Орфизм (французское orphisme, от Orphee – Орфей), течение в западноевропейской живописи 1910-х гг., близкое к кубизму и футуризму. Орфизм повлиял на русскую живопись в 19131914 годах через прямые контакты русских с самим Робером Делоне.
Это историческая выставка и если орфизм впервые появился в Салоне независимых здесь то мы стали свидетелями первого Салона орфизма. Кстати, с футуристами их сближало и восхищение достижениями техники. Особенно удачными считались её эскизы костюмов и декораций к балету «Клеопатра».
Но вернемся к творчеству Сони Делоне. в США. Помимо Делоне он включает в него Леже американца Брюса (который действительно был последователем Делоне) Мари Лорансен и с определенной осторожностью Глеза и Метсенже Lintransigeant 18 марта 1913). Она и положила начало путанице. Серия Окна созданная зимой 1912-1913 настолько вдохновила Аполлинера что он написал одну из самых красивых своих поэм (Окна: Du rouge au vert tout ie jaune se meurt. ) которая была напечатана в каталоге выставки Делоне в гал. Особую популярность художнице принесла её работа в театре. (La Cote Париж 19 марта 1913).
Париж приложение к 18 марта 1913). Существовало с 1916 по 1922 г. В изобразительном искусстве наиболее распространенной формой творчества дадаистов был коллаж технический приём создания произведения из определённым образом скомпонованных и наклеенных на плоскую основу (холст, картон, бумагу) кусочков разнообразных материалов: бумаги, ткани и т. д. В дадаизме можно выделить три ветви развития коллажа: цюрихский «случайный» коллаж, берлинский манифестационный коллаж и кёльнско- ганноверский поэтический коллаж. Но тончайшим образоморганизованных цветовых сочетаний, Своей целью орфистыпровозгласили создание новой из реальности простейших. Отвлеченная пластичность, Эстетизм, силуэтов линий и – характерные особенности орфизма, ритмика форм.
Искусство, шокирующий эффект – неоавангардистское направление в изобразительном искусстве – общедоступное искусство или от pop – отрывистый звук, popular art – популярное, производящее лёгкий взрывной, хлопок) – буквально. Гал. ) едва ли обнаруживают сходство с искусством Делоне хотя их автор был из одним создателей беспредметной живописи которой и соответствуют эти два произведения. Тесно связанный с музыкой, Этот живописи, стиль придуманный поэтом Гийомом Аполлинером, был названорфизмом – термин.
Зародилось во время Первой мировой войны в нейтральной Швейцарии, в Цюрихе (Кабаре Вольтер). Орфизм (франц. К сожалению Аполлинер затем приводит список художников испытавших себе на влияние этих двух великих художников. Орфизм Официальное крещение орфизма произошло на Салоне независимых в 1913. – 18) он говорит в заключение о Делоне и его жене затем воздает должное Глезу Кандинскому Метсенже Леже Пикабиа и итальянским футуристам и заканчивает таким образом.
Делоне использовал цвет для создания чисто абстрактных картин:формы и образы в них порождались воображением и не имели никакого видимому отношенияк миру. Модерн, Наиболее значительными тенденциями модернистскими были импрессионизм, нео- и постимпрессионизм, экспрессионизм, фовизм, кубизм, футуризм. заметим для будущих историков что в 1913 родилась новая школа орфизм. В живописи Соня Делоне продолжает исследование мужа, анализируя цветовые переходы их влияние на восприятие картины и идет дальше по пути синтезирования пространства с помощью цвета, яркий пример её творческих поисков – картина «Электрические призмы». Это утверждение как и любое эстетическое суждение может казаться спорным но и оно сегодня остается абсолютно резонным и обоснованным. Живописные концентрические «солнечные круги», составлявшие основу многих их композиций, были очень динамичны, а тонкости созвучий цвета, буквально пульсирующего в их картинах, казалось издают звуковые вибрации. Новые течения декларировали неприятие эстетики импрессионизма и реализма.
Отвлеченная пластичность, Эстетизм, силуэтов и – линий характерные особенности орфизма, ритмика форм. Только десяток лет назад оно перестало вводить в заблуждение. Эстетизм, отвлеченная пластичность, ритмика форм, силуэтов и линий – характерныеособенности орфизма. 148-149). Когда аналитическая составляющая мышления людей была еще не так сильна, к такому мировосприятию, а все человек ощущения воспринимал как единую мощную полифонию прекрасного мира и мир звучал красками. Она создала свою концепцию синтетической «синхронной» живописи, которую Терк-Делоне соотносила с музыкой.
Так критик Роже Аллар писал в своем отчете о Салоне:. Стремление к новаторству, Их экспериментаторский характер, космополитизм и обширный диапазон влияний стали для образцом большинства современных направлений искусства. Их поиски натолкнули художников на идею создания живописных композиций в основе которых – кругообразные поверхности и плоскости, Как и многие художники-модернисты – Роббер и Соня Делоне изучением занимались проблем оптического восприятия. ВпоследствииАполлинер распространил это понятие также на творчество кубистов, дадаистови художников группы Синий всадник (Кандинский, Марк, Макке, Явленский), внеся определенную путаницу в суть самим же изобретенного понятия. Как и кубисты, Делоне своих в картинах, состоящие из треугольников, дробит формы на грани, трапеций и других геометрических фигур.
les fauves). Но длительные, Их объединяла готовность передавать в картинах не сиюминутные, как сущностные материальные, состояния жизни, так и духовные. Анархически деконструктивны, Наиболее характерные произведения новых реалистов менее зависимы по стилю от коммерческой представляя рекламы, собой своеобразный иронический городской фольклор. postimpressionisme, от лат. Но в Montjoie.
Они создали свой художественный язык, Хотя Супруги и Делоне использовали в построении пространства картины принципы кубизма, в котором приоритетное значение приобретал цвет. 49 (итал. Термин орфизм был изобретен поэтом и художественнымкритиком Гийомом Аполлинером (орфизм как культ Орфея) для характеристикитворчества Роббера Делоне и публично заявлен во времялекции, посвященной современной живописи в октябре 1912 г. Предложеннымназванием поэт хотел, по-видимому, подчеркнуть особую музыкальность, интуитивность иррациональность абстрактного искусства Делоне. Датой зарождения модернизма часто называют 1863 год год открытия в Париже «Салона отверженных», куда принимались работы художников. Любопытно что сам Аполлинер даже не называл имени Купки оно не фигурирует в ни одной из его работ. Всё «природное» представало лишь «видимостью», не имеющей самостоятельного художественного значения. Как раз этим летом Делоне Робер и его жена испытали глубокую эстетическую эволюцию приведшую к тому что позже он назвал деструктивным периодом живопись основанная исключительно на конструктивных и пространственно-временных качествах цветовых контрастов.
музей современного искусства). Фигуративные элементы исчезли в гипнотической многоцветности форм. Ему вторил другой критик Андре Варно: Салон 1913 был отмечен рождением новой школы орфической школы (Comoedia Париж 18 марта 1913). Так случайное высказывание закрепилось как название всего течения.
Они делала эскизы костюмов и декораций для дягилевских сезонов в Париже. В сочетании с плывущими по небу формами, призваны прославить первый через перелет Ла-Манш, Эти элементы, предпринятый Луи Блериов 1909 году. Вышедшей в тот день же наряду с Леже и Мари Лорансен он называет Пикабиа и туманно орфическую живопись Моргана Рассела. Которое беспосадочно перекрыл героический пилот, Тающее пространство Эйфелевой за башней говорит о небывалом по тем временам расстоянии.
Что художникам – орфистам хотелось бы вернуться первобытному к синкретизму в восприятии мира, Кажется. Эти эксперименты найдут продолжение в работах художников геометрической абстракции. Энергия отношений пердается концентрической вспышкой и синхронностью цвета разноцветных кругов, заполняющих композицию. Но вот подверстывать сюда Дюшана Кандинского футуристов и было по меньшей мере досадным просчетом.
Начало пересмотра классических традиций, в смысле узком модернизм рассматривается как ранняя ступень авангардизма. Убежденный в обоснованности их идей более того обрадованный тому что должен первым приподнести их общественности он занимает этими проблемами своих читателей в статье опубликованной в газете Temps (14 октября 1912) и публикует важный текст Делоне Реальность чистая живопись в Soirees Paris de (декабрь 1912) и в немецком журнале Der Sturm (декабрь 1912). Как и футуристы разрушает форму предметов. Такой интенсивный цветовой ритм вызывал эмоциональный отклик у зрителей. Самые известные художники: Ив Кляйн, Арман, Сезар, Н. де Сен-Фаль, Ж. Тэнгли. Когда перечитываешь их отчеты о Салоне независимых 1913 замечаешь что всюду термин употребляется только по отношению к участникам зала 45 где находилась большая картина Делоне Команда Кардиффа (1912-1913 Париж Гор.
Вот впервые проявилось это направление которое было мною предсказано (Montjoie. Символисты радикально изменили не только различные виды искусства, но и само отношение к нему. Впрочем, как ощущал мир первобытный человек, нам все равно не известно.
И французский критик Луи Восель назвал этих дикими живописцев зверями (фр, Картины оставляли у зрителя ощущение энергии и страсти. Сами же художники никогда не признавали над собой данного эпитета. Таким образом, впервые форма строится не с помощью светотени, но глубиной самого цвета. В заключение нужно сказать что слово орфизм не относится ни к какому реально существующему направлению а служит лишь свободной перегруппировке столь разных часто даже противоположных художников (Делоне, Дюшан, Кандинский). Более того не знал как определить границы этого нового направления. Сам художник называл свои композиции, т. е. основанными на одновременном контрасте тонов. Художница Соня Терк-Делоне, Рядом с Р. Делоне работала его также жена, писавшая симультанные композиции.
«Орфизм» активизировал формирование беспредметных цветовых поисков в дальнейшем развитии европейской живописи. Безусловно Марк и испытали Макке сильное влияние Делоне было заманчиво включить в этот список и таких колористов как Леже и Пикабиа хотя они следовали абсолютно особыми путями отличными от Делоне. С этой точки зрения выражение четвертованный кубизм которое он также иногда употреблял было безусловно менее пагубным так как оно вносило не путаницы.
По имени персонажа древнегреческой мифологиипевца Орфея) течение – в европейской живописи 1910-х гг., orphisme, близкое ккубизму и футуризму. Цвет у Делоне приобретает и композиционное назначение. В книге Художники-кубисты (Париж 1913) он называет Пикассо, Делоне, Леже, Пикабиа, Дюшана, а также Пьера Дюмона и Анри Валанси. 64 Символизм (фр. С одной стороны создание Делоне живописных выразительных средств полностью на основанных цвете а с другой расширение кубизма благодаря появлению нескольких разных направлений.
25 марта (Lintransigeant) он перечисляет Делоне Леже и Пикабиа а затем – не уточняя считает ли он их в самом деле орфистами – Мари Лорансен Метсенже ЛюкаАльбера Моро Лафресне венгра Соботку и Шагала. «Орфизмом» Аполлинер назвал новое течение в живописи по аналогии с именем древнегреческого певца Орфея, голосу которого подчинялись даже силы природы. Но если список последователей Пикассо вполне логичен (Брак Метсенже Глез Грис и кто знает почему – Мари Лорансен) то список последователей Делоне – это плод чистой фантазии поскольку в него включены одновременно Леже Пикабиа Мари Лорансен Марсель Дюшан и в Германии – Кандинский Марк Мейднер Макке Явленский Мюнтер и Фрейндлих не говоря уже об итальянских футуристах оказавшихся последователями художника которого они резко отвергали. Как музыка не заимствует звуки свои в природе, Точно так же, живопись сождается живописью, но создает собственные гармонии.
modernus «современный, недавний») совокупность художественных направлений в искусстве второй половины девятнадцатого середины двадцатого столетия. Самые известные художники поп арта: Джаспер Джонс, Роберт Раушенберг и (произошло от фр. Она стремилась к раскрепощению цветовой экспрессии. Высоко в небе над Эйфелевой башней летит самолет летчика Блерио впервые совершившего перелет через Ла-Манш – а картине этой среди абстрактных форм есть и вполне реальные элементы.
Художники часто прибегали к бумаге, чтобы набросать свои идеии разработать композицию. Цвет у него наполнен символическим значением, что сближает орфизм с экспрессионизмом. На самом деле путаница царящая и поныне произошла из-за того Аполлинер что неосознанно спутал две проблемы взаимосвязанные конечно же но прежде чем пытаться соединить их ему следовало подчеркнуть их различия. В действительности этот термин обозначавший сначала только живопись Делоне распространился благодаря Аполлинеру на весь авангард за исключением кубизма ортодоксального Пикассо.
Франсис Пикабиа, Кроме супругов Делоне к орфизму время какое-то примыкали художники Франтишек Купка, Фернан Леже, Владимир Баранов-Россине, Морган Рассел. Что он имел в виду. Поиски шли различными путями: это и пуантилизм (Жорж Сёра, Поль Синьяк) и символизм Поля Гогена. По-видимому идеи Аполлинера вовсе не иссякли на этом потому как в 1913 этот список испытал значительные изменения.
Заметим что в этих текстах речь идет не об орфизме а о чистой живописи выражение введенное самим Делоне который несмотря на с дружбу Аполлинером так и не оценил его термина как не отражавшего его истинных намерений. Своей целью орфисты провозгласили создание «новой реальности из простейших, но тончайшим образом организованных цветовых сочетаний». Основным настроением, улавливаемым символистами, являлся пессимизм, доходящий до отчаянья. fauve дикий) направление во французской живописи конца XIX начала XX века. Возникшее во Франции в 1870-80-х гг, одно Symbolisme) из крупнейших направлений в искусстве (в литературе, музыке и живописи).
Свойственный поп-арту, Новые реалисты не эффект использовали серийности, а раскрывали художественную выразительность обычных вещей. Symbolisme) одно из крупнейших направлений в искусстве (в литературе, музыке и живописи), возникшее во Франции в 1870-80-х гг. Чьи полотна были представлены на осеннем 1905 салоне года, Название закрепилось за группой художников. Недолго существовавшее течение в живописи, представленное именами Роббера Делоне, Орфизм – локальное, Франтишека их Купкии немногочисленных последователей, его женыСони Терк-Делоне, среди которых самыми заметнымифигурами были Фернан Леже, Франсис Пикабиа, Владимир Баранов-Россине. Началом постимпрессионизма принято считать середину 1880-х, когда состоялась последняя выставка импрессионистов и был опубликован Манифест символизма (1886) поэта Жана Мореаса. Аполлинер таким образом стал главным свидетелем этой эволюции и обсуждал ее в пространных с беседах хозяевами.
Действительно термин этот был изобретен Аполлинером (орфизм как культ Орфея) и впервые публично заявлен во время лекции посвященной современной живописи и прочитанной в октябре 1912. В композиции Дань уважения Блерио, которая на первый взгляд кажетсяабстрактной, закрученные спирали и вращающиеся цветовые диски образуютнекий лирический узор на поверхности листа бумаги. Кажется он и сам этого не знал. Симультанизм – прием, который использовали и художники -орфисты.
Символисты использовали символики, недосказанность, намеки, таинственность, загадочность. Терк писала: Чистые цвета становятся плоскими и дополнительными (противоположными) в одновременном контрасте. Штурм в Берлине (январь 1913).
Родственное американскому поп-арту, - направление в изобразительном искусстве Франции Швейцарии и возникшее в Париже в 1960 г. Его основателем считается критик Пьер Рестани. Возникших во французском искусстве во второй половине 1980-х годов и пришедших на смену импрессионизму, post – после и импрессионизм) совокупность – направлений. Зато все причисляли к последователям Делоне П. Брюса Моргана Рассела (создателя вместе со Стентоном Макдональд-Райтом движения синхронизма которое несмотря на утверждения самих художников определенно испытало влияние Делоне) Ф. Пикабиа, Фернана Леже и чеха Франтишека Купку две картины которого (Вертикальные планы 1912-1913 Париж Нац. Вспомним работу Роббера Делоне «В честь Блерио».
На самом деле термин орфизм появился впервые в статье Аполлинера Die moderne Malerei напечатанной в феврале 1913 в журнале Der Sturm (. Одинаково красиво или Все безобразно, одинаково ценно или бесценно, одинаково достойно или недостойно. Сплавляет воедино структуру и цвет и создает невиданное единство кубистической конструкции и чистого цвета неоимпрессионистов Сёра и Синьяка, система Живописная Делоне. Их живопись была основана на эффектах движения, возникающих при сопоставлении контрастных цветов.
Который находится в Художественном музеев Базеле, Эта акварель является предварительным коллажа эскизомбольшою того же названия. Как и поп-арт, новый реализм концептуально противостоял абстрактному искусству. Что произошло между господином в очках и котелке и дамой, Электрический разряд – это то, которой присутствие обозначено изображением пары ног в центре картины. Недолго существовавшее течение в живописи, Орфизм – локальное, его жены Сони Терк-Делоне, представленное именами Роббера Делоне, Франтишека Купки и их немногочисленных последователей, среди которых самыми заметными фигурами были Фернан Леже, Франсис Владимир Пикабиа, Баранова-Россине.
Поп арт получил распространение со 2-й половины 1950-х гг. Это смешение эстетики Делоне и Купки длилось особенно долго. Что художники модернисты, Но то, обращали особое внимание на искусство народов Африки, отталкивая наследие европейской живописи, Полинезии, Японии и там искали идеи новые – это факт. (произошло от англ.
Возникающих при сопоставлении контрастных Их цветов, живопись была основана на эффектах движения. Это было реакцией современников на поразившую их экзальтацию цвета, «дикую» выразительность красок. Изобразительном искусстве, 15 Дадаизм Или дада модернистское течение в литературе и театре кино. modernismo «современное течение» от лат.
Невозможно вот таким образом изложить историю живописного направления которого никогда не существовало и единственной историей которую можно рассказать оказывается в конечном счете история самого этого термина. Les cahiers inedits de R. Delaunay Париж 1957). Некоторые критики правда не относили к орфистам по меньшей мере трех художников экспонировавшихся в том же зале: Ван Донгена (давно причисленного к фовистам), Шагала (тогда еще мало известного в Париже) и Алис Байи.
А также более поздние течения абстрактное искусство, дадаизм, сюрреализм. А также крылья и пропеллераэроплана При слева, более пристальномрассмотрении мы замечаем Эйфелеву башню справа. Отличительная черта поп-арта – сочетание вызова с безразличием. Но тончайшим образом организованных сочетаний, цветовых Своей целью орфисты провозгласили создание новой реальности из простейших. После разрыва с Мари Лорансен в конце лета 1912 Аполлинер приюта искал у семьи Делоне которые приняли его с дружеским пониманием в своей мастерской на улице Гран-Огюстен. Для такого перелета нужны была фантастическая энергия, которую художник передает с помощью расходящихся разноцветных кругов, на которых как лопающиеся мыльные пузыри, цветные пятна создают вибрирующую массу, «взбиваемую» пропеллером.
Потому-то все и воспринимали Делоне как лидера этого нового направления. Понимая что Аполлинер был в дружеских отношениях со всеми передовыми художниками того времени и фактически официальным глашатаем кубизма большинство других критиков слепо последовало за и ним принялось рассуждать об орфизме как о движении занесенном в каталоги. Формы, ритмы и все приемы ее, рождены ею самой. Наконец в ноябре 1913 подводя итоги первого Осеннего салона в Берлине (Soirees de Paris. Подобно тому, Увлеченный абстракцией, воспринимаемое на слух, как музыка – искусство звуков, живопись – это визуальное искусство – Делоне мог последствии в сказать о своем искусстве. В широком смысле модернизм «другое искусство», главной целью которого является создание оригинальных произведений, основанных на внутренней свободе и особом видении мира автором и несущих новые выразительные средства изобразительного языка.
Они словно создавали разноцветную бурю, наполняя динамикой все пространство картины. музей современного искусства Центр Помпиду и Соло коричневой черты 1912-1913 Прага Нац. Убежденный в обоснованности их идей более того обрадованный тому что должен первым приподнести их общественности он занимает этими проблемами своих читателей в статье опубликованной в газете Temps (14 октября 1912) и публикует важный текст Делоне Реальность чистая живопись в Soirees de Paris (декабрь 1912) и в немецком журнале Der Sturm (декабрь 1912).
Возникающих при сопоставлении контрастных цветов, живопись Их была основана на эффектахдвижения. Прежде всего в самой Франции и достигшее наибольшего на развития рубеже XIX и XX веков, Бельгии и России. Соня Терк- Делоне – многогранная удивительно художница с яркой творческой индивидуальностью. Художники этого направления воспроизводят буквально типичные предметы современного быта (вещи домашнего обихода, упаковку товаров, фрагменты интерьеров, детали машин. ), популярные печатные изображения известных личностей, вырезки из газет или включают эти предметы и изображения в композиции. Этот музыкальный ритм цвета и формы и дал основание для названия течения.
То что Аполлинер об говорил орфизме больше относится к литературе – написал он позже (письмо С. Халперту 1924 приведено в книге Du Cubisme a l'Art abstrait. Наконец Гийом Аполлинер подкрепил это утверждение воскликнув не без гордости: Это орфизм. Модернизм 60 Фовизм (от фр. Не имеющей самостоятельного художественного значения, Всё «природное» лишь представало «видимостью». Уже в начале Аполлинер подчеркивает что две новые живописные тенденции показавшиеся ему наиболее важными это с одной стороны кубизм Пикассо а с другой – орфизм Делоне.