Фовизм, кубизм, абстрактное искусство, супрематизм, футуризм, дадаизм, экспрессионизм, конструктивизм, метафизическая живопись, сюрреализм, наивное искусство, кинетическое искусство. 8212 фовизм кубизм абстрактное искусство футуризм дадаизм экспрессионизм конструктивизм сюрреализм наивное искусство кинетическое искусство 7.
Внутренне весь авангард был достаточно активной (позитивной или негативной) реакцией на НТП. Утрачивали реальность, Образы в произведениях кубистов не имели прототипов в понятными жизни, только самому автору, становились абстрактными. Поп-арте, Все этонайдет последователей в сюрреализме, концептуализме других и арт-практиках ХХ в. К характерным и общим чертам большинства авангардных феноменовотносятся их осознанный заостренно экспериментальный характерреволюционно-разрушительный пафос относительно традиционного искусства (особенно его последнего этапа – новоевропейского) и традиционных ценностейкультуры (истины, блага, святости, прекрасного) резкий протест против всего, что представлялось их создателям и участникам ретроградным, консервативным, обывательским, буржуазным, академическим в визуальных искусствах илитературе – демонстративный отказ от утвердившегося в XIX в. "прямого" (реалистически-натуралистического) изображения видимой действительности или -миметического принципа в узком смысле слова (см. : Мимесис) безудержноестремление к созданию принципиально нового во всем и, прежде всего, в формах, приемах и средствах художественного выражения а отсюда и часто декларативно-манифестарный и эпатажно-скандальный характерпрезентации представителями авангарда самих себя и своих произведений, направлений, движений и т. п. стремление к стиранию границ между традиционнымидля новоевропейской культуры видами искусства, тенденции к синтезу отдельныхискусств (в частности, на основе синестезии) их взаимопроникновению. 8 Кубисты не подразделяли работы по жанрам (портрет, пейзаж, натюрморт), а давали им общее название – картина. «Сезановский» или ещё по другому «негритянский» период связан с открытием и переосмыслением примитивного искусства, начатых Полем Сезаном. Укрепившись у власти, Советские коммунисты, однако и они исключили из своих рядовглавных представителей сюрреализма, начали ипоследовательную активную борьбу со всеми его направлениями и быстро идеологически ифизически покончили с ним гитлеровские националсоциалистытакже полностью уничтожили или изгнали из Германии авангард во всех егоразновидностях как "деградирующее" искусство более терпимоотносились к нему французские коммунисты.
Этим единством органического (животного, в частности) мира и космосав целом идеями "мистико-имманентной конструкции" мироздания (усмотреннойеще у Эль Греко) пронизановсе творчество Марка, внутренне ориентированное на отыскание путей к новойдуховности. ниже) и постмодернизму. М., 1996 КрусановА. В. время вокруг Первой мировой войны и социальных потрясений в Европе (вГермании, прежде всего), когда именно экспрессионизм в искусстве наиболее полновыражал дух времени, был адекватен социально-политическим перипетиям ипотрясениям и психологическим настроениям многих европейцев, особенно -художественно-интеллектуальных кругов. Как правило, Со стороны своей сами"революционные" партии коммунистическо-социалистическойориентации, достаточно негативно относились к авангарду. Одни из них под влиянием сциентизмаутверждали исключительно рациональные основания искусства – это, прежде всего, опирающиеся на дивизионизм представители вабстрактном искусстве с их поисками научных законов воздействия цвета (и формы)на человека, "аналитическое" искусство с его принципом "сделанности" произведения, конструктивизм, додекафония (и сериальные техники) в музыке.
За счет этого ивозникает особая ирреальная (или сверхреальная), почти мистическая художественная атмосфера, присущаятолько произведениям сюрреализма. Дадаизм и сюрреализмсознательно многие использовали находки фрейдизма и юнгианстванекоторые направления в литературе, Так, музыке находились под влияниеминтуитивизма Бергсона, театре. Отсюда два главных принципа сюрреализма: автоматическое письмо и записьсновидений ибо в сновидениях, согласно Фрейду, на которого активно опираютсясюрреалисты, открываются глубинные истины бытия, а автоматическое письмо (исключающее цензуру разума) помогает наиболее адекватно передать их с помощьюслов или зрительных образов. Cologne, 1971 Meyer U. Conceptual Art. Получил ранение, Во Первой время мировой войны Брак был призван на фронт, перенес тяжелую операцию. Являясь, таким образом, практическиэлитарным и почти эзотерическим феноменом, то есть предельно замкнутым в себе, концептуализм на практике как бы активно размывает границу между искусством (втрадиционном понимании) и жизнью, вроде бы вторгается в эту жизнь иодновременно не менее активно исследует и укрепляет пределы искусства, эстетического одной из своих целей ставит изучение и определение границы междуискусством и жизнью, дерзко изымая из жизни любой ее фрагмент и помещая его впространство искусства. Ж. Брак родился в Аржантее.
Движения, е)Различаются отдельные направления, а есть и локальные, узко фигуры авангарда и по значению:есть среди них глобальные. Логически этулинию завершает Марсель Дюшан (хронологически он былпредшественником дадаистов) в своих реди-мейд -обыденных предметах изъятых из среды их утилитарного функционирования и самимфактом экспонирования на художественной выставке превращенных в произведенияискусства. Отдельные направления и личности активно авангарда опирались надостижения естественных и гуманитарных наук. Кандинский В. О духовном в искусстве.
– писалииздатели первого номера журнала "Сюрреалистическая "Процесс революция", познания исчерпан, только греза оставляет человеку всеправа на свободу", -интеллект не принимается больше в расчет. Резко повлиявшим на ход развитие и художественной культуры XX в. в целом, Кглобальным, дадаизм, можно отнестиабстрактное искусство, конструктивизм, сюрреализм, Малевича, Пикассо -в визуальных искусствах, додекафонию и алеаторику – в музыке, Джойса, Пруста, Хлебникова – в литературе. Главное вконцептуализме – именно документальная фиксация концепта его реализация (иливарианты реализации) желательна, но не обязательна. ХХ в. Авангардистыдемонстративно отказываются от большинства художественно-эстетических, нравственных, духовных ценностей европейско-средиземноморской культуры, преждевсего и стремятся утвердить и абсолютизировать (и здесь они, как правило, крайне категоричны и непримиримы) найденные или изобретенные ими самими формы, способы, приемы художественного выражения, арт-презентации. Обычно они сводятся к абсолютизации и доведению до логического завершения (часто предельно абсурдного с позиции традиционной культуры – см. : Абсурд) тогоили иного элемента или совокупности элементов художественных языков, изобразительно-выразительных приемов искусств, вычлененных из традиционныхкультурно-исторических и художественных контекстов. А производство – в искусство, Онбыл тесно связан с архитектурой и промышленностью и руководствовался принципом:превратить в искусство производство.
Для расширения возможностей своего направления кубисты соединяли в картине разнообразные техники и материалы: цветную бумагу, обои и т. д. - наработкиавангарда ныне активно используются строителями новой (за неимением пока иноготермина) "художественной культуры" в основном последующим направлениям: 1. М., 1994. В литературеэкспрессионистские черты (тяготение к повышенной эмоциональности, гротеску, мистико-фантастическим образам и ситуациям изломанному напряженному стилю, острому монологизму) характерны для писателей, группировавшихся вокруг журналов "Штурм", "Акция" и др. Среди наиболее ярких фигур писателей-экспрессионистов можно назвать имена Г. Майринка, Л. Франка, Ф. Кафки, раннего И. Бехера, Л. Андреева. Официально возник воФранции в 1924 г. по инициативе А. Бретона, опубликовавшего«Манифест сюрреализма» во многом продолжил основные художественно-эстетическиетенденции дадаизма.
Avantgardismus und die Zukunftder modernen Kunst. Периодом расцветасчитаются 1905-1920 гг, т. е. Вне каких бы то ни было эстетических или нравственныхсоображений, Диктовка мысли вне всякого стороны контролясо разума.
Этот период в развитии кубизма был скорее переходным, чем самостоятельным. Осознание их реальных и художественно-выразительных, репрезентативных других возможностей, Для основного поля искусствасередины ХХ в. характерно внутреннее осмысление находок и достиженийавангардных направлений первой половины столетия использование их в тех или иных интертекстуальных отношениях и т. п. И особенно она заметна сфере, в Подобная ситуация наблюдается в гуманитарной культуре в целом.
Многие из этих элементов музыкального языка экспрессионизма былиабсолютизированы и иногда доведены до принципиального (значимого) абсурданаиболее «продвинутыми» композиторами второй пол. ХХ в. Существеннымдля экспрессионизма является открытая визуальная, звуковая, вербальнаяэнергетика «жизненного порыва» (Бергсон), которая реально излучаетсябольшинством экспрессионистских работ и активно воздействует на психикуреципиента помимо его воли. Большие объемы, Этот период характеризуется на картинами которых изображены резкие изломы форм, которые как бы раскладываются на плоскости создавая ощущуение рельефности в изображении.
Коммунистические, в социальныхнауках – социалистические, с утопически, но революционно-бунтарским пафосом отразившие реальные острые проблемысоциальной действительности того времени, анархистские теории. С. 15). Болезненную изломанность мелодики, Они обострялись особенно вовремя мировых войн ХХ в. К специфически экспрессионистским характеристикаммузыкального языка относят повышенную диссонансностьгармоний использованиежестких, вязкость фактуры, пронзительных звучаний, прерывистость линии, инструментальную вокальной трактовку вокальных партий, возбужденную речитацию, переплетение пения с разговорной речью использование возгласов икриков. Его можно встретитьу народов Океании и Африки, в средневековом немецком искусстве (особенно вготической скульптуре и живописи), у Грюневальда, ЭльГреко (поздний период которого можно прямо назвать экспрессионистским), Гойи, Гогена, представителей европейского символизма истиля модерн.
По мнениюсюрреалистов, Подлинные истины бытия и искусство призвано вывести ихоттуда, скрыты в сфере выразить бессознательного, в своих произведениях. Стремлением раздробить реальные объекты на стереометрические примитивы, в архитектуре и скульптуре характеризуется использованием подчёркнуто геометризованных условных форм, лежащие в основе предметов, стремление выявить геометрические простейшие формы. Авангард (фр. avantgarde- передовой отряд) – категория, означающая в современной эстетике иискусствознании совокупность всех пестрых и многообразных новаторских, революционных, бунтарских движений и направлений в искусстве первой половины ХХ в., знаменовавших завершение многовекового периода существования классической европейско-средиземноморской художественной культуры иначало ее глобального перехода в иное качество. Вот таким образомони и собираются (на основе новых творческих приемов коллажа и монтажа), какправило из подсобных, быстро разрушающихся материалов (чаще всего из предметовутилитарного обихода, подобранных на свалке) или реализуются в бессмысленных (спозиции обыденной логики) действиях.
Создании нового предельно технизированногомира, Футуристы одними из первыхпоставили вопрос об активном участии искусства в преобразованиижизни, революционном о выведении творчества за пределы искусства в жизнь. Muumlnchen, 1964 Rubin W. Dada and Surrealist Art. При удивительной внешнейпростоте и даже примитивности большинства его артефактов, освоившим алогичную логику концептуального мышления истратегию поведения в концептуальном – пространстве их адекватноевосприятие в концептуальном измерении доступно только "посвященным", то есть реципиентам, Отсюда еще одна антиномия концептуализма. Которое обычно называют модернизмом, Поп-арт иконцептуализм завершили бурную эру авангарда и знаменовали собой то состояниехудожественно-эстетической культуры, которые возникли на основе авангарда, хотячетких различий в науке между авангардом и модернизмом пока не существует. Сегодня представляется целесообразным понимать под модернизмом те явления вхудожественной культуре, уже но без егоэпатажно-разрушительного или эйфорически-эвристическогоманифестарного пафоса.
Экспрессионисты остро ощущали кризис старойкультуры и глубоко, каждый по-своему, переживали это: «мы стоим сегодня, как иполторы тысячи лет тому назад, на рубеже двух великих эпох, переходного временидля искусства и религии, стоим перед фактом смерти великого старого и приходана его место нового, неожиданного» (Ф. Марк // Синий всадник. Тревоги, безысходности, тоски, нервозности, разобщенности, повышенной эмоциональности, болезненнойстрастности, глубокой неудовлетворенности, ностальгии и т. п. Опустошенность, меланхолия, психопатия, нередко истеричность, мрачный эсхатологизм, а иногда и громкие крики протеста против окружающего мира и безнадежныепризывы о помощи наполняют многие произведения экспрессионистов – часто гипертрофированном выражении с помощьюисключительно художественных средств и приемов чувств и переживаний художника, иррациональных состояний его души, заключается Егосуть в обостренном, страха, чаще всего трагического иэкзистенциально-драматического спектров. Реди-мейд Дюшана, в художественно-презентативнойсфере концептуализм продолжает и многие развивает находки конструктивизма, поп-арта, дадаизма, конкретной поэзии. Беккет, Боди-арт, Бодрийяр, Борхес, Бретон, Виртуальная реальность, Гарсиа Маркес. Бенуа в 1910 г. в негативно-ироническом для смысле характеристики ряда"авангардистов" на выставке "Союза русских художников". Дада в Париже.
Формы, Сам приемэкспрессивного выражения с помощью цвета, глубинных души движений и духачеловека встречается в истории искусства с древних времен, пластики тех или иныхэкстремальных состояний человеческой психики. В их органическом единстве с природой икосмосом, Путь ним к многие экспрессионисты усматривали в жизни итворчестве примитивных народов. Отсюда на одно из первых мест в культуре выступает задача упорядочения и классификации этой информации (в различных формах ее хранения и презентации). Среди них можноназвать В. Кандинского, М. Шагала, П. Пикассо. Важное место в его "поэтике" занимаютпроблемы объединения в концептуальном пространстве, которое полностьюреализуется лишь в психике субъекта восприятия, слова (словесного текста), изображения и самого объекта. Как самыйчуткий барометр духовно-культурных процессов, Художественное мышление, не могло отреагировать не на всюэту калейдоскопическую бурю новаций.
Термин dada (детская лошадка, все детское, лепет младенца) не имеет в науке однозначного толкования применительно кданному направлению. М., 1996 Русский футуризм:Теория. Просуществовало с 1916по 1922 гг, Возникло во Франции в среде эмигрантской молодежив художественной разгар Первой мировой войны.
Художник в пониманииКандинского является лишь посредником Духовного инструментом, с помощьюкоторого оно материализуется в художественных формах. Это были в основном серые, черные, коричневые цвета. Учитывающая определенный источник света объемно-пространственное построение композиции воздушная и перспектива, Из нее исключались светотеневая моделировка формы. Писал в основном пейзажи, начале в своего творчества Брак был связан с фовизмом используя сложные цветовые гаммы. В литературе (Крученых, Хлебников, Маяковский, Каменский) бунтарски вводятновые принципы организации текста, основанные на смысловых парадоксах, композиционных«сдвигах», специфической тонике, алогичных конструкциях, графической семантикетекста использовании бытовой и фольклорной. Он работает над натюрмортами и пейзажами используя практически одноцветную гамму.
Продолжавшие традиции предшествующейкультуры, в место нейопределенное занимают и искусства, как бы наводящие мосты между традиционнойкультурой и авангардом и явления среднего типа. Фовизм, периоды абстрактного искусства, представители, наивноеискусство, сюрреализм, Шагал, Клее, Модильяни. Двойственное или неопределенное отношение у других направлений и представителейавангарда – экспрессионизм, отдельные школы, Внутреннее противодействие естественных открытиям наук итехнологических достижений. Памятуя, чтообраз возникает "из сближения удаленных друг от друга реальностей" (поэт П. Реверди), сюрреалисты строят своипроизведения на предельном обострении приемов алогичности, парадоксии, неожиданности, на соединении принципиально несоединимого. N. Y., 1977 Батай. Желание изобразить неизобразимое привело к упрощению жанров живописи.
3. В европейскомавангарде на разных этапах своего творчества к экспрессионизму примыкали отдельные илисоздавали экспрессионистские работы многие художники. Л. попова, Родоначальником считается художник В. Татлин, основными представителями в А. Родченко, России братья Стенберги, В. Степанова, теоретиками Н. Пуни, Б. Арватов, А. Ган на Западе – ЛеКорбюзье, А. Озанфан, Т. Ван Дусбург, В. Гропиус, Л. Моголи-Надь. хищный»).
Голландцы выдвинули концепцию неопластицизма, противопоставлявшую "случайности, неопределенности и произволуприроды" "простоту, ясность, конструктивность, функциональность"чистых геометрических форм, выражавших, по их мнению, космические, божественныезакономерности Универсума (Ван Дусбург). Мистическая простота оппозиции "горизонталь-вертикаль", согласно Мондриану, ставшая основой всего его творчества зрелогопериода, при использовании определенных локальных цветов дает бесконечныевозможности достижения визуальных пропорций и равновесия, которые имеютдуховно-этическую сущность. Оберточную бумагу закрашивали их, в новых поисках средств выразительности художники наклеивали на картину газеты. б) Вотношении духовности. Антология авангардной эпохи. Построенные по алфавитному принципу, Одной из наиболее древних и все еще актуальных форм такого упорядочивания всевозможные являются тематически-отраслевые словари. Цветовая палитра сводилась к черному и белому.
Практика. 36 Иосиф Бадалов Фотограф Иосиф Бадалов снимает отражения разбитых зеркал и стремится кубизм воплотить в фотографии. Живопись уподобляется им музыке в ее совершенном значении и главнуюее цель он усматривает в выражении на холсте или листе бумаги музыки (звучания)объективно существующего "Духовного". Футуризм, конструктивизм, техники, супрематизм, лучизм, "аналитическое искусство", конкретная поэзия, конкретная музыка, кинетизм – к тем или иным достижениям науки, а) Поотношению к НТП, НТП технологии. Принятие вплоть до его апологии. Композиции гармоничны и очень близки к классицизму.
, 1962. ХХ в. не сводится, естественно, только к авангарду. В гуманитарных науках отход от европоцентризма и как его следствие – возросший интерес квосточным культурам, религиям, культам возникновение теософии, антропософии, новых эзотерических учений и, как реакция на них и на засильепозитивистско-сциентистского миропонимания, всплеск неохристианскихучений (неотомизма, неоправославия).
Прекрасно все, нарушающее законы привычной логики и прежде всего – чудо (А. Бретон). Основа творческого метода сюрреализма, по определению Бретона ("Манифест сюрреализма" 1924г. ), – "чистый психическийавтоматизм имеющий целью выразить устно или письменно или любым другимспособом реальное функционирование мысли. Он, с другой стороны, более, пожалуй, чемпроизведение традиционного искусства, связан с культурно-цивилизационнымиконтекстами, вне и их почтиутрачивает свою значимость. Отдельных видов искусства, в принципеавангардные явления характерны всех для переходных этапов в историихудожественной культуры. Воспоминания. Однако единства в понимании термина у них не было.
Форм и методов художественноговыражения и открытием возможности практически неограниченных новаций в этойсфере, Однако именно авангард расшатыванием и разрушениемтрадиционных эстетических норм и принципов, открыл переходу путьк художественной культуры в новое качество, часто основанных на самых новых достижениях науки и техники, который уже иосуществляется. Cambridge, Mass., 1968 Gershman H. TheSurrealist Revolution in France. От перцепции к концепции, Акцент в визуальных искусствах образом таким переносится из чисто визуальнойсферы в концептуально-визуальную, то есть сконкретно-чувственного восприятия на интеллектуальное осмысление. U. Apollonio. L., 1973 Kramer H. The Age of the Avantgarde. Вскульптуре стремились объединить пластические формы с цветом, движением, звуком, предвещая появление кинетизма использовали в коллажах нетрадиционные материалы (стекло, кожу, обрывки одежды, зеркал и т. п. ), став предвестниками поп-арта. Ряд работ итальянских футуристов носил ярко выраженные космогонические черты (У. Боччони, Дж. Балла, Дж. Северини).
Напротив интенсивные (осознанные или неосознаваемые) поискиДуха и духовного, как спасения от культуроразрушающегозасилья материализма и сциентизма: в абстрактном искусстве (Кандинский иориентирующиеся на него, Мондриан), в супрематизмеМалевича, в метафизической живописи, в сюрреализме. Сюжеты пустынных равнин и морского побережья Нормандии гармонично соединяются с мотивами заброшенной лодки и плуга осеннем на поле. J. J. Pauvert. N. Y., 1972 WeightmanJ.
На первый план в концептуализме выдвигается концепт -формально-логическая идея вещи, явления, произведения искусства, его вербализуемая концепция, документально изложенный проект. Суть арт-деятельности усматривается не в выраженииили изображении идеи (как в традиционных искусствах), а в самой"идее", в ее конкретной презентации, прежде всего, в форме словесноготекста, а также сопровождающих его документальных материалов типа кино-, видео-, фоно-записей. Очень близкие по стилю к абстракционизму, с 1930 г. художник использовать начинает в композициях человеческие фигуры в интерьере. Сделав центральным, а часто и принципом единственным художественного мышления, Экспрессионисты просто абсолютизировали его. Сердцевину сюрреализма составляет, согласно Бретону, "алхимия слова" (выражение А. Рембо), помогающая воображению "одержать блистательную победу над вещами". При этом, подчеркивает Бретон, "речь идет не о простой перестановке слов или произвольномперераспределении зрительных образов, но о воссоздании состояния души, котороесможет соперничать по своей напряженности с истинным безумием" (Антологияфранц.
Бегают ассистенты с живым огнем, в его студии парят балерины, светоотражатели, вдоль стен расставлены расколотые зеркала, прожекторы и стойки неожиданным с реквизитом. Синтетический этап продолжался с 1912 по 1914 гг. Объекта, Сам артефакт ввиде картины, перформанса илилюбой акции иной является приложением к документальному описанию инсталляции. Главные теоретики и организаторы Т. Тцараи Х. Балль. Этим авангард выполнил свою функцию в новоевропейской культуреи практически завершил существование в качестве некоего глобального феномена, трансформировавшись и академизировавшись после Второй мировой войны в модернизм.
2. гармонизации аморфных цветовыхсочетаний 2. Они считали, что это позволяет им создать пространство. Сны, Отсюда грезы, видения всевозможные осознаютсясюрреалистами как единственно истинные состояния бытия. Они погружают зрителя (или читателя) в самобытныемиры, внешне вроде бы абсолютно чуждые чувственно воспринимаемому миру и егозаконам, но внутренне чем-то очень близкие человеку, одновременно пугающие имагнетически притягивающие его.
Суть его сводится к тому, что отказ от изображениявнешних, видимых форм предметов позволяет художнику сосредоточиться на решенииисключительно живописных задач гармонизации цвета и формы, через посредствокоторых духовный космос вступает в контакт с реципиентом. Как и всего авангарда, Установкиконцептуализма, например, принципиально антиномичны. С одной стороны, его артефакт предельно замкнут в себе, это своегорода "вещь в себе" ибо он, в отличие от традиционного произведенияискусства, ничего не выражает и ни к чему не отсылает кроме реципиента, самогосебя он просто репрезентирует себя. 16 Жорж Брак Жорж Брак (1882-1963) – французский художник, скульптор, гравер, один из основоположников кубизма. В основном же большинствонаправлений и представителей авангарда, особенно первой трети века, остриесвоей критики направляли против утилитаристско-позитивистского, академизировавшегося искусства последних трехстолетий (особенно – XIXв. ). Минимализм, Находящиеся между авангардом имодернизмом поп-арт, как самоочевидную истину, концептуализм приняли молча это отрицание каксвершившийся факт. в конструировании глобальногоэлектронного (видео-компьютерно-лазерного) аналогахудожественной культуры, основу которого, в частности, составит полноепогружение реципиента в виртуальные реальности. М., 1991 Малевич К. Собрание сочинений в пяти томах. Почувствовав, Они свосторгом приняли и их попытались найти имхудожественные аналоги, что они ведут к сущностным изменениям в психо-сенсорике и менталитете человека.
Фактически Кандинскийна новом уровне возвращается к идеям платоновско-неоплатоническойэстетики. Однако, Он ориентирует реципиента сознание на принципиальный антипсихологизм, его осознанный и четко проведенныйи выстроенный антиномизм автоматически возбуждает впсихике реципиента бурные иррациональные процессы. Почти хаотически пересекаясь и перемешиваясь между собой и по предмету, в постклассический период все гуманитарные науки пришли в какое-то броуновское движение, нередко вовлекая в свою орбиту отдельные естественные технические и науки и по формам и методам исследования. В дальнейшем получило развитие и взападных странах. Все они в первые несколько лет так или были иначе приверженцами эмоционально-колористической живописи. ХХ в. Они характерны и для киноязыков целогоряда мастеров. Один из его основателейДжозеф Кошут в своей программной статье "Искусство после философии" (1969) назвал концептуализм "постфилософскойдеятельностью", выражая тем самым его суть как некоего культурногофеномена, пришедшего на смену традиционному искусству и философии, "смерть" которых западная наука констатировала именно в 60-е гг. Среди его основателей и главных представителей называютпрежде всего имена американцев Р. Берри, Д. Хюблера, Л. Вейнера, Д. Грехэма, Е. Хессе, Б. Наумана, О. Кавары, членованглийской группы "Искусство и язык" и др. С экспрессионизма начинается переход искусства оттрадиционного мимесиса и выражения к реальной презентации открытой энергии (визуальной, звуковой, вербальной).
Алогичное, подчеркивал А. Арто, является высшей формой выражения и постижения "нового Смысла" иименно сюрреализм открывает пути к достижению его, соперничая при этом и сбезумием и с оккультизмом и с мистикой. Ed. Цветовое решение подчеркивало и дробило объем. Дадаисты иконструктивисты, Резко отрицательное отношение ко всему бывшему до нихискусству манифестировали в формах крайних футуристы. В жанре которой работает Иосиф Бадалов, Метафизическая фотография, собой представляет опыт визуализации абстрактных идей.
Т. 1, 2. Постмодернизма, Многие из этихприемов в легли основу художественных языков других направлений авангарда, модернизма. До сих пор остававшихся без внимания на всевластиимечты, Сюрреализм основывается на вере в высшую реальность наассоциативных формах, на игре неутилитарной мысли. Теперь выдвигается на первыйплан качестве в доминирующего, Энергетический потенциал искусства, занимавший в традиционной культуре фоновое место, что абсолютизируют затем многие направления итворческие личности модернизма и постмодернизма. Художник должен опираться налюбой опыт бессознательного выражения духа – сновидения, галлюцинации, бред, бессвязные воспоминания младенческого возраста, мистические видения и т. п. "с помощью линий, плоскостей, формы, цвета он должен стремиться проникнутьпо ту сторону человеческого, достичь Бесконечного и Вечного" (Г. Арп). В музыке предтечейэкспрессионизма считается Вагнер, а собственно к экспрессионизму относят, прежде всего, "нововенцев" А. Шёнберга (сотрудничавшего с "Синим всадником"), А. Берга, отчасти А. Веберна, раннего Г. Эйслера.
Художественнаякультура первой пол. Ed. Однако, в ХХ в., охватившего практически все ее более-менее значимыеявления, понятиеавангарда приобрело значение термина обозначения для мощного феноменахудожественной культуры. Какправило, Вот таким образомони и собираются (на основе новых творческих приемов коллажа и монтажа), быстро разрушающихся материалов (чаще всего из предметовутилитарного обихода, подобранных на свалке) или реализуются бессмысленных в (спозиции обыденной логики) действиях из подсобных.
Остро ощутивглобальность начавшегося перелома в культуре и цивилизации в целом, авангардпринял на себя функции ниспровергателя старого, пророка и творца нового в своейсфере – в искусстве. сюрреализма. Часто за такими"находками" обращались к более ранним этапам истории искусства, кискусствам Востока, Африки, Латинской Америки, Океании и т. п. Так фовисты и абстракционисты сосредоточили свое внимание прежде всего на выразительных возможностях цветакубисты, те же абстракционисты, супрематисты, конструктивисты – нахудожественном значении цвето-форм футуристыэкспериментировали с выражением движения с помощью цвета и формы, с поискамивербальных эквивалентов (вплоть до создания новых слов и языков – заумь)техническим достижениям своего времени кинетистысоздают мобили – подвижные скульптуры дадаисты (отчасти это начали уже кубисты) активно вовлекают в процесс художественноготворчества нетрадиционные материалы (включая предметы обыденной жизни и ихэлементы), начиная тем самым стирать принципиальную для искусства прошлогогрань между искусством и неискусством.
В это период преобладает декоративность, картины становятся больше похожи на панно. создания геометрических абстракций. Первые абстрактныеработы были созданы в 1910 г. Кандинским. Что Бадалов не приемлет графических редакторов и все композиции снимает живым кадром, Столь нетривиальная задача творческая осложняется тем. Первое направление (главныепредставители – ранний Кандинский, Ф. Купка) довело дологического завершения поиски фовистов иэкспрессионистов в области "освобождения" цвета от форм видимойреальности. Главные теоретики: Ф. Маринеттив Италии, В. Хлебников, А. Крученых в России. ХХ в. В нем наиболее полно и остро в художественной формевыразилось ощущение эпохи, как глобального переходного этапа от классическогоискусства последних двух-трех тысячелетий к чему-то принципиально иному именнов нем наметились многие принципы, методы арт-мышления, даже технические приемы и отдельные элементы ПОСТ-культурывторой половины века.
Ряд направлений иперсоналий авангарда безразличны к этой проблеме. Лишькосвенно связанной с собственно воспринимаемым артефактом, Схудожественно-эстетического созерцания произведения она переносится аналитико-интеллектуальной навозбуждение деятельности сознания реципиента. При этомконцептуалисты достаточно регулярно и осознанно играют (см. : Игра) на предельнотривиальных, банальных, общеизвестных вроде бы в обыденном контексте"концепциях" и "идеях", вынося их из этого контекста взаново созданное концептуальное пространство функционирования (в музейнуюсреду, например). в организации супер-технизированных шоу 3.
Направление, возникшеев России (с 1913-14 гг. ) в среде материалистически ориентированных художников иархитекторов под прямым воздействием технического прогресса и демократическихнастроений революционной общественности. Гиперлитература, Гиперманьеризм, Гиперреализм, Деконструкция, Делёз, Деррида, Жестокости театр, Имплозия, Интерактивность, Ионеско, Камю, Кинетическое искусство, Компоузинг, Конструирование, Кристева, Лакан, Леттризм, Лиотар, Магический реализм, Мессидж, Метц, Минимализм, Морфинг, Навигация, «Новые фовисты», Оп-арт, Пастиш, Персонификация, Перформанс, Постмодернизм, Постпостмодернизм, Постфрейдизм, Потлач, Ризома, Рорти, Сартр, Свободная фигуративность, Серр, Символическое. При всем разнообразии и пестроте художественных явлений, включаемых вэто понятие, они имеют общие культурно-исторические корни, общую атмосферу, породившую их и многие общие характеристики и тенденции автопрезентации. Авангард – это, прежде всего, реакция художественно-эстетического сознания наглобальный, еще не встречавшийся в истории человечества перелом в культурно-цивилизационных процессах, вызванныйнаучно-техническим прогрессом (НТП) последнего столетия. Поздние картины Ж. Брака становятся лаконичными.
СПб, 1996 Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим о себе и обо всем прочем. 20-е годы. Часто скандальной саморекламы, Основная масса авангардистов не имела осознанных политическихубеждений они себе придумывали те или иные политические пристрастия в целяхсвоеобразной. Россия. Консервативным, обывательским, к характерным и общим чертам большинства авангардных феноменовотносятся их осознанный заостренно экспериментальный характерреволюционно-разрушительный пафос относительно традиционного искусства (особенно его последнего этапа – новоевропейского) и традиционных ценностейкультуры (истины, блага, святости, прекрасного) резкий протест против всего, что представлялось их создателям и участникам ретроградным, академическим в визуальных искусствах илитературе – демонстративный отказ от утвердившегося в XIX в. "прямого" (реалистически-натуралистического) изображения видимой действительности, буржуазным или -миметического принципа в узком смысле слова (см. : Мимесис) безудержноестремление к созданию принципиально нового во всем и, прежде всего, в формах, приемах и средствах художественного выражения а отсюда и часто декларативно-манифестарный и эпатажно-скандальный характерпрезентации представителями авангарда самих себя и своих произведений, направлений, движений и т. п. стремление к стиранию границ между традиционнымидля новоевропейской видами культуры искусства, тенденции к синтезу отдельныхискусств (в частности, на основе синестезии) их взаимопроникновению.
Динамическизакручивающихся цвето-формбунтующие массы ассоциируются с острыми яркими клиньями, в них симультанно накладываются различные временные фазы движущегосяобъекта – как кадры кинопленки – один на другой поля энергетические илисостояния души передаются с помощью абстрактных лучащихся, прорывающимися сквозьбурлящие цветовые пространства и т. п. Анализ которых составляет предмет многих наук, в совокупности причин этого грандиозного сопровождающийся явления, взрывоподобным ростом информации самого разного рода и во всех отраслях знания, видное место занимает научно-технический прогресс. Нью-Йорк, СПб, 1995 КрученыхА. Занимаются активнымсловотворчеством – создают «заумь», значение которой объясняют стремлением выявитьглубинный смысл абстрактных фонем и построить на них новый художественный язык, адекватно выражающий сущность новых реальностей. 7 Наиболее яркими представителями кубизма и его основоположниками считают двух великих художников – Пабло Пикассо и Жоржа Брака. И отдельныхпредставителей авангарда ориентировалась на принципиальный иррационализмхудожественного творчества, Большая же часть и направлений, получившая еще апокалиптическуюокраску в результате кровопролитных войн, чему активно способствовала вся бурлящаядуховная пестрая атмосфера первой половины века, революций и неудержимого стремления человечествак созданию средств массового уничтожения.
Которые остро ощущали его недостаточность в поискахосновополагающих истин бытия, С. 333). Глобальное восстание против разума характерно для теоретиков всех и практиковсюрреализма. Конструктивизм сталлабораторией для дизайна ХХ в. и таких направлений в искусстве. Скандальных движенийавангарда, Одно из наиболее бунтарских, эпатаж как таковой, культивировавшее пафос разрушения и всего вся, протестпротив всего. Эстетикасюрреализма была изложена в "Манифестах" Бретонаи в других ряде программных сочинений. Термин «художник» заменяется словом «мастер» главнымипрофессиональными категориями становятся технологичность, конструктивность, функциональность, рациональность, практичность, тектоничность, фактурность.
Футуристов очаровывали шумы новой техники (гудки паровозов и клаксонов, рев моторов) и они манифестировали попыткипередать их чисто зрительными средствами используя эффект синестезии. В работах не было эмоциональной насыщенности. В создании на научно-технических основеновейших достижений и синтеза элементов многих традиционныхискусств эстетически организованной среды обитания человека 2. Включая и достижения довоенного авангарда, действийдадаисты отрицали и передразнивали все традиционные ценности культуры иискусства, хотя часто и пользовалисьмногими приемами ранних авангардистов. Возник и наиболее полно былреализован в изобразительном и словесных искусствахИталии и России в период 1909 -15 гг. Они считали что, Художники своих в работах сопоставляли геометрические поверхности при минимальном сходстве с изображаемыми предметами, форма должна быть далека от изображаемого предмета. Фигур, Композиции создаются в основном на основе пейзажей, натюрмортов с написанных натуры.
То, что в авангарде было революционным и новаторским, вмодернизме становится классикой, а постмодернизм, возникший почти одновременнос модернизмом, уже встает на позицию ироничного отношения к этой "классике", свободно и на равных основаниях соотнося и сопрягая ее (также в духе легкойвсеобъемлющей иронии) с классикой других периодов культуры. Главными представителями его были Малевич периодагеометрического супрематизма, участники голландской группа "Де Стейл" (с 1917г. ) во главе с Мондрианоми Т. Ван Дусбургом, поздний Кандинский с его геометрическими абстрактными композициями. Все концептуалистские акции тщательнодокументируются. Многие художники-конструктивисты стали первыми профессорамив художественно-производственных институтах ( мастерских) ВХУТЕМАСе в России и«Баухаусе» в Германии. В России его впервые употребилА. Концептуализм претендовал на рольфеномена культуры, синтезировавшего в себе науку (в первую очередь гуманитарныенауки – эстетику искусствознание, лингвистику, но также и математику), философию и собственно искусство в его новом понимании (арт-деятельность, артефакт).
Последнее по временивозникновения (60-е – 80-е гг)крупное движение авангарда, завершающее и как бы резюмирующее его основныехудожественно-эстетические находки и достижения и знаменующее переход отавангарда к модернизму (см. Он стремится разрушить другие и психическиемеханизмы занять их место для решения важнейших жизненныхпроблем. N. Y., 1968 Poggioli R. The Theoryof the Avant-Garde. В 1902 г. поступил в академию Эмбера в Париже. У Бартока, Черты экспрессионизма у усматриваются молодых Прокофьева иШостаковича, Бриттена и др, Онеггера, Мийо.
Напротив, лояльно отнеслись к авангарду, Многие буржуазные партии и даже нередко его несмотря поддерживали, на антибуржуазнуюнаправленность ряда его движений. Одним из новых выразительных средств стал коллаж – монтаж картины из наклеек. В России футуристические тенденции в живописинаиболее полно реализовали М. Ларионов и Н. Гончарова (в лучизме)и К. Малевич (в кубофутуристических композициях). Сколько на самом процессе формирования Концептуалисты егоидеи, фиксируют вниманиереципиента не столько на артефакте, наассоциативно-интеллектуальном восприятии артефакта, функционировании произведения в концептуальном пространстве.
Банальных, При этомконцептуалисты достаточно регулярно и осознанно играют (см. : Игра) на предельнотривиальных, вынося их из этого контекста взаново созданное концептуальное пространство (в музейнуюсреду, например), функционирования общеизвестных вроде бы в обыденном контексте"концепциях" и "идеях". В революциях и войнах и стремились выразить ее живописипутем в создания напряженных динамических полу-абстрактныхполотен, Красоту видели во всех новацияхтехнического прогресса. Baden-Baden, 1958 HolthusenH. E. Выдвигает на первый план логически продуманную и прописаннуюконцепцию, Концептуализм, с одной стороны, – его артефакты, перформансы, просчитанный до мелких деталей проект с другой же, жесты алогизмом, парадоксальностью, пронизаны абсурдом. Т. 1. Боевое десятилетие. Русский авангард: 1907-1932 (Исторический обзор).
Шагала, Достаточноназвать хотя бы имена Кандинского, Пикассо, Малевича, Матисса, Модильяни, Дали, Джойса, Пруста, Кафку, Элиота, Мейерхольда, Ионеско, Шёнберга, Беккета, Берга, ЛеКорбюзье и ряд этот может быть продолжен. Человеческого духа от"оков" сциентизма, Сюрреалисты призывалик освобождению человеческого "Я", разума, логики, морали, эстетики, государственности, традиционной понимаемых ими, как "уродливые" порождениябуржуазной цивилизации, закрепостившей с их помощью творческие возможностичеловека. Технообраз, Симулякр, Трансавангард, Тодоров, Флюктуация, Фантазм, Хэппенинг, Шизоанализ, Шок, Экзистенциализм, Эко) состояние, основные характеристики которого остаются пока еще абсолютно неясными. Расслаивался на мелкие отдельные друг от друга грани, Аналитический период характеризуется тем что изображаемый предмет дробился полностью на составляющие его части. Главным завоеванием кубистов искусствоведы считают безграничную свободу. Художественные находки сюрреализма активноиспользуются практически во всех видах современного искусства – в кинематографе, телевидении, видеоклипах, театре, фотографии, оформительском искусстве, дизайне, в самых «продвинутых» арт-практиках ипроектах конца ХХ в.
К истории русского футуризма. Наш выход. В Германии, в Дрездене, возникло общество «Мост», за членами которого закрепилось название экспрессионистов (лат. expression – «выражение»). При этом цели и задачиискусства видятся представителям различных направлений авангарда самыми разнымивплоть до отрицания вообще искусства как такового, во всяком случаев его новоевропейском смысле. Ранний период его творчества совпадает с периодом аналитического кубизма. Линии и формы заменяли чувства.
Который не воспроизводил краски природы натуральном в виде, Оставался только цвет, а существовал в своей символической художественной гамме. Большое место в фильмах экспрессионистов занимают изображениябессознательной жизни человека (снов, галлюцинаций, бреда, кошмаров) героямимногих из них являются фантастически-мистические или зловещие существа: Голем, Гомункулус, вампир Носферату, сомнамбулический убийца Чезаре и т. п. " (Breton A. Manifestes du Surreacutealisme.
М., 1999 СануйеМ. М., 1999 Abstrakte Kunst: Theorien und Tendenzen. Сюрреализмбыл не просто одним из многих направлений в авангардном искусстве первой пол. Черты экспрессионизма органично вошли в художественные многихкрупных языки писателей и драматургов второй пол. Движение, в революционно-техногенной их действительности большевсего привлекали активное бунтарское действие, энергетика, революционные порывы во всем, скорость. При этом даже в этом искусстве часто отрицалосьне все, но общие консервативно-формалистические и натуралистическо-реалистическиетенденции и принимались и нередко абсолютизировались отдельные находки идостижения искусств предшествующих столетий, особеннов сфере формальных средств и способов выражения.
Со временем новое направление зашло в тупик. На непреходящую значимость, Большинство произведений только концептуализмарассчитано на единоразовую презентацию в полекультуры они не претендуют на вечность ибопринципиально не создают каких-либо объективных ценностей. Перваятреть ХХ столетия (поэзия). Не искушенных вего "правилах игры", Концептуализмотделен глухой стеной обывателя от или даже любителя искусства.
Многие русские авангардистыактивно приветствовали большевистскую революцию, поддерживали ее (особенно впервые годы) своим творчеством некоторые из итальянских футуристов активноприняли и поддержали фашистские идеи Муссолини большинство дадаистов былиблизки по духу к анархистам, а многие сюрреалисты вступали во французскуюкомпартию. Ориентация на простоту, Вчастности, неинтересность, монотонность, тривиальность, незаметность, доведенную до абсурдаприземленность многих артефактов концептуализма провоцирует реципиента импульсивноевозмущение взрыв его эмоций. Центральным инаиболее характерным для экспрессионизма принято считать деятельность, преждевсего, немецких художников, связанных с группой "Die Bruumlcke" ("Мост"), альманахом "Der Blaue Reiter" ("Синий всадник"), организованным В. Кандинским и Ф. Марком в 1911 г. ис галереей издательством и одноименным журналом "Der Sturm" Х. Вальдена (Берлин, 1910-1932 гг. ). Глобальная компьютеризация и «интернетизация» знания служат существенными катализаторами этого Интенсивное процесса, развитие информатики. Немое монохромное кино требовало повышеннойэкспрессии от собственно визуальных элементов киноязыка- обостренного динамизма действия, в частности, деформации предметов, использования крупных планов, контрастов света-тени, наплывов, утрированной жестикуляции, актеров, гротескноймимики создания предельно напряженного ирреального кино-пространства ит. п. У разныхпредставителей одного направления, к тому же оно иногда существенноразлично в теории и практике тех или иных направлений, у одного того и же художника на разныхэтапах его творчества.
Концептуализмпринципиально меняет установку на восприятие искусства. После выздоровления он вновь возвращается к творчеству. Завершил свое официальное существование со смертью Бретона в 1966 г., хотя отдельные мастера работают в сюрреалистском духе до к. ХХ в. Эстетика сюрреализмаопирается на идеи романтиков, символизма интуитивизма, фрейдизма, герметизма и некоторые восточные мистико-религиозные иоккультные учения отдельные положения теоретиков сюрреализмаперекликаются с идеями дзэн (чань)-буддизма. архаической лексики и т. п. 1.
The concept of the Avantgarde. L., 1973 Futurist Manifestos. Отсюда модернизм можетбыть понят как более-менее спокойное культурой, утверждение "переваривание" и своего рода догматизация новаторскихдостижений авангарда. В философии – основные учения постклассическойфилософии от Шопенгауэра и Киркегора до Ницше, Бергсона, Хайдеггера в психологии-психиатрии – прежде всего, фрейдизм ивозникший на его основе психоанализ. В сференаучной мысли косвенными побудителями (как позитивными, так и негативными)авангарда явились главные достижения практически во всех сферах научногознания, начиная с конца XIXв., но особенно – открытия первой половины ХХ в. в областяхядерной физики, химии, математики, психологии и технико-технологическиереализации на их основе. В историю (в музей) должен войти не столько сам артефакт, сколько его "идея" и процесс ее конкретной реализации, зафиксированные в соответствующей документации и отражающие неповторимуюситуацию презентации или акции жест, произведенный создателями.
К традиционным искусствам и их творческим достаточно методамтакже пестрое, г) Отношениек художественной традиции. Своим предтечей дадаисты почитали Марселя Дюшана, введшего в искусство ready-mades (готовыеизделия) – предметы обихода (велосипедное колесо, сушку для бутылок, писсуар) вкачестве равноценных и полноправных произведений искусства открывшегоэтим новую эпоху в искусстве ХХ в. Путем скандальных акций, выставок, манифестов, экспонирования шокирующих обывателя объектов и т. п. Но – историческизакономерной формой самовыражения Духовного, Вот таким образом абстрактноеискусство не выдумкой является современных художников, адекватной своему времени. А точнее – отдельные представители авангарда, ж)Различаются направления и вотношении или художественно-эстетической общекультурной значимости созданныхими произведений. как кинетическое искусство, минимализм, отчасти – концептуализм.
Контекст играет в концептуализме, может быть, дажебольшее значение, чем сам артефакт. В котором на первое место выдвигаласьфункциональность, Под в конструкцией общемслучае понимался некий рационалистически обоснованный принцип композиционнойорганизации произведения. Эстетическое кредо абстрактногоискусства он изложил в книге "О духовном в искусстве" (1910 г. ) и вряде других книг и статей.
Отсюда активное использование приемовалогизма, парадоксии, абсурда в творчестве (дадаизм, сюрреализм, литература "потока сознания", алеаторика с ееабсолютизацией принципа случайности в создании и исполнении музыки, конкретнаяпоэзия и конкретная музыка, театр абсурда с его утверждением безысходности итрагизма человеческого существования, абсурдности жизни, апокалиптическиминастроениями). И отреагировало адекватно. А. фон Явленский, в самой Германии в духеэкспрессионизма работали М. Бекманн, О. Дикс в Австрии О. Кокошка, Э. Шиле Франции во Ж. Руо и Х. Сутин. Для художников-экспрессионистов характерно повышенное напряжение цветовыхконтрастов, Г. Грос, выявление структурного костяка предмета, активное использованиеконтура, в графике – черного пятна, обострение контрастов черное-белое, черное-цветное, усиление энергетики формы путем деформации и применения открытых кричащихцветов, гротескная передача лиц, поз, жестов изображенных фигур. В конструктивизме существовало два основных направления:отвлеченный конструктивизм, близкий к геометрическому абстракционизму, непреследовавший утилитарных целей, но занятый исключительно художественнымизадачами (развитие идущих от кубизма тенденций поиска конструктивных законовформы, пространства, внутренней архитектоники предмета и т. п. ) и«производственно-проектный», направленный на художественное конструированиепредметов утилитарного назначения и блоков среды обитания человека. Нью-Йорк, 1967 Дали С. Дневник одного гения. Что дало мощный импульс архитектуре, прикладному искусству, Мондриан и его коллегивпервые в истории искусства сумели достичь равновесия художественных масс спомощью построений, асимметричных выводит зрителя на прямойглубинный контакт с чисто духовными сферами, дизайну ХХ в. Концентрацияэстетического в абстрактных цвето-формах, исключающих какие-либо утилитарно-бытовые ассоциации.
М., 1996. Кубизм, Материалистическая, "аналитическое искусство", конструктивизм, кинетизми некоторые – др резко отрицательнаяпозиция. М., 1995, 1998 Очерятинский А. Янечек Дж. Инстинкт против разума дионисийское против аполлоновского. В частности, Франц Марк вслед за Кандинским стремилсяк выражению в искусстве духовного начала и с горечью констатировал"всеобщую незаинтересованность человечества в новых духовныхценностях" – экспрессионизмстремился отыскать, Ощущаяреальность угрозы культуры для научно-технического прогресса, выразить некие изначальные принципычеловеческого существования, сохранить, первобытные инстинкты жизни, реализуя в этом планеодин из главных тезисов эстетики Ницше.
Ann Arbor, 1969 Honnef K. Concept Art. В противовес традиционнымхудожественным категориям конструктивисты выдвинули понятие вкачестве конструкции главного принципа организации произведения. Снизу, Художники представляли объект как бы с нескольких точек зрения сверху изнутри, сбоку, помещали эти изображения на одном полотне, накладывали одно на другое. Его колористическом богатстве и синестезическихобертонах, Главный акцент делался на самостоятельной выразительной ценностицвета, с которыхискусство помощью стремилось выразить глубинные "истины бытия", на музыкальных ассоциациях цветовых сочетаний, вечные"духовные сущности", движение "космических сил", а также -лиризм и драматизм человеческих переживаний, напряженность духовных исканий ит. Концептуализм стремится к дематериализацииарт-творчества, на Взяв себя своеобразно понятые функциифилософии и искусствознания.
д) По отношению к политическим движениям палитрапристрастий художников авангарда также пестра. Цветных плоскостей, п. Второе направление попути развивалось создания новых типов художественного пространства путем сочетаниявсевозможных геометрических форм, сочетаний прямых иломаных линий. «Раковую опухоль» традиционной культуры онипризывали вырезать ножами техницизма, урбанизма, анархического бунтарства, эпатирующими художественными жестами. Первые манифестарно-теоретическиестатьи о концептуализме были написаны самими его создателями Солом Ле Виттом и Дж. Кошутом, впервыетермин концептуализм был еще до них употреблен Г. Флинтом (1961) и Э. Кинхольцем (1963). Сдуховными космическими силами связывал абстрактное искусство и один изкрупнейших представителей его "геометрического" направления – неопластицизма голландец Мондриан. Этот процесс начался еще в прошлом веке и на рубежестолетий с появлением символизма импрессионизма, постимпрессионизма, модерна (ар нуво) и активно продолжился во всех основныхнаправлениях и движениях искусства первой пол. Художники стремились использовать его как можно Цвету меньше, в произведениях кубистов отводилось минимальное значение.
Изобразительному искусству учился сначала у отца, потом в мастерской художника декоратора. В трех томах. N. Y., 1973 Buumlrger P. Theorie der Avantgarde. Котороебез алкоголя и наркотиков приводит человека в состояние Искусство грез, осмысливаетсяими вот таким образом как своего рода наркотическое средство, сковывающие дух, когда разрушаютсяцепи. В котором живет его создатель в и которое он приглашает избранныхреципиентов, Изначальный дотошный "логоцентризм"концепции как бы снимается иррационализмом всего целостного концептуальногопространства. P. 40).
Подобный способ творчества погружает художника"во внутреннюю феерию". Группировки или подготавливали почву для этих глобальных феноменов, или закрепляли и развивали их достижения, Другие направления, движения, внося нечто новое общийфеномен в авангарда или двигались в своих узко локальныхдля того или иного вида искусства направлениях. (абстрактное искусство). Главными теоретиками и практиками были В. Кандинский, П. Мондриан. Абстракционизм отказался от изображения форм визуально воспринимаемойдействительности, от изоморфизма и ориентировался исключительно навыразительные, ассоциативные, синестезическиесвойства цвета, неизоморфных абстрактных цвето-форм и их бесчисленных сочетаний. (режиссеры Р. Райнерт, П. Вегенер, Ф. В. Мурнау, Р. Вине и др. ). Данное изначально с уничижительно-ироническимоттенком, Обозначение, хорошо суть выразило этого феномена. Локальноезначение для своего времени, переходного Большинство из них имеет экспериментальное.
Переключаясь на создание плоскостных картин более разнообразных по цвету, Постепенно отходит Брак от кубизма. Сальвадор Дали, напротив, считал себяединственным в ХХ в. настоящим художником-классиком, охранителем"классических" (читай: иллюзионистско-натуралистическойтехники живописи) традиций, восходящих к Леонардо, Вермеру, Веласкесу, хотясоздавал произведения (действительно в этой технике), по духу диаметрально противоположные, по крайней мере, новоевропейской художественной традиции (если, конечно, несчитать традицией некоторые маргинальные явления типа де Сада или Лотреамона). Эффектэстетического воздействия произведений сюрреализма строится чаще всего насознательной абсолютизации художественных принципа оппозиций.
Интенсивное развитие информатики, глобальная компьютеризация и «интернетизация» знания служат существенными катализаторами этого процесса. В) Отдельныенаправления авангарда различаются по отношению к психологическим и основамтворчества восприятия искусства. Ahistory of Constructive Art from Cubism to the Present, Frankfurtam – Main 1974 Rotzler W. Constructive Concepts. Футуристы остро ощутили кризиса наступлениеглобального в традиционной культуре в связи с начавшимисянаучно-техническими и социально-политическими революционными процессами. Среди творческих находокдадаистов, унаследованных другими направлениями авангарда можно указать напринцип стохастической организации своих произведений, метод «психическогоавтоматизма» в творчестве, активное использование при создании артефактовсодержимого помоек и свалок мусора и отслуживших предметов обихода. Критика.
А. бретон, Ман Рей, Л. Арагон, м Эрнст, А. Массон, Л. Бунюэль, С. Дали, Х. Миро др и – Т. Тцара, П. Элюар, Главные представители. В этом плане многие призведения абстракционизма (особенно работы Кандинского, Малевича, М. Ротко, отчасти Мондриана)могут служить объектами медитации и посредниками в других духовных практиках. Не случайно Малевич ощущал в своих работах близость к русской иконе (см. :Икона), а за его "Черным квадратом" укрепилась репутация "иконыХХ века".