В 1930 году Матиссу американским коллекционером Альбертом Барнсом было заказано масштабное панно «Танец» (1932), ныне называемое «Парижский танец» (Музей современного искусства, Париж), в котором данная тема находит дальнейшее продолжение1. С 1 октября по 8 ноября 1910 года Анри Матисс экспонирует в Осеннем салоне в Париже свои парные панно «Танец» и «Музыка» ( 536, 537) исполненные по заказу С. И. Щукина. От плана выставить «Танец» в Париже перед отправкой в Штаты Матисс отказался.
В конце апреля Матисс закончил свой «Танец». 20 декабря 1910 года картины Анри Матисса «Танец» и «Музыка» прибыли в Москву и были повешены на лестнице дома С. И. Щукина. Это отражает начинающееся обаяние Матисса с Видеосюжет посвящен созданию двух шедевров эрмитажной коллекции -- декоративных панно Танец и Музыка Анри Матисса. Картина Анри Матисса «Танец» в результате закрытия ГМНЗИ поступает в коллекцию Государственного Эрмитажа.
Выбор стиля и сюжета панно Барнс полностью предоставил Матиссу, который сразу решил, что будет писать «Танец». По возвращении из Америки Матисс принялся доделывать первый вариант «Танца». «Я был готов исполнить столько декоративных росписей, сколько бы мне заказали», 8211 смиренно говорил он позже. И, Растерянность Матисса успокаивающе подействовала на Барнса, чтобы нападать на художника, вместо того, он смягчился и сразу согласился, чтобы все было начато с чистого листа, более тем что платить за переделку не требовалось. Что восхищен матиссовскими панно, Барнс объявил, демонстрировать но их публике не собирается.
Далее творческий путь мастера выводил его за пределы станковой – живописи к монументальным росписям для Фонда Барнса. Художник достигает невиданной до того силы его звучания, Ведущую роль в произведениях Матисса приобретает цвет, локальные цвета используя чистые, прибегая к приему контрастного сопоставления и отказавшись от всего, что могло бы снизить эффект – от смешения применения цветов, светотени и мелкой детализации. Чтобы тот, Он отложил кисти нанял и профессионального маляра, закрасил огромные листы белой бумаги черной, следуя его указаниям, серой, розовой и голубой краской.
Чтобы договорииься о визите, Когда в пятницу Матисс телеграфировал в Барнс Мерион, уже запер свой дворец и уехал в Европу. Через шесть месяцев работы Матисс решил использовать для работы абсолютно новый метод. Поля Валери и молодого Андре Мальро до известного французского политика дошла о информация недоразумении с панно и о том, с помощью Андре Жида, что у художника в Ницце имеется его первый вариант. В результате матиссовское панно почти сорок лет пролежало запаснике в Музея современного искусттва. Кульминацией этого направления стал щукинский «Танец». «Никто не решал проблемы формы и цвета таким образом ни до, ни после него», 8211 заявил сюрреалист Андре Массон, наблюдавший, как Матисс дирижирует своей указкой – словно настоящей волшебной палочкой» («Я должен был перестраивать свою работу как постановщик Она чем-то походила на бесконечную киносъемку, но здесь я зависел от архитектуры и она задавала тон.
Воздушной среды, Для усиления впечатления Матисс трансформирует традиционные элементы построения картины или вовсе отказывается них от – у него нет глубины пространства, он упрощает и схематизирует формы, света и теней, что сближает композицию с декоративным панно. В искусстве Анри Матисса мотив танца развивался и трансформировался как бы по двойной спирали. «Танец» появился на стене дворца Токио только в 1977 году. Ожидая за океаном шумный прием и внимание прессы и публики, Художник в отправлялся Америку.
Никогда не, Художник изображенным в картине, ставивший знак равенства между миром реальным и миром, оказался предельно правдив и в случае данном именно потому, что, поразившись необычному контрасту снега и зелени, созданному самой природой, не просто включил этот элемент в свою картину для достижения того же эффекта – усиления звучания соседних цветов, – но при этом преобразил, придав обобщенным округлым контурам силуэтов деревьев ритм, соответствующий узорам картины. Его картины доносят до зрителя все богатство ярких красок жизни, хотя построены они не на основе буквального копирования натуры. Взбешенный заказчик в тот же день отплыл во Францию и 4 марта 1932 года уже беседовал в Париже с художником.
Летом 1936 года первая версия мерионского «Танца» была куплена Музеем современного искусства города Парижа. Поняв, что скачущие матиссовские танцоры проиграют мощной «Гернике», кураторы выставки решили заменить «Танец» на «Фею электричества» Рауля Дюфи. Заказчик и художник, были Оба, необычайно воодушевлены и остались довольны заключенной сделкой. Вернувшись в Ниццу, Матисс приколол репродукцию щукинского панно на стену в гараже и вчерне набросал серию «вариаций на тему» нового «Танца».
Стремительно двигаясь от одного края к другому, Танцоры взмывали вверх, перелетая через разделяющие арки каменные колонны в пространство воображаемое за ними. Гневная телеграмма Барнса «Вы допустили грандиозную ошибку» лишь подтвердила опасения, что он ошибся в размерах почти на целый метр и двенадцать месяцев проработал зря. До конца его жизни (и жизни Матисса) фонд в Мерионе было позволено посещать только по личному разрешению владельца, который из принципа отказывал в этой возможности не только журналистам, но и коллекционерам, кураторам и просто любителям живописи. Единственной публичной демонстрацией панно остались те десять дней, когда он показывал их близким друзьям в гараже в Ницце. Но такова уже логика и сила убедительности искусства Матисса.
В субботу 13 мая первое из трех панно было установлено. Не повествовательная сторона и не иллюзорная точность натуре привлекают Матисса, Не сюжет их звучные сопоставления, а мир гармония, красок, которую создает сложное единство цвета и ритм линий, выражающий настроение композиции в целом. Сервирующей стол, а линии контура фигуры женщины, оказались созвучными изгибу сине-голубых и узоров наклону ветвей деревьев. Матисс и Пикассо должны были занять в экспозиции достойное место. Навеянный восприятием народных танцев мотив хоровода (он бытовал в искусстве Франции еще в эпоху Ренессанса в изображениях на лиможских эмалях) у Матисса выражает ритм и экспрессию XX века. «Мною владел ритм танца, который вел меня», 8211 признавался он позже.
И я должен связать был рисунок со стеной, Все должно было стать архитектурным целым, а переходили в непрерывном движении одна в другую Чтобы организовать все это и получить что-то живое, чтобы под огромными выступающими глыбами арок линии не пропадали, поющее, я должен был искать, пробовать, все время изменяя отрезки цвета по отношению к черному»). В зале установили специальное освещение и продлили вход на выставку до полуночи, чтобы все желающие могли посмотреть «Танец», прежде чем панно отравится в Штаты. Барнс, как показало время, оказался верен своему слову. Требовал показать панно в процессе работы и угрожал приехать в Барнс Ниццу изводил художника письмами.
На их исполнение у художника должно было уйти по меньшей мере двенадцать месяцев, однако Матиссзапросил за панно всего тридцать тысяч долларов (небольшой холст Матисса обошелся Барнсу в том же году в половину этой суммы). Как Матисс вдруг сделал ужасное открытие, Американская пресса готовилась уже устроить шумный прием мерионским панно. Но и на контрасте (динамика и статика, связь и разобщенность фигур, противоположное соотношение синего и зеленого цветов), Эта связь не строится только на аналогии (пять красных фигур на фоне зеленого и синего пейзажа, плоскостность композиции, обобщенность). Саму же композицию он нарисовал на трех соединенных вместе пятиметровых холста – всю сразу, в размере оригинала, 8211 вооружившись длинной бамбуковой палкой с куском угля на конце. Больше Матисс никогда не видел свой «Танец». Панно должно было экспонироваться летом 1937 года на «Выставке независимого искусства 1895-1937» в Пти-Пале.
Характерно, что в картине, где, казалось бы, все преображено по воле художника, быть может, наиболее странные (с позиций соответствия натуре) белые деревья – мотив, реально увиденный художником по пути в мастерскую, когда он обнаружил сад неожиданно белым от ночного мороза. Барнс заказал Матиссу настенные панно, втрое превышавшие по размерам щукинские «Танец» и «Музыку» вместе взятые. Навеянный восприятием народных танцев хоровода мотив (он бытовал в искусстве Франции еще в эпоху Ренессанса в изображениях на лиможских эмалях) у Матисса выражает ритм и экспрессию XX века. Пластические ресурсы которой импонировали влечениям так называемой Belle eacutepoque, у них танец-хоровод превратился в довольно избитую тему, как окрестили конец века, уходящего Прекрасной эпохи. Обобщенно написанные ярким цветом и ничем не моделированные фрукты, Узоры скатерти перенесены свободно со стола на стену, вазы воспринимаются как яркие пятна орнамента, графины.
Больше всего мечтавшему об огромных росписях, Матиссу, так и не довелось украсить ни из одно общественных зданий Франции. Закончив первые «неудавшиеся» панно с шестью скачущими фигурами, которые стали еще более возбужденными и агрессивными, он приступил к варианту номер два второй серии холстов. Лаконизм и четкость выражения и демонстративную обнаженность приемов (что станет в дальнейшем характерным в искусстве XX в. ) можно видеть и в двух знаменитых панно Матисса – «Танец» и «Музыка». Только выносливость и усвоенная с детства привычка к нудной тяжелой работе помогли Матиссу продержаться еще двенадцать месяцев. В середине ноября, закончив «забракованный» «Танец», Матисс привез его в свою мастерскую и повесил на стену «словно театральный занавес»).
Важное значение в работах Матисса имеют также линии, являющиеся границами цвета и составляющие «арабески», то есть часть орнаментального узора, звено ритмического построения картины. Требующей большой точности работе – соединению формы с цветом, к концу лета он был вполне готов к приступить трудоемкой используя вместо кистей и палитры ножницы и цветную бумагу. Усиливающий столкновение и яркость звучания трех цветов – красного, Прием упрощения и схематизации фигур пространства и концентрируя внимание на выразительности буквально считанных штрихов, зеленого и синего, – одновременно способствовал выявлению движения, прекрасно передающих ощущение форм и динамики фигур.
В одном из программных и лучших своих произведений – «Красной комнате», где связаны воедино основные объекты изображения, привлекавшие художника – натюрморт интерьер, человек, – мы находим воплощение принципов, типичных для Матисса. Символисты приучили зрителей к абсолютно другим иносказаниям. Коллекция Ивана Щукина после Октябрьской революции была национализирована и передана музей в нового западного искусства в Москве, Он потерял основных коллекционеров – Сара и Майкл Стайны лишились своей уникальной коллекции в годы войны и вернулись в США, французские коллекционеры и музеи не сильно интересовались творчеством Матисса. В зале музея они помещены друг против друга, так как задуманы и воспринимаются как парные.
Что он дал мне возможность выразить себя в огромном масштабе и признал, Все это между нами – то, главное блестящий результат моей работы, насколько был на это способен. Даже цветные репродукции «Танца» (равно как и «Радости жизни» и других картин) были запрещены. Декорировать центральный зал его музея нового в Мерионе, Впервые они встретились 27 сентября 1930 года, пригороде Филадельфии – и Барнс сразу сделал Матиссу предложение. Гармония в красном» – не менее точен, чем ее основное название. Что в своих танцевальных разработках мастера этого стиля предпочитали мужским женские, фигурам Отнюдь не случайно.
Кроме него самого, – Это настоящий эгоцентричный монстр – никто, него для не существует Никто не должен мешать ему. На первом эскизе он изобразил огромные фигуры, поглощенные танцем, «выходившим» за границы трех огромных арок, составлявших это декоративное панно. Первая была проекцией искусства старых мастеров (Тициан, Кранах и др. ). Первоначально он написал картину в зеленых тонах, затем переписал в сине-голубых и лишь позже пришел к наиболее выразительному варианту, создав «гармонию в красном». А помощник – вырезать фрагменты фигур и прикалывать к холсту, После этого Матисс стал наносить композицию окрашенную на бумагу.
Я почувствовал, – Как только я увидел на панно месте, а в музее Барнса стало тяжелым, что оно отделилось от меня у меня в мастерской оно было просто живописным холстом, твердым как камень – казалось, что оно сделано одновременно со зданием». Новый, более свободный и более лиричный «Танец» Матисс набросал в начале июля с поразительной скоростью. Вторая раскручивалась имманентно от изображений танцующих нимф в деревянном рельефе или росписи на вазе (1907), а также в мотиве хоровода в картине «Радость жизни» (1906, Фонд Барнса, Филадельфия).
Еще в 1980-е годы его коллекция оставалась по-прежнему труднодоступной для публики. Ваша живопись лучится красками, словно витраж». Работа над декоративным панно для Барнса приближалась к завершению и вскоре «Танец» был представлен публике в Париже в галерее Жоржа Пти. Что скачущие матиссовские танцоры проиграют мощной «Гернике», кураторы Поняв, выставки решили заменить «Танец» на «Фею электричества» Рауля Дюфи.
Матисс говорил, что для него это был новый старт, так же как в эпоху фовизма, когда необходимо было уйти от сложности и утонченности к элементарным принципам – чистому цвету, форме и движению, к «материалам, возбуждающим чувства». Заказчик становился все более нетерпеливым, По того мере как декоративные панно обретали форму. Матисс объяснял, что таким образом он хотел «обратиться к новой публике в Америке». Эта связь строится не только на аналогии (пять красных фигур на фоне зеленого и синего пейзажа, плоскостность композиции, обобщенность), но и на контрасте (динамика и статика, связь и разобщенность фигур, противоположное соотношение синего и зеленого цветов). Впрочем, мало объясняла в «Танце» и попытка отнести героев Матисса не к реальному, хронологически обозначаемому, а символическому ряду. Руки, Головы, кисти исчезали рук за пределами холста, ноги, чтобы соединиться с невидимыми телами, мелькавшими в изгибах аркады.
4 мая Матисс отплыл в Нью-Йорк вместе с аккуратно уложенными в трюме панно. В Ниццу он вернулся подавленным, с трудом понимая, что же на самом деле произошло. Из нее легко было извлекать те гибкие, Мотив находил естественное выражение в форме, замкнутой без которых модерн немыслим, гнущиеся линии – столь лелеемой приверженцами модерна. «Не видя этого великолепия, представить его себе невозможно, 8211 писал Матисс своему другу Бюсси. Барнс был счастлив: «Теперь это помещение вполне можно назвать собором. Первый раз он поместил хоровод в танцем в «радости жизни», которая теперь висела в Мерионе у Барнса. Именно эта картина когда-то вдохновила Сергея Щукина, заказавшего в 1909 году Матиссу первый «Танец».
«Он больной, 8211 написал Матисс дочери. Подзаголовок картины – «Десерт. Который, Самым серьезным американским коллекционером его живописи был скандально известный Альберт скупал Барнс, картины в огромных количествах, пользуясь бедственным положением художников.