Имя основателя уфимского художественного музея – Михаила Васильевича Нестерова было присвоено в 1954 году. Нестеров, передав в дар музею коллекцию своих картин в 1913 году. Нестерова, Уфа Выставка прозведений русских художников XIX – начала XX веков из музеев России в Башкирском художественном музее им.
Семейные реликвии Нестеровых были подарены музею в 1969 и 1970 годах младшей дочерью художника Натальей Михайловной Нестеровой (1903–2004). В основу создания музея положена коллекция выдающегося русского художника, уроженца Уфы Михаила Васильевича Нестерова (1862–1942), подарившего в 1913 году родному городу 102 произведения русских художников II половины ХIХ – начала ХХ веков (в том числе – 30 работ самого дарителя). Нестерова, Уфа Юный художник, занятие для детей и подростков от 7 до 15 лет в Башкирском художественном музее им. Нам интересно узнать: почему музей носит имя М. В. Нестеровачто можно увидеть в музее какие чувства вызывает посещение музея Здание музея Особняк лесопромышленника Михаила Артемьевича Лаптева (1845-1919) был построен в 1913 году. Выставка «Новогодняя сказка в Нестеровском музее».
Нестерова, Уфа Маленький эстет, музыкальная программа для детей 3-7 лет в Башкирском художественном музее им. Нестеров испортил холст и поэтому она незакончена, а законченная картина находится в Третьяковской галерее Экспонаты музея – это произведения русских художников: А. К. Саврасова, И. Е Репина, И. И. Шишкина, И. И. Левитана и др. В. Д. Поленов Бальбек, 1882гИ. И. Шишкин СосныА. К. Башкирский государственный художественный музей имени М. В. Нестерова был основан 7 ноября 1919 года, открыт – 5 января 1920 года. Все комментарии, не содержащие В 1919 г. из Москвы в Уфу были доставлены 102 картины, подаренные родному городу русским художником и коллекционером М. Нестеровым для создания музея, а в январе 1920 музей впервые открыл двери для посетителей.
Щусев, совсем еще молодой, обещает начертить проект музея. В 1915 – 1918 в Башкирии создал более 200 картин. Третьяковым для своей галереи. Знакомство летом 1888 года с семьей Мамонтовых, посещение Абрамцева, сближение с известными русскими художниками -членами Абрамцевского художественного кружка довершили для него духовное «вхождение» в бесконечно любимую им русскую тему. Бенуа. Добролюбова основное стилистическое направление – реализм, на раннем этапе – критический.
Блюменталя и известных башкирских художников К. С. Если «Христова невеста» стала для него «поминанием» трагически оборвавшейся любви, то в «Пустыннике» уже с не юношеской определенностью прозвучала только его, нестеровская, тема. Бурлюка, произведения скульптуры и декоративно-прикладного искусства (костюм, бронза, эмали, бисер, фарфор). В результате тщательного обследования всех архитектурных достопримечательностей города он останавливается на бывшем купца-лесопромышленника доме М. А. Басырова, Б. Фузеева, А. Шутова, графиков Э. Саитова, А. Королевского.
В «Портрете Е. С. – С. 133 – 143. В новоиспечённом музее сразу же началась работа над экспозициями. Создателей теории «лучизма» Михаила Фёдоровича Ларионова (1881 – 1964) и Натальи Сергеевны Гончаровой (1881 – 1962) демонстрируют картины «Лучистые линии» (1911) Ларионова и «Крестьяне, собирающие виноград» (1912) Противоречия Гончаровой, «бубновых валетов» с творческими убеждениями бывших «бубнововалетцев».
А. лутфуллина, – живописцев Р. Нурмухаметова, А. Бурзянцева, Б. Домашникова, А. Ситдиковой, скульптора и керамиста Т. Нечаевой, скульпторов З. Басырова, Б. Фузеева, графиков А. Шутова, Э. Саитова, А. Королевского. Коллеги-художники подобной трактовки религиозных сюжетов не одобряли и призывали настоятельно Нестерова «вернуться к реальной действительности». Каждый их них – явление выдающееся, золотая страница русского портретного искусства. На берегу Волги сидит девушка. М. В. Нестерова.
Вечерний час. Так появился «Пустынник», ставший для Нестерова началом чего-то очень важного – сердечного, отдохновенного. В 1913 году родному Нестеровподарил городу собраниекартин русской живописи изсобственной коллекции. Тревожно трепещут на ветру ветви молодых берез – ощущаемое зрителем, Напряжение чувств, небо как будто в таит себе предчувствие грозы, передается и природе. Нестерова в настоящее время насчитывает 109 экспонатов.
Этот уже не случайно берет себе религиозные сюжеты, он всю жизнь ими постоянно занимается. Картина «Лучистые линии» знаменательны ещё и тем, что в ней Ларионов выступил предвестником абстракционизма. Тропинина, рисунками К. П. Шишкина, В. Е. В один из дней у него закружилась голова, он оступился (стоял на небольшой скамеечке), упал и повредил холст. Гурзуф» – яркое тому подтверждение.
Бенуа, А. Е. Чтобы сын стал инженером-механиком, Отец хотел, но через три года Воскресенский сам предложил перевести юношу в Московское училище живописи и отдал его в Москву в реальное училище Воскресенского, ваяния и зодчества, находилось которое на соседней улице. «Портрет Е. С. М. В. Маковского, Н. А. Нестеров был выдающимся мастером портретной живописи.
Тем не менее, его творчество подвергалось резкой критике со стороны многих передвижников. Для туриста интересна будет стена второго зала, отданная уфимским художникам (Блюменталь, Бурлюк, Девлеткильдеев, Лежнев, Петухов, Протопопов, Тюлькин, Черкашенинов и др. ). В зарубежном разделе музея – живопись А. Каналетто, Дж. -П. Юбилейные выставки произведений М. В, Масштабные проекты выставочные – осуществлённые в залах музея. Построенная на богатом тонов спектре и оттенков, Написанная широким свободным мазком, нарядная живопись «Крыма. То есть тогда же, Карзинкиной» собрания из Башкирского художественного музея был написан им в период 1905 – 1906 годов, когда были созданы портреты Ф. И. В постоянной экспозиции самая крупная в России коллекция живописи Давида Бурлюка и серьезная подборка древнерусского искусства с памятниками московской и новгородской иконописных школ, палехского письма и церковного серебра.
А. лутфуллина, – живописцев Р. Нурмухаметова, А. Бурзянцева, Б. Домашникова, А. Ситдиковой и скульптора керамиста Т. Нечаевой, скульпторов З. Басырова, Б. Фузеева, А. Шутова, графиков Э. Саитова, А. Королевского. В том же году в газете «Правительственный вестник» было опубликовано официальное сообщение о даре художника. Наконец, здесь были созданы принесшие ему мировую известность картины «Пустынник», «Видение отроку Варфоломею», «Портрет Ольги Михайловны Нестеровой» («Амазонка»). Художник работает практически одной линией, предельно выразительной и часто недосказанной, пластика и объём тела и головы «читаются» по контуру, линия как основное средство изображения становится и основным средством образной характеристики. Много странников ходило тогда по Руси, ее святым местам, утоляя свою духовную жажду. Башкирский государственный художественный музей им. Впервые заявленная в «Пустыннике» и достигшая своего совершенного выражения в «Видении» идея гармонического единения человека и природы, слияния их эмоциональных, духовных состояний станет для Нестерова отныне программной.
Лаптева (1845–1919), построенном в 1913 году по проекту А. А. Сорокина, С. В. Ведущий художник и эстетический законодатель – А. Н.
Сурикова, В. Е. В том числе последующих даров и художника членов его семьи, в результате собирательской деятельности музея, коллекция произведений М. В. Выражаясь словами Бурлюка, живопись Коровина – это «пиршество для глаз» и ликующий «Крым. Орловского, произведениями скульптуры, а также фарфором заводов Ф. Я.
Головина, А. Н. Перов, Н. Н. Художник подчеркивает эту мысль и цветовым контрастом одежд – черной и золотисто-розовой. Так исключительно благодаря его стараниям в 1929 году Государственный Русский музей передал Башкирскому государственному художественному музею (так музей стал называться с 1929 года) ряд выдающихся произведений, в том числе «Ночь в Венеции» И. К.
Кончаловского, Н. С. Тюлькина и выставочный зал «Ижад», филиалы в Нефтекамске, Стерлитамаке и в селе Воскресенском Мелеузовского района Башкортостана. Касаткина и многих других. На высокой горе среди цветов стоит девушка в синем сарафане и белом платке. Музей неоднократно участвовал в зарубежных выставках (Германия, Голландия, Австрия), а в собственных залах принимал выставки художников из Германии, Китая, Италии. Крамской, Г. Г. Построенном в 1913 году в стиле модерн по проекту известного самарского А. А, архитектора Лаптева. В 1969 и 1970 годах у дочери художника Натальи Михайловны Нестеровой (1903 – 2004) были приобретены этюды к росписи Марфо-Мариинской обители в Москве, этюды рук к картине «На Руси» («Душа народа», 1914 – 1916), «Портрет Е. П.
Кипренского, В. А. Что здесь не обошлось без восхищения Бурлюка экзотичным для него народным искусством башкир – паласами, Но очевидно и тастымалами, то, шаршау. Стерлитамаке, в городах – республики Нефтекамске, в которых музей также экспонирует свою коллекцию, в с. Воскресенском существуют филиалы музея.
– 7. Сколько отражение этого чуда в душевном строе мальчика, Но художника интересует не столько сюжет сам и чудесное событие. Вот таким образом не случайно, что вслед за «Видением» в русской критической литературе появился специальный термин – «нестеровский лиризм».
Репина, В. И. Из Башкирии вместе с семьёй эмигрировал в США. Верне, Л. Бакхейзена, графика А. Дюрера, Дж. -Б. Иванова, С. А.
В этой же второй зале мебель под голубым шелком в стиле ампир. Нестеровой», второй жены художника, которую он встретил в возрасте 40 лет. В собрании музея русский авангард представлен именами Н. Гончаровой, М. Ларионова. Девлеткильдеева и В. С. Концептуальными для «бубнововалетцев» стали вопросы живописной фактуры, колористической и конструктивной экспрессии композиции.
При музее – библиотека по искусству, всего пять тысяч томов. Так называлась одна из картин, написанных Нестеровым в зрелые годы. Карсавиной (1909), А. П. К тому же Мамай – один из самых древних образов: впервые он появился в украинском народном кукольном театре (вертепе). Рождественский, на начальном этапе – М. Ф. От крутизны горы захватывает дух.
«Бубнововалетская» молодость Бурлюка, выраженная в кубофутуристическом решении «Казака Мамая», проецируется на творчество его соратника по «Бубновому валету» 13 Петра Петровича Кончаловского (1876 – 1956): имеется в виду хранящаяся в Башкирском музее живописная композиция «Натюрморт» (1916), больше известная как «Раки». Определен, Жизненный путь ее избран, устало опущенных руках, но в склоненной печально голове, – душевное томление и глубокая грусть. 108 экспонатов, 20 – графика – из 88 них – живопись, Нестерова сегодня – обладатель крупнейшей в России коллекции произведений своего основателя. Были сделаны первые шаги в искусстве, Здесь прошли его детские и отроческие годы, где, отсюда 12-летним отроком он уехал в Москву, правда, сразу, не но поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества. Существо этих эстетических противоречий становится наиболее очевидным при визуальном сравнении полнокровных «Раков» с рафинированностью образов в акварелях «Сентиментальная прогулка» (до 1899) и «Версаль» (1905) главного идеолога «мирискусничества» Александра Николаевича Бенуа (1870 – 1960) и миражностью образа в известном полотне «голуборозовца» Павла Варфоломеевича Кузнецова (1878 – 1968) «Утро в ставке» (1913). Башкирский государственный художественный музей им.
Белый, в ее цветовой гамме великолепно нежно-зеленый, сочетаются розовый, синий, золотой цвета. 150-ЛЕТИЕ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ МИХАИЛА ВАСИЛЬЕВИЧА НЕСТЕРОВА (1862-1942) ОТМЕЧАЛОСЬ В УФЕ ОСОБО. Наш музей обладает также живописным фрагментом к картине «Воскрешение Лазаря» (1900) – сюжет для росписи церкви Александра Невского в Абастумане (1899–1904), заказанный великим князем Георгием Александровичем (наследник престола), где Христос показан в момент наивысшего напряжения воли.
Первым он стал и в живописном воплощении столь любимого им мотива цветения: первоочередную роль здесь сыграли гедонизм его мироощущения, его страстная влюблённость в жизнь («Цветущие яблони», «Терраса», оба – 1917, БГХМ). Воплощенная в «Пустыннике» идея «пустынножития» – идеального, по его мнению, условия для возрождения человеческой души и обретения ясного смысла жизни – найдет продолжение в картине «Видение отроку Варфоломею» с ярко выраженной в ней идеей гармонического единения человека и природы. Похитонова, И. С. В которую рукою мастера вплетено множество тончайших оттенков серого, Удивительно красива цветовая гамма, зеленого, голубого, золотистого розового, цветов. В третьей зале – иностранного искусства – небольшая коллекция заграничного фарфора (сакс, севр, веджвут).
Нестеровой-Шретер» (1941), написанный сразу же после возвращения Ольги Михайловны из Джамбульской ссылки. Это одна из самых крупных коллекций произведений художника в России: 107 экспонатов (90 из них – живопись, 17 – графика). 10 Передвижники – члены Товарищества передвижных художественных выставок – крупнейшего художественного II объединения пол. Гончаровой и многих других известных художников. Вместе с территорией бывшего сада представляет собой образец русской усадьбы начала ХХ в. Основание музея и начало его собрания связаны с именем выдающего художника, уфимца Михаила Васильевича Нестерова (1862–1942). В четвертой зале собрание русского фарфора, хрусталя, вышивок и старинной иконописи. русская интерпретация новейших течений современного европейского искусства в своём творчестве опирались на живописный опыт П. Сезанна, а также испытывали сильное влияние «постсезаннистских» тенденций, прежде всего кубизма и, отчасти, экспрессионизма. Модерн культивировал стилевое единство во имя создания абсолютного и высоко эстетичного образа, ХХ в. В противовес эклектизму ХIХ его в. с программным цитированием отдельных элементов различных национальных стилей.
Тем ценнее крупноформатное полотно «После ливня» из собрания Башкирского художественного музея: оно – редкий образец творчества одного из самых трогательных русских художников второй половины ХIХ века, пример высокой образности и совершенной живописной красоты. Первый же, незаконченный вариант «Видения» (1889) остался в Уфе и через 50 лет стал собственностью Башкирского художественного музея. Русский портрет XVIII века, в собрании музея – древнерусские иконы, И. Левитана, произведения И. Айвазовского, А. Саврасова, В. Перова, И. Репина, М. Врубеля, В. Серова, Н. Рериха, А. Бенуа и др. Неоценимую роль в деле формирования коллекции произведений Нестерова играли и играют многолетние дружественные сотрудников связи музея с членами его семьи. Какие мысли не дают покоя. Немаловажную роль сыграл и впитанный с детства дух провинциальной, патриархальной Уфы.
Особое место в этом ряду занимают портреты Ольги Михайловны Нестеровой. Глубоко внизу виден плавный изгиб реки, луга с копнами сена, другой далекий берег. Игнатенко. Башкирский государственный художественный музей им. Девлеткильдеева и А. Э.
Перова, М. А. – С. 7 – 8, 9, 11, 12. Не случайно, что и собранную им «художественную коллекцию» Нестеров принес в дар именно Уфе.
Для этого у меня имеется свободная земля. Её хронологические рамки в основном – 1878–1919 годы, то есть время формирования и последовательной реализации нравственно-эстетической программы художника, суть которой – в очищении и возрождении человеческой души в условиях её гармонизации с природой для обретения человеком веры и любви к Богу. Умение увидеть и чувствовать человека и передавать его внутренний мир позволило «послереволюционному» Нестерову стать создателем галереи портретов выдающихся деятелей науки и искусства, но источником для них стала та духовная основа, которая была заложена в него, еще мальчика, в далекой дореволюционной Уфе, в безмятежном отеческом доме. В-третьих, располагающийся по всему периметру особняка сад и деревья (липы, ёлочки, рябинки), создающие особую атмосферу музейной тишины и покоя, а летом – ещё и прохлады. Покрывающий плечи, Низко повязанный платок, черный будущую монахиню, выдает в ней жительницу раскольничьего скита.
Поленова, продолжатель саврасовской традиции, вдруг вплотную смыкается с французским импрессионизмом: но он не копирует французов, а создаёт собственный, национальный вариант импрессионизма – русский, получивший в критической литературе название «коровинский». – С. Краснова, Е. Винокурова, К. Губайдуллина, И. Фартукова, В. Лесина, 3. Юсуповой (1902, ГРМ), О. К. ХIХ – первых двух десятилетий ХХ в. (1870 – 1923, Петербург – Петроград). Нестеров ревностно заботился и о пополнении собственной коллекции.
поэзия моих произведений – поэзия одиночества, страстного искания счастья, душевной тишины и покоя» Начало работы над «Пустынником» совпало с частыми поездками Нестерова в Троице-Сергиеву Лавру. Пиранези, Ф. Бартолоцци и др. Работавших на рубеже XIX – XX веков, Среди многих выдающихся мастеров, Нестеров выделялся особым своего складом дарования. Портрет Н. М. Его драматургия, Образ ссыльного, свидетельством чего стали многочисленные этюды его головы, его психологическое состояние волновали в художника первую очередь, где выражения лица, глаз играли особую роль. Сюжетом «Не ждали» стал момент возвращения из ссылки домой одного из таких героев. Наиболее точно ее суть художник определил в одном из писем 1898 года: «.
Если бы было иначе, он бы не ввёл их в свои невероятные по красоте «башкирские» натюрморты «Расцветшая сирень» и «Букет жёлтых цветов» (оба – 1918, БГХМ), причём сделал это Бурлюк первым. С. В. Полотно «После ливня» Ивана Петровича Стефановского (1850 – 1878) было написано им незадолго до смерти, вероятно, в середине 70-х годов. Коллекция русской живописи ХVIII века представлена парадным портретом, Так, основном в неизвестных художников круга Д. Г. Худой, с большими впадинами вместо – глаз измученный, в окончательном варианте ссыльный больше похож на рембрандтовского блудного сына. Картина наполнена светом, воздухом, запахами расцветающей весны.
Рериха и многих других. Сорокина, С. В. Произведения обоих художников представлены в собрании Нестеровского музея. Кузнецова, Л. В. Головина, А. Н. Нестерова в настоящее время насчитывает 109 экспонатов.
Мотив цветения, в особенности весеннего, станет в будущем одним из любимых мотивов многих башкирских художников, достаточно вспомнить знаменитые картины Александра Эрастовича Тюлькина12 «Гортензии» (1920) и «Цветущие окна» (1924) из собрании Нестеровского музея. В которой преобладают оттенки серого и синего, Неяркая цветовая гамма, озаряющий картину, свет, прозрачный подчеркивают состояние душевного умиления, в котором пребывает пустынник. Девушка внимательно слушает, склонив голову.
Ларионова, Н. С. Гончаровой, М. Ф. посвящаетсяhellip», международная выставка произведений современных художников тюркоязычных стран, «Модерн: концепция стиля», «Географическое открытие Башкирии», «Золотые олени Евразии», «Шедевры Сальвадора Дали», выставки древнерусского, русского и западноевропейского искусства из собрания музея и многочисленные персональные выставки художниковhellip Прекрасный музей, прекрасный юбилей и заветные слова Нестерова: «Радуюсь тому, что далёкие мечты мои осуществилисьhellip» 1 Нестеров Михаил Васильевич (1862 – 1942) – художник, график. Бондаренко Науч. Палитра, Среди них – бронзовая чернильница, орден Трудового Красного Знамени, визитная карточка, венчальные свечи, личная печать, кожаная папка для бумаг, детские туфельки Нестерова и свадебная фата, головной убор и перчатка туфельки его первой жены М. И.
А также с творчеством прославленных и неизвестных мастеров Античности и Средневековья, в ходе лекций можно познакомиться с разными стилями и художественными направлениями искусства от Древнего мира до авангардных течений ХХ века, Нового и Новейшего времени – Леонардо да Винчи и Рафаэля, художников Возрождения, Рембрандта ван Рейна и Диего Веласкеса, Франсиско Гойи, Анри Пабло Матисса, Пикассо и многих других. В 1994 году Н. М. Наступил 1914 год lt. В результате в день публичного открытия музея 5 января 1920 года его посетители смогли увидеть три экспозиционных зала: в первом экспонировались произведения М. В.
Александр Тюлькин: Каталог выставки / Авт. Октябрьской революции. Музеем собраны произведения башкирских художников формации 1970-80 гг.
НЕСТЕРОВА В МУЗЕЯХ, ГАЛЕРЕЯХ И ЧАСТНЫХ СОБРАНИЯХ РОССИИ» С УЧАСТИЕМ 22 МУЗЕЕВ СТРАНЫ И 2 ЧАСТНЫХ СОБРАНИЙ, ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ПЕРВЫЕ НЕСТЕРОВСКИЕ ЧТЕНИЯ», ПЕРВЫЙ ОТКРЫТЫЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ КОНКУРС ДЕТСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ИМЕНИ М. В. В темном сарафане и черном платке и Одна, как будто не замечает весеннего расцвета природы, погружена в невеселые мысли. Из сохранившихся на сегодняшний день этюдов головы ссыльного известны только два: один хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, второй (и в это сначала трудно поверить, настолько это событийно. ) является собственностью Нестеровского музея. Лаптевский особняк был одним из главных украшений города. Представления о высшей правде, Все переживания детства – радости и печали, чистой любви и абсолютной красоте – связывались Нестерова у с религиозным чувством. В первом были представлены произведения М. В.
В 1920 – 1930-е годы музей активно пополнялся экспонатами из Московского и Петроградского музейных фондов. Коллекцию Башкирского государственного художественного музея им. Шретер в музей поступили ещё несколько произведений: «Портрет О. М. Левитана, К. А. Бурлюки, П. П.
Бурлюка. Коллекция древнерусского искусства – то есть время формирования и последовательной реализации нравственно-эстетической программы художника, Её хронологические рамки в основном – 1878–1919 годы, коллекция русской живописи XIX- нач, суть которой – в очищении и возрождении человеческой души в условиях её гармонизации с природой для обретения человеком веры и любви к Богу собрании в музея. Пейзажист, портретист, автор исторических и жанровых композиций. В «Пустыннике» уже во весь голос зазвучала «нестеровская тема» – поэзия одиночества, «пустынножития», то есть жизни человека вдали от мирской суеты, в гармонии с природой во имя нравственного очищения души и обретения духовной стойкости и ясного смысла жизни.
Студентам и всем, Молодежи, адресован краткий курс истории мирового искусства, кто впервые обращается к проблемам искусства изобразительного состоящий из трех циклов. Карзинкиной» занимает своё, абсолютно особое место в творческом наследии художника. Противоречия «бубновых валетов» с творческими убеждениями бывших «бубнововалетцев», создателей теории «лучизма» Михаила Фёдоровича Ларионова (1881 – 1964) и Натальи Сергеевны Гончаровой (1881 – 1962) демонстрируют картины «Лучистые линии» (1911) Ларионова и «Крестьяне, собирающие виноград» (1912) Гончаровой. Музей обладает крупнейшей в России коллекцией работ (34 картины) "отца русского футуризма" Д. Бурлюка и одной из крупнейших в стране коллекций наследия М. Нестерова (свыше 90 произведений). Гончарова, позднее – Р. Р. Лермонтовского Демона он воспринимал как духа, соединяющего мужские и женские облики.
Существо этих эстетических противоречий становится наиболее очевидным при визуальном сравнении полнокровных «Раков» с рафинированностью образов в акварелях «Сентиментальная прогулка» (до 1899) и «Версаль» (1905) главного идеолога «мирискусничества» Александра Николаевича Бенуа (1870 – 1960) миражностью и образа в известном полотне «голуборозовца» Павла Варфоломеевича Кузнецова (1878 – 1968) «Утро в ставке» (1913). Щербачева. Посетившие в 2005 году музей внучки Нестерова Мария Ивановна и Татьяна Ивановна Титовы передали в дар музею выполненный великим их дедом графический портрет своей матери В. М. Бенуа, Л. О.
Его удачное расположение – в исторической части Уфы и то в же время достаточно уединённо, Во-первых, как бы в стороне от делового центра. Великолепен рисунок, создающий основу композиции. Написанного Нестеровым под впечатлением романов от П. И, Одним из основных произведений этого цикла. Е. винокурова, – С. Краснова, И. Фартукова, К. Губайдуллина, В. Лесина, З. Гаянова, В. Суздальцева, Н. Калинушкина, активно пополняется коллекция и работами молодых, чье творчество в формировалось 1980-90 гг. А. Н. Часто неприглядных её сторон, Главным устремлением передвижников стало правдивое отображение российской действительности, в чём выражался и их протест против отвлечённого от жизни салонного искусства Академии. Он по призванию не был купцом больше, Успешный в делах, его привлекала история литература и чем торговля.
О творческих успехах и новых увлекательных замыслах, в Уфу на протяжении не одного десятка лет летели от него длинные письма и весточки короткие о столичном житье-бытье, которые с нежностью и гордостью читались всей семьей. Будущий художник родился в Уфе в богатой купеческой семье. Желая «содействовать художественному образованию своих земляков», в 1913 году Нестеров подарил родному городу собранную им коллекцию русской живописи и графики второй половины ХIХ – начала ХХ века: 102 экспоната, в том числе произведения И. Е. Так, в 1920-1930-е годы в музей поступили графический эскиз картины «Юность преподобного Сергия Радонежского» (1891), «Портрет старика» (1878), написанный 16-летним Нестеровым в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, пять «Натурщиков» периода учебы в Училище и в Академии художеств и были подарены еще несколько произведений, в том числе первый неоконченный вариант картины «Видение отроку Варфоломею» (1889) и крупноформатный эскиз росписи алтарной стены северного придела на хорах Владимирского собора в киеве – «Воскресение Христово» (1890).
Эта поисковая работа была продолжена экспедициями 1960 – 1970-х годов. Нестерова. Нестеровой и И. В. Перова, Г. М. Вот таким образом и русский дух Абрамцева, связанный с предыдущим его владельцем – уфимцем С. Т.
Желая «содействовать художественному образованию своих земляков», в 1913 году Нестеров подарил родному городу собранную им коллекцию русской живописи и графики второй половины ХIХ – начала ХХ века: 102 экспоната, в том числе произведения И. Е. Задумчивая природа и погруженный в безмолвие монах, Тихая, сливаются здесь в едином созерцающий просветленном, мудро устроенный мир Божий, молитвенном настроении. Увлечённый натурой, пленэрной живописью «стратег футуризма» нередко бродил с этюдником по уфимским оврагам в компании с А. Тюлькиным и К. Девлеткильдеевым – первыми в Башкирии профессиональными художниками. я тоже пытаюсь что-то себе представить «архитектурно». К этому времени М. В. Нестеровым были созданы «Пустынник», «Видение отроку Варфоломею», цикл картин, посвященных преподобному Сергию Радонежскому. Ядро объединения составили Д. Д.
Этюдов, Музей предполагает быть наполненным собранием картин, полученных мною в подарок или в обмен от друзей моих и современников, скульптуры. В 1889 году в Уфе Нестеров завершил одно из своих гениальных произведений – картину «Пустынник», задуманную ещё летом 1883 года в Сергиевом Посаде. 8 Бурлюк Давид Давидович (1862 – 1967) – художник, график, поэт, писатель. Каталоги, Наконец, буклеты, альбомы-каталоги, академические сборники многочисленные – научные публикации.
Особую ценность дара составили 30 работ самого Нестерова (портреты, пейзажи, жанровые композиции). Что в противовес стилизму «Мира искусства» 14 и утончённому психологизму «Голубой розы», 15 «бубнововалетцы» к призывали устойчивости зрительного образа, Напомним, полнозвучию цвета и конструктивной ломке картинного построения. Только через несколько лет уникальные памятники традиционного ткачества и вышивки башкир станут смысловыми доминантами проникновенных акварелей Касима Салиаскаровича Девлеткильдеева11 «Крыльцо башкирской избы» и «Девочка-башкирка в голубом» (обе – 1928, БГХМ). Ее переполняют радость и счастье жить, любить, видеть красоту цветущей земли. Машкова, А. В.
Есть отделение русских рукописных книг». Кончаловский, И. И. Маковского, Н. А. М. В. Красивая молодая женщина, тоненькие нестеровские берёзки и осинки, глубокие уральские снега и монументальная пластика шиханов создают глубоко трагический образ – образ одиночества и страстного желания любви и счастья. В 1886 году родами умерла горячо любимая им жена Маша – оставив новорожденную дочь Олю, Эта тема у возникла Нестерова не случайно – у неё был трагический посыл. Игнатенко, А. А.
М. В. Самобытность коллекции музея определяют предметы башкирского народного творчества, произведения первых живописцев Башкортостана – К. Девлеткильдеева, А. Лежнева, М. Елгаштиной, А. Тюлькина и мастеров, чья творческая биография начиналась в 1950-60 гг. Этот дух не столько зол, сколько глубоко несчастен, он скорбит и страдает. Древнерусские иконы, И. Левитана, произведения И. Айвазовского, А. Саврасова, В. Перова, И. Репина, М. Врубеля, В. Серова, Н. Рериха, А. Бенуа и др – русский портрет XVIII века, Наиболее ценные коллекции.
Рубо, С. В. Поленова, И. И. Чирикова. Нестеров жил в Петербурге и посещал класс замечательного педагога П. П. Вот таким образом Нестеров обратился к своему другу, Городской голова Малеев предлагает мне поместить мою коллекцию в задуманном им Аксаковском Народном доме Первая мировая война невозможной делала транспортировку коллекции из Москвы в Уфу известному московскому архитектору Илье Евграфовичу Бондаренко, уфимцу и выпускнику МУЖВЗ, с просьбой разместить ее на хранение в Историческом музее. Нестерова в платке» (1919), «Портрет А. М.
Отличительной особенностью уфимской коллекции является камерность: в ней представлены в основном небольшие по размерам произведения и этюды, поступившие из домашних коллекций художника и членов его семьи. Стефановского, А. И. «За» особняк Лаптева было сразу же несколько аргументов. Это природа средней полосы России – красота неброская, неяркая, спокойная, но величественная, «русский пейзаж, на фоне которого как-то лучше, яснее чувствуешь и смысл русской жизни и русскую душу». Верещагина, Ф. А.
Чистякова в Академии художеств. «Видение» Нестеров писал в Уфе: завершив в Абрамцеве верхнюю, пейзажную, часть, он вдруг соскучился по маминым пельменям и по всем уфимцам, свернул холст на скалку и уехал в Уфу. Очень маленькие собрания картин французских итальянских и голландских художников. Но, как свидетельствует критическая литература, предвестником «Грачей» стал небольшой, трогающий душу каждого русского человека «Пейзаж с избушкой» из собрания Башкирского художественного музея. Вот таким образом, помимо жанрового контекста (то есть самой ситуации), Репину было необходимо решить вопросы психологические – понимание и оправдание семьёй той жертвы, которую положил на алтарь Отечества их сын. Тюлькина в Государственной Третьяковской галереи в Москве, экспонировавшаяся в 2007 году в рамках федерального выставочного проекта «Золотая карта России».
Фешина, П. П. Рериха, И. Э. В 1898 – избран академиком, 1896 в году Нестеров был принят в члены Товарищества передвижных художественных выставок. Архипова, Н. К. «моя поездка в Уфу мало дала мне утешения и я, пресловутая энфлюэнца заставила меня неделю вылежать в постели, слабый еще, принялся за картину, но, верно, в недобрый – час приехал я больной, Мамонтовой. Игнатенко Сост.
Рубинштейн (1910, ГРМ) и «канонизируются» стилистические особенности рисунка Серова 1900-х годов. Нестеровой в платке» (1919), «Портрет А. М. Вероятно, «башкирский» вариант является самым ранним: об этом свидетельствует уверенность взгляда ссыльного, крепкая посадка его головы, свежесть лица. Ярошенко, В. Д. Будущего художника приобщил к церкви всеми любимый в семье «батюшка сергиевский» – так ласково называли старшие и младшие Нестеровы священника уфимской Сергиевской церкви Федора Михайловича Троицкого. Коллеги-художники подобной трактовки религиозных сюжетов не одобряли и настоятельно призывали Нестерова «вернуться к реальной действительности».
Вдохновенного и на зрителя он не производит никакого притягивающего, что г. Нестеров соступит еще со своего никуда не годного пути, обаятельного впечатленияhellipЯ все надеюсь, обратится к действительности и жизни». Уткин, С. Ю. Очертаниями повторяющий линии фигуры девушки, Вдали видны хмурое и небо крутой поворот реки, что придает композиции этюда ритмическую завершенность. Представляющий собой симбиоз разнообразных видов деятельности, Это – уникальный социальный культурологический и объект, в котором воспитательная функция является одной из главных.
Айвазовского, «Всадник-башкир» А. О. В 1871 году выдающийся русский пейзажист Алексей Кондратьевич Саврасов (1830 – 1897) завершил работу над пейзажем «Грачи прилетели» (ГТГ). Это было трудное для России время – грозная, бурная эпоха «концов и начал».
Вот таким образом по «канону» его издревле изображали с музыкальным инструментом и верным спутником – конём: конь стоит рядом, опустив голову и бьёт копытом. Особую ценность нестеровского дара составили 30 работ самого дарителя (портреты, пейзажи, жанровые композиции). Построенная на контрасте светлых – серо-голубых и темных – коричневых цветов, Строгая цветовая портрета, гамма подчеркивает значительность образа одного из самых знаменитых людей того времени. Именно Бурлюк, обладавший к тому времени завидной для начинающих башкирских художников академической образованностью, первым обратился и к живописному воплощению этнического типа башкир («Портрет молодого башкира», 1917, БГХМ). Открыт 5 января 1920 года как Уфимский художественный Пролетарский музей им. Шишкина, В. Е.
На берегу холодного серебристо-серого озера сидит на срубленной сосне монах-отшельник. С 1929 – Башкирский государственный художественный музей, в 1954 году присвоено имя М. В. Позднее он писал в своих записках: «Любовь к Маше и потеря ее. Радищева), стал программным произведением Нестерова 1880-1890-х годов. В основе коллекции русского искусства второй половины ХIХ века – дар М. В.
Гималаи», «Авторское венецианское стекло Рино Росси и Урбан Габриэле (творческие мастерские Мурано)», «Женский портрет ХIХ – ХХ веков в собрании музея», «Народное декоративно-прикладное искусство башкир и его отражение в произведениях современных художников Башкортостана», «Пушкин и его эпоха», «А. С. П. Известно, что М. В. Особую выразительность придаёт артистичный жест руки позируемой и цветовой контраст серебристой глади воды к расшитому ярким орнаментом китайскому тёмно-синему халату. Зыбкие образы, рафинированно-утончённые цветовые соотношения, стилизованный декоративизм, сложные эффекты матово-мерцающей живописной фактуры – основные особенности стилистической манеры «голуборозовцев», сложившиеся под влиянием русского символизма. В ранний период творчества испытывал влияние передвижничества, с сер. В 1954 годумузею было присвоено имя художника. Нестеровсодействовал дальнейшемуформированию музейной коллекции, вел длительную переписку с егосотрудниками и уфимскимихудожниками (Ю. Ю. Блюменталем, В. П. Андреевым, Ф. Л. Эрнстом, В. О. Копцевым, В. С. Сыромятниковым идр. ).
Верне, Л. Бакхейзена, графика А. Дюрера, Дж. -Б. Виноградова, П. П. 13 «Бубновый валет» – крупнейшее художественное объединение двух первых десятилетий ХХ в. (1910 – 1917, Москва). Став москвичом, Нестеров и тогда не порывал связей с родным городом. Его основание и начало собрания связаны с именем выдающегося художника, уфимца Михаила Васильевича Нестерова. 1 Желая «содействовать художественному образованию своих земляков», в 1913 году Нестеров подарил родному городу собранную им коллекцию русской живописи и графики второй половины ХIХ – начала ХХ века: 102 экспоната, в том числе произведения И. Е. 7 Сорокина В. М. Формирование коллекций, реставрация произведений, экспозиции выставок и их презентации, экскурсии, лекции, конференции, творческие встречи зрителей с художниками, музыкальные и поэтические вечера, участие в крупнейших выставочных проектах в России и за рубежом, Мемориальный дом-музей А. Э.
Но вышел ли из этого прок. Соскучившись по уфимцам, по матушкиным пельменям, свернул холст на скалку и уехал в Уфу, где в мастерской родительского дома начал писать своего «Варфоломея» красками. Мгновение сосредоточенной тишины, «остановленное» художником исполнено глубокого смысла. Брюллова, акварелями А. О. Нестерова и его дар, во втором – «русская старина», в третьем – произведения художников-уфимцев и живопись Д. Д. Павловой (1910, оба – ГТГ), И. Л.
Демонстрирующий виртуозное мастерство Серова-рисовальщика, то в же время написанный углем и пастелью на холсте, «Портрет Е. С. Создав «Христову невесту» и замечательного «Пустынника», которого П. М. В 1896-м году состоялась первая персональная выставка художника. В 1920 – 1930-е годы по инициативе директора музея Ю. Ю. Босоногий мальчик, Полуразвалившаяся избушка, курочки, разморившаяся под собачка, солнцем щиплящие траву.
Трагизм созданного Стефановским образа почти автобиографический: выпускник Петербургской Академии художеств, он прожил только 28 лет, был беден и умер от чахотки. Первым произведением Сергиевского цикла стала картина «Видение отроку Варфоломею». Казак Мамай – один из любимейших образов украинского народа: это собирательный образ казака-воина, степняка, поэта, ставший со временем космогоническим олицетворением всего народа Украины. Коровина, А. Я.
Куприна, Д. Д. Джогина, И. К. Маковского, В. В. Кузнецов, М. С. Первоочередное внимание «мирискусники» уделяли художественному освоению мирового искусства с целью создания «новых» произведений – своеобразных историко-культурных стилизаций и реминисценций.
Ге. Музей – обладатель одной из крупнейших в стране коллекций наследия самого М. Нестерова (свыше 90 экспонатов работ художника). См. : Игнатенко С. Бурлюк в Башкирии // Бельские просторы, 2009. Остроухова, Н. А. Бенуа, А. Е. Один из вдохновителей борьбы русского народа против татаро-монгольского ига, Через год был найден и герой – крупнейший церковный и общественный деятель Древней Руси, основатель лавры, Троице-Сергиевой благословивший Дмитрия Донского на Куликовскую битву 1380 года, великий русский святой Сергий Радонежский.
А. Блок пророчески писал о близости «неслыханных перемен». Собрание русского искусства ХVIII – начала ХХ века состоит из ряда коллекций, каждая из которых имеет как самостоятельную ценность, так и является органическим культурно-историческим звеном в контексте целого хронологического периода. Темой этой стала «Святая Русь». Гиршман (1911, оба – ГТГ). А ещё раньше эта же выставка – в Московской специализированной школе акварели Сергея Андрияки, в Нестерова» Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Мы видим, что Нестеров работает почти «иконописно» : без подмалевка, сразу по рисунку, с предельным вниманием к деталям и заботясь о гармонии целого рисунок же – легкий, гибкий, подвижный – отличается той безупречностью, которая является результатом блестящего образования.
Он сидит за столом, на котором разложена большая географическая карта. Подобное созвучие человека и природы – отличительная черта произведений Нестерова. Саврасова и В. Д. Этот пейзаж вершиной стал его творчества и одновременно квинтэссенцией художественной концепции передвижников, 10 заключавшейся в демократизации всех жанров. Приобретениям у самого художника и членов его семьи, Благодаря активной собирательской деятельности музея, а также их дарам государственный Башкирский художественный музей им.
В 1969-1970 годах от младшей дочери Натальи Михайловны Нестеровой в музей поступили многие произведения, в том числе этюды к росписи «Путь ко Христу» (1908-1911) в трапезной храма Покрова Богородицы Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве, восемнадцать этюдов рук к картине «На Руси («Душа народа»), 1914-1916) и портреты – «Е. П. Ларионова, П. В. В том числе и коллекции собственных произведений, На протяжении своей всей жизни Нестеров ревностно заботился о пополнении музейного собрания. Репина, И. И. Нестеров -вдохновенный певец природы, талантливый родной портретист и мастер живописи на релишиозные сюжеты. Паннини, Н. Ланкре, К. -Ж. В натюрморте «Раки» пастозно вылепленные, материально осязаемые, конструктивно крепкие, колористически яркие предметные и природные формы – гимн радости жизни.
Кажется, нет ни одного соотечественника, который не знал бы картину «Не ждали», меньше знают о том, что с конца 1870-х годов одной из главных тем жанровых полотен Репина становится тема жизни русского революционера-народника. Цветовая гамма построена на сочетании насыщенных синих, светло-зеленых, голубых тонов. В. суздальцева, Гаянова, активно пополняется коллекция и молодых, работами Н. Калинушкина, чье творчество формировалось в 1980-90 гг. Тем не менее, он властен и величав. и В. Д. Добужинского, Н. К.
Нестерова. В том числе и работы своего отца, Нестерова передала в дар принадлежащую музею ей коллекцию произведений русских художников. Сорокина, С. В. Но очень скоро молодой художник убедился в том, что это – не его путь. Бурлюка, К. С.
Мясоедов, В. Г. Эпизод, лёгший в сюжетную основу «Видения», описан учеником Сергия Епифанием в составленном им «Житии преподобного Сергия». Лампи, коллекция русского искусства первой половины – середины ХIХ века – пейзажами П. В. Саврасова, И. П.
Экспонирующийся на многочисленных зарубежных и международных выставках «Казак Мамай» (1915 – 1918) был написан Давидом Давидовичем Бурлюком в Башкирии. Маковского, Н. А. Необозримые волжские просторы. 14 «Мир искусства» – крупнейшее художественное объединение кон. Который, Своё спасение он искал в новой теме и в новом герое, должен быть идеальным, как ему представлялось, почти божественным менее не важная роль отводилась природе, которая ассоциировалась им с тишиной и покоем. Об этом времени он вспоминал: «Сейчас мои мечты -создать музей в Уфе. Основан Постановлением Уфимского Губернского ревкома 5 ноября (23 октября по с. с. ) 1919 года.
Поленова, И. И. Патриархальная Уфа, пёстрая и многоязычная, произвела на Бурлюка сильное впечатление. Зеленых, Нежная цветовая гамма – тонкие сочетания оттенков белых, голубых тонов, сиреневых, – рождает зрителя у торжественное, мечтательное настроение.
Она как будто парит над землею, Стройную девичью фигуру со сторон всех омывают воздушные потоки, сливаясь с нею в порыве самозабвенной любви. Врубеля, В. А. Коллекция картин раннего творчества М. В. Нестерова, XX вв., коллекция декоративно-прикладное искусство Башкирии, коллекция современного башкирского искусства изобразительного коллекция западноевропейского и восточного искусства. Чем же не «угодил» своим собратьям по искусству этот замечательно талантливый художник. Касим Девлеткильдеев.
Порядочность и честность всеми, признавались Отец – Василий Иванович – пользовался в городе не меньшим уважением и почетом его добросовестность. Нестеров. Так писал знаменитый критик В. В. Стасов в 1897 году.
Сарьян, П. С. Нет говоря уже о том, что «Раки» – одно из лучших произведений в творческом наследии Кончаловского, для «Бубнового валета» это произведение ещё и концептуальное. Другая особенность коллекции – изначальная «ограниченность» ее хронологических рамок: костяк коллекции составляют в основном произведения 1878-1919 годов – периода формирования и последовательной реализации нравственно-эстетической программы художника, суть которой – в духовном возрождении человеческой души в условиях «пустынножития», то есть вдали от цивилизации, наедине с природой, в гармонии с нею. Гурзуф» – произведением выдающимся, а для русского импрессионизма – программным.
Трудно представить историю «бубнововалетского» движения, как, впрочем, всего русского авангарда, без натюрмортов Кончаловского, как трудно её представить без натюрмортов И. И. Её хронологические рамки, в основном, – 1878 – 1919 годы, то есть период формирования и последовательной реализации нравственно-эстетической программы художника, суть которой – в духовном возрождении человека в условиях «пустынножития», то есть наедине с природой, в гармонии с нею для обретения веры и любви к Богу. Белинского, Н. Г. Нестерова, Д. Д. Ощущение кризисных моментов в собственном творчестве толкнули Нестерова на новый путь – путь портретной живописи, События 1905 революции года. Идея создания художественного музея в родном городе у зародилась Нестерова задолго до официального дарения – еще в 1905 году. Ге, А. А. Духовное родство объединяло Нестерова и с Сергеем Тимофеевичем Аксаковым: в 1900-1910-е годы художник создал несколько вариантов картины «На родине Аксакова», выразив в них свой восторг его писательским талантом.
В 1994 году Наталья Михайловна передала в дар музею коллекцию произведений русских художников, в том числе и работы своего отца. Ядро объединения составили П. В. Верное, Искусство Нестерова в дореволюционный период, одной главной теме, казалось поражает бы, разнообразием творческих возможностей. Интернационального отношения Бурлюка к культуре другого народа, Так не это ли яркий пример взаимопроникновения культур и трогательного, для ставшего него не менее родным. Коровина, А. Я. В 1920 – 1930-е годы начала складываться и коллекция профессионального изобразительного искусства Башкортостана, являющаяся сегодня одной из самых крупных и наиболее полных с точки зрения ретроспективы.
Рериха и многих других известных художников. Репина, И. И. Ярошенко, В. Д. Орловского, «После ливня» И. П. Утверждение предмета и предметности составило исходный принцип их искусства. Соцобес, Другими источниками поступлений экспонатов в музей стали Уфимский Аксаковская Горхоз, библиотека и частные лица.
Нет. М. В. С детства любимым занятием мальчика было рисование. Серова, М. Ф. кат. : В. М. М. В. Одними из выразительных средств модерна стали разнообразные орнаментальные формы, в основном «текучие», переплетающиеся и отсутствие в интерьере прямых углов.
И чувство, вложили в мое художество недостающее содержание, – словом и живую душу, все то, что ценили и ценят люди моем в искусстве». Айвазовского, портретами О. А. В 1913 году художник Михаил Нестеров подарил городу 102 картины (30 из них своего авторства, а также работы Репина, Шишкина, Маковского, Поленова, Левитана, Бенуа, Рериха и многих других) с этого начинается коллекция одного из старейших музеев Уфы. Вскоре после ее окончания художник обрел семейное счастье. Фальк. Что без них не обходится ни выставка одна авангарда в стране и за рубежом, Интерес современных исследователей и зрителей к обоим произведениям настолько высок. Произведения первых живописцев Башкортостана – К. Девлеткильдеева, Самобытность коллекции музея определяют башкирского предметы народного творчества, М. Елгаштиной, А. Лежнева, А. Тюлькина и мастеров, чья творческая биография начиналась в 1950-60 гг.
Ярошенко, В. Д. Эстетическая программа отражала растерянность значительной части русского общества в условиях поражения 1905 революции и неясность дальнейших целей. Особо почитались в семье Тихон Задонский и Сергий Радонежский. я мечтаю, что когда музей будет готов, открыт – поднести его в дар городу Уфе. Кажется, только что отзвучали его слова.
Нестерова» (1919), «Пастушок. Другим источником формирования нестеровской коллекции стала тесная сотрудников связь музея с членами семьи художника. Декларативно яркий, он с удовольствием музицирует, как будто сошедший с ярмарочной вывески, забыв на время о своём другом – воинском – предназначении, а с рядом ним, как и положено, – конь – пластически выразительный, Именно таков украинский мифологический Мамай на знаменитом полотне Бурлюка. Перова (1834 – 1882).
Родился в Уфе в богатой купеческой семье, учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у В. Г. Головина, Н. И. Заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной (Сталинской) премии. Участника Крымской кампании Александра Михайловича Врубеля, Михаил родился в городе Омске семье в штабс-капитана Тенгинского пехотного полка. Крамского, В. Г. И война помешала» поисках в подходящего для музея помещения Бондаренко буквально перевернул весь город и в итоге остановился на особняке купца-лесопромышленника М. А, gt.
В формировании музейного собрания практически на протяжении всей своей жизни большое принимал участие М. В. Левицкого, В. Л. Автор всемирно известных картин «Девочка с персиками» (1887) и «Девушка, освещённая солнцем» (1888, обе – ГТГ) Валентин Александрович Серов (1865 – 1911), начиная с 1880-х годов, работал над портретными образами писателей, артистов, композиторов, художников: в них его увлекала сама природа творческой личности. Рериха и многих других известных художников. В 1982 году от Н. М. Ге, В. Г.
Портрет Н. М. Вот таким образом торопился и, Он готовился к ХVIII выставке передвижников, продолжал работать, активно несмотря на энфлюэнцию. Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах», стала картина «Зимой в скиту» (1904) из собрания Башкирского музея. М. В. Напомним, что теория «лучизма» была разработана Ларионовым ещё в 1912 году и впоследствии развёрнута им в статье «Лучистая живопись» (1913).
Щедрина, Л. Ф. 15 «Голубая роза» – художественное объединение (1907, Москва). Сегодня коллекцию Башкирского государственного художественного музея им. Вот таким образом так велика в пейзаже роль жанрового, сюжетного мотива, в основном драматического (в картине «После ливня» – разбитая дорога, телеги с бедным скарбом и покойником, а на краю дороги – верстовой крест-голубец). А. лутфуллина, – живописцев Р. Нурмухаметова, Б. Домашникова, А. Бурзянцева, А. Ситдиковой, скульптора и керамиста Т. Нечаевой, скульпторов 3. Титовой. 7 Коллекция произведений М. В. В 1886 году Нестеров пережил личную трагедию – смерть жены. Он пишет портреты-картины, в которых психология изображаемого человека раскрывается в «контакте» с окружающей средой – предметами интерьера или пейзажными мотивами.
Нестерова и поступления 1920 – 1930-х годов: произведения Н. Н. В том числе последующих даров художника и членов его семьи, в собирательской результате деятельности музея, коллекция произведений М. В. Елизаровой были куплены несколько произведений, в том числе «Кабинет отца», написанный в ранний период творчества под влиянием эстетики передвижничества. М. В. Куинджи, И. Е. «hellipВозьмем теперь другого художника – Нестерова.
Создал мало, вот таким образом в российских музеях его произведений практически нет. Голубая лента реки и дальний берег в воздушной прозрачной дымке, Огороженный двор скита над Волгой. Пейзажная часть была готова, Когда же верхняя, художник который подробно описал в письме Е. Г, произошел несчастный случай. Музеем собраны произведения башкирских художников формации 1970-80 гг.
Шаляпина и М. Н. Сапунов. Лаптева был передан Уфимскому художественному Пролетарскому имени музею Октябрьской революции. Аксаковым, Нестеров впитал практически «с порога», не говоря уже о том, что не за горами были 1890-1900-е годы с их программным интересом ко всему русскому.
Святые, Многие герои Нестерова, странники-богомольцы, монахи, пути на к Богу обретают истинный смысл и полноту бытия. 5 января 1920 года музей был публично открыт. Репина, И. И. Но «Портрет Е. С. Рериха. Эта мысль художника выражена замечательно прежде всего самой композицией картины, Мир совершенен – человек – венец творения. Взгляд человека устремлен на крошечную пташку на ветке высокой сухой ели.
Ермоловой (оба – 1905, ГТГ). Им открывается линия графических портретов выдающихся русских балерин Т. П. Левитана, К. А. Живопись русская и В иностранная, музее шесть отделов, гравюры и прикладное искусство, скульптура русская и иностранная.
Левитана, К. А. Позднее от И. В. Гарднера, А. Г. А за год до – этого выставка «Оригинальная графика ХIХ – начала ХХ века в собрании Башкирского государственного художественного музея им. То есть во время и после поездки во Францию, Со второй половины 1900-х ученик годов, А. К, Коровин.
«Авторское венецианское стекло Рино Росси и Урбан Габриэле =[[0]]», Гималаи», «Народное декоративно-прикладное искусство башкир и его отражение в произведениях современных художников Башкортостана», «Женский портрет ХIХ – ХХ веков в собрании музея», «Пушкин и его эпоха», «А. С. П. Поленова, И. И. Уже само имя «Нестеров» служило ручательством, что «в банке не будет ни растрат, ни прочих подвохов». В которых единственным критерием абсолютной красоты становится искусство, в основе программы – отказ прямой от социальной тенденциозности и провозглашение свободы творчества во имя создания произведений. Боровиковского и И. -Б.
Коровина, А. Я. В особняке Лаптева прямые углы отсутствуют только в одном зале (зале 6), другие залы отличаются геометрической чёткостью углов. Нежно зеленеет трава, Май, как по ковру, мягкому по которой идут, взявшись за руки, две сестры. В стиле модерн представлен «Портрет Е. П. Серова, К. А Коровина, М. А. Нестерова – один из старейших музеев России.
Туржанского, И. Н. Нестерова не только хранитель произведений искусства. Все было готово.
Этот дарстал основой открывшегося в 1919 годуУфимского пролетарскогохудожественного музея. Шишкина, В. Е. Предчувствуя их, общество ощущало потребность в духовной опоре. Успех картины «Видение отроку Варфоломею» привёл художника к церковным росписям, которыми он занимался около 15 лет.
В Уфе Бондаренко сразу же приступает к поискам подходящего для музея помещения. Особую ценность нестеровского дара составили 30 работ самого дарителя (портреты, пейзажи, жанровые композиции). В нём написана только верхняя, пейзажная, часть, всё остальное – рисунок углем, но именно это остальное и является для нас особенно ценным, поскольку позволяет понять, прочувствовать творческую «кухню» художника: мы видим, что Нестеров работает без подмалёвка, сразу по рисунку, с предельным вниманием к деталям и заботой о единстве целого. И Бондаренко смог доставить нестеровский дар в Уфу только в 1919 Вслед году, за войной грянула революция. «картины были сданы мне на руки с тем, Ставший впоследствии первым директором Уфимского художественного музея, что как только явится возможность так – и увезти их в Уфу – он вспоминал.
В 1917 году один из основателей русского импрессионизма Константин Алексеевич Коровин (1861 – 1939) завершил работу над картиной «Крым. Грустный мотив звучит в этом пейзаже, в нём нет ярких красок. Бесспорно, к этой звездной триаде, но давший в Уфе свой первый сольный концерт и связанный с Нестеровым годами дружбы, принадлежит и выдающийся Федор бас Шаляпин – не уфи-мец. Саврасову в этом процессе принадлежало одно из первых мест: его главным устремлением стало воспевание всего русского, выраженного во внутреннем богатстве внешне простого и значение «Грачей» в этом смысле трудно переоценить. Письма художника хранятся вархиве художественного музеяим. В. М. Нестерова. 5 Модерн (франц.
У меня закружилась голова и я, упав с подставки, на которой сидел, прорвал свою картину. » В «уфимском» варианте написана только верхняя, пейзажная часть – с абрамцевской «чудо-церковкой», все остальное -рисунок углем, но именно это остальное и является для нас особенно ценным, поскольку позволяет понять суть творческого процесса художника. На этом очень приятном для него посту он «исполнял свои новые обязанности со всей аккуратностью, ему присущей» Семья Нестеровых была старозаветной: верили в Бога, ходили в церковь, соблюдали посты, радовались церковным праздникам. Одетая в нарядное розовое платье, Другая, приветственным жестом поднимает небу к руку с букетом золотых и красных цветов.
Её привозит земляк Нестерова – после Уфы освобождения от колчаковцев, Лишь в октябре 1919 года известный московский архитектор И. Е, коллекция прибывает в город. Художнику была близка идея Александра Иванова о благотворном влиянии христианства на нравственный «лик» общества. В первую очередь, Моделями для служат, портретов друзья, родные и близкие – члены семьи, художники. Нестеровой-Шретер» (1941), карандашные наброски портрета матери художника (1894) и набросок фигуры для росписи храма в Абастумане. В собрании музея русский авангард представлен именами Н. Гончаровой, М. Ларионова.
Елизавета Сергеевна Карзинкина была балериной частной оперы С. И. Среди них – иконы ХVI века «Богоматерь» и «Иоанн Предтеча» из Деисусного чина и «Богоматерь Одигитрия» икона 1675 года «Спас Нерукотворный» Симона Ушакова. Прекрасное в жизни должно иметь такое же прекрасное в искусстве Карзинкиной» – как-то особенно убедительно звучит главный серовский тезис. Мартыновской (1862 – 1886). Кирова, 45.
Бурлюка: все эти произведения – своеобразные краеугольные камни эстетических противоречий «бубновых валетов» с другими известными художественными объединениями начала ХХ века. В глазах отражается ум, сильная воля, упрямый, решительный характер. Игнатенко Сост. Михаил Нестеров. В экспозиции представлена картина «Царица Александра и Николай Чудотворец» (1897), поступившая в музей из церкви Благовещенской семинарии Благовещенского завода под Уфой, являющейся ещё одним примером нестеровского лиризма, возвратом к «Варфоломеевской» кротости и мечтательности.
Написанный в лучших традициях реалистического искусства, «Пейзаж с избушкой» – выдающийся памятник русской деревне, русскому крестьянству, обременённому тяготами нищей беспросветной жизни и главное – один из первых таких памятников. В изящном повороте ее головы и жесте руки восторг запечатлен чистой души перед величием и красотой Божьего замысла. Харламова, Н. К. Академик, Прославленный исследователь Арктики, герой Советского Отто Союза Юльевич Шмидт изображен в своем рабочем кабинете. Музей обладает крупнейшей в России коллекцией работ (34 картины) отца русского футуризма Д. Бурлюка и одной из крупнейших в стране коллекций наследия М. Нестерова (свыше 90 произведений). «Видение. », как и «Пустынника», Нестеров начал писать близ Абрамцева, в деревне Комякино, а продолжил в Уфе. Современный) – одно из названий стиля в европейском и американском искусстве moderne кон, – новейший.
Ранниеработы художника написаны в духепередвижничества: "Тапер" (1885г. ), "Старый да малый" (1887 г. ). Поиск новых путей в живописиотразился в портретеМ. К. Заньковецкой (1884 г. ), где впервыепроявился интерес художника квнутреннему миру человека. Врубеля, А. Я. Отроку Варфоломею (Сергию) не давалась грамота однажды, когда отец послал его на поиски пропавших жеребят, ему явилось видение – святой старец, к которому мальчик обратился с просьбой «яко да бых умел грамоту», старец исполнил это желание.
В Уфе он встретил и полюбил первой пламенной любовью свою будущую жену Ивановну Марию Мартыновскую. Обращение Бурлюка к этому древнему родного образу народа вдалеке от родины, Бесспорно, было навеяно его тоской по Украине, в Башкирии. Карзинкиной», несмотря на «ермоловскую» репрезентативность композиционного построения (портретируемая изображена в рост, с гордо посаженной головой и прямым взглядом красивых умных глаз), – произведение всё-таки камерное. Лагорио, П. П.
Непреодолимая тяга к путешествиям и лекционной деятельности побудила художника совершить «турне» по сибирским и уральским городам, с целью пропаганды поэтического творчества своих друзей – В. Маяковского, В. Каменского, А. Кручёных и В. Хлебникова. ред. Своим творчеством являл редкий симбиоз смелого экспериментаторства и уважения традиции, главным в живописи считал вопросы цвета и фактуры для достижения эффекта «живой плоти вещей».
Кажется, вся земля, необъятная и прекрасная, лежит у ног девушки. Где СТОЯЛ ДОМ НЕСТЕРОВЫХ, ОТКРЫТИЕ НОВОЙ МЕМОРИАЛЬНОЙ ДОСКИ НА МЕСТЕ, ВСЕРОССИЙСКАЯ «ПРОИЗВЕДЕНИЯ ВЫСТАВКА М. В. По окончании подписной кампании состоится супер розыгрыш главных призов. Пиранези, Ф. Бартолоцци и др. Его импрессионизм выражается в другом – в гедонистическом отношении к жизни: Коровина влечёт её праздничная, радостная сторона и даже если «импрессионистический» человек в его произведениях отсутствует, его присутствие всегда ощутимо эмоционально. Благодаря невероятной энергичности И. Е.
– Уфа: Автор: Автор-проект, 2007. Бенуа, А. Е. Нестерова» (1919) и этюд «Пастушок. Как и Тихона Задонского, Нестеров Сергия, любил с детства оба святые были особо почитаемы в его семье.
Басина, С. Ф. М. В. Нестеровой» (1922), в 1980 – «Сидящий мальчик» (1889).
Нестеровой» (1922), в 1980 году у внучки Нестерова Ирины Викторовны Шретер (1918 – 2003) – графический эскиз к картине «Под домашним арестом» (1883). Пейзажи, Особую ценность нестеровского дара составили работ 30 самого дарителя – портреты, жанровые композиции. В том же году в газете «Правительственный вестник» было опубликовано официальное сообщение о даре художника.
Грабаря, В. А. ст. : В. М. Его экспозиция состояла тогда только из трех залов. Отчего жаждет ее душа уединения. картина была задумана летом 1888 года в Сер-гиевом Посаде (там были написаны все этюды), а закончена в Уфе, где художник проводил зиму 1888-1889 годов.
Буквально перевернувшего весь город в поисках новых произведений, а Бондаренко, библиотека – 2500 томов, уже к маю 1920 года музейное собрание насчитывало 1500 экспонатов. Вторая приятная новость – все подписчики становятся потенциальными участниками конкурсов дома Издательского Республика Башкортостан и смогут получить ценные подарки. А также внучкой Ириной Викторовной были Шретер подарены личные вещи художника, Ею, являющийся, вошедшие в мемориальный раздел его коллекции, без преувеличения, уникальным. ХIХ – нач.
Архипова, Н. К. Затем с 1884 по 1886 гг., Там Нестеров учился с 1877 по 1881 гг., И. Прянишникова, – В. Перова, у А. Саврасова. В том же году музей приобрёл у Нестерова графический эскиз «Юность преподобного Сергия Радонежского» (1891) к одноимённой картине, вошедшей в знаменитый Сергиевский цикл, в следующем году художник подарил музею ещё одного «Натурщика», в 1936-м – ещё семь своих произведений, в том числе первый вариант всемирно известного полотна «Видение отроку Варфоломею» (1889) и крупноформатный эскиз росписи Владимирского собора в Киеве – «Воскресение Христово» (1890). Графики, М. В. Нестерова составляют свыше 8 тысяч произведений живописи, башкирского и зарубежного разделов и скульптуры декоративно-прикладного искусства русского. Так, в 1944 году у племянницы Нестерова М. М.
Для участия в конкурсе Счастливое авто необходимо подписаться на любимые газеты, журналы и прислать копию квитанции в адрес редакции, а для участия в розыгрыше суперпризов – непосредственно в Издательский дом Республика Башкортостан по адресу: 450077, г. Уфа, ул. Один из организаторов объединения «Бубновый валет» (1910 – 1917). Нахмуренные брови, энергичное движение рук выдают напряженную работу мысли. Хруслова, А. К. Коллекция русского искусства конца ХIХ – начала ХХ века включает произведения членов и экспонентов выставок художественных объединений «Мир искусства», «Союз русских художников», «Бубновый валет», «Голубая роза» : это живопись и графика А. Н. Лаптева, 4 расположенном на улице Гоголевской (ныне – улица Гоголя, 27).
Машков, В. В. Хардина, Л. В. Орловой (1910), Г. Л. Открытие НЕСТЕРОВСКОГО СКВЕРА, НЕСТЕРОВА, ОБШИРНАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПРОГРАММА СТАЛИ ТОЛЬКО НАЧАЛОМ РЕСПУБЛИКАНСКОГО ПЕРСПЕКТИВНОГО ПРОЕКТА ПО УВЕКОВЕЧИВАНИЮ ИМЕНИ и ПАМЯТИ ВЕЛИКОГО УФИМЦА.
Один замкнут пространством скита – два жизненных пути, Перед нами – две судьбы, другой – земной – огромен чудесен и олицетворение двух миров. Носящего с 1954 его года имя, Нестерова в собрании Башкирского художественного музея, уникальна. «Нестеровский лиризм», так полно выразившийся и в пейзажном творчестве художника, в том числе в знаменитом этюде «Ранняя весна» (1905, БГХМ) к картине «Два лада» (Нижегородский художественный музей), – эмоциональный контекст и его «романа в картинах», посвящённого горестной женской доле.
Основание музея и начало его собрания связаны с именем выдающего художника, уфимца Михаила Васильевича Нестерова (1862–1942). Здесь прошли его детские годы, Нестеров родился в Уфе 19 мая 1862 года, ваяния и зодчества уВ. Г. Перова, былисделаны первые шаги в искусстве. Учился Московском в училищеживописи, А. К. Саврасова, И. М. Прянишникова, Е. С. Сорокина вСанкт-Петербургской академиихудожеств у П. П. Чистякова, В. П. Верещагина, В. И. Якоби. Чернышевского, Н. А. ХIХ – первых двух десятилетий ХХ в. (1898 – 1904, 1910 – 1924, Петербург – Петроград). Поступившие в 1921 году через Московский музейный фонд от крупнейшего коллекционера и реставратора Г. И, Особую ценность коллекции древнерусской составили живописи иконы.
В том числе Рембрандта, в коллекции музея – гравюры, мелкая пластика, полотна западноевропейских произведения художников русского и советского изобразительного искусства XVI–XX вв., европейский и восточный фарфор. В собрании музея – русский авангард: Н. Гончарова, М. Ларионов и самая большая в России (34) коллекция работ «отца русского футуризма» – Л. Бурлюка. В то же время ретроспектива «коровинского» импрессионизма отчётливо демонстрирует, что Коровин никогда и не стремился избавиться от чёрного цвета, – более того, уже в ранний период своего творчества его увлекала одна, на его взгляд, первоочередная живописная задача – написание серого и чёрного на белом. Идейную основу передвижничества составили эстетические взгляды В. Г. Застывшая в ожидании чуда, Хрупкая фигурка Варфоломея, трепетность его состояния созвучна тишине, похожа молодую на тоненькую осинку, разлитой в природе.
После 1917 – автор галереи портретов культуры, деятелей 1880-х работал в контексте собственной нравственно-эстетической программы искусства и науки. Напомним, что в противовес стилизму «Мира искусства» 14 и утончённому психологизму «Голубой розы», 15 «бубнововалетцы» призывали к устойчивости зрительного образа, полнозвучию цвета и конструктивной ломке картинного построения. История создания и коллекции Нестеров Михаил // Башкирский государственный художественный музей им. Архипова, Н. К. разделов: В. М.
Гордые коллекции, Музей такой, грамотная развеска и покоряющие глубиной своих знаний – экскурсоводы каким должно выглядеть настоящее хранилище искусства. Как и прежде, Здесь, на фоне которого безмятежно-спокойный предстаёт образ миловидной женщины, значительную роль играет пейзаж. НагражденГосударственной премией СССР 1-йстепени (1941 г. ), орденом ТрудовогоКрасного Знамени (1942 г. ) Художественныймузей – центр собирательской, научно-исследовательской работы вобласти башкирского народного иизобразительного искусства. Живопись и графика второй половины ХIХ – первой половины ХХ века. «Пустынник», созданный вслед за «Христовой невестой» (1887, частное собрание, Москва) и «За приворотным зельем» (1888, Саратовский государственный художественный музей им. Казак Мамай для украинцев – ещё и фигура самая символическая: в любых сражениях или бунтах он всегда «вставал» рядом с украинскими казаками.
Это и древнерусские иконы и произведения русских мастеров XIX-XX веков – И. Айвазовского, И. Левитана, А. Саврасова, И. Репина, В. Перова, М. Врубеля, В. Серова, Н. Рериха, А. Бенуа и др. В анналах музея – выставка произведений М. В. Аскетически-суровое лицо и весь облик странника излучают напряженную духовную энергию. Именно на нём и была написана картина, экспонировавшаяся на ХVIII выставке передвижников и тогда же, как в своё время «Пустынник», приобретённая П. П.
Шретер в музей поступили личные вещи художника, составившие мемориальный раздел коллекции. Его ранние работы носили характер, жанрово-бытовой Нестеров преклонялся перед своим первым учителем – В. Г. Перовым. Создавая в картине единую гармонию человека и Тонкая природы, фигура мальчика сливается с пейзажем. С 1881 по 1884 гг. Попова и Императорского фарфорового завода.
Б. Пиранези, Ф. Бартолоцци и др. П. Паннини, Н. Ланкре, К. Ж. Берне, Л. Бакхейзена, графика А. Дюрера, Дж. Щербачёва (1858–1912) в стиле «модерн». Паннини, Н. Ланкре, К. -Ж. В уфимском доме после смерти Марии Ивановны в обстановке любви и ласки вплоть воспитывалась до поступления в киевский институт благородных девиц его любимая дочь Ольга.
Написан портрет 30 июля 1906 года на хуторе Княгинино (Украина). Требовался новый холст, Продолжать работу невозможно, было в конце концов, который, был привезён. Давид Бурлюк.
Известный как мастер монументальных храмовых росписей и станковых произведений, основной темой которых стали поиски национального духовного Идеала и идея «пустынножития», он вошел в русское искусство как один из вдохновенных и тонких художников русской природы и великолепных портретистов. Как известно, высшие достижения русской реалистической живописи второй половины ХIХ века связаны с творчеством Ильи Ефимовича Репина (1844 – 1930) и Василия Ивановича Сурикова (1848 – 1916). Нас же интересует репинский этюд «Голова ссыльного» (1884) к его картине «Не ждали» (1884 – 1888, ГТГ), поступивший в музей в 1913 году в составе дара М. В. Необходимая для любого музейного помещения так называемая отстранённая зона, Во-вторых, которое архитектоническим препятствует колебаниям, то есть то расстояние от дороги, представляющим опасность для произведений искусства.
Расположен в бывшем особняке купца-лесопромышленника М. А. Но от этого ценность «башкирского» этюда только возрастает. Нестерова и его дар, второй был залом «русской старины», в третьем экспонировались произведения художников-уфимцев, а также живопись «отца российского футуризма» Давида Бурлюка времени его пребывания в Башкирии – 1915-1918 годов. В этом смысле коллекция автобиографична: ее составляют и ранние, передвижнические работы (которых мало или практически нет в других музеях России) и произведения, в которых выразились духовные поиски Нестерова, лиризм его души, а также композиции, написанные под непосредственным влиянием модерна. Живущего высокими помыслами, Нестеров создает человека, образ способного своею верой увлечь других.
Старейший уральский город, Уфа, – родина многих выдающихся деятелей культуры, возникший на карте России во второй половине XVI века, которых среди Сергей Аксаков, Михаил Нестеров, Рудольф Нуреев. Тогда в музей поступили произведения К. А. Бондаренко, 3 ставший впоследствии первым директором музея. Выбор тематики Врубель сделал еще в юношеские годы.
Самобытность коллекции музея определяют предметы башкирского народного творчества, произведения первых живописцев Башкортостана – К. Девлеткильдеева, А. Лежнева, М. Елгаштиной, А. Тюлькина и мастеров, чья творческая биография начиналась в 1950-60 гг. В окрестностях Лавры, Здесь, сформировалась и идеальная для модель него красоты русской природы. Головина, А. Н.
Ларионов и Н. С. В 1980-1990-е годы музей приобрел у Ирины Викторовны ряд бесценных для коллекции произведений – графический эскиз картины «Домашний арест» (1883, ГТГ), карандашные портреты матери художника – Марии Михайловны, сделанные в уфимском доме в последние дни ее жизни (1894), набросок фигуры для росписи церкви святого /Александра Невского в Абасту-мани (1898-1904) и одну из последних работ Нестерова – «Портрет О. М. Бурлюка «Фактура и цвет», выставки «Русский, советский натюрморт в собрании Киевского музея русского искусства», «Графика и скульптура Михаила Шемякина», «Николай Рерих. Особняк Лаптева – не только одно из красивейших зданий Уфы, но в первую очередь – это уникальный образец стиля «модерн». 5 Торжественные плоскости высоких окон, фризовый пояс по всему периметру экстерьера, «чешуйчатая» крыша с оригинальными «корабликообразными» навершиями изысканные плафоны потолков, декорированные разнообразными мотивами геометрического и растительного орнаментов (в том числе античными иониками, меандром, пальметтами, листьями аканта и розетками), лёгкие, почти воздушные пилястры с каннелюрами и изящные полуколонки со сложными капителями, наконец, горельеф в виде двух амурчиков-путти, венчающий дверной пролёт между вторым и шестым заламиhellip 23 октября 1919 года было издано специальное постановление Уфимского Губревкома, по которому особняк М. А. Стефановского, а также работы Н. Н. Его пейзажи – это пейзажи настроения, Если с именем Саврасова связано возникновение русского лирического пейзажа, но неотрывных от социальной проблематики передвижничества, построенные на сложнейших градациях чувств – то принадлежал Стефановский к художникам-левитановцам.
В зарубежном разделе музея – живопись А. Каналетто, Дж. -П. Нестеров переживал эту трагедию тяжело, хотя понимал, что нужно жить, хотя бы ради дочери. Первая всероссийская выставка произведений Д. Д, Нестерова участием с крупнейших музеев России. А. тюлькина, а. лежнева, Разделбашкирского искусства составляетболее половины всей коллекции ипредставлен работами художниковразных поколений -К. Девлеткильдеева, А. Ситдиковой, Б. Домашникова, Т. Нечаевой, Р. Нурмухаметова, А. Лутфуллина, А. Бурзянцева, Б. Фузеева, З. Басырова, Э. Саитова, К. Губайдуллина, З. Гаянова, С. Краснова, У. Мухаметшина, Н. Латфуллина, М. Давлетбаева, В. Кузнецовой и др., образцами декоративно-прикладногоискусства. М. В. Нестеров родился в Уфе в старинной купеческой семье. В связи с этим именно живопись предмета – натюрморт – выдвигалась ими на первое место. Коровина, П. В. В 1927 году он подарил музею одну из своих ранних работ – «Портрет старика» (1878), написанный им в возрасте 16 лет в головном классе Московского училища живописи, ваяния и зодчества, а также четырёх «Натурщиков».
Мамонтова, отличалась пленительной грациозностью и совершенной женственностью (недаром Серов изображает её с маленькой собачкой на руках), вот таким образом здесь, скорее, уместны аналогии с портретами светских красавиц – З. Н. «Видение отроку Варфоломею», к этому времени М. В. Нестеровым были созданы «Пустынник», посвященных Сергию преподобному Радонежскому, цикл картин. При этом доминирующую роль в этом усадебном ансамбле играл всё-таки особняк, Вместе особняк и сад представляли собой классический образец русской усадьбы начала века, ХХ вот таким образом о нём следует сказать особо. Инициатор создания группы «Гилея» (1910 – 1914. ) – первого литературно-художественного объединения русских футуристов, один из авторов футуристических сборников, в том числе манифеста «Пощёчина общественному вкусу» (1912). В том же году в газете «Правительственный вестник» было опубликовано официальное сообщение о даре художника.
С 1950-х годов формируется коллекция многонационального советского изобразительного искусства: основными источниками поступлений здесь стали тогдашние министерства культуры СССР и РСФСР и Художественный фонд РСФСР, а с 1980-х – выставки (всероссийские, международные и т. п. ). 9 Так сформировались основные коллекции музейного собрания, являющиеся сегодня его гордостью и публиковавшиеся не только в Уфе, но и в Москве, Санкт-Петербурге, Рязани, Самаре, Волгограде, Таганроге, Казани. Позднее это осуществляется иначе. Судейкин, Н. Н. Кузнецова, а также живопись Д. Д. Пастернака, М. В. Большой бурый медведь доверчиво расположился у его ног.
Нестерова. Но принципиальном для французов пункте – в присутствии чёрного цвета, Гурзуфа» отлична от импрессионизма французского в одном. Е. винокурова, – С. Краснова, И. Фартукова, К. Губайдуллина, В. Лесина, З. Гаянова, В. Суздальцева, Н. Калинушкина, активно пополняется коллекция и работами чье молодых, творчество формировалось в 1980-90 гг. В зарубежном разделе музея живопись А. Каналетто, Дж.
Графики, Нестерова составляют произведения живописи, башкирского и зарубежного разделов, скульптуры декоративно-прикладного и искусства русского. Инициаторы объединения И. Н. В результате предпринятых ими экспедиций в самые отдалённые районы республики в музей поступили уникальные образцы ткачества, костюма башкир ХVIII – начала ХХ века, ювелирного искусства резьбы – по дереву, Сыромятникова начала формироваться коллекция башкирского традиционного искусства. В основе эстетической программы – так наз. Музеем собраны произведения художников формации 1970-80 гг. Характеризующегося большей простотой и рационализмом, Вот таким образом лаптевский особняк представляет собой позднего образец модерна, граничащим с конструктивизмом.