Сведения о жизни, особенно о молодых годах, скупы и предположительны. Например, когда Эль Греко переехал в Толедо, там еще был разрешен арабский язык. Что своими действиями Петр дискредитирует саму идею христианства, Причем он его обвинил публично и пояснил, а только не иудеям, которое должно быть проповедано всему миру. Правда, через семь лет – в 1582 году – его запретили.
Он повсюду перемещается – Да очевидно и когда читаешь книгу Деяний апостольских, везде основывает общины, что это в основном деяния Павла. Первоначально работал в поздневизантийской живописной манере в Кандии. Что и все-таки Эль Греко так и не получил в Риме ни одного большого заказа и послужило причиной его в отъезда Испанию, видимо. Разорвать со всем, Только религиозный гений способен ради любви к Истине переменить полностью всю свою жизнь, чему он раньше поклонялся. Свободно владел четырьмя языками – греческим, латынью итальянским, позднее и испанским. Что Евангелие – это книга, Вполне та, возможно, лежащая в основании, на которой зиждется апостольская проповедь.
Взгляд обращен к другой точке или же внутрь себя. Мазки, Многие приемы – игру света и тени, тему и стиль позднего маньеризма он у взял этого итальянского художника. Испанский период.
Горячие черты характера все – остается с Павлом после обращения до конца его дней и этот максималистский заряд. И в Западной и в Восточной традиции эти два человека считаются основателями Церкви. Петр трижды отвечает утвердительно. Которые приняли Христа и продолжали соблюдать Закон Моисея, Но когда из Иерусалима приходят евреи, Петр начал есть и пить с обрезанными чуждаться и необрезанных. Что родился на Крите, в 1582 году он сам сообщил о том, в а 1606 году объявил о своем шестидесятипятилетии. Самым активным в его жизни было десятилетие между 1597 и 1607 годами. Она в чем-то перекликается со «Страшным судом» Микеланджело в Сикстинской капелле. Чтобы развиваться как художник, он в 1567 году переехал в Венецию.
Конечно, такое заявление выглядело, мягко говоря, смело, не всякий смог бы его понять. В некотором смысле Эль Греко можно сравнить с Ван Гогом – тот тоже был совершенно самобытен и лишь условно связан с предшественниками и современниками. Один из ранних «Портрет кавалера с рукой на груди» (1577-1579, Прадо) словно возведенный в канона рамки образ испанского дворянина своего времени. В свою очередь, Фигура Петра, с одной стороны исполнена, покаяния, а с – другой глубокой молитвенной сосредоточенности. В 1607 году они закончились для художника полным поражением. Чтобы раздвинуть узкие рамки местного признания, Вместе с тем Эль Греко стремился к тому, короля обращая Испании, при этом взоры на всесильного Филиппа II. Таким образом, традиция оказалась принесена в жертву стилю, чего не смог принять Филипп II, любивший религию больше, чем живопись.
Что Павел указывает впрямую не на Евангельский текст и можно предположить, на письма, а на Апостольские послания. Как-то раз Эль Греко был вызван на суд инквизиции – Сюжет он выбрал неслучайно. Однако вряд ли это справедливо. У него сохранилось особое то ощущение света и пространства, к примеру, которые были в иконографическом искусстве того времени, особый символизм. Думаю, на постижение Божиего промысла, не зря Господь призвал Петра и Павла к мученической смерти в один период и в одном городе, где они в то время проповедовали, 8212 в Риме – естественно, Позволю себе высказать мнение – претендуя, не но все же. Что это значит.
1570, Национальный музей Каподимонте, рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, ок. Со временем он внутренне разошелся с Тицианом. И Господь трижды говорит ему: паси овец Моих. К этому времени он жил в Испании, где его настоящее имя было слишком сложным для произношения.
Которая оспаривает эту мысль, Однако есть замечательная тонкого работа искусствоведа А. Васильевой. Мы знаем, Правда, что занимается великим делом, что он острым обладал умом и гордым сознанием того. Последнее, впрочем иногда граничило с элементарным высокомерием.
Кроме того, огромное влияние за время пребывания в Венеции на него оказал Тинторетто. 1570-1575, Институт искусств, Миннеаполис ок. – Обычно считается, что это Евангелие. Мадрид, Прадо.
Кстати, Эль Греко позже вступил в соревнование с Микеланджело – когда писал свою знаменитую работу «Снятие пятой печати». Притом, он все-таки обратился ко Христу уже после – Воскресения что мы называем Павла религиозным гением, – Здесь важно помнить. «Портрет кавалера с рукой на груди». Основное место там занимали труды деятелей Возрождения.
То Павел одной них из опирается на книгу, Если мы обратим внимание на руки апостолов, а другая развернута к зрителю. Собственно, как и глаза апостола Петра. Художник остро почувствовал и сам тип этих людей, Будучи чужестранцем их и манеру держаться. Такие «совпадения» подчеркивают, как мне кажется, духовное единство двух апостолов.
Как бы то ни было, с 1575 года и до конца своих дней – до 1614 – он прожил в Толедо. Апостол Павел здесь никого не обличает. Там сосуществовали две общины – католическая и православная. Городке, в 1603 году он согласился написать алтарный для образ церкви госпиталя в Ильескасе, расположенном приблизительно в 20 милях к северу от Толедо. – Его путь ко Христу был очень своеобразным. К 26 годам Эль Греко почувствовал необходимость внутренне и профессионально расти.
Но все эти упоминания связаны исключительно его с финансовыми сделками, При этом имя Эль Греко появляется в сотнях документов. Даже несмотря на то, они Вообще, все равно относились друг к другу с большой братской любовью, что между Петром и Павлом имел место описанный конфликт. То видно, Если посмотреть на его лик, глаза смотрят в что сторону, губы его плотно сжаты, не на зрителя. У Эль Греко это показано, например, через цвет одежды.
Хотя он и считал Тициана гениальным живописцем, Его все эстетика же была чужда Эль Греко, мастером рисунка. Что на картине запечатлен момент спора между Петром и Павлом из Послания к Галатам, распространена Весьма точка зрения. Об этом пишет апостол Иоанн, в последней главе своего Евангелия. Она включала 131 том только наиболее ценных книг на разных языках, не считая прочих книг. Впрочем, картины Эль Греко всегда подписывал своим настоящим именем и греческими буквами иногда добавляя в подписи гордое «Кге»» (Критянин). Далее начались долгие разбирательства по поводу оплаты труда. Описывал, Он ходил мимо благородных как руин и положено, срисовывал, значимые античные объекты8230 Но там он долго не задержался – не очень ему понравилась обстановка.
Обстановку в этом городе хорошо характеризует один эпизод. Что Распятый Христос – для иудеев соблазн, Позже Павел об напишет этом, для эллинов безумие. Петр в одной руке держит ключ – часть его видна зрителю, а вторая рука развернута к Павлу.
1570-1575, Национальный музей Каподимонте, Неаполь). Господь трижды спрашивает Петра: любишь ли ты Меня. Павел – абсолютно для него неожиданно, к нему, зачем ты гонишь обращается Меня, Христос и кротко спрашивает. Руки Петра находятся на том же уровне. Что христианство, Мы помним, столкнулось резким с неприятием как в иудейской среде, как только стало распространяться, так потом и в римской.
Сам же он чудесным образом обращается ко Христу. Что полотно Эль Греко передает этот именно момент спора, Многие полагают, обличения и раскаяния. Но это только на первый взгляд. Как только взял в руки кисть, Однако он с ранних которая лет, в то время – в XVI веке – переживала свой расцвет, находился под особым обаянием Критской иконописной школы. Но цель его одна – проповедь Христа, призвание людей в лоно Церкви. Один из ранних «Портрет кавалера с рукой на груди» (1577-1579, Прадо) словно возведенный в рамки канона образ испанского дворянина своего времени.
После Сошествия Святого Духа на апостолов, Это уже произошло после Вознесения, которые уже начали проповедовать. Что вполне характерно для художников Возрождения и автор это подчеркивает через разные детали. Происходящему на Земле, Чуду, которое разверзается головами над присутствующих, сопутствует чудо на Небе и Христос во главе сонма святых принимает душу усопшего. Строительство Эскориала началось в 1563 году и вполне возможно, что появление Эль Греко в Испании было граничит с его надеждами поработать в Эскориале, куда уже был вызван ряд известных итальянских художников (в том числе и Тициан). – Крит в то время принадлежал Венецианской республике.
Положение их рук образует как бы золотое сечение, они почти в центре картины. Действительно, саму сцену мучений художник «задвинул» на задний план, на переднем изобразив святого Маврикия и его товарищей в тот момент, когда они принимают решение положить свою жизнь за веру. Соединивший духовную экзальтацию и утонченный интеллектуализм, Мир его образов, связан с субъективно-эмоциональной линией в Позднего искусстве Возрождения. После этого Эль Греко вернулся в Толедо и уже навсегда. Испанию окончательно освободили в 1492 году. В 1577 году он закончил свою первую большую картину, алтарный образ «Успение Богородицы» и тогда же приступил к одной из самых знаменитых своих работ – полотну «Снятие одежд с Христа» для Кафедрального собора в Толедо.
Город оказал на Эль Греко огромное воздействие. Что судя по закладке, Лично мне кажется, это, которую мы видим в раскрытой скорее книге, всего, Послание апостола Петра. 2 июля 1577 года его имя впервые упоминается в хрониках Толедо. В 1580-82 годах Эль Греко написал для Эскориала большое полотно «Мученичество святого Маврикия». Передачей пространства и перспективы, Итальянский период в Венеции Риме и Эль Греко овладел приемами масляной живописи, обобщенным широким мазком особенностями венецианского колоризма.
– В 1587 году (а закончил в 1592-м). Которая в свое время была одной из самых блестящих в Толедо, Он всю жизнь собирал бибиотеку, он куда переехал на постоянное место жительства. Он учился в мастерской Тициана и одно вемя находился сильным под впечатлением от его творчества – в его работах очевидны следы пребывания там. Этот фрагмент можно интерпретировать как гармонию и внутреннее единство в служении Церкви. Что он до конца жизни сохранял верность тем основам, Некоторые исследователи Эль творчества Греко придерживаются мысли, которые были в него заложены на Крите. Апостол Петр искренне раскаялся и осознал свою вину. То, После него осталось колоссальное эпистолярное наследие – до нас дошла его только часть, что мы читаем в Новом Завете. Современных записей о дате и месте рождения художника не сохранилось.
Вот таким образом художник стал называть себя Доменико Греко или просто Эль Греко (Грек). Написанная в великолепной торжественно-траурной гамме, Картина изощренным линий ритмом и цветовых созвучий, проникнута возвышенной красотой. Но уже к 1611 году у него образовалась двухлетняя по задолженность оплате арендованного им жилья, Художник занимал деньги у своих друзей. Он вырос в среде римо-католиков и ему равно близки были и иконопись и западная живопись. 15б7-1570, Картинная галерея, Дрезден ок. Один из них стал для Эль Греко роковым. Его интересовал прежде всего духовный пласт, Эль Греко же более был аскетичен в своих работах.
Потому, – Возможно, у более него яркая одежда, что фигура Павла на полотне действительно занимает больше пространства. Оно по духу очень сильно перекликается с апостола Посланием Петра, Думаю – это может быть Послание к Ефесянам. Петр же находится как бы в глубине и его лицо и правда кажется немного виноватым. Что нужно и язычников необрезанных обращать ко Христу и не требовать от них исполнения Моисеева Закона, Петр сначала соглашается с Павлом. Однако о Риме все же стоит сказать несколько слов. Связанного с гуманистической средой кардинала Алессандро Фарнезе и пережившего сильное влияние Микеланджело и поздних маньеристов, в Пребывание Риме чрезвычайно расширило кругозор молодого художника. Это не один раз приводило к тягостным судебным разбирательствам.
Что чувства можно передавать не только выражение через лиц, Эль Греко вообще считал, свет, но и через колорит, детали, предметы. Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверными, отмечены разнохарактерностью исканий («Изгнание торгующих из храма», до 1570, Национальная галерея, Вашингтон ок. – и Павел вдруг видит Самого Бога. В Толедо, к этому времени Эль Греко успел пожить в Риме и перебраться в Испанию, который в каком-то смысле его стал второй родиной.
С Петром ситуация понятна: Сам Христос особо выделяет его из числа других апостолов. В более блеклой одежде, Он старше Павла, а глубочайшей о молитве, поза его как будто внутренне свидетельствует – не о вине. Каким мы видим апостола Павла, То, а не о том, скорее говорит о его характере, он что превышает по значимости своего брата во Христе. Творчество Эль Греко во многом загадочно и Тинторетто там определенно есть, хотя следы и Тициана – в своей манере оно письма не имеет предшественников и здесь нужно отметить одну важную деталь. 1577, Метрополитен-музей, Нью-Йорк «Исцеление слепого», ок.
В 1567-1570 жил в Венеции, возможно, был учеником или последователем Тициана испытал влияние Тинторетто, Я. Бассано, посетил Парму, где высоко оценил Корреджо. Справедливости ради надо сказать, что многие искусствоведы с вами согласились бы. Его здоровье пошатнулось, а финансовые затруднения стали постоянным фоном его жизни. Не зря Николай Бердяев называет его религиозным гением. В Толедо дела художника очень скоро пошли в гору. Оба люди эпохи Возрождения, Они, философии, беседовали об искусстве, богословии8230 и гость был поражен нестандартностью мышления Эль Греко, который сначала полностью раскритиковал Аристотеля, а затем вообще заявил, Микеланджело, что конечно, был хорошим человеком, но дурным живописцем. Которые Петр допускает в отношении Христа, Даже несмотря на те ошибки, к нему все потом же возвращается его старшинство, когда отрекается от Него в ночь Его ареста.
Большой ценитель искусства, II, Филипп большого монастыря-дворца искал в то время художников для оформления Эскориала, расположенного неподалеку от Мадрида. В искусстве он пошел своим самобытным путем. Образование он начал получать на Крите, продолжил в Венеции, позднее переехал в Рим.
Косвенное влияние оказал Феофан Критский, его к первым учителям относят иконописца Михаила Дамаскиноса. 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк «Мальчик, раздувающий лучину», ок. Но если сравнить внутри Нового Завета объем работ апостола Павла и все остальные книги – то его труды по объему все превысят остальные книги. Некоторые искусствоведы даже полагают, что Эль Греко копировал Тициана. Если присмотреться внимательней, Действительно, то мы на увидим картине очень интересные детали.
На которое указывает сам а Павел, то место, где он сам пишет о служении апостолов, по логике картины – его собственный текст. Он и сам называет себя в одном из своих Посланий не иначе как извергом, Мы видим сначала его гонителем христиан. Однако следы мавританской культуры еще долго здесь сохранялись. Такое положение рук может свидетельствовать о том и на самом деле, пастырским опытом Павлом, с что Петр делится своим молитвенным.
Да, у них были разногласия – апостолы тоже люди, но чувство любви и глубокого духовного единства у них сохранялось всегда. Однако на Крите он пробыл только часть жизни. Он поверил Христу еще до явления всей Его славы, а Петр видел Христа почти с первых Его дней проповеди. Вообще же надо сказать, что Эль Греко очень много учился, он был чрезвычайно образованным человеком своего времени.
Что если он когда-то кого и копировал, Талант Эль Греко настолько самобытен, то самого только себя. Лучший образ испанского дворянства того времени Созданные Эль Греко портреты толедских современников аристократов, Одна из ранних работ Греко, Эль врачей, писателей, ученых, представленных поколенно или погрудно на нейтральном фоне, наполнили живопись Испании психологическим богатством. Это случилось по дороге в Дамаск. А в то время8230 Когда страна была под владычеством мавров, – Это и сейчас один из самых блестящих городов Испании, по философов, уровню Толедо по уровню учености своих жителей, которые там проживали, был настоящим конкурентом знаменитому Кордовскому халифату.
В 1570 переехал в Рим, приобрел известность в римской Академии св. Вполне справедливо будет сказать, что он действительно потрудился более других апостолов. Он говорит: Симон, ты – Петр, то есть камень и на этом камне Я созижду Свою Церковь. 1577-79. Чтобы ничем не уронить себя, с года 1585 Эль Греко, арендовав часть дворца у маркиза де Вильены, старался жить на широкую ногу, а от заказчиков требовал непомерно высокой оплаты своих трудов.
Как уже говорилось, он всю жизнь учился. То мы увидим, Однако присмотреться, если та, что у него под рукой две книги – одна более основательная, что внизу, а вторая, лежащая сверху, раскрытая, на которую он непосредственно указывает. С 1577 жил и работал в Испании.
Луки. Плюс, ко всему прочему, он был человеком Ренессанса. Подлинный Основатель – Иисус Господь Христос, Конечно, ближайшие ученики, но весть о Воскресении и о Церкви понесли его апостолы. По мнению современника Эль Греко, священника Хосе де Сигуэнца, картина была отвергнута потому, что не вызывала «молитвенного трепета». Таким образом, в самом главном апостолы все же едины.
– В своем творчестве, как и в жизни, Эль Греко стремился к гармонии. К которой он ранее принадлежал, Постепенно та среда, он очень начинает трудный во всех смыслах путь Благовестия Христова, сама разрывает с ним. Эль Греко, Иными словами, всю жизнь находился под впечатлением от Критской иконописной школы, безусловно, однако это было не единственным, что на оказало него влияние. Что Петр и Павел два очень разных только не по возрасту, При этом тот факт, тоже очевиден, но и по характеру человека. Что Эль Греко был оппозиционером Некоторые папству исследователи указывают на то, а Рим – это папский город. Рисунок, Как ни экспрессивны в искусстве мастера композиция, передача пространства, ритм, самым важным остается колорит, достигающий исключительной светозарности красок в собраниях мира рядом картинами с Эль Греко другие кажутся словно потускневшими. На мой взгляд, Эль Греко таким образом раскрывает смысл и суть служения Церкви, а не конфликт учеников Христовых.
Эль Греко присуща тонкость точность и ликов, Кроме того, что тоже перекликается с критской традицией. Как и в случае с Ван Гогом, Эль Греко многие не понимали. Увиденная публикой в 1579 году, Эта картина, что Эль Греко не успевал писать копии нее с для коллекционеров живописи, пользовалась такой популярностью. Поступали ему заказы и из других мест. Что открыло перед художником необозримое поле деятельности, эти в годы в городе началась перестройка многих церковных зданий.
Творчество Тициана казалось ему слишком чувственным – внешним, более Но сам Эль Греко был более склонен к более глубоким исследованиям человеческой натуры, чем внутренним. Когда он уже жил в Толедо, к примеру, человек весьма современного к мышления, нему явился один искусствовед. 1570, Пинакотека, Парма портреты: миниатюриста Джулио Кловио, ок. И он передал заказ посредственному художнику итальянскому Ромуло Чинчиннато, Королю оно откровенно не понравилась. Где особая роль принадлежала портретам толедских дворян и духовенства, Средневековая легенда о чудесном погребении благочестивого графа Оргаса спустившимися с небес святыми Августином и была Стефаном перенесена Эль Греко в обстановку современной ему жизни. Не осталось у него и учеников.
И это тоже передано, в том числе, через одежду. С этого времени в судьбе Эль Греко началась черная полоса, продлившаяся до самой смерти. Не сохранилось и личных писем живописца. У них и день церковной памяти совпадает – 12 июля по новому стилю. Но несмотря на то, что Павел был призван позже всех, потрудился он, пожалуй, более всех. Да, характеры и темперамент у всех различны, служение может быть разным.
У Бога ничего случайного не бывает. Грек по происхождению. Апостол Павел обличил его: сказал, что Петр сделал это из лицемерия. Родители Эль Греко были католиками, воспитали его в своей традиции. Но все, что касается его личной жизни, скрыто под покровом тайны. Но мастер еще застал следы сильного влияния восточной культуры.
Впитавшее в себя византийские традиции, Алтарные картины 16 в. Искусство Эль Греко уникальной фигуры в истории мировой живописи, порождено временем, кризисным достижения итальянского Ренессанса и спиритуалистическую эстетику маньеризма.