Известная художница В. Ходасевич отмечала, что от Гончаровой будто «пахнет чистотой» и при этом она была строга и строгость эта была «как в иконах». В Москве, впервые за сто лет, проходит масштабная выставка художницы Натальи Гончаровой, на которой собрано более 4-х сот работ из музеев мира.
Гончарова была представлена 80 полотнами, в основном русского периода. Заметим, это очень «западная» живопись, выдержанная в духе плоскостного декоративного кубизма, его последней модификации, – изобретательная, формальная и достаточно холодная. Дед волоколамский исправникколлежский секретарьМихаил СергеевичГончаров (18371867) племянник Н. Н. Гончаровой-Пушкиной-Ланской. Как – иногда она прямо зрителя провоцирует на то, Кажется и это Гончарова, чтобы простодушно ахнуть или воскликнуть в изумлении. Но оно как-то оборвалось.
На нынешней выставке эти работы объединены в один раздел – его можно назвать условно разделом формальных исканий. В 1968 году эстафету подхватил ГМИИ им. Вот, к примеру, одно из произведений, вызывающих у специалистов негативное отношение, – «Обнаженная на фоне драпировки» (1920).
В советские годы искусство авангарда, как известно, находилось под запретом. Не будем забывать, что большинство произведений Гончаровой, рассеянных сегодня по миру, выполнено во Франции. Декоративная изобретательность не знают себе равных, не Гончарова дает скучать – разнообразие ее решений. Чего больше, например, в ее «Апостолах».
И персонажи Библии, Гончаровой Для Восток – это и скифские каменные бабы и византийские мозаики. А ведь помимо знаменитой «Пустоты» (1913) ей принадлежат интереснейшие опыты в этом направлении: «Абстрактный пейзаж» (вторая половина 1910-х – начало 1920-х, ABA Gallery, Нью-Йорк), похожий на вид неизвестной планеты графические полуабстракции-полупейзажи с тающими очертаниями: «Стволы деревьев», «Композиция с черными пятнами» и другие (1930-е, ГТГ) красно-черно-белая «Беспредметная композиция» (вторая половина 1910-х, частное собрание, Лондон), где словно скрестились лучизм и супрематизм. В свои пейзажи художница непроизвольно начала вводить фигуры людей, сцены полевых работ. Гончарова как будто говорит: убедитесь, оно есть, вот оно какое.
Сюжет Павлин обнаруживал связь молодой авангардистки с традиционным искусством. Дед волоколамский исправникколлежский секретарьМихаил СергеевичГончаров (18371867) племянник Н. Н. Гончаровой-Пушкиной-Ланской. Кусевицкого (1922-1923, США). Появление подобной картины у Гончаровой не случайно – в той же манере выполнен цикл панно «Времена года» (на сюжеты опер П. И. Себе в утешение, Гончарова, решает написать вторых, себе в собственность, таких точно же, повторить.
Она продемонстрировала, что тандем Гончаровой и Ларионова, сохранявшийся на всем протяжении их долгой жизни, вовсе не обязателен в современной выставочной практике, больше того – вызывает настоятельную потребность «разъединить» звездную пару, чтобы искусство каждого засияло собственным неповторимым блеском. 16 июня, Одна из амазонок авангарда и создателей современного родилась искусства 130 лет назад. Родилась в семьемосковскогоархитектораСергея Михайловича Гончарова (18621935) и его женыЕкатерины Ильиничны (урожд. Картина «Испанка» представляет собой динамичную абстрактную конструкцию из треугольных блоков. В1900познакомилась сосвоим будущим супругом Гончарову Наталью называли "амазонкой русского авангарда".
Не слишком хорошо известны у нас и беспредметные работы Гончаровой. Ларионова. Наоборот и здесь неясно – многое от датировок конкретных работ до мотивации творческих экспериментов или, отказа от них.
Дягилева. Некоторые из них великолепны. Взглянем еще раз на «Пустоту». И еще дальше – до низовых форм народного искусства. Он кажется неповторимо гончаровским и по трактовке образов Священного писания, Но бы что ни явилось толчком для рождения тетраптиха и по живописной силе и монументальности.
Но в целом живописная эволюция Гончаровой 1920-1930-х годов неуклонно идет новым курсом – в сторону классической традиции изучения и природы. В 1928 году эту композицию в мастерской Гончаровой видела Марина и Цветаева описала со слов художницы историю ее создания. Ведь «Обнаженная» выполнена не на заказ, а, вероятно, для разрешения какой-то творческой задачи. Интересно, что композиции серии отчасти напоминают ее ранний рисунок «Вселенная» – иллюстрацию к поэтической книге К. А. Даже такой анархист в искусстве, как Сальвадор Дали, начинавший как истинный всёк, в пору своей всемирной славы уже не позволял себе «выйти из образа». Не имеющего специализации, Это редкий образец художника, стилевыми или любыми другими предпочтениями, скованного не жанровыми.
С 1915 г. жила в Париже, где занималась главным образом театрально-декорационной живописью. Что замысел этой картины возник иначе, Абсолютно очевидно, скажем, чем, у Малевича даже лучизм Ларионова носит более характер, концептуальный в большей мере идет от формальной находки. В 1900 познакомилась с М. Ф. Ларионовым, ставшим ее спутником жизни и соратником по искусству (как художница, впрочем, она всегда сохраняла творческую независимость). Римского-Корсакова) для особняка дирижера С. А. Она нарисовала себе цветы на лице.
Большакова «Le Futur» (М., 1913). Наиболее востребованные, включая Третьяковскую галерею, они проданы были еще при жизни художницы – поскольку в московских коллекциях, Эти картины особенно интересно увидеть, отсутствуют образцы гончаровского лучизма. Шедевры из парижского наследия» (1999-2000), где экспонировались работы, поступившие в конце 1980-х годов по завещанию наследницы обоих художников А. К.
В 1912 г. появились изданные по инициативе поэта А. Е. Крученых литографированные с открытки рисунками Гончаровой. Ларионовым была в числе создателей русского примитивизма и лучизма. Выставивший ранние пастели Гончаровой в 1987-м Серпуховский – историко-художественный музей, Пушкина.
Русской деревянной скульптуры или готики. Другой важный авторский замысел – полиптих «Испанки» (1925-1926), состоящий из пяти частей (одна из них хранится в Третьяковской галерее, четыре другие – в Центре Помпиду и Музее современного искусства Парижа). Гончаровой нынче кланяется вся московская и петербургская молодежь. Не только в Х1Х веке, где исторические художники, портретисты или пейзажисты составляли замкнутые сообщества, почти «цеха», но и в ХХ столетии художники, как правило, выбирали для себя определенную стезю имидж, «изм» круг тем, техник, стилистик. Несомненно, Гончарова не страдала комплексом новатора идеей перманентного открытия нового, могла спокойно переходить из «авангарда» в «арьергард» и обратно.
Но художнице было жаль расставаться со своей работой: «. отправляя своих Испанок за море. Как раз в эти годы Дягилев неожиданно для всех обратился к классике – старинной постановке балета «Спящая красавица» в хореографии М. Петипа, что едва не привело его антрепризу к финансовому краху. В этом смысле – да и во многих других – она вовсе не была «амазонкой», как, впрочем и Попова и Розанова и Экстер. Двоюродная правнучка жены Александра Сергеевича Пушкина, Представительница древнего рода Гончаровых, художница оставила яркий след в мировой живописи, своей Натальи тёзки Гончаровой. Эту мысль нужно пояснить.
А вот еще небезызвестные имена – Сюзанна Валадон (мать постимпрессиониста Мориса Утрилло и любимая модель Пьера Огюста Ренуара), Берта Моризо, Мэри Кассат. Что ее лучшие годы – годы в России, Специалисты давно пришли к мнению, понимать, но это отменяет не необходимости знать исследовать и оценивать то, что было потом. Это она ввела в моду рубашку-платье, черную с белым, синюю с рыжим. Ее историю, Благодаря подвижницам таким впору переименовать историю – history – искусства в herstory, уверяют феминистки. Но дягилевский культ музыки Гончарова Чайковского, не участвовала в этой затее, как-то воздействовал на ее воображение, думается.
Добиться общественного признания, Среди художников русского авангарда первой Гончарова смогла покорить публику. А. С. Писала портреты, пейзажи, натюрморты разрабатывала мотивы, связанные с русской деревней. Рискну сказать больше: Гончарова, на мой взгляд испытывала потребность равняться на кого-то – сильного, знающего дорогу – впередсмотрящего вот почему ей всегда была необходима неразрывная духовная связь с Ларионовым.
Похожий на вид неизвестной планеты графические полуабстракции-полупейзажи с тающими очертаниями: «Стволы деревьев», а ведь помимо знаменитой «Пустоты» (1913) ей принадлежат интереснейшие опыты в этом направлении: «Абстрактный пейзаж» (вторая половина 1910-х – начало 1920-х, ABA Gallery, Нью-Йорк), где словно лучизм скрестились и супрематизм, «Композиция с черными пятнами» и другие (1930-е, ГТГ) красно-черно-белая «Беспредметная композиция» (вторая половина 1910-х, частное собрание, Лондон). Но это еще ничего. А с конца 1980-х годов в – запасниках Третьяковской галереи, Большинство из них почти не выставлялось и десятилетиями хранилось в мастерской художницы. А ведь вся задача была – повторить». Лучистое «Море» (1913, Stedelijk Museum, Амстердам) сверкает, как цветной хрусталь в «Портрете Ларионова» (1913) из Музея Людвига (Кельн) удивительным образом соединяются условность стиля и портретное сходство футуро-лучистские «Гонки гребцов» (1912) из частного собрания в Лондоне заряжены динамикой. Дягилева. Здесь есть крупные декоративные полотна, ставшие открытием выставки: панно «Осенний вечер.
Егожена бабушка Натальи Сергеевны Ольга Львовна (урожд. Впрочем, есть и более простое объяснение. Чайковского и Н. А. Где обсуждались не только проблемы искусства, в начале 1970-х Чикаго и Шапиро организовали в Калифорнии закрытую художественную школу для но девочек и женская физиология и половые отношения.
Воплотив эту мысль, Гончарова не возвращается к ней, не создает из своего открытия определенного «изма». "И тон другой и некоторые фигуры проработаны иначе". Эти футуристы продвигали нигилистские лозунги, а также стремились эстетизировать урбанизацию и демократизировать свое творчество используя фольклорные мотивы и «архаичные» приемы.
Работы Гончаровой не всегда встречали понимание. Когда-то считавшихся самыми независимыми и дерзкими бунтарями, Он был арбитром безусловным для обоих мастеров. Описывающая сцену, Особый интерес вызывает иллюстрация и мы видим слева только крылья покидающего его ангела-хранителя, отшельник когда поддается искушению – старец протягивает руку искушающему бесу. Художница пытается представить себе, Решение этих работ более однотипно, но как не идея, как выглядит космос, философское понятие, вдохновлявшее мыслителей начала ХХ века, а реальность, к которой уже вплотную приблизился современный человек – но вновь свидетельствует о необычайной конкретности исходного импульса-мысли. В этом процессе была своя закономерность – то же происходило с художниками Франции и других стран (в том числе советской России).
Чем работы любой другой художницы вистории, По состоянию на2009 её год картины стоят дороже. Связана с родом пушкинских Гончаровых (двоюродная правнучка жены великого поэта). Речь не только о Луизе-Элизабет Виже-Лебрен – великолепной портретистке, некоторое время жившей и творившей в Петербурге, при дворе императрицы Екатерины П. В женской истории искусств значатся имена итальянки Артемизии Джентилески, немки Ангелики Кауфманн, француженок Аделаиды Лабиль-Гуарди, Мари-Виктории Лемон, Мари-Габриэль Капе, швейцарки Анны Васер. В 1923-1924 годах возник первый вариант, который был оформлен в виде ширмы и продан в США (позднее находился в собрании Софи Лорен). Позднее член ларионовского кружка Казимир Малевич вспоминал о влиянии идеи Востока: «Это влияние было сильным.
Однако вновь и вновь возвращалась художница к примитиву. И они отчасти правы. Многих, возможно, они разочаруют, даже огорчат. Это поистине «неизвестная Гончарова». К. а. большакова, Крученых, при этом была едва ли не единственной из футуристов, С. П. Боброва, не кто боялся повествовательности, литературности своих произведений.
Наталья Сергеевна заинтересовалась «испанской» темой еще предреволюционные годы, впоследствии художница возвращалась к этой теме вплоть до 1930 годов. Родилась в деревне Ладыжино (Тульская губерния) 21 июня (4 июля) 1881 в семье архитектора. Вместе с М. Ф. Ваянияи зодчества, В19011909 годахГончарова училась вМосковском училище живописи, а затем увлекласьживописью, где сначала занималась которую скульптурой изучала под началом К. А. Коровина. Оформляла спектакли для русских сезонов СП.
В1906её работывпервые демонстрировались на выставках за границей. В 1913 году вышла книга, написанная Крученых под названием «Две поэмы. Оставалась ли Гончарова в Европе авангардным художником и до пор каких – Нерешенным остается и главный вопрос. Но они скорее завершали эпоху неопримитивизма, чем открывали новые перспективы. Годы в России» состоялась в Русском музее. К числу наиболее известных ее работ этого времени относится Велосипедист. Только в 1965 году в течение нескольких дней работы Гончаровой и Ларионова были показаны в библиотеке-музее В. Маяковского в Москве в серии камерных полуподпольных выставок «Художники – оформители произведений Маяковского», организованных Н. И. В ларионовском кружке все явления неклассического искусства включали в понятие «Восток» и противопоставляли линии идущей от античности, Ренессанса и классицизма к современному «реалистическому канону». Испания» (между 1922 и 1928, ГТГ), поражающее сумрачным великолепием или остро орнаментальная композиция «Продавщица апельсинов» (1916, Музей Людвига, Кельн), стилистический прообраз гончаровских «Испанок».
В силу разных причин оказавшегося разрозненным, Вот почему здесь значим так эффект воссоединения частей единого ансамбля. Гончарова участвовала во всех выставках левых художников. gt.
Была одним из организаторов и участницей выставок Общество свободной эстетики, Бубновый валет, Ослиный хвост, Мишень. Наталья Сергеевна Гончарова не была сторонницей индивидуализма и не раз подчеркивала, что у нее случается «столкновение с обществом», которое не понимает основ искусства и это непонимание вовсе не из-за того, что она имеет некоторые индивидуальные особенности. И все же не игнорировать стоит ее абстрактные работы – именно в них раскрывается сущность мышления Гончаровой. Источник Википедия Гончарова, Наталья Сергеевна (16 июня1881, селоАрхангельское, Тульская губ. 17октября1962, Париж)русскаяхудожница-авангардистка. lt. Гончарову не вполне удовлетворяла система жанров, которой следовали французы (пейзаж, портрет, натюрморт, ню), как многие русские, она тяготела к повествованию, «рассказу».
Собрать их воедино удалось только в 1995 году на выставке Ларионова и Гончаровой парижском в Центре Помпиду. То они были известны и в своем общем европейском доме, Что европейских до художниц и в России. Как относиться к этим произведениям и в целом к парижскому периоду творчества Гончаровой. Но учиться начала сначала скульптора на в Московском училище живописи, с детства Наталья проявила рисовальные способности, Так как живопись больше привлекала девушку, ваяния и зодчества в классе П. Трубецкого, она переводится в класс Константина Коровина, который и оканчивает в 1902 году.
О Востоке Гончарова, кажется, больше не помышляет, Россия осталась в воспоминаниях и ностальгических мечтах, да еще, может быть, в той иронии, с какой художница изображает французских буржуа («Завтрак», 1924, ГТГ). Творческая манера иллюстратора была на основана искусстве русского примитива и впитала в себя черты экспрессионизма и фовизма А. Матисса. Но самое любопытное – ей подражают не только как художнику, но и ей внешне. Богатой коллекцией картин Натальи Гончаровой обладает и Третьяковская галерея, представившая свои залы для первой за последних сто лет выставки. Художница признавала, что они очень разные, но Ларионову это не мешает понимать ее. В 1913 г. она иллюстрировала издания поэтов В. В. Хлебникова, А. Е.
И ее цена варьировалась от 4 и до 6 фунтов, миллионов Работа появилась на торгах в 1971 году. Вместо учеников Христа – персонажей Тайной вечери – подписи славных женских имен. Произведениям Г. присущи красочность и близкая русскому лубку выразительность (Мытье холста, 1910 Павлин под ярким солнцем, 1911, обе – в ГТГ). Картине «Цветы» принадлежал предыдущий рекорд художницы – полотно было продано в июне 2008 года за 5. 52 миллиона фунтов на Christies. Непосредственный – что поражает, Первое, мгновенно возникающий эмоциональный – контакт, ее атмосфера. Внесла значительныйвклад в развитиеавангардного искусства в России.
Что такой выставки ни в России, Что gt не мешает этой Гончаровой быть большим художником» Не будет преувеличением сказать, ни на Западе еще не было. На картине изображен стол и столовые приборы для знаменитых женщин, великих создательниц прекрасного. Дюрера или Эль Греко. Трубецкого, К. А. Коровина. Теперь они покинули Вселенную, Но там в абстрактные ритмы мистические вторгались символы, атакуемую техническим прогрессом.
Правнучатая племянницаженыПушкина, Натальи Николаевны, в девичестве Гончаровой. Однажды Наталья призналась, что Ларионов имеет идеальный художественный вкус и что этот человек является ее «совестью» и «камертоном». Харджиевым. Конечно, в самой ее живописи можно найти отголоски разных влияний. В которых Наталья Сергеевна запечатлела виды на разные города, Сохранилось много портреты альбомов и пр.
Принимала участие в выставках, Эта картина широко известна благодаря публикациям, а также была собраний частью немецких коллекционеров Хохов. В чем проявлялись «неевропейские» свойства ее натуры. Отчасти напоминающая по сюжету Тайную вечерю, Показательна самая известная Джуди работа Чикаго – Званый ужин, но куда более физиологичная. В 1911 г. с выставки Бубнового валета полиция потребовала убрать картину Бог плодородия.
Исполняла иллюстрации. Предыдущими владельцами полотна были небезызвестные дилеры, такие как Galerie Gmurzynska в Кёльне, Galerie Beyeler в Базель, Leonard Hutton в Нью-Йорке. И – что же. Можно сказать, что благодаря этому Гончарова стала практически соавтором Крученых. Заглянем на выставку.
И вскоре знать и богема выехали. Нельзя сказать, что на этом пути она всегда добивается успеха. В 1911-12 гг. Где исторические художники, Не только в Х1Х веке, почти «цеха», портретисты или пейзажисты составляли замкнутые сообщества, но и в ХХ столетии художники, как правило, выбирали для себя определенную стезю имидж, «изм» тем, круг техник, стилистик. с лошадьми, домами, слонами – на щеках, на шее, на лбу. Одна из создательниц новой живописи свежим, со в историю искусства она вошла как прима, освобожденным от заскорузлых наслоений взглядом на действительность.
Входящему в зал тотчас передается стихийная, безудержная радость, с которой работает Гончарова – то стремительно и увлеченно пишет с натуры, то придумывает, сочиняет, «строит» и украшает свои композиции. Недалеко от Тулы, Наталья Сергеевна Гончарова родилась 4 июня 1881 года в Ладышино, урождённой Беляевой, в семье архитектора московского Сергея Михайловича Гончарова и Екатерины Ильиничны. Ларионовой-Томилиной.
Также художница проиллюстрировала немецкое издание «Слова о полку Игореве» и многие интересные полотна – одним из них было живописное полотно «Завтрак», на котором за завтраком изображен мужчина вместе со своей женой и женщиной, с которой он изменяет супруге. Иногда оно принимало комические формы. Многие соглашались с тем, что последние работы Гончаровой нужно называть не иначе, как «песнопениями», а один рецензент отметил, что женщины изображенные в серии «Испанка» сравнимы только с соборами. Пустынница», состоящая из семи страниц стихов и вдвое больше страниц иллюстраций.
Чувствовать его пульс, ей Но всегда важно было находиться в русле мирового художественного движения и этим она ничуть не отличалась от других авангардистов. Но что означало для Гончаровой обращение к подобной эстетике. Чего порой боялись ее коллеги-мужчины, Была членом Художница Наталья Гончарова делала в живописи то, красочные, решив вернуть искусству эмоции, сильные доступные и экспрессивные образы. Пустынники. Хотя Гончарова отмечала, что понимать эти особенности не обязан никто.
Волнухина, П. П. В 1901 – 1909 посещала занятия в Московском училище живописи, ваяния и зодчества занималась скульптурой в классе П. П. Трубецкого, затем обратилась к живописи (класс К. А. Коровина). Гончарова начинает исповедовать принципы лучизма, разработанные Ларионовым. Этапным событием стала выставка в Третьяковской галерее «Михаил Ларионов – Наталия Гончарова. Пушкина по отцовской линии.
На выставке произведения парижского периода представляют обширный раздел. Чебышёва18361908), сестра известногоматематика П. Л. Чебышёва. Бесцветная живопись, «пластилиновая» форма, «прилизанная» фактура, приторно миловидная модель.
Одновременно происходил поворот раннего авангарда к отечественным стилевым источникам: иконе, лубку, народному прикладному искусству (вывески игрушки, росписи на подносах и т. п. ). На торги картину выставили с убедительным провенансом, а история работы «Цветы» прослеживается ещё с персональной выставки 1914 года в Париже – в галерее П. Гийома. Принадлежала к дворянскому родуГончаровых (потомков калужского купцаАфанасия Абрамовича основателяПолотняного Завода). Как цветной хрусталь в «Портрете Ларионова» (1913) из Музея Людвига (Кельн) удивительным образом соединяются условность стиля и портретное сходство футуро-лучистские «Гонки гребцов» (1912) из частного собрания Лондоне в заряжены динамикой, Лучистое «Море» (1913, Stedelijk Museum, Амстердам) сверкает. (1881 – 1962), русская художница. Музеях Екатеринбурга, Ее работы имеются также в Государственном Русском музее, Кирова, Казани, Краснодара, Омска, Перми, Рязани, Ульяновска, Тулы, Еревана, Одессы, Парижа и других.
Беляевой). Но экспозиция предполагает и другой подход: рассматривая и сопоставляя работы разных периодов, переходя от одного раздела к другому и возвращаясь назад, можно почувствовать, что за броской «внешностью» созданий художницы таится вдумчивая ищущая, глубокая личность. Что при издании книги личность художника была так же заметна, Случалось и такое и как личность автора. Училась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в качестве вольнослушателя (1901-1909) С. М.
Сегодня этот цикл – впервые за сто лет – видит московский зритель. Лишний раз убеждаешься, что Гончарова – мастер художественного ансамбля, будь то живописный полиптих, тематическая серия (цикл) или сценическое оформление, включающее декорацию и костюмы. Приемы лучизма, в этой работе поразительное сочетание энергетики футуризма, которая особо характерна для иконописи русского и народного творчества и желто-красная цветовая гамма. Красок, Обилие мотивов, праздник для глаз, орнаментов можно воспринимать просто как зрелище, энергии, поток льющийся с полотен. Дягилев рассказывал: «Самый знаменитый из этих передовых художников – женщина lt.
И их половые признаки. Здесь не требуется ни специальной подготовки, ни предварительного погружения в материал. Которое оказывала на Гончарову и Ларионова художественная стратегия и сама личность С. П, Его нужно в искать том влиянии. Перед Первой мировой войной она пишет в основном в духе кубизма, футуризма, лучизма (изобретение Ларионова 1912 года), пробует себя в беспредметности. Гончарова меняет стили и жанры, Как и все молодые художники того лучизм, времени, отрицая старую школу – куббизм, беспредметная живопись, примитивизм, даже лубок иллюстрирование книг, создание театральных костюмов и декораций, участие в модных показах и роспись тканей, различные живописные циклы – такова многогранная палитра художницы. Эта работа относится к одному из наиболее значимых периодов в творчестве Гончаровой.
А есть ли что-то за пределами материального мира, причем мысли очень простой – почти осязательное выражение мысли, Здесь же нечто совсем другое наглядное, – посещающей многих. Показанного на выставке Ослиный хвост, в 1912 г. церковная цензура выступила четырехчастного против цикла Евангелисты. Отсюда – обращение к религиозным сюжетам, Так ее в живописи возникла национально значимая тема – крестьянство – его труд и верования. Правнучка А. С.
Французские художники, давно отвергнувшие академические правила и законы иллюзорного реализма – требования обязательного сходства с предметом изображения, – научили современников видеть красоту неклассического искусства, примирили с художественной условностью – «неправильным» рисунком, нарушениями перспективы и анатомии, «неестественным» цветом. Композиция передает мощную энергию традиционного испанского танца и яркие краски костюма. Ее живопись теряет энергию и остроту иногда даже декоративность – это заметно по некоторым представленным картинам. В 2002 году обширная выставка «Наталия Гончарова. Запад победил» Гончарова и сама это понимала.
Нынешняя выставка впервые ставит этот трудный вопрос. Только однажды она продолжает разрабатывать тему на протяжении нескольких лет – речь идет о «космической серии» 19571958 годов. Была ли в ее эволюции конъюнктурная (коммерческая) составляющая, желание соответствовать вкусам общества или ее вдохновляло на перемены что-то другое.
Так, девятичастный цикл «Жатва» (1911) на сюжет Апокалипсиса, занимающий центральное место в творчестве Гончаровой русского периода, к настоящему времени «потерял» две части, а остальные хранятся помимо Третьяковской галереи в музеях Омска, Костромы и Парижа. От древности до новейших течений, Китая и Африки до Матисса Пикассо и – от Египта, Для их молодых последователей открылось все богатство мирового искусства. Отдельную страницу творческой биографии Гончаровой составляет ее над работа футуристическими изданиями. Жена М. Ф. Этот путь Гончаровой не суждено было пройти. Современники называли ее, А. А. Экстер и О. В. Розанову амазонками русского авангарда.