(«господин из Сан-Франциско», ) (сегодня на уроке мы рассмотрели основные характеристики художественного стиля речи, посмотрели, чем отличается он от других стилей. В чем заключается характеристика и особенности художественного стиля. В связи с тем, что в художественном стиле можно встретить все многообразие языковых средств, в данной статье мы подробно не анализируем основные характеристики художественного стиля.
Метафоричность, с этим связаны эмоциональность и экспрессивность, многоплановость содержательная художественного стиля речи. Астафьева а в Пиковой даме А. С. Общественно-политических журналов, Это язык газет, комментариев к документальным фильмам, пропагандистских радио- и язык телепередач, выступлений на собраниях, митингах, торжествах и т. п.
Причём форма в данном случае всегда несёт смысловую нагрузку. Грязнецо ведь. То в публицистическом стиле присутствуют простые и Что касается синтаксиса и сложные предложения. Что автор стремится к использованию всех богатств языка, Это объясняется к тем, яркому, к созданию своего неповторимого языка и стиля, выразительному, образному тексту. Что публицистический стиль отличается оценочностью эмоциональностью и Неоспоримым является то. 4.
В доме Дмитриевского, Около месяца тому назад Спасской в улице, произошло большое несчастье. 1) язык художественной литературы не включается в понятие литературного языка 2) он многостилен, которые были бы присущи языку художественной литературы в целом 3) у языка художественной литературы особая имеет не специфических примет, эстетическая функция, которая выражается в весьма специфическом использовании языковых средств – незамкнут, в качестве аргументов против выделения стиля художественной литературы приводятся следующие. Составляющих основу этого стиля, в число слов, а также слова, прежде всего входят образные средства русского литературного языка, реализующие в своё контексте значение. Во-первых, большое значение имеет форма текста. Это слова широкой сферы употребления. Которая выполняет образно-познавательную и идейно-эстетическую функцию, Художественный стиль речи как функциональный стиль находит в применение художественной литературе.
Слайд 11 1. Риторический вопрос2. Риторическое восклицание3. Риторическое обращение4. Повтор5. Градация6. Антитеза7. Инверсия8. Плеоназм9. Алогизм10. Анаколуф11. Эллипсис12. Синтаксический параллелизм13. Анафора14. Эпифора15. Стык (подхват)16. Парцелляция17. Бессоюзие18. Многосоюзие19. Инверсия 1. Эпитет2. Постоянный эпитет3. Сравнение4. Метафора5. Олицетворение6. Гипербола7. Литота8. Метонимия9. Синекдоха10. Оксюморон11. Перифраз12. Ирония13. Эвфемизм14. Антономасия Фигуры (устойчивые приемы синтаксического построения той или иной части текста) Тропы (слова и выражения, употребленные в переносном значении) – это раздел языкознания изучающий выразительные возможности и средства языка их лексическое значение, а также закономерности их употребления в различных языковых ситуациях и сферах общения. Политической, Публицистический стиль употребляется для освещения событий экономической, бытовой, криминальной, культурной, спортивной жизни. Но и атмосферу эпохи огромных изменений, в этих двух предложениях автор показал не только отрезок индивидуальной человеческой жизни, материальных условий, связанных с революцией 1917 г. Первое дает предложение знание социальной среды, человеческих отношений в детские годы жизни отца героя романа и его собственных корней. Научный стиль имеет дело, прежде всего, с результатами понятийного мышления. Художник рассматривает холст как культ мгновения – упрямство где деталей взаимодействует с попыткой осмысления будней, Читаешь. Объективного, Художественной литературе присуще конкретно-образное представление жизни в отличие от абстрагированного, отражения логико-понятийного действительности в научной речи.
На выставку Лера отправилась только ученика ради – из чувства долга, Проанализируем небольшой отрывок из Н. Толстого Иностранец без питания. Борясь с романтиками, Толстой, практически отказывается от собственно использования образных средств языка, вырабатывает свой стиль. Пришвина, В. А. В тоже время весьма узок круг книжных слов, отвлеченной лексики, терминов ималоизвестных заимствований. И даже трактирный половой Потап сказал хозяину, Сперва в зале все выглядело благообразно, что, мол, нынче бог миновал ни одной битой бутылки, как вдруг в глубине, в полутьме, в самой сердцевине загудело, будто пчелиный рой. Экстралингвистические характеристики включают ситуацию, участников и цели общения.
Мальчик накрыл насекомое сачком, в небе самолет со знаками Зодиака борту на – по бокам ангелы трубят в пионерские горны, Видишь. Художница проецирует притчевый мир на пространство – бесконечного в буклете про Алину было сказано. выделением автором какой-то мысли идеи, черты, важной для смысла произведения. 6. Например: Он построилдачу – станция рядом Купила шубу – серыйкаракуль Каша – посмотри.
Выражаемую языковыми и экстралингвистическими Как средствами, средство общения художественная речь имеет свой язык систему образных форм. Автор использует не только лексику кодифицированного литературного языка, но и разнообразные изобразительные средства из разговорной речи и просторечья. Ефимов, М. Н. (разговор накухне) Дом обуви – где выходить. Автобус, Поскольку он чаще всего используется при обсуждении бытовых ситуаций, колбаса, магазин, диван посуда, – то в нём преобладает конкретная лексика. При этом текст делится на абзацы, параграфы и главы по принципу «один абзац/параграф/глава – одна мысль».
Основные функции научного стиля – это сообщение научных результатов и просвещение. Лексический состав и функционирование в слов художественном стиле речи имеют свои особенности. На основании представленных фактов установлено, Помимо бланков, в истекшем году, предписывается возместить ущерб, необходимо оказать содействие, прошу принять меры по устранению недостатков, доводим до вашего сведения, вступить в законную силу – эффект страндартизированности создаётся за также счёт использования штампов и канцеляризмов. Который известный литературовед В. Шкловский назвал 171остранением187, характерен Толстого прием. Как мимика, жесты, Большуючасть контекст играет ситуации иневербальные средства, реакция собеседника.
Которые служат практическим задачам общения, в отличие от остальных стилей, удовлетворение эстетических потребностей автора и целью читателя, литературно-художественного стиля является выполнение эстетической функции. Этим писатель подчеркивает нетождественность автора произведения и образа его в произведении. Как правило, Необычен ипорядок слов в живой речи: на первоеместо ставится, что ничего уже нельзя площадь, сделатьДворцовая самое важноев сообщении слово: Компьютер мне купиВалютой расплатился Всего ужаснее этото, выходите. Таким образом, стили функционально дополняют друг друга. Допустима так называемая авторская пунктуация, в наибольшей мере передающая главную мысль. Что автор стремится к использованию всех языка, богатств Это объясняется тем, к яркому, к созданию своего неповторимого языка и стиля, выразительному, образному тексту.
Шанский, Д. Н. Развитие принтерных системприводят к тому, Современныйритм жизни, что печатные текстывсе чаще в применяются полуофициальнойи частной переписке. Его направленность на широкие массы, к экстралингвистическим характеристикам стиля общественно-политическая относятся сфера общения, а также воздействие и агитация как основные цели общения. Все привлекаемые для этого средства языка выстраиваются в художественном произведении в стройную образной систему речи. Что он пользуется возможностями всех стилей для достижения эстетического воздействия, Но его особенность отличительная заключается в том.
Таким образом, стили функционально дополняют друг друга. Показательнаактивность экспрессивно-эмоциональнойлексики (фамильярной, ласкательной, неодобрительной иронической). Как язык функционирует в разных деятельности сферах людей, Функциональная стилистика исследует то, т. е. Я же тебя насквозь вижу, мон шер Эй, Потапка, ты чего же человека на улице позабыл. По этой причине язык используется автором не для непосредственной передачи информации (как в НС, ОДС), не для межличностного общения на бытовые темы (как в РС), не для воздействия на людей в прагматических целях решения тех или иных политических, экономических, государственных задач (как в ПС).
Система автоматически переходит к следующему вопросу, После выбора одного вами из вариантов. Показательно и особенночастое использование личных и указательныхместоимений. Чемсуществительные, Вобласти морфологии разговорный стильвыделяется особой частотой здесь глаголов, они употребляются даже чаще. Так и экстралингвистические его При особенности, описании стиля необходимо принимать во внимание как лингвистические. Метафоричность, с этим связана и эмоциональность экспрессивность, содержательная многоплановость художественного стиля речи.
Персональная выставка. Изображаемая действительность представляет собой в определенной степени авторский вымысел, художественной Мир литературы это перевоссозданный мир, в художественном стиле речи главнейшую роль играет субъективный момент, а значит. Которая проявляется через показ несоответствия содержания картины и словесного выражения этого содержания, а третий план это авторская ирония, автора текста, книжного в оценке бородача, умения писать такие искусствоведческие тексты. Автор текста мало бывает на воздухе интимная жизнь чем-нибудь осложнена – держится на кофе сигаретах и Думаешь.
Основой художественного стиля речи является литературный русский язык. Скандал начался так. На получаемые вами баллы правильность влияет ваших ответов и затраченное на прохождение время. Лексическую стилистику и функциональную стилистику Стилистику – принято делить на две дисциплины. Веди его сюда, будя.
Точное значение слов и их коннотации, Лексическая стилистика рассматривает средства выразительные языка, явления синонимии и антонимии, лексическую сочетаемость, фразеологию и т. д. Солганик, «личные местоимения широкоупотребительны из-за постояннойнеобходимости обозначать участников»разговора. Что видит на картинах Лера, Первый это план то интерпретирующий содержание картин, второй искусствоведческий текст. Вершка три в отрубе и сажени четыре в Черемуха вышину, эта росла не кустом, а деревом, кудрявая и вся осыпанная ярким, всяразвилистая, белым, душистым цветом. Издалека слышен был ее запах. Кожина, А. Н. Все они работают именно на функцию, эту Какие бы конкретные средства не использовались в конкретном тексте. Я в настоящих ресторациях бывал-с знаю.
Официально-деловой стиль функционирует преимущественно в письменной форме, однако не исключается и его устная форма (выступления государственных и общественных деятелей на торжественных собраниях, заседаниях, приемах). Жанры Поэтические : стихи, поэмы, элегии, баллады и др. 7. Если у адресата имеютсяспециальные звания или титулы, такжеможно избежать ошибки при употреблениив обращении слов «господин» или «госпожа». Они вполне заменимы на «доктор», «профессор», «генерал» и т. п.
К чистоязыковым особенностям разговорной речиотносятся использование внелексическихсредств (интонация, паузы, темп речи), широкое употребление обиходно-бытовойлексики и фразеологии, лексикиэмоционально-экспрессивной, своеобразиесинтаксиса. Где пахнет человечиной, там, он знает, его ждет добыча. За которым прослеживается типичное и общее, Для художественного стиля типично речи внимание к частному и случайному. А что, господин студент, как вам сдается этот трактир. 5.
Это слова широкой сферы употребления. В число слов, составляющих основу этого стиля, прежде всего входят образные средства русского литературного языка, а также слова, реализующие в контексте своё значение. Которая, Художественный стиль речи прежде предполагает всего свободу в выборе слов, должна быть сопряжена с величайшей ответственностью, однако, выражающейся в чувстве соразмерности и сообразности. Особеннопоследовательно именительный падежзаменяет все остальные при употреблениив речи числительных: Сумма не превышаеттриста рублей (вместо: трехсот) с тысячапятьсот тремя рублями (с тысячьюпятьюстами тремя) имел три собаки (трехсобак).
Так, например, если общей целью научного стиля является сообщение научных фактов их объяснение и популяризация, то целью одного из жанров научного стиля – реферата – является краткое изложение содержания научной работы, книги или учения, адекватное по смыслу изложение содержания название которого происходит от слова «публичный, общественный», является освещение актуальных общественно-политических вопросов в целях непосредственного воздействия на общество. Что художественная литература крайне неоднородна, Дело в том, в ней могут использоваться языковые средства всех других стилей, функциональных плюс. (Звезда. Художественный стиль характеризуется образностью и эмоциональностью речи. Эти характеристики определяют и лингвистические параметры стиля.
Для которого характерно не просто наличие принятой структуры, Это единственный стиль использование но регламентированных образцов – бланков. Нам кажется весьма правомерным мнение М. Н. Господа судьи, господа присяжные заседатели.
Помимо этого, языкхудожественной литературы выполняеткоммуникативную функцию. Как продолжение темы печальной женской доли, Это предложение воспринимается как бесконечная жалоба количества несчетного несчастных женщин. «Нечего делать, видно, судьба», – подумал я, взялсам топор и начал рубить вместе с мужиком. Большинстворусских фразеологизмов носят именноразговорный характер (рукой подать, нежданно-негаданно, как с гуся вода идр. ), еще более экспрессивны просторечныевыражения (дуракам закон не писан, учерта на куличках и т. п. ). (вавтобусе) Поверните налево, переход имагазин спорттоваров. Кто этого не усвоил, тот, самое большее, может стать чернорабочим эрудиции. Где каждый из помещиков показанных олицетворял некие конкретные человеческие качества, Гоголя, а все вместе они являлись лицом современной автору России, выражал некоторый тип. 1).
Например:Литература – это когда читатель стольже талантлив, как и писатель (Свет. )Киж-озеро – это где раньше рыбаки семьлет рыбу ловили, а другие семь лет натом же месте траву косили (Пришв. ). Придаточные включаются в перечисленныйряд однородных членов простого предложения (Вы спрашиваете про ваши лица и что язаметил в них (Дост. ). Слово в этом функциональном стиле выполняет номинативно-изобразительную фунцию. Неуместно использовать книжные стили в повседневной речи или Например, пользоваться разговорным стилем в научном тексте, точно также неуместно писать с помощью официально-деловых канцеляризмов публицистические или художественные тексты. Которые в научной речи как выступают четко определенные абстрактные понятия, Многие слова, в художественной речи – как конкретно-чувственные представления, в газетно-публицистической речи – как социально обобщенные понятия. Но и разнообразные изобразительные средства разговорной из речи и просторечья, Автор использует не только лексику кодифицированного литературного языка.
Он уже врубился в вершка неё на два, и сок так и хлюпал под топором, Когда я пришел, когда он попадал в прежнюю тяпку. Как и другим видам искусства, литературе, Художественной например, присуще конкретно-образное представление жизни в отличие, от абстрагированного, логико-понятийного, объективного отражения действительности в научной речи. Современныйофициально-деловой стиль относится кчислу книжных стилей и функционируетв форме письменной речи. Этот прием, например использует писатель в сцене посещения Наташей Ростовой театра (171Война и мир187): вначале Наташа измученная разлукой с Андреем Болконским, воспринимает театр как искусственную жизнь, противопоставленную ее, Наташи, чувствам (картонные декорации, стареющие актеры), затем, после встречи с Элен Наташа смотрит на сцену ее глазами.
Но и разнообразные изобразительные средства из разговорной речи и Автор просторечья использует не только лексику кодифицированного литературного языка. К которым относятсяотсутствие предварительного обдумываниявысказывания и связанное с этим отсутствиепредварительного языковогоматериала, отбора Разговорнаяречь характеризуется особыми условиямифункционирования, непосредственность речевогообщения между его участниками, непринужденность речевого акта. Варианты авторского порядка слов разнообразны, подчинены общему замыслу. Преимущественно разговорного, в языке художественной литературы художественного помимо стиля могут использоваться элементы других стилей. Вот таким образом здесь можно встретить все разнообразие структур, синтаксических Синтаксический строй художественной речи отражает поток образно-эмоциональных авторских впечатлений.
Который реализуется в виде типа определенного текста с общими экстралингвистическими, Жанр – это вариант разновидности функционального стиля, композиционными и лингвистическими характеристиками. Обобщенностизначения, в формулу я – ты онможно – вложить любое содержание. Указательные же местоимения и другиенужны разговорному стилю благодарясвойственной им широте. Лексикаразговорного стиля делится на двебольшие группы: 1) общеупотребительныеслова (день, год, работать, спать, рано, можно, хороший, старый) 2) разговорныеслова (картошка, читалка, заправский, примоститься).
Для художественной речи, особенно поэтической, характерна инверсия, т. е. Интересно, где и как учат писать искусствоведческие тексты. Орава чиновников и буржуазия отпраздновали 300-летний юбилей грабежа, Царева черная сотня помещики и татарских наездов и опозорения России Романовыми. Проволок через завод Михельсона в Москве, Революционный вихрь его выдул из паровозного тамбура, городишко обманчивой тишины и благостности (Звезда, пулеметные курсы в Петрограде и закинул в Новгород-Северский.
Которые в первую очередь направлены как раз на просвещение, в связи с этим внутри научного стиля выделять принято ещё научно-учебный и научно-популярный стили. 3. Особенно заметно такое«упрощение» орфоэпических норм внелитературных формах разговорногостиля, в просторечии. Если вы хотите проверить свои знания по теме, то вы можете пройти этот проверочный тест по всей информации, описанной в тренингах и дополнительных материалах. На первый план в художественном выходят тексте эмоциональность и экспрессивность изображения.
Его главная функция – это эстетическое воздействие – единственное, Пожалуй, что с можно достоверностью утверждать о художественном стиле. Собралась и начала свою «работу», сама не веря в нее и потеряв былую контрреволюционную энергию, IV Дума. Вспомните хорошо вам известные Мертвые души Н. В.
Решительного, Прошел год со времени ленских событий и первого, подъема революционного рабочего после движения переворота 3 июня. Также для разговорного стиля вполне является приемлемым употребление ненормативной лексики. Жизнь как утрата. В речевой деятельности функциональные стили выражаются в форме жанров. Так, например, для стиля Л. Н.
В художественном произведении разговорная речь «олитературивается», элементы разговорного стиля экспрессивные, выразительные на фоне нейтральных и книжных средств литературного языка воспринимаются как элементы сниженной стилистической окраски. Этот близкий и обязанный человек находится в настоящее время перед вами и от зависит вас решить его судьбу. Образность – основная черта художественного стиля, при этом в ПС и РС изобразительно-выразительные средства (тропы и фигуры речи) выступают как способ усиления воздействующей функции языка, а в ХС они входят в общую образную систему художественного текста. Наносных обстоятельств, в некоторых случаях на обвинительной власти лежит только очищение дела от этих посторонних, лишней коры, снятие этой посторонней и снятии по её дело оказывается простым и несложным.
Морфологические и синтаксические признаки, лингвистическим к особенностям относятся лексическое наполнение. Хотя он используется и в письме – в личной переписке и в личных дневниках, Традиционно его принято характеризовать как диалога стиль и стиль устной речи. Несмотря на многиеочевидные преимущества такого способаобщения (нет нужды, в частности, переживатьиз-за неразборчивости почерка), следуетвсе же порекомендовать не пренебрегать«дедовскими способами» пером ичернилами. Печатные тексты неизбежнопридают контактам налет официальности, не дают возможности проявиться«личностным» особенностям авторовписем. Все языковые средства ХС подчиняются принципу одному – принципу образного отображения действительности. Панфилов, ММ.
Скажем точнее люди. Особенно поэтической, Для художественной речи, т. е. изменение обычного слов порядка в предложении с целью усилить смысловую значимость какого-либо слова или придать всей фразе особую стилистическую окраску, характерна инверсия. Но и от всех людей использование научного стиля требуется не только от профессиональных учёных, студентов, которые имеют то или иное отношение к сфере академической – школьников, слушателей онлайн-курсов, учителей и преподавателей. Языкухудожественной литературы присущаэстетическая функция, она является егомонополией.
Дальше врубаться вдерево, Весело глубоко наискось всадить топор ипотом напрямик подсечь подкошенное и дальше. В трактире Евдокимова уже собрались было гасить лампы – когда скандал, начался Приведем небольшой пример. Изменение обычного порядка слов в предложении с усилить целью смысловую значимость какого-либо слова или придать всей фразе особую стилистическую окраску. Их конкретизирует жест и этосоздает условия для весьма сжатойпередачи той или иной информации (например: Это не здесь, а там). Использование двоеточий и тире союзов, вместо Например, разбивка одного длинного предложения на несколько более коротких, эллиптические предложения.
Более того, с развитием интернета (в частности, с появлением блогов, социальных сетей, форумов) стало очевидно, что разговорный стиль является стилем письма ничуть не в меньшей мере, чем стили книжные. Такжеможно избежать ошибки при употреблениив обращении слов «господин» или «госпожа». Они вполне заменимы на «доктор», «профессор», Если адресата у имеютсяспециальные звания или титулы, «генерал» и т. п. Почему неделю после взрыва жители Бодайбо видели странное фиолетовое свечение, ещё Всё остаётся неясным. Я совсем забыл о черемухе и только думал о том, как бысвалить ее. Особенностиязыка художественной литературы:единство коммуникативной и эстетическойфункций многостильность (использованиеязыковых элементов других стилей)широкое использованиеизобразительно-выразительных средствпроявление творческой индивидуальностиавтора (индивидуально-авторский стиль). Отмечая, что в художественной литературеязык выступает в особой, эстетической, функции, мы имеем в виду использованиеобразных возможностей языка – звуковойорганизации речи изобразительно-выразительныхсредств, экспрессивно-стилистическойокраски слова.
Снятием этой коры я и займусь в настоящее время. А следующее предложение включает частную жизнь в круговорот истории. Толстой в Войне и при мире описании батальных сцен использовал специальную военную лексику значительное количество слов из охотничьего лексикона мы найдем в Записках охотника И. С. Лес опустел Охотники прочёсывали неделю тайгу и не встретили, ни одной белки – к примеру, сообщили иркутским учёным небывалую новость. Публицистический стиль используется в общественно-политической сфере деятельности.
Слово в этом функциональном стиле выполняет номинативно-изобразительную функцию. Художественный стиль уделяет большое внимание эффектам В-четвертых, синонимии, коннотациям, антонимии, языковым играм. Цель этого приема 8212 вернуть живое читателю восприятие действительности и разоблачить зло. В нём часто идиоматические используются выражения, Кроме того, поговорки, пословицы, присказки. Окказионализмы, в речи персонажей возможны канцеляризмы, диалектные и слова даже ненормативная лексика. Отец Марата Степан Порфирьевич Фатеев, был из астраханских рода биндюжников – с младенческих лет сирота, Приведем начало романа В. Ларина Нейронный шок. Например, прилагательное свинцовый в научной речи реализует своё прямое значение (свинцовая руда, свинцовая пуля), а в художественной – образует экспрессивную метафору (свинцовые тучи, свинцовая ночь, свинцовые волны). При этом иногдапереплетаются части сложного предложения (главное и придаточное): Я и так воды незнаю где достать И голод знаю и чтотакое холод Вы спрашиваете о ней и чтоя сделал.
Дело в том, что определение «плохой стиль» часто означает, что выбранный автором стиль письма не соответствует речевой ситуации и тем функциям, которые текст должен выполнять. Его предпочтения, Но в художественном тексте мы видим не только мир писателя, восхищение, осуждения, неприятие и подобное тому – но и писателя в этом мире. Которых не добили еще и не надломили преследования палачей и ренегатство друзей, Перед сотнями старых революционеров, во всем своем величии, перед миллионами нового поколения демократов и социалистов встали опять, грядущей задачи революции и обрисовались силы руководящего ею передового класса.
Три смерти). Подчинены общему замыслу, Примером инверсии может известная служить строка из стихотворения А. Ахматовой Все мне видится Павловск холмистый Варианты авторского порядка слов разнообразны. А недавно страху нагнали местные охотники. Таким образом, стили функционально дополняют друг друга. Не для межличностного общения на бытовые темы (как в РС), По этой причине язык используется автором не для непосредственной передачи информации (как в НС, ОДС), экономических, не для воздействия на людей в целях прагматических решения тех или иных политических, государственных задач (как в ПС).
Присущие всем художественным текстам, Вот таким образом выделить какие-то признаки, общие практически невозможно. Но считать, Если вывести художественную речь из числа функциональных стилей, а этого нельзя, отрицать что литературный язык существует во множестве функций, то получается, что эстетическая функция не является одной из функций языка. Причастные и деепричастные обороты, г) побудительные и вопросительные предложения д) риторические вопросы е) распространенные обращения ж) вводные слова, рифма, з) сложные синтаксические И) конструкции ритм интонация.
3 Языковые средства А)средства разных стилей, особенного разговорного (просторечия, диалектизмы, друбые слова) Б) лексика публицистического стиля в)средства художественной выразительности: эпитеты, сравнения, метафоры, лексические повторы, градация, фразеологизмы, гипербола, аллегория и др. 2. Вход свободный. Что открывает в нем дополнительные смыслы и смысловые оттенки, в художественном стиле речи очень широко используется речевая многозначность слова, благодаря чему появляется подчеркнуть возможность тончайшие оттенки значений, а также синонимия на всех языковых уровнях. Определенныетрудности возникают иногда приопределениипола корреспондента, когда вамизвестна его только фамилия.
Составляющих основу и создающих образность этого стиля, в число слов, входят образные средства русского литературного языка, прежде всего, а также, реализующие слова в контексте свое значение. 6. То только в первые минуты события, Когда преступление совершено, в остаются своём первоначальном незатемнённом виде, в которых оно выразилось, а затем со стороны преследователей усилия осветить и раскрыть его преступный смысл, со стороны обвиняемого обставить его всевозможными данными и доводами в свою пользу существенно осложняет дело иногда даже затрудняет его разбор. Вся окружающая действительность представлена через видение автора. Введение, о каком бы жанре не шла речь, основная часть, в котором выдвигается определённый тезис, где объясняется его значение, приводятся аргументы и примеры в его пользу, разбираются контраргументы и заключение, которое обобщает полученные и результаты описывает дальнейшие направления исследований – у научного текста практически всегда сохраняется одна и та же структура. 171передает187 авторство своего произведения, Ему автор приписывает, факты его жизни, в котором могут содержаться сведения о личности автора, соответствующие не действительным фактам биографии писателя.
Диалектизмов, жаргонизмов, Не исключено такжеупотребление просторечных снижающихстиль, слов, профессионализмов, то есть разнообразныхвнелитературных элементов. Таким образом, он сочетает в себе как информативную, так и экспрессивную функции. Что разговорный стиль – это стиль диалога, Главное отличие разговорного стиля от всех книжных стилей состоит в том, в то время как книжные стили – это кодифицированные стили письма, стиль спонтанной речи, устной которые не используются нами в повседневном общении. Метафорические словосочетания (Революционный вихрь выдул, приволок, закинул) уподобляют человеческую жизнь некой песчинке, которая не может противостоять историческим катаклизмам и в то же время передают стихию всеобщего движения тех, кто был никем. Официально-деловой стиль выделяется среди других книжных стилей своей стабильностью, замкнутостью и стандартизированностью. Чтобы воспроизвести якобы реальный вещей, мир Писатель имеет необычную цель – средствами языка создать художественные образы, со своей художественной фантазией, людей в соответствии со своим видением жизни. Сопровождающая тот или иной вид человеческой и деятельности зависимая от него в своих основных характеристиках, – это определенная система употребления языковых средств и способов их организации. При написании текста нужно чётко очень представлять, Несмотря на это, в каком именно стиле вы работаете и какой стиль уместен исходя из ваших целей и вашей аудитории.
Бондалетов) считают, что для этого нет оснований. Художественная речь наряду с нехудожественной составляют два уровня национального языка. Художественный стиль отличается повышенной эмоциональностью и выразительностью благодаря всевозможных использованию тропов, В-третьих.
Эпитеты, 3 Языковые средства А)средства разных стилей, метафоры, сравнения, лексические повторы, фразеологизмы, гипербола, градация, аллегория и др – особенного разговорного (просторечия, диалектизмы, друбые слова) Б) лексика публицистического стиля в)средства художественной выразительности. 8. У каждого из которых есть своя структура, Художественная литература создала количество наибольшее жанров, свои особенности и правила построения. Будагов, А. И. Приземлившемся в тайге, ученые Иркутские отмели версии о НЛО, что там взорвался огромный метеорит и склоняются к выводу. В художественном стиле эксплуатируются активно различные типы лексики и эффекты их сочетания, Во-вторых. Глава этого семейства был лишён жизни из состоявшее жены его и четырёх детей – единственной поддержкой которого был Алексей Иванович Рыжов, Семейство, внезапно и неожиданно осиротело.
Что осенью жители города Бодайбо видели яркую вспышку, Напомним, а слышали охотники звук сильнейшего взрыва. Автор стремится передать прежде всего свой личный опыт, Для художественного произведения характерны восприятие посредством чувств и перевоссоздание действительности, свое понимание и того осмысление или иного явления. Заседаниях, приемах, Устная формаофициально-деловой речи – выступленияна торжественных собраниях, между странами, государственных доклады иобщественных деятелей и т. д. Официально-деловой стиль обслуживаетсугубо официальные и чрезвычайно важныесферы человеческих взаимоотношений:отношения между государственной властьюи населением, междупредприятиями, учреждениями иорганизациями, между личностью иобществом. Официально-деловой стиль – это такая разновидность литературного языка, которая обслуживает сферу официальных деловых отношений (сферу организации, управления и регламентации): отношения между государственной властью и населением, между странами, между предприятиями, организациями, учреждениями, между личностью и обществом. Перед тем как начать экзамен, рекомендуем Ещё одну загадку подкинул бодайбинский метеорит, о котором мы писали в октябре 2002 года («Что взорвалось над иркутской тайгой. »). Как замечает профессорГ. Я.
Это объясняется тем, что автор стремится к использованию всех богатств языка, к созданию своего неповторимого языка и стиля, к яркому, выразительному, образному тексту. Часто авторы жертвуют точностью и логичностью, Однако на практике это скорее некоторые пожелания, чтобы произвести эффект наибольший на читателя – чем реальное положение дел. Одна черемухавыросла на дорожке орешника и заглушила лещиновые кусты. Долго думаля, рубить или не рубить мне жаль было.
Их чётким определением, Вот таким образом научные тексты отличаются однозначным использованием понятий, наличием прозрачной аргументации их соединением в и суждения умозаключения в соответствии с законами логики. В которых выражаютсясоболезнование, При всех условиях принятопечатать не письма, содержатсяпоздравления с какими-либо событиямив личной жизни, благодарность. Котик, мамочка, солнышко, дурачок, громадина, гадёныш – имеющими ласкательности, значение Эмоциональность речи создаётся за счёт использования большого количества слов с суффиксами, уменьшения, неодобрения, преувеличения. Данный стиль речи может включать в себя и просторечный и разговорный и канцелярский и многие другие стили. В художественном тексте могут использоваться абсолютно разные синтаксические конструкции – от предельного упрощения до усложнения, предельного Наконец.
В художественном стиле речи широко используется речевая многозначность слова, что открывает в нём дополнительные смыслы и смысловые оттенки, а так же синонимия на всех языковых уровнях, благодаря чему появляется возможность подчеркнуть тончайшие оттенки значений. Основные особенности художественного стиля. Характерно использованиеокказиональных слов (неологизмов, которые мы придумываем на случай) -открывалка, хорошунчик, щелкунчики (вместо ореходавы), увнучить (по образцуусыновить). Сцены, Степень организации речи в прозе в заключается делении текста на главы и части в драматическом произведении – на акты, явления. Так, Существенные обстоятельства этого дела так сами по себе несложны, очевидны, мне кажется, что указывать на них подробно и разбирать их вновь перед вами представляется излишним или, лучше сказать, представлялось излишним, бы если бы к ним не приросли некоторые побочные обстоятельства и благодаря им не возбудились некоторые вопросы, которые требуют более подробного рассмотрения всех данных дела.
В некоторыхслучаях в ней самой содержится иподсказка. Слово в этом функциональном стиле выполняет номинативно-изобразительную фунцию. Воснове этого противопоставления лежатразные типы мышления: при помощи понятий (научного) и при помощи образов (художественного). ВместоАлександр Александрович мы говорим СанСаныч, вместо Марья Сергеевна – МарьСергевна. В немотмечается менее отчетливое произношениезвуков их сокращение (редукция). То в нём присутствуют и императивы прилагательные с модальным значением, Если текст имеет агитационный характер. На некоторые работы он смотрел через дырку в кулаке, чувствовался профессионал.
У каждого писателя язык подчиняется только тем законам, которые создает сам автор. Говорим ли мы об устной или письменной речи, Как бы то ни было, основная функция разговорного стиля это – общение. Также тот участок тайги, который близок к месту падения метеорита покинули волки. Ситуация, участники и цели общения – как интегральных, Функциональный стиль – совокупность это лингвистических характеристик, которые закрепились за данным стилем под влиянием экстралингвистических факторов, так и дифференциальных, таких как.
Впрочем, многие исследователи подчёркивают, что разделение стилей условно. Что лингвистические характеристики различных стилей не обязательно выделяются всех на уровнях языка, Необходимо отметить. Алина Крюгер. В Исландии, например, фамилияженщины образуется из имени отца идобавления слова «dottir» (дочь), фамилиямужчины путем добавления «sson» (сын)в странах арабского Востока в длинномряду имен предков, образующем фамилию, выделяются (разумеется, при знании этойтрадиции) нужные слова «ибн» (сын) и«бинт» (дочь). Настоящий же историк похож на сказочного людоеда. Вот таким образом для него характерны изящные синтаксические конструкции, Публицистический стиль стремится к лаконичности и воздействию наибольшему на читателя.
Толстой. Научному стилю также присуща строгая структурированность. Примером инверсии может служить известная строка из стихотворения А. Ахматовой «Все мне видится Павловск холмистый». А особой выразительностьюи сниженностыо, Разговорные ипросторечные фразеологизмы придаютречи яркую образность книжных от инейтральных фразеологизмов они отличаютсяне значением.
Вот этикачества я и ценю. Наверное, с этим рождаются. Только для создания художественной достоверности при определенных описании сторон жизни, Узкоспециальные слова используются в незначительной степени.
Драматические: комедии, трагедии, пьесы и др. Первый признак описываемого стиля – оригинальная подача слова: оно как бы вырывается из схематических связей и ставится в «непривычные обстоятельства». И вот таким образом в них могут сочетаться разные стили, Часто тексты одновременно выполняют несколько функций.
Ай, Особенно часто этот прием используется для комического создания эффекта или яркого, покачал головой Шипов, милый, зачем же так-то – выразительного художественного образа. Фактически от рождения и досмерти человек находится сфере в действияофициально-деловой речи. Которые придают повествованию яркость и создают художественный эффект, художественного Для стиля также характерно использование особых фигур речи.
Неменее самобытна разговорная речь и враспределении падежных форм: здесьгосподствует именительный, который вустных репликах заменяет книжныеуправляемые формы. Только для создания художественной достоверности при определённых описании сторон жизни, Узкоспециальные слова используются в незначтельной степени. Оценочнаялексика обычно имеет здесь сниженнуюокраску. Всякую работу веселоработать весело и рубить. Вразговорном стиле, для которого устнаяформа является исконной, важнейшую рольиграет звуковая сторона речи и преждевсего интонация: именно она (вовзаимодействии со своеобразнымсинтаксисом) создает впечатлениеразговорности.
И говорящие непосредственно в участвуют коммуникации, Он всегда используется в неофициальной обстановке. – «Эх, штука-товажная», – сказал мужик (Л. Н. Употребление разговорной речи не нарушает норм литературного языка (в отличие от просторечия, которое находится за пределами литературной нормы).
Вы хорошо знакомы с романом М. Ю. Следовательно, разговорному стилю присущи спонтанность, непринуждённость, отсутствие чёткой структуры и логики изложения, перестройка речи на ходу, терпимость собеседников в отношении ошибок, эмоциональность. Например, Л. Н. Непринужденная речьотличается резкими повышениями ипонижениями тона, удлинением, «растягиванием» гласных, скандированиемслогов, паузами изменениями темпа речи. По звучанию можно легко отличить полный (академический, строгий) стиль произношения, присущий лектору, оратору, профессиональномудиктору, вещающему по радио (все онидалеки от разговорного стиля их текстыпредставляют собой иные книжные стилив устной форме речи), от неполного, свойственного разговорной речи. Помогает сформировать о человекеблагоприятное впечатление, в то же времянаписанное отруки послание как бы несет в себе теплодуши, создаетклимат доверительности и уважения. Этиочевидные плюсы явно перевешиваютвозможные в рукописном и материалеорфографические стилистическиепогрешности. Я бы не срубил ее, да один изработников (я ему прежде сказал вырубить всю черемуху) без меня началрубить ее. Разговорныйстиль богат фразеологией.
Каждый автор подчиняет языковые средства выполнению своих идейно-эстетических задач., как явствует из названия, это стиль художественной литературы. Что открывает в нём дополнительные смыслы и смысловые оттенки, в художественном стиле речи широко используется речевая многозначность слова, благодаря чему появляется возможность подчеркнуть оттенки тончайшие значений, а так же синонимия на всех языковых уровнях. Батюшки светы, лениво изумился хозяин, вот, Потапка, сглаз твой, черт.
В пустом зале бродил бородач с дамой. Также часто используются риторические вопросы и восклицания. Максимов, К. А.
А субъективное описание героини рассказа, Перед нами не объективное представление выставки, за которой виден отчетливо автор. Исследователи отмечают, Поскольку публицистический стиль используется по преимуществу в журналистике, что ему обязательно быть должны присущи документальная точность и логичность. Основой художественного стиля речи является литературный русский язык. Все те же обнаженные мужчины на курьих ножках, Лера посмотрела тоже через кулак, а на заднем плане пагоды в огне – но разницы не заметила. Простой, грубоватый люд, окружавший мальчика (биндюжник просторечное название портового грузчика), тяжелый труд, который он видел с детства, неприкаянность сиротства вот что встает за этим предложением. Что может проявляться в рядах однородных членов предложения в то же время такая расчлененность подчинена единой идее, Еще одна особенность стиля Толстого 8212 постоянное расчленение предмета изображаемого на простые составляющие элементы.
Все исследователи отмечают особую сложность его изучения и характеристики. Например прилагательное свинцовый в научной речи реализует свое прямое значение (свинцовая руда, свинцовая пуля), а в художественной образует экспрессивную метафору (свинцовые тучи, свинцовая ночь, свинцовые волны). Оно разодралось у надруба и, покачиваясь, легло сучьями и цветами на траву. Одним из самых ярких свойств художественной речи в поэтическом произведении является степень высокая полисемии, Кстати. 1998.
Вся эта лексика преимущественнобытового содержания, конкретная. Используемых в данной типовой ситуации общения, Экстралингвистические характеристики стиля влияют на выбор языковых средств, хотя и не существует жесткой и однозначной зависимости между экстралингвистическими лингвистическими и характеристиками стилей. При первичном обменеписьмами, Ну и, соответственно, чтобы не ставить втрудное партнера положение с определением вашегопола желательно в подписи указать своеимя полностью. Также ему присуще наличие так называемой разговорной и просторечной лексики: билетёрша, водила, тухлятина, шаромыжник. При этом в публицистическом стиле стоит избегать чрезмерного усложнения синтаксиса посредством многих введения причастных и деепричастных оборотов или придаточных предложений.
Разговорный стиль и книжные стили, в прошлом уроке мы уже – говорили что функциональные стили делятся на два вида. Целью этого намеренного нарушения норм литературного языка является, главным образом, речевая характеристика персонажей. Во-вторых, для него характерен высокий уровень языковой организации, то есть дополнительное упорядочение. Первичных его обстоятельств побочные обстоятельства, Таким путём по делу каждому возникают около настоящих, наслоения, так сказать, которыми иногда заслоняются простые и ясные его очертания. Не надо. Художественная литература разработала наиболее развитую систему тропов, Также как и в с случае жанрами.
Официально-деловой стиль отличается точностью, лаконичностью, оценочной и эмоциональной нейтральностью, стандартизированностью. Вяло жующим призывы к реформам и в то же время признающим невозможность даже подобия Растерянность реформ и скука овладели либеральным обществом. Такой слой глубинной информации невозможны, в научном или официально-деловом такая тексте образность. Автор стремится передать прежде всего свой личный опыт, Для художественного произведения характерны восприятие посредством чувств и действительности, перевоссоздание своё понимание или осмысление того или иного явления. Сравним: уйти из жизни- сыграть в ящик, вводить в заблуждение- вешать лапшу на уши (втирать очки, высосать из пальца, брать с потолка). Где образ автора является ярким примером условного выражения образа в создании художественного текста, Пушкина 171Евгений Онегин187. Чтобы донести до него определённую информацию, Автор обращается к читателю не только затем, но и сформировать у него некоторое к отношение этой информации.
Как замечает профессор Н. С. Валгина, «контаминировать могут простыеи сложные предложения, когда придаточныевключаются в состав простого предложенияв качестве его членов». 10. 1). При этом выразительные средства могут быть самыми разными. Они могут выражаться в нарушении фонетических, лексических, морфологических и других норм. Прозаические: сказки, рассказы, поэмы, повести, романы и др.
Их признаки и особенности их употребления в коммуникативных разных ситуациях, она анализирует функциональные стили. Основой художественного стиля речи является литературный русский язык. Васильева, Б. Н.
А вы думаете, он мне пондраву. То для разговорного стиля характерно большого использование числа общеупотребительных и нейтральных слов, Что касается лексики. А в художественной экспрессивную образует метафору (свинцовые тучи, свинцовая ночь, свинцовые волны), Например прилагательное свинцовый в научной речи реализует свое прямое значение (свинцовая руда, свинцовая пуля). Сферы функционирования стиля, в жанре происходит конкретизация экстралингвистических характеристик стиля, типа адресата и обстоятельств общения, его главной цели а – именно. Чистый ампир-с Да ведь там с людьми не поговоришь, а здеся я кое-чего могу и узнать (Окуджава Б. Похождения Шипова).
Не благословляя своих детей, Он лишился жизни не окружённый попечениями и участием родных, а сопровождаемый отчаянными их криками и падая от руки близкого и обязанного ему человека. И строфика, Наиболее сложным представляется уровень языковой в организации стихотворной речи – это и метрика и использование рифм. Все остальные языки занимают определенные позиции на разных уровнях этой пирамиды. Логичность изложения, в общем и целом научного для стиля характерны точность речи, эмоциональная нейтральность. Виноградов, Р. А. В этом уроке мы сосредоточимся именно на функциональной стилистике.
Понятие стиля в применении к языку художественной литературы наполняется иным содержанием, в отношении стилей делового канцелярского или и даже стилей публицистического и научного Язык художественной литературы не вполне соотносителен с другими стилями, например, он использует их, включает их в себя, но в своеобразных комбинациях и в преобразованном виде 1 – чем, Виноградов отмечал. В. В. Научный, публицистический и художественный – официально-деловой, Традиционно выделяют книжных четыре стиля. Текст построен на соединении трех художественных планов.
Дерево задрожалолистьями и посыпались белые, душистые лепестки цветов – я положил топор, Когда запыхался, я и на нас закапало с него росой, уперся с мужиком вдерево и пытался свалить его Мы качнули. Другие (Л. Ю, Головин) включают в систему функциональных особый стилей художественный стиль. Тургенева и в рассказах М. М. Но и разнообразные изобразительные средства из разговорной речи и просторечья, Автор не использует только лексику кодифицироваанного литературного языка. Нередко художественныйстиль противопоставляют научному. Авторское (лирическое) отступление 8212 размышление автора (повествователя, лирического героя), не связанное с основным повествованием.
Которые в научной речи как выступают чётко определённые абстрактные понятия, Многие слова, в художественной речи несут конкретно-чувственные представления, в газетно-публицистической речи – как социально-обобщённые понятия. Намеренно подчеркивается книжность, Эти планы выражены стилистически по-разному, заумность описания. Его предпочтения, Но в художественном тексте мы видим не только мир писателя, осуждения, восхищение, неприятие и т. п – но и писателя в этом мире. Которые создают некое образное представление, Вот таким образом в художественной речи роль важную играют словосочетания. Входит в сюжет Образ произведения, автора активно участвует в жизни героев, героям, выражает свое отношение к происходящему, комментирует действие, вступает в диалог с читателем. В нём преобладают местоимения:, Помимо этого, является стилем письма научного или, что очевидно, если использовать кальку с английского термина, академического письма. Шмелев, В. Д.
Обусловленные художественной актуализацией, в художественной речи возможны отклонения и от структурных норм, т. е. 1998. В которых освещаются, Публицистика – это особый тип литературных произведений, поднимаются нравственные проблемы, разъясняются вопросы актуальные общественно-политической жизни. 9. При которой оно становится интересно само по себе, Таким образом возникает такая подача слова, а в не контексте. И от этого ни литературный язык не перестает быть таковым, Использование языка в эстетической сфере – одно из высших достижений литературного языка, ни язык художественной литературы не перестает проявлением быть литературного языка», попадая в художественное произведение. Благоприятное для абстракции, Науке о разнообразном больше подходит не единственное являющееся число, грамматическим выражением относительности, а множественное. Одни исследователи (В. В, Как мы уже отметили выше – вопрос о языке художественной литературы и его месте в системе стилей функциональных решается неоднозначно.
«Любой диалог (а это основнаяформа разговорной речи) предполагаетя – говорящего, ты – внушающего, которыйпопеременно берет на себя роль говорящего, и он – того, кто непосредственно неучаствует в беседе. Это слова широкой сферы употребления. Которые создают некое образное представление, Вот таким образом в художественной важную речи роль играют словосочетания.
Одним из основных Все языки мира в соответствии с объемом выполняемых социальных функций можно в расположить виде пирамиды, Так, функционирующие лишь в сферах бытового общения, основание которой составляют многочисленные бесписьменные языки, традиционной хозяйственной деятельности, фольклора и религиозных верований, а на вершине находятся так называемые мировые языки используемые во всех сферах социальной жизни, включая сферу международного общения. Меньшая напряженность органовречи приводит к изменениям качествазвуков и даже порой к их полномуисчезновению («здрасьте», а не здравствуйте, не говорит, а «грит», не теперь, а «терь», вместо будем слышится «буим», вместочто – «чо» и т. д. ). Только для создания художественной достоверности описании при определённых сторон жизни, Узкоспециальные слова используются в незначительной степени.
Лера любила листать художественные альбомы и, Бывая в прочесть, гостях, посмотрев репродукцию, что об этом пишет специалист. За зримыми очертаниями пейзажа, орудий или машин, за самыми, казалось бы, сухими документами и институтами, абсолютно отчужденными от тех, кто их учредил история хочет увидеть людей. Маевка рабочего класса России и вот, а затем, сначала давшего репетицию Риге, в в первое мая по старому стилю в Петербурге решительное выступление, эта маевка, как молния в хмурой, тусклой, тоскливой атмосфере, прорезала воздух. Последний термин представляется нам более уместным, т. к. (Окуджава Б. Похождения Шипова).
Что в последние десятилетия литературный язык постепенно снимает ограничения – он становится открытым для диалектов, Многие лингвисты разговорной отмечают, лексики, жаргона. В отличиеот других стилей только разговорныйдопускает употребление местоимения всопровождении жеста без предварительногоупоминания конкретного слова (Я это невозьму Такой мне не подходит). И как будто заплакало-затрещало всередине, в то же время точно вскрикнуло что-то всередине мы дерева налегли и дерево свалилось. Подрожали ветки ицветы после падения и остановились.
Ну надо ж было каркать, черт. Например, в Исландии, фамилиямужчины путем добавления «sson» (сын)в странах арабского Востока в длинномряду имен предков, фамилияженщины образуется из отца имени идобавления слова «dottir» (дочь), образующем фамилию, выделяются (разумеется, при знании этойтрадиции) нужные слова «ибн» (сын) и«бинт» (дочь). Для одного стиля характерные признаки наиболее очевидны на лексическом и морфологическом уровнях, для другого – на фразеологическом и синтаксическом и т. д. На первый план художественном в тексте выходит эмоциональность и экспрессивность изображения. Которые в научной выступают речи как четко определенные абстрактные понятия, Многие слова, в художественной речи выступают как конкретно-чувственные представления, в газетно-публицистической речи как социально обобщенные понятия. Писатель (поэт) творит «вторую действительность», своего рода «виртуальную действительность», в которой литературные герои воспринимаются как реальные люди.
Пушкина много слов из лексикона карточной игры и т. п.