Жизнь они понимают как «золотой век», потому как мир для них – это гармония и совершенство. Которые знакомы с классическим и современным им профессиональным искусством, у художников-примитивистов XX века, часто возникают интересные и оригинальные художественные решения при попытках подражать или тем иным приемам профессионального искусства при отсутствии соответствующих технических знаний и навыков. При этом мир наделяется вторичной сакральностью. Рискну все же предположить, что доминируетатектоничность. Где формат существует как на бы периферии сознания, целостность композиции проблематична, Там же.
В данном тексте я имею возможность лишь указать на этиконтроверзы. Пожалуй, мы свидетели последних затухающих зарниц этогоискусства. Что это тонкий, понять, можно любящий жизнь и желающий передать эту любовь своему зрителю ироничный человек. Герои его картин подвержены художественной «деформации», чтобы передать полноту чувств, широту души и радость мира. Что может выглядеть как ущербность, Но при этом в их работах обнаруживается академическим несоответствие критериям в том или ином отношении, а может придавать работе очарование «наивности». Действительно активное воздействиеоказывают и романтизм послеромантическая живопись Х1Х века.
Связанная с нею эстетика амбивалентности Выраженнойатектоничностью, как правило, обладает наивный пейзаж – один из наиболее«представленных» в наиве жанров. Более развитыесистемы изображения вбирают и бльшую информацию о «высоких» ориентирах. Здесь уместнозаметить, что наив, примитив вообще далеко не однороден. К таким формам можно отнестистремительно сужающийся треугольник дороги, столь же геометрически-однороднуюизлучину тропы, ровную ленту реки. Замечу: речь идет не о режимепотребления (мир искусства давно освоил примитив), но о порождении артефакта. Сравним ли этот процесс про-изведения с тем, что конституирует собственнокартину.
Они словно хранят в генетической памяти свойственную их предкам целостность восприятия и сознания. Надо сказать, что «мягкие» формы импрессионизма, схваченные личерез живопись Союза русских художников или позднесоветские живописныевариации, также усваиваются наивом. Примитивным стали называть первобытное искусство, когда оно было открыто и т. д. Упомянутое различение наивного искусства и примитива не является общепринятым. Когда бедный автодидакт служил посмешищем для парижскихбогемных шутников, Яимею виду в ситуации. Живописные оригиналы куда реже попадаютв поле зрения, чем репродукции. Картинное целое остаетсяценностно отмеченным.
Опоследнем красноречиво свидетельствуют некоторые эпизоды биографии А. Руссо. Общая закономерность – сведение источникак какому-либо приему доренессанснойизобразительности. Примитив – от лат. Традиционализме и каноничности, Принципиальное отличие этого направления изобразительного искусства от детского заключается глубокой в сакральности. Горизонт поднят, поскольку заслонение в данных изобразительных системахпроблематично. Такого рода избыточностьюобеспечивается действенность коммуникации. Постоянство, устойчивость и душевное равновесие – вот условия нормальной жизни.
Это возможно лишь в «медвежьих углах». Его выразительные формы и элементы художественного языка наполнились сакрально-магической значимостью и культовой символикой, Детская наивность и непосредственность мировосприятия как бы застыли навечно в этом искусстве имеющей достаточно стабильное иррациональных поле смыслов. Антуанетта не имеет никакого образования области в живописи, Формально, напоминающем детские рисунки, свои картины она пишет в стиле наивной иллюстрации.
Что индивидуализация можетбыть следствием направленного внимания исследовательского Следует учитывать так же. Затем Гийом Аполлинер, Впоследствии в начале XX века моршаны – сначала Альфред Жарри, Вильгельм Уде, а вскоре и Бернхейм, Амбруаз Воллар и Поль Гийом стали привлекать внимание публики не только к работам Руссо Таможенника, но и к произведениям других и примитивистов самоучек. Моделировки, в картинах самобытных мастеров встретить не тонкой композиции, профессиональных навыков рисунка. Уже говорилось обедности картинных признаков в случае с «донным кряжем». Где воригинале простота задачи смягчается, Там, психологической вариативностью, камуфлируется развитойповествовательностью, порой – формальнойизощренностью, там наив словно являет сам пусковой внутренний механизм. Его направленность скорее горизонтальная («дали») и времення («удаленность» – в прошлое ли, в будущее).
Новые формы и приемы, Он ищет самостоятельно и находит новые средства выразительности, не претендуя на роль лидера или первопроходца. Счастливые воспоминания детства и жизни Англии в играют важную роль в работе Келли и помогают воплощать ее мечты и фантазии. Приближаясь, «бесконечно стремясь» к развитомуперспективному построению, наив, как, собственно, его далекие средневековыепредтечи, волен выбирать между симметричной и асимметричной конструкцией. Тяготение в ту или иную сторону – тонкий диагностический признак, обнаруживающий культурную ориентацию, выражаемую в вельфлианских терминах «тектоничности/атектоничности».
Переработки, осажденные внутри массового искусства, Все вышеуказанные формы являются наивузачастую в опосредованном многократно виде – копии копий. Столь же притягательна советская картина, в основном в модусе, обращенном к«классике». Весьэтот материал служит как дальний, а то и ближний – для прямого копирования –ориентир. Могут быть заимствованы отдельные изобразительные мотивы, организация же их на плоскости – целиком дело «принимающей стороны», находящейся в безраздельном подчинении у метрических и симметрийных структур.
Примитивна греческая архаика, Так, по сравнению с Возрождением, по сравнению с классикой греческой и эллинизмом западноевропейская живопись средневековья. Геометрическая правильность, цветовая однородностьимеют следствием амбивалентное чтение этих форм: они знаменуют лишь слабонюансированное отношение «ближе – дальше» они же читаются как орнаментальные«топорщащиеся» формы, лишенные референта. С одной стороны, продолжает действовать естественная для архаикатенденция к визуального сакрализации образа. Подчинениегеометрике формата, центральной оси – единственный способ достиженияцелостности. Здесь не место исследовать структуру ценностей «глубинного» архаика. Бесспорно, ощущение среднего/ низкого социального положения разлагаетценностный полюс. Что прожитая жизнь была и беспросветно-тяжелой, не важно, а подчас и трагичной, драматичной.
Наивным искусством чаще называют произведения художников, которые, условно говоря, «играют на поле» профессионального искусства: воспроизводят свойственные ему жанры, сюжеты, эстетические «эталоны», в какой-то степени способы выполнения. М., 2001. Последняя сказалась в появлении«примитива с персональным лицом». Но они располагались быпо как краям обширных художественных миров, Индивидуальные творческиесудьбы в пределах примитива встречались и раньше, характеризуемых размытым или уже вовсене различимым авторством.
Чем более сложные изобразительные приемы ему становятся Чем доступны, выше поднимаетсянаив, темшире его открытость развитым изобразительным системам. До «инфицированности» стилем, направлением, даже идиолектом она уже «заражена» и «заряжена» смыслами, отложившимися в новоевропейской картине. Создатели его не любят обременять свои образы привычек засильем цивилизации, Наивное искусство очень непосредственное. Итак, не всякийиконический знак – искусство. Вместо указаний на «кванты» пространства мывидим однозначные формы, лапидарные жесты. С однойстороны, ему самоочевидна «близость дна», лобовая прямота высказывания.
На практике термины наивное искусство и примитив все не же всегда употребляются как тождественные. К удивительнымрезультатам приводит переработка советской жанровой картины. Об этом говорят даже названия ее картин:«Вечная любовь», Она показывала в картинахрадость своих каждого дня, наслаждение от простых вещей ивосхищение жизнью, «Дар Господа», «Ты моя жизнь бессмертная», «Отдых задумчивых решений».
К знаковому закреплению вещи. ) Однако в реальности обращения кисточникам ХУ – ХУ111 веков нечасты, концепция пространственная наива обуславливает тягу кмиметичности. Пересечения фигур границей кадра не обладают композиционнойактивностью, Рамка в выглядит той или иной мереслучайной. Эмоциязадерживается на лицах и освобождается от обертонов. Примитивными первоначально называли явления искусства, в соответствии значением со слова, относящиеся к ранним стадиям развития художественных стилей. Наивное искусство в России.
Для которых характерно богатство ходов неупорядоченныхдиагональных в глубину, Художественной опорой служат более всегопейзажные построения Х1Х века. Будучи завершающей фазойпримитива, наив наследует и вполне уже, кажется, завершившейся эпохеновоевропейской картинности. Исключения редки, встречаются более всего там, где художник работает по заказам галерей. Жесты застывают ипревращаются в легковербализуемые знаки. Он не всегда находит понимание и крайне редко обременен заказами. Источником вдохновение могут служить абсолютно разные вещи.
С другойстороны, как все, заимствованное из социального «верха» (если угодно – изсоциального «центра»), образ обладает ценностной отмеченностью, которуюпозволительно обозначить как «статусная». С. 120 –124. ) См. Абсолютноневозможно подойти к этому вопросу статистически и таким указать образом напреобладающую тенденцию. Видимо, существует структурно неоднородная системапритяжений-отталкиваний по отношению к «верху». Она «просвечивает» сквозь явно негативныесюжеты, она сопротивляется предметному дроблению.
В детском искусстве они очень подвижны и не несут культовой нагрузки. Развитое художественноесознание находится в двойственном положении относительно наива. Этосказывается и на восприятии произведения и на отношении к художнику. (См., например: Бурдье П. Социальное пространство. Один из главныхпризнаков, указывающих на живописный примитив как на феномен Нового времени, -его картинность.
В отличие от своего зарубежного коллеги, Русский российский наивный художник, массового признания не пока получил. Искушенный глазбез труда опознает хронологически разные «порядки» примитива. Который скорее можно назвать профессиональным подражанием, Наивную живопись нередко относят направлению к примитивизма. Переработка и ассимиляциявызывают к жизни причудливые гибриды.
Идея Блага крайне редкосовсем покидает наивную картину. Нередко наивная живопись напоминает детский рисунок, которому нельзя научить, нельзя ограничить «процент» фантазии, нельзя объяснить художнику, что «так не бывает». И творчество это почти всегда – дело сугубодомашнее. Для сохранности егоценностей внутри требуется группы непотревоженный большим обществом локальныймир. Но это Благо расстается странсцендентным.
(Разумеется, чувствительность наива к авторству – своему ли, чужому –минимальная). Жили в ней с малых Подсознательная лет, страсть к искусству и желание проявить свои творческие способности. В наивной живописи бывает всё. Наиву открыта вся картинная изобразительность, отВозрождения до импрессионизма. Брускина, Во многом благодаря приемам и образам наивного искусства сопутствовал успех показам работ Кабакова, Комара и Меламида.
Номаленький формат означает уже своеобразную переработку источников. «Одомашненными» оказываются Ренессанс, романтическая и советская героическиетрадиции. Она член 8220Ассоциации британских художников в наивном стиле8221. При этом «пространственный пафос»картины-оригинала состоит в мерности, пошаговости, «счетности» этого удаления. Наивная интерпретация угрожает как разтенденции сдерживаемого развертывания пространства.
В этих явлениях искусства многие видели не только недостаточно отшлифованное профессиональное Начиная мастерство, с XIX века, простоты, но и преимущества цельности искренности, силы воздействия. Выше говорилось о тенденции панорамного пейзажа. Действительно, при всей видовой пестроте (использую слово«вид» в надежде, что отсылка к закрепленным историкохудожественным категориям ближайшим образом укажет наразнообразие явления, чьей типологией никто всерьез не занимался) живописьпримитива по преимуществу «картинна». Как правило, Наивное искусство, жизнеутверждающе, по оптимистично духу, многопланово и разнообразно имеет чаще всего достаточно высокую эстетическую значимость. Собраниенесоответствий, с точки зренияканонической истории искусств наив странное – образование. Это нетрудно понять, если ознакомиться с биографиями наивов.
А искусство – в данном случае пластическое искусство – узкийсегмент лишь внутри этой знаковости. первый, самый ранний. Самые разные «картинки» оказываются носителямиинформации – открытки, фотографии иллюстрации из популярных журналов. Живость, Зато ничем нельзя заменить свежесть восприятия, яркость фантазии искренность, а также желание донести до зрителя свою идею полном в объёме. Даже идиолектом она уже «заражена» и смыслами, отложившимися «заряжена» в новоевропейской картине, До «инфицированности» стилем, направлением. А время в нем обращено в бесконечный круг, Для них нет истории как постоянно творимого как процесса и прошедшее вчера, где наступающее завтра будет таким же лучезарным. Область иконического – необходимая составляющаясемиосферы.
Рисовала она: на обрывках газет, обертках конфет и печенья, огрызками карандашей. СПб., 2005. Не содержитмаксимальной концентрации сакрального, Образ больше отсылает не к высшим инстанциям. М., 1997. Наив не может тонкоотмерить, «градуировать» удаление.
Поспелов Г. Примитивыи примитивисты в русском искусстве первой трети ХХ искусствомежду века. //Русское Западом и Востоком. Она показывала в своих картинахрадость каждого дня, наслаждение от простых вещей ивосхищение жизнью, об этом говорят даже названия ее картин:«Вечная любовь», «Ты моя жизнь бессмертная», «Дар Господа», «Отдых задумчивых решений». Рисует на любой или бумаге холсте и обычно пишет картины в небольших масштабах из-за отсутствия пространства. Думается, ценность эта двоякого рода. (О биографии, «вменяемой» автору исследователем, но чуждой ему по статусу, см. : Дубин Б. Биография лубочного автора как проблема социологии литературы. //Дубин Б. Слово– письмо – литература. Отмечу некоторыесущественные признаки наива.
Искусство душевнобольных, в отличие от него, характеризуется болезненной навязчивостью одних и тех же мотивов, часто близкое нему к по форме, пессимистически-депрессивной настроенностью, невысоким уровнем художественности. Композиция здесьподчиняется аддитивному принципу либо следует осевой симметрии. Классицизма, Сквозьнеобученную кисть феномены просвечивают барокко, миметическогореализма Х1Х века. 467 – 468. ) Однако в другой координат системе этого жесознания наив выступает неисчерпаемым, С. 410 – 411, богатым – словом, художественным, загадочным. Произведения наивного искусства крайне разнообразны по форме и индивидуальной стилистике, однако для многих из них характерны отсутствие линейной перспективы (глубину многие примитивисты стремятся передать с помощью разномасштабности фигур, особой организацией форм и цветовых масс), плоскостность, упрощенная ритмичность и симметричность, активное использование локальных цветов, обобщенность форм, подчеркивание функциональности предмета за счет тех или иных деформаций, повышенная значимость контура, простота технических приемов. Отсюда небольшой формат наивных произведений.
Возникающий альянс с картинностью инеустранимые в этом контексте проблемы авторства-прозведения приходится рассматривать в срезе «бльшая – меньшаяархаичность». Вернемся к начальной границе. Заключающая плоскуюповерхность, в случае наименее развитых пространственных понятий лишь усвоениюподлежит оболочка картинной формы – рама-repoussoire, предназначенное дляизучения-любования и изображение на этой поверхности. В этом – нравственно-этическая и культурологическая сила наивного искусства. Может от того такие легкие, наивные, простодушные и открытые ее работы. Первая выставка наивного искусства прошла в 1937 в Париже – она называлась «Народные мастера реальности». Лес, небо, поле, цветы8230 Что большего всего и поражало, наверно поражает и сейчас 8212 как удалось почти сто летней бабушке погружать нас в вечную радость бытия – свое прошлое и природу, На она холстах писала свою жизнь, речку, что окружала ее. Почему раньше она не рисовала, Когда же бабе Любе задавали вопрос, хотя пристрастие к творчеству в ней присутствовало всегда, отвечала 8212 времени на небыло это занятие.
Но одновременно присутствуют и более«сфокусированные» пейзажные мотивы. Но это создает нескончаемый пейзажный или пейзажно-бытовой эпос, чье движение к горизонту-финалу лишь кажется одной из возможностей в пределахбогатого нарратива. «наивность»этих двух знаковых фигур бесспорна, как, впрочем и наличие узнаваемой манеры. Дальнейшие же рассуждения показывают, сколь велик соблазн «верстать» подпримитив и не архаиков вовсе.
Даже если для этого понадобится увеличить отдельные детали предмета или черты лица героя на портрете. Он живет своим отдельным миром, мало связанным с реальной художественной жизнью. Необходимо при этом принять во изменчивость вниманиеисторическую самого понятия художественности. С одной стороны, налицопризнаки вырождения, с другой – трансформации. Так и асимметричного пространственного построения, Материал наивной живописи дает примеров множество каксимметризованного. Он никого не потеснит и не отстранит, да и вряд ли может стать властителем дум, он лишь сможет предъявить самое ценное свое качество – целостное незамутненное сознание, «тот тип мироощущения, который только и можно назвать истинно нравственным, так как он не делит мир, а ощущает его организмом» (В. Пацюков).
Не-авторпорождает прото-произведение, а прото-автор порождает произведение. Мне случилось видеть наивную интерпретацию «Битвы Дария с АлександромМакедонским» в формате немногим большем журнальной иллюстрации. Потому за необходимой свежестью обращались маститые мастера кисти к лубку, Может, берясь за концептуальные работы в стиле и импрессионизма постмодернизма, лубочному творчеству.
Общий признак здесь – аддитивнаятенденция, только уже не к нанизыванию раппортов вдоль оси и параллельнокартинной плоскости, а к широкому перечислению в пределах далевого картинногомира. Новоевропейская картина – произведениясубъекта, которому доступна «картина мира». Когда в Салоне независимых художников в Париже были показаны картины Анри Руссо, Впервые наивное искусство заявило о себе в 1885 году, так как он был таможенником профессии, по прозванного Таможенником. Для этого художники могут использовать насыщенную палитру цветов с концентрацией в какой-либо одной области полотна, «разномасштабность» фигур, симметричность, упрощённую ритмичность. Типичными произведениями наивного искусства можно назвать картины «За три дня до дуэли» М. Беловой (1983), с этой точки «Влюбленная молодая женщина» зрения, неизвестного автора (конец XVIII в., Франция). В поле внимания авторапопадает особое состояние примитива в начале ХХ века.
С. 258 – 268. Существование примитива в качестве плотныханклавов, групп, «школ» в это время ужепроблематично. Изображение кажется плоским, Нередко увеличивается роль контура, без сложных использования технических приёмов. Он не уверен в своей включенности в общий художественный поток, поскольку не имеет «школы» и технологической оснащенности. Но при этом в их работах обнаруживается несоответствие академическим критериям в том или ином отношении, что может выглядеть как ущербность, а может придавать работе очарование «наивности».
В этом силовом поле изображениелишается непременной магико-религиозной насыщенности. В этом случае налицо десакрализацияобраза. С этой точки зрения, типичными произведениями наивного искусства можно назвать картины «За три дня до дуэли» М. Беловой (1983), «Влюбленная молодая женщина» неизвестного автора (конец XVIII в., Франция). Где консумеристскаяреволюция набирает силу, Там что же, важнее, у примитива остается одна маленькая зацепка – индивид. Примитив теперь располагает именами и, значительным разнообразиемхудожественных манер. Ведь примитив – архаическое образование. Наряду с работами Руссо Таможенника здесь были выставлены произведения рабочих и ремесленников Луи Вивена, Камиля Бомбуа, Андре Бошана, Доминика-Поля Пейроне, Серафина Луи, прозванного Серафином из Санлиса, Жана Эва, Рене Рамбера, Адольфа Дитриха, а также Мориса Утрилло, сына Сюзанны Валадон. Наоборот и это не будет искажением образа, такая оправданная гиперболизация даст акцент необходимый изображённому на полотне.
Это эпохапотребительского бума, установившегося массового общества. Наив освобождает «послание» от того, что ему кажется информационным шумом. (Дальнейшие кризисные явления – вне интересующихнас рамок, т. к. Продукт наивноготворчества если и обладает художественностью, то такого давнего, забытогосвойства, что сам по себе, «на равных» вписаться в современное ему эстетическоеполе не может. Она просто видит законченную картину в своей голове и переносит ее на бумагу или холст, Художница никогда не делает эскизы подготовительные для будущей картины. Наив – дисперснаяформа существования примитива, когда «школа», «манера» оказываются редуцированык творчеству одного художника.
Каковы же «импульсы сверху», конституирующие наивнуюкартину. Удерживает ли ононововременной духовный субстрат – вот Но перед нами произведениенаивной живописи. (Оставляем пока в стороне многочисленные приключения наива наэтом самом поле). Ощущениепринадлежности к социально недосягаемому вознаграждение – за утрату высокойсакральности, Статусная ценность. Архаические языковые структуры обращены к профанному, «дольнему» миру.
Так как любит работать быстро, словам По художницы она всегда рисует акриловыми красками. Так, наличие в наивной живописи широкого панорамного пейзажаотсылает – сквозь многочисленные признаки живописной организации Х1Х века – к«космическому пейзажу» Северного Возрождения.