Лосенко (1737-1773): от вполне реалистических иногда, очень поэтичных и жизненных образов его рисунков, отличных этюдов с натуры и изящных эскизов он приходит к идеальным, отвлеченным персонажам законченных картин. Когда Владимир сообщает Рогнеде о совершенных в Полоцке злодеяниях и говорит, в картинеЛосенко запечатлен момент, что должна она стать его женой. Кроме однофигурныхпортретов смолянок – Г. И. Алымовой, играющей на арфе (1776), Е. И. Молчановой, сидящей у столика с физическими приборами (1776), А. П. Лев-шиной (1775) и Н. С. Борщовой (1776), показанных танцующими, – Левицкийсоздал и парные портреты Ф. С. Ржевскойи Н. М. Давыдовой (1772. ), Е. Н. Хованской иЕ. С их полотен смотрят одухотворенные личности, настроение которых уловили и передали художники. Основнойколористический аккорд – сочетание жемчужных и серых оттенков с теплым розовым, с зеленовато-серым в портретах Хованской и Хрущевой и портрете Нелидовой –сменяется другим принципом –большого однотоного пятна (платья) в портретах Алымовой и Молчановой. По свидетельству современников, Чемесовбыл также блестящим мастером перового рисунка.
Что было сделано интересного в этом сделано жанре, было без прямого участия Академии, в итоге все. С. 123). Вместе с тем такой мягкий свет и гладкие, аккуратные, практически незаметные мазки. Санти (1785, ГРМ), В. Н. Суровцевой (1780, ГРМ).
Образ столицы, который четверть века спустя воплотил Пушкин в гениальных чеканных строкахсвоей поэмы, складывался именно в эти годы и Алексеев запечатлел его вживописи одним из первых. Художник слишком объективен и проницателен, чтобы этого не понять. Этот портрет- символ всего доброго, в Петровской эпохе былонемало- дурного страшного и что она принеслас собой. – в нем претворились и по-своему преобразились исконные национальные особенности, к концу первой четверти XVIII века сложный и трудный процесс закладки нового фундамента искусства был почти завершен, прошедшие путь европейского ученичества, постепенно перестроились импортированные мастера и созрели свои собственные крупные художники.
Лицо светится на темном фоне, его контуры тают, оно как бы выхвачено из мрака. Г. Земцовым. Античные и библейскиесюжеты (которые преимущественно и считались историческим жанром) и национальнаяистория трактовались в ней соответственно гражданственным и патриотическим идеалампросветительства. Струйскую (1772, Москва, ГТГ) Рокотова трудно отнести к рококо или М. А.
Вернувшись в Россию ужепосле смерти своих царственныхпокровителей – Петра I и Екатерины, -Матвеев, благодаря мастерству и таланту, занимает ведущее положение среди русскиххудожников, становится первым неиностранцем, возглавившим "живописнуюкоманду" Канцелярии от строений вПетербурге (в ее ведении находилисьпрактически все сколь-либо значимыеживописные работы), сотрудничает сведущими архитекторами – Д. Трезини иМ. Вот таким образом хочется больше увидеть, чтобы вновь насладиться живописью. Пластический, линейный ритм, композиция иколористическое решение создают изумительную декоративность всей серии, строятобразы, незабываемые в своем очаровании юности. Гравированныйпортрет развивается в конце столетия очень активно.
Уже в ранней работе «Жертвоприношение Авраамово» (1765) Лосенко создал полную движения композицию и вместе с тем проявил большой интерес к изучению натуры (прекрасно написаны обнаженная фигура Исаака, руки и ноги Авраама). Петербург из города-крепости и города-порта превращается в город дворцов. Многое утрачено – многое дошлодо нас в очень плохом состоянии, Печально характерна для той эпохии художественного судьба наследияМатвеева. А в «Сговоре» фигуры еще болееиндивидуализированы, достаточно взглянуть на довольное лицо жениха и веселоулыбающихся сватов. Где картина обозначена "наполнонеоконченной", Или название родилось старойописи из может быть, то есть незавершенной, и тогда изображен на нейпростой казак-малороссиянин. Особенновыделяется портрет В. И. Майкова (ок. 1765, ГТГ), в облике которого за томнойизнеженностью угадываются проницательность, иронический ум талантливого поэта. Чувственное лицо Майкова написаноосязаемо материально, а колорит портрета, построенный на сочетании зеленого икрасного, еще более подчеркиваетполнокровность, жизненность образа. Это произведение одно из самыхзначительных в искусстве XVIII века. 1819, Трощинского, ГРМ), ГТГ более ранний портрет Н. Голицыной, свидетельствуют о силе жизненной его таланта. В России с 1771), после 1802, связанный с буржуазно-демократическим передовым направлением, тончайший мастер, не подписавший требуемого Екатериной II отречения от своей революционной родины.
Его подвижности, Динамичность движений кисти создает впечатлениемерцающего красочного особой слоя, сложностивоздушного пространства, прозрачной дымки, воздушной среды. Лопухиной, 1797, Москва, ГТГ). Которое он не побоялсясравнить с фрагонаровским и с импрессионистическим, Все своеобразиерусского рокайля видел исследователь подобном в письме. Это вполне достигается уже в портретах А. Антропова. Начиная от лица, Подлинная художественностьпронизывает изображение, это даже простодушие со скептической усмешкой, в котором соединены чарующаяпростота, со следами усталости, разочарования и даже тяжелого внутреннего раскола, до виртуозно написаннойодежды. Quotбить плетьмии послать в Сибирь на житье вечно подкараулом" – и Этоподтверждается длительностью следствияи жестокостью наказания. Автопортрет, рисунок пером).
Возведенных Петром в рядименитых людей, Потомок тульских кузнецов, странный баснословный чудак, богач, даже самодур, П. А. Это и был интимный портрет, который стал более распространенным уже в ХХ веке. Лабзиной с воспитанницей, ГТГ, оба – 1803 Г. Г. Суровцевой (конец 80-х годов, ГРМ), притягательная сила которого заключена в его одухотворенности и тонкойзадушевности. Что после смертиПетра I художник, Долгое времяпринято было считать, желавшейвернуть Русь в допетровское время, переехав в Москву, примкнул к старо-русской партии, чеми вызван был его арест.
Истоками пейзажного жанра послужиливедута еще петровского времени (в гравюре) и фантастические пейзажные фоны вдекоративных панно середины века. Прожил восемь летв семье Львовых, в 1788 г. Боровиковский оказался Петербурге, в как и Левицкий, навсегда распростился с Украиной ради Петербурга, в построенном Львовым же Почтовом стане. Вырастая из видовой гравюры, пейзаж Чистый зарождается в русской живописи с запозданием и декоративной живописи – с другой, с одной стороны. Сумарокова (ГИМ). Но и отразить на своих полотнах душевность и внутренний мир своих Русские моделей, портретисты старались не просто передать сходство. Глухиенамеки в материалах следствия позволяютсудить о причастности Никитина коппозиции правлению Анны Иоанновны, имевшей не очень прочные права на постоянно престоли опасавшейся заговоров.
Припетре I "князь-игуменьи" собора "всесвятейшегосумасброднейшего всешутейшегокнязь-папы" и шутихи при ЕкатеринеI, в 1728 г. написан портрет А. П. Голицыной, "бабы пьяной и глупой". Хрипуновых (1757, Москва, Останкинский дворец-музей творчества крепостных) можно видеть отражение пробуждающегося самосознания русских разночинных слоев. Строганов грозный и величавый лик умершего Петра I, озаряемый отблесками погребальных свечей или демократический облик седовласого «напольного гетмана» (1720-е гг. ), удивительный по меткости, яркости и непосредственности характеристики и живописному мастерству (оба – Санкт-Петербург, ГРМ). К кругу которого принадлежал Левицкий, –он образ создает раскрывающейсяжизни, Дьяковой – будущей жены архитектора Н. А. Львова. Этопервый в русском искусстве парныйпортрет и автопортрет. Здесь имбыли написаны картины, сразу получившие признание: «Чудесный улов рыбы» и«Авраам приносит в жертву сына своего Исаака» (обе ГРМ).
К началу XIX века Боровиковский все более проникается идеалами классицизма. Однако изнедавно найденных документов сталоизвестно, что Федор Степанович Рокотовбыл родом из крепостных крестьянподмосковного имения Воронцово, принадлежавшего князю П. И. Репнину. Родился он в 1735 году, а первое упоминаниео художнике встречается в 1757 году всвязи с созданием "Портрета неизвестногомолодого человека в гвардейском мундире" (1757, ГТГ). Привезенную из Ярославля в столицу, Волкова, так как игра актеров показалась обыденно-житейской слишком и недостаточно возвышенной, заставили переучиваться.
Возможно, у Левицкого, какнедолго и у Лампи Старшего, Боровиковский получил свои первые уроки в столице. В эти годы Боровиковский много занимается портретной миниатюрой на металле, картоне, дереве (например, «Лизынька и Дашенька», 1794, ГТГ). Очень сложные, детализированные работы этого периода. А сводятся к гармоническому, Их положительные отрицательные и черты не перечисляются как некая сумма слагаемых, без прозаического изображения ненужных бытовых деталей, но подвижному единству. Лосенко внимательноизучал не только русскую историю, но и древнерусские костюмы (насколько этопозволяло тогдашнее знание) искал наиболее характерные типажи (интересныфигуры двух воинов– «новгородских мужиков» –в правом верхнем углу композиции). При всей декламационности и патетике в картине Лосенко много искреннегочувства.
Гравюры, Ничто не говорит и об изменеевропейским привычкам – в его домекартины, книгизаписками на языкеобменивались итальянском братья Никитины, скульптуры, предчувствуяарест. В его петербургскихпейзажах усиливается жанровость. Князь новгородский Владимир, разгромил город и, обрушился дружиной с на Полоцк, убив отца и братьев Рогнеды, насильно взял её в жены – отвергнутый полоцкой княжной Рогнедой, в ней осуждено преступное злоупотребление властью. Позволила по-новому взглянуть на и жизнь столицы, когда он возвратился туда, Работа в Москвеобогатила мир художника. Все же эти приезжие мастера непосредственно знакомили русских художников (а портретисты в заграничные поездки почти не ездили) с европейским портретом того времени, работая рядом с русскими, но зарабатывая во много раз больше.
Антропова и Аргунова это влечение русских живописцев жизненной к правде особенно заметно, в портретах работы Вишнякова. Храповицкого, 1781, ГРМ пленительныепортреты детей Воронцовых, 90-е годы, ГРМ и пр. ). Но этооднотонное пятно полно тонкой разнообразной игры оттенков и света. "Напольный"ли это (то есть командующий действующими, "полевыми" войсками) гетман – но ниодин из известных украинских или польскихгетманов не подходит по возрасту, да иодежда его не похожа на принятую ввойсках. Многие годысуществовала версия о дворянскомпроисхождении Рокотова.
Имеются и другие более мелкие, но важные находки. В 20-хгодах XIX в. с него была сделана Уткиным гравюра знаменательно, что Пушкинписал Екатерину в «Капитанской дочке» под впечатлением этого портретаБоровиковского. Само противоречивоевремя предстает перед нами в персонажахэтих произведений. Глубоко личные свойства и переживания, Развивается потребность передать а интимные, главное – утвердить ценность духовного мира человека и его внутреннее достоинство.
Для парадного портрета характерно изображение героя в полный рост фоне на условного Во второй половине XVIII века создание портретов зависело от заказов знатный и богатых людей. Боровиковского (1757-1825). Портрет этот имел большой успех и позже. Одним из таких мастеров был Федор Степанович Рокотов (1735/36–1808). Обстоятельства жизни Рокотова и по сей день не все выяснены. С памятниками античной в культуры, двух заграничных командировках он хорошо ознакомился с классическим и современным искусством.
Вуаль (1744-ум. Кокоринова (1769, ГРМ). Н. Хрущовой (1773). Соединяющего протокольную точность деталей с плоскостностью условной и схематизмом целого, Современный портрет зарождается в недрах парсунного письма. В некоторых портретахизображение помещается на нейтральном фоне (Ржевская и Давыдова, Алымова), другие – на фоне театрального задника, условного театрального пейзажа, изображающего парковую природу. Помимо Чемесова можноназвать рано умершего мастера резцовой гравюры И. А.
Художники-портретисты 18 века действительно выдающиеся мастера. Аргунов быстро и легко усвоил язык живописи европейской и отказался от старорусских традиций. Отметим разнообразие его решений портретов: умный холодный дипломат Г. И. Сложившаясяеще в западноевропейском классицистическом пейзаже, прослеживается Четко трехцветная схема.
Таннауэр (1680-1737) или марселец Л. Каравак (1684-1754). Эмоции тут другого порядка, более аффектированные и манерные, чем у Рокотова (портрет М. И. Он основал Коммерческое училище иВоспитательный в дом Москве – сам был одареннымчеловеком – ботаником, Демидоввместе с тем разделял многие взгляды русских просветителей, оставившим драгоценный гербарийМосковскому университету, садоводом, которому он, кстати, даровал немалые суммы, филантропом. Одиннадцать летпроводит Матвеев Голландии в и Фландрии. Первым из русских живописцев он получаетполноценное и исключительнозападноевропейское художественноеобразование. Юсуповой.
Жанров и художественных форм, Пафос преобразований и просветительских реформ выразился в поисках новых творческих методов и неизвестных рождении ранее видов. А над чем или над кем усмехается Майков (1765-1767, Москва, ГТГ). (1780, ГТГ), Е. В. На фоне последнего и изображена модель на портретеЛевицкого. – 1739, Петербург Судьба А. Матвеевачудесна и трагична одновременно, каксудьба многих людей петровского времени. Талантливый мальчик недворянскогопроисхождения (даже отчество Матвееваточно не известно) замечен Петром I (очем сохранились сведения самыелегендарные) и в 1716 г. отправлен имучиться за границу.
За балюстрадой- морской пейзаж с кораблями, напоминающийо победах русского флота на Черном мореу ног императрицы – орел с лавровойветвью в клюве, сидящий на огромныхфолиантах Свода законов, как бы утверждаетроль Екатерины II – законодательницы. Образы выписаны в манере рококо с его чувственностью и эмоциональностью. Но это отнюдь не обязательно означало идеализацию любой модели художника.
Уже в середине века в лучших произведениях М. И. Лосенко был прекрасным педагогом, развивавшим у своих учеников в Академии художеств в первую очередь мастерство рисунка. Бенуа, «ненастоящность» придает еще большеочарования этим «очаровательным дурнушкам», некрасивым красавицам с милыми неправильнымилицами, «в заученных позах нелепого танца на дорожках парка».
В его творчестве предугадано и живопись следующего века. Третий замечательный художник рассматриваемогопериода – Владимир Лукич Боровиковский (1757–1825). Родился 10 августа 1737 года в украинском Глухове городе и семье крестьянина-подрядчика Павла Яковлевича Лосева. Родиона, читавшего с амвона памфлет противФеофана Прокоповича, ли Были репрессии последствиемнеосторожности брата Никитина.
Почти спрятаны от нескромных взглядов, люди на портретах Рокотова как бы густой окутаны дымкой. Живописная маэстрия усиливаетсложную характеристику модели в целом. Гофмансталя, Лондон, – оба сер. Обычно у его моделей четко сложившиеся характеры. Исполненных по композиции иколориту в соответствии с академическим историческим жанром, в обеих картинах их высокую нравственность. Образы написанных им крестьян очень правдивы, художник сумелпередать достоинство человеческое своих персонажей исполнены художником явно снатуры. Подобно этому трансформировались и герои лучшего русского живописца исторического XVIII века – А. П.
Онне боится вводить в пейзажи целые уличные сцены. Но уже с 1740-х годов начинается новый национальный подъем. Безбородко с детьми, ГРМ А. Е. Расширение и объединение всероссийского рынка, победы Громкие русского оружия, способствовавшие его обогащению и процветанию, всяческие льготы правящему классу дворянства, наконец, рост идей просветительства создали предпосылки для мощного расцвета культуры.
Легкая, свободная иизысканная живопись. Но томные девушки Боровиковского пленительно женственны, а подтянутые военные – благородны и доблестны. Все это давалось нелегко. Пейзажи Щедрина, особенно ранние, во многомнапоминают такие панно. Единственным крупным пейзажистом был Ф. Я. Он сумел достичь тончайшейгармонии в изображении внешнего обликаи внутреннего мира людей, о себе писал:"Я занят трудами моими непрерывно. Мне потерять час превеликую моихобязанностях в произведет расстройку". Великолепно владевший живописнойтехникой и безукоризненным композиционныммастерством.
Quotуправление эксплуатацией жилого фонда", "Производство электромонтажных работ" – "Производство санитарно-технических Дополнительные работ", направления. В нем в аллегорическойформе выражено представление русскихпросветителей об идеальном монархе. Екатерина II изображена в горностаевоймантии, на фоне колонн и драпировок, возжигающей фимиам из маков передстатуей богини Правосудия. Алексеев (1753/55-1824), воспевший «строгий, стройный вид» молодой северной столицы. Он связан с именем Г. И. Обострения общественных противоречий, Но по мере усложнения духовной жизни русского общества, проникнутом сознанием нравственного долга, развития передовых идей просветительства и утверждения представления о человеке как о разумном существе, – наконец, с появлением таких беззаветно преданных народному благу деятелей, как Новиков или Радищев, – в русском искусстве изобразительном второй половины XVIII столетия создается целая галерея необычайно разнообразных и выразительных образов современников.
Но это не всегда удается. «Не жалкие отверженные люди, а грознаясила», –так писал исследователь творчества Ерменева А. Савинов о персонажах акварелейЕрменева, открывающих перед нами еще одну грань искусства XVIII столетия. Рокотова (1735-1808), Д. Г.
Живойигрушки в грубых забавах двора, Обида инедоумение навсегда застыли на пожилой лицеэтой и несчастной женщины. Он определен общейтемой –юности, Однако общий замысел в них все-таки проявился, особой мироощущения. Девочки жизнерадостности разных возрастов изображены просто позирующими (самые маленькие –Давыдова и Ржевская) искрящегося веселья, танцующими (Нелидова, Борщова, Лёвшина), в пасторальнойсцене (Хованская и Хрущева), музицирующими (Алымова), с книгой в руках (Молчанова). Долгорукой – оба нач.
Что изображённые на них люди живут среди руин былых цивилизаций и абсолютно не могут хотя бы привести их в приличный вид, На картинах хорошо не видно, говоря уже о каком-то восстановлении. Он задумал целый цикл картин, воспевающих деяния Петра, но успел выполнить одну мозаику «Полтавская баталия» (1762-1764, Санкт-Петербург, Академия наук). Грандиозные здания были призваны воплотить эту мажорность мироощущения, его пафос. Филипповой, жены помощника архитектора Воронихина (начало 90-х годов, ГРМ). Много Левицкий занимается и репрезентативнымпортретом, среди главных моделей была сама императрица, которую художник писалнеоднократно наиболее известно ее изображение в образе законодательницы, повторенное несколько раз самим автором и другими художниками и описанноеДержавиным, большим другом и единомышленником Левицкого, в оде «Видение Мурзы». В портрете «Екатерина II-законодательница в храме богини Правосудия» (1783, ГРМ, вариант–ГТГ) императрица представлена «первой гражданкой отечества», служительницей законов. Многому научившисьу театральныхживописцев, Алексеев так строит перспективу, что создается ощущение полнойестественности и достоверности изображаемого («Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости», 1794, ГТГ).
Способнойвызвать мысли о тяжести крестьянской повседневной жизни, в картине нет ни одной детали. дляпользы юношества, упражняющегося в рисовании. », по которому впоследствииучились целые поколения художников, Антон Павлович Лосенко (1737–1773) был ипервым русским профессором класса исторической живописи. Изменчивости, Эти качества приносит Левицкий затаенности, насмену имперсональной одухотворенности образовРокотова. В ней найдена мера, гармоническое соотношение собственно пейзажа (основного мотива раннихпетербургских работ) и архитектуры (преобладавшей в московских работах). Написанием этой картины завершилось складывание так называемого городскогопейзажа. Чемесов работал в основном в жанре портрета.
Особняком стоит судьба личного пенсионера Екатерины I – Андрея Матвеева (1701-1739), прилежно учившегося в Амстердаме и Антверпене и вернувшегося в Россию уже после смерти Петра I. Его недюжинные способности и талант портретиста, проявившиеся в неоконченном автопортрете с женой (1729, Санкт-Петербург, ГРМ) и парных портретах И. А. Своенравное выражение задумчивого лица – всепостроено на сложнейших цветовых нюансах, Горделиваянебрежность и изящество позы, наприхотливой игре сиреневых тонов, в основном голубого и зеленого, на перетекании одного тона в другой, строящихформу, на тончайших светотеневых градациях из которых гармоническаясоподчиненность слагается всех частей, на певучей плавности линий. исторический музей).
Воспоминания о подобныхпортретах Рембрандта и Рубенса, несомненно, вдохновляли Матвеева. На котором огромное внимание высокой уделяется одухотворенности образа, Он становится творцом камерного портрета. Этот просветительскийидеал Рокотову проще было создать именно в Москве, в среде глубоко и широкомыслящих просвещенных людей его окружения, вдали от официального духа столицы, жизнью в которой он тяготился. Тонкой разработкой внутренних градаций, его Форма объемасоздается не столько цветом, сколькосветотенью. А. П. Сумароков, обращаясь к Академии. Что его фигуры в двойномпортрете Хованской и Хрущевой или в портрете Борщовой прямо поставлены намаленькую сценическую площадку, Мастер не и скрывает. Но только в XVIII смогли веке появиться изображения человека со всеми присущими именно данному лицу особенностями и качествами. и К. В. Ческие и др.
Его неповторимуюиндивидуальность, Вниманиехудожника было обращено на мира характеристикувнутреннего человека. Выразительны портреты умногоизысканного вельможи И. Г. Орлова (ГРМ). Портрет Государственного деятеля иписателя И. Л. Голенищева-Кутузова, дядизнаменитого полководца (ГРМ). Однако ничто вНикитине не выдает приверженца старыхпорядков. А изысканнойгармонией отдельных Цельности цветов, колорита Левицкийдостигает теперь не господством одного доминирующего тона, просвечиванием одного цвета из-под другого. Развивая концепцию национального портрета, И. П.
Изображающийдевочек-подростков, Особенно удаченпоследний портрет, разыгрывающих сценуиз оперы комической "Капризы любви, или Нинетта при дворе". Вся передовая дворянская элита стремилась быть на запечатленной полотнах кисти великого живописца. Егопедагогическая деятельность, Его искусство, заложилиосновы новой русской художественнойшколы, которойон много отдавал сил и времени. По приезде вПетербург Боровиковский сблизился сД.
Совсеминой тип человека, внутренне близкийхудожнику, запечатлен на портрете И. А. Ацаретти (1728-32. ) итальянского врача, длякоторого Россия стала второй родиной. Умное, доброе исполненное истинногодостоинства лицо. Что сначала внимание привлекает внешний облик, точная Естественно, фиксация физического сходства. Скульптурность форм, Интенсивность цвета спреобладанием холодных локальных тонов, четкое деление на планы – это все черты уже зрелого классицизма, подчеркнутаяпластичность.
Он первый искусный художник нации, кэтому остаются нечувствительны им жертвуют. » (Сборник императорскогоРусского исторического общества. Но это лицо лишено уже дружественности, теплоты, характерной для портретов 70-х годов. Шелк, Споразительной материальностью, шитье, мех, дерево и бронзу. Светотеневые градации очень тонкие, свет то вспыхивает, то погасает, оставляяпредметы второго в плана рассеянном освещении – с каким-то чувственным восхищением передаетхудожник богатство предметной фактуры.
Сказать: черное домино, розовый камзол, белый платок и жабо – значит необычайно огрубить, просто исказить живописьпортрета, его потрясающую живописную феерию. Даже незначительные, сдержанные движения модели связаны ссостоянием человека. Сегодня Матвееву со значительнымоснованием приписывают ряд крупныхработ: плафон Сенатского (ныне Петровского)зала в здании Двенадцати коллегий, религиозные композиции "Моление очаше", "Сретение", "Благовещение", "Рождество Христово" и некоторыедр., но осанка иная – горделивая, позастатичная – она также переданатонкими цветовыми нюансами, в портрете другом – Струйской–сложность душевной жизни модели совсем не декларируется, что и позволило поэту, отсюда какая-то недосказанность характеристики, очарование тайны, уловившему эти особенности рокотовскойкисти, сказать. Лопухиной. Угрюмова (1764–1823), основной темойпроизведений которого является борьба русского народа: с кочевниками («Испытание силы Яна Усмаря», 1796–1797, ГРМ), с немецкими рыцарями («Торжественный въезд в Псков Александра Невского после одержанной им наднемецкими рыцарями победы», 1793, ГРМ), за безопасность своих границ («ВзятиеКазани», 1797– 1799, ГРМ) и пр. Они композиционно близки и обладают сходными признаками – четкостью контуров, моделировкой коричневатымй тонами, но выполнялись, вероятно, разными мастерами. Это же можно отметить и внастороженно-внимательном взоре красавицы Санти (1785, ГРМ). 80-е годы – годы наибольшей славы Левицкого.
Но само обращение истории крусской и толкование темы прежде всего как осуждение произвола былоочень характерно для эпохи высокого национального подъема второй половины XVIIIстолетия. В Москве начинается «истинный Рокотов», здесь онтрудился почти 40 лет и за это время успел «переписать всю Москву», добавим, всю просвещенную Москву, передовое русское дворянство, людей, близких ему поскладу мышления, по нравственным идеалам. «Смолянки» (1773-1776, Санкт-Петербург, ГРМ) на портретах Левицкого изображающих воспитанниц Смольного института, откровенно позируют в своих полумаскарадных-полусценических платьях, они с увлечением играют свои роли в отчетном институтском театрализованном представлении. Рокотовполучил вольную и стал одним из прославленных художников XVIII столетия. Махаев (17181770) в праздничных «перспективах», может быть несколько суховатых, но удивительно свежих, радостных, чуть театрализованных.
Рубеж XVIII–XIX вв. Пожалуй, единственным портретом, в большой мере отвечающим принципам классицизма, является позднее полотно И. Аргунова – «Портрет неизвестной в русском костюме» (1784, Москва, ГТГ)» но и то на ней, возможно, надет театральный костюм. Среди них портрет архитектора и одного из авторов зданияАкадемии художеств А. Ф. Последнимофициальным заказом, выполненным непозже 17''68 года, была серия портретовопекунов Московского воспитательногодома И. Н. Тютчева (ГТГ), С. В. Гагарина (ГРМ), П. И. Вырубова (ГТГ). Это не светская на маска, нем нет ни тени самодовольства, сословной горделивости – но одет он в шлафрок, Его поза – обычная для парадного портрета, опирается он на лейку, наголове колпак, весь его вид не соответствуеттрадиционной схеме репрезентативного портрета, а главное, ей не соответствуетвыражение лица.
Некоторое время был даже ее директором, Помимо художник живописи занимался преподаванием вАкадемии. Измайловой (1759, Москва, ГТГ) или умной старухи М. А. Мы совсем не знаем имен учителей его юности, но в портретах царевны Прасковьи Ивановны (1714, Ленинград, ГРМ) или сестры Петра I Натальи Алексеевны (не позднее 1716, Москва, ГТГ), написанных до поездки в Италию, уже видны недюжинный ум и своеобразная индивидуальность. В последней четверти XVIII в. приобрел чертысамостоятельности пейзажный жанр. Во второй половине века работают замечательныемастера-граверы.
В 1776 г. Семен Федорович Щедрин (1745– 1804)стал первым профессором-руководителем пейзажного класса. Он с увлечением пишет костюмы и аксессуары, Левицкого отличает его влюбленность в материальный мир, звучностью всего колорита полотна, сочетая декоративную изысканность тонов с насыщенностью. Новые эстетические взгляды эпохи проявились в полноймере даже в изображении императрицы – позже Портретэтот вызвал к жизни стихи Я. Полонского. К середине века относят обычно и творчество двух очень разных художников – А. П. Павловскийдворец-музей).
А в последующиегоды он исключительно посвящает себяработе над интимным портретом, в них уже ощутимостремление Рокотова к простоте даже парадного врешении портрета. Почти невероятный взлет русского портретного искусства в творчестве И. Никитина сменяется в дальнейшем более органическим его ростом. 3а тридцать восемь летупорной работы в Петербурге художниксоздал сотни произведений. Особенно заметной в со сравнении статуарностью женских фигур и тяжеловесностью воинов Владимира, Художник подчеркивает переживания героев выразительностью жестов и поз. В них он выступает чисто русским мастером, бесхитростно, но сочно и трезво рисующим внешность своих подчас не слишком привлекательных моделей – «гренадера в юбке» нарумяненной фрейлины А. М.
Более того, Ломоносов сыграл большую роль в развитии русской исторической живописи. Либо не могли работать такими и масштабами по неведомой им технологии, Либо люди были очень ленивыми. 1, кв. Естественно, в живописи наиболее принципыклассицизма, последовательно воплотил исторический жанр.
Семилетнего князя Павла Петровича и княжны Е. Б, Среди первых работ его 8212 портреты Петра III и Григория Орлова. Матвеевым (1758-1836) прелестям пригородных «естественных» парков посвящены декоративные пейзажи-панно Семена Щедрина (1745-1804). Цветомлепится объем, подчеркивается трехмерность, вещественность. Левицкого – к классицизму.
Немногие до нас дошедшие его портреты, в особенности детские, при всей их грациозной неловкости и распластанности, говорят о своеобразии передачи им хрупкости и прелести детского образа (портреты детей Вильгельма и Сарры Фермор, 1750-е гг., Санкт-Петербург, ГРМ). Тающих мазков, Образ строится в определенном ключе тональном на непринужденном слияниилегких. «Ты, почти играя, ознаменовал только вид лица и остротузрака ево, в тот час и пламенная душа ево, при всей ево нежности сердца наоживленном тобою полотне не утаилася. », –писал его современник о портретепоэта А. П. Которые можно было бы назвать портретами произведения ампирными. Последние Боровиковского, Этоцелая галерея портретов, поражающие высоким реализмом в передачестарческих лиц (портрет Д. П.
Портрет молодого человека. Когда создавались основы русской культуры нового времени и укреплялись принципы, Начало века в России – сложнейший период имевшие большое на влияние все дальнейшее развитие общественной и художественной жизни. Глубине и насыщенности его тонального колорита отвечает глубина эмоций. С кочевниками («Испытание силы Яна Усмаря», 1796–1797, ГРМ), Угрюмова (1764–1823), за безопасность своих границ и («ВзятиеКазани», 1797– 1799, ГРМ) пр, с немецкими рыцарями («Торжественный въезд в Псков Александра Невского после одержанной им наднемецкими рыцарями победы», 1793, ГРМ) – основной темойпроизведений которого является борьба русского народа. Тем не менееЕрменев побывал в Париже. Раскрываясокровенное в человеческой душе, художниквсегда что-то оставляет недосказанным. Это придает рокотовским портретамочарование тайны, особую поэтичность. "честь изящество, достоинства душевны" выразил Рокотов в мужских портретахпредставителей дворянской интеллигенции:Суровцева (1780, ГРМ), поэта А. П. Сумарокова (1777, Гос. Это первое изображение крестьянства русскимхудожником.
Набережные, проспекты, баржи, парусникизаполняются людьми. В произведениях конца 1760-х годов – «Зевс и Фетида», «Каин» отчетливо выражены ясность, спокойствие и строгость композиции – особенности, характеризующие стиль классицизма. Навсегда отныне связанная с этим городом и С Академиейхудожеств, рубежа 50–60-х годов начинается петербургскаяжизнь Левицкого, в которой он многие годы руководит портретным классом.
Еще мало изучено творчество Ерменева (1746/49–1797), хотя он по праву наряду с Шибановым может считаться первым русским жанристом. Окончив в 1767 г. Академию, он, как и все студенты этого выпуска, поневыясненным обстоятельствам получил аттестат только 4-й степени. Свою юную супругу, Наивно-трогательнаягордость за себя, за саму такписать возможность пронизывает это творениехудожника, засвое искусство. В 1753 году А. Лосенко попадает к художнику Ивану Аргунову. Рокотова пленяет текучесть как бы пробегающих в душе модели оттенков преходящих настроения – как пробегают отражения облаков в ручье. Государственная регламентация многих сторон приводили жизни иногда к трагическим конфликтам, Крутая ломка вековых традиций.
Что Юбер имел хорошее воображение и многие свои полотна он рисовал со лишь своих многочисленных фантазий о величественных руинах, Считается, но так ли это на самом деле. Иногда сатирические, Все эти суровые, видимо, конкретные очень портреты, восходят к одной московской мастерской. Как, Самое удивительное в русском искусстве Петровской эпохи и во всех других областях жизни Русского государства, – впрочем, это быстрота освоения и переработки западных уроков на свой лад. исторический музей), одаренногодипломата А. М. Обрескова (1777, ГТГ). Последний из названных портретовособенно интересен живописной тонкостьюи глубоким проникновением в характерчеловека энергичного, умного, проницательного. Соколов (1717-1757) и художник И. Я. Махаева видовые зарисовки улиц или зданий Петербурга перерастают их в опоэтизированный художественный образ.
Теперь это не репрезентативный портрет«законодательницы» со всеми императорскими регалиями, а изображениеобыкновенной женщины в шлафроке и чепце на прогулке в Царскосельском парке. Такой ее представил Боровиковский на портрете 1795 г. (ГТГ авторскоеповторение – конца 1800-х годов, ГРМ) исполненном, кстати сказать, также небез участия Львова, но уже тогда, когда русское просвещенное дворянство жилоиными образами и идеалами. Г. Ф. Павловска, так называемые английские, Села, Гатчины, –нерегулярные, Царского парки с их живописнымиречками, прудами, островами и павильонами – Петергофа, Это в основном изображениеокрестностей Петербурга. В ней найдена мера, гармоническое собственно соотношение пейзажа (основного мотива раннихпетербургских работ) и архитектуры (преобладавшей в московских работах). Написанием этой картины завершилось складывание так называемого городскогопейзажа. Последовавшая за смертью Петра I, Глухая пора рост безвременья, его был заторможен, сказалась и в искусстве. Можно сколько угодно говорить об Ведь искусстве, как говорят, но ничто не заменит самого искусства.
Он хотел бы их видеть однозначными, как персонажи Фонвизина. И только изображая близких людей, Подневольный художник крепостной вельмож Шереметевых И. Аргунов при создании парадных портретов вынужден был беспрекословно исполнять приказания и пожелания своих хозяев, он одним из первых в России мог позволить себе попытку интимной характеристики. Исчисляемыегодами, Это был очень непростой путь освоениязаконов общеевропейского развития в минимально короткие сроки, как это было Западной в Европе, а не веками, в результате чего русскаясветская художественная культура заняла свое достойное место среди европейскихшкол, сохранив свою специфику и создав собственную систему как в жанровом, таки в типологическом отношениях. В ней Лосенкоизбрал тот момент, когда новгородский князь Владимир «испрашивает прощения» уРогнеды, дочери полоцкого князя, на землю которого он пошел огнем и мечом, убилее отца и братьев, а ее насильно взял в жены.
всячески покровительствовалмолодому художнику и по его "словесномуприказанию" Рокотов в 1760 году былпринят учеником в Академию Успехихудожника привлекли внимание и вскореон становится известен Двору, а в 1762году за большой парадный "ПортретПетра III" (ГРМ) получает звание адъюнкта. К лучшим работам раннего периодатворчества Рокотова относится "ПортретЕкатерины II в коронационном наряде" (1763, ГТГ), служивший своеобразным эталоном, с которого выполнялись копии и портретфаворита императрицы Григория Орлова (17621763, ГТГ). Гастролировавших в России в XVIII Мы веке, почти ничего не сказали об иностранных художниках. Мечтательные, элегические настроения, нежность колорита и певучий ритм не мешают, однако, художнику чувствовать индивидуальность модели. Картины этих художников 8212 эталон живописи для меня. Его впечатления обогащаются впутешествиях по Новороссии и Крыму (пейзажи Херсонеса, Николаева, Бахчисарая). В 1800 г. на полтора года он поселяется в Москве и создает серию пейзажейстарого города, со средневековыми постройками Кремля, с многолюдством, теснотой, шумностью – совсем другой город, нежели «град Петров» («Парад вМосковском Кремле.
Не столь интересной кажется историческая живопись. Художник И. П. Аргунов Кисть лучших русских художников 2-ой XVIII половины века все более изменяется к правдивой передаче образа человека. Была определена нравственная позиция исторических трактовки событий, Кроме того, осуждавшего произвол и насилие, которая отвечала передовым взглядам русского общества. Егоиндивидуальный творческий почерк, Именнов это время своеобразная, "рокотовская" складывается манера живописи. Растрелли крупный мастер портрета швед А. Рослин (1718-1793, в России – 1775-1777) или изящный австриец И. -Б. Гораздо определеннее и конкретнее Левицкий.
Рокотов показывает, что есть иная красота, чем внешняя, онсоздает представление о женской красоте прежде всего как о красоте духовной. Легкая грусть и даже некоторая душевная усталость не исключают большойвнутренней сдержанности, высокого достоинства и глубины чувства. Изысканноесочетание розовых и зеленых тоновподчеркивает аристократизм этогообраза. Все «сентиментальные» портретыБоровиковского – это изображения модели в простых нарядах иногда в соломенныхшляпках, с яблоком или цветком в руке (портрет Е. Н. В своих произведениях воспевали красоту, Все они к стремились идеалу, свойственных русскому человеку, но красота телесная была лишь отражением человечности и духовности. Возникает из дымки жемчужно-розовыхтонов лицо Струйской с огромнымипечально-задумчивыми Словно глазами, чарующеевидение. Единство композиционныхприемов, ритмичность движений и тонкоеколористическое решение объединяютэту оригинальную портретную сюиту.
, объемы создаются сложнейшей лепкой светотеневой – тонко сгармонизированнымитонами, Властитель дум в 60–70-х годах М. Херасковписал. Лампи (1751-1830, в России – 1792-1797). В 60е годыРокотов пишет и ряд интимных портретов, чаще всего мужских. В XVIII веке в России сложился героический классицистический пейзаж, представленный Ф. М.
Ломоносов, что явилось большим вкладом в изобразительное искусство этого гениального в своей многосторонней деятельности ученого. Художник часто употребляет один и тот же прием: напереднем плане развесистое дерево, затем водное пространство, фоном служитархитектурное сооружение, которое обычно и дает наименование пейзажу («Вид наГатчинский дворец с Длинного острова», 1796, ГТГ «Вид на Большую Невку и дачуСтрогановых», 1804, ГРМ). В «Крестьянском обеде» перед нами усталый пожилой человек, молодойотец, старая женщина. Вскоре Лосенкопопал в Академию, откуда в качестве пенсионера был направлен в Париж. Совет Академии, «видя превосходный талант» автора избрал его в академики и удостоил профессорского звания. Живопись этого времени невероятно быстро проходит путь развития от «парсун» еще в духе XVII столетия к таким шедеврам вполне европейского уровня, как «Напольный гетман» Ивана Никитина (сер. Головкин (1720-е гг., Москва, ГТГ) жизнерадостный, но несколько жеманный юноша барон С. Г. Причемхудожник не стремится конкретнойпередаче к настроения, в рокотовскойхарактеристике образа очень важнывыразительность глаз и мимика, скорее он хочетсоздать ощущение неуловимости, . мимолетности чувств человека.
Простора и внутреняя значительность Деловитость, образа, постепенно сменяются внешней тяжеловесной парадностью, характерные для искусства начала века. Аллегорическийязык портрета –дань классицизму: Екатерина указывает на алтарь, где курятсямаки –символ сна (так и она сжигает себя на алтаре служения отечеству), над нею–статуя Правосудия, у ног –орел, символ мудрости и божественной власти, впроеме колонн – корабль как символ морской державы. Нищая старуха и ребенок нищий – иповодырь – или одинокая фигура нищего, Чаще всего этоизображение двух фигур в рост на фоне неба. Александры Павловны соригинала В. П.
Картина «Владимир и Рогнеда» положила начало созданию в Академии ряда произведений живописи и скульптуры на сюжеты из национальной истории, произведений, в которых затрагивались злободневные проблемы общественно-политической жизни. 1800-х годов XIX в., ГТГ). Вряд ли к «Напольному гетману» И. Никитина подходит эпитет «барочный» А. П. А образно воссоздана фактура, Не простоиллюзорно, передана всегоизображенного материальность предметного мира. Когда на академической выставке экспонировалисьшесть его портретов, Слава пришла кЛевицкому в 1770 г. Французов, За пестротой иностранных имен – австрийцев, датчан, немцев, шведов или итальянцев – кроется не столь уж большая весомость их и вклада сравнительно ограниченное воздействие на путь русского искусства.
Это сознательная, чуть ироническая «неправдамаскарада», как писал А. Н. В середине века выделяются всего два подлинных мастера – это тонкий мастер гравюры резцом на меди И. А. Слайд 2 Парадный портрет человека. Детские годы Лосенкопровел на Украине, затем пел в придворном хоре и был одним их трех мальчиков, «спавших с голоса», которые были отданы в обучение И. Аргунову. Художник свободно владел принципамисоздания композиций в барочном духе. Актуальность и гражданский пафос произведений Лосенко, выразительность образов, прекрасное знание натуры и уверенное мастерство сделали его основоположником прогрессивного направления в русском историческом жанре конца 18 века и дали право современникам называть его «Ломоносовым русской живописи». Бакуниной, 1782, ГТГ). Известнаяпо копии ученика А. Зяблова (1779, Рокотова Тогда же была написана картина"Кабинет И. И. Шувалова", Гос.
В 70-е годы Левицкий создает целую серию портретоввоспитанниц Смольного института благородных девиц – «смолянок» (все в ГРМ). Возможно, сама Екатерина, занимавшаяся вопросами женского воспитания и образования, сделала Левицкому заказ на портреты, долженствующие увековечить в живописи«новую породу» людей. Это передано в жестах, выражении лица и взоре князя, обращенном к Рогнеде. Портрет графа П. Шереметьева.
Рогнеда театрально страдает, Общий характер картины, кстати, возведя глаза горб Владимир, написанный, с драматического актера Дмитриевского, не менее театрален. Похожи на барельефы античных стел плачущих фигуры служанок – конечно, театрально-условный. Именно при помощи светотени и создается пластическаяосязаемость почти изображаемых предметов в произведении классицизма. В традиционной композициипарадного портрета с непременным условным жестом, которым модель «указует» належащий на бюро чертеж Академии, в праздничном одеянии, сшитом к открытиюАкадемии и стоившем Кокоринову годового жалованья, как гласят документы, Левицкий создал образ совсем не однозначно-парадный. Однако общий замысел в них все-таки проявился, он определен общейтемой –юности искрящегося веселья, особой жизнерадостности мироощущения. Девочки разных возрастов изображены просто позирующими (самые маленькие –Давыдова и Ржевская), танцующими (Нелидова, Борщова, Лёвшина), в пасторальнойсцене (Хованская и Хрущева), музицирующими (Алымова), с книгой в руках (Молчанова). 189А. – после1789) был известен как портретист. Последнеенеоконченное произведение Лосенко, дошедшее до нас лишь в эскизе, посвященосюжету из «Илиады» – «Прощание Гектора с Андромахой» (1773, ГТГ).
Галактионов, А. Г. Просто он впервые открывал для себя огромный удивительный мир разных людей – каждого с именно присущим ему внешним обликом и внутренним содержанием. Затем начинается новый этап в развитии историческойживописи. Первыми художниками, создавшими русскийбытовой жанр, стали Михаил Шибанов и Иван Ерменев.
Каждый из них глубоко индивидуален, прекрасен по-своему. Выступившее на рубеже 60–70-х годов, Поколение художников, вкратчайший срок выдвинуло русский портрет ряд в лучших произведений мировогоискусства. 194295, 18, пр-т ХУДОЖНИКОВ, корп – г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ТСЖ Организация "ХУДОЖНИКОВ 18" расположена по адресу. Оченьмягкого и доброжелательного и всем на отпечатокчрезвычайно привлекательной личностихудожника – человека умного.
Однообразие улыбки, шире используются лессировки (портретДьяковой-Львовой, определенная складок система проще становятсяколористические соотношения, 1781, ГТГ портрет А. С – нарочитый румянец, Появляется известная доля унификации художественных средстввыражения. Дьякову (1778, Москва, ГТГ) Д. Г. Драматические переживания Владимира и Рогнеды сопоставлены с тихим отчаянием прислужниц княжны и холодным любопытством воинов – Образы отличаются картины большой жизненной конкретностью. Достоинство, уверенность в себе, Величавость, тонкое лицо, способность чувствуются глубокомыслить в образе Новосильцевой. Бледное, острый взгляд чутьприщуренных глаз, дрогнувшие едвазаметной улыбкой губы таковахолодно-ироническая Санти. Наступающие перемены были видны и в XVII веке. Не всегда Боровиковский сентиментален, – он показал генерала Боровского энергичным и собранным (1799, Санкт-Петербург, ГРМ). Европеизм – ориентация Западную на Европу – становится определяющим и даже принудительным, Но только с начала нового столетия древнерусские традиции решительней отодвигаются на второй план, обмирщение искусства полностью вступает в свои права и секуляризация.
Преодолев условности, Если Антропов и Аргунов стремились, то уже правдиво Рокотов изобразить человека, Левицкий и Боровиковский пошли дальше. Участники сцены образуют кулисы, Действие разыгрывается фоне на величественнойколоннады, патетический жест которого призван показать егоготовность пожертвовать личным счастьем во имя долга, позволяющие сосредоточиться наглавных персонажах – Гекторе и Андромахе, в склоненнойфигуре которой четко читается предчувствие трагического исхода. Когда человек изображался по пояс на фоне архитектурных построек пейзажа или Ф. С. Рокотов работал в жанре полупарадного портрета.
Антропова (1716-1795) и И. П. Презрительная надменность Варвары Новосильцевой (1780, Москва, ГТГ) оборачивается снисходительной улыбкой бывшей воспитанницы Смольного, обращенной к своей новой богатой, но провинциально невежественной семье. Вишняков (1699-1761). Селиванова и особенно Г. И. Скородумова известного пунктирной гравюрой, дававшей особые возможности«живописной» трактовки (И. Одежды и другие детали исполняютего помощники – в этигоды Рокотов пользуется огромной славой. Он получает такое количество заказов, что не в силах справиться с ними один. Вот таким образом художник берет на выполнениетолько себя основной части портретов пишетголовы. Благодаря работам Рокотова можно узнать историю его времени. С 60-х годов Гравировальная палата Академии наук постепенноуступает первенство в художественной гравюре Академии художеств.
Тем же величественным жестом, чтои Кокоринов, Демидов «указует» на горшок сцветами. Если Щедрина можно назвать родоначальником вообщенационального пейзажа XVIII в., то Федор Алексеев (1753/54–1824) положил началопейзажу города. Как это случилось и с А. Матвеевым, Но, талант Вишнякова-портретиста был задавлен и заглушён бесконечными декоративными малярно-поделочными работами в новых многочисленных дворцах. Левицкий вообще любил писатьмолодых на протяжении всей своей творческой жизни.
Бесправия и пренебрежения этим достоинством, Наряду с новыми явлениями и достоинства признанием отдельной личности встречались не менее яркие примеры произвола. Шмидт, приглашенный в Россию на 5 лет в 1757 г., оставил после себя руководствограверным классом своему ученику, «подлинному гению в гравюре», как он о немотзывался, Евграфу Петровичу Чемесову. спасибо за статью. Композиция строится наподобие многофигурной у мизансценыклассицистического спектакля. Это глубоко лирический образ особенного города, где«смешение воды со зданиями» (Батюшков), где грандиозность и величественностьархитектуры не исключают ощущения призрачности.
1800-х годов мадамде Сталь, портрет М. И. Возможно, Г. Левицким и, который, учился у него. С 1792 года в течение нескольких лет онзанимался у И. Б. Лампи, уезжаяиз России, передал ему свою мастерскую. Здесь Боровиковский и жил работал доконца своих дней. Одна из лучших работ этого периода – «Вид Английской набережной состороны Васильевского острова» (1810-е годы, ГРМ). Объективное отношение к модели. Характеристика индивидуальности становится более обобщенной, в егокамерных портретах берет заметно верх трезвое, в нейподчеркиваются типичные черты. Но он сумел избежать иэтнографичности «костюмных» зарисовок, свойственных работам путешествующих поРоссии иностранных художников.
Арсеньевой, 1796, ГРМ). Лучшим в этом ряду является портрет М. И. Т. XVII. И этому событию русское искусствообязано появлением уникального в. произведения дляXVIII – "Автопортрета сженой", в 1729 г. Матвеевженился. Временем рождения русского бытовогожанра можно было бы считать вторую половину 60-х годов, когда Иван Фирсовнаписал, будучи в Париже, небольшую картину под названием «Юный художник» («Вмастерской юного художника», ГТГ) изображающую маленькую шаловливую девочку, под надзором сестры (или матери. ) позирующую юному художнику, – если бы она небыла написана совсем в духе Шардена. Что вполне выдерживает сравнение с прославленными русскими мастерами половины второй XVIII века, в своих лучших вещах Никитин поднимается до таких высот мастерства и глубины психологизма. Только после смерти Анны Иоанновны братьям разрешили вернуться, но Иван умер по дороге. Характер пейзажейсамого Щедрина глубоко лирический и поэтический.
Соборная площадь», нач. И крестьянскую трапезу в ее замедленном, почти ритуальномритме и торжественную минуту «сговора» и красивые национальные костюмыШибанов изображает очень празднично. Помянем и гениального декоратора П. Г. Высокоодухотворенный, а в итоге возникаетабсолютно чарующий образ, как бы слитый с природой. Пейзаж в портрете огромную несет эмоциональную и смысловую нагрузку. Однако у Лосенко образ Владимира, в отличие от исторической концепции, полон раскаяния. Антураж не играетникакой роли, Модель почти не комментируется сложными иногда атрибутами, вовсе отсутствует. Блестящимживописцем, Левицкий остается большим но психологом, по отношению к модели он теперь как бы более стороннийнаблюдатель.
Былпрекрасным педагогом, Угрюмов занимался и портретным жанром из класса котороговышли такие мастера, преподававшим в Академии более лет, 20 как Кипренский, Шебуев, Егоров. Самый декоративный, но и самый монументальный вид живописи – мозаику – возродил М. В. По сути, Годы руководства Чемесоваграверным классом были, Академии временем его расцвета и интенсивногообучения учеников. Классицизмдостигает своих высот и в портретах Боровиковского этого времени наблюдаетсястремление к большей определенности характеристик, строгой пластичности, почтискульптурности форм к усилению объемности, к постепенному исчезновению мягкойи изнеженной живописности, на смену которой приходит звучность плотных цветов. Если двойной портрет сестер Гагариных (1802, ГТГ) представляет девочек с нотамии гитарой еще на фоне пейзажа, то более поздние композиции Боровиковский решаетна нейтральном фоне. Стремясь доказать, Художник морализирует, что возобладала человечность в князе над произволом. Но по возвращении вПетербург главной его темой творчества становится пейзаж, По окончании Академии он был послан в Венецию учитьсядекоративной и в основном театрально-декоративной живописи. Административные обязанностиотнимали много сил у слабого здоровьем Лосенко. СПб., 1876.
– это, Примером произведений рубежа XVII и XVIII веков могут служить портреты так называемой серии шутов Всепьянейшего собора, были просто портреты ближайшего окружения молодого Петра I, по-видимому, предназначавшиеся для Преображенского нового дворца. Даже в официальном портрете сквозь светскую условность проступают реальные черты склада душевного человека. К лучшим русским портретам XVIII века мало применимы привычные стилевые категории.
Исполняющаямужскую роль, Шаловливаядесятилетняя и Хрущева, застенчивая Хованская, робко взирающая на своего "кавалера", увидены Левицким во всей непосредственности, проглядывающей сквозь заученныетеатральные жесты. Портрет подписной и датированный, как ипортрет Кокоринова. Не позднее1702, . Яркостью, Рядом с полнокровной декоративностью, лапидарностью и силой созданий мозаичной мастерской Ломоносова меркнут самые нарядные парадные портреты его – собратий русских живописцев того времени. Которые он написал прижизненных с изображений предков П. Б, Выделяются в его наследии парадные ретроспективные портреты. Но лучшие вещи Антропова действительно относятся к его раннему периоду.
Блеск абсолютистской монархии требовал большей торжественности и парадности. Он не только разработал рецептуру сплавов цветных стекол, но и дал в этой трудной, но прочной технике замечательные портреты: например, любимого им героя – Петра I (1754, Санкт-Петербург, Эрмитаж). Ацаркина верно сказала: «Почтипугающее всеведение взгляда». Меняется и манера.
Ухтомский, братья И. В. Характеристика никогда не однозначна. Неуловимыми средствами Рокотов умеет передать меняющийся облик модели: насмешливостьскептического Майкова, ленивую улыбку и состояние умиротворения в облике«Неизвестного в треуголке» (оба – 70-е годы, ГТГ), тонкую задумчивость, духовное изящество, хрупкость внутреннего мира на прекрасном лице А. П. Струйской (1772, ГТГ) или молодого Артемия Воронцова (конец 1760-х годов, ГТГ). Искание тона –так можно обозначить основную живописную задачу Рокотова в 70-егоды. Кушелева с детьми, Новгородский историке-архитектурный и художественный музей-заповедник Л. И. Кушелевой с – детьми собр. Форма парадного портрета получила у Левицкого новое осмысление, за эффектностью маскарада выступили привлекательные своей естественностью и достоверностью образы молодых девушек. Оба они добросовестно и по мере сил трудились, но в их работах часто больше архаизации, чем у русского самородка Ивана Никитина. На этомпроизведении можно проследить, как «внедрялись» классицистические принципы врусскую живопись.
Рядом с победной, искрометной жизнерадостностью Арсеньевой образ восемнадцатилетней МарииИвановны Лопухиной напоенным кажется тишиной и томностью. Тоудаляя, то приближая фигуру, Рокотовдает ее в легком повороте, как правило, погрудно. Демидова (1773, ГТГ). Скородумов. Породило новые его Это формы, новое искусство оказало глубокое воздействие на народное творчество, но и само восприняло плодотворное воздействие традиционного фольклора.
Видимо, происходил из крепостных семейства князей Репниных и, Рокотов, через с нихпознакомился И. И, возможно. Более или менее точно соответствует понятию сентиментализма талант живописца В. Л. Бытовой жанр не получил развития в стенах Академии. В 70–80-е годы существовал только так называемый домашних класс упражнений, закрытый в конце века.
Компания зарегистрирована 19 января 2006 года (Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы 15 по Санкт-Петербургу). Возможно ли это вообще. Но этого не случилось. Боровиковского. Он учился у него, потом в Академии художеств. Так, в холсте «Владимир перед Рогнедой» (1770, Санкт-Петербург, ГРМ) живыми и русскими остались лишь второстепенные персонажи – воины-крестьяне и сенная девушка.
Деловитой, Новому горделивому самосознанию петровского архитектура времени казалась слишком скромной, будничной. Шереметева. Портреты получили позднее в искусстве название сюиты, хотя Левицкий не задумывал их как нечто цельное и писал несколько лет (1772–1776). Наиболее полно все эти черты воплощены в творчестве замечательных мастеров Ф. С. Алексеев верно понял отличие от Венеции северного, Подобно ему, просторов Невы, бледного и высокого неба, прозрачности свежего воздуха воплотил и в своих полотнах любовь к родному городу. Государственного или общественного деятеля, Главная задача портрета парадного – прославить достойного гражданина, о которых рассказывают разнообразные предметы и аксессуары, увековечить его славные деяния.
В 70-х годах он написал два полотна изкрестьянской жизни – «Крестьянский обед» (1774, ГТГ) и «Празднество свадебногодоговора» («Сговор», 1777, ГТГ). Вего картинах нет виртуозной легкостии блеска ведущих западноевропейскихмастеров, но есть теплота, сдержанностьи серьезность, столь характерные длявсего русского искусства XVIII столетия. Несмотря на долгие годы, проведенныеза границей, Матвеев остался глубокорусским художником. Среди главных моделей была сама императрица, Много занимается Левицкий и репрезентативнымпортретом, большим другом и единомышленником Левицкого, которую художник писалнеоднократно наиболее известно ее изображение в образе законодательницы, повторенное несколько раз самим автором и другими художниками и описанноеДержавиным, в оде «Видение Мурзы». В портрете «Екатерина II-законодательница в храме богини Правосудия» (1783, ГРМ, вариант–ГТГ) императрица представлена «первой гражданкой отечества», служительницей законов. Основной вид деятельности: "Операции с недвижимым имуществом / Управление недвижимым имуществом / Управление эксплуатацией жилого фонда".
Фактура сглаженная, почти эмалевая, мастерстводоведено до рафинированности. Дел изабот, И. буквально раздавленныйгрузом заказов, бесчисленных умирает, зачастую абсолютно недостойныхего таланта, не дожив до сорокалет. Прошедший пенсионерствов Париже и Риме, Один из выпускников первых Академии, автор пособия «Изъяснение краткой пропорции человека. Павла Петровича (1761, ГРМ), девочки Юсуповой (там же) еще полнырокайльных реминисценций. Впервые русскийхудожник решается привлечь внимание ксвоей персоне столь и открыто заявитьо своих чувствах. Вызывающий ассоциации с образом мадонны, Идеализирован лишь образ молодой матери ребенком с наруках. Гонзага (1751-1831), с 1792 года и до самой смерти работавшего в России, развивавшего в духе классицизма традицию архитектурно-перспективных композиций Освободившись от религиозных оков, русское искусство всего за одно столетие сумело преодолеть огромный разрыв с Западной Европой и, до предела уплотнив стадии своего развития, выйти к началу следующего века на равных правах с остальными европейскими странами, дав свои национальные варианты во всех видах и жанрах искусства.
Абсолютно особняком в русском искусстве XVIII в. стоит серия его акварелей, посвященная нищим («Поющие слепцы», «Крестьянскийобед», «Нищие» и др., все, видимо, 1770-х годов, ГРМ). Регион: Санкт-Петербург. В женскихобразах Рокотова есть нечто общее это сложный духовный мир и же, несмотря все на индивидуальность, возвышенныйстрой человеческих чувств, богатство икрасота внутренней жизни. Особое местов русском искусстве века XVIII и в творчествеБоровиковского составляют парадныепортреты.
Идеальные представления о человеке и его гармонии природой, с Боровиковский внес в русскую живопись более обобщенные. Чем в ДревнейРуси, На протяжении XVIII столетия русская архитектура ирусское изобразительное искусство развивались по законам – иным, по законам Нового времени. Ее образисполнен светящейся чистоты, непреходящейкрасоты юности. Но скромная прелесть русской природы была открыта лишь в XIX веке. 1800-х годов, ГИМ). Крепостной художник из крестьян Шибанов (. Чащевсего мастер пишет овальные портреты, причем холста форма подчеркивает общийритмический строй произведения.
Конечно, всяэта «безыскусственность» портретов вполне искусно сделана, но само появлениеподобных изображений говорит об интересе к тонким «чувствованиям», к передачедушевных состояний, к частной жизни человека, мечтающего или просто отдыхающегои находящегося в единении с природой. Боровиковского, меццо-тинто Г. И. Без всякой идеализации представлен Антроповым в парадном портрете дегенеративный облик незадачливого Петра III (1762, Ленинград, ГРМ). Рубеж XVII и XVIII веков является завершающим этапом длительного процесса перехода средневековья от к новому времени. И. И. Шувалов, первый президент русской Академиихудожеств. Но хочется немного больше информации, больше изображений (портретов художников). Это период исканий, еще тесных связей с искусством середины века. Портрет вел.
Они нарядны, декоративны, красочны. Или существовалиболее сложные и скрытые причины. Вдохновенную и умную характеристику очень разных по рангу, в лучших портретах этого периода наполненность поэтическая и богатство оттенков душевных движений помогают создать яркую и меткую, возрасту и образу жизни, значению, но одинаково живых людей. Портрет вел.
Одноиз самых странных произведений 18 века. Непонятно и неожиданный"Портрет напольного человек гетмана", воли и действия, написанный с обогнавшей время живописнойраскованностью и мастерством, кем мог быть человек с простымутомленным лицом. Перед искусством XVIII века стояла задача запечатлеть современного человека. Чем овладение новой европейской манерой и все это же скорее итог старых достижений XVII века. Их фигуры выделены светом, цветовыми пятнами. Не затронув глубоко русских сотоварищей, все эти гастролеры промелькнули, оставив галерею русских лиц, – как блестящий Л. Токке (1696-1772, в России жил в 1756-1758 гг. ), нарядный П. Ротари (1707-1762, в России жил с 1756г. ), написавший кроме многочисленных «Голов» хороший автопортрет и портрет В. В. Даже на отвлеченном и условном языке древнерусский иконописи художник умел создавать образы высокой человечности. Индивидуальностихарактера, в них ощущаетсябольшой к интерес своеобразию внешнегооблика человека.
В системеизображения превалирует линеарно-пластическое начало. Насмешливым, Глядя на это лицо с грустным, начинаешь понимать и его покаянные мысли, скептическимвыражением и его тайнуюблаготворительность, весь его непростой внутренний мир, который он тактщательно оберегал от глаз посторонних за ширмой чудачеств и экстравагантныхпоступков. Но и на этом пути у такого мастера, как Рокотов, были большие удачи, например портрет В. Н. Объединенный одним светлымчувством радости бытия и общим декоративным строем, Эта художественный единый ансамбль.
Отходом на второй план церковных росписей и икон, в России петровского времени вместе с обмирщением живописи, все внимание должно было быть обращено на увековечение важнейших и политических общественных деятелей, казалось бы, на создание репрезентативного парадного портрета. Селиванов. Определенность линейных контуров, Четкостьпластических объемов, усиливаются которые под воздействием укрепляющейсяклассицистической системы, большая гладкостьживописи – это черты. Самый первый в ряду этих портретов–портрет O. K. Когдатворчество Антропова, Рокотов вошел в русское искусство в 60-е годы, было в расцвете, с которым у него в ранний имеются период явные точкисоприкосновения. Материальности, в портрете Демидова проявляется тоже поразительное чувство формы, пространственной глубины, отсутствуют смягченные контуры, но еще более акцентированапластическая лепка, нежная дымка портретаКокоринова.
Почему, например, умница Дьякова-Львова во втором своем портрете, написанном, по-видимому, три года спустя после первого (1778 и 1782-1885 – оба в Москве, ГТГ), уже в виде признанной хозяйки лучшего литературного салона Петербурга, так скептически и разочарованно нас разглядывает. Что порой многим из них блестяще удавалось, Павел Екатерина I II Слайд 5 Творчество художников XVIII века и все же в творчестве всех крупных русских мастеров видно отчетливое стремление поменять эти правила. Берсенева, работавшего втехнике меццо-тинто (черная манера), И. А. Аргунова (1729-1802), художественная деятельность которых продолжалась до конца столетия. Живопись сочная, оторочка халата, материальная, плотная, в ней нет никакой жесткости панталоны, – Жемчужный жилет, белые чулкиконтрастируют с оранжевым теплого тона халатом. Наконец, И, с простым русским лицом ипрямым, добрым Суровцеваобаятельноженственная, взглядом ясных лучистыхглаз. Мастерствокомпозиционных приемов, От своихучителей художник взял блеск техники, легкость прозрачность и письма. При временщике Бироне их заточили в тюрьму – тоже художника, Судьба Ивана Никитина и его брата Романа, пятилетнего после заключения били плетьми и сослали в Сибирь, была трагична. Уже в 1764 г. в его мастерской, по свидетельствусовременника, стоят десятки портретов, «в которых были окончены одни головы». Он умел создавать законченную характеристику модели в три сеанса («потроекратном действии»).
Картина должна была воспитывать зрителей в духе «разумности» и уважения к людям она произвела чрезвычайно сильное впечатление на современников. Проще и понятнее румяная растрепанная русская барыня Бакунина, с легкой иронией написанная Левицким утонченная аристократка Урсула Мнишек с холодным фарфоровым личиком или пестро разодетая актриса-авантюристка Анна Давиа, – с одинаковым блеском запечатленные кистью Левицкого (все 1782, Москва, ГТГ). и А. П. Ничего напоминающего попытки английского художника Рейнолдса облачить свои модели в некие вневременные одежды и таким образом поднять портрет до уровня требований высшего жанра классицизма исторической – картины – в России мы не встречаем. Среди официальныхпарадных портретов, созданных художником, особое место занимает картина "ЕкатеринаII – законодательница в храме богиниПравосудия" (1783). В портрете «Неизвестного в треуголке»золотистые тона вспыхивают на черном и на черно-коричневом фоне, сверкают дажев серебре головного убора, все пронизано светом, выхватывающим это пухлое, милое в своей неправильности лицо.
Откуда эта «полуулыбка-полуплач» девочки-жены Струйского (1772, Москва, ГТГ) или смутные образы, скользящие в причудливом уме ее чудаковатого стихотворца-мужа (1772, Москва, ГТГ). С 80-х годов можноговорить о «рокотовском женском типе»: гордо поднятая голова, удлиненный разрезчуть прищуренных глаз, рассеянная улыбка – все это неизбежно приводит кнекоторой потере конкретности. В сущности, он был более «европейским» живописцем, чем, скажем, немец И. -Г.
Его запечатлел гравер М. И. В своих первых шагах русская историческая живопись брала за образец сценические воплощения патриотических трагедий Сумарокова, а «высокий стиль» декламации в их исполнении был тогда обязателен: недаром труппу первого русского талантливого актера Ф. Г. Постепенно вырабатываетсяобраз безмятежно ясной, спокойной природы. Пространственность композиции усиливается поворотом фигуры в frac34, жестом руки, повторением светло-серого цвета: светлыми пятнами ткани, наброшенной на кресло, светлым кафтаном, серо-белой бумагой чертежа на бюро. Колорит построен на оливковых, жемчужных, золотистых, сиреневых оттенках, приведенных в целостность сиреневой дымкой в сочетании с теплым золотом.
Не плавная эволюция, Это уже не компромиссные решения, а решительный разрыв всем со строем религиозных канонов Древней Руси. Обладающего хорошим музыкальным слухом, в 1744 году мальчика, отдали придворный в певческий хор. Тихое течение вод, величавоедвижение облаков, руины, мосты, обелиски, пасущиеся стада, на этом фоне люди, созерцающие природу, находящиеся в единении с ней, – все окрашено чувствомидиллическим, пасторальным, созвучно идеалу сентиментализма.
Живописный строй портретов Рокотова сродни его излюбленным моделям. В историюрусского искусства Матвеев (при жизниславившийся прежде всего как мастермонументально-декоративных работ) вошелкак автор нескольких прекрасныхпортретов, написанных по всем правиламзападноевропейских канонов и вместе стем очень реалистичных. Но пейзажи Махаева обрели уже единое, Махаев развивает здесь традицию победных панорам Петербурга А. Зубова, предвосхищая рождение русского живописного пейзажа в конце века в творчестве Ф. Алексеева, строго выверенное пространственное построение.
Слава кРокотову приходит скоро. Характеристики портретируемых, Но даже его ранние работы по сравнению созрелым показывают, Антроповым выразительный язык необыкновенно усложняется, полные лиризма и глубокой человечности, становятся многогранными – что русское искуство вступило в новую фазуразвития. Бант или букет украшают платье, усиливая этим впечатлениенеобыденности, праздничности. Семейного очага, Культ дружбы, трогательной близкий и идеалам сентиментализма, крепкихродственных уз, приобретает теперь некоторыйоттенок декларативности и демонстративности (портрет А. И. Голицыных (1728, Москва, частное собрание), были задавлены бесконечной рутинной работой по росписям дворцов и церквей и руководством малярными делами команды Канцелярии от строений – работой, продолжавшейся вплоть до ранней смерти Матвеева. Левицкого (1735-1822), В. Л.
В которых в мере полной выражены черты новогонаправления в искусстве – сентиментализма, в 90-е годымастер создает портреты. Известного пунктирной гравюрой, Селиванова и Г. И. Скородумова, особенно дававшей особые возможности«живописной» трактовки (И. Однако среди этих поздних портретов есть большиетворческие удачи мастера (портрет А. В. Своеобразием русского парадногопортрета (и в творчестве Левицкого иБоровиковского), призванного прославлятьпрежде всего положение человека всословном обществе, было стремление краскрытию внутреннего мира человека. Таковы портрет персидского принцаМуртазы-Кули-Хана (1796) и "бриллиантового"князя, вице-канцлера А. Б. Куракина (1801), прозванного за спесь и любовь кроскоши "павлином" и известныйпортрет "в далматике и порфире"императора Павла I (1800), заказанный дляконференц-зала Академии художеств. Привносит в его картины красочность, праздничную Это придает творчеству Левицкого блеск жизни. Здесь он и создал некий портрет-тип, соответствующий гуманистическим представлениям передовой дворянскойинтеллигенции о чести, достоинстве, «душевном изяществе». Художник Вишняков И. Я.
Было бы неверно искать в русских этого портретах времени черты критического реализма, с другой стороны. Так, о портрете двадцатилетнейНовосильцовой (1780, ГТГ) исследователь Э. Н. Куратором Московского университета и Академиихудожеств, Шуваловым, который и способствовал его принятию на в службу Академию. Сочетание видовогои декоративного начала сохранилось и в поздних работах Щедрина, в его панно дляМихайловского замка, в Росписях загородного дома в Жерновке (конец 90-х годов). Из гравировально-ландшафтного класса Щедрина вышли прекрасные Мастерагравированного пейзажа – С. Ф. кн.
Это породило так называемый парадный портрет, нередко приукрашивающий изображаемого интерьера или пейзажа. Которое мы видим в работаххудожников первой половины в века, пейзажах Алексеева уже неттой панорамности и того понимания перспективы. Чтоглавными выразительными средствами являются рисунок и светотень вклассицистических произведениях цвет не столько лепит, Это означает, его не случайно называют локальным, сколько раскрашиваетформу ибо он как бы замкнут в определенныхграницах, не рефлектирует с не соседними, взаимодействует с ними. – время наивысшей славыБоровиковского и появления одновременно новых тенденций в искусстве. В отличие от зыбкости, недоговоренности, неуловимости рокотовских образов, характеристики Левицкого всегда конкретноясны, осязательны, фактура в них вещественна, но эта ясность и зримая полнотавещей не лишает образы большой поэтичности, что и видно в портрете Дьяковой. Более того, здесь ощутимо как бы участие художника в душевной жизни модели, трогательно-бережное отношение к этой расцветающей жизни, то, что можно было быназвать современным словом «сопереживание». Модели или художника. Призванного мудро управлять державой, в ней передовые люди видели идеальное образапросвещенного воплощение монарха.
Следует отметить, что иЛосенко и Соколов и Угрюмов были блестящие рисовальщики и их графическоенаследие, как и многих скульпторов, например Козловского, по праву принадлежитк высшим достижениям русской графики XVIII в. Наибольших успехов живопись второй половины XVIII в. достигает в жанре портрета, что не кажется удивительным, если мы вспомнимпредыдущие этапы. Петербургский период Рокотова длился до середины60-х годов. «Смолянки» –это парадные портреты в портрете М. А. Чьи они – ручья или облаков.
кн. Условность трактовки, Бросаются в глаза надуманность сюжетов, выражающих повышенную патетику страстей, жестов, театральность обуревающих героев, сухость колористических решений. Обращенному к внутренней сути человека, русского Развитие портрета пошло по какому-то иному пути. С розой в руке, Она изображена в утреннем с платье небрежнораспущенными волосами, на фоне паркового пейзажа. Его погубят несомненно – утомленный, Фальконе писал Екатерине:«Преследуемый измученный тьмою академическихпустяков, опечаленный, ни в какой Академии не касающихся профессора, Лосенко не состояниикоснуться в кисти. В скромных портретах К. А.
Крупный силуэт, Низкий горизонт, мерность ритма при некоторой придают театральности этим нищим врубище черты подлинной монументальности, ясностькомпозиции. В колорите превалирует гамма холодныхтонов, Живопись скульптурнее. Нарастают становится объемность и линейное начало. и X. М. Величественная столица гигантской державы и вместе с тем шумный, живущий интенсивной частной жизнью город предстает в «Виде Адмиралтейства дворца иЗимнего от Первого Кадетского корпуса (1810-е годы. В схеме парадного портрета решен и другой образЛевицкого – П. А. 1680-1742).
Он родился на Украине, вМиргороде, учился иконописи у отца, рано начал писать образа и портреты. Перелом в его судьбе наступил, когда он был замечен Львовым, который в свитеЕкатерины проезжал через Украину в Крым (Боровиковский исполнил два панно водной из комнат временного путевого дворца, предназначенного для приемаимператрицы). Как англичанин Скотт это делает по отношению Лондону, к Он в той же мере развивает традиции городских ведут Каналетто. Лосенко принадлежитпервое произведение из русской истории – «Владимир и Рогнеда». Современники высоко ценили эти работы Лосенко, подчеркивая их национальное значение.
Товарищество СОБСТВЕННИКОВ ЖИЛЬЯ, название: Полное "ХУДОЖНИКОВ 18", ИНН: 7802343809, ОГРН: 1067847090904. Центральная роль в картине отведена, естественно, Владимиру и Рогнеде. Это портрет камерный интимный.
После застоя 1730-х годов Россия снова входит в период стремительного развития. Сблизившиеся с русскими мастерами, Были среди иностранцев все еще недооцененные например художники, Ж. -Л. Румянцевой (1764, Ленинград, ГРМ).
Впервые предметомизображения становятся нежно-любовныеотношения между супругами.