20 декабря 1910 года картины Анри Матисса «Танец» и «Музыка» прибыли в Москву и были повешены на лестнице дома С. И. Щукина. В конце апреля Матисс закончил свой «Танец». От плана выставить «Танец» в Париже перед отправкой в Штаты Матисс отказался. С 1 октября по 8 ноября 1910 года Анри Матисс экспонирует в Осеннем салоне в Париже свои парные панно «Танец» и «Музыка» ( 536, 537) исполненные по заказу С. И. Щукина.
В 1930 году Матиссу американским коллекционером Альбертом Барнсом было заказано масштабное панно «Танец» (1932), ныне называемое «Парижский танец» (Музей современного искусства, Париж), в котором данная тема находит дальнейшее продолжение1. Это отражает начинающееся обаяние Матисса с Видеосюжет посвящен созданию двух шедевров эрмитажной коллекции -- декоративных панно Танец и Музыка Анри Матисса. Картина Анри Матисса «Танец» в результате закрытия ГМНЗИ поступает в коллекцию Государственного Эрмитажа.
Чтобы тот, Он отложил кисти и нанял профессионального маляра, закрасил огромные листы белой бумаги черной, следуя его указаниям, розовой серой и голубой краской. Чтобы договорииься о визите, Когда в пятницу Матисс телеграфировал в Барнс Мерион, уже запер свой дворец и уехал в Европу. Далее творческий путь мастера выводил его за пределы станковой живописи – монументальным к росписям для Фонда Барнса. Заказчик становился все нетерпеливым, более По мере того как декоративные панно обретали форму. Вторая раскручивалась имманентно от изображений танцующих нимф в деревянном рельефе или росписи на вазе (1907), а также в мотиве хоровода в картине «Радость жизни» (1906, Фонд Барнса, Филадельфия). Все должно было стать архитектурным целым и я должен был связать рисунок со стеной, чтобы под огромными выступающими глыбами арок линии не пропадали, а переходили в непрерывном движении одна в другую Чтобы организовать все это и получить что-то живое, поющее, я должен был искать, пробовать, все время изменяя отрезки цвета по отношению к черному»).
Коллекция Ивана Щукина после революции Октябрьской была национализирована и передана в музей нового западного искусства в Москве, Он потерял основных коллекционеров – Сара и Майкл Стайны лишились своей уникальной коллекции в годы войны и вернулись в США, французские коллекционеры и музеи не сильно интересовались творчеством Матисса. Закончив первые «неудавшиеся» панно с шестью скачущими фигурами, которые стали еще более возбужденными и агрессивными, он приступил к варианту номер два второй серии холстов. В субботу 13 мая первое из трех панно было установлено. Требовал показать панно в процессе работы и угрожал приехать в Барнс Ниццу изводил художника письмами. Барнс заказал Матиссу настенные панно, втрое превышавшие по размерам щукинские «Танец» и «Музыку» вместе взятые. «Я был готов исполнить столько декоративных росписей, сколько бы мне заказали», 8211 смиренно говорил он позже. А помощник – вырезать фрагменты и фигур прикалывать к холсту, После этого Матисс стал наносить композицию на окрашенную бумагу.
И, Растерянность Матисса успокаивающе подействовала Барнса, на чтобы нападать на художника, вместо того, он смягчился и сразу согласился, чтобы все было начато с чистого листа, тем более что платить за переделку не требовалось. Лаконизм и четкость выражения и демонстративную обнаженность приемов (что станет в дальнейшем характерным в искусстве XX в. ) можно видеть и в двух знаменитых панно Матисса – «Танец» и «Музыка». 4 мая Матисс отплыл в Нью-Йорк вместе с аккуратно уложенными в трюме панно. Как Матисс вдруг сделал открытие, ужасное Американская пресса уже готовилась устроить шумный прием мерионским панно. Первоначально он написал картину в зеленых тонах, затем переписал в сине-голубых и лишь позже пришел к наиболее выразительному варианту, создав «гармонию в красном». Подзаголовок картины – «Десерт. Сервирующей стол, а линии контура фигуры женщины, созвучными оказались изгибу сине-голубых узоров и наклону ветвей деревьев.
«Он больной, 8211 написал Матисс дочери. Больше Матисс никогда не видел свой «Танец». Навеянный восприятием народных танцев мотив хоровода (он бытовал в искусстве Франции еще в эпоху Ренессанса в изображениях на лиможских эмалях) у Матисса выражает ритм и экспрессию XX века. Первая была проекцией искусства старых мастеров (Тициан, Кранах и др. ). Панно должно было экспонироваться летом 1937 года на «Выставке независимого искусства 1895-1937» в Пти-Пале.
Важное значение в работах Матисса имеют также линии, являющиеся границами цвета и составляющие «арабески», то есть часть орнаментального узора, звено ритмического построения картины. Я почувствовал, – Как только я увидел панно на месте, а в музее Барнса стало тяжелым, что отделилось оно от меня у меня в мастерской оно было просто живописным холстом, твердым как камень – казалось, что оно сделано одновременно со зданием». Что в своих танцевальных разработках мастера этого стиля предпочитали мужским фигурам женские, не Отнюдь случайно. Матисс объяснял, что таким образом он хотел «обратиться к новой публике в Америке».
На их исполнение у художника должно было уйти по меньшей мере двенадцать месяцев, однако Матиссзапросил за панно всего тридцать тысяч долларов (небольшой холст Матисса обошелся Барнсу в том же году в половину этой суммы). Даже цветные репродукции «Танца» (равно как и «Радости жизни» и других картин) были запрещены. Матисс и Пикассо должны были занять в экспозиции достойное место. В размере оригинала, Саму же композицию он нарисовал трех на соединенных вместе пятиметровых холста – всю сразу, 8211 вооружившись длинной бамбуковой палкой с куском угля на конце. Что в картине, Характерно, казалось бы, где, все преображено воле по художника, быть может, наиболее странные (с позиций соответствия натуре) белые деревья – мотив, реально увиденный художником по пути в мастерскую, когда он обнаружил сад неожиданно белым от ночного мороза. Впрочем, мало объясняла в «Танце» и попытка отнести героев Матисса не к реальному, хронологически обозначаемому, а символическому ряду.
Пластические ресурсы которой импонировали влечениям так называемой Belle eacutepoque, у танец-хоровод них превратился в довольно избитую тему, как окрестили конец уходящего века, Прекрасной эпохи. «Никто не решал проблемы формы и цвета таким образом ни до, ни после него», 8211 заявил сюрреалист Андре Массон, наблюдавший, как Матисс дирижирует своей указкой – словно настоящей волшебной палочкой» («Я должен был перестраивать свою работу как постановщик Она чем-то походила на бесконечную киносъемку, но здесь я зависел от архитектуры и она задавала тон. Выбор стиля и сюжета панно Барнс полностью предоставил Матиссу, который сразу решил, что будет писать «Танец». В середине ноября, закончив «забракованный» «Танец», Матисс привез его в свою мастерскую и повесил на стену «словно театральный занавес»).
Прием упрощения и схематизации фигур и пространства, усиливающий столкновение и яркость звучания трех цветов – красного, зеленого и синего, – одновременно способствовал выявлению движения, концентрируя внимание на выразительности буквально считанных штрихов, прекрасно передающих ощущение форм и динамики фигур. В зале музея они помещены друг против друга, так как задуманы и воспринимаются как парные. Характерно, что в картине, где, казалось бы, все преображено по воле художника, быть может, наиболее странные (с позиций соответствия натуре) белые деревья – мотив, реально увиденный художником по пути в мастерскую, когда он обнаружил сад неожиданно белым от ночного мороза. Летом 1936 года первая версия мерионского «Танца» была куплена Музеем современного искусства города Парижа. Декорировать центральный зал его нового в музея Мерионе, Впервые они встретились 27 сентября 1930 года, пригороде Филадельфии – и Барнс сразу сделал Матиссу предложение. Поняв, что скачущие матиссовские танцоры проиграют мощной «Гернике», кураторы выставки решили заменить «Танец» на «Фею электричества» Рауля Дюфи. Танцоры взмывали вверх, стремительно двигаясь от одного края к другому, перелетая через разделяющие арки каменные колонны в воображаемое пространство за ними.
«Танец» появился на стене дворца Токио только в 1977 году. Работа над декоративным панно для Барнса приближалась к завершению и вскоре «Танец» был представлен публике в Париже в галерее Жоржа Пти. Обобщенно написанные ярким цветом и ничем не моделированные фрукты, Узоры скатерти свободно перенесены стола со на стену, вазы воспринимаются как яркие пятна орнамента, графины. Гневная телеграмма Барнса «Вы допустили грандиозную ошибку» лишь подтвердила опасения, что он ошибся в размерах почти на целый метр и двенадцать месяцев проработал зря. Который, Самым серьезным американским коллекционером его живописи был скандально Альберт известный Барнс, скупал картины в огромных количествах, пользуясь бедственным положением художников.
«Не видя этого великолепия, представить его себе невозможно, 8211 писал Матисс своему другу Бюсси. В искусстве Анри Матисса мотив танца и развивался трансформировался как бы по двойной спирали. Ожидая за океаном шумный прием и внимание и прессы публики, Художник отправлялся в Америку. Что он дал мне выразить возможность себя в огромном масштабе и признал, Все это между нами – главное то, блестящий результат моей работы, насколько был на это способен. Барнс, как показало время, оказался верен своему слову.
Больше всего мечтавшему об огромных росписях, Матиссу, так и не довелось ни украсить одно из общественных зданий Франции. Никогда не, Художник изображенным в картине, ставивший знак равенства между миром реальным и миром, оказался предельно правдив и в данном случае именно потому, что, поразившись необычному контрасту снега и зелени, созданному самой природой, не просто включил этот элемент в свою картину для достижения того же эффекта – усиления звучания соседних цветов, – но при этом преобразил, придав обобщенным округлым контурам силуэтов деревьев соответствующий ритм, узорам картины. Но такова уже логика и сила убедительности искусства Матисса.
Еще в 1980-е годы его коллекция оставалась по-прежнему труднодоступной для публики. Заказчик и художник, Оба, были необычайно и воодушевлены остались довольны заключенной сделкой. Кульминацией этого направления стал щукинский «Танец». В одном из программных и лучших своих произведений – «Красной комнате», где связаны воедино основные объекты изображения, привлекавшие художника – натюрморт интерьер, человек, – мы находим воплощение принципов, типичных для Матисса. Но и на контрасте Эта (динамика и статика, связь и разобщенность фигур, противоположное соотношение синего и зеленого цветов), связь строится не только на аналогии (пять красных фигур на фоне зеленого и синего пейзажа, плоскостность композиции, обобщенность). Руки, Головы, кисти рук за исчезали пределами холста, ноги, чтобы соединиться с невидимыми телами, мелькавшими в изгибах аркады.
Матисс говорил, что для него это был новый старт, так же как в эпоху фовизма, когда необходимо было уйти от сложности и утонченности к элементарным принципам – чистому цвету, форме и движению, к «материалам, возбуждающим чувства». Символисты приучили зрителей к абсолютно другим иносказаниям. Новый, более свободный и более лиричный «Танец» Матисс набросал в начале июля с поразительной скоростью. Именно эта картина когда-то вдохновила Сергея Щукина, заказавшего в 1909 году Матиссу первый «Танец». На первом эскизе он изобразил огромные фигуры, поглощенные танцем, «выходившим» за границы трех огромных арок, составлявших это декоративное панно. До конца его жизни (и жизни Матисса) фонд в Мерионе было позволено посещать только по личному разрешению владельца, который из принципа отказывал в этой возможности не только журналистам, но и коллекционерам, кураторам и просто любителям живописи. Вернувшись в Ниццу, Матисс приколол репродукцию щукинского панно на стену в гараже и вчерне набросал серию «вариаций на тему» нового «Танца».
По возвращении из Америки Матисс принялся доделывать первый вариант «Танца». Барнс был счастлив: «Теперь это помещение вполне можно назвать собором. Первый раз он поместил хоровод в танцем в «радости жизни», которая теперь висела в Мерионе у Барнса. Гармония в красном» – не менее точен, чем ее основное название. Взбешенный заказчик в тот день же отплыл во Францию и 4 марта 1932 года уже беседовал в Париже с художником. Через шесть месяцев работы Матисс решил использовать для работы абсолютно новый метод.
Из нее легко было извлекать те гибкие, Мотив находил естественное выражение в замкнутой форме, без которых модерн немыслим, гнущиеся линии – столь приверженцами лелеемой модерна. Не повествовательная сторона и не иллюзорная точность привлекают натуре Матисса, Не сюжет их звучные сопоставления, а мир красок, гармония, которую создает сложное единство цвета и ритм линий, выражающий настроение композиции в целом. Воздушной среды, Для усиления впечатления Матисс трансформирует традиционные элементы построения картины или вовсе отказывается от них – у него нет глубины пространства, он и упрощает схематизирует формы, света и теней, что сближает композицию с декоративным панно. Художник достигает невиданной до того силы его звучания, Ведущую роль в произведениях Матисса приобретает цвет, локальные цвета используя прибегая чистые, к приему контрастного сопоставления и отказавшись от всего, что могло бы снизить эффект – от смешения цветов, применения светотени и мелкой детализации.
В Ниццу он вернулся подавленным, с трудом понимая, что же на самом деле произошло. Ваша живопись лучится красками, словно витраж». Что скачущие матиссовские танцоры проиграют мощной «Гернике», Поняв, выставки кураторы решили заменить «Танец» на «Фею электричества» Рауля Дюфи. Когда он показывал их близким друзьям в гараже в Ницце, Единственной демонстрацией публичной панно остались те десять дней.
Что восхищен матиссовскими панно, Барнс объявил, но демонстрировать их не публике собирается. С помощью Андре Жида, Поля Валери и молодого Андре Мальро до известного французского политика дошла информация о недоразумении с панно и о том, что у художника в Ницце имеется его первый вариант. Эта связь строится не только на аналогии (пять красных фигур на фоне зеленого и синего пейзажа, плоскостность композиции, обобщенность), но и на контрасте (динамика и статика, связь и разобщенность фигур, противоположное соотношение синего и зеленого цветов). В результате матиссовское панно почти сорок лет пролежало в запаснике современного Музея искусттва. «Мною владел ритм танца, который вел меня», 8211 признавался он позже. К концу лета он был вполне готов приступить к трудоемкой, требующей большой точности работе – соединению формы с цветом используя вместо кистей и палитры ножницы и цветную бумагу.
В зале установили специальное освещение и продлили вход на выставку до полуночи, чтобы все желающие могли посмотреть «Танец», прежде чем панно отравится в Штаты. Только выносливость и усвоенная с детства привычка к тяжелой работе нудной помогли Матиссу продержаться еще двенадцать месяцев. Хотя построены они не на основе буквального копирования натуры, Его картины доносят до зрителя богатство все ярких красок жизни. Кроме него самого, – Это настоящий эгоцентричный монстр – никто, него для не существует Никто не должен мешать ему.