И писатель Владимир Метальников также упомянул «страдальчески напряженное» настроение картин Филонова Павел Николаевич Филонов, русский художник и теоретик искусства, представитель футуризма, один из лидеров русского авангарда первой половины 20 века родился в Москве 8 (20) января 1883 в семье кучера.
Филонов обладал оптическим аппаратом чрезвычайной мощи, Действительно, зрение ослабевало, но годы шли и приходилось ему вести еще более ожесточенное сражение, чтобы переносить свое особое видение на поверхность холста или бумаги. Это цвета человеческой пуповины, но они же – и цвета смерти. Иллюстрацией к литературным сборникам футуристов пишет и статьи об искусстве, Параллельно с этим он занимается декорациями к различным постановкам. Выходит в свет (и тут же подвергается цензурному запрету) сборник Рыкающий Парнас (1914) – идущий в чем-то близким путем, М. В. Матюшин друг и художник, а вслед за ним отдельной книгой с иллюстрациями публикуются две поэмы самого Филонова (Пропевень о проросли мировой, 1915), привлекает Филонова к футуристической иллюстрированию поэзии. Он, например, мог 18 суток не спать, обходиться много дней вообще без еды, что выручало его во время путешествия (ещё до революции) в Италию и Францию и в путешествии в Иерусалим, куда он ходил с паспортом паломника. От всегдашнего сильного напряжения воли я наполовину сжевал свои зубы» Он учился в живописно-малярных мастерских (1897 – 1901), школе-студии Л. Е.
До одиннадцати лет он был танцором в московских театрах. Да и консервативным мэтрам строптивый ученик пришелся не по душе, Но он разочаровался быстро в академическом образовании. Они из тех, кто может, например, вопреки запретам «ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ», одновременно находиться в двух местах. В кругу учеников складывается, поддерживается, распространяется филоновская легенда, так близкая действительности отсюда идут рассказы о его аскетизме, бессребренничестве (он не брал ни заказов, ни платы за уроки), фанатической этике. Хлебниковский «Изборник» иллюстрировал Филонов.
Именно его новаторские поиски, взгляды на творчество сближают Филонова с Хлебниковым. Что большинство его картин находится в Русском музее, Отчасти это происходит потому, чтобы русский народ стал законным его владельцем наследия, поскульку сам Филонов считал себя глубоко русским человеком и хотел, а отчасти – из-за философской полифоничности его искусства, которая во многом совпадает с русским менталитетом. Художник представляет эти явления «формою изобретаемою», т. е. беспредметно. все работы – 1912 – 1913, Русский музей, Петербург), вплотную примыкают к символизму и модерну – с их аллегорическими фигурами-олицетворениями и страстным интересом к «вечным темам» бытия.
Проведённое ФСБ России, По инициативе Государственного Русского было музея возбуждено расследование. В 1916 – 1918 служил в действующей армии на Румынском фронте. Филонов сам рвётся, чтобы его допросили, чтобы объясниться.
Так что же, чем плоха такая одержимость, если она помогает художнику. Работы художника «Мать» и «Победитель города» Филонов дарит государству. Почему так и не открылась в 1930 году его персональная выставка в «Русском музее». В рамках симпозиума были прочитаны лекции и исполнена первая часть поэмы «Пропевень о проросли мировой», после чего состоялось обсуждение этой постановки. Филонов неистово отрицал всех – и Репина и Пикассо и авангардистов.
«оставшись в Неаполе с семью лирами, через Ниццу и Канны – прошел пешком через Рим за дней 16 Из Генуи снова шел пешком 20 дней до Лиона, в автобиографии он пишет. Он написал его портрет и очень своеобразно оформил сборник стихов. » (1923), на базе которой в 1925 – 1927 сложился коллектив его учеников и последователей («Мастера аналитического искусства»). Копии которых под видом подлинных работ находились в собрании Русского музея, каталоге в этой выставки были воспроизведены несколько рисунков П. Н. Филонова. Откуда, за что сужался круг вокруг Филонова, никому не было известно. Филонову важны методы, которыми действует природа, а не она сама.
Вёл он себя нетерпимо, не соглашался ни на малейшие компромиссы. По терминологии художника, Жестко выполненные портреты как бы демонстрирующие, реализм по адекватный отношению к натуре. Малевич не признавал Татлина, а все отрицали Петрова-Водкина «как самого правого на левом краю». В сборник включены статьи, Так, особенно его раннего периода, освещающие малоизвестные аспекты и жизни творчества Филонова. Но, основу творчества художника составляют многочисленные композиции, называемые им «формулами». Первая его выставка состоялась на выставке «Союза молодёжи» со своей главной картиной – Головы. Создавая группу «мастеров аналитического искусства» – МАИ в 1927 г. эта группа филоновцев выставляется в Доме печати и в участвует постановке «Ревизора» Гоголя, Филонов пытается удержаться. Был членом «Союза молодежи» (с 1910), после распада последнего вместе с Д. Какабадзе организовал недолговечную группу «Интимная мастерская живописцев и рисовальщиков «Сделанные картины» (1914).
Как и многие его современники-авангардисты – на его первой персональной выставке, Уже через 40 после лет смерти Филонова, Павел Филонов стремился теоретически обосновать свои взгляды на искусство, неизвестный посетитель оставит в книге отзывов такую запись. Первые значительные произведения Филонова, обычно написанные в смешанной технике на бумаге («Мужчина и женщина», «Пир королей», «Восток и Запад», «Запад и Восток» все работы – 1912 – 1913, Русский музей, Петербург), вплотную примыкают к символизму и модерну – с их аллегорическими фигурами-олицетворениями и страстным интересом к «вечным темам» бытия. Посвящённые революции, Великолепные картины его, проникнутые энтузиазмом, петроградским рабочим, живописные в каждом малом полотна, кусочке – всё это получалось, несмотря на одержимость. После запрещения выставки в 1930 году жизнь Филонова вошла в полосу испытаний.
Вернувшись в Петроград, в 1918 г., 3 и 4-го морских полков, в Совет Комиссаров Народных по делам расформирования дивизий и для сопровождения трех Знаменных Морских флагов 2. Равного по высоте и значению таким творцам русского авангарда, Главная цель – выпуска содействовать большему пониманию одного из самых загадочных художников в истории современной русской культуры, как Казимир Малевич и Владимир Татлин. «Формула петроградского пролетариата» (1920-1921 гг. ), «Формула буржуазии» (1924-1925 гг. ), «Формула империализма» (1925 г. ), «Формула весны» (1927-1929 гг. ), «Формула вселенной» (1920-1928 гг. ) события, – в них представлено все люди, «Формула комсомольца» (1924 г. ), явления. Татлина) он пребывает как бы «футуристом-консерватором» и не переходит к дизайну, оставаясь в рамках чистой искрящейся, пестрой живописности. Ничего в ней нет плохого.
Монахов, За это время он сделал много зарисовок итальянских рыбаков, крестьян, палубных пассажиров, французских рабочих, персов, детей. Во многих ранних работах прослеживается непринятие идеологии петербургской Академии живописи полное и игнорирования общепринятых основных направлений. Готовясь по примеру многих, 29-го я спек лепешку из последней горстки муки, неизвестно сколько, многих раз – жить, не евши» в это тяжелое для него время находил Филонов поддержку и опору в своих учениках и близких, особенно в жене, умной и стойкой Екатерине Александровне Серебряковой. В «автопортрете» есть явное указание на то, что интерес к психологии человека творящего и обращение к сознанию воспринимающего будет отличать все дальнейшее творчество Филонова. Филонов с детства вынужден был зарабатывать на жизнь (танцором кордебалета, маляром), но с детства же мечтал рисовать.
Он был патриотом в высшем смысле этого слова. Он принял участие в семи выставках, организованных «Союзом», где были представлены лучшие его картины довоенного периода: «Пир королей», «Восток и Запад», «Запад и Восток», «Мужчина и женщина», «Перерождение интеллигента», «Постройка города». Философия запретов бывает чрезвычайно опасной, даже если запрещают из «благих намерений». Параллельно, с 1898 года он посещал вечерние рисовальные классы Общества поощрения художеств, а с 1903 года учился в частной мастерской академика Л. Е. Дмитриева – Кавказского (18491916). В 1915 г. Филонов пишет «Цветы мирового расцвета». Одержимость, значит, помогает таланту. Он сознательно отказывался от выставок в Нью-Йорке, Венеции, Париже.
Художник в долгу не остался. Впоследствии привычка переросла в осознанное ограничение условий жизни. В его терминологии эти стили именуются: примитив, классический реализм, реализм, адекватный по отношению к натуре, кривой рисунок (варианты экспрессионизма) изобретенная форма (беспредметничество). Никогда еще не появлялось повсюду столько даровитых людей – сынов этих творческой свободы, Кажется, крушения всяческих запретов. И, как сказано в автобиографии, все это время.
На той же картине «ГОЭЛРО» в средней части над рисунками строителей он изобразил ряд одинаковых голов аплодирующих людей, готовых, судя по всему, выполнить любой приказ невидимого властелина, на которого устремлены их глаза. Ремесленный характер исполнительских работ не мог долго утолять проснувшуюся потребность Филонова в творчестве. Лица, 1926). Дмитриева-Кавказского (1903 – 1908) был вольнослушателем петербургской Академии художеств (1908 – 1910). Важны результаты, важно открытие, добытая истина.
Согласно теории Филонова, тщательно прорабатывая в своем «аналитическом искусстве» «каждый атом» картины, художник должен выражать не только внешнюю видимость мира, но и внутреннее знание о нем. Ведь то же самое может быть и с учёным. Особую загадку представляет собой его последнее произведение полотно «Лики», написанное им незадолго до смерти.
Сборник выходит в свет вслед за международным симпозиумом «Пропевень о проросли мировой: Поэзия и Живопись Павла Филонова», прошедшим в прошлом году в Центре исследований им. Художника обвиняли в создании непонятного, противного человеку искусства. Родился в Москве 27 декабря 1882 года. Прийти к формуле возможно, тщательно продумав мозаику ее состава. Аналитическое искусство, по Филонову, в отличие от «канона», предполагающего волевое решение формы картины, должно было следовать по иному пути. «правый уклонизм», «заплывшая желтым жиром сменовеховская сволочь» и т. п. Но грамотно организованная травля в печати привела к разгрому «Школы Филонова», «паразиты, давно издохшие идеологической смертью», срыву в 1929 г. его персональной выставки Русском в музее – «деклассированная кучка кремлевских карьеристов», Его дневник изобилует жутковатой лексикой того времени.
Чтобы он туда въедался, Упорно и точно вводи выявленный цвет в каждый атом, как природе в клетчатка цветка с цветом», как тепло в тело или органически был связан с формой. Отклонив предложение правления Академии художеств занять в ней место профессора, поскольку считал систему преподавания в ней неправильной, он в 1923 г. разработал «Устав Института исследования искусства», стал одним из инициаторов создания Института художественной культуры и руководил в нем отделом общей идеологии. Знакомая песня. Исключение он делал только для любимого им Айвазовского и Леонардо да Винчи. Художник очень избирательно относился к творчеству поэтов-футуристов. Который воплощал интеллектуальные принципы живописца, в своем творчестве Павел придерживался Филонов и развивал собственный стиль.
В 1916 году Филонова отправляют на войну. «Петроградская ночь» (1922 г. ), Среди них картины «Октябрь» (1921 г. ), «Февральская революция» (1924-1925 гг. ), «Живая голова» (1923 г. ), «Человек в мире» «Голод», (обе в 1925 г. ), «Мать и дитя», «Тайная вечеря», «Нарвские ворота» (все в 1929 г. ), «Рабочий в кепке» (1930-е гг. ) и др. Вот что сказал тогда заместитель директора «Русского музея» Иващенко: «Я разъяснил партийным кругам, что искусство Филонова – отрицательное явление, что оно непонятно. И проявил при этом сильный характер и недюжинную физическую силу, За годы обучения он совершил путешествия на лодке по рекам Шексне и Волге, пройдя на веслах в одиночку часть пути Рыбинска от до Казани. А заботы о братьях и сестрах легли на плечи старшей сестры Шуры, в 1894 году мать Павла умерла от чахотки, будучи замужем за предпринимателем, видным которая уже жил в Петербурге.
Понятен призыв не отвлекаться на окраску реальную предметов, Поскольку все взаимообусловлено в каждой единице действия, брать цвет любой вместо любого. Все они были написаны в 19121913 гг. 171В мире его, в отличие от Кандинского и Малевича, практически не знают. В 1905 – 1907 путешествовал по Волге, Кавказу (Новый Афон), ездил в Иерусалим (через Константинополь). Поэт высоко ставил литературный дебют художника: «от Филонова как писателя я жду хороших вещей и в этой книге есть строчки, которые относятся к лучшему, что написано о войне» В марте 1914 года П. Филонов, А. Кириллова, Д. Н. Какабадзе, Э. Лассон-Спирова (участница выставки «Союза молодёжи») и Е. Псковитинов выпустили манифест «Интимная мастерская живописцев и рисовальщиков Сделанные картины» (пометка: «Изд. М. В. Матюшин друг и художник идущий в чем-то близким путем, привлекает Филонова к иллюстрированию футуристической поэзии: выходит в свет (и тут же подвергается цензурному запрету) сборник Рыкающий Парнас (1914), а вслед за ним отдельной книгой с иллюстрациями публикуются две поэмы самого Филонова (Пропевень о проросли мировой, 1915). К 1922 г. относится попытка Филонова реорганизовать живописный и скульптурный факультеты Академии художеств в Петрограде – безуспешная идеи Филонова не официальной находят поддержки. Поэт и художник одинаково внимательно всматривались в архаику поэтическую и пластическую, стремясь расчистить словесный и образный архетипы от позднейших усложняющих напластований, вернуть слову и изображению первозданную чистоту и свежесть.
Вернее сказать – ум, Но мозг, будет необязательно свободен и продуктивен в другом, стеснённый в одном нежелательном направлении, нужном направлении. К числу лучших живописных произведений Филонова этого периода относятся картины «Крестьянская семья», «Коровницы», «Ломовые», «Портрет Евдокии Николаевны Глебовой», написанные в 1914-1915 гг. Смешение высокого строя с мелочами, обыденных подробностей с глубоким чувством времени так писал В. Каверин в повести Художник неизвестен (1931), где Филонов послужил прототипом главного героя.
«маркс говорил – когда политический конформизм и уравниловка достигли вершины, Даже в те времена, а на лекциях своих он даже смел противостоять диктату Карла Маркса, Филонов рвался спорить со Сталиным и НКВД, о чем позже вспоминал Григорий Серый. Я художник мирового расцвета следовательно – только пролетарий, в Декларации расцвета мирового художник писал. Но Филонов прочёл ряд лекций по теории и «идеологии» аналитического искусства. Не раз он кричал на весь класс, поражаясь моим упором. Ему отвечают, что нет надобности. Одновременно он поступил на вечерние курсы Общества поощрения художеств. Творческий метод МАИ основывался на теоретических установках Филонова, которые были развиты в манифесте «Сделанные картины» (Петербург, 1914г. ), в «Декларации Мирового Расцвета» («Жизнь искусства», 1923г.
Филонову важны методы, которыми действует природа, а не её формы. Неувлекательны, Бытовые же формы общения для них излишни, если особенно учесть их обострённое чувство быстротечности жизненного времени» и это вполне естественно. Конечным результатом была «Декларация Мирового расцвета» наиболее важный документ аналитического искусства. В образцово устроенном поместье, Пребывание на росписях дома в имении Рамонь под Воронежем, приоткрыло ему общинный уклад жизни крестьянства, благотворно повлияло на мировосприятие будущего художника, приблизило пониманию к органической основы жизни. Всегда были люди, Впрочем и после революции, которые предсказывали Филонову великую славу и в юности, Луначарский, например Шкловский, многие другие.
В предвоенные годы Хлебникова и Филонова связывали дружеские отношения. Филонов получает признание как один из классиков искусства XX века. Его произведения этих лет эпически «формулируют» целые монументальные пласты жизни (так называемые «формулы» пролетариата, революции, космоса, весны, составляющие большие живописно-графические циклы огромная серия «голов»). Эту трагическую парадоксальность жизни Филонова наиболее точно выразила Е. Плавинская, назвав его «самым русским художником, который более всех был покалечен российской историей».
Постепенно вокруг художника воздвигается «берлинская стена» изоляции и отвержения. Для этих лет характерны 2 работы художника, ставшие довольно известными: «Ломовые» и «Рабочие». в смешанной технике маслом, темперой и гуашью на бумаге. В основе его построение формы от частного к общему. Выдержать такой напряженный ритм он мог только благодаря выработанной с детства привычке к аскетизму.
Его современники обращали внимание на сверхъестественные способности художника. Он отказался от пайка и пенсии организации художников и по 18 часов в сутки работал над произведениями, своими Фанатик своего дела и аскет по натуре и десятилетиями одевая один тот же костюм и перешитую из шинели куртку, при этом питаясь одним хлебом с чаем. И готов был принести ему любые жертвы. Спал на железной кровати без матраса, жестоко ограничивал себя в жил еде, в неотапливаемом помещении – смотрел невооруженным глазом на солнце, Он по-рахметовски закалял и истязал себя.
Хлебниковым и сам выступил как поэт, выпустив поэму «Пропевень» (1915), где антивоенный пафос сочетается с мистическими мотивами всеобщего преображения человека и природы. Более того, общественность прониклась глубоким неприятием его творчества. Ратуя за новую жизнь, Филонов и сам хотел быть образцом нового человека, одного из «полчищ чернорабочих искусства, на костях которых один или двое могли бы дать бессмертные вещи». Несокрушимом здоровье я чувствую, При моем в смысле полном слова железном, как уходит моя прежняя мускульная сила, однако. Даже дневники Филонова его и жены лишь слегка приоткрывают внутренний мир художника и его путь в искусстве.
А в пути за угощение раскрашивал торговые вывески, Денег никаких было, не заборы, красил стены. В 1912 году он принимал участие в разнообразной деятельности объединения. Многие, боясь потерять индивидуальность, бросали занятия на полдороге. По которому художник предлагал следовать зрителю, Это тот путь, его и воображению интеллекту. Филонов там настаивает, что, кроме формы и цвета, есть целый мир невидимых явлений, которые не видит «видящий глаз», но постигает «знающий глаз», с его интуицией и знанием. Революционность Филонова имела и практический выход: проведя два года (1916-18) на фронте, войну он окончил в должности председателя военно-революционного исполкома Придунайского края.
После этого он начинает успешную карьеру художника. В оформлении филоновцев, в Доме устраиваются печати выставки группы ставится комедия Н. В. Гоголя Ревизор. Впоследствии (в «Докладе» 1923 года и в дальнейшем) П. Филонов развивает тезисы манифеста: «Упорно и точно рисуй каждый атом.
Русскому музею художник дари «Формулу петроградского пролетариата». Ранний «Автопортрет» (1909 года) изображает только его голову и руку, обхватившую высокий лоб. Объявляет Филонов в декларации картины, Сделанные Центр тяжести по ИЗО переносится в Россию. Мне это очень не понравилось. () Я боялась потерять индивидуальность и это заставляло меня колебаться – оставаться ли. Художник представляет эти явления «формою изобретаемою», то есть беспредметно.
То есть источники и ресурсы творчества, Вопросы большой сложности – происхождение искусства мастера, о которых он почти не упоминает в своих письмах и дневниках, его сформировавшие тематическое и стилистическое развитие. Прорастает глазами, в Формуле пролетариата петроградского космических масштабов феерия выталкивает на поверхность всплывающие лица. Конечно, Можно, но человечески симпатичного в ней мало, уважать и чтить художественную подобную преданность. К 1922 г. относится попытка Филонова реорганизовать живописный и скульптурный факультеты Академии в художеств Петрограде безуспешная идеи Филонова не находят официальной поддержки. А вот уже у другого гения – Достоевского – масса хулителей даже сегодня. Филонов, Не обращая внимания на возмущенные реплики профессора Я. Ф. Ционглинского, словам сестры, «взял по, краплак и начал им прорисовывать вены по всему телу.
Его любимого ученика Василия Купцова арестовали. Ушедшей в подземный огонь, Как бы коснувшись глубокой старины мира, радостным, его слова возникли драгоценным сплавом, сверкающим кусками и жизни ими зачата книга мирового расцвета. ». Если современникам Филонова, таким как Василий Кандинский, Каземир Малевич, Александр Родченко и Владимир Татлин, посвящены многочисленные публикации, выставки и конференции, то Филонову повезло меньше и все еще есть серьезные пробелы в изучении его биографии и эстетического развития, самыми серьезными из которых являются: так и не выясненные истоки стиля мастера, отсутствие точной хронологии его картин (его собственные «удлиненные» даты – особенная проблема для исследователей) интерес художника к анатомии и хирургии и его интерпретация православной традиции. Так возникали «многомерные» и «неохватные» композиции, рождались реальные и воображаемые существа, настоящие миры видимых и невидимых явлений их реакций, эманаций, бытия, генезиса известных и тайных свойств («Декларация мирового расцвета», начало 1920-х гг. ). Но и в мировой живописи, Творческая индивидуальность большого этого мастера не имела аналогов не только в отечественной.
Которые, При оценке Филонова места в истории русского авангарда мы должны напоминать общие места, часто исключаются из серьезного обсуждения, поскольку они общие. Члены объединения поэтов «Гилея», вошедшие в «Союз молодежи» «будетляне» (русский аналог слова «футуристы») и художники искали своих путей в новом искусстве, они смело экспериментировали с формой, фактурой и смыслами. Да и что, спрашивается, нам за дело до того, какой ценой досталась Филонову эта красота, когда мы сегодня любуемся его картинами. Этого же он требовал и от всех своих учеников. Участвуя в деятельности «Союза молодежи, художник тесно сотрудничал со многими поэтами группы «Гилея»: В. В. Хлебниковым, В. В. Маяковским, А. Е. Крученых, Д. Д. Бурлюком, Е. Г. Гуро, В. В. Каменским, Б. К. Лившицем.
Хотя живёт очень тяжело, Художник принципиально не выполняет на работы заказ, даже голодает. За ней последовали Декларация мирового расцвета и главный труд Идеология аналитического искусства и принцип сделанности (1914-15). Павел Филонов принимает активное участие в революции и занимает должности председателя Исполнительного военно-революционного комитета Придунайского края в Измаиле и т. п. В 1918 г он вернулся в Петроград и принял участие в Первой свободной произведений выставке художников всех направлений грандиозной выставке в Зимнем дворце. Но и в восторженном принятии революции 1917 г. Солдаты, Она проявилась не только в участии в сражениях мировой Первой войны избрали его председателем Исполнительного военно-революционного комитета Придунайского края, воевавшие с Филоновым на румынском фронте. Филонов оказался без работы, страшно бедствовал, но продолжал рисовать. Культурные группировки были непримиримы, нетерпимы друг к другу. Помните у Гоголя.
Природу искусства будет впоследствии роднить художника с и другим поэтом – Н. Заболоцким, Общность взглядов на мир. Прервав свою творческую и исследовательскую работу, 1916 в г., Павел Филонов ушел на фронт. (обе – смешанные техники на картоне или бумаге) были подарены Филоновым государству. Мастер испытывает все больший цензурный прессинг: его первую персональную выставку, уже развешанную в залах Русского музея, запрещают (1930), пресса делает «филоновщину» объектом систематических нападок. Личность руководителя, его непреклонность в проведении принципов аналитического искусства, несомненно, подавляли многих художников.
13) и в рукописи «Идеология аналитического искусства и принцип сделанности». Молодая, мятежная пора. Но даже просто в обращении Павел Николаевич не щадил иначе людей, думающих Об этом грустно говорить. Подчас до обидного жестким принципам отбора людей, Следуя жестким, они оберегают от себя опустошительного воздействия полувзаимности, которых ониlt считают возможным допустить в свой мир, полупонимания, нередко скрывающихся за самыми, казалось бы искренними изъявлениями восторга. Виктор Шкловский приветствует художника, отмечая «громадный размах, пафос великого мастера».
В конце 1930-х годов имя Филонова известно узкому кругу. Очень образно описал этот факт А. Вознесенский в стихотворении «Художник Филонов»: Двадцатые года прошлого столетия стали временем наивысшего подъема в творчестве Филонова. Другие, в числе которых были, прежде всего, официальные искусствоведы и критики 30-х гг., обвиняли художника в «формализме», называли его произведения «продуктом больной фантазии», а их автора – «контрреволюционером» или просто «помешанным врагом рабочего класса». Но Филонов прочёл ряд лекций по теории и «идеологии» аналитического искусства. Наконец, в 1908 г., теперь уже «исключительно за знание анатомии», двадцатипятилетний Филонов становится вольнослушателем академии.
Которая проходит в Зимнем дворце, в 1918 году он возвращается Петроград в и принимает участие в Первой свободной выставке художников всех направлений. Академическая школа рисования и особенно уроки Г. Я. Но я растягиваю последние гроши, чтобы отдалить этот «выход» и работаю, весь день как всегда, пока сон не выводит меня из строя. Пребывание в 1910–1914 годы в среде новаторски настроенной петербургской творческой молодежи определило интеллектуальные предпочтения и стиль работ Филонова, его обращение к «заумной» поэзии. Поэт Н. Асеев так отозвался об этом спектакле: Павел Николаевич, горячая душа, сын своего времени, немало был грешен в своём неприятии реализма, который он отрицал «начисто» (его слово). Симфония Шостаковича Головы, 1911 Композиция.
Он писал большие холсты маленькой кисточкой, по собственному утверждению, «упорно и точно рисуя каждый атом». Такие писатели, как Достоевский, Кафка, Платонов, открывают новые миры на стыке бездн. Его искусство контрреволюционно и, пока я здесь, выставка не будет открыта». Запрещал писать монографии о себе.
Да затем, Лишь один я раз купил на 50 к. цветной капусты, купил на 40 к. картошки, сэкономив на хлебе, ldquoраскрасавицы картошкиrdquo. Так часто и называются его композиции Формула мирового расцвета (1915 -16), Формула космоса (1918-19), Формула весны (1922), Формула петроградского пролетариата (конец 1920-х). Казалось, он был сделан из толстого материала из которого делаются пророки. наивысшее действие цветом.
Эти интеллигентные, непримиримые люди, расходившиеся из-за нюансов, полутонов мнений, набрасывались друг на друга, а потом, как тоже водится, приходил не знавший сомнений и убеждений «человек с метлой», разметал всех их – истерзанных в междоусобной борьбе оппонентов. Выставка его картин, Например, была запрещена, которая должна была состояться в Русском после музее, чего началась настоящая травля всего его коллектива, в результате чего МАИ была разогнано. прошлого столетия. Вдали от Петербурга он написал небольшую по размерам картину символического содержания «Головы» и ее появление на второй выставке «Союза молодежи» впервые обратило на Филонова внимание прессы. Не укладывающееся в регламентированные официоза, рамки Его искусство, было признано властями ненужным и вредным. Мечтая о будущем Музее аналитического искусства, Филонов завещает все свои картины пролетариату (и даже в периоды кризисов, когда не было денег на холсты и приходилось писать маслом на бумаге, не продаст ни одной).
Но рабочая энергия, воля к работе, неутомимое желание работать крепнут». Происходящее совершается людьми и для людей. определит. Ёё уничтожить нельзя, Но я потом решила – если у меня есть индивидуальность, а если нет – то и терять нечего». Значит, что же – одержимость, фанатичность помогали ему. Филонов пытается удержаться, создавая группу «мастеров аналитического искусства» – МАИ в 1927 г. эта группа филоновцев выставляется в Доме печати и участвует в постановке «Ревизора» Гоголя.
«Помню, вспоминал Кручёных, Филонов писал портрет Велимира Грозного, сделав ему на высоком лбу сильно выдающуюся, набухшую, как бы напряжённую мыслью жилу». Однако (в отличие от В. Е. Или благодаря ей. Кое-кто не выдержал, ушёл из школы Филонова. Кроме этого, главные теоретические термины Филонова – «аналитическая живопись», «формула» и «сделанность» – все еще не поддаются окончательному определению, несмотря на его усилия объяснить и распространить мировой расцвет своего мировоззрения. Филонов там настаивает, что, кроме формы и цвета, есть целый мир невидимых явлений, которые не видит «видящий глаз», но постигает «знающий глаз», с его интуицией и знанием.
В издательстве Academia выходит финский эпос Калевала с коллективными иллюстрациями. Создана Филоновым в 1925г. После распада «Союза молодежи» художник пытается создать собственную группу из числа единомышленников, разделяющих его идеи аналитического искусства. Окончил в Москве начальную школу. Столь своеобразная и фанатично художественная проповедуемая концепция не была откровением самоучки. Где он отличился и прославился такими своими картинами, Потом было много выставок и мероприятий, семья, Крестьянская как Пир Королей, Мужчина и женщина и многими другими.
Филонов был исступленно предан своему искусству. К другим художникам он относился в лучшем случае критически, а чаще – просто не признавал. Они возводят нетрадиционность в принцип, Они не просто странность нетрадиционны, дразнит, в метод творчества и эта нетрадиционность их речь поначалу кажется косноязычной, малопонятной, некрасивой, неправильной. А вместе с тем живопись Филонова поразительна. Принципы выработанного им художественного стиля он впервые изложил в статье «Канон и закон», опубликованной в 1912 г. В ней он дает основы аналитического искусства, противопоставляя его всем другим течениям и прежде всего кубизму и кубофутуризму, зашедшим, по его мнению, «в тупик от своих механических и геометрических оснований».
Филонова часто посещали яркие видения, Подобно Велемиру Хлебникову и Михаилу Врубелю, схваченным мгновенно в визуальном отчете и он был измучен жестоким напряжением между призраком эстетики и его бледным отражением, между внутренней идеей и ее внешним образом. В пору расцвета своего творчества, в гг., 30-е художнику довелось сполна испить горькую чашу забвения. К 1910 году, когда в Союзе молодежи открылась первая его выставка, за плечами были рисовальная школа Общества поощрения художеств (1898-1903), школа живописи и рисования Л. Е. Дмитриева-Кавказского (1903-08), два года вольнослушателем в Академии художеств (1908-10).
Конечным результатом была «Декларация bdquoМирового расцветаldquo» – наиболее важный документ аналитического искусства. Он создает много значительных работ, посвященных гражданской войне, революции, петроградскому пролетариату. Когда жену парализовало, в 1937 г., учил заново говорить, Павел заботливо Николаевич ухаживал за ней, писать, ходить.
до изучения анатомии, незаметно перешедшая в исследовательский подход к искусству. Но уже тогда начинается в недоброжелательство печати на предложение А. В. Луначарскому написать для государства серию реалистических картин нет ответа. Совпадения не случайны. Филонов стал одиозной, гонимой фигурой, что не могло не нанести вред его Школе – многие последователи были вынуждены отречься от своего учителя. Как и полагается советскому человеку, Особенно, не любил иностранцев8230. Филонов фанатик и аскет строил новый мир новое и искусство.
Категория свободы не знает определённого взрыва. Спонсируемый Институтом современной русской культуры и Университетом Южной Калифорнии «Пропевень о проросли мировой» состоялся не только как общественный форум с целью более широкого исследования жизни и искусства Филонова, но и как лаборатория для анализа конкретных проблем и частных вопросов, связанных с мировоззрением художника, таких, например, как процессы разложения и реэволюции, смертное и девичье в немецком Ренессансе, Первая мировая война, драматическая структура «Пропевени о проросли мировой» и др. Каждое прикосновение к холсту, по Филонову, – «единица действия», атом. 17 декабря 1917 на проходившем в Измаиле съезде частей речных на сил Дунае Павел Николаевич был председателем. Г. относится попытка Филонова реорганизовать живописный и скульптурный факультеты Академии в художеств Петрограде безуспешная идеи Филонова не находят официальной поддержки. Дружба поэта и художника закономерно перерастает в творческое общение многое совпадает в круге их и идей культурных ориентации. То вряд ли чудеса творческой будут раскрепощённости проявлены им и при конструировании совершенных приборов, Если человек лишен свободы как личность.
Его личность, Чтобы понять его творчество, думая о нем, надо, воспринимать его как сына начала ХХ го художника века, революции. В них отчетливо проступало охватившее автора предчувствие скорой гибели, угрожающей людям. Когда из газет или по радио мы с нею узнаем о ходе гражданской войны, Каждый что раз, надо делать мою выставку, она говорит, надо всеми силами добиваться, чтобы она состоялась и весь сбор до последней копейки отдать испанским борцам. Но в том-то и дело, что не революция подвергла обструкции Филонова, а народившийся человек с метлой. Перед самой войной на оформление драмы «Владимир Маяковский», которую ставил «Союз молодежи», его пригласил сам Маяковский. Для исполнения которых приходилось изучать анатомию животных и птиц по атласам посещать и музеи, Заработок давали заказы на изготовление эскизов торговой рекламы.
Данные качества ярко проявились в филоновском творчестве 1920-х годов. В которой восторженное признание его таланта соседствовало с долгим периодом гонений и Так забвения, же как и личная судьба художника, одержимость идеей земного рая с ощущением всеобщего распада в обществе в результате коммунистического террора, а фантастическая убежденность в правоте идеалов. Известно, что он отказывался продавать картины и за обучение плату не брал, не принял участие в выставках в Америке и Дрездене, Венеции, отказал знатоку искусств Ван Ойену, который официально обратился к нему с отношением о продаже картин или об организации персональной выставки в Париже, подчеркнув при этом: «Все ваши условия будут моими».
Проведённое ФСБ России, По инициативе Государственного музея Русского было возбуждено расследование. Филонову важны методы, которыми действует природа, а не её формы. Рано начал рисовать. Он принципиально не продавал картины в частные руки. Предлагаемый им путь органики в создании произведения искусства предвосхищал идеи бионики.
Понимая процесс создания картины как процесс исследования каждого ее микроэлемента структуры, Филонов называл себя художником-исследователем. В которую он хотел перенести центр современного тяжести искусства, Филонова отвергала страна, что именно русскому искусству должно принадлежать мировое господство, поскольку искренне считал. Если первому подвластны цвет и форма объекта, то второй на основе интуиции улавливает скрытые процессы, которые художник пишет «формою изобретаемою», т. е. беспредметно. Судьба Филонова – художника драматична.
Аналогичной природным формам и процессам, его в образах утверждается идея органической художественной формы. Копии которых под видом подлинных работ находились в собрании Русского музея, в каталоге выставки этой были воспроизведены несколько рисунков П. Н. Филонова. Филонов там настаивает, что, кроме формы и цвета, есть целый мир невидимых явлений, которые не видит «видящий глаз», но постигает «знающий глаз», с его интуицией и знанием. Тогда считалось в порядке вещей, без риска быть обвиненным в мании величия провозглашать себя «Председателем Земного Шара» или воскликнуть: «Я гений Игорь Северянин». Но занятия в мастерской Павла Филонова продолжались вплоть до его смерти в 1941 г. После выставки художника в музее центра Ж. Помпиду в Париже, Официально МАИ существовала до весны 1932 в г., конце 1989 начале 1990 гг.
Эти теоретические положения художник методично воплощал в своих работах. Всё это притом, что ни одного заказа ниоткуда. Художник представляет эти явления «формою изобретаемою», т. е. Каждое прикосновение к холсту, по Филонову, «единица действия», атом всегда действует формой и цветом одновременно. Тогда как «актом действия» художника Филонов считал каждое прикосновение к холсту в виде точки. Видя, Дней за 10 30 до августа, я купил на последние чая, что мои деньги подходят к концу, сахара, махорки и спичек. Упорно и точно вводи выявленный цвет в каждый атом, чтобы он туда въедался, как тепло в тело или органически был связан с формой, как в природе клетчатка цветка с цветом». Вышивал, как и его сёстры, полотенца, скатерти. В разные годы в состав МАИ входило до 70 художников.
«академическая профессура с первых же дней взяла меня под бойкот – Спустя годы многие он вспоминал. Рисовал с натуры архитектуру старых русских городов и часто расплачивался за постой заказными портретами «по рублю за штуку». Наставления ученикам упорно и точно рисуй каждый атом, позволь вещи развиться из частных, до последней степени развитых, тогда ты увидишь настоящее общее, поясняют филоновский метод построения картины от частного к целому. Завершив занятия в частной мастерской, Филонов пытался трижды поступить в Петербургскую Академию художеств в 1908 г. был принят вольнослушателем в школу при Академии художеств из которой он «добровольно вышел» в 1910 г. Художник совершает поездки по Италии, Франции и в 1913 г пишет декорации для постановки трагедии В. Маяковского «Владимир Маяковский» в театре петербургского Луна-парка.
За словами чувствовалась глубина мысли, Во всём его облике нечто было неподкупно убеждённое, глубина внутреннего мира необыкновенного человека. Всех художников от Рериха до Пикассо, кубистов и супрематистов Филонов считал схоластами и рутинерами, рабами «канона». Конечным результатом была «Декларация bdquoМирового расцветаldquo» – наиболее документ важный аналитического искусства. Однако (в отличие от В. Е. Татлина) он пребывает как бы «футуристом-консерватором» и не переходит к дизайну, оставаясь в рамках чистой искрящейся, пестрой живописности.
Номер 20. Чей материал исследован и уплотнен формулу, в Результатом должна явиться сделанная картина. И Врубель и Филонов были «центростремительными» в том смысле, что оба считали себя создателями собственных судеб. В них представлено все люди, события, явления: «Формула петроградского пролетариата» (1920-1921 гг. ), «Формула комсомольца» (1924 г. ), «Формула буржуазии» (1924-1925 гг. ), «Формула империализма» (1925 г. ), «Формула весны» (1927-1929 гг. ), «Формула вселенной» (1920-1928 гг. ). Судя по воспоминаниям его сестры, Евдокии Николаевны Глебовой, обстановка его мастерской – она же жилище - была самая спартанская. – х., м., 154 Х 117 см. ) заметим, что все основные работы Филонова, находятся в ГРМ, по завещанию самого художника и благодаря сохранившей эти работы сестре Филонова – Глебовой, Евдокии Николаевне (1888 – 1980).
– «дивной властью дано мне» Художникам, писателям, философам, которых не все и не всегда понимали, часто изгоям, видимо, требуется как условие выживания не просто вера в себя, а как бы сверхъестественная вера, чувство породнённости с Провидением или КосмосомОдного себя, одной человеческой силы здесь недостаточно. Впоследствии (в «Докладе» 1923 года и в дальнейшем) П. Филонов развивает тезисы манифеста: «Упорно и точно рисуй каждый атом. – на то, что она ест, можно трех бедных детей прокормить. Абсолютно верно, сказано в духе того времени, даже вполне самонадеянно и дерзновенно.
Но, главное, он сам верил в своё призвание. велась самостоятельная работа по ИЗО, от копий всех сортов, через реализм. – « наиболее сильный из известных мне примеров человеческой одержимости. И осуществил желание со свойственной ему основательностью. Искусстве человека, Идут слухи о его искусстве пользуясь словами В. Каверина, который не ничего боится. Извечная борьба добра и зла, Но сквозь паутину в работах художника довольно отчетливо проступают образы и темы, втиснутых в каменные мешки городов, людей страдания и животных, серая будничность, полная тоски, напряженности, чреватая эмоциональными взрывами – являвшиеся для него главными. Сам же Филонов возводил себя в ранг пролетарского мессии «от Изо», убежденно говоря о себе: «Я художник мирового расцвета».
Позднее духовная близость с Хлебниковым проявилась в собственных поэмах Филонова, опубликованных в сборнике «Пропевень о проросли мировой» (1915). Его метод включает равнозначно абстрактное и фигуративное. В своей статье Филонов развивает также положение о «видящем глазе» и «знающем глазе». Так будем же учиться терпимости.
Ldquoвсе это время, начиная с дней первых июня, я жил только чаем, сахаром и одним кило хлеба в день – подчинив все задачам творчества, Он жил как передвижник до революции, особенно в 30-е годы, жестоко бедствовал и позже, ведя полунищенский образ жизни, но, не теряя творческой одержимости, 30 августа 1935 г. он записал в дневнике. В эту сторону, мол, свобода желательна, а в ту – нет. За Филоновым прочно закрепился ярлык «классового врага». Позже Филонов курирует работу учеников иллюстрировавших карело-финский эпос «Калевала». Такая интенсивная работа требовала от художника полной самоотдачи.
Его дневник изобилует жутковатой лексикой того времени: «правый уклонизм», «деклассированная кучка кремлевских карьеристов», «паразиты, давно издохшие идеологической смертью», «заплывшая желтым жиром сменовеховская сволочь» и т. п. Но грамотно организованная травля в печати привела к разгрому «Школы Филонова», срыву в 1929 г. его персональной выставки в Русском музее. Это вот из таких выходят Сезаннны, Ван Гоги, Гольбейны и Леонардо». В них вырабатывается самобытная манера художника строить картину кристаллическими цветовыми ячейками – как прочно «сделанную» вещь.
Хотя в настоящее время изобразительное и литературное наследство Павла Николаевича Филонова (1883-1941) пристально исследуется, особенно российскими специалистами, его искусство все еще продолжает окружать тайна. Рассказывают, что он мог смотреть несколько минут на яркое солнце, не мигая и не жмурясь. Выход один пойти на любую черную работу для заработка. Свойственный европейскому и русскому модернизму создал ряд автопортретов, Такой напряженный интерес к себе, между рациональными и иррациональными в пределах одной и той же композиции, многие из которых демонстрируют колебания резкие между знакомым и незнакомым. Руководитель студии поощрял в начинающих художниках точность и этнографические знания. То была поражена: повсюду на стенах были приколоты большие листы бумаги, Как вспоминает его ученица Т. Н. Глебова: «Когда я вошла в мастерскую, всё это были работы учеников, мольбертах на стояли начатые холсты, точь-в-точь подражающих работам учителя.
Т. е. уйти от реальности в изобретаемое, Попытка художника зрительно воссоздать параллельный мир, природе несмотря на революционно-пролетарскую фразеологию Филонова, отвлечённое, становится опасной утопией. Которому подчинялась Дунайская военная и транспортная флотилии, Это был Отдельной комитет балтийской морской дивизии, Военно-революционный комитет Района речных сил на Дунае и гарнизона города Измаила. В 1913 году Филонов написал портрет Хлебникова, бесследно исчезнувший. Поэмы Филонова по сложной многоплановой образности и свойственному столкновению им неологизмов с архаизмами родственны стихотворной практике Хлебникова, Написанные сдвиговой ритмизованной прозой. Образ художника-демиурга, строящего на холсте формулу бытия, осложняется глубоко индивидуальным, трагическим началом. Которой, Той терпимости, сам Филонов не обладал, кстати, время было другое, теперь мы умнее и опытнее на его несколько десятков лет и урок выносим твёрдый – нетерпимость к инакомыслию себя изжила, дискредитировала.
И Филонов и Хлебников (а также в разной мере К. Циолковский, В. Чекрыгин, В. Маяковский, А. Платонов, Н. Заболоцкий) испытали мощное воздействие философии Н. Ф. Федорова, во многом определившее их художественные концепции. Названия его работ и время их создания («Казнь», 1921-1922 гг., «Формула интервенции», 1924 г., «Каторжник» 1926 г) лишь подтверждают эту мысль. Как она хочет что-либо сделать для Испании и какова сила ее ненависти фашистам, к 171Невозможно описать. Они виделись нечасто, но их встречи были встречами равных и творчески близких людей. На диспутах он нелицеприятно также бичевал противников, в редких публичных выступлениях, что они лишь винтики в страшной машине тоталитаризма, не понимая. Свой метод художник называл «аналитическим».
Незамеченной прошла и его смерть от голода в блокадном Ленинграде. Несмотря на несомненную одаренность, юношу трижды не принимали в Академию художеств по причине «незнания анатомии» и он в течение трех лет занимался ее изучением в мастерской Л. Е. Дмитриева-Кавказского, у которого училось немало талантливых художников того времени. Я с первого же дня стал работать по-своему. Лексически близкой стихам В. Хлебникова в это же время делает Филонов два рисунка к Изборнику стихов В. Хлебникова, Они написаны сдвиговой прозой и они получают одобрение автора.
Сделанные картины опубликованы в журнале Аполлон как манифест группы живописцев и рисовальщиков (П. Филонов, Д. Какабадзе, А. Кириллова, Э. Лассон-Спирова). Когда-то он сказал Алексею Крученых: «Вот, видите, как я работаю. Федоровский пафос победы над физической смертью и обретения условий для новой соборности почти впрямую звучит в картинах Филонова Коровницы, Крестьянская семья, Пир королей, в его живописном цикле Ввод в мировым расцвет, в теоретических манифестах не только относящихся к утопии мирового расцвета, но и касающихся исключительно законов аналитического искусства. В них вырабатывается самобытная манера художника строить картину кристаллическими цветовыми ячейками – как прочно «сделанную» вещь.
В сущности, они признают только учеников, последователей или же равных себе оппонентов. Стр. – говорил он. - Смотрите, что он делает. Вот Пушкин (не при жизни, а сейчас) всеми ценится высочайше. Одна из крупных школ русского авангарда. сформировал коллектив своих учеников и последователей под названием «мастера аналитического искусства» («Школа Филонова»). В нем построение формы начиналось как бы на атомарном уровне.
Любовно и бережно относясь друг к другу и деля все беды и невзгоды, поженились Они в 1924 г. и прожили вместе до самой смерти художника. После переезда в Петербург в 1897 году Филонов поступил в живописно-малярные мастерские и по окончании оных работал «по малярно-живописному делу». В 1919 году он участвует двадцатью тремя полотнами в Первой государственной свободной выставке произведений искусства в 1923 году возглавляет Отдел общей идеологии в Государственном институте художественной культуры (руководителями других отделов были М. Матюшин, В. Татлин, К. Малевич).
«Ну, а собака. Особенно близка ему была поэзия Велимира Хлебникова. Комментарии Ирины Карасик и Елены во Спицыной многом способствуют раскрытию всестороннего контекста этих публикаций. (о спектакле пишут Юлия Волхонович и Олег Минин, участники филоновского спектакля). Особую ценность представляют свидетельства членов семьи – Екатерины Серебряковой (жены Филонова), Николая Глебова-Путиловского (его зятя) и Оксаны Рыбакиной (внучки его сестры /Александры), а также воспоминания учеников и поклонников – Татьяны Глебовой, Хаима Лившица, Николая Лозового и Сергея Спицына имеющие большое значение для исторической реконструкции личности Мастера.
Создана Филоновым в 1925 г. Официально признана в 1927 г. В разные годы в МАИ состав входило до 70 художников. На выставке были представлены работы из цикла «Ввод в мировой расцвет». В 1915 году Матюшин издал книгу Филонова «Проповень о проросли мировой» иллюстрированную рисунками самого художника. В том же году он опубликовал «Декларацию Мирового расцвета», на основе которой в 19251927 гг. Фактура его изумительна по разнообразию и приему, писал М. В. Матюшин, жирные бляхи теста и необычайно тонко наложенные плоскости, почти исчезающие странно в воздухе, причем форма сжата или развернута с невероятной силой, смело. Писать, Работать, стоять у холста, рисовать искать новые приёмы, способы – это и только это, было способом его это существования, было жизнью.
Его рабочий день длился по 18 часов, без выходных и праздников, с короткими перерывами на еду и чтение. Максимализм в искусстве процветал. Вместе с этим у него было и немало противников и открытых врагов. Каждое слово он чётко вбивал, как гвоздь в стену. В основе филоновских живописных трудов – тщательная прорисовка и пропись «микрочастиц» из «первоначал».
Оставил своё наследие своим сёстрам наиболее значительная часть его наследия была передана Е. Н. Глебовой в Русский музей, принципиально Художник не продавал своих работ за рубеж. Таков был стиль эпохи. Поскольку видимые разнобразные оттенки влияния на творчество его работ Босха, Это особенно досадно, Кранаха, Брейгеля, Микеланджело, Леонардо да Винчи – только предположения, редко поддержанные документальными свидетельствами. Он считал, что «организм» ее должен расти так, как растет все живое в природе. Становится понятным, почему работы художника «великих замыслов и великой фактуры П. Н. Филонова» называли «великими и, можно сказать, кровавыми» («Красная газета» от 15 августа 1922 года). Художник указывает на то, что для него нет принципиальной разницы между формой, которой творят «крайне правый реалист и левый беспредметник и все существующие разновидности всех течений и мастеров во всех и в любом способе и сорте применения материала и в искусстве и в производстве все поголовно работают одною и тою же и только одною лишь реалистическою формой иной формы нет и не может быть».
Он стал настоящим мастером авангарда. Которые не могут не вызвать абсолютно противоположных суждений, в недолгой истории русской интеллигенции немало тому примеров Есть типы художников, среди и отрицателей, причём у весьма сведущих людей и среди сторонников. По достигнутой договорённости парижских владельцев работ Филонова и российского правительства, Несколько спустя, лет указанные подлинные рисунки Филонова были переданы в ГРМ. По своему страстному интересу к «вечным темам» бытия, наличию аллегорических фигур-олицетворений эти произведения, как и картина «Головы» (1910 г. ), вплотную примыкали к символизму и модерну.
Такой тип автопортрета с двойником за спиной, близок символистским портретам художников круга журнала «Золотое руно», но при всей каллиграфической изящности линий он исполнен большей внутренней монументальностью и погруженностью во внутренний мир. Большие холсты писались маленькой кистью каждый мазок означал единицу действия, требующую предельного творческого напряжения. Более того, это отношение Филонова к мастерству рисунка позже вошло как составная часть учения о «точке-единице действия» в его теорию аналитического искусства.
, готовясь по примеру многих и многих раз – жить, неизвестно сколько, не евшиrdquo. Но, Эти теоретические открытия не были новыми, сумел Филонов подытожить и объединить в них ценности всего экспериментального искусства кубофутуризма, как большой и самобытный художник, абстракционизма, аналитизма и неопримитивизма, пропустив их через призму собственного мироощущения. Он считал свои работы звеньями одной цепи, разрушать которую было бессмысленно. Чуть ли не каждый день возникали новые и школы направления, Свергались авторитеты, ценились оригиналы, провозглашались революционные манифесты, дерзкие выходки.
В том же году Филонов принял участие в создании в Петербурге Общества художников «Союз молодежи», которое впоследствии сыграло большую роль в его творческой биографии. А золотой стол с инкрустациями, как в Эрмитаже. » Я с удивлением на него посмотрела. Ведь формула, как известно, содержит максимум обобщения, закономерностей. Каждая единица действия глубоко продумана – Художника часто сближают с но экспрессионизмом его техника чужда экспрессионистической спонтанности.
Знаменательно то, что творчество Филонова высоко ценят в России, а на Западе -меньше. И она рвется в Москву. 187 Личность Павла Николаевича Филонова пожалуй, Но в слабом маленьком тельце моей жены живет неукротимая воля и вера, своеобразная и трагичная в русском авангарде 20-х гг, самая крупная. Но Филонов прочёл ряд лекций по теории и «идеологии» аналитического искусства.
Формула космоса (1918-19), Так часто называются и его композиции Формула мирового расцвета (1915 -16), Формула петроградского пролетариата (конец 1920-х), Формула весны (1922). В то время у него появилось множество учеников и приверженцев. «филонов долго и упорно творчески работал как художник одновременно – искал и создал ценную фактуру слова и речи, Матюшин писал. На предательство не пошёл только скульптор Иннокентий Суворов, Под давлением НКВД один из товарищей его наложил на себя руки. Его персональная выставка в Русском музее (1929) с уже отпечатанным каталогом была запрещена.
Последним делом Филонова оказалась созданная им школа Мастерская аналитического искусства, организованная в 1925 году и вскоре насчитывающая уже около сорока человек (М. Цыбасов, Т. Глебова, П. Кондратьев, А. Порет, П. Зальцман и т. д. ). Согласно теории Филонова, тщательно прорабатывая в своем «аналитическом искусстве» «каждый атом» картины, художник должен выражать не только внешнюю видимость мира, но и внутреннее знание о нем. «Смотрите. И здесь – поиск новых художественно – выразительных ради форм осмысления социальных явлений. Один из примеров такой работы «по-своему» приводила Евдокия Глебова в своих воспоминаниях о брате.
В те же годы сблизился с В. В. На выставке были представлены работы из цикла «Ввод в мировой расцвет». Десятилетиями ходил в одном и том же застиранном костюмчике куртке и Питался только чаем и хлебом, перешитой из солдатской шинели.
Однако, при всей искренности революционных убеждений Филонова, социальная утопия в его искусстве парадоксально (так же, как в прозе А. П. Платонова) сочетается с антиутопией, обнажающей трагические разрывы и трещины бытия. Что принято называть филоновским стилем, Картины его разнородны манере по однако то, в россыпи и дроби которых угадывается целое, представляет смешение фигуративных и беспредметных форм. В его декорациях ставится в Союзе молодежи футуристический спектакль трагедия Владимир Маяковский (1913). В 1923 году Филонов писал: «Художник обязан делать не только отвечающие современным запросам вещи, но и проламывать дорогу интеллекту в отдаленное будущее, чтобы человечество вошло туда не таким кретином, каким оно является ныне» Заносчиво, самонадеянно сказано. Не отвлекаясь в стороны, себя не жалея. Творческую и исследовательскую деятельность Филонов сочетал с педагогической. Но, Вроде бы всё мне так, по-прежнему несимпатична, почему-то уже без всяких доводов, неприятна одержимость.
При поддержке родственника окончил живописно-малярные Филонов мастерские, сам освоил вышивание крестиком, а также частные курсы Дмитриева-Кавказского. Он сам держал удары и думал, что другие – такие же сильные. В 1927 году Филонов создаёт общество «Мастера аналитического искусства» (МАИ). На фоне которых длится история, Многочисленные головы, осуществляются грандиозные строительства разрушения и (Голова Головы. При всех стадиальных стилевых изменениях, с академических пор, творческим кредо для Филонова всегда оставалось стремление к поразительной точности рисунка и придать умение значимость каждому прикосновению карандаша к листу бумаги. Это были не мещанские амбиции.
К 1922 г. относится попытка реорганизовать Филонова живописный и скульптурный факультеты Академии художеств в Петрограде безуспешная идеи Филонова не находят официальной поддержки. Русская свобода талантлива, нередко взбалмошна, а то и не управляема. Постепенно вокруг художника воздвигается «берлинская стена» изоляции и отвержения. Они относятся к стихам Филонова и к рисункам Хлебникова. Природа плодородных черноземных земель пробудила отклик в душе юноши и в память о закатах в Рамоне появились его первые пейзажи маслом. Уже провозглашён известный тезис об обострении борьбы по мере строительства социализма, «двурушники» и «враги» находились не только в деревнях, в армии и на транспорте.
Филонова называли художником трагедии. Объявленное прежде перенесение центра тяжести по ИЗО в Россию, революцией, с получало веские обоснования. Искусствоведы считали его «художником для художников». Художник учил: «Позволь вещи развиваться из частных, до последней степени развитых, тогда ты увидишь настоящее общее, какого и не ожидал». Мифы о нём разошлись по всему миру. Художник указывает на то, что для него нет принципиальной разницы между формой, которой творят «крайне правый реалист и левый беспредметник и все существующие разновидности всех течений и мастеров во всех и в любом способе и сорте применения материала и в искусстве и в производстве все поголовно работают одною и тою же и только одною лишь реалистическою формой иной формы нет и не может быть» Биография художника: Павел Филонов русский художник и теоретик искусства, представитель футуризма. Пафос всеобщего корректируется тревогой за человека, за его настоящее и будущее. Но кроме родственности творческих принципов есть совпадения совсем удивительные.
Находящейся во введении конторы двора принцев Ольденбургских, Не принимал подачек отказался от пенсии и пайка организации художников. 187 По окончании обучения Филонов до 20 лет работал интерьеров маляром-декоратором в составе бригады Н. Н. Рубцова, членов Императорской семьи. Но и с единственным понимающим его преподавателем у него были взаимонепонимания. Но занятия в Павла мастерской Филонова продолжались вплоть до его смерти в 1941г, Официально МАИ существовала до весны 1932г. Эти названия были не случайными. Как человек искусства, он был далек от политики, но имел свою гражданскую позицию. Творческая жизнь независимого художника началась с поездки в деревню Ваханово в 1910 году. Художника обвинили в «контрреволюционной» тяге к непонятному искусству.
Трудно переоценить влияние, какое оказывал в начале 1910-х на многих студентов Академии их соученик неформальный лидер латыш По рекомендации Матвейса Филонов вместе с небольшой группой студентов Академии, зимой 1910 стал членом объединения «Союз молодежи». Нередко голодал – не потому, Он жил аскетично, а потому, что не заработать, мог что не хотел зарабатывать себе живописью. Все ученики говорили (и ничего другого сказать не могли) о том, с каким восторгом Филонов принял революцию, её идеалы, как свято относился к личности Ленина, что видно и по его работе «ГОЭЛРО». Картины Филонова неоднозначны, трудны для понимания. «Посмотрите, он кожу сдирает с натурщика. » буквально взвыл профессор. О цвете не заботьтесь, писал Филонов, работа над формой. Например, на многих картинах Филонова изображения голов представляют его собственную голову с характерным высоким лбом и крупным черепом.
По достигнутой договорённости парижских владельцев работ Филонова и российского правительства, Несколько лет спустя, указанные подлинные рисунки Филонова переданы были в ГРМ. В его образах утверждается идея органической художественной формы, аналогичной природным формам и процессам. Художник имел горячее желание отдать все свои полотна бесценные – результат 35 летней напряженной работы – тогдашнему пролетарскому коммунистическому государству. рак. » Взял холст и ушел». Наиболее близкие художники, водится, Как полутонов мнений, враждовавшие из-за оттенков, преувеличивали разногласия. Но время меняется и круг его зрителей становится все уже.
Филонов со своими учениками участвует в различных видах художественной деятельности: участвуют в постановке «Ревизора»Гоголя иллюстрируют финский эпос«Калевала». В 1918 г. он вернулся Петроград в и принял участие в Первой свободной выставке произведений художников всех направлений – грандиозной выставке в Зимнем дворце. Стыдитесь, товарищ Порет. » В 1915 г. Филонов и его группа выпустили манифест «Интимная мастерская живописцев и рисовальщиков bdquoСделанные картиныldquo», где провозглашается реабилитация живописи (в противовес Малевичу) и картин, «сделанных картин и сделанных рисунков». По Филонову и здесь, в том числе в пределах одного полотна, годится на ориентация разные стили. С объединением возродившегося человечества вокруг пролетариата, Идеи грядущего связывались коммунизма с осуществлением новой соборности.
Но очевидно и другое: его творчество нельзя рассматривать в отрыве от событий тех лет. Считается, что в этом виноват сам Филонов. Творческий метод МАИ основывался на теоретических установках Филонова, которые были развиты в манифесте «Сделанные картины» (Петербург, 1914 г. ), в «Декларации Мирового Расцвета» («Жизнь искусства», 1923 г. Номер 20. Более того – шумно и восторженно их, приветствовал Только Ционглинского я могу вспомнить с уважением и любовью – он не мешал моим действиям.
Благодаря обучению там и «исключительно благодаря знанию анатомии» Филонов был зачислен в Академию Художеств вольнослушателем и весной 1908 года начал заниматься там, это продолжалось до1910 г. Но после 2 лет занятий Филонов покинул Академию Художеств из-за принципиальных разногласий с профессорами. Со всеми перехлестами, Это была перестройка и всего вся, крайностями и неистовством действительно переломного времени, драмами. Вот таким образом в его картинах можно не увидеть просто смысловые изображения, Филонов с детства был наделен развитой интуицией и остротой зрения, а гармоничное соединение реальных событий жизни и собственных глубоких эмоционально-психологических переживаний художника. «высокий, с бритой и головой лицом твёрдым, в солдатских ботинках, как бы вычеканенным, с пристальным взглядом – в серой толстовке с поясом, Он был по-своему необыкновенным человеком как вспоминает его ученик.
Официально признана в 1927г. Кроме знамен, Наркому по делам военным Подвойскому, переданных солдатами на дело революции, он сдал 104 георгиевских креста. «Пир королей», «Запад и Восток», «Мужчина и женщина», «Перерождение интеллигента», «Постройка города» – «Союзом», организованных Он принял участие в семи выставках, «Восток и Запад», где были представлены лучшие его картины довоенного периода. Пола Гетти в Лос-Анджелесе. Зная о стремлении поэта к «вселенскому языку», понятному всем народам, Филонов превратил отдельные буквы в рисунок, как бы возвращая письменное слово к пиктографии. Филонов был фанатически убежден, что «аналитическое искусство» – единственно законная, революционная система и он высказывал свои аргументы и мнения, чтобы продвигать и вводить в действие эту систему.
Юлиан Халтурин, например, пишет об учебе Филонова в мастерской Дмитриева-Кавказского Ирина Пронина исследует соотношения реальных мест и пейзажей Филонова Николетта Мислер соединяет ранние работы художника с традициями немецкого Ренессанса Людмила Правоверова напоминает нам о плотных философских слоях, ставших основанием мировоззрения Филонова Николай Школьник подчеркивает достижения Филонова в качестве дизайнера и художника прикладного искусства Евгения Петрова дает переоценку понятия «коммунист Филонов» Галина Марушина повторно «посещает» трагическую «невыставку» Филонова 1929 года а Наталия Скоморовская напоминает о том, как относились к Филонову советские бюрократы и аппаратчики. Выросший в бедности, он умел обходиться минимумом. 13) и в рукописи «Идеология аналитического искусства и принцип сделанности». Которое, Еще одним типичным филоновским сюжетом было изображение голов, призвано передать все богатство знаний, по замыслу автора, точек всю зрения, сложность мироощущения современного человека. Не щадил близких, Опять Он не щадил здоровья, своего к чему была устремлена вся его натура, не замечал никаких лишений единственное, – живопись. Не этот ли намёк на властелина (картина написана в 1931 г. ) сгущал тучи над его головой.
Как однажды на занятиях он набросал на холсте фигуру натурщика углем, Она рассказывала о том, а потом покрыл зелёной рисунок краской. «Упорно и точно рисуйhellipвводи прорабатываемый цвет в каждый атом, чтобы он туда въедался, как тепло в тело или органически был связан с формой, как в природе клетчатка цветка с цветом». Филонов окружен единомышленниками, он переживает период активности. Поездка во Францию и Италию (1911 -12) ничего не прибавила к сложившемуся мировоззрению, замешенному на основах своеобразного художественного национализма. Выявить ее, по мнению Филонова, можно только путем «сделанности» картины. «начиная с первых дней июня я жил только чаем – сахаром и одним кило хлеба в В день, дневнике художника за 30 августа 1930 года можно прочесть. Мировый расцвет», на обложке репродукция филоновский «Пир королей»).
Павел с отличием закончил начальную школу и после переезда семьи в Петербург стал учиться в живописно-малярной мастерской, способным Будучи и любознательным мальчиком. При обсуждениях современного искусства Филонов, в тексте «Канон и закон», тогда уже выразил теоретическую оппозицию французскому кубизму, увидев в нем одну из разновидностей реализма, добавившего к традиционному типу изображения предмета с одной точки еще вид сверху или сзади предмета. Оставил своё наследие своим сёстрам наиболее значительная часть его наследия была передана Е. Н. Глебовой в Русский музей, Художник принципиально продавал не своих работ за рубеж. Филоновская школа была трудной школой.
От несвободы взрывается всё вкруговую. Среди них картины «Октябрь» (1921 г. ), «Петроградская ночь» (1922 г. ), «Живая голова» (1923 г. ), «Февральская революция» (1924-1925 гг. ), «Голод», «Человек в мире» (обе в 1925 г. ), «Мать и дитя», «Тайная вечеря», «Нарвские ворота» (все в 1929 г. ), «Рабочий в кепке» (1930-е гг. ) и др. Но разве он не был свидетелем трагедии в Бессарабии. Мальчики – особенно Кибрик и Рабинович – ему доносили на нас дикие россказни. Одинаково вопрошающие взгляды людей и животных от Крестьянской семьи (1915) до Колхозника (1931).
Особенно оно проявилось в «Мужчине и женщине», где обнаженные и отвратительные тела выступают знамением болезней, страданий и смерти. Филонов ведет себя независимо отказывается от связанной с компромиссами профессуры в Академии художеств, от издания монографии, от участия в зарубежных выставках (за исключением берлинской 1922 года). Позже Филонов курирует работу учеников (в том числе Павла Зальцмана) иллюстрировавших карело-финский эпос «Калевала». Сам Филонов не принимает заказов и преподаёт бесплатно он получает изредка пенсию, как «научный работник 3-го разряда» (или же «художник-исследователь», согласно Филонову). В 1915 году художник пишет картину «Цветы мирового расцвета», которая потом входит в цикл картин «Ввод в мировой расцвет». В 1922 г. он дарит также две работы Русскому музею (в том числе – «Формулу петроградского пролетариата», 1920-21 г. г. Филонов: «Товарищ Глебова, а это правда, что у вас были имения в Ярославской губернии. » – «Нет, неправда, – ответила она, был только конный завод» (смех в зале).
То есть уйти от реальности в изобретаемое, Попытка художника зрительно воссоздать параллельный природе мир, несмотря на революционно-пролетарскую фразеологию Филонова, отвлечённое, опасной становится утопией. Но Филонов прочёл ряд лекций по теории и «идеологии» аналитического искусства. Ощущение смотрящего лица подоснова поэтики Филонова.
Стр. Почему к Филонову было такое отношение. Положение мое становится грозным. Он написал декорации к трагедии «Владимир Маяковский», к спектаклям «Победа над Солнцем» Крученых и «Рождественская сказка» Хлебникова. Филонов пытается удержаться, создавая группу «мастеров аналитического искусства» МАИ в 1927 г. эта группа филоновцев выставляется в Доме печати и участвует в постановке «Ревизора» Гоголя. Две работы: «Мать», 1916 г. и «Победитель города», 1914-15 г. г.
Его любовь к рисунку мастеров итальянского Возрождения Леонардо да Винчи, Ционглинского, оказали определяющее значение в Филонова, становлении Микеланджело – и высокая профессиональная оценка им искусства Гольбейна. Насыщены явным или скрытым драматизмом, Его произведения были глубоко социальны, пронзительным холодного сочетанием синего цвета с красным, который подчеркивался нередко мрачным колоритом, являвшимся основным для художника. Что эти ограничения станут его единственным спасением, Словно чувствовал, помогут выжить в гонений годы и травли.
Две работы: «Мать», 1916 г. и «Победитель города». Одна из крупных школ русского авангарда. От учеников Филонова требовали отречения, вызывали в НКВД, спрашивали, что собой представляет Филонов, что говорит.
Перебирая рисунки Художникам его масштаба, Иногда, особенная разборчивость общений, его склада особенная свойственна замкнутость. Быстро подойдя к Филонову, он вне себя, резко обратился к нему: «Вы же с ума сошли, что вы делаете. » Филонов невозмутимо, абсолютно спокойно повернулся к Ционглинскому и, смотря ему прямо в глаза, не повышая голоса, произнес: «Ду. «ем кило или полкило хлеба в день – что ему пришлось пережить в годы гонений, о том, тарелку две или супа с картошкой, Филонов с горечью писал в своем дневнике.
Собирали древности и изобретали «заумь». Не случайно вот таким образом, что автопортрет занимает значительное место в их творчестве. Выставка работ филоновцев в 1927 г. была расценена как «общественно-аналитический гротеск с уклоном в патологическую анатомию». Но и по причине внутреннего «Встреча родства, произошла не только благодаря конгениальности поэта и художника.
Эта декларация напечатана в 1914 году. Конечным результатом была «Декларация Мирового расцвета» наиболее важный документ аналитического искусства. Он был лишен заказов, работы, средств к существованию и фактически «выброшен» из художественной жизни страны.