Однако футуризм отличался в этом плане крайне экстремистской направленностью. Субъективно русские х дожники-футуристы найти хотели в кубизме выход к каким-то новым творческим перспективам. Оно опредмечивалось, Слово у футуристов лишалось сакральности ореола и неприкосновенности, переиначивать, его можно было дробить, создавать новые комбинации морфологических и даже фонетических элементов. Русский кубофутуризм первоначально и возник как школа в живописи. Бум, бумhellipтарарх – разрыв снаряда. Это было полное «освобождение» искусства от предмета, реальности, превращение его, по собственному выражению Малевича, «в нуль форм». Метод «сдвига» во времени лег в основу многих его произведений образы современности и первобытного мира, мифологии часто вот таким образом выступают у Хлебникова в одном ряду («Маркиза Дэсес», «Внучка Малуши» и др. ).
Это было самое крайнее по радикальному своему отношению к жизни модернистское течение в поэзии. «кубистов», группой художников общества «Бубновый валет», «беспредметников», начало которому было положено одноименной выставкой в 1910 г. Организаторами «Бубнового валета» братья были Д. и Н. Бурлюки, вошли в него М. Ларионов, П. Кончаловский, Р. Фальк, А. Лентулов, Н. Гончарова и др – «лучистов», Литературный футуризм был тесно связан с возникшими тогда футуристическими течениями в живописи. Футуристы отрицали правила грамматики, синтаксиса, разshyрушали привычные ритмы и рифмы. Что разнорабочий зарабатывал тогда 20 рублей месяц, в Учитывая, а на выставки порой приходило несколько тысяч человек. Как любое авангардное художественное явление, футуризм более всего страшился равнодушия и «профессорской» сдержанности. Поэзия, согласно их представлениям, должна была вырваться из темницы книги и зазвучать на площади. Это было самое крайнее по своему радикальному отношению к модернистское жизни течение в поэзии.
Некоторые футуристы прибегали к «зауми» истолshyковывая ее как расширение поэтических возможностей русского языка (Крученых, Хлебников). Все это предлагалось как способ сделать литературное произведение средством передачи «жизни материи», средством «схватить все, что есть ускользающего и неуловимого в материи», «чтобы литература непосредственно входила во вселенную и сливалась с нею» hellip, сциентисты и супрематисты, лучисты и будетляне, всеки и ничевоки поразили воображение публики. Маяковский, В. Хлебников, Д. Бурлюк, В. Каменский и др. Но деньги зарабатывать умели. Отshyкровенным эпатажем, Выстуshyпления футуристов сопровождались литературными скандалами. Поэт хочет передать космически-стихийный размах революционного движения как всемирного возмездия, которое принесет новый «лад» миру (поэма «Ладомир»), организует человечество на основе социальной справедливости и новых научных открытий. Черты русского и итальянского футуризма во многом схожи: утопическая мечта о рождении сверхискусства, способного преобразить мир опора на новейшие научные и технологические достижения.
Северянин, К. Олимпов, В. Гнедов и др. Выявляя фольклорно-мифологические формы мышления («Дети Выдры» и др. ), Хлебников пытается выделить в слове смысл, заложенный в нем в древнюю эпоху, «разложить» слово на его «первоначальные» значения, части из которых поэт производит затем новые слова, стремясь создать новый тип языкового мышления. Они могshyли изменять слово, создавать новые сочетания и смыслы – дробить его, Для их характерно поэзии анархическое бунтарство. Но и при создании собственных стихов, Дух бунтарства присутствовал футуристов у не только при отрицании традиций и прошлого. Они также были участниками движения футуристов. Библиотеки, разрушить музеи, феминизмом и низостями всеми оппортунистическими и утилитарными», сражаться с морализмом. «Нет шедевров без агрессивности.
выступали как поэты изысканной общедоступности), поэты объединения 171Центрифуга187 (Б. Теоретиком которой был С. Бобров, Для последней, характерно стремление достижения сочетать символистского стиха со стихом кубофутуристичёским. Пастернак, Н. Асеев, С. Бобров и др., считавшие себя «умеренshyными» футуристами). Принцип временных «сдвигов», ставший основой художественного мышления поэта, обусловил и его подход к поэтическому языку, реформу которого он предпринимает. Поэт мыслился футуристами бунтарем, революционером, сотворцом новой реальности.
(«Прошлое тесно. выступали как поэты изысканной общедоступности), поэты объединения «Центрифуshyга» (Б. Что несомненно стояло за эпатажно-крикливым тоном манифеста, Ввести своих соотечественников на Олимп европейской современной культуры – вот то. Первое «полустихотворение» Маяковский напечатал в нелегальном журнале «Порыв», который издавался Третьей гимназией. И течение оказалось более разнородным, чем предшествующие ему символизм и акмеизм. идеи. Хлебников выступает как создатель «первобытной» утопии о докультурной гармонии человека с природой («Лесная дева», «Шаман и Венера» и др. ) Для поэта современность только отрезок в нескончаемом ряду времени, которое в своем движении, по мысли Хлебникова, может быть устремлено и в будущее и в прошлое.
Как правило, они связаны с серьезными историческими сдвигами (смена исторических эпох и периодов, войны, революции, связанные с выходом на историческую арену новых общественных сил и т. д. ). В котором были напечатаны поэтические произведения Д. Бурлюка, Русский футуризм впервые о заявил себе в 1910 году после публикации первого футуристического сборника 171Садок судей187, В. Хлебникова, В. Каменского. Тенденция творческого субъективизма была доведена «лучистами» до то предела, за которым следовало уже разрушение искусства. футуристической литературы» Маринетти (1912) утверждалась ненависть к разуму и «божественная интуиция». Рычащий автомобиль, 151 писал он, 151.
Русский футуризм не вылился в целостную художественную этим систему термином обозначались самые разные тенденции русского авангарда. Пафос творчества Б. Лившица, наиболее, может быть, близкого к установкам европейского футуризма, В. Хлебникова, В. Каменского, А. Крученых, не говоря уже о Маяковском, был различен. В поэмах «Война в мышеловке», «Невольничий берег» он резко выступил против империалистической бойни. Верно на экзаменах провалился», – кричат из зала.
Всей цивилизации и искусства прошлого, Отрицание современной культуры оборачивалось у них отрицанием культуры вообще, первобытных основ жизни, утверждением примитивизма, культом «первооснов», ее «первооснов» слова, в поисках которых футуристы обращались к «истокам» народной жизни 151 славянской и русской мифологии. Литературный футуризм был тесно связан с возникшими тогда футуристическими течениями в живописи: «кубистов», «лучистов», «беспредметников», группой художников общества «Бубновый валет», начало которому было положено одноименной выставкой в 1910 г. Организаторами «Бубнового валета» были братья Д. и Н. Бурлюки, вошли в него М. Ларионов, П. Кончаловский, Р. Фальк, А. Лентулов, Н. Гончарова и др. Требуя разрушать синтаксис» употреблять глагол только в неопределенном наклонении, отменить прилагательное и наречие, знаки препинания, передавать движения предметов через «цепь аналогий» художественных образов, Маринетти считал» что «следует оркестровать аналогии и, располагая их, следовать максимуму беспорядка», «так как всякий порядок роковым образом есть продукт лукавого разума». В литературных текстах принципы «сдвинутой конструкции» были распространены на лексику, синтаксис и семантику произведений. А футуризмом его окрестили в России по аналогии с итальянским.
Вплоть до Октябрьской революции он оставался в рамках своих утопических мечтаний, верил в «законы времени», был полон иллюзий о возможности создания некоего всемирного государства ученых и общественных деятелей, которые осуществят мировое братство народов. Но в его стихах прорывались и прежние идеи о предопределенности мистической исторических событий. Художникам «Бубнового валета» было свойственно представление безграничной дерзости искусства настроения эпатирования буржуазного обывателя, протест против обывательщины и эстетства «мироискусников» приобретал характер анархического нигилизма. 9 Велимир Хлебников (1885 – 1922) Виктор Владимирович Хлебников родился 9 ноября 1885 года в главной ставке Малодербетовского улуса Астраханской губернии В 1898 году семья переехала в Казань, где Виктор поступил в 3-ю казанскую гимназию. Он заставил переживать искусство как проблему – изменил отношение к проблеме в понятности-непонятности искусстве, Футуризм оказался творчески продуктивен. Антивоенные стихи Хлебникова были идейно наиболее и художественно значительными в его поэзии. Живопись во многом обогатила футуризм.
Варьировавшиеся от озорно-театральных выходок до банального Скандалы хулиганства, они устраивали разные. В своем эстетическом проектировании футуристы опирались на новейшие и научные технологические достижения. В «Манифесте футуризма» (1909, русский перевод1511914) Маринетти звал воспеть «любовь к опасности», привычку к энергии и отваге, дерзость и бунт, «наступательное движение», «опасный прыжок, оплеуху и удар кулака». Но все же одной из школ декадентской литературы, с Парохода Современности. ») Футуризм стал своеобразной, выделяясь среди резко них анархическим характером общественных и эстетических установок. и поясняет: – это ядра.
В нее входили Д. и Н. Бурлюки, В. Хлебнике А. Крученых, В. Каменский, Е. Гуро, В. Маяковский. Завершились его творческие искания «Черным квадратом на белом фоне» и «Белым квадратом на черном фоне». Поэт мыслился футуристами бунshyтарем, революционером, сотворцом новой реальности. В качестве художественной программы была выдвинута утопическая мечта о сверхискусства рождении – способного преобразить мир, Футуризм претендовал на вселенскую миссию. и проч.
В 1916 г. он был призван на военную службу, служил рядовым. Как и художниками декадентских других течений, Вопрос об отношениях искусства и действительности решался футуристами в конечном счете так же. Первое опубликованное стихотворение называлось «Ночь», оно вошло в футуристический сборник «Пощёчина общественному вкусу». Что новая техника меняет и человеческую психику, Футуристы а утверждали, это требует изменения всех изобразительно-выразительных средств искусства. «. Группы, составлявшие его, постоянно враждовали и полемизировали друг с другом. Русский футуризм впервые заявил о себе в 1910 году после публикации первого футуристического сборника «Садок судей», в коshyтором были напечатаны поэтические произведения Д. Бурлюка, В. Каменского, В. Хлебникова.
Фактически это были создания чистой абстракции. «Квадраты» Малевича вели к самоотрицанию живописного искусства. Отсюда разрушение условной системы литературных жанров и стилей, возвращение к фольклорно-мифологическим первоначалам, когда язык «был частью природы» (Хлебников). Академия и Пушкин 151 непонятнее иероглифов.
Маяковский, В. Хлебников, Д. Бурлюк, В. Каменский и др. В современном мире их особенно зачаровывали скорость, мобильность, динамика, энергетика. «Но в рассуждениях об этих художественных революционерах, - как справедливо отмечено А. Обуховой и Н. Алексеевым, - часто упускают очень важную вещь: многие из них были гениальными деятелями того, что сейчас называют «промоушн» и «паблик рилэйшнз». В принципе, любое модернистское течение в искусстве утверждало себя путем отказа от старых норм, канонов, традиций.
Родиной футуризма была Италия, а его «крестным отцом» – поэт Ф. Т. Маринетти. Открытая приверженность ко всему новому приводила футуристов к отказу от традиций и культуры прошлого, что в конечном итоге и привело литературное течение к гибели. Дикарей, Образы Древней Руси сосуществуют в их произведениях с образами первобытного мира, активность духа контрастно которых выделяется на фоне духовной расслабленности человека современности, воинственных скифов. Библиотеки и всякого рода академии, А. Мацца призывал разрушить придать музеи, анафеме всех профессоров.
Движением, Для них характерно преклонение перед действием, силой и агрессией возвеличивание себя и презрение к слабому утверждался приоритет силы, упоение скоростью, войной и разрушением. В начале нового, XX века все хотели быть новаторами. Отрицание современной культуры оборачивалось у них отрицанием культуры вообще, всей цивилизации и искусства прошлого, утверждением примитивизма, первобытных основ жизни, культом ее «первооснов», «первооснов» слова, в поисках которых футуристы обращались к «истокам» народной жизни 151 славянской и русской мифологии. Еще больше недоумения внесут «отваливающиеся» от кое в чем обогатил авангардную живопись. Почти в то же время, Футуризм возник как литературное направление в России в годах, 1910-1912 что и в Италии. Где оно зародилось и было теоретически обосновано, Это явление привнесено целиком с Запада.
Но значимые изменения происходят далеко каждый не год, Непрерывное изменение литературы очевидный факт, даже не каждое десятилетие. Quotчеловек – абсолютно испорченный библиотекой музеем и lt, Вот один из пунктов программы Маринетти. Исполнены предельного нигилизма по от- ношению к художественным традициям прошлого натюрморты И. Машко- ва, возрождавшего примитивизм лубка, упрощавшего цветовые сочетания и стремившегося установить какую-то внутреннюю связь со «стихийно- народными» основами творчества. Его искания шли в том же направлении, что и в поэзии В. Хлебников В. Каменского.
Но и при создании собственных стихов, Дух бунтарства присутствовал у футуристов не только отрицании при традиций и прошлого. С. Малевич). Утопическая мечта о рождении сверхискусства – способного преshyобразить мир опора на новейшие научные и технологические досshyтижения, русского Черты и итальянского футуризма во многом схоshyжи. Творческими установками, Отличаясь индивидуальны- ми дарованиями, этого художники течения имели и общие черты. Использование гораздо более причудливых, Отсюда поиски новых ритмов, чем рифм, прежде, форсированная инструментовка.
с парохода современноshyсти»), а настоящее во имя будущего. Однако эта стратегия прекрасно срабатывала и во вполне материальных целях. Неслучайно футуризм возник в Италии, стране-музее. Системой был сам авангард.
Именно такую реакцию со стороны публики провоцировали намеренные в крайности поведении футуристов. Мы хотим прославить войну 151 единственную гигиену мира 151 милитаризм. Этот принцип был перенесен в литературу из современной живописной футуристам практики авангарда. Были и две друг группы футуристов: «Мезонин поэзии» во главе с В. Шершеневичем (ставшим впоследствии зачинателем имажинизма) и «Центрифуга», которую входили С. Бобров, Н. Асеев, Б. Пастернак. Общая основа движения у стихийное ощущение «неизбежности крушения старья» (Маяковский) и стремление предвосхитить, осознать через искусство грядущий «мировой переворот» и рождение «нового человечества». Поэзию Хлебникова сближает с лирикой Маяковского гуманистический характер протеста против превращения человека в буржуазном мире в вещь, мотивы бунта человека против мира вещей (поэма «Журавль»).
То есть непонятный и нечеловеческий союз её молекул и электронов, Нас интересует твёрдость пластинки стальной сама по себе. У него было два брата и три сестры Владимир, Николай, Людмила, Марианна и Надежда. Освистывания и осмеяния, Необходимым его условием существования стала атмосфера литературного скандала. В плане скандальности художники мало в чем уступали своим поэтическим собратьям, крайней По мере. «У нас нет жизни, а есть только одни воспоминания о более славном прошломhellip Мы живем в великолепном саркофаге, в котором плотно привинчена крышка, чтобы не проник свежий воздух», – жаловался Маринетти. Это течение претендовало на построение нового искусства «искусства будущего», выступая под лозунгом нигилистического отрицания всего предшествующего художественного опыта.
Выступая под лозунгом отрицания нигилистического всего предшествующего художественного опыта, Футуризм претендовал на построение нового искусства – "искусства будущего". явление имел с ним мало общего. Будоshyражили публику не только названиями сборников, Футуристы эпатировали, в антиэстетизмом жизни, но и внешshyним поведением. Как и другие течения в литературе декадентского направления, этом в смысле футуризм был таким же антиреалистическим течением, чем символизм или акмеизм, футуризм 151 явление еще более разнородное. В стихах футуристов очевидно стремление к примитивизации. е. вводили в свои произведения художественные эксперименты со шрифтами и др.
Делались попытки ввести «телеграфный» синтаксис (без предлогов) использовать в речевой «партитуре» музыкальные и математические знаки, графические символы. Особенно художники, рвавшиеся к единственной цели – сказать последнее слово, а еще лучше – стать последним криком современности. Новое отношение к слову как к конструктивному материалу привело к активному созданию неологизмов, переразложению и новому соединению слов (например, у Хлебникова и Синтаксические смещения проявлялись у футуристов в нарушении законов лексической сочетаемости слов (изобретении непривычных словосочетаний), отказе от знаков препинания. Лексическое обновление достигалось, например, депоэтизацией языка, введением стилистически «неуместных» слов, вульгаризмов, технических терминов. Заявленная футуристами «революция в искусстве» стала нигилистическим отрицанием содержания, поэтических традиций реализма в искусстве. Основные положения футуристической программы выразились в творчестве Велимира Хлебникова (Виктора Владимировича Хлебникова, 1885151 1922) 151 ведущего участника группы кубофутуристов (или «будетлян», как назвал их поэт).
Языковое творчество, Опыты его в области стихосложения, оживить слово, упорное стремление обновить, выявить его корневой, глубинный смысл, вывести из него целые ряды родственных значений и звучаний 151 все это оказало влияние плодотворное на развитие русского стихосложения. Таких как Михаил Фёдорович Ларионов, футуризм был источником вдохновения для некоторых авангардных русских художников, Наталья Сергеевна Гончарова и Казимир Северинович Малевич с точки зрения идеологии между итальянским и русским футуризмом существовали также различия. В Москве Маяковский познакомился с революционно настроенными студентами, начал увлекаться марксистской литературой Познакомившись с Давидом Бурлюком, основателем футуристической группы «Гилея», вошёл в поэтический круг и примкнул к кубофутуристам. Отсюда разнообразные эксперименты с фигурным расположением слов и частиц слов использование разноцветных и разномасштабных шрифтов, обыгрывание фактуры самого полиграфического материала (частные проявления «визуализации» стиха их издание на обойной бумаге, расположение строчек «лесенкой», выделение особыми шрифтами отдельных эпитетов внутренних рифм, важнейших слов). Эстетству изнеженной салонности акмеизма, эстетизму символистской поэзии они противопоставляют «изначальное» 151 первобытно-уродливое, безобразное.
Новые эстетические возможности были развиты футуристами в связи переориентацией с многих из них с читаемого на произносимый текст. Они экспериментировали с языком, вводя авторские неологизмы. Футуризм как течение в отечественной возник поэзии отнюдь не в России, в отличие от акмеизма. Владимир и Людмила были художниками, Николай поэтом. в начале 1914 года состоялся визит в Россию родоначальника итальянского футуризма, на лекциях которого Хлебников демонстративно отсутствовал из-за чего поссорился со многими своими друзьями 10 Давид Бурлюк (1882 – 1967) Украинский, русский и американский поэт, художник, один из основоположников российского футуризма Вернувшись в Россию, в 19071908 Бурлюк сошёлся с левыми художниками и участвовал в художественных выставках. Кроме того, продавались и картины в среднем с выставки уходило вещей на 5-6 тысяч царских рублей.
Эпатажном художественном эксперименте, эстетика Футуристская основывалась на отказе от культурного наследия. При этом идея революции в искусстве связывалась с идеей «глобальной переделки мира». Футуристы тяготели к формальному экспериментаторству и выступали против выражения общественных позиций в искусстве. Уважение к человеческой личности, 11 февраля 1910 Устаревшими появляется были объявлены жалость, романтическая любовь. К. Малевич провозгласил и господство в искусстве «заумного натурализма». По его словам, «получилось невероятно революционно и в такой же степени безобразно». Им обычно приходится плутать беспомощно между непохожими группировками lt. Футуристы-поэты часто и сами выступали как художники (Бурлюки, Каменский, Маяковский), участвовали в художественных выставках.
Основоположником так называемого «лучизма» стал М. Ларионов, в картинах которого провозглашалась полная независи- мость от реальности. На позициях философского и идеализма эстетического футуристы оставались и в решении основного философского вопроса об отношениях бытия и сознания. Пастернак, Н. Асеев, С. Бобров и др., считавшие себя 171умеренными187 футуристами). Про привлечение к себе внимания с помощью всевозможных скандалов уже говорилось. и проч. В их стихах соединялось высокое и низкое, торжественные интонации с «простым, как мычание».
При общих с другими философских течениями посылках 151 взгляде на мир и отношении к нему искусства, Специфика футуризма как течения декадентской поэзии, 151 заключалась прежде всего в анархическом бунтарстве против всех поэтических норм и традиций в искусстве. Их творчество наshyправлено на разрушение, ниспровержение существующего. Брошюры, Свои сборники, журналы Бурлюк издавал вдвоем с женой Марией Никифоровной и Бурлюк через друзей распространял эти издания преимущественно в пределах СССР. Вот таким образом героев своих он часто одевал в геометрические «железные» одеяния., конечно, были радикалами. Активное вовлечение в творчество элементов лубочной поэзии, с этой же тенденцией связана и жанровая перестройка речетворчества, футуристического поэтической рекламы, частушек, фольклорных заговоров т. п. в) «Мезонин поэзии» Хрисанф, В. Г. Шершеневич, Р. Ивнев и др.
Переразложению и новому соединению слов (например, у Хлебникова и Синтаксические смещения проявлялись у футуристов в нарушении законов лексической сочетаемости слов (изобретении непривычных словосочетаний), Новое отношение к слову как конструктивному к материалу привело к активному созданию неологизмов, отказе от знаков препинания. Поэзия русского футуризма была теснейшим образом связана с авангардизмом в живописи. Анархистам, в этом плане футуризм по своей идеологии был очень близок как правым, коммунистам, ориентированным фашистам, на революционное ниспровержение прошлого – так и левым радикалам. 1912-1916 годы – это сотни выставок, Период расцвета авангарда, поэтических спектаклей, чтений, докладов, диспутов. Однако к пониманию истинных причин войны Хлебников пришел не сразу.
Эпатировании публики, а в самом бунтарстве, чем революционных, в скандальных выкриках было футуристов больше эстетических эмоций. А тогда все эти мероприятия были платными, нужно было купить входной билет. Наиболее заметные: кубофутуристы или поэты «Гилеи» (В. Он приветствовал революцию как вихрь все-очищения, говорил об исторической справедливости ее («Ночь в окопе», 19181511919), встал на защиту нового мира. Он включал в себя четыре основные группы: «Гилея» или кубофутуристы (Велимир Хлебников, Д. и Н. Бурлюки, В. Маяковский, В. Каменский, А. Крученых, Б. Лифшиц) «Ассоциация эгофутуристов» (И. Северянин, И. Игнатьев, К. Олимпов, В. Гнедов) «Мезонин поэзии» (В. Шершеневич, Р. Ивнев, С. Третьяков, Б. Лавренёв) и «Центрифуга» (С. enspБобров, Б. Пастернак, Н. Асеев).
с парохода современности187), а настоящее во имя будущего. (в частности литературный) как школу, как литературное направление, связанное общностью приемов обработки материала, общностью стиля. Этот социальный утопизм основывался на вере поэта в якобы открытые им «законы времени», выводимые из повторяемости исторических событий, которая объяснялась им математическими цифровыми формулами (овладение ими казалось поэту основой знаний о будущем развитии человечества). Условно выделилось несколько группировок нового литературного течения.
Бурлюка зазвучали отголоски славянофильства, в творчестве Хлебникова, свойственного декадентству русскому начала века. В. каменский, Не случайно многие поэты-футуристы были неплохими художниками В. Хлебников, Елена В. Маяковский, Гуро, А. Крученых, братья Бурлюки. Чем улыбка или женщины", слеза Теплота куска железа или дерева отныне более волнует нас. «Лучизм» стал одним из самых ярких проявлений кризиса живописи. gt и останавливаться в недоумении между «песенником-архаиком» Хлебниковым, «трибуном-урбанистом» Маяковским, «эстет-агитатором» Бурлюком, «заумь-рычалой» Крученых.
Разноречивость эстетических концепций была характерна для участников каждой группы, в том числе и для «Гилей». «Ага. Футуристы проповедовали разрушение форм и условностей искусства ради слияния с его ускоренным жизненным процессом ХХ века. Совершившие переворот в мировом искусстве – как в поэзии, Русские авангардисты начала века вошли в историю культуры как новаторы, так и в областях других творчества.
А если сюда прибавить «спеца по комнатному воздухоплаванию на фоккере синтаксиса» Пастернака, то пейзаж будет полон. Кубисты иллюстрировали издания «Гилей». gt не представляет больше совершенно никакого интереса.
Свои поэмы и картины они посвящали автомобилю, поезду, электричеству. А затем и из других городов немедленно откликнулась на призыв Маринетти – своим и творчеством и собственными манифестами, Группа молодых художников из Милана. Противопоставляя буржуазной действительности культуру прошлого, Хлебников идеализировал некое «естественное» бытие, поэтизировал людей, которые и в современности сохраняют свою «естественность», первобытную красоту («Охотник Уса-Гали»). Отрицал прошлое во имя настоящего (171Бросить Пушкина, Толстого и проч к – разрушению старых норм и выступал за новаторство в области языка и стихотворной формы, Русский футуризм стремился к революционному преображению реальности, Достоевского, за своего рода словотворчество. Маринетти рычит так, У-а-а, – это издыхает раненый мул», что в кабинета двери показывается испуганное лицо лакея. Художник Михаил Ларионов, к примеру, неоднократно подвергался аресту и штрафу за безобразия, творимые во время так называемых «публичных диспутов», где он щедро раздавал оплеухи несогласным с ним оппонентам, кидался в них пюпитром или настольной лампойhellip Авангардистское течение в литературе и искусстве 1910 – 1930-х гг. Рисунки, Звукоподражания игра шрифтами, коллажи, математические символы – все это, по мнению, футуристов, должно разрушать традиционную, однозначную связь слова и смысла и создавать новые, современные, невыразимые только словами и графикой, общепринятой смыслы.
История русского футуризма складывалась из сложного взаимодействия и борьбы четырех основных группировок: а) «Гилея» (кубофутуристы) В. В. Хлебников, Д. Д. и Н. Д. Бурлюки, В. В. Каменский, Е. Г. Гуро, В. В. Маяковский, А. Е. Крученых, Б. К. Лифшиц б) «Ассоциация эгофутуристов» И. Северянин, И. В. Игнатьев, К. К. Олимпов, В. И. Гнедов и др. «Будем смело творить «безобразное» в литературе. В предисловии-манифесте, подписанном Д. Бурлюком, А. Крученых, В. Маяковским и В. Хлебниковым, провозглашалась революций формы, независимой от содержания («важно не что, а как»), субъективная воля художника, абсолютная свобода поэтического слова» отказ от всех традиций. Наиболее заметные: кубофутуристы или поэты 171Гилеи187 (В. Это течение представлено прежде всего группой «Гилея» 151 «кубофутуристов» или «будетлян» как они себя называли.
«Футуристы не боятся свистков, они боятся лишь легких знаков одобрения», – гордо провозглашает очередной оратор-футурист. В 1912 футуристы начали активную деятельность. Не случайно так близка оказалась футуристам идея революции с ее лозунгом: «Весь мир насилья мы разрушим до основанья». Теория и практика этого течения оказали значительное влияние на литературный футуризм. В своем творчестве итальянские футуристы пытались запечатлеть энергию, динамизм, «техницизм» современной цивилизации, сознание «человека толпы».
Например, самый радикальный «заумник» Крученых предлагал вместо якобы «затасканного» слова «лилия» сконструированное им слово «еуы», сияющее, как ему казалось, первоначальной чистотой. Что в конечном итоге и привело течение литературное к гибели, Открытая приверженность ко всему новому приводила футуристов к отказу от традиций и культуры прошлого. ФУТУРИЗМ В 1910-е годы возникает собственно футуризм. Милена Вагнер отмечает, что «в них Маринетти утверждает радикальные изменения в принципе построения литературного текста – «разрушение общепринятого синтаксиса» «употребление глагола в неопределенном наклонении» с целью передачи смысла непрерывности жизни и упругости интуиции уничтожение качественных прилагательных, наречий, знаков препинания, опущение союзов, введение в литературу «восприятия по аналогии» и «максимума беспорядка» – словом, все, направленное к лаконичности и увеличению «быстроты стиля», чтобы создать «живой стиль, который создается сам по себе, без бессмысленных пауз, выраженных запятыми и точками».
Родиной нового модернистского движения была Италия, а главным идеологом итальянского и мирового футуризма стал известный литератор Филиппо Томмазо Маринетти (1876 – 1944). Но и резко изменили сами отношения между смысловыми опорами текста, Футуристы не только обновляли значения слов, а также гораздо использовали энергичнее композиционные и даже графические эффекты. На базе живого разговорного языка футуристы разрабатывали тонический стих, фонетическую рифму, настаивали на неограниченном словотворчестве и «словоновшестве» вплоть до изобретения новых диалектов, экспериментировали с языковой графикой (т. Типичным представителем этого течения в живописи был и А. Лентулов, увлекавшийся архаикой, Древней Русью (не воспроизводя, однако, подлинного ее облика 151 «Звон», «У Иверской». Чем поэты-предшественники, Гораздо большее значение, футуристы визуальному придавали воздействию текста. Что «в них Маринетти утверждает радикальные изменения в принципе построения литературного текста – «разрушение общепринятого синтаксиса» «употребление глагола в неопределенном наклонении» с целью передачи смысла непрерывности жизни и упругости интуиции уничтожение качественных прилагательных, Милена Вагнер отмечает, знаков препинания, наречий, опущение союзов, введение в литературу «восприятия по аналогии» и «максимума беспорядка» – словом, все, направленное к лаконичности и «быстроты стиля» увеличению, чтобы создать «живой стиль, который создается сам по себе, без бессмысленных пауз, выраженных запятыми и точками». Кроме того, многие прославились как великие скандалисты.
Выступления футуристов сопровождались литературными скандалами, откровенным эпатажем. Поднимается от уровня пассивного потребления до уровня бытийно-мировоззренческого, Само приобщение искусству к в этой связи понимается как труд и сотворчество. Но агрессивное неприятие, Оптимальной для футуристов читательской реакцией на их творчество была не похвала и сочувствие, не истерический протест.
Северянин, К. Олимпов, В. Гнедов и др. Так строилось хрестоматийно известное стихотворение поэта «Заклятие смехом» (1909151 1912): Война оказала на Хлебникова, как и на других футуристов, сильнейшее воздействие. Кризис идейно-эстетических ценностей в, футуристическом живописном искусстве выразился с очевидностью и в творчестве художников «беспредметного» направления 151 В, Кандинского и К. Малевича. Начало и конец выступлений отмечались ударами гонга, в формально-стилевом отношении поэтика футуризма развивала усложняла и символистскую установку на обновление поэтического языка – К. С. Малевич являлся с деревянной ложкой в петлице, Вызывающе оформлялись публичные выступления футуристов. Ключевым лозунгом итальянских футуристов в литературе стал – «Слова на свободе. » – не выражать словами смысл, а дать самому слову управлять смыслом (или бессмыслицей) стихотворения. Д. бурлюка, Такой антиэстетизм становится отличительной чертой поэзии по-своему А. Крученых, 151 раннего Маяковского, В. Хлебникова.
Наиболее радикальной и продуктивной оказалась первая из них. Родиной нового модернистского движения была Италия, а главным идеологом итальянского и мирового футуризма стал известный литератор Филиппо Томмазо Маринетти (1876-1944), выступивший 20 февраля 1909 года на страницах субботнего номера парижской газеты «Фигаро» с первым «Манифестом футуризма», в котором была заявлена «антикультурная, антиэстетическая и антифилософская» его направленность. Футуристы тяготели к формальному и экспериментаshyторству выступали против выражения общественных позиций в исshyкусстве.
Русский футуризм имел свою специфику. Надо ежедневно плевать на Алтарь искусства» 151 так заканчивал он свой «Манифест». Апельсиновые корки, летящие из зала на сцену, наряд полиции в конце выступленияhellip – все это было практически обязательной и желанной частью выступлений «людей будущего». Пик, пик, пик – ласточка пролетает над полем сражения. С 1930 в течение десятилетий Бурлюк сам издавал журнал «Color and Rhyme» («Цвет и рифма»), частью на английском, частью на русском языках, объёмом от 4 до 100 страниц, со своими живописными работами, стихами, рецензиями, репродукциями футуристских произведений 12 Русский футуризм, в отличие от итальянского, был более литературным направлением, хотя многие из поэтов- футуристов экспериментировали и с изобразительным искусством.
Устремляясь к созданию в искусстве «новой реальности», утверждая ведущую роль подсознательного в творческом процессе, Кандинский и Малевич стали лидерами абстракционизма. В их картинах окончательно разорвались связи искусства миром с реальной социальной действительности. Примеров словотворчества футуристов множество, начиная с излюбленного самоназвания «гилейцев» «будетляне» (буквальный перевод слова «футуристы»). Не случайно многие футуристы стали певцами революции. Главный технический принцип их работы принцип «сдвига», канон «сдвинутой конструкции».
Упоенные новейшими достижениями техники, футуристы стремились вырезать «раковую опухоль» старой культуры ножом техницизма и последних достижений науки. Они оказались провозвестниками современных «художественных стратегий» – то есть умения не только создавать талантливые произведения, но и находить самые удачные пути для привлечения внимания публики, меценатов и покупателей. Революция трактовалась им прежде всего как стихия. Эстетического бунтарства футуристов, Обращение художественному к примитиву и фольклорным жанрам было проявлением общей антииерархичности. Натура обычно бралась «в упор», без всякого психо-логизма их пронзительно яркие холсты поражали грубостью объемов, контрастностью цветов, схематизацией форм, стихийно обостренным ощу- щением «плоти вещей» (П.
Которая заключалась в Маринетти том, провозгласил "всемирно историческую задачу футуризма", чтобы "ежедневно плевать на алтарь искусства". Художественное творчество должно было стать не подражанием, а продолжением природы, которая через творческую волю человека создает «новый мир, сегодняшний, железный» (К. Ими декларировалась полная свобода искусства от содержания и идейности. Начиная с излюбленного самоназвания «гилейцев» «будетляне» (буквальный перевод слова «футуристы»), Примеров футуристов словотворчества множество. Футуризм как течение в отечественной поэзии возник отнюдь не в России, в от отличие акмеизма.
Но смутность социальных идеалов поэта продолжала в сказываться его лирике и в послереволюционные годы, Октябрьскую революцию Хлебников воспринял восторженно. Цены варьировались от 25 копеек до 5 рублей – деньги по тем временам очень немалые. К. Малевич, П. Филонов, Н. Гончарова, М. Ларионов почти создали то, к чему стремились футуристы. Они могли изменять слово, создавать новые сочетания смыслы и – дробить его, Для их поэзии характерно анархическое бунтарство. «Жар исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слезы женщины», «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью», – заявлял Маринетти.
Античность, Можно выделить основные этапы европейского развития искусства, Возрождение, средние века, Просвещение, девятнадцатый и двадцатый века – которые определили специфику историко-литературного процесса. В «будетлянской зауми» звуки функционировали как самостоятельные значимые единицы речи, наделялись собственной семантикой. Программным для футуристов стал эпатаж обывателя («Пощечина общественному вкусу» название футуристического альманаха). знаками), предельно расширяя диапазон литературного языка. Гоночный автомобиль, «несущийся как шрапнель», представлялся им прекраснее Ники Самофракийской.
А в «Техническом манифесте. Ваяния и зодчества, в 19111914 занимался вместе с В. В. Маяковским в училище Московском живописи. Что непонимание или понимание неполное в искусстве не всегда недостаток, Важное следствие футуристических экспериментов осознание того, а порой необходимое условие полноценного восприятия. Самый радикальный «заумник» Крученых предлагал вместо якобы «затасканного» слова «лилия» сконструированное им слово «еуы», Например, ему как казалось, сияющее, первоначальной чистотой. Отрицал прошлое во имя настоящего («Бросить Пушshyкина, Толстого и проч – к разрушению старых норм и выступал за новаторство в области языка стихотворной и формы, Русский футуризм стремился к революционному преображению реальности, Достоевского, за своего рода словотворчество.
Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. Маринетти провозгласил «всемирно историческую задачу футуризма», которая заключалась в том, чтобы «ежедневно плевать на алтарь искусства». Именно с футуризма начинается последовательного тенденция выхода художника за пределы искусства. стремились к созданию трудной игры слов), эгофуshyтуристы (И. Так, например, В. В. Хлебников пытался предложить человечеству новый универсальный язык и открыть «законы времени». Один из современников описал, как читал свое стихотворение о войне Маринетти: «Бум, бум.
прекраснее Самофракийской Победы». futurum 8212 будущее) возник как литературное направление в России в 1910-1912 годах, почти в то же время, что и в Италии. В манифестах футуристов речь шла о реформе культуры слова, – поэзии, в своей основе русский футуризм был всё же течением преимущественно поэтическим.
Первое программное выступление литературного кубофутуризма относится к 1912 г., когда появился сборник «Пощечина общественном вкусу». Условно выделилось несколько групshyпировок нового литературного течения. Разрушению связей между явлениями действительности и искусством, Но на деле вел кубизм к программному утверждению непознаваемости мира. В русском футуризме немало антивоенных произведений, в то же время, как самобытное художественное, в милитаризму противоположность Маринетти Русский футуризм в сравнении с итальянским Русский футуризм вознис независимо от итальянского и. Чтобы пришедшие на их выступления люди не были только зрителями, Поэты старались, но и участниками некого действия. А его лидера Маринетти упрекали шовинизме в и женоненавистничестве, Итальянский футуризм воспевал милитаризм. Произведения этого большого и оригинального художника явно не в укладывались программные рамки футуристического течения.
Математику, Стремление к рациональному обоснованию творчества с опорой на фундаментальные науки физику, филологию отличало футуризм от модернистских других течений. Он стремился в своем творчестве соединить идеи кубизма и футуризма, пытаясь изобразительно воплотить футуристические заявления о грядущей машинизации жизни, «железном прогрессе». 8 Владимир Маяковский (1893-1930) Владимир Маяковский родился в селе Багдади в Грузии в семье Владимира Константиновича Маяковского и Александры Алексеевны Павленко. В первой половине 1913 года Хлебников на постоянной основе сотрудничал с газетой «Славянин», просуществовавшей до июля и работал над сверхповестью (изобретённый им жанр). Там поэт пробыл до сентября и состоявшийся летом съезд футуристов, на котором был принят ещё один манифест, прошёл без его участия. и проч. Кончаловский).
стремились к созданию трудной игры слов), эгофутуристы (И. г) «Центрифуга» С. П. Бобров, Б. Л. Пастернак, Н. Н. Асеев, К. А. Большаков и др. Участник футуристических сборников «Садок судей», «Пощёчина общественному вкусу» и др. В то же время многие художники-авангардисты писали стихи и прозу, участвовали в футуристических изданиях не только в качестве оформителей, но и как литераторы. Вывод Маринетти таков: уничтожить в литературе «Я», т. е. всю психологию, «отказаться от того, чтобы быть понятым».