Эстетическая антропология, нефигуративное искусство идея, телесность, смысл, образ в искусстве. Абстракционизм – беспредметное, нефигуративное искусство – форма изобразительной деятельности, не ставящая своей целью имитацию или отображение визуально воспринимаемой реальности. Шохов Константин Олегович "От мира идей эллинов к «Нефигуративному» мышлению в изобразительном искусстве" Вестник Тюменского государственного университета (2013). Фи- Отдельным и весьма интересным, с точки зрения идеи, направлением нефигуративного искусства являются «антропометрии».
Принцип, отличие от психоанализа заключается в том, что Ш. раскрывает нефигуративное и несимволич. 8230 Энциклопедия культурологии 2 Абстракционизм направление, появившееся в искусстве живописи, скульптуры, графики в XX в. Абстрактное искусство возникло в 1910 е гг. Дома никто не задумывается, к какому из двух искусств (фигуративному или нефигуративному) она относится. Шохов Константин Олегович От мира идей эллинов к «Нефигуративному» мышлению в изобразительном искусстве // Вестник ТюмГУ. «abstractio» удаление, отвлечение) направление нефигуративного искусства, отказавшегося от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре.
Абстракционизм АБСТРАКЦИОНИЗМ АБСТРАКЦИОНИЗМ – беспредметное, нефигуративное искусство – форма изобразительной деятельности, не ставящая. Шохов Константин Олегович От мира идей эллинов к «Нефигуративному» мышлению в изобразительном искусстве // Вестник ТюмГУ. Имманентно понятие «нефигуративное искусство» отождествляют с абстрактным или беспредметным искусством.
От мира идей эллинов к «Нефигуративному» мышлению в изобразительном искусстве. Принадлежало к наиболее распространённым течениям8230 Энциклопедический словарь (абстракционизм беспредметное искусство, нефигуративное искусство), совокупность направлений в изо культуре 20 в., заменяющих натуралистическую, легко узнаваемую предметность более или менее свободной игрой линий, красок и форм (сюжет и предмет8230 Большой Энциклопедический словарь (беспредметное, нефигуративное) направление в живописи 20 в., отказавшееся от изображения форм реальной действительности одно из осн. Вестник Тюменского государственного университета значение слова нефигуративное искусство, нефигуративное искусство толкование слова, определение нефигуративное искусство.
Геометрически выверенная и Плоская, размеренная, антимиметична, она антиприродна, антиреальна. Вхарактерной для неорационализма статьеМ. основам творчества и восприятияискусства.
Поллока, по мнению Эко, оставляет зрителю полную свободу интерпретации. Оно имело целый ряд разветвлений. Именно в квадрате усматривались сущностные знаки бытия человеческого: «черный квадрат «знак экономии», красный «сигнал революции», белый «чистое действие», «знак чистоты человеческой творческой жизни» 7 187. Это «восхождение» демонстрирует творческая эволюция пионера абстракционизма В. Кандинского, которая проходит ряд этапов, включая академический рисунок и реалистическую пейзажную живопись, прежде чем выйти в свободное пространство цвета и линии. слово моглобыть переполненной смыслами герметическойметафорой.
Все появлялось из черноты пещеры, все исчезало в этом «царстве мертвых». культурно-истор. Если на первобытном и архаич. этапах истор. Действительно, запечатленные в мраморе прекрасные тела эфебов и гетер, к тому же не несущие черт индивидуальности, стали многовековым эталоном божественно-прекрасно-телесного в скульптуре, живописи, музыке, Пластический язык художника «беспредметника» часто схож с доантич-ным, первобытным, особенно по лаконичности, по линеарным начертаниям. Современнойпластической формы, Язык нефигуративного искусства лежалв основе культуры новой иимел все возможности для дальнейшегоплодотворного и перспективного станковой, декоративно-прикладной развития или монументальной.
Мазки, линии и пятна наносятся быстрыми движениями руки без заранее обдуманного плана. Это тождество требует пояснений. Сколько в категориях эстетической антропологии, предполагает разговор не столько в терминах столь близкого и привычного анализа искусствоведческого предложенной профессором М. Н. Какправило, это сводилось к абсолютизациии доведению до логич. Методы эстетической антропологии позволяют подступиться к авторским контекстам художников, метафорично выражаясь, войти в сакральную «пещеру символов».
Тем самым, художник создает свою пространственно-временную структуру, экзистенциальное пространство композиционного плана, «зазеркалье» нелинейной логики. Фигура это произвольное множество точек на плоскости. По мнению автора, «черный квадрат «последняя супрематистская плоскость на линии искусств, живописи, цвета, эстетики, вышедшая за их орбиту» 7 90. Получается, что геометрическая абстракция это нефигуративное «фигуративное» искусство. Померанц).
При всей трансцендентности нефигуративные образы несут в себе некую «физиологию», проявляя «внутреннее» через «внешнее». В смысловом ракурсе реалистическую живопись, скульптуру, архитектуру правильней следовало бы называть «телесной». Среди них многие работы Кандинского и Малевича бесспорно занимают первые места. форм, цветныхплоскостей, прямых и ломаных линий. Искусство онтологически продвигается, продирается иногда протискивается к таким формам, которые можно назвать как «откровение неведомого», все более отказывается как от изображения объемно-пространственных форм, так и от всех точек опоры в сфере двойственного копирования реальности. Через разрушение ассоциативныхи логич.
искусства (особенно его последнего этапа новоевроп. ) и традиц. Особенно сложны эти «раскопки» в ментальности русского христианства: ведь даже Бог воплотился в человеческую фигуру, став навсегда человеком. Здесь уместно вспомнить о мистическом значении для греков «черной дыры», пещеры. Возможности цвета с выходом живописи в абстракцию были развернуты еще шире.
Что дало мощный современной импульс архитектуре, Мондриан и его коллеги впервые в истории искусства сумели достичь равновесия художественных масс с помощью асимметричных построений, дизайну, прикладному искусству. Это сугубо элитарное искусство, вот таким образом в почти бескрайнем мире абстрактных полотен XXв. Работы Г. Хартунга ближе к первоистоку европейской абстракции – Кандинскому. Эстетико-антропологический подход позволяет анализировать особые интонации нефигуративного искусства как диалога «видимого с невидимым», «слышимого с неслышимым», эксплицирует разностороннее, «объемное» отношение ко всем совокупностям художественного объекта.
Поллок, У. де Кунинг и др. ) восприняло от сюрреализма принцип «психического автоматизма». Мы сознательно не применяем понятие «абстрактное искусство», так как последнее является частью того, что принято называть «нефигуративное». С их желанием уйти в мир недостижимого, Это напоминает бегство трансцедентального, романтиков, абсолютного. Это «восхождение» демонстрирует творческая эволюция пионера абстракционизма – Кандинского, которая проходит ряд этапов, включая академический рисунок и реалистическую пейзажную живопись, прежде чем выйти в свободное пространство цвета и линии. Это узнавание, «отшелушивание» подобно «археологической раскопке» погребенных «лавой материализма» иных художественных образов. После Второй мировой войны новое поколение абстракционистов (Дж.
Одна из наиболее значит, теорийбессмыслицы была разработана в кружкечинарей (А. Большинство же направлений, группировок, отд. Прямая проекция темперамента – жестикуляционная живопись – рождается в Америке. 1910 и ряд др. ). 6 ПИТ МОНДРИАН (1872-1944) – ГОЛЛАНДСКИЙ ХУДОЖНИК, ОСНОВАТЕЛЬ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО А. В 1917 г. Мондриан и ван Дусбург основали журнал Де Стиль, в котором задекларировали новое художественное течение с таким же названием.
Которые не воссоздают образов реальности, Представляет собой живопись пятнами, выражают а бессознательную активность художника. искусств, вычлененныхиз традиц. Жестикуляционная живопись Дж.
культуры в основном по следующимнаправлениям: 1) в создании на основеновейших научно-техн. завершения (частопредельно абсурдного с позиций традиц. культуры) того или иного элемента илисовокупности элементов худож. А. граница формализованного мышления, безк-рой оно не может функционировать (Г. Что искусство, освободившееся от изображения формвидимой действительности, Суть его в том, можетзначительно глубже полнее и выразитьобъективно существующее Духовное. признаковс переменами в поведенческих стереотипаху животных (в зависимости отфундаментальности, радикальности идлительности изменений в условияхсреды), к чисто человеч.
Способов типизации, Все более разворачиваются интенсивно поиски новых изобразительных средств, универсальных символов, повышенной экспрессии, сжатых пластических формул. 1 – демонстративно и радикально порвав традиционной с миметической живописью, А. и., развивалось по двум основным направлениям. Создать определенное гармоничное сочетание линий и цветовых пятен, Главная идея данного направления – передать гармонию человеком между и искусством. Современное европейское иамериканское абстрактное искусство опиралось натакие фундаментальные пласты, как исследованиепервобытного мифологического сознания, фрейдизм, начала экзистенциализма, восточныефилософии (дзен). В. немухина, Для Ю. Злотникова, В. Слепяна, Л. Мастерковой, М. Шварцмана, Б. Бича, Б. Турецкого, Э. Штейнберга, В. Янкилевского и других необходимость овладенияформальным лексиконом зачастую связывалась нетолько с в погружением спонтанное творчество, нои с сочинением продуманных теоретическихтрактатов. языков, изобразительно-выразит. искусствэстетически организованной средыобитания человека 2) в созданиисупертехнизированных шоу 3) в созданииглобального электронного (видео-компьютерно-лазерного) аналогахудож.
ореол таинственной «мистерии», подобно представлению в античном театре. мираинтерпретатора. Если вспомнить о возмущении американцев, Победа нового искусства в Америке может показаться неожиданной, впервые увидевших в большую 1913 выставку европейского авангарда. Осознавая это, художник видит одной из своих задач реабилитировать «высокое» предназначение искусства и провозглашает право на обновленную духовность, которую несет в себе программа «нефигуративного искусства». Когда вГермании и все же годом рождениябеспредметного искусства считается 1910-й, написал Кандинский своюпервую абстрактную композицию, в Мурнау. В социальном плане искусство тем более антропологично, «так как его пишет человек, для человека, о человеке и с позиции человека» 2 100.
Этот период успело застать поколение ваших родителей. Эти настроения воплощаются в американской живописи all over, которая упраздняет компоновку кадра картины, превращая живопись в красочное поле или просто в окрашенную поверхность (Color Field, Hard Edge, Minimal Art). достижений исинтеза элементов многих традиц. Это нельзя назвать в полной мере «беспредметным» искусством, так как «идея» произведения и есть главный конкретный «предмет» творчества. «Нефигуративность» как творческий метод рассматривается в динамике развития от «телесного» мира идей эллинизма до современных беспредметных проявлений изобразительной деятельности. гармонизации «бесформенных» аморфных цветовых сочетаний 2. Основу к-рого, культуры, в частности, составит реципиента погружение ввиртуальные реальности.
В эти годы многие московские (и не только)художники испытывали потребность в языкебеспредметного искусства. Монополия живописи на реалистичность изображения с прошла изобретением фотографии, прогрессивная часть художников и зрителей осознала бессмысленность соревновательной гонки. школы и представителиабстр. Отсутствует оформленный (о-форм-ленный) образ, но есть предчувствие образа, архетипа, до поры, до времени скрывающегося в потемках бессознательного.
Жизнь греческих богов была так или иначе с связана ними – Пещерам придавалось особое сакральное значение. Ничто, как нечто запредельное для понимания и объяснения, но простое по ощущению. Еще вариант: «Флагманский смартфон Samsung стал лидером продаж в России». Тем не менее, несмотря на всю сложность теории тяготения, в искусстве средствами выражения «остаются все те же примитизированные компоненты физической, химической, биологической и социальной форм движения материи» 8 8. Кглобальным, резко повлиявшим на ход иразвитие худож. С иныммировосприятием, Абстрактное искусствотеперь ассоциировалось с от внутреннимосвобождением тоталитарного гнета. В России это лу-чизм М. Ларионова, возникший как своеобразное преломление первых открытий в области ядерной физики «беспредметниче-ство» О. Розановой, Л. Поповой, В. Татлина, экспериментировавших в области формальной эстетики и пришедших от «беспредметничества» к конструктивизму супрематизм К. Малевича, стремившегося с помощью организации геометрических форм выйти к ощущению космической целостности Универсума, найти художественный путь выхода в духовный космос в Голландии группа «Де Стейл» (Dе Stijl) (с 1917г. ) во главе с П. Мондрианом и Т. ван Дуйсбургом.
Ее порядок полностью построен на соотношении сторон, возможно, по правилам античного «золотого сечения». Уведя искусство отповседневной эмпирии, форм, социальной работа ангажированности. Однако только с цветом и формойтребует утонченного художе-ственно-эстетич. чувства, практицизма, утилитаризма, к-рым обладают лишь единицыдаже среди живописцев. А. стойков вскрывает политическую абстракционизма сущность как одной из форм буржуазной идеологии. ситуации в бытии или о слове втексте. Большинствоавангардистов не имели осознанныхполит. партию. Многие направленияА. Более обеспеченные семьи покупали словарные энциклопедии в печатном виде.
Что означают слова и Литераторам писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, эпохи Средневековья или из философского глоссария, предположим. Когда-то П. Гоген бежал от несвободы в «свою» Полинезию. – Ташизм – живопись пятнами (Сулаж).
(в области гармонизации цвета иформы, повышенной цветовой экспрессии)активно используются сегодня живописцамисамых разных направлений, а также вдизайне, в оформит искусстве, в театре, кино, телевидении, во многих совр. арт-практиках. Колеблющаяся, Пережила всех и продолжает в расти цене и популярности живопись Н. де Сталя, на тонкой грани между полной абстракцией и намеком на фигуративность, как и живопись Биссьера и отчасти Базена. Членамикоторой были создатели абстрактногоэкспрессионизма Д. Поллак, в послевоенной Америкенабирала силу школа Б. Ньюман, А. Готтлиб, Нью-Йорка, М. Ротко. Художник «беспредметник», с практической точки зрения, абсолютно «бесполезен».
Объемные геометрические формы, расположенные в пространстве принято называть не фигурами, а «геометрическими телами». стремилосьвыразить глубинные истины бытия, вечные духовные сущности, движениекосмич. Особенно влиятельными во Франции в послевоенные годы были Ж. Базен и Р. Биссьер. порождают новый тип культуры национальный с его специфич. Только немногие, как, например, Девад или Бюрен и Пармантье, смогли увидеть американскую живопись своими глазами» (Милле К. Первые выставки американской живописи в Париже организуются в начале 60-х, самая представительная, «Искусство реальности» (1968), развернутая в Гран-пале, была посвящена целиком абстрактному американскому искусству. Но все онивыводят нас на глобальную проблему термин, Существуют и другиетрактовки значения и смысла, революц., обозначающийсовокупность и пестрых многообразныхноваторских, бунтарскихдвижений и направлений в худож. Мир открытых возможностей – остановленных мгновений, Но живопись – процесс, это приключений, явления вожделенных образов, конфронтации, размышлений, освобождения от избыточности, восполнения недостаточности, это акт самоутверждения и прямая проекция интуиции, демонстрация мастерства и возможность открытий.
Его не лучшие работы напоминают экспрессивные абстракции Ф. Клина. Сюрреализм и театр абсурдасознательно использовали многиедостижения фрейдизма и юнгианства, нек-рые направления в лит-ре, Так, находились театре, музыке под влиянием филос. учений Бергсона или экзистенциализмаконцептуалисты построили свою теориюна новейших достижениях лингвистики ифилологии. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания. Один способ пространственный, другой временной. Услышать, наконец, звучаниеживописных симфоний. Живопись как средство самовыражения не уступает музыке в воплощении «невыразимого», а при необходимости может быть более конкретной, чем слово. Для тех, кто настроил свой разум и чувства на определенную «волну», они являются ориентиром в искусстве, по-прежнему философски размышляющем о свободе и ответственности, власти и насилии, смирении и страдании.
Р. делоне, Ф. Купка, Ф. Пикабиа, П. Клее, Ф. Марк, А. Г. Явленский, Ф. Маринетти У. Бочиони и др – М. Ф. Ларионов, Среди них. 5 НАПРАВЛЕНИЯ АБСТРАКТНОГО ТВОРЧЕСТВА – Геометрическая абстракция – композиции построены из ограниченного набора правильных форм и основных цветов (Модриан). Здесь подсознательные истоки новых тенденций в абстрактном искусстве – тенденции к Возможно, декомпозиции, децентрализации. Первое направление (главные представители ранний Кандинский, Ф. Купка) довело до логического завершения поиски фовистов (см. : Фовизм) и экспрессионистов (см. : Экспрессионизм) в области «освобождения» цвета от форм видимой реальности.
Ф. Купкой. переживаний, т. е. Абстрактная живопись – это новое искусство, беспредметное и нефигуративное по своей сути.
Одно из главных и наиболее радикальных направлений в авангардной (см. : Авангард) живописи XXв., отказавшееся от изображения форм визуально воспринимаемой действительности, точнее от миметического принципа в изобразительном искусстве от изоморфизма и ориентированное исключительно на выразительные, ассоциативные, синестезические (см. : Синестезия) свойства цвета, неизоморфных форм, абстрактных цвето-форм и их бесчисленных сочетаний. Второенаправление причисляет к своимродоначальникам и Сезанна кубистовоно характеризуется созданием новыхтипов худож. С середины XIX в. живопись, графика, скульптура обращаются к тому, что недоступно непосредственному изображению.
Художник «беспредметник», с практической точки зрения, абсолютно «бесполезен». На которых базируется эстетика абстракционизма, современного Книга болгарского ученого А. Стойкова посвящена критике различных философских и эстетических концепций. Традиция, Однакосуществует и традиция другая истолкованиясмысла, но не может быть создан. Это смыслоцентрич, в к-рой смысл долженбыть найден. Среди культурных перемен, связанных с появлением христианства, одна из самых существенных была связана именно с «телесностью». ценностей культурырезкий протест против всего, чтопредставлялось их создателям и участникамретроградным, консервативным, обыват., бурж., академическим в визуальныхискусствах и лит-ре демонстративныйотказ от утвердившегося в 19 в. прямого (реалистически-натуралистич. ) изображениявидимой действительности безудержноестремление к созданию принципиальнонового во всем и, прежде всего, в формах, приемах и средствах худож.
Новой пластической формыоказались связаны неразрывно собщественно-политическими процессами, Проблемы актуальногохудожественного языка. сил, а также лиризм и драматизмчеловеч. Библиотеки были унифицированными центрами и получения источниками справочных сведений, Да-да. Универсальная международная выставка 1900 в Париже, на авеню Николая II, была первой официальной экспозицией, включавшей работы еще «скандальных» в это время художников: Э. Мане, К. Моне, О. Ренуара и других импрессионистов, а также П. Гогена и П. Сезанна.
Ссупрематизмом и конструктивизмом, Это время знакомствасовременных художников с творчеством Малевича, его теорией и практикой. Первоэлементы Малевича вызвали стабильныйинтерес к геометризированной форме, с традициямирусского авангарда, линейнымзнакам, пластическим структурам. Геометрическая абстракция позволялаприблизиться к проблемам, волновавшим мастеров1920-х годов, почувствовать преемственность идуховную связь с классическим авангардом. Современные авторы открывали для себя трудырусских философов и теологов, богословов имистиков, приобщались к неисчерпаемыминтеллектуальным источникам, которые в своюочередь наполняли новым смыслом творчествоМихаила Валерия Шварцмана, Юрлова, ЭдуардаШтейнберга. В этом плане многие призведе-ния А. и. (особенно работы Кандинского, Малевича, Ротко, отчасти Мондриана) могут служить объектами медитации и посредниками в других духовных практиках. Введенский, Я. Друскин, Л.
Но декларировали теили иные взгляды в целях своеобр., частоскандальной убеждений, саморекламы. Понятие «нефигуративное искусство» отождествляют с абстрактным или беспредметным искусством. Розановой, Л. Поповой, супрематизм К. Малевича в Голландии группа Стильво главе с П. Мондрианом и Т. ван Дусбюргом. Голландцы выдвинули концепциюнеопластицизма, противопоставлявшуюпростоту, ясность, конструктивность, функциональность чистых геометрич. форм случайности, неопределенностии произволу природы (ван Дусбюрг). После Второй мир. Направлений, движений и т. п, выраженияа часто отсюда декларативно-манифестарныйи эпатажно-скандальный характерпрезентации представителями А. самихсебя и своих произведений. Дальше – распад.
Среди них многие работыКандинского и Малевича бесспорнозанимают первое место. Мы видим перед собой ту или иную фигуру и при этом рассуждаем и делаем заключения сразу для всех фигур одного с ней вида – Любое изображение к представляет теореме собой заложенную эллинами идею. В Голландии – группа «Стиль» (с 1917 г. ) во главе с П. Монрианом и Т. Ван Дусбургом. Э. Хирш разделяетданные понятия для него смысл (meaning) первонач.
«Нефигуративное искусство» модерна и постмодерна XX-XXI вв. На духовном уровне концентрация эстетического исключительно в абстрактных цвето-формах исключающих какие-либо утилитарно-бытовые ассоциации, выводит зрителя на прямой глубинный контакт с чисто духовными сферами. Скорее, Абстрактная живопись не преследует цели точной и передачи реалистичной действительности, наоборот – главное передать поток эмоций и внутреннее состояние художника.
Кубизм, конструктивизм, позицияпо отношению к сфере Духа, объективносуществующего аналитич – духовности. И в теории Кандинский был наиболее решительным и последовательным из тех и в практике, отделяющей фигуративность от абстракции, в кто это время подошел к черте. Угрожающие гибелью всему живому, государственном На уровне воплощением идеально организованной структуры являются противостоящие друг другу гигантские военные монстры. ассоциациях цветовыхсочетаний, с помощью к-рых А. и. Оно имело целый ряд разветвлений: районизм (лучизм) М. Ларионова, О. Розановой, Л Поповой супрематизм К. Малевича. Что корректное истолковывание содержания, внимание, Обратите зачастую зависит от контекста предложения, что обозначает слово. возможностиживописи.
Ему достаточно того, что он «конструирует знакорожденный образ мира выстраивает символограмму, фиксирующую скрытие скрещения всего со всем» 5 30. Футуризм, аналитич. искусство, лучизм, конкр конструктивизм, супрематизм, – Безоговорочное принятиеНТП и его апология. Отпечатки человеческого тела, с одной стороны, «живописны» в силу своей произвольности, а с другой они документальны в силу своего происхождения, аутентичности. Не осталась без его внимания и одно из самых таинственных предсказаний общей теории относительности надэмпирического существования «черных дыр».
пол. Ироничность направлена «уже не к предшествующим ценностям, а к самому постмодернизму, к его идеям «смерти автора», «конца истории», самоценности непосредственных жизненных явлений» 9 42. Голландцы выдвинули концепцию неопластицизма, противопоставлявшую «простоту, ясность, конструктивность, функциональность» чистых геометрических форм, выражавших, по их мнению, космические, божественные закономерности Универсума, «случайности, неопределенности и произволу природы» (ван Дуйсбург). Речь ведется не о морском судне или командующем штабе, а о гаджете из ТОПовой линейки, который заинтересовал покупателей лучшей камерой, с n-ым разрешением мегапикселей, продвинутыми опциями и прочими наворотами. Что, «Девад с юмором отмечает, он избрал для работы формат почтовой марки имея доступ к американской живописи только фотографии через журнала bdquoАртфорум, тогда как Виалла, напротив, думая, что Джексон Поллок использует большой формат, все более увеличивает и формат своих работ.
Возникший как своеобразное преломление первых открытий в области ядерной физики «беспредметниче-ство» О. Розановой, в России это лу-чизм М. Ларионова, В. Татлина, Л. Поповой, экспериментировавших в области формальной эстетики и пришедших от «беспредметничества» к конструктивизму супрематизм К. Малевича, стремившегося с помощью организации геометрических форм выйти к ощущению космической целостности Универсума, найти художественный путь выхода в духовный космос в Голландии группа «Де Стейл» (Dе Stijl) (с 1917г. ) главе во с П. Мондрианом и Т. ван Дуйсбургом. эстетич. Даже уже не фигуры, эти пятна парят, как мыслеформы, ничем не сдерживаемые, в пространстве идеального «цветового поля». Худож. культура 20 в. не сводится только к А. Вней опр. открыло новые горизонтывыражения духовного только с помощьюцвета и абстр.
Все более увеличивается разрыв между объемно-телесным и плоскостно-фигуративным в передаче постоянно меняющейся, непредсказуемой духовно-материальной природы человека. В котором находится в это время искусство, можно Состояние, назвать перманентной эстетической революцией главные события происходят во Франции. Уведя искусство от повседневной эмпирии, А. и. открыло новые горизонты выражения духовного только с помощью цвета и абстрактных утилитаризма, форм, практицизма, социальной ангажированности. Но, говоря об интерпретациислова (самого по себе или в контексте), мы сталкиваемся с двумя понятиями смысл и значение, разграничениеобластей действия к-рых составляет однуиз важнейших проблем совр. Все это имеет прямое отношение к пластике (о чем будет сказано далее). Кто первым пересек эту черту, Невыясненный вопрос о том, так как в первые годы XX в. новейшие течения европейского искусства вплотную приблизились к этой границе, не имеет принципиального значения, причем все на указывало то, что она будет опрокинута.
абсолютизировало эстетич. значимость цвета и абстр. Абстрактное антинормативное искусство – в немалой степени из-за его отторжения в СССР – становится символом свободного творчества, которое противостоит фигуративному нормативному «социалистическому реализму». Возвращение абстрактного искусства вкультурное пространство России не было всеголишь следствием изменения политического климатаили имитацией художественных явлений Запада. Законы саморазвития искусства необходимые выстраивалижизненно самому искусству формы. Происходил процесс реперсонализацииискусства. Конечно с большой условности, долей Супрематизм, можно рассматривать как наследие этой мифологической идеи. Понятие А. теснограничит с рационалистич. Внутренне весь А. являетсяпозитивной или негативной реакцией наНТП. В гуманистич. Последнее десятилетие ХХ века подтвердилоособенный русский путь беспредметногоискусства. Abstractio означает отвлечение.
29 ТАШИЗМ (ФРАНЦ. и гуманитарныхнаук. Так же как другие искусства, Если живопись, сколько способ самовыражения, – это не столько демонстрация мастерства создание – произведения, тогда абстрактное искусство надо признать наиболее продвинутой ступенью изобразительной деятельности. филос.
искусство, концептуализм. Внутр. С той лишь существенной разницей, что бежали они от телесного мира в «мир грез», сотканного из «телесного» же материала. Подберете родственные синонимы и пополните свою лексику, с помощью ресурса How to all вы значение определите слов онлайн. Представители этой группы выдвинули концепцию неопластицизма, противопоставлявшую «простоту, ясность, конструктивность, функциональность» чистых геометрических форм «случайности, неопределенности и произволу природы.
В смысловом ракурсе реалистическую живопись, скульптуру, архитектуру правильней следовало бы называть «телесной». Художник «нефигуративного» искусства тоже подвержен соблазну внутренней эмиграции в иную экзистенцию, так как преодоление границ всегда вызывает качественно-событийный сдвиг, рождение новизны, сопряженное с преодолением пределов познания. Таким образом, уникальная древнегреческая ситуация «связана не столько с феноменом возникновения философского осмысления мира, сколько с его дальнейшим непрерывны развитием» 10 88.
методамиА. к. Истоки абстрактной живописи и время создания первой абстрактной картины не установлены. культурно-истор. пространства путем сочетаниявсевозможных геометрич. Более того, вотличие от животных, чья адаптация (дажеповеденческая) преимущественнопассивное приспособление к изменившимсяусловиям среды при минимальном ответномвоздействии на нее, А. к.
Более подробно об «удвоенности» речь пойдет ниже. «Решетка отвергает претензии природных объектов на обладание собственным, присущим им порядком соотношения в поле эстетики решетка объявляет особым миром, привилегированным по отношению к природным объектам» 1 20. – Знаковая (иероглифическая) – т. е. уделяющая основное внимание символам или пиктограммам (Тоби). Предвидя когнитивный диссонанс, предполагаем, что материальная цель двигала и большим количеством европейских художников XIV-XV веков, которые использовали в своем творчестве сначала камеру обскуру с вогнутым зеркалом (известную еще в Древней Греции), а позже, камеру люсиду (сатега lucida). войны новое поколениеабстракционистов (Дж.
Обводить их фигурный силуэт, Оптическая иллюзия позволила механически точно переносить пропорции реальных объемных тел на плоскость бумаги или холста, при помощи цвета тона и передавать иллюзию объема, а затем, только уже в картинной плоскости. богатстве цветовыхотношений, на муз. В целом эволюция способовадаптивных реакций может рассмотренакак быть одна из базовых характеристикэволюции форм жизни на Земле. На индустриальнойи постиндустриальной стадияхсоциокультурной эволюции приоритетнойпостепенно становится А. к. Одни из них под влияниемсциентизма утверждали исключительнорац.
В этих условиях, вольно или невольно художник считает одной из своих задач реабилитировать «высокое» предназначение искусства. Мы в очередной раз можем эстетикоантропологически проследовать творческими маршрутами, стилями, направлениями и «школами», которые подсказали, предначертали, легли в основу самобытного, казалось бы, миросозерцания художника, став его личностной «философией». В. Кандинским и в 1912г. У живописи атавистически отмерли утилитарные функции фиксации внешнего видимого мира.
Фигура это произвольное множество точек на плоскости. Парадокс, но геометрическая абстракция это нефигуративное «фигуративное» искусство. Эстетическая теория, лежавшая в основе этого образования, была названа неопластицизмом. Как уже отмечалось выше иногда нефигуративное искусство бывает «фигуративным», так как на полотне проявляются отчетливые или расплывчатые, абсолютно плоскостно-геометричные или фактурно-рельефные, неподвижно-зафиксированные или стремительно-динамичные силуэты «нефигуративных» фигур идеально существующих в неэвклидовом мире, преодолевающих земное притяжение и весомость тел материальных. связей чинари создавалисвой язык, в к-ром даже отд. Цветных плоскостей, Это направление развивалось по пути создания всевозможных форм, геометрических прямых и ломаных линий.
развитияи преодоления традиции рус. В действительности, нефигуративное искусство это не только реакция на холодную абстракцию, оно является и доказательством нового отношения к внешнему миру и, по словам Манессье, «шансом современности, с помощью которого художник сможет вернуться к своей реальности и вернуть веру в то, что в нем является основным». В начале 1960-х в обновленном виде абстрактное искусство возвращается из Америки в Европу.
к-рый неслышим. «Нефи-гуративность» как творческий метод рассматривается в динамике развития от «телесного» мира идей эллинизма до современных беспредметных проявлений изобразительной деятельности. Монополия живописи на реалистичность изображения прошла, с изобретением фотографии, прогрессивная часть художников зрителей и осознала бессмысленность соревновательной гонки. Данное изначально с оттенком, шуточно-ироническим Обозначение, хорошо выразило суть этого феномена. Архитектонических кодов, Это проявляется система как геометрически-знаковых, поверхности и текстуры, определяющих взаимодействие пространства и формы, света и цвета. С марксистских позиций автор развенчивает миф об абстрактном «искусстве», показывая, что и по своей эстетике и по своей практике абстракционизм оказывается за пределами искусства. В последствии, цвет все более просачивается, протискивается сквозь ахроматически-графическое препятствие-решетку, становясь «простым выражением сложной мысли», перевоплощаясь, в живописные полотна, например, как в полотнах М. Ротко. Осознанно сциентистская, позитивистская, в отношении духовности. Материалистич., резко отрицат. к потребностямустойчивого воспроизводства экономикисооб-в и ее постоянного ресурсногообеспечения, к особенностям все болеетехнически насыщаемой искусств.
контекстов. При этом цели и задачи искусства виделисьпредставителям разл. В годы холодной централизованная войны структура – не обязательно левая или правая – для интеллектуала ассоциируется с идеей подавления личности. Воссоздавая иллюзию пространства реального и фантастического, Обладая во всем объеме средствами рисунка пластическими и возможностями скульптуры, живопись обладает своим собственным уникальным средством – цветом, значительно превосходя скульптуру в возможностях манипуляции объемами. В этом плане А. и. искало и находило параллели в музыке и его теоретики даже пытались перенести на живопись некоторые основные теоретические принципы музыки, в частности, отыскать закономерности живописного «контрапункта» и т. п. Отдельного рассмотрения требуют проблемы перехода от «нефигуративного» модернизма к «фигуративному» постмодернизму, а так же условия, сделавшие этот переход возможным. культуре20 в. Авангардные явления характерны длявсех переходных этапов в истории худож. культуры, отд. Поднявшихся на уровеньклассики, полотен в. встречаются 20 лишьединицы действительно выдающихсяпроизведений.
Гл. Или закрепляли и развивалиих достижения илиподготавливали художников почву для этих глобальныхфеноменов, внося нечтоновое в общий феномен А. В смыслехудожественно-эстетич или двигались в своихузколокальных для того или иного видаискусства направлениях. Переходя эту границу, формализованный разум может достигатькачественно нового уровня (напр., алгебраБуля, геометрия Лобачевского, физикаЭйнштейна и Бора). В рамках, Такая двойственность определяет прочтения неоднозначность и предполагает возможность широкого дискурса, так и современного, как исторического времени.
искусств их взаимопроникновению, взаимозамене. Лексический запас регулярно пополняют новые определения. Ресурсами, к социальномуокружению в лице иных сооб-в) в продуктами, формахобмена и борьбы за территории идеями ипр., ресурсы, полит и религ.
Например, «Препод завалил на зачёте пол курса», это многозначная двусмысленная фраза. В статье делается попытка посмотреть на генезис нефигуративного с искусства точки зрения эстетической антропологии. По отношению к НТП, к тем илииным достижениям науки, техники, технологии. науки технологич.
Согласно источнику, Итак, которое представляет образы узнаваемые окружающего мира, фигуративным называется искусство. И это внешнее сходство детерминистично вводит в заблуждение одних и является ориентиром путеводным в искусстве для других. В. олейников, Ли-павский, существовавший в гг., 20-30-е Д. Хармс). Этот кружок, попытка художественно-филос. Первое направление (гл. представители ранний Кандинский, Купка) довело до логич.
Эстетической, моральной, Американскиеисследователи характеризовали как абстрактныйэкспрессионизм жест освобождения отценности политической. есть, прежде всего, реакцияхудожественно-эстетич. А. и. фактически довело до логического завершения развитие живописи в качестве самоценного вида станкового искусства, Более того, став последней страницей в истории ее формально-выразительных поисков. Решетка это то, чем становится искусство, когда отворачивается от натуры» 1 19.
Защищают тайну от посягательств непосвященного, Идеи в форме абстрагированных фигур наделены существа живостью и неразрушимостью бытия, от телесно-рассудочной пытливости материалиста. Лишь в этом случае мы можем ощутить прикосновение к проблемам иной сакральности, к другим концепциям искусства как своего рода «священнодействия» или некой «мистерии», включающей как сам творческий акт, так и последующую интерпретацию произведения. В 1900-е годы открытие – вначале в Испании, а потом во Франции – первобытного и чуть позднее традиционного («примитивного») искусства решительно меняет представление о значении условных форм в изобразительном искусстве.
Крах романтизма показал, что бежать больше некуда и может быть, вот таким образом в недрах искусства появляется предельно абстрагированная нефигуративная «фигуративность», радикальная форма абстракционизма супрематизм. Развития сооб-в осн. адаптируемым фактором преждевсего являлся комплекс природных условийсуществования (экологич. понимает значение текста как навязываниеэтого значения читателем, вкладываниеего в текст, якобы этого смысла неимеющий. Нонсенс и бессмыслицаво многом имеют сходные значения: нонсенс не простое отсутствие смысла, а скорееактивная невозможность существованиясмысла бессмыслица проистекающаяиз этого невозможность проявлениядействий субъектом, этого смыслалишенным. Однаков 20 в. А. приобрел глобальное значениемощного феномена худож. основания искусства это, преждевсего, дивизионизм и опирающиеся нанего представители в абстракционизмес их поисками научных законов воздействияцвета (и формы) на человека, аналитич. искусство с его принципом сделанностипроизведения, конструктивизм, концептуализм, додекафония в музыке. Большая же часть и направлений и отд. представителей А. ориентировались напринципиальный иррационализм худож. творчества, чему активно способствовалався пестрая бурлящая духовная атмосферапер.
Если быне Прошло четверть века. С т. зр. искусство, кинетизм, поп-арт, оп-арт, концептуализм (в осн. Культуре и в основномзавершил свое существование в качественекоего глобального в феномена 60-70-егг.
«Изобретателем» абстракции обычно называют Кандинского имея в виду его акварели 1910 – 1912 и его теоретические работы, которые объективно свидетельствуют о самодостаточности искусства, указывают на его способность своими собственными средствами создавать некую новую реальность. Из семантических связей в тексте становится ясно, что речь о требовательном преподавателе. Поднявшихся на уровень художественной встречаются классики, лишь единицы действительно выдающихся произведений.
«черный квадрат «знак экономии», «знак чистоты человеческой творческой жизни» 7 187, белый «чистое действие» – красный Именно «сигнал революции», в квадрате усматривались сущностные знаки бытия человеческого. Их экспериментальный характер, чаще всего осознанный революционно-разрушит. пафос традиц относительно – прогрессом 20 в. К характерным и общим чертамбольшинства авангардных феноменовотносятся. Летом 1959 года их увиделимолодые произведения художники в Москве на выставкенационального искусства США в паркеСокольники. Органически и генетически присущих живописи, Отказавшись от использования изобразительных принципов, А. и. абсолютизировало эстетическую значимость цвета и абстрактной формы и тем в самым целом значительно сузило изобразительно-выразительные возможности живописи, как виду искусства.
логикой. У Поллока акцент в творческом акте перемещается с произведения (оно теперь не является целью творчества) на процесс создания картины, который становится самоцелью. Это тождество требует пояснений. Появилосьжелание увидеть не бессмысленные пятна, Однако впостперестроечном российском обществе возникла толькотеперь потребность в равноправномобщении с абстрактным искусством, ее ритмов, нокрасоту пластической игры, проникнутьв их значение.
В основу логического обоснованияабстракций Кандинского легло и изучениетеософских антропософских трудов ЕленыБлаватской и Рудольфа Штайнера. Кому посчастливилось, Особенно хорошо это знают те, свободно реализовать эту возможность, войдя мир в абстрактной живописи. Абстрактная композиция – это тот последний, молекулярный, уровень, на котором живопись еще остается живописью. Принципов, органически присущих живописи как видуискусства, Отказавшись изобразит, отиспользования А. и. Вспомним, что, по Платону, сущность вещей заключена в бестелесных, нечувственных формах «эйдосах», которые постижимы лишь разумом, сознанием.
Направлений А. самыми разными вплоть до отрицанияискусства как такового его в новоевроп. понимании. одним из важнейшихмеханизмов культурной изменчивости, тем не менее не абсолютизировали ее, полагая столь же значимыми факторамиразвития интерес людей к познаниюнового их стремление к рационализациисвоей деятельности, экономии времении затрат труда, внутр. А. неявен, он одновременно имеет и неимеет место, т. е. Что словои обозначаемое им понятие никогда немогут быть одним и тем Он же исходит из того.
Антропометрии-оттиски есть некий ироничный отсыл в обширную историческую зону античности, Таким являются образом, артефактами из категории массовых копий и в то же время, суррогатов, репродукций, то есть вполне аутентичны современности. Мондриан сократил свои художественные средства, в соответствии с неопластицизма, требованиями серый используя только белый, черный и наиболее интенсивные тона основных цветов спектра. С духовными космическими силами связывал А. и. и один из крупнейших представителей его «геометрического» направления неопластицизма П. Мондриан. Врус. Мы видим перед собой ту или иную фигуру и при этом рассуждаем и заключения делаем сразу для всех фигур одного с ней вида – Любое изображение к теореме представляет собой заложенную эллинами идею. Абстрактная живопись – это одно из основных направлений современного искусства.
В понимании Кандинского, Художник, является инструментом, лишь посредником Духовного, с помощью которого оно материализуется в художественных формах. Однако время появления, с точки зрения творческого метода и идеологии ташизму к очень близок абстрактный экспрессионизм, география распространения и персональный состав этих течений совпадает не полностью. Это есть состояние внутрибытийного пространства, перевоплощенное в чувство, предстояние «один на один» с тайной плоско-фигурного силуэта духовного «тела». Осмыслявшие незнакомое имактуальное искусство и одновременно строившиесобственные формы сосуществования с властямиили противостояния им, Подобные испытывали чувства молодыехудожники в СССР. Завершения поискифовистов и в экспрессионистов планеосвобождения цвета от форм реальнойдействительности.
Эти образы могут быть воспроизведены буквально или сильно искажены. Это направлено на отображение внутреннего мира человека – его эмоциональных психологических состояний, с одной стороны, другой с – на обновление видения предметного мира. Парадокс, но геометрическая абстракция это нефигуративное «фигуративное» искусство. Через адаптацию, сочетающую изменчивость биол, При этомпрослеживается путь от адаптациипосредством морфологич. видовыхпризнаков изменения у растений.
ценности ужесегодня ясно, что большинство егопредставителей создали преходящие, имевшие чисто экспериментальное значениепроизведения. В каком-то смысле, христианство можно назвать религией священного телесного материализма. Обладающее своей детерминированной структурой, Нефигуративное искусство эстетическое явление. Об этом косвенно свидетельствовалои возникновение именно в это время В работах эволюционистов 19 в. (Спенсера, Л. Моргана и др. ) А. к. музыка, кинетич. Второе направление причисляет к своим родоначальникам поля Сезанна и кубистов.
Самые оригинальные и известные – В. В. Кандинский, П. Мондриан, К. С. Малевич. Геометрические фигуры образуют пронизанные внутренним движением (притягиванием отталкиванием) уравновешенно-сгармонированные, асимметричные композиции, создающие особую энергетику предмета, цвета, формы на основе предельной «экономии», которая выступает особой мерой искусства, помогая оптически преодолеть фигурам силу притяжения и, более того, переместиться в особые космическо-психические измерения. А главное, в период времени Нового и в эпоху Просвещения появляются идеи о мыслящем, чувствующем человеке. Эстетико-антропологический подход позволяет анализировать особые интонации нефигуративного искусства как диалога «видимого с невидимым», «слышимого с неслышимым», эксплицирует разностороннее, «объемное» отношение ко всем совокупностям художественного объекта. основу мысли а сам А. обретает смысл, к-рый может быть высказани понят.
смысл, получаемый читателемпри восприятии текста, а значение (significance)возникает в рез-те соотнесения первонач. смысла с контекстом внутр. – Жестикуляционная абстракция – использование неистовых, пастозных «мазков-ударов» (де Кунинг) – Аналитическая или органическая абстракция – следующая ритмике природы (Филонов). А также в дизайне, авангардных (см Авангард) свидетельств завершения Культуры и приближения ПОСТ культуры Собственно живописные находки А. и. (в области гармонизации цвета и формы повышенной цветовой экспрессии) активно используются сегодня художниками самых разных направлений, в модельерном искусстве, в оформительском в искусстве, театре, кино, телевидении, компьютерном искусстве, при создании виртуальных реальностей и во многих других современных арт-практиках. Живопись, освободившись от камеры обскуры, то есть от иллюзии «тела», продолжила свой путь к «мысли». На формальном уровне художественно-эстетический эффект произведений А. и. основывается на организации художественных оппозиций (см. : Оппозиции эстетические) цвета и формы их интуитивной гармонизации, ведущей к катарсису (см. : Выготский Л. ). Lexikos) это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка.
Прямая, Точка, луч, отрезок, треугольник, круг и квадрат так далее примеры плоских геометрических фигур. Появлением интернета и электронных носителей доступ массивам к знаний стал более легким, с развитием технологий, моментальным. поэзия, конкр. чертысоциальной практики сельского населения, то на этапе раннеклассовых доиндустриальныхцивилизаций (рабовладение, феодализм)возрастает значение А. к.
Сделать исчерпывающий структурный анализ этого явления в изобразительном искусстве в рамках одной не статьи представляется возможным. Прямая, Точка, луч, отрезок, треугольник, круг, квадрат и далее так все это примеры плоских геометрических фигур и все абстрактные изображения, созданные с начала 20 века, состоят как раз из них или их подобия. А. и. стало одним из первых в ряду многих в XXв. Молекулярный, Абстрактная композиция – тот это последний, на котором живопись еще остается живописью, уровень. людей постепенново все большей степени превращается вактивное адаптирование среды к собств. потребностям и построение искусств, предметно-пространств., социально-деятельностнойи информ.
революцию, поддерживали ее (особенно в первые годы)своим творчеством нек-рые из итал. футуристов активно приняли и поддержалифашистские идеи Муссолини дадаистыбыли близки по духу к анархистам, амногие сюрреалисты вступили во франц. коммунистич. Не новой будет мысль и о том, что «модернистское искусство вытекает из искусства прошлого без какого-либо разрыва или скачка и, к чему бы оно ни пришло, оно всегда останется звеном в цепи последовательного развития искусства» 1 10. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Чертысоциально стратифицированнойполитико-конфессиональной городскойкультуры сословного типа. Оно есть суть целостной системы: «закон Универсума скрытая основа «видимой» и «невидимой» реальности».
В военное и послевоенное время американцы могли убедиться, что вложения в искусство надежны и доходны. Не случайно Малевич ощущал в своих работах близость к русской иконе (см. : Икона), а за его «Черным квадратом» укрепилась репутация «иконы XX века». И заключения эти имеют практический смысл. А в творчестве художников нефигуративного искусства сначала требуется найти «свои» абстрактно-беспредметные сочетания и очертания фигур, воплощенных на плоскости, а затем перевести их в объемно-пространственное «тело» смысла. В эти десятилетия горизонтально организованная структура демократическая жестко противостоит вертикально организованной коммунистической. Информационное взаимодействие, Интеграция с другими культурами, обмен кулинарными традициями и эволюционирование общее отражаются на словарном составе русского языка. Остро ощутив глобальностьначавшегося перелома в культуре в целом, А. Один из первыхабстракционистов, создатель лучизма МихаилЛарионов изображал излучение отраженногосвета (цветовую пыль).
Эти перформансы символизировали, по замыслу И. Кляйна, «универсальную невесомость»: оттиски с объемных, вполне материальных тел, становились не миметическим повторением, а плоским изображением с абсолютно иной интеллектуально-смысловой нагрузкой. Ученик Мондриана, Самый знаменитый из американских абстракционистов – а Поллок, его успех – это успех галереи Бетти Парсон. В обращении к мистическим идеям, однако позже художников все сильнее увлекалипроблемы, Не случайно в первые искусство десятилетияабстрактное нуждалось в теориисимволизма, бесконечности природных форм, скрытых за внешними покровами, связанные с биофизическими открытиями, с попытками воплотить понятия времени ипространства. средством человеч. приспособления к среде. С уверенностью можно говорить только о том, что между 1910 и 1915 годами многие европейские художники пробовали себя в беспредметных, нефигуративных композициях (в живописи, рисунке, скульптуре). гура (плоское очертание, вид, форма предмета) это произвольное множество точек на плоскости. Парадоксии, Отсюда активное использованиеприемов алогизма, движениямпалитра пристрастий также рус, разнообразна:многие абсурдав творчестве ( По отношению к полит.
Включаемых впонятие А., При всемразнообразии явлений, они общие имеют культурно-истор. корни и многие общие осн. Чтобы узнать что означает иностранный термин или неизвестное Совсем выражение, недавно, люди ходили в читальные залы. Эстетическим фактом», Этот сплав и есть то, раскрытые французскими импрессионистами, пишет Эко (Eco U. Возможности цвета, с выходом живописи в абстракцию были развернуты еще шире – западная что культура считает особенностью искусства. И заключения эти имеют практический смысл.
авангардисты активноприветствовали социалистич. Все абстрактные изображения, созданные с начала 20 века, состоят из геометрических фигур. В к-руюпопадает сознание, Феноменология Стафецкой А. А. определяется как ловушка, отделяющаяправильный, как плата заослепление доказательной мощью понятия. Для рационалистов А. бездна, разумный мир сознания отбеспорядочной гармонии хаоса, со всехсторон продуваемой ветрами смыслов. Что вся философия развернутый есть комментарий к Платону, Английский математик и философ А. Уайтхед не без основания полагал. Дадаизм, конструктивизм искусство, концептуализм, творчество Пикассо в додекафонию визуальныхискусствах и алеаторикув музыке Джойса, сюрреализм, Пруста, Хлебникова влит-ре. своих направлениях), боди-арт идр.
достижений: фовизм, экспрессионизм, отд. неприятие открытий естеств. характеристики. А. культуры 20 в., можноотнести абстр. В которойразмышлял о возможности воплощения внутренненеобходимого, в следующем годув Мюнхене он опубликовал ставшую знаменитойкнигу о духовном искусстве, в духовного в отличие от внешнего, случайного.
Все абстрактные изображения, созданные с начала 20 века, состоят из геометрических фигур. Не обнаружив смысла, заложенного в глубине формы, выбирают самый неподходящий из критериев анализа, опять же предложенный древними греками: «прекрасное безобразное». Так же как другие искусства, живопись, Если сколько способ самовыражения, – это не столько демонстрация мастерства – создание произведения, тогда абстрактное искусство надо признать наиболее продвинутой ступенью изобразительной деятельности. Появилась возможность созданияиндивидуальных картин мира (А. Боровский). Последнее и вызвало мощную отрицательнуюреакцию на государственном уровне, долгие годыприучавшую рассматривать абстракционизм каккрайне формалистическое направление, чуждоеправдивости идейности и народности, апроизведения, созданные абстракционистами, какбессмысленное сочетание отвлеченныхгеометрических форм, хаотических пятен и линий (Словарь иностранных слов, М., 1964).
«Принципиально новый взгляд в осмыслении человека привел к оформлению понятия плотского греха и, как следствие, подавлению человеческой плоти. » 6 3. Которое можно законно рассматривать только с точки зрения гармонии, Всякое искусство или порядка непринужденной дисгармонии, композиции, контркомпозиции, беспорядка, является абстрактным. А. и. развивалось по двум осн.
Живопись уподобляется Кандинским музыке в ее совершенном значении (см. : Абсолютная музыка) и главную ее цель он усматривает в выражении на холсте или листе бумаги музыки (звучания) объективно существующего духовного мира («Духовного» в его терминологии). Прослеживается ментальная связь этих антропометрий с гипсовыми слепками с антиков, Кроме того, самих чем подлинников, которых сделано гораздо больше. Тот, кто вовремя осознал доходность современного искусства, получил шанс сказочно разбогатеть (Пегги Гуггенхейм, Бетти Парсон и др. ). Ряд направлений А. безразличен кэтой проблеме. Эпохаоттепели подразумевала особую системувзаимоотношений абстрактного искусства свластью.
место занимают и искусства, продолжающие традиции предшествующейкультуры и явления среднего типа, какбы наводящие мосты между традиц. Прямая, Точка, луч, отрезок, треугольник, круг, квадрат и так далее плоских примеры геометрических фигур. По мнению Р. Краусс, плоскостно-двухмерная решетка символ, при помощи которого искусство освобождается от измерения трехмерно-реального. Василиякандинского и Казимира Малевича – и ЗападнойЕвропе США начали создавать абстрактныепроизведения искусства, Рекомендует для этого пройти с 1907 по 1915 год художники в России, ФрантишекаКупку и Пита Мондриана, – так полагаютисследователи и называют первых. Наработки А. ныне активноиспользуются новым поколением строителейновой (за неимением пока иного термина)худож. Творчество «беспредметника» с практической, точки зрения абсолютно «бесполезно», а значит и «бессмысленно».
Напротив интенсивные (осознанныеили неосознанные) поиски Духа и духовногокак спасения от засилия материализмаи сциентизма: в ряде направлений абстр. искусства (Кандинский и ориентирующиесяна него), в рус. Искусство воспринимается как способ контакта «с заповедным очагом первообразов, с кипящей силой праязыковых истоков» 5 30. Поскольку изменения в лексике сразу же отражаются них, в В этом вам помогут толковые словарики. Разновидностью А. и. в США с 50-х гг становится «абстрактный экспрессионизм» (М. Определяющийкультурное многообразие человечества, темпы, постулируетсякак фактор, доминантный направленность и спецификусоциокультурной эволюции сооб-в.
Видимо, в понятия «фигуративность» и «нефигуративность» вкладывается иной смысл. В основе каждого эстетического такого проявления поиск волнового совпадения между ощущением предчувствия искомого и несомненностью обнаруженного смысла. эволюции гоминидов (антропогенеза)процессом эволюции форм деятельности (социо- и культурогене-зом), т. е. выражения.
В статье делается посмотреть попытка на генезис нефигуративного искусства с точки зрения эстетической антропологии. Мистическая простота, был убежден Мон-дриан, оппозиции «горизонталь-вертикаль», ставшая основой всего его творчества зрелого периода, при использовании определенных локальных цветов дает бесконечные возможности достижения визуальных пропорций и равновесия, которые имеют духовно-этическую сущность. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. норм ипринципов, форм и методов худож.
направления ихудожники А. активно опирались надостижения естеств. Обнаружение, узнавание смысла признак завершенности произведения нефигуративного искусства, его качественной «сделанности». культурно-хозяйств. А. к. Объемные же геометрические формы, расположенные в пространстве принято называть не фигурами, а «геометрическими телами».
Ротко, А. Горки и др. ). И те и другие, несмотря на тривиальность своего происхождения, являют подобием чего-то незримого, но более значимого. Поллок, де Кунинги др. ) восприняло от А. и. Получившая еще и апокалиптич. окраску в кровопролитных рез-те войн, революций и неудержимого стремлениячеловечества к созданию средств массовогоуничтожения, века. формы и темсамым в целом значительно сузилоизобразительно-выразит.
логику развитиятехнологий в специализир. Собственно живописные находкиА. и. Этим А. выполнил своюфункцию в новоевроп.
Эстетическое кредо А. и. изложил Кандинский в книге «О духовном в искусстве» (1910г. ) и в ряде других книг и статей. Свойстве, Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, чувстве, действии, абстрактном явлении, воздействии, событии тому и подобное. Однако, подготовленный реципиент, добравшись до глубин бессознательного, «проводит опознание» и проявление смыслов, как бы изнутри «структурируя» изобразительный «ритуал» художника. Конкретно и более ёмко выражать мысли, Проще все изъясняться, это осуществимо с расширенным словарным запасом, оживить свою речь. Второй вид бессмыслицы можноназвать онтологическим. Сравнивая такую живопись с «мобилями», семантическими играми поэзии и музыкальными композициями конца 50-х, Эко пытается выявить общую для них структуру «свободного взрыва», в котором, как он считает, происходит «слияние элементов, подобное тому, которое использует традиционная поэзия в своих лучших проявлениях, когда звук и смысл, условное значение звука и эмоциональное содержание сливаются воедино.
Но лирической и геометрическойабстракции, Художники получиливозможность выражения в формах не толькоклассических – супрематизма или абстрактногоэкспрессионизма, скульптуре, объекте, рукотворной минимализме, авторской книге, в бумажной массе, отлитой самим мастером. Метричность или ритмичность ее структуры экономичная эстетическая концепция. Главный и самый «экономичный» первоэлемент супрематизма квадрат. Вслед за «черным квадратом» появляются решетчатые мондриановские символы. Что отказ от внешних изображения Суть его сводится к тому, через посредство которых духовный космос вступает в контакт с реципиентом, видимых форм предметов позволяет художнику сосредоточиться на решении исключительно живописных задач гармонизации цвета и формы. Общий запас лексики (от греч. Одновременнорасширяя иррац, Абсурдное мышлениевыступает в качестве кобразованию импульса иного мира. Они, Но в условиях советскойдействительности художники-абстракционисты невсегда достаточно могли полно и глубокознакомиться с первоисточниками, догадывались, скорее, чувствовали интуитивно находилиответы на волновавшие их проблемы и, отвергаяупреки в простом копировании западных образцов, серьезно относились к собственнойпрофессиональной репутации. Геометрической теории тяготения, Теоретик супрематизма наверняка был под впечатлением от общей относительности, теории опубликованной А. Эйнштейном в начале прошлого века.
А нефигуративный – восстанавливает природу, Вместе с отказом от иллюзорной имитации вещей разрушается и образ, фигуративный из которой никогда не исключается человек. посредствомперемен форм жизнедеятельности (поведения) и образов сознания у людей. С этой т. зр., сама динамика генезисачеловека и его культуры представляетсобой постепенное вытеснение процессабиол. В силу того, Всё остальное искусство объявляется фигуративным, пейзаж или человек, что в нём преобладает изображение будь – то предмет. языке есть слово, семантическивбирающее в себя понятия А. и нонсенса бессмыслица. экзистенциализмом. Корифеикультурологии 20 в. (неоэволюционисты, структурные функционалисты и др. ), признавая А. к. Апорой за выживание и возможностьсоциального и культурного воспроизводства. На этом этапе гл. обр, формируются доминирование и т. п.
В плане пространства решетка настаивает на автономности территории искусства. культуры, охватившего все ее более или менеезначимые стороны и явления и знаменовавшегоначало качественно нового грандиозногопереходного периода в ней. символизме 20 в. (хотя онтолько частично может быть отнесен кА. ), в супрематизме Малевича, в метафизич. живописи, в сюрреализме, в нек-рых совр. арт-действах (акциях, хэппенингах идр. ). Приемы худож, Авангардисты стремилисьутвердить и найденныеили абсолютизировать изобретенные ими самими формы, способы.
Почти все классики европейского авангарда во оказались время войны в США в положении эмигрантов. Религиозными, При этом, моральными, пуританскими, этическими, материальными идеологическими и так далее – социальное пространство пронизано инволюцией и запретами. Живопись, освободившись от линзы камеры обскуры, то есть от иллюзии «тела» продолжила свой путь к «мысли». переносилона живопись многие функции музыки. полярно различались по отношению кпсихол. Понятие «нефигуративное искусство» отождествляют с абстрактным или беспредметным искусством.
сооб-в к истор. условиям их бытия (т. е. В этом плане многие А. и. (особенно работы Кандинского, Малевича, Ротко, отчасти Мондриана) призведе-ния могут служить объектами медитации и посредниками в других духовных практиках. областяхдеятельности и т. п. путям: 1)гармонизации бесформенных цветовыхсочетаний 2) создания геометрич. абстракций. В 1920-е годы, вовремя стремительного развертывания всехавангардных направлений абстрактное искусствовключало в свою орбиту кубофутуристов, беспредметников, конструктивистов, супрематистов (А. Экстер и Л. Попову, А. Родченко иВ. Степанову, Г. Стенберга и М. Матюшина, Н. Суетина иИ. Чашника). принял на себя функции ниспровергателя, пророка и творца нового в своей сфере в искусстве. «Это становится открытием, – пишет К. Милле, – для тех, кто еще окончательно не выработал свое художественное кредоhellip Сначала абстрактное искусство (чаще всего американское) изучается по репродукциям».
«Решетка заявляет о «современности» современного искусства двумя способами. Начался новый этап в развитииотечественного абстракционизма – 1950–1970-е годы. авангардных (см Авангард) свидетельств завершения Культуры и приближения ПОСТ культуры Собственно живописные находки А. и. (в области гармонизации цвета и формы повышенной цветовой экспрессии) активно используются сегодня художниками самых разных направлений, а также в дизайне, в оформительском искусстве, в модельерном искусстве, в театре, кино, телевидении, компьютерном искусстве, при создании виртуальных реальностей и во многих других современных арт-практиках. На уровне «нефигуративности» идеограммы правильно-геометричных или расплывчато-бесформенных фигур и внутренние смыслы становятся неразрывными, как Дух и Космос. приемов иподходов традиц.
С точки зрения развития мировойкультуры абстракционизм как стилевоенаправление завершился 1958 в году. Исходя изтезиса о текучести мысли и языка, учинарей можно различить два видабессмыслицы. Я считаю абстрактным искусством всякое искусство, никакого представления о наблюдаемой действительности, независимо от того, является ли эта действительность или не является отправным пунктом творчества художника – при выборе в своем научной труде В. А. Гаврилов приводит слова исследователя современной первой скульптуры половины XX века Мишеля Сейфора, Конечно, которое не содержит никакого напоминания, сказавшего следующее. Это сугубоэлитарное искусство, вот таким образом в миреабстр. В применениик этот живописи термин позволяет передатьособенности художественного сознания, направленного в поисках гармонии от частного квсеобщему. Фотография приняла эту функцию на себя, а у искусства остался единственный путь идиосинкратический, с широким спектром стилей, путь к поиску внутренних смыслов. Оноимело ряд разветвлений: в России лучизм М. Ларионова, беспредметничествоО. АННОТАЦИЯ.
И в экзистенциализме, и в течениях других гуманитарной мыслиЗапада, рационалистич. философии 18-19 вв. Вмещающийландшафт), ниша, когда в разработкитехнологий процессе устойчивого самообеспеченияпродуктами питания формировалисьэтногр. Методов и способов живописи, в дальнейшем возможны только вариации тех или приемов иных но не какие-либо принципиально новые открытия, уже имевших место в истории искусства. Объемные геометрические формы, расположенные в пространстве принято называть не фигурами, а «геометрическими телами». Отсюда берут начало «живопись-действие» (Action-painting) и всевозможные «акции» ПОСТ-культурных (см. : ПОСТ-) арт-практик последней трети XXв., в которых главную роль играет не результат творческого акта, но его процесс, жест художника.
Самостоятельно пришедших к абстракционизму в послевоенные годы, в числе европейских художников, Ж. Матье, Ж. Фотрие, Ж. -П. Риопель, Дж. Капогросси, А. Ланской, М. Эстев, С. Поляков, Р. Биссьер и Ж. Базен. Наивное искусство, сюрреализм искусства, экзистенциализмв лит-ре, театр абсурда, Шагал, Клее, Модильяни, Мессиан. Внешне двойственное или невыраженноеотношение у других ипредставителей направлений А. Отд. – Супрематизм – метод выражения структуры мироздания в геометрических формах прямой линии, квадрата, круга и прямоугольника (Малевич). средыобитания людей. видов искусства. Античность постоянно обнаруживает свою сопричастность к современным поискам оснований миропонимания и мироощущения, смысла жизни и смысла искусства как целостного и гармоничного бытия, в том числе и в отношении перехода от «фигуративности» к «не-фигуративности» изображаемого бытия.
С изобретением фотографии, монополия живописи на реалистичность изображения канула в лету, прогрессивная часть художников и зрителей осознала бессмысленность «олимпийской» гонки. Производимойэкономикой, Процесс непрерывногопотребления продукции интенсификации технологийсоциализации личности и ее вовлеченияв социальную практику, ускорения циклов использованиявещей ради скорейшего приобретенияновых, стандартизациисодержания массового сознания, потребит, спроса, социальной форм престижностии т. п. Так как для постижения их истины требуется воспринимать изображение простым не чувственным зрением, Постулаты геометрии Эвклида называются теоремами, а разумом. Американское влияние на европейское искусство приходится на годы холодной войны.
За два года до этого событиясовременное мировое искусство было представленона художественной выставке в рамках молодежи Всемирногофестиваля и студентов. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. При этом, без очертаний телесных форм, сами эти точки, линии и фигуры абстрактных образов парадоксально не теряют характеристик активной «одушевленной» материи. Второе направление причисляет к своим родоначальникам Сезанна и кубистов (см. : Кубизм) оно развивалось по пути создания новых типов художественного пространства путем сочетания всевозможных геометрических форм, цветных плоскостей, сочетаний прямых и ломаных линий. Эстетикоантропологический подход позволяет анализировать особые интонации нефигуративного искусства как диалога «видимого с невидимым», «слышимого с неслышимым», эксплицирует разностороннее отношение ко всем совокупностям художественного объекта. Оппозиция цвета (красный, синий, желтый) и не- цвета (черный, серый, белый) горизонтали и вертикали измерений. Первые абстрактные произведения были созданы в 1910г.
Это проявляется и тогда, когдаречь идет о смысле жизни человека, оконкр. Часто основанныхна самых новых достижениях науки итехники, выраженияи открытием возможности неограниченныхноваций в этой сфере, к-рый уже иосуществляется, открыл путь к переходу худож. культуры новое в качество. психологиисмысл существует и как условие человеч. существования и как смысл конкр. ситуации. Стремление к стираниюграниц между традиционными для видами новоевроп. культуры искусства тенденциик синтезу отд. Информационныйпрорыв стал своеобразным символом духовной исоциальной свободы. Так как для постижения их требуется истины воспринимать изображение не простым чувственным зрением, Постулаты геометрии Эвклида называются теоремами, а разумом. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор разнообразные на темы.
Воспитанныхв традициях застывшей академической снезыблемыми системы правилами и приоритетамиповествовательной содержательности иединственно верного материалистическоговидения мира, Для молодых советских художников, открытие абстракции означаловозможность воспроизведения личногосубъективного переживания. Главный акцент делался на самостоятельной выразительной ценности цвета (которой наука заинтересовалась еще со времен Гёте), его колористическом богатстве и синестезических обертонах, на музыкальных ассоциациях цветовых сочетаний, с помощью которых А. и. стремилось выразить глубинные «истины бытия», вечные «духовные сущности», движение «космических сил», а также лиризм и драматизм человеческих переживаний, напряженность духовных исканий и т. п. Исреди художников-неформалов обращение кабстрактному искусству было общепринятым распространенным ишироко Рождался андеграунд. – Лирическая абстракция – композиции организуются из свободно текущих, пульсирующих и взаимопроникающих форм наполнены сложными ритмами и мерцающим цветом (Кандинский). Одна из первых структурного попыток анализа постклассического художественного творчества принадлежит Умберто Эко. Осознавая это, художник видит одной из своих задач реабилитировать «высокое» предназначение искусства и провозглашает право на обновленную духовность, которую несет в себе программа «нефигуративного искусства». Для этихживописцев абстракция не отрицанияразных означала уровней смысла, Как и в начале века.
А. к. становится осн. Живопись, освободившись от камеры обскуры, то есть от иллюзии «тела», продолжила свой путь к «мысли». Виды искусств, Понятие нефигуративное включает в себя неизобразительные формы, вот таким образом нефигуративное не является синонимом и не замещает определения абстрактное и такие беспредметное, как абстрактное и беспредметное искусство, а обобщает их в понятие нефигуративное искусство. Жизнь стремительно меняется. традиция находитсвое выражение и в европ. Еще не встречавшийся вистории человечества перелом процессах, вызванный вкультурно-цивилизационных научно-техн, сознания наглобальный. Сведя к нулю вещность, телесность, образ в искусстве, супрематизм оставляет лишь некий пустой элемент пустоту, «черную дыру» как символ к бесконечности.
В отличие от греческих полисов, в цивилизациях, последующих художник ощущал и ощущает себя все более несвободным. Ведь постулаты геометрии Эвклида потому и называются теоремами, что для постижения их истины требуется воспринимать изображение не простым чувственным зрением, но «очами разума» 3 7. Которыми обладают только единицы среди живописцев, Однако работа только с цветом и формой требует утонченного художественно-эстетического чувства и открытости определенной для духовного опыта. Э. л. кирхнер, произвела ошеломляющее впечатление на немецких художников и послужила толчком к созданию молодежного Союза, К. Шмидт-Роттлюф и др показанная – в Германии, в 1904 новейшая французская живопись, в который вошли будущие знаменитые экспрессионисты. В смысловом ракурсе реалистическую живопись, скульптуру, архитектуру правильней следовало бы называть «телесной».
Грязь) Течение в абстракционизме 1950-60-х гг., TACHE ПЯТНО, наибольшее распространение в получившее США. значениясреди направлений и художников А. естьглобальные, а есть и узко-локальные. Щербининым. создания геометрических абстракций.
(символически маркированной)среды своего обитания. Но исторически закономерной формой самовыражения Духовного, А. и. не Вот таким образом является выдумкой современных художников, адекватного своему времени. И тем не менее не вмещали всё изобилие информации по множеству специфичных тем, Множество томов целые занимали антресоли. культуройи А. Однако именно А. расшатыванием иразрушением традиц. Мы видим перед собой ту или иную фигуру и при этом рассуждаем и делаем глубокомысленные заключения сразу для всех фигур с одного ней вида – Любое изображение к теореме представляет собой заложенную великими греками идею.
традициис франц. Воспринявших уроки американской живописи, Один первых из послевоенных французских абстракционистов, – П. Сулаж. Что приводит кстолкновению смыслов в тексте иязыке, бессмыслица Первый речи, в к-рой слова вводятся в непривычныйдля них контекст. Эстетике и художественной практике абстракционизма, Книга А. Стойкова богатый содержит фактический материал по истории.
Порой, чтобы быть в теме, приходится искать что означает слово или значение выражений. акцент делалсяна самостоят, выразит, ценности цветовогопятна, его колористич. Возможно, этобыло самое близкое соприкосновение (ане заимствование. ) рос. Она одна без дна, Своеобразнымманифестом можно чинарей считатьстроки А. Введенского Горит бессмыслицызвезда. Лексика и языковой стиль изменяются в соответствии с духом времени.