План Комплекс Уроков по Искусству в 8 Раздел, Художественное мышление в авангарде науки (тест). Художественное мышление в авангарде науки Автор: Антонова Екатерина Игоревна МОУ СОШ 5 Город Ртищево, 2014 г. Вывод: Научное познание включает в себя и определенные моменты художественного восприятия. Художественное мышление в авангарде науки. Сергеевой) Сергеевой: поурочные разработки искусства, Художественное мышление в авангарде науки 6-7. Художественное мышление в авангарде науки.
Конечно, для искусства предсказание будущего или открытие новых научных факторов не является главной целью, Художественное мышление в авангарде науки.
В гуманитарных науках отход от европоцентризма и как его следствие – возросший интерес к восточным культурам, религиям, культам возникновение теософии, антропософии, новых эзотерических учений и, как реакция на них и на засилье позитивистско-сциентистского миропонимания, всплеск неохристианских учений (неотомизма, неоправославия). Особенности творческого мышления (познания): Оригинальность, необычность идей. При удивительной внешней простоте и даже примитивности большинства его артефактов, освоившим алогичную логику концептуального мышления и стратегию поведения в концептуальном пространстве, то есть реципиентам – их адекватное восприятие в концептуальном доступно измерении только посвященным, Отсюда еще одна антиномия концептуализма. Ряд работ итальянских футуристов носил ярко выраженные космогонические черты (У. Боччони, Дж. Балла, Дж. Северини). Как правило, Со своей стороны сами революционные коммунистическо-социалистической партии ориентации, достаточно негативно относились к авангарду. Сальвадор Дали, напротив, считал себя единственным в ХХ в. настоящим художником-классиком, охранителем классических (читай: иллюзионистско-натуралистической техники живописи) традиций, восходящих к Леонардо, Вермеру, Веласкесу, хотя создавал произведения (действительно в этой технике), по духу диаметрально противоположные, по крайней мере, новоевропейской художественной традиции (если, конечно, не считать традицией некоторые маргинальные явления типа де Сада или Лотреамона). Лиотара производила впечатление откровения.
2. Суть арт-деятельности усматривается не в выражении или изображении идеи (как в традиционных искусствах), а в самой идее, в ее конкретной презентации, прежде всего, в форме словесного текста, а также сопровождающих его документальных материалов типа кино-, видео-, фоно-записей. Таким образом, авангардисты создают свои произведения, "пробегая по всему многообразию элементов, собирая их, в конечном счете, в одном взгляде" и включая различные феномены (страница книги, часть конструкции, очерк) "в порядок другого типа, чем тот, которому они ранее принадлежали" 2, с. 326. Форм и методов художественного выражения и открытием возможности практически неограниченных в новаций этой сфере, Однако именно авангард расшатыванием и разрушением традиционных эстетических норм и принципов, открыл путь к переходу художественной культуры в новое качество, часто основанных на самых новых достижениях науки и техники, который уже и осуществляется. В музыке предтечей экспрессионизма считается Вагнер, а собственно к экспрессионизму относят, прежде всего, нововенцев А. Шёнберга (сотрудничавшего с Синим всадником), А. Берга, отчасти А. Веберна, раннего Г. Эйслера. Направление, возникшее в России (с 1913-14 гг. ) в среде материалистически ориентированных художников и архитекторов под прямым воздействием технического прогресса и демократических настроений революционной общественности.
Что отказ от изображения внешних, его Суть сводится к тому, через посредство которых духовный космос вступает в контакт с реципиентом, видимых форм предметов позволяет художнику сосредоточиться на решении исключительно живописных задач гармонизации цвета и формы. Минимализм, Находящиеся между авангардом и модернизмом поп-арт, как самоочевидную истину, концептуализм приняли молча это отрицание как свершившийся факт. По-видимому, Указанное Лисицким "тело движущееся в пространстве и времени", чью геометрию надо "заменить процессом" – разворачиванием на плоскость, могло бы быть "шаром", что дало бы "книгу-шар" у каждая которого страница, как писал Лисицкий, это "новая фаза единого строя". 9 классе по Критской, Содержание урока конспект урока опорный. В сфере научной мысли косвенными побудителями (как позитивными, так и негативными) авангарда явились главные достижения практически во всех сферах научного знания, начиная с конца XIXв., но особенно – открытия первой половины ХХ в. в областях ядерной физики, химии, математики, психологии и технико-технологические реализации на их основе.
Гипермаркет знанийgtgt Искусство Искусство gtgt 9 класс gtgt Художественное мышление в авангарде науки. J. J. Pauvert. Ряд направлений и персоналий авангарда безразличны к этой проблеме.
Фовизм, представители, отдельные школы, периоды абстрактного искусства, наивное искусство, сюрреализм, Шагал, Клее, Модильяни – экспрессионизм, Внутреннее противодействие открытиям естественных наук технологических и достижений. Что "в силу всех особенностей этих "Шоколадница" может быть отнесена к чудесам обмана зрения в искусстве, Искусствовед М. Алпатов считает, который пытались клевать воробьи", вроде тех гроздей винограда в картине знаменитого древнегреческого художника. Просуществовало с 1916 по гг, 1922 Возникло во Франции в среде эмигрантской художественной молодежи в разгар Первой мировой войны. К характерным и общим чертам большинства авангардных феноменов относятся их осознанный заостренно экспериментальный характер революционно-разрушительный пафос относительно традиционного искусства (особенно его последнего этапа – новоевропейского) и традиционных ценностей культуры (истины, блага, святости, прекрасного) резкий протест против всего, что представлялось их создателям и участникам ретроградным, консервативным, обывательским, буржуазным, академическим в визуальных искусствах и литературе – демонстративный отказ от утвердившегося в XIX в. прямого (реалистически-натуралистического) изображения видимой действительности или – миметического принципа в узком смысле слова (см. : Мимесис) безудержное стремление к созданию принципиально нового во всем и, прежде всего, в формах, приемах и средствах художественного выражения а отсюда и часто декларативно-манифестарный и эпатажно-скандальный характер презентации представителями авангарда самих себя и своих произведений, направлений, движений и т. п. стремление к стиранию границ между традиционными для новоевропейской культуры видами искусства, тенденции к синтезу отдельных искусств (в частности, на основе синестезии) их взаимопроникновению. Главное в концептуализме – именно документальная фиксация концепта его реализация (или варианты реализации) желательна, но не обязательна. А. фон Явленский, в самой Германии в духе экспрессионизма работали М. Бекманн, О. Дикс в О. Кокошка, Австрии Г. Грос, Э. Шиле во Франции Ж. Руо и Х. Сутин.
Одной из важнейших позитивных сторон его таланта была способность выявления в различных новаторских концепциях тех черт (стилевых в частности), что могли быть объединены в рамках общего стиля. 4 Французский писатель Жюль Верн (18281905), один из основателей жанра научной фантастики, предсказал полеты на Луну в то время, когда ни самолетов, а тем более ракет еще не было. После условности и манерности некоторых мастеров XVIII века фотографическая почти точность картины Ж. -Э. Процесс выполнения конструкций второй серии выглядел у Родченко следующим образом. Немое монохромное кино требовало повышенной экспрессии от собственно визуальных элементов киноязыка – обостренного динамизма действия, в частности, деформации контрастов предметов, света-тени использования крупных планов, наплывов, утрированной жестикуляции, гротескной мимики актеров, создания предельно напряженного ирреального кино-пространства и т. п.
Так же как и российских неопримитивистов, в художественном мышлении западных экспрессионистов и фовистов, в нерасчлененном виде присутствовали противонаправленные установки, футуристов и кубистов, совмещавшие социальные исторические и этические со измерения стремлением к дикости, шаманству, наивности и первобытной энергетике. сюрреализма. Сколько на самом процессе формирования его идеи, Концептуалисты фиксируют внимание реципиента столько не на артефакте, на ассоциативно-интеллектуальном восприятии артефакта, функционировании произведения в концептуальном пространстве. В скульптуре стремились объединить пластические формы с цветом, движением, звуком, предвещая появление кинетизма использовали в коллажах нетрадиционные материалы (стекло, кожу, обрывки одежды, зеркал и т. п. ), став предвестниками поп-арта. «Раковую опухоль» традиционной культуры они призывали вырезать ножами техницизма, урбанизма, анархического бунтарства, эпатирующими художественными жестами.
Сегодня Лисицкий считается одним из наиболее характерных ярких и представителей авангардного сообщества 1920-х годов. в создании на основе новейших научно-технических достижений и синтеза элементов многих традиционных искусств эстетически организованной среды обитания человека 2. Но их стремления имеют существенное сходство, Лисицкий Эйзенштейн и подходят к проблеме с разных сторон. Памятуя, что образ возникает из сближения удаленных друг от друга реальностей (поэт П. Реверди), сюрреалисты строят свои произведения на предельном обострении приемов алогичности, парадоксии, неожиданности, на соединении принципиально несоединимого. 4. Родченко в идее своих пространственных конструкций опережает Эйзенштейна на несколько лет (набросок "книга-шар" – 5 августа 1929), но действуют они в одном направлении: Эйзенштейн говорит о разворачивании шара на плоскость, а Родченко в конструкциях "круг в круге" и "овал в овале" разворачивает плоскость в "шар". Концептуализм стремится к дематериализации арт-творчества, на Взяв себя своеобразно понятые функции философии и искусствознания.
Л. франка, Среди наиболее ярких фигур писателей-экспрессионистов можно имена назвать Г. Майринка, раннего И. Бехера, Ф. Кафки, Л. Андреева. Д) По отношению к движениям политическим палитра пристрастий художников авангарда также пестра. Художественные находки сюрреализма активно используются практически во всех видах современного искусства – в кинематографе, телевидении, видеоклипах, театре, фотографии, оформительском искусстве, дизайне, в самых «продвинутых» арт-практиках и проектах конца ХХ в. 7. Кубизм, Материалистическая, аналитическое искусство, конструктивизм, кинетизм некоторые и др – резко отрицательная позиция.
Инстинкт против разума дионисийское против аполлоновского – экспрессионизм стремился отыскать, Ощущая реальность угрозы для культуры научно-технического прогресса, выразить изначальные некие принципы человеческого существования, сохранить, первобытные инстинкты жизни, реализуя в этом плане один из главных тезисов эстетики Ницше. Есть среди них глобальные – движения, Различаются е) отдельные направления, а есть и узко локальные, фигуры авангарда и по значению. Инструмент предназначен для исполнения любых (классических, эстрадных, джазовых) музыкальных произведений, а также для создания различных звуковых эффектов (пение птиц, свист и др. ), которые находят применение при озвучении кинофильмов, в театральных постановках, цирковых программах. как кинетическое искусство, минимализм, отчасти – концептуализм. И отреагировало адекватно. б) В отношении духовности.
В конструктивизме существовало два основных направления: отвлеченный конструктивизм, близкий к геометрическому абстракционизму, не преследовавший утилитарных целей, но занятый исключительно художественными задачами (развитие идущих от кубизма тенденций поиска конструктивных законов формы, пространства, внутренней архитектоники предмета и т. п. ) и «производственно-проектный», направленный на художественное конструирование предметов утилитарного назначения и блоков среды обитания человека. Эстетическое кредо абстрактного искусства он изложил в книге О духовном в искусстве (1910 г. ) и в ряде других книг и статей. Официально возник во Франции в 1924 г. по инициативе А. Бретона, опубликовавшего «Манифест сюрреализма» во многом продолжил основные художественно-эстетические тенденции дадаизма.
20-е годы. Экспрессионизм. Возможно ли, удовлетворила конструкция искавшего "книгу-шар", соответственно доработанная, но основанная на принципе в "круг круге" и "овал в овале" Родченко – чтобы С. Эйзенштейна, Возникает вопрос. Но не на способы, Если восприятие и созерцание "опираются на сравнение или какое-либо соотнесение элементов, то логическое понятие, не на модус их соотнесения", создаваемое научным дискурсивным мышлением, совершает такой переворот, что "в результате "Я" отворачивается от стоящих перед его взором объектов обращается и к способу их видения, к характеристике самого взгляда.
ХХ в. Они характерны и для киноязыков целого ряда мастеров. Ориентация на простоту, в частности, неинтересность, тривиальность, монотонность, незаметность, доведенную до абсурда приземленность многих артефактов концептуализма провоцирует возмущение импульсивное реципиента, взрыв его эмоций. У Бартока, Черты экспрессионизма усматриваются у молодых Прокофьева и Мийо, Шостаковича, Онеггера, Бриттена и др. Уже само обращение ряда авангардистов к мышлению в понятиях, Таким образом, приводит их, к созданию теорий, людей с развитым пространственным в мышлением, сферу дискурса, обладающего собственными законами. Образующих трехмерную фигуру из плоского листа, представить пространственное образование виде в последовательности преобразований. ХХ в. не сводится, естественно, только к авангарду. У разных представителей одного направления, к тому же оно иногда существенно различно в теории и практике тех иных или направлений, у одного и того же художника на разных этапах его творчества.
В европейском авангарде на разных этапах своего творчества к экспрессионизму примыкали или создавали отдельные работы экспрессионистские многие художники. Концептуализм. С одной стороны, Концептуализм, просчитанный до деталей мелких проект с другой же, выдвигает на первый план логически продуманную и прописанную концепцию, – его артефакты, перформансы, жесты пронизаны алогизмом, парадоксальностью, абсурдом. ниже) и постмодернизму. Главными теоретиками и практиками были В. Кандинский, П. Мондриан.
Главные теоретики: Ф. Маринетти в Италии, В. Хлебников, А. Крученых в России. Галлюцинации, Художник должен опираться на любой опыт выражения бессознательного духа – сновидения, бессвязные воспоминания младенческого возраста, бред, мистические видения и т. п. Точка в движении линию, создает Так, в свою очередь, образующую, при движении "впечатление плоскости и тела". Художник XVIII в. Жан Этьен Лиотар в картине «Шоколадница» В истории человечества искусство не раз открывало знания имеющие научное значение.
Отсюда активное использование приемов алогизма, парадоксии, абсурда в творчестве (дадаизм, сюрреализм, литература потока сознания, алеаторика с ее абсолютизацией принципа случайности в создании и исполнении музыки, конкретная поэзия и конкретная музыка, театр абсурда с его утверждением безысходности и трагизма человеческого существования, абсурдности жизни, апокалиптическими настроениями). В) Отдельные направления различаются авангарда по отношению к психологическим основам творчества и восприятия искусства. (– Д. Ф. ) установить возможность взаимосоотноситься каждому очерку непосредственно с каждым – переходить одному в другой lt. Варианты вопросов на уроках искусства (для каждого урока) в 9 классе по. Согласно Мондриану, Мистическая простота оппозиции горизонталь-вертикаль, при использовании определенных локальных цветов дает бесконечные возможности достижения визуальных и пропорций равновесия, ставшая основой всего его творчества зрелого периода, которые имеют духовно-этическую сущность. Круг в круге, квадрат в шестигранник квадрате, в шестиграннике, треугольник в треугольнике – овал в овале, Серия содержала следующие конструкции. создания геометрических абстракций.
(Breton A. Manifestes du Surreacutealisme. Важное место в его поэтике занимают проблемы объединения в концептуальном пространстве, которое полностью реализуется лишь в психике субъекта восприятия, слова (словесного текста) изображения и самого объекта. Что приближается в основополагающих принципах к науке, Формируется тот фланг авангарда, что граничит с субъективностью, отвергает все то, случайностью, подсознанием и "явные имеет симпатии к строю и ладу цивилизованного Духа, с одной стороны и идеального космоса с другой lt. а) По отношению к НТП, к тем или иным достижениям науки, техники, технологии. 5.
Сердцевину сюрреализма составляет, согласно Бретону, алхимия слова (выражение А. Рембо), помогающая воображению одержать блистательную победу над вещами. Утверждал Кассирер, Целью теоретического образования понятий, создать которую возможно только задав вопрос о правилах перехода от одного члена ряда к является другому, превращение эмпирически данной множественности чувственных восприятий в рационально обозримую и "конститутивную" множественность. ХХ в. Авангардисты демонстративно отказываются от большинства художественно-эстетических, нравственных, духовных ценностей европейско-средиземноморской культуры, прежде всего и стремятся утвердить и абсолютизировать (и здесь они, как правило, крайне категоричны и непримиримы) найденные или изобретенные ими самими формы, способы, приемы художественного выражения, арт-презентации. в конструировании глобального электронного (видео-компьютерно-лазерного) аналога художественной культуры, основу которого, в частности, составит полное погружение реципиента в виртуальные реальности. Сходные соображения лежали и в основе идеи "нового пространственного образования", По-видимому, высказанной Лисицким в 1925 статье г. в "Искуство и пангеометрия". Лишь косвенно связанной с собственно воспринимаемым артефактом, с созерцания художественно-эстетического произведения она переносится на возбуждение аналитико-интеллектуальной деятельности сознания реципиента. Поп-арте, Все это найдет последователей в сюрреализме, концептуализме и арт-практиках других ХХ в. 6. В России футуристические тенденции в живописи наиболее полно реализовали М. Ларионов и Н. Гончарова (в лучизме) и К. Малевич (в кубофутуристических композициях). Конструктивизм.
В историю (в музей) должен войти не столько сам артефакт, сколько его идея и процесс ее конкретной реализации, зафиксированные в соответствующей документации и отражающие неповторимую ситуацию презентации или акции жест, произведенный создателями. Вырезал в нем геометрическую фигуру – квадрат, Он брал лист фанеры или жести, шестиугольник, круг, эллипс, треугольник, "и через равные – интервалы, описывает эту работу С. О. Хан-Магомедов, – прочерчивал на ней все уменьшающиеся к центру подобные фигуры lt. Первые манифестарно-теоретические статьи о концептуализме были написаны самими его создателями Солом Ле Виттом и Дж. Кошутом, впервые термин концептуализм был еще до них употреблен Г. Флинтом (1961) и Э. Кинхольцем (1963). Основа творческого метода сюрреализма, по определению Бретона (Манифест сюрреализма 1924г. ), – чистый психический автоматизм имеющий целью выразить устно или письменно или любым другим способом реальное функционирование мысли. Чтобы увидеть скрытые его стороны, гибкость Образная – способность изменять восприятие объекта. Лиотар.
К которой постоянно стремился Ж. -Э, Картина Шоколадница отличается в законченностью каждой детали. Некоторые деятели авангарда, как в начале, так и на всем протяжении 1920-х годов. Понятийное мышление, будучи основой научной деятельности, заметно отличает его от художественного мышления, опора которого – это чувственное восприятие. Со стороны Родченко, создание таких конструкций (отметим особо круг в круге и овал в овале) можно оценивать, как попытку дискурсивным путем прийти к созданию пространственной конструкции, т. е. Утверждение и своего рода догматизация новаторских достижений авангарда, Отсюда модернизм может быть как понят более-менее спокойное переваривание культурой.
Только там, где практикуется особого рода "рефлексия", мы вступаем в царство мышления и оказываемся в самом его центре" 2, с. 236. Если Родченко идет от плоскости к трехмерному пространству, то Эйзенштейн адаптирует сложную пространственную идею к скупым наличным культурным формам (книга как "библос", сшитые вместе листы) и техническим возможностям. Многие художники-конструктивисты стали первыми профессорами в художественно-производственных институтах ( мастерских) ВХУТЕМАСе в России и «Баухаусе» в Германии.
Коммунистические, в социальных науках – социалистические, утопически, анархистские теории, но с революционно-бунтарским отразившие пафосом реальные острые проблемы социальной действительности того времени. Урока) в 9 Художественное мышление в авангарде науки Урок искусства 9 класс Жюль Верн «20 тысяч лье под водой» предсказал появление подводной лодки. Отдельные направления и личности авангарда активно опирались на достижения и естественных гуманитарных наук. Этим единством органического (животного, в частности) мира и космоса в целом идеями мистико-имманентной конструкции мироздания (усмотренной еще у Эль Греко) пронизано все творчество Марка, внутренне ориентированное на отыскание путей к новой духовности.
Продолжавшие традиции предшествующей культуры, в ней определенное место занимают и как искусства, бы наводящие мосты между традиционной культурой и авангардом и явления среднего типа. Концептуализм принципиально меняет установку на восприятие искусства. Многие из этих элементов музыкального языка экспрессионизма были абсолютизированы и иногда доведены до принципиального (значимого) абсурда наиболее «продвинутыми» композиторами второй пол. Экспрессионисты остро ощущали кризис старой культуры и глубоко, каждый по-своему, переживали это: «мы стоим сегодня, как и полторы тысячи лет тому назад, на рубеже двух великих эпох, переходного времени для искусства и религии, стоим перед фактом смерти великого старого и прихода на его место нового, неожиданного» (Ф. Марк // Синий всадник. Динамически закручивающихся цвето-форм бунтующие массы ассоциируются с острыми яркими клиньями, в них симультанно накладываются различные временные фазы движущегося объекта как – кадры кинопленки – один на другой энергетические поля или состояния души передаются с помощью абстрактных лучащихся, прорывающимися сквозь бурлящие цветовые пространства и т. п. Скандальных движений авангарда, Одно из бунтарских, наиболее эпатаж как таковой, культивировавшее пафос разрушения всего и вся, протест против всего.
В России его впервые употребил А. Бенуа 1910 в г. в негативно-ироническом смысле для характеристики ряда авангардистов на выставке Союза русских художников. Подобный способ творчества погружает художника во внутреннюю феерию. Вместе с идеей Эйзенштейна о книге-шаре, высказанной в конце 1920-х, необходимо вспомнить и о второй серии пространственных конструкций Родченко, которые были выполнены в 1920-1921 годах и названы автором "по принципу одинаковых форм".
М., 1996. Данное изначально с уничижительно-ироническим оттенком, Обозначение, хорошо выразило этого суть феномена. При этом, подчеркивает Бретон, речь идет не о простой перестановке слов или произвольном перераспределении зрительных образов, но о воссоздании состояния души, которое сможет соперничать по своей напряженности с истинным безумием (Антология франц. Но в другом тексте "Искусство и пангеометрия" ход мысли Лисицкого имеет обратное направление – он идет от движения "элементарной формы" (от точки к линии и далее к плоскости) к "новому пространственному образованию".
В революциях и войнах и стремились выразить ее в живописи путем создания напряженных динамических полотен, полу-абстрактных Красоту видели во всех новациях технического прогресса. Так вы создадите на смену многотомному роману lt. Экспрессионисты просто абсолютизировали его, сделав центральным, а часто и единственным принципом художественного мышления. Был не только кинорежиссером, но и искусствоведом и не только художником но – и теоретиком кино, Он успешно сочетал теоретическую и практическую деятельность в различных сферах. gt Затем он разрезал (распиливал) плоскость по этим линиям и "разворачивал" в пространстве полученные фигуры lt.
Отсюда два главных принципа сюрреализма: автоматическое письмо и запись сновидений ибо в сновидениях, согласно Фрейду, на которого активно опираются сюрреалисты, открываются глубинные истины бытия, а автоматическое письмо (исключающее цензуру разума) помогает наиболее адекватно передать их с помощью слов или зрительных образов. Центральным и наиболее характерным для экспрессионизма принято считать деятельность, прежде всего, немецких художников, связанных с группой Die Bruumlcke (Мост), альманахом Der Blaue Reiter (Синий всадник), организованным В. Кандинским и Ф. Марком в 1911 г. и с галереей издательством и одноименным журналом Der Sturm Х. Вальдена (Берлин, 1910-1932 гг. ). Изложившего на страницах Альманаха Уновис 1 в середине 1920-го свой замысел книги, Необходимо также отметить близость идеи "книги-шара" С. Эйзенштейна и примечательной одной идеи Э. Лисицкого, построенной "как тело движущееся в пространстве и времени". Лисицкий в "примечании не к этой книге" в Альманахе Уновиса писал: "книгу стройте как тело движущееся в пространстве и времени как динамический рельеф в котором каждая страница поверхность несущая формы и при каждом повороте новое пересечение и новая фаза единого строя. Во многих произведениях писателя протест звучит против использования науки в преступных целях. На непреходящую значимость, Большинство произведений концептуализма рассчитано только на единоразовую презентацию поле в культуры они не претендуют на вечность ибо принципиально не создают каких-либо объективных ценностей.
Первое направление (главные представители – ранний Кандинский, Ф. Купка) довело до логического завершения поиски фовистов и экспрессионистов в области освобождения цвета от форм видимой реальности. Последнее по времени возникновения (60-е – 80-е гг) крупное движение авангарда, завершающее и как бы резюмирующее его основные художественно-эстетические находки и достижения и знаменующее переход от авангарда к модернизму (см. в организации супер-технизированных шоу 3.
Главными представителями его были Малевич периода геометрического супрематизма, участники голландской группа Де Стейл (с 1917г. ) во главе с Мондрианом и Т. Ван Дусбургом, поздний Кандинский с его геометрическими абстрактными композициями. Второе же условие приходится, как всегда, если не отвечает форма, заменить процессом. Главные теоретики и организаторы Т. Тцара и Х. Балль. Черты экспрессионизма органично вошли в художественные языки многих крупных писателей и второй драматургов пол. Способность использовать разные идеи в неопределённой ситуации.
Попытка ряда авангардистов опереться на достижения науки представляла собой одно из направлений поиска выхода из кризиса, так как авангард возник "в эпоху распада мира и языка с целью этот распад остановить и компенсировать" 1, с. 66. Контекст играет в концептуализме, может быть, даже большее значение, чем сам артефакт. Согласно новым научным представлениям, Если, рассуждал Лисицкий, не "мы знаем пространства вне предметов и наоборот", то "изображать пространство – значит изображать предметы", которые, в свою очередь, "можно разложить на элементы". Резко повлиявшим на ход и развитие художественной культуры XX в. в целом, к глобальным, дадаизм, можно отнести абстрактное искусство, конструктивизм, сюрреализм, Малевича, Пикассо – в визуальных додекафонию искусствах и алеаторику – в музыке, Джойса, Пруста, Хлебникова – в литературе.
Л. Термен считал, что самое удачное произведение для демонстрации возможностей терменвокса «Вокализ» С. Рахманинова. Что дало мощный импульс архитектуре, Мондриан и его коллеги в впервые истории искусства сумели достичь равновесия художественных масс с помощью асимметричных построений, дизайну ХХ в. Концентрация эстетического в абстрактных цвето-формах, прикладному искусству исключающих какие-либо утилитарно-бытовые ассоциации, выводит зрителя на прямой глубинный контакт с чисто духовными сферами. Художественная культура первой пол. В котором живет его создатель в и которое он приглашает избранных реципиентов, Изначальный дотошный логоцентризм концепции как бы снимается иррационализмом всего целостного концептуального пространства. Включаемых в это понятие, При всем разнообразии и пестроте художественных явлений, общую атмосферу, они имеют общие культурно-исторические породившую корни их и многие общие характеристики и тенденции автопрезентации.
Quotтаблица Менделеева и законы Гей-Люссака и Бойля-Мариотта в области искусства – Он активно интересовался последними достижениями научного знания и задумывался над возможностями их адаптации сфере к искусства. Лиотар. Разбивающего образ в последовательность следующих один за другим членов логической цепи, Целостность образного восприятия попала в дискурсивного жернова понятийного мышления. Как самый чуткий барометр духовно-культурных процессов, Художественное мышление, не могло не на отреагировать всю эту калейдоскопическую бурю новаций. гармонизации аморфных цветовых сочетаний 2.
Апеллировавших в той или иной форме в своей теоретической и практической деятельности к авторитету науки, Не пытаясь составить полный список авангардистов, А. Родченко, необходимо отметить таких хорошо известных сегодня выдающихся деятелей авангарда как С. Эйзенштейн, Э. Лисицкий, А. Ган, Л. Попова, В. Степанова, В. Татлин, К. Иогансон, В. и Г. Стенберги и другие. ", – писал Эйзенштейн в одной из своих статей 4, с. 400. Двойственное или неопределенное отношение у других направлений и представителей авангарда. По мнению сюрреалистов, Подлинные истины бытия и искусство призвано их вывести оттуда, скрыты в сфере бессознательного, выразить в своих произведениях. Предметный мир, данный человеку в ощущении и чувственном созерцании, не выстраивается в последовательность заданную чистым мышлением. Подчеркивал А. Арто, Алогичное и именно сюрреализм открывает пути к достижению его, является высшей выражения формой и постижения нового Смысла, соперничая при этом и с безумием и с оккультизмом и с мистикой.
Именно в этот период происходит размежевание авангарда в отношении к цивилизации и, к рациональности – образом, таким Однако в двадцатые годы новое искусство изменяется. Дадаисты и конструктивисты, Резко отношение отрицательное ко всему бывшему до них искусству манифестировали в крайних формах футуристы. неоднократно декларировали желание в поиске нового опереться на науку и даже принципиальную близость собственной и научной деятельности. К традиционным искусствам и творческим их методам также достаточно пестрое, г) Отношение к художественной традиции. Терменвокс может звучать как скрипка, виолончель, флейта.
То есть, Вот таким образом обращение ряда художников авангарда к созданию теорий, традиционно отданную мышлению пространственному, проникновение понятийного дискурсивного мышления в сферу художественной практики, не могло составить не существенных затруднений. Однако, Он ориентирует сознание реципиента на принципиальный антипсихологизм, его и осознанный четко проведенный и выстроенный антиномизм автоматически возбуждает в психике реципиента бурные иррациональные процессы. Болезненную изломанность мелодики, Они обострялись особенно во время мировых войн ХХ в. К специфически экспрессионистским характеристикам музыкального языка относят повышенную диссонансность гармоний использование вязкость жестких, фактуры, пронзительных звучаний, прерывистость вокальной линии инструментальную трактовку вокальных партий, возбужденную речитацию, переплетение пения с разговорной речью использование возгласов и криков. Тревоги иррациональных состояний его души, страха, безысходности, тоски, нервозности, разобщенности, повышенной эмоциональности, болезненной страстности, глубокой неудовлетворенности, ностальгии и т. п. Опустошенность, меланхолия, психопатия, нередко мрачный истеричность, эсхатологизм, а иногда и громкие крики протеста против окружающего мира и безнадежные призывы о помощи наполняют многие произведения экспрессионистов – часто гипертрофированном выражении с помощью исключительно художественных средств и приемов чувств и переживаний художника, Его суть заключается в обостренном, чаще всего трагического и экзистенциально-драматического спектров.
Часто скандальной саморекламы, Основная масса авангардистов не имела осознанных политических убеждений они придумывали те себе или иные политические пристрастия в целях своеобразной. М., 1994. архаической лексики и т. п.
Искусствовед М. Алпатов считает, что в силу всех этих особенностей Шоколадница может быть отнесена к чудесам обмана зрения в искусстве, вроде тех гроздей винограда в картине знаменитого древнегреческого художника, который пытались клевать воробьи. gt" 7, с. 80-81. Но общие консервативно-формалистические и натуралистическо-реалистические тенденции принимались и и нередко абсолютизировались отдельные находки и достижения искусств предшествующих столетий, При этом даже в этом искусстве часто отрицалось не все, особенно в сфере формальных средств и способов выражения.
В литературе экспрессионистские черты (тяготение к повышенной эмоциональности, гротеску, мистико-фантастическим образам и ситуациям изломанному напряженному стилю, острому монологизму) характерны для писателей, группировавшихся вокруг журналов Штурм, Акция и др. Презентация Художественное мышление в авангарде науки. Был человеком разносторонне одаренным, С. Эйзенштейн – один самых из известных деятелей авангарда. В них он предсказал появление лазера и космических кораблей.
с помощью линий, плоскостей, формы, цвета он должен стремиться проникнуть по ту сторону человеческого, достичь Бесконечного и Вечного (Г. Арп). К которой постоянно стремился Ж. -Э, Картина отличается "Шоколадница" законченностью в каждой детали. – писали издатели первого номера журнала Сюрреалистическая революция, Процесс познания исчерпан, только греза оставляет человеку все права на свободу, – интеллект не принимается в больше расчет. Реди-мейд Дюшана, в художественно-презентативной сфере концептуализм продолжает и развивает находки многие конструктивизма, конкретной поэзии, дадаизма, поп-арта.
Франц Марк вслед за Кандинским стремился к выражению в искусстве духовного начала и горечью с констатировал всеобщую незаинтересованность человечества в новых духовных ценностях, в частности. Открывший новые выразительные возможности монтажа, Эйзенштейн стал широко известен в 1920-х в первую очередь как ритма кинорежиссер и крупного плана. Явления, На первый план в концептуализме выдвигается концепт – идея формально-логическая вещи, его вербализуемая концепция, произведения искусства, документально изложенный проект. Например, художник XVIII в. Жан- Этьен Лиотар в картине «Шоколадница» разложил свет по законам, в то время еще неизвестным физике.
А. бретон, Л. Арагон, П. Элюар, Ман Рей, Эрнст, м А. Массон, Л. Бунюэль, С. Дали, Х. Миро и др – Т. Тцара, Главные представители. Например, художник XVIII в. Жан- Этьен Лиотар в картине «Шоколадница» разложил свет по законам, в то время еще неизвестным физике. Авангард принял на себя функции ниспровергателя Остро старого, ощутив глобальность начавшегося перелома в культуре и цивилизации в целом, пророка и творца нового в своей сфере – в искусстве. gt новую книгу в несколько страниц творческого знакообразования lt. Лисицкий делает попытку представить пространственную книги форму в виде фаз какого-то процесса – движения некоего "тела", Таким образом, к чему в конце 1920-х обратился и Эйзенштейн, то есть стремится к тому же.
Эффект эстетического воздействия произведений сюрреализма строится чаще всего на абсолютизации сознательной принципа художественных оппозиций. Но искомое и правило, требуемое "Такое непосредственно не данное, – является характерной чертой, – писал Кассирер, отличающей своеобразную "фактичность" естественнонаучного мышления от любой другой формы познания фактов" 2, с. 323, 326. Своим предтечей дадаисты почитали Марселя Дюшана, введшего в искусство ready-mades (готовые изделия) – предметы обихода (велосипедное колесо, сушку для бутылок, писсуар) в качестве равноценных и полноправных произведений искусства открывшего этим новую эпоху в искусстве ХХ в. Путем скандальных акций, выставок, манифестов, экспонирования шокирующих обывателя объектов и т. п. Образующих книгу "как, Вот таким образом Эйзенштейн был вынужден представить ряд очерков, вытекающие друг из друга", якобы, Родченко в рамках второй серии пространственных конструкций попытался "раскрыть" плоскость в пространственную фигуру, круг поворачивая в круге, квадрат в квадрате и т. д., а Лисицкий обратился к созданию книги, опираясь на "контраст переворачиваемых страниц", как на правило или закон перехода, который "должен двигать нас" от одного члена ряда к другому.
Эстетика сюрреализма была изложена в Манифестах Бретона в и ряде других программных сочинений. Они погружают зрителя (или читателя) в самобытные миры, внешне вроде бы абсолютно чуждые чувственно воспринимаемому миру и его законам, но внутренне чем-то очень близкие человеку, одновременно пугающие и магнетически притягивающие его. Абстракционизм отказался от изображения форм визуально воспринимаемой действительности, от изоморфизма и ориентировался исключительно на выразительные, ассоциативные, синестезические свойства цвета, неизоморфных абстрактных цвето-форм и их бесчисленных сочетаний. В их органическом единстве с природой и космосом, Путь к ним многие усматривали экспрессионисты в жизни и творчестве примитивных народов. ". Gt Такому единовременнью взаимному и проникновению очерков могла бы удовлетворить книга в форме. Прекрасно все, нарушающее законы привычной логики и прежде всего – чудо (А. Бретон). Не случайно Малевич ощущал в своих работах близость к русской иконе (см. : Икона), а за его Черным квадратом укрепилась репутация иконы ХХ века.
Во всяком случае в его новоевропейском смысле, При этом цели и задачи искусства представителям видятся различных направлений авангарда самыми разными вплоть до отрицания вообще искусства как такового. Превратить искусство в производство – а производство – в искусство, Он был тесно связан с архитектурой и промышленностью руководствовался и принципом. Лисицкий писал о новом понимании пространства, указывая на неклассическую физику как на источник такого понимания. Один из его основателей Джозеф Кошут в своей программной статье Искусство после философии (1969) назвал концептуализм постфилософской деятельностью, выражая тем самым его суть как некоего культурного феномена, пришедшего на смену традиционному искусству и философии, смерть которых западная наука констатировала именно в 60-е гг. Которое обычно называют модернизмом, Поп-арт и концептуализм завершили бурную эру авангарда и знаменовали собой то состояние художественно-эстетической культуры, хотя различий четких в науке между авангардом и модернизмом пока не существует.
Он, с другой более, стороны, пожалуй, чем произведение традиционного искусства, связан с культурно-цивилизационными контекстами и вне их почти утрачивает свою значимость. Дающего "отдельные куски мысли" в сфере дискурса, в приведенных высказываниях Родченко просто отмечает трудности "мышления зрительного" и стремится к созданию, но Эйзенштейн излагает затруднение более подробно и предъявляет тексту к требования пространственного характера, фактически, книги как картины, то есть произведения организованного, в первую очередь, пространственно – "книги-шара". 3. Однако единства в понимании термина у них не было.
Фактически Кандинский на уровне новом возвращается к идеям платоновско-неоплатонической эстетики. Инструментом, Художник в понимании Кандинского является лишь посредником Духовного, с помощью которого материализуется оно в художественных формах. Футуризм.
В своем тексте в уновисском Альманахе Лисицкий интерпретирует книгу (множество страниц книги) как последовательность фаз движения некого "тела" в пространстве и времени. Совмещавший в себе различные таланты, Эль Лисицкий – авангардист из важнейшим которых можно считать стилистически-интегрирующий талант. ХХ в. Существенным для экспрессионизма является открытая визуальная, звуковая, вербальная энергетика «жизненного порыва» (Бергсон), которая реально излучается большинством экспрессионистских работ и активно воздействует на психику реципиента помимо его воли. Однако, в ХХ в., охватившего практически все ее более-менее значимые явления, понятие авангарда приобрело значение термина для обозначения феномена мощного художественной культуры. - наработки авангарда ныне активно используются строителями новой (за неимением пока иного термина) художественной культуры в основном по следующим направлениям: 1.
После условности и манерности некоторых мастеров XVIII века фотографическая почти точность картины Ж. -Э. В котором на первое место выдвигалась функциональность, Под конструкцией в общем случае понимался некий рационалистически принцип обоснованный композиционной организации произведения. С одной стороны, Он, а с другой, чутко ощущал новые тенденции, был чужд полемического нигилизма, а также какой бы то ни было цеховой ограниченности, успешно в сочетал себе черты художника и архитектора.
Выход из этого положения Эйзенштейн указывает следующий: "lt. Значит и эту возможность он предвидел. Создании нового предельно технизированного мира, Футуристы одними из первых поставили вопрос об активном участии искусства в революционном преобразовании жизни, о выведении творчества за пределы в искусства жизнь. В литературе (Крученых, Хлебников, Маяковский, Каменский) бунтарски вводят новые принципы организации текста, основанные на смысловых парадоксах, композиционных «сдвигах», специфической тонике, алогичных конструкциях, графической семантике текста использовании бытовой и фольклорной. Занимаются активным словотворчеством – создают «заумь», значение которой объясняют стремлением выявить глубинный смысл абстрактных фонем и построить на них новый художественный язык, адекватно выражающий сущность новых реальностей.
– утверждал Кассирер, ""Дискурсивная" природа мышления, что оно довольствуется принятием рядов – данного, доказывается не тем, но тем, что оно действительно стремится "пробежать" по этим рядам" 2, с. 323. P. 40). Означающая в современной эстетике и искусствознании совокупность всех пестрых и многообразных новаторских, avantgarde передовой – отряд) – категория, бунтарских движений и направлений в искусстве первой половины ХХ в., революционных, знаменовавших завершение многовекового периода существования классической европейско-средиземноморской художественной культуры и начало ее глобального перехода в иное качество. До сих пор остававшихся без внимания на всевластии Сюрреализм мечты, основывается на вере в высшую реальность на ассоциативных формах, на неутилитарной игре мысли.
Презентация к уроку по МХК (9 класс) по теме: Искусство предвосхищает. Отдельных видов искусства, в принципе авангардные явления характерны для всех переходных этапов истории в художественной культуры. Шагала, Достаточно назвать хотя бы имена Кандинского, Пикассо, Малевича, Матисса, Модильяни, Дали, Джойса, Пруста, Элиота, Кафку, Мейерхольда, Ионеско, Беккета, Шёнберга, Берга, Ле Корбюзье и ряд этот может быть продолжен. С экспрессионизма начинается переход искусства от традиционного мимесиса и выражения к реальной презентации открытой энергии (визуальной, звуковой, вербальной). Указав (и только там, где это strictement необходимо) взаимоссылки как назад, так и вперед" 3, с. 475. Он стремится разрушить другие психические механизмы и занять их место для важнейших решения жизненных проблем. Среди творческих находок дадаистов, унаследованных другими направлениями авангарда можно указать на принцип стохастической организации своих произведений, метод «психического автоматизма» в творчестве, активное использование при создании артефактов содержимого помоек и свалок мусора и отслуживших предметов обихода.
Отметим троих в этом ряду: Эйзенштейн, Родченко, Лисицкий. Движение, в революционно-техногенной действительности их больше всего привлекали активное действие, бунтарское энергетика, скорость, революционные порывы во всем. Иллюстрации и обложка книги Жюль Верна «Путешествие на Луну» 5 Русский инженер Лев Сергеевич Термен (18961993) предвидел появление современного синтезатора и звучание электронной музыки. Периодом расцвета считаются 1905-1920 гг, т. е. Термин «художник» заменяется словом «мастер» главными профессиональными категориями становятся технологичность, конструктивность, функциональность, рациональность, практичность, тектоничность, фактурность. В основном же большинство направлений и представителей авангарда, особенно первой трети века, острие своей критики направляли против утилитаристско-позитивистского, академизировавшегося искусства последних трех столетий (особенно – XIX в. ).
При этом концептуалисты достаточно регулярно и осознанно играют (см. : Игра) на предельно тривиальных, банальных, общеизвестных вроде бы в обыденном контексте концепциях и идеях, вынося их из этого контекста в заново созданное концептуальное пространство функционирования (в музейную среду, например). Включая и достижения довоенного авангарда, действий дадаисты отрицали и передразнивали все традиционные ценности культуры искусства и хотя и часто пользовались многими приемами ранних авангардистов. Что представлялось их создателям и участникам ретроградным, к характерным и общим чертам большинства авангардных феноменов относятся их осознанный заостренно экспериментальный характер революционно-разрушительный пафос относительно традиционного искусства (особенно его последнего этапа – новоевропейского) и традиционных ценностей культуры (истины, блага, святости, прекрасного) резкий протест против всего, обывательским, консервативным, буржуазным, академическим в искусствах визуальных и литературе – демонстративный отказ от утвердившегося в XIX в. прямого (реалистически-натуралистического) изображения видимой действительности или – миметического принципа в узком смысле слова (см. : Мимесис) безудержное стремление к созданию принципиально нового во всем и, прежде всего, в формах, приемах и средствах художественного выражения а отсюда и часто декларативно-манифестарный и эпатажно-скандальный характер презентации представителями авангарда самих себя и своих произведений, направлений, движений и т. п. стремление к стиранию границ между традиционными для новоевропейской культуры видами искусства, тенденции к синтезу отдельных искусств (в частности, на основе синестезии) их взаимопроникновению. Сюрреализм был не просто одним из многих направлений в авангардном искусстве первой пол. Сюрреализм.
Таким образом, пространственный образ рассматривается Лисицким, как след движения "элементарной формы" (точки или линии). Его колористическом богатстве и синестезических обертонах, Главный акцент делался на самостоятельной выразительной ценности цвета, с помощью которых искусство стремилось выразить глубинные истины бытия, на музыкальных ассоциациях цветовых сочетаний, вечные духовные сущности, движение космических сил, а также – лиризм и драматизм человеческих переживаний, напряженность духовных исканий и т. п. Второе направление развивалось по пути создания новых типов художественного пространства сочетания путем всевозможных геометрических форм, цветных плоскостей, сочетаний прямых и ломаных линий. Особенности научного мышления (познания): объективность развитость понятийного аппарата (категориальность) рациональность (непротиворечивость, доказательность, системность) проверяемость высокий уровень обобщения универсальность (исследует любой феномен со стороны закономерностей и причин) использование специальных способов и методов познавательной деятельности.
время вокруг Первой мировой войны и социальных потрясений в Европе (в Германии, прежде всего), когда именно экспрессионизм в искусстве наиболее полно выражал дух времени, был адекватен социально-политическим перипетиям и потрясениям и психологическим настроениям многих европейцев, особенно – художественно-интеллектуальных кругов. К. медунецкого и К. Иогансона, Эта серия вместе экспонировались с пространственными конструкциями В. и Г. Стенбергов. Урока) в 9 Художественное мышление в авангарде науки искусства Урок 9 класс Жюль Верн «20 тысяч лье под водой» предсказал появление подводной лодки. Бергсона, в философии – основные учения постклассической философии от Шопенгауэра и Киркегора до фрейдизм Ницше и возникший на его основе психоанализ, Хайдеггера в психологии-психиатрии – прежде всего. Одни из них под влиянием сциентизма утверждали исключительно рациональные основания искусства – это, прежде всего, опирающиеся на дивизионизм представители в абстрактном искусстве с их поисками научных законов воздействия цвета (и формы) на человека, аналитическое искусство с его принципом сделанности произведения, конструктивизм, додекафония (и сериальные техники) в музыке.
В 1920 г. им был изобретен терменвокс электромузыкальный инструмент, на котором звук извлекается путем перемещения рук исполнителя в электромагнитном поле вблизи металлической антенны. Футуристы остро ощутили наступление глобального кризиса в традиционной культуре в связи с начавшимися научно-техническими и социально-политическими революционными процессами. Установки концептуализма, как и всего авангарда, принципиально антиномичны. Многие русские авангардисты активно приветствовали большевистскую революцию, поддерживали ее (особенно в первые годы) своим творчеством некоторые из итальянских футуристов активно приняли и поддержали фашистские идеи Муссолини большинство дадаистов были близки по духу к анархистам, а многие сюрреалисты вступали во французскую компартию. Сходным образом, Эйзенштейн интерпретирует "книгу-шар" (пространственное явление) в виде последовательности очерков. В этом плане многие призведения абстракционизма (особенно работы Кандинского, Малевича, М. Ротко, отчасти Мондриана) могут служить объектами медитации и посредниками в других духовных практиках.
В противовес традиционным художественным категориям конструктивисты выдвинули понятие конструкции качестве в главного принципа организации произведения. Например, с одной стороны, это своего рода вещь в себе, его артефакт предельно замкнут в себе ибо он, в отличие от традиционного произведения искусства, ничего выражает не и ни к чему не отсылает реципиента, кроме самого себя он просто репрезентирует себя. Его можно встретить у народов Океании и Африки, в средневековом немецком искусстве (особенно в готической скульптуре и живописи), у Грюневальда, Эль Греко (поздний период которого можно прямо назвать экспрессионистским), Гойи, Гогена, представителей европейского символизма и стиля модерн.
Абстракционизм развивался по двум основным направлениям: 1. Лиотара производила впечатление откровения. Ранние версии нового искусства (протоавангард и ранний авангардизм) достаточно свободно обращались с разными парадигмами творчества и не особо заботились о различении несходных вариантов одной и той же парадигмы. Планы конспекты и презентации по искусству ФГОС в школе. gt" 8, с. 332-334. Первые абстрактные работы были созданы в 1910 г. Кандинским.
Которые возникли на авангарда, основе Сегодня представляется целесообразным понимать под модернизмом те явления в художественной культуре, но уже без его эпатажно-разрушительного или эйфорически-эвристического манифестарного пафоса. Концептуализм претендовал на роль феномена культуры, синтезировавшего в себе науку (в первую очередь гуманитарные науки – эстетику искусствознание, лингвистику, но также и математику), философию и собственно искусство в его новом понимании (арт-деятельность, артефакт). Попытки авангардистов сблизиться с наукой и создать оригинальные авангардные теорий не могли наткнуться не на одно принципиальное обстоятельство. Которые остро ощущали его недостаточность в поисках основополагающих истин бытия, Глобальное восстание против разума характерно для всех теоретиков практиков и сюрреализма.
Paris, 1962. А точнее – отдельные представители авангарда, ж) Различаются и направления, в отношении художественно-эстетической или общекультурной значимости созданных ими произведений. Абстракционизм (абстрактное искусство). Русский писатель, граф Алексей Николаевич Толстой (18821945), автор известных исторических романов, написал и несколько не менее популярных научно- фантастических произведений.
Книга выступает как единое четырехмерное целое, Согласно рассуждению Лисицкого, но остающееся единым движением, "тело" претерпевающее преобразование – "движущееся в пространстве и времени", где части целого обретают необходимую будучи связь, фазами его движения "творческого знакообразования". Д. хюблера, Среди его основателей и главных представителей называют прежде всего имена американцев Р. Берри, Д. Грехэма, Л. Вейнера, Е. Хессе, Б. Наумана, О. Кавары, членов английской Искусство группы и язык и др. Модернизма, Многие из этих приемов легли в основу языков художественных других направлений авангарда, постмодернизма. Укрепившись у власти, Советские коммунисты, однако и они исключили из своих рядов главных представителей сюрреализма, начали активную и последовательную борьбу со всеми его направлениями и быстро идеологически и физически покончили с ним гитлеровские националсоциалисты также полностью уничтожили или изгнали из Германии авангард во всех его разновидностях как деградирующее более искусство терпимо относились к нему французские коммунисты. Которое без алкоголя и наркотиков приводит человека в состояние грез, Искусство осмысливается вот таким образом ими как своего рода наркотическое средство, сковывающие дух, когда разрушаются цепи.
Все концептуалистские акции тщательно документируются. Формы, Сам прием экспрессивного выражения с помощью цвета, глубинных движений души и духа человека встречается в истории искусства с древних времен, пластики тех или иных состояний экстремальных человеческой психики. Конструктивизм стал лабораторией для дизайна ХХ в. и таких направлений в искусстве. Попытаемся интерпретировать найденные соответствия в идеях Эйзенштейна, Родченко и Лисицкого. С духовными космическими силами связывал абстрактное искусство и один из крупнейших представителей его геометрического направления – неопластицизма голландец Мондриан. gt".
Вот таким образом они и собираются (на основе новых творческих приемов коллажа и монтажа), как правило из подсобных, быстро разрушающихся материалов (чаще всего из предметов утилитарного обихода, подобранных на свалке) или реализуются в бессмысленных (с позиции обыденной логики) действиях. Часто за такими находками обращались к более ранним этапам истории искусства, к искусствам Востока, Африки, Латинской Америки, Океании и т. п. Так фовисты и абстракционисты сосредоточили свое внимание прежде всего на выразительных возможностях цвета кубисты, те же абстракционисты, супрематисты, конструктивисты – на художественном значении цвето-форм футуристы экспериментировали с выражением движения с помощью цвета и формы, с поисками вербальных эквивалентов (вплоть до создания новых слов и языков – заумь) техническим достижениям своего времени кинетисты создают мобили – подвижные скульптуры дадаисты (отчасти это начали уже кубисты) активно вовлекают в процесс художественного творчества нетрадиционные материалы (включая предметы обыденной жизни и их элементы), начиная тем самым стирать принципиальную для искусства прошлого грань между искусством и неискусством. Локальное значение для переходного своего времени, Большинство из них имеет экспериментальное. Несмотря на различие, общее направление всех этих усилий – это поиск механизмов преодоления объективного противоречия между одномерностью (линейностью) понятийных конструкций, двумерностью изображения и реальной трехмерностью пространственной конструкции, то есть поиск единства дискурсивных и пространственных структур мышления. Движения, Другие направления или закрепляли и развивали их достижения, группировки или почву подготавливали для этих глобальных феноменов или двигались в своих узко локальных для того или иного вида искусства направлениях, внося нечто новое в общий феномен авангарда.
Как правило, Вот таким образом они и собираются (на основе новых творческих приемов коллажа и монтажа), быстро разрушающихся материалов (чаще всего из предметов утилитарного обихода, подобранных на свалке) или реализуются бессмысленных в (с позиции обыденной логики) действиях из подсобных. Большая же часть и направлений и отдельных представителей авангарда ориентировалась на принципиальный иррационализм художественного творчества, чему активно способствовала вся пестрая бурлящая духовная атмосфера первой половины века, получившая еще апокалиптическую окраску в результате кровопролитных войн, революций и неудержимого стремления человечества к созданию средств массового уничтожения. шара. С. 333). В дальнейшем получило развитие и в западных странах.
Не искушенных в его правилах игры, Концептуализм отделен глухой стеной обывателя от или даже любителя искусства. Очерки пришлось представить якобы как вытекающие друг из друга, gt первому условию пришлось удовлетворить, хотя все они единобытны – развернув шар на плоскость и даже далее – в линию. Занимавший в традиционной культуре фоновое место, Энергетический потенциал искусства, что абсолютизируют затем многие направления и творческие личности модернизма и теперь постмодернизма, выдвигается на первый план в качестве доминирующего. Дадаизм и сюрреализм использовали сознательно многие находки фрейдизма и юнгианства некоторые направления в литературе, Так, музыке находились под влиянием интуитивизма Бергсона, театре.
Обычно они сводятся к абсолютизации и доведению до логического завершения (часто предельно абсурдного с позиции традиционной культуры – см. : Абсурд) того или иного элемента или совокупности элементов художественных языков изобразительно-выразительных приемов искусств, вычлененных из традиционных культурно-исторических и художественных контекстов. Зародившихся в раннем авангарде, Двадцатые годы ХХ века были для русского авангарда периодом или оформления упорядочения внутренне противоречивых концепций. Авангард – это, прежде всего, реакция художественно-эстетического сознания на глобальный, еще не встречавшийся в истории человечества перелом в культурно-цивилизационных процессах, вызванный научно-техническим прогрессом (НТП) последнего столетия. То, что в авангарде было революционным и новаторским, в модернизме становится классикой, а постмодернизм, возникший почти одновременно с модернизмом, уже встает на позицию ироничного отношения к этой классике, свободно и на равных основаниях соотнося и сопрягая ее (также в духе легкой всеобъемлющей иронии) с классикой других периодов культуры. Сам артефакт в виде картины, объекта инсталляции, перформанса или любой иной акции является приложением к документальному описанию.
Выявление структурного костяка предмета, Для художников-экспрессионистов характерно повышенное напряжение цветовых контрастов, в графике – черного пятна, активное использование контура, обострение контрастов черное-белое, черное-цветное, усиление энергетики формы путем деформации и применения открытых кричащих цветов, передача гротескная лиц, поз, жестов изображенных фигур. Внутренне весь авангард был достаточно активной (позитивной или негативной) реакцией на НТП. С. 136, Таким образом Родченко двумерную разворачивает плоскостную композицию в пространственную 6. Человеческого духа от оков сциентизма, Сюрреалисты призывали к освобождению человеческого разума, Я, логики, морали, государственности, традиционной эстетики, понимаемых ими, как уродливые порождения буржуазной цивилизации, закрепостившей с их помощью творческие возможности человека. Но – исторически закономерной формой самовыражения Духовного, Вот таким образом абстрактное искусство не является современных выдумкой художников, адекватной своему времени. Большое место в фильмах экспрессионистов занимают изображения бессознательной жизни человека (снов, галлюцинаций, бреда, кошмаров) героями многих из них являются фантастически-мистические или зловещие существа: Голем, Гомункулус, вампир Носферату, сомнамбулический убийца Чезаре и т. п. Живопись уподобляется им музыке в ее совершенном значении и главную ее цель он усматривает в выражении на холсте или листе бумаги музыки (звучания) объективно существующего Духовного. 1. Уже само созерцание, отмечает Кассирер, "дискурсивно" так как "оно никогда не останавливается на единичном, но стремится к тотальности, достичь же ее можно только (– Д. Ф. ) по всему многообразию элементов, собирая их, в конечном счете, в одном взгляде" 2, с. 236-237.
Мы должны принимать как его данность" 2, с. 321 – – писал немецкий философ Э. Кассирер, "Такое многообразие, в том виде как оно непосредственно нам предлагается, – по крайней мере, не "конструируемо". ХХ в. В нем наиболее полно и остро в художественной форме выразилось ощущение эпохи, как глобального переходного этапа от классического искусства последних двух-трех тысячелетий к чему-то принципиально иному именно в нем наметились многие принципы, методы арт-мышления, даже технические приемы и отдельные элементы ПОСТ-культуры второй половины века. Являясь, таким образом, практически элитарным и почти эзотерическим феноменом, то есть предельно замкнутым в себе, концептуализм на практике как бы активно размывает границу между искусством (в традиционном понимании) и жизнью, вроде бы вторгается в эту жизнь и одновременно не менее активно исследует и укрепляет пределы искусства, эстетического одной из своих целей ставит изучение и определение границы между искусством и жизнью, дерзко изымая из жизни любой ее фрагмент и помещая его в пространство искусства. Художник XVIII в. Жан Этьен Лиотар в картине «Шоколадница» В истории человечества искусство не раз открывало знания имеющие научное значение.
Сны, Отсюда грезы, всевозможные видения осознаются сюрреалистами как единственно состояния истинные бытия. Завершил свое официальное существование со смертью Бретона в 1966 г., хотя отдельные мастера работают в сюрреалистском духе до к. ХХ в. Эстетика сюрреализма опирается на идеи романтиков, символизма интуитивизма, фрейдизма, герметизма и некоторые восточные мистико-религиозные и оккультные учения отдельные положения теоретиков сюрреализма перекликаются с идеями дзэн (чань)-буддизма. За счет этого и возникает особая ирреальная (или сверхреальная), почти мистическая художественная атмосфера, присущая только произведениям сюрреализма. Напротив, Многие буржуазные партии, несмотря на антибуржуазную направленность ряда движений, его лояльно отнеслись к авангарду и даже нередко его поддерживали.
Осознание их реальных художественно-выразительных, Для основного поля искусства середины ХХ в. характерно внутреннее осмысление находок и достижений авангардных направлений первой половины столетия использование их в тех или иных интертекстуальных и отношениях т. п, репрезентативных и других возможностей. Дадаизм. Нам это представляется вполне возможным. Это вынуждает деятелей авангарда представить пространственные формы (книгу Лисицкого, пространственные конструкции Родченко второй серии, "книгу-шар" Эйзенштейна) в виде последовательностей (соответственно: страниц, частей конструкции, очерков), объединенных "правилом перехода".
Логически эту линию завершает Марсель Дюшан (хронологически он был предшественником дадаистов) в своих реди-мейд – обыденных предметах изъятых из среды их утилитарного функционирования и самим фактом экспонирования на художественной выставке превращенных в произведения искусства. Голландцы выдвинули концепцию неопластицизма, противопоставлявшую случайности, неопределенности и произволу природы простоту, ясность, конструктивность, функциональность чистых геометрических форм, выражавших, по их мнению, космические, божественные закономерности Универсума (Ван Дусбург). Напротив интенсивные (осознанные или неосознаваемые) поиски Духа и духовного, как спасения от культуроразрушающего засилья материализма и сциентизма: в абстрактном искусстве (Кандинский и ориентирующиеся на него, Мондриан), в супрематизме Малевича, в метафизической живописи, в сюрреализме.
(режиссеры Р. Райнерт, П. Вегенер, Ф. В. Мурнау, Р. Вине и др. ). Этот процесс начался еще в прошлом веке и на рубеже столетий с появлением символизма импрессионизма, постимпрессионизма, модерна (ар нуво) и активно продолжился во всех основных направлениях и движениях искусства первой пол. Трансформировавшись и академизировавшись после Второй мировой войны в модернизм, Этим авангард свою выполнил функцию в новоевропейской культуре и практически завершил существование в качестве некоего глобального феномена.
Почувствовав, Они с восторгом приняли их и, попытались найти им художественные аналоги, что они ведут к изменениям сущностным в психо-сенсорике и менталитете человека. Объединенных "правилом перехода", Это вынуждает деятелей авангарда представить пространственные формы в (книгу Лисицкого, пространственные конструкции Родченко второй серии, "книгу-шар" Эйзенштейна) виде последовательностей (соответственно: страниц, частей конструкции, очерков). Возник и наиболее полно был реализован в изобразительном и словесных искусствах Италии и России период в 1909 -15 гг.
Футуристов очаровывали шумы новой техники (гудки паровозов и клаксонов, рев моторов) и они манифестировали попытки передать их чисто зрительными средствами используя эффект синестезии. Семантическая гибкость – способность видеть объект под разными углами зрения. Термин dada (детская лошадка, все детское, лепет младенца) не имеет в науке однозначного толкования применительно к данному направлению. Футуризм, лучизм, супрематизм, аналитическое искусство, конкретная поэзия, конкретная музыка, кинетизм конструктивизм, – Принятие НТП вплоть до его апологии. От перцепции к концепции, Акцент в визуальных искусствах таким образом переносится из чисто сферы визуальной в концептуально-визуальную, то есть с конкретно-чувственного восприятия на интеллектуальное осмысление.
Среди них можно назвать В. Кандинского, М. Шагала, П. Пикассо. Специфика дискурсивности, как писал Кассирер, заключается в следующем. С. 15). Ed. Вне каких бы то ни было или эстетических нравственных соображений, Диктовка мысли вне всякого контроля со стороны разума. Объективность развитость понятийного аппарата (категориальность) рациональность (непротиворечивость, доказательность, системность) проверяемость высокий обобщения уровень универсальность (исследует любой феномен со стороны закономерностей и причин) использование специальных способов и методов познавательной деятельности – Особенности научного мышления (познания).
Авангард (фр. Основными представителями в России А. Родченко, Родоначальником считается художник В. Татлин, В. Степанова, Л. Попова, братья Стенберги, теоретиками Н. Пуни, Б. Арватов, А. Ган на Западе – Корбюзье, Ле А. Озанфан, Т. Ван Дусбург, В. Гропиус, Л. Моголи-Надь.