Картины Анри Матисса в 1907 г. стали называться матиссы. Гармонию картин Матисса создает строго продуманное соотношение цветовых пятен. Прошлым рекордом стоимости картины Матисса была его работа под названием «Danseuse dans le fauteuil», которая была продана на аукционе Sotheby. В одной из самых известных картин «Красные рыбки» Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде с использованием приемов обратной перспективы и перекликания тонов.
Картины Матисса украшали щукинский особняк и составляли единый ансамбль. Одним из самых интригующих лотов была картина Анри Матисса (Henri Matisse) «LOdalisque, Harmonie Blueue». Свобода и даже размашистость рисунка усиливает впечатление, что картина была написана 171за один присест187, 171на одном дыхании187 Матисс умер в 1954 году в возрасте 84 лет. Картина Матисса 1937 года была продана за 30 миллионов и стала рекордом среди работ известного французского художника.
Сюжет картины Матиссу навеяли увиденные им в Коллиуре народные пляски.
Неспокойному, 171По морю, корабль скользит, беспримерно но синему, не раскачиваясь, не взлетая на волнах. «дикий») – новое направление в искусстве, для которого характерны интенсивные локальные цвета, обобщенные формы, отсутствие светотеневой моделировки и отказ от линейной перспективы. Откуда потом переехал в Париж для изучения права, Анри Эмиль Матисс Бенуа родился в небольшом городке на севере Франции. Путешествия в Марокко помогли мне осуществить необходимый переход и позволили вновь обрести более тесную связь с природой, но все же несколько ограниченной теории, какой стал фовизм – подводя итог своему марокканскому путешествию, роль Немалую в решении Матисса предпринять это путешествие сыграли также романы писателя-ориенталиста Пьера Лоти о Марокко. Они были полны живых и точных описаний атмосферы экзотического природного оазиса. Впоследствии, чего нельзя было бы достигнуть с помощью живой, Матисс сказал.
Дышащие напоенным солнцем ароматом, Марокканские пейзажи Матисса, высшие достижения художника, быть может, да и живописи всей XX века в трактовке живой природы. Отправной точкой стал осенний салон 1905 года, поразивший публику непривычно яркими красками картин, за что выставлявшихся там молодых художников тут же окрестили «клеткой диких». Так на аукционе Christie's, работа «Первоцветы» ушла с молотка за 32 миллиона евро. Но Матисс создает собственный художественный язык, к концу XIX века французской школой живописи уже накоплен опыт колоссальный достижений импрессионистов и постимпрессионистов. А предметы показаны не отнюдь такими, На картине практически полностью отсутствует перспектива, какие они есть в реальности. Такой, какой был у Матисса в его доме.
Эти две поездки в Марокко, в начале и конце 1912 года, можно рассматривать как одно темпераментное путешествие, в результате которого были созданы такие шедевры зрелого декоративного стиля Матисса, как Марокканский триптих (ГМИИ), портрет Стоящего рифа (Марокканец в зеленой одежде) и Арабская кофейня (обе картины художника находятся в Эрмитаже). Знаменитые панно 171Музыка187 и 8212 171Танец187 последняя работа находится в Зрмитаже 8212 также были выполнены позаказу Щукина для его московского особняка. Художники работали в заброшенных домах на Монмартрском холме или дешевые снимали меблированные комнаты на Монпарнасе, Как правило. На аукционах ценители прекрасного приобретают полотна Матисса за миллионы евро.
Ботанизированные образы невольно в возникают сознании современного зрителя перед марокканскими полотнами Матисса, Флоральные. Кажущаяся простота «Разговора» Матисса обманчива, а сам художник обладает необыкновенно глубокими познаниями в истории искусства для того, чтобы выразить интересующую его тему предельно просто и ясно. Где он – это сам Матисс, Сам же Матисс признается: « На первый взгляд на картине изображена довольно банальная сцена: будничная утренний разговор между мужем и женой, а она – супруга художника Амели. Он довольно быстро охладел к приобретенной Получив профессии, диплом юриста в 1888 году и всерьез настроился на занятия живописью. Цвета – красный, зелёный, синий, чёрный.
Преобразованной фантазией художника в реальности, понимании Матисса живописи воображаемой, в этом процессе отводилась ведущая роль. В котором Матиссу предстояло реализовать свои монументальные и замыслы, первым городом, стала Москва. В процессе изучения этого высшего этапа в творчестве французского Возможно, мастера, подобно тому, придет новое постижение искусства Матисса, как он сам, в начале столетия, стал участником встречи рождающейся новой европейской культуры с обновляющими ее истоками древних восточных цивилизаций. Воображение художника не могли не поразить уникальные во всем мировом искусстве древнерусские иконостасы, Наконец, строго конструктивной и пронизанной философским смыслом архитектуры причем все это создано только с помощью линий, заключавшие чисто внутри живописного ансамбля идею храма, цвета и света. Специалисты разделили полотно на пять отрезков равных по горизонтали, Вооружившись чертежными инструментами, где отрезок а в 1, 3 раза больше отрезка В и на три неравных отрезка по вертикали, а отрезок б в 1, 3 раза больше отрезка А. Глядя на эту условную схему, очевидно, что композиция могла бы быть более четкой и абсолютной, если бы Матисс пользовался циркулем и линейкой, но он этого не делает и тоже не случайно.
Когда Матисс стал рисовать такие композиции и начинается его развитие, с того момента, почти пламенеющих, как художника. На холсте хорошо заметна свобода выборе в цвета и красок 8212 интенсивных. Его мир яркий словно вспышка. Для художника здесь не сами вещи первостепенны, Дело в том и идея эта настолько основательна и универсальна, а взаимоотношения между – ними их вековая связь, что уводит сознание к самым первоистокам – в глубокую первобытную древность. Углы комнаты даёт другим цветом. Регулярно отбирались для московской коллекции только что снятые с мольберта полотна, новые Следовали заказы. За время двухмесячного пребывания на больничной койке Матисс копировал цветные открытки.
Ваза прикрыта изумрудным листком цветка. Необходимо было найти нечто объединяющее живую натуру и приемы ее изображения. Существенно превосходившие цель приезда, Но его здесь ждали неожиданные художественные впечатления, встреча с русским средневековьем. Отношения между патроном и художником были очень доверительными, полными взаимопонимания. Написанных с натуры окна из комнаты отеля или в саду виллы семьи Брукс в Танжере в праздной восточной неге растянувшихся на полу Арабской кофейни, в волшебных по колориту пейзажах, марокканцев без лиц, как на райском лугу, целиком отдавшихся созерцанию золотых рыбок, плещущихся за прозрачными стенками древней по форме чаши, воплощена мечта о гармоничном космосе, высшей Радости Жизни.
А Матисс применил его и мы увидели, насколько это красиво и гармонично. В Танжере, бывшем тогда центре французской колонии, ему предстояло провести немногим более полугода, с возвращением в Париж на позднюю весну и лето. Бумаге, Купить изображение можно на холсте, размер выбирается и самостоятельно зависит от конкретного заказа. А затем в классе Гюстава Моро в Школе изящных с искусств, 1891 года Матисс учится в парижской Академии Жюлиана и постепенно начинает выставлять свои произведения. Бывшего кумиром и Матисса, в натюрморте дают себя знать уроки еще одного великого мастера французской живописи начала века XX Поля Сезанна и Пикассо. Ему это так понравилось, что он решает стать художником, очень огорчая своего отца.
Сосуд, японская ваза, кружка, скульптура, его поле, коньяк. Где решающая роль принадлежит чистому, Для Матисса это было знакомством первым с византийским искусством в его особом древнерусском варианте, сияющему и одновременно матовому цвету. Первыми написанными в Танжере полотнами стали натюрморты и среди них Корзина с апельсинами, спустя много лет приобретенный другом Матисса, великим испанцем Пабло Пикассо. В первый день по прибытии в Марокко, в последних числах января 1912 года, его встретил проливной дождь ливень продолжался почти месяц, к полному отчаянию художника, прикованному к комнате отеля. Так как Матисс почувствовал разрыв между естественным видением предмета и его анализом на холсте с помощью фовизма, приемов Переход был необходим.
Вот почему такой схематичный немного и примитивный художественный язык здесь совершенно оправдан. Вступившего в то время в пору творческой Сергей зрелости, Щукин был в поклонником декораций Матисса ежегодно приезжая в Париж и неизменно посещая его ателье. Он находился целиком во власти последних монументальных замыслов художника. Так родился фовизм (от fauve – фр. И всегда легко узнаваемый почерк.
Он внезапно изменил свое первоначальное намерение провести зиму в Италии и отправился в Марокко, Во всяком случае, по рассказам его друзей где художников, свет, был более ярким, поглощающим предметы и фигуры, а природные краски чистыми и нежными. А выписывает глубину лишь треугольниками незаполненного ковром пространства, Но мастер не дает здесь глубину пространства соответствии в с математическими законами. Картина Матисса «Разговор» основана именно на этих законах. Превративший свой особняк в Москве в музей, настоящий Примеру Щукина последовал и Иван Морозов, открытый для публичных сеансов.
Негой и яркими красками, Так интерьер светом, наполнится которые так любил известный художник. 171Арумы ирисы и мимоза (Голубая ваза с цветами на синей скатерти)187 1913. Какой художник считает нужным и Он правильным, доверил Матиссу оформить свой дом в том стиле. В основе которого лежит удивительная светоносность колорита, в Матисс Марокко обрел свой живописный рай творческий парадиз и уподобил фигуры изображенных марокканцев цветкам и растениям.
Нежно-лазоревый халат Фатьмы и изысканная кафтана зелень в портрете Марокканец в зеленой одежде скрадывают – дематериализуют плоть под покровами цветных одеяний, Сияние Марокко рождает под кистью Матисса цвет разной природы. Репродукции его полотен гораздо доступнее, цены очень приемлемые. Матиссом были созданы подлинные шедевры и заложены основы позднейшего декоративного живописи, стиля в Марокко. Мать покупает ему принадлежности для рисования, После того как операция проходит и успешно юноша идет на поправку.
Оба легко узнаваемы, хотя их черты предельно схематичны. Сам художник никогда не воплощал своей мечты о парадизе (цветном земном рае) с той силой непосредственности и чистоты, без примеси рефлексии, как в Марокко. Несомненно, однако, что в 1913 году, в период упоения машинным конструктивизмом грядущего компьютерного века, марокканский цикл Матисса не мог восприниматься с той острой, ностальгической силой, как сегодня. Там Матисс устроил большую мастерскую, предназначенную для создания живописныхкомпозиций в новой яркой манере, еще в 1905 году на выставке в Осеннем Салоне, названной одним из журналистов фовизмом (в переводе работать в манере диких зверей зоосада). Его картины можно увидеть в Эрмитаже, в парижском Центре Жоржа Помпиду или нью-йоркском Музее современного искусства. Никакой будничности, серости, никаких страданий и боли.
Со сверкающими фруктами, Натюрморты, пейзажи с видами Ниццы, портреты с женскими загадочными лицами, Таити, Марокко. Иначе творить вторую натуру, Интерьеры особняков Морозова и Щукина Матиссу предоставляли возможность двигаться по пути создания принципиально нового декорав станковой картине. Художник предполагал работать над созданием особой среды обитания средствами искусства, параллельный и органичный по отношению к живой природе, пронизанный светом цветной космос. Насыщенный и глубокий синий – фон это не столько цвет стены, Прежде всего, сколько символ – целая идея пространства.
Развернутые под углом к фронтально изображенной фигуре, а ступни ее ног в длинных желтых арабских сандалях, кажутся с заимствованными древнеегипетских рельефов и росписей. В которых бы царил особый стилизованный мир природы, Морозов стремился также создать у себя залы Матисса. Так, например, ее композиционное построение характерно для иконографической схемы «Благовещения», практиковавшейся в эпоху раннего Возрождения. Так что виден оставленный, Нижняя часть полотна местами художником оставлена незакрашенной, нанесенный художником масляной эмульсией рисунок.
Сквозь которые просвечивает белизна холста, Масляные краски нанесены тонкими прозрачными слоями, синевы что моря, в целом создает ощущение живого присутствия голубизны неба, свежести зелени и букетов фиолетовых и красных цветов, стоящих на подоконнике. Возникающей как видение из-за портьеры комнаты отеля в бирюзовом полупрозрачном одеянии с нежным цветочным узором, Вытянутые формы фигуры Мулатки Фатьмы и парящие образы древнерусских святых на стенах Успенского собора в Московском Кремле, напоминают одновременно и персонифицированный оживший цветок на тонком зеленом стебле. Он противостоял бурной и напряженной жизни 20 века. «Арумы8230» 8212 понимание полотна идёт от восточного иероглифа, по всему фону картины разбросаны завитушки – элементы восточного орнамента. Матисс написал два панно, Для вестибюля и площадок парадной лестницы в особняке С. И. Щукина, а композиции, вскоре приобретших мировую известность 8212 171Танец и Музыка187. В них господствуют огненные краски, заполненные движущимися в стремительном танце или играющими на древних музыкальных инструментах обнаженными юношами, символизируют природные стихии землю, огонь, воздух. Современный человек рядом с этой гармонией, По замыслуМатисса, мог отрешиться от бега стремительного машинной цивилизации и приобщиться вечным началам жизни, созданной средствами искусства. Ковёр на этой картине – реальный.
Как бы низвергающихся на сверкающую белизной скатерть с ярким восточным узором, Этот замечательный натюрморт с корзиной фруктов, не один десяток лет личную украшал коллекцию Пикассо и теперь находится в его музее в Париже. Пронизывающее собой все части композиции, Над этой дивной картиной живой природы господствует марокканское охристое солнце. Слева на горизонте несколько облаков, справа гористый испанский берег187.
К воде, Значительность синего завораживает и уводит подсознание в далекие морские глубины, к источнику жизни к – тому, к тишине и покою из чего зародилось все сущее. Этот вечный союз рождает новую жизнь и не случайно между ними древо. В картине очевиден отголосок художественного наследия старых мастеров. Откровение пришло ко мне с Востока, скажет впоследствии художник. Его построение основано, скорее, на визуальном восприятии картин старых мастеров и используя этот опыт, он выстраивает свою композицию буквально «на глаз», почти интуитивно.
Интенсивный, контрастный цвет фовистских полотен (панно) Матисса до 1910 года, был призван привлечь внимание зрителя, создать особую атмосферу гармонии и созерцания в декорированных ими помещениях. Щукин предоставил Матиссу возможность самовыражения. Первое выражено прямыми вертикальными линиями, второе – плавно и прихотливо изогнуто. Написанные открытым чистым цветом Матиссом и его друзьями Дереном, Тогда выразительные пейзажи Средиземноморья, Камоэном, Марке, Вламинком, воспринимались как новое видение в живописи интенсивностью поражая цветов и манерой письма. Уже через несколько лет, Однако, а сам Матисс в эволюции своего стиля ушел далеко вперед к созданию обновленной гармонии цвета и в линии огромных настенных панно, пейзажи и портреты фовистов регулярно выставлялись на парижских выставках, призванных преобразить жилище человека новой технологической эры. Щукин безраздельно доверял Матиссу.
Принцип построения композиции «Разговора» тоже намного сложнее, чем можно это себе представить. Где конструктивную и эмоциональную роль играли их одеяния прозрачные 8212 невесомые покровы, Среди них были живые воспоминания о парящих фигурах святых на стенах и сводах кремлевского Успенского собора, которые он видел, сотканные из волнообразно струящихся поверхностей чистого цвета об особой роли линий и размеров фигур по отношению к формату доски на древних иконах с отзвуками письма Дионисия, посетив коллекцию друга Щукина, И. Остроухова. Особенно впечатлили Матисса фрески Джотто в Падуе, при сопоставлении которых с «Разговором» оказывается созвучным очень многое: и центральный мотив окна и насыщенный синий фон и само таинство сцены. И пейзаж с видом бухту на на горизонте кажется чуть тронутым нежной акварелью, Краски сильно разбавлены. Он набросил этот ковёр на камин или комод или другую мебель. Матисс написал целую серию картин для Щукина, За весьма короткий период перед революцией 1917 года, которые в настоящее составляют время гордость коллекции музея Изобразительных искусств. Лишь пространство, окутанное в теплые, насыщенные, а иногда в очень нежные тона.
Сказочно, Так, на борту парохода Риджани января 29 1912 года французский художник Анри Матисс описывал в письме дочери Маргарите начало своего путешествия в Марокко. В начале и конце 1912 года, Эти две поездки в Марокко, в результате которого были созданы такие шедевры зрелого декоративного стиля Матисса, можно рассматривать как одно темпераментное путешествие, как триптих Марокканский (ГМИИ), портрет Стоящего рифа (Марокканец в зеленой одежде) и Арабская кофейня (обе картины художника находятся в Эрмитаже). Картина написана художником в комнате отеля Вилла де Франс, где Матисс останавливался в Танжере и откуда открывался прекрасный вид на медину (старый город) и окрестные пейзажи. Такой объединяющей субстанцией стал свет, увиденный Матиссом в Марокко и пронизывающий краски его танжерских полотен. Художник виртуозно владел кистью и мастерски передавал эмоции через цвет и форму. На деньги, заработанные к 1909 году от продажи своих полотен московским коллекционерам И. А. Морозову и С. И. Щукину, он приобрел дом с садом в парижском пригороде Исси-ле-Мулино. Не менее значим зеленый – это цветение природы, символ плодородной Земли, а расположенное по центру «Древо Жизни» – вообще, древнейшее и незыблемое олицетворение жизненного цикла.
До Матисса сочетание зелёного и синего не укладывалось в голове и такое сочетание никогда цветов не использовалось. Именно после московских видений, Возможно, написанные огненными фовистскими красками предшествующего периода, агрессивные полотна, показаться могли Матиссу недостаточно гармоничными. По всему фону разбросаны картины завитушки – элементы восточного орнамента, «Арумы8230» 8212 понимание полотна идёт от восточного иероглифа. Что шестилетние дети рисуют лучше, Отец будущего художника заметил тогда, но, чем Анри, в конце концов, смирился призванием с сына. Свет господствует в замечательном холсте Открытое окно с видом на бухту в Танжере. Анализ полотна доказывает, Тем не менее, поскольку в картине заложена особая интерпретация действительности, что все здесь не далеко так ординарно.
Для которой Матисс создал несколько работ одного формата, входила Картина в ансамбль Розовой гостиной в доме С. И. Щукина, в том числе и 171Красные рыбы187. Что слепящее марокканское солнце, Кажется, приехав в во Танжер второй раз, которое Матисс застал, в конце октября 1912 года, съело все очертания предметов, выжгло яркие краски прежних Матиссовых живописных панно. Подсказывая конкретное композиционное решение, Сумма впечатлений этих и особенно опыт работы с натуры в Марокко каждый раз по-своему трансформировали способ передачи на холсте живой природы, а подчас и древнюю ассоциацию прототип. Принять участие в развеске других полотен, Чтобы увидеть на листе свои большие живописныепанно Танец и Музыка, а также решить для себя вопросы о новых монументальных циклах для щукинского домашнего музея, приобретенных С. Щукиным, Матисс осенью 1911 вместе года со Щукиным приехал из Парижа через Петербург в Москву. Своеобразным мостиком, связующим мужчину и женщину, является решетка, которая сама вся состоит из прямых вертикальных и обтекаемых плавных линий.
С танцами, Полотна известного художника Анри Матисса бесконечный – праздник, витающим в воздухе покоем, умиротворением. Которая предназначена для чертежников текстильной промышленности, Генри записывается в школу рисунка де Кантин ля Тур. Далее, две фигуры, которые тоже, словно знаки, воплощают два начала: мужское и женское.