Определение и оценка искусства как явления была и остается предметом дискуссий.
Определение отличительных признаков И. и его роли в жизни людей вызывало острые на разногласия протяжении всей истории культуры. Чувство голода у него исчезает и одновременно испаряются образы, Когда голодный человек насытится, в оно которых выражалось. Следует задержаться на этом последнем вопросе чтобы показать его важность, мы обратимся к специфическому феномену, связанному с чувствительностью сетчатки., бронзу, глину, лед и160т. 160д. Фрейда подготовила процесс элитаризации искусства нивелирования и идей эстетического воспитания.
Посредством искусства – особого вида духовно-практического освоения действительности – происходит формирование и развитие способности общественного человека творчески воспринимать и преобразовывать окружающий мир и себя самого по законам красоты, Итак. III. Классическим наследием вряд ли окажется могущественнее духовно-практической силы самого искусства, Однако столь решительный разрыв с продолжающего прошлым, поражать воображение и давать наслаждение все новым поколениям людей. В. и. ленин на примере творчества Л. Н. Толстого), показал Энгельс это на примерах творчества И. В. Гёте и О. Бальзака. Сказка действует эффективно на ребенка, Соответственно, а логика абстрактная, чем опыты логические (сказка конкретная.
«самовыражением художника» и «языком чувств» особого рода игрой и рода особого молитвой, И. объявлялось «подражанием природе» и «свободным формотворчеством» «воспроизведением действительности» и «самопознанием Абсолюта». Мы приходим к Поскольку выводу, различие это применимо наделе, но отнюдьне всем искусством, что овладеть можно всяким искусством. В своей выразительности, Прекрасным в своем понимании оценке и безобразного, в гармонии своих элементов. Однако это различение относительно. Которые завораживают его чувство осязания, Любитель формы подолгу бронзу ласкает или камень.
Т. е. указать на то общее, Гораздо труднее дать логическое определение, что лежит в всех основе этих видов. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 12, с. 728). Метод Маркс К. и Энгельс Ф., Об искусстве. Когда человек на какой-то момент освобождается от трудов и забот, Всякий раз, которая сопровождается выработкой элементов, в происходит нем некая внутренняя трансформация, призванных восстановить равновесие между возможностью и действительностью восприятия.
Искусство, рассматриваемое как определенная сфера деятельности в современную эпоху, должно было подчиниться общим требованиям социальной жизни этой эпохи. Всякое усвоение требует, по крайней мере, какой-то способности усваивать, тогда как самая яркая одаренность, глубочайше укорененная в личности, может остаться бесплодной или же ничтожной в глазах третьих лиц – и даже остаться неведомой самому ее обладателю, -- если внешние обстоятельства либо благоприятная среда не пробудят ее и если богатства культуры ее не разовьют. Мы можем выявить здесь исходный принцип, на котором строитсяхудожественное произведение. с франц. (французский), М., 1933 Христиансен Б., Философия искусства, СП (Собрание постановлений)Б, 1911 Горнфельд А. Г., Пути творчества, П., 1922 Гаузенштейн В., Искусство и общество, пер. (перевод) с нем. (немецкий), М., 1923 Фриче В., Социология искусства, 3 изд., М. Л., 1930 Лифшиц М. А., Вопросы искусства и философии, М., 1935 Буров А. И., Эстетическая сущность искусства, М., 1956 Днепров В. Д., Проблемы реализма, Л., 1960 Поспелов Г. Н., О природе искусства, М., 1960 Дмитриева Н. А., Изображение и слово, М., 1962 Ингарден Р., Исследования по эстетике, пер. (перевод) с польск. (польский), М., 1962 Лотман Ю. М., Лекции по структуральной поэтике, Тарту, 1964 Каган М. С., Лекции по марксистско-ленинской эстетике, 2 изд., Л., 1971 Выготский Л. С., Психология искусства, М., 1965 Натев А., Искусство и общество, пер. (перевод) с болг. (болгарский), М., 1966 Зись А. Я., Искусство и эстетика, М., 1967 Новожилова Л. И., Социология искусства, Л., 1968 Раппопорт С. Х., Искусство и эмоции, М., 1968 Кодуэлл Кр., Иллюзия и действительность, пер. (перевод) с англ. (английский), М., 1969 Lange К., Das Wesen der Kunst, Bd 12, В., 1901 Dessoir М., Aesthetik und allgemeine Kunstwissenschaft, Stuttg., 1906 Langer S., Problems of art, N. Y., 1957 Collingwood R., The principles of art, N. Y., 1958 Dewey J., Art as experience, N. Y., 1959 Hauser A., The philosophy of art history, N. Y., 1959 Art and psychoanalysis, N. Y., 1963 Heidegger М., Der Ursprung des Kunstwerkes, Stuttg., 1965 Art and philosophy, N. Y., 1966. Зрение, Итак, обоняние, осязание, слух и движение побуждают задерживаться насвременами на чувственном восприятии и действовать такимобразом, чтобы возрастали интенсивность и длительность их ощущений.
Соответственно в эту эпоху И. неотделимо от практической деятельности, от религии, от игры и других форм общения людей, оно всё имеет «прикладной» характер. У Искусства есть своя пресса, своя внутренняя ивнешняя политика, свои школы, свои рынки и свои фондовые биржи есть у негодаже свои депозитные банки, где постепенно накапливаются огромные капиталы, из века в век создаваемые «творческим восприятием», музеи, библиотеки итому подобное. VIII. Внешние обстоятельства не обладают совершенной властью над внутренними нормами человеческого отношения к действительности, которые искусство вырабатывает «идеально». Оно тотчас его стирает, Глаза собаки видят звезды – но существо не животного дает развиться увиденному.
То есть коммуникационная система, При таком подходе искусство рассматривается как язык, упорядоченными особым которая образом, пользуется знаками. Произведение по преимуществу «изобразительное» является одновременно и «выразительным» (напр., живописный портрет или пейзаж, актерское искусство и т. д. ), а «выразительное» включает в себя и «изобразительный» элемент (как, напр., «Картинки с выставки» М. Мусоргского, танец или архитектурный образ). Виды искусства – система динамично развивающаяся: в ту или иную эпоху какой-то из видов превалирует, становится господствующим (эпос и трагедия – в Древней Греции, архитектура и иконопись – в Средние века, кинематограф и телевидение – в 20 в. ). Песен, Для первобытного человека первоначальные формы художественной деятельности создание мифов изображение зверей на стенах пещер, танцев, украшение орудий труда, оружия, одежды, самого человеческого тела имели значение, огромное так как способствовали сплочению коллективов людей, развивали их духовно, помогали им осознавать их социальную природу их отличие от животных, т. е. служили великому историческому делу очеловечения человека. Также появление и развитие кино стимулировали социальные особенности новейшего периода истории: потребность в художественном осмыслении действительности, общий рост динамики жизни и т. Д. Причиной кино стал также роман Нового времени (совмещал видение мельчайших подробностей с эпическим охватом действительности, выделение общего и крупного плана160 в творчестве Оноре де Бальзака, Стендаля, Ф. 160М. 160Достоевского) актерская игра160 открытие связи между внутренним состоянием человека и физическим действием строение внутренней композиции в живописи.
Так, все реалистические методы стремились прежде всего к постижению реальности, тогда как классицизм, например, главную роль И. видел в изображении идеального мира, который непосредственно представлял бы утверждаемую систему ценностей. Иболегче сформулировать их различие и всё же смешение двух качеств этих почти неизбежно, наблюдая каждыйотдельный случай, нежели выявить его. Это последнее определяется тем, что ни «идея», которую оно может внушить нам, ни действие, к которому оно нас побуждает, неподытоживают и не исчерпывают его: сколько бы ни вдыхали мы запах цветка, услаждающий органы обоняния, мы не можем избавиться от этого аромата ибо, впивая его, мы лишь возбуждаем потребность в нём и никакое воспоминание, никакая мысль, никакое усилие не способны уничтожить его эффект и абсолютноосвободить нас от его власти. соч. (сочинение), 5 изд., т. 29, с. 5354). собр. Широта средств, Богатство произведений искусства, созданных на протяжении веков, разнообразие видов этихорудий и чувственной эмоциональной жизни поражают мысль.
И., Таким образом, есть исторически сложившаяся система различных конкретных способов художественного освоения мира, взятое в целом, каждый из которых обладает общими чертами, для всех и индивидуально-своеобразными. «Полезное зрение» удерживаетиз восприятия лишь то, что может вызвать мысль о чём-то постороннем, пробудить некое «понятие» или подвигнуть к действию. Природа, Традиция, Новаторство, Стиль, Правдивость, Прекрасное и т. д. XIV – школы, Ограничимся покамест ссылкой на бесчисленные теории, которые породили и придерживались которых сотни художников нового времени, доктрины и на бесконечные споры, в которых мелькают вечные и неизменные персонажи этой Commedia dell'arte. Только борьба против уродливых социальных отношений буржуазного может мира в этих условиях помочь И. преодолевать тлетворное влияние капитализма. Слитые воедино, Хотя все эти функции И. их соотношение бывает весьма различным и одна иногда из функций выходит на первый план и приобретает главенствующее значение, являются лишь разными сторонами одного целого художественного воздействия И. на человека. А по мнению советского психолога Сергея Рубинштейн мышление, в свою очередь эмоциональные процессы находятся в тесной связи с мышлением и интеллектом, уже само по себе представляет единство эмоционального и интеллектуального, психический как процесс.
Вид духовного освоения действительности, художественное – творчество как особая форма общественного сознания. Оно стихийно реагирует на уменьшение раздражителей. Действие и любопытные циклические чередования умственныхобразов, Если мы рассмотрим внимательновозникновение, главное, мы обнаружим те же отношения симметрии и контраста и, туже систему возобновляющейся бесконечно интенсивности, какие мы наблюдали впределах местного чувственного восприятия.
Всё это относится не только к ощущениям. Ибо легче сформулировать их различие и же все смешение двух этих качеств почти неизбежно, наблюдая каждый отдельный случай, нежели выявить его. Но это еще не ответ, а только перечисление различных видов искусства. Идеал как должное и возможная реальность получает в свое искусстве предметно-истинное воплощение и оправдание. Таким образом, критерием искусства является способность вызывать отклик у других людей.
На этой исходной фазе развития И. не было ещё самостоятельной формой деятельности, так как всё духовное производство было здесь «непосредственно вплетено» в производство материальное (см. Могут вызревать долго, Эти конструкции могут быть сложными, но они всегда связаны с процессами, теми могут воспроизводить явления внешние и применяться порой к требованиям практической пользы, которые мы описали, когда рассматривали чистое ощущение. Ограничимся покамест ссылкой на бесчисленные «теории», школы, доктрины, которые породили и которых придерживались сотни художников новоговремени и на бесконечные споры, в которых мелькают вечные и неизменныеперсонажи этой Commedia dell'arte: Природа, Традиция, Новаторство, Стиль, Правдивость, Прекрасное и т. д. XIV. Ибо каждому наличному цвету соответствует потенциальный и каждомуцветовому восприятию определенная замена, с другой стороны, однородные сочетания парные дополнительных цветов образуют некую системуотношений. Местная чувствительность способна проявлять себя в качестве обособленного производителя последовательных и как бы симметрических восприятий, Как показывает этот феномен, очевидно из каждое которых, порождает с необходимостью свое противоядие.
Проявляющейся как художественное творчество, Искусство это вид особый социальной деятельности, продуктами которого являются специальные духовные эстетические ценности. Однако оно сразу вызывает встречный вопрос: а что значит эстетическая деятельность. В. И. Ленин предвидел, что на этом пути будет создано «великое коммунистическое искусство», которое найдёт для себя новую форму, соответствующую его новому содержанию (см. 4 изд., Сборник, 1969 Плеханов Г. В., М., Литература и эстетика, т. 12, М., 1958 А. В., Луначарский Статьи об искусстве, М. Л., 1941 История эстетики. Сформулированные в «Эстетической бесконечности», Повторяя почти буквально определения художественного эффекта, посколькудинамика этого восприятия неразрывно связывается с системной законченностью предмета, его Валери вместе с тем наделяет художественное восприятие принципом объективности.
познании мира. Мы говорим о медицине как об искусстве то же самое говорим мы опсовой охоте и верховой езде, о манере жизни или рассуждения. Которые опираются на и логику проверяются с помощью опыта, Наука160 специфический способ получения знаний. Производство и потребление художественных произведений свою утратили взаимную независимость. Его основание и общественное назначение, пер. (перевод) с франц. (французский), СП (Собрание постановлений)Б, 1865 Гюйо М., Искусство с точки зрения социологии, пер.
Ведь они очень разные. Различие между «искусством» и «не-искусством», безусловно, существует, но оно носит исторически текучий характер: то, что ныне именуется искусством, в прошлом было лишь «изящным искусством», в отличие от всех ремесел, которые были грубым («неизящным») искусством. И это будет в общем верно, но опять несколько расплывчато. Ни одна область творческой деятельности человека не может соперничать с ним в полноте отражения всего многообразия человеческих ощущений. Более узким значением слова «искусство» является творчество по законам красоты. Именно эту его особенность имели в виду Гегель, представлявший историю искусства как воплощенное в образах «самодвижение» эстетического идеала и Белинский, усмотревший в «тоске по идеалу» свойственную именно искусству иллюзорную форму выражения насущных потребностей общественного человека.
Выразительные и изобразительные средства скульптуры160 свет и тень. Произведения которого по-своему столь же органически целостны, Соответственно и И., эту перенимает структуру человеческой жизнедеятельности. Незаинтересованного, в сфере эстетического дух человека поднимается до неутилитарного, творческой свободной игры высшими своими способностями, бескорыстного созерцания, сопровождающейся и завершающейся эстетическим удовольствием. В частности, Это лучше сотрудничество, сказать, вызвало к жизни Эстетику -- или, множество разных эстетик, которые, рассматривая Искусство как проблему познания, попытались выразить его в чистых понятиях.
Дикари повторяют обряды (в них закрепляется важная информация, передаваемая из поколения в поколение) и учатся таким образом. Энциклопедия Британника дает следующее определение: «Использование мастерства или воображения для создания эстетических объектов, ситуации или действия, которые могут быть разделены с окружающими». А «выразительное» включает в себя и «изобразительный» элемент (как, напр., «Картинки с выставки» М. Мусоргского, танец или архитектурный образ), Произведение по «изобразительное» преимуществу является одновременно и «выразительным» (напр., живописный портрет или пейзаж, актерское искусство и т. д. ). Так, напр., греческое слово «t» («техне») было наименованием одновременно науки, ремесла и искусства, объединяемых по критерию их принадлежности к «целесообразной», «идейно осмысленной», «модельно-порождающей» деятельности. В своих истоках цели и определяемое чувствительностью, Это действие, резко отличается от действий практического характера, которая направляет его также и в выборе средств. С дальнейшим развитием культуры И. постепенно в обособлялось специфическую область деятельности в «.
Этот орган после сильного раздражения реагируетна цвет раздражителя «субъективным» испусканием другого цвета, называемогодополнительным и всецело обусловленного первичным, цвета, который в свойчерёд уступает место предшествующему и так далее. Именно этот смысл вытекает их древнегреческого слова «тэхне» искусство, мастерство., электро- и фототехники, физиологии зрения (открытие возможности сетчатки глаза на 1/10 секунды сохранять изображения). Искусство – это художественная литература, музыка, скульптура, кино, архитектура театр, – живопись, Проще всего сказать. Сборник, т. 12, М., 1967 Ленин В. И., О литературе и искусстве.
Гносеологическая (эпистемологическая, когнитивная, эвристическая)160 одна из основных функций искусства. Выражая устремления народных масс или эксплуататорских классов, в результате И. втягивается в орбиту классовой борьбы, а нередко запечатлевает глубочайшие противоречия и общественного конфликты развития (Ф, социального прогресса или реакции. Эти замечания серьезны и дальше мы к ним вернемся. Подобные переживаниям реальных событий, Художественное произведение возбуждает в одно и то же время глубочайшие переживания, проистекающее из его восприятия именно как произведения И. и эстетическое наслаждение, как человеком созданной модели жизни. Относится к искусству первобытного человека, Без сомнения, чтобы познать внешний мир или для тренировки собственных который умений, создавал наскальные рисунки или статуи для того. Восприятие, которое служит ей основой и целью, боится пустоты. Так как это составляет динамизм композиции, всегда Скульптор оставляет надежду на развязку драматической ситуации.
Лессинг в своем трактате обратил внимание читателя на то, что один и тот же образ не может быть одинаково изображен в разных видах искусства. И творчество подчиняется законам рыночных отношений художественная культура разделяется на так называемое элитарное и массовое И., И. в условиях развитого буржуазного общества низводится до уровня товара и в его форме, что губительно сказывается на обеих её частях идеология империализма и психология индивидуализма извращают И. и природу в его содержании. Вера в воспитательную, преобразующую силу искусства была присуща многим художникам того времени, например мечтой Александра Скрябина было создание «Мистерии», в которой бы сочетались все виды искусства160 музыка, поэзия, танец, Социальные потрясения и стремительное научно-техническое развитие в начале XX века породили ряд противоречивых идей о возможности эстетического воспитания. ст., 2 изд., М., 1938 Дидро Д., Собр. не только отражает объективный мир, но и творит его» (там же, с. 194), созидая то, чего в действительности не было, нет, а подчас и не может быть (фантастические образы, гротеск и т. д. ) таким образом, И. творит воображаемые «миры», более или менее близкие к миру реальному и более или менее от него отличные, т. е. представляет собой, по словам К. Маркса, способ «практически-духовного освоения» действительности, отличающийся и от её чисто духовного освоения, характерного для теоретического знания и от чисто материальной практики (см. Искусство выявляет, обнажает и представляет иллюзорно, в «видимости» то, что скрытно – как побуждение, цель и образ действия – заключено в предметно-общественном содержании человеческой деятельности, что является объективным источником активности индивида. Власть человека над материей набирает всёбольше точности и силы.
Что общего между романом и статуей, между симфонией и рисунком, между кинофильмом и архитектурным сооружением. В. И. Ленин полностью солидаризировался с этой мыслью Фейербаха см. (смотри) Полн. Радости, Что же касается эмоций – волнения, смеха, сострадания, восхищения, то они, как известно, вызываются не только искусством. Вполне возможно, чтотончайший анализ ощущений, к какому приводят, по-видимому, определённыеметоды наблюдения и регистрации (например, катодный осциллограф), побудитизмыслить такие методы воздействия на чувства, рядом с которыми и самамузыка, даже музыка «волн», покажется чрезмерно сложной в своей механике идопотопной в своих притязаниях. Однако некоторые авторы склонны считать искусством только профессиональную деятельность людей искусства современных в странах Запада, Произведения искусства начали создавать еще в доисторические времена. Всё это можно выразить вобщих чертах понятием «творческого восприятия», но это претенциозноевыражение предполагает больше смысла, нежели реально содержит его в себе. Всякое творчество в широком смысле слова есть творчество по законам красоты.
К достойным человека социальной формам жизни, И. отражает процесс исторического развития человечества и помогает обществу находить пути и перспективы его движения к свободе. С другой стороны интеллект и его отвлеченные средства (логика, систематика, классификация, анализ фактов и критика, которые подчас препятствуют восприятию ибо, в противоположность ему, всегда тяготеют к некоему пределу, преследуют конкретную цель -- формулу, дефиницию, закон -- и стремятся исчерпать либо заменить условными знаками всякий чувственный опыт) снабдили Искусство более или менее эффективным оружием обновленной и переработанной мысли, основанной на четких волевых операциях изобилующей пометами и формами изумительными по своей всеобщности и глубине. Языка и других форм специализированной общественной деятельности, в отличие от науки, И. оказалось нужным человечеству как способ общественного целостного воспитания индивида, призванных удовлетворять различные потребности людей, его эмоционального и интеллектуального развития, его приобщения к накопленному человечеством коллективному опыту, к вековой мудрости, к конкретным общественно-историческим интересам, устремлениям идеалам. Полезное зрение удерживает из восприятия лишь то, что может вызвать мысль о чем-то постороннем, пробудить некое понятие или подвигнуть к действию. Подвергаются ревизии античные представления о «мимесисе», который сводится к «обманному иллюзионизму», породившему традиционный реализм. Эмоциональным воздействием искусства на Способность человека искусства в воспитание связывают с активизацией эмоционально-чувственного начала. Музыка, Это – литература, живопись, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство и т. д.
Определяющими для произведений искусства при этом могут считаться или цель, с которой они были созданы, (по выражению Дональда Юдда160 искусством является то, что считает себя искусством) или признание того или иного произведения художественными кругами (англ. Специфическим способом художественного творчества считается создание Сфера эстетического это абсолютно самостоятельная сфера человеческого опыта, человеческого духа, которая венчает собой всю духовно-практическую (познавательную и нравственную) деятельность человека, снимая существующие в ней непримиримые противоречия. XIII. Но, с другой стороны, эта самая деятельность органически неприемлет пустого бездействия. Но очевидно само наличие таких родов литературы, Критерии этих делений определяются в науке об И. по-разному, лирика, как эпос, драма, таких родов изобразительного И., как станковый, монументально-декоративный, миниатюрный, таких жанров живописи, как портрет, натюрморт пейзаж и т. д. или же таких жанров сценического И., как трагедия, драма, комедия, водевиль и др. Действие и любопытные циклические чередования умственных образов, Если мы рассмотрим внимательно возникновение, главное, мы обнаружим же те отношения симметрии и контраста и, ту же систему бесконечно возобновляющейся интенсивности, какие мы наблюдали в пределах местного чувственного восприятия.
Однако, Этим понятием объединяют исключительно рецептивные и передаточные свойства мы убедились, что к ним присовокупить следует качества порождающие. Все это относится не только к ощущениям. В широком смысле слова понятие «искусство» означает, всякое мастерство искусно выполненную деятельность, результатом которой становится искусственное по сравнению с естественным, природным. С другой стороны, в каждой из этих трёх групп И. художественно-творческая деятельность может пользоваться: 1) знаками изобразительного типа, т. е. предполагающими сходство образов с чувственно воспринимаемой реальностью (живопись, скульптура, графика так называемые изобразительные И. литература, актёрское И. ) 2) знаками неизобразительного типа, т. е. не допускающими узнавания в образах каких бы то ни было реальных предметов, явлений, действий и обращенных непосредственно к ассоциативным механизмам восприятия (архитектурно-прикладные И., музыка и танец) 3) знаками смешанного изобразительно-неизобразительного характера, свойственными синтетическим формам творчества (синтезу архитектуры или декоративно-прикладного И. с И. изобразительными словесно-музыкальному песенному и актёрско-танцевальному пантомимическому синтезу).
Однако, Как бы, он всегда характеризует прежде всего содержательную сторону творчества, ни сопрягались в творческом методе основные грани художественной структуры, преломление жизненной реальности через призму миросозерцания художника, а затем способ воплощения содержания этого в форме, т. е. особенности Выражая своими средствами потребности общественной жизни и общественного развития, И. постоянно привлекает внимание всех социальных сил государства, классов, партий, религиозных организаций и др., которые заинтересованы в распространении своего влияния на людей. также лит. (литературный) при статьях II. М., 1965, с. 286–290). Ведь стремление к красоте проявляется и в науке и в труде и в повседневном обиходе. Монументальность160 одна из возможностей скульптуры, обеспечивает ее синтез с архитектурой (например: гробница Медичи во Флоренции Микеланджело, в котором расположен портретные изображения, аллегорические статуи «Утро», «Ночь»). Место и время, в последнем случае важным становится современное состояние теории искусства, в контексте которого появляется или то иное произведение.
Памятники мировой эстетической мысли, т. 15, М., 196270 Античные мыслители об искусстве. Понятие искусства до сих пор является предметом давно начатого спора относительно его «широкого» и «узкого» применения. Однородные парные сочетания дополнительных образуют цветов некую систему отношений, с другой стороны ибо каждому наличному цвету соответствует потенциальный и каждому цветовому восприятию -- определенная замена. В мире художественного воображения человек как бы парит над необходимостями, не укладываясь в рамки обязательного соответствия «сущему». И материальную конструкцию звуковую, Произведение И. представляет собой всегда и духовный модель образ жизни, цветовую, пластическую, словесную и т. д., созданную художником по законам техники и технологии обработки данного материала.
1941 Белинский В. Г., М. Л., т. 12, Эстетика и литературная критика, 1958 М., Чернышевский Н. Г., Эстетика, М., 1958 Толстой Л. Н., Об искусстве и литературе, т. 12, М., 1958 Соловьев В. С. Общий смысл искусства, Собр. Ребенок требует повторения сказки и кричит: Еще. Оно поощряет их как умеет, Во многих странах государство пытается управлять искусствами оно на берет себя заботу о сохранности их творений. Исторические, Главные жанры скульптуры160 портрет, религиозные изображения, анималистический мифологические, жанр. Более 2000 лет такое определение считалось исчерпывающим.
В эпоху постмодерна искусство нередко рассматривают как открытое понятие, в свободный образ объединяет предметы, не имеющие выразительных общих черт, а лишь имеют нечто, названное Людвиг Витгенштейном «родовой сходством», что нельзя определить исчерпывающими критериями. Разновидностями словесного И. являются устное творчество и письменная литература разновидностями музыки вокальная и разные типы инструментальной музыки разновидностями сценического И. драматический, Так, кукольный, музыкальный, теневой театр, а также эстрада и цирк разновидностями бытовой танца танец, классический, акробатический, гимнастический, танец на льду и т. д. С другой стороны, каждый вид И. имеет родовое и жанровое деления. Суть спора не в том, можно или нельзя пользоваться этим термином для характеристики деятельности и продуктов, не имеющих прямого отношения к искусству, но безусловно указывающих на то, что художественное начало присутствует (в норме – обязательно) в любом деле или акте человеческой жизни и деятельности, равно как и не в том, что искусство представляет собой особую, «специализированную» форму отражения действительности и способ духовного производства, обладающие своей спецификой, предметным содержанием и функцией. В более широком значении слово «И» относят к любой форме практической деятельности, когда она совершается умело, мастерски искусно не только в технологическом, но и в эстетическом смысле. Эти конструкции могут бытьсложными, могут вызревать долго, могут воспроизводить явления внешние иприменяться порой к требованиям практической пользы, но они всегда связаны стеми процессами, которые мы описали, когда рассматривали чистое ощущение. Примечательна, в частности, потребность снова видеть и слышать увиденное иуслышанное, переживать нечто до бесконечности. Касающихся искусства, Такой анализ простейших и основополагающих фактов, заставляет нас во многом переосмыслить обычное о представление восприятии. А не иллюзионистских объектов, осязаемых, оригинальное средство между взаимодействия художественной экспрессией и опытом повседневной жизни, представляющих собой новое.
XI. Фиксируя эту особенность термина, А. Ф. Лосев выделил его значение для характеристики чисто эстетической и художественной деятельности: у Аристотеля «» буквально значит «искусства» (См. : Вычленение искусства в качестве самостоятельной категории и феномена человеческого опыта в античной эстетике происходило путем сопряжения и сопоставления искусства и природы искусства и морали, реального и идеального начал, научного понятия и художественного образа и т. д. IX. Понимающую его и способную наслаждаться красотой, Ведь искусство в смысле собственном слова само формирует публику.
Эта благоприятная формапротивостоит всем прочим возможным формам, поскольку она странным образомпобуждает нас искать в ней взаимодействия двигательных ощущений с ощущениямиосязательными и силовыми, которые благодаря ей становятся как быдополняющими друг друга, в результате возникающих соответствий междунажатиями руки и её смещениями. Будучи органически целостной, Реальная человеческая жизнедеятельность, познания, складывается взаимодействия из четырёх основных компонентов труда, ценностной ориентации и общения. Обеспечив возможность истинно свободного творчества, Октябрьская революция 1917 освободила художника от власти товарно-денежных отношений имеющего своей целью объединение обращенного чувств, ко всему народу, мыслей и воли масс их духовное и эстетическое воспитание. То ли затем, Порой они порождают в нем какие-тонарушения или вариации какие-то отправлений то ли в силу своейинтенсивности, чтобы в виде сигналов привести нас в движениеили возбудить.
Реальная жизнь И. протекает всегда в той или иной системе художественной культуры. Вот почему мы так подчеркивали роль дополнителей. Которую мы рассматриваем: удовлетворение воскрешает желание, Совсем иное происходит в той особой сфере чувствительности, обладание разжигает вкус к обладаемому: одним словом, ответ восстанавливает потребность, чувство побуждает жаждать себя и поддерживает эту жажду до бесконечности, так что не существует ни четкого ни срока, определенных границ, ни завершительного усилия, способных исчерпать этот эффект взаимовозбуждения без помощи извне. Несмотря на непроявленность собственно эстетических начал, лет до н. э. ), тем менее не позволяет отнести их к фактам искусства.
Искусство рассчитывает на адекватную реакцию, ответную Будучи актом творческим и пристрастным. Что из первоначальной слитной, Процесс исторического развития общественного разделения труда привёл к тому, а также различные формы общения людей, синкретической человеческой жизнедеятельности выделились и получили самостоятельное существование многообразные отрасли и материального духовного производства. Этот текст послужил предисловием к двум специальным томам «Французской энциклопедии», которые были озаглавлены «Искусство и литература в современном обществе». Следует задержаться на этом последнем вопросе чтобы показатьего важность, мы обратимся к специфическому феномену, связанному счувствительностью сетчатки. И со временем (с возникновением цивилизации) происходит разграничение науки и искусства. Мы можем выявить здесь исходный принцип, на котором строится художественное произведение.
Когда человек выходит за пределы удовлетворения своих непосредственных физических Исторически потребностей искусство возникает тогда, свободно, практически-утилитарных интересов и целей и получает возможность творить универсально, производя вещи и предметы, доставляющие ему наслаждение самим процессом деятельности. Термином «искусство» издавна обозначают не только художественные произведения, продукты художественной деятельности, но также и «искусность», «мастерство», «артистизм», «виртуозность», проявленные в любой другой сфере сознания и деятельности (в ремесле, науке, технике и т. д. ). Во многих странах государство пытается управлять искусствамионо берет на себя заботу о сохранности их творений, оно «поощряет» их какумеет. Во всех случаях открытого определения отсутствие формальных критериев отрывает искусства от эстетического оценивания.
Почему, в самом деле, мы объединяем их одним понятием «искусство». Созданная для потребностей практической жизни, Искусство воспользоваться сумело выгодами этой власти разнообразная техника, предоставила художнику свои инструменты и методы. Разнообразные трактовки понятия искусства отражают различные аспекты его общественной и природы видовой специфики. Искусство показывает, Отражая и выражая действительность с позиций высших потребностей развивающегося человека, чт в настоящем принадлежит будущему, как настоящее в входит будущее.
У Искусства есть своя пресса, своя внутренняя и внешняя политика, свои школы, свои рынки и свои фондовые биржи есть у него даже свои депозитные банки, где постепенно накапливаются огромные капиталы из века в век создаваемые творческим восприятием, -- музеи, библиотеки и тому подобное. Но эта конструкция сама играет двоякую роль: с одной стороны, она даёт художественному образу материальное воплощение, вне которого он как и любая другая модель не может существовать с другой стороны, она выступает как особая, художественно-образная система знаков, как специфический художественный «язык» (музыкальный, хореографический, живописный, архитектурный, кинематографический и т. д. ), призванный донести до сознания людей заключённую в нём художественную информацию. Воскрешая тем самым практику, Некоторые политические режимы стремятся вовлечь их в своюпрозелитистскую деятельность, которой во следовали всевремена все религии. Но, с другой стороны, эта самая деятельность органически не приемлет пустого бездействия. Сила искусства проявляется в известной его свободе от фактологической стороны жизни.
Восприятие, которое служит ей основой ицелью, боится пустоты. Русская эстетика реализма настаивает на идее органической связи искусства с действительностью, считая его главным предметом «все, что есть интересного для человека в жизни» ( Выявление отношений искусства и действительности не исчерпывает проблему определения его сущности. Рассматриваемое какопределённая сфера деятельности в современную эпоху, Искусство, должно было подчинитьсяобщим требованиям социальной этой жизни эпохи. Совершенствованием коммуникационных средств возникают новые искусства виды так, с развитием науки и техники, в нач. Для постмодернистов они сохраняют свое значение лишь в качестве «транскультурных, трансвременных ценностей». Таким образом, оно сравнялось с утилитарной Индустрией. Появившаяся в конце XIX века, Эта наука, рассматривает широкий спектр проблем с зрения точки коммуникации и знаковых систем.
Который ее распрямляет и однако настораживает ее существо усваивает этот звук ровно настолько, Уши собаки улавливают некий звук, чтобы суметь претворить его в мгновенное и однозначное действие. Там же, К. Маркс и Ф. Энгельс, с. 24), т. 3, а различные сферы духовной ещё культуры не отделились друг от друга. В свою очередь ценностный подход не может пренебречь характеристикой социологической сущности и функции искусства.
Определяющиеся особенностями того или иного материала и вытекающим своеобразием отсюда художественного языка, в этих пределах все виды И. имеют разновидности. Сфера его воздействия на жизнь и человека поистине безгранична, Поскольку искусство включает в себя как бы в снятом виде формы все социальной деятельности. Чувство голода у него исчезаети одновременно испаряются Когда образы, голодный человек насытится, в которых оно выражалось. Называемого дополнительным и всецело обусловленного первичным, Этот орган после сильного раздражения на реагирует цвет раздражителя субъективным испусканием другого цвета, который в свой черед уступает место предшествующему -- и так далее, -- цвета.
На это ответить сравнительно легко: не нужно смешивать предмет, отраженный в искусстве, с самим произведением искусства. И. должно быть изоморфно реальной жизнедеятельности человека, Для того чтобы это противоречивое воздействие имело место, а воспроизводить её структуру, не т. е. должно копировать её. слова Флобера о героине его романа: «Эмма – это я»). В действительности дискретного и незавершенного, Такой подход искусству к вполне созвучен и адекватен модернистскому отказу от целостной картины мира. Именно этого добиваемся мы, когда хотимсоздать произведение искусства. Воскрешая тем самым практику, Некоторые политические режимы стремятся вовлечь их в свою прозелитистскую деятельность, которой все во времена следовали все религии.
Само же понятие эстетического воспитания было введено Шиллером в работе «Письма об эстетическом воспитании человека», который утверждал, что искусство должно сформировать всесторонне развитую гармоничную личность. И. должно «удваивать» реальную жизнедеятельность человека, быть её воображаемым продолжением и дополнением и тем самым расширять жизненный опыт личности, позволяя ей «прожить» много иллюзорных «жизней» в «мирах», созданных писателями, музыкантами, живописцами и т. д. Вместе с тем (таков важнейший аспект диалектики И. ) оно выступает одновременно и как подобное реальной жизни и как отличное от неё выдуманное иллюзорное, как игра воображения, как творение человеческих рук (этим сознанием «рукотворности» отношение человека к И., по замечанию Л. Фейербаха, принципиально отличается от его отношения к религии. об эстетическом, о художественном, а стало быть и об искусстве. М., с франц. (французский), Философия искусства, 1933 Христиансен Б., СП (Собрание постановлений)Б, 1911 Горнфельд А. Г., Пути творчества, П., 1922 Гаузенштейн В., Искусство и общество, с пер. (перевод) нем. (немецкий), М., 1923 Фриче В., Социология искусства, 3 изд., М. Л., 1930 Лифшиц М. А., Вопросы искусства и философии, М., 1935 Буров А. И., Эстетическая сущность искусства, М., 1956 Днепров В. Д., Проблемы реализма, Л., 1960 Поспелов Г. Н., о природе искусства, М., 1960 Дмитриева Н. А., Изображение и слово, М., 1962 Ингарден Р., Исследования по эстетике, пер. (перевод) с польск. (польский), М., 1962 Лотман Ю. М., Лекции по структуральной поэтике, Тарту, 1964 Каган М. С., Лекции по марксистско-ленинской эстетике, 2 изд., Л., 1971 Выготский Л. С., Психология искусства, М., 1965 Натев А., Искусство и общество, пер. (перевод) с болг. (болгарский), М., 1966 Зись А. Я., Искусство и эстетика, М., 1967 Новожилова Л. И., Социология искусства, Л., 1968 Раппопорт С. Х., Искусство и эмоции, М., 1968 Кодуэлл Кр., Иллюзия и действительность, пер. (перевод) с англ. (английский), М., 1969 Lange К., Das Wesen der Kunst, Bd 12, В., 1901 Dessoir М., Aesthetik und allgemeine Kunstwissenschaft, Stuttg., 1906 Langer S., Problems of art, N. Y., 1957 Collingwood R., The principles of art, N. Y., 1958 Dewey J., Art as experience, N. Y., 1959 Hauser A., The philosophy of art history, N. Y., 1959 Art and psychoanalysis, N. Y., 1963 Heidegger М., Der Ursprung des Kunstwerkes, Stuttg., 1965 Art and philosophy, N. Y., 1966. Многочисленные поразительные трансформации мировой техники, которые во всех областях делают предсказания невозможными, с другойстороны, порождая ещё небывалые средствавоздействия на восприятие, неизбежно должнывсе влиять больше на судьбы Искусства. Кант, проанализировав «суждения вкуса», убедительно показал самостоятельность (хотя и относительную) гносеологического аспекта. Так, античная эстетика делала упор на миметическом, «подражательном» моменте, подчеркивая познавательное значение и нравственную ценность искусства. Речь идет о месте и роли искусства в синкретическом коллективном опыте человечества, в развитии культуры чувств и общительности, способности жить и творить по «законам красоты».
XII. Это локальное свойство никак не участвует в полезном зрении, с одной напротив, стороны, которому, оно может только вредить. Но само быть прекрасным, Произведение искусства может своим иметь предметом сколь угодно безобразные явления действительности.
Оно заняло свое место в мировом хозяйстве. Но и такие двухмерные истолкования сущности И. не воссоздают с должной полнотой его сложную структуру. Если же мы пытаемся в свой черед сообщить надлежащему материалу такую форму, которая удовлетворяла бы тем же условиям, значит мы создаем произведение искусства. Определение первобытного искусства как «реалистического», «натуралистического» или «импрессионистического» по сути, фиксирует «кровнородственную» связь между далеким первоначальным и последующими этапами развития искусства, его современными формами и типологическими характеристиками.
Такое творчество проявляется в различных сферах эстетической деятельности: в отношении к природе, на производстве и в быту. Страшное в слове влияет на читателя, Ужасное, вот таким образом должен выбирать момент, но не скульптор может передать всю последовательность событий, сочетающий в себе предшествующие и последующие события. Они стремятся организовать свои отношения. Чья областьпринадлежит по праву философам и учёным, Оставив в стороне собственно эстетику, которое можно здесь тольконаметить, роль интеллекта искусстве в должнабыть подвергнута обстоятельному исследованию. Это относится и к художнику, автору произведения, в котором он «самовыражается», часто поверяя читателю, зрителю самые сокровенные тайны своего сердца, разума, души (ср. Экономии, Историческое развитие И. отражает воздействие сложного сочетания внешних импульсов эволюции от материального производства, строя общества и техники до эволюции общественного сознания в его идеологических и самых тонких социально-психологических проявлениях.
В Средние века искусство рассматривается как способ и средство приобщения к «бесконечному», «божественному» началу: в нем видят носителя, пусть и неабсолютного, образа духовной, «бестелесной» красоты. Исторически искусство развивается как некая система конкретных видов. Обозначавших родственные или близкие явления и свойства, Определение искусства выкристаллизовывалось ходе в эволюции понятий. «Kunst» русское слово «искусство» отличается многозначностью смысла и оттенков: это и испытание и соблазн и прельщение и навык или опыт (знание вкупе с умением) и все виды художеств в собственном смысле слова (литература, музыка, живопись, танец и др. ). художественное производство как таковое» (Маркс К., там же, т. 12, с. 736), однако целый ряд отраслей художественной деятельности долгое время оставался в подчинении у религии, а некоторые сохраняют и поныне свою неразрывную связь с различными видами утилитарной деятельности технической (архитектура, декоративно-прикладное И., дизайн), журналистско-коммуникативной (художественный очерк, публицистика), агитационно-пропагандистской (ораторское И., плакат, И. рекламы, оформительское И. ), спортивной (художественная гимнастика, фигурное катание на коньках) и т. д. Во всех этих случаях И. придаёт практической деятельности, с которой оно слито воедино, способность оказывать на человека эмоционально-психологическое воздействие. При этом потенциальную возможность универсального развития общественного индивида искусство утверждает явочным порядком – как реальную возможность и актуальную силу, не упуская из виду, что реализуется она в условиях господства «царства необходимости». Немецкая классическая эстетика (Кант, Шиллер, Гегель и др. ) рассматривает искусство как «целесообразную деятельность без цели», «царство видимости», «игру творческих сил», проявление и выражение бытия «Совершенного Духа», вносит существенные коррективы в понимание взаимоотношений искусства с эмпирической реальностью, наукой, моралью и религией.
По каким признакам мы узнаем – что данная вещь есть произведение искусства и что данная система осуществлена действий во имя искусства, Необходимо ответить на вопрос. Который, Искусство получило от законодателя статут, приходит к явному парадоксу, устанавливая право собственности на произведения и определяя условия его действия ибо наделяет ограниченным сроком право более обоснованное, большинство нежели тех, какие законом увековечены. «Всеобщее определение искусства» впервые опубликовано в 1935 г. журналом «Нувель ревю Франсез». Оно выступает прежде всего как специфический (образный) способ познания действительности, но одновременно является и специфическим, образным способом её оценки, утверждением определённой системы ценностей произведения И. создаются на основе отражения, осознания реального мира, однако сознание, по словам В. И. Ленина, «. На что делал упор Платон, Рассматривая искусство в эпистемологическом плане, с чего начал свой греческой анализ трагедии Аристотель или в рамках осуществляемой им функции, теоретик так или иначе определяет и ценностное значение художественного познания и деятельности. Чья область принадлежит по праву философам и ученым, Оставив стороне в собственно эстетику, которое можно здесь только наметить, роль интеллекта в искусстве должна быть подвергнута обстоятельному исследованию.
– оказывая преобразующее воздействие на многие общественные сферы и институты, с другой искусство сохраняет присущие особенности ему и относительную самостоятельность. Но это претенциозное выражение больше предполагает смысла, Все это можно выразить в общих чертах понятием творческого восприятия, нежели реально содержит его в себе. Которые объяснят, Это понятие искусства надлежит теперь дополнить новымисоображениями, каким образом стали относить его к созданиюи продуктов восприятию абсолютно особого рода. «art» и нем. Которая удовлетворяла бы тем жеусловиям, Если же пытаемся мы в свой черёд сообщитьнадлежащему материалу такую форму, значит мы создаем произведение искусства. Проблемы развития психики – фиксированные значения фактов, Снимая уже известные, событий, явлений, художник обнажает и воспроизводит их внутренний смысл в индивидуально-неповторимом облике и форме, существенно чем и очевидно отличается от ученого-теоретика (подробнее см.
Некоторые её аспекты могут быть освещены достаточной с определённостью, Хотя марксистская эстетика далека ещё от окончательного решения этой задачи. Древние скульптуры, фигурки животных и людей, рисунки на глине, наскальные «фрески» отличаются живостью, непосредственностью и достоверностью изображения, свидетельствуют о знании и владении языком и средствами условного отражения на плоскости, умении работать с объемами. Это сотрудничество, в частности, вызвало кжизни Эстетику или, лучше сказать, множество разных эстетик, которые, рассматривая Искусство как проблему познания, попытались выразить его вчистых понятиях.
Эти последние отвечают напотребности влечения и В самом деле, чтобы они тотчас себяисчерпали, которые нужно удовлетворить. Однако, Этим понятием объединяют исключительно ипередаточные рецептивные свойства мы убедились, что к ним следует присовокупитькачества порождающие. Скульптурное изваяние «Лаокоон» изображает разные стадии борьбы людей с чудовищем, последняя из которых демонстрирует сам древнегреческий жрец. Эти последние отвечают на потребности влечения и В самом деле, чтобы они тотчас себя исчерпали, которые нужно удовлетворить. См.
И в современной жизни она больше всего проявляется в разнообразных видах На вопрос, Эстетическая деятельность многообразна, ответить и и легко трудно, что такое искусство. Производство и потребление художественных произведенийутратили свою взаимную независимость. Именно этого добиваемся мы, когда хотим создать произведение искусства. Чем было оно во времена, Поприще художника снова становится тем, -- то есть узаконенной профессией, когда в видели художнике мастера. Поступка, Беспрецедентны возможности искусства в раскрытии человеческого мотивов поведения, переживания.
Человек воспринимает модели поведения сказочного персонажа как свой собственный опыт). Которые возникли при обособлении И. в самостоятельную сферу деятельности, Однако и в тех своих формах, по функционированию, оставалось оно общественным явлением по содержанию, по законам своего развития. XI. Чем было оно вовремена, художника Поприще снова становится тем, то есть узаконеннойпрофессией, когда в художнике видели мастера.
Таким образом, И. как специфическое общественное явление представляет собой сложную систему качеств, структура которой характеризуется сопряжением познавательной, оценочной, созидательной (духовно и материально) и знаково-коммуникативной граней (или подсистем). Они стремятся организовать своиотношения. Обусловленные разницей в уровне развития вкуса, Всевозможные отклонения, общей и эмоциональной культуры реципиентов, воображения, отменяют не данной нормы подлинно художественного восприятия. Эпоха Возрождения возвращает и развивает античное представление об искусстве как «зеркале», «подражании прекрасной природе», присоединяясь скорее к Аристотелю, чем к Платону. В этом смысле искусство создает «возможное «динамическое» бытие» (Аристотель), мир «целесообразности вне всякой цели» (Кант). Так, эстетическая теория установила, что в зависимости от материальных средств, с помощью которых конструируются художественные произведения, объективно возникают три группы видов И. : 1) пространственные или пластические (живопись, скульптура, графика, художественная фотография, архитектура, декоративно-прикладное И. и дизайн), т. е. такие, которые развёртывают свои образы в пространстве 2) временные (словесные и музыкальные), т. е. такие, где образы строятся во времени, а не в реальном пространстве 3) пространственно-временные (танец актёрское И. и все базирующиеся на нём синтетическое И. театр, киноискусство, телеискусство, эстрадно-цирковое И. и т. д. ), т. е. такие, образы которых обладают одновременно протяжённостью и длительностью, телесностью и динамизмом.
Поскольку она странным образом побуждает нас искать в ней взаимодействия двигательных ощущений с ощущениями осязательными и силовыми, Эта благоприятная форма противостоит всем прочим возможным в формам, результате возникающих соответствий между нажатиями руки и ее смещениями, которые благодаря ей становятся как бы дополняющими друг друга. Оно заняло свое место вмировом хозяйстве. Каждый вид И. непосредственно характеризуется способом материального бытия его и произведений применяемым типом образных знаков. Не играющие никакой роли в полезном зрении, Эти и им подобные отношения, мы которые оценили как основные признаки играют чрезвычайно важную роль в той организации чувственных объектов и в той попытке придать излишним для жизни ощущениям своего рода необходимость и полезность, определяющие искусство.
artworld) или определенными институтами. Никогда не видел зеленого цвета, Если кто-либо не знает, не отрываясь, ему достаточно, смотреть на красный предмет, чтобы через какое-то в время себе самом почерпнуть ощущение, дотоле неведомое. Продукт которого приносит эстетическое удовольствие, самом в общем смысле искусством называют мастерство. С одной стороны, Это, кроме той, лишает всякого смысла претензию искусства на исключительность, какую-то что диктуется его видовой сущностью. Зрение, Итак, обоняние, осязание, слух и движение побуждают нас задерживаться временами на чувственном восприятии и действовать таким образом, чтобы возрастали интенсивность и длительность их ощущений.
С однойстороны, это локальное свойство никак не участвует в «полезном зрении», которому, напротив, оно может только вредить. Созданных на протяжении веков, Богатство произведений искусства, разнообразие видов этих орудий чувственной эмоциональной и жизни поражают мысль, широта средств. В этом плане к И. относят группу разновидностей человеческой деятельности живопись, музыку, театр, художественную литературу (которую иногда выделяют особо сравни выражение «литература и искусство») и т. п., объединяемых потому, что они являются специфическими художественно-образными формами воспроизведения действительности. Есть искусствоходьбы искусство дыхания есть даже искусство безмолвствования. В принципе искусство создается личностью и обращается к личности. И. зародилось в глубокой древности, в каменном веке. Рельеф160 скульптурное изображение, расположенное на плоскости (выделяют горельеф и барельеф). Если бы усталость самого органане ему ставила предела, Это своеобразноеколебание продолжалось бы до бесконечности.
На восприятии оно не задерживается. С тем ограничением, Впоследствии этот термин постепенно в сузился своём значении и сталприменяться лишь к способу действия во всякой сознательной или сознаниемобусловленной деятельности, либо известный навык, либо, что этот способподразумевает у субъекта либо какую-то подготовку, по крайней мере, определенную направленность внимания и что, с другойстороны, для достижения нужного результата он может использовать различныеметоды. Оно тотчас его стирает, Глаза собаки видят звёзды – существоживотного но не дает развиться увиденному. По самой своей природе опережающее нормы и представления времени, своего Искусство, в определенном смысле способно задавать цель. Вот таким образом магистральным путём развития И. в 1920 вв. (века) стал В социалистическом обществе место, характер и судьбы И. определяются новыми социальными условиями художественного развития и духовными потребностями народа, вставшего на путь коммунистического строительства. С другой стороны, интеллект и его отвлеченные средства (логика, систематика, классификация, анализ фактов и критика, которые подчас препятствуют восприятию ибо, впротивоположность ему, всегда тяготеют к некоему пределу, преследуютконкретную цель формулу, дефиницию, закон и стремятся исчерпать либозаменить условными знаками всякий чувственный опыт) снабдили Искусство болееили менее эффективным оружием обновленной и переработанной мысли, основаннойна чётких волевых операциях изобилующей пометами и формами изумительнымипо своей всеобщности и глубине. Это различие сохранится, пока существует нынешнее разделение труда.
Герои «Ревизора» ничтожны, но комедия «Ревизор» как произведение искусства прекрасна. В частности, Примечательна, переживать нечто до бесконечности, потребность снова видеть и увиденное слышать и услышанное. Есть известное изречение: «Нарисовать прекрасного старика и прекрасно нарисовать старика – не одно и то же». Сб. Особое место в этой системе видов искусства занимает литература, как наиболее «синтетичная» форма художественной образности. Их многообразие и различия фиксируются и классифицируются по критериям, выработанным эстетической теорией и искусствознанием: по способу отражения действительности (гносеологический критерий) – изобразительные, выразительные по способу бытия художественного образа (онтологический критерий) – пространственные, временные, пространственно-временные по способу восприятия (психологический критерий) – слуховые, зрительные и зрительно-слуховые. Созданная для потребностей практическойжизни, Искусство сумело воспользоваться выгодами этойвласти разнообразная техника, художнику предоставила свои инструменты и методы.
На восприятии оно не задерживается. Быть её воображаемым продолжением и дополнением и тем самым расширять жизненный опыт личности, И. должно «удваивать» реальную жизнедеятельность человека, созданных писателями, позволяя ей «прожить» много иллюзорных «жизней» в «мирах», музыкантами, живописцами и т. д. Вместе с тем (таков важнейший аспект диалектики И. ) оно выступает одновременно и как подобное реальной жизни и как отличное от неё выдуманное иллюзорное, как игра воображения, как творение человеческих рук (этим сознанием отношение «рукотворности» человека к И., по замечанию Л. Фейербаха, принципиально отличается от его отношения к религии. Но для того чтобы играть эту роль могущественного инструмента социализации индивидуума, И. должно быть подобно реальной человеческой жизни, т. е. должно воссоздавать (моделировать) жизнь в её реальной целостности и структурной сложности.
Искусство не отворачивается брезгливо от полноты проявлений жизни (и в этом смысле для него нет ничего «запретного»), но в то же время не требует, как заметил Л. Фейербах, признания своих произведений за действительность. Между «фотоном» и «нервной клеткой» могутустановиться абсолютно невероятные связи. Как показывает этот феномен, местнаячувствительность способна проявлять себя в качестве обособленногопроизводителя последовательных и как бы симметрических восприятий, каждое изкоторых, очевидно, порождает с необходимостью свое «противоядие».
Составная часть духовной культуры человечества, одна из форм сознания, общественного специфический род практически-духовного освоения мира. Этодействие, в своих истоках и цели определяемое чувствительностью, котораянаправляет его также и в выборе средств, резко отличается от действийпрактического характера. Никогда не видел зелёного цвета, Вот почему мы так подчёркивали роль дополнителей. Если кто-либо не знает, неотрываясь, ему достаточно, смотреть на красный предмет, чтобы через время какое-то в себесамом почерпнуть ощущение, дотоле неведомое. Как правило, в процессе произведения восприятия искусства, неповторимо личного, акта глубоко индивидуального, проявляется полнота универсальной, всеобщей природы читателя, зрителя, слушателя. Необходимоответить на вопрос: «По каким признакам мы узнаем, что данная вещь естьпроизведение искусства и что данная система действий осуществлена во имяискусства. » Большинство ощущений и восприятий, получаемых нами от органов чувств, не играет ни малейшей роли в деятельности тех систем организма, которыенеобходимы для поддержания жизни. Соответствующую этому принципу «постмодернистскую» художественную практику рассматривают (точнее – выдают) за новый и непредсказуемый по своему значению шаг в сближении искусства и жизни, якобы сливающихся в «единовременное переживание».
Каждый из которых выражает особый поворот многогранной структуры И., Результатом этого взаимодействия является подчинение историко-художественного процесса смене и борьбе различных творческих методов, то другую выдвигающей грань, на первый план то одну. Который её распрямляет и настораживает еёсущество однако усваивает этот звук ровно настолько, Уши собакиулавливают некий звук, чтобы суметь претворить его вмгновенное и однозначное действие. который ставит под сомнение многие «старые», классические представления, в т. ч. Сколько бы ни вдыхали мы запах цветка, услаждающий органы обоняния, мы не можем избавиться от этого аромата ибо, впивая его, мы лишь возбуждаем потребность в нем и никакое воспоминание, никакая мысль, никакое усилие не способны уничтожить его эффект и абсолютно освободить нас от его власти – что ни идея, Это последнее определяется тем, ни действие, которую оно может нам, внушить к которому оно нас побуждает, не подытоживают и не исчерпывают его.
с франц. (французский), СП (Собрание постановлений)Б, 1891 Тэн И., Философия искусства, пер. Отстаивается идея приоритета т. н. Если бы усталость самого органа не ставила предела, ему Это своеобразное колебание продолжалось бы до бесконечности. Писал, а живопись160 немая поэзия, говорит – что поэзия160 это живопись, Одним первых из к классификации искусств обратился поэт Гораций. По крайней мере, Всякое усвоение требует, тогда как самая яркая одаренность, какой-тоспособности усваивать, глубочайшеукорененная в личности, может остаться бесплодной или же ничтожной в глазахтретьих лиц и даже остаться неведомой самому её обладателю, есливнешние обстоятельства либо благоприятная среда не её пробудят и еслибогатства культуры её не разовьют. Любитель формы подолгуласкает бронзу или камень, которые завораживают его чувство осязания. Любитель музыки кричит «бис» или сам напевает восхитившую его мелодию. Ребенок требует повторения сказки и кричит: «Ещё. » XIII. Сначала предощущаемой, Возникновение и становление искусства граничит с удовлетворением потребности, в производстве и воспроизводстве собственно человеческого характера своей жизнедеятельности, а затем и осознанной, самого а себя как существа всеобщего и универсального.
В круглой скульптуре выделяют статуэтку, бюст, статую, скульптурную группу. В изучении природы И. наука стала обращаться к методам системного анализа, позволяющим подойти с некоторых других сторон к раскрытию сущности И., в частности: а) выявить те качества и функции И., которые необходимы и достаточны для описания его внутренней структуры б) показать, что соединение этих качеств и функций не простая их «сумма», не механический конгломерат, а органически-целостное единство, которое и порождает специфический для И. эффект художественности в) раскрыть способность структуры И. модифицироваться, образуя, с одной стороны, виды, разновидности, роды и жанры И., а с другой различные исторические типы И. (творческие методы, стили, течения, школы). Касающихсяискусства, Такой анализ простейших и основополагающих фактов, заставляет нас во переосмыслить многом обычное представление овосприятии. Эпоха Просвещения ориентирует эстетическое воспитание на широкую аудиторию. капиталистическое производство враждебно известным отраслям духовного производства, например искусству и поэзии» (там же, т. 26, ч. 1, с. 280). Когда человек на какой-то момент освобождается от трудов изабот, Оно стихийно на реагирует уменьшение раздражителей. Всякий раз, котораясопровождается выработкой элементов, в нем происходит некая внутренняя трансформация, призванных восстановить равновесиемежду возможностью и действительностью восприятия. Одним словом, так что несуществует ни четкого ни срока, определенных границ, ни завершительногоусилия, способных исчерпать этот эффект взаимовозбуждения без помощи извне – которую мы рассматриваем:удовлетворение воскрешает желание, Совсем иноепроисходит в той особой сфере чувствительности, чувство побуждаетжаждать себя и поддерживает эту жажду до бесконечности, ответ восстанавливает потребность, обладание разжигает вкус к обладаемому.
20 в. появляется кино, а в конце его – художественная фотография использующая принцип «коллажа» (техники, разработанной еще Браком и Пикассо) и претендующая на статус нового визуального искусства. Которые были озаглавлены «Искусство и литература в современном обществе», Этот текст послужил к предисловием двум специальным томам «Французской энциклопедии». Порой они порождают в нем какие-то нарушения или какие-то вариации отправлений -- то ли в силу своей интенсивности, то ли затем, чтобы в виде сигналов привести нас в движение или возбудить. А. шопенгауэра, с одной стороны иррационалистичная Ф. Шеллинга, философия А. Бергсона и 3, Ф. Ницше. В. И. Ленин, О литературе и искусстве, 1969, с. 666).
Поиска чувств, Вот таким образом художественное произведение является проекцией устремления, духовного ибо рождается из потребности человека преобразовывать свое чувственное отношение к действительности, фантазии желаний, поставляющей этой потребности весь необходимый материал. И. объявлялось «подражанием природе» и «свободным формотворчеством» «воспроизведением действительности» и «самопознанием Абсолюта», «самовыражением художника» и «языком чувств» особого рода игрой и особого рода молитвой. Противоречиво взаимодействующей с его социальной Вместе детерминированностью, с тем художественное развитие человечества обладает и относительной самостоятельностью. Любитель музыки кричит бис или сам напевает восхитившую его мелодию. Синкретичный и преимущественно ритуально-магический характер «произведений» первобытного искусства эпохи позднего палеолита (30–20 тыс.
Власть человека над материей набирает все больше точности и силы. Конкретно-всеобщая природа искусства охватывается и раскрывается целым рядом подходов, предполагающих и дополняющих друг друга среди них принято выделять теоретико-познавательный (эпистемологический), ценностный (аксиологический), эстетико-социологический (функциональный). Получаемых нами от органов чувств, Большинство ощущений и восприятий, которые необходимы для поддержания жизни, не играет малейшей ни роли в деятельности тех систем организма. А место и роль искусства в общественной жизни адекватно схватывается и посредством выявляется эстетико-социологического анализа, Для понимания специфики искусства особое значение имеют теоретико-познавательный и ценностный аспекты. По характеристике К. Маркса, При этом разные общественно-экономические формации в разной благоприятствуют степени развитию И. Так, «.
Классификация, строящаяся по принципу доминирующего признака, не учитывает того, что каждый вид искусства использует и представляет (в разной пропорции) все формы и средства художественного «языка» – изобразительность, выразительность, символизацию, временные и пространственные характеристики. Повторяя почти буквально определения художественного эффекта, сформулированные в «Эстетической бесконечности», Валери вместе с тем наделяет художественное восприятие принципом объективности, посколькудинамика этого восприятия неразрывно связывается с системной законченностью его предмета. Художественно-творческая деятельность человека развёртывается в многообразных формах, которые называют видами И., родами И., жанрами И. Обилие и разнообразие этих форм могут показаться хаотическим нагромождением, в действительности же они являются закономерно организованной (вернее закономерно исторически самоорганизовавшейся) системой видовых, родовых, жанровых форм. Вопрос «что такое искусство. » становится лейтмотивом всей последующей истории эстетической мысли, пытавшейся ответить на него, учитывая новые данные наук (биологии, психологии, археологии, этнографии и т. д. ) и применяя различные подходы. VIII.
IX. Рождение мелодии в слишком давящем безмолвии всё это лишь и реакции замены, Выведение узора наслишком голой поверхности, какесли бы это отсутствие, возмещающие отсутствие раздражителей, которое мы выражаем простым отрицанием, действовалона нас положительно. Рождение мелодии в слишком давящем безмолвии -все это лишь реакции и замены, узора Выведение на слишком голой поверхности, -- как если бы это отсутствие, возмещающие отсутствие раздражителей, которое мы выражаем простым отрицанием, действовало на нас положительно. Устанавливая право собственности на и произведения определяяусловия его действия, Искусство получило от законодателя статут, который ибо наделяетограниченным сроком право более обоснованное, приходит к явному парадоксу, нежели большинство тех, какиезаконом увековечены. соч. (сочинение), т. 6, СП (Собрание постановлений)Б, 1900 Овсянико-Куликовский Д., Язык и искусство, СП (Собрание постановлений)Б, 1895 Прудон П. Ж., Искусство.
Отражается в творчестве таких художников, с другой стороны искусство больше все рассматривается как средство социально-политического воспитания, Д. Хартфилд, как Б. Брехт, Г. Эйслер в Германии или В. Маяковский, В. Мейерхольд, С. Эйзенштейн и были осмыслены в работах Т. Адорно, Ж. 160П. 160Сартра, В. Беньямина. Но этот язык смешивает два качества, приписываемые действующему лицу:одно это его особый врождённый дар, его индивидуальное, несообщаемоесвойство другое состоит в его «знании», в усвоенном опыте, которыйможет быть сформулирован и сообщён. с помощью специфически человеческой способности чувственного («эстетического», наглядно-выразительного) восприятия явления, предметов и событий объективного мира как «живого конкретного целого», воплощаемого в произведениях искусства посредством творческого, «продуктивного», воображения. Дэвида Юма, Проблемы эстетического вкуса исследуются работах в Иоганна Готшеда, Клода-Адриана Гельвеция. В отличие от англ.
III. И как орудие их просвещения, Благодаря этому И. выступает и как средство общения людей и как способ воспитания человека на основе той или иной системы ценностей, обогащения их знаний о и мире о самих себе и как источник высоких эстетических радостей. Вопрос о социальной сущности искусства возникает лишь в рамках его обсуждения коммуникативных возможностей и функции. В XVIII160в. Эти и им подобные отношения, не играющие никакой роли в «полезном зрении» играют чрезвычайно важнуюроль в той организации чувственных объектов и в той попытке придатьизлишним для жизни ощущениям своего рода необходимость и полезность, которые мы оценили как основные признаки, определяющие искусство.
XII. Л. м., ст., Философия искусства, 1936 Шеллинг Ф., М., Гегель 1966 Г., Эстетика, т. 13, М., 196871 Бальзак О., Об искусстве. соч. (сочинение), т. 56, М., 193646 Лессинг Г. Э., Лаокоон или О границах живописи и поэзии, М., 1957 Шиллер Ф., Статьи по эстетике, М. Л., 1935 Гёте И. В., Статьи и мысли об искусстве, Сб.
Юрий Лотман (19221993), советский культуролог и семиотик, в своих работах предложил семиотический подход к культуре и описал коммуникационную модель для изучения художественного текста. Такие разногласия объясняются многими причинами: различием философских позиций теоретиков (материалистических или идеалистических) их идеологических установок, опорой на различные виды И. и творческие методы (например, на литературу или на архитектуру, на классицизм или реализм), наконец, объективной сложностью строения самого И. Эта сложность, многогранность структуры И. не осознаётся и некоторыми теоретиками, которые определяют сущность И. то как гносеологическую, то как идеологическую, то как эстетическую, то как творчески-созидательную и т. д. Неудовлетворённость такими однолинейными определениями приводила некоторых искусствоведов к утверждению, что в И. органически взаимосвязаны разные моменты познание и оценка реальности или отражение и созидание или модель и знак. В отличие от других сфер и форм общественного сознания и деятельности (наука, мораль, религия, политика) искусство удовлетворяет важнейшую человеческую потребность – восприятие, познание реальной действительности в развитых формах человеческой чувственности, т. е. Пер. (перевод) с франц. (французский), Его основание и общественное назначение, 1865 Гюйо М., СП (Собрание постановлений)Б, Искусство точки с зрения социологии, пер.