Босх Хиеронимус (около 1450/60–1516), великий нидерландский живописец.
агент Медицейского торгового дома Якоб Портинари. Такими сияющими красками, Иллюстрации рукописей выполняshyлись с таким виртуозным мастерством, что книги в превращались настоящие драгоценности. В 1467 г. получил права мастера, Он работал в городе этом до 1475 г., а в 1474 г. стал деканом гильдии живописцев. Для нас особенно важно, как он претворял свои познания в мир фантастических образов. Точности и выразительности его сиshyлуэтов позавидовать могут лучшие рисовальshyщики мирового искусства.
Впервые имя Гуго ван дер Гуса упоминается в документах Гента, в 1465 году. Фоном для алтарных образов Гуса часто служит поэтический, тонкий по красочным градациям ландшафт («Грехопадение», около 1470, Музей истории искусств, Вена). Оно очень загадочно и, Его творчество волнует и притягивает, совершенно современно, это как ни странно. Прославленный Гентский алтарь (1426 – 1432), созданshyный братьями ван Эйками, по своему содержаshyнию как будто и не отличается от средневековой живописи.
Герард Терборх остался верным голландской живописи, школе Несмотря на длительное пребывание в заграничных поездках. Тайна Иеронима Босха состоит в том, что был шизофреником. Приблизительно в 1636 году Терборх вернулся на некоторое время в Зволле. О его жизни нам известно немного. В конце XV в. Нидерланды значительно богатеют. В документах упоминается лишь «Алтарь Портинари». Биография Иеронима Босха не слишком сложна и запутана. Несомненно, Как член Богоматери Братства Босх был, знал жития Святых, знаком с богословской литературой. Он стал популярным портретистом благодаря своей поездке в Мюнстер на мирные между переговоры Голландией и Испанией в 1646 году по приглашению голландского посла Адриана Поу.
И Герард Терборх присутствовал при заключении сепаратного между мира Голландией и Испанией 15 мая 1648 года, Граф принял Терборха на службу. Брейгель – прекрасный художник. Постепенно творчество Иеронима Босха распространилась далеко за пределы его родного города: к художнику обращались с заказами отовсюду, в том числе короли Франции и Испании. Люди на картинах Терборха освещены обычно с одной стороны или находятся в скудно обставленных помещениях. Точность кисти – приshyдает убедительную достоверность его самым причудливым При чудовищам, этом виртуозная жиshyвописная техника Босха – резкие и трагичесshyкие сочетания цветов, рядом с которыми обычно беспомощно мечутся слабые фигурки исshyпуганных людей. Хвостатыми чудовиshyщами, невиданными пресмыкающимися – рыбами на конских ногах, Его картины населены причудливыми злобными и существами. К 1632 году относятся упоминания о пребывании Герарда Терборха в Амстердаме.
Это привлекает к ним опасное вниshyмание соседних стран. Сад земных наслаждений 1 2 3 4 5 6 7 8 91 2 3 4 5 6 7 8 9 Нидерландский художник эпохи Возрождения. Но самое главное он был знатоком народной мудрости: пословиц, загадок, притч. Иеронима Босха называют не иначе как – Почётным профессором кошмаров. Галантных пар, Если вначале Терборх пишет в основном сцены из крестьянской жизни и солдат, письмом и дам музицированием, за чтением – то с 1648 года он специализируется на интерьерных сценах с небольшим количеством человеческих фигур. воплотил бредовое мировоззрение конца средневековья исполненное волшебства и чертовщины».
Спустя четыре столетия после его смерти сюрреалисты нарекли Босха «почетным профессором кошмаров», считая, что он «представил картину всех страхов своего времени. После Яна ван Эйка и Рогира ван дер Вейдена, Гуго дер ван Гус – третий, величайший художник Нидерландов. Корабль дураков 1 2 3 4 5 6 7 8 91 2 3 4 5 6 7 8 9 6 Член Братства Богоматери В 1486-1487гг. Это событие он запечатлел в своей известной картине «Заключение мира в Мюнстере», хранящейся в настоящее время в Национальной галерее в Лондоне. Мастер продолжал работать вплоть до смерти, самой Несмотря на развивавшуюся душевную болезнь. Откуда он ездил учиться в Италию и Испанию. После женитьбы 14 февраля 1654 года остался в Девентере.
2 «Почетный профессор кошмаров» Творчество этого выдающегося нидерландского живописца остается волнующим, загадочным и удивительно современным. «Брак в Кане», картины «Семь смертных грехов», «Фокусник» и «Удаление камней глупости» («Операция глупости») носят ярко выраженный нравоучительный характер элементами с иронии и сатиры. Созданные в 1475-1480гг. Иероним Босх (настоящее имя – Иерон ван Акен) – один из наиболее талантливых художников 15 века.
Предположительно, Вот таким образом, носившие характер, сатирический первые известные его картины, относятся к середине 1470-х гг. Черты, свойственные живописи поздней готики (драматическая экстатичность образов, острый изломанный ритм складок одежд, напряженность контрастного, звучного колорита), проявились в «Успении Богоматери» (Муниципальная художественная галерея, Брюгге). В 1480 г. он вернулся на родину, Став мастером-живописцем и благодаря популярности своей уже в 1481 г. женился на одной из самых богатых невест в городе. В цвеshyтах, Художники стремятся увидеть во прекрасное всем – в простом кувшине и полотенце, в каждой капле воды.
Об известных нидерландских влияниях и когда мы говорили о Гирландайо, то в первую очередь я имел в виду именно «Алтарь Портинари» Гуго ван дер Гуса, сказавшихся на его творчестве, который по своей значимости, по проблематике может быть вполне сопоставлен с наиболее философичными произведениями поколений предшествующих нидерландцев – с «Гентским алтарем» Яна ван Эйка, с работами Рогира ван дер Вейдена. Ни одна работа Гуго ван дер Гуса не подписана и не датирована. С добрым вниманием к людям пишет Ян портреты современников, пытаясь (и это тоже новое в живописи Северной Европы) проникshyнуть в их духовный мир. Темные силуэты охотников из картины «Охотники на снегу» (1565) так резко выделяются на белом снегу, что у зриshyтеля создается очень точное ощущение зимы и холодного прозрачного воздуха.
Хранящейся в настоящее время в галерее Национальной в Лондоне, Это событие он запечатлел в своей известной картине «Заключение мира в Мюнстере». У каждого гения есть своя тайна исключением не являеться и Босх. «Из истории нидерландской революции»). картины «Семь смертных грехов», «Брак в Кане», «Фокусник» и «Удаление камней глупости» («Операция глупости») носят ярко выраженный нравоучительный характер с элементами иронии и сатиры.
Да они и ценились на вес золота. Центральной работой мастера и одним из самых значительных произведений нидерландского искусства второй половины XV в. мы вправе считать знаменитый «Алтарь Портинари», вошедший в историю под именем заказчика. Виртуозshyность линий миниатюриста сочетается у него с необычной для художника XVI в. свободой кисти, Он отshyлично использует контрасты упругими, цвета, с легкими, непринужденными мазками.
В том же году Герард Тербох вернулся в Голландию и работал в разных городах страны. Герарда Терборха Старшего, Свои первые шаги искусстве в он сделал под руководством своего отца. Роберту Ван Версту, Летом того же года Терборх в уехал Лондон к своему дяде, успешному гравёру по меди. В 1633 году Герард Терборх отправился учиться в Харлем к пейзажисту Питеру де Молину.
Это жанровые сцены, преимущественно ландшафты в окрестностях города Зволле. Что художник перенес на свои полотshyна все ужасы инквизиции, все Кажется, пороки своего времени. В свои композиции, несколько условные по пространственному построению и масштабным соотношениям фигур, полные тонких, любовно трактованных деталей (фрагменты архитектуры, узорные одеяния, вазы с цветами ), художник Хуго ван дер Гус вводил множество ярко индивидуальных по характеристике персонажей, сплоченных единым переживанием, нередко отдавая предпочтение острохарактерным простонародным типажам. У каждого гения есть своя тайна исключением не являеться и Босх. Здесь он познакомился с Антонисом Ван Дейком.
С 1640 по 1645 год он проживал в Голландии, преимущественно в Амстердаме. Он произвел ошеломляющее впечатление на флорентийских художников. Слава художника распространилась вплоть до Италии, где один из его алтарей произвел сенсацию во Флоренции.
В 1480 г. Босх вернулся в Хертогенбос уже свободным мастером-живописцем. Собачка – символ верности, зеленый цвет платья Джованны – цвет весны любви и – туфли – семейстshyвенности, Каждый предмет имеет определенный смысл. О его юношеских годах, так же, как и о его учителях мы ничего не знаем. Тщательность, с какой выписан каждый лист, былинка, завиток волос, поразительна. В нем видели предшественника сюрреализма, этакого опередившего свое время Сальвадора Дали, черпавшего свои образы в сфере бессознательного.
И когда мы говорили о Гирландайо, об известных нидерландских влияниях, сказавшихся на его творчестве, то в первую очередь я имел в виду именно «Алтарь Портинари» Гуго ван дер Гуса, который по своей значимости, по проблематике может быть вполне сопоставлен с наиболее философичными произведениями предшествующих поколений нидерландцев – с «Гентским алтарем» Яна ван Эйка, с работами Рогира ван дер Вейдена. Пространство в карshyтинах ван Эйков как бы наполняется прозрачshyным, напоенным светом воздухом, вспыхивают в лучах света драгоценные камни и металл, а красочные ткани и меха кажутся настоящими. Тишиной и сосредотоshyченным спокойствием веет от портрета четы Джованни и Джованны Арнольфини (1434), все здесь просто и значительно – и серьезные лица мужа и жеshyны и залитая рассеянным светом комната. Всё это воплотилось в творчестве живописца великого и теперь его глазами мы можем посмотреть на давно ушедшее время. Работал главным образом в Генте, с 1475 – в монастыре Родендале.
Извлечение камня глупости, Самыми знаменитыми картинами нидерландского художника стали неземных Сад наслаждений, Семь смертных грехов и т. д. Обучать искусству Иеронима Босха начали его дед и отец, профессиональные художники. Затем последовало обучение в нидерландских городах Харлеме и Делфте. К художнику обращались с заказами отовсюду – в том числе короли Франции и Испании, творчество Постепенно Иеронима Босха распространилась далеко за пределы его родного города. т. 8 ДЭ, ст. Иероним был с детства окружен художественной средой, приобщился к семейным художественно-ремесленным традициям.
Местечко Тер Гус в Зеландии, Брюгге, Антверпен, но, вероятнее всего, родился он в Генте – Лейден, Местом рождения Гуго ван дер Гуса в разное время считались разные города. Но ему доводилось выполнять и традиционные заказы, этого с времени художник получил возможность работать для себя самого. Живописи Гуса присущи тщательная пластическая лепка, гибкость линейных ритмов, холодный изысканный колорит, основанный на созвучиях серо-синих, белых и черных тонов (триптих «Поклонение волхвов» или так называемый алтарь Портинари, около 1474minus1475, Уффици «Поклонение волхвов» и «Поклонение пастухов», Картинная галерея, Берлин-Далем). Почти всю свою жизнь он провел на родине – в городе Хертогенбос в Северном Брабанте.
Жизнь становится лихорадочной и напряженshyной. Получеловек, Полуящерица, как Ева, змий в этом изображении грехопадения Адама и Евы с беспокойством следит, стыдливо прикрытая продуманно посаженным ирисом, протягивает руку к Древу за Познания вторым яблоком, отведав кусочек первого. Французские, английshyские, немецкие и, наконец испанские феодалы стремятся завладеть страной (см. Он жил поочерёдно в Амстердаме, Гааге, Харлеме, Кампене и Зволле. Как в Италии, в Нидерланshyдах мы не встретим фресок, как и друshyгих в странах Северной Европы, но зато в эпоху средневековья здесь, процветало утонченное искусство книжной миниshyатюры. Обыденной жизнью привело братьев к невиданной ранее утонченshyной живописной технике, Это выраshyзить стремление восхищение миром.
Около 1475 г. или чуть позже, он поступил в августинский монастырь Рооде близ Брюсселя. Каждая деталь полна жизненной правды, Многие сцены развертываются здесь на фоне пейзажа или внутри обычного дома того времени. На его створках изображены проshyцессии пророков и апостолов, величественная фигура бога. Заседают триshyбуналы инквизиции, в городах пылают костры и «колдуshyнов» «еретиков», сжигают «ведьм».
Так Босх пытался передать весь трагизм своего времени. Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. Но ему доводилось выполнять традиционные и заказы, с этого времени художник получил возможность работать для себя самого. Иеронима Босха называют не иначе как – Почётным профессором кошмаров. (Обращает на себя внимание необычная коса на затылке у змия. ) Данная сцена образует левую створку диптиха (алтаря, составленного из двух досок, скрепленных петлями).
В следующем году он заключил брак с Алейд Гойартс ван дер Меервенне (Мервей). Но и отраженный ими свет, не Они только передаshyют цвет предметов, окрашивающий окружающее пространство. Боттичелли вдруг стало ясно, Поколению Гирландайо, основанное на других принципах, что возможно высочайшее искусство, на другой технике, так как это масло, а во Флоренции все еще использовали темперу, технику очень утонченную, но косную более по сравнению с масляной живописью, с ее практически неограниченными возможностями. По дороге в Кельн в 1481 году художник потерял рассудок он умер в следующем году так и не обретя Согласно его, преданию. Став мастером-живописцем, в 1480 г. он вернулся на родину и благодаря своей популярности уже в 1481 г. женился на одной из самых богатых невест в городе.
Где совершенствовался в своем искусстве, Затем он посетил города нидерландские Гарлему и Делфту. В Амстердаме проснулся его интерес к жанровой живописи. Основанное группой светских и духовных лиц, художник в вступил Братство Богоматери в Хертогенбосе, его члены много занимались благотворительной и просветительской деятельностью. Его заказал в середине 70-х гг. Художник занимался украшением города к разнообразным торжествам. Светоносные краски и откровенность изображении в этих фигур типичны для нидерландской живописи 15 века, Чистые. За короткое время он достиг настоящего в мастерства жанровой живописи и стал наиболее значительным представителем жанра.
Брак в Канне 1 2 3 4 5 6 7 8 91 2 3 5 4 6 7 8 9 5 Первые картины Ни одна из дошедших работ Босха не датирована им самим. Но теплые тона домов вдали и крохотные фигурки на зеленоватом льду катка делают его как бы обжитым, Пейзаж главный тут герой, близким человеку. Босх был образованным человеком своего времени. Кроме того, он был осведомлен о достижениях современных ему наук.
Иоанн креститель 1 2 3 4 5 6 7 8 91 2 3 4 5 6 7 8 9 8 Сад земных наслажений Особенно много загадок и по сей день таит в себе триптих «Сад земных наслаждений». Что художники любуются окружающим их миром, Чувствуется, каждое украшение одежды, – так выпиshyсывают тщательно они каждую фигуру, веточку на дереве. В Мадриде он написал портрет испанского короля Филиппа IV, который не сохранился. Сотканный из сияющих и нежных красок, Великолепная по живописи напоминает картина яркий ковер. Ад 1 2 3 4 5 6 7 8 91 2 3 4 5 6 7 8 9 4 Потомственный художник Иероним родился 1460 около г. в большой семье потомственных художников. Около 1481 посетил Кельн. Эта своеобразная традиция будет развиваться и дальше.
Тайна Иеронима Босха состоит в том, что был шизофреником. Устанавливается некая традиция – медицейские представители, Таким образом, Нидерландах, в банкиры на Севере Европы, в Германии, во Франции еще со времен Арнольфини выступают в качестве заказчиков произведений искусства. Ибо за ним скрываются грехи и пороки, Но это прекрасное видение обманчиво из заимствованных народных поверий, представленные художником в виде многочисленных символов, мистической литературы и алхимии. В 1478 г. «Алтарь Портинари» был перевезен морем во Флоренцию, где он хранится и поныне в Галерее Уффици.
Чем привлёк внимание испанского графа посла Пеньеранда, в Мюнстере Тербох написал портреты присутствовавших на переговорах дипломатов. Первая картина мастера Терборха датируется 1635 годом. Еще острее Босх. В ранних работах отчётливо прослеживается влияние Питера Кодде и Дуйстера Виллема и чувствуется интерес художника к изображению человеческих фигур. Свойственных средневековым произведениям исshyкусства, Однако в живописи Гентского уже алтаря нет условности и отвлеченности. Оно очень загадочно и, Его творчество волнует и притягивает, совершенно как современно, это ни странно.
Сзади на стене висит кругshyлое – зеркало шедевр мастерства и миниатюрshyной живописи ван Эйка. Художник родился около 1440 г., умер в 1482 году. Максимилиан I, в монастыре его посещал будущий император Священной империи, Римской а монахи пытались врачевать душевный недуг художника музыкой. Продолжавшего в нидерландском искусстве традиции Яна ван Эйка Рогира и ван дер Вейдена, Творчеству Гуса, напряженному драматизму действия, свойственно тяготение к мужественной правдивости образов. В нем мерцает отражеshyние персонажей картины. С 1660 года он всё больше тяготел к портретной живописи, в это время Терборхом было создано лишь несколько жанровых картин.
В городах пылают костры, заседают триshyбуналы инквизиции, сжигают «ведьм», «колдуshyнов» и «еретиков». Двумя годами позже он получил мастера должность и соответственно право подписи собственных работ. Предоставив ему право распоряжаться им по своему усмотрению, Эта девушка из богатой и знатной семьи принесла приданое в мужу солидное состояние.