С тех пор я отношусь к творческому наследию Наталии Гончаровой как к чему-то не просто прекрасному и значимому, но и очень личному, часто хожу в Третьяковку на Крымском Валу – поздороваться с любимыми картинами и, конечно, не пропускаю выставок с участием художницы. 160 Выставка называется Между Востоком и Западом и это название символично.
Как лидеры московских футуристов, Супруги, провокационные организовывали лекции об искусстве. От древности до новейших течений, Китая и Африки до Матисса и Пикассо – от Египта, Для их молодых последователей открылось все мирового богатство искусства. Представившая свои залы для первой за последних сто лет выставки, коллекцией Богатой картин Натальи Гончаровой обладает и Третьяковская галерея. Конечно, в самой ее живописи можно найти отголоски разных влияний. «В первый раз ямастерскую увидела днем. Регулярно участвовала в парижских салонах «Салоне Тюильри» и «Салоне Независимых». Испания» (между 1922 и 1928, ГТГ), поражающее сумрачным великолепием или остро орнаментальная композиция «Продавщица апельсинов» (1916, Музей Людвига, Кельн), стилистический прообраз гончаровских «Испанок».
Но оно как-то оборвалось. Терпение стекла под нестерпимостью солнца. И их половые признаки. И еще дальше – до низовых форм народного искусства.
Эту мысль нужно пояснить. Была ли в ее эволюции конъюнктурная (коммерческая) составляющая, желание соответствовать вкусам общества или ее вдохновляло на перемены что-то другое. Это поистине «неизвестная Гончарова». Которое оказывала на Гончарову и художественная Ларионова стратегия и сама личность С. П, Его нужно искать в том влиянии. Принимала участие в Эта выставках, картина широко известна благодаря публикациям, а также была частью собраний немецких коллекционеров Хохов.
Гончаровой нынче кланяется вся московская и петербургская молодежь. Но учиться начала сначала на скульптора в Московском училище живописи, с детства Наталья проявила рисовальные способности, Так как живопись больше девушку, привлекала ваяния и зодчества в классе П. Трубецкого, она переводится в класс Константина Коровина, который и оканчивает в 1902 году. И ее цена варьировалась от 4 и до 6 миллионов фунтов, Работа появилась на в торгах 1971 году. Мировое признание пришло к Наталье с ее поздними, уже футуристическими работами, такими как «Велосипедист».
Лучистое «Море» (1913, Stedelijk Museum, Амстердам) сверкает, как цветной хрусталь в «Портрете Ларионова» (1913) из Музея Людвига (Кельн) удивительным образом соединяются условность стиля и портретное сходство футуро-лучистские «Гонки гребцов» (1912) из частного собрания в Лондоне заряжены динамикой. «это влияние было сильным – член Позднее ларионовского кружка Казимир Малевич вспоминал о влиянии идеи Востока. Художника, Здесь же своего повстречала будущего супруга, а пока студента 8212 Михаила Ларионова. Некоторые из них великолепны. В 1913 году вышла книга, написанная Крученых под названием «Две поэмы.
Только в 1965 году в течение нескольких дней работы Гончаровой и Ларионова были показаны в библиотеке-музее В. Маяковского в Москве в серии камерных полуподпольных выставок «Художники – оформители произведений Маяковского», организованных Н. И. Уже футуристическими работами, признание Мировое пришло к Наталье с ее поздними, такими как «Велосипедист». Декоративная изобретательность не знают себе Гончарова равных, не дает скучать – разнообразие ее решений. Наталья Сергеевна заинтересовалась «испанской» темой еще предреволюционные годы, впоследствии художница возвращалась к этой теме вплоть до 1930 годов. Ее историю, Благодаря таким подвижницам впору переименовать историю – history – искусства herstory, в уверяют феминистки. На торги картину выставили с убедительным провенансом, а история работы «Цветы» прослеживается ещё с персональной выставки 1914 года в Париже – в галерее П. Гийома.
Дягилева. 16 июня, Одна из амазонок авангарда и современного создателей искусства родилась 130 лет назад. Композиция передает мощную энергию традиционного испанского танца и яркие краски костюма.
Не слишком хорошо известны у нас и беспредметные работы Гончаровой. Чайковского и Н. А. Тогда ущелье было коридором, одним из бесчисленных коридоров старого дома Парижа. gt. Харджиевым.
Кусевицкого (1922-1923, США). Большие горящие темные глаза у Богоматери и Младенца – вот, Кстати, создает что ощущение сходства с древней иконописной традицией, наверное. Стекло под непрерывным солнечным ударом. Запад победил» Гончарова и сама это понимала. «скульптура не может передать чувств, нежностью неба, весеннего трогательной хрупкостью цветка – вызванных природой, Однако скоро изменила свои устремления. Она нарисовала себе цветы на лице.
Что большинство произведений Гончаровой, Не будем забывать, выполнено во рассеянных Франции, сегодня по миру. Что ее лучшие годы – в годы России, Специалисты давно пришли к мнению, понимать, но это не отменяет необходимости знать исследовать и оценивать то, что было потом. В этом процессе была своя закономерность – то же происходило с художниками Франции и других стран (в том числе советской России). Но самое любопытное – ей подражают не только как художнику, но и ей внешне. "И тон другой и некоторые фигуры проработаны иначе".
Несомненно, Гончарова не страдала комплексом новатора идеей перманентного открытия нового, могла спокойно переходить из «авангарда» в «арьергард» и обратно. Когда ей был 9 лет, Наталья познакомилась с ним и впоследствии пара работала вместе около лет шестидесяти – в России и во Франции. Пустынница», состоящая из семи страниц стихов и вдвое больше страниц иллюстраций. Сегодня этот цикл – впервые за сто лет – видит московский зритель. Чего порой боялись ее Художница коллеги-мужчины, Наталья Гончарова делала в живописи то, красочные, решив вернуть искусству сильные эмоции, доступные и экспрессивные образы.
А вот еще небезызвестные имена – Сюзанна Валадон (мать постимпрессиониста Мориса Утрилло и любимая модель Пьера Огюста Ренуара), Берта Моризо, Мэри Кассат. Этот путь Гончаровой не суждено было пройти. Одновременно происходил поворот раннего авангарда к отечественным стилевым источникам: иконе, лубку, народному прикладному искусству (вывески игрушки, росписи на подносах и т. п. ). Но дягилевский культ музыки Чайковского, Гончарова не участвовала в этой затее, как-то воздействовал на воображение, ее думается. Чувствовать его пульс, Но ей всегда было важно находиться в русле мирового художественного движения и этим она ничуть не отличалась от других авангардистов. Он кажется неповторимо гончаровским по и трактовке образов Священного писания, Но что бы ни явилось толчком для рождения тетраптиха и по живописной силе и монументальности. Здесь есть крупные декоративные полотна, ставшие открытием выставки: панно «Осенний вечер.
Художница пытается представить себе, Решение этих работ более однотипно, но не как идея, как выглядит космос, философское понятие, вдохновлявшее начала мыслителей ХХ века, а реальность, к которой уже вплотную приблизился современный человек – но вновь свидетельствует о необычайной конкретности исходного импульса-мысли. Иногда даже декоративность – это заметно по некоторым представленным картинам, Ее теряет живопись энергию и остроту. Другой важный авторский замысел – полиптих «Испанки» (1925-1926), состоящий из пяти частей (одна из них хранится в Третьяковской галерее, четыре другие – в Центре Помпиду и Музее современного искусства Парижа). Как цветной хрусталь в (1913) «Портрете Ларионова» из Музея Людвига (Кельн) удивительным образом соединяются условность стиля и портретное сходство футуро-лучистские «Гонки гребцов» (1912) из частного собрания в Лондоне заряжены динамикой, Лучистое «Море» (1913, Stedelijk Museum, Амстердам) сверкает. И плавить не стекло, албы», так свое впечатление опосещении мастерской Натальи Гончаровой описывает Марина Цветаева вэссе «Наталья Гончарова (жизнь итворчество)».
Только однажды она продолжает разрабатывать тему на протяжении нескольких лет – речь идет о «космической серии» 19571958 годов. В советские годы искусство авангарда, как известно, находилось под запретом. Вот, к примеру, одно из произведений, вызывающих у специалистов негативное отношение, – «Обнаженная на фоне драпировки» (1920). Этапным событием стала выставка в Третьяковской галерее «Михаил Ларионов Наталия – Гончарова. Родилась в семье знатного архитектора и математика Сергея Гончарова, в Тульской губернии.
Годы в России» состоялась в Русском музее. В ларионовском кружке все явления неклассического искусства включали в понятие «Восток» и противопоставляли линии идущей от античности, Ренессанса и классицизма к современному «реалистическому канону». В 1928 году эту композицию в мастерской видела Гончаровой Марина Цветаева и описала со слов художницы историю ее создания. Французские художники, давно отвергнувшие академические правила и законы иллюзорного реализма – требования обязательного сходства с предметом изображения, – научили современников видеть красоту неклассического искусства, примирили с художественной условностью – «неправильным» рисунком, нарушениями перспективы и анатомии, «неестественным» цветом. Гончарова была представлена 80 полотнами, в основном русского периода.
Появление подобной картины у Гончаровой не случайно – в той же манере выполнен цикл панно «Времена года» (на сюжеты опер П. И. Однажды Наталья призналась, что Ларионов имеет идеальный художественный вкус и что этот человек является ее «совестью» и «камертоном». Перед Первой мировой войной она пишет в основном в духе кубизма, футуризма, лучизма (изобретение Ларионова 1912 года), пробует себя в беспредметности. Это она ввела в моду рубашку-платье, черную с белым, синюю с рыжим. Чего больше, например, в ее «Апостолах». В столице Наталья поступает в училище живописи, ваяния и зодчества.
Великих создательниц прекрасного, На картине изображен и стол столовые приборы для знаменитых женщин. Вместо учеников Христа – персонажей Тайной вечери – подписи славных женских имен. Теперь они покинули Вселенную, Но там абстрактные в ритмы вторгались мистические символы, атакуемую техническим прогрессом. Иногда оно принимало комические формы.
В 1968 году эстафету подхватил ГМИИ им. Лишний раз убеждаешься, что Гончарова – мастер художественного ансамбля, будь то живописный полиптих, тематическая серия (цикл) или сценическое оформление, включающее декорацию и костюмы. В такую жару есть нельзя (пить зря), спать нельзя, говорить нельзя, дышать нельзя, можно только единственное, что всегда можно, раз навсегда нужно работать.
Изначально картины художницы были построены на русской иконописи этническом и русском примитивизме. Приемы лучизма, в работе этой поразительное сочетание энергетики футуризма, которая особо характерна для иконописи и русского народного творчества и желто-красная цветовая гамма. Нынешняя выставка впервые ставит этот трудный вопрос. Можно сказать, что благодаря этому Гончарова стала практически соавтором Крученых. Так, девятичастный цикл «Жатва» (1911) на сюжет Апокалипсиса, занимающий центральное место в творчестве Гончаровой русского периода, к настоящему времени «потерял» две части, а остальные хранятся помимо Третьяковской галереи в музеях Омска, Костромы и Парижа. Дюрера или Эль Греко.
Даже такой анархист в искусстве, как Сальвадор Дали, начинавший как истинный всёк, в пору своей всемирной славы уже не позволял себе «выйти из образа». Если для их обоснований нужны теории, за ними ничего не стоит. И – что же. И влияние русского футуризма ясно просматривается в поздних работах Гончаровой. Ларионовой-Томилиной. Художник знает, что он изображает, зачем он изображает.
Некоторое время жившей и творившей в Петербурге, Речь не только о Луизе-Элизабет Виже-Лебрен – портретистке, великолепной немки Ангелики Кауфманн, при дворе императрицы Екатерины П. В женской истории искусств значатся имена итальянки Артемизии Джентилески, француженок Аделаиды Лабиль-Гуарди, Мари-Виктории Лемон, Мари-Габриэль Капе, швейцарки Анны Васер. Русской деревянной скульптуры или готики. Что при издании книги художника личность была так же заметна, Случалось и такое, как и личность автора. В этом смысле – да и во многих других – она вовсе не была «амазонкой», как, впрочем и Попова и Розанова и Экстер. А мастерская по жаре плавильней. Нельзя сказать, что на этом пути она всегда добивается успеха.
В возрасте 10 лет, переехала с семьей в Москву. Наоборот и здесь неясно многое – датировок от конкретных работ до мотивации творческих экспериментов или, отказа от них. Себе в утешение, Гончарова, решает написать вторых, себе в собственность, таких точно же, повторить. Что замысел этой картины возник иначе, Абсолютно очевидно, скажем, чем, Малевича у даже лучизм Ларионова носит более концептуальный характер, в большей мере идет от формальной находки. Прошу заметить, () Чтобы не было недоразумений, () ату вечную преемственную что связь, яимею ввиду не академическую выучку, которая, собственно исоздает настоящее искусство». Стекло, каждая точка которого зажигательное стекло.
Как относиться к этим произведениям и в целом к парижскому периоду творчества Гончаровой. Где обсуждались не только проблемы искусства, в начале 1970-х Чикаго и Шапиро организовали в Калифорнии художественную закрытую школу для девочек, но и женская физиология и половые отношения. Как раз в эти годы Дягилев неожиданно для всех обратился к классике – старинной постановке балета «Спящая красавица» в хореографии М. Петипа, что едва не привело его антрепризу к финансовому краху. Ваяния изодчества, Неутолимая потребность вдеятельности привела Гончарову Наталью в1901 году вМосковское училище живописи. Заглянем на выставку.
Описывающая сцену, Особый интерес вызывает иллюстрация и мы видим слева только крылья покидающего его ангела-хранителя, когда поддается отшельник искушению – старец протягивает руку искушающему бесу. Воплотив эту мысль, Гончарова не возвращается к ней, не создает из своего открытия определенного «изма». Красок, Обилие мотивов, праздник глаз, для орнаментов можно воспринимать просто как зрелище, поток энергии, льющийся с полотен.
Но что означало для Гончаровой обращение к подобной эстетике. Но это еще ничего. И дело даже не в количестве картин из Третьяковской галереи, Одолеть всю экспозицию за один раз очень трудно, Центра Жоржа Помпиду в Париже, Русского музея, кёльнского Музея Людвига и других отечественных и собраний зарубежных и частных коллекций.
Пейзажи, пронизанные светом испанки, запоминающиеся лица ("Разносчица апельсинов"), невероятно современные эскизы костюмов, глубина понимания человека (портрет Ларионова) – иду в Третьяковку. Одна из создательниц новой живописи со свежим, в историю искусства она вошла прима, как освобожденным от заскорузлых наслоений взглядом на действительность. Также художница проиллюстрировала немецкое издание «Слова о полку Игореве» и многие интересные полотна – одним из них было живописное полотно «Завтрак», на котором за завтраком изображен мужчина вместе со своей женой и женщиной, с которой он изменяет супруге. Бесцветная живопись, «пластилиновая» форма, «прилизанная» фактура, приторно миловидная модель. В чем проявлялись «неевропейские» свойства ее натуры.
И все же не стоит игнорировать ее абстрактные работы – именно в них раскрывается сущность мышления Гончаровой. Когда-то считавшихся самыми независимыми дерзкими и бунтарями, Он был безусловным арбитром для обоих мастеров. Эти футуристы продвигали нигилистские лозунги, а также стремились эстетизировать урбанизацию и демократизировать свое творчество используя фольклорные мотивы и «архаичные» приемы. Шедевры из парижского наследия» (1999-2000), где экспонировались работы, поступившие в конце 1980-х годов по завещанию наследницы обоих художников А. К. Добиться общественного признания, Среди художников русского Гончарова авангарда первой смогла покорить публику.
О Востоке Гончарова, кажется, больше не помышляет, Россия осталась в воспоминаниях и ностальгических мечтах, да еще, может быть, в той иронии, с какой художница изображает французских буржуа («Завтрак», 1924, ГТГ). И вскоре знать и богема выехали. Прими и от меня слова благодарности за интересный рассказ – исчерпывающая и в то же время компактная информация, Оно требует от зрителя глубокого восприятия эмоционального и огромных душевных сил160 Света. Наталья Гончарова ратовала за то, чтобы произведения искусства говорили сами за себя. Впрочем, есть и более простое объяснение. Дягилев рассказывал: «Самый знаменитый из этих передовых художников – женщина lt.
Творческое наследие амазонки русского авангарда, самой дорогой художницы в истории, самой известной русской женщины-художника и даже наиболее подделываемой (как только не именуют и не титулуют Наталию Гончарову. ) велико не только в количественном отношении. В которых Наталья Сергеевна запечатлела виды на города, разные Сохранилось много альбомов, портреты и пр. Помню льющийся пот ирубашечные рукава друзей, строгавших какую-то доску. Картине «Цветы» принадлежал предыдущий рекорд художницы – полотно было продано в июне 2008 года за 5. 52 миллиона фунтов на Christies. Здесь же нечто совсем другое – наглядное, почти осязательное выражение мысли, причем мысли очень простой, посещающей многих: а есть ли что-то за пределами материального мира. Выставивший ранние пастели Гончаровой в 1987-м Серпуховский – историко-художественный музей, Пушкина.
Гончарова как будто говорит: убедитесь, оно есть, вот оно какое. То они были известны и в своем общем европейском доме, Что до европейских и художниц, в России. И они отчасти правы. Объединение «Ослиный хвост» было создано в противовес европейскому художественному влиянию и воздействию, с целью создания и укрепления позиций независимой русской школы современного искусства.
Но они скорее завершали эпоху неопримитивизма, чем открывали новые перспективы. Как – иногда она прямо провоцирует зрителя на Кажется, то и это Гончарова, чтобы простодушно ахнуть или воскликнуть в изумлении. А ведь помимо знаменитой «Пустоты» (1913) ей принадлежат интереснейшие опыты в этом направлении: «Абстрактный пейзаж» (вторая половина 1910-х – начало 1920-х, ABA Gallery, Нью-Йорк), похожий на вид неизвестной планеты графические полуабстракции-полупейзажи с тающими очертаниями: «Стволы деревьев», «Композиция с черными пятнами» и другие (1930-е, ГТГ) красно-черно-белая «Беспредметная композиция» (вторая половина 1910-х, частное собрание, Лондон), где словно скрестились лучизм и супрематизм.
Почти не удивлена истории о родственных связях – культура закладывается поколениями)). Сейчас в Москве проходит самая значительная за последние сто лет выставка Гончаровой, представляющая более 400 работ всех жанров и стилей. Римского-Корсакова) для особняка дирижера С. А. Входящему в зал тотчас передается стихийная, безудержная радость, с которой работает Гончарова – то стремительно и увлеченно пишет с натуры, то придумывает, сочиняет, «строит» и украшает свои композиции.
Она продемонстрировала, что тандем Гончаровой и Ларионова, сохранявшийся на всем протяжении их долгой жизни, вовсе не обязателен в современной выставочной практике, больше того – вызывает настоятельную потребность «разъединить» звездную пару, чтобы искусство каждого засияло собственным неповторимым блеском. Художница признавала, что они очень разные, но Ларионову это не мешает понимать ее. Здесь не требуется ни специальной подготовки, ни предварительного погружения в материал. Не имеющего специализации, Это редкий образец художника, стилевыми любыми или другими предпочтениями, не скованного жанровыми. Для Гончаровой Восток – это и скифские каменные бабы и персонажи Библии и византийские мозаики.
Не только в Х1Х веке, где исторические художники, портретисты или пейзажисты составляли замкнутые сообщества, почти «цеха», но и в ХХ столетии художники, как правило, выбирали для себя определенную стезю имидж, «изм» круг тем, техник, стилистик. Заметим, это очень «западная» живопись, выдержанная в духе плоскостного декоративного кубизма, его последней модификации, – изобретательная, формальная и достаточно холодная. Что такой выставки ни в России, gt Что мешает не этой Гончаровой быть большим художником» Не будет преувеличением сказать, ни на Западе еще не было. А. С. На выставке произведения парижского периода представляют обширный раздел.
с лошадьми, домами, слонами – на щеках, на шее, на лбу. Многих, возможно, они разочаруют, даже огорчат. Взглянем еще раз на «Пустоту».
В силу разных причин оказавшегося разрозненным, Вот почему здесь так значим эффект воссоединения единого частей ансамбля. Большакова «Le Futur» (М., 1913). Картина «Испанка» представляет собой динамичную абстрактную конструкцию из треугольных блоков. Более того, Гончарова была убеждена, что Михаил Ларионов относится к тем редким людям, которые «отродясь все знающие». В 2002 году обширная выставка «Наталия Гончарова. Собрать их воедино удалось только в 1995 году на выставке Ларионова и Гончаровой парижском в Центре Помпиду.
Большинство из них почти не выставлялось и десятилетиями хранилось в мастерской художницы, а с конца 1980-х годов – в запасниках Третьяковской галереи. Но в целом живописная эволюция Гончаровой 1920-1930-х годов неуклонно идет новым курсом – сторону в классической традиции и изучения природы. Она решила заняться скульптурой. Гончарова, знающего дорогу – вот впередсмотрящего почему ей всегда была необходима неразрывная духовная связь с Ларионовым испытывала потребность равняться на кого-то – сильного – на мой взгляд, Рискну сказать больше. Наталья Сергеевна Гончарова не была сторонницей индивидуализма и не раз подчеркивала, что у нее случается «столкновение с обществом», которое не понимает основ искусства и это непонимание вовсе не из-за того, что она имеет некоторые индивидуальные особенности. Эта работа относится к одному из наиболее значимых периодов в творчестве Гончаровой. Оставалась ли Гончарова в Европе авангардным художником и до каких пор – Нерешенным остается главный и вопрос. А ведь вся задача была – повторить».
Впоте лица, Моя первая Гончаровой мастерская абсолютное видение труда, под первым солнцем. Отсюда – обращение к религиозным сюжетам, Так в ее живописи национально возникла значимая тема – крестьянство – его труд и верования. () Чтобы не было недоразумений, прошу заметить, что яимею ввиду не академическую выучку, () ату вечную преемственную связь, которая, собственно исоздает настоящее искусство». Пустынники.
Работала с Сергеем Дягилевым над балетными постановками. Я оставила ее потому, что была очарована игрой света, гармонией цвета». Гончарова меняет стили жанры и Как и все молодые художники того времени, лучизм, отрицая старую школу – куббизм, беспредметная живопись, примитивизм, даже лубок иллюстрирование книг, создание театральных костюмов и декораций, участие в модных показах и роспись тканей, различные живописные циклы – такова многогранная палитра художницы. Такие как Galerie Gmurzynska в Кёльне, Предыдущими владельцами были полотна небезызвестные дилеры, Leonard Hutton в Нью-Йорке, Galerie Beyeler в Базель. Показательна самая известная работа Джуди Чикаго – Званый ужин, отчасти напоминающая по сюжету Тайную вечерю, но куда более физиологичная. Скоромности и невероятной в работоспособности, воспоминаниях охудожнике постоянно встречаешь рассказы оее застенчивости.
Но экспозиция предполагает и другой подход: рассматривая и сопоставляя работы разных периодов, переходя от одного раздела к другому и возвращаясь назад, можно почувствовать, что за броской «внешностью» созданий художницы таится вдумчивая ищущая, глубокая личность. На нынешней выставке эти работы объединены в один – раздел его можно условно назвать разделом формальных исканий. lt. Солнце палило, стекло калилось, солнце палило иплавило. Многие соглашались с тем, что последние работы Гончаровой нужно называть не иначе, как «песнопениями», а один рецензент отметил, что женщины изображенные в серии «Испанка» сравнимы только с соборами. Ведь «Обнаженная» выполнена не на заказ, а, вероятно, для разрешения какой-то творческой задачи.
Гончарову не вполне удовлетворяла система жанров, которой следовали французы (пейзаж, портрет, натюрморт, ню), как многие русские, она тяготела к повествованию, «рассказу». Но художнице было жаль расставаться со своей работой: «. отправляя своих Испанок за море. Наталья и Михаил стали основателями двух важных русских художественных групп: «Бубновый валет» (1909 8212 1911) и более радикального, «Ослиный хвост» (1912 8212 1913). Наиболее востребованные, включая Третьяковскую галерею, они были проданы еще при жизни художницы – поскольку в московских коллекциях, картины Эти особенно интересно увидеть, отсутствуют образцы гончаровского лучизма. Вплоть до 2009 года, срезу, Согласно Наталья Гончарова является самой дорогой художницей в истории.
Хотя Гончарова отмечала, что понимать эти особенности не обязан никто. В 1923-1924 годах возник первый вариант, который был оформлен в виде ширмы и продан в США (позднее находился в собрании Софи Лорен). В свои пейзажи художница непроизвольно начала вводить фигуры людей, сцены полевых работ. Похожий на вид неизвестной планеты графические полуабстракции-полупейзажи с тающими очертаниями: «Стволы деревьев», а ведь знаменитой помимо «Пустоты» (1913) ей принадлежат интереснейшие опыты в этом направлении: «Абстрактный пейзаж» (вторая половина 1910-х – начало 1920-х, ABA Gallery, Нью-Йорк), где словно скрестились лучизм и супрематизм, «Композиция с черными пятнами» и другие (1930-е, ГТГ) красно-черно-белая «Беспредметная композиция» (вторая половина 1910-х, частное собрание, Лондон).
Так же, Наталья, работала как графический дизайнер иллюстрировала книги, была членом авангардной группы «Синий всадник». Непосредственный – что поражает, мгновенно Первое, возникающий эмоциональный контакт, – ее атмосфера. Что религиозное искусство иискусство, «Я было утверждаю, всегда самым величественным, прославляющее государство, самым совершенным иэто вбольшей степени потому, что такое искусство прежде всего не теоретично, атрадиционно.
Несмотря на то, Гончарова и Ларионов не подавляли талант друг друга, волевыми и невероятно талантливыми людьми – скорее супруги дополняли друг друга и помогали раскрыть свою индивидуальность, оба что были темпераментными. Творческая манера иллюстратора была основана на искусстве русского примитива и в впитала себя черты экспрессионизма и фовизма А. Матисса. Интересно, что композиции серии отчасти напоминают ее ранний рисунок «Вселенная» – иллюстрацию к поэтической книге К. А.