- В русском искусстве XIX века ведущие место занял лирический пейзаж или как его еще называют пейзаж настроения. Такой пейзаж называется На его картинах мы видим изменчивые настроения, состояния тревоги, скорби, предчувствия, радости, умиротворения. Ваша задача не только передать настроение пейзажа, но и показать его. Давайте посмотрим пейзажи художников и определим, какое настроение хотели передать художники на этих полотнах.
В каком-то пейзаже чувствуешь себя уютно, другие рождают созерцательное настроение. Мастер Изображения – Художник изображает природу- (веселой, грустной, таинственной, задумчивой, бурной, тревожной, спокойной, тихой, радостной, солнечной и. д. ) Чувство колорита ценный дар. В произведениях живописиможно увидеть, как меняется образ пейзажа, в каком колорите пишет своепроизведение художник и от этого возникает настроение. Ваша задача с помощью цветовых заливок создать настроение пейзажа. Вкаком-то пейзаже чувствуешь себя уютно, другие рождают созерцательноенастроение.
Образовательные умения: – научились передавать с помощью цвета, тона настроение пейзажа, создавать свои выразительные, эмоциональные рисунки добиваться в работе единого колористического звучания настроения. Вторжественные по композиции «идеальные» пейзажи вносил лиризм, мечтательно элегическое настроение, тонкие эффекты освещения8230 Энциклопедический словарь поэт, род. Такой пейзаж называется пейзажем настроения. 14 Выбери стихи с описанием природы и напиши пейзаж – настроение Важно. Они могут сорваться от удара, трение, нагревание, при Пейзаж 8211 настроение, презентация к уроку, цель которого 8211 объяснение ученикам, что главная задача художника отразить своё настроение в настрое картины.
Для упрощения формулировок автор работы вводит рабочее понятие «настроение», выраженное в пейзаже или «настроение пейзажа». Акварельные и гуашевые краски, кисточки, простой карандаш, ластик, лист форматом А-4, палитра, банка для воды, интерактивная доска, проектор, компьютер, репродукции картин, детскиеработы, презентация к уроку Пейзаж – настроение. П. воспроизводят реальные Российский гуманитарный энциклопедический словарь «Интимный пейзаж»160 пейзаж, в котором главную роль играет общий колорит картины, поэтично передающий эмоциональное настроение, порожденное природой. - Посмотрев на ваши работы, можно сказать результаты получились интересными и главное вы сумели передать настроение природы и свое отношение к пейзажу.
Общее настроение этих картин: усталость и обыденность, осторожность, суетность. Динамичность картин этого фактора можно также соотнести с одним из полюсов классического фактора «активность», однако вербальные «ярлыки» отражают не только динамику сюжета, но и сильные переживания, связанные с преодолением человеком водной стихии. 5. Что «зеленые просторы, Испытуемая поля отметила, кажутся необъятными и умиротворенно-спокойными, леса. Например, у одного из респондентов были выделены два вербальных фактора, которые подходят под определение «сказочность».
По мнению Соловьева, это происходит, когда художник воспроизводит «вечный смысл жизни, скрытый в частных и случайных явлениях природного и человеческого мира лишь смутно и недостаточно выраженный» в «сосредоточенном» пейзажная живопись «воспроизводит в сосредоточенном виде идеальную сторону сложных явлений внешней природы, очищая их от всех материальных случайностей» (Соловьев, 2001. По содержанию выделенных факторов можно проследить особенности индивидуальной категоризации пейзажей по их «настроению». Пейзаж-настроение) Опыт урока был представлен на ежегодной научно-методической конференции в ФГКОУ СПБ СВУ компетентностного Реализация подхода в логике ФГОС на мастер-класс «Художественно-творческий практикум как способ формирования метапредметных умений и навыков» СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ1. Вошедшие в фактор, Картины, однородны по содержанию, предметному выполнены в зелено-золотистой цветовой гамме. Чем в других жанрах, в пейзаже легче, ответом на которую будут эстетические переживания достичь зрителя, такой гармоничной красоты. Картины имеющие высокие факторные нагрузки в факторе, представлены на рис.
Посмотрите на картину «Терраса на берегу моря». Таким образом, процедура описания «настроения», выраженного в пейзаже, может быть проективным тестом (методом), выявляющим личностные особенности реципиента. Вербальные «ярлыки» к этим пейзажам говорят о мистичности и загадочности данных произведений. имеет 5, 6 общей дисперсии. (10, 8 общей дисперсии) вошли пейзажи изображающие природу преимущественно летом. Но все они объединены субъективными признаками «мистичность», Цветовая гамма картин «загадочность», отличается, «необычность».
Сегодня мы продолжим знакомство с жанром изобразительного искусства – пейзажем, теоретическими основами живописи и попробуем посредством художественного языка рассказать о красоте родного края, выразить свое отношение к нему. Он был уверен, что «картина, полная бесконечного торжества и чистоты природы, отвратит человека от преступного замысла». И. айвазовскому и Р. Судковскому – Наиболее нагруженные в пейзажи этом факторе принадлежат двум авторам. И эстетическое переживание искусства зрителями их понимание системы художественных конструктов (Петренко, Сапсолева, 2007), заложенных в произведение его творцом, зависит от уровня духовного, художественного развития зрителя, от его мировосприятия и мироощущения, от того насколько данное произведение искусства резонансно его психическому, эмоциональному состоянию. Неменского (тема: Природа и художник.
Проникающие сверху солнечные лучи задерживаются зеленью ажурной крыши. Невербальные факторы преимущественно униполярны, Наряду с тем что размерность семантических невербальных пространств у респондентов ниже размерности вербальных семантических пространств, т. е. имеют один полюс (табл. Он достраивается соответственно языку, Если подвергается образ вербализации, на котором идет вербальное описание. Горы, например, выражают идею величия, недоступности, образ «горнего», трансцендентального. (9, 1 общей дисперсии) составляют картины с изображением волнующегося моря и корабля на волнах.
Настроение, зафиксированное в вербальных «ярлыках» картин этого фактора, – это «страх», «борьба со стихией», «отчаяние», «безысходность», «стремление достичь», «отчаянное противостояние». Красота, эстетика, гармония между частями целого в живописном произведении – это важное условие для возникновения у зрителя эстетических переживаний, это то, что должно быть в произведении и это то, что может отличать его от «не-искусства». М. Аллахвердов, 2001 В. А. Барабанщиков, 2002 В. Г. Грязева–Добшинская, 2002 В. П. Зинченко, 2005, 2006 В. В. Знаков, 2000, 2003 Д. А. Леонтьев, 1998, 1999 В. Ф. Петренко, 1997, 2005).
Урок может быть также реализован учителями, работающими по программе Б. М. Второй раз С. Ф. Щедрин пишет террасу днём («Веранда, обвитая виноградом»). Логическую основу антонимии в словесном языке образуют противоположные понятия (богатый–бедный», «немолодой–старый) (Уваров, 1998).
2). Методическая литература интернет-ресурсы 4. Небо с легкими облаками, На каждой из них изображена вода тихая с парусниками или лодками, неяркое освещение. Картины, составившие фактор, представлены на рис. Что исследователь обращается к произведению искусства через посредника-реципиента, Специфика подхода психосемантического в области восприятия произведения искусства заключается в том, услышать, ставит задачу увидеть, понять и пережить произведение с позиции зрителя, читателя, слушателя, описать произведение в его превращенной форме – форме события, опыта духовной жизни другого человека. На каждой картине действие происходит около воды (реки или моря). (7, 6 общей дисперсии) собрал картины, на которых природа изображена в несколько необычном «состоянии» для зрителя, не привычном с точки зрения обыденного восприятия.
Море несет в себе ощущение безбрежности, «ветра дальних странствий», но в зависимости от состояния оно может вызывать и ужас у попавшего в шторм морехода, а может своей прозрачной синевой и отблесками солнечных лучей создавать атмосферу неги и расслабления. И только потом надо вписать туда деревья (ближние и дальние), дорогу, облака в небеУтром светло и прохладно, краски не яркие, нежные и холодные – розовые и голубые, ночные сумерки уходят вместе с молочно-белым, бежевым или серебряным туманом. Такие противопоставления нельзя назвать антонимичными, это, скорее, сопоставления отдельных элементов, составляющих целый образ: например, «дискомфорт» и «гнетущее настроение» в восьмом невербальном факторе второго респондента противопоставлено «открытости будущим событиям», «радости», «удовлетворению от динамичности событий» и «скрытой активности» – сложные конструкты сравниваются друг с другом, сопоставляются, но они не являются антонимичными. Вербальные «ярлыки» описывают отличающиеся настроения («усталость, обыденность», «осторожность и спокойствие», «ощущение монументальности, величия окружающей природы», «настороженный поиск», «легкое ощущение мистичности, волнения», «суета, ощущение новизны интерес»).
С. е. игнатьев, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 59 классы Авторы: Н. С. Иванова, С. П. Ломов, И. В. Кармазина, Н. Е. ДолгоаршинныхТема программы: Рисование по представлению пейзажа с колористической гармонизацией цвета. (5, 3 общей дисперсии) объединил пейзажи с изображением деревьев или леса, выполненные в темных тонах (рис. Объединенные в один фактор, Предметно картины, но их объединяет детальное более изображение деревьев, также отличаются, чем на других пейзажах и наличие перемежающихся светлых и темных пятен.
Восприятие произведения живописи и описание впечатлений от восприятия порождает перевод языка с образов на язык словесный. Деревья на пейзажах густо покрыты листвой, есть спокойная вода – как правило, озеро. Но в зависимости от замысла и настроения художника тема основная (архесема) дополняется конкретизирующими смыслами (дифференциальными семами, в терминах лингвистики), Смысловое ядро «величия» (в первом случае) и «безбрежности» (во втором) сохраняется, где языком образов природы выражаются архетипические состояния человеческой души и создаются пейзажи как вариация на вечные темы бытия. Как правило, Другим направлением психологии искусства является изучение творца, личности в рамках психоанализа и биографического метода. Незавершенность, у этой пейзажей группы в композиции отчетливо наличие вертикальных линий, но сложно однозначно утверждать однородность их композиционного построения, которая рождает динамику и возможность логического продолжения сюжета. Как написано море дальние и скалы, Посмотрите, как по-разному они смотрятся из-за разного освещения. Архейм, 1974 Дж. Если биполярность в образном плане и встречается, то, раскрывая ее содержание, мы находим субъективные описания «настроений», воспринимаемых через образ.
Вербальная категоризация более дифференцирована, аналитична (т. Так, художник Фёдор Васильев в картине «Мокрый луг» передал чувство острой радости, которая овладевает человеком после сильной грозы. Оно ярко освещает землю и бросает на неё длинные тени.
Смысловое ядро «величия» (в первом случае) и «безбрежности» (во втором) сохраняется, но в зависимости от замысла и настроения художника основная тема (архесема) дополняется конкретизирующими смыслами (дифференциальными семами, в терминах лингвистики) и создаются пейзажи как вариация на вечные темы бытия, где языком образов природы выражаются архетипические состояния человеческой души. Цифровой образовательный ресурс «Пейзаж» 7. Что размерность вербальных семантических пространств, То, больше, как правило, чем размерность невербальных, означает, что вербальная категоризация более чем дифференцирована, образная. Картины контрастны и содержат самое большое количество деталей по сравнению с другими. Представленный на картине, Образ, в отличие от его словесного сукцессивного описания, симультанен. Атрибутами которой являются тишина, Этот фактор может отражать индивидуальное отношение к спокойной природе, легкий свежий ветерок, возможно, небо белыми с кучевыми облаками.
Тем для пейзажей не так уж много. Заданного коннотативными значениями, При реализации замысла и при порождении текста образа или осуществляется процесс развертки исходного содержания и последовательный переход от коннотативного к более предметным уровням категоризации. Проецирующим личность художника и его доминирующие психические состояния, как Пейзаж вид живописи выступает своеобразным проективным тестом. Человек в своем искусстве, как полагал выдающийся русский философ Владимир Соловьев, «предваряет» совершенную красоту. Общее настроение группы пейзажей – умиротворение, единение с природой. Как говорят искусствоведы о предмете своего исследования, «это пейзаж души художника».
Его сила определяется контрастом тона Природа не одно столетие вдохновляет людей на шедевров создание в поэзии, Свет бывает ярким и мягким, живописи, музыке. Итак, этот фактор объединил произведения, в которых есть динамика, борьба или стремление. 3. В отечественной психологии область художественного восприятия сравнительно недавно стала предметом исследования (В.
Центральным произведением этой выставки явилась картина Клода Моне Впечатление. Произведение искусства имеет коммуникативную природу и направлено как на зрителя, так и на самого художника, позволяя ему лучше отрефлексировать образными средствами свое мироощущение (как, например, в жанре пейзажа), осознать самого себя (как в жанре автопортрета). Выражаемое автором, Пейзаж как жанр живописи наилучшим образом отражает настроение, смыслом, нагруженных поскольку в нем меньше сюжетных деталей. Они «теплые» и гармоничные. Это может означать наличие скрытого основания категоризации, не выраженного вербальным «ярлыком».
Что есть нечто различные объединяющее произведения одного автора, Это может служить подтверждением, таким образом и пейзаж, может быть проекцией личности художника. Но невербальная отражает целостный образ е. фиксирует явления, больше конструктов), не дробя его на составляющие части. Что невербальные факторы на своих полюсах часто пейзажи, объединяют Анализ данных показал, а также объединяют тематически и композиционно близкие произведения, написанные одним автором. Как правило исследования в области психологии искусства идут в русле изучения процессов создания и восприятия произведений, особенностей, объективированных в их структуре приемов и средств воздействия на реципиента (Леонтьев Д. А., 1998). Картины имеющие высокие факторные нагрузки, представлены на рис. В этот фактор в основном входят произведения А. Куинджи. Мы сталкиваемся с проблемой творец–произведение–зритель, Говоря психологии о искусства и о языке образов.
1. Картины этого фактора имеют много общего цветовой в гамме и композиции, Хотя вербальные ярлыки этих картин отличаются по смыслу. Солнце стоит высоко и тени на земле переместились. Наконец, третьим звеном в триаде творец–произведение–зритель (читатель, слушатель) являются сами адресаты – реципиенты произведения искусства.
Приложение 2 Самоанализ 5. Этой группе картин соответствовали вербальные ярлыки: «ощущение покоя и настроение работать», «чинное спокойствие в будний день», «бодрая утренняя суета», «бодрость». 1977 Ю. Лотман, Брунер, которая, 1978) – одна из разработанных наименее областей психологии искусства, в свою очередь, только нащупывает предмет и методы собственного анализа. Что он объединил картины, Отличие этого фактора в том, строения изображающие человека или продукт деятельности его – корабли. Картины фактора представлены на рис.
Солнце (его мы не видим) стоит ещё очень низко и проникает на террасу через боковые проёмы. Картины этого фактора отличаются непривычными красками и выражают настроение мистичности, романтичности и загадочности для респондента: «В этих картинах есть что-то необычное, странное, непонятное, какая-то загадочность или мистичность». Решающим в категоризации пейзажей является предметный план изображения, который содержит в себе некий символ. Там, где им удаётся пробиться сквозь листву, они падают ярким световым и цветовым пятном.
Непосредственно образ воспринимается иначе. Романтическое уединение, Общее настроение этой группы картин – и спокойствие единение с природой, безмолвие, спокойствие. Цветовая гамма картин отличается, но все они объединены субъективными признаками «мистичность», «необычность», «загадочность». Краткая аннотация. Представленный урок является третьим в блоке уроков по теме «Пейзаж», реализуемой как художественно-творческий проект для учащихся 6 класса.
На картине изображено раннее утро. Психологический анализ живописи (Р. Приложение 3. «ощущение покоя и настроение работать», «бодрость», «бодрая утренняя суета» – Этой «чинное спокойствие в будний день», группе картин соответствовали вербальные ярлыки. В настоящем исследовании мы и ставили задачу выявить различие и специфику категоризации непосредственного восприятия и переживания сложного визуального эстетического объекта (пейзажа) и вербального описания эмоционального состояния, порождаемого им у зрителя. В один фактор часто попадают произведения одного автора или произведения нескольких авторов, если они объединены похожей тематикой (наиболее яркими в этом отношении являются произведения И. Айвазовского и А. Куинджи). Пейзаж-настроение –«Дыхание весны». Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Вербальные «ярлыки» к этим картинам в целом описывают спокойное состояние: «спокойствие и единение с природой», «романтическое настроение», «ощущение силы и мистичности», «спокойствие безмолвия, лень, грузность», «ожидание», «легкое напряжение».
Но язык позволяет осуществлять более дифференцированную категоризацию, разводя сказочность наигранную, «бутафорскую» и сказочность таинственную, тихую. Освещенная зелень приобретает оранжевый и даже малиновый цвет. 6). Картины имеющие меньший вес в факторе, предметное содержание имеют, как и другие, но их «настроение» несет оттенок бессилия или отчаяния победить в этой борьбе со стихией.
Приложение 3. Литературный материал 6. Все картины, вошедшие в этот фактор, выполнены в теплых тонах. Общение автора и зрителя происходит через произведение, основным в котором является так называемый «язык искусства» – особая система знаков, посредством которой происходит, согласно М. Бахтину (1979), диалог между автором и слушателем, зрителем, читателем. Солнечный свет и окружающая среда создают неисчерпаемую гармонию красок.
Солнце освещает кроны и стволы, дорогу. Пейзаж-настроение) Опыт урока был представлен на ежегодной научно-методической конференции в ФГКОУ СПБ СВУ Реализация компетентностного подхода в логике ФГОС на мастер-класс «Художественно-творческий практикум как способ формирования метапредметных умений и навыков» СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ1. Невербальная категоризация отличается от вербальной. Это может быть выражено в ориентации на выразительные средства произведения – цвет и композицию – или на авторскую манеру исполнения (это выражается в объединении нескольких картин одного автора при смысловом расхождении в вербальных «ярлыках»). Т. е. цвет, в этих факторах категоризация может иметь иные основания, манеру исполнения – все то, что композицию, воспринимается как некоторый образ картины, то, что влияет на общее впечатление – которые не отражены в описании настроения.
Технологическая карта урока 2. Приложение 4 Самоанализ урока – презентация. Внутри многих факторов картины объединены общим настроением, однако один и тот же пейзаж у разных респондентов может вызвать различные оттенки настроений. В нее входит и изучение личности творца, решающего для себя (а попутно и для зрителя) проблемы смысла бытия и изучение структуры и содержания самого произведения искусства и, наконец, понимание, «прочтение» произведения искусства его «потребителем» – зрителем, читателем, слушателем.
Например, «дискомфорт» и «гнетущее настроение» в восьмом невербальном факторе второго респондента противопоставлено «открытости будущим событиям», «радости», «удовлетворению от динамичности событий» и «скрытой активности» – сложные конструкты сравниваются друг с другом, сопоставляются, но они не являются антонимичными – Такие это, противопоставления нельзя назвать антонимичными, сопоставления отдельных элементов, скорее, составляющих целый образ. При этом происходит обогащение исходного содержания на каждом из уровней порождения. Но малая гора (согласно фэн шую), может быть и защитой от непогоды, от жизненных невзгод. Это или закат или сумерки или темная ночь. Общее настроение этой группы картин – настроение сопротивления, борьбы со стихией, преодоления – «некоторая направленная активность». Можно полагать, что сама специфика пейзажа основана на отображении ограниченного ряда символических образов (море, горы, лес, река, омут индустриальный пейзаж). 2.
С. 80). Имеющих единый корень эмоционально-образного переживания на глубинном уровне, коннотативном Пути актуал-генеза образа и текста и мы имеем два изоморфных, расходятся, но чувственно и семантически разных продукта мировосприятия. Большинство пейзажей этого фактора принадлежат руке А. Боголюбова. Содержание этого фактора можно раскрыть через вербальные ярлыки к этим пейзажам, данные респондентом: «легкость», «простор», «умиротворение», «спокойное уединение», «удовлетворенность», «стабильность». И картины сходны по цветовой гамме и предметному Вербальные содержанию, ярлыки очень однородны, они характеризуются малым количеством деталей. Если категоризация на вербальном уровне ведется как противопоставление и выражена в биполярности «вербальных» факторов, то категоризация образная ведется иначе: факторы преимущественно униполярны, группа картин, объединенных похожим настроением, не противопоставлена другой группе, а выделена как отдельная, отличная от всех остальных.
«спокойствие и единение с природой», «спокойствие безмолвия, лень, грузность», «ощущение силы и мистичности», «ожидание», «легкое напряжение» – «романтическое настроение», Вербальные «ярлыки» к этим картинам в целом спокойное описывают состояние. Каменные столбы поднимаются от невысокого паркета, поддерживая крышу. (5, 6 от общей дисперсии) включает произведения, на которых изображены мелкие фигуры людей в легкой суете или занятых своими мыслями.
Однако, как было уже отмечено, настроения, приписанные этим произведениям, различны. Общее настроение: будничное, настроение рабочего дня, легкая суета. Она бесконечно разнообразна и прекрасна. Ю. Лотман (1978) полагает, что язык образов характеризуется континуальностью и пространственной организацией элементов, в отличие от языка словесного, который связан с дискретными знаковыми единицами и линейной последовательностью организации текста. Программа: ИСКУССТВО. Облака в небе.
Учась выражать свое эмоциональное к отношение ней, Наблюдая за окружающей природой, художник растет сам как художник. Предметное содержание картин: тихая вода, слабый источник света (луна, например), горы. Заметна тенденция к уменьшению веса переменной с нарастанием субъективной напряженности сюжета. Судковского часто называют преемником и продолжателем традиций Айвазовского. Что респондент проникся общей атмосферой этих произведений и объединение в фактор один их произведений возможно потому, не зная о преемственности творчества названных авторов.
Образы могут сравниваться – но редко противопоставляются, Невербальные категории характеризуются целостностью и связи в с этим не предполагают жесткой антонимии. Это всего лишь деревянная решётка, оплетённая виноградными листьями. И земля и наступают густые синие и тени фиолетовые – и облака освещены теплом, а вечером наоборот. Зеленый цвет очень спокойный, стабильный вот таким образом и настроение такое».