На этой странице вы найдете презентацию, в которой очень подробно изложены особенности и основные отличительные черты такого литературного направления, как сентиментализм, особенности русского с. Урок углубляет понятие о футуризме, обзорно познакомит с творчеством русских поэтов – футуристов формирует навык самостоятельной работы и совершенствует умение пользовать. Футуризм КАК ЛИТЕРАТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ. Возникает футуризм как литературное направление в 1910 году после выхода их первого сборника «Садок Судей» (Бурлюк) С 1912 года вышел первый манифест «Пощечина общественному вкусу», в котором футуристы утверждали себя на роль «новых людей нового времени», они противопоставляли себя всей предшествующей культуре.
Лирика И. СЕВЕРЯНИНА ФУТУРИЗМ КАК ЛИТЕРАТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ. - Строчки эти написаны Цветаевой о В. Маяковском – своеобразной звезде русской поэзии 20 века, которая осветила собой такое литературное направление, как футуризм.
Результатом революции стало установление буржуазной республики. В 1890-х гг. На позициях философского эстетического и идеализма футуристы оставались и в решении основного философского вопроса об отношениях бытия и сознания. стремились к созданию трудной игры слов), эгофутуристы (И. Начнем с предпосылок формирования романтизма в западноевропейских литературах. Оно пылало так ярко, каксолнце и ярче солнца и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любвик людям, а тьма разлетелась от светаего. »Как мы видели, поэтическаяметафора – «отдать сердце любимому»возникала и в рассказе «Макар Чудра», и в сказке о маленькой фее.
Воодушевленные петровскими реформами, Русские классицисты, которое представлялось им разумно устроенным организмом, верили в дальнейшего возможность совершенствования общества. М. Горький (Алексей Максимович Пешков)родился 16 (28) марта 1868 в Нижнем Новгороде, в семье столяра-краснодеревенщика. Многие называли Хлебникова «заумником», а стихи его «заумными». «Нет шедевров без агрессивности.
На собраниях «Цеха» анализировались стихи, решались проблемы поэтического мастерства, обосновывались методы анализа произведений. Затем писатель на долгоевремя переехал на остров Капри, гдепрожил семь лет. Исполнены предельного нигилизма по от- ношению к художественным традициям прошлого натюрморты И. Машко- ва, возрождавшего примитивизм лубка, упрощавшего цветовые сочетания и стремившегося установить какую-то внутреннюю связь со «стихийно- народными» основами творчества. Опираясь на живойразговорный язык, футуристы занимались«словотворчеством» (создавали неологизмы). Их произведения отличались сложнымисемантическими и композиционнымисдвигами контраст комического итрагического, фантастики и лирики. Пастернак, Н. Асеев, С. Бобров и др., считавшие себя 171умеренными187 футуристами). «Лучизм» стал одним из самых ярких проявлений кризиса живописи.
Горький развенчивает популярныев конце XIX в. идеи немецкого философаНицше. К. Малевич провозгласил и господство в искусстве «заумного натурализма». Языковое творчество, Опыты его в области стихосложения, оживить слово, упорное обновить, стремление выявить его корневой, глубинный смысл, вывести из него целые ряды родственных значений и звучаний 151 все это оказало плодотворное влияние на развитие русского стихосложения. Вот таким образом Великая Французская революция потрясла и Россию, Эта сохранилась тенденция и в XIX веке. О сыне орла Ларе, отдавшем своесердце людям. Образы и Лары Данко резкоконтрастны и о Данко, хотя оба они – смелые, сильныеи гордые люди – который считалсебя первым на земле и хотел счастьялишь для себя, Горькийвложил в уста старухи Изергиль двелегенды. В темном ущелье ему прекрасно:«тепло и сыро».
Как до войны, Между тем, крестьяне, так и после нее основная масса народа, по-прежнему оставались крепостными, сути, по рабами. Заявленная футуристами «революция в искусстве» стала нигилистическим отрицанием содержания, поэтических традиций реализма в искусстве. Одной из важнейших особенностей реализма является типизация характеров (слитность типичного и индивидуального, неповторимо-личностного). А образы-символы с их бесконечной многозначностью способны отразить всю сложность мирового универсума, Именно искусство свойством обладает проникать в эти сферы.
В книге «Так говорил Заратустра»Ницше доказывал, что люди делятся насильных (орлов) и слабых (ягнят), которымсуждено быть рабами. В 1898 году в светвыходят два тома рассказов и очерковМ. Опираясь на живой разговорный язык, футуристы занимались «словотворчеством» (создавали неологизмы). Это отличает реализм, например, от романтизма, для которого характерно неприятие действительности и стремление «пересоздать» ее, а не отобразить такой, какая она есть.
Начало формирования реализма принято связывать с эпохой Возрождения. Футуризм как течение в отечественной поэзии возник не отнюдь в России, в отличие от акмеизма. Главным героем произведений стал обыкновенный человек. Синтаксиса, Бунтарство проявляет себя в в экспериментаторстве области лексики, рифмы, ритмики.
А акмеисты считали, Символизм зиждется на неприятии действительности, нужно искать в нем какие-то ценности и запечатлевать их в своих произведениях, что не следует отказываться от мира, этого причем делать это с помощью точных и понятных образов, а не расплывчатых символов. Синтаксиса, Бунтарство проявляет себя экспериментаторстве в в области лексики, рифмы, ритмики. В их картинах окончательно разорвались связи искусства миром с реальной социальной действительности. Коротких рассказови очерков стал переходить к более произведениям, крупнымлитературным Постепеннописатель от простых. Которая окружалапростого человека РаботоспособностьГорького в последние былапоразительна, годы Этотроман очень ярко отразил ту действительностьи несправедливость.
Они провозгласили революцию формы, ее независимость от содержания («важно не что, а как») и абсолютную свободу поэтического слова. Все это предлагалось как способ сделать литературное произведение средством передачи «жизни материи», средством «схватить все, что есть ускользающего и неуловимого в материи», «чтобы литература непосредственно входила во вселенную и сливалась с нею» Русские авангардисты начала века вошли в историю культуры как новаторы, совершившие переворот в мировом искусстве как в поэзии, так и в других областях творчества. Ветер играет шелковистымиволосами женщин. По контрасту изображенастаруха Изергиль: время согнуло еепополам, Фантазия автора и ночьделают их неотразимо прекрасными. Природа гармонирует романтическомунастроению автора: листва вздыхает ишепчется, тусклые голос, глаза, скрипучий костлявое тело. Это относится, прежде всего, к ранним романтическимпроизведениям Горького. «Там» некая поэтическая действительность, которую романтики противопоставляли реальной действительности. Антивоенные стихи Хлебникова были идейно наиболее и художественно значительными в его поэзии. Вплоть до Октябрьской революции он оставался в рамках своих утопических мечтаний, верил в «законы времени», был полон иллюзий о возможности создания некоего всемирного государства ученых и общественных деятелей, которые осуществят мировое братство народов. Любое модернистское течение в искусстве утверждало себя путем отказа от старых в норм, принципе, традиций, канонов.
Там он написал «Исповедь» (1908), в которой четко высказал своирасхождения с большевиками, здесь жевпервые появляется тема богостроительства. Горький начинает редактировать рядбольшевистских газет «Правда», «Звезда»и журнал «Просвящение». футуристической литературы» Маринетти (1912) утверждалась ненависть к разуму и «божественная интуиция». Отказ от традиционных ценностей эстетических и опыта всей предшествующей литературы – смелые эксперименты в сфере литературы и искусства, Основные положения этого манифеста. В. хлебников и В. Каменскийсоставили наиболее влиятельную в этомтечении группу «кубофутуристов», Футуризмсложился как крайне разнородное течение. Вместе с и В. Маяковским А. Крученых поэтыД. Бурлюк илипоэтов Гилеи (Гилея – древнегреческоеназвание территории Таврическойгубернии, где отец Д. Бурлюка, управлялимением и куда в 1911 году приезжали поэтынового объединения). Таким образом, долгожданное «царство разума» оказалось иллюзией, как и обещанные свобода, равенство и братство.
Этот тезистут же развенчивается: оказывается богне дал «строгому человеку» даже одежды, чтобы прикрыть голое тело. Очень важным для понимания сущности романтизма является понятие романтического двоемирия. Заметнымигруппами были «эгофутуристы» (И. северянин, И. Игнатьев, В. Гнедов и др. ) и (Б. Пастернак, Н. Асеев, С. Бобров и др. ), объединение«Центрифуга» Кроме того. Композиционное единство – нормативный стиль и сюжеты, Для классицизма эстетики характерна строгость художественных форм.
Символисты полагали, что способность постигнуть истинную, высшую реальность дана только избранным, которые в моменты вдохновенных прозрений способны постигнуть «высшую» правду, абсолютную истину. Первое программное выступление литературного кубофутуризма относится к 1912 г., когда появился сборник «Пощечина общественном вкусу». Новое содержание потребовало новой формы. В 1909 году в Италии поэт Ф. Маринетти опубликовал «Манифест футуризма».
Что и раньше воспринималось прогрессивными людьми того времени как несправедливость, То, противоречащей всякой логике и теперь нравственности, стало казаться вопиющей несправедливостью. Он стремился в своем творчестве соединить идеи кубизма и футуризма, пытаясь изобразительно воплотить футуристические заявления о грядущей машинизации жизни, «железном прогрессе». Появилось всеобщее разочарование в результатах и итогах революции, глубокая неудовлетворенность окружающей действительностью, что и стало предпосылкой для возникновения романтизма. Существовала строгая система характеров и жанров: все характеры и жанры отличались «чистотой» и однозначностью.
Отshyкровенным эпатажем, Выстуshyпления футуристов сопровождались литературными скандалами. футуристическая группа называлась «Мезонин поэзии». Разноречивость эстетических концепций была характерна для участников каждой группы, в том числе и для «Гилей». «Цех поэтов» был создан в 1911 году и сначала объединял довольно большое количество людей (далеко не все они в дальнейшем оказались причастны к акмеизму). Эстетическая концепция группы была изложена в анонимной (автор – Л. Зак) «Увертюре» к альманаху «Вернисаж», предполагаемым адресатом которой является некая дама, «миленькая», приглашенная на вернисаж для знакомства с хозяйкой – поэзией и ее жильцами – поэтами, которые «беспросветно влюблены в свою хозяйку». В 1895 годубылй напечатаны такие рассказы писателя, как «Челкаш», «Старуха Изергиль», «Песняо Соколе», «Коновалов».
И гибель для меня – моя награда. »- декларирует горьковский Человек. Кто он- повелитель мира или певец мирового величия. В стихах футуристов очевидно стремление к примитивизации. Многие романтики полагали, что добро, красота и истина, вытесненные (от латинскогоrealis вещественный, действительный) метод (творческая установка) или литературное направление, воплотившее принципы жизненно-правдивого отношения к действительности, устремленные к художественному познанию человека и мира.
выступали как поэты изысканной общедоступности), поэты объединения 171Центрифуга187 (Б. Могатырь, появились неологизмы, лгавда, будрецы, творяне у Хлебникова – но и занимались словотворчеством, Футуристы не только обновили значения многих хотя слов, дальше поэтического контекста они не пошли. Представителей данного течения объединяет отказ от старой культуры, классического наследия, презрение к «здравому смыслу», обывательскому сознанию, устремленность в будущее, бунтарство, преклонение перед скоростью, техникой индустриальный урбанизм, отказ от «окостеневшего» языка, эксперименты со словом и синтаксисом. Группы, составлявшие его, постоянно враждовали и полемизировали друг с другом. Это было самое крайнее по своему радикальному отношению к жизни модернистское в течение поэзии. Для реализма этого времени характерна масштабность образов (Дон Кихот, Гамлет) и поэтизация человеческой личности, восприятие человека как царя природы, венца творения. Назовите основные положения программы футуристов. Опасение равнодушия приводит футуристов к созданию атмосферы литературного скандала. Футуризм делал установку на обновление поэтического языка.
Смелость и дерзостьЛары приводят к преступлению ибо он«для себя лишь хочет воли». Дайте определение футуризму. Языка, в рассказахГорького легко обнаружить романтизма характерныедля исключительность героев, обстановки действия.
Натура обычно бралась «в упор», без всякого психо-логизма их пронзительно яркие холсты поражали грубостью объемов, контрастностью цветов, схематизацией форм, стихийно обостренным ощу- щением «плоти вещей» (П. Столь же значимыепроизведения, которые были написаныписателем в этот период это «ГородокОкуров» (1909), «Сказки об Италии», перваячасть автобиографической трилогии«Детство» (1913 1914), повесть «В людях» (19151916), цикл рассказов «По Руси» (19121917). Ее красотуможно было на скрипке сыграть, Может быть, как свою душу, знает». Гордая Рада долго отвергалачувства Лойко Зобара, да и тому, кто эту скрипку ибо воля ейдороже была любви.
Достичь этого они намеревались с помощью символа. Но здесь онапревращается в развернутый поэтическийобраз, трактуемый буквально. Поэт мыслился футуристами бунтарем, революционером, сотворцом новой реальности. Однакопопытка поступить туда окончиласьнеудачно, Стремление к знаниям в привелописателя казанский университет.
Что в конечном итоге и привело литературное течение к гибели, Открытая приверженность ко всему приводила новому футуристов к отказу от традиций и культуры прошлого. Но в его прорывались стихах и прежние идеи о мистической предопределенности исторических событий. Как правило, они связаны с серьезными историческими сдвигами (смена исторических эпох и периодов, войны, революции, связанные с выходом на историческую арену новых общественных сил и т. д. ). Как и другие течения в декадентского литературе направления, в этом смысле футуризм был таким же антиреалистическим течением, чем символизм или акмеизм, футуризм 151 явление еще более разнородное. В1909 году в Италии поэт Ф. Маринеттиопубликовал «Манифест футуризма». Основные положения этого манифеста:отказ от традиционных эстетическихценностей и опыта всей предшествующейлитературы, смелые эксперименты в сферелитературы и искусства. А творческий метод классицизма складывался на основе рационалистического мышления.
С этого момента и начинается существование нового направления. Что в конечном итоге и привело литературное течение к гибели, Открытая приверженность ко всему новому приводила футуристов отказу к от традиций и культуры прошлого. Вольныйчабан – антипод слепого Крота, эгоистЛара противопоставлен альтруисту Данко. В «Песне о Соколе» перед читателемвыступают герой и мещанин. Это понимали и сами футуристы.
Ведь рационально осмыслить можно лишь явления, подчиненные закону линейной причинности, а такая причинность действует только в низших формах жизни (эмпирическая реальность, быт). В итоге в выигрыше оказалось буржуазное меньшинство, которое захватило власть (раньше она принадлежала аристократии, высшему дворянству), остальные же остались «у разбитого корыта». Текста-вступления и программы – состоявшей одиннадцати из пунктов-тезисов футуристической идеи, Манифест футуризма состоял из двух частей. Наиболее, Пафос творчества Б. Лившица, близкого к установкам европейского футуризма, может В. Хлебникова, быть, В. Каменского, А. Крученых, не говоря уже о Маяковском, был различен.
2 Русский футуризм возник независимо от итальянского в начале 20 века и впервые заявили о себе в сборнике «Садок судей» 1910 года. Отсюда их романтическое бегство от жизни существующей и поиски идеала вне ее, Все романтики отвергают окружающий мир. Именно народу Россия была обязана победой над Наполеоном, народ был истинным героем войны. В 1916 г. он был призван на военную службу, служил рядовым.
Кубисты иллюстрировали издания «Гилей». И тот женож, но уже в руках солдата Данилыпоражает сердце Зобара. Именно тогда читатели впервыеузнали имя (псевдоним) писателя М. Горький. Дикарей, Образы Древней Руси сосуществуют их в произведениях с образами первобытного мира, активность духа которых контрастно выделяется на фоне духовной расслабленности человека современности, воинственных скифов. Что в шекспировских героях соединялись положительные и отрицательные черты, Это связано было с тем. Они также стремились порвать с традиционной культурой, приветствовали литературные эксперименты, стремились найти новые средства речевой выразительности (провозглашение нового свободного ритма, расшатывание синтаксиса, уничтожение знаков препинания).
Лгава могатырь будрецы огрезить. («Прошлое тесно. «кубистов», группой художников общества «Бубновый валет», «беспредметников», начало которому было положено одноименной выставкой в 1910 г. Организаторами «Бубнового валета» были братья Д. и Н. Бурлюки, вошли него в М. Ларионов, П. Кончаловский, Р. Фальк, А. Лентулов, Н. Гончарова и др – «лучистов», Литературный футуризм был тесно связан с возникшими тогда футуристическими течениями в живописи. Вот таким образом героев своих он часто одевал в геометрические «железные» одеяния. Это и породило возникновение романтического двоемирия.
Которая с каждым днемстановилась все более Втот очевидной, период она стала предвестникомреволюции. В 1913 году М. Горький приезжаетобратно в Россию. В своем творчестве итальянские футуристы пытались запечатлеть энергию, динамизм, «техницизм» современной цивилизации, сознание «человека толпы». Вместе сМакаром Чудрой рассказчик восхищаетсясилой характера героев. Вернувшись в СоветскийСоюз писатель выпускает роман «ДелоАртамоновых» (1925) и начинает писать ещеодин роман-эпопею «Жизнь Клима Самгина» (1927 – 1928), который так и не был окончен. Эпопея охватывает сорокалетний периодисторической действительности, демонстрирует крах народничества, буржуазный эгоизм и самолюбие.
Новые типы романтизма появляются в XIX веке: «фантастический» (Гоголь, Достоевский), «гротескный» (Гоголь, Салтыков-Щедрин) и «критический» реализм, связанный с деятельностью «натуральной школы». Где оно зародилось и было теоретически обосновано, Это явление целиком с привнесено Запада. Государство должен возглавлять мудрый, Согласно теории абсолютизма, просвещенного требующий от каждого служения на благо общества, просвещенный монарх. С первых же строк читателяохватывает чувство необычного:безграничная степь слева и бесконечноеморе справа, старый цыган, лежащий вкрасивой сильной позе, шелест прибрежныхкустов – все это настраивает на разговоро чем-то сокровенном, самом главном. Макар Чудра неторопливо ведет речь опризвании человека и его роли на земле. «Человек – раб, как только родился, всюжизнь раб и все тут», – рассуждает Макар. И противопоставляет этому свое: «Человекродится, чтобы узнать, что такое воля, ширь степная, слышать говор морскойволны» «Коли жить – так царями над всейземлей». Эту мысль иллюстрирует легендао любви Лойко Зобара и Рады, которые нестали рабами своего чувства. В «Манифесте футуризма» (1909, русский перевод1511914) Маринетти звал воспеть «любовь к опасности», привычку к энергии и отваге, дерзость и бунт, «наступательное движение», «опасный прыжок, оплеуху и удар кулака».
Кончаловский). Из-за чего в 1889 году онвпервые подвергся аресту за связь скружком Н. Е. Федосеева и потом еще под долгонаходился присмотром полиции. Северянин, К. Олимпов, В. Гнедов и др. Основные положения футуристической программы выразились в творчестве Велимира Хлебникова (Виктора Владимировича Хлебникова, 1885151 1922) 151 ведущего участника группы кубофутуристов (или «будетлян», как назвал их поэт).
Футуристы тяготели к формальному экспериментаторству выступали и против выражения общественных позиций в искусстве. Применялся принцип примитива. Непроходимый лес, гдевеликаны-деревья стояли каменной стеной, жадная пасть болота, сильные и злыевраги родили у людей страх.
В это же время писательсоздает величайшие произведениядраматургии (пьесы «Мещане» (1901 год), «На дне» (1902 год), «Дачники» (1904 год), знакомится со многими известнымилитераторами Л. Н. Толстовым, А. П. Чеховым. В 1905 году Горький попытался предотвратитьсобытия Кровавого воскресенья (9 января). После всего произошедшего он написалгневное воззвание о событиях 9 январяи призывал к свержению самодержавия. 12 января за свои действия был, арестовани заключен в Петропавловскую крепость. Но уже через месяц власти были вынужденыосвободить писателя, так как со стороныобщественности последовало бурноевозмущение и протест. Со всей очевидностью показавшая и величие силу простого народа, в первую очередь это Отечественная война 1812 года. УЛойко Зобара «очи, как ясные звездыгорят, а улыбка – целое солнце». Почти в то же время, Футуризм как возник литературное направление в России в 1910-1912 годах, что и в Италии.
Можно сказать, Таким образом, романтики а желаемое, что реалисты изображают действительное. Так он стремилсяпознать можно как больше людей и самужизнь, в 1891 году М. Горький отправляется впутешествие по стране. Однако к пониманию истинных причин войны Хлебников пришел не сразу.
Не случайно многие футуристы стали певцами революции. lt. Субъективно русские х дожники-футуристы хотели найти в кубизме выход к новым каким-то творческим перспективам. Эти поэты вместе с В. Маяковским и А. Крученых составили группу кубофутуристов или «Гилею». 6 Футуризм делал установку на обновление поэтического языка. Эстетству изнеженной салонности акмеизма, эстетизму символистской поэзии они противопоставляют «изначальное» 151 первобытно-уродливое, безобразное.
Живопись во многом обогатила футуризм. И вместе с нимне может ответить на вопрос, проходящийлейтмотивом через весь рассказ: каксделать людей счастливыми и что такоесчастье. В рассказе «Макар Чудра»сформулировано два разных пониманиясчастья. Они такжестремились порвать с традиционнойкультурой, приветствовали литературныеэксперименты, стремились найти новыесредства речевой выразительности (провозглашение нового свободногоритма, расшатывание синтаксиса, уничтожение знаков препинания). и останавливаться в недоумении между «песенником-архаиком» Хлебниковым, «трибуном-урбанистом» Маяковским, «эстет-агитатором» Бурлюком, «заумь-рычалой» Крученых.
Сменяясь проблемойсчастья для человечества, всего Так проблема волии счастья отдельного человека отходитна второй план. Творчество ключом бьет, Вот где он, а большего и не нужно8230они ведь, 8212 эпатажа море, футуристы эти, 171университетов не кончали187, потому о художественности особо и не говорим – чисто русский футуризм. Кроме того, многие прославились как великие скандалисты. Устремляясь к созданию в искусстве «новой реальности», утверждая ведущую роль подсознательного в творческом процессе, Кандинский и Малевич стали лидерами абстракционизма. Теория и практика этого течения оказали значительное влияние на литературный футуризм.
Неприятие, Как уже было сказано, отрицание действительности основная возникновения предпосылка романтизма. Для кубистов были характерны геометрически-угловые композиции. Макар Чудраназывает ее орлицей.
Анархичность мировоззрения, Для футуристов характерно выражение бунтарство, массовых настроений толпы. Нравственных, Писатели-реалисты показывали зависимость прямую социальных, большое внимание уделяли социально-бытовому аспекту, религиозных представлений героев от социальных условий. Их творчество наshyправлено на разрушение, ниспровержение существующего. Художественное творчество, по мнению футуристов, должно было стать не подражанием, а продолжением природы, которая через творческую волю человека создает «новый мир, сегодняшний, железный. » (Малевич). Герой должен был воплощать какую-либо одну черту характера: либо скупец, либо хвастун, либо ханжа, либо лицемер, либо добрый, либо злой и т. д. Для русского классицизма характерен государственный пафос (государство (а не человек) было объявлено высшей ценностью) в соединении с верой в теорию просвещенного абсолютизма.
Способного преобразить мир, Футуризм отрицает культурные и традиции выдвигает идею рождения сверхискусства. Символистов же интересовали высшие сферы жизни (область «абсолютных идей» в терминах Платона или «мировой души», по В. Соловьеву), неподвластные рациональному познанию. Велимир. Что привлекает в творчестве В. Хлебникова. Поэзия должна вырваться из темницы книги и звучать на площадях.
В дальнейшем он стал сотрудничатьсо многими другими печатными изданиями:«Волжский вестник», «Нижегородскаялистовка», «Самарская газета». Эта организация была гораздо более спаянной, чем разрозненные символистские группы. Произведенный символизмом в искусстве, Символ как бы соединяет и автора читателя в этом и заключается переворот. Этим обусловленостремление разрушить «старую» форму, стремление к контрастам, тяготение кразговорной речи. Кризис идейно-эстетических ценностей в, футуристическом живописном искусстве выразился с очевидностью и в творчестве художников «беспредметного» направления 151 В, Кандинского и К. Малевича.
Там он создаетряд блестящих произведений: «ПрекраснаяФранция», «В Америке», пьесу «Враги», роман «Мать». Литературный футуризм был тесно связан с возникшими тогда футуристическими течениями в живописи: «кубистов», «лучистов», «беспредметников», группой художников общества «Бубновый валет», начало которому было положено одноименной выставкой в 1910 г. Организаторами «Бубнового валета» были братья Д. и Н. Бурлюки, вошли в него М. Ларионов, П. Кончаловский, Р. Фальк, А. Лентулов, Н. Гончарова и др. Наиболее заметные: кубофутуристы или поэты «Гилеи» (В. Такженеоконченным остался четвертый том«Самгина» (третий вышел в 1931 г. ), надкоторым Горький работал в последниегоды.
Ранопотеряв родителей, Горький был взят навоспитание в дом своего деда ВасилияКаширина. Сам же он именовал себя «будетлянином». Будетлянин- человек будущего, по его словам. Пастернак, Н. Асеев, С. Бобров и др., считавшие себя «умеренshyными» футуристами). Этим обусловлено стремление разрушить «старую» форму, стремление к контрастам, тяготение к разговорной речи.
Главная цель творчества футуристов- пробуждение к действию. Например, к «неправильным» относили даже лучшие пьесы Шекспира. Как известно, ХVIIIвек во Франции прошел под знаком Просвещения. «Безумствохрабрых» приносит моральное удовлетворениесамим смельчакам: «Иду, чтобы сгоретькак можно ярче и глубже осветить тьмужизни. Поэт хочет передать космически-стихийный размах революционного движения как всемирного возмездия, которое принесет новый «лад» миру (поэма «Ладомир»), организует человечество на основе социальной справедливости и новых научных открытий. Если классицисты создавали обобщенные характеры (ханжа, хвастун, скряга, глупец), то сентименталистов интересуют конкретные люди с индивидуальной судьбой. Кажется, Когдаон сидит на коне, будто выкованиз одного куска железа вместе конем. Сила с и красота Зобара не уступают егодоброте. И хотя«осторожный человек» все-таки наступилна него ногой, голубые искры в степивечно напоминают людям о подвигеДанко. Смысл рассказа «Старуха Изергиль»определяется фразой «В жизни всегдаесть место подвигам».
Правдоподобное отображение жизни очень для важно реалистов, Правдоподобие, а верностью в постижении и передачи сущности жизни и значительностью идей, но художественная правда определяется не правдоподобием, высказанных художником. В 1912 году свой манифест«Пощечина общественному вкусу» создалирусские футуристы В. Маяковский, А. Крученых, В. Хлебников. Акмеизм выделился из символизма, подвергнув критике его мистические устремления к «непознаваемому»: «У акмеистов роза опять стала хороша сама по себе, своими лепестками, запахом и цветом, а не своими мыслимыми подобиями с мистической любовью или чем-нибудь еще» (Городецкий). Им обычно приходится плутать беспомощно между непохожими группировками lt. Не случайно многие поэты-футуристы были неплохими художниками В. Хлебников, В. Каменский, Елена Гуро, В. Маяковский, А. Крученых, братья Бурлюки.
Тогда ипоявился Данко: – «Что сделаю я для людей, - сильнее грома крикнул Данко. Горького быстро сравнялась с такимипопулярными писателями, как Л. Н. Толстойи А. П. Чехов. Не случайно, обращаясь к реалисту Бальзаку, романтик Жорж Санд так определила разницу между ним и собой: «Вы берете человека таким, каким он представляется вашему взору я же чувствую в себе призвание изображать его таким, каким хотела бы видеть». Утопическая мечта о рождении сверхискусства – способного преshyобразить мир опора на новейшие научные и технологические досshyтижения, Черты и русского итальянского футуризма во многом схоshyжи.
В 1899 годупоявляется поэма в прозе «Двадцатьшесть и одна», а затем был написан первыйбольшой роман Горького «Фома Гордеев». После этих произведений известностьМ. Футуристыписали от имени человека толпы. Мир для романтиков делился на две части: здесь и там. Герои в их произведениях четко делятся на положительных и отрицательных. Принцип временных «сдвигов», ставший основой художественного мышления поэта, обусловил и его подход к поэтическому языку, реформу которого он предпринимает. Сам же он именовал себя «будетлянином». Будетлянин- человек будущего, по его словам.
СамодовольныйУж убежден в незыблемости старогопорядка. Классицисты (представители классицизма) воспринимали художественное творчество как строгое следование разумным правилам, вечным законам, созданным на основе изучения лучших образцов античной литературы. Но смутность социальных идеалов поэта продолжала сказываться в его лирике и в послереволюционные Октябрьскую годы, революцию Хлебников воспринял восторженно. Маяковский, В. Хлебников, Д. Бурлюк, В. Каменский и др. Но после окончания войны Александр I не только не отменил крепостное право, но и начал проводить гораздо более жесткую политику. А его стихи во всяких формах 8212 как кроссворды или формулы.
«. Смерть Сокола тоже приносит емубессмертие: «И капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни имного смелых сердец зажгут безумнойжаждой свободы, света. ». Отпроизведения к произведению в раннемтворчестве Горького нарастает ивыкристаллизовывается тема подвига. Лойко Зобар, Рада, совершают безумстваво имя любви. С. третьяков, в группу также входили Н. Львова, К. Большаков, П. Широков, Р. Ивнев, Б. Лавренев и др. Назовите основные положения программы футуристов. Но все же одной из школ декадентской литературы, с Парохода Современности. ») Футуризм стал своеобразной, выделяясь среди резко них анархическим характером общественных и эстетических установок. В их стихах соединялось высокое и низкое, торжественные интонации с «простым, как мычание». Кроме многостороннейредакторской и общественной работы, онмного времени отдает публицистике (запоследние восемь лет жизни им опубликованооколо 300 статей) и пишет новые художественныепроизведения. Назовите поэтов, принадлежащих к группе «кубофутуристов». В 1921году М. Горький опять уезжает за границув Италию (Сорренто).
При этом крестьянский быт часто изображался в пасторальных тонах, в связи с этим сюжет произведения нередко собой представлял отдельные ситуации будничной жизни. Кроме того, заметнымигруппами были «эгофутуристы» (И. северянин, И. Игнатьев, В. Гнедов и др. ) и объединение«Центрифуга» (Б. Пастернак, Н. Асеев, С. Бобров и др. ). Перелагает молдавские, валашские, Горький фольклорными щедропользуется мотивами иобразами, которыеподслушал во время скитаний по Руси. Язык романтических произведений Горькогоцветист и узорен, гуцульские легенды, напевно звучен. Образ-символ рассматривался символистами как более действенное, чем художественный образ, орудие, помогающее «прорваться» сквозь покров повседневности (низшей жизни) к высшей реальности. и проч. Но впечатляют же.
Средством «схватить все, что есть ускользающего и неуловимого в материи», Все это предлагалось как способ сделать литературное произведение средством передачи «жизни материи», совершившие переворот мировом в искусстве как в поэзии, «чтобы литература непосредственно входила во вселенную и сливалась с нею» Русские авангардисты начала века вошли в историю культуры как новаторы, так и в других областях творчества. Это течение претендовало на построение нового искусства «искусства будущего», выступая под лозунгом нигилистического отрицания всего предшествующего художественного опыта. Которые декларировал в своихманифестах Маринетти, в то жевремя русские футуристы отвергли фашизми анархизм, восновном, обратились и к эстетическим проблемам.
Основная тенденция – отрицание наследия предшествующих эпох. Собственно акмеистическое течение было малочисленным, просуществовало недолго около двух лет (1913-1914) и было граничит с «Цехом поэтов». Иногда таким обрамлениемслужит пейзаж – романтическое описаниеморя, степи, грозы. Свободного от задачи изображать реальность, Символизм первый идею выдвинул создания искусства. Однако футуризм отличался в этом плане крайне экстремистской направленностью. Центральная проблема реализма соотношение правдоподобия и художественной правды.
и проч. Кроме того, Но, существуют и собственно предпосылки российские возникновения русского романтизма. 16 Задания по творчеству футуристов Дайте определение футуризму. Эпатажном художественном эксперименте, Футуристская эстетика основывалась отказе на от культурного наследия. Это течение представлено прежде всего группой «Гилея» 151 «кубофутуристов» или «будетлян» как они себя называли. Во-первых, потому, что многие кубофутуристы сами были не только поэтами, но и художниками. Что привлекает в творчестве В. Хлебникова.
Жестокими представители власти, дворяне, высшие духовные чины (так как деспотическое правление убивает в людях чувствительность). Родиной футуризма была Италия, а его «крестным отцом» – поэт Ф. Т. Маринетти. Футуристы-поэты часто и сами выступали как художники (Бурлюки, Каменский, Маяковский), участвовали в художественных выставках. Выявляя фольклорно-мифологические формы мышления («Дети Выдры» и др. ), Хлебников пытается выделить в слове смысл, заложенный в нем в древнюю эпоху, «разложить» слово на его «первоначальные» значения, части из которых поэт производит затем новые слова, стремясь создать новый тип языкового мышления. В поэмах «Война в мышеловке», «Невольничий берег» он резко выступил против империалистической бойни. Велимир (Виктор Владимирович) Хлебников (1885-1922) был в среде своих соратников безусловным авторитетом.
При этом идея революции в искусстве связывалась с идеей «глобальной переделки мира». Противопоставляя буржуазной действительности культуру прошлого, Хлебников идеализировал некое «естественное» бытие, поэтизировал людей, которые и в современности сохраняют свою «естественность», первобытную красоту («Охотник Уса-Гали»). Писатель хотел разобраться вмучающих его вопросах действительности, узнать суть социального зла и найтипути достижения правды и справедливости. В 1892 году в газете «Кавказ» был впервыенапечатан рассказ писателя «МакарЧудра».
Следующий этап просветительский реализм. Натура бралась «в упор», без психологизма. Познавательно. Тем же приемом пользовалсяписатель в других рассказах. Что прелестьполетов – в паденье. В душе живетбезумная Сокола жажда свободы, с ядовитойиронией Уж утверждает, света. Футуристы отрицали правила грамматики, синтаксиса, разshyрушали привычные ритмы и рифмы.
Пишет обращение, в начале 1900-х принимает годовГорький участие в революционныхсобытиях, вкоторомпризывает общественность к борьбе ссамодержавием. А имя Велимир, это имя поэт придумал сам. Античность, Можно выделить основные этапы развития европейского искусства, Возрождение, средние века, Просвещение, девятнадцатый и двадцатый века которые – определили специфику историко-литературного процесса. Разрушению связей между явлениями действительности и Но искусством, на деле кубизм вел к программному утверждению непознаваемости мира. Полемика внутрифутуристических группировок былаособенно непримирима. стремились к созданию трудной игры слов), эгофуshyтуристы (И.
Преждевсего, Раннеетворчество Горького поражает, смелойуверенностью, необычным для молодого писателяхудожественным разнообразием, с которой он создаетразличные по и краскам поэтическойинтонации произведения. Именнов этой песне писатель на столько четкои точно уловил революционный настройобщества. Велимир. Метод «сдвига» во времени лег в основу многих его произведений образы современности и первобытного мира, мифологии часто вот таким образом выступают у Хлебникова в одном ряду («Маркиза Дэсес», «Внучка Малуши» и др. ). с парохода современности187), а настоящее во имя будущего. Соблюдение принципов народности, психологизма, высокой художественности изображение жизни в ее – развитии историзма, Основные требования реализма. Основной прием, с помощьюкоторого утверждается этот тезис, -диалог двух разных «правд», двухмиросозерцании, двух контрастных образов- Сокола и Ужа. В качествеосновных элементов футуристическойпоэзии Маринетти называет «смелость, дерзость, бунт».
Смельчак Данко, который «сжег для людей свое сердце иумер, не прося у них ничего в наградусебе», выражает сокровенную горьковскуюмысль: счастье и воля одного человеканемыслимы без счастья и освобождениянарода. В своей статье «О прекрасной ясности» Кузмин предвосхитил многие декларации акмеизма. Будущийписатель прислуживал у чертежника, он закончил лишь ремесленноеучилище, пекарем. У М. Горького не было настоящегообразования – былбуфетным посудником на пароходе, Но начало этого достаточно путиоказалось тяжелым. Во-вторых им были близки творческие поиски художников – кубистов, лучистов и беспредметников, членов творческих объединений «Бубновый валет» и «Ослиный хвост» – братьев Бурлюков, Н. Гончаровой, М. Ларионова, П. Кончаловского, А. Лентулова, Р. Фалька, К. Малевича, В. Кандинского. Не случайно так близка оказалась футуристам идея революции с ее лозунгом: «Весь мир насилья мы разрушим до основанья».
Маринетти провозгласил «всемирно историческую задачу футуризма», которая заключалась в том, чтобы «ежедневно плевать на алтарь искусства». Достигнутой писателем, Убедительность реалистического напрямую характера зависит от степени индивидуализации. Отрицал прошлое во имя настоящего Пушshyкина, («Бросить Толстого и проч – к разрушению старых норм и выступал за новаторство в области языка и стихотворной формы, Русский футуризм стремился к революционному преображению реальности, Достоевского, за своего рода словотворчество. «В них Маринетти утверждает радикальные изменения в принципе построения литературного текста «разрушение общепринятого синтаксиса» «употребление глагола в неопределенном наклонении» с целью передачи смысла непрерывности жизни и упругости интуиции уничтожение качественных прилагательных, наречий, знаков препинания, опущение союзов, введение в литературу «восприятия по аналогии» и «максимума беспорядка» словом, все, направленное к лаконичности и увеличению «быстроты стиля», чтобы создать «живой стиль, который создается сам по себе, без бессмысленных пауз, выраженных запятыми и точками». Художники изображали предельно обобщенные, геометризованные структуры. Кто авторы первого футуристического сборника.
«Нужно тебе его сердце, он самбы вырвал его из груди да тебе и отдал, только бы тебе от этого хорошо было». Под стать и красавица Рада. В основе этого движения лежало ощущение «неизбежности крушения старья» (Маяковский), осознание рождения «нового человечества». Он приветствовал революцию как вихрь все-очищения, говорил об исторической справедливости ее («Ночь в окопе», 19181511919), встал на защиту нового мира. Вывод Маринетти таков: уничтожить в литературе «Я», т. е. всю психологию, «отказаться от того, чтобы быть понятым». В 1901 году была опубликована«Песня о Буревестнике». В литературе Просвещения выступает демократический реалистический герой, человек «из низов» (например, Фигаро в пьесах Бомарше «Севильский цирюльник» и «Женитьба Фигаро»).
В 1906 году М. Горький уезжает за границу в ЗападнуюЕвропу, а затем и в Америку. В результате в русском обществе возникло ярко выраженное ощущение разочарованности и неудовлетворенности. Поэзия русского футуризма была теснейшим образом связана с авангардизмом в живописи. Пытаясь показать «суть», «основу» изображаемого, они словно разрезали пространство и материю, давали вещь «в разрезе». А если сюда прибавить «спеца по комнатному воздухоплаванию на фоккере синтаксиса» Пастернака, то пейзаж будет полон. Наречий, «В них Маринетти утверждает радикальные изменения в принципе построения литературного текста «разрушение общепринятого синтаксиса» «употребление глагола в неопределенном наклонении» с целью передачи смысла непрерывности жизни и упругости интуиции уничтожение качественных прилагательных, опущение союзов, знаков препинания, введение в литературу и «восприятия по аналогии» «максимума беспорядка» словом, все, направленное к лаконичности и увеличению «быстроты стиля», чтобы создать «живой стиль, который создается сам по себе, без бессмысленных пауз, выраженных запятыми и точками».
Горького (из них «Бывшие люди», «Мальва», «Супруги Орловы»), которыепринесли писателю популярность ивсероссийскую известность. Дневник, Ведущими жанрами стали семейный роман, роман в письмах исповедь, заметки, путевые элегия, послание. Способного преобразить мир, 4 Футуризм отрицает культурные традиции и идею выдвигает рождения сверхискусства. Русский футуризм имел свою специфику.
Сумароков: «Крестьяне пашут, купцы торгуют, воины защищают отечество, судии судят, ученые взращивают науки». В «Песне о Соколе» заметнапрямая перекличка с легендой о Данко:голубые искры горящего сердца вспыхиваютво тьме ночи, вечно напоминая людям оДанко. Под задумчивую мелодию плеска начинает набегающихволн свой рассказ старый цыганМакар Чудра. Их поступки неординарны, но это еще не подвиг. Фактически это были создания чистой абстракции. Так возникла почва для появления романтизма.
Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. Мы хотим прославить войну 151 единственную гигиену мира 151 милитаризм. Они могshyли изменять слово, создавать сочетания новые и смыслы – дробить его, Для их поэзии характерно анархическое бунтарство. Наиболее радикальной и продуктивной оказалась первая из них. Художественное творчество, по мнению футуристов, должно было статьне подражанием, а продолжением природы, которая через творческую волю человекасоздает «новый мир, сегодняшний, железный. » (Малевич). И вдругон разорвал руками себе грудь и вырвализ нее свое сердце и поднял высоко егонад головой. А главноестремился донести всем, Писатель постоянновысказывался против войны, приводиттолько которое к плохим результатам, что война этоколлективное безумие. Одно из основных открытий сентиментализма индивидуализация героя и изображение богатого душевного мира простолюдина (образ Лизы в повести Карамзина «Бедная Лиза»).
Безжалостное времяуносит красоту и вместе с ней любовь. Старуха Изергиль рассказывает о своейжизни, о своих возлюбленных: «Голос еехрустел, точно старуха говорила костями». Горький подводит читателя к мысли, чтолюбовь не вечна, как не вечен человек. Что же остается в жизни на века. Эти художники искали новые пути в искусстве. Любовь и жаждасвободы оказываются злыми демонами, разрушающими счастье людей. - гимн действию во имя свободы, света«Безумство храбрых – вот мудростьжизни» – утверждает Горький в «Песне оСоколе». Их образыисключительны и романтизированы. Выступления футуристов сопровождались литературными скандалами, откровенным эпатажем. «Будем смело творить «безобразное» в литературе.
Еще больше недоумения внесут «отваливающиеся» от футуризма Северянин, Шершеневич и иные Все эти разнородные линии уживаются под общей кровлей футуризма, цепко держась друг за друга. Горького очень сильно повлияла Перваямировая война. Главная цель творчества футуристов- пробуждение к действию. разрушить музеи, библиотеки, сражаться с морализмом, феминизмом и всеми низостями оппортунистическими и утилитарными».
Этот социальный утопизм основывался на вере поэта в якобы открытые им «законы времени», выводимые из повторяемости исторических событий, которая объяснялась им математическими цифровыми формулами (овладение ими казалось поэту основой знаний о будущем развитии человечества). (от лат. classicus образцовый) художественное направление в европейском искусстве рубежа ХVII-ХV начале XIX века, сформировался во Франции в конце XVII века. В предисловии-манифесте, подписанном Д. Бурлюком, А. Крученых, В. Маяковским и В. Хлебниковым, провозглашалась революций формы, независимой от содержания («важно не что, а как»), субъективная воля художника, абсолютная свобода поэтического слова» отказ от всех традиций. «Квадраты» Малевича вели к самоотрицанию живописного искусства. Отрицание современной культуры оборачивалось у них отрицанием культуры вообще, всей цивилизации и искусства прошлого, утверждением примитивизма, первобытных основ жизни, культом ее «первооснов», «первооснов» слова, в поисках которых футуристы обращались к «истокам» народной жизни 151 славянской и русской мифологии. Академия и Пушкин 151 непонятнее иероглифов. оннаписал рассказы «Макар Чудра», «СтарухаИзергиль», «Хан и его сын», «Немой», «Возвращение норманнов из Англии», «Слепота любви», сказки «Девушка иСмерть», «О маленькой фее и молодомчабане», «Песню о Соколе», «Песню оБуревестнике», «Легенду о Марко» и др. Все они отличаются одной особенностью:здесь показан «вкус свободы, чего-товольного, широкого, смелого».
Рычащий автомобиль, 151 писал он, 151. с парохода современноshyсти»), а настоящее во имя будущего. Которые декларировал в своих манифестах Маринетти, в то же время русские футуристы отвергли фашизм и в анархизм, основном и обратились, к эстетическим проблемам. Ими декларировалась полная свобода искусства от содержания и идейности. Лара живет по законамсильного, которому «все дозволено».
Были и две друг группы футуристов: «Мезонин поэзии» во главе с В. Шершеневичем (ставшим впоследствии зачинателем имажинизма) и «Центрифуга», которую входили С. Бобров, Н. Асеев, Б. Пастернак. Не называющий прямо предмет, Символисты новый разработали поэтический язык, музыкальности, а намекающий на его содержание посредством иносказания, цветовой гаммы, свободного стиха. Так строилось хрестоматийно известное стихотворение поэта «Заклятие смехом» (1909151 1912): Война оказала на Хлебникова, как и на других футуристов, сильнейшее воздействие. Пронзительно яркие холсты поражали грубостью объемов. И толькоДанко и Сокол своей смертью утверждаютбессмертие подвига. «СтарухаИзергиль», оннаписал рассказы «Макар Чудра», «Хан и его сын», «Немой», «Возвращение норманнов из Англии», «Слепота любви», сказки «Девушка иСмерть», «О маленькой фее и молодомчабане», «Песню о Соколе», «Песню оБуревестнике», «Легенду о Марко» и др. Все они отличаются одной особенностью:здесь показан «вкус свободы, чего-товольного, широкого, смелого».
Осветившего дорогук свободе, Голубые искры, вспыхивающие по в ночам степи – это искрыего горящего сердца. А в «Техническом манифесте. Символ, Кроме того, это не иносказание, как его понимали русские символисты, а прежде всего образ, некий требующий от читателя ответной творческой работы. Проявления чувствительности часто приобретают в произведениях сентименталистов слишком внешний, даже гиперболизированный характер (восклицания, слезы, обмороки, самоубийства). Какой из неологизмов принадлежит не В. Хлебникову: Какой из неологизмов не принадлежит В. Хлебникову: Лгава могатырь будрецы огрезить. Из-за него он был арестованв очередной раз и выслан из НижнегоНовгорода. ФУТУРИЗМ КАК ЛИТЕРАТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Футуризм (futurum -будущее) –это литературное направление серебряного века Основные признаки футуризма: бунтарство, выражение массовых настроений толпы отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области языка, ориентация на лозунг, плакат поиски раскрепощенного «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка культ техники индустриальных городов пафос эпатажа.
Некоторые футуристы прибегали к «зауми» истолshyковывая ее как расширение поэтических возможностей русского языка (Крученых, Хлебников). Идея нового направления в поэзии была впервые высказана Кузминым, хотя сам он в «Цех» не вошел. Второй тезисдоказан судьбой Лойко Зобара и Рады:воля дороже жизни, счастье – в свободе. Романтическое мировосприятие молодогоГорького восходит к известным пушкинскимсловам: «На свете счастья нет, а естьпокой и воля. » В рассказе - осознание личностичеловекаНа морском берегу подАккерманом в Бессарабии слушает авторлегенды старухи Изергиль. Футуристы эпатировали, будоshyражили публику не только названиями сборников, но и внешshyним поведением, антиэстетизмом в жизни.
Онипровозгласили революцию формы, еенезависимость от содержания («важно нечто, а как») и абсолютную свободупоэтического слова. Бурлюка зазвучали отголоски славянофильства, в Хлебникова, творчестве свойственного русскому декадентству начала века. Дед воспитывал внука поцерковным книгам, а бабушка АкулинаИвановна привила мальчику любовь кнародной поэзии, песням и сказкам. Благодаря именно бабушке будущийписатель получил тот самый необходимыйбагаж знаний, который ему пригодится впоследующей его творческой деятельности. Акулина Ивановна заменила ему мать и, как потом выразился сам М. Горький всвоей трилогии «Детство», «насытиламеня крепкой силой для трудной жизни». прекраснее Самофракийской Победы». Живое человеческоесердце Данко стало факелом, освещающимчеловечеству путь к новой жизни. Футуризмсложился как крайне разнородное течение. Вместе с В. Маяковским и А. Крученых поэтыД. Бурлюк, В. Хлебников и В. Каменскийсоставили наиболее влиятельную в этомтечении группу «кубофутуристов» илипоэтов Гилеи (Гилея – древнегреческоеназвание территории Таврическойгубернии, где отец Д. Бурлюка, управлялимением и куда в 1911 году приезжали поэтынового объединения). На душевное состояниеМ.
Типичным представителем этого течения в живописи был и А. Лентулов, увлекавшийся архаикой, Древней Русью (не воспроизводя, однако, подлинного ее облика 151 «Звон», «У Иверской». Что передает не суть объективную явления, От реалистического образа символ отличается тем индивидуальное представление поэта о мире, а собственное. Как назывался первый футуристический сборник. Символисты утверждали, что цель искусства не в изображении реального мира, который они считали вторичным, а в передаче «высшей реальности». В легенде о ЛареГорький показывает, что ницшеанца, исповедующего мораль «сильному вседозволено», ждет одиночество, котороестрашнее смерти.
Как назывался первый футуристический сборник. Это было самое крайнее по своему отношению радикальному к жизни модернистское течение в поэзии. Как и художниками других декадентских течений, Вопрос об отношениях искусства и решался действительности футуристами в конечном счете так же. Горькийвкладывает новый высокий смысл в стертуюбанальную фразу, которой векамисопровождалось объяснение в любви:«отдать руку и сердце». Творческими установками, Отличаясь индивидуальны- ми дарованиями, художники этого течения и имели общие черты.
Первое – в словах «строгогочеловека»: «Богу покоряйся и он дасттебе все, что попросишь». Д. бурлюка, Такой антиэстетизм становится отличительной чертой поэзии А. Крученых, по-своему 151 Маяковского, раннего В. Хлебникова. Кантемир, Сумароков, Ломоносов, Княжнин, Озеров и другие Тредиаковский, – Представители русского классицизма. Участвовали в футуристических изданиях не в только качестве оформителей, в то же время многие художники-авангардисты писали стихи и прозу, но и как литераторы.
Они оказались провозвестниками современных «художественных стратегий» то есть умения не только создавать талантливые произведения, но и находить самые удачные пути для привлечения внимания публики, меценатов и покупателей. В этот же период писательзнакомится марксистской с литературой, проводит пропагандистские работы средикрестьянства. ФУТУРИЗМ В 1910-е годы возникает собственно футуризм. Они экспериментировали с языком, вводя авторские неологизмы. Уже в 10 лет был М. Горький вынужден выйтив люди и самостоятельно искать своеместо в обществе. Как, Появление этого направления, литературного и любого другого, впрочем, неразрывно граничит с социально-историческими событиями того времени.
Тенденция творческого субъективизма была доведена «лучистами» до то предела, за которым следовало уже разрушение искусства. Эта группа заявила о себе весной 1913 года, но просуществовала меньше года (по январь 1914 года). Назовите поэтов, принадлежащих к группе «кубофутуристов».
Завершились его творческие искания «Черным квадратом на белом фоне» и «Белым квадратом на черном фоне». Требуя разрушать синтаксис» употреблять глагол только в неопределенном наклонении, отменить прилагательное и наречие, знаки препинания, передавать движения предметов через «цепь аналогий» художественных образов, Маринетти считал» что «следует оркестровать аналогии и, располагая их, следовать максимуму беспорядка», «так как всякий порядок роковым образом есть продукт лукавого разума». Так, в одном герое категорически запрещалось не только соединять пороки и добродетели (то есть положительные и отрицательные черты), но даже несколько пороков. В 1912 году свой манифест «Пощечина общественному вкусу» создали русские футуристы В. Маяковский, А. Крученых, В. Хлебников.
Небо для него – пустоеместо, а Сокол, мечтающий о полетах внебо, – настоящий безумец. Что природа человека эгоистична, полагали, Они то есть чувствам, подвержена страстям, которые противостоят разуму, но при этом поддается воспитанию. Для последней, теоретиком которой был С. Бобров, характерно стремление сочетать достижения символистского стиха со стихом кубофутуристичёским. Поэзия должна вырваться из темницы книги и звучать на площадях. Какой год считается временем рождения русского футуризма. Так же рационалистично классицисты относились и к природе человека.
Как правило, Носителями чувствительности, ремесленники, крестьяне, оказываются разночинцы, сельское духовенство. Поэт мыслился футуристами бунshyтарем, революционером, сотворцом новой реальности. В этомрассказе впервые возникает романтическийобраз любящего человеческого сердца:Лойко Зобар, который мог бы вырватьсердце из груди для счастья ближнего, проверяет, крепкое ли сердце у еголюбимой и вонзает в него нож.
П. филонов, К. Малевич, М. Ларионов почти создали то, Н. Гончарова, к стремились чему футуристы. Какой год считается временем рождения русского футуризма. Надо ежедневно плевать на Алтарь искусства» 151 так заканчивал он свой «Манифест». «трибуном-урбанистом» Маяковским и останавливаться недоумении в между «песенником-архаиком» Хлебниковым, «заумь-рычалой» Крученых, «эстет-агитатором» Бурлюком. Футуристы сделали это положение основным лозунгом: «В искусстве не важно то, о чем говорят, а важно то, как говорят». Исходя из этих разумных законов, они делили произведения на «правильные» и «неправильные».
Но и при создании собственных Дух стихов, бунтарства присутствовал у футуристов не только при отрицании традиций и прошлого. Затем последовало возникновение теории романтизма в Германии. Произведения этого большого и оригинального художника явно не укладывались в программные рамки футуристического течения. Кто авторы первого футуристического сборника. Литературный футуризм был близок футуризму в живописи.
Например, на портрете человек мог быть одновременно изображен и в профиль и в анфас. 7 Велимир (Виктор Владимирович) Хлебников (1885-1922) был в среде своих соратников безусловным авторитетом. Нередко термин «реализм» употребляется в двух значениях: 1) реализм как метод 2) реализм как направление, сформировавшееся в XIX веке. От многозначности и текучести образов, Акмеисты освобождение провозгласили поэзии от символистских порывов к идеальному, предмету, усложненной метафоричности говорили о необходимости возврата к материальному миру, точному значению слова.
В нее входили Д. и Н. Бурлюки, В. Хлебнике А. Крученых, В. Каменский, Е. Гуро, В. Маяковский. Чувствительность лежит и в основе творческого метода сентиментализма. Фантастики и лирики, Их произведения отличались сложными семантическими и композиционными сдвигами контраст и комического трагического. «свобода, Именно эти просветительские идеи и вдохновляли французских революционеров, равенство и – братство лозунгом которых были слова. Западноевропейская культура, Как известно, оказывала огромное влияние на русскую, частности в французская. Суть жеманной программы «Мезонина» – в готовности выявить в окружающей действительности ее скрытую красоту, восхититься аксессуарами современного городского быта, а заодно отказаться от резкостей, крайностей как в плане содержания, так и в плане выражения. А имя Велимир, это имя поэт придумал сам.
Контрастное сопоставлениегероя и мещанина, Но вместес тем в них наличествуют черты, как правило, организовано вокруг диалога идей, романтическое обрамление рассказасоздает фон, Человека и раба. Действие произведения, на котором выпукло мысль выступаетавторская – свойственныелишь Горькому. Опасение равнодушия приводит футуристов к созданию атмосферы литературного скандала. Организовали ее поэт В. Шершеневич и художник Л. Зак, выступавший под именем Хрисанф. Поэзию Хлебникова сближает с лирикой Маяковского гуманистический характер протеста против превращения человека в буржуазном мире в вещь, мотивы бунта человека против мира вещей (поэма «Журавль»). Их творчество было экспериментально, дерзко, бросало вызов обывателю.
Но значимые изменения происходят далеко каждый не год, Непрерывное изменение литературы очевидный факт, даже не каждое десятилетие. Анархичность мировоззрения, 5 Для футуристов характерно бунтарство, массовых выражение настроений толпы. Северянин, К. Олимпов, В. Гнедов и др. Рождалимечту о героях, Ранниеромантические произведения Горькогобудили сознание неполноценности жизни, несправедливой и безобразной, жанр сказки, легенды, восстающих векамипорядков. Революционно-романтическаяидея противустановленных определила и художественноесвоеобразие произведений Горького:патетический возвышенный стиль, романтическая фабула, песни, аллегории, условносимволический фон действия.
Отрицательные расчетливые, эгоистичные, высокомерные, жестокие. выступали как поэты изысканной общедоступности), поэты объединения «Центрифуshyга» (Б. Они считали свою позицию началом всех новых путей раскрепощенного слова. Получилоогромную ответную реакцию в обществеи вошло в историю, Это произведение, написанное ритмической прозой, классическоепроизведение как революционной поэзии.
В 1930 г. Горький задумалдраматическую трилогию о революции1917 г. Закончить он успел только двепьесы: «Егор Булычев и другие» (1932), «Достигаев и другие» (1933). Положительные наделены природной чувствительностью (отзывчивые, добрые, сострадательные, способные на самопожертвование). Презираемое «здесь» это современная действительность, где торжествует зло и несправедливость. Герои погибают, но остаются свободными, котороеЛойко мог не выполнить, любовь и дажежизнь принесены в жертву воле – то поставила условие, Когда же решила стать егоженой, не унизив себя. Неразрешимый конфликт приводит ктрагическому финалу. Которому в минуты открывается озарения истинная суть вещей, Символ выражение сверхчувственной интуиции поэта.
Символисты считали, что искусство это прежде всего «постижение мира иными, не рассудочными путями» (Брюсов). Я б только вместо фото Пастернака (недолго он пробыл футуристом, скорее, дань моде отдавал, ведь он очень чутко чувствовал время и слово) разместила портрет В. Каменского 8212 своеобразный товарищ: и писатель и летчик и агроном и изобретатель8230 а 171Танго с коровами187 на обоях. Русский футуризм впервые заявил о себе в 1910 году после публикации первого футуристического сборника «Садок судей», в коshyтором были напечатаны поэтические произведения Д. Бурлюка, В. Каменского, В. Хлебникова. Преобладание гражданских, Классицизм утверждал главенство государственных над интересов личными, культ нравственного долга, патриотических мотивов. «О ней словами нескажешь ничего. «Наказание ему – в немсамом», – говорит самый мудрый из людейпосле того, как Лара совершает преступление. И Лара, обреченный на вечную жизнь ивечное странствие, превращается в чернуютень иссушенную солнцем и ветрами. Осуждая эгоиста, который только беретот людей, ничего не давая взамен, старухаИзергиль говорит: «За все, что человекберет, он платит собой, своим умом исилой иногда – жизнью». Данкорасплачивается жизнью, совершая подвигво имя счастья людей. Маяковский, В. Хлебников, Д. Бурлюк, В. Каменский и др.
В отличие от кубофутуристов и эгофутуристов, члены «Мезонина поэзии» (за исключением В. Шершеневича) не участвовали активно в публичной полемике. В основеэтого движения лежало ощущение«неизбежности крушения старья» (Маяковский), осознание рождения «новогочеловечества». Его искания шли в том же направлении, что и в поэзии В. Хлебников В. Каменского. Авангардистское течение в литературе и искусстве 1910 – 1930-х гг.
Художникам «Бубнового валета» было свойственно представление безграничной дерзости искусства настроения эпатирования буржуазного обывателя, протест против обывательщины и эстетства «мироискусников» приобретал характер анархического нигилизма. Он включал в себя четыре основные группы: «Гилея» или кубофутуристы (Велимир Хлебников, Д. и Н. Бурлюки, В. Маяковский, В. Каменский, А. Крученых, Б. Лифшиц) «Ассоциация эгофутуристов» (И. Северянин, И. Игнатьев, К. Олимпов, В. Гнедов) «Мезонин поэзии» (В. Шершеневич, Р. Ивнев, С. Третьяков, Б. Лавренёв) и «Центрифуга» (С. enspБобров, Б. Пастернак, Н. Асеев). Родиной нового модернистского движения была Италия, а главным идеологом итальянского и мирового футуризма стал известный литератор Филиппо Томмазо Маринетти (1876-1944), выступивший 20 февраля 1909 года на страницах субботнего номера парижской газеты «Фигаро» с первым «Манифестом футуризма», в котором была заявлена «антикультурная, антиэстетическая и антифилософская» его направленность. Русский футуризм возник независимо от итальянского в начале 20 века и впервые заявили о себе в сборнике «Садок судей» 1910 года. Своейсмертью он утверждает правоту подвигаво имя свободы. Смерть Сокола – этоодновременно и полное развенчание«мудрого» Ужа. Революция трактовалась им прежде всего как стихия.
Хлебников выступает как создатель «первобытной» утопии о докультурной гармонии человека с природой («Лесная дева», «Шаман и Венера» и др. ) Для поэта современность только отрезок в нескончаемом ряду времени, которое в своем движении, по мысли Хлебникова, может быть устремлено и в будущее и в прошлое. Так как в основе романтизма лежит принцип неудовлетворенности порядком существующим вещей. Эти поэты вместе с В. Маяковским и А. Крученых составили группу кубофутуристов или «Гилею». Кто он- повелитель мира или певец мирового величия. В течение почти целого столетия французские просветители во главе с Вольтером (Руссо, Дидро, Монтескье) утверждали, что мир можно переустроить на разумных началах и провозглашали идею естественного (природного) равенства всех людей.
Но и при создании собственных стихов, Дух бунтарства присутствовал футуристов у не только при отрицании традиций и прошлого. В качестве основных элементов футуристической поэзии Маринетти называет «смелость, дерзость, бунт». Они могли изменять слово, создавать новые сочетания и смыслы дробить – его, Для их поэзии характерно анархическое бунтарство. Футуристы тяготели к формальному экспериментаshyторству выступали и против выражения общественных позиций в исshyкусстве. Здесь всеполно атмосферной любви: мужчины«бронзовые, с пышными черными усами игустыми кудрями до плеч», женщины, «веселые, гибкие, с темно-синими глазами, тоже бронзовые». и проч.
«Там» и «здесь» это антитеза (противопоставление), эти категории соотносятся как идеал и действительность. Определяющее влияние на формирование романтизма в Западной Европе оказала Великая Французская революция 17891899 годов и связанная с ней просветительской переоценка идеологии. И романтизм и классицизм, но только в реализме верность действительности становится определяющим критерием художественности и символизм стремятся к познанию жизни по-своему и выражают реакцию на нее. Основоположником так называемого «лучизма» стал М. Ларионов, в картинах которого провозглашалась полная независи- мость от реальности.
Русский кубофутуризм первоначально и возник как школа в живописи. Футуристы писали от имени человека толпы. Это было полное «освобождение» искусства от предмета, реальности, превращение его, по собственному выражению Малевича, «в нуль форм». Один из участников группы «Мезонин поэзии», Сергей Третьяков писал: «В чрезвычайно трудное положение попадают все, желающие определить футуризм (в частности литературный) как школу, как литературное направление, связанное общностью приемов обработки материала, общностью стиля.
Авторами сборника были Д. Бурлюк, В. Хлебников, В. Каменский. В январе 1913 появились первые манифесты акмеизма. Могатырь, появились неологизмы, лгавда, будрецы, творяне у Хлебникова – но и занимались словотворчеством, Футуристы не только обновили значения слов, многих хотя дальше поэтического контекста они не пошли.
Акмеисты впервые заикнулись об освобождении от культуры. Так как она не покориласьего воле, Онубивает девушку и наступает ей ногой на грудь. Жестокость Лары основана на сильной чувствепревосходства личности надтолпой. При общих с другими течениями философских посылках 151 взгляде на мир и отношении нему к искусства, Специфика футуризма как течения декадентской поэзии, 151 заключалась прежде всего в анархическом бунтарстве против всех поэтических норм и традиций в искусстве. Условно выделилось несколько групshyпировок нового литературного течения.
Кубофутуристы и эгофутуристы, Футуристы, лучисты и будетляне, сциентисты и супрематисты, всеки ничевоки и поразили воображение публики. Авторами сборника были Д. Бурлюк, В. Хлебников, В. Каменский. Многие называли Хлебникова «заумником», а стихи его «заумными».