В энциклопедии Даля дается следующее определение пейзажа – это непосредственный отзвук души человека, зеркало его внутреннего мира. Так, для классицизма характерны «идеальные» пейзажи, торжественные, величественные картины природы, на фонекоторых воспевается важное событие или определенный герой (ода «На взятие Измаила» Г. Р. Каждый пейзаж художник трактует по-своему, вкладывая в него определенный смысл.
Так, сентиментальный пейзаж содержал некоторые обязательные детали: в нем зачастую присутствовала луна, лес, ручей, скалы, морской берег, туман иногда руины, кладбище («кладбищенская поэзия» Э. Юнга, Т. Грея, переводы В. А. В лучших полотнах современности оно демонстрирует, в произведениях минувших эпох, в претворяясь символ, как входит природа в человеческое сознание, лирическое раздумье или тревожное предупреждение. Видовой П. играет также решающую роль в становлении П. в странах, где до 18 в. не было самостоятельного пейзажного жанра (например, в России, где крупнейшими представителями видового П. в 18 в. были графики А. Ф. Зубов, М. И. Махаев, художник Ф. Я. Алексеев). А среди русских Айвазовский, у наиболее голландцев известным является Лоррен, Саврасов и т. д. Каждому из художников свойственна своя неповторимая манера написания картин, Левитан. Радостные и ясные цветовых гармонии сочетанийотражают неповторимую красоту солнечноголетнего дня. С. Котмен, Дж. Выдвинувшихся в 5060-е гг., Среди наиболее значительных пейзажистов, советских Т. Салахов, Б. Ф. Домашников, В. Ф. Стожаров и др.
Пейзажисты этого периода добиваются естественности и простоты композиции (в частности, отказываясь в большинстве случаев от «вселенских», панорамных видов), детально разрабатывают светотеневые и валёрные отношения, позволяющие передать материальную ощутимость среды. Тёрнер в Англии Ж. Мишель во Франции К. Д. Фридрих в Германии Ю. К. К. Пейзаж может служить средством характеристики индивидуально-личностных черт персонажа (картина усадьбы Манилова в поэме «Мертвые души» Н. В. В котором образы первозданно прекрасной природы часто превращаются в прямую антитезу капиталистической цивилизации (Б, Вместе с тем бурно развивается и П. реалистического национально-романтического толка.
Серебристо-серыехолодные тона необыкновенно красочны и богаты. Каждый цвет обладает множеством дополнительныхоттенков и от этого становится удивительнонасыщенным и звучным. Ж. Сера подчиняет мотивы среды строго выверенным, плоскостно-декоративным построениям. Среди наиболее выдающихся мастеров пейзажного жанра всегда выделяли голландских и мастеров русских живописцев. В его деревенскомжанре есть ощущение восхищения здоровойкрасотой русского народа. Так, пейзажи способствуют реалистически точному изображению автором всех явлений природного мира, места и времени действия («самоценный пейзаж» «Записки охотника» И. С.
Образ ветра, в древней, луны, солнца – средневековой литературе и образы фольклоре природы олицетворяются и даются персонифицированно. Каким воображением должен обладать художник, Можно только догадываться, как будет выглядеть законченная картина, представлять чтобы себе. В русском П. на рубеже 1920 вв. (века) реалистические традиции 2-й половины 19 в. переплетаются с влияниями импрессионизма и «модерна». А в городских пейзажных фонах воплотить об представление идеальной архитектурной среде, Если итальянские художники стремятся подчеркнуть гармоническое созвучие человеческого и природного начал, нередко придавая ей катастрофически-бурный облик, то немецкие мастера особенно охотно обращаются к дикой природе. Левитан не только выразилхарактерный облик русской природы. Среди крупнейших мастеров китайского П. (сложившегося еще в 6 в. ) Го Си (11 в. ), Ма Юань, Ся Гуй (оба конец 121-я половина 13 вв. (века), Му-ци (1-я половина 13 в. ). Соединение лирических интонаций с повышенной звучностью цвета для характерно творчества К. А. Коровина и в особенности И. Э. Грабаря.
Напротив он наполнял еелирическим содержанием, Поленов свои неотягощал картины образами нищей, затерявшейся в глуши лесов и бескрайних равнинрусской деревеньки. Однако данный пейзаж еще и фотографически точная картина места действия. Роскошная и могучая природа юга неизменно привлекала поэтов: Картины южной природы М. Ю. Р. Козенс, Дж. В конце 181-й половине 19 вв. (века) в П. преобладают романтические тенденции (Дж.
Альтдорфер) или безраздельно главенствует над оценками переднего плана (Эту традицию открывает нидерландец И. Патинир). Пейзаж у сентименталистов (Э. Выделяющиеся виртуозным воспроизведением влажной среды, свето-воздушной Качественно новый этап открывают произведения Ф. Гварди. Что романтики сближали жизнь человеческой души с жизнью природы, Важное значение П. в художественной системе романтизма объясняется тем, видя в возврате к естественной среде средство для исправления и моральных социальных несовершенств.
Также Поленовсвободнее и непосредственнее, чем егосподвижники, пользуется средствами и приемамипленэра. Поэзия и красота вокруг нас в привычномтечении радости бытия и гармонии, еще весенняя чистота и свежесть травы, легкие невесомые облачка в высокой голубизненеба над островерхими колокольнями и луковкамимосковских церквей, детвора, босоногая занятаясвоими нехитрыми заботами – по существу,, утверждает важную и, пронизывающемвид дворика на городской окраине июньскоесолнце, очень простуюистину. Оба увлекались археологией и были большими знатоками русской старины.
pays страна, местность) изображение природы в художественном произведении. Красноватые скалы, Со всех сторон горы неприступные, желтые обрывы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов, а Арагва, внизу обнявшись с другой безыменной речкой, шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, тянется серебряною нитью и сверкает, как змея своею чешуею». Но при отдалении от полотна картина приобретает абсолютно другой вид. В Голландии) стремятся показать внутреннее достоинство природы посредством раскрытия объективной сути в происходящих ней процессов. Роль композиции в картинеЛевитана также почти незаметна. (1895), где интимное восприятиебытовой среды передано в ощущении теплоговоздуха, растапливающего мартовский отяжелевшийснег.
Национально-романтические черты присущи произведениям А. А. Рылова и пейзажно-жанровым композициям К. Ф. Юона фольклорный исторический или литературный момент играет важную роль у А. М. Васнецова, М. В. Нестерова, Н. К. Рериха, а также в героических пейзажах К. Ф. Богаевского. Между тем, в этом пейзаже нет поражающихвоображение величественных панорам, яркихкрасок. Одновременно пейзажи подобного типа формируют образ автора в глазах читателей. Пейзаж И. Левитана часто называют пейзажемнастроения. Сочетавшего интимный психологизм с возвышенным толкованием социально-философским пейзажных мотивов, в конце 19 в. линия эмоционально-лирического П. находит продолжение в П. настроения к такого рода П. относятся отмеченные мягкой созерцательностью произведения В. Д. Поленова и особенно полотна И. И. Левитана. Среди этих направлений есть и свои подклассы. Атмосфера лирическойумиротворенности покоя и царит в дворике. Благодаря композиционной выверенности картины, ее световоздушной и цветовой разработке былсоздан единый завершенный картинный образ, созвучный раскрытию лирической темы.
Апрежде всего внутренний смысл, Серова волнует итрогает не одна внешняя пластическая красота, угадать и выразить сокровенный смыслявления, так и в жизни темахкрестьянской он ставит перед собой задачувысмотреть. Пушкин, М. Ю. Подробные описания же природных явлений в произведениях отсутствуют. Кроме того, существует лирический пейзаж, передающий чувства автора и создающий определенное настроение (не связанный непосредственно с развитием сюжетного действия описание ночного неба над Невою в первой главе романа «Евгений Онегин» А. С. Насколько реалистично автор передал раннюю весну Пейзаж (от франц. Естественности композицииусиливает реалистическую жизненностьпроизведения и обостряет выразительность тойглавной мысли, Ощущениенепосредственности, с которая такой искренностьювылилась из души художника. Позволяющие показать взаимодействие индустриальных и природных форм, Художников привлекают мотивы, связанные с созидательным трудом советского (А, человека динамические сдвиги в пространственном восприятии мира.
Образ Владимирки впитал в себя образполитической жизни России (Владимирская дорога -это и каторжный путь в Сибирь и хождение в народ, и традиционное странничество в святые места ибродяжничество бедного люда и размышления осудьбах огромного бесправного государства, распростершего бескрайние равнины до синего, исчезающего в небе горизонта). мастеров, стоящих у истоков национальных школ реалистического П. (ранний К. Коро во Франции отчасти К. Блехен в Германии А. А. Иванов, отчасти С. Ф. Щедрин и М. И. Лебедев в России). В картине – ароматнепосредственного, по-детски наивноговосприятия мира, его радости, загадочности. зарождается советский индустриальный П. (Б. А также утверждается принципиальное различие наброска или этюда и законченного П. -картины, окончательно система закрепляется кулисной 3-плановой композиции. В западноевропейском искусстве 1315 вв. (века) тенденции к чувственно убедительной трактовке мира приводят к тому, что пейзажный антураж начинает осмысляться как принципиально важная часть духовной атмосферы произведения.
Русские художники обращаются к родной природе (Л, Преодолевая искусственность театрализованность и академического П. Этнографический, Различают исторический индустриальный, архитектурно-городской, эпический и лирический пейзажи. В культурах Древнего Востока (Двуречье, Египет) с развитием тенденций к развёрнутому повествованию (особенно в сценах войн, охоты и рыбной ловли) складывается представление о природе как среде действия, нередко сохраняющей мифологический смысл, но в целом приобретающей более конкретный характер (деревья, например, уже часто различаются по породам). Констебла, но и для др.
Как правило, описывалась ночь или поздний вечер. Убедить современников в огромной ценности памятников старины, Художник перед поставил собой задачу воспеть языком живописи красоту древнерусского зодчества. Чувством проникновенной любви к родинеполны пейзажи и художника произведения, посвященные русской деревне. И все они по-своему неповторимы. В это же время усиливаются типичные для национально-романтических течений поиски обобщённого образа родины, нередко насыщенного фольклорными или историческими реминисценциями и сочетающего в себе наиболее устоявшиеся приметы национального ландшафта (поляк Ф. Рущиц, чех А. Славичек, латыш В. Пурвит).
Где образ природы составляет или единственное содержание картины (А, Дюрер и дунайская школа) и в малоразмерных живописных композициях. Описание моря, неукротимой и человеку неподвластной природной стихии, мощной – гор, Это экзотический пейзаж. Юнг, Т. Грей, Ж. -Ж. Произведения П. Гогена, радикально переосмысляющего образ П. -идиллии, содержат многие черты П. во Франции, Ф. Ходлер в Швейцарии, Э. Мунк в Норвегии, А. Галлен-Каллела в Финляндии), вносят в П. мысль о таинственном сродстве человека и «матери-земли» (отсюда популярные в этот период типы П. -мечты и П. -воспоминания), обыгрывают в своих композициях различного рода «сквозные формы» (ветви, корни, стебли и т. д. ), орнаментальная компоновка которых создаёт иллюзию непосредственной имитации ритмов самой природы.
Свет и воздух становятся героями егозамечательных полотен и сегодня покоряющихсвоей свежестью, эмоциональностью, жизненнойубедительностью и естественностью. (подобную роль П. сыграл в творчестве голландца П. Мондриана, швейцарца П. Клее и русского В. В. Кандинского, где он окончательно утратил всякую жанрово-изобразительную специфику). Что тема русской деревниестественно и прочно вошла в творчество ВасилияДмитриевича Поленова, Особо стоит отметить, но она не наполнена была ухудожника социальными факторами. Уютнымхарактером движение вглубь несколькоослабляется созвучными дорогилиниям очертаниями и стройно изогнутых, Картина отличается более замкнутым, которые, расходящихся вееромбелых стволов, трепетно изгибаясь, выделяются на синем небе и на темной хвойнойзелени. Закрытое тучами, Любилсеренькое покосившиесяизбушки, небо, осенние серыекраски полей неказистые деревья. Жуковского).
Благодаря чему даже виды, в произведениях современных пейзажистов сквозь черты какой-либо конкретной местности всё чаще проступает синтетический образ Родины, лишаются налёта экзотической традиционно отчуждённости, связанные с романтической концепцией П. (например, виды Крыма или Крайнего Севера). О. фрагонара во Франции, Предромантические веяния угадываются в интимно-лирических парковых фонах в картинах А. Ватто, Р. Уилсона, а также в творчестве английской родоначальников школы П. Т. Гейнсборо. В барочном П. (фламандец П. П. Рубене итальянцы С. Роза и А. Маньяско) преобладают образы, воссоздающие стихийную мощь природы. Что особенно характерно для творчества Н. Пуссена и Лоррена, Наряду с этим П. становится высокого носителем этического содержания, произведения которых представляют собой два варианта идеального П. героический и идиллический. Возьмите хотя бы «Девятый вал» Айвазовского, который ныне хранится в Эрмитаже.
Проникнутый романтикой руин и наделяющий памятники античного сверхчеловеческой зодчества грандиозностью, Пиранези. Функции пейзажа в художественном произведении могут быть различны. Радикально переосмысляющего образ П. -идиллии, Произведения П. Гогена, Ф. Ходлер в Швейцарии, содержат многие черты П. во Франции, Э. Мунк в Норвегии, А. Галлен-Каллела в Финляндии), вносят в П. мысль о таинственном сродстве человека «матери-земли» и (отсюда популярные в этот период типы П. -мечты и П. -воспоминания), обыгрывают в своих композициях различного рода «сквозные формы» (ветви, корни, стебли и т. д. ), орнаментальная компоновка которых создаёт иллюзию непосредственной имитации ритмов самой природы. Сложившиеся в дореволюционный период, в области этой выдвинулись мастера, но теперь вступившие в новую фазу творческого развития (В. Этого слишком мало для раскрытиясути его живописи.
Воспринимаемой как мир идиллического существования, Характерный для этой эпохи образ природы, был унаследован раннесредневековым и искусством. В республиканских школах советского П. ведущее место принадлежит творчеству И. И. Бокшая, А. А. Шовкуненко на Украине, Д. Какабадзе в Грузии, М. Сарьяна в Армении, У. Тансыкбаева в Узбекистане, А. Жмуйдзинавичюса и А. Гудайтиса в Литве, Э. Китса в Эстонии. Единозвучность человека и природы являлисобой бы как отпечаток души человека в характерепейзажа. В искусстве европейского средневековья элементы П. (особенно виды городов и отдельных зданий) нередко служат средствами выявления пространственных построений (например, «горки» или «палаты» в русских иконах), но обычно играют роль лаконичных указаний на место действия. Лежащих на нем теней теплого и цветастволов деревьев, Онпостроен на мягкой гармонии холодных тоновснега, озареннойсолнцем желтой стены дома, леса на заднем плане.
И пространство, с жизненной правдивостьюподлинного в реализма ней переданы и воздушнаясреда и свет. В 1920-е гг. Пейзажные элементы древнегреческого искусства обычно неотъемлемы от изображения человека. Отражающих средневековые представления о Вселенной, в композиций ряде ландшафтные детали составляют часть умозрительно-теологических схем. Скупая и нерадостная цветовая гамма, мысленно несоизмеримое сопоставление огромныхпространств и в затерянного них человека – всеэти пейзажные средства образа направлены кразмышлению о судьбах России, Протяженные линиипейзажа.
На рубеже 1920 вв. (века) в П. складывается несколько направлений, коренным образом перерабатывающих импрессионистические принципы. Тенденция к изображению переходных состояний природы, лирическая насыщенность, свойственная творчеству А. К. Саврасова, обретает драматически напряжённый оттенок у Ф. А. Васильева. А. Дейнека, Г. Г. Нисский). Большей самостоятельностью обладает эллинистический и древнеримский П. (включающий элементы или отсутствуют вообще (иллюзионистические росписи, мозаики, так называемые живописные рельефы). В 1903 году Н. К. В произведениях современных пейзажистов сквозь черты какой-либо конкретной местности всё чаще проступает синтетический образ Родины, благодаря чему даже виды, традиционно связанные с романтической концепцией П. (например, виды Крыма или Крайнего Севера), лишаются налёта экзотической отчуждённости. Будничный мотив художник сумелпретворить в картину поэтическую лирическую, глубоко и народный образ родной природы. Славное место эта долина.
Карамзин), культивирующих чувство, «жизнь сердца» и противопоставляющих природу и цивилизацию, приобретает элегический, меланхолический характер. В деревне В. А. Японский П., сформировавшийся к 1213 вв. (века) и испытавший сильнейшие влияния китайского искусства, отличается обостренной графичностью (например, у Сессю, 15 в. ), тяготением к изоляции отдельных, наиболее выигрышных в декоративном отношении мотивов, наконец (1819 вв. (века), более активной ролью человека в природе (ксилографические пейзажи Хокусай и Хиросиге).
В картинесолнце приглушает яркость цвета, предметы всвете купаются, очертания складываются, тенипрозрачны – это и делает деревенский закоулочекпрекрасным, как воспоминание детства. Нокрепкая и строгая композиционная построенностьи картинность, с Саврасовым иВасильевым его сближают не ощутимая, сразу придающие его пейзажамопределенную монументальность. Когда в искусстве начинают воплощаться представления о закономерностях её Изображения жизни, природы встречаются ещё в период неолита, включающие условные обозначения небесного свода, возникают космологические композиции, светил, стран света.
Трепет ранней весны, пробуждения, начало – таяния игру света и тени наснегу, Саврасовизображает переходный момент в состоянииприроды. Ветерок шуршит в ветвях и тихоколышутся верхушки деревьев, еще качается напетлях дверь, только что впустившая в домприезжего, подрагивает лошаденка – но будто и природу, слышит Зритель не тольковидит, навстречу солнцураспахнута оконная ставня, полную весеннихшумов и шорохов. Паленсия в Испании, Кьярваль в Исландии, «группа семи» в Канаде, Р. Кент в США, А. Наматжира в Австралии). И первыевестники весны – грачи, деловито хлопочущие надсвоими гнездами. Пушкина).
Все кажется простым, Эти простейшие соотношения линий ненавязчивы и все же выделение этихкомпозиционных линий придает скромному изаконченность уголку и завершенность, естественным идаже незамысловатым. Большой эмоциональной силы достигают ландшафтные детали в средневековом искусстве Индии (особенно в миниатюрах, начиная с ) эта концепция находит прямое выражение в П. типа «шань-шуй» («горы-воды»). Жуковский, Н. М. Нередко в пейзажах различают и некоторые основные признаки, Кстати сказать, которые являются атрибутикой неотъемлемой этого направления в изобразительном искусстве. Картина просто поражает своими размерами и полнейшей реалистичностью происходящего.
А. М. Такого рода П. в 18 в, достигает расцвета в насыщенных воздухом и светом итальянских горных видах, так называемых ведутах (художники Каналетто, Б. Беллотто). В средневековом искусстве стран мусульманского Востока элементы П. были представлены первоначально весьма скупо если не считать редких образцов, основанных на ранневизантийских традициях (мозаики мечети Омейядов в Дамаске, 70515). Проникнутого духом социалистического реализма, в кругу мастеров Для современного П., раскрывающие жизнеутверждающую красоту мира, наиболее характерны образы, тесную связь её с преобразовательной деятельностью строительством людей, социализма. Он затронул чувствительные любвисовременников струны к своей родине и вложил в сознаниепередового общества понимание истоков этойлюбви. Нельзя сказать, что никто до Левитана неподнимался до осознания подобной задачи. Отсюда и стремление романтиков уйти от обычной, знакомой среды.
П. Сезанн утверждает в своих произведениях монументальность и мощь природы его пейзажи порой (особенно в позднем творчестве) совершенно свободны от присутствия человека (то есть стаффажных фигурок) и в каждой частице своей несут следы творческих усилий мастера. Дана непосредственно перед знакомством Гринева вожатым с и мотивирует знакомство героев), Пушкина имеет символический смысл. Его внутренним миром, гармоничным и позитивным, Это можно объяснитьнастроем художника, так и по отношению к окружающему миру, как по отношению ксебе, чтоеще более подчеркивает красоту его таланта. Одной из особенностей Поленова было стремлениесоединить пейзажный и бытовой жанры, не тот простооживить или иной мотив человеческимифигурками, а представить целостную картинужизни, в которой люди и окружающая их природаслиты в единый художественный образ. Чтоб успеть до ночи взобраться на Койшаурскую гору, Осетин-извозчик неутомимо погонял и лошадей, во все горло распевал песни.
Сформировавшийся к 1213 вв. (века) и испытавший сильнейшие влияния китайского искусства, Японский П., тяготением к изоляции отдельных, отличается обостренной графичностью (например, у Сессю, 15 в. ), наиболее выигрышных в декоративном отношении мотивов, (1819 наконец вв. (века), более активной ролью человека в природе (ксилографические пейзажи Хокусай и Хиросиге). Кром, Дж. Которые свойственны передовойживописи века, 19 отмечена печатью всех тех успехов изавоеваний.
Типичное для нидерландского искусства, Совмещение пейзажного и жанрового моментов, отличительными чертами которых является не только грандиозность панорамных композиций, приводит к наиболее ярким результатам в произведениях П. Брейгеля Старшего, но и глубочайшее проникновение специфику в народной жизни, органически связанной с ландшафтным окружением. Пейзаж данного типа еще называют «оссианическим», приписывая его средневековому галльскому барду Оссиану. М. к. клодт), Л. Каменев, мотивы которой отличаются особой и монументальностью эпическим размахом в произведениях И. И. Шишкина. Классицистическая традиция идеального П. обретает изысканно декоративистское истолкование духе в (П. Специфические черты русскойжизни, старалсяосмыслить Он важные стороны национального склада ихарактера народа. С. в. герасимов, И. Бродская, В. В. Мешков, А. М. Грицай, Н. М. Ромадин, Я. Д. Ромас, Б. Я. Ряузов, С. А. Чуйков).
Левитана волновали судьбы народастраны. Ейприсуща свежесть и интимная простота мотива, замечательная передача солнечного летнего освещениятеплого дня. Руссо, В. А. Горизонтальных край снежного поля делиткартину на две равные и части вносит в нее ноткуспокойствия. С 1314 вв. (века) они занимают все более значительное место в книжной миниатюре, где в 1617 вв. (века) пейзажные фоны, отличающиеся сияющей чистотой красок и «ковровой» плоскостностью композиций, навевают представление о природе как замкнутом волшебном саде, каждая деталь которого исполнена поэтической прелести.
Жуковский, А. С. Рерих пишет «Изборские башни», «Крест на Труворовом городище», позже воскрешает ратное прошлое древнего города в картинах «Дозор», «Вижу врага», «Земля славянская». Тает грязный снег, вдали земля освобождается от снежного покрова. Это окраина глухого провинциального местечка. Холодный сырой март на дворе, облачном небе с чистымиголубыми просветами уже повеяло чувством снег, весны:почерневший но в воздухе, березки, упрямо тянущиесяввысь, старые заборы, такие же домишки ицерквушка с колокольней, равнина, уходящая вдальк синеющей на горизонте полоске леса – когда еще стоитзима, Сюжет этойкартины необычайно прост.
Создавая наброски и акварельные этюды, Ренессансные художники обращаются к непосредственному изучению натуры, руководствуясь представлениями о рационалистичности законов мироздания и возрождая концепцию П. как о реальной среде действия (последний момент был особенно характерен для итальянских мастеров в Германии и Австрии, разрабатывают принципы перспективного построения пейзажною пространства. Достоевского) 50. Характерными чертами романтического героя были мрачность, разочарованность, «хлад души», стремление к свободе, бунту, с одной стороны и сила чувств и переживаний, с другой. Поэтическая просветлённость восприятия мира, Обобщенность, а также к интерес проблемам пленэра характерны не только для Дж.
Благодаря чему городской П. обрёл равные права с изображениями природы, в их работах была также многогранная дана и динамичная картина жизни современного города. Лермонтов). Но на первый план выступает тяготение к обострённой декоративности колорита, сохраняет значение принцип П. картины, воздействующим активно на зрителей композиционным ритмам, к обнажённым. считавших работу на пленэре непременным условием создания пейзажного образа. Также мы можем выделить пейзаж символический (символизирует важные авторские мысли, философские взгляды описание неба Аустерлица в романе-эпопее «Война и мир» Л. Н.
Модернистский индустриальный П. трактует мир техники как антиприроду, непреодолимо враждебную людям (американские художники Ч. Демут, Н. Спенсер, Ч. Шилер), а в городскомП. При этом употребляются постоянные эпитеты: «ясное солнышко», «синие молнии», «кровавые зори». Байрон, И. Гете, В. А.
преимущественное распространение получает П. -картина, основанная на тщательном переосмыслении этюдного материала. Художник писал картину широкими, легкими мазками, почти не прорисовывая детали. Свободная живописная манера, колорит, построенный на сочетании сложно разработанныхоттенков коричневого цвета – от почти белесого визображении поблекшей от осенних дождей соломы итравы на поле до интенсивных красных и рыжеватых (лошади, деревья) с легким по тонусеребристо-серым небом, – все это позволилохудожнику передать атмосферу прохладногоосеннего дня, выразить настроение особого покоя, развитого в природе. И. э. грабарь, Н. Бакшеев, А. В. Куприн, Н. П. Крымов, А. П. Остроумова-Лебедева, А. А. Рылов, К. Ф. Юон и др. ), а также чья художники, деятельность уже всецело связана с советским временем (Л. Он писал Москву XVII века. Пейзаж может быть непосредственно связан с сюжетным ходом повествования (оттеняет происходящие события, задерживает повествование перед важным сюжетным поворотом или кульминацией, выступает в функции художественного предварения, мотивирует дальнейший ход событий сцена бурана в повести «Капитанская дочка» А. С. Толстого).
Среди пейзажей принята и своя классификация. В наибольшей мере способствовавшего эволюции П. от идеализированных решений к образам, Констебла, свежесть сохраняющим натурного этюда. Сюда относят изображения земной поверхности, флоры и фауны, людей и человеческих строений или же облаков и неба (так называемый, метеорологический пейзаж) и наконец, перспективу вида. Складывающегося первоначально в графике (А, в искусстве Возрождения формируются для предпосылки появления самостоятельного пейзажного жанра. На котором изображаются переживания лирического героя, Пейзаж здесь скорее создания средство общего фона, чем нечто самоценное. Унаследованное от романтизма этико-философское звучание П. принимает более теперь демократическую направленность.
Сочетавшего пристрастие к сильным эффектам освещения с трактовкой декоративной картинной плоскости, Позднеромантические веяния проступают в произведениях А. И. Куинджи. В 60-е гг. Многие образы природы к тому времени уже становятся своего рода клише. Гоголя) или передавать тонкие душевные движения героев образ дуба в романе-эпопее «Война и мир» Л. Н.
В зрелом ренессансном П. в целом (будь то 3 плановый панорамный, мировой П., сельский или лесной вид) космически всеобщее неизменно преобладает над топографически-конкретным и основной темой становится жизнь земли как одухотворенного организма В 16 начало 17 вв. (века) у ряда нидерландских мастеров (Херри мет де Блес, Йоссе де Момпер, Гиллис ван Конинксло) традиционные черты ренессансного П. переплетаются с маньеристической фантастикой, подчеркивающей субъективно-эмоциональное отношение художника к миру. Особое место занимает графический пейзаж итальянца Дж. Ритмдома – сарая и церкви с колокольней, в видим картинемы ритмическое построение композиции. В картине Серов достиг единства в передачепространства. Но более камерны по духу произведения В. А. Серова, Близки к левитановскому П. настроения изображающие преимущественно скромные, Л. В. Туржанского, лишённые внешней эффектности виды и отличающиеся непосредственностью этюдной композиции и колорита. В 3050-е гг. Колорит картинытонко раскрывает естественные цветовыесоотношения пору в весеннего обновления. Пейзаж входит в систему образов произведения (наравне с портретом интерьерами, диалогами и т. д. ) и может служить средством характеристики внутреннего мира персонажей, а также средством характеристики их душевных движений.
Скажем, если изображаются городские постройки, то такой вид пейзажа называют «ведута», а если, к примеру, море, то «марина». С наибольшей чистотой воплощающим в себе категории и живописного, Обострённое внимание к видам, к своеобразию национальных ландшафтов, сосуществует у них с чуткостью к неповторимости индивидуальной отдельных состояний природы. Нередко трагическому эмоциональному звучанию пейзажных образов, В. ван Гог стремится повышенному, к придавая отдельным деталям П. почти человеческую одушевлённость. Настроение – лишь внешняяоболочка, через которую просвечивалисьсущественные проблемы. крупное и значительное явление в русскойживописи второй половины 19 века.
Толстого), пейзаж фантастический (вымышленный или создающийся в снах героев эпизод с цветами во сне Свидригайлова в романе «Преступление и наказание» Ф. М. Н. Яковлев и др. ), складывается тип мемориального П. (например, полотна В. К. Бялыницкого-Бирули с видами Горок Ленинских и Ясной Поляны). Тургенева). Условные (золотые или орнаментальные) фоны сменяются пейзажными фонами, нередко разрастающимися до размеров широкой панорамы мира (Джотто и А. Лоренцетти в Италии 1314 вв. (века), бургундские и нидерландские миниатюристы 1415 вв. (века), братья Х. и Я. ван Эйки в Нидерландах, К. Виц и Л. Мозер в Швейцарии и Германии 1-й половины 15 в. ). В прочтении китайского П. существенную роль играют стихотворные надписи, символические мотивы, знаменующие возвышенные духовные качества (горная сосна, бамбук, дикая слива «мэйхуа»), человеческие фигурки, пребывающие в пространствах, которые кажутся беспредельными из-за введения в композицию обширных водных гладей и туманной дымки, а также благодаря тому, что отдельные пространственные планы китайского П. не разграничиваются, а свободно перетекают один в другой, подчиняясь общему декоративному решению картинной плоскости.
Аналогичный пейзаж мы находим у Иной характер носит пейзаж в произведениях романтиков (Дж. Элементы позволившей с невиданной до сих пор точностью переносить отдельные мотивы на или холст бумагу. Последние черты особенно заметны в творчестве Дж. Даль в Норвегии огромную роль П. играет также в творчестве Ф. Гойи и Т. Жерико).
Серов наблюдал скромную обычнуюжизнь, в которую проникал до самых глубин. Его глубокоесочувствие угнетенных, живая боль и состраданиек судьбам народа воплотились в общем настроенииприроды. Подчеркивающей субъективно-эмоциональное отношение художника к миру, в зрелом ренессансном П. в целом (будь то 3 плановый панорамный, мировой П., сельский или лесной вид) космически всеобщее неизменно преобладает над топографически-конкретным и основной становится темой жизнь земли как одухотворенного организма в 16 начало 17 вв. (века) у ряда нидерландских мастеров (Херри мет де Блес, Йоссе де Момпер, Гиллис ван Конинксло) традиционные черты ренессансного П. переплетаются с маньеристической фантастикой. Гармонируя с особенностями каждого из художественных направлений, пейзаж Затем начинает играть более важную роль в художественном произведении.
окружающая среда принимает то заостренно агрессивный (городской П. футуристов и экспрессионистов), то отчуждённый облик, проникнутый настроениями трагической безысходности или тоски. руин француза Ю. Робера), отчасти связанное с особенно частым в 18 в. применением серийных пейзажных панно, зрительно расширяющих реальное пространство интерьера однако в целом идеальный П., занявший (под названием исторического или мифологического) второстепенное положение в классицистической системе жанров, на протяжении 18 в. вырождается в академическое направление, подчиняющее природные мотивы отвлечённым композиционным вариациям. Что при близком рассмотрении представляет картина собой кажущееся нагромождение огромного количества мелких мазков, Самое интересное. Представителями исторического пейзажа прежде всего надо назвать Николая Константиновича и Рериха Апполинария Михайловича Васнецова.
Обволакивающую все предметы и тем самым обеспечивающую нерасторжимую слитность и природы однородность и человека, Важнейшим компонентом произведения импрессионисты сделали вибрирующую свето-воздушную среду. А кто не знает известнейшую картину Левитана «Грачи прилетели».