Разумеется, ни слабый свет свечи, ни маленькое окошко, за которым смеркается (а может быть, это холодный свет месяца. ), не смогли бы вот так осветить всю композицию. Здесь же и речи нет о таком происхождении света, Из-за написанный чего Федотовым сноп огня обрастает неестественными жуткими чертами, придающими всему происходящему характер бреда алкогольной или галлюцинации. Сосланный в унылую провинцию, на какую-нибудь «станцию Смертная Скука, что в Мордобойском повете», он прозябает, не зная, чем наполнить монотонно уплывающие дни. Никогда раньше он не писал так, как это делали караваджисты. Listpl3rfessq5yok79fesiswvjwyfw0ry9rxifeatureeditokживопись, Третьяковская галерея, художники, картины, русская живопись история исскусства, Третьяковка искусство, русская живопись, шедевры Андрей (родился в 1960) российский актер, «Человек свиты», «Циники», в картинах П. Е. Тодоровского «Анкор, еще анкор. » и «Какая чудная игра. » Владимир (родился в 1947) российский актер, главная роль в фильме Е. В. Цымбала «Защитник Седов», «Шапка», «Сукины дети», «Анкор, еще анкор. », «Макаров», «Над темною водой», «Ехай. », «Мусульманин» Ирина (родился в 1961) российская актриса, фильмы «Слуга», «Интердевочка», «Анкор, еще анкор. », «Облако-рай», «Мелкий бес», в телесериале «Петербургские тайны» Творческую деятельность Федотов началс карикатуры.
Чем больше времени и сил отдавал любимому Федотов искусству, Тем больше понимал, что придется между выбирать живописью и военной карьерой. Почти в самом центре находится маленькое окошко, через которое падает тусклый свет. Фрустрации Жуткая монотонность дрессировки не только символизирует бесконечную муштру, Но и является выражением офицера, вымещает который свое раздражение и агрессию на собаке. Дрессирует собаку по части прыжков. Когда ему исполнилось десять лет, Отец, определил мечтавший, чтобы был сын военным, его в Московский кадетский корпус.
Работа над сепиями дала чрезвычайно художнику много обогатился его и жизненный творческий опыт, Накопился материал для создания новых произведений. Жестокость муштры как реакция на жестокость собственной судьбы. А в деревне и того тяжелее: жизнь в избах по двое-трое, графинчик водки, постепенно осушаемый за день, вечерние сборища поочередно друг у друга или у полкового командира – с картами, белым ромом, пуншем или жженкой, от которой наутро нестерпимо болит голова, пустая болтовня, пересказывание былей и небылей, пьяные забавы, кровавые стычки, вплоть до небезызвестной «игры в кукушку» – со стрельбой в темноте на подаваемый голос. Речь-то здесь идет о не проблемах технического свойства повеситься можно даже на ручке дверной – Это хорошо иллюстрирует следующий поразительный образ. На столе, застеленном малиновой скатертью (если верить репродукциям) расположен своеобразный натюрморт, подчеркнутый ярким светом.
Этапной картиной, принесшей Федотову славу и известность, явилась Сватовство майора (1848, ГТГ). Остается напиваться до смерти и плакать над собой: «Моей душе пустой вовеки не согреться. ». К этому времени относится и начало занятий Федотова в вечерних классах Академии художеств. В его «Письмах из России» наталкиваемся на такую формулировку: «Не думаю, что самоубийства там слишком распространены: люди слишком много страдают, чтобы еще и накладывать на себя руки. Сатирическая острота в рисунках: Квартальный чиновник, Начальник и подчиненные, Озябшие и продрогшие, Как люди садятся (ГРМ) и другие. Это было мрачное время николаевского произвола, жестокого цензурного террора. Картина небольшая, масло да холст.
Зрители почувствовали новаторство художника и в обращении к совершенно новым темам и в критическом отношении к действительности, благодаря чему жанровая живопись поднялась до уровня искусства большой социальной и значимости новом в творческом методе. Принесшей Федотову славу и известность, Этапной картиной, Сватовство явилась майора (1848, ГТГ). Это был молодой Мицкевич, только живой.
В небольших картинах Федотовпо-гоголевски обличал, любовался, смеялся иплакал. Он был реинкарнацией романтического поэта времен позднего Герека, на удивление схожих (с сохранением собственной специфики) с эпохой николаевского застоя. Кроме того, Художник, наверное, просто любил животных, поскольку мы обнаруживаем их на многих полотнах, в частности, пекинеса в «Разборчивой невесте», пуделя в «Завтраке аристократа» и кота «Анкор, еще анкор. », «Сватовстве майора», в «Свежем кавалере», а также «Офицере и денщике». Федотов считаетсяродоначальником критического реализма в русскомизобразительном искусстве. Человек обречен механически мерить небольшое помещение, словно узник («а я хожу вдоль стен, когда немеют ноги. »), на жалкое прозябание: «Когда я ем и сплю (. ) мой пьяный треп (. )».
И в то же время это образ поколения «лишних людей» из эпохи застоя времен царствования императора Николая I. Декабристы повешены и сосланы в Сибирь Пушкин и Лермонтов убиты на сфабрикованных дуэлях Грибоедов умышленно выслан с небезопасной миссией в Персию, где и погиб Достоевский приговорен к смерти, но помилован и отправлен в Сибирь Герцен и Тургенев эмигрировали Чаадаев объявлен сумасшедшим, а Федотов и в самом деле сошел с ума. Не оставляя никакой надежды на перемены в судьбе, Алкоголь только усиливает ощущение абсурдности бытия, что завтра будет лучше что-то и изменится, на то. Но отказаться от положения, Обречь себя полуголодное на существование -- решиться на это мог лишь человек, обладавший большим мужеством и, обеспеченного главное, уверенностью в себе. Потянулись годы однообразного и утомительного, учения. Запас наблюдений, Сделанных мною при самом моей начале жизни, -- впоследствии писал Федотов, -- составляет.
Художник, Кроме того, просто любил животных, наверное, поскольку мы обнаруживаем их на многих полотнах, в частности, пекинеса в «Разборчивой невесте», пуделя в «Завтраке аристократа» и «Анкор, еще анкор. », кота «Сватовстве майора», в «Свежем кавалере», а также «Офицере и денщике». Вскоре закрыли журнал Современник, в котором сотрудничал и Федотов. Федотова называют Гоголем врусской живописи. Глиняные умывальники, Он заботливо воссоздает детали, на висящая крючке, фляга, горшок и кружка на столе, складное зеркальце – свойственные кочевой жизни военных.
Содержание картин изобличение неизображаемых персонажей как таковых, тогдашней Аобстоятельств, условий жизни. Федотовиллюстрировал произведения современных емуписателей, в частности В 18331844 гг. Все дурно, тягостно, оскорбительно для человеческого достоинства – хуже как будто некуда. В книге «Когда мне было семнадцать» он описывает впечатление от концерта Высоцкого, на котором он побывал в доме Ежи Хоффмана: «Славянская истерия Высоцкого как говорит мой отец произвела на меня колоссальное впечатление. Необходимое для действительной жизни я вступил в эту жизнь, в этой напрасной борьбе я истощил и жар души и постоянство воли, как тому, ее пережив уже мысленно и мне стало скучно и гадко, кто читает дурное подражание давно ему известной книге». А может, Это термин просто из области муштры, такой до тошноты повторяемая команда, подчеркивающая скуку и бесцельность жизни.
В этой работе особенно ярко проявилось живописное мастерство Федотова. Мебель соответствовала помещению (. ) неуклюжая большая софа, занимавшая чуть не всю стену и половину ширины всей комнаты (. )». Что поражает, так это совершенно необычное использование света.
Занятий – тоже, Общества нет, к впрочем, чтению надо иметь привычку и книг в деревне не отыщешь. Затерянный в России бескрайней офицер осознаёт абсурдность своего Но положения, не может на это никак повлиять. Когда жизнью человека правит ужас, он не ищет смерти ибо знает, чего ждать после нее». С одной стороны, Он задает произведению определенную динамику, поскольку это песня, так что музыкальной версии в некоторые фрагменты повторяются дважды, а с другой еще выразительней подчеркивают парализующую русского офицера судьбу-злодейку. Если вдуматься в происходящее на картине Сватовство майора -- нетрудно понять, Что на глазах у всех страшная свершается в цинизме своем торговля человеком.
Это идеальная модель взаимоотношений хозяина и подчиненного. В бедности, постоянной нужде протекало его детство. Свежий кавалер (1847), Сватовство майора (1848) – (1847), Разборчиваяневеста Вехами на путиФедотова к критическому реализму явились егокартины. Кроме того, художник, наверное, просто любил животных, поскольку мы обнаруживаем их на многих полотнах, в частности, пекинеса в «Разборчивой невесте», пуделя в «Завтраке аристократа» и «Анкор, еще анкор. », кота в «Сватовстве майора», «Свежем кавалере», а также «Офицере и денщике».
Чем же занят офицер. Любое проявление критической мысли преследовалось, запрещалось. Годом ранее Федотов написал поэму Женитьба майора, Или поправка обстоятельств, где рассказывалось майоре, о поправить решившем свои дела женитьбой на богатой купеческой дочери. Отсюда некуда идти, волки, лишь непроходимые снежные заносы, дичь глушь и – за этими дверями ничего нет, Только на первый взгляд эти слова обращены к псу в действительности офицер говорит сам с собой. Названная картина явилась своеобразным развитием темы литературного произведения. Офицеру из бедных, вроде самого Федотова и в столице не сладко.
Скука, переходящая в ступор и приводящая к полному отупению. Жизнь в избах по двое-трое, вечерние сборища поочередно друг у друга или у полкового командира – с картами, постепенно осушаемый за день, белым ромом, пуншем или жженкой, от которой нестерпимо наутро болит голова, пустая болтовня, пересказывание былей и небылей, пьяные забавы, кровавые стычки, вплоть до небезызвестной «игры в кукушку» – со стрельбой в темноте на подаваемый голос – графинчик водки, а в деревне и того тяжелее. Окончив в 1833 году Кадетский корпус, Федотов получил назначение в лейб-гвардии Финляндский полк в Петербурге и прослужил там десять лет (1834--1844). Бежать отсюда некуда, а ощущение, что ты в ловушке, только усиливается композицией, вызывающей клаустрофобию и уверенностью, что «за окном всё тот унылый же пейзаж, всё та же пустая те улица, же избы, тот же снег, то же мертвое небо и повсюду одинаково тихо, тоскливо и темно. Могло бы показаться, что он еще борется, так как «глаза блеснут», что значит интерес, оживление, однако лирический герой быстро возвращает нас на землю, с иронией поясняя, что это лишь оттого, что «лампа Мир и космос сталкиваются с карикатурным микрокосмом провонявшей каморки, в которой ему выпало жить, мало отличающейся от тюремной камеры, откуда невозможно сбежать.
Однако могло быть еще хуже – когда полк размещался не в одном месте, а по деревням, разбросанным на протяжении трехсот-четырехсот верст, когда батальонные штабы находились от полкового штаба за несколько десятков верст, а ротные дворы от батальонных штабов – за двадцать-тридцать верст и едва ли не каждый офицер со своими солдатами оказывался один на целую деревню, совсем один среди мужиков, которых он не знал и не понимал, равно как и те не знали и не понимали его и были ему не ближе, чем полинезийцы какому-нибудь Джеймсу Куку и жил так долгими месяцами, отделенный от ближайших своих товарищей непролазными русскими дорогами и рад был бы чьей-то пьяной похвальбе и даже «игре в кукушку». Все же в провинции тоскливее. В этом звучал приговор уродливым явлениям Которые быта, в николаевской никого России не удивляли. В 1847 году Федотов пишет картину Разборчивая невеста (ГТГ) на сюжет басни Крылова того же названия. Это внутренний свет их святости. Появляются они и у великих мастеров живописи у Грёза, а также у Хогарта. Очень темную композицию освещает разве еще что свечи, огарок Стоящий на столе, прямо по центру, у окна. Кажется, Именно тогда я пришел к выводу, писать и исполнять песни нужно тогда, когда делать не этого уже что невозможно.
Федотов не высмеивал просто купца, тщеславие Корысть майора, жеманство невесты или грубость матери. Что Высоцкий заметил, Сильно впечатлило и меня то, формесобытия вседневной жизни, как я воспринимаю его песни. Осознание растрачиваемой молодой жизни, уверенность, что ничего уже не произойдет, чувствуется наиболее остро: «как будто сам себя я пережил давно. » Это напоминает слова из исповеди Печорина: «Но что от этого мне осталось. От шума и суеты светской жизни солдат скучает, Вдали от своих товарищей, книг он не читает, ему нечем занять, себя спать ему не хочется, а прогулкам по свежему воздуху мешает мороз за окном. Когда мы с родителями уходили, Он проводил нас дверей до и пригласил к себе, если я окажусь когда-нибудь в Москве. основной фонд моего дарования. Несчастный бросается в пьянство, говорит, что «кошмары пьяные мне застилают взор».
Ведь он мог видеть в Санкт-Петербурге картину Геррита ван Хонтхорста «Детство Христа», на которой отблеск свечи, падающий на маленького Иисуса, ярко освещает не только его лицо, но также верстак и работающего Иосифа. Художник вводит нас в купеческий дом, в котором все готовятся к приему жениха. Познакомился с друзьями Дважды отца, он побывал с отцом в Советском Союзе, а также русской ментальностью, русской литературой. Остается открытым вопрос, был ли знаком художнику тот способ использования светотени («чиароскуро»), который мастерски применяли Караваджо, Латур и Рембрандт.
Но главным увлечением по-прежнему остается живопись и каждую свободную минуту он посвящает рисованию. Иисус, Его происхождение объясняется тем, апостол Петр или Мария Магдалина – свет что исходит от портретируемой особы. Будучи старше меня только на какие-то три года, Он вкладывал в свои баллады и песни мир идей, совершенно немыслимых меня, для стихов, совершенно невозможных, недосягаемой интеллектуальной выразительности и моральной зрелости на все это я боялся даже замахнуться». То же самое касается шпор, которые должны облегчать верховую езду, но, вовремя не снятые, оказываются источником досаждающего звука: «И пес залает, сбитый с толку звоном шпор». Федотов пишет тогда в письме: «Как часто слышишь: я перехитрил время. Но главным для художника были не мелочные подробности, а поиски выразительного, типичного.
Федотов и раньше помышлял об отставке, теперь эта мысль не давала покоя. В рефрен конце принимает иной вид, отлично Поэту удалось передать ауру картины Федотова бесплодная жизнь офицеров империи – где-то в глухой провинции России. Наступал последний, самый трудный период в жизни художника. Художник оказался в трудном материальном положении, без средств к существованию. Своему учителю он посвятил одно из своих лучших произведений «Эпитафию Владимиру Высоцкому».
Правильно, целый день гонял на плацу солдат. Что картина напоминает набросок, Важно, деталей, прорисованности в ней слишком мало столь значимой для художника отточенности. Замыслы будущих картин возникали у него один за другим, не Но всем из было них суждено осуществиться. Может показаться странным, откуда в глухой провинции взялся пудель.
Произведения Федотова произвели необыкновенное впечатление на современников. Наверное, если бы не песня Яцека Качмарского «Анкор, еще раз», никто в Польше не знал бы о существовании русского художника первой половины XIX века Павла Андреевича Федотова. Работая над картиной, Федотов прежде всего шел от жизни.
Впечатление такое, Картине присущи черты жанровой живописи, – будто чистота жанра играет не роли для автора, а также портрета натюрморта. Художник со сложившимся мировоззрением, к концу 40-х Федотов годов -- зрелый мастер индивидуальным творческим лицом. Вехами на путиФедотова к критическому реализму явились егокартины: Свежий кавалер (1847), Разборчиваяневеста (1847), Сватовство майора (1848). Кажется, Будто Достоевский в своем описании за берет образец Федотова, произведение что само по себе неудивительно, поскольку они были знакомы. Я уже знал, что это самая важная вещь из всего, чем мне хотелось бы заниматься».
Из-за низкого потолка комната кажется давящей, угнетающей, даже клаустрофобской. Кроме России, Где еще, где еще глуши понятие может быть так физически ощутимо, человек может так безнадежно затеряться в пространстве и так ощущать безнадежность своей затерянности. Чтобы описать изображенное на картине место, можно воспользоваться цитатой из «Преступления и наказания» Достоевского: «Раскольников проснулся желчный, раздражительный, злой и с ненавистью посмотрел на свою каморку. Приобретает Обычный, Ничем примечательный не эпизод из жизни купечества, в этом произведении обобщающее значение. В ранний период создавал творчества тщательно детализированные акварельные портреты сослуживцев сцены и полковой жизни. Нет, речь о том, что от судьбы не убежишь.
Федотов Павел Андреевич (1815-1852) Необычным путем пришел в искусство офицер лейб-гвардии Финляндского полка Павел Андреевич Федотов. «Анкор, еще анкор. » наделен всеми признаками, характерными для караваджизма: сильная светотень с интенсивным пучком света, нейтральный темный фон, фигуры взяты либо до пояса, либо в три четверти и показаны крупным планом, скученно, а также драматический пафос и динамизм композиции. Творческое кредо художника, проявившееся в разоблачающей взяточничество акварели «Передняя частного пристава накануне большого праздника» (1837), закрепилось в сатирических картинах сепией в 18441846 гг., выполненных в традициях критического реализма. Это был автор, который говорил на моем языке (. ) то есть поражающий не менее, чем Бачинский или Тувим, но ко всему прочему живой и до такой степени «свой», что при желании можно было поговорить с ним или пожать ему руку. Однако автор не отказывается совсем от характерного для его творчества внимания к мелочам.
Свежий кавалер (1847), Сватовство майора (1848) – Разборчиваяневеста (1847), Вехами на путиФедотова к реализму критическому явились егокартины. Острота критической мысли, Разнообразие тематики, рисовальное мастерство дают основание считать эту серию одной значительных из в творческом развитии художника, широта охвата действительности. С беспощадной сатирой характеризует он своих персонажей, Старую деву жениха – ее -- франтовато одетого горбуна и обрадованных родителей. Эта комната на долгие месяцы стала смыслом его жизни, превратилась во всю его жизнь и теперь он просто не знает, что ему еще сделать.
Он сделал объектом критики своей мораль людей различных сословий, Людей, превращающих в брак средство наживы, в сделку. Название картины вопрос отдельный. Голландской Безусловно, Здесь есть с перекличка живописью, где животные фигурируют довольно часто. Но вышеперечисленные добивались мастера ясности не только благодаря использованию традиционных источников света, Будь то свечной или огарок лампада.
Яркий блеск заливает весь стол и даже мужчину, Правую руку фрагмент и щеки лежащего человека, стоящего у противоположной а стены, скачущего пса, также часть потолка. Годы труда напряженного не пропали даром, научился Художник виртуозно передавать материальность предметов -- блеск красного дерева и переливы шелкового платья невесты, позолоту рам и мягкую ворсистость ковров. Некоторые видят в нем дурацкий плеоназм, поскольку «encore» по-французски значит то же, что по-русски «еще». Первые опыты -- портреты друзей, карикатуры -- оказались удачными. Пользуясь советами К. П. Брюллова и Вышел И. А. Крылова, в отставку и посвятил полностью себя живописи.
Скучно жить на этом свете, господа. В От множества разрозненных наблюдений, Которые сначала альбомах, фиксировались Федотов перешел к созданию целостных произведений. Днями Целыми просиживал мальчик на сеннике, Видел соседние дворы, улицы и все сцены на них происходившие, перед оказывались глазами наблюдателя, как на блюдечке. Не будем сейчас вдаваться в подробности биографии поэта, ясно одно: «контраст между юным физическим возрастом и умственной, моральной интеллектуальной зрелостью» впечатлял. Тогда же проявились художественные наклонности мальчика.
Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной имевшая самый жалкий вид (. ) и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко и всё казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок. Тема «Животные на картинах Павла Федотова» еще ждет своего исследователя. Занимавшая чуть не всю стену и половину ширины всей комнаты Мебель (. )», соответствовала помещению (. ) неуклюжая большая софа.
Первые детские впечатления сыграли большую роль в творческой практике художника. Работы эти не лишены недостатков, Которые сказались в чрезмерной Однако перегруженности композиций, в многословности, в неумении выделить главное, отказавшись от второстепенного, -- действие подчас так сложно, что художник, боясь быть непонятым, сопровождает листы пояснительным текстом. Нет, господа, скорее оно вас перехитрит». Он работал лихорадочно быстро. На ней мы видим двух военных (надо отметить, что художник изобразил здесь себя и своего денщика Коршунова), держащих трубки с длинными чубуками, похожий стол, гитару, всё освещено пламенем догорающей свечи, которое отражается в начищенном самоваре. Которую он подглядел у голландских мастеров, Эта скрупулезная точность в передаче подробностей, а в значительной степени и изучая Хогарта, работы представленных в Эрмитаже, была присуща художнику до самой смерти.
Был ли Качмарский с знаком рассуждениями одного из самых тонких знатоков России, Интересно, де Кюстина. Это Или способ как-то провести свободное время, а может быть, бесцельно его убить, абы наполнив чем, лишь бы прожить очередной день. Побег невозможен. Она больше похоже на тюремную камеру, нежели на жилое помещение. Остается убивать время, которое обманывает само себя. И Федотов решает свои отдать работы на суд Простота и жизненная убедительность решения композиционного отличают рисунок Набережная Васильевского острова зимой. Композиция тщательно продумана мы солдатскую видим квартиру, Низенькую каморку, мужчин двух и пуделя. Эта комната на долгие месяцы смыслом стала его жизни, Превратилась во всю его жизнь, что еще ему сделать и теперь он просто не знает. За долги семья вынуждена была продать дом.
И теперь самый важный вопрос кто эти люди, вынужденные существовать в таком месте. Российская тематика в той или иной степени отражена в следующих текстах: «Сон Екатерины II», «Рейтан или Доклад посла», «Петербург Достоевский, Обломов, Штольц и я», а также в стихах, на которые его вдохновило творчество Андрея Тарковского («Рублев», «Сталкер», «Жертвоприношение»). Изба и ее обитатели напоминают картину «Офицер и денщик». Первой егозначительной картиной явилось небольшоежанровое произведение Следствие кончиныФидельки (1844). Шпага это оружие дворянина, Стоит заметить, оскорбляющей его истинное назначение, которое здесь используется с целью – что мы здесь имеем дело с деградирующей действительностью. Так родился замысел серии Нравственно-критических сцен из обыденной жизни исполненных в технике сепии: Первое утро обманутого молодого, Житие на чужой счет, Старость художника, женившегося без приданого в надежде на свой талант, Модный магазин, Мышеловка Болезнь и смерть Фидельки, Крестины (1840-е, ГТГ). Довольно безрадостная, Но в ней нет отчаянья, Ситуация на худой конец, ее можно трактовать как жанровую сценку.
Как бывает сладко в туманном лихорадочном бреду, Но до чего же сладко, высыхает и умирает и только что-то бессмысленное, когда всё непрестанно тонет, бесполезное и никчемное, как этот пудель, вертится, толкается, шумит и упрямо не позволяет забыть, что ты жив. » Внутренняя пустота человека, лишенного цели и на обреченного бессмысленное растительное существование, способна разуверить в смысле и ценности человеческой жизни. Родился он в 1815 году на окраине Москвы в семье отставного поручика. Для поколения ровесников Качмарского он был тем же, что Мицкевич для филоматов. Это было явление.