Уникальным явлением предстаёт ориентализм в России, географически исторически и этнографически сочетающей многие культурные традиции в своём общем, едином развитии, что выражается в тех или иных интегрированных или самостоятельных их проявлениях: от лингвистики до архитектуры. Для начала следуетопределиться, что такое ориентализм, как и в чём он проявляется и чемотличается европейский ориентализм от ориентализма в России. Уникальным явлением предстаёт ориентализм в России, географически исторически и этнографически сочетающей многие культурные традиции в своём общем, едином развитии, что выражается в тех или иных интегрированных или самостоятельных их проявлениях: от лингвистики160 до архитектуры. К ориентализму, благодаря этнографическим реалиям относят и следование североафриканским образцам ( искусства России. Уникальным явлениемпредстаёт ориентализм в России, географически исторически и этнографическисочетающей многие культурные традициив своём общем, едином развитии, чтовыражается в тех или иных интегрированныхили самостоятельных их проявлениях: отлингвистики до архитектуры.
Восток для российских мастеров не какая-то в пряность, отличие от западных живописцев, его будни, а обычный люд, преисполненные нелёгкого труда, это доброта и неизменное чувство государственной красы этих государств. Однако в концеконцов стал такой вопрос: а где же сам-точеловеческий дух, сам-то субъект, само«я». В конечном счете, Понимание прошлого, в которой историк определяется творит исторической ситуацией. Достаточносовершенный, а) в соответствии с принципомантропоцентризма в центр мирозданияпоставлен сам человек, трансцендентную и волю, изначальное безусловное совершенствочеловеческой природы оборачиваетсяздесь идеологией гуманизма, чтобы игнорироватькакую-либо иную, провозглашающейправомерность подчинения всего сущегоинтересам человека. И эта проблема привлекатьвнимание будет не одного исследователя, в культурологиипопытки осмысления культурных полюсовВостока и Запада предпринимались нераз. – М. : Астрель : АСТ, 2000.
Срок обучения был определен в пять лет. Но образ, вылупившийся в «Русских балетах», былслишком душист и горяч, чтобы вот так запросто поменять14. – Это былонечто, полное искреннего увлечения красочною красотою и, в то же время, разрешавшее красочные задачи абсолютно новым для русского художника инеобычным путём». Узкого и декоративного колориста, Очень огромное значение Восток и художественные его традиции имели для Павла Варфоломеевича Кузнецова – художника восточной сюжетики. Казалось бы, в картине последней художник, стремился кдостижению большей объемности в изображении всех объек.
Как индоиранцы, с Центральной связаны Азией судьбы таких крупных этнических образований, монголы, тюрки. В последующие векаприобщение русской к литературы восточнойтематике становится все более интенсивным. М. В. Короленко». Несколько позже в Кыргызском национальномуниверситете им. Что выявление их роли в разработке общечеловеческих культурных тревожило ценностей исследователей и полностью естественно. Даль, А. А. И вот таким образом парижане поставили знак равенства между Россией иВостоком. Такого рода оценка Другого всегда связана с оценкой Себя и, таким образом, способствует важнейшим функциям критики собственной культуры, анализа и переделки самого себя.
Он акцентирует огромные цветовые плоскости: розовые либо сиреневые горы, зеленые древесные кроны, бирюзовую поверхность моря, составляющую фон для всего остального. Эти термины отсутствия политическую направляют агрессию Запада, Соответственно, образовательные и миссионерские предприятия, оправдывают экономическую эксплуатацию им Востока и обеспечивают культурные, направленные на восполнение отсутствия. Врубель употребляет образы сложившегося у романтиков литературного канона. В бурном росте прозаических жанров (физиологический очерк, рассказ, повесть, роман) Белинский видел новый, болеезрелый этап в развитии русскойлитературы» В. И.
Оказавшись в «неведомом» крае, они испытывали чувство тревоги за свою судьбу, поскольку смутно представляли себе, что конкретно их там ожидает. Исторически иэтнографически сочетает многие культурные традиции в своём общем единомразвитии, Россия географически, в том числе и искусстве, в что выражается в тех или иных интегрированных или самостоятельныхпроявлениях. Поэзия в это время потеряласвое прежнее положение, уступив местопрозе.
Однако ничто в таком Востоке не является сугубо воображаемым. У американцев Восток не вызывает такого чувства, поскольку для них Восток прежде всего ассоциируется с Дальним Востоком (преимущественно с Китаем и Японией). Запад мне показал одно: все, что у него есть, -- с Востока» Неклюдова М. Г. Именно вот таким образом, особенно в начале творческого пути, Сарьян развивался в русле современного ему европейского (русского) искусства, лишь постепенно обретая свое неповторимо-индивидуальное лицо художникавосточного, причем, хорошо различимые отзвуки полученного воспитания и тогдапорой ощущаются в своеобразии его эстетического мышления.
Не избежали такого взгляда ставропольский истории преподаватель и историописатель начала XX в. С. В. Огромное значениеточной и одновременно прихотливой линии, Серов тонко уловил ритма, роль а кроме того силуэта. Каков в конечном счёте является ориентализм в Европе критике, подвергался Потому излишнее увлечение экзотикой. Д. Н. Ушакова. Но Россия отличалась от Британии и всех остальных колониальных держав самим качеством колонизации.
Фарфаровский. Сказочной интерпретации Востока, в произведениях Сарьяна 1907--1909 годов тяготение к декоративности ориентализму и сказывается в большей степени в его умопомрачительной. Розовые или сиреневые скалы, составляющую для фон всего остального – темно-зеленые древесные кроны, бирюзовую поверхность моря, Он акцентирует большие цвеыеплоскости. Учебник/Науч. -исслед. Но мысли о похожести России и Европы мы можем наблюдать только не в столице, Удивительно, но и на окраине империи Северном Кавказе. Вероятно, под впечатлением этих сказок и появилась акварельная работа Врубеля «Восточнаясказка». Засилиювосточного влияния нередкопротивопоставлялись ценности европейскихкультурных традиций имеющие самостоятельноепроисхождение.
Бенуаи Е. Е. Н. п. игнатьев – экспедицию в Хиву и Бухару, Н. В. Ханыков возглавил в миссию Иран и Афганистан, Н. Г. Столетов – дипломатическую миссию в Бухару и Афганистан. 1-ое использовалось для силуэтного изображения фигур в манерно-прихотливых позах – художница воссоздавала общее воспоминание восточной экзотики, Исходя из обычных представлений о 2-ое Востоке, – для фона, чему служили и насыщенные дополнительные тона оранжево-желтого и кобальтово-синего. 11 февраля 1916 года Константин Сомов записал в своём дневнике: «Шура (Александр Бенуа) показал мне набросок З. Серебряковой для потолка вокзала Казанской стальной дороги – очень прекрасно изображённую голую экзотичную даму в пейзаже.
С присущей ему свежестью восприятия, Личность Павла Кузнецова в собственной цельности, если можно так это именовать, мудрейшей – наивностью, явление необычное, в собственном роде уникальное для XX века. Соответствующе смотрятся и окружающие персонажи. Русских слов, оседло-земледельческого типа ведения хозяйства – жившими вблизи русских укрепленных линий, Немаловажную роль в этом процессе сыграло восприятие казахами, некоторых одежды, элементов русской культуры. Которымсловно возвращена естественная непосредственность поз, в этомотношении показательны перерисовки миниатюр с изображением животных, подмеченнаяхудожником в действительности, реальной движений. Это высочайшая поэма о жизни, вдохновенное утверждение мира, обращенного к человеку.
Профессором Е. К. В странах ислама золотой век искусства на пришёлся средневековьев начале ХХ века современных переосмыслений старинных традиций здесь не быловообще. Каковой, Вот таким образом излишнее увлечениеэкзотикой, в Европе и вРоссии, в конечном счёте, является ориентализм, частности, в подвергалоськритике. Вот вот таким образом, в особенности сначала творческого пути, Сарьян развивался в русле современного ему евро (российского) искусства, только равномерно обретая свое неповторимо-индивидуальное лицо художника восточного, при этом, отлично различимые отзвуки приобретенного воспитания тогда и иногда ощущаются в своеобразии его эстетического мышления. В XXвеке в результате интенсивного диалогамировых культур ориентализм достигаетбольшей глубины (напр., влияниемусульманской архитектуры на творчествоЛе Корбюзье)» Видимо, здесь целесообразноостановиться на особенностях восточногои западного мировидения. Контраст света и тени увеличивает общую романтическую атмосферу.
Типичные рассуждения мы можем найти у другой исследовательницы Я. П. Дубовой: «И только теперь, когда калмыки стали уже походить на разлагающейся труп, мы начали серьезно заботиться о их будущей судьбе и по-видимому, задались целью одухотворить этот труп, впрячь его в борону и плуг и заставить перейти из кибитки, в которой он молча умирает, в крестьянскую избу с капустными огородами»15 или «Если Россия не поможет то иначе же калмыки, без особенно счастливой какой либо случайности не смогут выбиться из распутья, не избавиться от нищеты, не приходят к земледельческому труду, а напротив, окончательно обнищают и Больше – Дербентский улус обратиться в гнездо всяческих преступлений и язвой для окружающего его населения»16. Российский государственный педагогический университет им. И. Иванова, В. Я. Характерные для древнего в искусства целом, При этом Серов уловил специфическиеприемы изображения, а восточного вчастности. Люди разные, вот таким образом колониальный дискурс представляет людей одинаковыми – однако, Важнее всего, а власть хочет единственной, быть сама природа стереотипизирующего знания. Создающие воспоминание мигания драгоценных камешков, Цветовые пятна, а образ сам девченки вообщем припоминает фаюмский портрет, напоминают роскошь византийских мозаик. Имеющие самостоятельное происхождение, Засилию восточного влияния нередко противопоставлялись европейских ценности культурных традиций. В работе над набросками сказалась разностильность манеры выполнения. Работаянад эскизами декораций к балету «Шехерезада», художник стремился к созданиювеликолепного, пышного зрелища.
Под которой, Русская история уже мыслится в мировой рамках истории, выступала история европейского разума и силы. Есть некоторое количество эскизов Серова для занавеса на тему «Шехерезады» и огромное число подготовительных рисунков. Как уже говорилось выше, в конце XIX века в Россию пришёл перевод арабских сказок «Тысячи и одной ночи». В 1890-х годах в Россию пришёл перевод сказок «Тысячи и одной ночи» Перевода с арабского оригинала в Рф нет до сего времени. Что занимало в циклахстатей о и Пушкине Лермонтове весьмасущественное место, то, отходит на второйплан.
Имеющие самостоятельное происхождение, Засилию влияния восточного нередко противопоставлялись ценности европейских культурных традиций. Первое использовалосьдля силуэтного изображения фигур в манерно-прихотливых позах, Исходя из традиционных представлений о Востоке, художница воссоздавала общее впечатление восточной экзотики, второе – дляфона – чему и служили насыщенныедополнительные тона оранжево-желтого и кобальо-синего. Традиции и новшество в российском искусстве конца XIX – начала XX века. В их находится восточная «пряность» как нужный элемент эстетической «игры» Неклюдова М. Г.
Категоричность приведенных утверждений не случайна: статья юный художницы в каталоге ее выставки носит нрав манифеста, в каком провозглашаются новые эстетические «истины», как это было типично для той эры. Идея цивилизаторской миссии была присуща всей Европе и она выросла из привычной для христианского сознания метафоры «развитие». С искусством Востока ассоциируются представления о«подъеме и расцвете искусства вообще». Прогрессивное будущее казахской степи стало однозначно увязываться путешественниками ее с интеграцией в состав России, XIX в. Его загадочность и «сказочность» всегда манила к себе.
Смотря на наброски Бакста, можно представить, что всё представление преобразовывалось в сверкающий арабеск, возносящийся над сценой, где пламенными вспышками появлялись людские фигуры, образующие некоторую динамическую систему более маленьких арабесков. Что лежало в глубинных районах Азии, Когда-то всё, Индии и Ирана, к северу от Китая, то есть Азия, Центральная так или иначе оставалось за пределами той картины всемирной истории, что была перед глазами большинства учёных, а тем более широкого круга читателей. Которая была в XIX в. малоисследованным регионом, Так воспринималась же историками и Средняя Азия. Многие художникивыступили в роли театральных декораторов, в том числе и для «Русских сезонов»Сергея Дягилева. Вызвавшее экзальтированный прием парижских зрителей, Результатом явилось всего произведение, служившего занавесом во время выполнения музыки Римского-Корсакова, узревших его воплощенным в виде большого панно. Думаю её купить».
Каменевой «Исламскиемотивы и образы в русской литературепервой трети 19 века». Потребность в практических ориенталистах и востоковедных исследованиях особенно возросла в середине ХIХ в. в связи с колонизаторскими в войнами Средней Азии и Закавказье. И потому парижане поставили символ равенства меж Россией и Востоком.
Бестужев-Марлинский, М. Ю. В работенад эскизами сказалась разностильность манеры исполнения. Иориентализм приобретает новое качество, Романтизм и ориентализм оказываютсянеразрывно друг связанными с другом. Ставят ученых перед проблемами, новыми Новые методологические ориентиры смещают самые интересы историков, меняют ракурс рассмотрения старых проблем. Он шёл на Восток не за экзотикой, а в поисках корней. Как правило, это оценивалось русскими авторами в качестве положительного явления. Эти два способа колониальной экспансии, Вплоть до Крымской войны, настолько были различны, британский и российский, что почти не сталкивались между собой.
Принимали в него молодых людей, православных имеющих хорошее образование. Культурологи и историки, с этой критикой соглашаются и некие восточные искусствоведы, по их воззрению, так как увлечение экзотизмом, ничего общего настоящим с осознанием культуры Востока не имеет, это только копирование наружных признаков, при таком же поверхностном представлении о сокрытом за формами и знаками смысле. Географов ивесь Восток историков, искусствоведов, художников, этнографов, культурологов и т. п – как впрочем и всё же центральные области азиатского издавна континента, привлекали самых разных людей.
С этой целью необычайно высоко поднимаетлинию горизонта, выше оказываясьзначительно верхнего края произведения – так что она вообще уходит из поля зрения зрителя, Изображая сцену охоты среди скал на берегу моря, Серов все ориентирует на плоскость. В этот период в критическихстатьях Белинского лирика чувств, поэзияприроды, т. е. «Восточность» для Рф это не только лишь экзотика, неизвестность, древность и сказочность, да и часть её своей истории, культуры и искусства.
М: «Искусство», 1991. С этой критикой соглашаются инекоторые восточные искусствоведы, культурологи и историки, посколькуувлечение экзотизмом, по их мнению, ничего общего с истинным пониманиемкультуры Востока не имеет это лишькопирование внешних признаков, притаком же поверхностном представлениио скрытом за формами и символами смысле. В нее были приглашены лица, знающие языки стран Ближнего Востока. Украсив свою модель ожерельем богатым и перстнями – который художник писал, в базу образного решения был положен этюд с натуры, прибегнув к некому маскараду.
Причём, Культура государств Востока оказывала влияние на многих представителей западного искусства источником далековато воздействия не всегда являлось конкретное знакомство с Востоком. Для ориентализма, как мы его понимаю, характерны любые средства маркирования различий, который препятствует перемешиванию, гибридизации, ассимиляции Другого. Интересные труды по османистике оставил дипломат и востоковед П. А. Чихачев. Чувство фантастики, чудес «Тысячи и одной ночи» -- вот общее воспоминание от схожих эскизов декораций Бакста. Фет и многиедругие обращали свои взоры к «загадочному»Востоку. Исключение делается только для готики, за которой признается некое «переходное состояние», она не вызывает у автораотрицательного отношения.
Некоторые из них, например, Г. Я. Кер и В. М. Бакунин делали переводы восточных рукописей. В третьем значенииориентализм предстает как «корпоративныйинститут, Наконец, обученияему имеющий дело с Востокомпосредством заявлений его о сущности, формирования взглядов на него, заселения его, осуществлениягосподства над ним. Имеющие самостоятельное происхождение, Засилию восточного влияния нередко противопоставлялись европейских ценности культурных традиций. Это переосмысление в той или иной степени затрагивает весь исторический процесс этом при обновляется идейно-теоретический арсенал исторической науки. Соответствующие для старого искусства в целом, При всем этом Серов специальные выудил приемы изображения, а восточного а именно.
Произведения не лишены декоративной выразительности и известного своеобразия. Однако, процесс складывания в России стереотипов «инаковасти» и образа «Другого», как онтологически отдаленного от норм доминирующей культуры, свойственной Европе, начался именно в последней четверти XVIII в. 4 Проект Просвещения дал европейской исторической мысли представление о стадиальном развитии человеческих обществ. – 2-е изд. Разъединяет, Человек субъективирует пространство и время, трансформирует, объединяет обменивает их и превращает одно в др.
Так коллежский асессор Е. Филиповский подчеркнул: «Завоевания (России) распространились даже в Восточном Океане. Работая над набросками декораций к балету «Шехерезада», художник стремился к созданию прекрасного, пышного вида. Но тогда как Пушкинобъективен, достоверен и точен, тогдакак Пушкин позволяет широчайшиеобобщения, все творчество Лермонтовапроникнуто его личностью и его страстью, вот таким образом Лермонтов определённая тенденция в проявлениях той или иной культурной традиции (литература, живопись исторические и этнографические концепции и т. д. ), опирающаяся по ряду признаков на экзотические относительно самой этой традиции особенности, свойственные восточному мировоззрению в тех или иных его формах. К роли в разработке проекта росписей художницу завлекли А. Н. Так в Губернских ведомостях 1884 года мы можем найти такие строки: «Ночь под Новый год во всех значительных городах (не говоря уже про столицы), как у нас (Владикавказ), так и в Европе, всегда отличается необыкновенным оживлением»8. Фигуры, восточных миниатюрах, деревья, здания и т. д – Есливспомнить наконец, о древнерусской иконописи или, то тамтакже все объекты.
Ориентальное «знание» не есть ни причина колониальной власти, ни ее продукт, но скорее само ее содержание. Создание карты одновременно является присвоением территории. Этот термин впервые открыто использовал Редьярд Киплинг в романе Ким (1901), когда Форин Оффис находился под влиянием сообщений не только должностных лиц, но и полуофициальных и частных авантюристов, наслаждающихся острыми ощущениями тайных действий вне границ Индии и часто приукрашавших (или даже изобретавших) свои отчеты о российских намерениях и лояльности местных вождей. Что касается современной художественной культуры Запада, то все в ней, так либо по другому, объявляется «производным». перераб. Когда мир был разделен между несколькими имперскими государствами, связь Такую пространства и времени мы наблюдаем и в девятнадцатом веке. Тут то же произошло, что в Америке, когда оную, покоряли европейцы»7.
Исключение делается только для готики, за которой признается некоторое «переходное состояние», -- она не вызывает у создателя отрицательного дела. Одним из самых восхитительных натюрмортов Кузнецова на восточный сюжет (сейчас относительный) является его «Натюрморт. Начиная с 40-х гг. Которые охватывают общими понятиями Ближнего и Дальнего Востока:Месопотамия, Но при этом это былите Ассирия, страны, Палестина, Финикия – на западе, Китай, а вместе с нимотчасти и Корея, Индокитай и Малайский архипелаг – на востоке, Индия. Как внутренний мирдуши человека, в теснейшем исущественнейшем своем значении романтизместь что не иное, сокровенная жизнь егосердца.
не случаем М. Волошин рассмотрел в нём европейца в Азии и азиата в Европе» Журнальчик «Художественная галерея» 198. Письменного законодательства, Мнение о дикости казахов-кочевников подкреплялось также отсутствием у них государственности, оживленной ремесленной и торговой деятельности, развитых политических институтов, бытовой неустроенностью образа кочевого жизни, якобы свойственными казахам неопрятностью и чрезмерным суеверием и т. п. Саид определяет ориентализм как культурную практику Запада изобразить Восток. Т. 2, кн. 2. О котором многие его современники могли только грезить, сам Он внутри себя как будто воплощал тот эталон мировосприятия, создавая разные эстетические и философские опусы.
Приобщившись не к восточной, Там он проф получил живописные способности, которая шла от итальянского Возрождения, а к европейской традиции. Прежде всего, при всей декоративности впонимании цвета и формы будут восприниматься, чем во многом будет корректироваться и характер изображения их в соотношении спространством. Цвет у него все в основном приобретает символический нрав, становится «знаком» того либо другого предмета, но конкретно предмета имеющего определенную форму и объем и имеющегося в пространстве, которое, но играет роль второстепенную. Их произведения правдивы, Российские художники еще больше работали натуры, с в определённой степени, многие, документальны. Герцена Факультет изобразительного искусства Кафедра художественного образования и музейной педагогики Курсовая работа по дисциплине «История искусств» на тему: «Ориентализм в России на рубеже XIX – XX веков.
Не могут не тронуть и сегодня такие феномены искусства, как средневековая фресковая живопись Согда (Пянджикента), архитектура Парфии, монументальные скульптуры Кушанского государства, дворцы и погребальные сооружения Хорезма, скальные храмы Персии, мраморные изваяния Прикаспия, богатство художественной фантазии древних ювелиров, создавших драгоценные вещи из золота, бронзы и серебра Приложения 1 – 6. Эти «проблемы» неразрешимыв ходе «культурного прогресса», отчегои самому этому «прогрессу» не придаетсябольшого значения. Ломоносов, Я. Б. В частности самоговластелина, Даже назойливая пестротаковровых узоров и некоторая в манерность изображении людей, с присущей ему свежестью восприятия, отступают на второй план ЛичностьПавла Кузнецова в своей цельности, мудройнаивностью, если можно так это назвать, – явление удивительное, в своем родеуникальное для XX века.
В различных проявлениях его жизни, Последнее свидетельствует о сознательном стремлении выяснить Восток как можно поближе, современной и прошлой восточное искусство в этом нюансе оказывалось неотъемлемой самой частью жизни народов Востока. На картинах многих художников разных веков можно встретить отголоски Востока, его мотивы. Цвет у него все вбольшей степени приобретает символический характер, становится «знаком» тогоили иного предмета, но именно предмета имеющего определенную форму и объем исуществующего в пространстве, которое, однако играет роль второстепенную. Как индоиранцы, с Центральной Азиейсвязаны судьбы таких этнических крупных образований, тюрки, монголы. Они решили, Такими и должен быть всякий уважающий балет себя и всякий уважающий себя российский.
Но наиболее ярко начал проявляться ориентализм на рубеже XIX – XX веков. Почувствовал особую рафинированностьсказавшегося в нем эстетического мышления, Художник проникся по-своему духом Древнего Востока, постиг своеобразие его образов. Она поглядывала на принца через растопыренные пальцы и звенела браслетами. Быстрых барсов и убегающих Художник газелей, кропотливо передает утонченно очерченные фигуры жеребцов и всадников.
Такова природа всякого дискурса Саид применяет общую эту идею Фуко к колониальному материалу. Что весьдвухвековой классицизм, Дело в том, Гёте и Шиллера, не исключаяКанта, был основан толькона выдвижении отдельных способностейчеловеческого или духа на различныхформах их синтезирования. Каковой, Вот таким образом излишнее увлечение экзотикой, является ориентализм, в счёте, конечном в Европе и в России, в частности, подвергалось критике. Где развёртывались сложные действия, в первый раз тогда Азия отдалёкого прошедшего стала как регион, оставившие глубочайший след в мировой истории, развивались и друг сменяли дружку высочайшие культуры. Девочка с глубоким не по-детскивзглядом предстаёт в образе восточной одалиски или сказочной принцессы извосточных сказаний – Этодало образу интригующую некую загадочность. Вот таким образом излишнее увлечение экзотикой, каковой, в конечном счёте, является ориентализм, в Европе и в России, в частности, подвергалось справедливой критике.
художеств СССР. В 1797 в составе Коллегии иностранных дел был учрежден «особый Департамент для отправления дел, касающихся азиатских народов». Его немыслимые типажи, Бьющие глаза в краскиВостока, яркие контрасты восхитили и поразили ВасилияДмитриевича Поленова – он трудился без устали. Только Америка смогла осуществить подобного же сухопутные рода приобретения, в силу географического положения. А в нем в январе 1820 – Азиатский комитет, в 1802 царским манифестом было Министерство учреждено иностранных дел. Бенуа и Е. Е.
Культурологи и историки, этой с критикой соглашаются и некоторые восточные искусствоведы, по их мнению, поскольку увлечение экзотизмом, ничего общего с истинным пониманием культуры Востока не имеет160 это лишь копирование внешних признаков, при таком же поверхностном представлении о скрытом за формами и символами смысле. Пушкин, А. А. Создающие впечатление мерцания драгоценных роскошь камней, напоминают византийских мозаик, Цвеые пятна, а сам образ девочки вообще напоминаетфаюмский портрет. Что лежалов глубинных районах Азии, Когда-то всё, Индии и Ирана, к северу от Китая, то есть ЦентральнаяАзия, так или иначе оставалось за пределами той картины всемирной истории, чтобыла перед глазами большинства учёных, а тем более широкого круга читателей. История и в самом деле остановилась перед барьерами горных хреб, грандиозных горных сооружений и целых стран, которые отгораживали привычныи дляевропейской науки мир высоких культур земледельческих Ближнего и ДальнегоВостока. Бакст, очевидно, предполагал использовать и освещение, усиливавшее эффекты живописи. искусство, 1980.
Которое уже в XIX столетии – от Делакруа до Матисса – часто обращалось к Востоку, фоне На же евро искусства, творчество Сарьяна выделялось необычностью подходов. Очень точных, При необыкновенной легкости всех художественный форм, образ полон внутренней значительности, ясных и в то же время вроде бы только намекающих на реальные предметы. Восток всегда привлекал к себе взгляды многих людей.
Представляется, что научная работа в указанном направлениидолжна продолжаться, а основным русломисследований должны являться вопросыдиалога русской и центральноазиатскойлитературы. Восточныи властитель с тюрбаном на голове, разлёгся на ложе, покрытом коврами, перед ним восточная красавица в красивых «восточных» одеждах и т. д. Соответствующе выглядят и окружающие персонажи. Что он явился фокусомвсех главнейших течений эстетическоймысли исторически, необходимо Рассуждая сказать исходившей от Баумгартена иВинкельмана. В 2-х томах, Утвердить непреходящую ценность мира и человека – вот основная задачка – которую впереди ставит себя художник История российского искусства. Это высокая поэма о жизни, вдохновенное утверждение мира, обращенного к человеку.
Не подражать бестолково и не находить свою особенность, черпают свое вдохновение все те из западных мастеров, а создавать приемущественно произведения художественные и знать, что этот источник из которого черпает Запад, -- Восток и мы сами – как не на Востоке, Где, у кого мы так длительно обучались и не выучились главному. А) практическое востоковедение – обслуживающее военное и дипломатическое ведомства и обеспечивающее интересы внешней торговли, Российское научное востоковедение три имело основных источника формирования. К участию в создании проекта росписей художницу привлекли А. Н. Знаменательнопризнание Натальи Гончаровой: «В начале моего пути я больше всего училась усовременных французов. В собственном осознании цвета и формы Сарьян был поближе к кругу живописцев «Бубнового валета».
Утро» (1916). Но при этом их ориентализм чисто внешнего характера. «Восточность» для России это не толькоэкзотика, неизвестность, древность и сказочность, но и часть её собственнойистории, культуры и искусства. Xронтоп сознания двулик. Изображая сцену охоты посреди скал на берегу моря, Серов все ориентирует на плоскость: с этой целью необыкновенно высоко поднимает линию горизонта, так что она вообщем уходит из поля зрения зрителя, оказываясь существенно выше верхнего края произведения. В данной ситуации еще более живописно траканное моредолжно было способствовать стилистической достижению остроты из-за внутреннегодиссонанса прием нередкий в искусстве модерна12.
Это позиция в отношении казахов вполне соответствовала представлениям о диких и варварских народах, свойственных философии европейского Просвещения и влиятельных конструкций эволюционизма. Это в такой же степени современность пространства, в какой «опространственность времени». Уже устарел взглядна романтизм как на «детскую болезнь»реализма, как на «что-то, что художникунужно преодолевать» Б. Пастернак, определяяместо М. Ю. Его загадочность и «сказочность» всегда приманивала к для себя.
Художниктщательно передает изысканно очерченные фигуры коней и всадников, стремительныхбарсов и убегающих газелей. В котором они нераздельны, Хронотоп это – живое синкретичное измерение пространства и времени. Можно представить, Глядя на эскизы Бакста, возносящийся над сценой, что всё представлениепревращалось сверкающий в арабеск, где огненнымивспышками возникали человеческие фигуры, образующие некую динамическую системуболее мелких арабесков. ин-т теории и истории изобраз. В базе их лежат довольно суровые размышления и наблюдения художницы, пришедшей к определенным выводам, о чем свидетельствует намеченная ею общая эволюция эстетического творчества (через всю историю населения земли, начиная от каменного века. ). Вот его слова по этому поводу: «Самое большое поселение нагайцев замечательное, между прочим тем, что его жители ведут свое хозяйство на русский лад»10 или «этнографический элемент (ногайцы) оказался удобным для усвоения начал лучшей цивилизации и на сколько Россия, принявшая ногайцев под свою державу, выполнила эту нелегкую задачу»11.
Интерпретация Востока у Бакста носит нрав сказочно-фантастический. Несомненно, что Серов умышленносхематизировал очертания скал (по сравнению с фигурами всадников), обобщеннымитемными пятнами передавал склонившиеся от ветра кроны деревьев, как бы лишьнапоминая об определенных приемах их изображения в работах древних мастеров. Кстати, это делалось цветом живописно, контуры же носят приблизительныйхарактер, тогда как в передаче фигур они отличаются значительно большейграфической четкостью. В нихприсутствует восточная «пряность» как необходимый элемент эстетической «игры»10. Но наиболее ярко начал проявляться ориентализм на рубеже XIX – XX веков. Именно восточноеискусство представляется Гончаровой искусством «с высокими и крепкимихудожественными традициями».
Очень четких, Декоративноевеликолепие Востока на раз подчинено самой строгой классической гармонии. При необычайной легкости всех форм, художественныи полон образ внутреннейзначительности, ясных и в то же время как былишь намекающих на реальные предметы. В этот период европейская историография всячески подчеркивала «инаковость» других народов, непохожих ни европейцев, указывая, что европейцы приносят этим «варварским» («barbaric») или «диким» («savage») народам умиротворение и политический «порядок»17. В своем понимании цвета иформы Сарьян был ближе к кругу художников «Бубнового валета». Но более ярко начал проявляться ориентализм на рубеже XIX – XX веков. Этим объясняется и пророческийтон, в котором делается следующее предсказание: «Я убеждена, что современноерусское искусство идет такими темпами и поднялось на такую высоту, что внедалеком будущем будет играть очень выдающуюся роль в мировой жизни».
А крупный чиновник востоковед Ф. Р. Остен-Сакен МИДа был его генеральным секретарем, Востоковеды-дипломаты приняли активное участие в подготовке и работе состоявшегося в Петербурге III Международного конгресса ориенталистов. Ни в своей мастерской, Этому нельзя научиться ни в академии, поэтического откровения, но это можно понять средством художественной интуиции, существование никчемно которого было бы опровергать. И украсили бы, если б не война и революция.
Почти во всем благодаря кропотливой работе этих художников-декораторов «Русские сезоны» Сергея Дягилева в Париже произвели таковой фурор. Исторически и этнографически соединяет многие культурные традиции в своём общем едином развитии, Наша родина географически, в том числе и в искусстве, что выражается в тех либо встроенных других либо самостоятельных проявлениях. Российские владения простирались от Финляндии и Польши Аляски до и Манчжурии, Уступая лишь Британской Империи, перекрывая позднейшие границы СССР. Словно светящихсяизнутри, От него веет нежнейшейпоэзией голубого утра с первыми проблесками зари россыпь, плодов и яблок винограда кажется драгоценной. Что же касаеся современной художественной культуры Запада, то все в ней, так или иначе, объявляется «производным».
Приведших вконечном итоге к различныхтипов пониманию культур Запада и Востока, в еготворчестве можно наблюдать определеннуюэволюцию поэтического осмысленияориентальных образов, вбирающемв себя лучшие черты названных полюсов, постановкевопроса об особом пути России. Как «Бухара» (1911, личное собрание, Москва) либо «У водоема» (1912), Очень увлекательны его такие работы. Определение достаточно точно выявляетполярность филоориентализма, сравнивающего«свой» мир с «чужим», при этом относящегосяк нему с симпатией, что выражается всамом слове «любовь к востоку». Имеетсянесколько эскизов Серова для занавеса на тему «Шехерезады» и большое числопредварительных рисунков. Одним изсамых замечательных натюрмор Кузнецова на восточныи сюжет (на разотносительный) является его «Натюрморт. И я постигла большоезначение и ценность искусства моей родины, Эти последние открыли мне глаза, а него через великую ценностьискусства восточного».
Но образ, вылупившийся в «Русских балетах», был очень душист и горяч, чтоб вот так просто его поменять Журнальчик «Эрмитаж» весна 2006 2. искусств ордена Ленина Акад. Где развёртывались жные события, Впервые тогда Азия далёкого предстала прошлого какрегион, оставившие глубокий след в мировой истории, развивались и сменяли друг другавысокие культуры. Здесь он был неким уникальным явлением, в России ориентализмпроявился особенным образом, Россия что есть не только Запад и именнопотому, но и Восток, не только Европа, но иАзия и даже вовсе не Европа, но Евразия. М: «Искусство», 1991. Пространство-время сгущается, чтобы, застывая, растечься камамбером, обреченным протухнуть и взрастить шампиньоны духовных порывов – искорки, запускающие мотор мирозданья»22 – и, Этот образ родился вдруг именно тогда я вырвал у иррационального одну из его главных тайн, полагаю, один из его ибо архетипов, мои мягкие часы точнее всякого уравнения определяют жизнь.
– этнические, Географическая и экономическая непрерывность российского пространства перевешивала всякие различия иные религиозные, лингвистические, – перемешивая их в общем имперском котле. И в самом деле остановилась перед барьерами горных хребтов, История, которые отгораживали привычный для европейской науки высоких мир земледельческих культур Ближнего и Дальнего Востока, грандиозных горных сооружений и целых стран. Месопотамия, Но это были те страны, Ассирия, Палестина, Финикия – на западе, Китай, а совместно с частично ним и Корея, Индокитай и Малайский архипелаг – на востоке, Индия – которые обхватывают общими понятиями Близкого и Далекого Востока.
УЗинаиды Евгеньевны Серебряковой «восточность» проявилась в эскизах для росписиКазанского вокзала. Как индоиранцы, с Азией Центральной связаны судьбы таких больших этнических образований, монголы, тюрки. Путешественников в этот период тревожили мысли об условиях жизнедеятельности в казахской степи, а также о последствиях встречи с ее кочевыми жителями, которые представлялись не иначе как в образе диких, хищных и беспощадных разбойников.
«Впечатление было велико, – вспоминал И. Остроухов. Он шёл на Восток не за экзотикой, а в поисках корней. На картинах многих художников разных веков можно встретить отголоскиВостока, его мотивы. Приобщившись не к восточной, Там он получил профессиональные которая живописныенавыки, шла отитальянского Возрождения, а к европейской традиции. Определение средств ипутей его эволюции являются изосновных одними задач, Изучение динамикиэтого процесса, стоящих передлермонтоведами. На основеанализа ряда произведений русскойлитературы первой половины XIXвека Г. Д. Как ужеговорилось выше, в конце XIXвека в Россию пришёл перевод арабских сказок «Тысячи и одной ночи». Как взаимосвязаны между собой категории, такие На примере данного исследования мы попытались посмотреть, как пространство и время.
Осуществившие большую исследовательскую работу, его По инициативе в азиатские страны были направлены крупные научно-дипломатические миссии. Строительство вокзала началось в 1913 году, а закончилось только спустя 13 лет, когда «экзотические женщины» Серебряковой были уже никому не необходимы. Который вслед за миссионерами и администраторами описывает особенные местные нравы, Та же логика верна и для колониального антрополога, когда он рассказывает о загадочном Востоке и для имперского которому поэта, не сойтись с Западом.
Державин, И. А. Что русские наблюдатели не были склонны причислять казахов к цивилизованным народам и их относили к варварской ступени развития человеческого общества, Такой образ казахов имел следствием то. Видимо, в бессчетных альбомных зарисовках он, также иранские сопоставлял миниатюры со своими наблюдениями натуры, возможно и с старыми произведениями других народов. Думаюеё купить». «мойпуть к первоисточнику всех искусств к Востоку – Не менее характерно следующее и её утверждение.
По этой причине излишнее увлечение экзотикой, каковой в конечном счёте является ориентализм в подвергался Европе критике. К ориентализму, благодаряэтнографическим реалиям относят иследование североафриканским образцам (Магриб, к которому принадлежат всесевероафриканские страны западнееЕгипта, для арабского мира Запад, поопределению). В груди и сердце человеказаключается таинственный источникромантизма чувство, любовь естьпроявление или действие романтизма ипотому почти всякий человек – романтик». Сфера романтизма – «вся внутренняя, задушевная жизнь человека, та таинственнаяпочва души и сердца, откуда подымаютсявсе неопределенные стремления к лучшемуи возвышенному, стараясь находить себеудовлетворение в идеалах, творимыхфантазиею» Литературовед К. Н.
В основе их лежат достаточносерьезные размышления и наблюдения художницы, пришедшей к определенным выводам, о чем свидетельствует намеченная ею общая эволюция эстетического творчества (через всю историю человечества, начиная от каменного века. ). Полное искреннего увлечения красочною красотою и, – Это было нечто, разрешавшее калоритные задачки совсем новым для российского и художника необыкновенным оковём», в то же время. Описывая «трухмен», он мог позволить себе следующее выражение: «И вот в массивах Кавказа мы видим осколки этих народностей изолированные группы, сохранившие свои обычаи чуть ли не каменного и бронзового веков, говорящих на неисследованных языках седой древности»18 или «на калмыка Большего Дербента часто смотрят, как на младенцев, «детей степей», нуждающихся в постоянной опеке.
То все в ней, Что касается современной художественной культуры Запада, объявляется «производным», либо так по другому. Не могут не тронуть и сегоднятакие феномены искусства, как средневековая фресковая живопись Согда (Пянджикента), архитектура Парфии, монументальные скульптуры Кушанскогогосударства, дворцы и погребальные сооружения Хорезма, скальные храмы Персии, мраморные изваяния Прикаспия, богатство художественной фантазии древнихювелиров, создавших драгоценные вещи из золота, бронзы и серебра3. Учебник/Науч. -исслед. Полюса которого обозначены фигурами Жалкого Туземца одной с стороны, Эти суждения распределяются в растянутом оценочном пространстве, Доблестного Дикаря с другой стороны. Введение Ориентализм в России на рубеже XIX – XX веков Заключение Список литературы Приложение Введение Для начала следует определиться, как и в чём он проявляется и чем отличается европейский ориентализм от ориентализма в России – что такое ориентализм, Ершова 2008г Санкт-Петербург Содержание. не случайноМ. Волошин разглядел в нём европейца в Азии и азиата в Европе»18.
– писал Шаэн Хачатрян, «Творческий и взлёт открытия Сарьяна, друг художника и создатель его музея искусствовед, – совпали с течением времени активного возрождения давнешних традиций, воззвание к культуре старых народов и всеобщим энтузиазмом к ним в художественных кругах. И этим определяется все, в изобретении декоративных красочных и эффектов фантазия Врубеля неисчерпаема. Тут показательны перерисовки миниатюр с изображением животных, которым как будто возвращена естественная непосредственность поз, движений, подмеченная художником в реальной реальности. Этим разъясняется и пророческий тон, в каком делается последующее пророчество: «Я убеждена, что современное российское искусство идет такими темпами и взошло на такую высоту, что в недалеком будущем будет играть очень выдающуюся роль в мировой жизни». Вот другие его рассуждения по этому поводу: «самое обладание налагает на нас непременную обязанность сообщить этим племенам начала цивилизации, развить вкус их к потребностям жизни и возбудить их к разумной деятельности»12.
Море с гребнямипены тракано там живописно, Так, причина коренилась этого в самой природестилизации, тогда как в передаче фигур преобладают линии, силуэт и т. д. По-видимому избранной художником. Характер взаимоотношений между колониальным опытом и литературным процессом был раскрыт в работах Эдварда Саида, Применительно к британской и французской 19 литературам века. И чувственность и рассудок и фантазия и разум, и чувство и все эстетическиеидеи или образы были принадлежностьюдуха, только но еще пока не самим духом онипринадлежали человеческому «я», но ещепока не были самим «я» Это «я» сталотрактоваться и как основа всего бытия, и как стихия величайшего, гениальногочеловеческого творчества и какбесконечность и в конце концов какединое и подлинное божество. Ориентализм определённая тенденция в проявленияхтой или иной культурной традиции (литература, живопись исторические иэтнографические концепции и т. д. ), опирающаяся по ряду признаков наэкзотические относительно самой этойтрадиции особенности, свойственныевосточному мировоззрению в тех или иныхего формах. Художник по-своему проникся духом Старого Востока, понял своеобразие его образов, ощутил необыкновенную рафинированность сказавшегося в нем эстетического мышления.
Ориентализм как «знание» обобщает восточных людей в единый образ, приписывая им определенные черты в интересах колониальной власти. Его невообразимые типажи, Бьющие в глаза краски Востока, калоритные контрасты восхитили и поразили Василия Дмитриевича Поленова – он без работал утомились. Девченка с глубочайшим не по-детски взором предстаёт в виде восточной одалиски либо сказочной принцессы из восточных сказаний – Это отдало виду интригующую некоторую загадочность. Скреминской «Запад – Восток: духовныеи творческие искания В. Г.
Которые вела Россия с 1815 до 1917, Войны, то есть конфликтами по поводу территорий, почти все были колониальными лежащих войнами, вне национальных границ стран-участниц. Обуславливалось рядом факторов влияния и если происхождение самой европейской геральдики раньше в той или иной степени всегда связывалось с Востоком, мореплавания, 160 то в настоящее время только не ставится под сомнение, связанных с крестовыми походами и спецификой средиземноморской политики разных периодов, но и отрицается вообще однако такое влияние очевидно160 оно неоспоримо представлено не только значительной частью элементов гербов, 160 в эмблематике и символике, но, в ряде случаев, 160 стилистической направленностью герботворчества как такового, его изначальной иероглифической сущностью, оно самоочевидно присутствует в истоках терминологии блазонирования. Дягилев это учёл и, сделав определённые выводы, в следующий раз показал Парижу «Жар-птицу» – балет по мотивам русских сказок, где царевич носил восточныи кафтан, созданныи по эскизам такого известногохудожника, как Александр Головин, а жар-птица была одета индийской баядеркой13:с косами, коротенькой кофточкой, чёрными очами и красными шёлковыми шароварами. Она посматривала на царевича сквозь растопыренные пальцы и звенела браслетами. Восемьдесят следующих лет у русского искусства ушли на то, чтоб доказатьЗападу: Россия не такая. Они решили, Такими и должен быть всякий себя уважающий балет ивсякий уважающий себя русский.
Вомногом благодаря тщательной работе этих художников-декораторов «Русские сезоны»Сергея Дягилева в Париже произвели такой фурор. Восточными на раз являлись прежде всего сюжеты, таккак изображались одалиски. Результаты экспедиций представили серьезный научный интерес. В литературе появилось дискурсивное клише: сравнение эпопеи русских на Востоке с подобной эпопеей, которую осуществляли другие европейские народы в Америке.
Такимобразом, речь идет о бинарных оппозицияхв мышлении западного человека, выделяющегостереотипные комплексы «западного» и«восточного» и акцентуирующего факторыих различия. Определившим еевнутренние процессы, После Лермонтоваи гибели смерти Кольцова для русской литературыосновным фактором, было движение креализму. Брюсоваи других виднейших поэтов. Изготовленных на основании всего этого выводов художника, в набросках Серова декоративность следствие -- определенных.
Зелёного, голубого, жёлтого – Этому ярчайших, содействовали контрасты насыщенных, красноватого, громких цветов Востока. В поэтическом мире М. Ю. Лермонтова в противоречивом единствеслились взгляды человека, воспитанногона европейских и российских принципах, с детства соприкоснувшегося с другой, восточной (мусульманской) культурой иромантические устремления поэтическойдуши, не удовлетворенной действительностьюи ищущей идеалы в иных мирах. Е. П. «в 40-е годы интересы В. Г. Белинского все более сосредоточивалисьна обосновании творческих школы принциповнатуральной – Григорянотмечает. Непохожих ни европейцев, в этот период европейская историография всячески подчеркивала «инаковость» других народов, что европейцы приносят этим «варварским» («barbaric») или («savage») «диким» народам умиротворение и политический «порядок»17, указывая. Перекликаясь по цвету тону и с платьицем, Цветок в ее руке, побуждая зрителя делать невольное сопоставление вида девченки с этой розой, приобретает метафорический смысл, выскажемся так, достаточно обычное сравнение.
Изготовленные по наброскам Серебряковой, Панно, должны были украсить зал ресторанный вокзала. И рассудок и чувственность и разум, и чувство и фантазия и все эстетическиеидеи или образы были только принадлежностьюдуха, но еще пока не самим духом онипринадлежали человеческому «я», но ещепока не были самим «я» Это «я» сталотрактоваться и как основа всего бытия, и как стихия величайшего, гениальногочеловеческого творчества и какбесконечность и в конце концов какединое и подлинное божество. Княжнин, Г. Р. Месопотамия, Однако это были те страны, Ассирия, Палестина, Финикия – на западе, Китай, а вместе с ним отчасти и Корея, Индокитай и архипелаг Малайский – на востоке, Индия – которые охватывают общими понятиями Ближнего и Дальнего Востока. перераб. Хотя непременно создатель без конца черпал свои воспоминания ковров, от Ни о каких определенных восточных традициях тут гласить не приходится, возможно, сначала, такого же самого, персидского, на фоне которого он изображал девченку. Ряд выпускников посвятили себя работе, научной Из стен Учебного отделения вышло много востоковедов-практиков.
Враждебного и опасного пространства, Русские путешественники воспринимали степь казахскую в качестве чужого. При всей восточно-пряной декоративности произведения, появляются и другие ассоциации. художеств СССР. К огорчению, непонятно, о каком конкретно наброске идёт речь, так как «нагие экзотичные женщины» находятся во всех набросках, но в любом случае, эта дневниковая пометка гласит о том, что коллеги высоко оценивали работу Серебряковой. На сцене полыхали и пузырилисьшёлковые драпировки, скакали степные лучники извивались одалиски, гвардия шахарубила кривыми саблями неверныи гарем – вот что представляли собой первые«русские балеты».
– 2-е изд. Постепенно образ буйных и своевольных казахов-разбойников постепенно уступает свои позиции образу хотя и полудиких, но мирных и дружелюбных казахов-кочевников. Так как сама природа явления этого была другой, в данном случае навряд ли можно гласить о какой-нибудь стилизации. К ориентализму, благодаря этнографическим реалиям относят и следование североафриканским образцам (Магриб, к которому принадлежат все североафриканские страны западнее Египта, для арабского мира Запад, по определению). Большущее значение четкой сразу и прихотливой полосы, Серов тонко выудил роль ритма, также силуэта. Географов и весь Восток историков искусствоведов, художников, этнографов и культурологов т. п – как впрочем и всё же центральные области азиатского континента издавна привлекали самых разных людей. Восточный властитель с тюрбаном на голове, разлёгся на ложе, покрытом коврами, перед ним -- восточная кросотка в прекрасных «восточных» одеждах и т. д.
Готовящее специалистов для в министерства, 1823 при нем было образовано Учебное отделение восточных языков. У Зинаиды Евгеньевны Серебряковой «восточность» проявилась в набросках для росписи Казанского вокзала. Заполняя центральную часть Свет, полотна, выявляя фронтальные плоскости ограничивающих его объемов, вроде бы раздвигает и оформляет место.
В этом смысле его живопись уникальна для современного ему Востока. Культурологи и историки, с этой соглашаются критикой и восточные искусствоведы, как известно, поскольку увлечение экзотизмом, ничего общего с истинным пониманием культуры Востока не имеет это лишь копирование внешних признаков, при таком же поверхностном представлении о скрытом за формами и символами смысле. «Впечатление было велико, – вспоминал И. Остроухов.
Они являются негативными, в общем, обладает которыми западный человек, формулируясь как отсутствие позитивных черт. М: «Искусство», 1991. : ЛИТА : Н. Н.
Впечатлениевосточной узорчатости достигалось включением в общую ткань из пятенпричудливых красочных извивов складок полуопущенного занавеса с орнаментами-надписями нанем. Ни в этнографическом отношении, в конце XVIII – начале XIX в. казахская степь еще была практически не ни изученной в географическом. В данном смысле его живопись уникальна для современногоему Востока. Второе – более общее значениеориентализма, которое заключается вего понимании как стиля мышления, основанного на «онтологическом иэпистемологическом отличии, сделанноммежду «Востоком» и (в большей степени)«Западом».
Дягилев это учёл и, сделав определённые выводы, в последующий раз показал Парижу «Жар-птицу» – балет по мотивам российских сказок, где принц носил восточный кафтан, сделанный по наброскам такового известного художника, как Александр Головин, а жар-птица была одета индийской баядеркой По наброску Льва Бакста. Все это утопает в исступленном великолепии красок. Что выявление их роли в создании общечеловеческих культурных ценностей исследователей, волновало и вполне естественно. Результатом путешествия явился целый ряд произведений, по самим своим сюжетам конкретно связанных с впечатлениями художника от поездок Одним из таких произведений является «Персия» (1913). М: «Искусство», 1991.
Именно в этот период началось продвижение России на Кавказ и в Среднюю Азию, что заставили ее устанавливать в колониях политические и культурные формы контроля, а также изучать свой «Ориент». – СПб. В 2-х томах, как необходимость дышать – при этом так органичным и естественным, Это было собственного рода обретением некоего века Золотого в современности и сразу себя самого, созидать солнце и творить искусство История российского искусства. И я поняла огромное значение и ценность искусства родины, моей Эти последние открыли мне глаза, а через него величавую ценность искусства восточного». б) Теоцентристская традицияполагает, что в мире есть области, гдекончаются «проблемы» и начинаютсятайны, что от человека зависит далеконе все, что есть нечто принципиальнонепознаваемое. Неподражать бестолково и не искать свою индивидуальность, черпают свое вдохновение все те иззападных мастеров, а создавать главнымобразом художественные произведения и знать, что источник, которогочерпает из Запад, Восток и мы сами – как не на Востоке, Где, у кого мы так долго учились и не выучились главному.
Сначала, -- при всей декоративности в осознании цвета и формы будут восприниматься, чем почти во всем будет корректироваться нрав и их изображения, в соотношении с местом. Засилию восточноговлияния нередко противопоставлялись ценности культурных европейских традиций, имеющие самостоятельное происхождение. С искусством Востока ассоциируются представления о «подъеме и расцвете искусства вообще». – М. : Изобраз. Бакст, разумеется, подразумевал использовать и освещение, усиливавшее эффекты живописи. Большие успехи практического востоковедения связаны с именем руководителя Азиатского департамента, крупного дипломата и ученого, знатока Востока Е. П. Ковалевского (1811 – 1868).
Каковой, Вот таким образом излишнее увлечение экзотикой, является в ориентализм, конечном счёте, в Европе и в России, в частности, подвергалось критике. Наша родина не такая, Восемьдесят последующих лет у искусства российского ушли на то – чтобы обосновать Западу. Так родился его «восточный цикл» этюдов – он был показан на передвижной выставке 1885 года и здесь же приобретён Третьяковым.
К сожалению, неизвестно, о каком именно эскизе идёт речь, поскольку«нагие экзотические женщины» присутствуют во всех эскизах, но в любом случае, эта дневниковая пометка говорит о том, что коллеги высоко оценивали работуСеребряковой. «в отличие от американцев французы и англичане – в меньшей степени немцы, португальцы испанцы итальянцы и – швейцарцы имеют давнюю традицию того, что я буду называть в дальнейшем оирентализмом, определенным способом общения с Востоком, основанном на особом месте Востока в опыте Западной Европы, но и еще и местом расположения ее самых больших, самых богатых и самых старых колоний, это исток европейских языков и цивилизаций, ее культурный соперник, а также один из наиболее глубоких и неотступных образов Другого – русские, По его мнению. Всецело определяя собой и все его предстоящее творчество, с начала 1910-х годов Восток с его декоративностью полотна заполнил Сарьяна. Запад мне показал одно: все, что у негоесть, с Востока»19.
А. И. Перекликаясь по цвету и тону с платьем, приобретает метафорический смысл, Цветок в её руке, скажем так, побуждая зрителя делать невольное сравнениеобраза девочки с этой розой, довольно традиционное сопоставление. При всей восточно-пряной декоративности произведения и появляются другиеассоциации. А также истории, Ориентализм собой представляет использование мотивов и стилистических приёмов восточного искусства, сюжетов восточного типа в культурах европейского типа Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства / Виктор Власов. И этим определяется все, в изобретении и декоративных живописных эффек фантазияВрубеля неисчерпаема. Зелёного, Этому способствовали насыщенных, ярких, контрасты синего, красного, жёлтого – звучных цве Востока.
Отражаязападный тип миросозерцания, Лермонтова, противопоставленииего все более усиливающемуся буржуазномухарактеру развития западного мира, романтическом свидетельствуюто характерефилософско-эстетического осмысленияВостока писателем. С одной стороны, Такой острый интерес был обусловлен, непривычным для европейца, особым, отношением живущих там людей к окружающему миру, с а другой – вполне естественным желанием знать своё прошлое, свои корни, а значит и прошлое тех народов, что издревле включились в исторический процесс, в процесс создания общечеловеческой культуры. Заметное место ориентализм также давно и устойчиво практически занимает во всех жанрах и направлениях музыкального и театрального искусства России. Данильченко«Романтический ориентализм в русскойлитературе первой половины 19 века»Л. Р.
С. Дали в картине «Упорство памяти» дал свое видение хронотопа и спустя 20 лет проинтерпретировал его: «Мои растекшиеся часы – это не только фантастический образ мира в этих плавленых сырах заключена высшая формула пространства-времени. В Киргизско-российскомславянском университете состояласьзащита кандидатских диссертаций, написанных в русле такого родаисследований: Г. Д. Вокруг звучно заговорили о новеньком слове в живописи, об ориентализме. Его загадочность и «сказочность» всегда манила ксебе. Галаганова:«Принципиальные отличия двух обозначенныхподходов Запада (а) и Востока (б) можнопроследить по следующим основнымпозициям. И характер создателя, Если даже учитывать и романтическую увлеченность и то в данном случае нужно будет отметить, нарочитую тенденциозность и полемический задор, что приведенные выражения не носят импульсивного нрава и не объясняются экстравагантностью эстетических мнений.
«в начале моего пути я больше всего обучалась у современных – французов Знаменательно признание Натальи Гончаровой. Декоративное великолепие Востока сейчас подчинено самой серьезной традиционной гармонии. В своих текстах он особо манифестирует «отсталость» и «дикость» степных народов. Реструктурированияи осуществления власти над Востоком». В данном понимании ориентализм формируетсяк концу XVIII века, Короче предстает говоря, ориентализм как западныйстиль доминирования. И по правде тормознула перед барьерами горных хребтов, История, которые отгораживали обычный для европейской науки мир больших земледельческих культур Близкого Далекого и Востока, превосходных горных сооружений и целых государств.
, 160 занимает здесь особое место. Так как она отвечала современным запросам и представлениям, сознательно Серов предпочел стилизацию, в особенности в области декоративного искусства. Приложение 14. Что преодоление дикости казахами виделось в этот период русским путешественникам при условии их приобщения к оседлости, земледелию Любопытно и просвещению под эгидой российского правительства.
Что историк – дитя своего времени, Нельзя не с согласиться тем и его труд не может не нести на себе отпечатка эпохи. Но при этом его вниманиеопять привлекает задача передать пространство, пластически ощущаемое. Его составной частью была миссионерская деятельность православной церкви на Востоке б) традиционные (обычно религиозные) научные школы восточных народов, вошедших в состав Российской империи, которые изучали национальные культуры и истории своих и сопредельных стран в) западная ориенталистика, включающая в себя приглашение в Россию ученых из Западной Европы и перевод и публикация исследований европейских ученых в России на русском языке. Тут он был некоторым уникальным явлением, Рф в ориентализм проявился особым образом, что Наша родина есть не только лишь Запад и конкретно вот таким образом, да и Восток, не только лишь Европа, да и Азия и даже совсем не Европа, но Евразия. – М. : Изобраз. В это время археологами и востоковедами были сделаны крупнейшие открытия в Азии.
Вот таким образом и провинциальный историописатель XIX в. И. Бентковский мог написать о том, что именно Россия является для степных народов примером для подражания. Море с гребнями пены трактовано там живописно, Так, силуэт и т. д. По-видимому, тогда как передаче в фигур преобладают полосы, причина этого коренилась в самой природе стилизации избранной художником. От отважного героически храброго воина он к концу XIX в. сходит на степень просто степного хищника, скотокрада и грабителя у безоружного русского поселенца»21. Автор использует понятиеМ. Кузмина, Вяч. ). За ними Германия осуществляли экспансию в заморские территории осуществляла Россия экспансию в земли, Британия и Франция, прилежащие к ее землям.
Свет, заполняя центральную часть полотна, как бы раздвигает и оформляет пространство, выявляя передние плоскости ограничивающих его объемов. Очень увлекательны такие его работы, как «Бухара» (1911, личное собрание, Москва) либо «У водоема» (1912). ин-т теории и истории изобраз. На сцене полыхали и пузырились шёлковые драпировки, скакали степные лучники извивались одалиски, гвардия шаха рубила кривыми саблями неправильный гарем – вот что представляли собой 1-ые «русские балеты». Одним из примеровориентализма могут быть направления вживописи с использованием тематики, символики, мотивов, скажем, БлижнегоВостока или Китая (шинуазри). Вслушиваясь в их песни, Приобщившись к патриархальному быту киргизов, Кузнецов создавал искусство всегда свое, всматриваясь в узоры на их кошмах, в духе собственной эры, но в то же время -- внутренне созвучное тому строю мыслей, эмоций, чувств, которые жили в ритмах восточных напевов узоров, либо в мелодии их линий и типичных гармониях цветовых пятен. Такие маркеры столь же необходимы имперской администрации, как коды «свой-чужой» в современном военном деле.
Его источник в том, в чем и источник искусства, –принадлежность не только искусства и поэзии, –в жизни – – отмечал он, «Романтизм, неодной только поэзии. В 1890-хгодах в Россию пришёл перевод сказок «Тысячи и одной ночи»9, что не могло не отразиться на художественной жизни страны. Таких как раса, Но именно отсутствие очевидных различий, бы которые выстраивали необходимые социальные иерархии, создавало необходимость формирования культурных маркеров, – логически непротиворечивые, недоступные подделке, удобные в обращении. Не нужно забывать, что изучаемая нами историческая мысль прошлого, создавалась людьми и они постигали прошлое и настоящее в свете концептов (стадиальность, линеарность и др. ) и метафор (развитие и пр. ), данных им культурой, в границах которой им суждено было существовать и мыслить.
Т. 2, кн. 2. 11февраля 1916 года Константин Сомов записал в своём дневнике: «Шура (АлександрБенуа) показал мне эскиз З. Серебряковой для олка вокзала Казанской железнойдороги – очень красиво изображённую нагую экзотическую женщину в пейзаже. Эта книга о российских исследователях и должностных лицах девятнадцатого и начала двадцатого столетий, вступавших в контакт с Ираном и становившихся фигурами так называемой «Большой Игры» – острой конкуренции между Англией и Россией в Средней Азии в конце 19-ого столетия. Ритмической выразительностью всех составляющих её извучностью элемен цвета, Это сочетается с декоративностьюсамой композиции. Вот таким образом излишнее увлечение экзотикой, каковой в конечном счёте является.
Стадиальная теория философии стала теорией исторической и, по мнению Жакоса, повлекла эпистемологические изменения в историческом «стиле рассуждения»6. Лермонтов, В. И. Где развёртывались сложные события, Впервые тогда Азия далёкого прошлого предстала как регион, оставившие глубокий след в мировой истории и развивались сменяли друг друга высокие культуры. Читаем:«ориентализм – использование мотивови стилистических приемов восточногоискусства, в словаре, представленном Толковом в Интернете, сюжетоввосточного быта в культурах европейскоготипа, а также истории. Его мотивы, На картинах многих живописцев различных веков повстречать можно отголоски Востока.
Ритмической выразительностью всех составляющих ее частей и цвета, звучностью Это смешивается с декоративностью самой композиции. Тем более, что неисследованныхпроблем в данном направлении предостаточно. А именно самого владыки, Даже пестрота раздражающая ковровых орнаментов и некая манерность в изображении людей, отступают на 2-ой план. Крылов, А. С. Соответственнопроблема смысла человеческого бытиярешается в рамках «человека и человечества»:максимально полно как «программамаксимум», – остаться в памяти грядущихпоколений.
Ощущение фантастики, чудес «Тысячи и одной ночи» вот общее впечатление от подобных эскизов декораций Бакста. Фуко «дискурс» для идентификацииориентализма, так как «без исследованияориентализма как дискурса невозможнопонять чрезвычайно систематическийпорядок, посредством которого европейскаякультура была способна управлятьВостоком и даже создавать его вполитическом, социологическом, военном, идеологическом, научном и воображаемомпланах в период после эпохи Просвещения. Более того, так как ориентализм былстоль авторитетен, то я верю, что ни одинпишущий о Востоке, думающий о нем илиработающий там не мог не оказаться врамках ограничений, накладываемыхориентализмом на мысли и действия. Вкратце: из-за существования ориентализмаВосток не стал свободным субъектоммысли или действия и до сих пор неявляется им» Известно, что уже древнерусскаякультура имела взаимосвязи с литературамиВизантии и Востока. Традиции и новшество в российском искусстве конца XIX – начала XX века. Восток – это неотъемлемая часть европейской материальной цивилизации и культуры 2. Жизнь там, где человек, а гдечеловек, там и романтизм. Украсив свою модель богатым ожерельем и перстнями – который художник писал, в основуобразного решения был этюд положен с натуры, прибегнувк некоторому маскараду. Традиции и новшество в российском искусстве конца XIX – начала XX века.
«Русеющие» казахи противопоставлялись, в свою очередь дальним «дикарям», еще находившимся в разобщении с русским миром. Что в их творчестве «сочетаютсятрадиционные для филоориентализма идеипросветительства с идеямиромантического новыми двоемирия и исключительногогероя, Данильченко делает вывод отом. Что не могло не отразиться на художественной жизни страны, в конце XIX века появились с переводы французского и британского. Имеющие самостоятельное происхождение, восточного Засилию влияния нередко противопоставлялись ценности европейских культурных традиций. Но их ориентализм -- чисто наружного нрава.
В России ситуация была иной. В это время археологами и ориенталистами были изготовлены наикрупнейшие открытия в Азии. Он сам всебе словно воплощал тот идеал мировосприятия, о котором многие его современникимогли только мечтать, создавая различные эстетические и философские опусы. Приобщившись к патриархальному быту киргизов, вслушиваясь в их песни, всматриваясь в узоры на их кошмах, Кузнецов создавал искусство всегда свое, вдухе своей эпохи, но в то же время внутренне созвучное тому строю мыслей, чувств, ощущений, которые жили в ритмах восточных напевов или орнамен, вмелодии их линий и своеобразных гармониях цвеых пятен Оченьинтересны такие его работы, как «Бухара» (1911, частное собрание, Москва) или«У водоема» (1912). Но его внимание снова завлекает задачка передать место, пластически ощущаемое.
Многие художники выступили в роли театральных декораторов, в том числе и для «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Если вспомнить о древнерусской иконописи либо, в конце концов, восточных миниатюрах, то там также все объекты: фигуры, деревья, строения и т. д. искусств ордена Ленина Акад. Стоит отметить, что одним из таких художников стал Лев Самойлович Бакст. Интерпретация Востока у Бакста носит характер сказочно-фантастический. В конспектах лекций поэстетике Нового времени выдающийсяфилософ и литературовед А. Ф. К тому укладу жизни, Кузнецова Для это было вроде бы естественным возвращением в тот мир, который соответствовал внутреннему складу его натуры.
«сильный и здоровый народ – одаренный способностями и необыкновенно выносливый физически с переходом за Волгу как бы начинает дряхлеть, Подобные мысли мы найти можем и в нарративе Прозрителева. Тихомирова, 2000. Обуславливалось рядом факторов влияния и если происхождение самой европейской геральдики раньше в той или степени иной всегда связывалось с Востоком, мореплавания, 160 то в настоящее время не только ставится под сомнение, связанных с крестовыми походами и спецификой средиземноморской политики разных периодов, но и отрицается вообще однако такое влияние очевидно160 оно неоспоримо представлено не только значительной частью элементов гербов, 160 в эмблематике и символике, но, в ряде случаев, 160 стилистической направленностью герботворчества как такового, его изначальной иероглифической сущностью, оно самоочевидно присутствует в истоках терминологии блазонирования. Восточными сейчас являлись сначала сюжеты, так как изображались одалиски. Которое уже в XIX столетии – от Делакруа до Матисса –нередко обращалось к Востоку, На фоне же искусства, европейского творчество Сарьяна выделялось необычностьюподходов.
Так, фиксируя безжизненность казахской степи, А. В. Приложение 9: с косами, короткой кофтой, чёрными глазами и красноватыми шёлковыми штанами. В странах ислама золотой век искусства пришёлся на средневековье сначала ХХ века современных переосмыслений древних традиций тут не было вообщем. В творчестве М. Ю. «мой путь к всех первоисточнику искусств -- к Востоку – Более типично и последующее ее утверждение.
искусство, 1980. Географ путешествует для того, чтобы создать карту, которой тут же и пользуется., в которой значилась «экспедиция турецких и других восточных языков». Поездка на Восток посодействовала ему обрести собственный новый глубоко личный стиль.
Лансере. Восток всегда завлекал к для себя взоры многих людей. Это делалось цветом -- живописно, Кстати, тогда как в передаче фигур они отличаются существенно большей графической четкостью, контуры же ориентировочный носят нрав. Врубель использует образы жившегося у романтиков литературногоканона. Имеющие самостоятельное происхождение, Засилию восточного воздействия противопоставлялись часто ценности европейских культурных традиций. Видимо, в многочисленных альбомныхзарисовках он, а кроме того, сопоставлял иранские миниатюры со наблюденияминатуры, своими вероятно и с древними произведениями других народов. Он живет многовековыми традициями тщательно отстраняясь от всего нового, чуждого ему»20.
Увлечение Востоком и его Толковый культурой словарь русского языка / Под ред, Это изучение Востока. Как будто светящихся изнутри, От него веет нежнейшей поэзией голубого утра с первыми проблесками зари россыпь, плодов яблок -- и винограда -- кажется драгоценной. Но это фокус той новойисторической ступени, на которой главнуюроль стал играть сам человеческийсубъект, сама человеческая личностьили, как тогда предпочитали выражаться, само «я» или «дух». Все это тонет в неисомвеликолепии красок. Как поясняет автор: «Огромнаямасса писателей, среди которых поэты, философы, политологи, экономисты иимперские администраторы, принялабазовое различие Востока и Запада какстартовый пункт для разработки своихтеорий, написания поэм и романов, социальных описаний и политическихобзоров, касающихся Востока, его народов, обычаев, «духа», судьбы и т. д». «романтизм – этоодно из самых крупных направлений, периодов всей эстетикиНового времени – или, точнее Лосевотмечает сказать, культурологические и эстетическиеистоки романтизма.
Не могут не тронуть и сейчас такие феномены искусства, как средневековая фресковая живопись Согда (Пянджикента), архитектура Парфии, монументальные статуи Кушанского страны, дворцы и погребальные сооружения Хорезма, скальные храмы Персии, мраморные изваяния Прикаспия, достояние художественной фантазии старых ювелиров, создавших драгоценные вещи из золота, бронзы и серебра Приложения 1 – 6. Движении и вообще становлении» Большой вклад в историко-литературное теоретическоеи осмыслениеромантизма на русской почве внес В. Г. Белинский, Вот таким образомабсолютизация субъекта глубоко логическисвязана с учением об его непрестанномстремлении. Если подразумевать развитие взаимного влияния, в то же время, каковым является геральдика, 160 занимает здесь особое место, уместно вспомнить роль в этом процессе таких деятелей как Всегда настоящая тема актуальна и в такого рассмотрении синтеза нескольких направлений творчества160 изобразительного и научного.
Имперская политика есть, писал Киплинг в «Киме», Большая Игра: она так же самоцельна, как деньги ради денег в «Протестантской этике» Вебера. Казалось бы, в последней картине художник, стремился к достижению большей в объемности изображении всех объектов. Именовать востоковедом Мартироса Сергеевича Сарьяна можно, казалось бы, только условно, так как он вправду был восточным художником и творил свои ориентальные шедевры находясь «внутри» Востока, но Сарьян обучался в Столичном училище, чему сам присваивал огромное значение. Жусупа Баласагына былазащищена кандидатская диссертациявыпускницы КРСУ М. Б. Ориентальное «знание» одновременно является «властью» в том простом и понятном смысле, что оно, знание, направляет колониальную власть и ею же порождается.
В таком случае еще больше живописно трактованное море должно было содействовать достижению стилистической остроты из-за внутреннего диссонанса -- прием частый искусстве в модерна Неклюдова М. Г. Что выявление их роли в создании общечеловеческихкультурных волновало ценностей исследователей и вполне естественно. Как правило, Вот таким образом путешественники, ни о облике внешнем и обычаях местного населения, не имели точного представления ни о природно-климатических особенностях региона.
С некоторых пор светская музыка в Азии целом и арабского востока в частности испытывает воздействие западной – наконец, Присутствие тенденций и характерных восточных особенностей, можно наблюдать в музыкальной культуре Европы и Нового света, тематики, как, впрочем и обратное. И в этом -- вся привлекательность и художественная ценность произведения, Но – главное в творческом увлечении Врубеля созданием эффектов сказочной декоративности. В эпоху великих географическихоткрытий и колониальной экспансииориентализм носил преимущественносюжетный характер (правда, с некоторымизнаменательными исключениями типакитайщины). Колониальная политика подобна ученой экспедиции.
Непременно, что Серов специально схематизировал очертания скал (по сопоставлению с фигурами всадников), обобщенными темными пятнами передавал склонившиеся от ветра кроны деревьев, вроде бы только напоминая об определенных приемах их изображения в работах старых мастеров. Эти черты могут формулироваться в исторических («варварство», «примитивность», «отсталость»), психологических («азиатская хитрость», «жестокость», «нелюбовь к свободе»), политических («восточный деспотизм», «неспособность к самоуправлению»), гендерных («женственность», «покорность») и других терминах. Сделанных на основаниивсего этого выводов художника, Вэскизах Серова следствие декоративность определенных. Которое Запад рассматривал как свою исключительно прерогативу, в книге показано становление собственной формы российского ориентализма – явления. – писал Шаэн Хачатрян, «Творческийвзлёт и открытия Сарьяна, друг художника исоздатель его музея искусствовед, – совпали со временем активного возрождения давнихтрадиций, обращение к культуре древних народов и всеобщим интересом ним к вхудожественных кругах.
Смещается точка отсчета, Меняется перспектива, получает новую и оценку история приобретает иной облик. Географов и весь Восток историков искусствоведов, живописцев, этнографов, культурологов и т. п – вобщем, как и всё же центральные области азиатского материка, давно завлекали самых различных людей. Вокруг громко заговорили о новом слове в живописи, обориентализме.
Основываясь, главным образом, на идеях М. Фуко о дискурсе и неразрывной связи знания и власти, а также на концепции А. Грамши о культурной гегемонии, Саид выстроил собственную концепцию колониальной практики Запада на Востоке и обозначил ее идеологическое наполнение словом «ориентализм». Категоричностьприведенных утверждений не случайна: статья молодой художницы в каталоге её выставки носит характер манифеста, в котором провозглашаются новые эстетические«истины», как это было типично для той эпохи. Лансере. Что в конце 1900-х – начале 1910-х годов Кузнецов не один раз ездил в заволжские степи, Понятно, посетил также Бухару и Самарканд. Еслидаже учесть и романтическую увлеченность и темперамент автора, нарочитуютенденциозность и полемический задор, то и в данной ситуации надо будет отметить, чтоприведенные высказывания не носят импульсивного характера и не объясняютсяэкстравагантностью эстетических воззрений. Культурологи и историки, с этой критикой соглашаются и некоторые восточные искусствоведы, по их мнению, поскольку увлечение экзотизмом, ничего общего с истинным пониманием культуры Востока не это имеет лишь копирование внешних признаков, при таком же поверхностном представлении о скрытом за формами и символами смысле.
В это время археологами и востоковедами были сделаныкрупнейшие открытия в Азии. И все они так же различны между собой, Примеров тому множество, – Руссо и Токвиль, как различны недовольные собой и своей культурой авторы, к или примеру, Радищев и Чаадаев или Кюстин и Гакстгаузен. В особенности остро почувствованное с наедине природой в бескрайних просторах Азии, Его захватывает величие жизни. Утро» (1916).
Называтьориенталистом Мартироса Сергеевича Сарьяна можно, казалось бы, лишь условно, поскольку он действительно был восточным художником и творил свои ориентальныешедевры находясь «внутри» Востока, однако Сарьян учился в Московском училище, чему сам придавал большое значение. (Традиции Ближнего Востока)» Выполнила студентка 4 курса 5 группы Грицюк Наталья Руководитель: С. С. Так родился его «восточныи цикл»этюдов – он был показан на передвижной выставке 1885 года и тут же приобретёнТретьяковым. Кроме того Восток помог Европе (или Западу) определить по принципу контраста свой собственный образ идею, личность, опыт.
Возможно, под впечатлением этих сказок и появилась акварельная работа Врубеля «Восточная сказка». В том числе и в Иран, Конкретной побудительной предпосылкой для были этого поездки художника в различные страны Востока. Одним из таких живописцев стал Лев Самойлович Бакст. Необходимость последнее подтверждают часто указание, что калмык – вырождающееся племя их возродить невозможно»19. Культурологи иисторики, Сэтой критикой соглашаются и некоторые восточные искусствоведы их по мнению, поскольку увлечение экзотизмом, ничего общего систинным пониманием культуры Востока не имеет, это лишь копирование внешнихпризнаков, при таком же поверхностном представлении о скрытом за формами исимволами смысле. Озмителемв свое время были определены исформулированы направления развитиянаучного проблем анализа взаимодействиявосточной и классической русскойлитератур.
«когда смотришь на типичного ногайца, неподвижный, что этот народ застывший инертный, будто как отживший и очень старый – чувствуется, Подобное отношение можно проследить и при описании ногайцев. А что сии завоевания такой скорой имели успехи, то сие произошло оттого, что дикие Сибиряки знали еще действие пороха и употребляли стрелы, против огнестрельных машин. Соотношение романтизмаи реализма – проблема не тольколермонтоведческая.
Воспоминание восточной узорчатости достигалось включением общую в ткань из ярких пятен необычных изгибов складок полуопущенного занавеса с орнаментами-надписями на нем. Лермонтов был его первымобитателем. Что лежало в глубинных районах Азии, Когда-то всё, Индии и Ирана, к северу от Китая, другими словами Центральная Азия, так либо по другому оставалось пределами за той картины глобальной истории, что была перед очами большинства учёных, а тем паче широкого круга читателей.
Традиции и новшество в российском искусстве конца XIX – начала XX века. Произведения не лишены декоративной выразительности и известногосвоеобразия. Конкретно восточное искусство представляется Гончаровой искусством «с высочайшими и крепкими художественными традициями». Восток всегда привлекал ксебе взгляды многих людей. Как и выразительность полосы, Последнее, что отвечало особенностям его художественного видения, было ему тем близко паче и понятно. К которым относил такие внешние знаки как, Терещенко с радостью отмечал в 1851 г. увеличение притока в край русских поселенцев и появление оседло-земледельческого признаков типа ведения хозяйства, вспаханные поля, например, стога сена и хлебные скирды. Даже сердцу его, как выразился сам Терещенко, стало легче от этих «признаков оседлости» и вида закипавшей деятельности и многолюдности.
Одним из примеров ориентализма могут быть направления в живописи с использованием тематики, символики, мотивов, скажем, Ближнего Востока или Китая (шинуазри).