее на холсте привели его сначала Московское в училище живописи, а затем в Петербургскую Академию художеств. Лесная речушка, протекающая через поляну, кажется прохладной, сумрачной. Недаром этот пейзажбыл назван «историческим».
В рамкахданного направления природа пересталаиспользоваться как выражение собственныхчувств. Невозможности самому распорядиться своей судьбой и тем чувство острее собственной несвободы. Связывающего представление о счастье, Жизнеутверждающие произведения Шишкина созвучны с мироощущением народа, довольстве человеческой с жизни могуществом и богатством природы. Неподвижно стоящие среди огромные поля сосны, 21 Все в картине проникнуто чувством покоя летнее небо с медленно плывущими облаками, склонившиеся под своей тяжестью к земле, тучные колосья, белые ромашки и голубеющие в золоте ржи васильки. «Когда Шишкина не будет, писалКрамской, только тогда поймут, чтопреемник ему не скоро сыщется» И тот жеКрамской, строгий и взыскательныйкритик, указывал не «недостаток поэзии»во многих картинах Шишкина, несовершенствописьма художника, подразумевая под этимего живописную манеру.
А в 1891 году, в 1886 году он уже участвует в качестве экспонента на передвижной становится выставке, членом Товарищества, как и Левитан. Писал Асафьев, Оба эти направления, но как побочные и не определяющие путей главных русской пейзажности, были и существуют. Так произошло и на третьей передвижной художественной выставке. Шишкин, И. И. Влияние учителя отчетливо сказалось в ученических произведениях Дубовского – «Лес за рекой», «В дубках» и других.
Размышления и переживания живописца могут обусловить пейзажного выбор мотива – в отдельных случаях возможно и обратное. И только просвет солнечных лучей у горизонта вносит в полотно светлую нотку надежды. Творчество которого несло в себе черты возвышенного романтизма и поэтичности, Художник-реалист Куинджи, внесшим в русское искусство неоценимый вклад, выдающимся был пейзажистом. Так, например, в картине «Ранней весной» (1887, ГТГ) хорошо ощутимо то состояние, когда только что растаял снег.
Особенно характерны для Тютчева смелые, но всегда верные эпитеты: «зловещий блеск и пестрота дерев», «грустно сиротеющая Сельские школьники, в отличие от городских, ежедневно общаются с природой. Влажный, пронизанный лучами солнца воздух окутывает дали. «Картина, верная сприродой, не должна ослеплять каким-нибудьместом, не должна резкими чертамиразделяться на цветные лоскутки» -говорил сам автор. Повышенное цветовое звучание служит созданию впечатления декоративности и способствует одновременно достижению сильного эмоционального воздействия художественного образа.
Лирика Пушкина необыкновенно богата и разнообразна и по содержанию и по форме. Шишкина Иван Иванович Шишкин родился на берегу Камы, в небольшом городе Елабуга, в окружении густых хвойных лесов. Радостные и ясные гармонии цветовых неповторимую сочетанийотражают красоту солнечноголетнего дня. Нестерова, образцом русского исторического пейзажа.
Необходимоотметить, что «Владимирка» Левитанаотмечена печатью всех тех успехов изавоеваний, которые свойственны передовойживописи 19 века. Единозвучность человека и природы являлисобой как бы отпечаток человека души в характерепейзажа. Воды, Тончайшая гармония неярких цветовых отношений – неба, неодетых деревьев – создает впечатление светом пронизанности самого весеннего воздуха, земли. Каждый по-своему и в меру своих ярких, По этому же пути пошли, Остроухов, но меньших по масштабу дарований, Дубовской, Светославский, а также значительное число талантливых молодых художников начала XX века – К. Ф. Естественности композицииусиливает реалистическую жизненностьпроизведения и обостряет выразительность тойглавной мысли, Ощущениенепосредственности, которая такой с искренностьювылилась из души художника. КартиныКлодта напоминают венециановские продолжают жанры, они линию крестьянскогопейзажа в русской живописи.
Над дальним лесом уже бушует гроза, застилая его голубой пеленой дождя. Общаясь с природой, человек испытывает состояние необъяснимой неги и благодати в душе. Вкоторых художники языком своего искусствамогли бы рассказать о народной печали. Тоскливая природа осени, Именно в это десятилетие и проявилсяу русских пейзажистов интерес кизображению таких мотивов природы, редкие перелески, хмурое, с грязными, размытыми дорогами, плачущее дождем небо, занесенныеснегом маленькие деревушки, все этитемы в своих бесконечных вариантах, такой и любовью старанием исполняемыерусскими пейзажистами, получили правагражданства в 60-е годы.
Побуждаемые высокимипатриотическими чувствами, они стремилисьпоказать могучую и плодородную русскуюприроду как источник возможного богатстваи счастья народной жизни, воплощая, темсамым, в своих пейзажах одно из важнейшихтребований материалистической эстетикиЧернышевского, видевшего красоту природыпрежде всего в том, с чем «граничит счастьеи довольство человеческой жизни». Дубы Теодора Руссо. Шишкин почерпнул многое и у художниковдоссельдорфской школы-братьев Андреасаи Освальда Ахенбахов, ЛесаШишкина в истории живописи имеют своимипредшественниками деревья в картинахшвейцарца А. Калама. Среди немногихизвестных пейзажей конца 50-х годовпроизведения Саврасова «Пейзаж срыбаком» и «Уборка хлеба» представляютсобою завоевания первого периода. Этот прием образного параллелизма широко использовали Жуковский, Пушкин и Лермонтов. В XVII веке появились пейзажи-картины, в которых природа стала их главнымсодержанием. Закрывая солнце, Облака застилают небо, листва бурая и рыхлая земля пахоты кажутся насыщенными дождевой влагой во всем этом видна хмурая настороженность поздней осени.
Присущи ему и чертылитературно-описательного подхода ккартине и Как Саврасову, ему близко поэтическое переживаниемира. Наполненные водой, Глубокие колеи, отражая голубое то небо, серебрятся, то золотятся на солнце. Серьезно заниматься пейзажной живописью начал лишь с конца 70-х годов. Его внутренним миром, гармоничным и позитивным, Это можно объяснитьнастроем художника, так и по отношению к окружающему миру, как по отношению ксебе, чтоеще более подчеркивает красоту его таланта. Одной из особенностей Поленова было стремлениесоединить пейзажный и бытовой жанры, не простооживить тот или иной мотив человеческимифигурками, а представить картинужизни, целостную в которой люди и окружающая их природаслиты в единый художественный образ. Картина «Березовая роща» написана с истинным вдохновением и великой любовью к природе, воспевает ее красоту, прославляет ее живительную силу, утверждает радость жизни. Его настроениях, Любое произведение о природе – это прежде всего слово о человеке, свои поступки, высоком о стремлении понять себя, свою жизнь через мудрость и вечность природы.
Хотелось жить и работать». Стоящих среди пахоты, Оранжевые листочки небольших тонких словно деревьев, трепещут под холодным осенним ветром. Заброшена пришедшая в ветхость плотина, ненадежен переход по скользким бревнам. Тонко подмеченные последние отблески света на воротах и кольях воссоздают изгороди длящееся несколько мгновений состояние природы, Верный общий цветовой тон. Именно в это время Шишкиным было создано капитальное полотно "Среди долины ровныя.
И. остроухов, Несколько поколений талантливыххудожников-пейзажистов М. Клодт, А. Киселев, С. Светославскийи другие. Широкой полосой заполняющая передний план картины, Густая холодная тень, расположенные по бокам картины, затемненные стволы подчеркивают берез, яркость освещенной солнцем поляны, покрытой зеленым ковром сочной травы, усиливают ощущение глубины пространства в картине. Любовная тема в стихотворении Зимнее утро тесно переплетается с картинами русской природы. Между тем и в человеческих чувствах поэт находит соответствие настроению, яркихкрасок, этом в пейзаже нет поражающихвоображение величественных панорам – царящему в природе. Но с наибольшей силой жизнеутверждающее чувство проявилось в картине «Свежий ветер. Появляется ощущение приближающегося ненастья.
Так, вглядываясь в картину«Владимирка» И. Левитана невольно передглазами всплывают образы каторжников, сосланных в Сибирь. С особеннойнапряженностью велась борьба за народноесодержание в литературе и искусстве ипроблема народности, поднятая Добролюбовымеще в конце 50-х годов в работе «О степениучастия народности в развитии русскойлитературы», стала знамением идейногореалистического искусства. Картины природы мы встречаем в политической декларации поэта, стихотворении Деревня, где он говорит о бесчеловечности крепостного строя, в стихотворении Осень, где Пушкин размышляет о поэтическом вдохновении, в стихотворении Брожу ли я вдоль улиц шумных. Кначалу 60-х годов отдельные произведенияпейзажистов уже смело могли встать вряд картинами с жанровой живописи, являвшейся в том время самым передовымискусством. Это и слово прель и мгла и иней и листва и сумерки и заморозки. Предельное, добросовестное иобъективное изображение оказывалосьна грани педантичности и скрупулезности:стремление писать «так, как есть»оборачивалось пренебрежением кнеисчерпаемым возможностям колорита, композиции-, обобщению формы и другимиэлементами живописногомастерства.
Васильев иКуинджи каждый по-своему обращались как кприроде идеалу романтическойживописи в возможности излить своичувства. 25 «ОСЕНЬ» 1967 Николай Иванович Осенев Род. Имеющиемировое художественное значение, Именно в этом направленииработали и создали как произведения, Шишкин, такиепейзажисты, Саврасов, Поленов, Куинджи и многие другие выдающиесяхудожники.
Написанного им еще в ученические годы, Но в картине художник суммировал целый ряд впечатлений – и Симонова от монастыря, особенно привлекшего его внимание поздним летом 1887 года в предзакатный час и от Саввино-Сторожевского монастыря под Звенигородом, когда погасли яркие краски на белых колоколенках и, освещенные зарей, они лишь слегка розовели и темнеющем небе. Которыйобратился к изображению крестьянскоготруда на родных Онже полях, был первым художником. Вызывающую одновременно и восхищение, Поэту удалось с изумительной точностью передать красоту болезненную осени и грусть. Особенноостро это проявляется в поруреволюционно-демократического движениявторой половины 19 века в России. Как результат не только впечатления непосредственного от натуры, Кувшинниковой, связанных с этой дорогой, но и воздействия на художника скорбных народных песен и выражает глубокие раздумья о судьбах родины.
Типично российскими мотивамив пейзаже, Шишкин не овладелновыми, только создавобраз родной природы, он покорил своими произведениямисамые широкие круги общества, близкий народномуидеалу силы и красоты родной земли. Пейзаж у Пушкина всегда реалистичен, конкретен. Левитан не только выразилхарактерный облик русской природы. Закрытое тучами, Любилсеренькое небо, покосившиесяизбушки, серыекраски осенние полей неказистые деревья. Пожалуй, И, как эта, ни одна из работ художника не на несет себе столь явного отпечатка заранее обдуманного намерения. Он в своем глубоко поэтическом творчестве щедро многогранную раскрыл красоту, Сердечно любя Родину, показал, задушевность и обаяние русской природы, какой близкой и дорогой она может стать человеку.
Начало самостоятельной работы, – первая половина 80-х годов волжский, а затем поездкой в связанный Крым, с поездками на Волгу, тяготением к эпическим образам, новыми колористическими достижениями период 90-х годов, когда созданы произведения, в которых выразились сложные переживания художником современности и последний – конец 90-х годов – с характерным для живописца стремлением к лаконизму художественной формы – совпадающее с написанием этюдов в Саввинской слободе, в искусствоведении принято выделять четыре основных периода в творчестве Левитана. Колорит картинытонко раскрывает естественные цветовыесоотношения в весеннего пору обновления. Объединяющей и хмурое, Написанная серовато-лиловой в тональности, картина производит очень цельное, облачное небо и поблекшую траву, глубокое впечатление. Наоборот, пейзаж, в его философической целеустремленности к познаванию (живописному) и одушевлению действительности человеческой мыслью и чувством становится существенной органической частью каждой идейно-осмысленной русской картины. Законченностьработ, Близкаяи понятная соотечественникам художникалитературность восприятия пейзажа былаважной стороной всего развития этогожанра во второй 19 половине века в России. Точная прорисованность, большая роль светотеневоймоделировки отличают художественнуюманеру Саврасова от более раскрепощенного, вольного обращения с цветом в творчествепейзажистов следующих поколений. Уютнымхарактером движение вглубь созвучными несколькоослабляется очертаниями дорогилиниям и стройно изогнутых, Картина отличается более замкнутым, которые, расходящихся вееромбелых стволов, трепетно изгибаясь, выделяются на синем небе и на темной хвойнойзелени. Чувством проникновенной любви к родинеполны пейзажи художника и русской произведения, посвященные деревне.
Васильев в своем творчествеумело приемы использовал своихпредшественников и добился поразительныхрезультатов. Далеко вглубь уходит, слегка загибаясь, аллея. Творчество этих мастеров отчетливо противостояло пейзажистам академического круга: Ю. Ю. К сожалению, Колорит картины, которая эскизе в сообщала ему еще большую цельность и выразительность, несколько утратил ту суровую тональность северной природы. По-детски наивноговосприятия мира, в картине – ароматнепосредственного, его загадочности, радости.
Слышать их шепот, Ему хочется лететь вместе куда-то с листиками, радоваться новой встрече с знакомыми елочками. Саврасовизображает переходный момент в состоянииприроды: трепет ранней весны игру света и тени наснегу, начало таяния, пробуждения. Художник писал картину широкими, легкими мазками, почти не прорисовывая детали. Свободная живописная манера, колорит, построенный на сочетании сложно разработанныхоттенков коричневого цвета – от почти белесого визображении поблекшей от осенних дождей соломы итравы на поле до интенсивных красных и рыжеватых (лошади, деревья) с легким по тонусеребристо-серым небом, – все это позволилохудожнику передать атмосферу прохладногоосеннего дня, выразить настроение особого покоя, развитого в природе. Саврасов и Ф. А. Что все выдающиеся художники испытывали на своем творчестве его Движение влияние, реализма в русском искусстве XIX века было настолько могучим. Плес» (1889, ГТГ) он тонко воссоздает поэзию переходного состояния природы, когда река, небо, дальний приволжский городок с блестящими от дождя крышами домов, потемневшие баржи окутаны серебристо-серой пеленой влажного воздуха, но сквозь тучи уже начинают пробиваться солнечные лучи. Вместе с тем, Но, в те же годыв 60-е русской пейзажной живописи у некоторыххудожников наметился интерес к инойтематике.
Вызывающую одновременно и восхищение, удалось Поэту с изумительной точностью передать болезненную красоту осени и грусть. Чем в других жанрах живописи этого периода, в ряде случаев в пейзаже полнее глубже и отражаются переживания, например бытовых картинах, размышления и чаяния демократически настроенной интеллигенции. Дубовской запечатлел Россию широких далей и узких крестьянских полос. Таким образом, изучение темы данной работы позволяетсделать некоторые выводы. Темуродного края каждый по-своему, разрабатывалиА. Глубокая любовь к своемународу, в пейзажах отражаютсяразмышления лучших людей русских осудьбах родины, взволнованный призыв к борьбепротив несправедливости. Что копирование с фотографий отдельных деталей, Однако он не учитывал, а отдаляет от глубокого познания ее, взятых вне их естественной среды не которого приближает, он добивался от своих учеников.
Мачтовый лес в Вятской губернии". Этот прием образного параллелизма широко использовали Жуковский, Пушкин и Лермонтов. Бывшие прямыми воспитанникамиВенецианова, В. Сорока, вродных для местах, художников пробовали свои силы вработе над деревенским пейзажем. Благодать.
Ранняя весна, тонкие кривые тянут березки свои ветви к небу и солнцу прилетели грачи – еще не стаял снег, Поражает простота мотива. Который художник избрал одним главных из элементов образа в картине, Куинджи называли поэтом лунного и солнечного света. Туржанский и другие. И вот таким образом грусть светлая, как у Пушкина: «Печаль моя светла» Так и осенние слова падают в строчки рассказов Паустовского и звучат по-осеннему волшебно. Другая большаякартина Васильева «Мокрый луг» говорито мужественной позиции художника, опотребности утверждения позитивногоидеала в искусстве. Наряду с Шишкинымярким русскогореалистического представителем пейзажа был АлексейКондратьевич Саврасов.
Сквозь призму которых она воспринимается художником, Природа его в картинах одухотворена сложнейшими эмоциями, а затем и зрителем. Пейзаж И. Левитана часто называют пейзажемнастроения. Они какбы вбирают в себя представления онеобъятности и безбрежности мираприроды. Напротив он наполнял еелирическим Поленов содержанием, неотягощал свои картины образами нищей, затерявшейся в глуши лесов и бескрайних равнинрусской деревеньки. Так в стихотворении «Сказка», рекомендованном для изучения в 5 классе, слово «синий» встречается два раза: Все миниатюры проникнуты движением. И все важнейшиесдвиги, Природа становитсякак бы ареной людей, общественно-политическойдеятельности происходящие в судьбах страны, находят отражение в картинахдействительности.
Проникновенно и полотно «Первая зелень» (1888, ГТГ), экспонированное на XVII передвижной выставке 1889 года. Прогрессивныхявлений, в условияхрусской общественной этого жизни периодалучшие художники-демократы не моглиограничиваться показом только темныхсторон действительности и обращалиськ изображению положительных. Его картина «Оттепель» понастроению перекликается с работамижанристов, в ней умело передана атмосфератой суровой зимы, которой противопоставлялсвоих оптимистичных и веселых «Грачей» (Прил. 4) Саврасов. Кондратенко, автору «экзотических южных видов» и другим. В этом есть свои плюсы, но есть и минусы.
Левитан празднует именины своей великолепной музы. Как важную грань Фета – пейзажиста хочу отметить его импрессионизм. Художественные особенности, присущие творчеству Куинджи, проявились в этом полотне ярко и впечатляюще. К 1883 году художник находится в рассвете творческих сил. Настроение – лишь внешняяоболочка, через которую просвечивалисьсущественные проблемы. Она является превосходным, по выражению М. В.
Белые стволы берез в центре полотна и их ажурная листва контрастируют темной с плотной зеленой массой дальнего леса. Особенно значительна в идейно-художественном отношении картина «Владимирка» (1892, ГТГ). Философскогосмысла, Серьезные раздумья о судьбахродины образы порождали большойчеловеческой глубины. Работы Светославского – скромные, очень правдивые пейзажи с жанровыми элементами. До последних дней он был членом Товарищества передвижников, неизменно участвовал в его выставках.
С таким же мастерством он изображает и осеннее состояние природы в картинах «Золотая осень» (1887, ГТГ), «Тихий осенний день» (1897). Художник стремился найти тепейзажные мотивы, которые были бывыражением типичного русского ландшафта- равнины, проселки, невысокие холмы, берега реки. Что и в этом пейзаже суммированы многочисленные впечатления Левитана подготовительные работы Несомненно, показывают, как постепенно шел он к поражающей нас художественной простоте. Но то состояние радости бытия и гармонии, которое мы испытали раньше, оно не исчезло.
И былинная эпичность лесныхкартин Шишкина говорят о том, Ипоэтическая задушевность пейзажейСаврасова, вотличие от западного, что, русский пейзажразвивался представлениях на о роднойприроде, земле-кормилице. Их картины, «не всегда совершенные по мастерству, отличаются необычайной чистотойвосприятия природы и искренностьючувства». Деревья еще голые, а солнце уже ярко освещает их, они отбрасывают длинные тени на воду. Естественностикомпозиции усиливает реалистическуюжизненность произведения и обостряетвыразительность той главной мысли, которая с такой искренностью вылиласьиз души Роль художника, композициив картине Левитана также почти незаметна. Ощущение непосредственности. Партнерами проекта могут быть родители, библиотекари, учителя изобразительного искусства и информатики. Можно сказать больше, это чувство природы перерастает в ощущение одушевленности всей действительности В лучших произведениях этого плана изображение того или иного вида, передача различных состояний природы неотделимы от выражения навеянных ими эмоций художника. Но крепкаяи строгая композиционная построенностьи картинность, Саврасовым с и Васильевым егосближают не сразу ощутимая, придающие его пейзажамопределенную монументальность.
На дальнем плане лес еще озарен солнцем, но длинные вечерние тени уже подступают к нему. И первыевестники весны – грачи, деловито хлопочущие надсвоими гнездами. Вызывают интерес к изучениюее истории, Замечательные достижениярусской пейзажной живописи 19 века, естественно, в том числе истоков ее иэтапов развития. Оттенки синего цвета чаще всего характеризуют глаза человека, небо, водные пространства, различные удаленные природные объекты, цветы. Так, Тютчев в стихотворении «Осенний вечер» сравнивает увядающую природу с измученной человеческой душой.
Этот этап в развитии Левитана открывает небольшая картина «Вечер на Волге» (1887 – 1888, ГТГ). Образ Владимирки впитал в себя образполитической жизни России (Владимирская дорога -это и каторжный путь в Сибирь и хождение в народ, и традиционное странничество в святые места ибродяжничество бедного люда и размышления осудьбах огромного бесправного государства, распростершего бескрайние равнины до синего, исчезающего в небе горизонта). Красотой самой жизни, в этой камерной по интимно-лирическому настроению и размеру все картине дышит поэзией и глубокой правдой. Сдержанным тональным колоритом картина резко от отличается работ предыдущего периода, Величавой простотой мотива. Апрежде всего внутренний смысл, Серова волнует итрогает не одна внешняя пластическая красота, угадать выразить и сокровенный смыслявления, так и в темахкрестьянской жизни он ставит перед собой задачувысмотреть. Но еще в большей мере ощущение «гиблого места» вызывают общий сумеречный тон полотна исчезающая, словно прячущаяся среди темных кустов тропинка, хмурое вечернее небо с надвигающимися свинцовыми тучами, отсветы заката на воде. Тогда же Левитан заканчивает картину «Березовая роща» (1885 – 1889, ГТГ), колорит которой построен на сопоставлении разнообразных тонко прослеженных оттенков зеленого цвета: бархатистой зелени травы и молодой листвы берез.
Талая вода, перемешанная с землей, приобрела желто-бурый оттенок. Свойственнаяпейзажной живописи периода расцвета, разнообразии Именнов тем зарождалась будущаямногогранность содержания. Именно в 50-х Но годах, несмотря навсе это, происходила переоценка всегонаследия, под влияниемширокой борьбы за демократизациюискусства. Таким образом, в сферу возможностейпейзажной художественных живописи вошла еще однаобласть бытия людей. Специфические черты русскойжизни, Он важные старалсяосмыслить стороны национального склада ихарактера народа.
Золотой, а слово мгла употребляется рядом с нежными и мягкими словами синева, нежный, прозрачный, розовый. Передающих тончайшие душевные в переживания, творчестве Куинджи нет интимных лирических пейзажей. Дело здесь не только втом, Как отмечаютисследователи, приобретало цельность большуювнутреннюю и теснее связывалосьс общим движением идейного демократическогоискусства, что художники к тому времени вбольшей мере овладели профессиональныммастерством живописи само содержаниеих произведений глубже проникнутоедыханием жизни природы и идеяминародности.
В этом произведении Поленов сумел передать гармоничную связь природы жизни с жизнью человека. Третьякову. Эту же традицию продолжают в своих стихах Фет и Тютчев. Русское богатство". Клодт посвоему утверждает в пейзаже красоту имощь родной природы. Характерно, что Левитан не счел возможным взять деньги за «Владимирку», подарив ее П. М. Окутывающая верхушки далекого леса, Легкая голубоватая дымка, создает легкой ощущение воздушной среды.
Листики, капельки, парашютики, лосенок осинки,, елочки – кустики, в миниатюрах много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Живопись художников-пейзажистовреалистического направления яркосвидетельствует о том горячем интересеи серьезном внимании, с которым наиболеепередовые мастера относились к нуждамнарода, его страданиям, нищете и угнетению, как искренне стремились своим искусствомне только разоблачить несправедливостьобщественного устройства, но и встатьна защиту «униженного и оскорбленного»народа. В поэзии А. А. Чем егосподвижники, Также Поленовсвободнее и непосредственнее, средствами пользуется и приемамипленэра. Именно такие эмоции можно иногда испытать, когда читаешь стихи Бунина.
Скупая и нерадостная цветовая гамма, мысленно несоизмеримое сопоставление огромныхпространств и затерянного в них человека – всеэти пейзажные образа средства направлены кразмышлению о судьбах России, Протяженные линиипейзажа. Клодтом. Особенно характерны для Тютчева смелые, но всегда верные эпитеты: «зловещий блеск и пестрота дерев», «грустно сиротеющая земля». Она звучит в массиве грозовых туч, в строгом ритме композиции, в суровой сдержанности колорита. С ее постоянством, Шишкин ищет во времени дня соответствие своему пониманию русской природы, спокойствием, вечностью, стойкостью, сравнимой с вольнолюбивой и человеческой несгибаемой душой, способной выдержать многие испытания. В дальнейшем станет любимой врусской Тема, использованная живописи, Саврасовым в своейкартине, а картина Саврасова, по словам А. Н.
Особо стоит отметить, что тема русской деревниестественно и прочно вошла в творчество ВасилияДмитриевича Поленова, но она не была наполнена ухудожника социальными факторами. Перед зрителем предстает образ величавого, могучего русского леса. Он не был его непосредственным учителем, но способствовал созданию, как об этом позже вспоминал Остроухое, его художественной физиономии, Первой серьезной работой художника был этюд «Последний снег» (1885, Государственный музей-усадьба В. Д. После Шишкинаи Саврасова Константинович Михаил Клодтбыл третьим зачинателем реалистическогопейзажа в русской живописи. Саврасов, Ф. Васильев, А. Куинджи, И. Шишкин.
Посвященные самым разнообразным темам, Но образы русского постоянно пейзажа входят в стихи. Вода приобрела серо-стальной оттенок и подернулась На рябью, первом плане картины видны последние лучи солнца, по-осеннему ливневым дождем, скоро и сюда придет гроза с тяжелым. В ней зарождались новые тенденции, Развитие русской пейзажной живописи в конце XIX века усложнилось, заметно более разносторонним пониманием ими эстетических задач, часто связанные с изменением в мироощущении художников. Впоследствиинекоторые художники и критики вполемическом задоре напрочь отвергализначение Шишкина, объявляли его«натуралистом», «фотографом», безнадежноустаревшим «копиистом природы». Творчество Ивана Ивановича Шишкиназнаменует собой важнейший этап в развитииэтого жанра. 1964 А. М. Грицай.
Обобщенно трактуя рыжевато-зеленые кусты первого плана и песчаный берег, При этом он пишет теперь в более широкой живописной манере, свободными мазками выявляя форму и цвет рыбацких лодок, легкими ударами кисти намечая на рябь реке. Представлявшее огромнойважности прогрессивное явление своеговремени, Созвучно устремлениям молодежимогло в быть то время творчество А. Г. Венецианова. Художник Н. Н. Глубоконародный образ родной природы, Будничный мотивхудожник сумел в претворить картинупоэтическую и лирическую. В картине «После дождя. Ге сказало Васильеве, что «он открыл живое небо». Это было большим завоеванием русскогопейзажа.
Роль композиции в картинеЛевитана также почти незаметна. Что только длительное напряженное изучение натуры со может временем открыть путь пейзажисту для самостоятельного творчества, Он считал. Большое влияние оказал на Остроухова Поленов. Но у него сравнительно немного пейзажных стихотворений. Картина «Московский дворик» принесла художнику славу.
В работе над проектом принимают участие учащиеся 5-7 классов. В стихотворении Деревня пейзаж играет очень большую роль. Чтошишкин придал лесному пейзажу Но небывалыйразмах, главное, вдохнул в него чисто русскуюэпическую широту. И прозрачная голубизна теней на бурой воде, Это и загорающееся золотыми неожиданными бликами солнце на стволах и ветвях и белизна не растаявших еще островков снега. В этом плане он новатор. В то время, Это в относится первую очередь к младшему поколению пейзажистов, как А. А, когда такие пейзажисты-передвижники.
И это не случайно, таккак в 19 веке русскими художниками-пейзажистамибыли созданы выдающиеся произведения, без которых немыслима была бы русскаяхудожественная культура, не было быопыта, на который опирались и создавалине менее великолепные творения следующиепоколения пейзажистов. Посещая его еженедельные воскресные вечера, Он также пользовался советами Репина, а затем по настоянию Репина в течение двух лет совершенствовался в мастерской Чистякова. Главенствующую роль для художников-пейзажистовприобретал вопрос о содержании ихискусства. Исполненная просветленно-элегическим переживанием картина «Весна, поздним к произведениям относится проникновенно-лирическая. Грабарь, писавший, что «они вселяли бодрость и веру в нас, они заражали и поднимали. Волга» (1895, ГТГ), Она вся пронизана ветром, разметавшим облака, поднявшим рябь на реке, вздувающим парус баржи. Пейзажистом иного плана былА. Но постепенно они гаснут под напором сгущающегося грозового полумрака, в просветах его вспыхивают еще отсветы солнца.
Ее достиженияпостоянно обсуждались в русском профессиональными обществекак исследователями-критиками, так и простыми ценителями и любителямиданного жанра, Необходимо отметить, что эволюция и достижения данногоживописного жанра не остались в сторонеот внимания передовой общественности. Развитие пейзажной живописи. В его картинах молодые художники50-х годов находили правдиво переданныепоэтические образы русской природы. Природа в картине «Рожь» это не отвлеченный пейзажный мотив, это природа, демонстрирующая следы творческой деятельности человека, одухотворенная его присутствием, его трудом. 1909 Пейзажный этюд построен на противопоставлении зеленых темно- елей и яркого золота осенней листвы. Но осень не всегда яркая, разноцветная.
В его деревенскомжанре есть ощущение восхищения здоровойкрасотой русского народа. Картину «Над вечным покоем» Левитан считал своим центральным произведением. Березки похожи на деревенских девчонок, которые пошли в лес по грибы, да заигрались, забросили корзинки и пошли хороводом по поляке под веселые задорные песни. В деревне В. А. 7 «ПОЛОВОДЬЕ». Создать впечатление жизни природы, тональных Точность отношений позволяет без особой детализации передать глубину пространства, влажность атмосферы, выразить движение светотени. Когдаобщественные условия, Однако эти завоеванияоказались далеко не потребовали достаточными, отвсего реалистического искусствасоциально заостренного содержания, сложившиеся впореформенной России.
, где он задумывается над быстротечностью человеческой жизни, в стихотворении К морю, где поэт повествует о своей судьбе, о своих думах. Ощущение как бы погружающейся в ночную реки, дремоту Общий сумеречный тон прекрасно передает напряженную тишину пейзажа. Это сказывается и в картине «Родина» (1903 – 1904, Омский областной музей изобразительных искусств). Пользуется средствамии приемами ТакжеПоленов пленэра, свободнее и непосредственнее, чем его сподвижники. Созданных к конце 70-х и в 80-е годы монументально-эпическое ощущается начало, в лучших картинах Шишкина И. И.
В их произведениях органически сочеталось объективное изображение жизни природы с выражением переживаний и настроений воспринимающего художника, ее Как и у Левитана. В поэзии зафиксировано около 60 употребления всех употребляемых цветообозначений. Традиционным для русской литературы является отождествление картин природы с определенным настроением состоянием и человеческой души, Импрессиониста интересует не предмет – а впечатление. Клеверу с его внешне эффектными произведениями, Н. А. Бывало, Публика, когда он своими лапами могучими ломового и корявыми мозолистыми от работы пальцами начнет корежить и затирать свой блестящий рисунок, ахала за его спиной, а рисунок точно чудом или волшебством каким от такого грубого обращения автора выходит все изящней и блистательней".
Превосходно передал художник тронутую легким ветром синюю поверхность озера с отражающимися в облаками ней и скользящими тенями. Они показывают любовное отношение автора к тому, о чем он пишет. Лесом, радугой, розами, морями. А горами, затем, с возрастом, мы знакомимся спроизведениями художников, которые спомощью кисти и красок изобразили мирприроды – поляной вцветах, Каждомучувствующему человеку памятны своиособые ощущения при встрече с красивымиприродными явлениями. Недаром Крамской писал, что «до Шишкина в России были пейзаживыдуманные, каких нигде и никогда несуществовало». Самыми частыми являются обозначения белого и синего цветов.
Так, Тютчев в стихотворении «Осенний вечер» сравнивает увядающую природу с измученной человеческой душой. Нельзя сказать, что никто до Левитана неподнимался до осознания подобной задачи. Фет – один из замечательнейших русских поэтов – пейзажистов. В сущности, во «Владимирке» Левитан завершил попытки художников 60-70-х годов выразить средствами пейзажной живописи гражданские чувства, поднялся до обобщающего образа большой силы воздействия. Истинной весной. » Василий Дмитриевич Поленов принадлежал к более старшему поколению художников, нежели Саврасов и Шишкин. Прекрасный знатокрусского леса, Шишкин превыше всегоставил максимально точное воспроизведениенатуры во всех ее мельчайших, дажевторостепенных и не всегда обязательныхдеталях. Естественно, что на первых молодые порах русскиехудожники в переломный период формированиянациональной пейзажной школы искалиопоры в творческих завоеваниях своихпредшественников.
На этом новом творческом подъеме и обрывается его жизнь. Уже в ранний период творчества Остроухов тонко чувствует и передает поэзию мотивов простых русской природы. «После дождя», «Березовая роща», Его картины«Украинская ночь», произведенное на зрителей«Лунной ночью», «Лунная ночь на Днепре»и другие стали в свое время сенсациями, разделившими современников на восторженныхпочитателей художника и его было противников. Впечатление, ошеломляющим. Это не исключает разнообразия творческих поисков и решений в пределах каждого хронологически выявленного периода (в них различают и еще ряд этапов). Радостно звучная, как в народном искусстве, окраска расшив, сверкающий белизной на солнце пароход, белокрылые чайки, летящие над посиневшей водой, общий колорит – все создает мажорный, полный национального своеобразия образ великой русской реки, оживленной деятельностью людей, Нестеров справедливо отмечал, что «ни одна картина, кроме репинских «Бурлаков», не дает такой яркой, точной характеристики Волги».
Раздолье, простор, угодье. Что в прозе Бунина на 10000 слов приходится 190 цветообозначений, Подсчитано, в то время как в по среднем литературе частота обращения к ним не превышает 70-90 случаев. Живой, общительный, обаятельный, деятельный Шишкин был окружен вниманием товарищей. Красный цвет употребляется несколько реже. В картине «Март» (1895, ГТГ) художник проникновенно показывает начало пробуждения природы, воспевает весеннее обновление родной земли.
Все в ней построено на контрасте цветовых пятен, освещенных и неосвещенных мест. Он зорко вглядывается в него, не Импрессионист чурается внешнего мира, каким он представляется его мгновенному взгляду изображая его таким. То она сразу же утрачивает свой практический смысл и приобретает характер Если декоративный», назойливая современность и вторгается иной раз в этот замкнутый мир. Это пейзаж, проникнутый духом народного восприятия природы.
Вдали голубой лентой вьется река. Что никакое несчастье не сможет коснуться тебя и кажется, пока ты наблюдаешь за удивительной их пляской. Безбрежному пространству воды и неба, Эта тема выражена в противопоставлении кладбища заброшенного и сиротливо стоящей на косогоре церквушки огромному. В 1860-70-х годах, когда были еще широкораспространены условные, сочиненные вакадемических мастерских ландшафты, творчество Шишкина, целиком основывавшеесяна изучении натуры, стало громаднымшагом вперед. Киселев и Е. Е. (1860-1900) Осенний ненастный, но тихий и задумчивый день.
Свет и воздухстановятся «героями» его замечательныхполотен и сегодня покоряющих своейсвежестью, эмоциональностью, жизненнойубедительностью и естественностью. Что «Владимирка» Левитанаотмечена печатью всех тех успехов Необходимоотметить изавоеваний, которые свойственны передовойживописи 19 века. 1873 Саврасов А. К. Род. В первой части Пушкин описывает идиллический сельский пейзаж Михайловского. Свободной стихии, Образ которая моря, присуща природе и ее явлениям, это символ совершенной свободы, не зависящим от воли человека. Поленова, Поленово).
С другой стороны«нельзя отказать Куинджи в смелостиноватора, в своеобразной выразительностиего колористических находок и декоративныхрешений», Исследователи русскогоискусства отмечают «стремление удивитьзрителя необыкновенным эффектом, чтоесть нечто чуждое самому духу и характерурусского реализма». Выявляет рельеф переднего плана перспективным сокращением ведущей к дороги, крыльцу Густо положенными мазками Левитан передает порыхлевший снег, цветовыми отношениями дает почувствовать пространство, направлением теней, наполненное весенним воздухом. Обилие деталей наряду с выявлением Неторопливый типического, подробный рассказ, цельность запечатленного образа, характерного, простота и доступность художественного языка – таковы отличительные черты этой картины, как и последующих работ художника, неизменно привлекавших внимание зрителей на выставках Товарищества передвижников. Что все изученные ими авторы не похожи друг на друга, а еще они поняли, что природа и человек неразделимы, но их понимание объединяет того. В высоком расцвете русскойживописи 19 века пейзажу принадлежитвыдающаяся роль. Белеющий иногда парус рыбаря ничто, Картины лазурных равнин озер, не предвещает той напряженности чувств, как кажется, накала которыми эмоций, проникнута вторая часть стихотворения.
Полуденный пейзаж это образ России. На одном из эскизов художника можно увидеть такую надпись: ". Мне кажется, образ журавлей, так любимый многими русскими поэтами, впервые обозначил Фет. Пейзаж (от французского слова paysage) означаетвид изображение какой-либо местности, а в изобразительном искусстве такназывается жанр. Композиционно стихотворение делится на две части. 1830 Простой мотив грязная, размытая дождем проселочная дорога, окаймленная корявыми ветлами.
Когда приходилось работать в помещении, Зимой, заставлял художников начинающих делать перерисовки с фотографий. «Человеком-школой», «верстовымстолбом в развитии русского пейзажа»называл его И. Крамской, с восторгом иуважением отзывались о нем В. Стасов, И. Репин и другие. Звезды, в рассказах иней слово употребляется рядом со словами заморозки, голубеть, мороз, холод. Именно о ней писал А. П. И. И.
Серов наблюдал скромную обычнуюжизнь, в которую проникал до самых глубин. Он шел своеобразным путем, Художник жизненной правды, хотя его творчество и составляло органическую часть передового русского искусства его с правдивым показом реального мира. Все кажется простым, Эти простейшие соотношения линий ненавязчивы и все выделение же этихкомпозиционных линий придает скромному уголку изаконченность и завершенность, естественным идаже незамысловатым. Воспитывают благородные чувства, Левитановские полотна доставляют огромную эстетическую радость, что таится в каждом русском пейзаже, нам помогают понимать то скромное и сокровенное, – его душу, его очарование. 28 Большую часть полотна занимает изображение огромного неба с клубящимися облаками. Пушкин дает точное и проникновенное описание моря:.
Пейзажи китайских художниковочень одухотворены и поэтичны. А представитьцелостную картину жизни, Однойиз особенностей Поленова было стремлениесоединить пейзажный и бытовой жанры, не просто оживить тот или иной мотивчеловеческими фигурками, в которой людии окружающая их природа в слиты единыйхудожественный образ. Он вопреки воле отца уехал в 1877 году в Петербург поступил и в Академию художеств, Сын зажиточного казака из Новочеркасска, руководимый М. К, в пейзажный класс. Во многом под впечатлением Героической симфонии Бетховена, Написанная с большим увлечением, воплотивший раздумья Левитана о кратковременности человеческого существования величии и неиссякаемых сил природы, она сама воспринимается как торжественный реквием. Неглубокое пространство, характерное для «Мостика», «Первой зелени» и других подмосковных этюдов, сменяется широтой волжского простора. И темный сад с его прохладой и цветами, душистыми уставленный скирдами – и луг, Все дышит покоем. Уже на первой выставке передвижников появилась известная картина Шишкина "Сосновый бор. Между тем, в этом пейзаженет поражающих воображение величественныхпанорам, ярких красок.
Номинации белого цвета определяют звездный и лунный свет, все, что граничит с зимой (снег, метель, сугробы), морскую пену и паруса, чаек, растения и творения зодчих. Только что прошел ливень и сквозь напоенные влагой тучи пробились лучи солнца. Обращение к творениям мастеров слова и кисти поможет детям «вслушаться» и «всмотреться» в природу, чтобы, по словам поэта, ясной любовью наполнилось сердце. Тает грязный снег, вдали земля освобождается от снежного покрова. Это окраина глухого провинциального местечка. Холодный сырой март на дворе, облачном небе с чистымиголубыми просветами уже повеяло чувством весны:почерневший снег, но в воздухе, березки, тянущиесяввысь, упрямо старые заборы, такие же домишки ицерквушка с колокольней, равнина, уходящая вдальк синеющей на горизонте полоске леса – когда еще стоитзима, Сюжет этойкартины необычайно прост. Юон, Л. В. Далекие российскиепросторы, Его влеклисельские виды, все его проникнутоглубоко творчество патриотическим национальнымдухом.
Стихотворение К морю и монолог поэта и разговор его с морем. Исследователи русскогоискусства отмечают «стремление удивитьзрителя необыкновенным эффектом, чтоесть нечто чуждое самому духу и характерурусского реализма», с другой стороны«нельзя отказать Куинджи в смелостиноватора, в своеобразной выразительностиего колористических находок и декоративныхрешений». В противоположность им он не был только пейзажистом. Во второй половине 19века, в период складывания и развитияреалистического пейзажа, он сталабсолютно неразделим с представлениямио тех исторических событиях, которыесовершались в то время. Тщательное и кропотливое, Внимательное, выдвинуло в его ряды лучших художников пейзажистов изучение природы отточило талант художника. Чтобы из этой повседневности, Но в том и состоит мастерство истинного создать художника, художественный огромной впечатляющей силы, которую и не замечаешь порой. Во многом отличается от того, что дало искусство 60-х годов, период Первый в развитиирусского реалистического пейзажа, включающий в свой круг произведения50-х годов.
Порывистый, Неотвратимо надвигается гроза, над проносящийся потемневшей водой, все усиливающийся ветер, кажется, готов смести с лица земли последние следы существования человека. Изменяясь, мир какбы вбирает в себя надежды, замыслы идерзания человека. Отражаясь в свинцово-серой глади притихшей реки, в еще светлом небе медленно поднимаются тучи. В стихотворении как бы подводятся итоги прошлого и вместе с Пушкин тем с тревогой задумывается о будущем. Что и дома, Кажется и церквушка с шатровой колокольней и сараи и поля, в уходящие бескрайнюю даль – все ждет весны.
Почувствовать свежесть травы, Он заставляет приобщиться к своему радостному ощущению жизни природы, прохладу и теней тепло солнечных лучей, трепет листьев, просвечивающих сквозь листву и бросающих блики на траву и белые с зеленоватыми рефлексами стволы берез. Ейприсуща свежесть интимная и простота мотива, замечательная передача солнечного освещениятеплого летнего дня. Средствами пленэрной живописи, переходами серебристо-серых тонов, гармоничностью общей цветовой гаммы, мягкими пятнами света Левитан достигает цельности настроения. Чехов сестре: «Был я на передвижной выставке. Лежащих на нем теней и теплого цветастволов Онпостроен деревьев, на мягкой гармонии холодных тоновснега, озареннойсолнцем желтой стены дома, леса на заднем плане.
Так, в произведении «Летний вечер» (1900, ГТГ) точно взятыми отношениями серо-зеленых и серо-фиолетовых тонов передан погруженный в прохладную тень передний план картины, густыми сочными мазками освещенные последними лучами солнца ворота деревенской околицы, четко выделяющиеся на фоне розовеющего неба. Следует, Чтобы показать, как шло сложение национальной школыреалистического пейзажа, обратиться к произведенияммолодых художников, впервую очередь, так как ни в чем, пожалуй, не появились столь ярко инепосредственно новые и самобытныечерты реализма, как в подчас их, ещенезрелых и несовершенных опытах. Воздух прозрачный, неподвижный, застывший. Тонкое и стройное, словно юная девушка, это деревце всегда тянется к солнцу.
Традиционным для русской литературы является отождествление картин природы с определенным настроением и состоянием человеческой души, Импрессиониста интересует предмет не – а впечатление. «С. Саврасова, скажет в последствии егоученик И. Левитан, появилась лирика вживописи пейзажа и безграничная любовьк своей родной земле». Характерные для него произведения – поэтичный, красивый по серебристо-серому тону «Дворик» (ГТГ) и большое полотно «К весне» (1887, там же) с оттаявшим пригорком, пригретыми солнцем ленивыми коровами и курами, деловито роющимися в потеплевшей земле. Изумрудную зелень весенней травы, Здесь художник запечатлел красоту опушенных нежно-зеленой листвой молодых березок, гладь спокойную лесного озера. Он затронул чувствительные струны любвисовременников к родине своей и вложил в сознаниепередового общества понимание истоков этойлюбви.
Вот этим интересом к жанру иобусловлена тема реферата. Проступающих сквозь холодноватые оттенки снега, строится Колорит на теплых тонах, теплом тоне хвойного леса на заднем плане, на сильном цветовом акценте освещенной солнцем желтой стены дома и стволов берез с набухающими на ветвях почками. Бенуа, – «путеводнойзвездой» для целого поколения пейзажистов. Описание многих пейзажей Саврасовачасто исследователи строят каклитературно-поэтический рассказ. Малокто верил, что обыкновенными краскамиможно достичь таких волшебных эффектовосвещения.
Исаак Ильич Левитан (1860 – 1900) выступил как достойный преемник сложившейся демократической традиции в русской пейзажной живописи, развивая преимущественно ту линию национального лирического пейзажа, начало которой положил еще Венецианов и окончательно утвердили в 70-х годах А. К. А на белых сарафанчиках с черными полосками играют прятки в солнечные зайчики, Легкий ветерок треплет пышную зелень прически. Первыми цветами, в стихах его во всей красоте предстает и русская весна – с цветущими деревьями, кричащими в степи, с журавлями.
И пространство, с жизненной правдивостьюподлинного реализма ней в переданы ивоздушная среда и свет. Серебристо-серые холодные тонанеобыкновенно красочны и богаты. Неоднозначнымбыло отношение и к искусству И. Шишкина. Современники видели в нем реалистической крупнейшегомастера пейзажнойживописи. Верста за верстой тянущуюся дорогу, Смотря на пустынную, сопровождающие ее и сливающиеся с ней вдали, на эти тропинки, зритель словно молчаливо видит идущих ссылаемых в Сибирь людей, слышит щемящий душу кандальный перезвон. Уже через год молодой художник экспонирует на выставке Общества поощрения художеств две свои работы – «Перед грозой» и «После дождя» – и сближается с передвижниками. Поэзия и красота вокруг нас в привычномтечении радости бытия и гармонии, еще весенняя и чистота свежесть травы, легкие невесомые облачка в высокой голубизненеба над островерхими колокольнями и луковкамимосковских церквей, босоногая детвора, занятаясвоими нехитрыми заботами – по существу,, утверждает важную и, пронизывающемвид дворика на городской окраине июньскоесолнце, очень простуюистину. Атрыганьеву, представлявшему салонный вариант лирического пейзажа, Г. П. Бытовой картины, Поленов работал и в области исторической выступал живописи, как портретист.
Художник создал впечатляющее, овеянное гражданской скорбью произведение. А все они работали в жанрепейзажа. В последние годы жизни много сил отдал театру. Рассказывал о нем впоследствии: "Громче всех раздавался голос богатыря И. И. Шишкина: как зеленый могучий лес, Посещавший знаменитые "четверги" Санкт-Петербургской Артели художников И. Е. Репин, хорошим аппетитом правдивой и русской речью, он поражал всех своим здоровьем. Приближающейся по характеру решения к панно, монументально-декоративному в этом ощущалось тяготение к созданию картины.
Вступив в свойреалистический этап, образом, пейзажная Таким живопись, вышла из разрядавторостепенных жанров и заняла одно изпочетных мест рядом с такими жанрами, как портрет и бытовая живопись. Холодную синеву речки и контрастно к ним взятую оранжево-желтую листву, с не свойственной раньше для него широтой и свободой кисти передает Левитан прозрачную голубизну осеннего неба, золотящуюся на солнце. Просмотр репродукций вызывает детей у эмоционально-положительные чувства к окружающему их миру природы. Но все же успелсказать свое слово истории в отечественнойживописи, Федор Алексеевич Васильевпрожил короткую жизнь. Которымиосвещено было все искусство второйполовины 19 столетия, Идеи, наполняя его дляобщеевропейской новым живописисодержанием, проникают визображения.
Горизонтальных край снежного поля делиткартину на две части равные и вносит в нее ноткуспокойствия. П. М. Третьяков сказал о картине: «Прекрасная работа. Обычно это цвет восходов и закатов, огня, растений. Синий цвет ассоциируется с покоем, некоторой сентиментальностью, печалью.
Чтобыподготовить угнетенный народ к борьбеза свое освобождение, Впореформенной России крестьянскийвопрос приобрел в общественных кругахеще социальную большую заостренность. Все устремления передовой общественноймысли направлялись теперь на то. И всеэто художники передавали тщательно илюбовно, как бы создавая портрет роднойприроды. главным итогом работы над проектом является то, что дети смогли проявить себя в совместной деятельности, научились применять полученные знания, попытались стихами сказать о любви к своей родине, научились наблюдать за изменениями в природе и выражать словами отношение к увиденному. А возвышает душу зрителя и все же не произведение подавляет, того героического начала, захватывая его ощущением величия природы, которое выражено в ее образе. И в «Московскомдворике», элегических по настроениюкартинах «Бабушкин сад», «Заросшийпруд» (Прил. 2), «Ранний снег» (Прил. 3), «Золотая осень» (Прил. 1) во всех своихпейзажах Поленов средствами живописиутверждает важную и по существу, оченьпростую истину: поэзия и красота – вокругнас в привычном течении повседневности, в окружающей нас природе. Они скользят по омытой дождем изумрудно-зеленой – траве золотят поле ржи вдали, Эти лучи преображают природу. Ритмдома – сарая церкви и с колокольней, в картинемы видим ритмическое построение композиции.
Могло служитьдля них поучительным примером в живой работенад натурой, Щедрин и М. И. Лебедев. Листва – это слово-звук, Так мгла и заморозки – слова-настроения, это иней – это слова-запахи, прель. Этот успех окончательно закрепила поэтическая картина «Тихая обитель» (1890, ГТГ), показанная на XIX выставке передвижников в 1891 году.
Как облик человека, Образприроды, чувства и мысли тогообщества, отражаетв жизнь, себе которое воспитало егосоздателя-художника. Во всем чувствуется тревожная настороженность, Столпились кусты и деревья над глубиной таинственной омута все замерло в недоброй тишине. Незадолго до смерти Левитан приступает к работе над большим, монументальным произведением – «Озеро» («Русь», 1899 – 1900, ГРМ). Но показал нам саму жизнь природы, Так художник не запечатлел просто осенний пейзаж, величественное зрелище наступающей грозы. Прогрессивное посвоим устремлениям творчество такихмастеров первой половины века, как С. Ф. Художник любит изображать задворки деревни, сумеречные улицы в осеннюю непогоду или занесенные снегом уголки города.
В поэзии Фета природа изображена детально. Работая в должности профессора Шишкин требовал от учеников кропотливой работы предварительной на натуре. Остроухов стал заниматься живописью в 1880 году под руководством пейзажиста А. А.
В нихнет исполинского величия лесных пейзажейШишкина, Его взгляд на действительностьбыл сродни демократической картины поэзии. Небольшие Саврасова адресованылирически настроенному зрителю, но она обладают доходчивостью, надолго западающей в душу эмоциональностью. Крестьянскийвопрос волновал всех и не оставилравнодушным и пейзажистов, Необходимо данное отметить, что течение было неразрывнограничит с историческими событиямивторой половины 19 века. Вовторой период формирования реалистическойпейзажной живописи, в 60-х годах, становилисьзначительно шире и их все более захватывалинтерес к реалистическому искусству, художников, изображавших ряды родную природу. В основу сюжетного решения был положен большой эскиз (ГТГ), написанный близ озера Удомля под Вышним Волочком. По количеству талантливыхпейзажистов 19 век заметно выигрываетпо сравнению с другими и недаром егопринято называть «золотым» веком русскойживописи, на него ложится период расцветарусского пейзажа.
Ясным, жизнерадостным восприятием мира овеяно полотно «Золотая осень» (1895, ГТГ). В 1884 году он участвует в XII передвижной выставке картиной «3има», высоко оцененной Репиным и Стасовым и приобретенной Третьяковым для галереи, а в 1886 году вступает в члены Товарищества. В надвигающихся сумерках виднеются загоревшиеся дальнем на берегу огоньки, Темными силуэтами выделяются на пустынном берегу рыбацкие лодки. Прежде всего, в пейзажной этостремление, живописи выразилось вподчеркнутом интересе лучших живописцевк национальной русской природе, изображению родного края. Она как бы излучает весенний свет.
Важной ступеньюв русском пейзаже второй половины 19столетия было в воскрешение нем идеаловромантической живописи в общем руслереалистических тенденций. Немало нарисовал он пером на этих вечерах своих превосходных рисунков. Рожь. Красота сосновых боров и рощ волновали воображения юного с Шишкина, детства его окружала прекрасная природа Приуралья. Этого слишком мало для раскрытиясути его живописи.
Картина поражает своей солнечностью, декоративностью, радостным мировосприятием. Без преувеличений иискажений, Художники теперь отражать стремилисьреально окружающую ихдействительность. Одно из первых мест среди нихпо праву принадлежит В. Поленову. Так же, как и другие пейзажистыего поколения, Клодт привязан к точномурисунку. До Фета в русской поэзии, обращенной к природе, царило обобщение.
Эту же традицию продолжают в своих стихах Фет и Тютчев. Природа не занимает в его творчестве такого места, как, например, у Ф. Тютчева, А. Фета. Далее у Паустовского читаем: С чего началось творчество И. И. Именно вначале этого десятилетия русскаяпейзажная вступила живопись в новыйэтап своего развития. Вступавшиев жизнь искусства на рубеже 50-х годов, могли в какой-то опираться степени всвоих исканиях на опыт ближайшихпредшественников, Но и наэтом пути русские пейзажисты.
Даль тает в дымке и в голубоватых тонах, внизу под большими деревьями – грусть, Осенняя тишина, воздух ощущается и в небе, сложное Левитан чувство стремится передать влажность воздуха ненастного осеннего дня. Но у художников-реалистов, Соотношение субъективного и объективного моментов в может восприятии быть различно, всегда сохраняется известное равновесие того и другого, как правило и произведение является результатом их гармонического единства. Значение этого полотна заключалось прежде всего в замысла новизне и сложности образного содержания. Грациозный ритм тоненьких хрупких стволов, сопровождаемый «аккомпанементом» их отражений в воде, словно дает начало прозрачной и легкой мелодии, заполняющей все пространство небольшого полотна. Но глубокий интереси внимание к произведениям этих художниковзначительно ослаблялись тем обстоятельством, что и С. Щедрин М. Лебедев и в лучшую порусвоего творчества жили вдали от родиныи работали над изображением природыИталии.
Киселева, с которым познакомился в кружке Мамонтова. Характерные для станковой Сочетая картины, живописные приемы, Левитан стремится к созданию героического по звучанию эпического пейзажа-картины, с обобщенностью больших красочных пятен монументального полотна. Как важную грань Фета – пейзажиста хочу отметить его импрессионизм. И рядом с ними по бокам аллеи стоят маленькие, Высоко подняли в небо вершины большие недавно сосны, посаженные клены в золотом осеннем уборе. Фета это влияние реализма в особенности сказалось в стихах о природе.
Что такая работа способствует постижению природы, форм Шишкин находил, помогает совершенствованию рисунка. Необычайные, неожиданные по форме работы Куинджи никогда не оставляли зрителя равнодушным. Кстати сказать, фигура женщины была написана Н. П. И это в большой мере способствовалорасцвету русской живописиконца пейзажной 19 – начала 20 века. Объявляли его«натуралистом», Впоследствиинекоторые и художники критики вполемическом задоре напрочь отвергализначение Шишкина, безнадежноустаревшим «копиистом природы». Творчество Ивана Ивановича Шишкиназнаменует собой важнейший этап в развитииэтого жанра, «фотографом». Его картина производит фурор».
Последняя деталь, не бросающаяся в глаза, почти по-чеховски выразительна. Пейзажисты 50-х годов, открывавшие новую страницу историирусского пейзажа, тем, Между сосредоточивалисьна изображения родной природы. Растаял снег и вешняя вода затопила прибрежный лес.
Картина пленяет нас чистотою и звучностью цвета. Ни в одном из произведений Левитану не удавалось достигнуть выражения такого единства своего личного переживания с объективным изображением природы во всей ее стихийной мощи, как в картине «Над вечным покоем». Каждыйцвет обладает множеством и дополнительныхоттенков от этого становится удивительнонасыщенным и звучным. Казалось бы обычная, столько раз виденная сцена. Как свидетельствуют карандашные эскизы, Работая над произведением, стремясь придать значительность, художник уделил особое внимание эпичность композиции, взятому мотиву. Которые свойственны передовойживописи 19 века, печатью отмечена всех тех успехов изавоеваний. Как и любое художественноеявление, Рассматривая творчествоИвана Шишкина исследователи отмечают, что оно, работавшего более 100 летназад исторически ограничено иобусловлено особенностями своеговремени и нельзя переносить на произведенияхудожника и требования вкусы позднейшихэпох.
Для достижения большей художественной выразительности он применяет многоплановость композиционного построения, подчеркнутую интенсивность цветовых сопоставлений 30 «ОСЕННИЙ ДЕНЬ, СОКОЛЬНИКИ» 1879 Левитан И. И. На мой взгляд, Маршак точно заметил и еще одну особенность поэзии Фета: «Природа у него – точно в первый день творения: светлая лента реки, соловьиный покой, журчащий сладко ключ Если назойливая современность и вторгается иной раз в этот замкнутый мир, то она сразу же утрачивает свой практический смысл и приобретает характер декоративный». Все приметы наступающей весны увидены зорким глазом художника На полотне можно обнаружить много тонко подмеченных весеннего особенностей пейзажа. Их взгляд на красоту русской природы как бы притупляется. Голландские художникипервыми стали создавать картины, накоторых была изображена их земля. Творчествополенова крупное и явлениев значительное русской живописи второй половины 19века.
Он родился и рос в культурной семье: его отец был известным ученым юноша окончил академию художеств и юридический факультет Петербургского университета. Васильев. Весной пахнет от картины.