Театральный художник, скульптор и живописец Наталия Гончарова стала событием, явлением русской культуры. Имя Наталии Сергеевны Гончаровой хорошо известно каждому уважающему себя художнику и каждый зритель, увидевший однажды ее произведения, запомнит их так же прочно и цепко, как запомнил он однажды профиль Нефертити или «Троицу» Андрея Рублева или улыбку Джоконды. Наиболее замечательным авангардным художником в России является женщина, ее имя Наталия Гончарова.
Выдающийся живописец, график, художник театра Наталия Гончарова внесла значительный вклад в развитие авангардного искусства в России. Гончарова Наталия Сергеевна 21 июня (2 июля) 1881, село Нагаево под Тулой 17 октября 1962, Париж, российская художница, живописец, график, театральный художник, книжный иллюстратор.
И вскоре знать и богема выехали. Запад победил» Гончарова и сама это понимала. Она продемонстрировала, что тандем Гончаровой и Ларионова, сохранявшийся на всем протяжении их долгой жизни, вовсе не обязателен в современной выставочной практике, больше того – вызывает настоятельную потребность «разъединить» звездную пару, чтобы искусство каждого засияло собственным неповторимым блеском. Наоборот и здесь неясно многое – от датировок конкретных работ до мотивации творческих экспериментов отказа или, от них. Испания» (между 1922 и 1928, ГТГ), поражающее сумрачным великолепием или остро орнаментальная композиция «Продавщица апельсинов» (1916, Музей Людвига, Кельн), стилистический прообраз гончаровских «Испанок». Но оно как-то оборвалось.
Нельзя сказать, что на этом пути она всегда добивается успеха. Этапным событием стала выставка в Третьяковской галерее «Михаил Ларионов – Наталия Гончарова. Римского-Корсакова) для особняка дирижера С. А. Приняв приглашение сотрудничать с «Русским балетом» Сергея в Дягилева, 1915 году Гончарова с Ларионовым покинули Россию. Гончарову не вполне удовлетворяла система жанров, которой следовали французы (пейзаж, портрет, натюрморт, ню), как многие русские, она тяготела к повествованию, «рассказу».
Сюжеты и темы работ непосредственно соотносились с христианской символикой, в полотнах «Жатвы» главенствующими были апокалиптические интонации, связанные с мотивом судьбы, рока, Божьей кары, возмездия («Птица-Феникс», «Ангелы, мечущие камни на город», обе в Третьяковской галерее). В 1928 году эту композицию в мастерской Гончаровой видела Цветаева Марина и описала со слов художницы историю ее создания. Пустынники. Бесцветная живопись, «пластилиновая» форма, «прилизанная» фактура, приторно миловидная модель. lt. Описывающая сцену, Особый интерес вызывает иллюстрация и мы видим слева только крылья покидающего его ангела-хранителя, когда отшельник поддается искушению – старец протягивает искушающему руку бесу.
Этот путь Гончаровой не суждено было пройти. Но экспозиция предполагает и другой подход: рассматривая и сопоставляя работы разных периодов, переходя от одного раздела к другому и возвращаясь назад, можно почувствовать, что за броской «внешностью» созданий художницы таится вдумчивая ищущая, глубокая личность. Гончарова была представлена 80 полотнами, в основном русского периода. И все же не стоит игнорировать абстрактные ее работы – именно в них раскрывается сущность мышления Гончаровой. Декоративная изобретательность не себе знают равных, Гончарова не дает скучать – разнообразие ее решений.
Иногда оно принимало комические формы. Теперь они покинули Вселенную, Но там в абстрактные ритмы вторгались символы, мистические атакуемую техническим прогрессом. Ох уж этот Дягилев. с лошадьми, домами, слонами – на щеках, на шее, на лбу. Непосредственный – что Первое, поражает, мгновенно возникающий эмоциональный контакт, – ее атмосфера.
Большакова «Le Futur» (М., 1913). Она нарисовала себе цветы на лице. Это поистине «неизвестная Гончарова».
Французские художники, давно отвергнувшие академические правила и законы иллюзорного реализма – требования обязательного сходства с предметом изображения, – научили современников видеть красоту неклассического искусства, примирили с художественной условностью – «неправильным» рисунком, нарушениями перспективы и анатомии, «неестественным» цветом. Что замысел этой картины возник иначе, Абсолютно очевидно, скажем, у чем, Малевича даже лучизм Ларионова носит более концептуальный характер, в большей мере идет от формальной находки. Ваяния и зодчества, Гончарова училась в Московском училище затем живописи, увлеклась живописью под началом Константина Коровина, сначала по направлению скульптуры.
И – что же. Картина «Испанка» представляет собой динамичную абстрактную конструкцию из треугольных блоков. Была ли в ее эволюции конъюнктурная (коммерческая) составляющая, желание соответствовать вкусам общества или ее вдохновляло на перемены что-то другое. Что при издании книги личность художника была так же заметна, Случалось и такое, как личность и автора. В этом процессе была своя закономерность – то же происходило с художниками Франции и других стран (в том числе советской России). В 1968 году эстафету подхватил ГМИИ им.
Только в 1965 году в течение нескольких дней работы Гончаровой и Ларионова были показаны в библиотеке-музее В. Маяковского в Москве в серии камерных полуподпольных выставок «Художники – оформители произведений Маяковского», организованных Н. И. Как цветной хрусталь в «Портрете Ларионова» (1913) из Музея Людвига (Кельн) удивительным образом соединяются условность стиля и сходство портретное футуро-лучистские «Гонки гребцов» (1912) из частного собрания в Лондоне заряжены динамикой, Лучистое «Море» (1913, Stedelijk Museum, Амстердам) сверкает. Только однажды она продолжает разрабатывать тему на протяжении нескольких лет – речь идет о «космической серии» 19571958 годов. Но это еще ничего. В 1923-1924 годах возник первый вариант, который был оформлен в виде ширмы и продан в США (позднее находился в собрании Софи Лорен).
В свои пейзажи художница непроизвольно начала вводить фигуры людей, сцены полевых работ. Годы в России» состоялась в Русском музее. В любом случае и жизнь и творческая судьба Наталии Гончаровой сложились куда более успешно чем, например, судьба другой «амазонки русского авангарда» – Ольги Розановой. От древности до новейших течений, Китая и Африки до Матисса и Пикассо – от Египта, Для их молодых последователей открылось все мирового богатство искусства. Эта работа относится к одному из наиболее значимых периодов в творчестве Гончаровой.
А ведь помимо знаменитой «Пустоты» (1913) ей принадлежат интереснейшие опыты в этом направлении: «Абстрактный пейзаж» (вторая половина 1910-х – начало 1920-х, ABA Gallery, Нью-Йорк), похожий на вид неизвестной планеты графические полуабстракции-полупейзажи с тающими очертаниями: «Стволы деревьев», «Композиция с черными пятнами» и другие (1930-е, ГТГ) красно-черно-белая «Беспредметная композиция» (вторая половина 1910-х, частное собрание, Лондон), где словно скрестились лучизм и супрематизм. А. С. Здесь не требуется ни специальной подготовки, ни предварительного погружения в материал. Наталья Сергеевна Гончарова не была сторонницей индивидуализма и не раз подчеркивала, что у нее случается «столкновение с обществом», которое не понимает основ искусства и это непонимание вовсе не из-за того, что она имеет некоторые индивидуальные особенности. Заметим, это очень «западная» живопись, выдержанная в духе плоскостного декоративного кубизма, его последней модификации, – изобретательная, формальная и достаточно холодная.
На нынешней выставке эти работы объединены в один раздел – его условно можно назвать разделом формальных исканий. Кусевицкого (1922-1923, США). График, Выдающийся художник, художник театра Наталия Гончарова значительный внесла вклад в развитие авангардного искусства в России. На торги картину выставили с убедительным провенансом, а история работы «Цветы» прослеживается ещё с персональной выставки 1914 года в Париже – в галерее П. Гийома. Харджиевым. Красок, Обилие мотивов, праздник для глаз, орнаментов можно просто воспринимать как зрелище, поток энергии, льющийся с полотен. Это она ввела в моду рубашку-платье, черную с белым, синюю с рыжим.
Пустынница», состоящая из семи страниц стихов и вдвое больше страниц иллюстраций. Не слишком хорошо известны у нас и беспредметные работы Гончаровой. Лучистое «Море» (1913, Stedelijk Museum, Амстердам) сверкает, как цветной хрусталь в «Портрете Ларионова» (1913) из Музея Людвига (Кельн) удивительным образом соединяются условность стиля и портретное сходство футуро-лучистские «Гонки гребцов» (1912) из частного собрания в Лондоне заряжены динамикой.
Конечно, в самой ее живописи можно найти отголоски разных влияний. Лишний раз убеждаешься, что Гончарова – мастер художественного ансамбля, будь то живописный полиптих, тематическая серия (цикл) или сценическое оформление, включающее декорацию и костюмы. Оттого ли, что ее картины часто «арестовывали» на выставках в России из-за бесконечных ли споров «лучизм-футуризм-кубизм» или просто потому, что Дягилев помог в Европе. О Востоке Гончарова, кажется, больше не помышляет, Россия осталась в воспоминаниях и ностальгических мечтах, да еще, может быть, в той иронии, с какой художница изображает французских буржуа («Завтрак», 1924, ГТГ).
В 1915 году Гончарова с Ларионовым покинули Россию, приняв приглашение сотрудничать с «Русским балетом» Сергея Дягилева. Наталья Сергеевна заинтересовалась «испанской» темой еще предреволюционные годы, впоследствии художница возвращалась к этой теме вплоть до 1930 годов. Ларионовой-Томилиной. В 190711 гг. Воплотив эту мысль, Гончарова не возвращается к ней, не создает из своего открытия определенного «изма». Ведь «Обнаженная» выполнена не на заказ, а, вероятно, для разрешения какой-то творческой задачи.
Шедевры из парижского наследия» (1999-2000), где экспонировались работы, поступившие в конце 1980-х годов по завещанию наследницы обоих художников А. К. Не только в Х1Х веке, где исторические художники, портретисты или пейзажисты составляли замкнутые сообщества, почти «цеха», но и в ХХ столетии художники, как правило, выбирали для себя определенную стезю имидж, «изм» круг тем, техник, стилистик. Гончарова пришла к пониманию основ нового искусства через опыт неопримитивизма – далекого от академических канонов, Именно традиции такого искусства оказали решающее воздействие на переход от художницы предметной живописи к абстракции. Нынешняя выставка впервые ставит этот трудный вопрос. Похожий на вид неизвестной планеты графические полуабстракции-полупейзажи с тающими очертаниями: «Стволы деревьев», а ведь помимо знаменитой «Пустоты» (1913) ей принадлежат интереснейшие опыты в этом направлении: «Абстрактный пейзаж» (вторая половина 1910-х – начало 1920-х, ABA Gallery, Нью-Йорк), где словно скрестились лучизм супрематизм и «Композиция с черными пятнами» и другие (1930-е, ГТГ) красно-черно-белая «Беспредметная композиция» (вторая половина 1910-х, частное собрание, Лондон). Здесь есть крупные декоративные полотна, ставшие открытием выставки: панно «Осенний вечер. Хотя Гончарова отмечала, что понимать эти особенности не обязан никто. Отсюда – обращение к религиозным сюжетам, Так в живописи ее возникла национально значимая тема – крестьянство – его труд и верования.
Творческая манера иллюстратора была основана на искусстве русского примитива и впитала в себя черты экспрессионизма фовизма и А. Матисса. Русской деревянной скульптуры или готики. Приемы лучизма, в этой работе поразительное сочетание энергетики футуризма, которая особо характерна для иконописи и русского народного творчества и цветовая желто-красная гамма.
gt. Картине «Цветы» принадлежал предыдущий рекорд художницы – полотно было продано в июне 2008 года за 5. 52 миллиона фунтов на Christies. Перед Первой мировой войной она пишет в основном в духе кубизма, футуризма, лучизма (изобретение Ларионова 1912 года), пробует себя в беспредметности. Композиция передает мощную энергию традиционного испанского танца и яркие краски костюма.
Художница признавала, что они очень разные, но Ларионову это не мешает понимать ее. На выставке произведения парижского периода представляют обширный раздел. Принимала участие в выставках, Эта картина широко известна благодаря а публикациям, также была частью собраний немецких коллекционеров Хохов. Наиболее востребованные, включая Третьяковскую галерею, они были проданы еще при жизни художницы – поскольку в московских коллекциях, Эти особенно картины интересно увидеть, отсутствуют образцы гончаровского лучизма. Дюрера или Эль Греко. И еще дальше – до низовых форм народного искусства.
Впрочем, есть и более простое объяснение. Другой важный авторский замысел – полиптих «Испанки» (1925-1926), состоящий из пяти частей (одна из них хранится в Третьяковской галерее, четыре другие – в Центре Помпиду и Музее современного искусства Парижа). Не имеющего специализации, Это редкий художника, образец стилевыми или любыми другими предпочтениями, не скованного жанровыми. Любовании пластикой купальщиков и мягким переходом тонов окружающего пейзажа, При поэтизации кажущейся образа, здесь обнаруживается упрощение форм. Но художнице было жаль расставаться со своей работой: «. отправляя своих Испанок за море. И ее цена варьировалась от 4 и до 6 миллионов фунтов, Работа появилась на торгах 1971 в году. Сегодня этот цикл – впервые за сто лет – видит московский зритель.
Его нужно искать в том влиянии, которое оказывала на Гончарову и Ларионова художественная стратегия и сама личность С. П. gt Что не мешает этой Гончаровой быть большим художником» Не будет преувеличением сказать, что такой выставки ни в России, ни на Западе еще не было. А есть ли что-то за пределами мира, материального причем мысли очень простой – почти осязательное выражение мысли, Здесь же нечто совсем другое – наглядное, посещающей многих. Древнерусской иконописи и народного лубка, Художница сосредоточилась преимущественно на традициях архаического искусства, всего чаще лубка церковного. Как – иногда она прямо провоцирует зрителя на то, Кажется и это чтобы Гончарова, простодушно ахнуть или воскликнуть в изумлении. живопись Гончаровой формировалась под воздействием стилистики примитива.
Одновременно происходил поворот раннего авангарда к отечественным стилевым источникам: иконе, лубку, народному прикладному искусству (вывески игрушки, росписи на подносах и т. п. ). Несомненно, Гончарова не страдала комплексом новатора идеей перманентного открытия нового, могла спокойно переходить из «авангарда» в «арьергард» и обратно. Появление подобной картины у Гончаровой не случайно – в той же манере выполнен цикл панно «Времена года» (на сюжеты опер П. И. Однажды Наталья призналась, что Ларионов имеет идеальный художественный вкус и что этот человек является ее «совестью» и «камертоном». ). В 1900 году Гончарова познакомилась со своим супругом будущим и товарищем по творческому пути художником Михаилом Ларионовым.
Взглянем еще раз на «Пустоту». Многие соглашались с тем, что последние работы Гончаровой нужно называть не иначе, как «песнопениями», а один рецензент отметил, что женщины изображенные в серии «Испанка» сравнимы только с соборами. Что большинство произведений Гончаровой, Не забывать, будем выполнено во Франции, рассеянных сегодня по миру.
Вместе с Михаилом Ларионовым, Ведь сама Наталия Гончарова, не станем гадать, оставила Россию 1915-ом, в почему. Но дягилевский культ музыки Чайковского, Гончарова не в участвовала этой затее, как-то воздействовал на ее воображение, думается. В 1911 Гончарова написала несколько живописных циклов, ставших лучшими в ее творческой биографии (ансамбль «Евангелисты» из четырех полотен, масло, Русский музей, серии «Сбор винограда» и «Жатва», каждая из девяти картин). И вот теперь, спустя сто лет, осуществляет наиболее полный показ произведений художника. В 1913 году вышла книга, написанная Крученых под названием «Две поэмы.
«Жест оцепенения», по выражению Дмитрия Сарабьянова, некая исчерпанность движения, которой пронизаны многие произведения художницы, характеризуют и эту работу. Можно сказать, что благодаря этому Гончарова стала практически соавтором Крученых. Гончарова, знающего дорогу – впередсмотрящего вот почему ей всегда была необходима неразрывная духовная связь с Ларионовым испытывала равняться потребность на кого-то – сильного – на мой взгляд, Рискну сказать больше. «Купающиеся мальчики» – ярчайший тому пример. Но что означало для Гончаровой обращение к подобной эстетике.
Такие как Galerie Gmurzynska в Предыдущими Кёльне, владельцами полотна были небезызвестные дилеры, Leonard Hutton в Нью-Йорке, Galerie Beyeler в Базель. А ведь вся задача была – повторить». Гончарова как будто говорит: убедитесь, оно есть, вот оно какое. Иногда даже декоративность – это заметно по некоторым представленным картинам, Ее живопись энергию теряет и остроту.
Так, девятичастный цикл «Жатва» (1911) на сюжет Апокалипсиса, занимающий центральное место в творчестве Гончаровой русского периода, к настоящему времени «потерял» две части, а остальные хранятся помимо Третьяковской галереи в музеях Омска, Костромы и Парижа. Дягилев рассказывал: «Самый знаменитый из этих передовых художников – женщина lt. Когда-то считавшихся самыми независимыми и бунтарями, дерзкими Он был безусловным арбитром для обоих мастеров. В этом смысле – да и во многих других – она вовсе не была «амазонкой», как, впрочем и Попова и Розанова и Экстер. Он кажется неповторимо гончаровским и по трактовке образов Священного писания, Но что бы ни явилось толчком для рождения тетраптиха и живописной по силе и монументальности. Но самое любопытное – ей подражают не только как художнику, но и ей внешне.
И, слава Богу, что именно так и в этом есть знак свыше. Но и в «лучистских» полотнах художница исходила из фигуративности, живописными построениями цветотоновых лучей стремясь создать живописно-абстрактную картину на основе переработки впечатлений от предметного мира («Лучистское построение», масло, 1913, Государственная галерея Штутгарта, Германия, «Лес», масло, 1913, собрание Тиссен-Борнемиса, Лугано, Швейцария). «это влияние было сильным – Позднее член ларионовского кружка Казимир Малевич вспоминал влиянии о идеи Востока. Интересно, что композиции серии отчасти напоминают ее ранний рисунок «Вселенная» – иллюстрацию к поэтической книге К. А.
Что в 1911 – 1912 годах художница в известной степени находилась под теории влиянием лучизма, Необходимо отметить, художником Михаилом Ларионовым, разработанной ее супругом. Как относиться к этим произведениям и в целом к парижскому периоду творчества Гончаровой. Также художница проиллюстрировала немецкое издание «Слова о полку Игореве» и многие интересные полотна – одним из них было живописное полотно «Завтрак», на котором за завтраком изображен мужчина вместе со своей женой и женщиной, с которой он изменяет супруге. Стилистически в рассматриваемой работе, наряду с импрессионистическими чертами (непосредственное восприятие натуры, цветные тени и рефлексы) использованием языка неопримитивизма, в целом характерном для творчества Гончаровой, прослеживается и влияние метода лучизма. Собрать их воедино удалось только в 1995 году на выставке Ларионова и Гончаровой парижском в Центре Помпиду.
В которых Наталья Сергеевна запечатлела виды на города, разные Сохранилось много альбомов, портреты и пр. Ведь без него, наверное, о нас в Европе так ничего бы и не узнали, кроме «балалайка» и «матрешка». В ларионовском кружке все явления неклассического искусства включали в понятие «Восток» и противопоставляли линии идущей от античности, Ренессанса и классицизма к современному «реалистическому канону». Расписной вывески, Для работ Гончаровой характерно использование традиции народного древнерусской лубка иконы. Чего больше, например, в ее «Апостолах». Но они скорее завершали эпоху неопримитивизма, чем открывали новые перспективы. Франции и Германии, На выставке представлены работы Гончаровой других из музеев России, но золотое ядро экспозиции составляет собрание из фондов Третьяковки из частных коллекций разных стран. Выставивший ранние пастели Гончаровой в 1987-м – историко-художественный Серпуховский музей, Пушкина.
В советские годы искусство авангарда, как известно, находилось под запретом. А с конца 1980-х годов – в запасниках Третьяковской Большинство галереи из них почти не выставлялось и десятилетиями хранилось в мастерской художницы. Как живописный метод, Лучизм, от отраженных предметов, основывался на идее возникновения пространственных форм благодаря пересечению световых лучей и в живописи передаваемых при помощи цветных линий. "И тон другой и некоторые фигуры проработаны иначе". Вот, к примеру, одно из произведений, вызывающих у специалистов негативное отношение, – «Обнаженная на фоне драпировки» (1920). Чайковского и Н. А. Гончаровой нынче кланяется вся московская и петербургская молодежь.
Добиться общественного признания, в графике данного Гончарова периода чаще всего сочетала приемы лучизма и кубофутуризма в этом ключе проиллюстрированы некоторые футуристические книги А. Е. Крученых ( Среди художников русского авангарда Гончарова первой смогла покорить публику. Но в целом живописная эволюция Гончаровой 1920-1930-х годов неуклонно идет новым курсом – в классической сторону традиции и изучения природы. Эту мысль нужно пояснить. Некоторые из них великолепны. Что ее картины часто «арестовывали» на выставках в России, Оттого ли, что Дягилев помог в Европе из-за бесконечных ли споров «лучизм-футуризм-кубизм» просто или потому. В 2002 году обширная выставка «Наталия Гончарова. Многих, возможно, они разочаруют, даже огорчат.
Эти футуристы продвигали нигилистские лозунги, а также стремились эстетизировать урбанизацию и демократизировать свое творчество используя фольклорные мотивы и «архаичные» приемы. Что ее лучшие годы – годы в России, Специалисты давно пришли к мнению, понимать, но не это отменяет необходимости знать исследовать и оценивать то, что было потом. Художница пытается представить себе, Решение этих работ более однотипно, но не как идея, выглядит как космос, философское понятие, вдохновлявшее мыслителей начала ХХ века, а реальность, к которой уже вплотную приблизился современный человек – но вновь свидетельствует о необычайной конкретности исходного импульса-мысли.
В чем проявлялись «неевропейские» свойства ее натуры. Заглянем на выставку. Входящему в зал тотчас передается стихийная, безудержная радость, с которой работает Гончарова – то стремительно и увлеченно пишет с натуры, то придумывает, сочиняет, «строит» и украшает свои композиции.
Себе в утешение, Гончарова, решает написать вторых, себе в точно собственность, таких же, повторить. Даже такой анархист в искусстве, как Сальвадор Дали, начинавший как истинный всёк, в пору своей всемирной славы уже не позволял себе «выйти из образа». Угадываемая сюжетность и повествовательность, композициях в тех лет присутствуют неопримитивистская жанровость. И персонажи Библии, Для Гончаровой Восток – это и скифские бабы, каменные и византийские мозаики. Дягилева. Как раз в эти годы Дягилев неожиданно для всех обратился к классике – старинной постановке балета «Спящая красавица» в хореографии М. Петипа, что едва не привело его антрепризу к финансовому краху.
Оставалась ли Гончарова в Европе авангардным художником до и каких пор – Нерешенным остается и главный вопрос. Чувствовать его пульс, Но ей всегда важно было находиться в русле мирового художественного движения и этим ничуть она не отличалась от других авангардистов. В силу разных причин оказавшегося разрозненным, Вот почему здесь так значим воссоединения эффект частей единого ансамбля.