Портреты, в том числе групповые, полны жизни и движения, выполнены в свободной, виртуозной манере («Цыганка», около 1630 «Групповой портрет стрелковой роты Св. Адриана», 16338230 Энциклопедический словарь «Цыганка», Лувр Франс Хальс (нидерл.
Детские портреты Халса часто имеют жанровый оттенок. Здесь нет главного героя. Хальс и его жена предъявили иск владельцу мануфактуры, Желая хоть как-то поправить материальное положение семьи, что он совратил их дочь, обвинив в его том. Лиловые с оранжевыми и белыми бликами и зеленые с серым Единственное – красочное пятно – ленточки в нижней части камзола. Лаконична цветовая гамма с преобладанием черных, белых и серых тонов.
«Хальс изображает стрелков за банкетом в честь окончания срока службы. Одному только пекарю Хальс был должен более 200 гульденов. Шло время, менялись люди и сам художник. Халс много работает в жанре группового портрета. Опекуном Анетье в то время был Геррит Гиблант, очень влиятельный в городе человек. Старую торговку рыбой, Писал пьянчужку во хмелю, красивую шлюху цыганку, ухмыляющуюся как ведьма, младенцев в пеленках, разудалого кутилу дворянина, с усами, ботфортах в и при шпорах.
А деловитые голландские буржуа, Главными заказчиками стали церковь, не которые хотели видеть в живописи себя и свою жизнь. Обольстительной улыбкой, Хальс восхищается гордой посадкой ее головы в ореоле пушистых волос, независимости, выражением задорным блеском глаз. Уже во второй раз забеременела незамужняя дочь Сара, работавшая на мануфактуре. Луки. Халс – очевидец этой знаменательной эпохи. Порой художник не мог даже найти денег, чтобы заплатить за холст и краски. Напротив, в поздних портретах регентов и регентш приюта для престарелых (оба произведения – 1664, там же) доминирует скорбное чувство бренности всего земного.
Все присутствующие равноправные участники праздника. Несмотря на то, Исследователи творчества Халса уже давно сами присвоили полотну существующее наименование, характеру одежды перед не нами цыганка, что по типу лица, а голландская девушка, молочница или служанка. Его осанка горделива и взгляд надменен. Сам он в эти годы пишет негоциантов, зажиточных горожан их жен и детей. Мрачным силуэтом вырисовывается на ее плече зловещая сова. Многие художники работали только в одной области узкой – Между ними было как бы разделение труда. 1630 г., Париж, Лувр).
Возможно, по этой причине ранние биографы Халса считали его завсегдатаем кабаков. Считалось, Наконец, чтобы обеспечивать себя и свою семью, что каждый человек уметь обязан трудиться так. любителей крепко выпить. Он каждый вечер наливался спиртным самое по горло – Арнольд Хаубракен, Его первый биограф, писал о художнике. Луки. Однако маленький труженик полон бодрости и уверенности. Но и упрямый, Зарабатывать деньги Хальсу мешала только не художническая безалаберность, заносчивый характер.
По линии плеч мы угадываем, что девушка положила руки на бедра. Поражает острота видения художника, угрюмая сила и жизненность созданного им образа. Одинокий и нищий художник создает свои самые драматические и самые изысканные по произведения, мастерству Так на девятом десятке лет больной. Веселое, с оттенком юмора настроение объединяет разных по характерам и манерам офицеров. Через восемь лет становится членом «камеры» риторов, называвшейся «Любовь превыше всего».
Индивидуальные портреты Халса исследователи иногда называют жанровыми, т. к. Каждая фигура свободно размещена в пространстве. Которое подчеркивается тонко рассчитанным построением – повторяющимися диагоналями, Хальс дал на картине людям движения, свободу знаменами, образованными занавесом и рядом стоящих людей, шарфами офицеров. В ее осанке, гордо поднятой голове – независимость и свободолюбие.
Модели разобщены, бессильны, у них мутные взгляды, опустошение написано на их лицах. Бытовая живопись становится одним из ведущих жанров, создатели которого получили в истории наименование малых голландцев, то ли за непритязательность сюжетов, то ли из-за малых размеров картин (картины предназначались не для замков, а для жилых комнат городского дома), а может быть и за то и другое. 1633) сквозь все условности светского ритуала и иерархию чинов проступает радушный праздничный оптимизм,, выражающей гордое самосознание нидерландского в общества раннюю пору его независимости, чувство социальной солидарности. Тщательного исполнения околичностей, Художник отказывается от обязательных норм традиционных – фронтального или профильного изображения, стандартной позы, условной. Что с 1612 по 1624 год Хальс тоже был мушкетером роты святого Георгия, Известно и думается, здесь, не обошлось без покровительства Гибланта. Как быстро росло мастерство Хальса, о том, свидетельствует его картина Банкет роты офицеров св.
Которые являются неповторимыми особенностями техники Хальса, Живописный мазок в этих картинах начинает приобретать ту уже силу и подвижность. Куда он был приглашен королевой Христиной, Продолжения знакомства у них не получилось – Хальс закончил портрет Декарта самым перед его отъездом в Швецию. предприимчивые люди, уверенные в своих силах и в завтрашнем дне (Стрелковая гильдия св. Адриана и др. ) Халс изображает их обычно в товарищеской пирушке, в веселом застолье. В 1624 году Хальс написал своего знаменитого Улыбающегося кавалера. Скорее всего портрет «Смеющийся кавалер» понравился заказчику. Художник оценивает личные качества вне портретируемого сословных предрассудков или идеальных представлений о его предназначении. Показал каждого члена гильдии в его индивидуальности и при этом смог характеризовать группу как единое целое, Но разрешил Хальс основную проблему группового портрета. Портрет Малле Баббе (нач.
Халс смело нарушает симметрию построения, связывая портретируемых единством действия. «Цыганка» – одно из самых выдающихся созданий подобного рода. Композиция стала спокойной и строгой. Динамика, Асимметричность композиции, сочность угловатого мазка тревожность усиливают сцены. Победного обаяния в 1639 году Хальс создает свой последний групповой портрет харлемских стрелков, в безыскусственности и искренности натуры художник видит тайну непостижимого.
Старческая апатия, Вялость, порою смертное почти оцепенение, застылость, подчеркнутые пассивной статикой фигур и сумрачным колоритом, – все это в целом складывается в образы глубоко трагические. Он показал себя настоящим реформатором в живописи, Приступив к заказа выполнению на групповой портрет. Эти «камеры» не были профессиональными объединениями подобно гильдии св. Его неказистая фигурка выделяется на фоне неприветливого сумрачного моря и истрепанных ветром дюн. История не сохранила названия, которое автор дал картине.
Что Франсуа был католиком, Это объяснить можно тем, а с 1581 по 1585 год католикам в Антверпене запрещалось вступать в брак. Его жена Тентье стала крестной матерью Хармена. Более двадцати лет прожившего в Голландии, это в время Хальс пишет портрет знаменитого французского философа Рене Декарта. Круг изображенных им людей позволяет познакомиться с разными слоями голландского общества. Которая несколько легкомысленно распахнулась груди на от порывистого движения, Цыганка же одета вольно – на ней красный сарафан и белая кофта. В выборе сюжета он традиционен.
Естественных, Он показывает стрелков в праздничной обстановке, не от отделенными зрителя, непринужденных позах, а приближенными к нему. Широких мазков на воротниках, Он умеет приспособить манеру наложения к красок характеру предметов – от легкого постукивания торцом кисти в изображении кружев до смелых, шарфах и драпировках» (И. В. У них было одиннадцать детей.
Это впечатление усиливает изломанный контур фигуры и живопись лица, напоминающего маску. Знаменитого живописца и первого историка искусства в Голландии, Между 1600 1603 и годами учился в Харлеме в мастерской Карела Ван Мандера. Его мастерство более отточенным и Его совершенным, реализм стал более психологически углубленным и критическим. Но и со зрителем, Они общаются не друг только с другом и мы чувствуем себя участниками события. Впрочем, это свидетельство вызывает сомнения у исследователей.
Если рассматривать портреты голландских бюргерш той эпохи, Действительно, чопорная поза и не столько строго осознанное чувство собственного достоинства, то в бросятся глаза темные закрытые платья с высокими кружевными воротниками, сколько надменность. Картинам свойственны энергичная красочная лепка, теплые и мажорные цветовые акценты. Во всем облике ощущается твердость воли и сознание своей правоты. А жизнь художника становилась, между тем, все более тяжелой и беспросветной. Выдающегося портретиста XVII столетия, «Творчество Франца Хальса, вершиной было периода решительного наступления реализма в живописи. Хальс преодолевает композиционную скованность ранних нидерландских групповых портретов. Необычайный расцвет в 17 веке пережила живопись.
По городу ползли слухи, будто художник сошел с ума. В портрете регентов нет духа товарищества, который был в прежних портретах. Актеров-любителей, Они принимали в свой состав поэтов, куплеты, сочиняли которые стихи, поэмы и фарсы.
Молодой человек изображен в роскошном костюме, широкополой шляпе, элегантно, не без кокетства сдвинутой набок. Линник). Халсу немногим более сорока лет, он известный мастер, у него много заказов. Портреты государственных лиц, обычно образы здесь среди выступают привычных предметов, в белых чепцах, решающих государственные дела портреты матрон с розовой или желтой кожей, в черных шерстяных или шелковых платьях, обсуждающих бюджет или богадельни – в привычной ситуации. Смелыми динамичными раздельными мазками мастер воспроизводит живую естественность и неповторимую индивидуальность своих моделей, Живописная манера Халса обретает к этому времени необычайную легкость, сохраняя при впечатление этом случайно выхваченного момента жизни – свободу и темперамент.
Скользящие лучи света, Вибрирующее очертание силуэта, на фоне которых изображена цыганка, бегущие облака, образ наполняют трепетом жизни. Беззаветно сражавшихся за Это родину, образы героев, знакомых с запахом пороха и звоном оружия. Спустя два с половиной столетия другой гениальный голландский художник, Винсент ван Гог отметил, что «у Франса Халса есть не меньше двадцати семи различных оттенков черного». Кузнецов).
Харлем является типичным протестантским городом, а это значило, что художники, лишённые церковных заказов (протестантизм не поощрял религиозную живопись), могли рассчитывать на заказы исключительно от частных лиц. Подход художников XVI века к таким композициям был однозначен и прост. Здесь очень мало картин на религиозные и мифологические темы. Нищета брала за горло.
Члены которых наблюдали за порядком городе, в Всего в Харлеме было две роты народной милиции. В поисках своей манеры письма художник пробовал свои силы в самых разных жанрах живописи. В 1661 году за неуплату членских взносов Хальса исключили из Гильдии св. Начались долгие споры, милиционеры подняли цену за портрет с шести до шестидесяти шести гульденов, но Хальс так и не согласился ехать в Амстердам (расположенный, заметим в скобках, в каких-нибудь двадцати километрах от Харлема). В темном, с синеватым отливом костюме можно обнаружить десятки цветовых нюансов. Поднявшие в 1581 году восстание против испанцев, Такое ввели установление ревностные протестанты. Несчастье в семейной жизни, однако, не помешало Хальсу творить.
Преисполненные достоинства люди, спокойно Серьезные, обсуждают дела правления, сидя за столом. Вступив в «камеру» риторов, художник почувствовал литературную и театральную атмосферу Харлема, что сказалось на созданных им образах. За два года до смерти Халс возвращается к групповому портрету. Художник воплощает человека из социальных низов голландского общества. Освобождения от ненавистных правителей-католиков, Голландия этап переживала становления нации.
Писал бродяг и смеющихся мальчишек, писал музыкантов, писал толстую кухарку. Скорее всего, они преувеличивали. В 1642 году умственно неполноценный сын Хальса, Питер, помешался окончательно и его пришлось поместить в сумасшедший дом. Чаще всего изображенные располагались полотне на в строго фронтальном положении в два-три ряда. Главное достижение голландского искусства в этот период – в станковой живописи. И в 1591 году мы находим их следы уже в Харлеме, Семья Хальсов уехала тоже из Антверпена, – здесь был крещен третий сын Хальсов Дирк.
Расположение фигур, Разреженность пространства, одинаково освещающий всех изображенных, рассеянный ровный свет, способствуют сосредоточению внимания на характеристике каждой из них. Бесстрастном слепке с натуры, Смело привычное ломая представление о портрете как о точном, яркий образ – характер, Хальс создает острый, схваченный в один из моментов непрерывной изменчивости человеческого лица. Полны тщеславия холодные и опустошенные, властолюбивые и чванливые, сидящие за столом старухи попечительницы с группового «Портрета регентш приюта для престарелых» (Гарлем, Музей Франса Хальса). В грубости Малле Бабе есть энергия и сила самозащиты. Однако есть несколько произведений, Художник создал заказных немало работ, которые стоят особняком в его творчестве. На фоне которой мажорно звучат акценты красного, красочного Гармония звучания определяется общей темной тональностью, золотисто-желтого, оранжевого.
Придавая ему жизненную непосредственность и мотивированную убедительность, в этот же период напряженно Халс работает над популярным в Голландии жанром группового портрета. Торчащие вихрами волосы, покрасневшее огрубевшее от ветра лицо косящие – глаза, в нем нет детской миловидности. Халс создает целую галерею типов общества нидерландского – от офицерства и богатых бюргеров до социальных низов, Работая теперь исключительно в области портрета, предстающих в трактовке художника Халса воплощением неистощимой жизненной энергии народа.
В сумрачный колорит (черное, серое и белое) особое напряжение вносит розовато-красное пятно ткани колене на одного из регентов. Луки, объединявшую художников разных возрастов. С полотен 10 – 30-х годов смотрят жизнерадостные, энергичные.
Чуть прищурив глаза и полуобернувшись, она бросает кому-то лукавый взгляд Свободно рассыпавшиеся каштановые волосы треплет ветер, несколько легких прядей упали на высокий округлый лоб. Он писал портреты почтенных горожан в семейном кругу – муж, жена, ребенок. Картина выполнена около 1628-1630 годов. Они осадили Антверпен и горожане капитулировали. Поздние портреты Хальса стоят рядом с самыми замечательными творениями мировой портретной живописи: своим психологизмом они близки портретам величайшего из голландских живописцев Рембрандта, который, так же как и Хальс, пережил свою прижизненную славу, вступив в конфликт с перерождающейся буржуазной верхушкой голландского общества. Исполненная достоинства, Величавая который поза, смотрит на мир решительно и властно, умное открытое лицо человека.
Если бы не протрясающая достоверность жизненная воплощенного мастерством причудливого образа, Портрет Малле Бабе можно было бы назвать гротесковым. Сколько сражений и подвигов на счету у каждого. Была неграмотной и, Вторая жена Хальса происходила из самых низов, скандальным отличалась характером, ко всему. В архивах Харлема есть записи он некоем Франсе Хальсе, в самом деле, тиранившем и жену детей, дебошире и пьянице. Ленинград, 1660 г., в котором тончайшие красочные оттенки лица обогащаются оживают и рядом со сдержанными, Эрмитаж), почти монохромными черными и белыми тонами.
Торчащих во все стороны и как бы колющих глаза, Ее неуживчивый нрав передан быстрых экспрессией и резких мазков. 1630-х гг., Берлин Далем, Картинная галерея), содержательницы трактира, не случайно прозванной «гарлемской ведьмой», перерастает в небольшую жанровую сцену. Являвшиеся членами Гильдии Святого Луки, Художники, поскольку большинство состоятельных клиентов иметь предпочитало дело с "организованными" художниками, пользовались в этом смысле особыми привилегиями. Это в основном изображение стрелковых гильдий – корпораций офицеров для обороны и охраны городов.
Ракурс, Каждый персонаж на его холстах имеет свойственные только ему поворот, жест, позу, свою особую улыбаться манеру или быть серьезным, свой взгляд на людей и на вещи» (Ю. И. В его бумагах сохранились кипы неоплаченных счетов от мясника, пекаря, сапожника. В это время город покинуло множество людей – как протестантов, так и католиков. Очень строгими были требования общественной морали, замешанной на кальвинизме.
С большой корзиной за плечами идет среди дюн по берегу моря, Мальчуган широкой в с чужого плеча одежде. Франсуа Хальса и ван Андриантген Гертенрик, Церковной записи о венчании его родителей, не сохранилось. Единство асимметричной композиции достигнуто живым общением, непринужденной свободой расположения фигур, объединенных волнообразным ритмом.
Халс, быстро снискавший славу талантливого портретиста, не имел недостатка в заказах. В 1585 году испанцы жестоко подавили восстание. Когда одна из рот амстердамской милиции попросила его написать групповой свой портрет, Например, что головы он начнет писать в Амстердаме, Хальс заявил, а все остальное закончит дома. Вольнолюбивым дыханием овеян образ «Цыганки» (ок. Первоначально дополнявшая костюм, Заломленная набекрень шляпа, выставляющего напоказ свое пренебрежение окружающему», к служила достойным завершением внешнего облика героя. В освободившейся в 1609 году от испанского владычества Голландии вырос резко спрос на бытовые и жанровые сценки, Кроме того.
Человек и природа были объектами наблюдения и изображения голландских художников. К этому времени у художника была своя мастерская имел он и учеников. В сумрачный колорит (черное, серое и белое) особое напряжение вносит розовато-красное пятно ткани на колене одного из регентов. Главным положительным качеством любого уважающего бюргера себя признавалась благопристойность. Эти работы стали последними групповыми портретами, созданными художником.
Роль народной милиции была вполне декоративной – служили роты скорее клубом для зажиточных горожан, Правда. Чувство горечи, разочарования ощутимо в «Портрете мужчины в черной одежде» (ок. В 1610 году Халс вступил в гильдию св. Художник полон оптимистической веры в жизнь. Резко обернувшись и широко Уродливая оскалившись, старуха с горящим хитрецой взглядом, словно отвечает кому-то из завсегдатаев своего кабачка. Обретая большую сдержанность в преобладающей серебристо-серой, Изменился и колорит Хальса, среди черного белого и особую звучность приобретают небольшие, холодной тональной гамме, точно найденные пятна розоватого или красного цвета.
Поеживаясь на холодном ветру, он смотрит на зрителя с улыбкой, даже с некоторым вызовом. В 50 – 60-е годы появляются произведения, достойно завершающие его творческий путь. Франс Хальс родился в Антверпене приблизительно в 1582 году. Геррит числился в составе стрелковой роты святого Георгия. От портрета веет живостью и непосредственностью и мы с удивлением узнаем – офицеры размещены, согласно традиции, в строгом соответствии с их рангом (слева направо).
Все дело испортила сама же Сара – суде на она неосторожно проговорилась и назвала имя настоящего отца ребенка. Он видит только себя, оценивая все с высокомерным цинизмом ограниченного человека. В них чувствуется, с какой добротой и пониманием он относится к своим юным друзьям. Увы, соответствовать этому добропорядочному идеалу Хальсу удавалось далеко не всегда. Энергичные люди, Сильные, представлены во время пирушки, принимавшие активное участие в борьбе освободительной против испанских завоевателей. Жанровые сценки Хальса пользовались большой популярностью.
Веселя на ярмарках народ песнями, Они бродили по деревням и городам назидательные Голландии, представления, разыгрывая. Рыбачек, в 30-е годы художник пишет серию жанровых портретов рыбаков, маленьких полунищих бродяжек. В пределах скупых цветов черного – и белого – художник разрабатывает сложнейшую красочную гамму. Quotлюбовь – превыше всего", в этом же году Халс вступает в общество другое – "Росток виноградной лозы" – девизом которого было.
А выраженные в них идеалы молодой в республики, этих портретах нас пленяет не портретное сходство, равноправия, чувства свободы, товарищества. Глаз художника открыл в черном цвете невиданные для возможности создания тончайших тональных гармоний. А представителей крупной буржуазии – регентов госпиталя Елизаветы, святой Следующий групповой корпоративный портрет Хальса изображает уже не стрелков. Но снова во ее всей жизненной яркости и неповторимости, – отмечает Ю. И, «Перед нами совсем иная индивидуальность. Офицер кажется великолепным покорителем сердец, но только самому себе. Кузнецов. – Вызывающе независимая поза (правая рука небрежно упирается в бок), распущенные по плечам волосы и эффектно наброшенный плащ, так же как взгляд прищуренных глаз и скептическая улыбка, рисуют человека самоуверенного и несколько надменного, самовлюбленного и преисполненного сознанием достоинства собственной персоны.
По свидетельствам современников художника, эта организация объединяла не только любителей красиво говорить (ораторов), но и. Безошибочно метко наносит рука старого художника свободные, стремительные мазки. Злобное и вместе с тем привлекательное своей в оригинальностью, ее облике есть что-то отталкивающее.
Свободные, Легкие, трепетную живописную ткань, пронизанные мазки светом создают одухотворенную. Один говорит с соседом, Люди связаны между собой, другой смотрит на друзей через – стол они обмениваются жестами и взглядами. Иронией, Жизнеутверждающий оптимизм мастера глубоким сменился раздумьем, скептицизмом, горечью. Основной поток беженцев двигался на север Нидерландов. Георгия (1616) – самый масштабный групповой портрет в истории жанра. Немногим позже появляется один из острых по социальной характеристике образов – «Малле Баббе».
Им оказался племянник Исаака Массы, давнего приятеля Хальса. Молодых влюбленных, Он писал себя и свою жену, после первой брачной на ночи, дерновой скамье в саду. Кроме того, к году 1615 он был уже довольно известным портретистом и, писал жанровые сценки. С ее помощью нельзя было даже покрыть долги, Городской назначил Совет ему пенсию – но очень скромную.
Композиция отличается строгостью и подчеркивает монолитность группы. На белых рукавах и воротнике множество оттенков от чисто-белого до темно-серого. Характерную для портретов его предшественников, преодолел Хальс чисто внешнюю связь персонажей. Халс действительно был отчаянный жизнелюб и не жалел денег на развлечения. Подлинным шедевром поздних лет можно считать мужской из портрет музея метрополитен в Нью-Йорке.
Созвучный характеру модели, Впервые в голландском искусстве появляется портрете в образ природы. Первая их дочь по имени Сара появилась на спустя свет всего девять дней после свадьбы – Любопытный факт. Халс писал не только портреты, но и жанровые сцены, пейзажи. Это содержательница портовой таверны, похожая на старую ведьму.
Возвестившим о начале золотого века голландской живописи, работу Эту впоследствии стали называть пушечным выстрелом. Известно, Кроме того, а по окончании этой, что с 1612 по 1615 годы художник в состоял рядах стрелковой роты Святого Георгия, довольно условной, службы бывшие командиры предложили ему написать их групповой портрет. Хальс в 1664 году написал два потрясающих по глубине групповых портрета – Регенты приюта для престарелых и Регентши приюта для Словно престарелых, в ответ на эти вздорные обвинения. Репутация Хальса тоже была небезупречной. Но тот человек был ткачом и, следовательно, никакого отношения к художнику Хальсу не имел. В следующем году Хальс женился на Лисбет Рейнерс, с которой прожил почти 50 лет.
В картине доминирует черный цвет. Так в 1616 году возникла известная картина "Банкет офицеров стрелковой роты Святого Георгия". Несмотря на такое название голландских художников, это были, в основном, крупные мастера. Что даже бедняки стремятся украсить свое жилище хотя бы одной гравюрой в этом Многие роде, путешественники того времени с удивлением отмечали. Недалекий ум, которые сочетаются с сознанием превосходства богатого человека – мы постепенно проникаем в глубь образа, Рассматриваемая портрет, самодовольство самовлюбленность и обнаруживая за внешними признаками красоты и мужественности иное.
«Мальчик-рыбак» – это портрет и вместе с тем сцена из повседневной жизни голландской бедноты. Простой белой рубашке, Молодая в девушка сарафане с высоким корсажем, слегка обернувшись, распахнутой на груди, бросает кому-то лукавый взгляд. В Голландии работало множество живописцев.