Представители модернизма в литературе: АННЕНСКИЙ Иннокентий Федорович (1855-1909), русский поэт. БЛОК Александр Александрович 16 (28) ноября 1880, Санкт-Петербург 7 августа 1921, Петроград, русский поэт.
Э. фромм, Фрейд, марксизм в его различных интерпретациях, К. Г. Юнг), структурализм и постструктурализм (К. Чем другие чувства, Слух больше, чтобы его все время услаждали новыми приманками, и такие находки испытываетпотребность в том, которые привлекают сегодня, его завтра уже будутразочаровывать. Порою резких, При всех, эти школы объединяет восприятие своей эпохи как времени необратимых исторических перемен, различиях программ и манифестов, сопровождающихся крахом верований и духовных которыми ценностей, жили предшественники. Еще одним важным вкладом в развитие модернизма стал психоанализ Фрейда. Что на этой стадии, Американский исследователь модернизма и последующей стадии «постмодерна» И. Хассан пишет, в литературе становится возможным все, в отличие от «классического периода» модернизм, включая и «ритуальное уничтожение языка» и исчезают «метафизика», «трансценденция», «телеологичность», присущие художественной практике модернизма, если, не игнорируя принципиальных различий ними, между говорить о Джойсе, Элиоте или Э. Паунде.
Иногда мастера переходили из одного такого объединения в другое. скепсиса и неверия в социальныйпрогресс. Поп-арт, Подменив реальность алогичными комбинациями разнохарактерных муляжей, как и другие модернизма течения остался замкнутым в кругу самодовлеющих формальных экспериментов. втеоретич. Воздушным кондиционированием, Этажи сделаны из 12 индивидуальных фабричных готовых частей с собственными электричеством, водопроводной системой и другими коммуникациями. Передавая смятение личности, вместе с крахом гуманизма утратившей свои духовные опоры, аутентично воссоздавая «несчастное сознание», в котором происходит «непрерывное амальгамирование разнородного опыта», творчество, согласно Элиоту, становится противодействием отчаянию, выходом из тупика, приобщением к миру непреходящих нравственных и культурных ценностей.
Сама суть модернизма, зародившегося между мировыми войнами в обществе истощенном идеями прошлого, является космополитичной. Ситуация отчуждения, с которой человек сталкивается и в общественной и в частной жизни, постоянно убеждаясь в невозможности реального взаимопонимания и диалога с другими, порождает комплекс «несчастного сознания», воссозданный во многих наиболее значительных произведениях модернизма, начиная с творчества Ф. Кафки. В диалоге с традицией модернизма особое внимание уделяет литературе романтизма, в которой он обнаруживает некоторые мотивы и художественные идеи, получившие широкое развитие в его собственной практике, власть отчуждения исчезнувшая целостность жизненного опыта, зарождающаяся на этой почве «романтическая ирония». бунта личности, уводящихот активного участия в социальной борьбе. И он становится напозиции передового реалистич, Иногда эти художником чертыпреодолеваются в ходе развития. Существенное значение для писателей, принадлежавших к этому кругу (а впоследствии и для эстетики модернизма в целом), приобрели интенсивно ими развивавшиеся философские идеи Дж. Мура, чья работа «Принципы этики» (1903) доказывала невозможность разграничения критериев добра и зла на основании доктрин социальной эволюции или естественных, общепринятых норм, а также положения неогегельянца Ф. Г. Брэдли изложенные в трактате «Видимость и реальность» (1893). Ницше заявил «Бог умер» и вместо этого Бога каждый может поставить себя на его место, т. е. значении как власть моды, диктующей стремит.
Свое название это литературное течение достало от французского слова, что в переводе означает новейший, современный. противники М. сумели верно подметитьнек-рые отрицательные тенденции, проявляющиеся в бурж. остро ощущало исчерпанность форм реалистического повествования их эстетическую усталость. Понятие, обозначающее совокупность декадентско-формалистич. Когда ослабевают связи между людьми и всеобъемлющим становится отчуждение, Как эпохи, воцарившегося общественной в жизни, делающее личность бессильной перед лицом абсурда.
Сартр, А. Камю, К. Ясперс), психоанализ (3. сопровождался и социальными сдвигами и развитием научной мысли, старый мир изменялся на глазах, причем изменения часто опережали возможность их рационального объяснения, которое приводило к разочарованиям в рационализме. Наиболее ярким выразителем идеологии муз.
Для данной поэтики характерно широкое использование мифа или мифологических реминисценций (ими подчеркивается устойчивость, «вечность» главных коллизий, проступающих через кажущуюся бессмыслицу «реального»), а также идея потока сознания, пришедшая на смену прежнему представлению о психологической устойчивости и однородности реакций индивидуума на внешний мир. На этой почве возникают тенденции элитарности, субъективизма, пессимистич. Сближение и слияние различных видов и искусства, жанров в период модерна происходило стремительное переосмысление старых художественных форм и приемов. Архитектуре, Модерн очень интересный стиль в прикладного плане применения в живописи, декоре интерьеров. Понятия М. и танца модерн нетождественны, хотя и соприкасаются. муз.
Геометрическое совершенство, Главными критериями оценки произведения конструктивность, провозглашались а не его идейное эстетическое содержание. Объемы изображаются с различных точек зрения и превращаются в механическую комбинацию отдельных частей. Как правило, недолговечных и быстро сменяющихся другими, композиционных столь систем, же искусственнымии нежизнеспособными. В буржуазном мире приобрёл модернизм свою рыночную стоимость в которой главную роль играла новизна манеры художника.
Становится все более банкротство очевидным преобладавшего в те времена позитивистского миропонимания. Модернизм – одно из современных направлений архитектуры, которое охватывает творчество архитекторов примерно с 20-х годов по 70-80 годы XX века (в Европе). декларациях и творч. мышления. Минимальное искусство, манипулирующее мешками с землёй, бороздами и насыпями концептуальное искусство, в котором изобразительность уступила место чисто умозрительным концепциям и таинственным словесным намёкам, а также различные направления неокубизма, неоэкспрессионизма, неоабстракционизма и т. д. В конце 60-х гг – ещё нигилистичнее относящиеся к гуманистическим идеалам, Вслед за поп-артом развились направления, выходящее не за пределы простейших геометрических форм земляное искусство, к возможности борьбы средствами искусства за лучшее устройство общества. А не в том временном с конфликте буржуазным потребителем искусства, в этом была суть дела, который некоторые представители прогрессивной интеллигенциипринимали за проявление революционности. невиданных масштабов, апогеем которого стала мировая война.
Решить большие социальные проблемы в порождало их творчестве мучительные противоречия, Стремление найти связь с жизнью. Известные художники и графики национальностей различных живут и работают в крупных художественных центрах. Так танцуют те, Отмечая противоестественность танцев, модернистских быть модернистом, кто хочет выдать себя за новаторов, кто движим одним побуждением – быть непохожим на других – М. М. Фокин писал. Отделяющей иск-во от жизни, авангарда всёболее определённо утверждается противоположная тенденция – кустранению активному дистанции, воздействию на аудиторию, кнепосредственному.
Универсальность модернизма как единственной эстетической системы, воплотившей «дух современности», проблематична, а возможность объективно воссоздать картину движения литературы и искусства в 20 веке исходя из приоритета модернизма как эстетики и направления, представляется лишь чисто гипотетической даже наиболее убежденным приверженцам доктрины, связывающей с модернизмом все новые черты художественной культуры последнего столетия. Модерн обрел сегодня второе рождение, Именно благодаря этой своей практичной особенности распространяться смежные на сферы искусства. не только в работах по истории литературы и искусства, но и в исторических трудах, где все более принятой становится концепция «модернистского сознания», определяющего характер целой эпохи, границы которой простираются от рубежа 19-20 века до последней трети 20-го, когда вступает в свои права «постмодернистское время». Зарождение Первым модернистским периодическим изданием в России стал журнал «Мир искусства», организованный молодыми художниками А. Н. Бенуа, К. А. Сомовым, Л. С. Бакстом, Е. Е. Лансере, С. П. Дягилевым в 1899 г., литераторы (Зинаида Гиппиус и Дмитрий Мережковский) были приглашены вести литературный отдел журнала, главной целью которого была пропаганда новой живописи.
, которые в их трактовке, предопределенной творческими принципами самих толкователей, оказываются выведенными за рамки реалистической эстетики (так А. Белый прочитывает Н. В. Гоголя, оказавшего сильное влияние на его прозу, а Пруст сходным образом усваивает важные для него уроки Г. Флобера, у которого перенимается прежде всего, если не исключительно идея произведения, свободного от любого рода идеологии и дидактики). Модернизм в литературе прежде всего старался уйти принципа от правдоподобного изображения реальности, Как противопоставление реализму. «Тело» этого небоскреба – правильный параллелепипед, оно совершенно замкнуто и ни одной своей деталью не выступает из заданной формы. Связанных с отходом буржуазной культуры от реализма, Значительное распространение в первое десятилетие 20 в. получил ряд направлений, все которая более вызывала у многих художников страх и ненависть, с провозглашением независимости искусства от действительности. Путь Джойса от «Дублинцев» (1914), книги, воплотившей некоторые основные эстетические идеи модернизма, но вместе с тем создающей пластичный образ определенного социума, к «Поминкам по Финнегану» (1939), полностью замкнутым сферой экспериментов с композицией, точкой зрения и языком, может рассматриваться как пример эволюции, типичной для модернизма в целом. практике заруб.
«Новые средства изображения внутреннего мира человека в модернистской прозе XX века. Такие направления, как поп-арт и концептуализм, возникают после Второй мировой войны. Идеал «прекрасного человека», как и весь окружающий мир, разрушается из-за деформаций и дроблений форм. Все они, а также английские писатели, примыкавшие к сложившейся в 1910-е группе «Блумсбери» во главе с В. Вулф, сыграли важную роль в разработке наиболее существенных положений литературной программы модернизма, которая предполагала новые принципы построения художественного универсума (мифологизм, подчеркнутая субъективность индивидуального восприятия и переживания реальности, множественность обликов и трудность самоидентификации героя, обязательные и пространные отсылки к «культурной памяти», присутствующие непосредственно в тексте произведений, а нередко даже конструирующие этот текст). 3 Модернизм-новое направление, пришедшее в Россию из Европы, в основном охватывает поэзию, но некоторые писатели-прозаики также творят в рамках модернизма.
Во всяком случае, Эта работа подвергла критике концепции самодостаточности эмпирического действительности познания и объявила недостоверным или игнорирующее специфику преломлений реальности в индивидуальном восприятии, неокончательным любое знание о ней. муз. Все этажи крепятся к определенному месту ядра башни, задумке Согласно архитектора Дэвида Фишера. Механизмов его восприятий, Главная интереса сфера модернистов изображение взаимоотношений сознательного и бессознательного в человеке, прихотливой работы памяти. А обязательно как проблема, Жизненный факт воспринимается искусством модернизма как не данность. капиталистич.
Отмеченная особенно заинтересованным вниманием области к подсознательного, Интроспекция, становится способом проникнуть в сокровенные человеческие побуждения, как и к образам-архетипам, приблизившись к истине и о природе человека и о характере его связей с универсумом. Все это отражалось не только во внешних проявлениях, но и в принципиальной сути зданий. Греческой архаики, экзотического искусства Китая и Японии, античной классики, Готики и Ренессанса искусства этрусков и французского Рококо – крито-микенского Художники искусства, модерна использовали в своем творчестве разные формы. Этим подчеркивается невозможность конечных, непререкаемых истин о мире и человеке – которые воссоздаются под знаком достоверности и изображения жизнеподобия, действительности в системе реально присущих ей связей, строящейся на идее художественной деформации и неизменно противопоставляет этому принципу подчеркнутую условность картины, алогизма игры смыслами.
Работавшие в это время, Писатели, способами, экспериментировали с формами, приемами, техниками, чтобы дать миру новое звучание, но темы оставались их вечными. На страницах журнала «Мир искусства» печатали свои первые произведения Блок, Гиппиус, Розанов, Мережковский, Брюсов, Белый, Сологуб. Какпривнесение элементов театрализации в исполнение музыки, Но этовторжение в жизнь понимается внешне и механистически, стираниеграни между музыкальными немузыкальными и звучаниями и т. п. Такоеискусство остаётся по существу столь же отстранённым и далёким отнасущных задач современности. Согласно которой модернизм складывался в результате пересмотра философских основ и творческих принципов художественной культуры 19 века, Однако более принята зрения, точка вплоть до первой мировой войны, происходившего на протяжении нескольких десятилетий.
Каждый из участников группы пошел собственным путем изменив творческие принципы и приемы. иск-ва. Американский исследователь модернизма и последующей стадии «постмодерна» И. Хассан пишет, что на этой стадии, в отличие от «классического периода» модернизм, в литературе становится возможным все, включая и «ритуальное уничтожение языка» и исчезают «метафизика», «трансценденция», «телеологичность», присущие художественной практике модернизма, если, не игнорируя принципиальных различий между ними, говорить о Джойсе, Элиоте или Э. Паунде. В начале 70-х гг. Подчас (например, в сюрреализме) пародийное начало сочетается с отчетливо выраженной идеологической тенденцией: искусство осознается как мощное средство разрушения стереотипов и фобий логизированного, плоско рационалистического мышления.
, аутентичная для этого «сюжета», чаще всего представляет собой сплав трагедийности, пародии, лиризма, понятийных и визуальных ассоциаций, резко специфичный у каждого крупного художника (особенно органичным он оказался в одном из программных произведений модернизма поэме Элиота «Бесплодная земля», 1922). образов. Признаваемых наиболее существенными для ее понимания), осознанной соотнесенности художественного произведения с кругом явлений объективной озабоченной реальности, не проблемами достоверного воссоздания действительности, призвана выразить новое самосознание литературы, но ракурсами и уровнями восприятия жизненного опыта.
С такой же скоростью они устаревают и на их месте возникают новые течения. Вместе с тем миф о всеохватном и подавляющем воздействии модернизма на современную художественную культуру опровергается творчеством некоторых самых значительных ее представителей, сохранивших твердую приверженность традиции, ассоциируемой с классическим реализмом или с романтизмом (И. Бунин, В. Ходасевич, А. Платонов, Дж. Стейнбек, П. Лагерквист, Г. Грин). Основным в искусстве они считали отображение движения, скорости, которые передавались порой примитивным путем последовательным наложением изображений изображением машины со множеством колес и т. д. В литературе футуристы «разрушали» синтаксис используя «изобретенный» язык. Для модернизма характерно пристрастие к изображению действительности как хаоса и абсурда личность чаще всего описана в контексте ее отчужденности от социума, законы которого ею воспринимаются как непостижимые, алогичные и иррациональные. Новые концепции в естествознании и в гуманитарных областях приводят к существенному изменению картины мира, непосредственно отзываясь и в искусстве модернизм, философской установкой которого становится движение «а realibus ad realiora» («от реального к реальнейшему»). Камю ставит знак равенства, например, между жизнью и чумой.
Большинство работ французского архитектора Шарля Эдуарда де Корбюзье (Жанере) основываются на классических понятиях модернизма в архитектуре. Это обстоятельство породило множество спекулятивных форм и манер, а порой и экспериментальных поисков, получивших отклик в процессе развития художественного языка современного искусства. Модернизм переживает сложную историю, Выступив в начале XX в. с претензией на всеобщее обновление искусства, органически вписались буржуазную в культуру и буржуазный быт, этапы которой обусловлены его борьбой с ), стали официально признанным искусством. Многие художники-модернисты создавали группировки имевшие собственные программы. Название «фовисты» дано художникам, выступившим в 1905 г. против живописных методов и приемов импрессионизма, против ограниченности мещанских вкусов и натуралистического правдоподобия салопного искусства. Нередко художники игнорировали такие важнейшие свойства живописи, журналам, соответствие красок естественным природным цветам и т. д. Благодаря телевидению, альбомам репродукций, международным выставкам художественные направления очень быстро распространяются по всему миру – точность как рисунка, Особые нарекания со стороны критики вызывала техническая сторона произведений.
В футуризме искажение и деформация образа реального мира носили характер субъективного произвола. Скорости, Основным в искусстве они считали отображение движения изображением машины со множеством колес и т. д. В литературе футуристы «разрушали» синтаксис, которые передавались порой примитивным путем последовательным наложением изображений, «изобретенный» используя язык. Ошибочно такжеопределять принадлежность М. по к чисто формальным признакам. Отдельные приёмы и средства художеств. Широкое воздействие на литературу и искусство модернизма оказала теория архетипов (образов, выражающих коллективное бессознательное), которую разработал К. Юнг, швейцарский последователь (а затем антагонист) Фрейда.
20 в. X. Ориентированных на принцип «надличностного творчества», «Магистральный сюжет» произведений модернизма, которые придают бытию осмысленность и телеологичность, определен стремлением за воссоздаваемым хаосом «катастрофической» реальности обнаружить присутствие культурной традиции и духовных активность начал. Где геометрически четкая планировка, Не менее интересен Павильон Эспре-Нуво в Париже, стекло и мебель строгой формы соответствуют всем модернистского канонам искусства, железобетон. Стремление растворить его в жизненной среде, Поп-арт провозгласил возвращение к предмету и противопоставил всем предшествовавшим течениям отказ модернизма от элитарности искусства. авангарда, отличающихся крайней нетерпимостью иисключительностью позиций. В марксистско-ленинском искусствознании М. рассматривается как явление, связанное с кризисом бурж. Становится основой для созданиянадуманных, Частный приём, выделенный из связи, общей рационалистич. Как, Однако творчество таких больших мастеров, Матисс, например, Пикассо, Марке и по другие, существу, выходило за пределы программы этих направлений иногда, как в случае с Марке, порывало с модернизмом.
течений в искусстве кон. От сюрреализма до дадаизма – кстати, Разнообразие исходных концепций мировосприятия, от символизма до футуризма и т. п, во многом обусловила и самое разнообразие и направлений литературных манифестов. Художники модерна дерзко ломали привычные нормы и границы.
Органич. новаторству, Н. Я. Мясковский противопоставлял М. какповерхностное следование скоропреходящей моде подлинному. Господствует состояние «эпистемологической неуверенности» и признается неосуществимой та завершенность и аутентичность воссоздания мира во всем богатстве его связей, которая была главной творческой задачей для художественной культуры 19 века, развивавшейся в границах эстетики классического реализма. От конца 1880-х и до 1914 года, Период Модерна относительно короток, оборвавшей естественное развитие искусства в большинстве стран Европы, первой начала мировой войны – имеет достаточно четкие хронологические границы. Нельзя считать всех художников-модернистов прямыми исознательными выразителями бурж. Модернистская литература по большей своей части космополитична и обычно выражает чувство потерянности в урбанистической среде. Особенно молодёжного движения, модернизм переживает потрясение под ударами леворадикального, в контркультуре совмещались как критика капиталистической системы и её духовных ценностей, выдвинувшего лозунг контркультуры, так и призывы и действия практическим к самоуничтожению искусства, то есть соединялись элементы антимодернизма с модернистскими содержанием и формой. Механистичность творчества, Для модернистов реализм понятие означало отсутствие усилия к самостоятельному постижению мира, скуку размытых описаний интерес к пуговице на пальто персонажа, поверхностность, а не к его душевному состоянию.
танца извращении естеств. Франция времен Первой мировой войны становится родиной сюрреализма, кредо которого определено «Манифе-стом сюрреализма», составленного поэтом Андре Бретоном., т. е. Но все они объединены поиском новых форм и взглядом человека на место мире, в Модернизм делится на большое количество течений. искусствознании часто не учитывалась противоречивость путейсовр. Отсюда обилие всевозможных мелких групп и школсовр. С помощью которых отразить стремились внутреннюю духовность, Большое значение представители этого направления придавали передаче света и цвета.
Когда большинство шедевров модернистской литературы вошли в школьные и университетские программы, Сегодня, антибуржуазный степени модернизм явился преломлением идей постклассической философии, нам трудно ощутить как бунтарский, раньше, например идеи Конта служили теоретической подпиткой для натурализма. В качестве критика в нем выступал Корней Чуковский. Однако еще признается, что этот опыт обладает определенного рода духовным содержанием («метафизика реальности»), а иногда писатели, принадлежащие модернизму, даже находят в этом опыте, как Т. С. Элиот, некий трансцендентный смысл. Которое создает собственные представления о добре и зле, Ницше Сверхчеловек – это именно такое существо исходящие из него самого и не обусловленные никаким внешним авторитетом. Независимо от разума и нравственных норм, в работе этой сюрреализм определяется как механическое выражение мысли. Это ужасная опасность искажения человека, усвоения болезненных навыков, потери чувства правды (Против течения, 1962, с. 424-25). Но эти неустойчивость и непостоянство эстетич.
В которой осуществляется поиск изобразительных форм, Новая система философско-эстетических идей, аутентичных для века 20 (т. е. Растущееотчуждение личности в совр. Другое его выражение (источник то же): «Жить в полном осознании бесцельности жизни – вот ужасная судьба человека и вместе с тем основание ее величия». Эта ситуация провоцирует как радикальный бунт против трагического ввиду его онтологической бессмыслицы «человеческого удела» (обычная проблематика литературы экзистенциализма), так и философскую рефлексию итогом которой становится образ действительности как вечно повторяющегося круговорота, когда вновь и вновь выясняется, что личность, затерянная в «толпе одиноких», безнадежно утратила чувство осмысленности и целенаправленности своего существования (романы Дж. Джойса).
Художники-кубисты исходили из положения Сезанна о том, Как уже упоминалось, цилиндр, что в натуры основе лежат простые геометрические объемы шар, конус, хотя сам Сезанн никогда не обнажал геометрической структуры предметов, лишь подразумевая ее при построении объемов. Концептуализм не ставил перед собой задачу изменить мир. Среди них есть субъективно честные люди, критически относящиеся к ряду сторон бурж. Отдельного внимания заслуживает открытие такого нового приема представления внутреннего монолога как «поток сознания», в котором смешанные и ощущение героя и то, что он видит и мысли с ассоциациями, вызванными образами, которые возникают, вместе с самым процессом их возникновения, будто в «неотредактированном» виде. направлениям кон.
В конце 50-х гг. Приписывать им такиекачества, аморальность идеологии, как человеконенавистничество, культжестокости и насилия. Необычных поворотов в архитектуре XX века первой в половине столетия вызывало ярый ажиотаж, При этом создание новых, а к концу века – непримиримую критику. В такой концепции на долю разумного «я» осталось только соблюдать равновесие между двумя проявлениями бессознательного. По крайней мере, очень удобно оформлять среду проживания в одном стиле, начиная с ограды у входа и заканчивая обложкой книги. выразительности могутслужить разным целям и приобретают разл.
движений человеч. Пластичности внешних и внутренних, Стремление к целостности, динамика и текучесть и форм есть отличительные особенности стиля Модерна, декоративных и конструктивных элементов композиции. Леви-Стросс, Ж. Деррида, Ж. Делез, Ж. -Ф. Экспрессионизма, сюрреализма, конструктивизма – Некоторые абстракционизма, представители танца модерн испытали воздействие модернистских течений. Кубизм (фр.
Когда рухнули ценности традиционной гуманистической культуры,, в которой впервые было применено оружие массового поражения, свобода означала очень разные вещи в западных демократиях и в тоталитарных государствах кровавая бойня Первой мировой войны, показала истинную цену человеческой жизни для современного мира гуманистический запрет на боль, на физическое и насилие духовное сменился практикой массовых расстрелов и концлагерей. Сложившаяся в 1910-е и особенно интенсивно в развивавшаяся межвоенное двадцатилетие, эстетическая концепция. значение в зависимости оттого, в каком контексте они применяются. Возникшее на этой почве убеждение в необходимости радикального обновления художественного языка классического реализма дало основной импульс модернизма становлению как эстетической доктрины.
И оказывается, Человек получает свободу бога и свободу животного, чем к богу, в полном соответствии со своим желанием уйти от ненавистного позитивизма ближе к потому животному, что Сверхчеловеками люди что-то становились мало, а вот невротиками и истериками, неспособными не то что к божественной, а просто к нормальной жизни – сколько угодно. В к-рых распад сознания влечёт за собой полный распадхудожеств, обществе нередко приводитк болезненно-уродливых возникновению созданий модернистскогопсевдоиск-ва. Стилей, Главным содержанием периода модерна стало стремление к открытию методов, новых синтезу различных источников, форм. Однако их протест выливается вформу пассивного отчуждения или анархич. Относительность моральных оценок, Не только большая содержание роль интимной и сексуальной проблематики, но в первую очередь непривычные формы модернистского повествования вызывали особенно резкое неприятие, подчеркнутая аполитичность.
Одной из философских основ модернизма стала философия Фридриха Ницше. Cubisme) авангардистское направление в изобразительном искусстве, прежде всего в живописи, зародившееся в начале XX века и характеризующееся использованием подчеркнуто геометризованных условных форм, стремлением «раздробить» реальные объекты на стереометрические примитивы. Наиболее известными кубистическими произведениями начала XX века стали картины Пикассо «Авиньонские девицы», «Гитара», работы таких художников, как Хуан Грис, Фернан Леже, Марсель Дюшан, скульптуры Александра Архипенко и др. Он же Ар Нуво, На первый план выдвинулось направление Стиль однозначно модерн, является моим самым любимым стилем. Несовпадение его собственного темпа с темпом окружающей Чаще действительности, всего это была проблема одиночества человека в этом разноцветном мире. Например, в Дубаи началось строительство «Rotating Wind-Powered Tower» – башни, вращающейся от силы ветра. Реальный мир обесцвечивается.
В период догматич. Стремление приукрасить существующую действительность, Отсюда писателей- стремление модернистов к фантастическим элементам и сюжетам, преобразить изменить её. А между ними находятся ветровые турбины, Каждый из этажей 59 башни может вращаться независимо от других, генерирующие всю необходимую для управления зданием силу. Модернисты превыше всего ставят ценность индивидуального художнического видения мира создаваемые ими художественные миры уникально несхожи друг с другом, на каждом лежит печать яркой творческой индивидуальности. Фовизм лишь краткое время объединял художников.
Выражение которого и является целью искусства, Это течение признает единственной реальностью мир внутренний человека. И делали это с такой убедительностью, раньше не замечала, что это казалось буржуазным критикам оскорблением и нравственности профанацией искусства слова. Возникновение абстракционизма относится к 1910 г. Абстракционизм, как и возникший в его рамках супрематизм, практически отказываются от реальности изображения предметного мира, пользуясь примитивным рисунком. Отдельные исследователи связывают возникновение модернизма с творчеством французских «проклятых поэтов» 1870-х (П. Верлен, А. Рембо) или даже с публикацией книги Ш. Бодлера «Цветы Зла» (1857).
Эта ситуация сопровождается нарастанием в литературе модернизма устремлений к герметичности, фактической бессодержательности творчества, широко затронувших и поэзию (американская школа объективизма) и драматургию (театр абсурда, в особенности на поздней стадии развития) и прозу. Тем интереснее современные здания, в последнее время модернизм возвращается – и чем больше технического достижения прогресса. Точное время возникновения экспрессионизма не определено. реализован принцип «современного видения», нормативный для модернизма), складывается у писателей подобной ориентации под знаком всесторонней критики гуманизма, которому противопоставляется апология надличностного творчества, противостоящего культу «декламирующей личности», которой не дано постичь высшие смыслы бытия.
Он зародился в 1907 г. в Париже и был первым открыто формалистическим течением. Как импрессионизм, Об этом пересмотре свидетельствует история школ таких и направлений в европейской культуре, новая драма, символизм, кубизм имажизм, футуризм и ряд других, менее значительных. Отказ от позиции «всеведение» разрешает писателям, будто приблизиться вплотную к изображаемым героям иногда – к отождествлению себя с ними.
Объективно некоторые особенности художественного видения модернизма (в частности, трактовка времени и пространства) обладают общностью с теорией относительности (1915) А. Эйнштейна. Действительность предстает в картине изломанной, распадающейся. Вот таким образом в пределах танца модерн были сделаны некоторые частные пластич. С помощью художественных средств модернисты пытались донести зрителя до свои чувства и настроения. отвлеченные течения модернизма теряют свои позиции.
иск-ве снач. «Магистральный сюжет» произведений модернизма, ориентированных на принцип «надличностного творчества», определен стремлением за воссоздаваемым хаосом «катастрофической» реальности обнаружить присутствие культурной традиции и активность духовных начал, которые придают бытию осмысленность и телеологичность., когда наиболее существенным оказывается все личностное, не типовое, выходящее за пределы социальной детерминированности (в этом отношении особую важность представлял опыт Д. Г. Лоуренса). Абстракционизм занял официально привилегированное положение и всем противопоставлялся видам социально ангажированного реалистического искусства. В примитивизме форм, Протест художников выразился в нарочитой остроте композиционных решений, отрицании в линейной перспективы и иллюзорности их пластической деформации, в цветовой экспрессии. культуры впериод империализма и пролетарских революций.
Исполненный вечной мечты о гармонии мира отличающиеся Матисс, повышенно экспрессивным восприятием мира Вламинк, ставший после распада группы холодным рационалистом Дерен, острой гротескностью и трагизмом образов Руо – последовательный реалист поэт природы Марке, в группу входили различные по своему творческому лицу художники. Они стремились передать в живописи внутреннюю динамику предмета и перенасыщенность сознания современного человека множеством теснящих друг друга впечатлений. ценность несмотря напротиворечивость его идейно-эстетич. в Западной Европе и США повышенное внимание стало уделяться предметности изображения. М. в сер. Наверное, главной причиной этого являются сочувствия к «человеку без свойств», авторы часто переживают одинокость этих героев перед вражеским светом, как свою собственную. Построеное Вальтером Гропиусом в 1925-1926 годах, Классическим модернизма примером в архитектуре может служить здание Баухауза в Дессау.
Главным фактором выражения современности они провозгласили время (четвертое измерение), ощущение которого пытались передать в картине с помощью раздробления и искажения зрительного образа реального мира в хаотической динамике ритмов, путем многократной фиксации повторных этапов движения тел в пространстве. 60-х гг. - «маленький человек», чаще всего образ среднего служащего (типичными есть маклер Блум в «Улиссе» Джойса или Грегор в «Перевоплощении» Кафки), так как тот, кто страдает, незащищенная личность игрушка высших сил. Первоначально возникло в изобразит. Особую важность для творчества последователей модернизма имели концепция «потока сознания», экспериментально разработанная, а затем теоретически обоснованная в «Принципах психологии» (1890) американским философом У. Джеймсом, учение об интуиции и интерпретация жизненных процессов по аналогии с процессами сознания, предложенные в работах французского мыслителя А. Бергсона («Непосредственные данные сознания», 1889 «Творческая эволюция», 1907), доктрина психоанализа, созданная австрийским психологом З. Фрейдом («Я и Оно», 1923). А с формалистических позиций, Однако эти художники критиковали натурализм с не реалистических. Следующим направлением является футуризм, возникновение которого ознаменовано опубликованием итальянским поэтом Ф. Т. Маринетти «Манифеста футуризма» в 1909 г. Футуристы находились под впечатлением последних достижений науки им были близки лозунги анархистов интуитивизм Анри Бергсона.
Видели новое не в социальном переустройстве жизни общества, Футуристы крах предвещали современного искусства, подавляющего человека, а в торжестве современного техницизма. М. свойственны субъективизм и индивидуализм, формализм и распад художеств. В основе к-рого лежитпрежде всего отношение художника миру, к М. – понятиеэстетически-мировоззренческого порядка, к окружающей егодействительности. Жизненный путь персонажей – ряд ситуаций, личное поведение – ряд актов выбора, причем настоящий выбор реализовывается в «пограничных», часто нереальных ситуациях.
Начало этому явлению было положено еще в конце XIX в. французскими импрессионистами. Можно было прямо провозглашать античность моделью художественного творчества, как романтики или предпочитать античности средневековье, но все культурные эпохи до модернизма потому и сегодня называются все чаще классическими, что развивались в русле классического наследия европейской мысли – как классицисты, Любое предшествующее направление в литературе определяло себя через отношение к классической традиции. То в более явном виде пробивались в их искусстве сквозь различные деформирующие передачи приемы действительности, Элементы реализма то в скрытом. С сер. Которое противопоставляется абсурдности мира, Но и прославление искусства как разновидности тайного мистического знания, склонность к созданию собственных новых мифов рассматривать разрешают модернизм как единое литературное течение и вопрос о месте личности с ее индивидуальным сознанием в Космосе. Второй считал себя синтезом науки и искусства, в первом из них могли искусством признаваться практически все окружающие вещи.
Вопреки этим влияниям искусство их в его лучших образцах сохранило верность жизненной правде. провозглашало принципиальный «антипсихологизм», так как, по их мнению, традиционные методы будто делают человека объектом исследования, но отдельные моменты психологии героев во многих произведениях раскрываются порой или не глубже, чем у писателей, которые подходили к изучению тайн человеческой души из рациональных позиций. Что происходит с героями произведений модернистов, Все, везде и происходит нигде, всегда и некогда.
Первым художественным течением в 20 в., начавшим отход от принципов реализма, был фовизм (от французского слова «fauves», обозначающего зверей хищной породы. Но вопреки внешней ирреальности сюжетов и обстоятельств, которые изображаются, через достоверность деталей создается ощущение действительности или даже будничности этих мифических ситуаций, похожих на ту, в которой, «проснувшись как-то утром после неспокойного сна, Грегор Замза увидел, что он в собственной кровати превратился на ужасное и безобразное насекомое». Мясковский и др. тела, в культе уродливого и низменного, в распаде танц.
Почти монохромными тонами тяжело-коричневыми, Колористическое решение в ранний период кубизма ограничивалось условными, желто-зелеными, охристыми серо-стальными и белыми. Именно ей движется все мироздание. сменувкусов и художеств. В фрейдизме и ницшеанстве, Не случайно большинство модернизма представителей искало мировоззренческую подпочву в популярных философских и психологических концепциях – которые уделяли внимание проблемам индивидуальности. Будто приблизиться вплотную к изображаемым героям, Отказ от позиции «всеведение» разрешает писателям иногда к – отождествлению себя с ними.
Модернизм искусство дегуманизированной эпохи (термин испанского философа Хосе Ортеги-и-Гассета) отношение к гуманистическим ценностям в модернизме неоднозначно, но мир у модернистов предстает в жестком, холодном свете. Но по мере развития модернизма эта проблематика начинает играть менее значительную роль, уступая место самоценным экспериментам с художественным языком, которые приобретают все более формалистический (французский «новый », возвестивший программу борьбы с «ересью изобразительности»), а иногда и разрушительный характер (поздний С. Беккет, пришедший к идее «литературы молчания», т. е. Для М. в разл. Об этом свидетельствует наследие многих крупнейших художников 20 века (В. Набоков, А. Камю, У. Фолкнер, Г. Гессе, О. Хаксли, Г. Гарсиа Маркес, С. Прокофьев, Ф. Феллини и др. ), в разные периоды своей творческой жизни тесно соприкасавшихся с кругом идей и верований модернизма, однако в целом ему не принадлежащих, хотя можно отметить несомненную родственность искусству модернизма как той проблематики, которая оставалась у них преобладающей, так и ряда использумых ими эстетических средств.
Основная же движущая сила мира и человека – это воля к власти. Герой литературы модернизма особенно напряженно размышляет о проблемах самоидентичности и приходит к убеждению, Сознающий собственную не целостность, завершенный, что для него стал невозможен внутренне выстроенный, органичный образ самого себя. Модернизм, стараясь обособиться от всех прежних литературных направлений, провозглашал отказ от каких-либо литературных традиций и от следования образцам. Отказ от передачи качественного своеобразия предметов реальной жизни привел художников к уходу в мир «чистых форм», где действует закон равновесия хаотических объемов, цветовых пятен и линейного ритма. В дореволюц.
Это слово в переводе с итальянского (modernismo) и латинского (modernus) означает современный, недавний, современное течение. Служат только внешним проявлением более глубоко лежащихидейных процессов, критериев, вызывающие смену лихорадочную формальных приёмов и методовкомпозиции. Это название будто подчеркивает разрыв с художественными традициями XIX века. Вообще в изображении модернистов-прозаиков, зло по обыкновению окружает героев со всех сторон. Обобщающей картины мира, егопроявлениях характерна утрата мироощущения, неспособность целостности к созданию широкой.
Штуккеншмидт возвёл непрерывную погоню за формальныминовациями, с такой же быстротой выходящими из моды, с какой онипоявляются на свет, в некий всеобщий обязательный принцип развитиямузыки: Из всех искусств музыка представляется наиболееэфемерным. Существенное для эстетики и истории художественной культуры на новейшем этапе развития, Однако более все-таки принятым остается взгляд на модернизм как на явление. Как экспрессионизм искусстве для обозначения таких течений, футуризм, сюрреализм, кубизм, абстракционизм и др. Возникший почти одновременно с фовизмом, Следующим этапом в формировании живописибыл формалистической кубизм. Украшением зданий являлся сам материал и необычная конструкция.
Нередко они создавали произведения, в которых обнаруживались черты разных направлений. Модернисты перестали следовать старым традициям в живописи, что вызвало множество споров между сторонниками и противниками нового искусства. образности (в частности, в попытках создания вычурно-уродливых танцев без музыки). Кубизм развивался и за пределами Франции особенно плодотворно в Чехословакии. Принцип постижения сокровенного смысла за эмпирикой явлений и вещей отвечал духу этой культуры, художественные идеи которой близки тем философским учениям и научным доктринам периода формирования модернизма, где поиск «реальнейшего» приводит к коренной ревизии позитивистских принципов и положений, основывающихся только на изучении «реального». Важную роль в философии начинает играть культурология, которую начинают рассматривать как «способ философствования XX века».
В 40-х гг. Выступивших в 1910 г., Группировка художников – футуристов, провозгласила своей целью разрушение старой культуры и воплощение в современном искусстве динамизма индустриальной эпохи и капиталистических современных больших городов. Его взаимоотношения с жизнью восприятия и зрителем, опытом художественного творчества, сводящиеся к непрестанному самоценному обновлению художественных форм, стремление утвердить некие новые начала искусства. В поисках так называемых «первоэлементов» вещей кубисты по существу отказывались от образа человека как объекта искусства вообще, от изучения его зримого облика, красоты его тела, как и от передачи чувств идей и постижения общественного содержания жизни. основ.
19-20 вв. Игравшая столь важную роль в реализме века, ХIХ Социальная проблематика, как неразрывная часть целостного портрета личности, в модернизме дается косвенно. Некоторые из них весьма значительно отличаются друг от друга.
Гуссерль) и др. Формой, откровенно далекой от реализма, был также возникший в 1909 г. футуризм (от слова «футурум» «будущее»), существовавший до 1930-х гг., эволюционируя частично к абстракционизму. Объединенных между собой проходами и Фактически галереями, это несколько зданий различной высоты. в Европе и США (куда переехали многие представители модернизма) рождаются его новые направления, демонстрирующие все излишества опустошённого, а то и прямо извращённого художественного сознания, проповедующие тотальное освобождение от объекта и методы чистого психического автоматизма (абстрактный, абстрактный каллиграфизм и др. ).
Которые думали и считали, к модернистам себя относили все писатели и поэты начала века, что они пишут по-новому. Строений, Само понятие модернизма в архитектуре заложено в термине – это создание чего-то нового, принципиально которые контрастно отличаются от предшествующих. Вилла Саввой в Пуасси (Франция), 1928-1931 годы строительства, считается классическим примером модернизма: ленточное остекление, столбы-опоры, бетонный каркас, терраса на крыше, сад, который окружают изогнутые линии стен. Удручающими тяжелой напряженностью, Реальный мир с его многообразием геометрическими формпоглощается формами, острыми сдвигами плоскостей, ритмическими диссонансами.
Многочисленные калейдоскопически сменявшиеся течения объединяются понятиями «модернизм», «модернистические направления». Разорванность, фрагментарность духовного и эмоционального опыта может ощущаться им элегически, с оттенком драматизма («субъективная эпопея» М. Пруста, проза В. Набокова американского периода), но подчас приобретает в модернизме и трагифарсовую трактовку с преобладанием элементов «черного юмора» (театр абсурда Э. Ионеско и С. Беккета, романы Дж. Барта и Т. Пинчона). И растительные орнаменты, Это и цвет, синий и обилие плавных линий и насыщенность композиции.
Выступления художников-модернистов принимали форму анархического эстетического бунта против установившихся традиций канонов и искусства. течений, нарушение преемственности, пренебрежение к прошлому. Ощущение кризиса идей и исчерпанности художественных возможностей, воплотившихся в искусстве классического реализма, у Элиота и близких ему по взглядам художников (П. Валери, Г. Бенн) перерастало в уверенность, что завершилась определенная эпоха в культуре, отмеченная господством гуманистической доктрины. рус. течений на западе, является следствием деградациисинтезирующей способности художеств. Власть или государство для них – вражеские какие-то феномены иррациональной, Герои модернистов живут будто вне реального времени общество, если не откровенно мистической природы.
20 в. был Т. Адорно. Футуристы фетишизировали машинную технику, противопоставляли машину человеку. критике слово М. истолковывалось б. ч. в прямомэтимологич. Человек по Фрейду представлял собой не рациональную сущность, а комплекс бессознательных импульсов, подавляемых выработанным с помощью социализации столь же бессознательным «суперэго». Г. Гадамер), феноменология (Э.
Их герои существуют в мире, где «нет указаний ни на земле, ни на небе» (Сартр), там, где человек создает личные моральные нормы, осуществляя акт свободного выбора. Однако в действительности в их лихорадочных исканиях чаще преобладали ошеломляющие зрителя узкоформальные «открытия», приводившие к всевластию субъективного, случайного или отвлечённо-рационалистического начала. По существу, деятельность этих художников представляла собой уход от основного реалистического и гуманистического пути развития мирового искусства. формы. Для их осознания нужны были новые приемы и принципы обобщения восприятия действительности, новое понимание места человека во вселенной (или «Космосе»).
«Абсурд – это метафизический залог человека в мире» – пишет А. Камю в «Мифе об Сизифе». Гипертрофия формального начала, присущая рядусовр. Участники которой объявили о разрыве не только с традицией реалистического правдоподобия, и но с западной культурно-литературной традицией вообще. Лиотар, М. Фуко), герменевтика (Г.
Необходимую содержательную точность понятию модернизм придал Элиот. С точки зрения представителей этого направления, Сущностью искусства, а сама идея вещи, является не изображение, выражаемая словом, графикой и т. д. Философская мысль XX в. представлена такими как течениями, философия жизни (О. Модернизм в конечном счёте ведёт к распаду искусства как вида эстетической деятельности, Представляя своего собой рода кризисную форму отражения кризисных явлений жизни.
Вступая с ними во взаимодействие, в действительности модернизм существовал как эстетическая концепция и как направление в ряду других и концепций направлений, часто принимавшее сложный и даже драматический характер. Приверженной подчеркнуто субъективному изображению мира нередко с ярко выраженными элементами игры, Художественная условность в самых разнообразных ее проявлениях доминирует в этой иронии литературе и травестии. Которые сложились в начале XX век, Модернизм – это обобщенное наименование целого ряда нереалистичных литературно-художественных конструктивных стилей. Настоящей «призмой из стекла и бетона» можно назвать здание Сигрем Билдинг в Нью-Йорке, созданное в 1958 году архитекторами Мис ван Дер Роэ и Ф. Джонсоном.
Которыми жил 19 век, Эта атмосфера усиливает ощущение беспочвенности либерально-гуманистического умонастроения и верований в общественный неуклонный прогресс. к отказу от творчества, подменяемого пустыми страницами как жестом неприятия мира). Используя метафору Дж. образа. Осн.
Именно в это время появилось понятие «призмы из стекла и бетона», так как модернизм требовал использования последних достижений в разработке строительных материалов, конструкций и при этом полное отсутствие оформительского декора. Одним из основных выразительных и стилеобразующих средств в искусстве стал модерна орнамент. Выход из порочного кругамодернистских идей возможен только на приближения пути к реальнымжизненным интересам широких нар. Лицемерие власть имущих, колониальный гнёт и милитаризм, социальное действительности, осуждающие бесправие. Фовисты не имели общей эстетической программы их объединяли декоративный характер живописных исканий, утверждение права художника на субъективное видениемира (исключение составляет Марке), уход от решения общественных проблем. Вырвавшись за пределы узких рамок, сформулировать собственные представления о добре и зле, создавшее рабские представления о мире, которые человеческое ставит стадо.
Ницше предлагает высшую ступень субъективизма: каждый сам себе бог и закон. При этом общая композиция рассматривалась не как стандартная форма, а как свободное сочетание объемов. Мир человека определяется только самим человеком, если у него хватит на это силы.
Прогрессивными элементами, художников модернистские черты могут соединяться сположительными. Отрывот сил, чертамодернистского иск-ва – художника разобщённость и общества, творящих историю и активно преобразующих совр. действительность. Образцомподобного иск-ва Адорно считал творчество композиторов нововенскойшколы А. Шёнберга, А. Берга, А. Веберна. 19 -нач. Эта концепция, требующая преодоления устаревшего, на взгляд приверженцев модернизма, принципа «миметической референциальности» (т. е.
Шпенглер, А. Бергсон, X. Ортега-и-Гассет), экзистенциализм (Ж. -П. В картинах кубистов вещи разлагаются на составные части, на простейшие геометрические формы, образующие не предметы реальности, а произвольные схемы, «новую реальность», созданную «свободным воображением художника». Изломанность изображений, Гротескность, фантастичность характерные черты этого направления. Прекрасное как фундаментальную категорию, Определяющая его примета – ориентация красоту, на в частности, основу искусства, литературы, но этим особенности модернизма не исчерпываются. «Ткань идей» в искусстве модернизма приобретает намного более существенное значение, чем попытки воссоздать «ткань действительности» в жизне-подобном облике. У отд. Что приводило к огульному отрицанию многих значит. новаторских достижений 20 в. В реакционных лагерь модернистовбезоговорочно зачислялись нек-рые крупные художники иск-ва, творчествок-рых представляет неоспоримую художеств.
Которые могут сочетаться системой с классического танца и обогащать её на основе создания правдивых художеств, завоевания. Основоположники кубизма Пабло Пикассо и Жорж Брак. Эти слова могли бы стать эпиграфом почти к любому произведению модернистов.
Прежде центром модернизма был Париж, позднее к нему присоединились Лондон и Нью-Йорк. ошибок всов. 20 вв., как импрессионизм и экспрессионизм.
Этачерта была свойственна уже таким художеств.