Вдохновленный Tzara, Парижский дадаизм скоро выпустил манифесты, организованные демонстрации, организовал действия и произвел много журналов (заключительные два выпуска к завываниям высмеивания от аудитории. Документ этот действительно весьма вызывающий и вскоре появившиеся манифесты дадаизма предвосхищают не только дерзкое название, но и афоризмы вроде такого: С талантами легко стать полными идиотами.
Четвертый прием с точки зрениясодержания наиболее характерный для Д. это циничность. dadaisme, от dada – «конёк», деревянная лошадка в переносном смысле – бессвязный детский лепет) – авангардистскоенаправление в искусстве и литературе Западной Европы, сложившееся первоначально в Цюрихе, в Швейцарии и развивавшееся с 1916 по 1922 гг. Взаимозаменяемой уникальное произведение – искусства бесконечно тиражируемой репродукцией, Массовое производство ХХ в. – вещь становится безличной. Что придумала Америка в области искусства, Единственное, так это сантехника ее и ее мосты». Возник в 1916 в Швейцарии (Цюрихе) в среде художественной интеллигенции как протест против Первой мировой войны и европейской цивилизации, в которой дадаисты видели ее первопричину.
Соотношения личного и безличного, органического и механического, неповторимого и серийного, красоты и пользы – включенная в поле произведения искусства, Стандартная вещь индивидуального и массового, ряд порождает проблем. (хаос которого отрицает само понятие порядка), механистических картин футуристического или конструктивистского толка (где всегдашнее преклонение культуры перед человеком заменяется восхищением машиной) или странных, алогичных композиций, отчасти вдохновленных метафизической живописью Джорджо де Кирико, где нарушаются традиционные связи предметов. В 1923 он оставляет незаконченной картину на стекле «Невеста, раздетая своими холостяками, собственной персоной» (1915-23), где обычное исследование многомерного пространства превращается в метафору творческого произвола и непостижимости искусства) и на многие годы уходит из искусства. Поэтов, Это было движение молодежи, писателей, художников, музыкантов, глубоко разочарованных жизнью испытывавших отвращение к варварству войны и выражавших тотальный протест против традиционных общественных ценностей, сделавших эту войну возможной, если не неизбежной. И сегодня он способен шокировать читателя правдой о войне и мире, о человеке, который избавившись от всех иллюзий, никак не может найти себя. Позже примкнувших к дадаизму, Из литераторов, Рене Кревеля (1900-35), отметить следует Пьера Дриё ла Рошеля (1893-1945), Робера Десноса (1900-45), Роже Витрака (1899-1952), Жака Барона (1905-86), Бенжамена Пере (1899-1959), Пьера де Массо (1900-69) и Сергея Шаршуна (1888-1975). В Германии некоторые «политические дадаисты» сближаются с экспрессионизмом и уже в новых целях применили приёмы уличного рисунка в сатирической графике и монтажа в политическом плакате. Дюшан продолжает эксперименты с «редимейдами», выставив как произведение искусства писсуар («Фонтан», 1917), с тех пор ставший мгновенно узнаваемым символом современного искусства.
14 июля 1916 г. в Цюрихе был оглашен «Манифест господина Антипирина» – первый манифест дадаизма. Не имело смысла и само название направле ния: то ли от французского слова dada – детская лошад ка, конек, то ли от дважды повторенного румынского утверждения «да, да». В которой впервые было напечатано слово дада, Публикация, называется Кабаре Вольтер появилась и она в мае 1916 года в Цюрихе. Своего рода «визитной карточкой» дадаистской поэзии Парижа стало автоматичес коеписьмо (развитое уже в сюрреализме) текст, свободный от контроля разума. Составителем манифеста был румын Тристан Тцара. Предадаистская деятельность в Париже, помимо вездесущих Дюшана и Пикабиа, связана с именем Кравана, «поэта боксера», как он себя называл.
На сцене танцовщицы абстрактных в масках и костюмах работы студента-архитектора Марселя Янко исполняли кубистические танцы. Отработанные дадаизмом коллаж, Технические приемы, эксперименты с типографским и оформлением с фотографией используются еще шире, кино. Мое бездарное творчество – это борода, растущая на лице трупа. Жизни, которая посредством отрицания стремится стать возвышенней, говорят – да. Единого стилистического выражения, Движение дадаистов не имело какой-то позитивной единой художественной или эстетической программы. Атакуя насмешками и окарикатуривая культуру, Они восприняли и преувеличили футуристическую поэтику футуризма грубой механической силы и провокационный пафос необузданных нападок на стандарты и обычаи респектабельного общества, которая, казалось, созрела для самоуничтожения. «Дадаизм был взрывом отчаяния в художнике, который чувствовал, как растет пропасть между ним самим, обществом и его временем», - писал позднее немецкий историк искусства В. Феркауф.
В ответ на Большое стекло (1915-1923) – загадочную бесполезную машину Дюшана – Пикабиа создает здесь действующую схему, которая представляет поток энергии искусства. Электрический коммутатор связывает воедино протагонистов истории искусства. Первооткрыватель творчества Пиросмани, писатель и художник Илья Зданевич, который сотрудничал с дадаистами в Париже, писал: «Искусство давно умерло. Как и жил, Писал наспех, о пребывании на Первой мировой войне, рассказывал о годах своей юности, в Африке и Америке, о своей работе в врачом парижском пригороде – одним словом, об одиноком страннике, одержимом собственными химерами и находящемся в вечном конфликте с окружающим миром. Гюльзенбек вернулся в Германию в 1917, где иобразовалась группа «политических дадаистов» из поэтов в нее вошли: Р. Гаусман, И. Баадер, В. Меринг, а из художников Г. Гросс и Гартфильд (Герцфельд).
Быть дадаистом – значит давать вещам овладеть собой, быть противником отложения солей. Без всякого обсуждения этот пpедмет исчез и никогда не был показан. Так, Бретон писал о дада и сюрреализме: «Два этих течения могут быть поняты лишь в соотнесении друг с другом, подобно двум волнам, каждая из которых поочередно накрывает другую». По образованию скрипач. Предполагается, что первый преддадаистский манифест появился в 1915 году в Акцьон. Творчество Баадера, делавшего ставку на повседневную эксцентричную провокацию, выдержано в таком же «бешеном» стиле («Великая пласто, дио, дададрама», 1920).
Несмотря на очень краткий срок своего существования, дадаизм значительно повлиял на дальнейшее развитие искусства. Дадаизм не противостоит жизни эстетически, Первое из направлений, культуры и внутренней жизни, но рвёт на все части понятия этики, являющиеся лишь одеждой для слабых мышц. Термин «дадаизм» идет от французского слова dada («бессмысленный детский лепет») так назывался и созданный ими журнал, выдержавший семь изданий (с 1917 по 1920). Лишенные идейной опоры, Они смысл утеряли и цели жизни и, не находили применения своим художественным способностям. В течение трех лет пишущий свою первую книгу урывками, Врач, украденные ночи, у используя часы, сна, у больных и поликлиники. Отказавшись от логически построенных понятных фраз, – Мы достигли этого результата, т. е. путем отказа от документальных произведений (создание которых возможно только при требующей значительного времени группировке фраз и применении логически организованного Эти синтаксиса» первые попытки обессмысливания искусства делались в полном соответствии с дадаистской идеей отрыва искусства от сознания и сведения его к сфере интуиции.
Разделяющая дадаизм со всеми предыдущими художественными направлениями, проходит Здесь резкая граница, который недоумки выдают за новое издание импрессионисткой реализации и прежде всего с футуризмом. Посмотрите на меня хорошенько – но она демонстрировала тотальный кризис, Бессмыслица была вопиющей и жажду все вымести, лежавший в основе Дадаизма, вскормленную нестерпимым отвращением к буржуазному обществу, – отвращением, которое по-анархистски на распространялось все и вся, создавая гротескную, уродливую маску торжествующего идиотизма. Короткое «дада» не означает ничего конкретного, но в то же время по-русски и по-румынски, Тцара и Янко был румынами, выражает двойное согласие, а во французском словаре Ларусса трактуется как детская деревянная лошадка. Произведения дадаистов-художников представляют собой странные на первый взгляд бессмысленные коллажи или просто выставленные качестве в экспонатов бытовые вещи. Он ВЫБРАЛ его.
Ее герои – Иоанн Лествичник, Симеон Столпник и Дионисий Ареопагит. Чувственностьв дадаистической лит-ре не изысканная, Правда, однакоэротическая изысканность полностью не она уничтожается имеет дерзкие и наглые формы, а только получает другое, более откровенное выражение. Страх перед возможной революцией, Кровавые ужасы войны, отсутствие связей с родиной смятение породили в душах этих эмигрантов., заимствованного из кубизма, но обогащенного техникой фотомонтажа.
Доведя ее до абсурда, Дадаисты стремились порвать полностью с любой идеологией и действительностью как таковой, причем с обществом они боролись с помощью революции в языке., апогеем его развития. Скандальными и экстравагантными выходками, Дадаисты больше прославились бытовым художественным и хулиганством, лозунгами и эпатажным поведением и только затем художественными текстами. Откровенно издеватель скоеискусство вызывало предсказуемое и искомое дадаистами негодование публики. Позже к этой триаде добавляется танец сами признавали дадаисты здесь влияние синтетической концепции комплексного произведения Василия Кандинского.
Оно заставляет идти часовой механизм. По-французски дада означает деревянную лошадку. Делал очевидной позицию, Выбор имени, непредсказуемости, основанную случайности, на игре и бессмыслице. В 1916 году Тцара опубликовал первый дадаистский «Манифест господина Антипирина», свой неологизм «антипирин» он переводил как «лекарство от искусства». Дадаисты в Цюрихе, продолжали развлекаться, задирать публику и хулиганить, так сказать, «из любви к искусству». Покровителями группы и организаторами выставок и публикаций стали коллекционер Уолтер Аренсберг (1878-1954) и фотограф Альфред Штиглиц (1864-1946), выпускавший журнал «291» (12 номеров, март 1915 февраль 1916). (Dadaiumlsme) – модернистское художественное течение конца 1910-х – начала 1920-х.
Которое уже сегодня страстно жаждет своего литературного и художественно – исторического признания, Под предлогом осмысления экспрессионисты сплотились литературе в и живописи в поколение, выставляет свою кандидатуру для почётного чествования со стороны граждан. В Нью-Йорке настоящей квинтэссенцией дадаистской бессмыслицы стал «Подарок» Мэна Рея, созданный в 1921 году. Именно тройка самобытных художников Дюшан, Пикабиа и Ман Рэй и составляла творческое ядро группы. 160 искусство, в котором фотографический материал переживает метаморфозу, показывающую, как в процессе разрушения действительность чудесным образом возрождается в новом продукте.
Где к ней временнопримкнули худ, Перваягруппа после войны окончания переселилась во Францию. Поэтами, Театральные подмостки полнятся королями, ненависть к рекламе, фаустовскими натурами любого сорта в бездеятельных головах витает мелиоризм Ненависть к прессе, ненависть сенсации к свидетельствует о людях, для которых их кресло важнее, чем шум улицы и которые как достоинство выставляют то, что могут быть околпачены любым уличным спекулянтом. Уничтожение языка как лингвистического феномена распространяется и дадаистами на разрушение языка в более широком смысле языка культуры. Ман Рэй с 1921 работает над причудливыми объектами, позже популярными у сюрреалистов: «Подарок» (1921, утюг с подошвой, утыканной гвоздями) и «Неразрушимый объект» (1923, метроном, на стрелке которого прикреплена фотография глаза). Особую роль играла здесь социально-сатирическая антибуржуазная и графика антивоенная Георга Гросса.
Ее пушки. К 1922-23 постепенно сходит на нет. Все это – и как критика просветительских отягчений новейшего католицизма – делает позицию автора близкой Православию. Признание случая одним из ведущих стимулов творчества, Иррационализм, заложенные в Цюрихе, апология смеха и поиск сознательный скандала вот векторы дадаизма. Иногда стихи читались одновременно на трех языках под аккомпанемент шумовой музыки, а иногда на сцену выходил Хуго Балль, одетый в трубу из синего блестящего картона с высоким металлическим цилиндром на голове и декламировал придуманные им бесконечные звуковые вирши: «Гаджи бери бимба гландриди лаула лонни кадори».
Правдоподобия, Дадаисты восстают против реализма, проповедуя сдобренную юмором черным полную свободу творца. Часто поэзия и живопись соединялись в одном произведении («И-Картина», 1919 «Составная поэмакартина», 1922). движение в литературе и искусстве 20 века. За дадаизм в литературе и живописи, за дадаистские события в мире.
Политика и искусство, утверждали дадаисты, – две различные вещи к художникам можно обращаться только как к частным лицам их нельзя привлекать к участию в «пропагандистском искусстве». (фр. Гремел оркестр балалаечников. Уже в Швейцариинаметились два различных направления внутри самого Д. : 1.
Когда речь идёт о художественных проблемах, Здесь – председатель каждый и каждый может сказать своё слово. поле интерпретаций текста принципиально не замкнуто. Основатель – румынский поэт Тристан Тцара (настоящее имя Самуил Розеншток 1896 – 1963), собравший вокруг себя интернациональную группу, в которую вошли его соотечественник литератор, художник, архитектор Марсель Янко (1895 – 1973), скульптор, художник и поэт из Эльзаса Ханс Арп (1888 – 1966), немецкие писатели-эмигранты Гуго Балль (1886 – 1927) и Рихард Гюльзенбек (1892 – 1974) и др. Пикабиа подхватывает отстраненность и творческую издевку Дюшана в картинах, вдохновленных техническими чертежами и миром машин («Пароксизм боли», 1915 «Скорей, машины», 1916). С вами можно говорить, только когда вы стоите. Ханс Арп использовал эти принципы в живописи, а Тцара в литературе. Пытавшегося на своем последнем этапе встать на позиции борящегося пролетариата, Манифест представляет собой типичные лозунги что дадаизма, вскоре привело к распаду движения.
Дадаизм – это прежде всего образ жизни и только затем художественная практика (Дада невозможно изучить, его нужно почувствовать Если ты жив, ты дадаист). Разработавший технику создания абсурдных коллажей, в Кельне в период с 1919 по 1920 годы дадаистское движение возглавил будущий известный сюрреалист Макс готовивших Эрнст, уже почву для появления сюрреализма, которые привлекли внимание Поля Элюара и Андре Бретона. Подпись под реди-мейдом Дюшана – «G. L.
Долой эстетически-этические установки. В результате воедино сплетаются тщательно рассчитанная художественная провокация, политический нигилизм, достойный боевой группы (деятельность берлинских дадаистов) и внешне милое, но от того лишь более губительное дуракаваляние, отрицание всех общепринятых смыслов. Этот – дадаист, так, тот – нет клуб Дада имеет вот таким образом своих членов во всех частях света и в Гонолулу и в Новом Орлеане и в Мезеритце – проявляющийся в любом разговоре, Дада – мышления, способ что можно сказать.
Некоторые из них затем экспортировали дадаизм в другие страны. Группаразложилась примерно в 19231924, когда часть «абсолютных дадаистов» перешла к«сверхреалистам» (см. ). И его природа и формы проявления жестко были обусловлены исторической ситуацией, Оно возникло в самый разгар Первой мировой войны в среде эмигрантов из разных стран.
Я идиот, я шутник, я враль. «Абсолютный Д» вГермании представлял художник-поэт К. Швиттерс, «изобретатель» «мерзизма» и«последовательной поэзии». Ханс Арп, один из зачинателей дадаизма, вспоминал: «В то время Цюрих был оккупирован армией революционеров, реформаторов, поэтов, художников, композиторов-модернистов, философов, политиков и апостолов мира из разных стран».
В 1914 написал первое в истории произведение в 12-тоновой серийной технике – Струнное трио. Ег ". «Подарок» (1921, утюг с подошвой, утыканной гвоздями) и (1923, метроном, на стрелке которого прикреплена фотография глаза), «Неразрушимый объект» Ман Рэй с 1921 работает над причудливыми объектами – позже популярными у сюрреалистов.
Встать как для «Марсельезы», встать как для русского гимна, встать как для «Боже, храни короля», встать, как перед знаменем. Д. стремится к совершенному освобождению словесного материала от всякихрелигиозных, философских, этических и т. п. ассоциаций, к тому, чтобы словомможно было бы пользоваться как самостоятельной «вещью», как звуковымкомплексом. Идейной основой дадаизма, Таким образом, был философский в идеализм крайне субъективистских его проявлениях, хотя и не сформулированной в его манифестах.
Участники группы посвящали свои собрания коллективному творчеству – созданию «симультанно-шумовой» поэзии (poesie simultanneacutee bruitiste):. Главнымобразом футуристы, в Италии к Д. примыкали художники, большие Прамколини и др, как например Кирико. «Надо быть достаточнодадаистом, чтобы по отношению к своему собственному Д. суметь занятьдадаистическую позицию» (Гюльзенбек). Berlin, 1919, 1. Они полагали, что автор и зритель равны, т. е. Из литераторов, позже примкнувших к дадаизму, следует отметить Пьера Дриё ла Рошеля (1893-1945), Рене Кревеля (1900-35), Робера Десноса (1900-45), Роже Витрака (1899-1952), Жака Барона (1905-86), Бенжамена Пере (1899-1959), Пьера де Массо (1900-69) и Сергея Шаршуна (1888-1975).
Процесс Барреса (1921, воображаемый суд дадаистов над писателем-традиционалистом Морисом Барресом) и Парижский конгресс Дада (1922, где произошел раскол с Тцара) свидетельствуют о кризисе движения и вскоре Бретон уже напишет «Манифест сюрреализма», положивший начало этому движению в искусстве 20 в. Самая известная акция парижского дадаистов объединенная постановка балета Пикабиа и Эрика Саги «Спектакль отменяется» и демонстрация фильма Пикабиа и Рене Клера «Антракт» (декабрь 1924) состоялась уже после образования сюрреалистической группы. Коллективный манифест Голишеффа, Хаусмана, Хюльзенбека «Что такое дадаизм и какие цели он ставит себе в Германии. » был опубликован в 1919 г. в журнале: Der Dada. Что дада ничего не Оно означает, должно было подтвердить, которую дадаисты бросали в лицо своим слушателям или читателям, оно должно было привлечь внимание к той нарочитой и грубой бессмыслице.
На формирование бунтарского и антитрадиционалистского настроя будущих дадаистов решающее влияние оказал Марсель Дюшан (1887-1968). Корни художественного бунтарства они находили в символистском фарсе Альфреда Жарри (1896). Они стремились заменить все существующие системы мысли (Мировоззрения сочатся из кончиков пальцев Дада, Дада танцующий дух над моралями мира), отвергали «продажный» окружающий мир и «продажное» современное искусство (Бюргер, сытый карп и торговец скотом, который по воскресным дням покупает искусство по 20 марок, а по будням с успехом продолжает свой преступный промысел, должен быть убит, укокошен, навеки обезврежен Дада). Искоренения культурных парадигм, Обнажившаяся хрупкость здания европейской культуры их приводит к мысли о необходимости уничтожения самого человеческого разума и всех его достижений, с точки зрения дадаизма, которые, ответственны за произошедшую катастрофу. Да и на свои выставки они приглашали представителей самых разных авангардных направлений.
Ему нужно было радикально выглядеть антиэстетическим и полностью разорвать связь с традицией, Чтобы изобразительное искусство стало дадаистским. Нападая на экспрессионизм, хотя художественный язык того же Гросса активно опирается на «лексику» экспрессионистов и футуризм, берлинские дадаисты активно приветствовали русский конструктивизм. Которое на первый взгляд кажется Произведения бессмысленным, дадаистов рассчитаны на эпатаж и представляют собой иррациональное и анархичное сочетание слов и звуков.
По другой версии – слово «дада» было известно в Цюрихе ещё до 1914 г. как название косметической серии фирмы «Bergmann Co». Я похож на всех вас. Zeitschrift der Berliner Dada. Скорее всего, «дада» – это слово, которое или вообще ничего не обозначает («пустота», отсутствие смысла) или имитирует несвязный «детский лепет». Пикабиа и Дюшан, Анархический дада, дух что стало отличительной чертой живописи дадаизма, первыми проявили интерес к механоморфным формам – отражен в тезисах манифеста 1918 года Т. Тцара. Формой протеста против неприемлемой для них действительности они избрали культ и абсурда разрушение искусства.
Ими был выдвинут лозунг: «Искусство мертво, да здравствует машинное искусство Татлина». – Дада возникло из Кабаре Вольтер, Впрочем, а Кабаре Вольтер основал 1 Балль февраля 1916 года. М-p Ричаpд Матт прислал на выставку фонтан.
«Дадаист являетсянаиболее свободным человеком на земном шаре». Но сейчас же, выдвигает Дадаист какое-нибудь положение, так и отрицание его, в той же фразе, отрицает как это положение. Художественный инстинкт – Марсель Янко, «Мы думали, - писал один на дадаистов, – открыть у пойми человека инстинкт.
А уникальное – массовым, в результате дадаистских опытов менялось все местами – массовое становилось уникальным. Швиттерс одним из первых пришел к тому, что позже получит название хэппенингов. Пел «Хор революционеров». Имеющеесвоей целью разрушение буржуазной и культуры дискредитирование мещанскихнравов, Дадаизм сложившееся в годы войны художественное и литературное направление. Классикой ангажированного искусства становятся фотомонтажи Хартфилда («Десять лет спустя: Отцы и дети», 1924). Этот город называли «столицей изгнания», сюда приезжали многочисленные эмигранты, покинувшие свои страны по идейным соображениям или просто пытавшиеся избежать мобилизации и ужасов войны, по инициативе Xуго Балла, румынского поэта и основателя журнала «Дада» Тристана Тцара, немецкого писателя Рихарда Хюльзенбека, художника Ханса Арпа.
Есть несколько версий происхождения термина «дада». «Сушилка для бутылок» (1914), «готовое изделие») «Дробилка для шоколада 2» (1913-14) «Колесо от велосипеда» (1913). Леттризм, Сюрреализм, ситуационизм, УЛИПО искусство хэппенинга, концептуализм, минималистическая шумовая и музыка, попарт и кинетическое искусство вот немногие из направлений, обязанных ему своим существованием. В Париже приверженцем дада был Франсис Пикабиа и некоторые из будущих лидеров сюрреализма.
Найденный на чужбине, Экспрессионизм, как это там водится, стал в Германии, жирной идиллией ожиданием и хорошей пенсии, со стремлениями людей деятельных он не имеет ничего общего. Т. Тцара: «Я разрушаю ячейки мозга и ячейки социальной организации»., не считается со временем и пространством. Другие лидеры группы также были поэтами Филипп Супо (1897-1990), Поль Элюар (1895-1952), Луи Арагон (1897-1982). Что вполне в духе самого дадаизма, о происхождении его существует несколько взаимоисключающих версий.
Дадаизм в гораздо большей степени, нежели течения прошлого, классицизм или символизм, существовал в тесной связи литературы и изобразительного искусства. Аморального ничего нет в фонтане м-pа Матта – то не есть более чем в ванне для купания, Вообще это нелепость. Позже в группу входят художники Антон Редершайдт (1892-1970), Франц Вильгельм Зайверт (1894-1933) и Ангелика Хорле (1899-1923). На своих выставках дадаисты предлагали зрителю Напр., топор, с помощью которого тот мог выражать свои пристрастия. Но более сложной и содержательной, Фотомонтаж также считается формой передачи информации, представляющей собой один кадр, так как в отличие от фотографии, коллаж может вместить множество кадров, не развернутых времени, во как в кино, а опространствленных. То это факты более ранние, Что касается же формирования духа дада и его отражения в искусстве, начала войны, кануна войны. Его автор – Тристан Тцара.
Дюшан переходит к «подправленным» редимейдам и создает истинный шедевр авангарда: L. H. O. O. Q (1919, репродукция «Джоконды» с пририсованным усиками аббревиатура читается как «ей невтерпеж, аж жжет») апогей десакрализации искусства, насмешка над образом, запечатленным в массовом сознании. Доказавший ничтожность человеческой жизни, варварской Опыт бойни, обусловливает у дадаистов ощущение бессмысленности существования. Так, они стали писать некие «фонетические поэмы», представлявшие собой набор отдельных слогов и деформированных слов.
Пикабиа, поэты Сандрар, Кокто, А. Бретон, Л. Арагон и др. Ткань под рукой рвётся. Этот скандальный экспонат был послан на выставку скульптур в Нью-Йорке как произведение некоего (на самом деле несуществующего) художника Ричаpда Матта и был отклонен устpоителями выставки. Позднее одни из участников этого направления немецкий художник Р. Гюльзенбек метко определил дадаизм как «вопль попавших в опасность личностей». А для сего – драматург пользуется всеми миражами, которые есть в его распоряжении. «прежде чем снизойти довас, Поэт обращается к читателю или к публике не как поэт, а не как стесняющееся в выражениях частное лицо, прежде чем поломать ваши гнилые кости – напр.
Дадаизм приводит к неслыханным новым и возможностям формам выражения во всех видах искусств. Д. возник как искусство кабаре («Cabaret Voltaire»), потом перешелв лит-ру («Publications du Cabaret Voltaire» «Публикации кабаре Вольтер», 1916 Huelsenbeck R., Die phantastischenGeleite, 1916 Tzara T., La premiegravere aventure ceacuteleste de Mr. Antipirine «Первое небесное приключение г-на Антипирина», 1916, журнал«Dada») и в изоискусство (первая выставка дадаистов в 1917). О целях и задачах дадаизма говорилось очень смутно: противопоставить юмор ужасам жизни («можно погибнуть, если принимать жизнь всерьез») доказать неуважение к «унизительной современности» («что в ней заслуживает уважения и импонирует. На последнем собрании дадаистов в Ваймаре Тристан Тцара произнес похоронную речь на смерть дада, которая была опубликована Швиттерсом в его обзоре «Конференция на конец Дада». «Рецепты» изготовления дадаистских текстов примерно таковы: ирония, эротика, «черный юмор», примесь бессознательного и социологическая установка (как правило, у немецких дадаистов, которых называют «политическими дадаистами»).
И в мае 1922 года официально дадаизм закончило свое существование, к 1922 году возник конфликт на теоретико-практической художественной почве между Тристаном Тцара и Андре Бретоном. Ниспровержение признанных ценностей путем инверсии акцентов с и серьезного благоговейного на дерзкий и шутовской, Центральной практикой здесь становится осмеяние культуры, а также тотальное оболванивание зрителя. Посмотрите на меня хорошенько.
Наиболее приемлемаясистема не иметь никакой системы» (Т. Основано во время первой мировой войны художниками поэтами-эмигрантами одновременно в Цюрихе и Нью-Йорке – друг независимо от друга. Основатель направления – швейцарский поэт, румын по происхождению Тристан Тцара (Тзара, Tristan Tzara, настоящее имя – Сами Розеншток, 1896-1963). По мнению Дюшана, только зритель обладает воображением художника.
Недоставало ясности и новой эстетике. нужно принять антисептическую ванну», обращается к публикефранцузский дадаист Рибмон-Дессэнь и заканчивает: «Adieu, mon ami. » (Досвиданья, друг мой). Все художники парижского дадаизма имели опыт предыдущих группировок. Соединение звуков, в Прологе пьесы пред представший зрителем Директор труппы обещает новый дух в театре, цветов, жестов, криков, шумов, музыки, танца, акробатики, поэзии, живописи. Этнологии, Новейшие для своего времени данные аналитической философии, чтобы отчетливее выявить символические константы, психоанализа Балл привлекает для того, пронизывающие европейскую культуру на протяжении и веков, сохранить для будущего живительную духовную влагу первоисточников христианства. Приведшей к ней, Дадаизм как возник протест творческой молодежи против мировой войны и культуры. Ненависть к рекламе, Ненависть к прессе, для которых их кресло важнее, ненависть к сенсации свидетельствует о людях, чем шум улицы и которые как выставляют достоинство то, что могут быть околпачены любым уличным спекулянтом.
То есть, Задача и автора пафос – показать непреходящее значение духовных свершений и творений этих служителей Абсолюта, неисчерпаемость Традиции, по сути. Тзара писал в манифесте дадаизма: «Я взламываю ящики ума и социальной организации: деморализовывать везде, опустить руку с неба в ад, взглянуть из ада и небо, восстановить в реальных возможностях каждого индивида плодотворное вращение колеса мирового цирка». Положивший начало этому движению в искусстве 20 в. Самая известная акция парижского дадаистов объединенная постановка балета Пикабиа и Эрика Саги «Спектакль отменяется» и демонстрация фильма Пикабиа и Рене Клера «Антракт» (декабрь 1924) состоялась уже после образования группы, сюрреалистической Процесс Барреса (1921, воображаемый суд дадаистов над писателем-традиционалистом Морисом Барресом) и Парижский конгресс Дада (1922, где произошел раскол с Тцара) свидетельствуют о кризисе движения и вскоре Бретон уже напишет «Манифест сюрреализма».
Когда Арп уезжает в Париж вслед перебравшимся за туда в 1920 Эрнстом, Деятельность группы прекращается к 1922. 1. Когда внутри одной группы собираются нескольких люди национальностей,, а дадаисты одной страны находятся в тесной связи с зарубежными единомышленниками. Этот роман написал человек столь же необычный, как и его книга.
Что касается сантехники, то это вообще чушь. Движение группировалось вокруг кабаре «Вольтер», где происходили выставки движения, встречи, сопровождавшиеся чтением манифестов, стихов, организацией своеобразных сценических представлений, оформленных какафонической шумовой музыкой и другими эффектами. Для разноязычных художников (немцев, румынов, французов и шведов), завсегдатаев кабаре Вольтер, которые спасались в Швейцарии от тягот войны, дада стал лингвистическим союзом, некоторой разновидностью простого и незатейливого ассамбляжа, который мог иметь, а мог и вовсе не иметь никакого смысла. Построенный по абсолютно иным законам логики, Дадаисты попытались создать свой особый параллельный мир, но также политическую ангажированность и эстетизированное повседневное поведение, предусматривающий не только формы необычные художественной практики.
Красок и ритмов духовной жизни, предстаёт Жизнь как одновременная путаница шорохов, во всей её жестокой реальности, которая без колебаний берётся на вооружение дадаистским искусством со всем сенсационным гвалтом и лихорадкой её лихого повседневного языка. Вся деятельность группы была «протестом против упадка ценностей, рутины и спекуляции, призывом ко всем формам искусства установить новую основу для творчества» (Янко). Анархический бунт дадаистовпротив «всего» представляет собою одну из крайних форм образного выражениянегодования и социальной беспомощности мелкобуржуазной интеллигенции и богемыперед лицом империалистической войны и ее социальных последствий.
Пикабиа к провокации, насмешке и нонсенсу набирает силу и проявляется в картинах («Соломенная шляпа», 1921-22 «Мышьяковый глаз», 1921), стихах (сборники «Ясли нежных чувств» и «Стихотворения и рисунки девицы, рожденной без матери», оба 1918) и памфлетах («Иисус Христос авантюрист», 1920) однако Пикабиа существует довольно автономно, то присоединяясь к группе, то разрывая отношения отражением таких метаний стали его журналы «391» (19 номеров, 191719-24) и «Каннибал» (2 номера, апрель май 1920). Они вообще высказывались, Более того, заявляя, против каких бы то ни было что программ, единственная программа дадаизма – не имен, программы. Т. е., разрушая язык, они разрушали общество. Антихудожественной, радикально политической, несерьезно музыкальной, но при этом также антипарламентарной, а иногда и ребяческой – литературной, провакационно Фактически он был всем этим сразу и одновременно их противоположностью. Встать. Слово вырывается из своего контекста привычного и вступает в новые контексты – Один из приемов. Манифест Тцара 1918 года, «Манифест дада 1918 года» : «Если жизнь это дурной фарс, лишенный цели и изначального порождения и раз уж мы полагаем, что должны выбраться из всей этой истории чистыми, как омытые росой хризантемы, мы провозглашаем единственное основание для понимания: искусство». Их имена расположены волнами и отчасти напоминают генеалогическое дерево (от Энгра и Коро вверх, к Сезану, Матису, Дерену, Пикассо и Браку), вершину которого составляет движение дада.
В историю дадаизма цюрихская группа, помимо самого духа вечеров «Кабаре Вольтер», вошла абстрактными (фонетическими) стихотворениями Балля («Караван», 1917) внешне бессмысленным набором звуков, напоминавшим бормотание шамана. Абсурд, гротеск, провокация и вызов, поэзия шумов и зауми, лирические излияния и контрапункт голосов, создающих, по словам Х. Балля, «элегичное, веселое и причудливое содержание» Все смешалось в этих пьесах, неизменно вызывавших скандалы на легендарных манифестациях Дада в Цюрихе и Париже. Более того, Из этого союза возникнет новое отношение к тогдашним проблемам искусства и, котором в следует видеть истинное начало дадаизма, общественное поведение. Быть против этого манифеста – значит быть дадаистом.
После окончания войны в основном получает распространение в Германии и Франции. В Италию (Джулио Эвола), Венгрию (Ласло МохойНадь), (Яромир Кречьяр), Чехию Бельгию (Поль Йоостенс, Мишель Сефор и Клеман Пансаэрс) и Нидерланды (Тео ван Дусбург) – Россию (Илья Зданевич Ильязд), . Будучи способным воздействовать моментально и прямо, не требуя «вчувствования», этот метод, как пишет Рауль Хаусман, «обладал пропагандистской силой, эксплуатировать которую у их художников современников не хватало смелости». Манифест дадаизма гласит: «Новый художник протестует он больше не пишет (символистских и иллюзионистских репродукций), а творит непосредственно в камне, дереве или железе утесы, локомотивные организмы, способные действовать в любом направлении под влиянием чистого ветра мгновенных ощущений», Манифест свидетельствует об определенной преемственности дадаизма по отношению к футуризму. «Слова, говорит Гюльзенбек, должны остатьсясферическими образами, замкнутыми в себе, маленькими мирами имеющими своюсобственную жизнь, свои собственные законы». Скандалист и неутомимый провокатор, Краван, наряду с Дюшаном, воплощал принцип «жизненного Дада». Последняя форма давала возможность осуществить об требование уничтожениив поэзии ассоциативных образов. Ман Рэй, продолжая заниматься живописью, экспериментировал с фотографией («рейограммы»).
В своем отрицании традиционных ценностей дадаисты не и щадили искусство, Естественно, громогласно декларируя его смерть. Гюльзенбек). Поэтами, Сцены полнятся королями, чья детская, фаустовскими натурами любого сорта теория мелиористического мировоззрения, наивная психологически манера должна якобы знаменовать собой критическое завершение экспрессионизма, витает в бездеятельных головах. Стали собирать большую аудиторию, Дадаисты быстро произвели в фурор Цюрихе, поскольку зрителей привлекала абсурдно-скандальная атмосфера.
Поэт Артюр Краван (1881-1920), в разное время в группу входили художники французы Альбер Глез (1881-1953) и Кротти, Жан а также американские художники Мортон Шамберг, композитор Эдгар Варез (1883-1965), Артур Дав (1880-1946) и Ман Рэй (Эммануэль Реденски, 1890-1976). Метод дадаистов – это приведение к абсурду любого утверждения, положения или факта, нарушение любых норм. «негритянской» и «маорийской» поэзии, гдестихотворение слагается из комбинаций уже существующих и тут же придуманныхслов.
Дадаисты активизировали экспрессивную функцию искусства. Тцара начинает публикацию журнала «Дада» (4 номера, до 1919) и фраза из его «Манифеста Дада» ( 3, 1918) становится своего рода лозунгом всего движения: «Дада не означает ничего». Напоминание о дадаистическом журнале, Эти цифры, в Барселоне, основанном художником 1917 в году. Великая фронда художественных движений, Дада – интернациональное выражение той эпохи, конгрессов в мира, защиту художественное отражение всех этих начинаний, потасовок на овощных рынках, ужинов на Эспланаде etc, etc.
Основными участниками стали поэты немцы Гуго Балль (1886-1927) и Рихард Хюльзенбек (1892-1974), румын Тристан Тцара (Сами Розеншток, 1896-1963) художники румыны Марсель Янко (1895-1984) и Артур Сегал (1875-1944), немцы Ганс (Жан) Арп (1886-1966), Ганс Рихтер (1888-1976), Кристиан Шад (1894-1982), голландцы Оттован Реес (1884-1957) и Адяван Реес (1876-1959) и швейцарка Софи Таебер (1889-1943). По другой версии это имитация нечленораздельного лепета младенца. Энергия далее идет вниз, к переключателю с номером 391. С этой техникой «монтажа», «коллажа» связаны «вещи» (выставленные в качестве экспонатов бытовые вещи) дадаистов и сюрреалистов и «ready-made» Марселя Дюшана. Один из основателей направления дада немецкий поэт и музыкант Хуго Балл считал, что: «Для немцев это показатель идиотской наивности и всяческой «детскости»». Обе части этого симбиоза равным образом направлены на единое потрясение всей западной цивилизации, а художники зачастую были и поэтами (Р. Хаусманн, Г. Арп, К. Швиттерс, Ф. Пикабиа).
2. Практиковалось и индивидуальное экспериментирование в 1916 Т. Тцара представил результаты своих дадаистских опытов в Литературно-художественное движение, получившее развитие во многих странах Европы, а также в США. Вслед за автором Директор повторяет – Театр не должен быть искусством иллюзий. Они призывали разрушить все механизмы человеческой речи (семантические, грамматические, фонетические) и начать с самого начала, т. е.
Быть дадаистом – значит при других обстоятельствах быть больше купцом, партийцем, чем художником (и только случайно быть художником). Прямым предтечей дадаизма считают Марселя Дюшана, с 1915 года жившего в Нью-Йорке и выставлявшего там свои реди-мейд композиции из предметов повседневного употребления и их элементов. Отсюда возникла в дадаистической поэзии так наз. Собранные из содержимого помойных урн, Его коллажи, обрывков газет, оберточных материалов, трамвайных билетиков и других отбросов повседневной жизни, были организованы по законам классического искусства, то есть по принципам определенной ритмики, гармонии, композиции. Цара).
Другими заметными публикациями стали журналы Дюшана «Слепец» (2 номера, апрель май 1917) и «Rongwrong» (май 1917), а также «Динамит» (1919) Ман Рэя. Встать перед дада, лишь Наконец, тогда, говорящим от лица жизни и обвиняющим вас в способности любить лишь из снобизма, когда это дорого стоит. Преобразовывая их в художественные работы, Он добавил бы подписи и права некоторых, на или "исправил readymades", которые он назвал "готовым помогший". Эпатирование имело несколько приемов, наиболеехарактерные из к-рых: 1.
«готовое изделие») «Дробилка для шоколада 2» (1913-14) «Колесо от велосипеда» (1913), «Сушилка для бутылок» (1914). Хотя в 19201922, в период расцвета Д., дадаистовбыло много во всех европейских странах, но вне Франции и Германии дадаистысумели организовать школу только в Голландии (группа «Мекано», Бонсет, Бломфильд, Цитроэн и др. ). В разное время в группу входили художники французы Альбер Глез (1881-1953) и Жан Кротти, поэт Артюр Краван (1881-1920), композитор Эдгар Варез (1883-1965), а также американские художники Мортон Шамберг, Артур Дав (1880-1946) и Ман Рэй (Эммануэль Реденски, 1890-1976). А любое цитирование в их работах имело оттенок пренебрежительного сарказма, Вот таким образом дадаисты признавали не традиционной живописи на холсте, если не откровенного издевательства. Только само слово «дадаизм», точнее «дада», появилось чуть позже. По стенам были развешаны работы Пикассо и Арпа. С 1919 свои произведения он называет «искусством Мерц» (взятый наугад центральный слог вывески Kommerzbank): это схожие с экспериментами Балля стихотворения и скульптуры («Разъятые силы», 1920 «Святая скорбь», 1920), живопись и издававшийся им журнал «Мерц» (1923-32).
С 1918 начинает работу Клуб Дада, выходят журналы «Бедствие» и «Дада» Хаусманна (три номера, 1918-1920), проходит крупная «Первая международная ярмарка Дада» (1920). Так, Тристан Тцара, создавая свои «поэмы», разрезал на части куски газетных статей, которые затем перемешивал и склеивал в произвольном порядке. Также назывался журнал дадаистов – «Кабаре Вольтер» («Cabaret Voltaire», 1916-17). Вместе с Арпом он работает над серией причудливых фотомонтажей «Фатагага» (сокращение от «производство гарантиро ванно газометрических картин»). Среди всех подвергнутых остракизму буржуазного ценностей общества главной мишенью оказалось искусство.
Антинационалистическое, Антивоенное, дадаизм был направлен против всего на свете, течение, антиконформистское даже против себя. И они продолжили дразнить народ честной уже под новым знаком собственного бренда, Такой странный набор значений пришелся первым дадаистам по душе. А по адресу Шпигельгассе, 1, то есть почти напротив ленинской квартиры, 5 февраля 1916 года открылось литературно-художественное кабаре «Вольтер» и начались абсолютно абсурдистские ежевечерние представления с пением, музыкой, танцами и декламацией стихов.
И немецкие экспрессионисты, Там выставлялись и Кирико и и Кандинский итальянские футуристы, Клее и другие авангардисты того времени. Литературным, Дадаизм не был исключительно художественным, политическим философским или движением, музыкальным. Тцара и Арп публично создавали «спонтанные работы», разрывая куски бумаги и складывая их случайным образом в коллажи или так же случайно компонуя тексты из нарезанных на отдельные слова газет. Немного позже, в 1917 году, там же возник журнал под названием Дада.
Дадаистическая поэзия пользуется свободным стихом, которому свойственна широкая футуристов ритмичность или нервозная раздробленностьэкспрессионистов. Жизни, которая посредством отрицания стремится стать возвышенней, говорят – Да. В 20-е гг. Дада желает использования иного материала в живописи. Румын Тристан Тцара (Сами Розеншток, 1896-1963) художники Марсель румыны Янко (1895-1984) и Артур Сегал (1875-1944), Основными участниками стали поэты немцы Гуго Балль (1886-1927) и Рихард Хюльзенбек (1892-1974), Ганс Рихтер (1888-1976), немцы Ганс (Жан) Арп (1886-1966), Кристиан Шад (1894-1982), голландцы Оттован Реес (1884-1957) и Адяван Реес (1876-1959) и швейцарка Софи Таебер (1889-1943).
Говорить «да» значит говорить «нет»: потрясающий фокус бытия окрыляет нервы истинного дадаиста – вот он лежит, вот он мчится, вот он едет на велосипеде – Полупантагрюэль, Полуфранциск и хохочет, хохочет. Название направления было позаимствовано в раскрытом наугад словаре, одной Согласно из версий. Я отвратителен, мое лицо невыразительно, я маленького роста. Какие были причины для того, чтобы отклонить фонтан м-pа Матта. В авангарде важна, а не воплощение.
Просидеть лишь мгновенье на стуле – значит подвергнуть жизнь опасности (мастер Венго уже вынул револьвер из кармана брюк). С самого возникновения нового направления дадаисты разделяли свое искусство как а-тезное (бестезное, лишен ное какого бы то ни было утверждения). Человеку, этому законченному мечтателю, в котором день ото дня растет недовольство собственной судьбой, теперь уже с трудом удается обозреть предметы, которыми он вынужден пользоваться, которые навязаны ему его собственной беспечностью и его собственными стараниями, почти всегда – стараниями ибо он принял на себя обязанность действовать или по крайней мере попытать счастья (то, что он именует своим счастьем. ). Многие из дадаистов примкнули затем к сюрреализму.
От немецкого слова Назывался impertinent, этот манифест – Impertinentismus, наглый, что означает дерзкий. Вы снова сели. Конечно, публика реагировала соответственно. Крику, Стержнем публичных выступлений дадаистов становится фонетической чтение поэзии или монотонное воспроизведение бессвязных звуков творчество как таковое исчезает или сводится к самому простейшему выражению.
von Raoul Hausmann. Истоки которых в бессодержательной, Под предлогом пропаганды в души своей борьбе против натурализма они вернулись к патетически – абстрактным жестам, неподвижной жизни, удобной. В своей «борьбе»против мещанской псевдонравственности и лжестыдливости дадаисты пользуютсяобразами и формулами, которые своей насыщенностью, близкой к патологичности, далеко превосходят эротизм любого гедониста в искусстве. Иногда я добавил бы графическую деталь представления, которое, чтобы удовлетворить мою тягу к аллитерациям, назовут 'готовым помогший. '" Возникший в годы мировой бойни или «Великой войны», дадаизм стал яростным протестом против буржуазной жизни, отжившего искусства и устройства мира. «Я против всякой системы. время дадаизма подходит к концу. Писатели, Его инициаторами явились молодые поэты, скульпторы, художники, не желавшие участвовать войне в и обосновавшиеся в нейтральной Швейцарии, в Цюрихе. Напр., «Велосипедное колесо на табуретке», придуманное Дюшаном в 1913 г. или «Фонтан» (1917) – поставленный вертикально писсуар.
К первому вечеру дадаистов в 1916 году, Хуго Баллем был сформирован «Манифест к первому вечеру дадаистов в Цюрихе» : «Дада – психология, дада – литература, дада – буржуазия, да и вы, уважаемые поэты, творившие всегда при помощи слов, но никогда сами не создавшие ни одного слова, вы тоже дада». В картинах Макса Эрнста, одного из основателей немецкой группы Дада изображено алогичное сочетание людей и вещей (Изничтожение невинных, Император Убю). Истоки дада восходят к «Кабаре Вольтер» (кафе «Вольтер»), открытом в Цюрихе в 1916 г. В этом кафе где дадаисты устраивали театральные и музыкальные вечера. Потом показывали злые и весьмациничные гримасы всему обществу, Беженцы внейтральной Швейцарии сначала просто оторвавшей веселились их отродины, которому были обязаны войной. В Ганновере единственным представителем дадаизма был Курт Швиттерс (1887-1948), чье творчество и широкие международные связи делают его одним из наиболее видных представителей дадаизма.
Патетичность, Этим приемом уничтожается всякая поэтичность, сентиментальность, что ненавидел дадаист в поэзии. 2, т. е. все то. Все их задачи были принципиально – антихудожественными дадаисты не посвятили себя лишь борьбе с классикой, в отличие от футуристов, а пошли дальше. dadaisme) – авангардистское литературно-художественное течение, возникшее в 1916 году. : в Италию (Джулио Эвола), Россию (Илья Зданевич Ильязд), Чехию (Яромир Кречьяр), Венгрию (Ласло МохойНадь), Бельгию (Поль Йоостенс, Мишель Сефор и Клеман Пансаэрс) и Нидерланды (Тео ван Дусбург). И поставил его на место, такое Он взял обычный обиходный пpедмет, где его обычный смысл исчез за новым обозначением и возникла новая точка зрения – возникла новая идея этого предмета.
Разрушение, Смысл деятельности дадаизма – отрицание, бунт, уничтожение, в дадаизме все – протест и анархия, у дадаистов даже не было продуманной четко программы. Его «Ледяная песнь» (Das eisige Lied) для оркестра – первое исполненное 12-тоновое произведение (1920, Берлин). Поэт-дадаист «писал» стихи, вырезая слова из газет, перемешивая их, а затем вытаскивая из общей кучи, не глядя. Например, Есть, что Марселя следует Дюшана рассматривать как зачинателя движения дада, мнение. В то время как все прочие демонстративно держались политики от подальше, Берлинские дадаисты быстро политизировались и примкнули к яростным критикам Веймарской республики.
«Я пишу манифест и ничего не хочу, все жескажу кое-что, хотя я принципиально против всяких манифестов и против всякойпринципиальности» (Цара). Новую эстетику Аполлинер противопоставил искусству иллюзий, оставив иллюзии на долю кино. Протест – абсурд и гротескная ирония, Так с начала самого в дадаизме стали сочетаться три неизменных его составляющих. Утверждали безусловный примат иррационального, Дадаисты отрицали все законы, его ниспровергали рационализм, бессознательного и интуитивного, вошедший в плоть и кровь европейской культуры. Тристаном Тцара, Дада было основано весной 1916 года Гуго Баллем, Марселем Янко и Рихардом Гюльзенбеком в одном трактире, маленьком Гансом Арпом, Кабаре Вольтер. кухонная посуда.
Цюрихская группа дадаистов складывается в феврале 1916. Этим жестом Дюшан выражает идею смерти искусства и высшую свободу автора. Вера в жизнь, в ее наиболее случайные проявления (я имею в виду жизнь реальную) способна дойти до того, что в конце концов мы эту веру утрачиваем. Mutt» (Матт) – указывает на фамилию владельца магазина сантехники, где был куплен этот писсуар.
Там, где провести это основноетребование оказалось невозможным (особенно в прозе) и где поэт должен былпользоваться словарем родного яз., дадаисты продолжали традиции футуристов «эпатировали буржуа». Тцара описывал вечера в кабаре «Вольтер» так: «Путаница возобновилась: кубистический танец, костюмы от Янко, каждый человек с собственным большим барабаном на голове, гвалт, гимнастическая поэма, концерт из гласных, шумовое стихотворение, химическое соединение идей в статическом стихотворении. С 1917 из Цюриха возвращается Хюльзенбек (в 1920 публикует «Альманах Дада») и группа обретает более четкие очертания и идеологическую платформу. «Дадаизм был взрывом отчаяния в художнике, который чувствовал, как растет пропасть между ним самим, обществом и его временем», - писал позднее немецкий историк искусства В. Феркауф. Когда бунтарское направление в искусстве начинает пользоваться популярностью, в этом можно увидеть прообраз множества будущих историй, а потом уже и в расхожий в товар, результате превращается в модный бренд. В 1960 году Барбарой Роуз был введен термин «неодада», обозначающий различные стили, направления и произведения искусства, в которых угадываются возрожденные идеалы или методы дадаизма. Формула «протест – абсурд – ирония» работала и здесь. Многие из дадаистов с самого начала считали свое направление просто «позой протеста». Самой громкой публичной акцией парижских дадаистов стал провокационный Фестиваль Дада (1920), но и он и другие манифестации, по сути, лишь пытались воссоздать дух Цюриха.
Для дадаизма «парижского периода» характерно всеобщее отрицание и осмеяние. Так полагают историки дадаизма. Входил в берлинскую группу «дадаистов» в его произведениях используются необычные инструменты, в т. ч. Что в условиях полной деградации и близкого краха европейской цивилизации их первостепенной задачей было ускорить этот крах, Дадаисты считали, подрывая фундаментальные ее структуры – структуры мысли и языка. Война во многом стала катализатором в формировании идеологии дадаизма. Дадаисты, особенно немецкие, нередко пользовалисьтипографским акцентированием стиха, применяя в одном и том же стихотворенииразные типы шрифтов и заверстывая текст в разных, геометрических и «живописных»формах.
Дадаисты объявили себя свободными от социальных ограничений. Дадаисты соединили в едином акте, жесте (в дадаистском суаре) живопись музыку декламацию стихов. Hrsg. Особую ветвь в дадаизме представлял в Ганновере Курт Швиттерс. Они делали тоже самое, что делалось в их отечественных кафе-шантанах икабаре, только выступления их были лишены патриотической сентиментальности, были более острыми дадаисты доводили до конца, до крайних выводов, футуризм иэкспрессионизм, сторонниками к-рых они раньше являлись. Третий прием доводит до алогичного концасимультанизм футуристов и французских урбанистов: поэт не только связываетфразы, к-рые сообщают о фактах и явлениях, совершившихся одновременно в разных местах и при различных обстоятельствах, носоставляющих в конце концов единый образ дадаист ради неожиданности сочетает иничего общего между собой не имеющие фразы, стараясь быть в пределах каждой изних наиболее «оригинальным» и фантастичным.
Хотя и скандальный успех, Вышедший в 1932 году роман имел оглушительный, сразу и же был переведен на многие языки. Оно пришло неожиданно из тяжелого и насыщенного неба и оставило позади себя новый день, в котором накопленная энергия, выпущенная движением дадаистов, была засвидетельствована в новых формах, новых материалах, новых идеях, новых направлениях, в которых они адресовали себя новым людям». Дада отвергает все возможные амбиции, кроме одной вселенской: полного переустройства мира, создания тотального Дадаленда (Один дададень равен семи оборотам земного шара Дада ничего не хочет, Дада растет).
Среди политиков и революционеров был Владимир Ильич Ленин. (Golyscheff), настоящее имя Ефим Голышев (1897–1970) – русский и немецкий композитор и художник. Эрнст пишет картины в конструктивистском ключе, но уже в ранних произведениях чувствуется его обычная насмешка и издевка над традиционной живописью. Не связывали его и с политикой.
«поэма-картина», где типографский наборсоздает определенный зрительный образ. В начале 1910х Дюшан приходит к предельно фактографическому и анонимному изображению повседневных предметов, выставляя затем сами эти предметы как самостоятельное произведение искусства, «редимейд» (англ. В Берлине зарождается и дадаистское кино абстрактные фильмы Рихтера и Эггелинга. Новое движение быстро вышло за пределы Швейцарии дадаистские группы возникли в Берлине (Р. Гюльзенбек, Георг Гросс, Рауль Хаусманн), Ганновере (Курт Швиттерс), Кельне (Х. Арп), Голландии (Тео ван Десбург), Нью-Йорке (Марсель Дюшан, Франсис Пикабия, Ман Рей) во Франции появились близкие им по духу журналы «Сик» Жака Ваше (1896 – 1919), рассказавшего об отвратительном лике войны они ходили в рукописях и были опубликованы только в 1920, после самоубийства их автора.
В предисловии к драме, Аполлинер сообщил, что имеет в виду возвращение к природе, но без подражания на манер фотографий ибо театр не жизнь – Журнале экспрессионистов, Хотя напечатан он был Акцьон, в поясняя смысл своего неологизма, категорически объявлялось. Эти «принципиальные»дадаисты вернулись, как и их французские единомышленники, к той жегедонистической лит-ре, к-рую они в свое время отрицали. По замыслу автора, Книга "Византийское христианство", должна была первый составить том намеченных трудов об отцах церкви. Исповедовавшийся Дюшаном принцип жизни как искусства также впоследствии подхватывается дадаистами. Антисоциальным характером дадаизма связана высокая и политическая ангажированность участников движения, с разрушительным, близких анархистам и коммунистам. Долой бескровную абстракцию экспрессионизма. Отличительной чертой парижского дадаизма становится его преимущественно литературная ориентация группу возглавляет поэт Андре Бретон (1896-1966), оспаривавший лидерство у Тцара говорит за себя и название основного журнала группы «Литература» (33 номера, 1919-24) в буквальности названия и мыслилась насмешка над традиционной словесностью.
прежде чем испортить ваш вкус ккрасоте, сахару, перцу, философии и метафизически-математически-лирическомувинегрету. Когда выделяется волей из автора обыденного, – приобретает уникальность только тогда, традиционно присущего этому объекту контекста и становится экспонатом выставки. Готовые предметы, Дюшановские реди-мейды, до сих пор как воспринимаются фирменный знак дадаизма, выставленные в музейной экспозиции. В частности, он вырезал слова из газет и затем склеивал их в случайной последовательности.
Так и программа и Д. Какшкола практика Д. оформился в 1916, Об этомговорят как возникновение, в. нейтральной Швейцарии. А позже – сливается с сюрреализмом, Франции Во большинство дадаистов переходит к сюрреализму. Известно, что Дюшан пpинципиально не писал никаких манифестов и не давал интеpвью. Еще неизвестным художником Марселем Дюшаном, в начале 1910 года Пикабиа с познакомился молодым. Quotодна важная особенность была коротким предложением, чтобы объект описать как название, вместо того, предназначалось, чтобы нести ум зрителя к другим более словесным областям – которое я иногда надписывал на 'готовый. ' То предложение, Дюшан написал. Средство от головной боли, Жаропонижающее лекарство, антипирин – – фигурировало в названии манифеста не случайно, часто употреблявшееся Тцара.
Дадаизм возник в 1915 г., в разгар первой мировой войны. «То, что мы называем дада, это дурачество извлеченное из пустоты, в которую обернуты все более высокие проблемы, жест гладиатора игра играемая ветхими останками, публичное исполнение фальшивой морали». Как сообщает миф о зарождении дадаизма, Слово дада, как писал Тристан Тцара, было взято из и, словаря не означает ничего. Вечера в «Кабаре Вольтер» само название осмеивает достижения европейского разума, в знак протеста против установлен ного порядка объединяли выставки живописи, чтение стихов, танец и шумовую музыку. (Манифест, 1918) Слово «дада» – бессмысленное или имеющее сразу несколько разных несвязанных между собой значений – это и хвост священной коровы и детская деревянная лошадка и детский лепет и еще что-либо другое. Основанный в Берлине, Дада – это клуб, не беря на никаких себя обязательств, в который можно вступить.
К художникам Максу Эрнсту (1891-1976) и Теодору Бааргельду (1895-1927) в Кельне в 1919 присоединяется Ганс Арп совместно они вы пускают журнал «Вентилятор» (1920). Дитя карбюратор – Любовный парад, Для Франсиса Пикабия характерны картины технические напоминающие чертежи. Из предисловия к пьесе проистекала Аполлинера определенным образом только потребность в свободе воображения драматурга. Аполлинер замахивался и на отражение реальности в реалистическом искусстве, Само по себе понятие это достаточно неопределенно явно осуждая похожесть натуралистическую на жизнь.
В 1917 году дадаизм был уже во Франции, Франсис Пикабиа сформулировал «Манифест каннибалов дада» : «Вы все – обвиняемые. Тут такая вещь, которую мы можем увидеть каждый день в витрине магазина сантехники. Ткань под рукой рвется.
Что основные приемы его уже были отработаны ранее, Отчасти это объясняется тем, может, быть а потому дадаизм в Париже стал своего рода результирующей опыта предыдущих группировок, не такой самобытной, но запоминающейся. В их произведениях всегда чувствовался дух какого-то обыденного абсурда, Но что бы ни делали дадаисты и какие бы материалы ни они применяли. Они представляли себя разрушителями иконоборцами, революционерами. Долой теории литературных глупцов, взявшихся переделать мир. В том числе и с применением самых разнообразных инородных, Вместо масла и холста широко использовались коллажи, для материалов, традиционной живописи и примитивные рельефы из плоскостных деталей.
Существует тенденция считать дадаизм и сюрреализм двумя последовательными одного этапами потока мысли. Отсюда, с одной стороны, та форма «симультанистической поэзии» Цара (poegraveme simultaneacute), которая рассчитана на многоголосую декламациюи в к-рой словесный материал должен заменять оркестровые инструменты, а сдругой стороны форма так наз. Сам Швиттерс понимал искусство практически в лучших традициях немецких романтиков как: «Изначальную концепцию, возвышенную как божество, необъяснимую как жизнь, не определимую и не имеющую цели».
И одновременно, как подчеркивал Хуго Балл, подразумевает множество разных толкований. В том числе и особенности в довоенные авангардные художественные движения, Под их атаку попало все искусство. Вместе с дадаизмом в свои права вступает реальность, новая Поставившие подписи под этим манифестом объединились под боевым девизом Слово "Дада" символизирует примитивнейшее отношение к окружающей действительности. Сложившийся в Швейцарии, Дадаизм, выразил псевдочертежах, себя в скандальных выходках – заборных каракулях, комбинациях случайных предметов. Он превратил кубизм в эстрадный танец, он пропагандировал шумовую музыку футуристов (чисто итальянские проблемы которого ему не хочется обобщать) во всех странах Европы. По одной из них это первое слово, которое бросилось в глаза основателю дада румынскому поэту Тристану Тцара при произвольном раскрытии «Словаря» Лярусса.
Что тиражируемый объект – колесо, велосипедное Важно, писсуар, лопата, сушилка для бутылки и др. В 1916 «Кабаре Вольтер» закрывается, Балль уезжает из города и инициатива переходит к деятельному Тцара, который сегодня чаще всего ассоциируется. Дадаист-писатель пронизывал свои не поддающиеся пониманию песни криками и рыданиями.
Первые деятели Д. Тристан Цара (поэт румын), Рихард Гюльзенбек (поэт немец), Гуго Балл (организатор дадаистов), Г. Арп (художник немец), М. Янко (художник румын). «Все они были выброшены за границы своей родины войной и все они в одинаковоймере были пропитаны бешеной ненавистью к правительствам своих стран», говоритГюльзенбек. Дадаизм – наиболее четко выраженное нигилистическое направление искусства модернизма. «Кто живет для сегодняшнего дня вечно живет» (Р. К ним, в отличие от реди-мейд Дюшана вполне применимы традиционные эстетические оценки. Наш большой барабан их заглушает») жить в «собственном фантастическом мире» («ежедневно пересочинять жизнь») и т. п. Дадаизм представлял собою бессильный и лишенный смысла протест одиночек-интеллигентов. Собственных последовательных программ деятельности дадаисты не создали.
Основатель Дада Тристан Тцара (1896-1963) видел в дадаизме не столько художественное течение, сколько особое «состояние духа» – и мало что отразило это мироощущение с такой полнотой, как драмы самого Тцара. Он не принял антиэстетическую установку дадаизма. Но свою работу она развернула только по окончании войны, когдачасть группы (Гросс и Гартфильд), особенно заострив свою антибуржуазнуюпозицию, открыто высказалась за пролетарскую революцию (издательство дадаистов«Malik-Verlag» стало печатать и не-дадаистические работы революционныхписателей, потом целиком перешло на службу революции: Гросс и Гартфильд, отказавшись от Д., приняли точку зрения революционного пролетариата). «Политичность» остальных дадаистов выражалась в том, что они, на словахпризнавая борьбу пролетариата, на деле издевались над идеями революции, так жекак они издевались над идеалами буржуазии и мещанства. «оно было подобно шторму, Дада не было художественным движением в традиционном который смысле, разразился над мировым искусством как война разразилась над народами – вспоминал впоследствии один из его участников художник и кинопродюсер Ганс Рихтер.
Некоторые говорят, что этот пpедмет был аморален и вульгаpен. Тем лучше, так вы выслушаете меня с большим вниманием». С помощью бурлеска, пародии, насмешки, передразнивания, организации скандальных акций и выставок дадаисты отрицали все существовавшие до них концепции искусства, хотя на практике вынуждены были опираться на какие-то элементы художественного выражения и кубистов и абстракционистов и футуристов и всевозможных представителей «фантастического искусства». 4.
Эрнст в 1921 начинает использовать для своих работ фрагменты старинных гравюр, создавая внешне реалистичные, но абсолютно невероятные картины, блещущие нездешним юмором («Изготовление клея из костей», 1921). Около 1915 (и до 1921) идентичное движение формируется в Нью-Йорке вокруг Дюшана и художника и писателя Франсиса Пикабиа (1879-1953) инстинктивно почувствовавших необходимость в обновлении языка искусства. На место отрицаемого Д. ставит анархическую инициативу индивидуума, ничем связанного не в повседневной жизни и в искусстве. е заботясь ни о логике, ни о целостности, ни о различии языков, они произвольно соединяли слова и фразы этой «креативный акт» включал также крики игру на фортепиано, свист и удары литавр. Просидеть лишь мгновенье на стуле – значит подвергнуть жизнь опасности (мастер Венго уже вынул револьвер из кармана брюк).
14, Он снимал на партийные деньги квартиру по адресу где Шпигельгассе, готовил мировую революцию. Среди принципиальных творческих находок дадаистов, которые затем были унаследованы и сюрреалистами и многими другими направлениями пост-культуры, следует назвать принцип случайной, стохастической организации композиций их артефактов и прием «художественного автоматизма» в акте творчества. Термин используется как синоним поп-арта. 3. Дада – способ мышления, проявляющийся в любом разговоре, так что можно сказать: этот – дадаист, а тот – нет клуб Дада имеет вот таким образом своих членов во всех частях света: и в Гонолулу и в Новом Орлеане и в Мезеритце. Собственно говоря, Где и когда, сегодня почти так же трудно установить, возникло Дада, как место и рождения Гомера. С 1909 жил в Берлине. На чем строится европейская цивилизация, Вот таким образом основное дадаисты внимание уделяли разложению слова как того.
Вот таким образом так трудно выделить то в общее, частности, что характеризует дадаизм именно как художественное направление. «Абсолютный дада» группа Цара и впоследствии французских и голландских дадаистов идеалом к-рыхбыла «статическая» и «симультанистическая» поэзия и «совершенное искусство» 2. «Политический дада» группа Гюльзенбека, а затем и немецких дадаистов, дляк-рых Д. «это наиболее релятивистическое, антибуржуазно-антикапиталистическое, активистское мировоззрение политически мыслящихлюдей, для к-рых искусство является только ничтожной деталью мировой картины ик-рые должны постоянно восставать против искусства, пока оно в буржуазномобществе остается товарной ценностью» (Гюльзенбек). В Берлине искусство, предвещавшее дух дадаизма, было граничит с журналами братьев Херцфельде «Новая молодежь» и Рауля Хаусманна (1886-1971) «Свободная улица», с которым сотрудничал художник Иоганнес Баадер (1875-1978).
Не связанного ни религиями, Слово "Дада" указывает также на интернациональность движения, профессиями, ни ни границами. Литературе посвящен и единственный номер журнала Тцара «Бородатое сердце» (1922). Предпринятый дадаистами поход против искусства начался с обессмысливания ими и художественных литературных произведений. С 1919 года там действовал и Тристан Тцара. Своей бессмысленностью слово дада, в начале 1916 они года пустили в оборот найденное в словаре и импонировавшее своей случайностью. Он издавал журнал «Немедленно» (5 номеров, апрель 1912 март 1915), где смешивал невероятные рассказывыдумки с обзорами его любимых боксерских поединков и оскорблениями тогдашних знаменитостей (за которые он даже попадал в тюрьму).
«Ready-made» – это обычные предметы массового производства, произвольно (случайно) скомпонованные и снабженные подписью. (франц. Быть дадаистом – значит при других обстоятельствах быть больше купцом, партийцем, чем художником (и только случайно быть художником). Ведущими фигурами дадаизма были румынский поэт Тристан Тзара и немец Гуго Балль. Дpугие считают, что налицо плагиат – пpосто сантехническое устройство.
Но его технические приемы создания артефактов имели большое будущее в искусстве XX века, в этом плане Швиттерс был фигурой маргинальной в движении дадаистов. вернуться к исходному моменту формирования языка, когда он существовал еще на уровне отдельных звуков (предъязык). Возникшее в Цюрихе в 1916 году, линию Эту на разрыв со всеми традициями продолжило и собственно дада-движение, в оазисе мира и спокойствия среди охваченной войной Европы, на территории нейтральной Швейцарии. Которая не лучше и не хуже, То сентиментальное сопротивление эпохе, чем все другие эпохи, не реакционней и не революционней, вялая та оппозиция, заглядывающаяся на молитвы и фимиам, когда ей не хочется делать бумажные пули из аттических ямбов, – это качества молодёжи, никогда не умевшей быть молодой.
Само название «дада» не имело никакого смысла. Достоверно Дюшану пpинадлежит только один пpогpаммный текст: открытое письмо к американской общественности, посвященное «Фонтану» – «Дело Ричаpда Матта» (1917): Говорили, что любой художник, заплативший шесть долларов, будет показан на выставке. Многие разъехались из Цюриха, вскоре Война кончилась, Берлине и новые объединения быстро возникли в Кёльне, Париже и Нью-Йорке. вый манифест дадаизма. Большой барабан, Еще больше выкриков, публика, пианино и беспомощное орудие, шаблонные срывая одежды, рвется вмешаться в эту родильную горячку».
Дюшан резко отрицал эстетические традиционные ценности, Считая их истинными произведениями искусства. Что угодно – предметы, Для Дюшана в реди-мейд превратиться может все, собственное имя, фразы. В так называемое «Правительство Дада-Берлин» входят художники Георг Гросс (1893-1959), Джон Хартфилд (Гельмут Херцфельде, 1891-1968), Ханна Хох (1889-1978), Отто Дике (1891-1969) и работавшие в Цюрихе Рихтер и Артур Сегал к ним примыкают фотографы швед Викинг Эггелинг (1880-1925) и голландец Поль Ситроен (1896-1983), художники немцы Рудольф Шлихтер (1890-1955) и Георг Шольц (1890-1945). Своими ли pуками м-p Матт изготовил этот фонтан или нет, значения не имеет. Местом встреч становится «Кабаре Вольтер», вскоре уже настолько ассоциировавшееся с «безумным» духом дадаистов, что члены группы называют так выпускавшийся ими в 1916 альманах.
Сатирическими пародиями на они искусство пытались подорвать самую концепцию искусства как такового.