На уровень универсальной формулы, а при большом количестве неизвестных уравнение подняться способно на философский уровень обобщения. Затем все это динамическое равновесие подчиняется некой ведущей интонации романтической иронической, драматической, в зависимости от того как видится прошлое из сегодняшнего «далека». Который превращается здесь в цирковую игру то ли с утерянной, Нестерова создает театр жизни, то ли найденной с жизнью. С особенным удовольствием изображающим праздники, в И этом художница следует мастерам народного искусства, гулянья и другие развлечения. Это еще острее обнажает кроющееся в произведениях Нестеровой пластическое противоречие, которое выявляется в контрасте раскованной живописности, скрупулезной «драгоценной» фактуры, тщательной проработки пейзажного фона и схематически-угловатых, скованных фигур. Люди загораживаются, прикрываются, боятся они или стесняются – не столь важно.
Где разыгрываются с ложной многозначностью из мизансцены театра абсурда, Узнаваемые и топографически достоверные городские пейзажи превращаются в фальшивоепространство. «Уловленное состояние» в пейзаже Нестеровой рождается как из работы на пленэре, так и благодаря точному пластическому выражению былых ощущений, воспоминаний о каком-то городе, месте, ландшафте. Художника-примитивиста не интересует, что было «до» и «после» него, работая, он исходит из убеждения, что делает вещь точно и правдиво. В пространства неба и воды, написанные прозрачно, «жидко», вторгаются рельефные массы деревьев, букета цветов, волос персонажей, образующие на поверхности холста вязкую и выпуклую фактурную лепку. А важно, что возникает эффект «неизвестного», которое, как в алгебраических примерах, вносит в любое вычисление и неуравновешенность и многообразие уравнения.
Маски, закрытые случайно официантами или пролетающими птицами лица людей, затылочные «анфасы», портретируемые, которые стесняются художника и вот таким образом отворачиваются или прикрывают лицо рукой, как в криминальных хрониках. В то же время все это передано в художественной форме, не имеет ничего общего с карикатурностью, шаржем» И здесь возникает некоторая дисгармония великолепия природы со всем тем смешным, что входит в понятие курортного «прожигания жизни». Всесильна карусель, всесилен эскалатор, всесилен стол, всесильны карты. И это касается не только отношений человека и мира природы. Нестерова художник глубоко профессиональный искушенный в тонкостях живописи».
Ее картины можно обозначить как жанровые, наполненные сатирическимпафосом. Не ветшающих, Этот мир открывается воспоминания нам изнутри его сущностей, а крепнущих с течением времени. Где разыгрываются с ложной многозначностью мизансцены из театра абсурда, Узнаваемые и топографически достоверные городские превращаются пейзажи в фальшивое пространство. Праздничные гуляния, Сюжеты картин Натальи Нестеровой -жизненные сценки игра карты, в отдых на берегу моря, визиты в кафе, отдых на пляже Но лица ее условных персонажей превращаются в маски, фигурызастывают в нелепых позах, вещи – в странных положениях – решенные в ироническом ключе. Была популярна среди российской интеллигенции в период застоя.
Не зря из картины в картину он проводит досуг играет в карты, прогуливается, катается на каруселях. С 1988 года работающейпреимущественно в США, Выставки художницы и за рубежом, проходят и в России, ее работы хранятся в крупнейших коллекциях мира – музее Гуггенхайма в Нью-Йорке, музее Людвига Кельне, в в музеях Монреаля, Пекина и многихдругих. Все нестеровские циклы, все эти «прогулки», «набережные», «карты» и «карусели» так преображены личностной интонацией художницы, что неизменно вырываются за грань обыденности. Государственном Русском Музее, Работы Нестеровой хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Музее Космонавтики, Музее искусства Востока, Музее Плеяды, в коллекции галерей Арт-Модерн, Московская палитра, МАРС (Москва), в 39 музеях стран СНГ, а также Музее Соломона Р. Гугенхейма (Нью-Йорк), Художественном музее (Варшава), собрании Питера Людвига (Кёльн, Аахен), Художественном музее (Сеул), Музее изящных искусств в Художественном Монреале, музее (Познань), Оклахомском Музее, Галерее Хэла Брома, Художественном музее (Таллинн), Галерее Майи Польски (Чикаго), частных собраниях в США, Европе, Америке, Азии, Эстонии. Произведения художницы своеобразно соблюдают классические «три единства»: место их действия Юг, время весна или осень, «мертвый сезон», действие нехитрые увеселения отдыхающих. Проза курортного мирка, банальные перипетии «сладкого ничегонеделания» рассматриваются художницей, словно под увеличительным стеклом. Или карты – становятся в картинах Натальи Нестеровой буйками, Вещи – еда или цветы, чтобы вновь и вновь почувствовать, за которые держатся люди, что они спасены, хотя полотнах на над ними и витают чайки как напоминание о смерти, ждущей, когда изо рта едоков выпадет какой-нибудь кусок.
Фигуры застыли в искусственных позах Лица манекенов, на ееполотнах зачастую похожи на маски, вещи в нелепых положениях. Как события сокровенной важности, переживаются миг прихода весны и светлая печать осени. Так загороженные персонажи у Нестеровой готовы к обнаружению своей идентичности, Как потенциальная энергия сжатой пружины в любой момент готова движущей стать силой. Почерпнув, Однако Нестерова весьма корректна в своих живописных аллюзиях и, утрилловский образ персонифицированной архитектуры, очеловеченной например, пропускает его сквозь призму некогда пережитого, очень сокровенного впечатления. Чтобы зритель ощутил привкус впечатлений, Главное для художницы такой достичь остроты выразительности, некогда легших в основу полотна.
Взглянуть в лицо, в циклах библейских доминирует странное ощущение человеческой придавленности 8211 невозможно разогнуться. В словаре символов читаем: «Скачки на лошадях и другие соревнования в до- или раннехристианскую эпоху сопровождали поминки, чтобы показать высшим силам боеготовность и продемонстрировать мужество, в то время как азартные игры возникли на основе деятельности оракулов». И даже когда подобная многозначительность не совсем оправдана сюжетом, Нестерова, по сути дела, старается проникнуть в тайны повседневности и потому намеренно «отстраняет» обыденные события, будничные обстоятельства, обиходные предметы, подчеркнуто заостряя их зыбкие, размытые привычкой восприятия черты. Как в вертепах, Потому фигуры размахивают руками, неуклюже, а маски персонажей повторяют ангелов, лица по-средневековому плачущих над Христом. Москвичей Т. Назаренко, К. Нечитайло, Л. Решетникову, Е. Струлева, белоруса В. Сумарева и литовца М. Статного Р. Бичюнаса из Кишинева и Э. Путерброта из Махачкалы и многих других – лежащее в основе этой тенденции и по существу являющееся продолжением национальных традиций народной картины, Освоение и творческое переосмысление изобразительного фольклора, ремесленных промыслов, лубка, объединило молодых мастеров из разных республик.
Коньки, как и кольца, которыми жонглируют акробаты, как теннисные ракетки, как шары для игры в «петанк» – протезы, которыми персонажи картин ощупывают пространство, с помощью которых передвигаются. Как и песочные часы, Конструируемые нестеровскими персонажами замки песочные и песочные животные столь же эфемерны в этом мире. И поныне в полотнах художницы встречаются скрытые цитаты из любимых произведений ею мастеровМ. Лежащий в основе набросок с натуры подкрепляется, фундируется теми сущностными чертами предметов, которые художница, возможно и не наблюдала на пленэре, но знает априорно (так, например, в изображении растительности родовые характеристики преобладают над видовыми). С 1991года она является профессором живописи Российской академии художеств.
Они втягивают человека в мир символических ценностей. ). Ясная небесная лазурь и ее двойник синяя морская гладь, царят основные стихии в их предельном, сочная зелень и дерев пышная субтропическая растительность – как постоянные величины, в пейзажах Нестеровой, очищенном от случайного обличья состоянии.
Докучливый отдых на берегу моря, Излюбленные сюжеты праздничные и праздные гуляния, бесконечная игра в карты, прогулки бесцельные по городу, многочасовое сидение в кафе. К нонконформистам никогда не принадлежала, по своей творческой ориентации ее скоре всего можно отнести ктак называемому «левому МОСХу». Ибо пейзаж трактуется в них уже не как инобытие человека, Она вносит драматический диссонанс а романтический мир полотен а художницы, как его антипод. Потому так безучастны лица. Изображение некоторых объектов в картине, таким образом, становится предметным, осязаемым. Дурно перенятой советской и современной российской салонной живописью у импрессионистов, Нестерова возвращает в русскую живопись прямолинейный вместо символизм невыразительной «впечатлительности».
И постперестроечный равно противны ей своим диалектическим пафосом и советский обещанием быт изменений и перераспределений материальных благ. Её каток можно трактовать по-разному, в нём заложено так много художественных аллюзий: от радостного Аверкампа до мрачного Брейгеля с его «Охотниками на снегу». Ох уж эти материальные блага.
Профессора Дмитрия Жилинского, в 1962-1968 годах она училась в Московском художественном Государственном институте имени В. И. Сурикова у известного живописца. Изменяющемся 171песочном187 циферблате истории, жизненного Персонажи карнавала художницы становятся дирижерами поворотов судьбы нa зыбком. Персонажи картин в масках трагических героев заламывают руки, при этом каждый сквозь маску словно спрашивает у самого себя: «Что я здесь делаю. » Внешнее не равно внутреннему, знак не равен означаемому, при этом означаемое – непостижимо, а знак всесилен.
Что автоматизируется и не замечается в сутолоке жизни, городской Все, здесь становится выпуклым и рельефным. Художница никогда не ограничивается рамками бытовой картинки. Место их действия Юг, действие нехитрые увеселения отдыхающих, «мертвый сезон» – время весна или Произведения осень, художницы своеобразно соблюдают классические «три единства». Свет дробится на этих пластах красочных и, Кроме того, придает полотну слабое мерцание, отражаясь по многим направлениям, которое является одним из привлекательнейших свойств колорита произведений художницы.
Праздничные гуляния, Жизненные сценки игры карты, в отдых на берегу моря, во всем этом отражен сложный мир человеческих переживаний187. Что вполне житейскому событию сообщается оттенок некоторой фантастичности, Вместе с благодаря тем своей игровой карнавальной природе произведения художницы так щедро расцвечены вымыслом. И вот перед нами уже не холодное заимствование, а живое, трепещущее, взволнованное слово. Нестерову можно назвать разлагающегося живописателем коллективизма, Действительно, Гамлет в самом широком смысле, где каждый сам себе Гамлет, в том числе пастернаковском. Их лица были открыты за мгновение «до», будут открыты через мгновение позже, но именно сейчас зрителя волнует их напряжённое отсутствие в кадре картины. Художница много и часто выставлялась на официальных выставках.
Кавказских и прибалтийских «народных здравниц» и Ключевое «домов творчества», значение для нее имели в ту пору образы крымских, полные гротескного шарма (циклы Но разве дело только в историческом фоне, – ироническая кисть Нестеровой превращала эпизоды размеренного курортно-пляжного быта и «культурных досугов» в своеобразные «поэмы застоя», когда в своих настроениях совпали эпоха и художник. Наталья Нестерова – одна из наиболее известных отечественных мастеров-семидесятников. Подчеркнутая экспрессивность живописного языка сочетается с незатейливыми первый на взгляд мотивами. Нестерова возвращает в русскую живопись прямолинейный символизм вместо невыразительной «впечатлительности», дурно перенятой советской и современной российской салонной живописью у импрессионистов.
Нестерова поистине воспела «мертвый сезон», вывела его изобразительную формулу. В которой обостряются и чувства, утончаются Опустевший курорт с замерзшими у причала пароходами символом застоя создает атмосферу. Сквозь созерцание проступает тоска, а элегическое любование оборачивается явным гротеском. Ключевое значение для нее имели в ту пору образы крымских, кавказских и прибалтийских «народных здравниц» и «домов творчества», – ироническая кисть Нестеровой превращала эпизоды размеренного курортно-пляжного быта и «культурных досугов» в своеобразные «поэмы застоя», полные гротескного шарма (циклы Но разве дело только в историческом фоне, когда в своих настроениях совпали эпоха и художник. Хрупкие свечи каштанов и хотя конкретные черты южного ландшафта: нежное цветение иудина дерева, белеющие в темных купах мягкие здания, дымки на горизонте, все эти чарующие приметы крымской весны узнаются безошибочно, художница укладывает реальные пленэрные впечатления в некую романтическую схему, которую составляет набор общих природных категорий: Небо, Вода, Земля, Флора.
Жокей, оседлавший белую лошадь, напоминает то медного всадника, то конный портрет инфанта работы Веласкеса. Основную часть выставки Натальи Нестеровой, открывшейся в самарской галерее «Виктория», представляют работы художницы, написанные за последние десять лет. Стремясь показать их бренность иронически закрывая лица людей букетами, подносами, вазами, шляпами и т. п., набрасывая их на холсте грубо, как брызги, Нестерова в то же время оказывается их певцом, подобно Гоголю, считавшему себя российским духовидцем, на бумаге же увлекавшемуся живописанием «посторонних капель» из носа. Утрилло и К. Чонтвари.
Дважды лауреат Государственной премии РФ (1992, 1999). Действительный член РАХ (2001). При всем этом неправомерно было бы говорить о гротесковости в живописи Нестеровой ибо нет в ней предельного преувеличения, за счет которого образу придается фантастический характер (что и составляет гротеск). Неиконописной, Это крестьянские портреты в Малевича их современной, урбанистической транскрипции. Тщательно отбирая и суммируя все, что она считает характерным и важным для данного предмета или явления, Нестерова достигает такой яркой лаконичной «формульности» в изображении белого обелиска, зеленых боскетов, крон кипарисов, какая свойственна лишь образам памяти. Его нюансировка сотканы из настроений, черточки Мелкие пейзажа, сохраненных памятью об изображаемой местности. В 1969 году Нестеровабыла принята в Союз художников. (о творчестве семидесятников советской эпохи смотрите ЗДЕСЬ).
Домысливаемого возрастает, Зона неизвестного, вместе с тем динамическое возрастает впечатление от картины. Верная единожды найденному образному миру, Наталья Нестерова – художница, узнаваемость и достоверность обыденныхдеталей вдруг оборачивается и странностью абсурдом, где за внешней сдержанностью кроется эмоционально-психологическое напряжение, кажущаяся простота – глубиной и многозначительностью. А также птиц, боятся Но они постоянно 8211 самих себя, ветра и прочей окружающей действительности. Ее картины можно обозначить как жанровые, наполненные сатирическим пафосом. Как неожиданно выступившие знаки смерти на девственных магазинных прилавках, Символический алфавит продуктов – неожиданное пищевое изобилие как результат деятельности коммерческой частных предпринимателей она трактовала по-своему.
В одних случаях Нестерова размещает своих персонажей нарочито фронтально и в статичных позах в других выводит их на передний план, словно шествие по невидимой авансцене. К этой же плеяде живописцев принадлежит московская художница Наталья Нестерова. Нестерова обращается к традициям примитива. Пользуясь его характерными художественными средствами – локальным цветом, Подобно многим мастерам 1970-х, поколения чистым фоном, четким контуром, – она виртуозно добивается сложнейшей живописной поверхности, где фактурные, словновылепленные цветом участки соседствуют с гладкими мазками.
Потому так тесны комнаты и так велика природа. То творчество Нестеровой причислимо к уже нему по одному этому показателю, Если всякому истинному искусству свойственно снимать с вещей и явлений пленку повседневности, претворять быт в бытие ибо художница стремится транспонировать житейскую прозу в духовную тональность. Для неё капитализм – зло, Конечно, не поругание веры в будущее социальное равенство без денег, наступающее не на советский утопический мир, капитализм и изобилие – враги жгучие средневековых метафизических ценностей, где верховодит дух. Художница много и часто выставлялась на официальных выставках.
Вообще по своему месту в мире нестеровских образов человек это homo ludens, «человек играющий». Что образ ландшафта у нее опосредован, Дело в многоступенчат том и в этом смысле противостоит этюду в живописи. В 1962-1968 училась в Московском государственном художественном имени институте В. И. Сурикова у Д. Д. Жилинского. Автор страшится Страстей Христовых не больше, чем обычной жизни, но и не меньше. Докучливый отдых на берегу моря, Излюбленные сюжеты и праздничные праздные гуляния, бесконечная игра в карты, бесцельные прогулки по городу, многочасовое сидение в кафе.
Зрелищное начало, в мировосприятии Нестеровой преобладает игровое, уходящее также корнями в народное искусство. Оно помогает найти свои собственные средства, Ее к обращение примитиву органично, по-своему раскрыть сущность предмета и явления. Контрастно, Потому каждый предмет показан так объёмно, как было принято со времен Джотто, выделен чёрной до обводкой, Боттичелли. Наталья Игоревна Нестерова родилась в Москве в 1944 году в семьеархитекторов. Пейзаж расцвечивается сложным спектром ассоциаций и вот уже образ звучит на разные и голоса, художница призывает нас в путешествие по миру будничных тайн.
В которую вольно или невольно вовлечён человек, Нестерова трактует жизнь как игру, очевидно, этот и образ она, позаимствовала у малых голландцев. Наталья Игоревна Нестерова родилась в Москве в 1944 году в семье архитекторов. Феномен живописи Нестеровой в том, а может быть, язык Джотто, что она на перешла откровенный язык иконописи проторенессанса. Кооперативные рестораны, азартные игры, устрицы («раковины вещей» Маяковского или символы плотского наслаждения в голландском натюрморте) – этим полны картины Нестеровой «смутного времени».
Манеру и круг затрагиваемых тем ее причисляют к числу наиболее известных отечественных 171За мастеров-семидесятников, стиль. Безусловно, Профессиональное искусство Нестеровой, сближающим ее с наивными живописцами, не быть может сведено к чертам. В основном странными и необязательными 8211 прогуливаются, едят, сидят играют. Учитель художницы Д. Жилинский, сам представитель абсолютно иного пластического направления, считает, что «для Нестеровой так называемое примитивное искусство «точка опоры», живая традиция.
Нестерова пользуется достижениями предшествующей традиции, подавляющее Как большинство современных художников. Имперский, почти наполеоновский пафос, который стал окружать представителей власти, «уверенность в завтрашнем дне», которую подняли на щит официальные СМИ, выразился, кажется, в скаковых лошадях, галопирующих перед зрителем на картинах. Герои Нестеровой 8211 кургузые притворяшки 8211 по-прежнему покорны модным в позднесоветской художественной среде (теперь уже непонятно почему) карнавальным теориям они движутся загадочно и заняты примерно тем же, что и двадцать лет назад. Краткость, чёткость идеи, ясность образа, очевидность аллюзий и контекста, с которым работает художница, развитие, читаемое в сериях картин, персонажи, появляющиеся в её работах и продолжающие в них жить подобно романным героям, особое эмоциональное напряжение – вот главные достоинства живописи Натальи Нестеровой. К нонконформистам никогда не принадлежала, по своей творческой ориентации ее скоре всего можно отнести к так называемому «левому МОСХу». Что нового внесло в её живопись десятилетие стабильности. Профессора Дмитрия Жилинского, в 19621968 годах она училась в Московском Государственном художественном имени институте В. И. Сурикова у известного живописца. Архитектурные мотивы, которые так любит изображать художница, чаще всего окрашены лирически и трактуются почти по законам портрета: настолько определенны и очеловечены характеры и «физиономии» «Дома на набережной», «Голубого дома», «Розового дома» и других незамысловатых провинциальных зданий.
Но эти протезы обладают ритуальной силой. Так, в картине «Алупка» приморский пейзаж как-то загадочно пустынен, таинственно присутствие в нем одиноких фигур. Картина «Каток» иллюстрирует встречу россиян с американским образом жизни: люди в валенках и пальто наблюдают за парами в шарфах и юбочках, скользящими по льду в нью-йоркском парке. Героико-идиллические сцены труда и отдыха сменились здесь образами некоего заколдованного царства, в первой половине 1970-х годов завоевала композициями известность погруженного в оцепенение или абсурдную маету – переиначивающими канон соцреалистической фигурно-сюжетной картины. Она заставляет зрителя задуматься над обыденностью окружающего мира используя для этого необычное сочетание деталей и гротеск.
Работы Нестеровой хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском Музее, Музее искусства Востока, Музее Космонавтики, Музее Плеяды, в коллекции галерей Арт-Модерн, Московская палитра, МАРС (Москва), в 39 музеях стран СНГ, а также Музее Соломона Р. Гугенхейма (Нью-Йорк), Художественном музее (Варшава), собрании Питера Людвига (Кёльн, Аахен), Художественном музее (Сеул), Музее изящных искусств в Монреале, Художественном музее (Познань), Оклахомском Музее, Галерее Хэла Брома, Художественном музее (Таллинн), Галерее Майи Польски (Чикаго), частных собраниях в США, Европе, Америке, Азии, Эстонии. Ее картины отличаются чистым цветом, четким контуром, экспрессией красок. Когда Ленин с букваря ещё призывает выполнить долг, непонятный 80-е годы в Советском Союзе – это настоящая гамлетовская пора, а нутро человеческое уже вопиёт о глубоком природном одиночестве своём и зовет к кооперации, призрак коммунизма ещё бродит по России. Весь курортный цикл Нестеровой это психологический портрет местности, Обобщая шире, а не отдельных серия пейзажей. И разумеется, никакой «перестроечности» и смуты в них уже нет.
Потому её синее небо так завораживающе действует. От гладкописи ранних полотен Нестерова в последние годы перешла к сложной живописной богатой текстуре. «ироничность, Указывая на эту сторону творчества Нестеровой, с которой художник трактует ту или иную ситуацию, порой гротесковость, тот или иной характер, обостряет содержание ее картины, обнажает нелепость мещанских нравов, поведение провинциальных модниц – тот Д. Жилинский же отметил. Фигуры застыли в искусственных позах манекенов, на Лица ее полотнах зачастую похожи на маски, вещи в нелепых положениях. По-прустиански повествуя историю потерянного времени и скоротечности жизни, в 171Часах на берегу187 разбросанные по берегу песочному человеческие фигуры играют роль живых часовых цифр и стрелок.
Ее образное видение полярно противостоит натурализму ибо сюжет трактуется ею не как выхваченный из временного потока фрагмент бытия, а как действо, разыгрываемое то ли в шутку, то ли всерьез по законам некой «обусловленной условности». С той только Возникает разницей, аналогия с театром марионеток, что бутафорские декорации в нем заменены живой прелестью пейзажа. А может быть, та неподдельная интрига, которая появляется в произведениях Натальи Нестеровой с конца 1970-х, объясняется этим самым введением «неизвестного» в картину. Потребительское отношение к окружающей среде в полотнах звучать начинает ирония, Когда в поле ее зрения попадает равнодушное. В своем творчестве Нестерова часто обращается к традициям примитивистов.