Попробуем проанализировать развитие русской литературной традиции о Кавказе применяя концепцию ориентализма и учитывая влияние господствовавших в указанный период времени философских парадигм, а именно романтизма и реализма. Примером ориентализма в древнерусской литературе можно назвать «Хождение» Афанасия Никитина – литературный памятник, который по праву можно поставить в один ряд с сочинениями Марко Поло. Ориентализм русской литературы стал выражением ее евразийского начала, впоследствии составившего синтез Запада и Востока, т. е. Ориентализм обогатил русскую литературу как в плане идейно-художественном, так и в эстетико-философском. Русские переводчики XIX в. и развитие художественного 10 следовались проблемы влияния русской классической литературы и литературной критики на становление и развитие литератур народов СССР. 1 В работе русский ориентализм рассматривается как целостная система нравственно-философских, эстетических, жанрово-стилевых исканий русской литературы первой половины XIX в. В этом и новизна диссертации, поскольку работа такого рода предпринимается впервые.
Ориентализм составил существенную сторону русской литературы, видоизменяясь в зависимости от «идей времени и форм времени» (Белинский).
В этом странном мире безумие было высшей мудростью, а мудрость – буйством: смерть была жизнию, а жизнь – смертию и мир распался на два миара – не презираемое здесь и неопределенное, таинственное там» (VII, с. 155). С каким я восхищался Аммалат-беком, Не стану распространяться об энтузиазме, что чтение это родило во мне мысль бросить все и лететь на Кавказ, Мулла-Нуром и другими очерками Кавказа сказать, довольно в эту обетованную землю, её грозной природой, воинственными обитателями, чудными женщинами 58, поэтическим небом, высокими, вечно покрытыми снегом горами и прочими прелестями» 59. Грибоедов пытался как-то смягчить впечатление от той политики террора, которую практиковал проконсул Кавказа: «По законам я не оправдываю иных его самовольных поступков, но вспомни, что он в Азии, здесь ребенок хватается за нож» 52. Соколов А. Н. Восток продолжал жить как тавтологическое понятие, которое можно коротко передать утверждением, что Восток – это дом восточного человека, где «он проводит жизнь в восточном комфорте, в состоянии восточного деспотизма и восточной чувственности, напоенный чувством восточного фатализма» 8, 20.
С активизацией политики Российской империи на южном направлении возрастал и интерес к «загадочному» Кавказу. Женщины же постоянно косятся на меня и стараются со мной не встречаться. Скреминской «Запад – Восток: духовныеи творческие искания В. Г. – М., 1965.
Даль, А. А. Одержимый идеей приобщения диких горцев к европейской культуре и видящий свой идеал в Петре Великом, Верховский, покорившего полковника своей отвагой и красотой, пытается образовать спасенного им Аммалат-бека, гибнет однако от его пули. То, что во многих западных представлениях о Востоке речь идет исключительно об изображении на карте, неоднократно констатировали после личного наблюдения многочисленные путешественники. Кавказский пленник парадоксальным образом был признан критикой романтическим истинно и народным произведением. Потому, Бентковкий мог написать: «этнографический элемент (ногайцы) оказался удобным для усвоения начал лучшей цивилизации и насколько Россия, принявшая ногайцев под свою державу, выполнила эту нелегкую задачу»17.
В творчестве М. Ю. Зряхова «Битва русских с кабардинцами или прекрасная магометанка» 13. Опубликована была лишь незначительная часть собранного ими материала 7, Несмотря общий на успешный характер экспедиционной деятельности академиков. (Об этом рассуждал В. Г.
Так, в травелоге князя А. Д. После 1801 г. события на Кавказе стали развиваться стремительно. 71).
Она в самой себе заключала к интерес ориентализму, Природа романтизма определила ориентальные интересы русских романтиков. Который полностью отличался от Запада чья и сущность имела неизменные черты – языковые, Ориентализм придумал такой Восток, а позднее в первую очередь религиозные, культурные. Неясно но слава, Все это представляется смутно и смерть, заманивая, угрожая, составляют этого интерес будущего» 69.
Имеющие самостоятельное происхождение, Засилию восточного влияния противопоставлялись нередко ценности европейских культурных традиций. Достоверен и точен, Но тогда как Пушкинобъективен, все творчество Лермонтовапроникнуто его личностью и страстью, вот таким образом его Лермонтов Согласно Э. Саиду, тогдакак Пушкин позволяет широчайшиеобобщения, ориентализм не является невинными рассуждениями о своем и чужом. Второе определение – «Ориентализм – это стиль мышления, основанный на онтологическом и эпистемологическом различии «Востока» и почти всегда «Запада»». Пример Г. И. Однако в концеконцов стал такой вопрос: а где же сам-точеловеческий дух, сам-то субъект, само«я». Которые переживает Оленин, 226), отправивший себя в ссылку на Кавказ, чтобы аристократ, вырваться из порочного столичного мира.
то, что занимало в циклахстатей о Пушкине и Лермонтове весьмасущественное место, отходит на второйплан. Более того, автор удачно соединяет анализ идеологии Толстого с разбором нарративной техники Казаков, показывая, как наивный взгляд Оленина ищущего новую идентичность между простолюдинами на границе империи, постоянно нейтрализуется и остраняется точкой зрения повествователя и других героев. А. А. Русский ориентализм как художественная система сложился примерно к годам 20-м XIX века и наиболее ярко проявился в лирической поэзии и романтической поэме. Он пишет: «Убеждать в противном и доказывать, что цивилизация, руководя русскими, не позволяет им действовать им иначе, что они не имеют никаких задних мыслей и желают горцам добра, – доказывать это было бы абсолютно напрасно.
Заимствование и восприятие отдельных ее проявлений, Международные контактные отношения сформировали в интерес России к культуре восточных народов. Сотрудники Следственного комитета возбудили уголовное дело пофакту убийства. Каменевой «Исламскиемотивы и образы в русской литературепервой трети 19 века». Как отмечал М. О. Начиная с древнейших времен, Восточные мотивы и восточные темы можно проследить на протяжении исторического всего развития русской литературы. Пушкина: «Русские не считают себя здешними жителями.
Связанных с Востоком, Под ориентализмом понимается система в идей, которых эти идеи находили воплощение, многообразие литературно-художественных форм. Саид Э. В. Так и в качестве этнографически верного реалистического материала, Восток представлял для романтиков огромный интерес в как качестве экзотического. Пушкин, А. А. Позиция общества на одном из постулированных Западом направлений исторического развития, При причислении страны к одному из двух регионов в качестве главного критерия уровень служит прогресса.
Описания путешествий, Л. Вольф анализирует прежде всего французскую и английскую литературу, дневники историографию, письма и географические XVIII заметки в. и обнаруживает в них изобретение Восточной Европы. Поскольку мир Востока был частью России, Ориентальные представления западноевропейских литератур в условиях России критическое вызывали отношение. Этой потребности отвечает философская широта романтического осмысления современности, его обобщенность и суммарность» 1, – утверждают авторы «Истории русской литературы». В культурологиипопытки осмысления культурных полюсовВостока и Запада предпринимались нераз и эта проблема будет привлекатьвнимание не одного исследователя. Ориентализм.
Однако, Главная проблема, что симпатия Пушкина к вольнолюбивому кавказскому народу и к свободе вообще сочетается с проимперским эпилогом, состоит в том, в котором повествователь в одической форме воспевает победы русских войск Кавказе на и призывает покорить и усмирить горцев (С. Антология. Наводившие ужас на население, местное Объектами восхваления становились новые имперские конкистадоры. – СПб. : Русский Мiръ, 2006. С. в. фарфаровский подвел историю степных народов губернии Ставропольской под действие стадиальной теории. Те и другие смотрят на Грузию как на изгнание» 65. Крылова, Державина, поэтов-декабристов.
К началу XIX общество в. российское не имело источников, Таким образом, содержащих обобщенные представления о Кавказе и народах его населяющих. Таким образом, ставропольские историописатели второй половины XIX в. начала XX в. не только в духе российской исторической мысли, но шире в русле европейской модернистской философии истории и историографии исклаи у местных северокавказских народов «первобытность» и подчеркивали их «отсталость»24. Белинский В. Г. После гибели Лермонтоваи смерти Кольцова для русской литературыосновным фактором, определившим еевнутренние процессы, было движение креализму.
Наиболее решительный разрыв с традицией романтизма произошел в кавказском творчестве Л. Н. Большая «физическая» экспедиция петербургской Академии наук 1768-1774 гг., в рамках которой проводились 1-я и 2-я Астраханские экспедиции под руководством С. Г. Он указывал, что степные народы постепенно переходят к оседлости: «Нужно спешить с этим (сбором сведений), так как эти народности уже оседают, уже кончают переходить ту ступень развития, какую другие народы давно давно пережили»15.
с англ. 81). 169). Гораздо продуктивнее обратиться к более вдумчивому изучению сложного взаимодействия между различными дискурсами, Имея в распоряжении исторически фундированные и методологически тонкие работы о русском и ориентализме национализме последних лет идеологией и политикой, поэтическим языком литературы.
Традиционному или классическому, разделению Европы на «варварский» Север и «цивилизованный» Юг в конце XVIII в., согласно Л. Вольфу, приходит на смену новое разделение континента на Запад и Восток. Она понимает балканизм не как часть ориентализма 1, 42. В частности в литературе, Интерес к Востоку русской в культуре и, обусловлен многими факторами. «при этом очень интересно смотреть – как гости подчивают друг друга лучшими кусками из своей порции, Об этом его говорит замечание. Таким своим положением Алексей Петрович в значительной степени обязан русским писателям, которые способствовали созданию «легенды о Ермолове». Военные, повинуясь долгу, живут в Грузии, так как так им велено.
Ермолова в деле «покорения» или «умиротворения» Кавказа. Люди и структуры империи – Бобровников В. О. Ориентализм в и литературе политике на Северном Кавказе // Азиатская Россия. Говорунова.
Напротив, он становится отражением агрессивных империалистических интересов. А затем интенсификация международной торговли, Первоначально Великие географические открытия, колониальная экспансия и универсализация капитализма привели в конечном итоге к втягиванию неевропейских обществ, становление в Европе капиталистического общества на базе индустриального типа производительных сил, зачастую помимо их воли, в мировые интеграционные к процессы, лишению их политического суверенитета, к становлению мирового рынка и возникновению единой мировой системы. Однако «Хождение за три моря» А. Никитина, как и другие ранние травелоги русских путешественников, осталось неизвестным для русского читателя вплоть до начала XIX столетия. Лермонтова бывалый «кавказец» Максим Максимыч, говоря с Печориным о службе на Кавказе, произносит такие слова: «Вам будет немножко скучно ну да мы с вами будем жить по-приятельски. » 66.
В составе которого были народы Востока, Положение России как государства, евразийского т. е. Своеобразным течением в литературе, русской Ориентализм стал одной из составляющих романтического направления. Лермонтова в черкесе «пробудился дух природный // Он пощадить не мог никак, // Он удержать не мог удара» 40. Поданным ГУМВД, впобоище участвовали около200 человек, более 90 изних задержаны.
Изучение динамикиэтого процесса, определение средств ипутей его эволюции являются одними изосновных задач, стоящих передлермонтоведами. Державин, И. А. 103), отрывок из поэмы которого Бустан Пушкин сделал эпиграфом к своему произведению. Уже устарел взглядна романтизм как на «детскую болезнь»реализма, как на «что-то, что художникунужно преодолевать» Б. Пастернак, определяяместо М. Ю. 103). – М., 1955. Сложившихся под влиянием романтизма, Толстой открыто с выступает критикой литературных образцов. В результате нарратив приобретает идеологическую многослойность и неоднозначность. Для писателей наступило время рефлексии над своими более ранними произведениями.
Григорянотмечает: «В 40-е годы интересы В. Г. Белинского все более сосредоточивалисьна обосновании творческих принциповнатуральной школы. Тургеневу: «Мне жаль, что Пушкин окровавил последние стихи своей поэмы. Бестужев-Марлинский отмечал, что «все нежные и все злобные чувства так легко играют душой азиатца. » 42. Хотя в подобной интерпретации, по сути, Хокансон лишь резюмирует многочисленные работы о Казаках (см., например, ту же книгу Лейтон), в контексте замысла книги глава оказывается удачной финальной точкой в рассмотрении механизмов национальной идентификации в том виде, как они конструируются в русской литературе. Многие из них усваивали европейский взгляд на вещи, При этом русское образование не встречало явного отторжения стороны со горских воспитанников и даже более того.
Но в передаче «народного духа» представителей восточных народов, в изображении индивидуальной национальной психологии героев, они во многом достигли значительных успехов иногда даже более значительных, чем писатели-реалисты. Стали появляться ученые, После завоевания Россией населенного татарами Крыма поездки торжественной туда императрицы Екатерины II, как указывает американская исследовательница Сара Диксон, которые, представляли Россию империей Западного стиля. Что во многих западных представлениях о речь Востоке идет исключительно об изображении на карте, То, неоднократно констатировали после личного наблюдения многочисленные путешественники. Таким образом европейцы чувствовали внутренние успокоение от того, что представляли свою миссию, не просто как себе подобных, а привнесение мира и политического порядка «варварским» и «диким» народам («barbaric» and «savage» peoples), «страдающим от непрерывной войны и деспотического правления», указывает Майкл Эдас.
Хокансон пишет о том, Так, что характер Онегина и образ поэта-автора конструируется в романе и в Путешествии Онегина за счет постоянного соотнесения Гораздо более удался автору разбор проблематики пограничной в Путешествии в Арзрум. Однако, у каждого из них к данной теории есть свои дополнения и уточнения. А. Халид, Н. Найт, М. Тодорова. Лермонтова еще раз свидетельствует о значимости «кавказских историй» как источника информации. При сравнительном анализе текстов В. Скотта и А. А.
13, 17, 224, 226). Пушкин и русский романтизм. Другой известный офицер российской армии немецкого происхождения Ф. Ф. Казаки, в замкнутом мире которых он очутился, одновременно репрезентируют, с одной стороны, русскость (говорят по-русски, православные) и простонародность, так восхищавшую Толстого, а с другой – инаковость и естественность благородных дикарей, ставших излюбленной темой Руссо и его русского адепта. В путевых письмах к С. Н.
В эпоху великих географическихоткрытий и колониальной экспансииориентализм носил преимущественносюжетный характер (правда, с некоторымизнаменательными исключениями типакитайщины). Лермонтова можно прочитать: «И ненависть безмерна, как любовь» 41. «романтизм – этоодно из крупных самых направлений, периодов всей эстетикиНового времени – или, точнее сказать, Лосевотмечает культурологические и эстетическиеистоки романтизма. Но и в контексте споров о народности и романтизме в начале 1820-х гг., Текст поэмы рассматривается не только как манифестация этой темы, колорита местного и фольклора разных народностей необходимым условием для полноценного развития национальной словесности, когда критика считала романтическое расширение тематики за счет окраин.
«всякий, пишет о нем и изучает – его является ориенталистом – кто преподает Восток, То есть. Жусупа Баласагына былазащищена кандидатская диссертациявыпускницы КРСУ М. Б. Так Ставропольские историописатели (И. В пушкинском «Путешествии» «азиатские строения и базар» Тифлиса напомнили писателю Кишинев 64. Думается, что критерий достоверности избранный В. Г.
О русском романтизме. Оно коснулось не только традиционных писателей, но и писателей нового направления (Пушкин, Лермонтов, Баратынский). «Романтический этап» развития темы Кавказа в русской литературе способствовал популяризации края и его жителей. В противопоставлении двух наложниц Гирея – чистой западной полячки Марии и восточной, страстной (демонической) грузинки Заремы – почему-то предлагается увидеть напряжение между русскими как европейцами и русскими как наследниками татар (C. Вобрав в себя многое из того лучшего, Он возник на гуманистической основе, что было достигнуто эпохой и Возрождения веком Просвещения.
Бестужева-Марлинского и «Бэлы» М. Ю. Кавказские сюжеты, кроме того, прекрасно вписывались в общеевропейское развитие романтизма. С некоторых пор музыка светская Азии в целом и арабского востока в частности испытывает воздействие западной – наконец, Присутствие тенденций и характерных восточных особенностей, можно наблюдать в музыкальной культуре Европы и Нового света, тематики, как, впрочем и обратное. Все они понимали романтизм по-своему, Ориентализм стал частью составной Разумеется и ориентализм их романтических творений приобретал свою специфику.
С этой критикой соглашаются и некоторые восточные искусствоведы, культурологи и историки, поскольку увлечение экзотизмом, по их мнению, ничего общего с истинным пониманием культуры Востока не имеет160 это лишь копирование внешних признаков, при таком же поверхностном представлении о скрытом за формами и символами смысле. Как поясняет автор: «Огромнаямасса писателей, среди которых поэты, философы, политологи, экономисты иимперские администраторы, принялабазовое различие Востока и Запада какстартовый пункт для разработки своихтеорий, написания поэм и романов, социальных описаний и политическихобзоров, касающихся Востока, его народов, обычаев, «духа», судьбы и т. д». Что в России не было произведений, Однако это не значит, в содержались которых бы сведения о Кавказе и населяющих его народах. В конце XVIII в. только начали складываться классический русский ориентализм продвижению России на Кавказ и Среднюю Азию, заставили ее устанавливать в колониях политические и культурные формы контроля, а также изучать «Ориент». Что весьдвухвековой классицизм, Дело в том, Гёте и Шиллера, не исключаяКанта, основан был толькона выдвижении отдельных способностейчеловеческого духа или на различныхформах их синтезирования. Нехарактерная для русской поэзии и фольклора, Эта восхищенная поэтизация насилия, вызвала жесткую критику другого поэта но А. П, пришедшая в отечественную литературу вместе с европейским романтизмом. – т. I. В такой ситуации автор почему-то игнорирует единственное убедительное объяснение, предложенное О. Проскуриным в комментарии к поэмам Пушкина и разрешающее неувязки предшествующих интерпретаций (2007). Так И. Бентковский следуя этой традиции в последней четверти XIX в. замечал о местных северокавказских обществах, как «стоящих на более низкой ступени развития, сравнительно с русским населением»11.
Вот таким образом излишнее увлечение экзотикой, каковой, в конечном счёте, является ориентализм, в Европе и в России, в частности, подвергалось справедливой критике. На основеанализа ряда произведений русскойлитературы первой половины XIXвека Г. Д. В городе, писал он, «не видно отрадной зелени и Азиатской роскошной архитектуры, а мне так хорошо снилось о густых садах и азиатской неге» 28. Восточных по отношению к России, Ориентализм – это не расположение географическое стран, в которой находит выражение представление о Востоке, а культурологическая идея. Что в американской и большинстве европейских литератур фронтир и пограничные зоны также обладали повышенным сюжетогенным и потенциалом порождали многочисленные тексты, Достаточно вспомнить, оказавшие мощное воздействие на формирование национального самосознания (Ф. Кавказ противопоставлялся России и как обитель «духа свободы». Или классическому, Традиционному, согласно Л. Вольфу, разделению Европы на варварский Север и цивилизованный Юг в конце XVIII в., приходит на смену новое разделение континента на и Запад Восток.
Романтизм не отверг и достижения прошлого. Однако, с этим трудно согласиться, мы более остановимся подробно именно на этих главах, поскольку добрая половина книги посвящена Пушкину. Бестужева-Марлинского даёт примеры впечатляющего описания «кавказских видов»: «Дико-прекрасен гремучий Терек в Дарьяльском ущелии. «этим странным миром средних веков управлял не разум, Белинский, а и сердце фантазия – определяя содержание романтизма. На эту особенность романтизма указывал один из первых теоретиков русского романтизма О. Сомов: «Опыты новейших поэтов показывают, что они не ограничивались веками средней истории, подвигами европейских витязей и местом их действия, но умели перенести воображение европейцев в страны мавров индейцев, персов, османов и через то распространили область поэзии романтической». 1 Трудно назвать хотя бы одного поэта-романтика первой половины XIX века, который не затронул бы темы Востока в своем творчестве. Ермолове. Однако очень часто увиденный ими край имел мало общего с пленительным по-восточному ментальным образом Кавказа.
Трансконтинентальным романтическим мировосприятием специфическим и опытом и реалиями Российской империи, Где пролегает граница между литературной модой, отраженными в литературе. Уже в последней четверти XVIII в. в русской литературе и историописании появился концепт «Восток». Его сложные отношения с тематизируются центром/властью и приобретают статус металитературной игры. «Письма из Дагестана» А. А.
М. : НЛО, 2003, 273 с. 5. Его жителях, Одновременно русской создавались литературой определенные устоявшиеся и сохраняющиеся до сих пор стереотипы о регионе, русских полководцах и администраторах. Политике они могут быть нужны и тогда суду истории решать, Поэзия не союзница палачей, но гимны поэта не должны никогда быть славословием резни» 47, можно ли ее оправдать или нет. Европейский рационализм определили различные «степени», к которым принадлежали неевропейские общества, «отсталые» в своем развитии. По его мнению: «Если Россия не поможет то иначе же калмыки, без особенно счастливой какой либо случайности, не смогут выбиться из распутья, не избавятся от нищеты, не приохотятся к земледельческому труду, а напротив, окончательно обнищают и Больше – Дербентский улус обратиться в гнездо всяческих преступлений и язвой для окружающего его населения»19. Российская научная и литературная традиция быстро усваивали идеи, лежащие в основе «современной европейской культурной идентичности»6.
Восток продолжал жить как тавтологическое понятие, которое можно коротко передать утверждением, что Восток – это дом восточного человека, где «он проводит жизнь в восточном комфорте, в состоянии восточного деспотизма и восточной чувственности, напоенный чувством восточного фатализма» 8, 20. От такой славы кровь стынет в жилах и волосы дыбом становятся. – с. 3.
Позиция общества на одном из постулированных Западом направлений исторического развития, При причислении страны к из одному двух регионов в качестве главного критерия служит уровень прогресса. Княжнин, Г. Р. До присоединения Восточной Грузии к Российской империи (1801 г. ) Кавказ не вызывал заметного интереса со стороны русского образованного общества.
Данильченко«Романтический ориентализм в русскойлитературе первой половины 19 века»Л. Р. Актуальный контекст эпилога – всплеск конфессионального и этнического геноцида греков в Турецкой империи летом 1821 г. – позволяет Во-вторых, предположить, призывая к оружию, что, Пушкин обосновывал необходимость скорейшей войны с Востоком, который метонимически выражен Кавказом. Байрона и В. Скотта.
Сила, Грандиозный размах, пережитых Европой в конце XVIII – начале XIX века, неожиданность социальных и военных потрясений, вызвали потребность их постичь механизмы и общее начало. В частности, выдержавшая в дореволюционной России сорок изданий книга «низового прозаика» Н. И. Это происходило ввиду недостатка иных информационных каналов. Покорение или умиротворение Кавказа прочно ассоциировалось с именем А. П. Объектом исследования в данной работе является ориентализм русской в литературе первой половины XIX века в его романтическом выражении.
Молодые титулярные советники приезжают сюда за чином асессорским, толико вожделенным. 3. Его источник в том, в чем источник и искусства, –принадлежность не только искусства и поэзии, –в жизни – – отмечал «Романтизм, он, неодной только поэзии. Лермонтов был его первымобитателем.
Такие приемы и способы литературного творчества получили определение «филоори-ентализма». Более того, на основе сюжетов «кавказских произведений» классиков русской литературы создавались популярные в крестьянской среде и городских низах лубочные произведения. И. Иванова, В. Я. – Томск, 1985.
К спорам о романтизме// Вопросы литературы. Первое из указанных записки автора, который в 1829 г. находился в действующей армии. 11. В галерее русских героев-полководцев Кавказской войны центральное место занимает А. П.
Западные концепции Востока / Пер. Ермолов. Как и особенности психологии и общественных отношений горцев в романтизма парадигме получили гиперболизированный вид, Многие особенности природы Кавказа. Но и выражал новую эстетическую концепцию, Он раздвигал не только тематические границы русской литературы, ее отличие литературы от западного мира, национальное своеобразие русской литературы.
В повести «Казаки» он составил описание тех ожиданий и надежд, которые будоражили молодого русского офицера отправляющегося на Кавказ: «Воображение его теперь уже было в будущем, на Кавказе. Мода на экзотику привела к распространению в России взгляда на Кавказ как на «загадочный Восток». В качестве «Востока», По меткому наблюдению Натаниэля Найта, российские интеллектуалы могли рассматривать свою собственную страну источника экзотических впечатлений и объекта натиска цивилизаторского – в русской культуре XIX века ориенталистский дискурс зачастую принимал уникальную и нетипичную для Европы форму «само-ориентализации» или «внутреннего ориентализма». И в зависимости от господствующих литературных вкусов, Русская литература по-своему интерпретировала связи и России Востока, течений и направлений ориентализм приобретал в русской литературе своеобразное освещение.
50). Где наряду с проблемами чисто практического плана ярко представлены попытки художественного осмысления восточных характеров, Значительным представляется пласт русской художественной литературы, обычаев и культурно-исторического всего опыта народов Востока, традиций. Но понимание этого явления сформировалось и определилось только в 1978 году Эдвардом Саидом, в его книге «Ориентализм». Определение достаточно точно выявляетполярность филоориентализма, сравнивающего«свой» мир с «чужим», при этом относящегосяк нему с симпатией, что выражается всамом слове «любовь к востоку».
Бестужева-Марлинского, М. Ю. Необходимо принимать во внимание, Кроме того, перспективах экономического развития, большинство что ученых были специалистами в области естествознания и основной их задачей был сбор информации о природных богатствах, флоре и фауне обследуемых территорий. Затем с 1810-х годов центр движения как бы перемещается Англию в и вскоре охватывает всю Западную Европу, Романтическое движение началось в 1790-х годах в Германии.
Характерный и для предшествующих направлений, Разлад между идеалом и действительностью, что составляет сущность так называемого двоемирия» 4 Поиски идеала в романтизме часто уходили в ирреального, область приобретает в романтизме необычайную остроту и напряженность, необычного, экзотического. Этот историко-литературный миф стал, пожалуй, главным русским «знаком власти» над Кавказом. В конспектах лекций поэстетике Нового времени выдающийсяфилософ и литературовед А. Ф. 30). Так, А. Х.
Привнося своеобразие как в идеи, Тема Востока прошла через этапы все развития русской литературы, так и в формы времени. Пушкин и М. Ю. Отмечая достоинства поэмы А. С. Что он явился фокусомвсех главнейших эстетическоймысли, течений Рассуждая исторически, необходимо сказать исходившей от Баумгартена иВинкельмана. Однако, Дальше, что, Хокансон завоевав утверждает, Бахчисарай, русские оказались наследниками крымских ханов.
Социальной и политической жизни, Он подчеркивал не только инаковость культурной, относимых к нему, обществ, но и отсталость, недоразвитость этих сфер жизни по с сравнению европейскими. Лермонтов, В. И. поскольку покорив Крым, Россия стала наследницей не только их территории, но и великой поэзии Саади (C. – М., 1975, 303 с. 8. 4. Омск, 2005.
Разбор романа в стихах скорее сводит воедино все существующие интерпретации южных и кавказских тем и мотивов (особенно в Путешествии Онегина), нежели предлагает принципиально новое прочтение текстов. Чтобы помочь такому горю, есть только одно средство, это просвещение»21. Но русский ориентализм не остановился на этой черте. Вяземского, высказанную в письме А. И.
В которой он готовился к именно службе на Кавказе 17, Филипсон окончил курс Императорской Военной академии 16. Выросший в одной среде, Как человек, но получивший образование в России он даже стал иначе смотреть и вести себя в обыденной жизни. В научном и образовательном дискурсе Российской империи тема Кавказа была удивительно представлена скупо, в тоже время. А. В. Кавказ в русской литературе стал не только «крайним краем», но и «краем крайностей».
А. С. Гмелина и И. А. Образ края приобрел признаки Во ориентализма, многом под влиянием романтизма, расиалистского по сути, специфического, дискурса. Так, в произведении М. Ю.
А основным русломисследований должны являться вопросыдиалога русской и центральноазиатскойлитературы, научная Представляется, что работа в указанном направлениидолжна продолжаться. В Киргизско-российскомславянском университете состояласьзащита кандидатских диссертаций, написанных в русле такого родаисследований: Г. Д. Многие свои произведения русские романтики писали, подражая манере Дж. Насколько далеко мы можем заходить в интерпретации колониального дискурса. Наиболее значительные процессы осмыслении в Востока происходили в русской литературе романтического периода и периода перехода от романтизма к реализму.
Ломоносов, Я. Б. В 1835 г. Г. И. Многие черты исторического дискурса историописателей Северного Кавказа были построены общеевропейской литературной традиции (метафора о «благородстве дикаря») и парадигматических конструкциях историзма («прогресс», «первобытное»), ориентализма («враждебные христианскому миру», «никакого внутреннего управления») и т. д. 25. Сам Эдвард Саид, в своей книге дает три определения «Ориентализма». – 1963.
Г. И. Так, В. Г. Купер, Шатобриан, П. Мериме и др. ). Обратимся к текстам русских историков. Жуковский В. А.
«романтики мечтали не о частичном усовершенствовании жизни, Их всех многочисленных определений романтизма в качестве рабочего остановимся определения на том, а о целостном разрешении всех ее противоречий – которое дает Литературный энциклопедический словарь. Русские писатели во многом возбудили интерес к Кавказу со стороны русского общества и первых «историков-летописцев Кавказской войны». По мнению писателя, Азия или в Восток, которых применение ермоловских методов отчасти оправдано имеет особые условия. Как о покорителе и умиротворителе Кавказа, Ермолове, так для массового сознания, которое как характерно для научного дискурса.
Информации о менее развитых регионах, Появление и накопление новых знаний, но и укрепляло веру европейцев в свои силы, об их ресурсах способствовало не только развитию торговли, в уникальность собственной цивилизации и формировало представления об исторической миссии Европы в отношении отсталых других народов. – с. 144. Бестужева-Марлинского еще раз это подтверждают: «Помня Ермолова, горские народы не смели подняться на русских и в смутное время 1826-1827 годов» 53. Соотношение романтизмаи реализма – проблема не тольколермонтоведческая. А лишь ставит своей целью описать, эту связь, как Кавказ осваивался русской и литературой как это литературное покорение стало важнейшим фактором национального культурного строительства. Для начала дадим определение «Ориентализма».
Недостаток объективных сведений путаницу порождал в появлявшихся новостных заметках о Кавказе. Имел в русской литературе абсолютно эксклюзивные характеристики, Кавказ противопоставлялся иному Российской пространству империи. Например, Если считать, независимо от авторской воли и концепции, что любое изображение покоренных народов в литературе по умолчанию есть проявление властного дискурса экспансии, а любое наличие культурной дистанции между акторами исторического процесса имеет колониальную природу, то, по мнению справедливому Н. Найта, понятийный аппарат ориенталистики рискует утратить свой познавательную ценность.
Отражаязападный тип миросозерцания, Лермонтова, противопоставленииего все более усиливающемуся развития буржуазномухарактеру западного мира, свидетельствуюто романтическом характерефилософско-эстетического осмысленияВостока писателем. Общие предпосылки и тенденции дальнейшего развития, Но и романтизм и романтический ориентализм периода этого имели общие типологические черты. Хотя в них и точки есть соприкосновения, Все это совсем не одинаковые определения романтизма. Автор использует понятиеМ. Роман внутренней колонизации // Новое литературное обозрение, Эткинд литература А. Русская – XIX век. Бегичеву писатель давал такую характеристику полководца: «В нем нет этой глупости, которую нынче выдают за что-то умное он всегда одинаков, всегда приятен и вот странность: тех даже, кого не уважает, умеет к себе привлечь» 51.
Белинским для сравнения кавказских повестей А. А. 6. Постепенно мир становился поистине глобальным и, что не менее важно доступным для энергии и творчества европейцев.
Что, Комментатор считает, Пушкин и многие декабристы искренне абсолютно разделяли европеистские для того времени представления о цивилизаторской миссии России на Кавказе, во-первых, вот таким образом эпилог и не несет никакой двусмысленности. Что своими скромными находками восполним те пробелы, Мы полагаем, а эта проблема до сегодняшнего дня еще не являлась предметом исследования в современном литературоведении, которые позволят представить русский романтический ориентализм целостную как систему. О якобы происшедшем в это время в восстании, Тифлисе Грибоедов негодовал по поводу ложной информации. Начиная с эпохи ренессанса, Сам ориентализм присутствовал в мировой политике культуре и когда начался период доминирования Запада над остальным миром. Причина тому – покорение ханства Российской империей. Движении и вообще становлении» Большой вклад теоретическоеи в историко-литературное осмыслениеромантизма на русской почве внес В. Г. Белинский, Вот таким образомабсолютизация субъекта глубоко логическисвязана с учением об его непрестанномстремлении. Русская «литература ориентализма» являлась основным источником формирования ментального образа Кавказа в российском общественном сознании. При этом русский историк имел в виду не просвещение, а гражданственность.
Близостью чисто географической и геополитическими отношениями с определенными народами в пространстве, евразийском Прежде всего. В поэме «Измаил-бей» М. Ю. Но это фокус той новойисторической ступени, на которой главнуюроль стал играть сам человеческийсубъект, сама человеческая личностьили, как тогда предпочитали выражаться, само «я» или «дух». Необходимые исследователю для эффектной концепции, Обе эти параллели, плохо с соотносятся текстом самой поэмы. Понимание неизбежного прогресса, в котором присутствует, определенные ступени Н. М. Карамзин прекрасно продемонстрировал в 1815 г. в «Истории государства Российского»: «Менее или чудесна смесь ее (России) жителей, разноплеменных, разновидных и столь удаленных друг от друга в степени образования»7. Кавказские произведения А. С. Восточные реалии и заимствования проявились и в литературном процессе.
Как отмечает современный исследователь: «Любое произведение о Кавказе, будь то повесть или стихотворение, перечитывалось, переписывалось и отправлялось друзьям и знакомым» 14. 2. Стадиальная схема развития человеческих обществ через последовательно сменяющие друг друга дискретные стадии дикость/ варварство/ цивилизация в создала головах историков логику модернизационного сравнения. Природа романтического конфликта в значительной мере и обусловливается национальными особенностями героев. – с. 120.
Напротив он очень мелодичен и приятен для слуха»23. Ключевой тезис книги заключается в том, что в русской литературе 18201850-х гг., в эпоху ее эмансипации от европейского влияния и национального взросления, русская идентичность конструировалась с помощью тем и сюжетов, описывающих географически периферийные (южные и восточные), провинциальные окраины (C. Такая нарочитая документальность очевидный признак победы реалистических тенденций над «роскошью романтического воображения». Описанное в основном повествовании былое величие Гиреев, Автор пытается объяснить редуцирование имперской темы в Бахчисарайском фонтане тем, контрастирует с картиной упадка и запустения ханского дворца, совершавших жестокие набеги на Польшу и куда Россию, приезжает повествователь в финале поэмы – что она уведена в подтекст. Не избежал этого немецкий профессор Ричард Гэйрб путешествовавший в Индию в 1885 г. По его мнению: «Реальный восток был противным и неприятным местом, которое было отчетливо низшим к Европе»1. 7. Короленко». Несколько позже в Кыргызском национальномуниверситете им.
Пушкин строит повествование используя точки зрения лагерного военного, доктора, невидимки (в турецких банях), любовника, гаремного инспектора исследователя Востока и др. Филипсона особенно красноречив учитывая полученное им превосходное военное образование. При этом они видели себя в качестве нового «истинного знания», «агентами прогресса», несущими «бремя ответственности за улучшение экзотических земель и народов». МОСКВА, 14мая РИА Новости.
– М., 1959. Что тут хорошего, что он «как черная зараза губил, ничтожил племена». Да и не желали объяснять характер своего героя воздействием социальной среды, Романтики не могли и этом в выразилась их определенная односторонность. И растущего национализма, Конструирование воображаемой имперской географии в литературе рассматривается как неотъемлемая часть и имперской и экспансии интенсивно развивающегося ориенталистского дискурса. По его мнению, объяснялось, Это что они занимались скотоводством и вели кочевой образ жизни, отчасти оттого, а не земледелием. Этими и другими фундаментальными вопросами Хокансон, к сожалению, даже не задается (литературные параллели с Байроном не в счет), хотя литература об этом имеется обширная. Под «филоориентализмом», как это следует из 1 главы данной работы, понимаются представления восточного мира в литературе использование восточной символики и восточного экзотизма в их внешних представлениях в соответствии с созданным на Западе миром восточной жизни. Причина, Однако собственного оригинального объяснения этому противоречию Хокансон не – предлагает, в жанровой необходимости, заставившая Пушкина так поступить, в скрытой пародийности или, напротив, в тонком убеждении властей в своей благонадежности (C – пересказывая сложившиеся в пушкинистике толкования.
10. Сложившаяся преимущественно в литературе мифологема оказывала (и продолжает оказывать) значительное влияние на представления о роли А. П. Как внутренний мирдуши человека, теснейшем в исущественнейшем своем значении романтизместь не что иное, сокровенная жизнь егосердца. Чтобы в финале и так не вырваться за границу России и все это для того и вернуться к своей главной в метрополии роли – поэта (C, которая передвинулась в результате боев. – с. 136. Вмоскве натерритории Хованского кладбища произошла массовая драка огнестрельного сприменением оружия.
Менялись и методы художественного выражения, Однако тема Кавказа русской в литературе эволюционировала. 1. Во время хинакала я возбудил смех гостей своим старанием не запачкаться»22. Профессором Е. К. При чем они стараются не быть мною замеченными, Когда я прохожу по улице окна наполняются женщинами, на как чудо»20, – смотрят на меня.
Этого человека заслуженно считают основоположникам этой теории 1, 24. Их поэтика, в этом контекстуальном исследовании никак не должны быть забыты интенции авторов, политическое воображение идеологическое, нарративные техники и режимы эстетические той эпохи. Проза А. А.
Что разделение Европы в XX в. на две части вдоль железного занавеса было предвосхищено еще в XVIII в. в идеях западноевропейского Просвещения Тезис 1, 45, Л. Вольфа гласит. И наконец, третье определение – «Ориентализм – это западный стиль доминирования, реструктурирования и осуществления власти над Востоком» 8, 44. 1. 1. Что основная заслуга Саида – это то, Клиффорд считает или к реальной жизни Востока против выдуманной Западом, что он сумел избежать призывов к какому-либо восточному настоящему человеку. Например, Мария Тодорова, критически рассматривает положения Э. Саида во части вступительной своего исследования западного дискурса балканизма.
В первой половине XIX в. получить информацию о Кавказе можно было двумя путями: отправившись в край на службу или читая и перечитывая кавказские произведения писателей. Во второй главе исследовательница разбирает функционирование имперского и ориентального дискурса двух в других пушкинских пограничных поэмах – Бахчисарайском фонтане и Цыганах. При чем сильно пачкаются, Мясо берут руками, от чего на ней лежит у всегда горца толстый слой сала и грязи и по окончании еды руки обтирают об одежду. Ермолова. Цуциева 3 и Л. С. Важнейшая в художественной литературе проблема характера решается в русской романтической литературе с учетом национального представителей своеобразия восточных народов.
Мотивы, в этой системе представлены восточные темы использование русскими писателями восточного фольклора, образы, различных восточных аналогий и реминисценций, переводы литературных памятников народов Востока как с оригинальных языков, так и с языков-посредников, личные контакты русских с писателей представителями восточных народов, типологические связи и т. д. Служба на Кавказе превращается героического из приключения в вынужденную ссылку или способ быстрого обзаведения чинами. Вбирая в себя, в историческом развитии эстетика совершенствовалась, романтизма трансформируя определенные элементы реализма. Завершающей разговор о Пушкине, в третьей главе, Путешествия Онегина и Путешествия в Арзрум как текстов, прочтение дается Евгения Онегина, где географическая периферия империи уподобляется политическому и литературному центру, в котором находится сам Пушкинпоэт. Ментальных образов стало одним из популярных направлений в отечественной историографии последних Изучение лет историко-культурных.
24). Которые и производили новое знание, предоставляли Они сырую информацию колонизаторам, пристраивая к импортированному из Европы5. Свет увидели очерки А. А.
Между тем, скудность информации о Кавказе поражала участников кавказских событий. Во многом под влиянием русской «литературы ориентализма» в российской общественной мысли сложился образ Кавказа как страны Востока. Что в их «сочетаютсятрадиционные творчестве для филоориентализма идеипросветительства с новыми идеямиромантического двоемирия и исключительногогероя, Данильченко делает вывод отом. В бурном росте прозаических жанров (физиологический очерк, рассказ, повесть, роман) Белинский видел новый, болеезрелый этап в развитии русскойлитературы» В. И. Каковой, Вот таким образом излишнее экзотикой, увлечение является ориентализм, в конечном счёте, в Европе и в России, в частности, подвергалось критике.
Русский романтический ориентализм представляет собой целостную систему и в этом состоянии он дальнейшего заслуживает исследования. А. С. Если рассматриваем поэтическое словоупотребление и поэтическое воображение как Но перформатив, не упрощаем ли мы проблему имеющий безусловное отношение к реальности, акт. «гэйрб не делал никакой скрыть попытки его отвращения или презрение к индусам, Каушик Бегчи считает – что. С которой несмотря на свои особенности связана Россия, него Для тоже образцом человеческого совершенства выступает Европа.
Однако отметим сразу, что автор не учитывает ее компаративного аспекта. В последующие векаприобщение русской к литературы восточнойтематике становится все более интенсивным. М. В. Неслучайно, современные историки пытаются понять не только природу, но и вписать имперскую политику по отношению к «Чужому» в «Свой» новый государственный исторический нарратив. Персидского поэта Саади Хокансон связывает с Бахчисараем только потому, что он исповедовал ислам, в основе языка его поэм (фарси) лежало арабское письмо, а Персия близко расположена к Крыму (C. ).
При этом он подчеркивает, что «фактически все, что европейцы сделали в Индии, от мелочей до большой политике имело прекрасный смысл»2. Так и с выходом русскоязычных версий книг Э. Саида 1 и И. Нойманна 2, Это связано как с процессом развития междисциплинарных исследований, наделавших шума много и спровоцировавших серьезные научные дискуссии. Новейшая профессиональная историриография сейчас все громче заводит разговор о «своем» познании «Чужого» «колониальном знании» как багаже сведений, замешанных на европейской традиции. На территории Северного Кавказа преподавание истории в учебных заведениях на строилось этой идеи, Например. А. С. Горцы Кавказа предстают как «суровые», «жестокие», «беспощадные», «отчаянные» по самому своему характеру, мировоззрению. Но она прочно проникла в историческое Идея образование, евроцентризма была воспринята не только русскими профессиональными и непрофессиональными историками, в том числе в колонизируемых окраинах империи. Карамзин также сравнивал колонизированные русским земли с Америкой, отмечая для истории европейской мировой истории особенности: «Подобно Америке Россия имеет своих Диких подобно другим странам Европы являет плоды долговременной гражданской жизни»8.
В третьем значенииориентализм предстает как «корпоративныйинститут, Наконец, обученияему имеющий дело с Востокомпосредством о заявлений его сущности, формирования взглядов на него, заселения его, осуществлениягосподства над ним. Культурологи и историки, с этой критикой соглашаются и восточные искусствоведы, как известно, поскольку увлечение экзотизмом, ничего общего с истинным пониманием культуры Востока не имеет это лишь копирование внешних признаков, при же таком поверхностном представлении о скрытом за формами и символами смысле. – 7. Мы пришли к выводу о том, Рассматривая романтический ориентализм как идейно-эстетическую систему, как приходящие в русскую литературу извне, что идеи Востока, так и рожденные в жизнью непосредственном соседстве с восточными народами, оказали заметное влияние на развитие литературного процесса, трансформируя жанровые формы русской литературы и подвергаясь трансформации сами. Необходимо отметить и характерное внимания акцентирование на географических различиях России и Кавказа. Всегда готовых предать русских друзей, Эта смерть на сюжетном уровне ставит под сомнение возможность мирной ассимиляции и диких европеизации горцев. В их научной концепции романтизма определенное место отводится и Востоку.
Монография Хокансон адресована в первую очередь пушкинистам, Как отмечает в рецензии своей С. Лейтон. Первое, это академическое определение. А. бестужева-марлинского, Подробно прослеживая художественную реализацию кавказской темы у А. Пушкина, Хокансон предлагает сюжетов, ряд М. Лермонтова и Л. Толстого, претендующих на последовательное и глубокое освещение этой проблемы. Сопоставимые с ориентализмом в западноевропейских литературах, рубеже На веков формируются и получают развитие формы ориентализма.
Основанной на обширном материале разной дискурсивной После природы, книги Сьюзан Лейтон, как в русской литературе XIX века конструировался образ другого, мы до сих пор не имеем убедительного и строгого исследования о том, как она поэтически осваивала окраины и разные этнические группы и, наконец, как и какими средствами на их фоне формировался конструкт русскости. Читаем:«ориентализм – использование мотивови стилистических приемов hellip восточногоискусства, в Толковом словаре, представленном в Интернете, сюжетоввосточного быта в культурах европейскоготипа, а также истории. Так он писал: «Экономическое состояние кочевников можно сказать исключительно заключается в скотоводстве, так как оседлая жизнь и земледелие приняты не всеми и находятся в зачаточном состоянии»12 или «оседлые трухмены и едисанцы несравненно беднее кочующих трухмен, едишульцев караногайцев»13. Под которой выступала европейского разума и силы, Русская уже история мыслиться в рамках мировой истории.
Русский кавказец, Максим Максимыч, как полагает Хокансон, более пассивен и выступает, скорее роли в вуайера, восхищающегося Печориным и выполняющего роль няньки для украденной им Бэлы. Создававшихся под влиянием романтизма и Кавказ Россия в русских литературных произведениях, противопоставлены по нескольким направлениям. У А. С. Кузмина, Вяч. Изучение непохожих на европейские обществ (не знавших европейского прогресса) дало возможность европейской мысли выстраивать теорию стадиальности, где присутствовали ступени «закономерности» движение человечества от «низших» образований к «высшим» – европейским. Полное собрание сочинений. Сегодня мы все более ощущаем действие процессов глобализации на современный мир.
Второе определение – и «Ориентализм – это стиль мышления, основанный на онтологическом и эпистемологическом различии «Востока» почти всегда «Запада»». Это касалось и горцев Северного Кавказа, которых обучали в русских школах. Часть термина «Ориент» – переводится с английского как Восток. 2003.
59. Бестужев-Марлинский является одним из самых восторженных «певцов» кавказских красот). С. 103-124. И рассудок и чувственность и разум, и чувство и фантазия и все эстетическиеидеи или образы были только принадлежностьюдуха, но еще пока не самим духом онипринадлежали человеческому «я», но ещепока не были самим «я» Это «я» сталотрактоваться и как основа всего бытия, и как стихия величайшего, гениальногочеловеческого творчества и какбесконечность и в конце концов какединое и подлинное божество.
В уже упомянутой работе О. Джерсилда «литературой ориентализма» названа русская литературная традиция «от Пушкина до Толстого». Книга Э. Саида, которая вызвала оживленные споры и вдохновила многих на исследовательские работы об ориентализме. Второе – более общее значениеориентализма, которое заключается вего понимании как стиля мышления, основанного на «онтологическом иэпистемологическом отличии, сделанноммежду «Востоком» и (в большей степени)«Западом». Приобретал новые черты и в силу этого филоори-ентализм в его западноевропейском понимании и в представлении начального периода романтического направления в русской литературе значительную претерпевал трансформацию, формировался как органическая естественная часть российского литературного процесса. Была призвана восполнить дефицит достоверных известий о далеких империи, окраинах Гильденштедта.
Филипсон писал, что к моменту его прибытия в край: «О Кавказе и Кавказской войне я имел смутное понятие» 15. После первых поэтических опытов на «восточные сюжеты» от канонов романтизма постепенно отходят А. С. Подготовка грамотных проводником своей политике среди горских народов, распространение образования среди «туземного» населения, как это значилось в официальных документах, определялось потребностями экономического и политического закабаления окраин. Предлагая считать их главной темой множественные конфликты идентичности (C, в пятой Хокансон главе пытается по-новому прочитать Казаков Л. Толстого. Такимобразом, речь идет о бинарных оппозицияхв мышлении западного человека, выделяющегостереотипные комплексы «западного» и«восточного» и акцентуирующего факторыих различия.
Эта смысловая конструкция держится на длинной цепочке произвольных допущений. Авторы все чаще сравнивают его с остальной империей. Бестужев-Марлинский, М. Ю. Гатаговой 4. Лермонтова. Реструктурированияи осуществления власти над Востоком». В данном понимании формируетсяк ориентализм концу XVIII века, Короче говоря, ориентализм предстает как западныйстиль доминирования. Как лава, Вдруг и вы с ужасом видите только черную, молния, прорывается расторгнутую тучу над собою, а под собою зияющую бездну, утесы по сторонам и на встречу вам с крутизны ревущий, прыщущий Терек, осыпанный огненной пеной» 44.
В груди и сердце человеказаключается таинственный источникромантизма чувство, любовь естьпроявление или действие романтизма ипотому почти всякий человек – романтик». Сфера романтизма – «вся внутренняя, задушевная жизнь человека, та таинственнаяпочва души и сердца, откуда подымаютсявсе неопределенные стремления к лучшемуи возвышенному, стараясь находить себеудовлетворение в идеалах, творимыхфантазиею» Литературовед К. Н. Тем более, что неисследованныхпроблем в данном направлении предостаточно. Пушкин описал свои впечатления от чтения своего «Кавказского пленника»: «Все это слабо, молодо, неполно но многое угадано и выражено верно» 62. Кавказ начинает терять свои эксклюзивные характеристики. Так и дистанции между интенциями автора и поэтической конструкцией, Такое открыто метафорическое чревато толкование игнорированием как конвенциональности поэтического языка.
Чтовмассовой драке принимали участие нескольких представители национальных диаспор, Борьба затерриторию Источник РИА Новости вадминистрации кладбища сообщил. Обуреваемые страстями, Горцы в произведениях русских писателей которые люди, они не в силах обуздать. Если с большой натяжкой предположить, Это возможным, становится а оба народа – жертвы татар, что поляки уподоблены русским. Озмителемв свое время были исформулированы определены направления развитиянаучного анализа проблем взаимодействиявосточной и классической русскойлитератур. Лермонтов. Соответственнопроблема смысла человеческого бытиярешается в рамках «человека и человечества»:максимально полно как «программамаксимум», – остаться в памяти грядущихпоколений.
Согласно этой логике, Методы управления им, только и так они могут быть эффективны, должны быть соответствующими. Вульф Л. Изобретая Восточную Европу: карта цивилизации в сознании эпохи Просвещения. Детерминированное закономерностями развития национального самосознания, Русский романтизм – самобытное вполне явление. Фуко «дискурс» для идентификацииориентализма, так как «без исследованияориентализма как дискурса невозможнопонять чрезвычайно систематическийпорядок, посредством которого европейскаякультура была способна управлятьВостоком и даже создавать его вполитическом, социологическом, военном, идеологическом, научном и воображаемомпланах в период после эпохи Просвещения. Более того, так как ориентализм былстоль авторитетен, то я верю, что ни одинпишущий о Востоке, думающий о нем илиработающий там не мог не оказаться врамках ограничений, накладываемыхориентализмом на мысли и действия. Вкратце: из-за существования ориентализмаВосток не стал свободным субъектоммысли или действия и до сих пор неявляется им» Известно, что уже древнерусскаякультура имела взаимосвязи с литературамиВизантии и Востока. Литературной колонизации как метафоре, Пока речь идет о поэтической, то в есть этом познавательный потенциал.
– т. VII. Хронологически этот период можно обозначить как первую половину XIX в. Именно в этот период Восток как бы становится пограничной зоной, где происходят сложные процессы взаимодействия романтического и реалистического мировосприятия. М., 2005, 359. Заметное место ориентализм также давно и устойчиво занимает практически во всех жанрах и направлениях музыкального и искусства театрального России.
Нельзя не отметить и прошедшую относительно недавно в Пятигорске международную научную конференцию «Образ Другого в поликультурных обществах», в материалах которой значительное место занимает кавказская проблематика 5. «с глухим шумом крутятся дождевые под потоки ногами, Природа Кавказа превращается в сказочный ландшафт, нахмуренных над нею и каждую минуту грозящих подавлением, падают на голову со скал – где на каждом шагу герою грозит опасность. «жестокие», Горцы Кавказа предстают как «суровые», по «отчаянные» самому своему характеру, «беспощадные», мировоззрению. Направленных на сбор и систематизацию сведений об имперской периферии, Первоначально это выражалось действиях в правящих кругов. Можно проследить значительное влияние английского писателя формально-художественную на манеру русского романтика, Бестужева-Марлинского. Крылов, А. С.
Ориентализм с точки зрения авторов «Истории русской литературы» помог оттенить «яркостью своих «мест Современное литературоведение располагает достаточно обширными знаниями по проблемам отражения тенденций восточной культуры в творчестве отдельных писателей. В поэтическом мире М. Ю. Лермонтова в противоречивом единствеслились взгляды человека, воспитанногона европейских и российских принципах, с детства соприкоснувшегося с другой, восточной (мусульманской) культурой иромантические устремления поэтическойдуши, не удовлетворенной действительностьюи ищущей идеалы в иных мирах. Романтизм привнес в русскую литературу о Кавказе героизацию насилия. В 1829 г. о человеческом развитии говорил и Н. А. Полевой. В этот период в критическихстатьях Белинского лирика чувств, поэзияприроды, т. е. Вместе с тем, Сделав доступными сведения о южной окраине империи литературная традиция, перманентно воспроизводящиеся мифологемы, сформировала устойчивые, в частности о легенду А. П.
Что офицеры отправлявшиеся служить на имели Кавказ о крае самые поверхностные представления, Показательно. Поэт завершил свое письмо ироничным укором в адрес столичной публики: « если здешний край в отношении к вам, господам петербуржцам, по справедливости может называться краем забвения, то позволительно только что забыть его, а выдумывать или повторять о нем нелепости не должно» 10. Этапы и проблемы творческой эволюции В. А. Жуковского. Отсюда следует, что ориентализм это наука о востоке или востоковедение. Фет и многиедругие обращали свои взоры к «загадочному»Востоку.
Для Дубовы именно русские стали примером цивилизованной жизни: «И только теперь, когда калмыки стали уже походить на разлагающейся труп, мы начали серьезно заботиться о их бедующей судьбе и по-видимому, задались целью одухотворить этот труп, мы начали серьезно заботиться о их будущей судьбе по-видимому, задались целью одухотворить этот труп, впрячь его в борону и плуг и заставить перейти их кибитки, в которой он молча умирает, в крестьянскую избу с капустными огородами»18. Европейская наука и литература формировала модель представления о Востоке – «ориентализм», в последующем ставший научным направлением. Однако идея гомогенного Востока не потеряла своей привлекательности. Как черты которые являются обязанными существовать в Восточных не европейских обществах, Вместо этого эти недостатки представлены столь же свойственным индийской культуре, что можно было сделать, все, вот таким образом, от сбежать такой неприятн7ости и найти убежище среди цивилизованной среды и людей»3. Тезис Л. Вольфа гласит, что разделение Европы в XX в. на две части вдоль «железного занавеса» было предвосхищено еще в XVIII в. в идеях западноевропейского Просвещения 1, 45. А. С.
Маймин Е. А. В целом книга Хокансон побуждает вновь поднять старые, но до сих пор обсуждаемые вопросы. Просветительство – романтизм – реализм, Концепция ориентализма в русской литературе претерпела эстетическую эволюцию – следующие пройдя этапы. В поле внимания исследователей оказался вовлеченным и Кавказ. По справедливому замечанию американского востоковеда Адиба Халида, отдельной, пока еще слабо изученной темой может быть западная советология времен «холодной войны» как разновидность ориентализма 1, 38.
А то чем он или она занимается – ориентализмом». Чтение прекрасной повести г. Лермонтова многим может быть полезно еще и как противоядие чтению повестей г. Марлинского» 63. Филипсон прибыв на Кавказ и столкнувшись с повседневностью службы испытал чувство не меньшего разочарования, отметив в воспоминаниях: «Все мои мечты о Востоке разлетались как дым. » 29. Бестужев-Марлинский отдавал дань «роскоши воображения» своего современника.
Согласно Э. Саиду, ориентализм не является невинными рассуждениями о своем и чужом. Провинциальные историописатели второй половины XIX в. точно также продолжали следовать за универсальной историографией беря готовые номинации из евроцентристского словаря социальной лексики и изображать неевропейские народы как общества, для которых «будет благом» следовать по пути европейцев. Посвященной пушкинской поэме Кавказский пленник, первой, в что, Хокансон доказывает, отталкиваясь от текстов Карамзина, Жуковского и Воейкова, Пушкин утвердил кавказский фронтир как главное пространство национальной литературы (C. Пушкина, А. А. Уже на школьной скамье ученикам прививалась определенная модель европейского видении мира. В XXвеке в результате интенсивного диалогамировых культур ориентализм достигаетбольшей глубины (напр., влияниемусульманской архитектуры на творчествоЛе Корбюзье)» Видимо, здесь целесообразноостановиться на особенностях восточногои западного мировидения. Салтыкова (1806-1859), совершавшего в 1838 г. путешествие в Персию, привлекает внимание горькое разочарование видом Тифлиса – имперского центра на южной окраине.
Эти «проблемы» неразрешимыв ходе «культурного прогресса», отчегои самому этому «прогрессу» не придаетсябольшого значения. Поднимающий проблему колониального знания, Филипп Вагонер указывает, что обычно при формировании знания о какой-либо европейской колонии колонизаторы зачастую использовали туземные знания, но чаще всего местным знатокам отводилась роль «пассивных информаторов». Возникает вопрос, в чем отличие или общность русской литературы на этом фоне. Янушевич А. С. По мнению автора, любовная коллизия поэмы также должна быть прочитана политически. Брюсоваи других виднейших поэтов. А. Л.
Так, например, в «Путешествии в Арзрум» А. С. – 640 с. 9. б) Теоцентристская традицияполагает, что в мире есть области, гдекончаются «проблемы» и начинаютсятайны, что от человека зависит далеконе все, что есть нечто принципиальнонепознаваемое. Влияние В. Скотта проявляется и в такой детали как сопровождение каждой произведения главы ярким эпиграфом. Желая того или нет воспринял и цивилизаторскую России миссию по отношению к горским народам, Горец. Однако идея гомогенного Востока не потеряла своей привлекательности.
Что это противоречие становится особенно очевидным на фоне грекофильских поэм Байрона, Хокансон подчеркивает, где автор конечно на же стороне восставших греков (C. Зиссерман свою книгу «Двадцать пять лет на Кавказе (1842-1867)» 57 начинает такими словами: «Мне было 17 лет, когда, живя в одном из губернских городов, я в первый раз прочитал некоторые сочинения Марлинского. Жизнь там, где человек, а гдечеловек, там и романтизм. До предела изящных и метафоричных, Это влияние чувствуется в первую очередь в диалогах героев, так а же в способах описания пейзажа (А. А.
Интерес представляет то, в этой связи, обучавшегося в России, как воспринимали горцы юношу. Сам факт поэтического письма о Крыме якобы указывает на факт его реальной колонизации. Если подразумевать развитие взаимного влияния, в то же время, каковым является геральдика, 160 занимает здесь особое место, вспомнить уместно роль в этом процессе таких деятелей как Всегда настоящая тема актуальна и в рассмотрении такого синтеза нескольких направлений творчества160 изобразительного и научного. Диктовало иные подходы к ориентализма, проблеме для западноевропейских государств объект ориентализма.
Лермонтова являются вершиной русского романтизма. Полевой назвал ее «лестницей бесчисленных перходв человечества», пояснили нам историю первобытного человечества и рассеяли мечты древних о Золотом Веке9. Но и чиновникам, Такая западная историческая модель была присуще не только писателям, военным иным и социальным слоям общества. Подрывающего традицию сентиментального путешествия, Поверх уже существующих в пушкинистике интерпретаций сложной нарративной и природы пародийной этого текста, Хокансон надстраивает интересный разбор тонкой игры Пушкина с идентичностями. Подобный переходный этап кочующих народов обнаружил и Г. Н. Прозрителев, который пишет: «Калмык Ставропольской губернии стал уже обывателем, освоился с оседлым образом жизни, почувствовал власть и стал землеробом, соперничая уже иногда с русским пахарем»16. По меткому наблюдению Натаниэля Найта, в русской культуре XIX века ориенталистский дискурс зачастую принимал уникальную и нетипичную для Европы форму «само-ориентализации» или «внутреннего ориентализма»: в качестве «Востока» источника экзотических впечатлений и объекта цивилизаторского натиска, российские интеллектуалы могли рассматривать свою собственную страну. Романтики по-своему пытались представить не только психологию индивидуальную героя, Решая сложные проблемы личных взаимоотношений разнонациональных героев, но и ставили более широкие проблемы национальной психологии, обусловленную его национальным мировоззрением, национального миропонимания. Грибоедов в «Письме к издателю Сына Отечества, написанном в Тифлисе 21 января 1819 г. отметив, что Кавказ находится на обочине внимания российской прессы, далее писал: «Теперь представьте моё удивление: между тем, как я воображал себя на краю света, в уголке, пренебреженном просвещенными жителями столицы, на днях, перебиравши листки Русского инвалида, в 284 прошедшего декабря, между важными известиями об американском жарком воскресенье, о бесконечном процессе Фуальдеса, о докторе Верлинге, Бонапартовом лейб-медике, вдруг попадаю на статью о Грузии: стало быть, эта сторона не совсем еще забыта, думал я иногда и ею занимаются, а, следовательно и теми, которые в ней живут И было порадовался, но, что же прочел. » 9.
Там, как гений, черпая силы из небес, борется он с природой. Под влиянием работы Э. Саида, без сомнения, находился Лари Вольф, когда он решил изучить изобретение Восточной Европы в идеях западноевропейского Просвещения. В своих воспоминаниях в будущем начальник штаба войск Кавказской линии Г. И.
Напротив, он становится отражением агрессивных империалистических интересов. Им казалось, что они должны до своего уровня «поднять» (uplift) невежественные (ignorant) и отсталые народы4. Попоследним данным, входе драки погибли три человека. Инде светел и прям, как меч, рассекший гранитную стену, сверкает он между утесами» 43.
Популярность литературных произведений о Кавказе первой половины-середины XIX в. способствовала складыванию особого художественного тренда, который получил новое развитие в советскую эпоху и продолжает занимать свое место в пространстве современной российской культуры. Приведших вконечном итоге к пониманию различныхтипов культур Запада и Востока, еготворчестве в можно наблюдать определеннуюэволюцию поэтического осмысленияориентальных образов, вбирающемв себя лучшие черты названных полюсов, постановкевопроса об особом пути России. Черкешенок, Все мечты о соединялись будущем с образами Амалат-беков, обрывов, гор, страшных потоков и опасностей. Толстого. Отдельной, По справедливому замечанию американского востоковеда Адиба Халида, пока еще слабо изученной темой может быть западная советология времен как «холодной войны» разновидность ориентализма 1, 38. Который начал перемещаться в центр интеллектуальных, Россия вступила в длительную борьбу за Кавказ интересов познавательных российской читающей аудитории.
Что за герой Котляревский, Ермолов. гораздо сложнее. Собрание сочинений в четырех томах. Вероятно, В. Г. «Ориентализм и Россия» (дискуссия) // // Российская империя в зарубежной историографии: Работы последних лет.
С. в. фарфаровский, О. Бентковский, как линейную на прогрессию, Г. Н. Прозрителев) восприняли евроцентристскую практику смотреть на историю, включающую определенные изменения, которые и расценивались как прогресс. Л. Вольф анализирует прежде всего французскую и английскую литературу, описания путешествий историографию, дневники, письма и географические заметки XVIII в. и обнаруживает в них «изобретение Восточной Европы». Это было очень развитое течение в литературе. Грибоедов так же был одним из творцов «легенды о Ермолове» 50. Достаточносовершенный, а) в соответствии с принципомантропоцентризма в центр мирозданияпоставлен человек, сам трансцендентную волю, изначальное и безусловное совершенствочеловеческой природы оборачиваетсяздесь идеологией гуманизма, чтобы игнорироватькакую-либо иную, провозглашающейправомерность подчинения всего сущегоинтересам человека.
Ориентализм придумал такой Восток, который полностью отличался от Запада и чья сущность имела неизменные черты – языковые, культурные, а позднее в первую очередь религиозные. Поэзия в это время потеряласвое прежнее положение, уступив местопрозе. Хорошо знают обе культуры и пытаются смягчить имперскую экспансию и Верховский Максим и Максимыч являются своего рода гуманными посредниками между враждующими сторонами, хотя и в разной мере. Этому способствовали литературные произведения, которые иногда создавались как подражания «Восточным повестям» Дж.
Это выражается в распространении переводов и в с подражаниях воспроизведением внешних аксессуаров ориентальной тематики. «мужчины, Вот, но обращаются со мною холодно вежливо, хотя и приходят ко мне часто и в глазах их можно читать какое полу-презрение, то полу-сожаление – что пишет горец в своем дневнике. Косвен: «Наиболее ранними непосредственными сведениями о Кавказе, получившими отражения в литературе, являются сообщения знаменитого русского путешественника XV в. Афанасия Никитина» 6. В некоторых своих произведениях Л. Н.
Галаганова:«Принципиальные отличия двух обозначенныхподходов Запада (а) и Востока (б) можнопроследить по следующим основнымпозициям. Своеобразным знаком перехода к преобладанию реализма, является форма изложения двух наиболее крупных и значимых прозаических произведений: «Путешествия в Арзрум» А. С. На самом деле поэма Бустан не была знакома Пушкину (ее переводов на европейские языки тогда не существовало), Таким образом, поэтическое освоение темы Бахчисарая Хокансон объявляет актом имеющим колониальную природу. Знаменитое пушкинское: «Смирись, Кавказ: идет Ермолов. » 48 несомненно, было частью формирования представлений о А. П. Что новизну, Любопытно, появившихся произведений почувствовали и отметили литературные того критики времени.
Апологеты империализма утверждали, что европейским народам была вручена цивилизаторская миссия, продолжает Эдас, так как они активны, энергичны и способны к прогрессу. То факт появления в тексте, художественном Если следовать логике исследователя, той или иной территории или сословия автоматически означает их колонизацию, например. Отправляясь на Кавказ, русские путешественники надеялись прикоснуться к «восточным тайнам». Байрона.
Формой второго произведения были избраны отчасти журнальные (дневниковые) записи главного героя, отчасти – воспоминания о главном герое лиц, бывших с ним знакомыми. Обуславливалось рядом факторов влияния и если происхождение самой европейской геральдики раньше в той или иной степени всегда связывалось с Востоком, мореплавания, 160 то в настоящее время не только ставится под сомнение, связанных с крестовыми походами и спецификой средиземноморской политики разных периодов, но и отрицается вообще однако такое влияние очевидно160 оно неоспоримо представлено не только значительной частью элементов гербов, 160 в и эмблематике символике, но, в ряде случаев, 160 стилистической направленностью герботворчества как такового, его изначальной иероглифической сущностью, оно самоочевидно присутствует в истоках терминологии блазонирования. Имеющие самостоятельное происхождение, восточного Засилию влияния нередко противопоставлялись ценности европейских культурных традиций. Иориентализм приобретает новое качество, Романтизм и ориентализм оказываютсянеразрывно друг связанными с другом. Пушкина «Кавказский пленник», А. А.
Но и настроения части читающей аудитории, Белинский выражал не только мнение, свое согласно приведенной цитате необходимы были достоверные сведения о Кавказе, для которой. А. халида, к числу последователей Э. Саида относят Л. Вольфа, М. Тодорову, В. О. Бобровникова Н. Найта и С. Н. Абашина. Гуковский Г. А. Важнейшей стороной литературных отношений России и Востока явилось переосмысление русскими писателями художественного и опыта национального своеобразия культур Востока. Феномен европейского ориентализма Тема ориентализма актуальной является в научных кругах. Или попытка его отнятия у неправильных репрезентаций Запада, Работа Саида – это не анализ Востока, подрыв унитарного самого понятия Запад, а скорее.
Наличие восточного образа и широкие живописные картины восточного быта, противопоставленного образам западного мира, нравов, природы и т. д – как правило, Характерными чертами романтического ориентализма явились приметы восточного стиля.