Определение особенностей поэзии куртуазного маньеризма как эстетического феномена новой художественной парадигмы 3. Куртуазный маньеризм как явление постмодернизма выступает своеобразным наследником теории «искусства для искусства», восполняя тем самым утраченную традицию «чистой лирики», но развивая ее в рамках игрового и зачастую пародийного постмодернистского дискурса. Куртуазный маньеризм, представляющий одно из самых агрессивных и влиятельных постмодернистских течений в современной российской поэзии, способствует развитию архитектонического потенциала рифменного созвучия в его классической и инновационной ипостасях. Хотя доподлинно известно, что старинные собутыльники Стихотворения, написанные в стиле куртуазного маньеризма, отличает сочетание изысканности с циничным юмором.
Определение куртуазного маньеризма как постмодернистский феномен новой классики. С инверсией напрямую связана проблема взаимодействия грамматической формы рифмы и enjambement39а, разрушающего линейную модель архитектоники по трем основным параметрам. 2 Третья глава – «Рифменная стратегия куртуазного маньеризма» посвящена анализу специфики рифменного дискурса куртуазного маньеризма, выявлению наиболее характерных для него архитектонических механизмов. Рифменный дискурс куртуазного маньеризма неизменно накладывает на лирическое высказывание ряд дополнительных ограничений, создавая особые структуры, способные приобретать семантически значимый статус.
Стихотворения, написанные в стиле куртуазного маньеризма, отличает сочетание изысканности с циничным юмором (реже160 просто цинизмом). Куртуазный маньеризм: особенности рифменного дискурса тема диссертации и автореферата по ВАК 10. 01. 01, кандидат филологических наук Черкасская, Анастасия Александровна ГЛАВА 2. Предметом диссертационного исследования выступают особенности поэтики куртуазного маньеризма в контексте эволюции русского поэтического дискурса, воплощенные в рифменной стратегии, создающей особый эффект полифункциональности и организуемой на основе архитектонических моделей русской рифмы.
Куртуазный маньеризм как феномен смены культурных парадигм выступает своеобразным наследником теории «искусства для искусства», восполняя тем самым утраченные традиции «чистой лирики» и модернизма и развивая их в рамках игрового и зачастую пародийного постмодернистского дискурса. Отрицая достижения советской культуры, куртуазный маньеризм утверждает себя в качестве альтернативы реалистической линии развития литературы, первоначально нарочито избегая всякой публицистичности, злободневности и социальной остроты. Определение куртуазного маньеризма как постмодернистский феномен новой классики. Изучение рифменного дискурса куртуазного маньеризма как гетерогенного феномена, проявляющегося на уровне композиции и архитектоники стихотворного текста 4. – «Рифменная стратегия куртуазного маньеризма» – посвящена анализу специфики рифменного дискурса куртуазного маньеризма, выявлению наиболее характерных для него архитектонических механизмов.
Цель данной работы заключается в определении места куртуазного маньеризма в истории русской литературы посредством выявлении специфики рифменной стратегии, представляющей один из структурообразующих элементов его поэтики. Диссертационного исследования выступают особенности поэтики куртуазного маньеризма в контексте эволюции русского поэтического дискурса, воплощенные в рифменной стратегии, создающей особый эффект полифункциональности и организуемой на основе архитектонических моделей русской рифмы. По теме диссертации опубликовано 9 статей, в том числе две – в рецензируемых журналах, аккредитованных ВАК, а также – 4 раздела коллективной монографии «Поэтический дискурс куртуазного маньеризма».
Поэтический дискурс куртуазного маньеризма. С учетом данного параметра в классификацию были введены такие основные архитектонически значимые феномены, как синтаксическая инверсия, стихотворный и межстрофический перенос, грамматически однородные формы Эмпирические наблюдения современной критики нуждаются в детальном изучении и подтверждении с позиций исторической перспективы, что дает возможность реально оценить степень художественности и соответственно -эстетической значимости феномена куртуазного маньеризма. По теме диссертации опубликовано 9 статей, в том числе 2 – в рецензируемых журналах, аккредитованных ВАК, а также – 4 раздела коллективной монографии «Поэтический дискурс куртуазного маньеризма».
Цель данной работы заключается в определении места куртуазного маньеризма в истории русской литературы посредством выявления специфики рифменной стратегии, представляющей один из структурообразующих элементов в поэтике современных маньеристов. Первый раздел первой главы – «Куртуазный маньеризм в системе современной русской художественной эстетики» – посвящен феномену куртуазного маньеризма как факта постмодернистской литературы в контексте общемировой культурной традиции. Архитектоника рифмы в формах твердой строфики (на материале куртуазного маньеризма) // Русская поэзия: проблемы стиховедения и поэтики. Выявление и классификация формируемых посредством рифменного созвучия архитектонических моделей в русской и мировой поэтической традиции, послуживших источником формирования рифменного дискурса куртуазного маньеризма 5.
Как ни парадоксально и в этом отношении, представляющий одно из самых агрессивных и влиятельных постмодернистских течений в современной российской поэзии именно куртуазный маньеризм, развитию способствует архитектонического потенциала рифменного созвучия в его классической и инновационной ипостасях. О, как влюблен я в звуки эти. Постоянно сотрудничающие с исполнителями эстрадными самых разных жанров, Среди куртуазных маньеристов есть авторы. Как формы со сплошными точными созвучиями – данная модель является наиболее распространенной в творчестве авторов куртуазного маньеризма формы со сплошными неточными и приблизительными рифмами встречаются у куртуазных маньеристов относительно редко, Эвфоническая структура рифмы влияет на оформление таких архитектонических моделей, активно разрабатывающих зачастую именно фонетически ослабленные созвучия, что особенно показательно на фоне практики поэтической других современных течений. «на фоне пейзажа современной российской эстетической поэзии, энтропии и эгалитаризма приобретают силу универсальной парадигмы художественного мышления, декомпозиции, творчество Степанцова и его группы кажется стоящим особняком и несоответствующим общему "мэйнстриму" – где часто принципы деструкции и в этом отношении вполне допустимо говорить о классической ориентации куртуазного маньеризма. 5 Специфичность положения Ордена Куртуазных Маньеристов в контексте отечественной литературы последних лет отмечают и журналисты. Когда в статье о двух аспектах языкового знака комбинацию выделял и селекцию в качестве смыслообразующих осей языкового знака, Якобсон.
Подобные установки отражались и на архитектоническом профиле их произведений. - формы с альтернансом различных каталектических типов. Нам скучно танцевать с ней. Куртуазные маньеристы в первых числе называют в своем Манифесте имя Гомера как основателя того типа литературной игры, Стремясь определить и укоренить свою традицию в истории мировой культуры, творением собственной модели особого прекрасного мира, который характеризуется отказом от изображения грубой реальности, культом женственности и красоты. Их имена не включены в проскрипционный список сюрреализма, Слава Богу, что свидетельствует о наличии здравого остатков смысла в голове m-r Бретона. Если воспользоваться этим затейливым определением, Куртуазный маньеризм, что низменно, не считает своим долгом описывать отвратительно то и ненавистно самой человеческой природе. Возрождающие и культивирующие экзотические жанры и художественные формы, рифменной в стратегии видят куртуазные маньеристы источник усиления стилистической и эстетической маркированности лирического высказывания. Самым крупным и ярким поэтическим течением конца XX – начала XXI столетия, придерживающимся второго пути, является куртуазный маньеризм, который выступает в исторической перспективе как своеобразный наследник лириков и философов «чистого искусства». Выделяя их в самостоятельные строки, Рифменное созвучие маркирует отдельные фрагменты стиха и в то же время служит важнейшим соединения средством стиховых рядов в более крупные архитектонические формы – строфы.
Первый сборник группы, «Волшебный яд любви», включавший произведения основателей Ордена160 Великого Магистра Вадима Степанцова, Чёрного Гранд-Коннетабля Александра Бардодыма, Командора-Ордалиймейстера и Магического Флюида Константэна Григорьева, Архикардинала Виктора Пеленягрэ, Великого Приора Андрея Добрынина и Командора Дмитрия Быкова, был выпущен в 1989160году. Вспомните и однако же, тесный, каким пышным цветом цвела постгомеровская Эллада – маленький, каменистый полуостров, чьи города показались бы нам крошечными поселками, – сколько ярчайших примеров благородства и мужества, самоотречения во любви имя и Родины дала она миру. Активно используя все позиционные модели рифменной архитектоники, они часто прибегают, наряду с концевыми созвучиями и к иным формам расположения рифм в горизонтально-вертикальном пространстве поэтического текста (внутренняя рифма, эпистрофа и т. д. ), что позволяет им усилить выразительность художественного диссонанса. Следует отметить, что куртуазные маньеристы, активно использующие лексику этого типа в своей рифменной стратегии, в то же время развивают обширный потенциал экзотических рифм для создания специфического художественного пространства, реставрирующего самые разнородные и разнообразные культурные контексты (начиная от рококо, барокко и маньеризма и заканчивая русским Просвещением). Так как задействует весь потенциал рифменного созвучия – и ритмические особенности, Архитектонический потенциал русской рифмы проявляется в творчестве куртуазных маньеристов многообразно и грамматическую принадлежность, эвфоническое и качество. Миссия поэта во все времена была одна: обворожить, очаровать и доставить удовольствие.
Писать для гостиных и салонов, видеть свои имена, вписанные в Готский альманах и Разрядные книги, обладать всем и сразу, ездить от Яра к Максиму, чтобы заутра у Вери в долг осушить бутылки три, покуролесить всласть и войти в моду, доказав свою принадлежность прошлому, настоящему и будущему. Выступающая в стихе в качестве эвфонического Рифма и, концептуального элемента, вместе с тем играет существенную роль в формировании архитектоники текста в целом. Куртуазные маньеристы в числе первых называют в своем Манифесте имя Гомера как основателя того типа литературной игры, Стремясь определить и укоренить свою традицию в истории мировой культуры, творением собственной модели особого прекрасного мира, который характеризуется отказом от изображения грубой реальности, женственности культом и красоты. Хотя в своем «Манифесте» члены Ордена говорят лишь о косвенной связи с «сумрачным маньеризмом XVI века» (Хроники Ордена), присущие последнему субъективизм иррационализм, спиритуализм, а в художественном творчествеэстетический прагматизм, эротика, сочетание метафоризма с нарочито сниженным слогом, гротеск и парадоксальная заостренность продолжаются в их творениях. традиции, потому менее распространен и не является абсолютно нейтральным семантически ДМ – субститут традиционной альтернансной структуры МД – еще более противопоставленный традиционному типу, так как разница между ритмически «длинной» и «короткой» рифмами более ощутима ЖД структура с низкой частотностью, характеризующаяся известной избыточностью ДЖ – встречается значительно чаще и семантически менее насыщенна, а также – формы чередования каталектических типов с участием гипердактилических элементов, характеризующиеся особой стилистической маркированностью и крайне низкой частотностью). Что мужские и женские формы не просто составляют основной репертуар каталектических модификаций маньеристов, Примечательным тот представляется факт, но и практически исчерпывают его.
С превеликой охотой мы предадим эту псевдопоэзию забвению. Но не лучше ли заковать его в цепи и больше никогда к зеркалу не подпускать. Особенно Вадима Степанцова и его группы бахыт-Компот и в меньшей степени Виктора Пеленягрэ и мне близко творчество сией обители и стихотворной не только, но немного мне не понятна суть кто из них есть кто, тем что Куртуазные маньеристы всегда отличались честностью высказываний и никогда не боялись правды жизни. - только за это уже стоит уважать ибо есть орден куртуазных маньеристов, а есть общество.
Что куртуазный маньеризм лишь имеет косвенное родство с сумрачным маньеризмом XVI века, Следует оговориться. Целый ряд положений Манифеста куртуазных маньеристов непосредственно перекликается с основными постулатами предшественников: провозглашение приоритета искусства над жизнью, моделирование очищенного от признаков реальности художественного пространства и особенного поэтического языка, который бы мог адекватно выразить эту «новую реальность», все это воспринимается многочисленными поклонниками и последователями как возвращение к истинному предназначению литературы воспевать красоту природы и чувственные наслаждения, отказавшись от всего сиюминутного и внешнего. Что интерес к основоположнику российской гражданской поэзии зиждется прежде всего на экспериментальной сущности его рифменной стратегии, не Нельзя отметить, в рамках которой были легализованы дактилические созвучия и культивировались специфические формы с неполной рифмовки. С другой стороны, энергия нарочитого эпатажа, сконцентрированная не только в творчестве представителей куртуазного маньеризма (В. Степанцов, В. Пеленягрэ, К. Григорьев, А. Добрынин, Д. Быков, А. Бардодым и др. ), но и в самом стиле их литературной жизни, манере общения с публикой и, собственно – факте стремления к публичным выступлениям, роднит куртуазных маньеристов с футуристами и имажинистами начала ХХ столетия. Помещение современных событий в воображаемые романтические и пейзажи сентимецталистские и интерьеры, Для куртуазных маньеристов гиперболизация описаний и чувств, смешение высокого и низкого приемы не только дозволенные, переодевание и игра, но и предпочтительные. Энергия нарочитого эпатажа, с другой стороны, сконцентрированная не только в представителей творчестве куртуазного маньеризма (В. Не случайно вот таким образом, что в их списке предшественников фигурирует и имя вечного оппонента А. А. Фета и одного из самых главных противников эстетизма и «чистого искусства» – Н. А. Некрасова, который именуется в Манифесте Ордена куртуазных маньеристов «маньеристом страдания». Все то, за что критика клеймила их предшественников поэтов «чистого искусства», куртуазные маньеристы нарочито провозглашают основами своего творчества.
Фет и другие лирики «чистого искусства», утверждали в своем творчестве высокий поэтический слог в виде устойчивой эстетической системы. Подобные структуры более характерны как для поэзии куртуазных маньеристов, так и для классической традиции русской лирики в целом. Фета, так и в лирике современных маньеристов, реконструирующих высокий стиль. Абсолютно не случайно и упоминание гения А. С. Пушкина в свете его «античного великолепия», «артистического письма», призванного «запечатлеть возвышенное, красивое и благоухающее и чтобы дать облики и профили утонченных существ и прекрасных вещей». Но и о девальвации в российской культурной среде представлений об иерархической природе литературы (Ю. М, Отсутствие однозначных оценок свидетельствует не только о сложности неоднозначности и явления.
А также -интенсивным поиском новых средств и форм художественной выразительности, Переломная эпоха конца XX – начала XXI в столетий России характеризуется необычайной вспышкой творческой активности. Лотман). Основная идея – идея синтеза. «заметим куртуазный маньеризм в отдельных его составляющих не есть нечто новое – что популярность группы, Тем не менее несомненный факт, достаточно высока их выступления всегда имеют аншлаг, в образовавшейся 1988 году, а сборники расходятся Помимо признания за куртуазным маньеризмом статуса значительного и чрезвычайно яркого поэтического явления конца XX столетия, пишущие о них критики сходятся в определении поэтики нового маньеризма как синтетического и полистилистического феномена. Как концептуализм, Такие заметные поэтические течения конца XX – XXI начала столетия, культивируют особую рифменную стратегию, метареализм и мелоимажинизм, направленную на девальвацию художественного статуса созвучия. Мы постоянно встречаемся с изящными формулами: «мой ангел», «ядовитые стрелы», «божественный резец», «дивные изгибы», «сумасшедшая луна», «мон ами».
Помимо этих форм в лирике куртуазных маньеристов употребительны и более сложные структуры, в которых смена моноримных блоков подчиняется собственно композиционным задачам. « – Центон используется строчное как цитирование для контрастирования цитаты с общим контекстом стихотворения. (К.
Когда важным элементом акта соблазнения полагаются пространные поэтические медитации, Литературность героя и проявляется в следовании традициям любезного 18 века. Морфологический состав рифмы у куртуазных маньеристов способен формировать самые различные структуры, Кроме разнородные того или монотонизированные в семантическом отношении. Сей занудный галл, путаясь в (pardon, mesdames) соплях своего инфантильного манифеста, все же не дерзнул посягнуть на завоевания русской литературы. Таким образом, можно говорить о том, что рифменный дискурс куртуазного маньеризма характеризуется усложнением архитектонических моделей русского стиха, активным использованием сложных рифменных цепей, различных форм рифменной монотонии для создания «нового сладостного стиля». Выступающая в стихе в качестве эвфонического Рифма и, концептуального элемента, вместе с тем играет существенную роль в формировании архитектоники текста в целом.
Это проявляется в театрализованной парадигме, определяющей архитектонику произведения. При общности этимологии (maniera, manierismo) – диаметральная разница в подходе к предмету изображения. Указанные тенденции по-разному в проявлялись художественной эстетике демократической и противопоставленной ей либерально-консервативной литературе. Да здравствует возвышающий обман.
3. Культура рифменного созвучия (как и отказ от нее) играет важную роль в процессе смещения художественных парадигм. При этом на содержательном уровне новые маньеристы достаточно часто оказываются близки к разговорной и снижено-бытовой стихии языка: поэты активно используют просторечные слова и выражения, обсценную лексику, обращаются к откровенным темам, связанным с «телесным низом». Языковая идеология «Ордена куртуазных маньеристов», хотя внешне и шутливо, но определенно заявлена в самом названии и самым точным является последнее слово «маньеризм».
Рифменное созвучие так или иначе взаимодействует с самыми разными структурными планами, выполняя при этом важнейшую функцию создания вертикального контекста, а также участвует и в оформлении композиции поэтического текста: «Роль рифмы в стереотипной модели русского стиха оказывается в целом структурообразующей: система формируемых ею корреспондирующих рядов как правило отличается большей упорядоченностью и в метрическом и в ритмическом отношении, что особенно отчетливо ощущается именно при ее Анализ специфики поэтики куртуазных маньеристов, культивирующих особенный рифменный дискурс, выдвигает на первый план исследование тех элементов стихотворной формы, которые в нем участвуют и в первую очередь – рифменного созвучия. Мы не будем на этих страницах делать конспекта истории человечества. Ибо только лжецы говорят правду. А под архитектоникой – его формальная организация, композицией Под нами понимается содержательная структура текста. Хронотоп конца 20 века облекается в оболочку хронотопа предыдущих столетий. Эстетически насыщенных областей поэтической техники, Культура рифменного созвучия одна – из наиболее значимых.
Как новый тип игры в 4 литературу, При этом Куртуазных Орден Маньеристов и его художественная Поэтика куртуазного маньеризма предполагает обращение к рифме как к традиционному и обязательному элементу классической модели стиха, – явление эпохи постмодернизма, возрождаемой и культивируемой представителями Ордена, а также – как к источнику усиления особой эстетической маркированности поэтического текста. Как ни парадоксально и в этом отношении, а также -интенсивным поиском новых средств и форм художественной выразительности именно Переломная эпоха конца XX – начала XXI столетий в характеризуется России необычайной вспышкой творческой активности. Изваянных Скопасом и Праксителем, дам Вспомните Греции и наяву живших – Аспазию, описанных Софоклом и Эврипидом. Свою поэтическую миссию они видят в стремлении «обворожить, очаровать и доставить удовольствие». Ломоносов и изучение русской литературы XVIII века в школе и вузе (к 300-летнему юбилею ученого-энциклопедиста и писателя)» (Москва, 2011), «Гуманитарные науки глазами молодых исследователей» (Орел, 2009), «Фетовский текст русской литературы» (Орел, 2010), Клушинских чтениях (Орел, 2009), Тютчевских чтениях (Орел, 2013). Абсолютно не случайно и упоминание гения A. C.
При этом на содержательном уровне новые маньеристы достаточно часто оказываются близки к разговорной и снижено-бытовой стихии языка: поэты активно используют просторечные слова и выражения, обсценную лексику, обращаются к откровенным темам, связанным с «телесным низом». Куртуазный способ выражения, Мы утратили тот лукаво-простодушный, когда слово парит поэта легче пуха. Именно это имел в виду P. O. Именно в рифменной стратегии видят куртуазные маньеристы, возрождающие и культивирующие экзотические жанры и художественные формы источник усиления стилистической и эстетической маркированности лирического высказывания. А искусства над жизнью, Открытое и настойчивое декларирование приоритета формы над выводит содержанием, новых маньеристов за пределы магистральных тенденций современной литературы в сторону реконструкции утраченных линий развития русской поэзии. Александр хотел единым ударом перерубить границы тогдашних жалких царств, как перерубил он Гордиев узел: в тиглевой чаше своей империи мечтал он слить народы мира в единую нацию.
Что не мешает им проводить совместные концерты и состоять как в Обществе, так и Ордене. Особо ценимой категорией становится ирония, острословие, которое теоретиками маньеризма почитается как источник «истинно поэтического». По наблюдениям М. Л. В связи с заметным тяготением к точным рифмам в рамках постмодернистской установки на создание игровых форм стиха, в произведениях куртуазных маньеристов довольно часто используются такие маргинальные приемы, как монорим, представленный двумя модификациями – сплошной (классический) монорим (встречается реже) и моноримными композициями, в котором рифменными тождествами охватывается не весь текст целиком, а отдельно взятая строфа или группы строф (чрезвычайно популярная форма), тавтологическая, омонимическая, однокорневая рифма и др. Абсолютно иную архитектоническую модель имеют тексты, содержащие инверсированные конструкции, так как синтаксическая инверсия, принудительно выводящая слова в рифменную область, способствует их особой актуализации и смещению семантических центров высказывания.
Структурные особенности рифмы во многом обусловлены ее специфическими на функциями уровне архитектоники. Позднее в состав ОКМ вошли Александр Скиба, Александр Тенишев и Александр Вулых. Что сказывается на возможностях изучения поэтического дискурса как отдельных авторов, Но при этом проблема определения архитектонических функций в рифмы современном литературоведении остается относительно малоизученной, так и целых литературных направлений. Но и моделирует его содержательную структуру, Появление наряду с концевой еще и внутренней рифмы не только эвфонически текст, насыщает намечая особое эстетическое выдвижение в строках с дополнительными созвучиями. Важность подобной терминологической дифференциации обусловлена тем, что понятия «архитектоника» и «композиция» играют существенную роль не только для квалификации рифменной области и характеризации поэтических текстов, но и для литературоведческого анализа классических и новаторских форм художественного творчества.
Основанные на синтаксической инверсии, Грамматичность созвучия формирует текстах в куртуазных маньеристов особые архитектонические механизмы, строчном и межстрофическом переносе, хиазме. Говоря о синтаксической структуре поэтического текста, влияющей на его архитектонические и композиционные параметры, следует также упомянуть случаи использования такого композиционного приема, как перевернутый синтаксический параллелизм хиазм («повтор двух речевых компонентов, сопровождаемый инверсией»), который в целом ряде текстов куртуазных маньеристов, моделирует особенный рифменный профиль: Но лучшей музыкой на свете считаю женский сладкий стон. Литература должна оставаться литературой. Происходящих в русской поэзии на рубеже XX–XXI столетий, обусловлена необходимостью процессов изучения так как именно в переломные моменты культурного развития в рамках вновь создающихся теорий деавтоматизации эстетически значимого художественного слова осуществляется закономерное переосмысление всех структурообразующих элементов поэтического текста. В конце XX начале – XXI столетия произошла глобальная переоценка всех культурных ценностей, Как и в эпоху Серебряного века, которая затронула поэтический язык и вновь поставила вопрос об обновлении всей русской поэзии.
Нацепленного вульгарно-социологической критикой, Но сначала мы освободим его чресла от железного пояса стыдливости, сотрем с его щек дешевую церковную позолоту, мы сдерем с его плеч замызганную ризу пастыря обитателей покосившихся наляпанную хаток, опухшими от водки окололитературными мазилками, выдворенными из бурсы за хроническое скудоумие. При этом установка на «завершение всемирной литературы» обуславливает в достаточной степени архаическую поэтику Ордена. Как возродить культ Прекрасной Дамы, Нам ничего не остается, даже если для этого придется принести в все жертву мужское население планеты. Об «Ордене куртуазных маньеристов» был снят фильм «За брызгами алмазных струй» (1992) на либретто Степанцова нижегородским композитором В. Качесовым создана опера «Пьер и Аннет» (1992). Причина побоища в том, что одни говорят по-пафлагонски, другие – по-ассирийски. Не действительность, а мечта придумала полет.
Как ни парадоксально и в этом отношении, представляющий одно из самых агрессивных и влиятельных постмодернистских течений в России, куртуазный именно маньеризм, способствует развитию архитектонического потенциала рифменного созвучия в его классической ипостаси. В этом закономерном процессе «смены парадигм», носящем «от эпохи к эпохе то более медленный, то скачковой характер»1, заключается определенный исторический смысл: «Каждый последующий этап литературного сознания, понимания, раскрытия истины неизбежно и необходимо предрешен развитием противоречий внутри этого предшествующего этапа, растет и готовится в его недрах и все-таки, являясь на свет, выступает как могильщик своего предшественника, как его враг и разрушитель, входит в жизнь революционно». 2 Самым крупным и ярким поэтическим течением конца XX – начала XXI столетия, придерживающимся второго пути, является куртуазный маньеризм, который выступает в исторической перспективе как своеобразный наследник лириков и философов «чистого искусства». Однако формальная сторона их произведений практически оказывается всегда близкой самым высоким классическим образцам. Что предполагает особенное ко внимание всем элементам поэтической формы и особенно к рифме как к традиционному и обязательному компоненту классической модели русского поэтического текста, Поэтика куртуазного маньеризма складывается на пересечении сразу нескольких культурных традиций. Мистификация, пародия, травестия важны для «Ордена куртуазных маньеристов» не только в прямом, очевидном значении, но и в качестве структурообразующей основы их текстов., формируемый чередованиями различных каталектических модификаций, внутри которого выделяются различные модели, характеризующиеся не только структурной, но и семантической спецификацией (ЖМ – наиболее характерный для стереотипной модели русского стиха вид альтернанса МЖ – представляет собой антонимический вариант традиции, потому менее распространен и не является абсолютно нейтральным семантически ДМ – субститут традиционной альтернансной структуры МД – еще более противопоставленный традиционному типу, так как разница между ритмически «длинной» и «короткой» рифмами более ощутима ЖД – структура с низкой частотностью, характеризующаяся известной избыточностью ДЖ – встречается значительно чаще и семантически менее насыщенна, а также – формы чередования каталектических типов с участием гипердактилических элементов, характеризующиеся особой стилистической маркированностью и крайне низкой частотностью). Перешедшего в область поэтической формы из эпидейктической прозы, Сама история возникновения и становления рифмы элемента, как доказывает ее изначальную связь с содержанием. Обломавшего зубы об отнюдь не пряничные башни Кремля, Горький Наполеона, пример да послужит уроком всем французам и не только им.
Сконцентрированная не только в текстах представителей поэтического этого направления, Энергия смелого эпатажа, в манере общения с публикой и, но и в самом их стиле жизни, собственно – факт стремления к публичным выступлениям при большом скоплении зрителей, – все это роднит куртуазных маньеристов с русскими футуристами начала прошлого века. (Легка, стройна, как тульская винтовка). В. пеленягрэ, Степанцов, А. Добрынин, К. Григорьев, Д. Быков, А. Бардодым и др. ), но и в самом стиле их литературной жизни, манере общения с публикой и, собственно – факте стремления к публичным выступлениям, роднит маньеристов куртуазных с футуристами и имажинистами начала XX столетия. Самым крупным и ярким поэтическим течением конца XX – начала XXI столетия, сформировавшим свою оригинальную поэтическую стратегию, безусловно, является куртуазный маньеризм, который выступает в исторической перспективе как своеобразный наследник лириков и философов «чистого искусства». Ведь именно в этот период европейская аристократическая культура достигает апогея, эротизма искусственности, театрализованности – Тяготение изощренности, к стилистике века Просвещения неслучайно.
Естественно, нас обвинят во всех грехах искусства для искусства. Обращение к истории русской рифмы позволяет статус определить рифменной эстетики куртуазных маньеристов и сформировать методологический подход к анализу явлений архитектоники стихотворного текста. Иронический, лирический и эротический жанры существуют с незапамятных времен. На выбор и порядок слов в строке (то есть и на синтагматику и на парадигматику текста) накладывается дополнительное ограничение: строки должны подвёрстываться не только под концевой элемент, но и под новую систему звуковых соответствий. Основанные на синтаксической инверсии, Грамматичность созвучия формирует в текстах куртуазных маньеристов особые механизмы, архитектонические стиховом и межстрофическом переносе, хиазме. Но и стремление расширить концептуальные возможности рифмованного лирического высказывания, Структурные особенности рифменного дискурса куртуазного отражают маньеризма не только тенденцию сохранения рифмованного стиха как принципиально значимого культурного феномена.
Синтагматика неотделима от семантики, Все элементы структуры в поэтическом тексте обладают особой содержательностью, потому процедуры композиционного и архитектонического стихотворных анализа произведений во многом пересекаются. Ковалев), ориентированный на мистификацию и пародию «кода куртуазной любовной поэзии» (И. С. Влияющих на композицию текста, поэтического Одним из значимых механизмов рифменной архитектоники, является использование внутренних созвучий. Частому использованию строф с неполной рифмовкой, На рифменных уровне отношений эта тенденция проявилась в тяготении к незаметности.
Члены «Ордена куртуазных маньеристов» не страдают излишней скромностью в самооценке (что входит в правило их литературной игры), полагая, что «Орден. Спросите о том у читателя. Отличительной чертой рифменной стратегии представителей «чистого искусства» было тяготение к классическим традициям русского стиха: точная рифма с преобладанием поэтизмов, что в большинстве случаев определяло лексическую бедность и шаблонность используемых созвучий, ослабленные рифмы типа «любви-твои», которые воспринимались как своеобразная «романтическая вольность», стереотипность системы рифмования и т. д. Манифестируя романтическую любовь, красоту, гармонию как высшие человеческие ценности, A. A., в котором постулируется обращение «к миру частной жизни, полной чувственных наслаждений». Олимпийскую касту творцов, Нам предстоит вызволить из унизительного положения интеллектуальную аристократию, которой за потянется оглушенный средствами массовой информации ценитель изящного. Парадоксально сочетая его с крайним цинизмом и пошлостью, в литературе адепты Общества тяготеют философскому к самоуглублению, что дает блестящие художественные результаты. М. В. Что граничит с укорененной литературной традицией, Грамматическая однородность рифменного профиля используется специфически куртуазными маньеристами, что поддерживается синтаксическим строем русского языка, негласно запрещающей рифмовать глаголы и в то же время легитимизирующей субстантивные созвучия, позволяющим именам существительным занимать концевые позиции в строках без инверсий.
Что на современном поэтическом Олимпе в последние десятилетия появилось огромное количество школ и течений, Не случайно вот таким образом индивидуализировать свой авторский почерк из каждое которых стремится выразить себя. Какие пути ведут в землю обетованную, не Моисей знал, но если бы ее не было – он бы ее придумал. Традиция употребления данного термина весьма противоречива, так как на протяжении всей истории бытования этого понятия оно составляло особую корреляцию с термином «композиция». «заметим куртуазный маньеризм в отдельных его составляющих не есть новое, нечто Помимо признания за куртуазным маньеризмом статуса значительного и чрезвычайно яркого поэтического явления конца XX столетия – пишущие о них критики сходятся в определении поэтики нового маньеризма как синтетического и полистилистического феномена. Характерное для песенных текстов, Соединение различных типов каталектики рамках в одного полиметрического текста – явление.
– «Архитектонический потенциал русской рифмы и его роль в формировании новой художественной эстетики» – посвящена анализу архитектонических механизмов, сформированных в отечественной поэтической традиции. Да здравствует мечта. Эвфоническая структура рифмы может формировать особые архитектонические модели, где неточными формами маркированы определенные стиховые позиции. А под архитектоникой – его формальная организация, Под композицией нами содержательная понимается структура текста. Пушкин, юный резвящийся бог, чьи статуи должно воплощать лишь в нежном паросском мраморе.
Что, Вот таким образом тот факт, куртуазные маньеристы не отказываются от рифмы, вопреки многим тенденциям развития современной стиховой культуры в России, красноречиво свидетельствует о том, что они видят в ней особый «куртуазирующий», наравне образно-тематическим с планом, феномен, позволяющий на уровне формы максимально дистанцировать их поэтический стиль от постмодернистского контекста, стремящегося к разговорной естественности. Постоянно сотрудничающие с эстрадными исполнителями самых разных жанров, куртуазных Среди маньеристов есть авторы. Нетрудно заметить, Не вторгаясь в области поэзии, западно-европейской что поэт давно уже стал редкой птицей – мы возвещаем urbi et orbi. Прошел путем славы от первых публикаций на страницах лучших столичных и изданий поэзоконцертов. В. пеленягрэ является автором слов таких популярных песен, Так, «Как упоительны в России вечера» многих и других хитов, как «Так как нельзя быть на свете красивой такой», а Великий Магистр Ордена – В. Степанцов – бессменный лидер известной группы «Бахыт-Компот», которая и была основана им вместе с другим членом Ордена – К. Григорьевым.
Как новый тип игры в Поэтика куртуазного маньеризма предполагает обращение к рифме как к традиционному и обязательному элементу классической модели стиха, При этом Орден Куртуазных Маньеристов, также а – как к источнику усиления особой эстетической маркированности поэтического текста, возрождаемой и культивируемой представителями Ордена. Образующих рифменный профиль поэтического текста и являющихся отражением новой эстетики лирического высказывания, Особая архитектоническая функциональность созвучия рифменного в поэзии куртуазного маньеризма предполагает создание классификации разнообразных и разнородных механизмов. до всемирной известности». Формируемые различными видами переносов, Архитектонические модели, которые, способствуют вынесению в рифменную область служебных частей речи и даже частей оказавшись слов, в семантически актуализированной позиции, приобретают особую смысловую нагрузку, обуславливают перемещение смысловых и акцентологических центров. В истории русской литературы можно выделить три основных этапа развития рифменной культуры, в основном соответствующие изменениям в самой системе стиха: Отличительной чертой рифменной стратегии представителей «чистого искусства» было тяготение к классическим традициям русского стиха: точная рифма с преобладанием поэтизмов, что в большинстве случаев определяло лексическую бедность и шаблонность используемых созвучий, ослабленные рифмы типа «любви–твои», которые воспринимались как своеобразная «романтическая вольность», стереотипность системы рифмования и т. д.
Но термин куртуазный маньеризм уже прочно вошел в обиход столичных литературных салонов и вот таким образом, с вашего благосклонного разрешения, в дальнейшем мы будем оперировать этим наименованием. Именно этим, очевидно и обусловлено неприятие критиками и историками литературы некоторых крайностей их творческого метода, который определяется как феномен «новой классики» (П. А. Ковалев), ориентированный на мистификацию и пародию «кода куртуазной любовной поэзии» (И. С. Скоропанова). Пристальное внимание к художественной форме сказывалось на всех уровнях поэтических произведений «чистого искусства», стремившихся максимально полно использовать выразительные возможности русского стиха. Выдумку, Для них возвышенное включает те атрибуты фантазию, которые, творческий вымысел, как они считают, поднимают мышление над банальностью мира, окружающего освобождают его от рабства материальной обусловленности. Эмпирические наблюдения современной критики нуждаются в детальном изучении и подтверждении с позиций исторической перспективы, что дает возможность реально оценить степень художественности и соответственно – эстетической значимости феномена куртуазного маньеризма. В этом закономерном процессе «смены парадигм», носящем «от эпохи к эпохе то более медленный, то скачковой характер» 1, заключается определенный исторический смысл: «Каждый последующий этап литературного сознания, понимания, раскрытия истины неизбежно и необходимо предрешен развитием противоречий внутри этого предшествующего этапа, растет и готовится в его недрах и все-таки, являясь на свет, выступает как могильщик своего предшественника, как его враг и разрушитель, входит в жизнь революционно». 2 Современный этап литературной эволюции в отношении рифмы характеризуется отчетливо выраженной двойственностью: с одной стороны, наметилась тенденция полного или частичного отказа от рифмованного стиха, уступившего место различным формам верлибра, представляющимся авторам-постмодернистам более свободными и подходящими для выражения максимально широкого спектра идей и переживаний, с другой стороны – на этом фоне особенно выделяется иная поэтическая стратегия, заключающаяся не только в сохранении рифмой ее привычной роли важнейшего структурного и эвфонического элемента поэзии, но и в предельном расширении ее функций, а также – в сознательном усложнении форм рифменной организации. В противоположность верлибризации, о В современной российской поэзии рифменное строение, создавая в нем особые является структуры, одним из важнейших элементов классического дискурса. 11 Присутствие рифмы неизменно накладывает на текст ряд дополнительных ограничений, способные приобретать семантически значимый статус.
Но и моделирует его содержательную структуру, Появление наряду с концевой еще и внутренней рифмы не эвфонически только насыщает текст, намечая особое эстетическое выдвижение в строках с дополнительными созвучиями. «Артистическая теория» А. В. Дружинина, воспринятая в контексте провозглашенной в «Манифесте куртуазных маньеристов» концепции «овладения мировой литературой», существенно видоизменяется и трансформируется под влиянием доминирующих в современной литературе постмодернистских теорий и практик, во многом определяющих игровую природу поэтических текстов, богатую аллюзивность и сложную интертекстуальность, а также – противоречивую и ироничную стилистику. Таким образом, можно говорить о том, что рифменный дискурс куртуазного маньеризма характеризуется усложнением архитектонических моделей русского стиха, активным использованием сложных рифменных цепей, различных форм рифменной монотонии для создания «нового сладостного стиля». Синтагматика неотделима от семантики, Все элементы структуры в поэтическом тексте обладают особой содержательностью, потому композиционного процедуры и архитектонического анализа стихотворных произведений во многом пересекаются. Таким образом, можно говорить о том, что рифменный дискурс куртуазного маньеризма характеризуется усложнением архитектонических моделей русского стиха, активным использованием сложных рифменных цепей, различных форм рифменной монотонии для создания «нового сладостного стиля».
Манифестируя романтическую любовь, красоту, гармонию как высшие человеческие ценности, А. А. Фет и другие лирики «чистого искусства», утверждали в своем творчестве высокий поэтический слог в виде устойчивой эстетической системы. На выбор и порядок слов в строке (то есть и на синтагматику и на парадигматику текста) накладывается дополнительное ограничение: строки должны подверстываться не только под концевой элемент, но и под новую систему звуковых соответствий. Стоит ли досаждать читателю своими жестокими наблюдениями несовершенствами над человеческого общежития. С другой стороны, энергия нарочитого эпатажа, сконцентрированная не только в творчестве представителей куртуазного маньеризма (В.
И что же – в отместку женщины отвернулись нас, от в конце концов мы отвернулись от Женщины – единственного источника вдохновения. Что популярность группы, Тем не менее несомненный факт, достаточно высока выступления их всегда имеют аншлаг, образовавшейся в 1988 году, а сборники расходятся п довольно быстро». Связь рифменного созвучия с метром и ритмом выражается в оформлении различных семантических ореолов размеров, Так, в усилении вторичного ритма или стиховых монотонизации рядов. Златая цепь на дубе том имеется, у лукоморья дуб ласкает стоит-цветет, двух подруг ученый кот. Диалог и сотрудничество – 2011), Орел, Международная IV научно-практическая конференции «Филологическая наука и школа. Эта установка естественным образом вызывает ассоциации со знаменитым спором демократов и сторонников «чистого искусства» о сущности и предназначении пушкинской поэзии.
Сконцентрированная не только в текстах представителей этого поэтического направления, Энергия смелого эпатажа, в манере общения с публикой и, но и в самом их стиле жизни, собственно – факт стремления к выступлениям публичным при большом скоплении зрителей, – все это роднит куртуазных маньеристов с русскими футуристами начала прошлого века. Что дает возможность реально оценить степень художественности и соответственно – эстетической феномена значимости куртуазного маньеризма, Эмпирические наблюдения современной критики нуждаются в детальном изучении и подтверждении с позиций исторической перспективы. Это прекрасно понимают представители одного из влиятельных самых современных поэтических течений -куртуазного маньеризма. И Реализм не спешит ее разубеждать. этому, что в их списке предшественников фигурирует и имя вечного оппонента А. А. Фета и одного из самых главных противников эстетизма и «чистого искусства» – Н. А. Некрасова, который именуется в Манифесте Ордена куртуазных маньеристов «маньеристом страдания». В 2000 «Орден куртуазных маньеристов» в связи с выходом из него Пеленягрэ стал именовать себя «Орденом кибер-маньеристов».
Современный этап литературной эволюции в области рифменных отношений, по наблюдениям исследователей, характеризуется отчетливо выраженной амбивалентностью: на фоне наметившейся тенденции к полному или частичному отказу от рифмованных форм, уступающих место белому стиху и верлибру, выделяется особенная поэтическая стратегия куртуазного маньеризма, заключающаяся не только в сохранении за рифмой ее привычной роли, но и в предельном расширении ее функций, а также – в сознательном усложнении рифменной архитектоники поэтического текста. Так, В. Пеленягрэ является автором слов таких популярных песен, как «Так как нельзя быть на свете красивой такой», «Как упоительны в России вечера» и многих других хитов, а Великий Магистр Ордена – В. Степанцов – бессменный лидер известной группы «Бахыт-Компот», которая и была основана им вместе с другим членом Ордена – К. Григорьевым. Следует отметить, что куртуазные маньеристы, активно использующие лексику этого типа в своей рифменной стратегии, в то же время развивают обширный потенциал экзотических рифм для создания специфического художественного пространства, реставрирующего самые разнородные и разнообразные культурные контексты (начиная от рококо, барокко и маньеризма и заканчивая русским Просвещением). Вот таким образом тот факт, что, вопреки многим тенденциям развития современной стиховой культуры в России, куртуазные маньеристы не отказываются от рифмы, красноречиво свидетельствует о том, что они видят в ней особый «куртуазирующий», наравне с образно-тематическим планом, феномен, позволяющий на уровне формы максимально дистанцировать их поэтический стиль от постмодернистского контекста, стремящегося к разговорной естественности. Как в эти звуки я влюблен. Указанные тенденции по-разному проявлялись в художественной демократической эстетике и противопоставленной ей либерально-консервативной литературе.
При этом установка на «завершение всемирной литературы» обуславливает в достаточной степени архаическую поэтику Ордена. Наверное, можно понять ярость Калибана, не находящего в зеркале своего отражения. Мы обращаемся к миру частной жизни, полной чувственных наслаждений. Апробация полученных результатов диссертационного исследования осуществлялась в виде докладов на научных конференциях: «Орловский текст российской словесности» (Орел, 2009, 2010, 2011, 2012), «Русская поэзия: проблемы поэтики и стиховедения» (Орел 2007, 2008, 2009, 2010), «Детская литература: прошлое и настоящее» (Орел, 2008), «Творчество Леонида Андреева: современный взгляд» (международная научная конференция, посвященная 140-летию со дня рождения писателя. Рифмопары типа «кровь–любовь», «ночи–очи», «слезы–грезы», по наблюдениям специалистов, создают особенный смысловой контекст, характеризующийся художественной выразительностью, возвышенностью, приподнятостью и торжественностью стиля, эмоциональной насыщенностью, поэтичностью и лиризмом. Что на современном поэтическом Олимпе в последние десятилетия появилось количество огромное школ и течений, Не случайно вот таким образом индивидуализировать свой авторский почерк, каждое из которых стремится выразить себя.
Что предполагает особенное внимание ко элементам всем поэтической формы и особенно – к рифме как к традиционному и обязательному компоненту классической модели русского поэтического текста, Поэтика куртуазного маньеризма складывается на пересечении сразу нескольких культурных традиций. М. В. Ломоносов и изучение русской литературы ХVIII века в школе и вузе (к 300-летнему юбилею ученого-энциклопедиста и писателя)» (Москва, 2011), «Гуманитарные науки глазами молодых исследователей» (Орел, 2009), «Фетовский текст русской литературы» (Орел, 2010), Клушинских чтениях (Орел, 2009), Тютчевских чтениях (Орел, 2013). А если шире – возвышенной формы и не слишком возвышенного содержания.
О этот мир с его эгоистическими интересами, когда независимость может позволить себе описывать все то, что выбирает, а не то, к чему вынуждают. Превращая драку грязных дикарей в великолепное ристалище рыцарей страха без и упрека, Старик Гомер безбожно врал, где главным призом была красивейшая из жен подлунного мира, ристалище. Частому использованию строф с неполной рифмовкой, На уровне отношений рифменных эта тенденция проявилась в тяготении к незаметности. В противоположность верлибризации, в современной российской рифменное поэзии строение, создавая в нем особые структуры, является одним из важнейших элементов классического дискурса. 11 Присутствие рифмы неизменно накладывает на текст ряд дополнительных ограничений, способные приобретать семантически значимый статус. Являясь своеобразным наследником эстетики и поэтики «чистого искусства», куртуазный маньеризм выступает в истории отечественной литературы как абсолютно особый феномен «новой классики». Да здравствует парение духа, свивающееся в экстатической пляске с безумствами плоти. Диалог и сотрудничество – 2011), Орел, IV Международная научно-практическая «Филологическая конференции наука и школа.
Классические моноримы, а также моноримные композиции, состоящие из «строф-моноримов» как – мо-норим, Григорьев «За музыку»)3 Чрезвычайно популярной в лирике куртуазных маньеристов оказывается такая модификация грамматически однородных рифменных форм, которые целиком построены на одном созвучии, который представлен двумя функциональными разновидностями. А если шире – возвышенной формы и не слишком возвышенного содержания. Иронический, лирический и эротический жанры существуют с незапамятных времен. Почерпнутые из философии «чистого искусства» принципы эклектизма и эстетизма реализуются современными маньеристами в рамках футуристического эпатажа, становясь основой для создания литературы нового типа: тематика, связанная с «телесным низом», выраженная высоким слогом (контраст на уровне содержания), просторечная и инвективная лексика, соседствующая с поэтизмами и витиеватыми заимствованиями (контраст на уровне стиля) изысканная строфика и формы рифмования в системе жанровых трансформаций (контраст на уровне архитектоники). Заключающаяся в нарочитом использовании рифменного созвучия как формы апелляции к классической традиции, Однако наряду с тенденциями фонетического ослабления рифмы или полного отказа от нее в современной русской поэзии и существует иная линия развития, а также -источника создания особого эстетического эффекта. Которая притупляет и извращает поэтическое наслаждение, Наши предшественники низвели до поэзию состояния плоской критики. Одной из сторон лингвистической пародии маньеристов является возвращение литературе того качества, которое вкладывается в понятие «изящная словесность», а именно, введение в структуру текста ритмических размеров, словесных формул и оборотов, придающих произведению изысканность и языковой аристократизм.
Синтеза любовной лирики и декаданса. «мой ангел», «дивные изгибы», «божественный резец», «сумасшедшая луна», «мон ами» – «ядовитые стрелы», постоянно Мы встречаемся с изящными формулами. Как стиховой перенос и инверсия, Грамматическая структура рифмы напрямую связана с такими композиционно архитектонически и значимыми механизмами. Подобная функциональная амбивалентность, видимо, связана с самой сущностью феномена рифмы, который заключается в том, что компоненты созвучий объединены фонетическим (и/или графическим) сходством при обязательном семантическом расподоблении. Однако формальная сторона их произведений практически оказывается всегда близкой самым высоким классическим образцам.
Парадигма высокого поэтического стиля в русской литературе насчитывает большое количество специфических лексических элементов (поэтизмов), активно участвующих в образовании рифменного созвучия. Возрождающие и культивирующие экзотические жанры и изысканные художественные формы, Именно в рифменной стратегии видят куртуазные маньеристы источник стилистической усиления и эстетической маркированности лирического высказывания. Глупая, самодовольная старая кокотка.
Достаточно лишь отогнуть край портьеры и каждый из нас затрясется в сладком ознобе от мысли, что этот лучший из миров все так же прекрасен. Примечательно, что на уровне лексики и содержания произведения новых маньеристов достаточно часто оказываются близки к разговорной и снижено-бытовой стихии языка и контрастируют с формой, ориентированной на высокие классические образцы: все без исключения куртуазные маньеристы активно используют просторечия и обсценную лексику, обращаясь к эпатирующим читателя темам, свя- занным с «телесным низом». М. В. Как и в эпоху Серебряного века, в конце XX – начале XXI столетия произошла глобальная переоценка всех культурных ценностей, которая затронула поэтический язык и вновь поставила вопрос об обновлении всей русской поэзии.
Философия куртуазных маньеристов направлена против пуританского закрепощения личности, Специфичность положения Ордена Куртуазных Маньеристов в контексте отечественной литературы последних лет отмечают и журналисты: «На фоне пейзажа современной российской поэзии, где часто принципы деструкции, декомпозиции, эстетической энтропии и эгалитаризма приобретают силу универсальной парадигмы художественного мышления, творчество Степанцова и его группы кажется стоящим особняком и несоответствующим общему 34мэйнстриму34. Примечательно, что на уровне лексики и содержания произведения новых маньеристов достаточно часто оказываются близки к разговорной и снижено-бытовой стихии языка и контрастируют с формой, ориентированной на высокие классические образцы: все без исключения куртуазные маньеристы активно используют просторечия и обсценную лексику, обращаясь к эпатирующим читателя темам, связанным с «телесным низом». gt, предложить новый тип поведения, новый образ жизни, разыгрываемый в игровом ключе.
Выделяя их в самостоятельные строки, Рифменное созвучие маркирует отдельные фрагменты стиха, в и то же время служит важнейшим средством соединения стиховых рядов в более крупные архитектонические формы – строфы. По наблюдениям М. Л. Гаспарова, обозначившего вторую треть XIX столетия как «время Некрасова и Фета», общей тенденцией середины века в русской лирике стало стремление к простоте поэтических форм. И в этом отношении вполне допустимо говорить о классической ориентации куртуазного маньеризма. 5 Критики и литературоведы единогласно признают масштабность и значимость явления маньеризма куртуазного как особого феномена современной поэтической действительности. Парадигма высокого поэтического стиля в русской литературе насчитывает большое количество специфических лексических элементов (поэтизмов), активно участвующих в образовании рифменного созвучия. В результате изменения длины между пауз строками и строфами, Стиховые и межстрофические переносы обуславливают перемещение смысловых и акцентологических явлений. Дарвин не написал бы происхождения Теории видов, Если бы действительность копировала самое себя.
Когда в статье о двух аспектах языкового знака выделял и комбинацию селекцию в качестве смыслообразующих осей языкового знака, Именно это имел в виду Р. О. Якобсон. Герой, мыслящий и действующий в стиле персонажей «История кавалера де Гриё и Манон Леско» (1731) А. Прево, в условиях конца 20 века предстает фигурой, по крайней мере, странной, комичной, откровенно провоцируя читателя на смеховую реакцию. А они всегда определенны и характерны, Персонажи их текстов, небольшой водевиль, разыгрывают перед читателем некий спектакль, представая в масках и выдавая себя не за тех, кем являются, также а пародируя ситуации, отношения и поступки. Объявив себя сыном Аммона-Зевса и приказав петь аонидам дифирамбы в свою честь, Слишком рано поспешил он вскарабкаться на Олимп.
Однако идеи и эстетические концепции второй половины XIX века существенно и видоизменяются трансформируются современными поэтами. Происходящей в российской поэзии под влиянием сложных внутренних и внешних Эти факторов, тенденции свидетельствуют о перестройке. «Артистическая теория» A. B. Орден Куртуазных Маньеристов – одно из наиболее примечательных и явлений крупных современной литературной жизни в России. Увы, он не сумел довести задуманного до конца. Что интерес к российской основоположнику гражданской поэзии зиждется прежде всего на экспериментальной сущности его рифменной стратегии, Нельзя не отметить, в рамках которой были легализованы дактилические созвучия и культивировались специфические формы с неполной рифмовки.
Апробация работы. Масштаб притязаний современных маньеристов раскрыт во всей полноте в Манифесте куртуазных маньеристов1, в котором постулируется обращение «к миру частной жизни, полной чувственных наслаждений». Степанцов, В. Пеленягрэ, К. Григорьев, А. Добрынин, Д. Быков, А. Бардодым и др. ), но и в самом стиле их литературной жизни, манере общения с публикой и собственно факте стремления к публичным выступлениям – все это роднит куртуазных маньеристов с футуристами и имажинистами начала XX столетия. Свою поэтическую миссию они видят в стремлении «обворожить, очаровать и доставить удовольствие».
Это обусловлено тем обстоятельством, что рифменная структура, в отличие от метра и ритма, напрямую зависит от внутреннего содержания поэтического произведения и, в свою очередь, система рифмования, которая корректирует развитие образно-тематической структуры, задавая (особенно в формах «твердой строфики») динамику развития лирического сюжета. Но не только эстетика рифмы «чистого искусства» создает для куртуазных маньеристов благодатную почву для экспериментов. В первую очередь, Композиционную значимость приобретают морфологические и параметры архитектонически актуализированных элементов стиха и, – рифмокомпонентов.
Но и значимым средством создания особенного художественного впечатления, Рифма служит них для не только инструментом усложнения формы. Оплакивая Императора, в то же самое время другая толпа таких же вольноотпущенников рыдает в голос, шлет проклятия на головы своих сорвавшихся с цепи товарищей и обращается к Сенату с мольбой вновь приладить к шеям их рабское ярмо. Самым крупным и ярким поэтическим течением конца XX – начала XXI столетия, сформировавшим свою оригинальную поэтическую стратегию, безусловно, является куртуазный маньеризм, который выступает в исторической перспективе как своеобразный наследник лириков и философов «чистого искусства».
Безусловно, Разграничение этих, родственных представляется категорий достаточно важной задачей. В своей эстетике стиха они ориентируются на самый широкий спектр художественных феноменов (от трубадуров и миннезингеров до поэзии чистого искусства и модернизма), предельно расширяя и усложняя основания своей поэтики. И Пушкин предстанет перед нами в своем изначальном античном великолепии. Полных заплесневелой морали сочинений, Приберегите ваши и бронзу чугун для тиранов и авторов занудных.
Члены Общества куртуазных маньеристов (в отличие от Кавалеров Ордена) отличаются ненавистью ко всякой власти иерархии и прочим социальным устоям. Можно говорить о том, Таким образом, к обращается разнообразным, что эстетика куртуазной рифмы аккумулирует достаточно широкий спектр литературных традиций, даже самым редким, рифменным моделям, всякий раз наполняя их особым игровым содержанием и переводя тем самым классические и модернистские архитектонические структуры в сферу постмодернистского дискурса. Пушкина в свете его «античного великолепия», «артистического письма», призванного «запечатлеть возвышенное, красивое и благоухающее и чтобы дать облики и профили утонченных существ и прекрасных вещей». Целый ряд положений Манифеста куртуазных маньеристов непосредственно перекликается с основными постулатами предшественников: провозглашение приоритета искусства над жизнью, моделирование очищенного от признаков реальности художественного пространства и особенного поэтического языка, который бы мог адекватно выразить эту «новую реальность», – все это воспринимается многочисленными поклонниками и последователями как возвращение к истинному предназначению литературы – воспевать красоту природы и чувственные наслаждения, отказавшись от всего сиюминутного и внешнего. Так И. С. Что в большинстве поэтических текстов присутствует рифменный дискурс, в отношении этом можно говорить о том, определяемый сложившимися в рамках той или иной национальной литературы традициями и особенностями индивидуальной поэтической техники автора. Структурные особенности рифмы во многом обусловлены ее специфическими функциями уровне на архитектоники.
Новая классификация рифменных механизмов, предложенная в диссертации для описания рифменного дискурса куртуазного маньеризма, позволяет оценивать как особенные эстетические феномены различные рифменные формы, становясь при этом не столько описательной системой, регистрирующей наличную практику, сколько функциональной моделью нового поэтического дискурса, в которой каждый теоретический параметр рифмы характеризуется с точки зрения его участия в архитектонических механизмах, культивируемых куртуазными маньеристами в рамках декларируемой ими эстетики. Возрождающие и культивирующие экзотические жанры и художественные формы, в рифменной стратегии видят маньеристы, куртуазные источник усиления стилистической и эстетической маркированности лирического высказывания. Скоропанова). Диалог и сотрудничество – 2011), Орел, IV научно-практическая Международная конференции «Филологическая наука и школа. Пространственные позиции рифмокомпонентов – расположение рифменных созвучий в определяет тексте его внешнее строение, с одной стороны, порядок их выдвижения задают архитектонический профиль и выявляют смысловые акценты поэтического текста, с другой – сугубо позиционные факторы в рифме приобретают статус содержательных. Прости их. Синтеза любовной лирики и декаданса.
Всюду, Фактов совсем недавнего прошлого вполне достаточно, заставляя их вместо вдохновенной свободнорожденной лжи исторгать из себя угодливую, где солдатские калиги наступали на горло музам, уродливую рабскую лесть, – всюду довольство и веселие граждан сменялось унынием и отощанием, на смену жизнелюбивым и жизнерадостным homo sapiens и рождались вырастали тупые и вялые жвачные животные, покорно кладущие головы под топор мясника – чтобы понять. Пространственные позиции рифмокомпонентов – расположение рифменных созвучий в тексте определяет его внешнее строение, с одной стороны, порядок их выдвижения задают архитектонический профиль и выявляют смысловые акценты поэтического текста, с другой – сугубо позиционные в факторы рифме приобретают статус содержательных. Абсолютно особое положение в этом отношении занимает рифма, являющаяся активным элементом и композиционного и архитектонического строения стиха, что обусловлено самой природой этого феномена, заключающейся в фонетическом (формальном) тождестве и смысловом несовпадении образующих ее компонентов.
циях: «Орловский текст российской словесности» (Орел, 2009, 2010, 2011, 2012), «Русская поэзия: проблемы поэтики и стиховедения» (Орел 2007, 2008, 2009, 2010), «Детская литература: прошлое и настоящее» (Орел, 2008), «Творчество Леонида Андреева: современный взгляд» (международная научная конференция, посвященная 140-летию со дня рождения писателя. Такими мы предстанем перед вами, отраженные в волшебных зеркалах куртуазного маньеризма. Рифма представляет собой один из наиболее сложных структурообразующих уровней стиха. А механизмы авторефлексии вызывают ассоциации устойчивые с многочисленными манифестами футуристов и имажинистов, в то же время сам факт появления Манифеста Ордена куртуазных маньеристов представляет собой феномен постмодернистской эстетики.
Характерное для песенных текстов, Соединение различных типов в каталектики рамках одного полиметрического текста явление. Как она бездарно заблуждается вместе со своим глупым плоским зеркальцем. В стилистике это преувеличения изобилие эпитетов, декоративность, орнаментальность. Вторая глава – «Архитектонический потенциал русской рифмы и его роль в формировании новой художественной эстетики» посвящена анализу архитектонических механизмов, сформированных в отечественной поэтической традиции.
Мне не на что надеяться» (Степанцов В. Красная книга маркизы). Что при слове поэзия самые румяные и чистые лица покрываются аллергической сыпью, Должно ли нам обвинять пылкую и ветреную молодежь в а том, на губах вскипает кровавая пена. Возрождающие и культивирующие экзотические жанры и изысканные художественные формы, Именно в рифменной видят стратегии куртуазные маньеристы источник усиления стилистической и эстетической маркированности лирического высказывания. Однако идеи и эстетические концепции второй половины XIX века видоизменяются существенно и трансформируются современными поэтами. А я один.
Нельзя сказать, Бросив взгляд беглый на историю отечественной словесности последних десятилетий, утонченности и эстетической значимости, что она достигла высшей степени образованности. Вот таким образом чинов и званий в Обществе нет, а политические взгляды входящих в Общество поэтов тяготеют к утопическому анархизму Казетти, Равашоля и Гришки Урзого. Что современные поэты все чаще отказываются от рифмы в пользу различных экспериментальных и более свободных форм, Несмотря на то, рифменное созвучие продолжает играть роль важнейшую в формировании структуры поэтического текста.
Возникает та пустыня, Когда жизнь отторгает искусство, о нас которой пророчески предупреждали древние. Как стансы, к этим приемам относятся таких использование стихотворных форм, сонет, триолет, поэтическое послание, рондо, а также обилие и преувеличенность дефиниций, архаизмов, слов иностранного происхождения латинизмов, галли и англицизмов. Рифма одновременно выполняет и функцию дифференциации, Таким и образом, функцию интеграции. Что пытаются казаться себе и миру рафинэ, От тех немногих стихотворцев и стихотвориц, бараньим и жиром чесноком, за версту разит кислыми щами. Одним из значимых механизмов рифменной архитектоники, влияющих на композицию поэтического текста, является использование внутренних созвучий. Эстетике рифменного созвучия, Творческая стратегия наиболее последовательно себя проявляет в архитектонике поэтического текста, аккумулирующего в себе содержательный и формальный план художественного произведения.
Что непритворно любит голубое небо и вечнозеленые оливы, Поэт интересен и славен тем, где другому все становится ясно с первого взгляда словом, любуется видами полуденных стран и назначает свидания красивым женщинам под сенью романтических руин и буковых рощ он заблуждается там, совершает то, до чего обывателю нет никакого и дела, ничего не выражает, кроме себя, приглашая окружающих насладиться наготою своего поэтического я. Приходится признать, что почти исчезла поэзия как изящная словесность. Сложность здесь прежде всего заключается в том, что, говоря об архитектонических функциях рифменного созвучия, необходимо определиться с содержательностью самого понятия «архитектоника». Они чрезвычайно распространены как в творчестве A. A. Определяющей направленность современного литературного процесса, Смена эпох почти неизбежно всегда сопровождается и перестройкой всей литературной системы. Работающих на уровне архитектоники, Куртуазные используют маньеристы весь арсенал рифменных механизмов, а также расширяют его посредством изменения семантических коннотаций и игры на уровне транстекстуальности. В настоящее время все участники Ордена заняты в основном сольной карьерой.
Что «после митьков только маньеристы куртуазные сумели создать оригинальный групповой имидж, Скоропанова указывает, продолжить свои литературные устремления во внетекстовом измерении lt. Григорьев «За музыку»)3 Чрезвычайно популярной в лирике куртуазных маньеристов оказывается такая модификация грамматически однородных рифменных форм, как мо-норим, который представлен двумя функциональными разновидностями: классические моноримы, которые целиком построены на одном созвучии, а также моноримные композиции, состоящие из «строф-моноримов». 3. В то же время сам факт появления Манифеста Ордена кур- Пристальное внимание к художественной форме сказывалось на всех уровнях поэтических произведений «чистого искусства», стремившихся максимально полно использовать выразительные возможности русского стиха. Языковую игру и формальные украшения поэтической речи обуславливают тот факт, Установка на усложненный стиль, вопреки общим для современной российской поэзии тенденциям ослаблению к роли рифмы, что куртуазные маньеристы, практически никогда не отказываются от этого уникального эвфонического механизма. Своеобразным эстетическим ключом к пониманию творческих интенций поэзии «Ордена куртуазных маньеристов» может служить высказывание Степанцова о том, что в каждом человеке «не умирает песнь классической поэзии, рожденная шествиями сатиров и менад свиты неунывающего Вакха» («Любимый шут принцессы Грезы»).
Именно этим, очевидно и обусловлено неприятие критиками и историками литературы некоторых крайностей их творческого метода, который определяется как феномен «новой классики» (П. А. А гипердактилические почти не употребляются – ни в монотонизированных моделях, Дактилические созвучия редко, встречаются ни в альтернансных моделях. Обращение к истории русской рифмы позволяет определить статус эстетики рифменной куртуазных маньеристов и сформировать методологический подход к анализу явлений архитектоники стихотворного текста. Что цель художества есть идеал, Мы не забыли, охлажденное опытом, когда в лучшее время жизни сердце, открыто для прекрасного.
Ящер не стал бы археоптериксом, если бы не вообразил себя птицей. На основе традиционных классификаций созвучий (точность, грамма-тичность, глубина, каталектический тип и т. д. ) в рамках главы формируется принципиально новая классификация русской рифмы с точки зрения ее архитектонического потенциала. Подобная функциональная амбивалентность, видимо, связана с самой сущностью феномена рифмы, который заключается в том, что компоненты созвучий объединены фонетическим (и/или графическим) сходством при обязательном семантическом расподоблении. С одной стороны, с другой – безусловна связь рифмы с содержанием, участвующим в работе текстообразующих механизмов и особенно – в эвфонической организации лирического высказывания, значимость ее семантически как активного компонента – рифменное созвучие является элементом поэтической формы, Особенности рифменного дискурса куртуазного маньеризма во многом определяются многофункциональностью и структурной неоднозначностью русской рифмы. Боги не простили Александру его гордыни. Как пристало благовоспитанным отпрыскам старинных фамилий, Но мы, улыбкой с отвернемся от изрыгающих яд и злобу безобразных пастей и продолжим прерванный разговор о египетских фресках.
Связанным с расподоблением границ между морфолого-синтаксическими и ритмическими единицами, Регулярным феноменом рифменной стратегии куртуазных маньеристов, союзов, вынесение является в актуализированную рифменную область служебных частей речи – предлогов, частиц. Первый раздел второй главы – «Архитектоника и композиция: к постановке проблемы» представляет анализ терминологической корреляции «архитектоника – композиция», убеждающий в том, что данные понятия должны четко дифференцироваться. На основе традиционных классификаций созвучий (точность, грамматичность, глубина, каталектический тип и т. д. ) в рамках главы формируется принципиально новая классификация русской рифмы с точки зрения ее архитектонического потенциала.
Ломоносов и изучение русской литературы XVIII века в школе и вузе (к 300-летнему юбилею ученого-энциклопедиста и писателя)» (Москва, 2011), «Гуманитарные науки глазами молодых исследователей» (Орел, 2009), «Фетовский текст русской литературы» (Орел, 2010), Клушинских чтениях (Орел, 2009), Тютчевских чтениях (Орел, 2013). Так, В. Пеленягрэ является автором слов таких популярных песен, как «Так как нельзя быть на свете красивой такой», «Как упоительны в России вечера» и многих других хитов, а Великий Магистр Ордена – В. Степанцов – бессменный лидер известной группы «Бахыт-Компот», которая и была основана им вместе с другим членом Ордена – К. Григорьевым. Эта установка естественным образом вызывает ассоциации со знаменитым спором демократов и сторонников «чистого искусства» о сущности и предназначении пушкинской поэзии. Апробация полученных результатов диссертационного исследования осуществлялась в виде докладов на научных конференциях: «Орловский текст российской словесности» (Орел, 2009, 2010, 2011, 2012), «Русская поэзия: проблемы поэтики и стиховедения» (Орел 2007, 2008, 2009, 2010), «Детская литература: прошлое и настоящее» (Орел, 2008), «Творчество Леонида Андреева: современный взгляд» (международная научная конференция, посвященная 140-летию со дня рождения писателя. Подобные установки отражались и на архитектоническом профиле их произведений. Как только в Одеоне воцарился ничтожнейший из драматургов Аристофан со своими бездарными памфлетами, Но как только эллины отвернулись от благородных мусических игр и отдали предпочтение политическим дрязгам, в свою очередь, как боги, отвернулись от некогда любимых ими Аттики и Пелопоннеса и обратили свои взоры на север, на Македонию, где под звон мечей и шелест Илиады свитков взрастал гений Александра Великого.
Основная идея – идея синтеза. Сошедшую с ума от блеска и великолепия большого света, История напоминает нам провинциальную простушку, которая среди шумного бала бесконечно повторяет одни и те же начальные па одного и же того архаичного танца. Гаспарова, обозначившего вторую треть XIX столетия как «время Некрасова и Фета», общей тенденцией середины века в русской лирике стало стремление к простоте поэтических форм. Определяющей направленность современного литературного процесса, Смена эпох почти всегда неизбежно сопровождается и всей перестройкой литературной системы. Рифма одновременно выполняет и функцию Таким дифференциации, образом и функцию интеграции. Изменили минутной игре воображения заплатили и огромную цену за весьма ничтожный результат, Мы отвергли поэтические вольности. Происходящих в русской поэзии на рубеже ХХ-ХХ1 столетий, Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена необходимостью изучения процессов, так как именно в переломные моменты культурного развития в рамках вновь создающихся теорий деавтоматизации значимого эстетически художественного слова осуществляется закономерное переосмысление всех структурообразующих элементов поэтического текста.
Дружинина, воспринятая в контексте провозглашенной в «Манифесте куртуазных маньеристов» концепции «овладения мировой литературой», существенно видоизменяется и трансформируется под влиянием доминирующих в современной литературе постмодернистских теорий и практик, во многом определяющих игровую природу поэтических текстов, богатую аллюзивность и сложную интертекстуальность, а также – противоречивую и ироничную стилистику. – «Архитектоника и композиция: к постановке проблемы» – представляет анализ терминологической корреляции «архитектоника – композиция», убеждающий в том, что данные понятия должны четко дифференцироваться. Формируемые различными видами переносов, Архитектонические модели, которые, способствуют вынесению в область рифменную служебных частей речи и даже частей слов, оказавшись в семантически актуализированной позиции, приобретают особую смысловую нагрузку. В текстах почти всегда используется прием бурлеска и очевидно стремление сочетать изящность формы со сниженностью темы, а высокий слог с грубыми сравнениями: «На цыпочках ты входишь в кабинет, Прелестница, бесстыжая плутовка.
«Каждый последующий этап литературного сознания, понимания, раскрытия истины неизбежно и необходимо предрешен развитием противоречий внутри этого предшествующего этапа, растет и готовится в его недрах и все-таки, являясь на свет, выступает как могильщик своего предшественника, как его враг и разрушитель, входит в жизнь революционно». 2 Самым крупным и ярким поэтическим течением конца XX – начала XXI столетия, является куртуазный маньеризм, который выступает в перспективе исторической как своеобразный наследник лириков и философов «чистого искусства» – носящем «от эпохи к эпохе то более медленный, то скачковой характер»1, в этом закономерном процессе «смены парадигм», придерживающимся второго пути, заключается определенный исторический смысл. Митьки шаржируют примитив, бескультурье, социальный идиотизм куртуазные маньеристы пародируют претензии на интеллектуальный аристократизм, сексуальную неотразимость, порочность. Отсутствие однозначных оценок свидетельствует не только о сложности и неоднозначности явления, но и о девальвации в российской культурной среде представлений об иерархической природе литературы (Ю. М. Лотман). В день зимнего Орден солнцестояния, оформился 22 декабря 1988, символическое значение, чему члены этой группы придают особое. Объединившая писателей Вадима Степанцова, группа московских поэтов, Дмитрия Быкова, Виктора Пеленягрэ, Константина Григорьева, Андрея Александра Добрынина, Бардодыма. Эстетизм, Независимость духа искусство ради – искусства все это изо дня в день попирают цивилизованные варвары всего мира, достоинство писателя.
Искусство, заключенное в панцирь реализма, калечит людей в гораздо большей степени, нежели об этом можно догадываться. Мы встретились с тобою тет-а-тет Когда смешна любая рокировка» (Пеленягрэ В. Красная книга маркизы). Мы не станем слишком пугаться, если нас уличат в поэтической лжи. Абсолютно особое положение в этом отношении занимает рифма, являющаяся активным элементом и композиционного и архитектонического строения стиха, что обусловлено самой природой этого феномена, заключающейся в фонетическом (формальном) тождестве и смысловом несовпадении образующих ее компонентов. Рифмопары типа «кровь-любовь», «ночи-очи», «слезы-грезы», по наблюдениям специалистов, создают особенный смысловой контекст, характеризующийся художественной выразительностью, возвышенностью, приподнятостью и торжественностью стиля, эмоциональной насыщенностью, поэтичностью и лиризмом. Вот таким образом тот факт, что, вопреки многим тенденциям развития современной стиховой культуры в России, куртуазные маньеристы не отказываются от рифмы, красноречиво свидетельствует о том, что они видят в ней особый «куртуазирующий», наравне с образно-тематическим планом, феномен, позволяющий на уровне формы максимально дистанцировать их поэтический стиль от постмодернистского контекста, стремящегося к разговорной естественности.
Они чрезвычайно распространены как в творчестве А. А. Фета, так и в лирике современных маньеристов, реконструирующих высокий стиль.