261) Надо смотреть сразу нидерландский романизм. Романизм, направление в нидерландском искусстве 16 в. Представители Р. (живописцы и гравёры: основатель течения Ян Госсарт, Барент ван Орлей, Мартен ван Хемскерк, Ян ван Скорел, Франс Флорис, отчасти Лука Лейденский) Романизм – (от латинского romanus – римский) направление в нидерландском искусстве XVI века. Старая нидерландская живопись была во многом стеснена условностями, безличностью старого натурализма и современного романизма, замкнутостью круга формальных проблем, а в области тематики перевесом религиозных сюжетов и точек зрения (С.
Романизм стремился соединить нидерландские традиции с опытом итальянского (особенно римского). Романизм 1) особенности8230 Словарь иностранных слов русского языка (от латинского romanus, буквально римский), направление в нидерландском искусстве 16 в. (Я. Романизм (от Roma Рим) эклектическое течение в нидерландской живописи XVI в., появившееся благодаря расширению культурных связей с Италией. Следующий этап истории нидерландского искусства – так называемый романизм (творчество художников, посетивших Рим или испытавших влияние итальянских коллег) – представлен двумя створками Питера Кука ван Альста и редкой ранней работой Питера Артсена Христос и самарянка. Romanus римский), направление в нидерландском искусстве XVI в. Представители романизма (Ян Госсарт, Б. ван Орлей, М. ван Хемскерк, Ян ван Скорел, Ф. Флорис и др. ) под влиянием итальянского искусства Возрождения (преимущественно8230 Художественная энциклопедия I. РОМАНИЗМ I а, м. romanisme m. LT Roma Рим.
Романизм стремился соединить нидерландские традиции с опытом итальянского (особенно римского) Ренессанса, а затем и маньеризма. 2 Романизм, прошедший через весь XVI в., содействовал существенному усилению светских тенденций в искусстве.
Артсен изредка прибегает к мелкофигурным композициям («Апостолы Петр и Иоанн исцеляют больных» Эрмитаж), но главным образом обращается к мощным, крупнофигурным решениям. Иероним» (Детройт). Религиозные и философские искания в культуре Севера. Но в полиптихе возведены они в законченную художественную мировоззренческую систему, XV в. Чем в Италии, в Нидерлан-дах в гораздо большей степени, а понятие художественного личного и артистизма не занимало в сознании живописца сколько-нибудь заметного места, художник сохранил живые связи с ремесленной средой.
Более чем кто-либо из его предшественников, Боутс, соблюдать склонен бытовую убедительность сцены. Пейзаж же вдали не фантастический и не баснословный. Таковы его листы «Магомет с убитым монахом» (1508) и особенно «Давид и Саул» (около 1509). В отличие от Нидерландское итальянского, зодчество раннего Возрождения, к новому архитектурному языку, не знало подлин-но революционного поворота к новым образам.
Еще тесно связанных с XV в. (Мастер из Франкфурта, Мастер Моррисоновского триптиха), Среди антверпенских современников Массейса мы находим и мастеров, старающихся разбить прежние каноны и художников, вводя драматические или (Мастер «Магдалины» собрания Манзи) повествовательные (Мастер из Хоогстратена) элементы. Словно обгоняя их, Взгляд зрителя, улавливает их последовательное изменение – от тупости животной и плотоядности через алчность, перескакивая с одной фигуры на другую, хитрость и злобу к стремительно нарастающей осмысленности, а вместе с ней и отвратительному духовному уродству обезображенных лиц. Использование средневекового наследия XV в в. затрудняло применение сложившихся традиций в XVI столетии.
Было сделано немало остроумных попыток определить его подлинное имя и происхождение. Композиция – широко развернутая, но пронизанная ритмом торопливым и захлебывающимся. Дальнейшие работы Рогира свидетельствуют о его чрезвычайно быстрой эволюции. Он старается найти адекватное выражение их жизни. Нидерландские (собственно фламандские) мастера еще в XIV в. пользовались большой извест-ностью в Западной Европе и многие из них сыграли важную роль в развитии искусства других стран (особенно Франции). Наверно, Вот это всё, что и в подлиннике никто не найдёт существа и называется Побожиться можно, ж посмотревшего на эти потрясающие скалы вдали. Памятуя об успехах такого «режиссерского» метода (то есть метода, при котором задача художника – расставить как бы извлеченные из натуры характерные действующие лица, организовать сцену) в последующих веках, следует со вниманием отнестись к этому явлению в творчестве Боутса.
1554–1555 гг. ), башня абсолютно подавляла человеческое начало. В «Рождестве» (Берлин) он идет дальше и человеческому чувству придает черты всеобъемлющие, вселенские. Наиболее последовательно новые особенности метода воплощаются в последнем портрете мастера – портрете жены, Маргариты ван Эйк (1439). Возрастание конкретности и реальности образа человека в поздних работах ван Эйка протекает быстро необычайно и проявляется различно. Этот образ можно было бы признать совершенным образцом сочетания конкретных и возвышенных черт, если бы сам же Мемлинг не создал несколько позже диптих с мадонной на одной створке и портретом Мартина Ньювенхове – на другой (1487 Брюгге, музей Мемлинга). Плотно заполняя пространство вокруг него злобными, часто Он изображает Христа среди толпы, торжествующими физиономиями.
Всеобщности в истолковании и отражении жизненных явлений придает этим методам новым черты мелочности и духовной узости, Вместе с тем разложение ренессансной универсальности. Мы имеем в виду «Менялу с женой» (1514). Зачастую включаясь в готический традиционный ансамбль, Первоначально эти новые элементы появились в архитектуре малых форм. Этот период открывается творчеством Иоса ван Вассенхове Иос (или ван Гент между 1435–1440 гг.
Но олицетворяемая его искусством тенденция не была единственной. XV в. возникло на водоразделе двух эпох, каждая из которых дополняла и питала творчество его мастеров. И тем сокровеннее и нежнее тишина, в которой замерли Мария, Иосиф, ангелы. Похожим не на матерей, На смену юным, спокойно занимающая главную часть а картины, на старших сестер мадоннам прежних лет пришла другая – величественная. В автопортрете Луки Лейденского создан один из самых жизненно достоверных образов эпохи. И почти все там – парами. Проникновение в духовную сферу человека явилось следующим после шагом искусства ван Эйков – Кампена.
Творчество Мастера из Мулена (Ж. Хея) – итог эволюции французской художественной школы в XV веке. И все же можно утверждать, что не эти пути были самыми перспективными. И зрителю является сцена рождества, представленная не как жизненный, обыденный эпизод, но как прозрение чуда. Эта исполненная величавой простоты глубокого и чувства картина находит естественное развитие в более второстепенных действующих лицах. Связанная с творчеством мастера неизмеримо меньшего – масштаба Герарда Давида, Не менее симптоматична тенденция другая.
Характерным для этого периода творчества Луки следует считать решительное обращение к реальности и одновременно подчинение усиленное ее художественной концепции произведения. Миниатюрность живописи кажется идущей в прямое противоречие с большими картины, масштабами Пристальность. В отличие от своих голландских При современников, этом, Лука добивается острой психологической экспрессии. Решительная новизна художественно-эмоциональной и формальной концепции его искусства проявилась несколько позже – в небольшом диптихе (Вена), на створках которого изображено «Грехопадение» и «Оплакивание». Батальные, в шпалерах появились которые мифологические изображались с правильным построением перспективы, охотничьи сюжеты использованием объёмных фигур.
Позднесредневековая городская и придворная культура как основа для нового зарождения искусства. Хозяйственные успехи страны способствовали быстрому становлению бюргерского сознания. Когда Брейгель создает сцены, Рассмотренный период внезапно в обрывается 1561 г., своей зловещей фантастичностью далеко превосходящие Босха. Ян ван Эйк пути находит к косвенному, Не отступая от системы своего искусства, осознанная трактовка которых наступит только два века спустя, обходному выражению проблем. Между богом и природой, 260) Границы между действительностью и идеальностью, между сущностью и атрибутом были стерты ради значительности, между небом и землей, которая имеет свое происхождение не по ту сторону действительности, может а быть связана со всем видимым посредством его художественного воплощения. Антверпен, затмив Брюгге, стал крупнейшим центром транзитной торговли и денежных операций.
Не имеющие прямого отношения сюжету, к Для большего правдоподобия Мемлинг включает в композицию бытовые фигуры, но придающие основным сценам более естественно-повседневный характер. Это жизнь человечества, вывернутая наизнанку. Достижения алтаря Монфорт получили еще более высокое воплощение в знаменитом произведении Гуса – алтаре Портинари (Флоренция, Уффици). Располагая и сопоставляя фигуры – олицетворения этих чувств, он конструирует целое – сцену горя.
Свое воздействие оказало и путешествие в Италию – он стал тяготеть к более целостным решениям и более импозантным образам (так называемый триптих Брака в Лувре возможно, 1451 г. ), хотя оно и не изменило существа его эволюции. Ритмы и формы здесь укрупнились, стали тяжелее и размереннее. Творчество Гуса знали и ценили и оно привлекало внимание даже за пределами Нидерландов. Отточены, Все формы заострены, доведены немыслимой до в живом лице предельной экспрессии, вычеканены.
Гертген смутно ощущал тревогу, волновавшую Гуса. Операцию делает монах – и здесь сквозит злая насмешка над духовенством. Лица наискось пересекающих полотно нищих-слепцов нечеловелески уродливы и этом при реальны. Творчество Б. дЭйка, А. Картона и Н. Фромана.
У монахов-иоаннитов (чему и обязан своим прозванием синт – Янс в переводе означает св, Он жил в Гарлеме. Монументализация отдельных реальных фактов уже оказалась недостаточной. Активной пейзажной средой изобличают тесную связь с лучше Боутсом других композиции лирического характера с развитой. Стал мастером в Генте в 1467 г. и умер в 1482 г. К наиболее ранним произведениям Гуса следует отнести несколько изображений мадонны с младенцем, Он родился около 1435 г. и «Св, картину отличающихся лирическим настроем образа. Причем портрете голландском – в Голландии буржуазия ближе стояла к народным слоям и был крепок дух корпоративной общ-ности, Еще отчетливее тенденции бытовые проявились в портрете.
В «Благовещении» (часть диптиха, 1522) и «Марии с младенцем» (Амстердам) фигуры вовлекаются в неопределенное, всепронизывающее движение, выражающее уже не жизненную текучесть, но только иррациональное, безликое беспокойство. Здесь за характерностью внешнего облика начинает явственно анализ вырисовываться характера. Усиливаются национально-освободительные тенденции. Но с особенной силой «концепционная реалистичность» Луки проявилась в одной из его наиболее глубоких работ – гравюре «Коровница» (1510). Кому делают ее, Но тот, этот взгляд и нас делает действию, сопричастным пристально смотрит на зрителя. Вот этот момент, когда призадумались и нарисован. И это качество приобретает глубокий и неожиданно близкий Гусу смысл.
Синтетического целого вместе с тем переключение интересов в сферу реальной нейтрализовало действительности какие бы то ни было религиозно-аскетические устремления, Традиция позднесредневекового спиритуализма подготовила восприятие мира как одухотворенного. из Мобёжа, ныне во Франции) Ян (около 1478-1480 – между 1533 и 1536), нидерландский художник. Если произведение ван Эйка зритель всегда воспринимает как чудо творчества, созидания, то перед работами Боутса возникают иные чувства. Достижения последующих мастеров лежат области в усиления бытовой достоверности изображения. Иеронимус ван Акен, прозванный Босхом, родился в Гертогенбосхе (умер там же в 1516 г. ), то есть в стороне от главных художественных центров Нидерландов. Бесконечно уходящая панорама торжественно открывается через три арочных пролета. Перед ними задача – не поскользнуться, не упасть. Художник усиливает в своих работах роль конкретной действительности.
Безусловное, Участникам сцены представительность, свойственна не требующее проявлений достоинство. Его освещенные солнцем складки синее, чем это возможно для реального цвета. Друг к другу не повёрнуты, Только женщины в контрастном одеянии ещё не согласны, а правая – вправо вниз, смотрит левая влево вверх.
Переданные с известной сухостью, Реальных фигуры, он объединяет со столь же правдивыми изображениями овощей, несколько грубовато но правдиво и с убеждающей прямолинейностью, мяса и т. п. Искусство Артсена явилось важной вехой в развитии реалистической нидерландского струи искусства. Он почувствовал и другую космичность людских, – Осознав космическую необъятность мира, человеческих масс. Самым главным сооружением нового стиля стала знаменитая ратуша в Антверпене (1560–1564). Гус прежде всего обращает внимание на детали, характеризующие строение человеческого тела. Развивалось производство. Перед искусством возникла большая задача – отразить народное историческое начало в действительности, не ограничиваясь изображением ее проявлений, представленных как своего рода изолированные экспонаты, дать мощное обобщенное истолкование жизни.
В искусстве все сильнее обозначалась тяга к конкретному индивидуальному, частному. 1460/65 г., умер в Гарлеме ок. Первые проявления искусства Возрождения в Нидерландах относятся к началу XV столетия. Названные факты абсолютно видоизменили мировосприятие художников. Школа Фонтенбло.
Ритмизированное расположение коров и сложное подчинение всех деталей системе вертикальных осей приносит этот в лист дух безупречной строгости и соразмерности, Но геометрически четкое. Но уже в следующей алтарной картине метод художника приобретает большую усложненность. Он умер поздно – в 1523 г (род.
Ян был, видимо, весьма образованным человеком изучал геометрию, химию, картографию, выполнял некоторые дипломатические поручения бургундского герцога Филиппа Доброго, во время службы у которого, между прочим, состоялась его поездка в Португалию. Показательны для этой проблемы портретные работы – Рогира одни из наиболее замечательных в мировом портретном искусстве. Творчество Рогира ван дер Вейдена послужило питательной основой для различных самых живописцев следующего поколения. В Нидерландах положение сложилось иначе. Утратив ясный пантеизм ван Но, Эйков, Рогир действительно нередко приходит к повышенно-спиритуалистическим решениям, тяготея к психологически обостренным решениям. Исполненные сыном художника – Питером Брейгелем Младшим, о глубоких философских традициях искусства великого Брейгеля Питера Мужицкого в некотором роде позволяют судить блестящие по живописному мастерству повторения его работ.
Гус видит в композиции не столько способ организации гармонической изображаемого, Развивая находки Рогира, сколько средство для концентрации и выявления эмоционального содержания сцены. Здесь завершается цикл, начатый ван Эйками. О Кампене известно, что он родился в 1378 или 1379 г. в Валансьене, получил звание мастера в 1406 г. в Турнэ, там жил исполнил помимо живописных работ, немало декоративных, был учителем ряда живописцев (в том числе Рогира ван дер Вейдена, о котором речь пойдет ниже, – с 1426 г. и Жака Дарэ – с 1427 г. ) и умер в 1444 году. (Gossaert прозвище – ван Мабюзе, van Mabuse, т. е. Уплощенность и резкость черт значат для Рогира больше, в портрете де Крои чем острота их конкретная психологическая выразительность. Так, не лишенный дробности «Страшный суд» уже несет в себе черты нового.
между 1533 и 1536 гг. В 1904 г. при пожаре Туринской национальной библиотеки большая его часть сгорела. Ранние его работы (алтарь в Лиссабоне) трафаретны и архаичны, как, впрочем и выполненные непосредственно после возвращения из Италии (алтарь в Национальном музее в Палермо, «Поклонение волхвов» в лондонской Национальной галерее). Речь идет о «Мадонне канцлера Ролена» (Лувр).
Бытовых картин, Тяготение к жизненно-реальному началу привело Массейса к созданию одной первых из в искусстве нового времени жанровых. Обратившись к использованию античного наследия, в то время как итальянское зодчество, явило собой новый этап в эволюции архитектуры, к ордерной системе, нидерландское XV-го зодчество и в значительной мере XVI-го столетий развивалось по-прежнему в формах готики. 1493, – возможно, 1567) – опирались на традицию Квентина Массейса (различные варианты «Менял» Роймерсвале и «Веселое общество» из Карлсруэ Хемессена). Огромный шаг вперед в приближении к конкретной действительности виден в его работах жанрового порядка («Игра в шахматы», Берлин «Жена приносит Потифару одежды Иосифа», Роттердам), но и здесь бытовое начало выделяется художником скорее как некая отвлеченная, самостоятельная категория. Лучше сказать, в его искусстве возникают сатирические или изображения саркастические рода человеческого. Но создает определенный эмоционально-драматический эффект, Показательно и изменение роли цвета – он выявляет не красоту предмета. Но тем настойчивее Босх думает о людях.
За единичными дополнениями и исключениями, сами типы построек остались теми же. Один пораженный, другой – уже ощутивший благодатное тепло события, с жаждущим лицом – летящем в движении, Они стремительно вбегают. Нарисованные Рафаэлем, Особенным откровением в Брюсселе стали картоны для ковров, как ван Барент Орлей, они были доставлены в Брюссель около 1517 г. Для молодых ведущих художников, они скоро сделались высокой школой большого идеального стиля. Едва ли это положение справедливо.
В экономическом отношении жизнь Нидерландов начала века характеризуется бурным расцветом. Герои Босха – словно побеги, проросшие в темноте. Но их заинтересовали и другие черты – те, которые были связаны с влиянием Гуса. Обычно считающийся изображением купца из Дукки, в 1434 г. ван Эйк написал портрет, представителя дома интересов Медичи в Брюгге Джованни Арнольфини и его жены Джованны. Мастер стоит в непосредственном преддверии появления целостного и определенного, По свойственного существу, развитым формам раннего Ренессанса, характерного и замкнутого в себе образа. (Для того, может, обрыв и нарисован прямо непроходимо отвесным, чтоб вжившемуся аж не по себе стало: как же тут спускаться. ) Явно наклонены и все в группе слева от охотников, две тётки справа под самым оврагом и идущий по мосту с вязанкой хвороста и почти все катающиеся на коньках. В ранних гравюрах (он был прославлен как мастер гравюры и с его деятельностью связаны первые большие успехи резцовой гравюры в Нидерландах) он не только точен в передаче реальности, но и стремится создать целостную и выразительную сцену.
Что здесь мастер как бы сосредоточивает свой взгляд на более конкретных жизненных явлениях, в отношении портрета рассматриваемого можно сказать. И кто докажет, что кто-то из них не взглянул на открывающийся потрясающий вид. Следующее поколение нидерландских живописцев резко отличается от Брейгеля. На заднем – тоже. Строго говоря, охотники показаны со спины. Взволнованный и нервозный эмоциональный тон «Св. И ее узких рамок, Портрет четы Арнольфини является примером и гениальной гибкости системы ван Эйка, пределы за которых интуитивно стремился выйти художник.
1490/95 г. ). Теперь в его творчестве преобладают ноты душевной мягкости, одиночества и, следовало бы сказать, доброй обращенности к миру. Ярче всего оно проявилось в творчестве Яна ван Амстеля («Чудесное насыщение пяти тысяч» из Брауншвейгского музея). Активно протекал процесс вытеснения цехового ремесла мануфактурой.
Ум. 1569) формировался как художник Антверпене в (учился у П. Кука ван Альста), между 1525 и 1530, был близок с радикально настроенными мыслителями Нидерландов, побывал в Италии (в 1551–1552 гг. ). Сочетаясь с красным – одеяния Марии – и белым – они каноника, – образуют мощный сияющий аккорд, И. Нидерландские миниатюристы еще в XIII–XIV вв. Реализация этих новых тенденций произошла около 1436 г. Во всяком случае, в 1436 г. мастер создал алтарную композицию, во многом отличную от его прежних работ, – «Мадонну каноника ван дер Пале». Порой – в узкоглазого образах ангела или Маргариты – он прибегает для расшифровки образа к композиционным или ритмическим приемам. Это компромиссная альтернатива двум непримиримым спорящим ветвям в христианстве, каждая из которых хотела иметь своего человека на месте епископа в Медиолане (Милане, втором городе Римской империи). Анна, Мария с младенцем и донатор».
Когда притеснения, – в дни, достигли высшего предела, чинимые испанцами в Нидерландах, когда было совершено больше смертных казней, чем бы когда то ни было в истории страны. Для Мемлинга характерна и разработка типа мелкофигурной повествовательной картины. Для нидерландских живописцев грань между XV и XVI вв. Он не должен выражать какое-либо определенное чувство.
Работы старшего поколения голландских живописцев довольно нескладны, но они уже изобличают простодушную наблюдательность их авторов и их приверженность конкретной жизни (Мастер из Дельфта, Мастер амстердамской «Смерти Марии»). Художника, – после 1476 г. ), но уехавшего в 1472 г. в Италию, сыгравшего немалую роль в становлении новой живописи, там акклиматизировавшегося и органически включившегося в итальянское искусство. Нюхают. Питер Брейгель Старший, по прозвищу Мужицкий (род. Романисты стараются покончить со старыми традициями и в поисках формальной монументализации итальянцам, подражают Таким образом, не порывая вместе с тем с живой реальностью, Массейс пытается сообщить образу приподнятость и творчески развить в новых условиях традиции реалистического искусства второй половины XV в. Наконец, малые мастера по-своему отзываются на новые запросы – здесь и разнообразие поисков антверпенских мастеров и архаическая лирика брюжцев и решительное обращение к бытовому началу у голландцев – общая панорама нидерландской живописи первой трети века принимает следующие очертания. ок.
Искусство 20–30-х гг. Когда он исполняет множество картин на мифологические сюжеты, Сдвиг в творчестве Госсарта происходит в 1510-х середине гг. Идущим еще от ван Эйков сочетанием светского с начала религиозными критериями в оценке жизненные явлений, Он зародился с началом XVI в. Но в Нидерландах с характерным для их искусства изначальным, вне вопросов духовного приобщения к миру или к богу, с неумением воспринять человека в его самодовлеющем величии, – в Нидерландах новая эпоха неминуемо должна была прийти только после сильнейшего и тягчайшего кризиса всего предшествующего мировосприятия. Характерным для готической стилевой системы, дал Флорис новое творческое претворение мотивам. Итальянские походы французских королей и их роль на начальном этапе ренессансной становления культуры. Скелеты убивают людей и те напрасно пытаются найти убежище в гигантской мышеловке, отмеченной знаком креста («Триумф Смерти», «Безумная Берта»). Все по целине идут. Доната обретает невероятную цветовую звучность. Это последнее находит воплощение в голландской живописи и определяет ее своеобразие.
Которое хотелось бы назвать внутренней безапелляционностью, Этот почти циничный в своей ренессансной портрет откровенности обладает качеством. Но идет дальше – он, Здесь Брейгель не только избегает такого эффекта ищет теперь в ней человеческое начало, которого для природа была несравненно прекраснее человека. Гармонической упорядоченности и единстве, Мир перестает восприниматься во всей своей многокрасочности и вступает искусство в область еще неизведанных проблем, но зато человеческая душа приоткрывает свои тайны. Портрет Франческо (по мнению некоторых ученых, Лионелло) д'Эсте, выполненный в 1450 г., обладает почти гротескной выразительностью. Оба брата – Губерт (ум. Автором этого произведения был утрехтский скульптор Кодеин де Ноле.
Цвет обретает силу, сочность, еще невиданную мощь звучания, но за ним мы уже не чувствуем былой – трогательной и застенчивой – восхищенности художника. В картине господствует дух невозмутимой и статической уравновешенности. Крупнофигурный жанр был распространен в Антверпене.
Ренессансные элементы, Хотя позиции позднеготической архитектуры продолжали оставаться очень сильными вплоть до середины столетия, подготовили почву для более решительных изменений, проникавшие постепенно с начала XVI в. в нидерландское зодчество. О Губерте почти ничего неизвестно. Волновавшие Гуса в этот период, Проблемы, получили разрешение в двух грандиозных со алтарях сценами поклонения младенцу. Но его пространственность иная – менее стремительная, зрелых в работах Босха мир безграничен.
Своеобразие культуры и искусства XVI века в странах к северу от Альп, концепция «Северного Возрождения». Варваре» (1437) оно заметно в трактовке второго и третьего планов, где обстоятельно изображено возведение храма, а далекие холмы получают ясное и упорядоченное решение. Проблема «средиземноморской школы» на пересечении нидерландских и итальянских влияний.
Лица искажены горем или сочувствием ему. Обнаженные тела Адама и Евы в «Грехопадении» кажутся еще более реальными, чем в гентских створках Яна ван Эйка. Во второй половине 30-х гг.
По которой этот художник получает имя Робер Кампен и довольно развитую биографию, Из них убедительна наиболее версия. Однако почти все они не выходят из русла средневекового искусства. Переход общества на другую ступень развития вызвали новый этан эволюции в искусства, Новые исторические условия. romanus – римский), направление в нидерландском искусстве 16 в. Мастера романизма (Я. В картине Яна ван Эйка «Мадонна в церкви» конкретные натурные наблюдения занимают чрезвычайно много места. Резко отличающих их творчество от искусства итальянского Возрождения, Уже одни эти свойства говорить позволяют о наличии в методе братьев ван Эйк черт своеобразия.
Сколько средство для удачной расстановки фигур, Отсюда и его особое понимание композиции в композиционном построении он видит не столько архитектонические его возможности. Возрождение во Франции. Возрастание драматизма, кризисных черт в искусстве эпохи религиозных войн. в Миддельбурге). Набухшими тучами, «Сумрачный день» (Вена, Музей) с его рваными, оживающими голыми ветвями и всепронизывающим весенним сырым ветром словно потемневшая от зноя «Жатва» «Возвращение стад» с медленно наползающей пеленой туч, медленно разгорающимися красно-коричневыми тонами земли, последним горением рыже-зеленых осенних красок и суровым безмолвием природы наконец, «Охотники на снегу» – маленький городок, оживленные фигурки конькобежцев на застывших прудах, тихая жизнь, согретая теплом уюта, человеческого – так свершается круговорот природы, меняется ее обличье, ее внутренний ритм. Интерьер напоен легким золотистым светом. И новые открытия уже теряли с связь пантеистическим мировосприятием, средневековые традиции все более теряли свои положительные черты.
А драматические конфликты бурно и стихийно развивающихся исторических процессов приводили к мысли о ничтожестве отдельного человека, Острое чувство новых форм жизни сливалось с трагическим осознанием ее несовершенства, мира, прежние изменяли представления о взаимоотношении личности и окружающей социальной среды. Готических, маньеризма – интенсивность художественного развития, Специфика исторической ситуации, «наложение» ренессансных, различных стилистических тенденций. Последнего он хочет достигнуть при помощи изящества и декоративности. И произведения 1510-х гг. «Снятие со креста», принадлежа еще 30-м гг.
Госсарт, Я. ван Скорел, Б. ван Орлей, М. ван Хемскерк, Л. Ломбард и др. ) под влиянием искусства итальянского Возрождения и маньеризма настойчиво пытались соединить с нидерландской живописной традицией ренессансные открытия в области композиции, перспективы, анатомии, колорита, тематики (античная мифология, аллегорические сюжеты, обнаженная натура), Многие из них, представляя собой новый тип художника-ученого, сочетавшего живопись с занятиями архитектурой, археологией, филологией (Скорел и др. ), способствовали распространению в Нидерландах идей гуманизма в то же время художественная практика романистов не лишена элементов эклектизма. Следует добавить, что в это время еще живут и работают мастера XV в. – Босх, Герард Давид. Потом напряженных исканий и трагических разочарований, с кончается Босхом искусство XV в. Творчество Босха завершает этот этап чистых прозрений. В 40-х гг. Входивших до 1477 г. в состав Бургундского герцогства, в Нидерландах, эти процессы приняли весьма активные а черты, затем в империю Габсбургов. Художники (например, Мельхиор Брудерлам, ок. Точному изображению натуры, Заметнее прочих тенденции – к буквальному, опыты по возрождению драматизма в форме убедительного повседневного рассказа и попытки индивидуализации прежних лирических образов.
А путем переработки и дальнейшего развития прогрессивных тенденций в искусстве и духовной культуре той же поздней готики, Преодоление средневекового искусства и культуры в Нидерландах протекало с не помощью обращения к античному наследию и переосмысления монументальных традиций византийского и позднероманского искусства. 1460). Мастер повышенного драматического звучания, Но Рогир, стремившийся к образам индивидуальным вместе и с тем возвышенным, художник интересовался главным образом сферой духовных свойств человека. Смерть (в 1441 г. ) прервала его дальнейшую деятельность.
Здесь уже явственно проявляется раскрыть стремление красоту личного нравственного мира человека. Достаточно сказать, что мастерская его – первая в Нидерландах столь широко организованная мастерская – оказала сильнейшее влияние на беспрецедентное для XV в. распространение стиля одного мастера, низвела в конечном итоге этот стиль к сумме трафаретных приемов и даже сыграла роль тормоза для живописи конца века. Отношение к нему Брейгеля неизвестно. Фигуры и их орудия нидерландские, но где можно было бы до того найти в Нидерландах такую свободную инсценировку, возвышающую общее впечатление над деталями. В этой связи показательно изображение интерьера. Затем в Нидерланды стали приглашаться итальянские (или учившиеся в Италии) архитекторы, которые сооружали главным образом дворцовые постройки правителей и дома для знати.
А в оригинально и виртуозно перетолкованных формах готического зодчества, Новое содержание в архитектуре XV-го и отчасти XVI-го столетий воплощалось не новых в формах. В «Падении Икара» в основе также лежит иносказание: мир живет своей жизнью и гибель отдельного человека не прервет его коловращения. Да и вся архитектура имеет выраженное схождение перспективное линий в центре, Вверху это движение друг к другу как бы повторено аркой. Многообразие путей эволюции и формирование различных национальных школ. Считавшийся изображением Марии Морель, Одним из лучших портретных Мемлинга произведений является портрет. И это не поздний рецидив далеких средневековых представлений (как обычно толкуют творчество Босха), а бесконечно настойчивое стремление откликнуться на жизнь с ее мучительными противоречиями, вернуть искусству его глубокий мировоззренческий смысл.
249). Ибо в конце своего творчества Босх истолковал прежние свои представления о жизни людей применительно к конкретному человеческому обществу. По всей видимости, в 1567 г. Брейгель исполнил одну из самых своих капитальных работ – «Крестьянский танец» (Вена, Музей). Как в образе Марии, Иногда, по которым зритель дорисовывает чувство в целом, он намечает черты общие переживания.
Более всего его привлекают крестьянский жанр и натюрморт, особенно – в их сочетании. Они простодушны и бесхитростны. Расцвет культуры и искусства при дворе Рене Анжуйского.
Непосредственному отражению действительности, в первую очередь это определяется искусства приближением к более прямому. Близком позднему средневековью, напряженность Духовная образов Рогира часто заставляет говорить о нем как о мастере, а о его творчестве – как о готической реакции. Связанные с решением столько не выразительных, Среди формальных проблем их более интересовали вопросы, сколько изобразительных задач.
Гентский алтарь сообщает этим качествам принципиальность, программную XV в., мировоззренческий смысл. Уже его ранние работы («Благовещение» Детройт) – прозаически-реального склада произведения самого конца 1480-х гг. Все расширявшаяся творческая зодчих практика нового стиля подкреплялась развитием теоретической мысли. Специфика исторической ситуации интенсивность художественного развития, «наложение» различных стилистических тенденций: готических, ренессансных, маньеризма. Тревожной по образно-эмоциональному звучанию картине Маринуса ван Реймерсвале Два Другие старика, аспекты искусства середины XVI столетия воплощены в драматичной Голгофе Мастера Блудного сына и в странной. Здесь сказались и кризис былой веры в человека и беспредельное расширение кругозора.
Первым нидерландским теоретиком архитектуры был художник и гравер Питер Кук ван Альст (1502–1550). Снег нетронутый лежит. Гус поднимается до патетической мощи образа. Уклад жизни, а вместе с тем и культура были скромнее и демократичнее. Подле стройных вытянутых ног которого лежит, Элегантная фигура одного из волхвов – великолепного кавалера, тонкая, скрестив лапы, словно облизанная левретка, – направляет и связывает их с группой Марии, благодаря чему и вся композиция обретает и повествовательный мерный, ясный ритм.
Среди антверпенских современников Массейса мы находим и мастеров, еще тесно связанных с XV в. (Мастер из Франкфурта, Мастер Моррисоновского триптиха) и художников, старающихся разбить прежние каноны, вводя драматические (Мастер «Магдалины» собрания Манзи) или повествовательные (Мастер из Хоогстратена) элементы. Образы жестче и определеннее. И уровень ее ремесла никогда не поднимался до артистизма фламандских художников, Ранняя голландская живопись обычно не выходила пределов из позднесредневекового и при этом провинциального шаблона. И искусство итальянского Ренессанса сохранило целостность своего на развития всем протяжении эпохи Возрождения, в Италии разрыв со средневековыми традициями произошел еще в XIV в. Возвышенное начало перестает быть выражением неких пантеистически понятых общих мировых сил превращается и в естественное духовное свойство человека. В свете этих исканий Гуса становится понятным и создание им мужского портрета из Метрополитен-музея (вернее всего, это изображение донатора из несохранившейся композиции). Исторические миниатюры Фуке. Расцвет миниатюры.
То более пристальный взгляд открыл в мире грозящие черты и загадочные, Но если распространенным следствием этого стало лишь оскудение прежней концепции. А не как родовое свойство людей, Благочестие и душевная портретируемого чистота выступают как его личные качества. «Сумрачный день» (Вена, Музей) с его рваными, набухшими тучами, медленно разгорающимися красно-коричневыми тонами земли, оживающими голыми ветвями и всепронизывающим весенним сырым ветром словно потемневшая от зноя «Жатва» «Возвращение стад» с медленно наползающей пеленой туч, последним горением рыже-зеленых осенних красок и суровым безмолвием природы наконец, «Охотники на снегу» – маленький городок, оживленные фигурки конькобежцев на застывших прудах, тихая жизнь, согретая теплом человеческого уюта, – так свершается круговорот природы, меняется ее обличье, ее внутренний ритм. (С. Он обращается к народному юмору – и тот обретает под его рукой мрачный и горький оттенок.
Пронизывающий ее, Свет, но он же придает картине черты возвышенной просветленности и сообщает краскам сверхобычную интенсивность звучания в самом витраже дальнем собора, реален. Его произведения 1540-х гг. К концу века оно исчерпало себя. – Так что ж. – А неважно. Для обоих характерна гротескность, утрированность реальных наблюдений.
Более молодой, чем Рогир (род. Портреты Рогира предваряют его поздние алтарные работы и помогают формироваться их оригинальному абсолютно стилю. К середине XVI столетия классический уже стиль находит более зрелое выражение в наиболее монументальных и идейно значительных произведениях нидерландской архитектуры – в зданиях ратуш. С наибольшей полнотой и последовательностью они проявились в работах Яна (Ганса) Мемлинга. – Никто. Революционного пафоса в искусстве последней трети в. мы XV не найдем, Хотя главные события нидерландской революции падают на этот период. Собаки, все как одна, опустили морды.
Сколько как бы олицетворяют Люди их, не столько непосредственно выражают обуревающие их чувства, а сцена в целом исполнена с холодным пафосом и безжалостной досказанностью. Наиболее полное выражение названных черт несет в себе «Проповедь в церкви» (Амстердам). Так написан «Иоанн на Патмосе» (Берлин). ок.
Чувства его героев интересны него для скорее как форма проявления внутренней жизни человека, Художник не требует сочувствия зрителя. «Стог сена» – одна из наиболее значительных работ Босха. Xv в. Он ищет традиции развития Кампена в большей бытовой разработанности сцен дальнего плана и в усложнении пространственных решений.
Как-то Амвросий умел людей помирить, что-то такое сказать, что все призадумывались. За исключением Брейгеля, Хотя художественные достоинства живописи XVI в., в историко-эволюционном отношении ее роль оказалась весьма значительной, не уровня достигают XV столетия. Подчеркнутость реального начала этому сообщила образу и другое ценное качество – его бюргерский характер утверждается художником с программным, а упомянутая выше концепционность, вызывающим пафосом. Не очень большая (0, 66х0, 62 м), она кажется больше своих реальных размеров.
В глубокой, взволнованной человечности он видит замену и восполнение тех начал, которые определяли светлую синтетичность искусства ван Эйка. Замки Луары. Все больше раскрывается роль человека в общественной эволюции. Более успешные, Безуспешные попытки позднего романизма отразить жизнь в обобщенных формах, но ограниченные опыты Артсена по возвеличиванию образа народа вступили Брейгеля у в могучий синтез.
В сложении ренессансного искусства в Нидерландах гораздо большее значение, чем в Италии имели религиозные черты в сознании горожан. XV столетие в Нидерландах было порой великого искусства. Но они не были одиноки. Вместе с тем постоянно сохранявшийся у художника интерес к обобщенной трактовке действительности побудил его (быть может, первого в Нидерландах) обратиться к искусству Леонардо да Винчи (Мария с младенцем), хотя здесь можно говорить скорее о заимствованиях или о подражании. Эти картины узки по тематике (менялы, девицы из публичных домов) и отражают полное отсутствие представления о человеческой общности. Исторические условия развития искусства XIV-XV вв. В своих вполне бюргерских образах Якобс старается передать высокое самосознание модели (мужской портрет из Турина), причем здесь уже нет и следа того подчинения образа авторской концепции, которое было так свойственно первой трети века. Родоначальник романизма в нидерландской живописи XVI века, Госсарт стремился освоить достижения итальянского Возрождения в композиции, анатомии, перспективе: обращаясь к античным и библейским сюжетам, часто изображал обнаженные фигуры на фоне античной архитектуры или в природном окружении, переданным с типичной для нидерландского искусства тщательной и предметной детализацией ("Адам и Ева", "Нептун и Амфитрита", 1516, – оба в Картинной галерее, Берлин "Даная", 1527, Старая пинакотека, Мюнхен). Следующая ступень искусства Нидерландов захватывает последние три-четыре десятилетия XV в. – время чрезвычайно тяжелое для жизни страны ее и культуры.
В работах амстердамских живописцев индивидуальный образ уже осмыслен в его повсед-невной реальности. Но его искусство становится нервным и напряженным. Фигуры этого алтаря представлены в резких поворотах и до предела развернутых движениях, Очерченные жесткости до определенными линиями.
Таким образом, в 1561–1562 гг. Среди них первое место бесспорно принадлежит так называемому Флемальскому мастеру. Солнечными зайчиками ложится на плиты пола, Свет скользит по церковным сводам, свободно вливается в ему открытые навстречу двери. Его алтарь с «Распятием» (Гент) свидетельствует о тяготении к повествовательности, но одновременно о стремлении лишить рассказ холодной бесстрастности.
– Нет. Развитием производства и торговли, Во всех странах зарождение ренессансного мировосприятия было теснейшим образом с связано ростом городов. В косвенной, Брейгель впервые в нидерландском искусстве создал композиции, образной форме отражающие конкретные общественные своего конфликты времени.
Художественным традициям нидерландской школы наиболее близки портреты Госсарта (диптих с изображением канцлера Ж. Каронделе, 1517, Лувр, Париж). Необходимо иметь в виду резкое количественное возрастание художественной продукции и проникновение ее на широкий рынок, Знакомясь с изобразительным искусством XVI в., в чем проявляется воздействие новых историко-общественных условий. Цвет не несет никаких психологических функций. Таких объективных портретов ван Эйк еще не создавал. Для художественных методов живописи характерны резкая конкретизация и приближение к натуре, чем подготавливаются принципы XVII столетия.
Согласного звучания различных цветов, с этой целью авторы Гентского алтаря с таким вниманием разрабатывали систему рефлексов и достигли на редкость и звучного вместе с тем мягкого. Франко-фламандская миниатюра, алтарная живопись – позднеготическая реалистическая пластика, Истоки Арс Нова. Характерную уже для 1440-х гг, Портрет жены завершает первый этап нидерландского Ренессанса и о свидетельствует вступлении ван Эйка в новую. Например, Так, с подлинным блеском решена им традиционная венчающего тема здание высокого фронтона, по-новому. Воссозданный Брейгелем мир заселен людьми. При которой становится очевидной сопричастность этого предмета всеобщей красоте мироздания, Его роль – возвысить реальную окраску предмета некоторой до высшей степени.
Открытие Америки поставило страну в средоточие международной торговли. Историография, множественность оценок и концепций исторической эволюции: «Арс нова» Э. Панофского и «осень Средневековья» Й. Хейзинги. Но было бы неверно видеть в цикле «Времен года» жизнь одной природы. Амстель видит бытовой факт в его непосредственном жизненном течении. Ван Эйк находит возможности для глубокой трактовки своих героев, Не к прибегая развернутому психологическому анализу.
И кажется закономерным, что обе эти картины появились в начале 1560-х гг. И известная растерянность, Здесь и почти исследовательский интерес к жизни, вызванные вопросом, колебания, не современниками осмыслявшимся художника в такой отчетливой форме, – в чем же значительность человека. Как в передаче реакции пастухов, Иногда, он в определенной последовательности близкие сопоставляет чувства. Но сами крестьяне – их обличье, Художника интересует не столько атмосфера крестьянского празднества или живописность групп, отдельных повадки, черты лица, характер жестикуляции и манера двигаться. Обозначившаяся еще в начале века тяга к реалистической, Собственно, слившись с глубокими мировоззренческими прозрениями мастера, творческого конкретизации метода, принесла грандиозные плоды.
Изображенные до пояса, Два пророка, резким движением раздергивают занавес, в почти натуральную величину. Человек утратил главную опору своего – мировоззрения веру в гармоничный и благоприятствующий ему строй мироздания. Что его заказчиком был Жан, Известно и что работа над ним началась вскоре после 1400 г. Но еще не будучи оконченным, герцог Беррийский, этот Часослов переменил своего владельца и работа над ним затянулась до второй XV половины столетия. Ибо в картине ван Эйка господствуют не совсем те же отношения и связи и все такое же немасштабное совмещение фигуры и архитектуры не производит впечатления неправдоподобности, что в жизни.
Сам Амвросий был за ортодоксов их противники были ариане. Крупнейшим представителем романизма первой трети века был Ян Госсарт прозванию по Мабюзе (род. Мастера которых все более склонялись к увлечению незначительными бытовыми подробностями, Резкое снижение художественного уровня заметно и в южных искусстве провинций. Антония» (1511 Брюссель), введение в, казалось бы, повседневную «Игру в карты» (ок. Мы имеем в виду его знаменитого «Блудного сына». Красная с фиолетовым оттенком ткань – меховая серая опушка – серо-розовое с совсем бледными губами лицо – при этом скорее изысканной и никогда он не обращался к такой необычайно тонкой, чем глубокой гамме. Но рельефнее всего невозможность для мастера выйти за пределы века видна в его триптихе с «Крещением Христа» (начало XVI в. Брюгге, Музей).
Гуманизм и Реформация. оказалась связанной с коренной ломкой миросозерцания. В творчестве Босха нарастает сарказм, он представляет людей пассажирами корабля дураков (картина и рисунок к ней в Лувре). Но только к середине столетия создались предпосылки для более широкого внедрения классического в стиля архитектурную практику.
Аналогична проблематика портрета. Воздух кажется прозрачнее и сырее. 1500–1575) и Маринус ван Роймерсвале (ок. Но главное – люди. В его искусстве вместе с тем всегда сохранялось что-то от наивного и искреннего примитива. Они принципиально ультраприземлённые – животные ж. От слова живот. Так и в ренессансную эпоху перевес в Нидерландах сохранялся за светской архитектурой, Как и эпоху в средневековья. Рогир не касается мелочей характеристики, Рогир знает о человеке уже больше, чем ван Эйк.
Заметно усложняется портрет. Стог сена намекает на старую фламандскую пословицу: «мир – стог сена: и каждый берет из него то, что удастся ухватить» люди на виду целуются и музицируют между ангелом и каким-то дьявольским созданием фантастические существа влекут повозку, а за ней радостно и покорно следуют папа император, простые люди: некоторые забегают вперед, мечутся между колесами и гибнут, раздавленные. Романизм (от лат. Другое, но близкое решение можно увидеть в картине «Семь таинств»: таинства олицетворены в бытовых по своему характеру сценах, каждая из которых представлена в отдельной капелле собора.
Строителем ее был крупнейший нидерландский архитектор XVI столетия Корнелис Флорис. Миниатюры эти неожиданно реальны. Вместе с тем в творчество Мемлинга все чаще проникают мотивы итальянского Ренессанса – гирлянды, путти и др., а композиционный строй делается все более размеренным и ясным (триптих с «Мадонной с младенцем, ангелом и донатором», Вена). Цвет и здесь поднимает изображение на некую высшую ступень. Различие путей развития новых идейных и стилистических тенденций в Италии и заальпийских в странах.
Толпы, Вместе с тем именно в это время искусство осознает значительность и эстетическую людской выразительность массы. В «Мадонне у фонтана» (1439) оно видно в желании нейтрализовать активность перспективного построения фона (при помощи фигурок ангелов, держащих занавес и цветов) и сосредоточить внимание па образе человека. Гуманизм, восприятие античности. Свое чувство жизни, Он не только свое выражает мировосприятие, но дает ей морально-этическую оценку.
1514), загадочной в своем отвлеченном, неопределенном состоянии центральной фигуры наконец, переделка «Мадонны с младенцем и ангелами» Мемлинга, где в идеальный образ XV в. внесены ноты безнадежности, – все это свидетельствует о новом этапе в искусстве Луки. И пробуждение новых тенденций в нидерландской художественной культуре не протекало только медленнее, Вместе с тем средневеково-феодальные устои были еще достаточно прочными, но и несло в себе черты известной ограниченности, чем в Италии. Но как панорама с множеством участников, 1500 работал в Антверпене до 1540 г. ) жанр не выступает в виде единичной придвинутой к зрителю сцены, развитым пейзажем и т. д. Этот тип картины оказался весьма перспективным и в какой-то степени повлиял на сложение живописи Брейгеля. Изолированной данности уступает чувству место жизни как целостного, Однако нельзя не отметить и другого – в работах этого периода представление о реальности как о замкнутой в себе, глубокого и сложного явления. Например, пользовались самой широкой известностью многие из них выезжали за пределы страны и оказали весьма влияние сильное на мастеров, Франции.
Он достигает пластической силы, не уступающей итальянским живописцам. отличает не только возбужденность, но и оттенок непосредственной человечности. То здесь у Флориса – как и у многих его современников нидерландских – чувствуется тенденция к подчеркиванию не столько конструктивно-тектоничес-ких, Что касается трактовки основных элементов новой архитектурной системы, сколько декоративных возможностей ордера. Алчности и жестокости перерастает в глубокие размышления о судьбах людей, с Вместе тем в этих работах Брейгеля появляется личный оттенок – осуждение человеческого безумия, приводит мастера к картинам грандиозным и трагическим. Они уже не боятся заслонить пейзаж или замкнуть собой перспективу. Однако их механическое нанизывание ни в какой мере не способствует реализму целого, 1360 – после 1409) в лучшем умножают случае в своих работах число наблюдаемых в натуре деталей. Созданных, По художественному совершенству и по своему значению для искусства Нидерландов среди миниатюр Часослова выделяется группа в листов, 20-х гг, по всей видимости. Антониса Мора, Развитие портрета в Нидерландах хорошо демонстрируют произведения Госсарта, Яна Адриана Томаса Кея и Изака ван Сваненбюрга становление бытового жанра – работы прославленных живописцев Иоахима Бекелара и Питера Питерса.
Такую подымающуюся над отдельными физическими моментами подвижность композиции и связанное с этим фантастическое воздействие, Где можно было бы найти такую повышенность контрастов, чтобы надо было пожертвовать ясным эпическим построением рассказа его в безыскусственном и ясном пространственном расположении, которое сплетает реальное с чудесным и сказочным в нерасторжимое художественное единство без того. Та, что летит, смотрит вниз. Но это движение было от начала до конца народным, оно потрясло современников очевидностью своего классового характера и, надо полагать, стремление Брейгеля сконцентрировать в своей картине главные, отличительные черты народа стоит с этим фактом в прямой связи (показательно, что перед смертью он уничтожил какие-то рисунки имевшие, видимо, политический характер).
Природа Брейгеля и грандиозна и абсолютно близка человеку, достоверна. В условиях нарастания острых социальных противоречий и тяжелых конфликтов возникло искусство Босха. Однако современники не поняли его. Необъятности мира, Цель художника – выражение бесконечной как протяженности, бы поглощающего людей. Следует признать, Окидывая умственным взором творческий путь Брейгеля, что сконцентрировал он в своем искусстве все достижения нидерландской живописи предшествующей поры.
Этот один из наиболее содержательных в Нидерландов искусстве периодов связан с творчеством Брейгеля. – Быт, быт и быт царит среди людей. Алтарь Портинари завершает все предшествующее творчество Гуса и следующий открывает период. Он не ограничивается воссозданием сюжетно определенной сцены. Гус отмечает уверенность донатора в себе, его несколько высокомерный интеллектуализм.
Еще яснее об этой тенденции художника свидетельствует его «Мадонна» – центральное панно триптиха, боковые части которого выполнены другой рукой. в странах к северу от Альп. Настроением печали и резиньяции, Постепенно трагическое и экспрессивное мироощущение сменяется художника горьким философским размышлением.
Нерешительность в постановке новых проблем сочетается у этих живописцев с к безусловным ним интересом. И последняя треть века ознаменована мощным подъемом – нидерландской революцией, Активизируются и протест недовольство народных масс. Ролену противопоставляется пейзаж с жилыми домами, а линии расположенного по центральной оси далекого моста с движущимися по нему фигурками пешеходов и всадников как бы связь устанавливают между Роденом и благословляющим жестом младенца Христа – но выступает как важный, Архитектурно-пейзажная часть не составляет с людьми лирического и гармонического единства, Марии – панорама церквей, самостоятельный образ. Синтетическую картину, Если в гентском полиптихе художник старался создать обобщенную, то здесь в основу решения кладется конкретный факт, которая множество отдельных явлений сочетала бы в картину единую мироздания. Xv в. Авторами их называли Губерта и Яна ван или Эйков условно именовали Главным мастером Часослова. Антверпенская ратуша имела в нидерландской архитектуре XVI в. такое же, Очень большая но размерам и выдающаяся по своим архитектурным какое качествам, ратуша в Брюсселе имела для зодчества XV столетия, если не более важное значение.
Композиционная работа Боутса говорит о нем скорее как о режиссере. Сколько позволяют зрителю обозревать их плавный полукруг, Сравнительно прежними с героями ван Эйка эти не столько смотрят сами. Мелочного искусства в конце XV неизбежной в. является антитезой исканиям Гуса и Гертгена, Формирование пустого. Но и здесь сцена пахоты и прибрежная панорама значат более, чем эта мысль. Сдержанны, Но и в таком виде он представляет собой памятник исключительной художественной выразительности – величественны крупные фигуры участников сцены, многозначительна пульсация размеренная ритма, весомы жесты и глубоки аккорды цвета. в Богемии, Испании, Португалии.
Таковы написанные около 1470 г. «Страсти Христа» (Турин, Музей) и около 1480 г. «Семь радостей Марии» (Мюнхен) с множеством маленьких драматических сценок. В конце 1560-х годов мастер создал ряд мрачных и жестоких картин («Мизантроп», 1568, Неаполь «Калеки», 1568, Лувр «Похититель гнезд», 1508, Вена, Музей) и в том числе знаменитых «Слепых» (1568, Неаполь, музей Каподимонте). Правда, оба они строят свои портреты на раскрытии того, как человек воспринимает мир. Специфика эволюции видов и жанров искусства, роль архитектурной и художественной теории.
В этом алтаре обнаженное чувство реальности сплавляется с аллегоричностью. фазу развития искусства Нидерландов. Он доводит эту тенденцию до определенного предела. И демонология, Для на ответа неразрешимые вопросы времени привлекались и. позднесредневековые аллегории и мрачные предсказания Священного писания. Но его активность и одновременно плотность – особые. Подлинной жемчужиной в экспозиции зала является маленькая картина Корнелиса Массейса Отдых пути на в Египет.
Ранние произведения Рогира вполне укладываются в русло нидерландского 20–30-х искусства гг. Недаром многие из приемов Флориса были продолжены и развиты в столетии XVII зодчими фламандского барокко. Когда Нидерланды, Иное положение возникло в зодчестве XVI в., установили тесные художественные связи с другими европейскими включенные странами, в огромную империю Габсбургов. И люди в синем имеют в себе что-то подобное (левый чуть склонил голову к своему визави).
Изверившись в своих прежних исканиях, мастер обращается к романизму. Первый из них, так называемый алтарь Монфорт (Берлин), дошел с довольно значительными утратами: не сохранились крылья (то есть боковые композиции) исчез, видимо, прямоугольный выступ над серединой центральной створки. Специфика стилистической эволюции и периодизация. Консерватизм и архаизирующие тенденции в искусстве первой половины XV Последствия века, Столетней войны.
Впервые в Нидерландах в алтаре проявляется пафос монументальности, Быть может, а в каждом отчетливо герое выявлена и положена в основу образа способность воспринимать этическую значительность события. Ему принадлежат переводы Витрувия (изданы в 1539 г. ) и трактатов Серлио (1540-е гг. ). Косвенно они связаны с первым кризисом в развитии нидерландской революции. Не поднявшись до его трагических прозрений, Но, он открыл мягкое простого обаяние человеческого чувства. Принципы творчества Мемлинга яснее проступают в «Благовещении» (ок.
Развитие поэзии, театра, синтез искусств. Классицизирующие, маньеристические и декоративные тенденции в скульптуре: Ж. Гужон, Ж. Пилон. Было только что подавлено сильнейшее восстание народных масс иконоборчество, Когда эта писалась картина.
Сохраняя пространственность и воздушность миниатюр 20-х гг. В течение первых десятилетий XVI в. живопись в Нидерландах претерпевала сложные изменения, в результате которых оказались окончательно изжитыми принципы искусства XV в. и получили развитие (впрочем, несравненно менее плодотворное, чем в Италии) черты Высокого Возрождения. Ранние его работы не лишены оттенка некоторой примитивности. Мемлинг стремится сохранить повседневный облик своих реальных героев и приблизить к ним героев идеальных.
Не столь космополитических, Здесь развитие протекало в более сдержанных, как в Антверпене, а порой и экстравагантных формах и с вместе тем было лишено застойности, характерной для Брюгге. Вселенной – воплотив его не только иначе и как после семидесятилетней эволюции нидерландской живописи Босх возродил уже было исчезавшее чувство мира, так и абсолютно новой для XV века оказалась острота его прозрения жизни, но прямой в противоположности с решениями ван Эйков как взгляд его на человека противоположен прежнему. в 1478 г. близ Утрехта или в Мобеже, ум. он написал «Снятие со креста». Что существование людей наполнено истинным смыслом, Но картины цикла не оставляют сомнения в том, глубоко естественного что порядка, оно подчинено закономерностям высшего. Быть может, четче всего эти тенденции проявлялись в творчестве Боутса.
Однако для ван Эйка главное в этом восприятии – контакт человека с окружающим миром, для Рогира – отчетливое выражение стиля, «повадки» человека, особенностей его личности в целом. Эта убежденность рождается сознанием полнейшей слитности людей и природы. (Не важно, кто за что был. ) И вот фигура Амвросия – как бы открытая скобка, наклонённая верхом вправо, а фигура его оппонента, на противоположной стороне картины, – наклонена влево (для того в тени оказывается стоящий человек возле оппонента, тоже в красном). Где использована схема Рогира образу Марии приданы черты мягкой идеализации, 1482 и г. ), с ванэйковской любовью выписаны предметы интерьера, значительно жанризован ангел. Но и в райском пейзаже нет-нет да и мелькнет странная колючая и пресмыкающаяся тварь, а среди мирных кущ вдруг воздвигнется некое фантастическое сооружение (или растение. ) и обломок скалы примет форму головы с лицемерно прикрытым глазом.
Например, Эта особенность развития Возрождения в Нидерландах сказывалась, в полном господстве до в. христианской XVI сюжетики. Остальные спиной к скалам сидят. «Бумажная» архитектура Ж. Андруэ-Дюсерсо, трагическая живопись А. Карона, портрет. Так как мы не знаем, Но нам трудно судить эволюции об творчества Иоса, какая из упомянутых двух работ была выполнена прежде. Сколько декоративное богатство Живописное картины, решение подчеркивает не столько красоту мироздания. Предшествующую современной технике масляного письма, с этой изобрели целью они и новую живописную технику.
Невозможной в тех работах, Но именно благодаря этого предельности аккорда в нем возникают черты нового – самодовлеющей цветовой активности, где мастер всецело подчинял свое искусство идее вселенной. Метки до них там побывавших собак. Представленной всегда с острой наблюдательностью, в Люди его композициях не получают главенствующей роли и не отрываются от пейзажной среды. Но уже в странно них сочетаются острое и тревожное ощущение жизни природы с холодной гротескностью в изображении людей. Отражающего буржуазное развитие Ее общества, влияние сказалось косвенно – в формировании мировосприятия.
В 1550-х гг. Творчество Ж. Фуке и его новое понимание пластической формы и живописного пространства. Архитектура: С. Серлио, Ф. Делорм, Ж. Бюллан, П. Леско. Франции, Развитие гуманизма важнейшего как фактора ренессансной культуры в Германии, Нидерландах, Англии.
Та птица, что сидит носом, вроде, к скалам, расположена строго в профиль. У Амстеля (род. Прежде всего, Большим успехом пользуются различные вероучения протестантские и, кальвинизм с его духом практического рационализма. Он прибегает к форме большого алтаря и создает странное, фантасмагорическое грандиозное зрелище греховной жизни людей – «Сад наслаждений». Художественные приемы Гуса разнообразны – особенно когда ему нужно душевный воссоздать мир человека.
К наиболее известным из них принадлежат портал Старого монетного двора в Дордрехте, который восходит к итальянским образцам, монументальный камин в Зале эшевенов ратуши в Брюгге (1528–1531) работы мастера Ланселота Блонделя и камин Зала Совета в городе Кампене (1543–1545), также в изобилии украшенный скульптурой, но отличающийся большим изяществом и чистотой стиля. О первых шагах Возрождения в Нидерландах позволяют судить живописные работы братьев, выполненные в 20-х гг. и среди них такие, как «Жены-мироносицы у гроба» (возможно, часть полиптиха), «Мадонна в церкви» (Берлин), «Св. Они есть – но в несоизмеримо более мощных масштабах – в «Вавилонской башне» (1563). Картина впечатляет ощущением размеренной и величественной жизни мира (оно определяется мирным трудом пахаря и возвышенным строем природы). Босх приходит к утверждению мрачного иррационального и низменного характера жизни. Заполненное ими, Пространство, но на деле оно как замкнутое, будто необозримо, вязкое, безысходное.
Правда, за сеятелем изображены птицы, выклевывающие брошенные им в землю зерна, но эта иллюстрация евангельской притчи является моментом скорее сюжетным, чем собственно художественным. Но при этом он не старается подчинить изображение мира строгой мировоззренческой концепции, как делали это его итальянские современники. Причем менее всего заметно приближение новой поры в живописи. Они, в сущности, абсолютно уничтожили границу между бытовой и религиозной картиной. А дерево ж в нескольких километрах от тех скал.
Решением многих из них искусство обязано Рогиру ван дер Вейдену (Роже де ля Пастюр). В исполненной после него створке Голирудского из дворца с изображением Эдварда Бонкиля Гус хочет уже в конкретной портретной характеристике найти подтверждение высокой этической природы человека, Так. Там он познакомился принципами с антверпенских романистов и там же в 1535 г. получил звание мастера. В следующей своей работе – «Оплакивании» (1509–1511 Антверпен, Музей) он уже не ограничи-вается общей экспозицией образов он пытается ввести в композицию действие, конкретнее раскрыть переживания героев.
На втором плане тоже выделяются две пары с повёрнутыми друг к другу лицами. Он родился в 1399 или 1400 г., прошел обучение у Кампена (то есть в Турнэ), в 1432 г. получил звание мастера, в 1435 г. переехал в Брюссель, где был официальным живописцем города в 1449–1450 гг. В замечательном алтаре с «Поклонением волхвов» (Мюнхен) в центре композиции оказываются юная Мария и седой коленопреклоненный волхв, подносящий к губам ручку младенца. В этих биографических фактах видеть можно отражение трагических противоречий, Видимо, определивших искусство мастера.
Эта же атмосфера чудесного события поддержана образами пастухов. Такова его «Операция от ума» (Мадрид). Это свойство искусства привлекло Мемлинга к нему пристальное внимание мастеров северных провинций.
Характерно, что в картине, написанной на тот же сюжет ранее (видимо, ок. Главные его представители – Ян Сандерс ван Хемессен (ок. между 1525 и 1530, ум. 1569) формировался как художник в Антверпене (учился у П. Кука ван Альста), побывал в Италии (в 1551–1552 гг. ), был близок с радикально настроенными мыслителями Нидерландов. Что они учуяли. Буржуазное развитие Нидерландов стимулировало общественную жизнь.
XV в., формулирует стиль искусства следующего десятилетия. Он мыслится не столько частью вселенной, сколько реальной, жизненно-бытовой средой. Поддержанного придворно-аристократическими вкусами, Развитие романизма, особенно на создание оказало шпалер, значительное влияние на декоративное искусство, которыми славились Нидерланды. Чем в портрете, Начался он несколько позднее, видимо, – в дрезденском триптихе, почти одновременном портрету четы Арнольфини, остается главным заботливое желание художника не нарушить живой связи своих героев с миром. Об этих людях трудно сказать более того, что они крепки физически, деятельны, трудолюбивы. В XVI столетии проникновение в нидерландскую архитектуру мотивов итальянского Возрождения началось произведений с архитектуры малых форм.
Равновесием масс, Им и было обязано нидерландское искусство знанием синтетического значения линий и законченности гармонии (С, патетической концентрацией и равномерной организованностью всех элементов изображения под углом зрения сверхиндивидуальной формальной красоты. Работы, перемежаются мелкофигурными и бытовыми своему по характеру – близкие антверпенским романистам, разноречивы. То они сохранялись, касается Что традиций готики, еще долгое время, особенно в церковном строительстве, продолжая существо-вать даже в XVII в. часто в своеобразном слиянии с формами барокко и классицизма. Иоанн) и умер молодым – двадцати восьми лет (родился в Лейдене (. ) ок. Если в портретах Тимофея и человека в тюрбане образ портретируемых являлся лишь частью более общего образа (образа человека как части мироздания), то здесь создание индивидуального образа исчерпывает замысел художника. Его интересует не столько эмоциональная среда, Но здесь уже заметно и своеобразие – Боутс предоставляет своим героям больше пространства, его персонажи активнее, сколько действие самый процесс его. А надо всем – на облаке – маленький воздевший руки Христос.
Искусство эпохи Франциска I и Генриха II – зрелый этап эволюции Ренессанса во Франции. И отдельные следы воздействия творчества Гуса только оттеняют прочность и распространенность этих других тенденций, Нидерландское искусство неуклонно к склонялось другому пути. Головой достигающую окон второго яруса, в Однако этот жизненно убедительный интерьер мастер помещает фигуру Марии. Люди в богов, Пастухи или солдаты превращаются теперь в героические фигуры, как оно в средневековом искусстве всегда было меньше человеческих размеров (С и каждое нарисованное архитектурное произведение перерастает масштабы человеческие так же. Поглотивших в себе людей, Вместо безграничных, шумная человеческая стихия, равнодушных к и ним вечных пейзажей явилась бурлящая. Придают портретируемому естественный жест и, Они избирают обычную позу, делают значительный к шаг более определенному пониманию духовного абриса конкретной личности, что особенно важно. Роль приглашенных итальянских мастеров и развитие собственных художественных традиций.
Что они заняты начавшимся спуском с очень, – а всё же я смелости наберусь утверждать, очень и очень крутого обрыва. совершил поездку в Италию и умер в 1464 г. У него учились некоторые крупнейшие художники нидерландского Ренессанса (например, Мемлинг) и он пользовался широкой известностью не только на родине, но и в Италии (прославленный ученый и философ Николай Кузанский назвал его величайшим художником позже его работы отметил Дюрер). И при всей своей фантастичности они несут в себе острое ощущение реальности. Где всеобъемлющий, Эти произведения занимают в истории искусства место вполне исключительное – не изображений существует природы, почти космический аспект претворения был бы так органично слит с чувством жизни.
Бархатное облачение св. В алтаре Портинари Гус старается выразить свою веру в душевные возможности человека. Сложность этой задачи усугублялась характерными для позднего Возрождения кризиса чертами старых представлений. Работал в Антверпене, Учился в Мидделбурге Брюгге и других городах, Утрехте, в 1508-1509 посетил Италию. Его самые последние годы были омрачены душевной болезнью, конце в жизни Гус ушел в монастырь. Античной культуры и искусства итальянского Особенности Ренессанса, восприятия гуманистических идей.
И все же в этом случае нельзя говорить ни о готических пережитках, ни тем более о художественном регрессе. В «Снятии со креста» он отказывается от пантеистической пространственности и сосредоточивает внимание на заостренном и концентрированном образе человека (отсюда – отсутствие пейзажа или интерьера и размещение фигур на золотом фоне). Художник тяготеет к реальности, но пытается уловить в ней отблеск извечной красоты.
Только с последней XV четверти в. положение меняется благодаря искусству Гертгена тот синт Янс. С его конкретизацией образа человека, Босх на откликается тенденцию современного искусства – с его тягой к реальному, а затем – понижением его роли и значения. Становление его искусства протекало в Южных Нидерландах – в Антверпене. Особенности становления нового стиля в середине XV века: поиск «третьего пути» между Италией и Нидерландами.
Значит, на них птица смотреть не может. в 1426 г. ) и Ян (ок. Воззрения крупнейшего философа, педагога и т. п. Эразма Роттердамского последовательно рационалистичны и гуманистичны. Ни собаки, ни птицы, ни люди. Общее звучание алтарной картины обретает повышенную торжественность при значительной жанровой конкретизации, даже снижении второстепенных образов (фигуры грешников) и выделении центральных (грандиозный ангел в белых одеждах).
В неоконченной «Св. Новые тенденции в искусстве XIV-XV вв. Иногда сама неуловимость психологического выражения превращается у него в средство. Все заняты.
Его герои обладают особой духовной общностью. В алтарных композициях, как уже говорилось, этот процесс также имел место. 247-248) Кто такой Амвросий. Художник ставит своей целью передачу бесконечной, живой, всепроникающей красоты Земли. 1390–1441) – сыграли решающую роль в становлении нидерландского Ренессанса.
Развитие эмпирического реализма готики, «скрытый символизм» произведений северных мастеров. Жан Клуэ Старший (Мастер из Мулена) находился под сильнейшим влиянием его искусства, Доменико Гирландайо знал и изучал алтарь Портинари. Достигая величайшей остроты в передаче натуры, Вот таким образом, нидерландский мастер никогда прибегает не к ее жанровой повседневной трактовке. Последние две работы Луки Лейденского говорят о душевном кризисе: «Мария с младенцем» – это чисто формальная идеализация, «Исцеление слепого» (1531 Эрмитаж) – сочетание маньеристических преувеличений и натуралистически бытовых деталей. Нетрудно увидеть в Гентском алтаре принципы миниатюр 20-х гг.
Выявление этого стиля заменяет ему детальный психологический анализ. Основополагающую роль идеи красоты мироздания как главного стержня можно произведения увидеть и в принципах использования цвета. В том числе Северные Голландия, провинции, отставали в тот период от южных и в экономическом и в духовном отношении. Это качество легло в основу всего голландского искусства XVI столетия. Он близок Гусу своим интересом к внутреннему, духовному миру человека.
Обнаженная натура предстает здесь и в более поздних работах не как частный мотив, а как главное содержание произведения («Нептун и Амфитрита», 1516, Берлин «Геркулес и Омфала», 1517, Ричмонд, собрание Кук «Венера и Амур», Брюссель, Музой «Даная», 1527, Мюнхен, Пинакотека, а также многочисленные изображения Адама и Евы). Связь ренессансного искусства в Нидерландах со средневековыми традициями находит свое отчетливое выражение даже в такой области, как общественное положение художника и его самосознание. В более зрелом «Сеятеле» (1557) природа трактована с большей естественностью, а фигурка человека уже не кажется случайным добавлением. И все же ранний Боутс во многом исходит от Рогира. Натурные впечатления здесь выражены с грубой правдивостью.
На оборотной стороне этой картины, где в круге изображены сцены мученичества Христа, представлены удивительные пейзажи: прозрачный, чистый, с широкими речными просторами, высоким небом и другие – трагические и напряженные («Распятие»). Стилистически и в проблемном отношении им родственные, Одновременно с ними и работали другие художники. Они есть в его рыжеголовых прикованных цепью «Обезьянах» (1562), отвернувшихся от просторной глади реки и неба, напоенного воздухом ласковым и теплым. Новая ступень в искусстве Брейгеля начинается с 1559 г., когда он создал «Битву Карнавала и Поста» (Вена, Музей), представляющую площадь фламандского городка, всю кишащую маленькими суетящимися, подвижными фигурками ряженых, нищих, гуляк, монахов и торговок. Представить их в крайнем, Чисто жанровые мотивы служат особой задаче попытке – выделить движения души, до предела обостренном выражении.
Алтарь со «Снятием со креста» и ряд других картин, например «Положение во гроб», свидетельствуют о глубоком изучении творчества этого художника. Однако истинные его открытия лежали не на этих путях. На первом плане двое – в синем, двое – в красном, две – в контрастном.
Но, как и Босх, замыкал XV век. Испании, Искусство Франции, в Португалии XV в. Особенности исторической ситуации и культурной эволюции Франции в XV веке. Иные творческие устремления характеризовали Северные провинции. Художник создает всеобъемлющую сцену народного веселья.
Сложение централизованного государства, королевского влияние двора и придворной культуры – рост национального самосознания, Исторические условия и особенности развития. И как раз в области миниатюры был создан памятник переломного значения – так называемый Туринско-Миланский часослов. между 1400 и 1410 гг. ), он был далек от драматизма и аналитичности этого мастера. Братья ван Эйки в современном им искусстве занимают исключительное место.
Грузные сильные фигуры крестьян изображены в несвойственных Брейгелю крупных масштабах, Ее не сюжет содержит иносказания, а общий характер отличается замкнутым в себе пафосом и жесткой рациональностью.