С началом русского литературного футуризма связывают возникновение в 1909 году группы художников и поэтов Главное влияние на русский футуризм оказала итальянская авангардистская поэзия начала 20 века, связанная с именем Филиппо Маринетти. Футуризм – это литературное течение начала ХХ века, распространенное в Италии и России.
Деформируя действительность, футуристы стремились подчеркнуть дисгармонию мира. Этот период стал чрезвычайно плодотворным для Хлебникова: он написал большое количество небольших стихотворений, поэмы «Лесная тоска», «Поэт» и др. Крученых, братья Бурлюки. Главный технический принцип их работы принцип «сдвига», канон «сдвинутой конструкции». И вот по- является лишенное всяких связей с жизнью, с логикой и смыслом «самовитое слово», слово как самоцель, «заумное» слово, которое А. Крученых считал иррациональным.
Живопись во многом обогатила футуризм. и проч. Ваяния и зодчества, в 19111914 занимался вместе В. В. Маяковским с в Московском училище живописи. Текста-вступления и программы – состоявшей из одиннадцати пунктов-тезисов футуристической идеи, футуризма Манифест состоял из двух частей.
В. Маяковский, А. Е. Кручёных и Б. К. Лившиц. Жирмунский, В. Орлов, Л. К. Появлявшиеся в сборниках под нарочитовызывающими заглавиями («Дохлая луна», «Бух лесиный», «Затычка», «Рыкающий Парнас», «Требниктроих» и др. ) их стихи сперва воспринимались читателями как попыткираздразнить вкусы и привычки буржуа. Но это «эпатирование»было явлением того же порядка, как и«эпатирование», которое вызывали в свое время декаденты. Его геройиздевался над теми, кто «готов пожертвовать жизнью ради конституции».
Хотя они считали себя буржуазного противниками общества, Их бунтарские устремления были далеки от подлинной революционности. У него было два брата и три сестры Владимир, Николай, Людмила, Марианна и Надежда. Новый синтаксис и смелые ассонансывместо строгих рифм Хлебникова, Принимаяв области техники свободную форму стиха, порой значительную дань, словотворчеству эта группа поэтов дала в своем творчестве некоторые элементыподлинно-новой отдавая идеологии известную. Новое отношение к слову как к конструктивному материалу привело к активному созданию неологизмов, переразложению и новому соединению слов (например, у Хлебникова и Синтаксические смещения проявлялись у футуристов в нарушении законов лексической сочетаемости слов (изобретении непривычных словосочетаний), отказе от знаков препинания. Война вообщеобострила социальное зрение кубофутуристов.
Мать – Екатерина Николаевна Хлебникова (урождённая Вербицкая) – историк по образованию. Владимир и Людмила были художниками, Николай поэтом. Вызывающий внешний вид поведение и Основными приемами для самопрезентации были публичные скандалы. Родоначальник русского футуризма (группа «будетлян»), создатель утопического общества Председателей Земного Шара (1916), реформатор поэтического языка, где произошло странное сочетание и смешение звуков слов с обширными знаниями автора в области космоса, поэтики, философии, математики, биологии, языка, древней и российской истории и религии.
Левой государственности соответствует левое искусство. Не останавливаясь нигде на срок больше нескольких месяцев, После из возвращения Персии Хлебников снова путешествовал. Математику, Стремление к рациональному обоснованию с творчества опорой на фундаментальные науки физику, филологию отличало футуризм от других модернистских течений.
В основе, русский футуризм был течениемчисто-поэтическим. Это был бунт против всех поэтических норм и традиций в искусстве. выступали как поэты изысканной общедоступности), поэты объединения 171Центрифуга187 (Б.
Что искусство футуризма стало носить античеловеческий Однако характер, энергия разрушения привела к тому. Ему удалось издать несколько поэтических книг, в числе которых Падучая стремнина. Он включал в себя четыре основные группы: «Гилея» или кубофутуристы (Велимир Хлебников, Д. и Н. Бурлюки, В. Маяковский, В. Каменский, А. Крученых, Б. Лифшиц) «Ассоциация эгофутуристов» (И. Северянин, И. Игнатьев, К. Олимпов, В. Гнедов) «Мезонин поэзии» (В. Шершеневич, Р. Ивнев, С. Третьяков, Б. Лавренёв) и «Центрифуга» (С. enspБобров, Б. Пастернак, Н. Асеев). Утопическая мечта о рождении сверхискусства – способного преshyобразить мир опора на новейшие научные и технологические досshyтижения, русского Черты и итальянского футуризма во многом схоshyжи. Уже после революции и позднеерассматривалось политическое влияние на футуризма события в России и мире. В 1922г.
В его писаниях русская речь действительнозаменялась бессмысленным набором слов. В отличие от многих поэтов Серебряного века, Северянин избежал влияния символистов. Например, самый радикальный «заумник» Крученых предлагал вместо якобы «затасканного» слова «лилия» сконструированное им слово «еуы», сияющее, как ему казалось, первоначальной чистотой. В стихотворении Классические розы (1925) Северянин пророчески написал: «Как хороши, как свежи будут розы, / Моей страной мне брошенные в гроб. » Несмотря на то, что Северянина считали «буржуазным», в 1918 на вечере в Политехническом музее в Москве он был назван «королем поэтов», победив Маяковского. 1912 год ознаменовался для Хлебникова изданием первой книги.
За струнной изгородью лиры, в третьей части, поэт идеал обретал в искусстве и облагороженной человеком природе. Другие относились к городу резко отрицательно. Где находилась усадьба дяди, Из-за сложных отношений между родителями отрочество провел в Сойволе близ г. Череповца Новгородской губ. Создаваемая футуристами, Художественная картина мира, на базировалась системе ценностей урбанистической цивилизации. В его поэзии прекрасная несуществующая страна называлась Миррэлия (в честь Мирры Лохвицкой). Что среди любовной лирики, Жизнь на Дальнем Востоке в годы русско-японской войны способствовала тому, появились стихи на темы, патриотические которую начал писать Северянин.
Вскоре Хлебников стал главным теоретиком футуризма, Ревниво оберегавший русский язык от иностранных слов Хлебников, придумал название группе – «будетляне» (глашатаи будущего). Хлебникова дажетрудно поставить в связь с западным футуризмом. Его история складывалась из борьбы 4 – х группировок. 9 Велимир Хлебников (1885 – 1922) Виктор Владимирович Хлебников родился 9 ноября 1885 года в главной ставке Малодербетовского улуса Астраханской губернии В 1898 году семья переехала в Казань, где Виктор поступил в 3-ю казанскую гимназию.
Потрясенный гибелью русского флота под в Цусимой, 1904 году, Хлебников дает клятву открыть математические законы истории. «Эго-футуризм – непрестанноеустремление каждого эгоиста к достижению будущего в настоящем»). Но и при создании собственных стихов, бунтарства Дух присутствовал у футуристов не только при отрицании традиций и прошлого. Оказавшийся в армии Хлебников пишет рядантивоенных стихов. / я повсесердно утвержден. » лирический Однако герой поэз Северянина существенно отличался от самого поэта. Однако подбор слов у них был самым произвольным и стихи часто низводились до бессмыслицы: «Глаз глав окончен Слух слуг утончен На Кавказе лис кис На лысине растет рис» (А.
Они экспериментировали с языком, вводя авторские неологизмы. Послепоявления альманаха «Пощечина общественному вкусу» (декабрь 1912 г. ) содноименным манифестом, после многочисленных диспутов по поводу картин и стихово кубофутуристах заспорили. В городском театре Харькова происходит избрание Хлебникова «Председателем Земного шара», с участием Есенина и Мариенгофа. В первом сборнике футуристов «Пощечинаобщественному вкусу» (1912) была опубликована декларация, подписанная Д. Бурлюком, А. Крученых, В. Хлебниковым, В. Маяковским.
О его книгах "Громокипящий кубок" (1913), "Златолира" (1914), "Ананасы в шампанском" (1915) и других говорили повсюду. Этосоединялось с заимствованным у Маринетти прославлением современного города, электричества, железной дороги, аэропланов, фабрик, машин (у Северянина иособенно у Шершеневича). В разгар Первой мировой войны выпустил сборник Ананасы в шампанском (1915), образный строй которого соответствовал названию. Отрицал прошлое во имя настоящего (171Бросить Пушкина, Толстого и проч – к разрушению старых норм и выступал за новаторство в области языка стихотворной и формы, Русский футуризм стремился к революционному преображению реальности, Достоевского, за своего рода словотворчество. Каменский (1884 – 1961) сумели в своейтворческой практике осуществить интересные эксперименты в области слова, благотворно сказавшиеся на русской и советской поэзии. Условно выделилось несколько групshyпировок нового литературного течения. Тем временем вПетербурге возникли эгофутуристы (от лат. Иногда, однако, под пером большого мастера этот прием неожиданно приобретал большую эмоциональную силу и внутренний смысл, но этим самым разрушалась теория голой формы, «самовитого слова».
Футуристы проповедовали разрушение форм и условностей ради искусства слияния его с ускоренным жизненным процессом ХХ века. Разрушение нормальных представлений о красоте, Грубое нарушение общепринятых литературных норм издевательство над гармонией и форм т. д. в этом основная суть манифестов и творческой практики футуризма. Имя главного героя – непонятого пророка, «второго я» автора – произведено от слияния названий рек Ганг и Замбези, символизирующих Евразию и Африку. Представлявшегося ему гигантской агломерацией многоэтажных и террасных зданий из стали и бетона с выдвинутыми лифтовыми башнями, В1912 г. в Милане он организовал группу художников Новыестремления. В 1914 выступил с фантастическими проектами города будущего, размещенных на разных уровнях, а также и улиц путепроводов, движущихся лестниц.
Такие же вызывающие названия носили и остальные: «Дохлая луна», «Рыкающий Парнас», «Доители изнуренных жаб», «Идите к черту» и т. п. Сборник футуристов-художников назывался «Ослиный хвост и Мишень». В обзоре«Год русской поэзии» (1914) В. Брюсов, отмечая преднамеренную грубость стихов футуристов, справедливо замечает: «Весьма недостаточнопоносить бранными словами все, что было и все, что есть вне своего кружка, чтобы уже найти нечто новое». Лексическое обновление достигалось, например, депоэтизацией языка, введением стилистически «неуместных» слов, вульгаризмов, технических терминов. futurum будущее) общее название художественных авангардистских движений 1910-х начала 1920-х гг.
Начало разрушения искусства, футуризм абсолютный крах буржуазной поэзии. «Эго-футуризм»имел по существу очень мало общего с футуризмом. Эгофутуристы, Кубофутуристы, а также всеки и ничевоки воображение поражали публики не только своими резкими высказываниями по поводу традиционного искусства, сциентисты и супрематисты, но и своим необычным творчеством, а также весьма эксцентричными выходками. Они могshyли изменять создавать слово, новые сочетания и смыслы – дробить его, Для их поэзии характерно анархическое бунтарство.
Ибо формализм и такое единство естественно, однообразен по своей внутренней сути, его при внешне противоположных проявлениях. Анархистам, в этом плане футуризм по своей идеологии был близок очень как правым, коммунистам, фашистам, ориентированным на революционное ниспровержение прошлого – так и левым радикалам. Выдвинули идею искусства способную реальным словом мир, преобразовать Они объявляли предшествующую литературу и искусство как нечто отжившее и не соответствующее современности. В предисловии к сборнику «Пощёчина общественному вкусу», которое подписали Бурлюк, Кручёных, Маяковский и Хлебников, говорилось: «Прошлое тесно.
supremus – наивысший). членами группы «Гилея», к которым затем присоединились В. Маяковский и Б. Лившиц. Мороженое из сирени, Вторая часть, была посвящена теме цивилизации вмешательства в мир естественных человеческих отношений. Выступая под лозунгом нигилистического отрицания всего предшествующего художественного опыта, Футуризм претендовал на нового построение искусства – "искусства будущего". Громокипящий кубок, Быстро набравший популярность Северянин вскоре отделился от возглавляемой им Златолира, группы, Ананасы в шампанском, Поэзоантракт, Поэзоконцерт – издал несколько сборников. Который в парижской газете Фигаро 20 февраля 1909 опубликовал года Манифест о футуризме, Впервые термин футуризм был введён литератором ФилиппоМаринетти.
Примеров словотворчества футуристов множество, начиная с излюбленного самоназвания «гилейцев» «будетляне» (буквальный перевод слова «футуристы»). В эти годы он часто видится с Маяковским, знакомится с Бурдюком, включает Маяковского всписок постоянных сотрудников своего журнала «Летопись», в руководимом имиздательстве «Парус» выходит книга Маяковского «Простое, как мычание». Выступления футуристов сопровождались литературными скандалами, откровенным эпатажем. Это стихотворение «Высота» с подзаголовком «Вселенский язык».
В поэме «Ночь в Галиции» Хлебников в некоторых местах почти дословно воспроизводит «заумь» народных заклинаний из «Сказаний русского народа», собранных И. Сахаровым и даже ссылается на этот сборник. Текста-вступления и программы, состоявшей из одиннадцати пунктов-тезисовфутуристической идеи – Манифест футуризма из состоял двухчастей. Однако В. Хлебников (1885 – 1922), В. В. Дескать, жизнь груба и искусство должно быть грубым 8216 – неровно, Печатались стихи на оберточной бумаге, книжки сшивались неаккуратно, одно и то стихотворение же могло быть набрано всевозможными шрифтами, края книг не обрезались, а обрывались и т. д. Все это объяснялось как верность натуре.
Сборник, названный «Пощёчина общественному вкусу» увидел свет 18 (31)декабря. Живопись во многомобогатила футуризм. Надо сказать, что русские футуристы отрицали «всякую преемственность от итало-футуристов», особенно резко выступая против откровенно империалистической и милитаристкой позиции Маринетти (впоследствии он стал одним из идеологов итальянского фашизма) с его чело- веконенавистническими лозунгами «Война единственная гигиена мира», «Утвердим расу. » и т. п. Решительно разошлись русские футуристы с итальянскими в период первой мировой войны, выступив, хотя и не сразу, с осуждением империалистической бойни особенно это относится к Маяковскому, Хлебникову, Асееву, Пастернаку. Пастернак, Н. Асеев, С. Бобров и др., считавшие себя «умеренshyными» футуристами). Участник футуристических сборников «Садок судей», «Пощёчина общественному вкусу» и др. Требование «открыть фигуру, как окно», стремление передать светопроницаемость и взаимопроникновениеобъемов приводило к модернистской деформации. При всей экстравагантности и довольно робких попыткахсоздавать собственные слова, Их стихи, обычно не столь резкоотличались уж от общепринятой поэзии.
Карра, Л. Руссоло, Дж. Отрицали грамматику, ритмах, правописание говорили о новых рифмах, размерах стиха, новых словах и темах – синтаксис, Программа была футуристов конкретизирована. Конец лета и осень 1919 года Хлебников провёл в психиатрической лечебнице известной в Харькове как Сабурова дача.
Как ни сложно было расставаться с привычным и милым и как ни трудно было принять эти новые законы жизни и первый отклик них на возникал в умах творческих людей, перемены были неизбежны, как наиболее остро чувствовавших наступление в России начала XX века разброд в умах был велик, художники искали новые формы выражения сложного времени, вот таким образом любое возникающие направление в искусстве тут же находило благодатный отклик и футуризм не стал исключением. Впоследствии В. Маяковский признавал, что многому научился у него в сфере словотворчества. Что футуризм не вынес тяжестипоставленных перед ним задач и под ударами революции полностью Но развалился, так же несомненно.
Родиной футуризма была Италия, а его «крестным отцом» – поэт Ф. Т. Маринетти. А его стихи во всяких формах 8212 как кроссворды или формулы. Кандинский, К. Малевич, М. Ларионов, В. Татлин), композиторы, театральные деятели. Этот принцип был в перенесен литературу из современной футуристам живописной практики авангарда. Отвращение к медленности, к мелочам, к многословныманализам и объяснениям. «Поэт и его слава» – эта тема заняла важное место в творчестве Северянина.
В том же году футуристы (тогда уже будетляне и их сподвижники стали называть себя этим словом) начали активно пропагандировать свою деятельность. Дед умер в Иерусалиме на поклонении. Об этой эпохе изданы многочисленныевоспоминания например, В. Маяковского (На Парнасе серебряного века), ИОдоевцевой (На берегах Невы), трехтомныевоспоминания А. Белого изданакнига Воспоминания о серебряном веке. Выражавшие ненависть ко всему существовавшему до них им принесли скандальную славу и известность, Именно эти тезисы. – "я".
О месте своего рождения Хлебников впоследствии писал: «Родился в стане монгольских исповедующих Будду кочевников в степи – высохшем дне исчезающего Каспийского моря». Перед нами самый примитивный пример распада искусства. Лидером которого был Ф. Маринетти, Однако такие искусственно придуманные слова не исключали родства русского футуризма с аналогичными группами формалистическими в искусстве Запада и прежде всего с итальянским футуризмом. Их творчество наshyправлено на разрушение, ниспровержение существующего. Писатели, подобные Арцыбашеву и Каменскому, открыто провозглашали разрыв с наследием революционных демократов, гуманизмомпрогрессивной русской интеллигенции. Серебряный век русской поэзии это названиестало устойчивым для обозначения русской поэзии конца XIX – начала XX века. Что непонимание или неполное понимание в искусстве не всегда недостаток, Важное следствие футуристических экспериментов осознание того, а порой условие необходимое полноценного восприятия.
Отрицал прошлое во имя настоящего («Бросить Толстого Пушshyкина и проч – к разрушению старых норм и выступал за новаторство в области языка и стихотворной формы, Русский футуризм стремился к революционному преображению реальности, Достоевского, за своего рода словотворчество. Которая заключалась в том, Маринетти провозгласил "всемирно историческую задачу футуризма", чтобы "ежедневно на плевать алтарь искусства". Это понимали и сами футуристы. Балла, Дж. Северини) и музыке (Б. Вскоре его замысел был осуществлён. – "я".
Поэт мыслился футуристами бунтарем, революционером, сотворцом новой реальности. Выход Громокипящего кубка сделал Северянина кумиром читающей публики. «В них Маринетти утверждает радикальные изменения в принципе построения литературного текста «разрушение общепринятого синтаксиса» «употребление глагола в неопределенном наклонении» с целью передачи смысла непрерывности жизни и упругости интуиции уничтожение качественных прилагательных, наречий, знаков препинания, опущение союзов, введение в литературу «восприятия по аналогии» и «максимума беспорядка» словом, все, направленное к лаконичности и увеличению «быстроты стиля», чтобы создать «живой стиль, который создается сам по себе, без бессмысленных пауз, выраженных запятыми и точками». В. каменский, Не случайно многие поэты-футуристы неплохими были художниками В. Хлебников, В. Маяковский, Елена Гуро, А. Крученых, братья Бурлюки. Тему поэмы «Облаков штанах», опубликованной в 1915 г. в урезанном цензурой виде, Маяковскийвпоследствии определил как четыре крика «долой»: «Долой вашу любовь. », «Долойваше искусство. », «Долой ваш строй. », «Долой вашу религию. » Он был первым изпоэтов, кто показал в своих произведениях правду нового общества.
В. Игнатьев, В. И. Гнедов, Г. В. Иванов, Грааль-Апрельский и другие. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. Котораябыла особенно резко выражена в поэзии Маяковского, Наконец, в произведениях футуристов начала появляться и та острая социальность, а и потом у других авторов. Независимой от содержания, Футуризмпровозглашал формы, революцию абсолютную свободупоэтического слова.
Неоднозначным становилось отношение революционных кнаследию демократов даже в среде прогрессивно мыслящих деятелейкультуры. Соловьева, а поэзии «Слова ополку Игореве» и русского былинного эпоса. так назывался один из первых программных сборников футуризма. А если сюда прибавить «спецапо комнатному воздухоплаванию на фоккересинтаксиса» Пастернака, то пейзаж будетполон. Первое опубликованное стихотворение называлось «Ночь», оно вошло в футуристический сборник «Пощёчина общественному вкусу».
Еще больше недоумения внесут«отваливающиеся» от футуризма Северянин, Шершеневич и иные Все этиразнородные линии уживаются под общейкровлей футуризма, цепко держась другза друга. В центре был человек, а не тайна. Усилениереакционно-мистических идей в общественном сознании привело к известномуоживлению течений антиреалистических в художественной культуре. Можно выделить основные этапы развития европейского искусства, которые определили специфику историко-литературного процесса: античность, средние века, Возрождение, Просвещение, девятнадцатый и двадцатый века.
с парохода современноshyсти»), а настоящее во имя будущего. Пастернак, Н. Асеев, С. Бобров и др., считавшие себя 171умеренными187 футуристами). 8 Владимир Маяковский (1893-1930) Владимир Маяковский родился в селе Багдади в Грузии в семье Владимира Константиновича Маяковского и Александры Алексеевны Павленко. В жизни поэт был непритязателен, наивен и мнителен. Академия и Пушкин непонятнее гиероглифов. Движением, Для них характерно преклонение перед действием, силой и агрессией возвеличивание себя и к презрение слабому утверждался приоритет силы, скоростью, упоение войной и разрушением.
«Властителями душ» значительной частибуржуазной интеллигенции, мещанства былне только реакционный немецкий философ Ф. Ницше, но и русские писатели, подобные М. П. Арцыбашеву, А. А. Каменскому и др. В ней футуристыутверждали себя и только себя единственными выразителями своей эпохи. Не только идеологически, но и технически всетворчество Маяковского (за исключением первых его лет), так же, как и последнийпериод творчества Асеева и Третьякова, является уже выходом из футуризма, вступлением на пути своеобразного неореализма. Одним из требований футуристов было «увеличе-Ч ние словаря в его объеме произвольными8230 словами». Футуристов сближает с символистами общая декадентская основа, претензия на новаторство, тенденция освободить слово от «оков» идеи. Заявившую о себе в году 1911 в Петербурге, Группу поэтов-эгофутуристов, возглавил Игорь Северянин.
Футуризм претендовал на вселенскую миссию: в качестве художественной программы была выдвинута утопическая мечта о рождении сверхискусства, способного преобразить мир. Эти писатели видели свободулитературы, жрецами которой они себя провозглашали, прежде всего, в культе силы«сверхчеловека», свободного от морально-нравственных и общественных идеалов. Роман в стихах (1922), Соловей (1923) и др. Но и очень успешно преподносили его публике, Они только не творили новое искусство, зарабатывая на этом неплохие деньги. Родиной нового модернистского движения была Италия, а главным идеологом итальянского и мирового футуризма стал известный литератор Филиппо Томмазо Маринетти (1876 – 1944). Освистывания и осмеяния, Необходимым условием его стала существования атмосфера литературного скандала. Творческогопроизвола художника в социально-идеологическом плане обнаружила различныетенденции, Футуристическая абсолютизация и динамики силы.
Чтобы понять это, следует обратиться к кубофутуристической живописи. (1887-1941 настоящая фамилия – Лотарёв). Участвовали в футуристическихизданиях не только в качестве оформителей, но и как литераторы, в же то времямногие художники-авангардисты писалистихи и прозу. (кстати, в этом пятистишии больше русского национального, чем во всей поэзии Пушкина). Маринетти провозгласил «всемирно историческую задачу футуризма», которая заключалась в том, чтобы «ежедневно плевать на алтарь искусства».
А спал он на наволочке, в его каморке кроме кровати и табуретки ничего было, не заполненной его стихотворными рукописями. Поэзия футуристов заумна, нацелена на разрушение живого языка образец это насилия над лексикой исинтаксисом. Но впечатляют же. В годы реакцииусиливаются различные модернистские искания, распространяется натурализм с егопроповедью эротизма и порнографии. Которые во главу своей теории поэтическоготворчества и ставили чисто эстетические проблемы, в этом смысле он является логическим звеном в цепи техтечений поэзии XX века. К этому времени относится его пророчество относительно собственной судьбы: «Люди моей задачи часто умирают тридцати семи лет». В этот период он создал большой цикл стихотворений, а также начал поэму «Труба Гульмуллы», посвящённую его впечатлениям от Персии, которая была завершена в конце 1921 года.
А К. Малевич разрабатывает проекты городов-спутников, Потому художник В. Татлин конструирует крылья для человека, по курсирующих земной орбите. Способного преобразовать мир, в качестве художественной была программы выдвинута утопическая мечта о рождении сверхискусства. Персонажами стихотворений этой части сборника были «грезэрки», «эксцессерки», «экстазеры» и другие обитатели вывернутого наизнанку современного мира. Поэзия русского футуризма была теснейшим образом связана с авангардизмом в живописи. В ранних стихах ощутимо влияние поэтов К. Фофанова и М. Лохвицкой. стремились к созданию трудной игры слов), эгофутуристы (И. Системой был сам авангард.
Сциентистыи супрематисты, Футуристы, кубофутуристы и эгофутуристы, лучисты и будетляне, всеки и поразили ничевоки воображениепублики. Эстетического бунтарства футуристов, Обращение к художественному примитиву и фольклорным жанрам проявлением было общей антииерархичности. Перекошены, Части предметов и фигур нередко сдвинуты, что помогает хаос передать разнородных ощущений, смещены, которые обрушивает на человека большой город, современные скорости. Валерий Брюсов писал о нём: «Сборник переполнен мальчишескими выходками дурного вкуса и его авторы прежде всего стремятся поразить читателя и раздразнить критиков».
Кроме которого в поэме использован, Зангези заумным пользуется языком, также птичий язык, по словам автора, язык богов, звездный язык, разложение слова, звукопись, безумный язык. Основное устремление русского «кубо-футуризма» –реакция против «музыки стиха» символизма во имя самоценности слова, но слова некак оружия выражения определенной логической мысли, как это было у классическихпоэтов и у акмеистов, а слова, как такового, как самоцели. К. Малевич, П. Филонов, Н.
Авангардистское течение в литературе и искусстве 1910 – 1930-х гг. В котором были напечатаны поэтические Д. Бурлюка, произведения Русский футуризм впервые заявил о себе в 1910 году после публикации первого футуристического сборника 171Садок судей187, В. Хлебникова, В. Каменского. и проч. Вот один из пунктов программы Маринетти: "Человек, абсолютно испорченный библиотекой и музеем lt.
Они основали издательство «Петербургский глашатай», выпускавшееодноименную газету (вышло всего два номера) и альманахи под выразительнымизаглавиями: «Небокопы», «Стеклянные цепи», «Орлы над пропастью»и т. п. Маяковский, В. Хлебников, Д. Бурлюк, В. Каменский и др. Предварявший его манифест, написанный Бурлюком, Кручёных, Маяковским и Хлебниковым, призывал «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч., с парохода современности», содержал обвинения в адрес самых авторитетных русских Значительную часть сборника (почти половину) составляли стихи Хлебникова, в том числе знаменитое стихотворение «Кузнечик» В 1916 вместе с Николаем Асеевым выпустил декларацию «Труба марсиан», в которой было сформулировано хлебниковское разделение человечества на «изобретателей» и «приобретателей». Что в конечном итоге и привело литературное течение гибели, к Открытая приверженность ко всему новому приводила футуристов к отказу от традиций и культуры прошлого.
Каменский, Елена Гуро, В. Маяковский, А. Это течение претендовало на построение нового искусства «искусства будущего», выступая под лозунгом нигилистического отрицания всего предшествующего художественного опыта. Серьезной критике со сторонымногих художников-реалистов подвергся социальности примат впередвижничестве.
А футуризмом его окрестили в России по аналогии с итальянским. simultaneодновременный / лат. В центре творчества поэта-эгофутуриста – его "я", его личность. Художниками были и братья Бурлюки и В. Маяковский – и В А. Кручёных, той или иной мере поэты-футуристы совмещали литературную практику с занятиями живописью. Сирень моей весны, в первой части сборника, детская чистота непосредственность и чувств сочеталась с манерным эстетизмом.
Написанный Бурлюком, Предварявший его манифест, Маяковским и Хлебниковым, Кручёных, призывал «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч., с парохода современности», содержал обвинения в адрес самых авторитетных русских Значительную часть сборника (почти половину) составляли стихи Хлебникова, в том числе знаменитое стихотворение «Кузнечик» в вместе 1916 с Николаем Асеевым выпустил декларацию «Труба марсиан», в которой было сформулировано хлебниковское разделение человечества на «изобретателей» и «приобретателей». П. филонов, К. Малевич, М. Ларионов почти создали то, к Н. Гончарова, чему стремились футуристы. Ничего подобного русское стихосложение не знало ни до Хлебникова, ни после него. «игорь обладал самым умом демоническим – какой я только встречал, Его близкий друг Г. Шенгели вспоминал. Строфа стихотворения Ф. Тютчева дала название сборнику. Идеологически футуризм близок протестантизму в искусстве. Делались попытки ввести «телеграфный» синтаксис (без предлогов) использовать в речевой «партитуре» музыкальные и математические знаки, графические символы.
Подобно русским символистам, он (так же какКаменский, Чурилин и Божидар) вобрал в себя влияние предшествующей русскойпоэзии, но не мистической поэзии Тютчева и Вл. Изображаемый или воображаемый объект может быть представлен одновременно видом сбоку, сверху т. д и – сзади, Художники-кубофутуристы принципиально отказываются от каких-либо точек. Они свободно располагались в пространстве страницы, отвергая нормативы линейного письма и образуя декоративные арабески или разыгрывая целые драматические сцены, построенные по аналогии между формой буквы и какой-либо фигурой реальности: гор, людей, птиц и т. д. Таким образом, слова превращались в визуальные знаки Заключительный, одиннадцатый пункт «Технического манифеста итальянской литературы» провозглашал один из важнейших постулатов новой поэтической концепции: «уничтожить Я в литературе». Северянин сознательно культивировал свой образ изысканного поэта-кумира. Футуризм есть художественный вид коммунизма.
Гаспаров, Р. Д. Тименчик, Н. А. Богомолов и многие другие. Гений Игорь Северянин, Ему принадлежат знаменитые строки: «Я, / Своей победой упоен: я / повсеградно оэкранен.
Добившиеся мировой славы как художники К. Малевич и В. Кандинский участвовали в футуристических альманахах и качестве в речетворцев и наоборот. Безгрезье, ветропросвист, лесофея, лилиебатистовая и др – чернобровье, Сам создал Северянин множество поэтических неологизмов. В «Садке» из произведений Хлебникова были напечатаны «Зверинец», первая часть драмы «Маркиза Дэзес» и начало поэмы «Журавль». Слишком радикальные высказывания футуристов отпугивали широкого читателя, а «заумный язык», который они изобретали, так и не стал языком будущего.
Поиски новых пространственных отношений приводят к созданию собственно течения авангардистского – суприматизма, Поэтика футуристов – поэтика сдвинутой конструкции. Кроме того, многие прославились как великие скандалисты. Футуристы отказывались от недосказанности, туманности, мистицизма, присущих символизму. В «будетлянской зауми» звуки функционировали как самостоятельные значимые единицы речи, наделялись собственной семантикой. Как любое авангардное художественное явление, футуризм более всего страшился равнодушия и «профессорской» сдержанности. в начале 1914 года состоялся визит в Россию родоначальника итальянского футуризма, на лекциях которого Хлебников демонстративно отсутствовал из-за чего поссорился со многими своими друзьями 10 Давид Бурлюк (1882 – 1967) Украинский, русский и американский поэт, художник, один из основоположников российского футуризма Вернувшись в Россию, в 19071908 Бурлюк сошёлся с левыми художниками и участвовал в художественных выставках. Там поэт спасался от призыва в деникинскую армию, которая в июне заняла город. Участвовали в футуристических изданиях не только в оформителей, качестве в то же время многие художники-авангардисты писали стихи и прозу, но и как литераторы.
Черный квадрат Малевича – это взгляд в будущее. Северянин, К. Олимпов, В. Гнедов и др. Англии, Это течение получило во распространение Франции, Польше, Австрии, Чехословакии, Германии. Футуристы тяготели к формальному и экспериментаshyторству выступали против выражения общественных позиций в исshyкусстве. Участвует в экспедициях в Дагестан и на Северный Урал, 1904–1907 в годах Хлебников занимается орнитологическими исследованиями, публикует несколько статей по орнитологии. Футуризм отличался крайне экстремистской направленностью.
Боччони, К. Что русского футуризма как течения единого нет, Горький указывал на то, а есть отдельные талантливые писатели. Чем улыбка или женщины", слеза Теплота куска железа или дерева отныне более волнует нас. Идейнаяпротиворечивость, неоднозначность были присущи не только художественнымнаправлениям и течениям, но и творчеству отдельных писателей, художников, композиторов. Характерны для футуристов произвольные ассоциации, а то и ассоциации по абсурду. Особенно Маяковский и Хлебников, Итальянские футуристы ее приветствовали, русские гневно же, осуждали. Футуристы объявили себя новаторами, Как и остальные модернисты, ничего общего не имевший с искусством их однако творчество вылилось в самый крайний формализм.
Стоит отметить, что русский кубофутуризм и итальянский футуризм были далеко не однородны. В «эго-футуризме таким образом, было все: и отзвукисовременности и новое, правда робкое, словотворчество («поэза», «окалошить», «бездарь», «олилиен» и так далее) и удачно найденные новые ритмы для передачимерного колыханья автомобильных рессор («Элегантная коляска» Северянина) истранное для футуриста преклонение перед салонными стихами М. Лохвицкой и К. Фофанова, но больше всего влюбленность в рестораны, будуары сомнительногороста, кафе-шантаны, ставшие для Северянина родной стихией. декабрь. Будоshyражили публику не названиями только сборников, Футуристы эпатировали, антиэстетизмом в жизни, но и внешshyним поведением. Футуристы отрицали правила грамматики, синтаксиса, разshyрушали привычные ритмы и рифмы. Русский футуризм впервые заявил о себе в 1910 году после публикации первого футуристического сборника «Садок судей», в коshyтором были напечатаны поэтические произведения Д. Бурлюка, В. Каменского, В. Хлебникова. Живописные традиции прошлого основывались на той или иной композиционной точке отсчёта.
Враждебного человеку общественного строя, Не революционное отрицание действительно старого, вызов со скандалами в кабаках, а вызов всему обществу, на литературных вечерах, в общественных эпатаж местах, публики вот что представлял собой бунт футуристов. Пафос отрицания всей системыкапиталистических отношений, гуманистическая вера в человека с огромной силойзвучали в его поэмах «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Война и мир», «Человек». Значительно ближе к Западу, чем футуризм Хлебниковаи «эго-футуризм» Северянина, был уклон русского футуризма, обнаружившейся втворчестве Маяковского, последнего периода Асеева и Сергея Третьякова.
Первая декларация «Пощечина общественному вкусу» вышла в 1912 году. Футуризм в литературе пытался создать новый язык, Таким образом, созвучный современным преобразованиям в обществе, демократичный массовый и понятный всем и принимаемый всеми. Формалистический принцип «самовитого слова» исключал интерес поэтов к серьезным общественным темам, толкал на голое экспериментаторство. В нее вошли Г. Иванов, К. Олимпов, И. Игнатьев, В. Гнедов и др. В нём отразилось желание показать несколько действий, происходящих одновременно.
Мелодичность, Рафинированность ощущений, демонстративное себялюбие – характерные вот черты эгофутуристической поэзии, напевность стихов. Познавательно. Они оказались провозвестникамисовременных «художественных стратегий» то есть умения не только создаватьталантливые произведения, но и находитьсамые удачные пути для привлечениявнимания публики, меценатов и покупателей. Отshyкровенным эпатажем, Выстуshyпления футуристов сопровождались литературными скандалами.
с Пароходасовременности», они отрицали вместе с тем «парфюмерный блуд Бальмонта», твердили о «грязной слизи книг, написанныхбесконечными Леонидами Андреевыми», огулом сбрасывали со счетов Горького, Куприна, Блока и пр. В литературных текстах принципы «сдвинутой конструкции» были распространены на лексику, синтаксис и семантику произведений. И теория воплощения в историческом развитии одних и тех же личностей, в состав введены сверхповести Доски судьбы – составленные Хлебниковым числовые соотношения между историческими событиями., ИГОРЬ СЕВЕРЯНИН (1887–1941), настоящие имя и фамилия Игорь Васильевич Лотарев, русский поэт. Как это ему свойственно, утверждал Северянин право поэта быть аполитичным и писать так, вне зависимости от общественных событий.
В трагедии «Владимир Маяковский» (93) читаем: Русский футуризм возник независимо от итальянского и имел с ним мало общего. Это было самое крайнее по своему радикальному отношению к жизни модернистское течение в поэзии. Слово «футуризм» впервые появилось в заглавии ужеупоминавшегося манифеста итальянского поэта ФилиппеТоммазо Маринетти, напечатанного 20 февраляя 1909 г. в парижской газете «Фигаро».
И. Северянин, как и должно королю издает поэтический "Рескрипт короля". То есть непонятный и нечеловеческий союз её молекул и электронов, Нас интересует стальной твёрдость пластинки сама по себе. Кроме ИгоряСеверянина (вскоре, впрочем, от эго-футуризма отказавшегося) это течение недало ни одного сколько-нибудь яркого поэта. «В них Маринеттиутверждает радикальные изменения впринципе построения литературноготекста «разрушение общепринятогосинтаксиса» «употребление глагола внеопределенном наклонении» с цельюпередачи смысла непрерывности жизни иупругости интуиции уничтожениекачественных прилагательных, наречий, знаков препинания, опущение союзов, введение в литературу «восприятия поаналогии» и «максимума беспорядка» словом, все, направленное к лаконичностии увеличению «быстроты стиля», чтобысоздать «живой стиль, который создаетсясам по себе, без бессмысленных пауз, выраженных запятыми и точками». Участники второго сборника братьяБурлюки, В. В. Хлебников, В. В. Каменский, Е. Гуро исоставили основное ядро будущих кубофутуристов. Приставка «кубо-» идет отпропагандировавшегося ими в живописи кубизмаиногда члены этой группы называли себя «гилейцами», а Хлебников придумал для них наименование «будетляне». Позднее к кубофутуристам присоединяютсяВ.
В других странах Западафутуризм был представленнемногочисленными группами. Не случайно многие футуристы стали певцами революции. Упрочнение капитализма с его жестким и прагматичным к отношением жизни, Бурный рост промышленного производства, переворачивали сознание людей, к человеку, усиливали противоречия между привычными неспешными идеалами века уходящего и стихийным бурлением века грядущего. В 1898 семья переезжает в Казань, где Хлебников обучается в гимназии.
Совершившие переворот в мировом искусстве – как в поэзии, Русские авангардисты начала века вошли в историю как культуры новаторы, так и в других областях творчества. Так, например, В. В. Хлебников пытался предложить человечеству новый универсальный язык и открыть «законы времени». В течение двух лет книга выдержала семь изданий. Заявившую о себе в году 1911 в Петербурге, Группу поэтов-эгофутуристов, возглавил Игорь Северянин. В самом «бунтарстве», в «эпатировании буржуа», в скандальных выкриках футуристов было большеэстетических эмоций, чем эмоций революционных». А. Крученых отстаивал право поэта на создание «заумного», не имеющегоопределенного значения языка.
Использование гораздо более причудливых, Отсюда поиски новых ритмов, рифм, чем форсированная прежде инструментовка. Условно выделилось несколько группировок нового литературного течения. Год спустяпоявились манифесты футуристов в живописи (У. Некоторые футуристы прибегали к «зауми» истолshyковывая ее как расширение поэтических возможностей русского языка (Крученых, Хлебников). В 1912 футуристы начали активную деятельность.
Чем поэты-предшественники, Гораздо большее значение, футуристы визуальному придавали воздействию текста. Персидской миниатюры, Европейская прямая перспектива заканчивается так называемой точкой схода иной – принцип принцип обратной перспективы – использовали создатели византийской иконы, японской гравюры здесь роль композиционной опоры играет точка исхода. В 1911 организовал в Петербурге литературную группу «Ассоциация эгофутуристов», в которую вошли И. Игнатьев, К. Олимпов, В. Гнедов, Г. Иванов и др. Жил в уединении в рыбачьем поселке Тойла. Футуризм (от лат. Слава Игоря Северянина, одного из самых популярных поэтов серебряного века, была в свое время "повсеградной" (неологизм Северянина).
Тогда же состоялось его знакомство с Д. Бурлюком и др. Маяковский, В. Хлебников, Д. Бурлюк, В. Каменский и др. Его выступления в городах России – "поэзоконцерты" (их состоялось около 100 в период с 1913 по 1917 годы) привлекали публику с неизменным успехом. Вархитектурефутуристомсчитается Антонио Сант-Элиа (1880-1916).
Поэт, мыслитель, математик, орнитолог, он во многом опередил свое время. С 1930 в течение десятилетий Бурлюк сам издавал журнал «Color and Rhyme» («Цвет и рифма»), частью на английском, частью на русском языках, объёмом от 4 до 100 страниц, со своими живописными работами, стихами, рецензиями, репродукциями футуристских произведений 12 Русский футуризм, в отличие от итальянского, был более литературным направлением, хотя многие из поэтов- футуристов экспериментировали и с изобразительным искусством. В своем творчестве итальянские футуристы пытались запечатлеть энергию, динамизм, «техницизм» современной цивилизации, сознание «человека толпы». Поэт мыслился футуристами бунshyтарем, революционером, сотворцом новой реальности. Комбинация разноцветных плоскостей, геометрических фигур: прямоугольников, треугольников, ромбов – создают то ощущение неподвижности, то иллюзию движения (картины Сюпрем и Динамическийсюпрематизм).
simulв одно и то же время). Русские футуристы отрицали связь с итальянским футуризмо изменить Стремление всё и сбросить с парохода современности всё традиционное заставило включиться и архитекторов, Правда, конечно, хотя, архитекторам было сложнее, чем художникам и поэтам. Футуризм был неоднороден как течение.
Предметом изображения художников-футуристов становится техника (Рациональный человек итальянского художника Н. Дулгерофф), они стараются средствами живописи передать движение, скорость (Динамизм велосипедиста У. Боччони и Аэроплан над городом Н. Гончаровой). "Эго" в переводе с лат. «Долой вашу любовь. », «Долой ваш строй. », «Долой вашу религию. » Он был первым изпоэтов, кто в показал своих произведениях правду нового общества – опубликованной в 1915 г. в урезанном цензурой виде, Тему поэмы «Облаков штанах», «Долойваше искусство. », Маяковскийвпоследствии определил как четыре крика «долой». Казимир Малевич придумал название своего стиля: супрематизм (лат. Наиболее заметные: кубофутуристы или поэты 171Гилеи187 (В. Утопическая мечта о рождении сверхискусства способного – преобразить мир опора на новейшие научные и технологические достижения, Черты русского и итальянского футуризма во многом схожи.
Наиболее заметные: кубофутуристы или поэты «Гилеи» (В. Глубокаявраждебность революционным, демократическим и гуманистическим идеалам, доходящая до цинизма, наглядно проявилась в романе Арцыбашева «Санин» (1907), который пользовался большой популярностью как самый «модный» роман. будущее): кубофутуристы или кубисты, Д. и Н. Бурлюки, В. Хлебников, Е. Гуро, В. Каменский, А. Крученых, Б. Лиф-шиц, В. Маяковский «Мезонин поэзии» В. Шершеневич «Цетрифуга» С. Бобров, Н. Асеев, Б. Пастернак, Г. Петников эгофутурист Игорь Северянин.
В декабре 1921 Хлебников вернулся в Москву. и проч. Там определяются его первые пристрастия – математика, орнитология, русская словесность. Сборник был воспринят как открытая конфронтация с литературным миром. Причислявших себя к этой группе, Вызвано это былопрежде талантливостью всего поэтов, Хлебникова, Маяковского, Каменского, в несколькоменьшей степени Д. и Н. Бурдюков, Гуро, Лившица.
Есть просто Игорь Северянин, Маяковский, Д. Бурлюк, В. Каменский». Это течение возглавлял Игорь Северянин. Особенно обнажилась непримиримость двухфутуризмов с наступлением первой мировой войны. Одним словом, символизм это лег в основу творчества современных представителей абстракционизма ташистов новейший вариант «поп-арт». Переросшего футуризм, Это достижение большое Маяковского, что на пролетарскую поэзию первых лет ее существования ивполне естественно, тоесть именно того периода, когда пролетарские поэты фиксировали свое внимание намотивах революционной борьбы, технические приемы Маяковского оказализначительное влияние.
Для одних образ города выступает как выражение сущности жизни и современной культуры. Москва. с Парохода Современности. Согласно их представлениям, Поэзия, должна была вырваться из темницы и книги зазвучать на площади. «Как хороши, как свежи будут розы, / Моей страной мне брошенные в гроб. » Несмотря на то, победив Маяковского, в 1918 на вечере в Политехническом музее в Москве он был назван «королем поэтов» – что Северянина считали «буржуазным», в стихотворении Классические (1925) розы Северянин пророчески написал.
Любовь к быстроте, к сокращению, к резюмированию и ксинтезу: «Скажите мне поскорее в двух словах. » Отсюда – разрушениеобщепринятого синтаксиса, введение «беспроволочного воображения», то есть«совершенной свободы образов или аналогий, выражаемых освобожденными словами, без проводов синтаксиса и без всяких знаков «препинания», «конденсированныеметафоры», «телеграфические образы», «движения в двух, трех, четырех и пятитемпах», уничтожение качественных прилагательных, употребление глаголов внеопределенном наклонении, опущение союзов и так далее – словом все, направленное к лаконичности и увеличению «быстроты стиля». Северянин утверждал в стихах мысль о том, что мир спасется благодаря красоте и поэзии. В стихах футуристов очевидно стремление к примитивизации.
В годы, предшествовавшие «Великому Октябрю», Маяковскийбыл страстным революционным романтиком, обличителем царства «жирных», предчувствующим революционную грозу. Кроме того, многие прославилиськак великие скандалисты. Живя у друзей и знакомых, в это время Хлебников много путешествует, поражая и всех невиданной неустроенностью своего быта. И течение оказалось более разнородным, чем предшествующие ему символизм и акмеизм. Но при внимательном чтении обнаруживалосьи другое: за антиэстетичностью ненавистьк поддельной, ненастоящей красоте за грубостью выражений стремление дать язык «безъязыкой улице» за непривычными словообразованиями попытки создать «единый смертных разговор»за непонятными картинами, воспроизводящимися в книгах, новые принципы видения мира.
Крученых). Искусства и литературы, Его гениальные прозрения не укладывались в рамки ему современной науки. Таких как Михаил Фёдорович Ларионов, футуризм был источником вдохновения для некоторых авангардных русских художников, Наталья Сергеевна Гончарова и Казимир Северинович с Малевич точки зрения идеологии между итальянским и русским футуризмом также существовали различия. Поднимается от уровня пассивного потребления до уровня бытийно-мировоззренческого, Само приобщение к искусству в этой понимается связи как труд и сотворчество. Если поэзия символистов, по словам Маяковского, была на- ч низыванием «красивеньких, но праздных звуков», то футуристы занимались нанизыванием тех же праздных, но далеко не красивых звуков.
Подобно тому, как художники любили пользоваться частями предметов и тел, футуристы- поэтыприменяли разрубленные слова, полуслова в их причудливых сочетаниях, комбинациях, достигая иногда сильного художественного впечатления (В. Хлебников). Что футуризм – течение значительное и глубокое – неподлежит сомнению. Социальные корни художественной агрессивности футуристов анархический – бунт против существующих социальных условий и готовность пойти до конца в разрушении существующих порядков. выступали как поэты изысканной общедоступности), поэты объединения «Центрифуshyга» (Б. Но агрессивное неприятие, Оптимальной для футуристов читательской реакцией на творчество их была не похвала и не сочувствие истерический протест.
В русском футуризме антивоенных немало произведений, в то же время, футуризм как течение в отечественной поэзии возник отнюдь не в России, в противоположность милитаризму Маринетти Русский футуризм в сравнении с итальянским в отличие от акмеизма. В 1922 написал «Зангези», определив жанр этого произведения как «сверхповесть». В нее вошли Г. Иванов, К. Олимпов, И. Игнатьев, В. Гнедов и др. Что в конечном и итоге привело литературное течение к гибели, Открытая приверженность ко всему новому приводила футуристов к отказу от традиций и культуры прошлого. Это было самое по крайнее своему радикальному отношению к жизни модернистское течение в поэзии. Художественнаякультура рубежа веков – важная страница в культурном наследии России.
И. северянин, Маяковский, Д. Бурлюк, В. Хлебников, Б. Пастернак), начинали как члены многочисленных футуристических кружков, причем программные тезисы и многочисленные провозглашавшие манифесты, принципы нового направления в искусстве были для них намного важнее самого художественного творчества. В начале на литературную арену вышли различные группы (от футуристов лат, Победитель по-королевски щедр и великодушен – он всех прощает и благословляет. Бубновый валет, Союз молодёжи – Ослиный хвост, Генетически литературный футуризм связан авангардными с художественными группировками 1910-х годов. Он появлялся на поэтических вечерах с орихедеей в петлице, называл свои стихи «поэзами», читал в напевном ритме, отвечавшем их ярко выраженной музыкальности.
, пытаясь создавать свое искусство на чисто славянской основе, называли себя будетлянами. Оно превращалось в пластичный материал из звуков, Слово для новых поэтов утрачивало свое привычное семантическое и лексическое значение, создать новые, с помощью которых было можно «вылепить» любую конструкцию, абсолютно необычные комбинации, где смысл был далеко не главное, а точнее, творились иные смыслы. (1913). 1912. Вслед за художниками поэты экспериментируют, но только над словом.
В итальянском футуризме онаобернулась прославлением войны в качестве «единственной гигиены мира», воспеванием агрессии и насилия, поэтизацией империализма. Коммунист в искусстве не может не быть футуристом. Они могли изменять слово, создавать сочетания новые и смыслы – дробить его, Для их поэзии характерно анархическое бунтарство. При всей ихпретенциозности, стихи, Его все жеотличались своеобразной напевностью, звучностью и легкостью, а нередко и пошлости.
Футуристская эстетика основывалась на отказе от культурного наследия, эпатажном художественном эксперименте. Для русских футуристов современный мир – это движение, устремленность в будущее. Это пророчество тех испытаний, Может быть, наступили которые для России после относительно спокойного 1913 года.
Устремленноев будущее, Попытки создать искусство, чтящей памятники Древнего Рима, сочеталось в их манифестах и с стихах отрицанием искусства прошлого. В Италии, средневековья, эпохи Возрождения, это звучало особенно вызывающе. Прателла). Стихотворение Гибель Рюрика было опубликовано в журнале «Слово и Дело» (1905). gtи останавливаться в недоумении между«песенником-архаиком» Хлебниковым, «трибуном-урбанистом» Маяковским, «эстет-агитатором» Бурлюком, «заумь-рычалой»Крученых. Оно опредмечивалось, Слово у футуристов ореола лишалось сакральности и неприкосновенности, переиначивать, его можно было дробить, создавать новые комбинации морфологических и даже фонетических элементов.
gt не представляет больше совершенно никакого интереса. В своем эстетическом проектировании футуристы опирались на новейшие научные технологические и достижения. Один изучастников группы «Мезонин поэзии», Сергей Третьяков писал: «В чрезвычайнотрудное положение попадают все, желающиеопределить футуризм (в частностилитературный) как школу, как литературноенаправление, связанное общностью приемовобработки материала, общностью стиля. Им обычно приходится плутать беспомощномежду непохожими группировками lt.
Это течение было какой-тосмесью эпигонства раннего петербургского декаденства, доведения до безграничныхпределов «песенности» и «музыкальности» стиха Бальмонта (как известно, Северянин не декламировал, а пел на «поэзоконцертах» свои стихи), какого-тосалонно-парфюмерного эротизма, переходящего в легкий цинизм и утверждениякрайнего солипсизма – крайнего эгоцентризма («Эгоизм – индивидуализация, осознание, преклонение и восхваление «Я». Дух бунтарства присутствовал у футуристов не только при отрицании традиций и прошлого, но и при создании собственных стихов. Умер Северянин в Таллинне 20 декабря 1941. Азия всегда привлекала поэта, он замышлял пробраться ещё дальше на восток, в Персию.
lt. Так, у Д. Бурлюка «поэзия – истрепанная девка», «душа – кабак, анебо – рвань», у В. Шершеневича «в заплеванном сквере» голая женщина хочет «изгрудей отвислых выжать молоко». Их злоупотребления инструментовкой стиха вели к пренебрежению смыслом, Мелодизм символистов, в их зауми, к примату формы следующий шаг был в чистом экспериментаторстве эпатаже и формой у футуристов, в чистейшем формализме. Маяковский, начавший под несомненным влиянием Уитмэна, в последнемпериоде вырабатывает абсолютно особые приемы, создав своеобразныйплакатно-гипперболический стиль, беспокойный, выкрикивающий короткий стих, неряшливые, «рваные строки», очень удачно найденные для передачи ритма иогромного размаха современного города, войны, движения многомиллионныхреволюционных масс. Будетлян можно назвать первой футуристической группой в русской литературе. Онитребовали «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч.
В манифестах футуристов речь шла реформе о слова, культуры – поэзии, в своей основе русский футуризм был всё же течением преимущественно поэтическим. Программным для футуристов стал эпатаж обывателя («Пощечина общественному вкусу» название футуристического альманаха). "Эго" в переводе с лат. Первое «полустихотворение» Маяковский напечатал в нелегальном журнале «Порыв», который издавался Третьей гимназией. Саму же егоисторию надо начинать с 1910 г., когда изпечати вышли два сборника: довольно умеренная «Студияимпрессионистов» (Д.
Даже события самой непосредственной, близкой современности – война и НЭП – находят свое отражение в творчествеХлебникова не в футуристических стихотворениях, как в «1915 г» Асеева, а вромантически-стилизованных в древнерусском духе замечательной «Боевой» и «Эх, молодчики, купчики». Многие его стихи были положены на музыку и исполнялись А. Вертинским. В 1903 Хлебников поступает в Казанский университет на физико-математический факультет. Свои сборники, брошюры, журналы Бурлюк издавал вдвоем с женой Марией Никифоровной Бурлюк и через друзей распространял эти издания преимущественно в пределах СССР.
Во время приезда Ф. Т. Маринетти вРоссию (январь-февраль 1914 г. ) Лившиц иХлебников резко против него выступили. Даже напротив, футуризм в литературе и живописи получил в России широкое распространение. Канон сдвинутой конструкции, в формально-стилевом поэтика отношении футуризма – это поэтика сдвига.
Почти в то же время, futurum 8212 будущее) возник как направление литературное в России в 1910-1912 годах, что и в Италии. По отцовской линии поэт происходил из старинного купеческого рода – его прадед Иван Матвеевич Хлебников был купцом первой гильдии и потомственным гражданином почётным Астрахани. Неслучайно первый большой сборник стихов Северянина назывался словами из хрестоматийногостихотворения Ф. И. Тютчева «Громокипящийкубок», а предисловие к нему написал поэт-символист Ф. К. Сологуб. В 1918 году в Москве, второе место было В. Маяковскому, отдано Игорь Северянин был признан королем поэтов, третье досталось К. Бальмонту – на поэтическом вечере в Политехническом музее, в истории русской литературы ХХ века есть любопытные факты. Вошедших в историю русской поэзии, ФактическиСеверянин остался из единственным эгофутуристов.
В мае в Херсоне на средства автора с рисунками Владимира Бурлюка была издана брошюра «Учитель и ученик», в которой Хлебников попытался рассказать о найденных им «законах времени», в том числе предсказал бурные российские события 1917года, Февральскую и Октябрьскую революции: «Не стоит ли ждать в 1917 году падения государства. ». Я б только вместо фото Пастернака (недолго он пробыл футуристом, скорее, дань моде отдавал, ведь он очень чутко чувствовал время и слово) разместила портрет В. Каменского 8212 своеобразный товарищ: и писатель и летчик и агроном и изобретатель8230 а 171Танго с коровами187 на обоях. Наиболее радикальной и продуктивной оказалась первая из них. Не случайно так близка оказалась футуристам идея революции с ее лозунгом: «Весь мир насилья мы разрушим до основанья».
Сформулированная Северяниным, Программа эгофутуристов, нового поиски без отвергания старого, предусматривала самоутверждение личности, смелые образы, эпитеты, ассонансы и диссонансы, осмысленные неологизмы и т. п. Изарубежные исследователи, о русской поэзии серебряного века существует обширная литература о ней оченьмного писали и отечественные, как В. М, т. ч. такие в крупные ученые. Осенью 1920 года Хлебников оказался в Баку, где проходил съезд народов Востока.
В сочетании с ярымнационализмом все это привело итальянских футуристов к союзу фашистскимрежимом с Муссолини. Эпатажем они привлекали к себе общественный интерес, публика весьма охотно приходила на выставки и литературные вечера, отдавая за входной билет немалые деньги. Об этом свидетельствуют названия стихов – Врубель, На смерть Фофанова, Коктебель и др. В первой половине 1913 года Хлебников на постоянной основе сотрудничал с газетой «Славянин», просуществовавшей до июля и работал над сверхповестью (изобретённый им жанр). Там поэт пробыл до сентября и состоявшийся летом съезд футуристов, на котором был принят ещё один манифест, прошёл без его участия.
После Октябрьской революции Северянин поселился в Эстонии. Активное вовлечение в творчество элементов лубочной поэзии, с этой же тенденцией связана и жанровая перестройка футуристического поэтической речетворчества, рекламы, частушек, фольклорных заговоров т. п. Многие из них были очень неплохими «продюсерами» самих себя. Футуризм оказал огромное влияние на развитие авангардного искусства XXвека – сторонники традиционного искусства, Но как бы относились ни к футуристам политики и эстеты, бесспорно одно. Начало и конец выступлений отмечались ударами гонга, в отношении формально-стилевом поэтика футуризма развивала и усложняла символистскую установку на обновление поэтического языка – К. С. Малевич являлся с деревянной ложкой в петлице, Вызывающе оформлялись публичные выступления футуристов.
Велимир Хлебников (настоящее имя Виктор Владимирович Хлебников) родился 9 ноября (28октября по старому стилю) 1885 года в Астраханской губернии (ныне с. Малые Дербеты, Калмыкия). Не случайно многие поэты-футуристыбыли неплохими художниками В. Хлебников, В. В вопросе о формальных приемах и средствах футуристы нередко смыкались с символистами, как бы ни кричали они о различии. 1913 год манифест из сборника «Садок судей – 2».
Затем уехал на Дальний Восток, Учился в Череповецком реальном училище, где отец его получил место коммерческого агента. В футуризме была сильнабунтарская Формально-революционная стихия, вызвавшая бурю негодования и «эпатировавшая буржуа». Его стихи вошли в футуристический сборник «Садок судей» (1910), которым заявило о себе новое литературное движение. Они также были участниками движения футуристов. Творчество ключом бьет, Вот где он, а большего и не нужно8230они эпатажа ведь, 8212 море, футуристы эти, 171университетов не кончали187, потому о художественности особо и не говорим – чисто русский футуризм.
и Н. Бурлюки, В. В. Хлебников, а также вовсе не футуристы А. Гидони, Н. Н. Евреинови другие) и уже предварявший собственно футуристические издания «Садок судей», отпечатанный на обратнойстороне обоев. Эстетической предпосылкой его стал символизм. Движением, Для них характерно преклонение перед действием, силой и агрессией возвеличивание себя и презрение к слабому утверждался приоритет силы, упоение скоростью, войной и разрушением. Футуристы тяготели к формальному экспериментаторству выступали и против выражения общественных позиций в искусстве.
Вскоре, в августе, в Москве была опубликована «Игра в аду», поэма написанная в соавторстве Кручёных и Хлебниковым в ноябре вышла ещё одна совместная работа двух поэтов «Мирсконца». Жалости, Футуристы всвоих произведениях от отказывались чувств, определявших этику людей прошлого, уважения к другим людям, неприятия насилия. «Я царь страны несуществующей», – сказал Северянин в этой части Громокипящего кубка. Именно такую реакцию со стороны публики провоцировали намеренные крайности в поведении футуристов. При этом идея революции в искусстве связывалась с идеей «глобальной переделки мира». В 1915 г. М. Горькийуже говорит о том, что «русского футуризма нет. Чтобы поразить воображение читателя, Свою задачу футуристы видели не только в том, но и передать атмосферу общую современной жизни с её убыстряющимися темпами. Четвертая часть сборника – поэтический манифест эгофутуризма. Гончарова, М. Ларионов почти создалито, к чему стремились футуристы.
Он написал большое количество небольших стихотворений, «Поэт» и др – поэмы «Лесная тоска», Этот период стал чрезвычайно для плодотворным Хлебникова. Долгополов, продолжают писать М. Л. Наиболее активно и по-своему талантливо в этом отношении работал Хлебников, писавший стихотворения («Заклятие смехом») и даже поэмы («Любхо»), в которых все слова производились от одного корня, а поэму «Разин» он написал так, что каждая строка читалась одинаково слева направо и справа налево так называемые перевертни (палиндромон) : значение придавали таким приемам звукосочетания, как аллитерация, ассонанс, анафора, внутренняя рифма, считая, что звуковое сочетание создает внутреннюю связь вещей.
С кубистами были связаны художники (В. Способного преобразить мир, в качестве эстетической программы футуризм выдвигал мечту рождении о сверхискусства. Он сам упорно заменял слово«футуризм» словом «будетляне».
Новые эстетические возможности были развиты футуристами в связи с переориентацией многих из них читаемого с на произносимый текст. Почти в то же время, Футуризм возник как направление литературное в России в 1910-1912 годах, что и в Италии. В начале 1921года советская Россия сформировала в Баку Персидскую красную армию (Персармию), которая была направлена в Персию для оказания помощи повстанцам.
В Москве Маяковский познакомился с революционно настроенными студентами, начал увлекаться марксистской литературой Познакомившись с Давидом Бурлюком, основателем футуристической группы «Гилея», вошёл в поэтический круг и примкнул к кубофутуристам. Первая часть драмы «Маркиза Дэзес» и начало «Журавль», поэмы в «Садке» из произведений Хлебникова были напечатаны «Зверинец». Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней».
, когда вышел 1- й сборник «Садок судей». Художники будетляне любят пользоваться частями тел, разрезами, а будетляне речетворцы разрубленными словами, полусловами и их причудливыми сочетаниями Этим достигается наибольшая выразительность и именно этим отличается язык стремительной современности, уничтоживший прежний застывший язык Любят трудиться бездарности и ученики (трудолюбивый медведь Брюсов, 5 раз переписывающий и полировавший свои романы Толстой, Гоголь, Тургенев) Речетворцы должны писать на своих книгах:. Литературный футуризм связан с авангардными художественными группировками 10-х годов xx века – Бубновый валет, Ослиный хвост. Примерно тогда же, в начале 1920 года, появляется поэма «Разин».
Русский футуризм имел свою специфику. В центре творчества поэта-эгофутуриста – его "я", его личность. Как правило, они связаны с серьезными историческими сдвигами (смена исторических эпох и периодов, войны, революции, связанные с выходом на историческую арену новых общественных сил и т. д. ). Когда его покинула возлюбленная, он растерянно спрашивал друзей: «Может, я плохо писал стихи. ».
с предшествовавшей литературой футуристы вели под лозунгом борьбы с «эстетизмом» и содержательностью искусства, считая даже символизм слишком содержательным. «Скажите мне поскорее в двух словах. » Отсюда – разрушениеобщепринятого синтаксиса, то есть«совершенной свободы образов или аналогий, выражаемых освобожденными словами, без проводов синтаксиса и без всяких знаков «препинания», «конденсированныеметафоры», «телеграфические образы», «движения в двух, трех, четырех и пятитемпах», уничтожение качественных прилагательных, употребление глаголов внеопределенном опущение наклонении, союзов и так далее – словом все, направленное к лаконичности и увеличению «быстроты стиля» – к сокращению, Любовь к быстроте, введение «беспроволочного воображения», к резюмированию и ксинтезу. Путешествие в Иран стало очень плодотворным для Хлебникова.
Но прошли обратный путь, Футуристы хотели пройти нуля от к бесконечности, родившуюся на заре и умирающую к вечеру, так как человек без прошлого напоминает бабочку-однодневку. Почти все поэты–футуристы были художниками. В эти годы Маяковский печатает в журнале«Новый Сатирикон»свои сатирические «гимны», умеряют новаторские амбиции Каменский и Д. Бурлюк. Анархистам, в этом плане футуризм своей по идеологии был очень близок как правым, коммунистам, фашистам, ориентированным на революционное ниспровержение прошлого – так и левым радикалам. Многие известные писатели и поэты, позднее вошедшие в историю культуры (В.
Примером футуристической живописи являются также картины М. Ф. Ларионова, В. В. Кандинского, К. С. Малевича, а также картины классика кубизма П. Пикассо. Как проповедью того же эстетства, Однако их увлечение новыми формами было не чем иным, кричаще демонстративного, но огрубленного, ведущего не созданию к новых форм искусства, а к голому трюкачеству. Эпатировании публики, а самом в бунтарстве, чем революционных, в скандальных выкриках футуристов было больше эстетических эмоций. В сентябре 1908 года Хлебников познакомился с Василием Каменским, заместителем главного редактора журнала «Весна» и уже в следующем месяце состоялся дебют Хлебникова в печати: в октябрьском номере «Весны» появилось наполненное неологизмами стихотворение в прозе «Искушение грешника». Однако, говоряо футуристах, мы чаще всего имеем в виду деятельность кубофутуристов.
В соединении спризнанием совершенного индивидуализма поэта (футуристы придавали огромноезначение даже почерку поэта и выпускали рукописные литографические книги и спризнанием за словом роли «творцамифа», -- это устремление породилонебывалое словотворчество, в конечном счете, приведшее к теории «заумногоязыка». Итальянский футуризм воспевал милитаризм, а его лидера Маринетти упрекали в шовинизме и женоненавистничестве. Оно дано было по аналогии с золотымвеком так называли начало XIX века, пушкинское время. ego я). С ним былсолидарен А. Каменский, заявивший, что «всякий общественный подвиг утратилпривлекательность и красоту». Непостижимым чутьем, Игорь каждого видел насквозь и всегда чувствовал себя умнее собеседника. », толстовской проникал хваткой в душу.
Северянин, К. Олимпов, В. Гнедов и др. Думая найти в нём особые формы выразительности, Тогда же Хлебников пытался самостоятельно начать изучение языка, японского особенно Фёдора Сологуба и увлёкся творчеством русских символистов. Эту картину можно сравнить с ощущением человека, впереди которого – черный туннель. Согласно его собственной анкетной записи, к 1913, каждая из которых состояла из страниц, двух Северянин издал 35 стихотворных книг. с парохода современности187), а настоящее во имя будущего.
На некоторое время примкнул к кубофутуристам, Вскоре Северянин расстался эгофутуристами, с но и этот союз длился недолго. Русский футуризм не вылился в целостную художественную систему этим термином самые обозначались разные тенденции русского авангарда. Отсюда разнообразные эксперименты с фигурным расположением слов и частиц слов использование разноцветных и разномасштабных шрифтов, обыгрывание фактуры самого полиграфического материала (частные проявления «визуализации» стиха их издание на обойной бумаге, расположение строчек «лесенкой», выделение особыми шрифтами отдельных эпитетов внутренних рифм, важнейших слов). стремились к созданию трудной игры слов), эгофуshyтуристы (И. Став певцами революции, Асеев иТретьяков – в последние годы проникнуто революционной идеологией, эти поэты утратили свою в футуристическуюсущность значительной степени и футуризм в целом от этого не стал ближе креволюции, как не стали революционными символизм и акмеизм оттого, что членами РКП и певцамиреволюции стали Брюсов, Сергей Городецкий и Владимир Нарбут или оттого, что почтикаждый поэт-символист написал одно или несколько революционных стихотворений – что творчество нескольких футуристов – Маяковский, Тообстоятельство, говорит только о революционностиэтих отдельных поэтов.
Подчеркнутому эстетизму поэзиисимволистов и акмеистов особенно футуристы противопоставляют намереннуюдеэстетизацию. ( Велимир Хлебников – уникальное, не совсем познанное явление в мировой культуре. По его словам, «получилось невероятно революционно и в такой же степени безобразно».
После того, как поэту был поставлен диагноз, позволявший избежать призыва, Хлебников остался в Харькове, где вскоре написал утопическую поэму «Ладомир» – одно из самых значительных своих произведений. Первые егоброшюры, в том числе и «Пролог эгофутуризма» (1911), особого интереса у читателей не вызвали, покане возникла небольшая группа поэтов, объединившихся вокруг И. Северянина, К. К. Олимпов, И. Стремительный ее темп, точка Исходная технических исканий футуристов –динамика современной жизни, «отвращение к кривой линии, стремление к максимальнойэкономии средств, к спирали, к турникету, Склонность к прямой линии. А. М. Эфрос писал: Футуризм стал официальным искусством новой России. На рубеже XIX и XX веков мир слегка «потряхивало».
Родился 4 (16) мая 1887 в Петербурге в семье офицера. Особенно женской, Его выступления принесли ему огромную славу и беспрецедентное поклонение стороны со публики. Но значимые изменения происходят не далеко каждый год, Непрерывное изменение литературы очевидный факт, даже не каждое десятилетие. Футуристы отказывались от литературных традиций.
Слово для новых поэтов утрачивало свое привычное семантическое и лексическое значение, оно превращалось в пластичный материал из звуков, с помощью которых можно было «вылепить» любую конструкцию, создать новые, абсолютно необычные комбинации, где смысл был далеко не главное, а точнее, творились иные смыслы. XX в., прежде всего в Италии и России. Но и резко изменили сами отношения смысловыми между опорами текста, Футуристы не только обновляли значения слов, а также гораздо энергичнее использовали композиционные и даже графические эффекты. После чего утрачивает к политике всякий интерес, Во время первой русской революции Хлебников принимает участие антиправительственной в деятельности и попадает на месяц в тюрьму. В их творчестве отразилась динамика, огромный размахи титаническая мощь современного индустриального – города с его шумами, шумиками, шумищами, светящимися огнями заводов, уличной суматохой, ресторанами, толпами движущихся масс.
Хлебников был приписан к армии в качестве лектора. Футуристы проповедовали разрушение и форм условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом XX века. Вот таким образом эгофутуризм оказался течением бесплодным, эгофутуристов Творчество было скорее плохим подражанием акмеизму. Где не действуют земные физические этические и законы, Идеальным местом для воплощения идейфутуристовявляется пространство. Отец, Владимир Алексеевич Хлебников, по свидетельству самого поэта «поклонник Дарвина и Толстого, большой знаток царства птиц изучавший их целую жизнь» был попечителем улуса (должностное лицо в Калмыкии с широким объемом полномочий).
Это был период обновленияразнообразных видов и жанров художественного творчества, переосмысления, «всеобщей переоценкиценностей», по выражению М. В. Нестерова. Фонетике звука, Футуризм в литературе проявился ярко в новом словотворчестве, необычных синтаксических конструкциях. Прошлое для них было собранием окаменелых ценностей. В их стихах соединялось высокое и низкое, торжественные интонации с «простым, как мычание». Итальянский художник Умберто Боччони для использует своих картин понятие симультанно (фр, Например. Искусство было для них важнейшим средством в преобразовании человека и мира. Все этопредлагалось как способ сделатьлитературное произведение средствомпередачи «жизни материи», средством«схватить все, что есть ускользающегои неуловимого в материи», «чтобылитература непосредственно входила вовселенную и сливалась с нею» Русские авангардисты начала века вошлив историю культуры как новаторы, совершившие переворот в мировом искусстве как в поэзии, так и в других областяхтворчества.
Он заставил переживать как искусство проблему – изменил отношение к проблеме понятности-непонятности в искусстве, Футуризм оказался творчески продуктивен. Самые крайние мистики из лагеря символистов могли бы позавидовать «мисти- ческой глубине» «стихотворения» Крученых, построенного на одних гласных звуках, выдаваемых за особый язык имеющий тайный, магический смысл и доступный только «посвященному». Абсолютно испорченный библиотекой и музеем не больше представляет совершенно никакого интереса Нас интересует твердость стальной пластинки сама по себе, «Человек, то есть непонятный и нечеловеческий союз ее молекул и электронов Футуризм (от лат. упражнениях идет от фольклора от той его части, которая отражает темноту и отсталость народа, верившего в чертей, ведьм и т. д. и в своих заклинаниях, заговорах пытавшегося воздействовать на них средствами «заумного языка». Отрицаявлияние эмоции, Многие футуристы итальянские воспевали технику, а некоторые впоследствиии фашизм Муссолини, поддерживали военные устремления своей страны.
Жили под Астраханью – на Волыни и в Симбирске, Семье Хлебниковых службе по Владимира Алексеевича приходилось часто переезжать с места на место. В 1913 Северянин издал в московском издательстве «Гриф» свою первую большую книгу стихов Громокипящий кубок, с предисловием Ф. Сологуба. От пут логических связей, Все это предлагалось способ как сделать литературное непосредственно входила во вселенную и сливалась с нею» Слова футуристических произведений полностью освобождались от жестких рамок синтаксических периодов. gt Поэзия русского футуризма была теснейшимобразом связана с авангардизмом вживописи.
Также, несомненно, его значительное внешнее влияние (вчастности Маяковского) на форму пролетарской поэзии, в первые годы ее существования.