В «первопрестольной» на Рокотова посыпались заказы от родовитых московских семей, не избалованных вниманием мастеровитых художников. Единственная известная его работа в ином жанре, нежели портретный, это как раз изображение Шуваловской галереи В «первопрестольной» на Рокотова посыпались заказы от родовитых московских семей, не избалованных вниманием мастеровитых художников.
Трудно поверить, что этот флер таинственности возникает отнюдь не по мановению кисти художника-чародея, а является результатом серьезного и кропотливого труда, для описания которого придется обратиться к «техническим» подробностям. Итак, Рокотов, несмотря на «низкое» происхождение и еще относительно молодые годы, становится едва ли не самым значимым живописцем Петербурга. Наталья Петровна Голицына послужила Пушкину прототипом для образа той самой роковой старухи в «Пиковой даме», у которой Герман пытался выведать секрет трех карт. Созданный Рокотовым тип портрета интимный камерный портрет составляет целую эпоху в русской портретной живописи. Даже незначительные, сдержанные движения модели связаны с состоянием человека. Не прошло и двух лет после поступления, как он стал адъюнктом, в обязанности которого входило «смотрение за классами».
Известная нам в копии позднейшей и интересная тем, Шувалова» картина, что являет единственный пример нефигуративной рокотовской живописи. Федор Степанович Рокотов родился в 1735 (6) г. О его детских и юношеских годах мы можем лишь догадываться. Порой он создавал целые галереи портретов представителей одного рода различных в его поколениях. Написанные им в 60-е 18 годы в., Работы, отличаются своеобразием трактовки человеческой личности в них все более наблюдается правдивость портретных образов. Рокотов так великолепно передавал характер портретируемых еще и потому, что он поддерживал дружеские связи не только с главами семейств, но и со всеми домочадцами. К первой половине 60-х годов относится и «Портрет А. С. Что одни из его биографов считают годом его рождения 1730 г., знаменитый художник-портретист жизнь его до сих пор остается мало известной даже даты его рождения и смерти настолько не выяснены, что он родился в тридцатых годах ХVIII века годом смерти его одни считают 1810 другие г., говорят неопределенно, другие 1812 г., третьи октябрь 1800 г. более осторожные исследователи даже вовсе отказываются установить эти даты происходил он, по-видимому из дворянского рода. Гр.
И реставраторы спасли его – очистили и укрепили живопись. мимо зрителя. В нём чувствуется деликатная тонкость, доброта и жажда привязанности. В портретах 80-х гг. Орлова (у графа А. А. Орлова-Давыдова, в Петербурге) графа И. Г. Орлова (у него же, в имении "Отрада", Московской губ. ) другой его же (у Всеволожских в Петербурге гравирован Чемесовым) графа Ф. Г. Орлова П. С. Протасова (у С. И. Васильчикова в Петербурге) графа Н. П. Румянцева (у А. А. Муханова, в Чернигове) графини А. А. Санти (в Музее Имп. (В.
1904 Русские портреты ХVIII и XIX вв. Часто при написании парных портретов Рокотов выполняет их в контрастных тонах: вспомним хотя бы «Неизвестную в розовом платье» и «Неизвестного в синем кафтане» или портреты четы Струйских, где жемчужный и золотистый тона в портрете Струйской перекликаются с темно-зеленым в изображении ее супруга. Академии Художеств, СПб.
Иметь портрет, написанный Рокотовым, было престижно. (В начале 1780-х гг., дослужившись до ротмистра звания, дававшего право на дворянство он оставил армию. ) Рокотов не мог и не желал мириться с прихотью Бецкого Ему нужна была свобода, чтобы творить, Через несколько месяцев он покинул стены АХ. Некоторые работы почти монохромны, в других акцент делается на сопоставлении контрастов.
Еще более портретов, приписываемых его кисти, но достоверность которых сомнительна. Существует множество повторений этого портрета, как точных, так и с незначительными изменениями в аксессуарах большинство их приписывается самому Р. Кроме этих двух изображений Екатерины из-под кисти талантливого живописца вышло несколько портретов Петра III (один в московской Оружейной палате, два в Гатчинском дворце) и цесаревича Павла Петровича (лучший в том же дворце) и немало портретов выдающихся людей екатерининской эпохи, в том числе И. И. Шувалова, графа Г. Орлова, А. А. и Б. А. Куракиных, Л. И. Бибикова, П. Г. Демидова, Г. Н. Теплова и др. Струйского (1796), поэта, коллекционера произведений искусств, архитектора, книгоиздателя, Рокотов оставался его другом и любимым художником. Но никто из них не оказал серьезного влияния на формирование его живописного стиля, Удивительно, сказать, можно абсолютно неповторимого, уникального. Вот таким, «иступленным и диким» в своих порывах, с горящим «восторгом и жаром» взглядом и кривой улыбкой, он смотрит.
В том же году был создан «Портрет В. И. Растрелли. Кто мог приспосабливался. 1902 г. А. Бенуа, Русская школа живописи, СПб. «Портрет Н. Е. В нем художник становится более конкретным.
Время написания его в точности неизвестно. Портрет А. П. Струйской (1772 г. ) Рокотов показал возвышенность образа молодой женщины. Тютчев, С. В. Эти работы пока еще далеки совершенства, от Впрочем и в них трудно предугадать близкий расцвет живописного мастерства. Неслучайно это произведение называют Русская Джоконда. Еще Струйский, современник и горячий поклонник Рокотова (между прочим, единственный человек, оставивший нам хоть какие-то воспоминания о художнике), так описывал процесс работы над портретом поэта Сумарокова: он «почти играя ознаменовал только вид лица и остроту зрака в тот час и пламенная душа ево, при всей ево нежности сердца на оживляемом полотне не утаилася он проник во внутренность души сего великого мужа».
Знакомство с Шуваловым вывело бывшего крепостного в свет, сблизило с высшим обществом. 1829 Фишер, Указатель находящихся в Академии произведений, СПб. Через некоторое время мы обнаруживаем след Рокотова уже в Петербурге. В 1765 г. за картину «Венера и Амур» он получил звание академика живописи. Именно там он впервые взял в руки карандаш и бумагу и вскоре проявлять начал такие способности, Должно быть, в Москву, что князь решил перевезти его поближе к себе.
Портрет этот изображающий императрицу в профиль, среди красивой архитектурной обстановки, был графу подарен Г. Орлову, который разместил его в Гатчинском дворце (с 1950-х гг – то поручила ему, Когда Екатерина II вступила на престол, написать её портрет, в 1763160г., для которого давала ему сеансы в Петергофе. Вокруг был столетний парк с тенистыми аллеями и проточными прудами. Перед зрителем – типичный облик русского барина, циничного и чувственного сибарита. IV, СПб., 1882, стр. В 1761 году Рокотов специально ездил в Петергоф писать «Портрет великого князя Павла Петровича» (Павлу тогда было всего семь лет) в 1762 году выполнен «Портрет Петра III». В университете преподавали ученики М. В. Губы чуть улыбаются, но щёки не по возрасту обрюзгли, хотя Майкову в этот момент было всего 37 лет. Каталог произведений иностранной живописи, СПб.
Художник изображает Майкова в спокойной естественной позе. Александра III) А. Н. Сенявина В. Н. Суровцевой (у А. С. Танеева, в Петербурге) г-жи Талызиной, урожденной Зубовой (у г-на Новосильцева, в Тамбовской губ. ) графа П. Б. Шереметева (в Академии Художеств не достоверный) M. Е. Шуваловой (у А. П. Шувалова) графа А. П. Шувалова И. И. Шувалова (в Академии Художеств) Н. П. Шувалова (у А. П. Шувалова, в Петербурге) графа П. И. Шувалова (в Академии Художеств) и многие другие. То же можно сказать и о других работах, созданных в эти годы, портрете Майкова, «Неизвестной в розовом платье», Воронцова В это время складывается неповторимый, только Рокотову присущий живописный стиль. Урожденной Паниной (гравирован Радигом) князя князя А. Б. Куракина Б. А. Куракина (гравирован Радигом) В. И. Майкова (принадлежит А. А. Майковой) В. А. Нарышкиной M. В. Олсуфьевой князя Гр, Куракиной. По-видимому, часто бывал он в московском доме Струйских до смерти Н. Е. К тому же времени относится «Кабинет И. И. Отечественная живопись за сто лет "Северное Сияние" 1862 г. Сборник для материалов истории Императорской С. -Петербургской Академии Художеств, Петров.
Уравновешенная композиция, в основном в них продолжаются традиции 1780-х овала, форма но краски становятся более скупыми. Вследствие которого он стоял ближе других художников к высшему классу общества и лучше их понимал вкусы его есть известие, Такой успех многие объясняют дворянским его происхождением, что с 1766 по 1796 г. он постоянно жил в Москве. Люди высшего света боялись этого человека, его острословия и цинизма, а его эпиграммы были настолько язвительными, что после них некоторые боялись выйти в свет. А. Н. Оленин, Краткое историческое сведение о состоянии Императорской Академии Художеств с 1764 по 1829 г., СПб. (Позже его помощники создавали очень близкие к рокотовским по стилю работы из-за чего впоследствии у искусствоведов подчас возникали проблемы с атрибуцией. ) Часто художник получает дворцовые заказы пишет портреты Екатерины II, великого князя Павла Петровича в детстве, Петра III, Ивана и Григория Орловых, создает целые галереи портретов представителей самых родовитых семейств Куракиных, Юсуповых, Бестужевых-Рюминых Естественно, главным образом это парадные или полупарадные портреты, в которых весьма тщательно вырисованы мельчайшие детали костюма, ордена, драгоценности.
Екатерина осталась очень довольна им, находя, что он "из самых похожих". Среди его моделей – И. Н, к 1768 году выполнил художник серию портретов опекунов Московского воспитательного дома. Таинственные полулыбки героинь рокотовских портретов их загадочные, удивлённые или слегка прищуренные глаза, легкая живописная дымка («сфуммато»), сливающаяся с фоном изображения из которого выступают неясные очертания пудреных париков и закутанных в атлас плеч, стали отличительными чертами манеры художника, по которой его произведения узнавались и современниками и нынешним поколением любителей искусства. Когда вступила на престол Екатерина Пользовался II, уже известностью в петербургском высшем обществе. Им исполнена копия с портрета Кроме Иоанны-Елизаветы, того, писанного А. Пэном, принцессы Ангальт-Цербстской, находящаяся в Имп. Позволяющим мастерски передавать внутренний мир человека, Он редким обладал даром, его трепетность и теплоту.
Орлова» известен в двух вариантах: в первом случае И. Г. В эти же годы Рокотов создал и два интересных интимных портрета: «Портрет И. Г. Голицыной» находился в усадьбе Ольгово под Москвой и долгое время исследователи не знали о его существовании. Особой утонченностью и трепетной одухотворенностью выделяются портреты графа А. И. Воронцова (не ранее 1765 г. ), А. П. Струйской (1772 г. ), Неизвестной в розовом платье (1770-е гг. ). И даже писал с натуры портрет Императора Петра III в том же году он послан был в Москву, в год, по случаю ее коронования, чтобы писать портрет Императрицы Екатерины а II, 18 июня следующего года опять получил от нее сеанс в Петергофе. В его портретах нет ничего показного, Мягкие, внешне – эффектного приглушенные тона создают атмосферу интимности. В это же время он начинает пользоваться популярностью как портретист. 1905 А. Н. Бенуа, Русский Музей Александра III, М. 1905 Месяцеслов на 1840 г., стр.
Один из исследователей творчества Рокотова предположил, что к старости зрение художника резко ухудшилось и, чтобы работать, ему приходилось близко придвигаться к полотну (этим объясняется обилие четко выписанных деталей и изменения в свете и цвете). Президент АХ И. И. Бецкой запретил Кроме художникам, того, заниматься собственной творческой деятельностью, преподававшим в классах, что для Рокотова было неприемлемо. Quotвенера и Амур", Наконец, вероятно исполненная им, с Ф. Бартолоцци гравюры и представленная художником в Академию вскоре после 1765 г., взамен работы на звание академика – в Академии Художеств находится еще его копия с картины Луки Джордано. В 1765 году Рокотов, получив звание академика, покидает Петербург.
Что происходил он крепостных из людей князей Репниных, Традиционно считается, впрочем, но, еще в молодые годы получил вольную. Но вдруг, в одночасье, он решает круто повернуть свою жизнь и отправляется в Москву. Спустя год Рокотова обошли званием адъюнкт-профессора. Художник стремится передать сложность и красоту внутренней сферы портретируемых. Герои портретов 1770-х гг.
в Павловском дворце-музее). Рассмотрим, например Портрет Майкова (1765г. ). Рокотов проникся духом оппозиционности по отношению к петербургскому жизни укладу с его показным блеском и суетностью, дворянской интеллигенции. К началу 1760-х годов относится «Портрет Е. Б. Близок к «Портрету Екатерины II» по манере письма и парадный портрет ее фаворита графа Г. Г.
Особенно это относится к женским портретам (мужских, как ни странно, почти нет). Его супруги Александры Петровны строится на плавных дугообразных линиях и поражает своей и сдержанностью гармонией. Изд. Судьба Струйской была не очень удачной. Детство и юность будущий художник провел в подмосковном имении Репниных селе Воронцове.
Он написал «всю Москву». Здесь молодожены построили роскошный дом-дворец по проекту самого Ф. Б. Он как бы устремляется мимо вас и в то время же в себя, Взгляд миндалевидных темных глаз загадочен и неопределенен. Писал Рокотов и известных литераторов своего времени – поэтов и В. И. Майкова А. П. Сумарокова Женские портреты кисти Рокотова загадочны и трепетны. Что речь в письме идет о художнике, Заметим, который в пору ту фактически делал только первые шаги на поприще искусства. Заказов было множество. Одна из последних работ Рокотова – «Портрет Н. П.
Выразителен портрет известного государственного деятеля и писателя И. Л. Воронцовой (находящийся у графа И. И. Воронцова-Дашкова, в Петербурге) княгинь M. А. (1775 г. ), П. Ф. Поповский и А. А. Но, Красотой своей она поражала всех, браке в была несчастлива, рано выйдя за богатого самодура Струйского, хотя и прожила долгую жизнь. Е. Новосильцева, 1780, ГТГ Е. В. Санти, 1785, ГРМ).
Александра Струйская прожила долгую непростую жизнь. Первое дошедшее до нас произведение Рокотова портрет неизвестного офицера, датированный 1757 г. (некоторые исследователи считают его автопортретом). В помещении Общества Любителей Художеств, 1864 Каталог выставки русских портретов достопримечательных людей, Каталог исторической выставки портретов лиц XVIXVIII вв., М. 1868 П. Н. Петров, устроенной Обществом Поощрения Художеств, СПб. до начала 1790-х гг. Рокотов Федор Степанович (1735. Александру окружала атмосфера поэзии и красоты. Куракиной, урожденной Паниной (гравирован Радигом) князя А. Б. Куракина князя Б. А. Куракина (гравирован Радигом) В. И. Майкова (принадлежит А. А. Майковой) В. А. Нарышкиной M. В. Олсуфьевой князя Гр. 19041908 Каталог историко-художественной выставки русских портретов 1905 г., СПб.
Если прежде он падал сбоку, то теперь почти прямо, высветляя таким образом фигуру. Это произведение – одно из самых ярких в искусстве XVIII века. Духовный мир ее богат и сложен. Но когда портрет был найден, пришлось срочно обратиться к реставраторам.
1875 Д. Ровинский, Подробный словарь русских гравированных портретов, СПб. Недоброхоты писали, что художник «за славою стал спесиви важен». один из лучших русских портретистов род.
А вот о поздних годах жизни Рокотова нам известно и вовсе мало, да и работ сохранилось совсем немного (портреты Бутурлина, Писарева, «Неизвестного в красном мундире» и «Неизвестной в белом чепце»). Великого Князя Николая Михайловича, СПб. Всегда увлекавший Рокотова идеал человеческого достоинства и красоты осознаётся теперь как свойственное чувство модели высокого духовного превосходства. Художник почти не обращает внимания на детали одежды. Так что они кажутся в тающими полутонах, Лица обволакивает легчайшая золотистая дымка, загадочности, оставляя ощущение недосказанности. Конечно, больше всего он любил себя в поэзии и даже завел собственную типографию, чтобы печатать свои опусы и зал искусств «Парнас». Стала гостеприимной хозяйкой усадьбе в Рузаевка Инсарского уезда Пензенской губернии, Она была счастлива в браке.
Новиков. Неизвестно, Кто был учителем Рокотова до его поступления в 1760 году в Петербургскую Академию художеств и кто из педагогов академических занимался с ним. Академию художеств за представленную картину ей "Венера" и за портрет императора Петра III. Его часто приглашали ко двору. Тулиновой», один из немногих женских интимных портретов. Используя гамму условных, тающих тонов, Рокотов создает эффект прозрачной атмосферы, созвучной душевному состоянию модели.
Струйского» (1772) пострадал от времени, но, как ни странно, он от этого выиграл в своей выразительности: мерцающие краски, размытые контуры лица, горящие глаза – все это сделало образ Струйского экзальтированным и несколько таинственным. Но для их осуществления у него не уже было сил – слишком долго ждал он престола, Он пришел к власти с надеждой благих преобразований, почти 35 лет. Струйской была не менее счастлива, чем судьба её портрета. Будущий император Павел I. Изображение нем на вписано во внутренний овал прямоугольного полотна, а через 3 года в Петергофе художнику позирует 7-летний Павел Петрович. Земная судьба А. П. Вырубов. Он возвращается в Москву теперь уже навсегда.
Голенищева-Кутузова, дяди знаменитого полководца. принят адъюнктом в новоучрежденную Императорскую Академию художеств Санкт-Петербург за представленную ей картину «Венера» и за портрет императора Петра III. Которые в действительности у него были, Никакой торжественности и парадности в портрете присутствует не – Майкова не украшают ордена и ленты. Вокруг него группировались представители московских художественных кругов, в позднем Рокотова творчестве сказался общий для русского в то время Майков был уже известным. т. I, СПб.
Ломоносова – Н. Н. Он был пожалован ею академии наук, в которой хранится и поныне. Мать 18 детей, она пережила многих из них.
Ле-Лоррена и графа П. де Ротари, работал в манере этого последнего, но больше него вникал в натуру и был старателен в исполнении. В этом, правда иногда чувствуется некоторое стремление к декоративизму. Портрет этот, Она поручила ему в 1763 г. написать ее портрет, в профиль изображающий императрицу во весь рост, среди красивой архитектурной обстановки, был подарен графу Г. Орлову в и настоящее время находится в Гатчинском дворце – для которого давала ему сеансы в Петергофе. Урожденной Зубовой (у г-на Новосильцева, в Тамбовской губ. ) графа П. Б. Шереметева (в Академии Художеств не достоверный) M. Е. Шуваловой (у А. П. Шувалова) графа А. П. Шувалова И. И. Шувалова (в Академии Художеств) Н. П. Шувалова (у А. П. Шувалова, в Петербурге) графа П. И. Шувалова (в Академии Художеств) многие и другие, Александра III) А. Н. Сенявина В. Н. Суровцевой (у А. С. Танеева, в Петербурге) г-жи Талызиной. Еще в 1762 г. он был зачислен в корпус Кадетский в чине сержанта и успешно соединял службу и живопись – Военная карьера оказалась для Рокотова более надежной. Он пишет обобщенно и легко, создавая прелестную гамму жемчужно-серых, перламутровых тонов. Барсов.
Люди, Портреты становятся менее отвлеченными, уже не так погружены в себя изображенные на них, даже наоборот как бы стараются преподнести получше себя зрителю. и П. П. Вечерами восторженный поэт читал ей посвященные стихи. Родился в селе Воронцово (ныне в черте Москвы) в семье крепостных. Это эталон женских портретов «рокотовская дымка», «рокотовское выражение чуть прищуренных глаз», «по-рокотовски тающие черты лица». К русским относились равнодушно, подчас с небрежением.
Одной из характерных черт манеры Рокотова 1770-х гг. Черты лица слегка Его размыты, модели как бы выступают из мерцающего сумрака, словно окутаны дымкой. Благородные порывы, в Николае Еремеевиче сочетались замысловатое чудачество, жестокость варварская к крепостным и фанатичная страсть к литературному творчеству. Согласно упоминавшимся ранее запискам Штелина, начиная с 1762 г. Рокотов «был столь искусен, что один не мог справиться со всеми заказанными ему работами» и в его мастерской могло находиться до сорока портретов, к которым он писал только лица, поручая ученикам работать над фигурами и одеждой. Где написал парадный профильный портрет императрицы и 16 октября Рокотов выехал в Москву на коронационные торжества, с выполнялись которого копии, служивший своеобразным эталоном.
Возможно, главную причину надо искать в академии обязанности адъюнкта не слишком вдохновляли портретиста, отнимая массу времени и мешая полностью сосредоточиться на живописи. 1842 П. H. Кажется, Модель, который становится неотъемлемой частью растворяется образа, в густом темном фоне. В них «души изменчивой приметы» освещают лица и взгляды изнутри. В письме Шувалову от Ломоносова, работавшего над мозаичным портретом Екатерины II, мы находим такие строки: «Что же до портрета, надлежит с которого сделать, то, я думаю, что наперво хотя один лик скопировать с самого лутчаго приказать Федору».
Своих подлинных вершин мастерства Рокотов достигает в ряде женских портретов. Что в этом переезде не последнюю роль сыграл крупный русский меценат Иван Иванович Шувалов, Не исключено, по его мнению, задумавший создать Академию художеств и отбиравший будущих для занятий самых талантливых, молодых людей. Ее фигура на портрете кажется необычайно легкой и воздушной.
1874 A. Wassiltschikoff, Liste alphab233tique de portraits russes, St. -Ptsb. Причем форма холста подчеркивает общий строй ритмический произведения, Среди его работ преобладают овальные портреты. И многие неизвестные портреты, Эрмитаже, хранящиеся у Ю. А. Новосильцева, как напр., женские в портреты имении "Кечемирово" Тамбовской губ. и у М. И. Мятлевой в Петербурге. Все это говорит о человеке, который любит пожить в свое удовольствие. Портрет. Особенно принимая во внимание, Все это, заставляет нас признать, с каким трудом то в время получались художниками сеансы Высочайших особ, что в 1760 г. Рокотов вступил в Академию уже не учеником, а что художественное образование он получил раньше как говорит предание, под руководством Ле Лорреня и графа П. Ротари последнее вероятно тем более, что с произведениями Ротари ранние работы Рокотова имеют большое сходство. Преподавательская работа отнимала массу сил и времени. Лица полностью освещены, на них почти не видно теней.
Который кладется уверенно, является зигзагообразный мазок, но не следует форме досконально и не совпадает с полностью контурами фигуры. Невероятный успех. Ему этого и не дали сделать. Неопределенностью выражений, Их лица отличаются неоднозначностью играющая на губах полуулыбка часто не с сочетается грустью в глазах. Маленький Павел Петрович приветлив и весел, взгляд его доверчив.
Рокотов в 1760 г. «по словесному приказанию» Шувалова был зачислен в новообразованную академию и даже получил возможность работать в его доме, да и впоследствии на протяжении всей жизни художника и мецената связывали самые теплые дружеские отношения. Переливы оттенков одного тона сочетаются с контрастными вспышками цветового акцента. Ее внутренний мир, Однако тогда уже за внешней эффектностью не теряется главное характер модели. Умер он в 1808 г. всеми забытым. Забыть о былых рутинных обязанностях и заниматься тем, Здесь он наконец-то может не зависеть от государственной службы, но помпезные не и торжественные, что ему действительно интересно писать портреты, а камерные, даже интимные, пытаясь проникнуть во внутренний мир своих героев. В 1758 г. он писал портрет великого князя Петра Федоровича (будущего Петра III). «Портрет Н. П.
Академии Художеств. С перездом в Москву начинается новый, самый продуктивный период деятельности Рокотова. Портреты Рокотова полюбились московской знати и недостатка в заказах он не испытывал. Следующий период творчества художника связан с работой исключительно над интимным портретом. Переход настроений, Мастер стремится запечатлеть неуловимость момента изменчивость чувств, превращение душевного одного состояния в другое. поздний период творчества. Взгляд юных и глаз, печальных Поэтическая одухотворенность нежного лица, заставляет задуматься о судьбе, некая загадочность все это приковывает внимание.
Голова слегка закинута назад, Рокотова больше всего интересует лицо изображаемого им человека, выражая высокомерную и надменную презрительность – которое через он передаёт его характер. Другой портрет великой монархини, поясной, был написан Р. также с натуры (вероятно, в Москве, в 1765 г. ). Полотнам мастера присуще богатство оттенков тона изысканные цветовые сочетания. Художника привлекает внутренняя красота человека. Он не из знати и это определяло его подчас подчеркнуто-заносчивое поведение, кто унизить хотел его – надо полагать, Рокотов, направленное на тех, всегда помнил.
Умер в 1810 художественное г. Получив образование под руководством Л. -Ж, в тридцатых годах XVIII столетия. Однако, Рокотову позировал не спесивый новоявленный вельможа, а талантливый и дружелюбный человек. Орлова (1762).
В Москве у Рокотова появляется новый круг знакомств. Где закупал краски для Московского Опекунского Совета, в 1764 г. Р. жил в Москве, живя и в г. в 1767 Москве, а в 1765 г. был принят "в достоинство академиков академического собрания". Обаятельное лицо прекрасной молодой женщины, Из дымчатого неопределенного фона мягко выступает нежное. Открытый лоб и пристальный, Но высокий, в котором очевидны острый ум и твердая воля, немного насмешливый взгляд, говорят о внутренней силе значительности и присущей этому человеку.
Гагарин, П. И. В 1780-х гг. В академии Рокотов быстро сделал карьеру.
Её всю жизнь согревал пламень любви и поэтического вдохновения мужа. Оно чуть насмешливое, глаза прищуренные – немного одутловатое (отечное), Основное внимание художник сосредоточил на лице. И это тоже придает им особое изящество и романтичность, портреты Женские Рокотова имеют часто овальную форму. Фигура, лицо и глаза обращены в разные стороны, что усиливает лихорадочность и истеричность образа. А с новым главой академии у Рокотова отношения не сложились, к тому к же той поре Екатерина уже отправила Шувалова в отставку. Летом 1765 г. Рокотов возводится в ранг академика.
С портрета Рокотова на нас смотрит угрюмое, но умное лицо старухи. Интересен в сочетании характеров парный портрет супругов Струйских. В период между 1765 1767 и г. он окончательно покидает Петербург, Как бы там ни было, продолжая выполнять дворцовые заказы, хотя и бывает там наездами. Херасков.
Собирал его произведения, Струйский преклонялся перед талантом Рокотова, а в художника мастерской обучался его крепостной А. Зяблов. Он какое-то время обучался у московских иконописцев, в Русском музее хранится выполненная Рокотовым иконная прорись видимо, чем реальных фактов, но и сведения эти принадлежат скорее к области догадок. Как и в ранний период, Рокотов уделяет больше внимания осязаемости тканей (портреты Новосильцевой, Суровцевой), прорисовке деталей. Числился вольнорожденным и, вероятно, был незаконным хозяйским ребенком (сыном князя П. И. Репнина. ), лишь приписанным к крестьянской семье. реальные люди, богатые, знатные, вполне «прозаические», но под кистью художника они превращаются как бы в «тени реальности». Пользовался уже известностью в петербургском высшем обществе.
Кружевное жабо написаны несколько небрежно, Травянисто-зеленый кафтан поэта красными с отворотами и золотым шитьем. 13 января 1762 г. назначен был адъюнктом уже Академии, о художественном образовании Рокотова известно очень мало в Академию поступил он в 1760 г., с окладом жалования по 300 руб. В интимных портретах 60-70-х гг. 183 Ю. Б. Иверсен, Медали в честь русских государственных деятелей и частных лиц, вып.
В 1762 г. принят адъюнктом в новоучрежденную спб. Свободный мазок сменяется более упругим и протяженным и четко обрисовывает форму. 155156 барон Н. Н. Врангель, Каталог старинных произведений искусств, хранящихся в Имп.
На губах едва заметная полуулыбка. В рокотовской характеристике образа очень важны выразительность глаз и мимика, причем художник не стремится к конкретной передаче настроения, скорее, он хочет создать ощущение неуловимости, мимолетности чувств человека. Голицыной».
1870 А. Сомов, Картинная галерея Имп. Несчастный Павел ничего из им задуманного осуществить уже не мог. Майков наверняка вел беседы во время сеансов. 7879 Барон Н. Н. Врангель: Ф. С. Рокотов "Старые Годы" 1910 г., апрель (с многочисленными снимками с работ Рокотова).
Он по-прежнему искусно изображает позы и жесты, фактуру тканей и украшений, но его все больше захватывает желание запечатлеть на полотне «движения души». Что, в это время он имел уже такое множество заказов, в мастерской его скоплялось зараз до сорока портретов, по словам Штелина, так что он успевал с натуры заканчивать одни только лица, "доличное же приходилось ему оканчивать после". Эти люди становятся героями его камерных и интимных портретов: поэт В. И. Майков, семейство Обресковых и др. Около 1765, И. Майков, конец 60-х гг., А. И. Воронцов, А. П. Струйская, 1772, – все в ГТГ) неприятие Рокотовым всего показного, внешне эффектного проявляется в приглушённости общего настроения, в искренности, внутренней одухотворённости и то в же время затаённости чувств героев. Майков в жизни был остроумным и находчивым человеком, с ним приятно было общаться. Гагариных и князя C. B. Красный гвардейский мундир, отороченная горностаем мантия – голубая лента ордена Андрея Первозванного и между тем портрет не черт лишен официальности и парадности.
Несмотря на молодость, начале в своей творческой деятельности, он пользовался широкой популярностью в кругах петербургской знати. Который в несколько перестроенном виде сохранился и по сей день, смог художник купить собственный особняк на Старобасманной улице. Изменения в художественном стиле Рокотова заметны стали фактически сразу же после переезда в Москву. В Москве Рокотов попадает в иную, по сравнению с Петербургом, атмосферу художественной жизни, более раскованную, сильно отличающуюся от петербургской официозности и казенности. Якоб Штелин, современник Рокотова, первый русский историк искусства XVIII в., в своих записках «Об изящных искусствах в России» рассказывает: «Федор Степанович учился в Академии художеств при Лоррене, Лагрене и Фонтебассо. Иногда излишняя одухотворенность, Правда, не совсем соответствует реальному изображенного характеру например дипломата Обрескова или Струйского, несмотря на несомненное внешнее сходство. В его живописном стиле возникают новые тенденции.
1780-е начало 1790-х гг. Рокотову были заказаны парные портреты Струйского и его будущей жены перед свадьбой. Капризный, а не – позирующим непоседливый мальчик представляется живым, Портрет поражает своей жизненной непосредственностью.
Уже этих работах проявляется стремление Рокотова к простоте даже в решении парадного портрета. Как туманная мечта П. Н. Ланская, Словно чарующее волшебное видение возникает из дымки жемчужно-розовых тонов исполненная непреходящей красоты юности из В. Н. Суровцева серебристого каскада пенных кружев. Эмоциональное воздействие его живописи во многом зависит от преображающей силы света, неяркий, но интенсивный поток которого словно вызывает из темноты освещённую сторону лица и шеи, выдвинутое вперёд плечо жидкие мазки белилами или розовой краской создают впечатление мерцания тканей и драгоценностей. Источник его смещается, Но по-прежнему средством главным выразительности остается свет правда.
Рокотов не стремился подчеркивать внешние достоинства своих моделей яркость и красоту лиц, пышность нарядов, напротив, его привлекал внутренний мир человека, личность и обаяние натуры, зыбкость и переменчивость затаенных чувств и переживаний. Неуловимая мимика лица и взгляд удлиненных темно-голубых глаз создают какую-то отчужденность между зрителем и портретным княгини изображением Е. Н. Орловой. В портрете запечатлен один из наиболее непринужденных живых и образов в русской живописи XVIII столетия. То удаляя, то приближая фигуру, Рокотов дает ее в легком повороте, как правило, погрудно.
Во втором – хитрым, Орлов изображен Рокотовым тихим незаметным и умным и энергичным человеком. Вся яркая творческая жизнь художника в дальнейшем была связана с Москвой. Краснощекий Майков, Веселый, пронизывает взором зрителя, кажется, балагуря и насмешничая с Рокотовым, смотрел блестящим, влагой подернутым глазом, смакуя свое острословие. Гагарина княгини A. А. Голицыной (1777 г., находящийся в имении князя С. М. Голицына "Кузьминки", под Москвой) княгини А. С. Голицыной (в имении Е. В. Всеволожской "Рябово") князя Д. М. Голицына (в "Кузьминках") графини Е. А. Головкиной (у А. П. Шувалова) М. Д. Демидова (гравюра с него приложена к книге: "Признательное воспоминание Московского Университета в день рождения П. Г. Демидова, 1821 г. Москва") графини Д. Ф. Дмитриевой-Мамоновой Б. Е. Ельчанинова (гравирован в 1771 г. Герасимовым) H. M. Загряжской, урожденной княжны Голицыной (находящийся у В. А. Олсуфьева) и H. A. Загряжской княгини A. A. Желающих заказать портрет много, вот таким образом приходится ждать своей очереди.
Видно, что сам художник находился под обаянием личности и красоты Струйской. «иступленным и диким» в своих порывах, Вот таким, он смотрит, с горящим взглядом «восторгом и жаром» и кривой улыбкой. Новые тенденции в духовной жизни страны оказали влияние значительное на развитие живописной манеры Рокотова, Особая атмосфера первопрестольной.
Трудно сказать, что подтолкнуло его к такому решению. 1808), художник, один из лучших русских портретистов века Просвещения. Из работ его, кроме упомянутых, нам известны еще следующие портреты: Н. А. Бекетова, А. И. Бибикова (гравированный Уткиным, Афанасьевым и неизвестным мастером) княгини Е. Д. Волконской графини M. A. Близкими по духу и мировоззрению Здесь художнику, он сближается с просвещенными представителями интеллигенции. Таким образом достигается ощущение живой и подвижной фактуры. Загадочную полумглу сменяют более отчётливые красочные тона и определенные более объёмы (В.
28 июня 1762 года на престол вступила Екатерина II. Поправки и дополнения "Русский Художественный Архив" г. "Художественные 1892 Сокровища России", 1889 И. М. Остроглазов. И под конец жизни был Рокотов вынужден заняться педагогической деятельностью, Заказов становилось все меньше. Рокотов с удивительным мастерством умел передавать не только вид По лица, словам одного из современников, но и нежность сердца. Известный поэт-сатирик смотрит с портрета с выражением насмешливого превосходства. А с 1778 года его куратором становится выдающийся русский поэт XVIII века М. М, в 1760-е директором годы университета.
В это время складывается узнаваемая, «рокотовская», манера живописи. Известного мецената, При активном содействии графа Шувалова, одного из основателей Академии покровителя художеств, просвещения и искусства в России, который заметил талантливого юношу, Рокотова приняли в петербургскую Академию художеств, которую он успешно закончил. Основное внимание художник сосредоточил на лице: оно чуть насмешливое, немного одутловатое (отечное), прищуренные глаза. В некотором смысле творчество этих лет стало синтезом двух предыдущих периодов. Предположительно, судя по возрасту изображенной (а она родилась в 1741 году), портрет можно датировать концом XVIII – началом XIX века. В Москве интеллектуальная жизнь била ключом и время с конца 1760-х гг.
Многому научился у Ротари и Токе и в последнее время целиком портретной занялся живописью». Учителей у Рокотова было предостаточно, Как видим и все самые художники знаменитые своего времени. В 1762160г. Орлова (у графа А. А. Орлова-Давыдова, в Петербурге) графа И. Г. Орлова (у него же, в имении "Отрада", Московской губ. ) другой его же (у Всеволожских в Петербурге гравирован Чемесовым) графа Ф. Г. Орлова (у С. И. Васильчикова в Петербурге) П. С. Протасова графа Н. П. Румянцева (у А. А. Муханова, в Чернигове) графини А. А. Санти (в Музее Имп.
Есть и другая версия, согласно которой Рокотов является внебрачным сыном князя Петра Ивановича Репнина, причем князь не только освободил его из крепостной неволи, но и произвел в дворянское звание (иначе как объяснить подпись Рокотова под «Правилами Московского английского клуба», куда принимали исключительно дворян. ). 1908, стр. В 1769 году в Москву переезжает и Сумароков, а с конца 1770-х годов – Н. М. Это произведение отличается особым живописным своеобразием. Призванной символически выразить модели, характер в числе основных средств выразительности рокотовских портретов надо выделить колорит художник почти всегда стремится выдержать полотно в единой цветовой гамме. В общей сложности Рокотов проработал в Москве почти 40 лет, которые исследователи подразделяют на три «подпериода»: вторая половина 1760-х 1770-е гг.
Майкова». Изменяется форма обрамления если прежде преобладал прямоугольный формат, Работы выглядят более репрезентативными, теперь то предпочтение отдается более декоративному овалу. стало периодом наивысшего расцвета портретного мастерства художника.
Заливая пространство картины и формируя ее искристую сияющую поверхность, Не менее важен для Рокотова и свет ведь это он созданию способствует настроения.