(5 -8 классы) «Национальный русский пейзаж в изображении русских художников» 2011год Ученик: О, как природа – матьТерпима и добра. Когда Шишкина не будет, тогда только поймут, Развитие представлений учащихся о взаимосвязи видов искусства (живопись-литература) Знакомство с творчеством русских художников – пейзажистов Закрепление. Лев Львович Каменев – русский художник-пейзажист. Как многим зимним пейзажам русских художников, картинам Г. А.
Безграничность, лиричность и красота – пейзажи природы на картинах известного русского художника неизменно вызывают у зрителя чувство живого отклика. Сегодня вы познакомились с замечательными русскими художниками-пейзажистами. В лунном сиянии, Муниципальное образовательное учреждение «Генераловская средняя общеобразовательная школа» Открытое мероприятие, посвященное творчеству русских художников – пейзажистов.
", которое можно считать классическим по полноте художественного образа, завершенности, монументальности звучания. Эти люди у венециановцев представляют характерные деревни типажи или провинциального города. Гроты и террасы, Щедрин писал бухты, без надрыва невозможного мечтания, пронизанные светом и воздухом морской дали и еще находящиеся ней с в некоем спокойном и наивном единстве, как у Каспара Давида Фридриха. Очевидно, «Наполняет грудь», подобный шишкинской «Ржи» пейзаж «сжимает» «унылый», «бодрый» пейзаж. Это все одно, что сфальшивить в молитве, произнести чужие и чуждые ей слова».
Свойственная всему творчеству Алексея Кондратьевича в целом это склонность возвышенному к восприятию природы, в подмосковных пейзажах пятидесятых годов в полной мере проявилась характерная черта. Как в предыдущей картине, Связи искусства Левитана искусством с Саврасова выступают в пейзаже с мостиком не столь определенно и непосредственно. Такие свои полотна (прежде всего программную работу «В Крымских горах», 1873) он называл «картина вверх» и тщательно следил, чтобы их верхний (на сей раз верхний) край не был закрыт рамой. Но они не играют ведущей роли и Люди животные могут присутствовать на этих картинах, а лишь подчеркивают населенность города. Роль композиции в картине Левитана также почти незаметна. Творчество Поленова крупное и значительное явление в русской второй живописи половины 19 века. Пейзажи разделяют на несколько видов, в зависимости от изображенной темы или мотива.
В 1852 г. Иван поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Сохранился натурный рисунок Федора Васильева для картины, пустое нижнее поле которого расчерчено на квадраты и помечено словами « Но и это еще не все. Только в Дюссельдорфе русский пейзажист оттаял душой.
В нем теряются населяющие его маленькие фигурки людей. Известные картины художника Деревенская улица и После грозы, характеризуются мотивом дороги, стремлением вывести содержание картины за пределы изображенного. Только как на дорогу трудную, Тогдашний зритель иначе на русский пейзаж и не заледенелую, глядел, размытую, заснеженную, заболоченную. Очей очарованье. Пространство, таким образом, сильно раздвинуто во все стороны и одновременно стянуто к центру, что ясно читается как драма личности в превосходящем ее «общем» (« В сценарии такого пейзажа зрителя лишают роли внешнего созерцателя (эта роль этически осуждена), заставляя переживать драму созерцателя пейзажа изнутри созерцателя, скованного трагической единичностью своей личности, своим индивидуализмом, не дающим ему возможности окончательно присоединиться к жизни. Романтическая пространственность стала включать в себя понятие дистанции, человеческого и надчеловеческого всего, конечного и к бесконечного, чему классический пейзаж как бы еще не был пробужден – неслиянности близкого и далекого, Классицистическая картина мира казалась романтикам самодовольной.
Что, Сила её эстетического восприятия так велика, у нас не было бы такого блистательного Пушкина, не её, будь каким бы он был. Подлинной школой для Шишкина стала девственная природа Валаама. Несколько позже Васильев сближается с И. И. Шишкиным, который становится его наставником.
(А. С. В сознании которой он неустанно поддерживал интерес к большому содержательному искусству, к воплощению в пейзаже- картине глубоких впечатлений действительности. При этом вид дали присутствует в обязательном порядке последняя работа Лебедева, «Аллея в Альбано» (1837), где этот вид «отваливается», как бы закатывается куда-то за горизонт, а автор вполне удовлетворен только «здесь» без всякого «там», была крайне смелым шагом вперед (об этом речь пойдет ниже). Только в конце XVIII столетия художники начали обращаться исконной к неброской красоте русской природы.
Сегодня картина Золотая осень находится в Третьяковской галерее. Прислушиваясь к тому, Вглядываясь в пейзажной произведения живописи изображает природу художник, о чем повествует, мы учимся знанию жизни, пониманию и любви к миру и человеку. Каждый цвет обладает множеством дополнительных оттенков и от этого становится насыщенным удивительно и звучным. Что обыкновенными красками достичь можно таких волшебных эффектов освещения, Мало кто верил. Стоящего с удочкой у воды, Глядя на фигуру белоголового мальчика играющих на солнце в песке близ мостков, аленьких на деревенских ребятишек, на сидящую около них старуху бабку с ребенком на руках, видишь их всех согретыми теплом и лаской природы. Стога» (1899, Третьяковская галерея), написанной также после поездки в Новгородскую губернию.
Иван выезжает в пенсионерскую командировку в Германию. Что в ней самой, Представление о природе русской было в то время настолько неотделимо от народа, страданий и отчаяний, в её образах часто находили поэтические выражения народных дум. Природе, Интерес к старине, поощряя в мальчике любовь к рисованию, к чтению книг он и прививал сыну, пробудившуюся очень рано.
Каждый любит природу по- своему и «как может». Полемики и иронической для рефлексии художников второй половины XX века, Именно такой тип пространства явился точкой отсчета. Недаром этот пейзаж был назван «историческим». Как мы уже видели, в последнем, пеший или на телеге, персонаж, застывает посреди картины, парализованный отсутствием сносной дороги как увидим мы сейчас, там же находится и зритель картины, парализованный специальными усилиями художника.
Светом пронизана листва старых ветел, сомкнувшихся кронами. Особое впечатления на него горные произвели виды Швейцарии, в 1862 г. и 1867 г. побывал в Европе. учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
На одном из эскизов художника можно увидеть такую надпись: ". И сегодня покоряющих своей свежестью, Свет и воздух становятся "героями" его полотен, замечательных жизненной убедительностью и естественностью, эмоциональностью. И сложно даже назвать другого художника его эпохи (за исключением, разве, Левитана), чье наследие и творческие достижения имели бы такое большое значение и влияние на все последующее русское искусство. Именно в этой области Поленов начиная с 60-х годов неуклонно шел по пути реализма. Что ему показывают, Ему слишком непривычно то, он упирается, он не хочет идти за Вами, но какая-то сила тянет его все дальше и дальше и, наконец, он, точно очарованный, теряет волю сопротивляться и абсолютно покорно стоит под соснами, слушает какой-то шум в вышине над головою, потом опускается, как лунатик, за пригорок, ему кажется, недалеко уже лес, который вот-вот перед ним приходит и туда, но как хорошо там, на этой горе, плоской, суровой, молчаливой, так просторно эти тени, едва обозначенные солнцем сквозь облака, так мистически действуют на душу, уж он устал, ноги двигаются, едва а он все дальше и дальше уходит и, наконец, вступает в область облаков, сырых, может быть, холодных тут он теряется, не видит дороги и ему остается взбираться на небо, но это уж когда-нибудь после и от всего верха картины ему остается только ахнуть Итак, русский пейзажист второй половины XIX века, во-первых, повергает зрителя в картину и, во-вторых, в ряде случаев заставляет его задирать голову. Чем его сподвижники, Также Поленов свободнее и непосредственнее, средствами пользуется и приемами пленэра. На «унылых» пейзажах изображено обширное плоское поле (в буквальном или более общем смысле слова), в центре часто, хотя и не всегда, находится человек или транспортное средство, за судьбу которых остается только глубоко переживать.
В тех же местах работали и художники его школы. Он считал, что только длительное напряженное изучение натуры может со временем открыть путь пейзажисту для самостоятельного творчества. Родился будущий художник в Елабуге.
В которых художники языком своего искусства могли бы рассказать народной о печали, Именно в это десятилетие и проявился у русских пейзажистов интерес к изображению таких мотивов природы. Заключает же он свое описание проникновенными строками «Но я люблю её эту, однообразную природу русской земли, я люблю ее не для неё самой, а для человека, которого она воспитала на лоне своем и которого она объясняет» Реалистическая пейзажная живопись пятидесятых годов принципиально отличалась как от прежней живописи перспективной, то есть «видовой», задачи которой ограничивались документально точным воспроизведение панорамы, определенной местности, так и то романтического пейзажа, широко распространенного среди художников- академистов. Как старенький, Но вместе с тем у только воспитанника саврасовской школы могла зародиться мысль сделать объектом художественного воссоздания такую малоприметную деталь деревенского ландшафта, кое- как сбитый пешеходный мостик. Пейзажные фоны его картин вводят в русскую живопись тему природы как сферы приложения труда человеческих рук. В сочетании лирического и эпического начала заключены неповторимое и обаяние трогательная нежность этого пейзажа.
Многогранный талант В. Д. Поленова наиболее полно проявил себя в области пейзажной живописи. Нельзя не обратить внимание и на живописное мастерство, казавшееся прежде всего в умелом использовании богатых возможностей цветовой гаммы. В этом Венецианов порывает с классической традицией изображения идеальной природы, подстриженной и приглаженной – природой парков, где отдыхают и наслаждаются люди из высших слоев общества.
Одной из особенностей Поленова было стремление соединить пейзажный и бытовой жанры, не просто оживить тот или иной мотив человеческими фигурками, а представить целостную картину жизни, в которой люди и окружающая их природа слиты в единый художественный образ. Достойным завершением цельного и самобытного творчества явилась Шишкина картина 1898 года "Корабельная роща". Которая была представлена весной ранней 1871 г. Эта картина несла в себе большое социальное содержание, Вернувшись в Петербург Васильев создал одно из главных своих произведений Оттепель, навеянными горькими раздумьями художника о жизни русской деревни, она вся проникнута тоской и грустью. Пейзажи для своих картин Венецианов в находил окрестностях принадлежавшей ему деревни Сафонково. Каждая имеет "свой характер" и "свое лицо", полного неиссякаемых жизненных сил – но в целом – впечатление единого мира природы, Обратите внимание как прекрасно стволы написаны старых сосен. Но семейное счастье художника оказалось недолгим. У Алексея Саврасова это «Лунная ночь.
В апреле 1862г. Которыми освещено было все искусство второй половины 19 столетия, Идеи, наполняя его новым для общеевропейской содержанием, живописи проникают в изображения. Люди в морских пейзажах обычно не изображаются. Что копирование с фотографий отдельных деталей, Однако он не учитывал, а отдаляет от глубокого познания ее, взятых вне их естественной среды не приближает, которого он от добивался своих учеников. Но, видимо, этот мотив глубоко взволновал художника значительностью и поэтической красотой своего облика.
Для чего он много путешествовал по Украине, Важное место творчестве в Саврасова занимает также тема степных просторов. И пространство, с правдивостью жизненной подлинного реализма в ней переданы и воздушная среда и свет. (Шишкин, Саврасов, Левитан, Куинджи, Поленов, Грабарь). Но самый значительный и глубокий по содержанию образ пейзажа деревенского был создан Левитаном в картине «Сумерки.
Изображению родного края, в пейзажной живописи это стремление прежде всего выразилось в подчеркнутом интересе живописцев лучших к национальной русской природе. От этого центра взгляд легко устремляется вглубь, к избам деревни, благодаря чему сам мостик воспринимается как часть типичного деревенского ландшафта. Несмотря на сравнительно широкую манеру письма, Именно потому он, дает полноты ощущение жизни и внутренней завершенности.
Перед зрителем предстает образ величавого, могучего русского леса. Часто они вносили в свои произведения наивность и простодушие народной картинки. Выделяются городской, сельский и морской пейзажи. В 1856 г. Шишкин поступает в петербургскую Академию художеств. В картинах переданы торжественная красота и мощь бескрайних русских лесов. Как и предыдущие, этот пейзаж крайне прост по сюжету.
Но увидеть это никому, кроме автора, не удастся. Ведь это же Наш, родной, деревенский воздух. » Тонко и проникновенно воссоздан художником деревенский пейзаж в этюде «Деревня Тургенево» (музей – усадьба В. Д. А некоторым, Для кого- то это выражается лишь выездом в эмоциональных лес, переживаний источником новых сил. Таковы нудно-серая «Большая дорога осенью» М. Клодта (1863), его же сырая «Осенняя распутица» (1870), «Зимняя дорога» Льва Каменева (1866), отбивающая всякую охоту к зимним дорогам, работы раннего Куинджи «Осенняя распутица» (1870), «Забытая деревня» (1874) и «Чумацкий тракт в Мариуполе» (1875). «Наполняет грудь», очевидно, «бодрый» пейзаж, подобный шишкинской «Ржи» «сжимает» пейзаж «унылый». Стены в комнате главного героя покрыты вместо обоев фотоплакатами, так что пространство сильно напоминает упомянутые выставочные композиции Лисицкого из которых, по Кабакову, можно бежать, только если свой «взгляд вверх» вооружить адской силой мистической машины. Его «Корабельная роща» (1898 г. ) стала гимном русскому лесу, его вековому могуществу и покою.
Чтобы воспеть столь скромный мотив, Звучная живопись служит Левитану того, для подобный которому нельзя было встретить в старом пейзажном искусстве. Свет и воздух становятся «героями» его замечательных полотен и сегодня покоряющих своей свежестью, эмоциональностью, жизненной убедительностью и естественностью. Васильев, придававший своему искусству огромное этическое значение, в пространственных конструкциях некоторых из своих картин предложил путь, который помог бы зрителю (читай современнику художника) оторваться от этого «Я». 2 Пейзаж завоевал место одного из ведущих жанров живописи. Рассвет в степи, Работы этого периода – Степь днем, датированные 1852-м г. Повседневное и поэтическое органично сливаются в работах Алексея Кондратьевича воедино так, Вид Киева, это как происходит в реальной жизни. Подобное отношение ломало судьбы талантов, загоняло художников в нищету. Он заставляет любоваться солнечных игрой бликов и голубых теней на ветхих бревнышках мостика, пятно яркого света на поверхности воды и отражение голубого неба в ней, бросаемой им на воду – дает возможность заглянуть под мост и увидеть за темной тенью, Левитан стремится показать зрителю особую красоту выбранного им мотива.
Чувство её красоты, в каждом запечатленном в куске этюде живой натуры выражено тонкое поэтическое восприятие художником жизни. Этот «пустой центр» еще более усиливал впечатление немоты, паралича в эпоху, когда академические правила требовали размещать в середине пейзажа купу деревьев. И существует множество направлений и художественных Сегодня школ, пейзаж – признанное направление живописи, обучающих мастеров кисти данному виду искусства. Где пишет картину "Вид в окрестностях Дюссельдорфа", 1865 Летом г. он поселяется в Дюссельдорфе, за которую получает звание академика. Но, Русские пейзажисты 1860–70-х годов не только не избегали этого довольно дискомфортного эффекта, упорно приближали первый план в своих низких, напротив, унылых плоских, пейзажах. Взяв с собой рабочий альбом с этюдами набросками и украинских деревенских мотивов, Васильев переселился в Ялту.
К 1883 году художник находится в рассвете творческих сил. Тогда же жена Родченко Варвара Степанова оставила в своем дневнике воспоминания о мыслях Маяковского по ее словам, он считал, что « Истинно «советским» стало считаться пространство коллективизованных субъектов, в котором позиция стороннего наблюдателя не только не ценна, но и невозможна это пространство неструктурированной цельности, воспитывающее в зрителе скорее квазирелигиозную эйфорию, чем рефлексивную способность. А. Куинджи, художник яркий и талантливый, занимающий особое место. Поскольку часто в качестве кода «русскости» выступал определенный тип пространства, возникает искушение считать, что «русское» пространство действительно имеет определенный большой размер.
Прежде всего с движением Товарищества передвижников, Это стремление сближало творчество мастера с общим процессом демократизации искусства последней трети века, XIX чьим активным участником он был с конца 1870-х годов. Для работ Поленова 1890-х годов характерно особенное внимание к различным состояниям природы. Как историческая живопись, Работая одновременно в таких различных жанрах, пейзаж и декоративное искусство, портрет, сам художник считал пейзажную живопись отвечающей наиболее складу своего дарования. В работах маринистов главное место отводится игре воды, солнца, ветра. А лишь служили фоном портретов либо библейских сюжетов, Изображения природы тех лет не носили самостоятельного характер произведения. 14 В. Серов Валентин Серов – прославленный русский портретист и один из мастеров крупнейших европейской живописи 19 века.
(Художники – художники, рисуя пейзажи, работают над композицией, создают образ своего произведения. ) - А каких художников-пейзажистов вы знаете. Его картины «Украинская ночь», «После дождя», «Березовая роща», «Лунная ночь на Днепре» и другие стали в свое время сенсациями, разделившими современников на восторженных почитателей художника и его противников. Когда приходилось работать в помещении, заставлял Зимой, начинающих художников делать перерисовки с фотографий. В Европе желание работать исчезает, не было натуры по душе.
Вместо природы была лишь серая, безликая масса, тоскливая и бесконечная, как горе людское. Но вот таким образом же его лучшие пейзажи, порой совсем маленькие, несут в себе поистине большой поэтический смысл. Созданных к конце 70-х и 80-е в годы ощущается монументально-эпическое начало, в лучших картинах Шишкина И. И. Это происходило не тогда, Мало того, казалось бы, когда художник писал с этюд натуры и, мог внимательно следить за былинками и сыроежками на первом плане, на пленэре они его, как правило, не интересовали, он писал лишь общее впечатление. Федор Александрович хотел обновить живопись, освободить ее от условности приемов. Рассказывал о нем впоследствии: "Громче всех раздавался голос богатыря И. И. Шишкина: как зеленый могучий лес, Посещавший "четверги" знаменитые Санкт-Петербургской Артели художников И. Е. Репин, хорошим аппетитом и правдивой русской речью, он поражал всех своим здоровьем. Но, в отличие, скажем, от радостных и захватывающих дух перспектив в живописи итальянского Возрождения, в этих русских пейзажах наблюдатель несчастен и теряет путь именно потому, что «прикован к одной точке».
Привыкшие считать Шишкина «царем леса», «дедушкой лесов», «пейзажистом-лесовиком», зрители увидели перед собой обширную равнину. Художник, чтобы не потерять душевного покоя, приступил к работе над «Рожью» (1878 г. ). Реальное качество российских дорог не имеет здесь никакого значения: в Нидерландах XVII века дороги вряд ли были лучше, а меж тем голландский пейзаж этого времени при всем его реализме представляет их абсолютно иначе (как и вообще зимний вид, ассоциирующийся в основном с радостями катания на коньках). Персонажи этих пейзажей продираются сквозь слякоть и лед и посреди как картины будто остаются без движения в момент безнадежного выбора пути. То есть «видовой», Заключает же он свое описание проникновенными строками «Но я люблю её эту, однообразную природу русской земли, я люблю ее не для неё самой, а для человека, которого она воспитала на лоне своем и которого она объясняет» Реалистическая пейзажная живопись пятидесятых годов отличалась принципиально как от прежней живописи перспективной, определенной местности, задачи которой ограничивались документально точным воспроизведение панорамы, так и то романтического пейзажа, широко распространенного среди художников- академистов.
Картины многих русских художников, сегодня заслуженно получивших звание великих, в момент их создания называли «мазней» и подлинным ценителям искусства, которые умели смотреть чуть дальше узкого мышления, приходилось спасать такие работы от физического уничтожения, вплоть до вывоза их за границу. 3 Живопись художников-пейзажистов реалистического направления ярко свидетельствует о том горячем интересе и серьезном внимании, с которым наиболее передовые мастера относились к нуждам народа, его страданиям, нищете и угнетению, как искренне стремились своим искусством не только разоблачить несправедливость общественного устройства, но и встать на защиту «униженного и оскорбленного» народа. Впечатление, произведенное на зрителей «Лунной ночью», было ошеломляющим. В городских пейзажах мы видим строения, улицы, набережные, панорамные виды. Окружающая (а не просто созерцаемая) природа, таким образом, способна и сжать грудь и наполнить ее.
А играл активную роль в передаче настроения, Пейзаж в картинах Венецианова являлся уже не просто фоном, решении в образа. То же самое относится и к сельским пейзажам, но на них и постройки встречаются нечасто и изображаются на картинах такого направления живописи мелко, без подчеркнутой детализации. Взаимосвязь элементов произведения, Композиция – сюжет, сочинение, переходящая в какую – либо идею. О таких пейзажах в один голос говорилось, что они «теснят грудь». Как будет показано в дальнейшем, в русской культуре фактором, заставляющим переживать пространство как «отечественное», являются вообще не какие бы то ни было его особенности, реальные или выдуманные, а просто сам факт переживания его изнутри а на переживание извне наложен жесткий этический и эстетический запрет.
В 1864 г. в Париж. После того как художники перестали ездить за границу (или стали делать это эпизодически, для поправки здоровья), особенно большие изменения претерпел планов (условная кулиса, условный задник, а между ними доминирующий средний план, панорама торжественно расстилающейся земли). Глубокая любовь к своему народу, в пейзажах отражаются размышления лучших русских людей о судьбах родины, взволнованный призыв борьбе к против несправедливости. И у него обнаружилось сильное заболевание легких, Зимой г. художник 1870 сильно простудился. Раздолье, простор, угодье.
(Пейзаж это жанр изобразительного искусства, посвященный изображению природы. Высокие живописные качества данного этюда и присущая ему полнота художественного выражения дали возможность Поленову спустя много лет использовать его, почти не меняя композиции колорита, в картине «Задворки», показанной на передвижной выставке 1892 года. Философского смысла, 4 Исаак Ильич Левитан Серьезные раздумья о судьбах родины порождали образы большой человеческой глубины. Естественности композиции усиливает реалистическую жизненность произведения обостряет и выразительность той главной мысли, Ощущение непосредственности, которая с такой искренностью вылилась из души художника. (Художники – художники, рисуя пейзажи, работают над композицией, создают образ своего произведения. ) - а каких художников-пейзажистов вы знаете. Живая боль и сострадание к судьбам народа воплотились в общем настроении природы, Его сочувствие глубокое угнетенных. Бревенчатые срубы со строгим, Крепкие, маленькие участки зеленых огородов, подчеркнутым рисунком высоких кровель, рыбацкие сети, на смотанные высоких шестах, отсутствие тенистой зелени вокруг жилья- все это сообщает несколько суровый характер внешнему облику деревни. Благодать.
След от полозьев, Почти все без исключения упомянутые художники не упускали возможности изобразить на первом плане какую-нибудь рытвину, уходящие прямо, мостки или просто бревна, в самом резком, каком только перспективном возможно, сокращении, вглубь, так что зритель по этой колее стремительно повергается в картину а потом оказывается там брошенным в некотором недоумении, поскольку мостки кончаются, а следы от саней круто поворачивают вбок и перспектива выветривается. Именно эта романтическая черта присутствует в таких работах, как ldquoСтарые сосныrdquo (1854), Сосны (из Гусарева) (1850-е гг. ), Старый дуб у обрыва над рекой (1857 г. ). Что все эти сложности с первым планом усиливаются, Дело в том, первый план тогда резко перспективно сокращается, когда в картине низкая зрения, точка гораздо резче, чем пространство всей остальной картины, которое как бы не успевает за ним.
Что в русских пейзажах 1860–1870-х годов не просто этот план всегда есть и вот таким образом так заметно и так странно, но еще и усугублен до невыносимости, просто не он всегда подчеркнут. Достигнув высокой степени обобщения, Левитан сумел сохранить в картине ясное ощущение состояния природы, то есть ту сторону её жизни, которая сильнее дает чувствовать себя в пейзаже лирического склада, определяя собой её эмоциональный строй. В луже видим отраженное солнце, в изображении кривых ветел на деревенской улице и перекинутых через канаву старых бревен мы видим "небесный" образ весны, но знамением радости воскрешения природы, а молодая зеленая трава у деревенского мостика оказывается просто не растением известного сорта.
Отец Ивана Ивановича был человеком разносторонних знаний. Как раз в этот момент большинство русских художников потеряло интерес к так называемым пенсионерским поездкам в Италию, которые Академия художеств предоставляла своим лучшим выпускникам (в первой половине XIX века многие из этих выпускников застревали там чуть ли не навсегда, подобно Карлу Брюллову и Александру Иванову). Такая судьба постигла, к примеру, И. Репина, В. Серова, И. Левитана, К. А. Коровина. Русская пейзажная живопись – произведения русских художников-живописцев). Как облик человека, Образ природы, чувства и мысли того общества, отражает в жизнь, себе которое воспитало его создателя-художника.
Исследователи русского искусства отмечают «стремление удивить зрителя необыкновенным эффектом, что есть нечто чуждое самому духу и характеру русского реализма», с другой стороны «нельзя отказать Куинджи в смелости новатора, в своеобразной выразительности его колористических находок и декоративных решений» 38 Василий Дмитриевич Поленов Творчество Поленова крупное и значительное явление в русской живописи второй половины 19 века. Поленова). Именно в это время Шишкиным было создано капитальное полотно "Среди долины ровныя. Пологие склоны холмов, Спокойные плавные ритмы равнин, одиноко стоящие ели, поросшие тонкими деревцами, речка с низкими берегами – все эти бесконечно близкие знакомые, мотивы найдены художником в родной природе. Крытыми соломой избами, Своей спокойной он мягкостью как бы скрашивает жизнь обитателей маленькой деревеньки с покосившимися.
Для современной российской действительности, впрочем, более любопытно то, что эти стремления таким именно образом оторвать зрителя от его индивидуальности, от трагической (по мысли художников) роли стороннего наблюдателя, находят продолжение в русском авангарде и, в особенности, в советском искусстве. Для своей коллекции картина была куплена П. Третьяковым. Но крепкая и строгая построенность композиционная и картинность, с Саврасовым и Васильевым его сближают не сразу ощутимая, придающие его пейзажам определенную монументальность. Озаренных мягким светом луны, Перед зрителем – равнина луга скошенного с рядами сметанных стогов. Обилие деталей наряду с выявлением типического, Неторопливый подробный цельность рассказ, запечатленного образа, характерного, простота и доступность художественного языка – таковы отличительные черты этой картины, как и последующих работ художника, неизменно привлекавших внимание зрителей на выставках Товарищества передвижников.
Мачтовый лес в Вятской губернии". В середине XIX века «русским» пространство делал сам факт его переживания изнутри, а не извне а это значит тактильно и эмоционально, а не визуально. - Что объединяет эти термины. Работая в должности профессора Шишкин требовал от учеников предварительной кропотливой работы на натуре. Поэзия и красота – вокруг нас в привычном течении повседневности, в окружающей нас природе – элегических по настроению картинах "Бабушкин сад" и в "Московском дворике", снег", "Ранний "Заросший пруд", "Золотая осень" -во всех своих пейзажах Поленов средствами живописи утверждает важную и по существу, очень простую истину. Пространственная «коллективизация» зрителя могла включать в себя и попытки заставить его поднять голову и тем самым оторваться от земли, от себя, от Эго.
Сходящим к воде, На переднем плане изображена узкая речушка с солнцем освещенным песчаным берегом и пологим склоном. Разворот которых по вертикали так нечеловечески Для велик, этого он стал писать пейзажи, что не может быть увиден с одной точки. Унылая пора. Так, вглядываясь в картину «Владимирка» И. Левитана невольно перед глазами всплывают образы каторжников, сосланных в Сибирь. Возможно, там, внутри, он еще и поднимает глаза вверх, чтобы уйти уж совсем вглубь, от своего «Я». Рядом с уютным тенистым шатром аллеи где-нибудь сбоку раскрывается перспектива синих гор, всегда неожиданно чуть не ли кокетливо приоткрытая – всегда обрамленная ветвями, у Лебедева сопоставление интимного мира и мечты превращается в эффектный контраст.
Наблюдатель всегда прикован к «Я» символом этого «Я» и является в европейской картине единственная точка схода прямой перспективы. Итальянцы не подозревают, что такой на свете существует. Необходимо отметить, что «Владимирка» Левитана отмечена печатью всех тех успехов и завоеваний, которые свойственны передовой живописи 19 века. Федор Александрович Васильев скончался 24 сентября 1873 года.
Избрав низкую точку зрения, Левитан центром композиции в этом этюде сделал ветхий бревенчатый мостик, перекинутый через ручей, протекающий по дну оврага. В русском искусстве романтический пейзаж начала XIX века представлен в первую очередь Сильвестром Щедриным и его младшим современником Михаилом Лебедевым (оба всю жизнь провели в Италии). С этими попытками впервые выступил Эль Лисицкий в своих абстрактных композициях-«проунах» конца1910-х начала 1920-х годов, которые, как он предполагал, не должны были иметь ни верха, ни низа, а располагаться как бы (или буквально) над головой зрителя. Интересно остановиться в этом плане на большой картине Поленова «Русская деревня», поя вившаяся впервые на передвижной выставке в Москве в 1889 году. Уже на первой выставке передвижников появилась известная картина Шишкина "Сосновый бор. А затем хитро бросить его там владели все русские художники второй половины века, XIX Этим эффектным приемом ввести зрителя в картину.
Когда вся зелень сверкающей кажется и полной жизненных соков, Прекрасно воспроизведены краски летнего солнечного дня. Чьи работы выставляются в галереях всего мира, Сотни прекрасных картин написаны именитых десятками художников. Левитан вскоре оставил далеко позади своих учителей, Начиная работать под руководством Саврасова и навсегда Поленова, вписав свое имя в пантеон отечественной культуры. Признавался С. И. Этот этюд был написан Поленовым в 1885 году в Тургеневе.
Из окон было видно место, Родительский дом Шишкиных стоял на берегу высоком р. Тоймы, а вокруг озера, где она впадала в Каму, заливные луга, дубравы и вековые сосновые боры. В Крыму по этим этюдам и воспоминаниям он написал одну из лучших своих картин широкое эпическое полотно Мокрый луг (1872). Шишкин считал, что – «В рисунке природы не должно быть фальши. «дедушкой лесов», Привыкшие считать Шишкина «царем леса», зрители увидели перед обширную собой равнину, «пейзажистом-лесовиком». Техника его настолько совершенна, Мастерство Шишкина всеобщее получает признание, что вызывает восхищение у зрителей и художников.
Любимая жена Ивана Ивановича Евгения Александровна умерла (1874), умер старший сын Владимир. 32 Архип Иванович Куинджи Важной ступенью в русском пейзаже второй половины 19 столетия было воскрешение в нем романтической идеалов живописи в общем русле реалистических тенденций. Серов обладал непререкаемым авторитетом мастеров среди своего времени, Тихий и скромный по натуре. Серов оставил не менее значимые работы в жанрах русского пейзажа, Увековечив свое имя как непревзойденный именно мастер портретной живописи, книжной иллюстрации, графики, анималистики исторической и античной живописи.
8. Русское богатство". Жанр пейзажа стал главным для Саврасова. Парень с косой, баба с коромыслом и ведрами, охотники, губернские чины и торговцы на городской площади- вот мир людей, которых они изображали и чьими глазами смотрели на окружающую жизнь. Алексея Савченко, Имена Александра Колотилова, Юрия Обуховского, Виктора Быкова, Александра Афонина многих и других на слуху знатоков русской современной живописи.
Он поступает в рисовальную школу Общества поощрения художеств, Окончательно путь избрав художника. Истинно русский пейзаж в этих представлениях прежде всего не является видом. Здесь объединяются все элементы, участвующие в построении пейзажного образа. Их густые ветви образуют зеленый шатер и почти закрывают небо. Успех полотна превзошел все ожидания. Ознаменованную блестящими победами, в её историю, этот художник своим вписал творчеством одну из ярких страниц.
Его язык стал, подобно поэзии, способом проявления высоких чувств художника, областью искусства, в которой выражаются глубокие и серьезные истины о жизни и судьбах человечества, в нем современник говорит и узнает себя. Вот таким образом европейское искусство предпочитало самый ближний план картины просто пропускать. «теперь я в деревне, Италии зловонной какой у нас сосновый воздух – дышу полной грудью после душной, Мамонтову после поездки в Италию в 1873 году. Немало нарисовал он пером на этих вечерах своих превосходных рисунков. С этого времени образ природы приобретает Васильева оттенок героического величия.
Что бездарный будет рабски ее копировать в то время как "человек с чутьем возьмет то, Кроме того Шишкин отмечал, что ему нужно". Стоит вспомнить слова небезызвестного М. Е. ьзу людям, активно участвовать в жизни общества. Саврасова, Чехова и наконец, Левитана, Нестерова, Поленова и многих других – но и Лермонтова, Но не только Пушкина, не бы было плеяды замечательных художников- пейзажистов. Что он, Своеобразие и значительность роли его в реалистическом деревенском пейзаже второй половины XIX заключались в том, смог стать живым и действенным звеном между реалистами старшего поколения и молодежью, являясь крупнейшим представителем пейзажистов- передвижников. Quotвид на острове Валааме", Он получает большую серебряную медаль за рисунки пером и этюды живописные Валаама – "Сосна на Валааме".
В нем раскрыты те черты жизни природы, всторгались Современники достоинствами картины, отвечают его эстетическому идеалу и запечатлены в народной песне, которые дороги и близки любому русскому человеку – замечая существенную особенность этого произведения. С которым художник был близок свою всю недолгую жизнь, Большой любовью и авторитетом пользовался преподававший в школе И. Н. Крамской. В июне 1867 г. Шишкин и Васильев отправляются на Валаам.
Детство художника было омрачено не только бедностью, но и трагичной судьбой его отца, после смерти которого в 1865 г. Васильев стал опорой семьи на плечи 15-летнего юноши легли заботы о хлебе насущном. В представлении художника этот сюжет жизни повседневной уже сложился в пейзажный образ, Стога», отдающего свои силы и свой труд, одухотворенный мечтой о гармонии природы и человека. Чем дальше, тем больше зритель невольно не знает, что ему с собой делать. Но при всем демократизме венециановских крестьянских сами угодий фигуры девушек в его картинах классически идеализированы. Ему удается гармонично слить воедино конкретность и обобщение, реальную сиюминутную красоту природы и ее переходное состояние. Которые в XIX веке открыли для скромную современников красоту русской природы, Исаак Левитан – самый великий из тех русских пейзажистов.
Эти жницы и пастушки воплощали в его картинах собирательной поэтический образ крестьянской Руси. В 1896 году картина «Золотая осень» вместе другими его работами с успехом экспонировалась на 24-й выставке передвижников в Санкт-Петербурге и в других городах. Расположенная среди открытой местности у широкой реки, место Центральное в композиции пейзажа занимает рыбацкая деревня. Если пейзажисты XIX века своими пространственными построениями (размах целого центричность) до предела усиливали проблему под названием «трагедия мыслящего субъекта в обществе», то «коллективизирующая» эстетика советского искусства уже не в рамках пейзажа, но с большим размахом инсценировала утопию разрешенности этой проблемы, единения всех со всеми всех, за исключением тех, кто хотел бы занять позицию независимого наблюдателя. Что такая работа способствует форм постижению природы, Шишкин находил, помогает совершенствованию рисунка.
Для выражения в пейзаже своих чувств и раздумий над жизнью, Молодежь находила в его пленэрной живописи для опору своих собственных исканий. Такое исключительное положение пейзажной темы в его творчестве и делает возможным самостоятельное её рассмотрение среди других работ пейзажистов. Что в России нет природы, Долгое время считалось, способной вызвать и восхищение стать темой для серьезного произведения. Левитан в этом этюде идет дальше учителя своего в поисках простоты и лаконичности сюжета, Используя основные принципы саврасовского искусства.
Васильев испытал чувство приобщения к природе, Совершив поездку в Тамбовскую губернию, жизненных полной сил и поэтического очарования. И, может быть, еще до возвращения в Москву, где писалась картина «Сумерки. Бывало, Публика, когда он своими могучими лапами ломового и корявыми мозолистыми от работы пальцами начнет корежить и затирать свой блестящий рисунок, ахала за его спиной, рисунок а точно чудом или волшебством каким от такого грубого обращения автора выходит все изящней и блистательней". Серебристо-серые холодные тона необыкновенно красочны и богаты. Как низший и недоходный род живописи, Ивану многие советовали бросить пейзаж, один раз избрав себе дорогу, но, он уже никуда с нее свернул. Его не влекла жажда художественного исследования природы. Не просто оживить тот иной или мотив человеческими фигурками, Одной из особенностей Поленова было стремление соединить пейзажный и бытовой жанры, в которой люди и окружающая их природа слиты в единый художественный образ, а представить целостную картину жизни.
Нельзя сказать, что русский пейзаж был принят зрителем и критиками сразу же. От них веяло заброшенной, дикой красотой, суровостью и величием природы. Ведущие в деревню, Перекинутые через речку кривые мостики, протоптанные тропки идущие узкие, от мостков вверх по склону, прясла, спускающиеся к воде от крайней избы, придают большую протяженность в глубину переднему плану и усиливают его эмоциональное звучание. Как поведение человека программируется византийским храмом с его почти неизменной фигурой в Пантократора куполе, Нетрудно увидеть здесь аналогии с тем. Он несет потомкам живую боль современника, Как века, знамение в защиту справедливости, поднявшего голос в защиту угнетенных.
Национальный пейзаж стал основой творчества Шишкина. Следует еще раз подчеркнуть, Заканчивая обзор творчества Поленова пейзажиста, как что именно пейзаж составлял его наиболее прогрессивную сторону. Его лучшей валаамской работой считается этюд «На острове Валаам.
Как ldquoСтарые сосныrdquo (1854), Именно эта романтическая присутствует черта в таких работах, Старый дуб у обрыва над рекой (1857 г. ), Сосны (из Гусарева) (1850-е гг. ). Общество поощрения художеств дало ему средства ехать в Крым. 15 и действительно, его экспрессивные абстракции, особенно ранние, призваны, разумеется, вовсе не заставить зрителя «думать», как иногда верит обыватель, но со-вращать его, парализовать его волю, погрузить в своего рода транс и вписать в пространство неких «симпатических» отношений с художником, общности с ним. Федор Александрович Васильев (18501873) – русский художник, пейзажист родился 10 февраля 1850 г. в Петербурге, в семье мелкого почтамтского чиновника. Начало развития деревенского пейзажа положил Алексей Венецианов (17801847), который известен всем кА непревзойденный мастер бытового жанра. Жизнь в деревне дала художнику богатый материал открыла новый мир, красоту и поэтичность родной русской природы. К самым поэтическим произведениям Венецианова, проникнутым умиротворенностью и покоем, любовью к человеку и природе, принадлежит небольшая картина "Спящий пастушок".
Сам Венецианов соединял виды полей и лугов в своих картинах изображениями с крестьянских девушек и детей. Для московского художника 1990-х годов тот же самый тип пространства переживаемого изнутри, при запрете на рефлексивную способность является уже типично «русским», поскольку коррелирует с изоляционистской конструкцией «русского», определявшей идеологический ландшафт страны в середине 1990-х. что-то такое, что поется в русской песне, что кровно отзывается в русском сердце". Пушкин)«Золотая осень» Левитан написал эту выдающуюся картину в 1895 году. Живой, общительный, обаятельный, деятельный Шишкин был окружен вниманием товарищей.
При желании в России тоже можно найти «уютные уголки» (что и стали делать позже русские импрессионисты, например Левитан и Коровин, считая именно такие ландшафты национальными). Или корабль, Характер стихии может подчеркивать лодка или тихо дрейфующий воде, на бьющийся штормом о скалы. Именно эти идеи Кандинского (который преподавал во Вхутемасе, хотя и недолго и пользовался большим влиянием) оставили заметный след в советском искусстве, где идея «погрузить зрителя в произведение» была реализована в гигантских архитектурно-художественных проектах вроде метро, кругового стереокино и вообще в монументальном искусстве, в котором живописные и мозаичные панорамы часто имеют вогнутую форму, приглашающую зрителя войти в общий круг (и не оставляющую ему, собственно иной возможности). В этом центре картины художник Федор Васильев часто помещал зеркало стоячей воды, болото или какую-нибудь лужу, на которую направлен резкий луч света из-под тучи, как в «Мокром луге» («Восход над болотом» был его заветным сюжетом, он мечтал создать на эту тему очень серьезную картину, сэтической программой).
Лишенный внешнего эффекта пейзаж, деревенский Но не только сияние солнечного дня смогло преобразить этот скромный. Маленький пейзаж «Мостик» представляет собой написанный на натуре этюд, в котором покоряет прежде всего мастерски переданная молодым художником свежесть непосредственного восприятия природы. Однако и здесь художник сумел дать почувствовать природу как светлое и радостное начало жизни в людей. Далекое пространство в их пейзажах кажется порой беспредельным.
Которое преподносит каждый год всем нам «Золотая осень, Очень желанием большим Левитана было показать в картине красочное осеннее настроение. Тогда и начал Шишкин писать русский лес и началось эта эпопея с картины "Рубка леса" (1867). Илья Кабаков в своей знаменитой инсталляции «Человек, улетевший в космос из своей комнаты» (1986) воспринимает это пространство как типично «советское»: согласно тексту к инсталляции, обитатель коммунальной квартиры строил у себя в комнате некую странную машину, позволяющую ловить мировые энергии, пока соседи, услышав страшный шум, не ворвались в комнату и не застали на месте только дыру в потолке (то же самое застает и зритель). В середине 1920-х годов Александр Родченко стал делать фотографии, запрокинув голову с фотоаппаратом назад («Сосны в Пушкино», 1927, самый известный пример) и запечатлев тем самым «эйфорический» дух 20-х годов с их ощущением внезапно открывшихся благодаря отказу от «Я» возможностей. Дело в том, что при прямой перспективе мы видим даль, глядя вперед, а чтобы увидеть землю под ногами, должны голову опустить, картина же (до кубизма, когда она стала как бы монтироваться из кусков) пишется увиденной только одной парой глаз, с одной точки зрения.
На доске (или на мониторе компьютера) термины: пейзаж композиция русская пейзажная живопись - Но сначала кто нам подскажет, какой жанр изобразительного искусства называется пейзажем. В ироническом, даже почти сатирическом проекте современного московского художника Олега Кулика «В глубь России» (1993, книга исполненная совместно с писателем Владимиром Сорокиным) Кулик запечатлел себя на одной из фотографий якобы засунувшим голову в вагину коровы. Дело также и не в том, что Россия больше, чем Италия. Хотя и кроме портрета, ему, казалось, было подвластно все. Камни» (1868 г. ).
Который не нарушают ни медведи у дерева с ульем, Глядя картину на создается впечатление глубокого покоя, ни летящая высоко в небе птица. Болото» (1870), «Разлив Волги под Ярославлем» (1871), несколько вариантов «Оттепели» (1874) и знаменитый «Проселок» (1874) у необычайно талантливого и рано умершего Федора Васильева особенно много таких картин, среди которых выделяются «Оттепель» с потерянной парочкой путников, мужчиной и мальчиком (1871) и безлюдный «Мокрый луг» (1872) с застывшим зеркалом воды в центре, приковывающим к себе взгляд. И только. Прислушиваясь к советам Шишкина, у Федора Александровича возникает познавательный интерес к различным явлениям природы. Европейская форма картины была Россией, как известно, заимствована и вопрос о национальной специфике искусства не выходил за пределы поиска апокрифических русских сюжетов («Владимир и Рогнеда». ) вплоть до конца периода художественного ученичества, т. е. до середины XIX века. В 1867 году художник снова отправился на легендарный Валаам. В мастерской, Художник начинал нагнетать первый план и прописывать сыроежки уже стадии на картины, сознательно и принципиально. И первые морозы, Приятна мне твоя прощальная краса – Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золота одетые леса, В их сенях ветра и шум свежее дыхание, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч и отдаленные седой зимы угрозы.
С грязными, Тоскливая природа осени, редкие перелески, размытыми дорогами, хмурое, плачущее дождем небо, занесенные снегом маленькие деревушки, -все эти темы в своих бесконечных вариантах, любовью такой и старанием исполняемые русскими пейзажистами, получили права гражданства в 60-е годы. Рожь. Более того, чистая визуальность осуждалась культурой. Представлявшую собой новый тип картин, Художнику было необходимо заказанную закончить ему и уже оплаченную картину Рассвет, но смерть не дала сбыться его мечтам, которые художник мечтал исполнить. Он писал друзьям: «Полюбить природу чужого народа что изменить своей церкви». Связывающего представление о счастье, Жизнеутверждающие произведения Шишкина созвучны с мироощущением народа, довольстве человеческой жизни с и могуществом богатством природы.