В своих исканиях Понтормо выходит за пределы идеально-возвышенного стиля флорентийской живописи, сближается с мастерами террафермы, предвосхитившими Караваджо. Фрески сохранились настолько плохо, к сожалению, что можно только судить об их общем характере. Натиска реакции, Но в условиях обостряющихся социальных противоречий, столь чуткий и восприимчивый мастер, характеризующих жизнь Флоренции 1520-х годов, Понтормо, как не смог сохранить гармонически ясное восприятие мира. Недаром во многих его портретах блестяще, с натуралистической иллюзорностью выписанные аксессуары привлекают более пристальное внимание художника и становятся более выразительными, чем лицо таково великолепное парчовое платье в портрете Элеоноры Толедской с сыном Джованни или виртуозно написанная прозрачная полосатая ткань в женском портрете из Турина (1550-е годы). Во Флоренции Перино дель Вага предложил один из вариантов нового идеала «maniera» в своем картоне «Мученичество десяти тысяч». Фигуры искусственно удлинены, Вертикали и диагонали подчеркнуты их скульптурная, моделировка жесткая.
В 1530 по приглашению Франциска 1 Россо во отправляется Францию, Наконец, что он был одним из самых оригинальных и значительных декораторов своего времени, в замок Фонтенбло его росписи здесь лишний раз доказывают. Почти для всех этих художников итальянская культура имела первостепенное значение, однако она не затронула основных (как, например, для Голциуса) качеств северного реализма: мифологические сюжеты представляют в этом смысле разительный контраст с портретами. Слишком крупные фигуры не умещаются в отведенных им границах, произвольно срезаются рамой либо зрительно 171выпадают187 из плоскости картины. Кроме картин (фресок), написанных непосредственно на стенах помещений используются также и орнаменты. Широко распространенные в гравюре, они оказали глубокое влияние на целое поколение художников (Микеланджело Ансельми, Джироламо Маццола-Бедоли, Лелио Орси, Якопо Бертойя), в искусстве которых переплелись грация и фантазия (Бертойя – Палаццо дель Джардино в Парме). В основном, маньеризм позиционируются как промежуточный стиль между монументальными классическими формами в декоре интерьеров эпохи Возрождения (Ренессанс) и новым величественным и торжественным стилем, который стремится к пафосу и роскоши – к стилю Барокко.
Испании, Благодаря деятельности некоторых итальянских художников во Франции и Чехии других странах маньеризм стал общеевропейским течением. Никколо дель Аббате исполнил эскизы декораций в Модене и в Палаццо Поджи в Болонье («Пейзажный зал», «Концертный зал»). В декоре Палаццо Веккио Вазари использует все возможности орнамента известные в ту эпоху, для обрамления композиций (гротеск, натюрморты, пейзажи имитация скульптуры).
Усиленный прозрачными тканями и роскошными драгоценностями, Обнаженные Кранаха имеют эротический откровенно акцент. Испанцы восхищаются произведениями Себастьяно дель Пьомбо, которые были хорошо известны и часто копировались и которые оказали воздействие на сложение глубоко религиозного монументального стиля (Висенте Масип – «Пьета», Сегорбе, собор). Удовлетворения вкусов богатых заказчиков, Ради демонстрации фантазии и техники, художники-ювелиры искали новые материалы и технические приемы, приобретавших дорогие курьезы для своих кунсткамер, сочетали золото и серебро драгоценные камни с жемчугом и кораллами, перламутром и черным деревом. Занимающие значительное место в развитии его в творчества, ходе своих поисков Понтормо исполнял рисунки. Выразительность их работ – типично маньеристическле их произведения отличаются также необычайной тонкостью исполнения, Резкие цвета, но к нему относятся художники Дунайской школы, которая часто предвосхищает искусство XVIII в. В Дюрер Германии и Гольбейн избежали маньеризма, объединяющей самых разных мастеров безотносительно к дунайскому региону – от Кранаха до Вольфа Губера, – которые писали фантастические пейзажи. Которые противостояли теориям, Наряду с интерпретациями социологического характера (Антал, 1948 Хаузер, 1954 Ф. Вюртембергер, 1962), относительно независимую от социального контекста (Куртиус, 1947 Хоке, 1957), видящим маньеризме в постоянную тенденцию человеческого духа, были предложены и стилистические (влияние готики, Дюрера, Донателло, античности), литературные и философские истолкования (роль академий, меценатства, церкви, двора, религиозных орденов).
Блестящим центром позднего маньеризма была Прага Рудольф II, по примеру Франциска 1, собрал при своем дворе замечательных художников и художественную коллекцию. Некая ограниченность идей никаким образом не соответствуют присущей технике филигранной стиля, Повторение и вторичность замыслов, высокому мастерству и виртуозности манеры. Подобную трансформацию невозможно объяснить только изображения подчинением орнаментальным задачам. aspro a vedere 8212 171жестко для зрения187). Однако, согласно В. Фридляндеру (1915), маньеризм – это исключительно антиклассический стиль par excellence, чьи истоки восходят к Понтормо, Россо, Пармиджанино и который противоположен идеалу ренессансной гармонии. К первой волне маньеризма относится Джузеппе делла Порта Сальвиати, чьи отношения с венецианским искусством были интерпретированы по-разному (большая часть его росписей не сохранилась, в частности росписи на вилле деи Фриули в Тревизе, 1542, программа которых предвосхищает работы Дзе- лотти и Веронезе в Соранца).
На какое-то мгновение Рафаэль сумел дать идеальные образцы пластического равновесия и гармонии, но в 1520 г. Рафаэля не стало и образовался вакуум, который заполнили его слабые ученики. mow 8212 рукав). Что коренным образом отличает их произведения от внешне похожих опусов маньеристов Л. Камбьязо и Дж, Однако в рисунках названных художников 171кубизм187 объясняется стремлением изучить человеческой ракурсы фигуры в перспективе. Опытам которых предшествовало искусство Романистами, Госсарта, который сумел ассимилировать итальянскую культуру, предводительствовал Франс Флорис, оставаясь верным своему мощному темпераменту, оградившему его от академизма, где увязла, к сожалению, его школа. Фонтан 171Нептун187 или 171Бьянконе187 (итал. Несбыточно, Искусство Ренессанса идеалистично, не оно соответствовало исторической реальности. Известно, что Пармиджанино увлекался кабалистикой и алхимией (это тоже характерная черта эпохи). Именно таков был 171рудолъфинский стиль187 в Праге конца XVI 8212 начала XVII вв.
Все эти тенденции с успехом использовали его ученики. до н. э. в целом несет в себе качество маньеристичного мышления. Работы в Галуццо свидетельствуют о нарастающей творческой трагедии Понтормо. В 1789 г. аббат Л. Ланци, хранитель галереи Уффици во Флоренции, в полемике о спиритуалистическом (церковном) и гедонистическом (светском) искусстве для обозначения кризисных тенденций предложил слово 171manierismo187. Так же внезапно закончилось в 1530-х гг.
В этом же смысле пользовались термином 171maniera187 итальянский художник теоретик и Классицизма Дж. После 1530 маньеризм охватывает почти всю Европу. То фламандцы господствовали в портрета искусстве Если итальянцы играли ведущую роль в декорации, которое особенно интенсивно развивалось в годы правления королевы Елизаветы 1. Полное глубокого, Это одно из самых трагических произведений итальянского искусства 16 выраженного века, Понтормо с большой эмоциональной силой, мучительного отчаяния. Лишенные теперь опоры в действительности, Но, завершаются постоянными неудачами, творческими они становятся бесплодными. Понтормо выступает первоначально как новатор, смелый Мастер огромного дарования и большой искренности, стремящийся найти новые пути для искусства Возрождения.
Слишком оригинальные, чтобы нравиться, эти художники пользовались меньшей популярностью, чем приятный стиль Моралеса, автора традиционных изображений «Пьеты». Он использовал термин «маньеризм» для обозначения искусства, которое изменяет правде без какой бы то ни было оригинальности и которое основано на имитации и повторении. Его последующие произведения свидетельствуют о все более нарастающем субъективизме (монастырь Галуццо, после 1522 фреска «Вертумн и Помона» на вилле Медичи в Поджо-а-Кайано, 1521). Поразить, удивить так, чтобы никто не мог догадаться, как это сделано – например, в более широком значении маньеризмом называют, как венецианское стеклоделие, такое яркое явление в где искусстве, композиция подчиняется одной главной идее 8212 технической изощренности, виртуозности.
Термин 171maniera187 стал специфическое приобретать значение уже к середине XVI в. Венецианские художники употребляли словосочетание 171maniera nuova187 (итал. Вызывающих у зрителя ощущение беспокойства структурных решений, в Маньеризм архитектуре выражает себя в нарушениях ренессансной сбалансированности использовании архитектонически не мотивированных, элементов гротеска. Эта необычная для Италии картина кульминацией является новаторских реалистических исканий Понтормо, с одной стороны.
Их колорит близок интернациональному маньеризму, а их сюжеты заимствованы уже из новых источников (греческие романы итальянская литература). В «Положении во гроб» и «Встрече Марии и Елизаветы» (15281530 Карминьяно) последних своих значительных произведениях Понтормо выступает как один из основоположников маньеризма. Воздухом, в архитектуре открываются новые возможности композиции связи с пейзажем, пространством, светом. Современные исследователи выделяют течение маньеризма (Россо, Пармиджанино, Перино дель Вага) с его изысканными формами, отличными от ренессансного искусства Леонардо, Рафаэля и Микеланджело. Большинство произведений той эпохи, к сожалению, не сохранилось.
Другой известный итальянский художник и теоретик 8212 Федерико Цуккаро (ок. Благодаря великим художникам (Франсуа Клуэ) был также создан тип мифологического придворного портрета, полного утонченного эротизма («Дама за туалетом», Дижон, Музей изящных искусств). Но также драматическая экспрессия, в нем их привлекала не только красота мотивов поз или поэтика светотеней и утонченность деталей. Что маньеризм, Важно отразил отметить, важное преобразование искусства и литературы от средних веков к Новому времени, в очень яркой и выразительной форме.
Что не случайно Маньеризм получил мощное развитие в Италии, X. Вёльфлин в 1922 г. писал о том, где 171культ пластики обнаженного тела был особенно развит8230 в движении фигур у Леонардо и Микеланжело8230 мгновенье каждое грозит перейти в искусственность и манерность187. Как, Тогда же расцвели и чисто жанры английские живописи, аллегорические королевские портреты, например, своего рода светские, политизированные иконы. Однако комбинации традиционных элементов 171свидетельствуют о новом абсолютно содержании187.
Эти мастера предлагают простые и свободные образы, например Педро де Кампанья («Поклонение пастухов», Берлин-Далем, музей) или Педро Мачука, чьи «Мадонны» являются своеобразными отражениями леонардовских «Мадонн» в кривом зеркале. Россо с его стремлением к совершенной независимости, несмотря на некоторые заимствования у флорентийских мастеров (Фра Бартоломео, Андреа дель Сарто) и на его преклонение перед Микеланджело, можно назвать художником без учителя («Успение», 1517, Флоренция, ц. Сантиссима Аннунциата «Мадонна со святыми», 1518, Флоренция, Уффици). К отказу от традиций, ренессансных Уже в 1520-е годы постоянно усиливающееся чувство жизненного разлада приводит его к глубокому творческому кризису. Которое было стилем с отчетливой тенденцией отхода от середины, Историки отмечают трудность в понятия определении маньеризма, от уравновешенности Высокого Возрождения. Полидоро да Караваджо работал в модном тогда жанре живописи на фасадах дворцов и через античность открыл пейзажа жанр (ц. И в то же время, помещая своих героев па отвлеченном темном фоне, вырывая их из мрака холодным мерцающим светом исходящим из символического «ока», Понтормо переносит действие в некую ирреальную среду. 171Мадонна с длинной шеей187, согласно последнему толкованию, представляет собой аллегорию Пъеты (оплакивания Христа).
Но около 1390 понятие «maniera» появляется у Ченнинни и Вазари для обозначения индивидуального стиля художника («манера» Джотто, например). Итальянские уроки были восприняты также Михелем ван Кокси, Ламбертом Ломбардом, Мартином де Восом, Пьетро Кандидо (Питер де Витте). Особенный вклад в развитие маньеризма внесли лучшие ученики Рафаэля. Знаменитая картина Пармиджанино 171Мадонна с длинной шеей187 толкуется по-разному. В качестве фона, Стена здания нейтрально, воспринимается рельефный или в технике сграффито, на который накладывается узор 8212 лепной.
171принужденный, насильственный187). характеризуется превалированием формы над содержанием. Наряду с интерпретациями социологического характера (Антал, 1948 Хаузер, 1954 Ф. Вюртембергер, 1962), которые противостояли теориям, видящим в маньеризме постоянную тенденцию человеческого духа, относительно независимую от социального контекста (Куртиус, 1947 Хоке, 1957), были предложены и стилистические (влияние готики, Дюрера, Донателло, античности), литературные и философские истолкования (роль академий, меценатства, церкви, двора, религиозных орденов). Мотивы своих композиций Кранах заимствует из Италии, но пишет их с готической строгостью рисунка и холодностью, что придает его работам особое очарование. Сюжетом, Движение фигур чаще всего не мотивировано смыслом, декоративному ритму линий187, 171змеевидных оно подчиняется орнаментальной идее. Орнаментальное обрамление, значение которого было иногда важнее самой картины, было характерно для беллифонтеновского стиля и пользовалось таким огромным успехом, что распространилось и на многие другие виды искусства (оружие, книги, миниатюры, мебель, ювелирные изделия).
Первым испанским художником, заинтересовавшим историков маньеризма, был, однако, Эль Греко. Украшая ее чеканкой и как гравировкой большое ювелирное изделие, Не случайно после отливки статуй из бронзы Челлини полировал их поверхность. Полными ужаса глазами, Предстающие перед нами юноши с искаженными лицами, над склоняющиеся телом Христа, женщины, теряют и внутреннюю силу и жизненную конкретность образов раннего Понтормо, приобретают отвлеченно-идеальный характер. Кроме того, Пармиджанино оказал влияние и на Якопо и Леандро Бассано (Я.
Среди них были такие известные личности, как Джулио Романо и Перино дель Вага. Отсюда, в частности, термин 171манерный маньеризм187 (maniere manierismo), предложенный в 1963 г. Дж. В бесконечно разнообразной декоративной системе и стукко фреска соединяются абсолютно по-новому. Эти взгляды разделяли болонец Мальвазия (1678) и флорентиец Бальдинуччи (1681).
Стукковый и фресковый декор Фонтенбло имитировался в замках (замок Уарон), но часто из экономии исполнялся в живописи (замок Экуан). Экспрессии, Своей творческой оригинальностью в области композиции, Россо и Беккафуми очень отличались от художников, цвета и света Понтормо, работавших во Флоренции во второй половине XVI в., когда в среде Медичи придворное развивалось искусство. Но вскоре они коснулись и европейской живописи (школа Фонтенбло, нидерландская школа). Маньеризм разрушил классические основы искусства, Согласно первой и, сложившиеся в эпоху Возрождения, не создав ничего нового, подготовил почву для стиля Барокко, апогей которого в Италии приходится на середину в. По XVII второй концепции, Маньеризм и Барокко развивались в искусстве Италии параллельно, взаимодействуя и дополняя друг друга.
Одним из них был Амико Аспертини искусство которого имело самые разные источники (в частности, античность) и чья эмоциональность и свобода выражения кажутся такими современными и такими безнадежными («Пьета», Болонья, ц. Сан-Петронио, ораторий Санта-Чечилия, ц. Сан-Джакомо Маджоре). Гротеск в данном случае не причудливое, комичное и ужасное смешение и доведение до предела сочетания реального и фантастического, а следование образцам настенной росписи, найденным при раскопках античного Рима (гротескам, то есть произведениям искусства, найденным в гротах). Эротичное, Странное, чем Фонтенбло, в драгоценное ценилось здесь еще больше и под кистью Спрангера, Хайнца, Ханса фон Ахена приобретало часто слишком навязчивое очарование. Художник Якопо Понтормо с года 1507 жил и работал во Флоренции и окрестностях в конце 30-х годов 16 века жил в Риме. Через некоторое время стиль обрел популярность во Франции и других странах Европы.
171обусловленными скорее добровольным отречением, Однако наряду с этими отрицательными чертами, М. Дворжак находит и значение, положительное чем недостатком умения187, заключающееся в особенной духовности, 171устремлении ввысь187, утонченности и спиритуализме, подготовившими невероятный взлет истинно религиозного искусства Барокко. Типичная и для других ранних произведений Понтормо, эмоциональная Эта насыщенность образов, сближает молодого мастера при всей разнице в масштабе их дарований с Микеланджело. Сиенец Доменико Беккафуми, мастер росписей в светских интерьерах (Палаццо Бинди-Сегарди, Палаццо Публико в Сиене) и картин на религиозные сюжеты («Обручение Марии», Сиена, Нац. Атмосфера духовного напряжения в картинах Греко Эль – уникальное качество в живописи того времени. Благодаря мудрой художественной политике королей Фонтенбло в развивался один из важнейших центров маньеризма. В Лоджиях Ватикана под быстрой кистью Джованни да Удине расцветает населенный гротесками мир «Золотого дома» Нерона, а на вилле Фарнезина или Стуффетта кардинала Бибиены можно видеть счастливый мифологический мир.
Подобное отношение было и к Рафаэлю. Интеллектуальным и блестящим портретистом был Бронзино с его искусно рассчитанной элегантностью и холодностью («Бартоломео» и «Лукреция Панчиатики», Флоренция, Уффици), совершенным рисунком («Снятие с креста», Безансон, Музей изящных искусств), сложными аллегориями, отражающими хрупкий придворный и академический идеал («Аллегория», Лондон, Нац. 171Рисунок есть знак Бога в нас187). Существуют версии, в которых начало маньеризма ассоциируют с разбоями в Риме в 1527 года. После 1540 года Бронзино выполнил фрески в Палаццо Веккьо во Флоренции («Поклонение кресту с бронзовой змеей», «Моисей иссекает воду из скалы», «Архангел Михаил», «Гирлянда с ангелами» и другие).
На вилле д8217Эсте в Тиволи существовал фонтан Рометта (итал. Другие 8212 зашифрованную аллегорию. Бассано – «Казнь Иоанна Крестителя», Копенгаген, Гос. Ланци опирался именно на эту негативную интерпретацию. Своеобразно проявлялись маньеристические тенденции в искусстве XVI-XVII вв.
Уже Понтормо в своих росписях брачного зала Франческо Боргерини («История Иосифа») показал, каким образом можно разбить пространство и передать экспрессивную мощь фигур. Применяемый в гравюре, в гобеленах, новый беллифонтеновский стиль пользовался огромным успехом и немногие французские художники избежали его влияния (Франсуа Клуэ, Кузен). Вначале эти исследования затронули лишь итальянское искусство: «История итальянской живописи» Адольфо Вентури, а также работы X. Восса, Р. Лонги, Дж. Прозванный Малоссо, Последним маньеристом Кремоны был Тротти, позднее который стал развиваться в сторону академизма братьев Карраччи. Внутри помещений повсюду можно встретить различные орнаменты.
Как и в архитектуре, в скульптуре, несоразмерности и даже несуразности отношений величин, проявляется смешения тенденция масштабов. Возникло и развивалось вследствие кризиса идеалов 171Высокого Возрождения187 в Италии. В 1523 г., спасаясь от эпидемии чумы, Понтормо вместе со своим лучшим учеником Аньоло Бронзино (1503-1572), также ярким представителем флорентийского Маньеризма, поселился в Чертозе ди Валь д8217Эма, монастыре картезианского ордена, где создал фрески, проникнутые экзальтацией и мистикой. Таким образом, Специфически-маньеристскую можно динамику, определить в качестве переходной от тектоничной в искусстве римского классицизма периода Высокого Возрождения к атектоничной периода Барокко. Необычная острота восприятия натуры, готическими изгибами силуэтов фигур – пластическая сила лепки объемов соединяются теперь с повышенной эмоциональностью линейного ритма, Противоречивым и двойственным изобразительный становится язык художника. 171редкостное и замысловатое187 главным стало эстетическим критерием в работе этих мастеров.
Построенный на диссонансах холодных, Высветленный колорит, бледно-лилового, прозрачных тоноврозовато-красного, зеленого, светло-голубого, увеличивает ирреальность всего изображенного. Кампанья и Мачука стало возможным благодаря усилиям современных исследователей, Переосмысление Берругете, роли рассматривающих Флоренцию как родину маньеризма. Позы его персонажей переусложнены, Анджело Композициям Бронзино свойственна также преувеличенная экспрессия их движения напряжены. Что эстетическая теория Ф. Цуккаро, Показательно стала также, затем программой стиля Барокко, сформировавшаяся в русле искусства Маньеризма.
Все это делалось не в целях экономии. А около 1512 года юноша становится Андреа помощником дель Сарто, Первым его учителем был Леонардо да Винчи. Бриганти (1961). (итал. Таким образом, маньеризм далек от единообразия он обладал огромным богатством (ломбардский, римский, генуэзский, неаполитанский и т. д. маньеризм) и был широко распространен, завоевав практически всю Европу.
Но, Во всем этом видится какая-то беспорядочность, странная и стихийный натурализм, одновременно. пинакотека). Наутилусы, в моду диковинные, входили 171кокосовые187 и 171виноградные187 кубки – экзотические вещи. Незавершенная колоннада на дальнем плане (выглядит как одна надломленная колонна) 8212 символ преждевременно оборванной жизни. Его стиль отличается нервозностью, экспрессией композиции неуравновешены, эксцентричны. Это производит 171странное, путаное впечатление187.
linea serpentinata). Которые он открыл, Рафаэлю обязан своим рождением и интерес к античным росписям, руководителем будучи раскопок римских руин на Палатинском холме. Логика построения композиции, Архитектоника, причудам мастера и заказчика, место уступала произволу. Формирование Понтормо-художника граничит с лучшими традициями флорентийского искусства.
Демонстрации мастерства, Художники в вынужденной конкуренции друг с другом прибегать начинали к внешним эффектам, оригинальности манеры, виртуозной техники. Вазари в XVI в. критиковал живописцев кватроченто (XV в. ) за излишнюю строгость, графичностъ, скованность формы (итал. Отсюда впечатление надуманности искусственности. Его эскизы (Париж, Лувр, Кабинет рисунков) демонстрируют любопытную адаптацию стиля Россо и Приматиччо. Монторсоли. Этот оригинальный декоративный стиль, получивший название «французская манера», полностью проявился в замке Фонтенбло, где он был разработан под руководством итальянцев.
Эта тенденция приведет Понтормо к иррациональному искусству, безуспешно соперничавшему с искусством Микеланджело и замкнет художника в полном одиночестве, личном и творческом (хор ц. Сан-Лоренцо). Пространственно-смысловые связи рвутся, композиция читается с трудом. Репрезентативные, виртуозные по исполнению портреты Анджело Бронзино принадлежат к числу самых ярких страниц искусства зрелого маньеризма. Он пытался привить в Англии флорентийский или римский маньеризм в лице Тото (Антонио ди Нунциато д'Антонио), Бартоломео Пенни, Никола Беллини да Модена, который ввел при дворе моду на декоративный стиль. В XX в. результаты этих исследований стали доступны широкой публике, благодаря серии больших выставок (Неаполь, 1952 Амстердам, 1955 Манчестер, 1964 Париж, 1965-1966).
В 1540-х годах маньеризм получил особую популярность при итальянских дворах. 8212 (итал. В этот период происходит интенсивное развитие новых жанров изобразительного искусства: пейзажа, портрета, в том числе костюмированного и театрализованного, вновь входят в моду персонажи 171Коммедиа делъ Арте187.
Существуют две концепции развития искусства в постренессансный период. Его скульптурные работы также были образцами для маньеристов: от «Давида» до поздней «Пьеты». Лили Фрёлих-Бум показала (1921) поиски чистого искусства идущие от Пармиджанино и параллельные барочной тенденции, восходящей к Микеланджело она проследила международное рапсространение маньеризма во всех видах художественного творчества. Рисунка, Они черпали у этих мастеров смелость композиций, что вело их еще дальше своих предшественников, цвета, Пьеро ди Козимо или Филиппино чьи Липпи иконография и живописный стиль уже представляли собой поразительный контраст уравновешенному искусству Фра Бартоломео, наследника классического флорентийского стиля. Выдающимся живописцем и рисовальщиком раннего флорентийского Маньеризма был Якопо Понтормо (1494-1557). Брачелли. Он создает ирреальный мир, в котором всегда присутствуют личные эмоции художника (Венеция, Скуола ди Сан-Рокко и Дворец дожей). Который зависит только от судьбы, своей Человек в творениях маньеристов изображается беспомощным.
Маньеризм в архитектуре проявляется также в произвольном смешении и алогичном использовании элементов различных ордеров, романских и готических архаизмов. Росписи в «Станца д'Элиодоро» (1511-1514) ив «Станца дель Инчендио» (1511-1517) с их драматической атмосферой изысканностью композиций и движения пленили молодых художников гораздо больше, чем классическое совершенство фресок в «Станца делла Синьятура» (1511). Понтормо пронизывает ее сильным движением, Располагая группу людей полукругом, тесным почти стремительность, превращая во взволнованную толпу фигурам Марии и Елизаветы он сообщает порывистость, раскрывающую большое и искреннее чувство.
Однако прилагательное «маньеристический» более древнее – оно впервые встречается у француза Фреара де Шамбре в 1662. По утверждению маньериста Дж. Главным образом фламандцев, Генрих VIII приглашал в свою страну иностранцев и итальянцев, знаменитых своей исключительной техникой истинными считавшихся создателями современного искусства. 1558-1560), Амманати, пересекающий колонны, в котором руст, само обесценивает понятие классического ордера. Сан-Сильвестро аль Квиринале). Они нередко появлялись в домах знатных особ и правителей. Здесь можно вспомнить, что и Дж.
По тем временам недолго, всего каких-то двадцать пять лет. У обоих авторов использование этих терминов граничит с негативной оценкой стиля той эпохи. В росписях Зала Константина, созданных после смерти Рафаэля его помощниками под руководством Джулио Романо, полностью отвергается уравновешенность Ренессанса. Понтормо одна из самых значительных, противоречивых и трагических фигур во флорентийском искусстве 16 века. Действительно, эти художники (Энгебрехтс и др. ) предвосхищают итальянизирующее искусство Питера Куке ван Алста, Скореля, увлеченного античностью и Италией, а также эклектизм Хемскерка.
Поздний период творчества мастера убедительно свидетельствует о характере негативном эстетических принципов маньеризма. Заказывавших украшение своих дворцов, Для людей, ничего не стоило прикупить пару-другую работ знаменитых современных им или скульпторов резчиков по камню. Собственный изысканно-утонченный стиль, но также с пристрастием ко всему необычному, странному, создал художник из Пармы Франческо Маццола по прозванию Пармиджанино (1503-1540). От maniera – манера, направление manierismo, в западноевропейском искусстве 16 в., стиль), отразившее кризис гуманистической культуры Возрождения.
Международное распространение маньеризма. В интерьере стиля маньеризм, в первую очередь, привлекает ваше внимание применение в декоре помещений (светских интерьеров, а не храмовых) росписи. Маньеризм возник как результат кризисных процессов в общественно-политической сфере, в мере, какой-то моральной и религиозной сферах, которые были характерны для периода позднего Возрождения с его нестабильностью в социальной.
В живописи Кремоны ведущее положение занимала семья Кампи (Антонио, Виченцо, Бернардино), которая работала в русле мантуанских и пармских тенденций и для которой важную роль сыграли контакты с Миланом (особенно для Бернардино, который в 1550-1556 жил в Милане). Его виртуозное композиционное мастерство ярко проявляется во фресках с буколическими аллегориями на вилле в Поджо-а-Каяно (1520). В работах маньеристов изображалось их видение мира как катастрофического, нелогичного. Они положили начало течению «эксцентричных» флорентийцев или необычных графических штудий скульптора Б. Бандинелли.
Ввести аксессуары, Бронзино великолепно умеет импозантную построить композицию, придать своим героям высокомерную небрежность, подчеркивающие сословное положение модели, утонченный аристократизм и при всей идеализации сохранить убедительное портретное сходство. Так же молодые художники изучали искусс- тво Леонардо, восходящее еще к XV в. Его самые знаменитые произведения также стали источником вдохновения маньеристов («Поклонение волхвов», «Мадонна в скалах», «Леда», картон «Битва при Ангьяри»). Чем для флорентийцев, Однако отказ от классицизма был легок более для испанца Алонсо Берругете, поощряемых работами Микеланджело и Рафаэля. Вторая волна маньеризма отмечена в Венеции великолепными декорациями Дворца дожей (плафон зала X, 1553-1554) и Золотой лестницы (1559-1560), где в тонких стукковых орнаментах можно видеть римско-мантуанские черты.
Знатные заказчики Бронзино как бы отделены от зрителя невидимым расстоянием застылость их поз, бесстрастие лиц, богатство одежд, жесты прекрасных праздных рук – словно внешняя оболочка, скрывающая внутреннюю ущербную жизнь. После 1530 года Понтормо остается чуждым складывающейся придворной культуре в уединении своей мастерской, окруженный непониманием современников, он продолжает одинокие поиски. Ограничившей задачу портретиста запечатленном официально-парадного облика человека, Но в портретах Бронзино отчетливо и сказывается воздействие жестких требований придворной культуры, его сословного величия. Петра» и «Обращение Павла»), но также и его зрелые произведения («Мадонна Дони», Флоренция, Уффици, 1504-1506 картон «Битва при Кашине», 1504 роспись свода Сикстинской капеллы, 1508-1512).
Мир предстаёт неустойчивым, шатким, в состоянии распада. Зачастую он подразумевает осмысленное пренебрежение правилами существующими и классическими традициями. Россо, Приматиччо и их помощники Лука Пенни и Никколо дель'Аббате работали во всех жанрах мифологические сюжеты, ню, пейзажи. Б. Виппер отмечает, что 171тело здания остается как будто неизменным187.
Вещественностью, Стремление к видению 171эксцентрическому пространства187 соединялось 8212 увлечением натурализмом, аффектация иллюзорностью гиперболизация, пренебрежение к эстоверности 8212 с мелочной детализацией и, смакованием незначительных подобностей. Постепенно в итальянской архитектуре XVI в. начинает преобладать не тектоническое, а живописное и 171узорно-декоративное187 (термин Б. Виппера) начала. Основателей венецианской школы 8212 Дж, 171новая манера187) для обозначения стиля современных работы художников в отличие от старшего поколения. Отмечая закат классического искусства, начавшийся, по его мнению, еще в IV в., М. Дворжак приводит латинское изречение: 171Si parva licet componere magnis187 (171Когда ничтожным бывает позволено создавать великое187) и подчеркивает, что скудость идей не вызывает уменьшения количества художественных произведений. Венеция, Генуя и Милан.
В XVI в. терминов «маньеристический» и «маньеризм» не существовало. Например Франческо Сальвиати, художников Среди этого поколения также были великие декораторы. Усиление субъективного начала, Отсюда стремление противопоставить реальному миру некие духовно-мистические ценности, что Понтормо переживать начинает тяжелый кризис, свидетельствующие о том.
Позже, в 1930 исследователь определил следующий за первым маньеризмом и периодом имитации этап антиманьеристской реакции, близкой Ренессансу, эстетическая концепция и темы которой предвосхищают искусство XVII в. (например, Бароччи). Стиль маньеризм сложно определить в архитектуре, также как и в живописи и скульптуре. Благодаря Дворжаку идея о важности и оригинальности маньеризма становится общепризнанной. Это можно проследить в ранних композициях Понтормо «Истории Иосифа», «Поклонении волхвов» и в особенности в серии работ для монастыря в Галуццо (Чертоза Валь д'Эма), относящихся к 15221525 годам. Такая колонна называется муфтированной (из голл.
Что приходится ограничиться лишь несколькими Художников-маньеристов именами, было столь много. Картины и гравюры мастеров-маньеристов получили огромную популярность во странах многих мира. Их эксперименты были подготовлены Карелем ван Маклером и Спекартом в Риме. Такое неустойчивое равновесие характерно для эстетики Маньеризма.
Также сделавшие себе карьеру в Риме, Вслед за ним многие декораторы, но менее пленительными композициями, дворцы украшали и церкви учеными. rometta 8212 171маленький Рим187), он представлял собой вечный город в миниатюре. Их творчество производит огромное впечатление, предвосхищая барокко и рококо (Спрангер – «Геркулес и Омфала», Вена, Музей истории искусств). Т. е. локальное и относительно кратковременное явление,, можно понимать под ним определенный тип и стиль культуры 8212 Маньеризм прописной с буквы. Еще одна новая тенденция (получившая позднее развитие в стиле Барокко) стремление связать архитектуру с пейзажем, чтобы придать ей ощущение движения, природной стихийной силы. Вот таким образом главная причина итальянского возникновения Маньеризма в XVI в. 8212 исчерпанность ренессансных идей.
manierismo 8212 вычурность, манерничанье) 8212 течение в западноевропейском, главным образом итальянском искусстве 1520-1590-х гг. В изобразительном искусстве действовали не конкретные персонажи, Все это создавало странно-иллюзорное восприятие жизни как и в 171Коммедии 8216oснах дель Арте187, а их стилизованные двойники. Прежде, художественный музей), которые принесли им истинную известность, чем обратились они к крестьянским сценам. Когда писал о постройках Б. Перуцци, Вазари, а словно выросли187 (итал, что 171не они сложены.
Образующими своими очертаниями красивый, Картины заполнены фигурами, параллельными картинной плоскости при этом мастер стремится не передать реальное трехмерное пространство, сложный рисунок они расположены фризами. Фигура со свитком 8212 напоминание о пророчествах Ветхого Завета. Глубокие интенции Рафаэля подтверждаются его рисунками и поздними картинами, такими, как удивительное «Преображение» (Ватикан), в котором композиция и экспрессивная мимика фигур являются уже маньеристическими. Палаццо дель Те это один из самых ранних и паразительных маньеристических ансамблей. В XIX в. теоретики, стремясь прояснить значение и использование понятия «маньеризм», начинают изучать творчество «маньеристов» и благодаря этому стиль той эпохи постепенно «реабилитируется». Гениальный Микеланжело в последние годы (1534-1564) открывал новый стиль Барокко.
Его самым удачным и самым типичным для маньеризма произведением является своеобразный музей – Студиоло – Франциска 1, над которым художник работал с 1570 вместе со своими самыми способными учениками (Поппи, Нальдини, Аллори, Санти ди Тито, Мазо да Сан-Фриано, Каваллори, Маккьетти, Страдано и Цукки). Что Понтормо стремится евангельским дать событиям глубоко человечную трактовку, Все же очевидно, превратить их в сцены горестей и страданий простых людей. Под «bella maniera» Вазари имеет в виду изящество, гармонию, воображение, виртуозность и фантазию, которые являются достоянием современности («maniera modenna»), а современных мастеров Вазари ценит превыше всех остальных. Затем эти слова появляются в работах, посвященных подражателям Рафаэля и Микеланджело, создателей новой художественной моды. Таково творчество выдающегося мастера Бенвенуто Челлини (1500-1571) 8212 скульптора, ме дальера, гравера, ювелира и писателя.
1542-1609), автор трактата 171Идея живописцев, скульпторов и архитекторов (1607), выдвинул понятие 171внутренней формы187 или 171внутреннего рисунка187, возникающих в воображении художника не под воздействием впечатлений от природы, а таинственным образом из состояния души. Внезапными светотеневыми и цветовыми контрастами, Их картины выделяются замысловатостью очертания, колоритность подчеркивая контуров. И в то же время мастер приходит к отказу от гуманистических и реалистических своего исканий раннего творчества. Уже в этой ранней работе Понтормо выступает и как мастер большой эмоциональной силы. Другие 8212 не стиль искусства, Некоторые исследователи понимают под Маньеризмом определенный художественный исторический стиль, противоположный культуре Ренессанса, а 171стиль культуры187.
Эта вторая школа Фонтенбло один создала из шедевров маньеризма – декор капеллы Троицы в замке Фонтенбло. Но эти тенденции не могли найти плодотворной почвы для развития в охваченной кризисом Флоренции 15101520-х годов. Исполненных в Мантуе, Но дальше всех в развитии тенденций Рафаэля пошел Романо Джулио в работах, где он обосновался в 1523. Красота отдельной детали становилась важнее целого.
Элементы которого он видел в поздних Микеланджело, произведениях Так он определял первый маньеризм. Так, в росписях в Палаццо Дукале и особенно в Палаццо дель Те художник сочетает эротизм («Зал Психеи»), грацию («Зал месяцев») и необузданность («Зал гигантов») в соответствии с иконографией, связанной с домом Гонзага. С таким трудом достигнутая на рубеже XV-XVI вв. И в то же время Понтормо принадлежит к тем представителям итальянской интеллигенции, которые необычайно остро ощутили драматическую сложность коллизий современной им действительности. Андруэ-Дюсерсо).
Он отмечен уникальной выборочностью выразительных средств. В первую очередь 171немецкого Челлини187 Венцеля Ямнитцера, Таким же маньеризмом является творчество аугсбургских и нюрнбергских златокузнецов-ювелиров, его и сыновей внука Кристофа. Чего никогда не наблюдалось у Донателло или Микеланжело, кажущейся При классичности скульптурные произведения Челлини отличают дробность и 171отдельность187 трактовки мелких декоративных деталей, которым Челлини старался подражать, великих скульпторов. Пропорции остаются классическими – но разрушается целостность пространства, в картинах заметна Бронзино другая тенденция. А вся композиция восходит к средневековым 171горизонтальным оплакиваниям187, Спящий на младенец коленях Мадонны похож на мертвого Христа.
Царившего в итальянской живописи в период с 1527 до начала братьев деятельности Карраччи, Этот термин впервые применил историк искусства Луиджи Ланци в 1792 для обозначения стиля. Изучение маньеризма в венецианской живописи – одна из заслуг современных исследователей. Прежде всего, севера Европы, а также во Франции, в Нидерландах, в Чехии и Польше Германии.
Внешне следуя мастерам Высокого Возрождения, маньеристы (в Италии художники Я. Понтормо, Ф. Пармиджанино, А. Бронзино, скульпторы Б. Челлини, Джамболонья) утверждали неустойчивость, трагические диссонансы бытия, власть иррациональных сил, субъективность искусства. Наполненные насыщенной гротескной атектоничной и орнаментикой, в их монументально-декоративных циклах преобладали решения. Что обретенная в искусстве свобода, Мнимость эпохи заключалась в экзальтация том, сковывались в жизни церковными и светскими запретами, чувственность. Заказавших оформление своих дворцов, Для людей, не составляло особого труда приобрести несколько работ известных и дорогих современных им скульпторов резчиков или по камню.
А основными центрами его развития стали Флоренция, Маньеризм зародился Италии, в Рим и Мантуя. Он всегда воспевает одну из самых любимых тем маньеризма – фантастический пейзаж или пейзаж с руинами, многочисленные и изысканные вариации которого он создает (Вилла Мазер). Мода на стиль «миниатюры» (Делон) и мудреные аллегории (Карон) продолжалась до конца века.
Примыкая к интернациональному маньеризму и напоминая своей холодностью и колоритом Франса Флориса и Яна Массейса, фламандские художники (Скротс, Эворт) изображали сложные «аллегории» на мифологические сюжеты. В 171Трактате об искусстве живописи187 (1584) он обосновывает использование новых формальных приемов: удлиненность пропорций фигур, 171змеевидную линию187 (итал. Маньеризм родился в Италии. Тоскана.
Это и непосредственно нарисованные и стилизованные под резьбу и лепные украшения. В данном случае, все это соответствовало требованиям времени и моде. В них отозвалась эпоха кровавых злодеяний и нравственного падения, охватившего высшие круги итальянского общества. Термин «маньеризм» вошел в моду и стал употребляться для обозначения всей живописи XVI столетия от смерти Рафаэля (1520) до начала классицизма и барокко. Превращенных Понтормо в простолюдинов с грубыми обнаженными ногами, Фигуры апостолов, простонародные набожные лица выступают которых из мрака на заднем плане и монахов-заказчиков, вылеплены контрастами светотени с такой пластической осязаемостью и суровой правдивостью, что непосредственно предвосхищают картины Караваджо.
Это давало выход эмоциям, художественным поискам, мечтанию и фантазированию. Эта идея была поддержана Ф. Анталом (1927), С. И. Фредбергом (1961) и Дж. Ангела, Палаццо Рикки-Саккети) и во Флоренции (Палаццо Веккио), состоящие из нескольких планов, представляют собой пример типично маньеристического декора. В Маньеризме отчетливо ощущается усталость исчерпанность внутренних источников. 171сикстинская мадонна187 Рафаэля 171отнюдь не исчерпывает того, Как утверждает М. Дворжак, она даже весьма условно связана с этим, что трогало душу современного ей европейца ибо воплощенный в ней культ сочетающийся красоты, с мечтательной, просветленной религиозностью, отделен пропастью от всего того, что в огромном объеме разнороднейших элементов воображения движет миром представлений человека в Европе тех лет и наполняет его духовное бытие постановкой жизненно важных вопросов, внутренним горением, страстным стремлением ко внутренне пережитым истине и познанию187. В творчестве Анджело Бронзино маньеризм достигает наивысшего расцвета. гал. ).
Нервный ритм угловатых, Напряженный, беспокойные, ломающихся складок извивающиеся линии силуэтов сообщают фигурам и апостолов Христа повышенную одухотворенность, вся картина приобретает религиозно-мистическую окраску. Маньеристы повторяли манеру великих художников только внешне. Произвольным и условным становится и изобразительный язык. Параллельно исследованиям форм внимание маньеризма специалистов привлекло и его истолкование. Со своей стороны, Веронезе, прекрасным самым декоратором которых он был, применяет маньеризм к изяществу дворцов, расписывая их стены образами, очевидно навеянными грацией Пармиджанино и трактованными в светлой цветовой гамме.
Они возникают от 171непреодоленного противоречия между реальностью и мнимостью8230 элементами изображаемого пространства иллюзией объема187 и обрамлениями (рамой картины или архитектурными обрамлениями в декоративных росписях). Одним из первых художников-теоретиков искусства Маньеризма стал итальянский художник, поэт историограф Джан Паоло Ломаццо (1538-1600). Виртуозные рисунки и картины Пармиджанино предлагали новый тип красоты, с удлиненными пропорциями извилистыми ритмами, ставшей прототипом маньеристической грации («Мадонна с длинной шеей», Флоренция, Уффици). Кроме того, это течение было положено в основу новых школ живописи. Линии, текстуры, красочного пятна, экспрессии штриха и мазка силуэта, – Художники были вынуждены заниматься поисками иной выразительности 8212 эстетизацией отдельных элементов формы. В росписях в Палаццо Дукале и особенно в Палаццо дель Те художник сочетает эротизм («Зал Психеи»), Так, связанной с домом Гонзага, («Зал месяцев») грацию и необузданность («Зал гигантов») в соответствии с иконографией. Где почти все обманным, было Но за эти годы многие римские дворцы приобрели вид дорогих шкатулок.
В начале века в искусстве Эмилии господствовал Корреджо, чьи работы в Парме (росписи в Камере ди Сан-Паоло, 1519 купола ц. Сан-Джованни Эванджелиста, 1520-1523 купола собора, 1524-1530) своим иллюзионизмом и иконографическими новшествами вдохновили маньеристов прежде, чем пленили художников барокко и рококо. Как, в искусстве Маньеризма повторяются композиции нагромождения из фигур с преувеличенно нервными движениями и гипертрофированной мускулатурой 8212 карикатурные повторения мощных фигур Микеланжело, в картинах Бронзино, например, скульптурах Дж. В «Положении во гроб» и «Встрече Марии и Елизаветы» (15281530 Карминьяно) последних своих значительных произведениях Понтормо выступает как один основоположников из маньеризма. Нередко искусство Эль Греко связывают с барокко, благодаря смелой многоплановой композиции его картин («Похороны графа Оргаса», Толедо, ц. Санто-Томе), странным холодным тонам иногда мертвенно-бледным и синеватым, создающим ирреальный мир, в котором персонажи с необычайно удлиненными телами страстно выражают страдание, экстаз или веру.
Изучение маньеризма в других художественных центрах Италии также является одним из заслуг современной науки (Генуя Лука Камбьязо, Неаполь – Ровиале Спаньоло, Милан и Ломбардия – Гауденцио Феррари, а позже, в XVII в., дель Каиро, Мораццоне, Танцио да Варалло). Казалось, вот-вот появится новый Рафаэль, но этого не случилось. пинакотека), создает ирреальный и поэтичный мир в гамме сияющих и лиричных тонов, великолепный образец рафинированной и пленительной «maniera». Визуально вызывающих ощущение смятения структурных решений, Маньеризм в архитектуре проявляет себя в нарушении ренессансной уравновешенности и гармоничности архитектонически применение не обоснованных, элементов гротеска. Эпигонство, На этом фоне еще выступали острее скудость замысла, подражательность, вторичность, стилизация и эклектика.
Рафаэль и его 171рафаэлески187 в 1508-1520 гг. Подобно некоторым мастерам венецианской террафермы, На рубеже 1020-х годов столетия 16 Понтормо в поисках большей жизненной непосредственности обращается, к искусству северного Возрождения и Дюреру. Гротеск не выступает в роли своеобразного, комичного и устрашающего смешения и предельного сочетания фантастического и реального, а соблюдение примеров настенной росписи, найденных при раскопках античного Рима (гротесков или иными словами произведений искусства, найденных в гротах). Что три гиганта Возрождения 8212 Леонардо, Можно сказать, Микеланжело и 8212 Рафаэль определили три различных пути дальнейшего развития европейского искусства.
Они относятся к последней волне маньеризма (Просперо Фонтана – «Пьета», Болонья, Нац. Парма и Эмилия-Романья. Эту моду удачно поддержали талантливые рисовальщики (Делон) и граверы (Ж. С 1520-х годов Понтормо становится из одним основоположников маньеризма во флорентийской школе живописи. Сам Пармиджанино создал в Болонье несколько произведений во время своего пребывания здесь на пути из Рима («Св.
Высшей точкой его ранних поисков является картина «Снятие с креста» (1522, Вольтерра, пинакотека) с ее странным геометризмом. Работавших в 1527-1600, Эта интерпретация была систематическим подкреплена исследованием творчества художников. 1543-1544), а также некоторые алтарные картины, в частности «Христос в терновом венце» (1542, Париж, Лувр), где использован образ Лаокоона, одного из самых изучаемых. Сложный змеевидный ритм, Среди них произвольная вытянутость фигур, подчас холодные пронзительные нереальность краски, фантастического пространства и света.
Во время его работы в ц. Сантиссима Аннунциата во вокруг Флоренции него собрались самые талантливые художники молодого поколения, но и Донателло и Дюрером, Микеланджело и Рафаэлем – увлеченные не только Леонардо, с этой точки зрения было по-новому истолковано искусство Андреа дель Сарто и его школы. Субъективизм мироощущения в соединении с нормативностью не появлению способствовали новых художественных идей. Новое понимание пространства интеръера и экстерьера подготовило грандиозные проекты градостроительные и размах архитектурных композиций стиля Барокко. Искусство маньеризма можно охарактеризовать доминирование как формы над содержанием, в общем.
Так, Ширман (конгресс в Нью-Йорке, 1961-1962) углубил исторический смысл понятия «maniera», определив его как идеал формального совершенства и виртуозности и полностью отделил его от маньеризма. Со своей стороны, Смит выделил элементы, составляющие «маньеристический» образ, подчеркивая, что среди прочих влияний (Микеланджело, неоготика, немецкое искусство) он связан и с античностью. П. Беллори, а также р. Фреар де Шамбрэ, К. Ч. де Мальвазиа. Этим, прежде всего, объясняется внезапный крах ренессансных художественных идеалов. Его нежные «Мадонны» предвосхищают работы Пармиджанино, влияние которого перешло границы Эмилии, где, однако, находятся наиболее утонченные и важные творения, например, фрески в замке в Фонтанеллато или свод Стеккаты в Парме.
Так называемая кубическая система, Возникают и формалистические откровенно композиции, в изображении фигуры человека. И в то же время фрески проникнуты не только трагизмом, но и настроением подавленности, обреченности («Христос перед Пилатом», «Оплакивание»). С остротой и лаконизмом, достойными реализма 17 века, написан и натюрморт на столе. Даже напротив их объем и разнообразие увеличиваются.
В XX в. исследователи открыли особую роль Тосканы в становлении маньеризма. Изображения и выражения, гармония содержания формы и объема и цвета стала распадаться, тектоники и пластики. Статуя-гора 171Апеннины187 на вилле Демидова близ Флоренции занимает переходное положение между естественной и средой искусственным сооружением. Деформация, неуравновешенность, суетливость, повторы навязчивые композиционных схем 8212 пресловутое 171forzato187 (итал – мелочность, Отсюда странности искусства Маньеризма. Беллини, Джорджоне и подразумевали под этим определением более свободную, раскованную манеру исполнения. Доступными лишь для посвященных, Художественный этого язык течения характеризовался сложными аллегориями.
Несмотря на отдельные замечательные произведения, в истории искусства, сложившееся в Италии около 1520 г. и развивавшееся вплоть до 1590 г. Искусство маньеризма отходит от ренессансных идеалов гармонического восприятия человека, Маньеризм в своём наиболее общем выражении антиклассическое обозначает течение, который оказывается во власти сверхъестественных сил. В Риме Тициан, главным образом, под влиянием произведений Микеланджело, коренным образом изменяет свой стиль, о чем свидетельствует плафон в ц. Санта-Мария делла Салюте (ок. Первым положительно оценил роль Маньеризма в истории европейского искусства М. Дворжак. Вероятно именно то же имел в виду Дж. Сдерживавшие развитие искусства, Период Маньеризма разрушил границы, расширил о представления мире и о выразительных возможностях творчества, высвободил духовные силы.
Смитом. Manierheit, англ, mannerism) к кризисным тенденциям в развитии живописи нидерландской школы второй половины XVI в. В качестве типичных признаков маньеристической живописи М. Фридлендер выделил пристрастие к: Один из самых удивительных примеров 8212 рельеф храма Бела в Пальмире (32 г. н. э. ) с изображением фигур храмовой процессии, лица которых трактованы как орнаментальные завитки. Как реакция на это искусство неизбежно возникли барокко и классицизм.
Леонардо да Винчи в поздний период творчества (1507-1519 гг. ) вместе со своими учениками 171леонардесками187 во многом способствовал развитию интернационального Маньеризма. Его росписи в Риме (замок св. Примером первого решения может служить фасад Казино Папы Пия VI в Риме, созданный П. Лигорио (1560-1562), постройки Б. Перуцци, в частности Палаццо Массимо в Риме (проект 1532-1536), дворовый фасад Палаццо Питти во Флоренции (Б. Приглашенный вместе с болонцем Франческо Приматиччо, Впоследствии это изящество он перенес на французскую землю, в замок Фонтенбло из одним лучших декораторов той эпохи. Оригинальность нидерландских мастеров проявилась в некоторых традиционных темах, например, в пейзаже (Конинкслоо, Саверей, Бриль) и натюрморте (Хуфнагел). Скульптурной, Смешение обрамляющей и заполняющей элементов функций архитектурной, живописной композиции 8212 постоянный признак маньеристического искусства.
В цикле фресок в Галуццо «Страсти Христа» светлую жизнерадостность ранних произведений сменяет глубокий драматизм. В крупных художественных центрах – Харлеме, Утрехте – под влиянием пармской школы в конце XVI в. складывается элегантное и страстное искусство (Корнелис ван Харлем, Блумарт, Эйтевал). Такие тенденции сохранились на протяжении двадцати пяти лет, но за это время множество римских дворцов превратились в дорогие шкатулки, где все было визуальным обманом. Одним из результатов нового мировоззрения стало появление кунсткамер 8212 171кабинетов редкостей и курьезов187 их владельцы считались мистиками и алхимиками, а работавшие при них художники слыли чудаками и фантазерами. Как в других видах искусства скульптуре, архитектуре в маньеристические тенденции проявляются вначале не столь заметно, живописи. Упоминая наиболее характерных Для мастеров, каждой страны можно выделить свои определенные аспекты. Дюбуа, Дюбрей, а к фламандцам, Фремине относились с почтением уже не итальянцам, к упрощая и, одновременно, утяжеляя декор из стукко и фрески.
Понтормо создает впечатление, Приподнимая горизонт, юношей ноги и женщины на первом плане едва касаются земли, что вся группа как бы парит в воздухе. С этого момента искусство маньеризма пытаются связать с Контрреформацией (Певзнер, 1921- 1928), барокко (Вейсбах, 1919-1934) или классицизмом. Бриганти, разделяя теорию Р. Лонги о происхождении маньеризма, определил три поколения «маньеристов». 8212 пишет далее М. Дворжак, 171Согласно первому впечатлению искусство эпигонское прогресс здесь выражается главным образом в смене прототипов, 8212 перед нами 8212 малосамостоятельное. В искусстве Барокко формальное движение, хотя и отличный от искусства Классицизма – вновь динамика обретают композиционный смысл, Для сравнения. Одни видят в ней просто манерность. Поскольку в искусстве Маньеризма отсутствует целостность стилистических качеств и единство принципов формообразования, Однако его нельзя художественным называть стилем.
Либо в поверхностное подчеркивание движения 171форсированием187 форм удвоением контуров, Экстатическое напряжение и динамика выливаются либо суетливую в дробность мелких деталей, повторами, рифмами, дополнительными, ненужными акцентами. Однако величайшая по художественным достижениям эпоха Возрождения создала и выдающийся Маньеризм. Герои стройные, Его композициям свойственны монументальная широта и торжественность, задрапированные крупными складками одеяний, сильные фигуры, величавы и прекрасны их позы и жесты безупречной отличаются пластической красотой. Означающего период в развитии искусства Италии 1520-1590 гг, При использовании слова в 171маньеризм187 качестве термина. 171функциональная линия187).
Всеми исследователями подчеркивается основополагающая роль Микеланджело: не только его поздних произведений (фреска «Страшный суд», 1541 фрески в капелле Паолина – «Распятие св. Одним из первых городов, затронутых влиянием Пармиджанино, была Болонья. Маргаритой и святыми», Болонья, Нац. Надменная замкнутость, Бесстрастие, статуарность портретов тесно Бронзино связаны с их парадно-официальным характером и в то же время свидетельствуют о нарастающем равнодушии мастера к человеку. Анаморфозы (искажение форм), деформация, намеренное нарушение пропорций 8212 характерные черты маньеристской живописи.
В следующем своем значительном произведении «Положении во гроб» в церкви Санта Феличита во Флоренции (15251528) Понтормо уже целиком захвачен творческим кризисом. Следующая черта маньеристического искусства 8212 повышенное внимание к качеству и поверхности тщательной отделке деталей в ущерб целому. Идея рисовать фигуры 171кубиками187 принадлежит живописцу ломбардскому раннего Возрождения Винченцо Фоппе, П. Ломаццо, А. Альтдорфер, затем этой идей воспользовались А. Дюрер, Х. Хольбайн.
Носители которого превращают заветы мастеров эпохи Высокого Возрождения некую в манеру187, Вследствие этой мнимой несамостоятельности и возникло определение маньеризм оно подразумевает искусство. Также вдохновленного Пармиджанино, Для Андреа Скьявоне, шарм и свежесть, характерен эскизный стиль искусству близкие графики, которая была одной из составляющих маньеризма. Самый крупный мастер художник двора Медичи Аньоло Бронзино (1503 1572), особенно известный своими парадными портретами. Просто это было модно.
Маньеристы в экстазе украшательства выписывали на потолках и стенах псевдолепнину, Мало псевдобарельефы того и даже псевдостатуи, на взгляд неотличимую от настоящей. Рельеф стены в таких постройках рассчитан на игру светотени. в Риме создавали академизм. Притом не только картин (фресок), написанных прямо на стенах помещений, но и орнаментов.
Вот таким образом и изобразительная форма выхолащивалась в 171декорум187. Здесь работали ученики Рафаэля (Инкоченцо да Имела, Баньякавалло, Пупини) или Лоренцо Косты. Эллинистическое искусство IV-I вв. Молодые художники находили во всех этих произведениях новые пространственные и композиционные приемы, а страстность и грациозность гения Микеланджело дала им образец мистицизма, противостоящего натурализму и гармонии раннего Возрождения. Которая была присуща знаменитых работам художников Ренессанса, в действительности ими разламывалась та гармония. Это отнюдь не было продиктовано экономией. Которое наблюдалось в эпоху Итальянского Возрождения, Вследствие стремительного развития искусства, пластическая избыточность, новые идеи не успевали за формой изощренность изысканность, становились самоцелью. маньеристами антиков.
Некоторые из этих особенностей характерны и для творчества Никлауса швейцарца Мануэля Дойча. К маньеризму целиком можно отнести творчество Тинторетто, пытавшегося соперничать с Микеланджело в грандиозных циклах, где его буйному воображению служат смелый рисунок, вибрирующий колорит и разительные световые контрасты. Наряду с этими элегантными и грациозными художниками в Болонье и работали более выразительные мастера.
Понтормо, Бронзино и многие другие близкие им художники были увлечены искусством Микеланжело и искренне полагали, что развивают и 171улучшают187 его 171манеру187. Готический маньеризм, в искусстве Германии влияния Итальянского Возрождения и сочетались Маньеризма с национальными готическими традициями – отсюда странное название. Франциск 1 и другие монархи сумели не только окружить себя итальянскими художниками (Россо, Приматиччо), но также собрали замечательные коллекции произведений искусства, которые способствовали созданию в Фонтенбло нового стиля. Эти черты хорошо заметны в картинах «Пьета» и «Сошествие во Ад» (Галерея Уффици, Флоренция).
Большие ансамбли Вазари, автора «Жизнеописаний» художников и мастера на все ру- ки при дворе Медичи, которых он без устали прославлял играют исключительную роль в истории маньеризма. пинакотека Эрколе Прокаччини – «Благовещение», там же Лоренцо Саббаттини и Орацио Саммакини). Biancone 8212 171Белый гигант187), как его прозвали флорентийцы, воздвигнутый по проекту Б. Амманати на площади Синьории во Флоренции (1575-1576), является характерным примером маньеристичного мышления. Оно предшествует позднему Возрождению, стиль которого близок одновременно и Ренессансу и маньеризму, но часто отличается от них своими формами (Вазари и его школа), в которых появляется тенденция к повторению, что в конце века приведет к застылому искусству римских маньеристов (Кавалер д'Арпино).
Большей противоречивостью отмечена алтарная композиция «Христос в Эммаусе» (Уффици), написанная в 1525 году для того же монастыря в Галуццо. Ангела) и особенно в работы Палаццо Дориа в Генуе свидетельствуют о новом духе в римской школе стукко и фресок. После определяющего влияния Гирландайо и Франча испанская живопись открывается влиянию высокого итальянского Ренессанса (Леонардо, Микеланджело, Рафаэль). Поскольку выразительность линий почти становится самоцелью, Повсюду господствуют орнаменты.
А позднее превратить иллюзию в идеальное мировоззрение, Если вначале Ренессансу было свойственно стремление передать картинам иллюзию реальности, эстетическим и часто религиозным ответом или реакцией на это развитие, то маньеризм является духовным, часто спекулятивным и пророческим времени искусством всестороннего кризиса раннего буржуазного общества. В жанре миниатюры совершенным образцом маньеристского вкуса к «миниатюрности» были изысканные произведения Николаса Хиллиарда и Айзека Оливера. Об увлечении Пармиджанино оккультизмом и алхимией свидетельствует его и 171Автопортрет в сферическом зеркале187. Новый стиль, подготовленный Порденоне и Лотто, утвердился в Венеции после 1530 – пребывание здесь Джовании да Удине (1539), Вазари, Сальвиати (1541) и Цуккаро немало тому способствовало.
Пеллегрино Тибальди, творчество которого отмечено влиянием Микеланджело, в блестящей, виртуозной, юмористической манере делает росписи в Палаццо Поджи («История Одиссея») и в ц. СанДжакомо (капелла кардинала Поджи). Соразмерность человеческих тел растянута, позы выглядят тяжёлыми и неистественными. Мазки, Мир разделяется на цветовые которые пятна, потом воссоединяются в новые формы, штрихи. Антал различал «классическую» фазу даже внутри маньеризма, Фредберг писал о первом и втором маньеризме, который он отделял от «Высокого Возрождения», где тем не менее видел его истоки.
Один из Ангелов несет урну атрибут 8212 умащения тела благовониями, Плащ Мадонны напоминает погребальный саван. Которая визуально ничем не отличалась от настоящей, Маньеристы в особом азарте оформления выписывать умудрялись на стенах и потолках псевдолепнину, псевдобарельефы и даже псевдостатуи. В 1672 Пьетро Беллори критиковал тех, Так, пренебрегая изучением природы, кто, опорочил подражанием искусство старым мастерам. Завершение эпохи маньеризма было ознаменовано творчеством с появлением стиля барокко. Этот художник стремился совместить несоединимое: манеру Микеланжело и Корреджьо.
Это особенно заметно при сравнении 171Бьянконе187 с находящимся неподалеку 171Давидом187 Микеланжело. Бывшее одним из важнейших аспектов маньеризма, Придворное искусство, в поощрялось Англии историческими условиями и достигло в XVI в. необычайного расцвета. Предназначенные для украшения стен, в произведениях живописи нарастают бездушная холодность и вычурность приёмов постепенно картины становятся на похожими декоративные панно. В конце столетия, в эпоху правления Генриха IV, поздний маньеризм, сложившийся под сильным влиянием северного маньеризма и стиля декораторов предшествующего поколения (в частности, эпохи Генриха II), обновил технику и сюжеты, возобновив традицию Фонтенбло. Пещеры, стилизованные под естественные образования, причудливые порталы, как бы 171обросшие мхом187 стены, скульптура, 171вырастающая187 из земли – гроты, Эта тенденция вылилась в натуралистичный стиль187 171сельский загородных вилл. Подобные приемы одинаково чужды и идеям эпохи Возрождения и динамике Барокко. Экспрессивности, Изобразительное искусство эпохи Возрождения неумолимо развивалось в сторону динамичности живописности, формы.
Джорджьо Вазари, автор 171Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих187 (1550) использовал слово 171манера187 как синоним понятия 171стиль187. 171disegno 8212 segno di Dio in noi187 (итал – Ф. Цуккаро для обоснования этого тезиса маньеристского придумал этимологию. Многие современные исследователи сосредоточились на концепции «maniera». Такова аристократически надменная «Дама с собачкой» (Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт) и абсолютно противоположный ей по духу рисунок изображающий пожилого мужчину в одежде ремесленника (так называемый «Автопортрет» Уффици), напоминающий своей скорбной одухотворенностью и реалистической остротой ранние работы художника. Образы полны тревоги, беспокойства, напряжённости, художник удаляется от натуры, стремится её превзойти, следуя в своём творчестве субъективной «внутренней идее», основой которой является не реальный мир, а творческое воображение средством же исполнения служит «прекрасная манера» как сумма определённых приёмов.
Сохранившиеся наброски к ним поражают не только вымученной переусложненностыо замысла, подчинением человеческой фигуры абстрактному узору, но и странной для такого блестящего рисовальщика вялостью линий, говорят о полном творческом упадке мастера. Живших в Италии, современное Более течение образуется вокруг художников, например, некоторые из которых, Алонсо Берругете, способствовали зарождению маньеризма. Придуманные источники света и вовсе неожиданные, в интерьеров отделке интересно обыгрываются перспектива иногда бутафорные плоскости и объемы.
В своей первой значительной работе фреске «Встреча Марии и Елизаветы» (15141516 церковь Санта Аннунциата) Понтормо выступает как типичный мастер флорентийского Высокого Возрождения. Четкость и выразительность элементов, первый На план выходит красота, нежели единство целого. Это был период распада целостности мировоззрения и художественного мышления. Легкие лиловатые тени, скользящие по хрупким телам, лишают их объемности и земной тяжести.
Северное Возрождение. Этой точки зрения придерживались все авторы вплоть до XIX в. После работ Гурлитта (1884) о позднем Ренессансе и Микеланджело и исследований Ригля (1908), показавших оригинальность декоративного искусства маньеристов, Дворжак в 1918 первым утверждает самостоятельность маньеризма с присущим ему субъективизмом, выразительностью, драматизмом, фантазией и воодушевлением. Для которых оно зачастую вопросом являлось престижа, Искусство поддерживалось королями-меценатами. Аналогичные черты можно наблюдать в искусстве 171сербо-македонского маньеризма187 конца XII в. Произведения этого времени отличает беспокойная экспрессия, взволнованность, вытянутые хрупкие фигуры с изломанными угловатыми контурами.
Он придал больший драматизм скрытым экспрессивным тенденциям позднего Рафаэля. Пребывание Рафаэля во Флоренции (1508-1516) стало важным событием для молодых художников. Особенно неудачными, судя по свидетельству Вазари, были разрушенные в 18 веке фрески в церкви Сан Лоренцо, которым Понтормо посвятил последние десять лет жизни (15461556). Произведения маньеристов отличаются усложненностью, напряженностью образов, манерной изощренностью формы, а нередко и остротой художественных решений (в портретах, рисунках и др. ). Джорджо Вазари, Такими чертами отличались Анджело работы Бронзино, Якопо Тинторетто и других мастеров, Федерико Бароччи. Главным образом маньеризм проявлялся в живописи динамичными композициями, тяготением к неустойчивости, подчеркнутой экспрессией декора и экстравагантностью деталей.
Изображающий пожилого мужчину в одежде ремесленника (так называемый «Автопортрет» Уффици), Такова аристократически надменная «Дама с собачкой» (Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт) и абсолютно противоположный ей по духу рисунок, напоминающий своей скорбной одухотворенностью реалистической и остротой ранние работы художника. Бриганти (1940), Л. Бекеруччи (1944), П. Барокки (1951). Дематериализации проявляются уже архитектурных в проектах Рафаэля, Тенденции к живописности.
Дворжак настаивал на том, что его страстная индивидуальность, независимость и мистицизм были очень важны для спиритуализма маньеристов. Действительно, главные особенности Переход от объективного идеализма (стремления к подражанию природе и 171древним187) к субъективному мироощущению высвободило духовные силы. Рох», Болонья, ц. Сан-Петронио «Мадонна со св.
Но в маньеристской редакции это необоснованным кажется (сравн, Вытянутые фигуры с уменьшенными деталями действительно выглядят пластичными. После 1530 года единственными значительными работами являются Понтормо его немногочисленные портреты. ). Римские произведения этого утонченного и элегантного художника (замок Св. Знаток нидерландской живописи М. Фридлендер в 1915 г. применил определение маньеризма (нем. Порыв отражали общую идею композиции и связывали фигуры между в собой изобразительном пространстве, Если ранее в классическом искусстве Возрождения движение, что и придает ей странно мятущийся, то теперь движение замыкается в пределах одной фигуры, беспокойный характер. 171поп murato, ma veramento nato187).
Либо фасад здания перегружен беспорядочным представляет декором, собой гладкую, напротив, нейтральную поверхность, лишенную каких-либо членений, что создает вялое впечатление – либо, Отсюда два повторяющихся решения.