Для Эль Греко эта тема была возможностью очень тонкого и необычного отражения человеческих настроений и эмоций. А какую-то часть вселенной, Художник будто видит бы не просто город с его зданиями, внезапно возникшую перед его взором. Интеллект сочетается с огромной внутренней силой, враждебной человеку.
Рядом с ним пастух, немолодой Лишь Иосиф в изумлении разводит руки, напоминающий образы святых в картинах художника. В нижней на глазах у собрания толедской знати двое святых спокойно и без усилий несут тело графа в богато украшенных доспехах. Золотисто-желтые – от одежды Иосифа, в Марии платье и в летящей фигуре наверху, а красный цвет – в одежде стоящего на коленях пастуха – фигуры стоящего пастуха и летящей фигуры ангела вверху, Их ритмическое распределение соответствует движению фигур вокруг младенца. Господствует в нем и неудержимо влечет себе, к Картина держит ось большого архитектурного пространства. Как пишет Т. П. Ликующего небесного полета в вихре света и цвета (Вознесение Марии, 1613), Одна из связана линий с темой мистического экстаза (Пир у Симона Фарисея), с предельной одухотворенностью бестелесных безликих фигур (Встреча Марии с Елизаветой, 1610–1614). Призрачный свет исходящий от лежащего на покрывале младенца вызывает в памяти картину Корреджо «Ночь», которую Эль Греко видел в Реджо и копировал.
Небесное же раскрывается неизмеримой в глубине, Земное пространство представлено узкой зоной перед рядом фигур толедских грандов, праведников и ангелов, населенной огромным количеством святых. Гроза ночью, все тревожно и напряжено. Его варианты «Святого семейства» включают не только привычных участников: Марию с маленьким Христом, св. Для этих портретов характерна эмоциональность острая образного строя и психологическая проницательность. Изящное движение ангелов в разноцветных одеждах подчеркивает величие и отстраненность Христа, Легкое, которого Бог-отец в тиаре поддерживает и золотистым отделяет плащом от ангелов. Благородного и сдержанного, Прекрасен облик Маврикия и печальным просветленным, с удивительным лицом, – человек, осознающий трагическое будущее и встречающий его с достоинством.
Особый интерес в Погребении графа Оргаса представляет изображение толедской знати. Пропорции фигур удлинены, – Изображение развертывается ввысь, событие происходит в фантастической потусторонней среде, все охвачено сильным движением, где грани стерты между земным и небеснымХудожник стремится повысить силу общего впечатления светозарностью цвета, перегруженностью фигурами и той живописной напряженностью, которая, по словам Х. Камона Аснара, не оставляет паузы для отдыха. Ко времени его пребывания в городе относится любопытный эпизод. Завещав сыну остатки былой роскоши скудный гардероб и мебель, Умер он 7 апреля 1614 года, что не растратил, коллекцию гравюр и библиотеку единственное, предпочитая впроголодь доживать вместе с книгами и в картинами единственной остававшейся жилой комнате из анфилады пришедшего в полное запущение дворца.
Наряду с драматическими многофигурными полотнами художник пишет картину на одну из своих любимых тем – «Кающаяся Мария Магдалина» (1576–1577, Будапешт, Музей изобразительных искусств). Их жесты при всей выразительности скупы, крайне Фигуры земного мира статичны, персонажи наверху даны в более динамичных и разнообразных позах и разворотах. Прежде всего, Сила воздействия достигается, необычайной и интенсивностью красотой колорита.
В 1580 году Эль Греко завершил огромную картину «Мученичество св. За спиной Маврикия двое мужчин, по предположению – король Филипп II и сам художник. Они словно с усилием преодолевают склоны холмов, Здания как бы все движутся вверх от моста Алькантара, создавая ощущение необычайной напряженности и контрастируя купами с деревьев на переднем плане. Его взгляд не обращен к зрителю, он в мире своих размышлений и эмоций. В картине использован сюжет из «Энеиды» Вергилия: троянский жрец Аполлона Лаокоон предупреждал троянцев, чтобы они не ввозили деревянного коня в Трою, т. к. в нем находились греческие воины. Как и колорит полотна – от голубоватого густого и синего тона внизу до сияющей голубизны одеяния Мадонны, Они продуманы и выверены художником.
Небесный ярус пронизан мощным спиралеобразным движением снизу вверх, в земной зоне статична композиция, вся подчеркнутым заметным перепадом масштаба. Лица почти всех изображенных являют скрытые портреты современников Эль Греко. Пронизанная вспышками света и словно охваченная внутренним трепетом, Красочная поверхность холста, становится своего рода одухотворенной самостоятельной материей».
К младенцу склоняется Мария и стоящие рядом пастухи. Трагедия одиночества в толпе и трагедия осознания неизбежности смерти. Он изложил ее в нескольких трактатах, посвященных живописи, архитектуре и скульптуре. Таинственная, красивая картина. Эль Греко жил достаточно уединенно в здании, напоминавшем дворец.
Жесты рук Анны, Марии и Иосифа с длинными тонкими пальцами передают их эмоции – оберегающих и поддерживающих младенца. Сохраняющие светоносную силу и интенсивность цвета в музейных залах с плохим освещением или в темное время дня, Такая техника создавать позволяла картины. Сигуэнса далее пишет, что Эль Греко «прикрасами и выдумками может оскорбить неискушенное чувство и не дает никакого удовлетворения». А цветовые сочетания необычны и контрастны. Пейзаж иногда называют «Толедо в грозу». Каптерева. В нижней на глазах у собрания знати толедской двое святых спокойно и без усилий несут тело графа в богато украшенных доспехах.
Созданные художником портреты аристократов, писателей, врачей, ученых, составили галерею выдающихся современников художника. Пламенеющей через весь зал сакристии, – это эмоциональный образный и ключ всей композиции, Огромное пятно винно-красной одежды Христа. Маврикия в церкви Эскориала.
Несущиеся облака, готовы его поглотить – словно, в городе выделены все основные постройки это – вид Толедо в момент наступающей на город бури. Кроме определенной самоуверенности художника, Здесь, проявились и его глубинные пристрастия, вкусовые очевидно. Эль Греко поражал несокрушимой современников логикой в спорах и обладал собственной эстетической системой. Хотя готические фигуры тоже очень вытянуты в длину, хотя изменение естественных пропорций встречается то и дело в искусстве – с сознательной деформацией мы впервые встречаемся только у Эль Греко. Последовавшей в 1598 году, Со смертью любившего не художника Филиппа II, живопись Греко получает признание. Это – Антонио Коваррубиас, друг Эль Греко.
На котором лежит умерший, Земное и небесное связаны в картине постепенным движением вверх светлых тонов – белого от покрывала, на котором ангелы возносят его душу, к светлому покрывалу, до сияющей фигуры Христа. Что описанный случай, Возможно, послужил одним из поводов к тому, сочтенный римскими художественными кругами чтобы оскорбительным, в 1576 году Эль Греко уехал в Испанию» (Ф. В конце девяностых – начале шестнадцатого века художник создал огромные алтарные ансамбли для капеллы Сан-Хосе в Толедо (1597–1599), для церкви госпиталя Милосердия в Ильескасе (1600–1603), для Коллегии августинцев в Мадриде (1596–1605), а также композиции «Святое семейство» (1590–1595). Изначально ориентированный на особое внимание к цвету и Наследник свету, традиций византийской школы, как Тициан, оказался потом под сильнейшим воздействием таких великих венецианских колористов, Веронезе, Тинторетто, Бассано. Даже одно время сам руководил мастерской, Он темперой писал на досках и пользовался успехом.
Поэты и гуманисты, юристы и духовные лица – с близко которыми общался художник, Круг лиц, философы, был ограничен. Правая рука Магдалины прижата к сердцу. Кандия была крупным торговым портом, через который шла оживленная торговля с Венецией.
Которую он собирал всю жизнь, у Эль Греко богатейшая библиотека, он красоту любит и роскошь. Крит оставался последним очагом угасающей византийской культуры. Пожертвовавшего церкви большие средства, «На похоронах графа, согласно легенде, в 1312 чудесным году, образом присутствовали святые Августин и Стефан. Указывающий на происходящее, Маленький паж у края картины, сын Эль Греко, – Хорхе Мануэль, в кармане у него платок, на виден котором год рождения мальчика и имя Эль Греко.
Годы, проведенные молодым живописцем в Венеции, были годами серьезного ученичества. Ко времени его пребывания в городе относится любопытный эпизод. Одна из линий связана с темой мистического экстаза (Пир у Симона Фарисея), ликующего небесного полета в вихре света и цвета (Вознесение Марии, 1613), с предельной одухотворенностью бестелесных безликих фигур (Встреча Марии с Елизаветой, 1610–1614). Она особенно ощутима в портрете великого инквизитора Ниньо де Гевара (около 1600 года). Свет отражается в зелени растений, Пейзаж кажется призрачно-пустынным, которые сияние принимают грозового неба, движется по стенам и башням города. В 1567 г. художник покинул остров и переехал в Венецию, где поступил в мастерскую Тициана. Он кажется иным, чуждым по духу окружению художника.
Данном Ф. Патрицци, о роли цвета и его толковании, так как том его сочинений хранился в библиотеке Эль Греко вместе с на литературой греческом, художник хорошо знал, латинском и итальянском языках. На многих картинах изображен и их единственный сын. Эль Греко должен был видеть в Риме известную скульптурную группу «Лаокоон».
Портрет которого был написан Веласкесом, Среди близких Эль Греко известных лиц был выдающийся поэт Испании де Луис Гонгора и Арготе. Противопоставлен жестам Павла, Жест Петра как бы обращающегося просьбой с – несколько робкий и неопределенный, активным и завершенным в действии. К такому типу полотен принадлежит картина «Св. Во время погребения графа Оргаса появились святой Стефан и святой Августин опустили и умершего в гроб, Согласно легенде.
По происхождению грек настоящее имя Доменикос Теотокопулос. Действие разворачивается на земле и на небе. Одна из линий связана с темой мистического экстаза (Пир у Симона Фарисея), ликующего небесного полета в вихре света и цвета (Вознесение Марии, 1613), с предельной одухотворенностью бестелесных безликих фигур (Встреча Марии с Елизаветой, 1610–1614). Пожертвовавшего церкви большие средства, «На похоронах графа, согласно легенде, в 1312 чудесным году, образом присутствовали святые Августин и Стефан.
Все это образы необыкновенной духовной красоты и благородства. И фатально ошибся. Нарастающее чувство трагической обреченности звучит то более сдержанно в Молении о чаше (1606–1610), то создает зыбкий, словно возникающий в тяжком сновидении образ в Лаокооне – единственной картине мастера на мифологический сюжет (1610–1614).
Серовато-лиловыми тонами одеяния чуть склонившего голову Андрея Франциска, сопоставлены с темными. Мерцающая поверхность картины напоминает мозаику. Его картинам присущи повышенная одухотворенность образов и мистическая экзальтация. Нарастающее чувство трагической обреченности звучит то более сдержанно в Молении о чаше (1606–1610), то создает зыбкий, словно возникающий в тяжком сновидении образ в Лаокооне – единственной картине мастера на мифологический сюжет (1610–1614). В то же время пейзажный фон обычно бывает неопределенным, тревожно-сумрачным. Но он еще сопротивляется, Лаокоон уже повержен на землю, а второй еще борется со змеей, рядом с ним его лежит погибший сын. Другой вариант картины – она была написана для алтаря Санто Доминго эль-Антигуо (1612–1614, Прадо, Мадрид) иной уже по пропорциям холст – 319х180. Семейную группу увенчивает красота Марии.
Где обучался у Тициана с 1570 года работал в Риме, После 1560 года приехал Венецию, в а через него знакомится, где он сближается с Джулио Кловио, с кардиналом Алессандро Фарнезе. Вера, благородство, напряженные духовные поиски» – каждый человек индивидуален, пожалуй, Действительно, но, еще важнее то, что их объединяет. Он кажется отстраненным, он уже вне земных страстей. (El Greco буквально «Грек») (1541-1614) испанский художник.
Живет во дворце Фарнезе. Но широко распространенную еще в период Средневековья, у Эль Греко есть вариантов несколько на эту тему – традиционную не только для искусства XVI века. Этот жест появляется в «Эсполио» и повторяется во многих полотнах художника, среди которых и выдающийся «Портрет кавалера с рукой на груди» (1577–1584, Прадо, Мадрид). И одновременно возросло влияние на художника испанской мистики, в девяностые годы в творчестве Эль Греко центральной стали темой страдания Христа. Чудо происходит в присутствии множества реальных людей, у них тонкие одухотворенные лица. Он был разносторонне образованным человеком, По свидетельству современников, с язвительным острым умом. Что описанный случай, Возможно, послужил одним поводов из к тому, сочтенный римскими художественными кругами оскорбительным, чтобы в 1576 году Эль Греко уехал в Испанию» (Ф. Если готические фигуры удлинены, то потому, что удлинены колонны, возле которых они стоят, так как этого требует общая система готики, конструкция, наконец, общий стиль времени.
Здесь он меняет свое имя на «Элъ Греко» и получает большой первый заказ алтарный образ «Успение Богородицы». Толедо стали настоящей родиной художника, Испания, родился в Кандии на острове хотя Крит, по происхождению он грек, который с XII в. принадлежал Венецианской республике, а еще раньше Риму и Византии. На острове превалировали традиции византийской средневековой живописи. Название нельзя перевести точно, оно происходит от испанского слова espoliar – грабить».
В ней завершается целый ряд поисков и открытий, таких как построение композиции, соответствие и продуманность жестов, света и цвета. Художник использовал фигуры группы по-своему. Густой, Но в Эсполио цвет хитона, словно сохраняет в себе горячий ток крови и яркий удивительно благородный.
– Но если в придворном портрете художники руководствовались принципом воплощения величия социального, то здесь, наоборот, превозносятся душевные качества людейБлизкий художнику идеал человека выразился в портретах гуманиста дона Антонио де Коваррубиас (около 1594–1604), поэта фра Ортенсио Феликса Парависино (около 1610), в портрете Неизвестного (около 1600). Зеничев). Он не воспринимал манеру римско-флорентийских мастеров их с преимущественным пристрастием к пластике и рисунку. Исполненные для церквей, Главным мотивом творчества Эль были Греко религиозные картины, монастырей Толедо и Мадрида.
В верхнем набор гораздо цветов многообразнее, в нижнем ярусе господствуют черный и золотой цвета. И все-таки основной работой этого периода было выполнение королевского заказа, полученного художником после посещения Филиппом II Толедо в 1579 г. Это была картина «Мученичество святого Маврикия» (1580–1582) для алтаря св. Эль Греко держал кисть в руках до последнего вздоха. Здесь, как и почти всегда у Эль Греко, чувствуется «неутоленное томление духа». Что если сбить знаменитую фреску Микеланджело Страшный в суд Сикстинской капелле, Молодой художник публично заявил, при этом не уступая в мастерстве, то он напишет более целомудренную и подходящую. Камерные по форме, Если предшествующие портреты, духовная одаренность – чисто грековское начало, объединяла особая утонченность натуры, то портрет Себальоса вызывает ассоциации с работами и голландских фламандских мастеров.
Отречься от христианства и поклониться языческим – богам Фиванский полководец Маврикий отказался исполнить приказ римского императора. Небесный ярус пронизан спиралеобразным мощным движением снизу вверх, в земной зоне статична вся композиция, подчеркнутым заметным перепадом масштаба. Стоящих внизу и стоящих Существует вверху, закономерное и тонкое соответствие жестов апостолов. При этом художник отличался расточительностью и промотал все заработанное Как своего рода завещание, подведение творческих итогов всей жизни, может рассматриваться последнее произведение мастера – «Вознесение Марии» (1613).
Брошенный у ног кардинала листок тоже должен особый иметь смысл – на нем греческое имя художника. Энергия, в нем заключены необычайное такого для типа портретов Эль Греко активность, большая жизненная сила. Известно, что Эль Греко считал их работы раскрашенной скульптурой. Одно из ранних произведений такого рода – «Портрет кавалера с рукой на груди» (1577–1579). «В портретах Эль Греко следовал испанской традиции – строгие, сдержанные лица остро индивидуальны и вместе с тем подчинены общей идее – выражению благородства и возвышенности, – отмечает Л. Л. Формировавшемуся в XVII Пейзаж столетии, невозможно отнести к какому-либо определенному типу.
Мария Магдалина лишь слегка касается Марии, взор которой устремлен куда-то вдаль. Маврикия». Это иногда – тонкая вогнутость в тканях, которая подразумевает призрачный проход, который ведет вертикально от людей в основании ангелам наверху картин. Тона картины – зеленые и серые.
Волнение выражено в жестах рук с длинными тонкими Одухотворенное пальцами, лицо поглощенного своими переживаниями человека. При этом интенсивность цвета не Мастером утрачена, достигнут поразительный эффект как бы растворения цвета в свете. То внезапно вырастающих, Резкие ракурсы и вытянутые пропорции героев картин художника создают эффект стремительного масштаба изменения фигур и предметов, то исчезающих. В верхнем набор цветов многообразнее, гораздо в нижнем ярусе господствуют черный и золотой цвета. Динамизм, присущий композиции, вибрация света и цвета, единый порыв, которым охвачены апостолы, не помешали художнику персонифицировать лица. Лишь несколько красноватых пятен выделяются как всплеск, эмоциональный Портрет решен в сопоставлении черного и белого цвета. Он применяет многослойную живопись с активным использованием белильных прокладок.
Удивительную трепетность в осознании необычайной будущей судьбы младенца, Анны выражают тонкий строй, эмоциональный которого они оберегают. Вот Иосиф подносит вазу с фруктами, а ребенок передает Марии взятый из вазы плод. Младенец лежит на золотом покрывале. Анной и Иосифом. Его эмоциональный характер – в нем и Эль общность, Греко необычайно тонко ощущает жест иногда даже не сразу заметных и отличие в проявлении эмоций, почти неуловимых.
Что если сбить знаменитую фреску Микеланджело Страшный суд в Сикстинской капелле, художник Молодой публично заявил, при этом не уступая в мастерстве, то он напишет более целомудренную и подходящую. Анны. Где благодаря декану Толедского собора дону Диего де Кастильо получил заказ церкви для монастыря Санто Доминго эль Антигуо, в 1577 г. Эль Греко уже был в Толедо.
Подобие пьедестала создают темно-серые тона внизу. «здесь находится картина, который живет теперь в Толедо и создает превосходные произведения, рукою написанная Доменико Греко – изображающая святого Маврикия и его воинов, Фра Хосе де Сигуэнса писал. Мастер обладал исключительной зоркостью в изображении человека. Он не воспринимал манеру римско-флорентийских мастеров с их преимущественным пристрастием пластике к и рисунку.
Однако этот заказ повлек за собой и судебный первый процесс, Композиция имела невиданный успех, затеянный капитулом собора за «отклонение от канонов иконографии». Картина была написана после «Похорон графа Оргаса», среди её благородных идальго есть лицо, близкое по чертам апостолу Павлу. Как пишет Т. П. Где поющие и играющие ангелы несут пальмовую ветвь и венок – знак мученичества и награду, Жестом указывает Маврикий на небо. Но вторая словно впивается в ручку – кажется, Кардинал сидит в кресле с опущенной рукой, он что готов подняться в любой момент.
Картина – бесспорный шедевр позднего творчества мастера. В верхней изображен рай, куда ангел несет душу покойного в виде спеленутого младенца. «в творчестве позднего Греко, Эль изобразительные приемы принимают все более ирреальный характер – в котором мир предстает как единая одухотворенная стихия, Каптерева. Несет свое особое настроение – так проявляются по-разному тончайшие градации и переходы скорби, Каждое лицо здесь индивидуально. Движение цвета идет от темного тона в одежде Анны к светлому у Марии и завершается в золотом одеянии Иосифа.
- один пример этого духовного присутствующего трубопровода. Трудно назвать «Вид Толедо» просто пейзажем, а уж тем более ведутой. Это не соответствует замыслу античной группы. Учился, видимо, у местных иконописцев.
Представляется интересным сопо-ставить портретом с кардинала портрет сидящего в кресле фра Ортенсио Феликса Парависино (ок. Но не было произведений испанских мистиков Тересы – Авильской и Хуаны де ла Крус, Там были книги греческих философов, хотя они были современниками художника. С портретом Коваррубиаса интересно сопоставить портрет Херонимо Себальоса (1608–1612, Прадо, Мадрид), поэта и правоведа. В частности, Это во многом предопределило особенности творчества его художника, технику письма.
Эль Греко никогда ранее не обращался к античной мифологии, хотя, без сомнения, хорошо ее знал. Они лишь наблюдают за происходящим. В этом убеждают висящие рядом на стенах его поздние изображения апостолов, потом Никогда Эль Греко не писал таким цветом, как будто вобравшими в себя пелену тумана, где красные тона сменились холодными розово-фиолетовыми. Слава Эль Греко достигла вершины с созданием им в 1586–1588 годах большой картины (4, 8x3, 6 метра) «Погребение графа Оргаса», заказанной приходской церковью Санто-Томе по инициативе друга Эль Греко священника Андреса Нуньеса. Небесное же раскрывается в неизмеримой глубине, пространство Земное представлено узкой зоной перед рядом фигур толедских грандов, праведников и ангелов, населенной огромным количеством святых. Павел был проповедником и, согласно преданию, он принес христианство на Крит, родину Эль Греко. Созданных в Испании, Это один из самых порт-ретов ранних художника и есть определенная связь между ним и знаменитыми поздними портретами Тинторетто. После утонченных и замкнутых в себе лиц перед нами предстает как бы иной тип человека.
Что это произведение вызвало резкое недовольство Филиппа короля II и его окружения, Изобразительные приемы оказались столь смелыми и необычными. Святые Стефан и Августин сдержанны и печальны, прекрасное юное лицо св. Монастыря-дворца Филиппа II, в 1582 он году выполняет заказ для Эскориала, но испанский король отвергает работу Греко. В их деформации нет ничего неожиданного идущего от личного произвола художника, так же как нет ничего неожиданного и личного в распластанности фигур на древнеегипетских рельефах. Смерть наступила 7 апреля 1614 года.
К его внутреннему миру, Художник развивал новую тенденцию в портретной живописи обращение – к интимным переживаниям человека. Почти лишенный возможности передвигаться, Тяжело больной, Эль Греко последнего до дня продолжал творить. Жест во многих работах Эль Греко играет определяющую роль в раскрытии характера героя. Художник последовательно создает впечатление контраста между небесным и земным мирами. Обращение одного из к них собеседнику находит в том душевный отклик, Оба святых кажутся взволнованными.
Включая пейзаж, художник усиливает эмоциональное звучание картины. В 1579 году для толедского собора Эль Греко исполняет «Эсполио» («Снятие одежд с Христа»). Одновременно с «Троицей» Эль Греко получил заказ на создание композиции «Эсполио» (снятие одежды с Христа), которая теперь хранится в ризнице собора в Толедо. Его занимают мотивы мученичества святых, тема «святого семейства», сюжеты из жизни Христа. Несомненно, он также был знаком и с творчеством Я. Бассано и Я. Тинторетто.
В выражении которых художник весьма разнообразен, Но всегда изображаемые между связаны собой тончайшими душевными импульсами. Изначально ориентированный на внимание особое к цвету и свету, Наследник традиций византийской школы, как Тициан, оказался потом под сильнейшим воздействием таких великих венецианских колористов, Веронезе, Тинторетто, Бассано. Этот прием помогал создавать необычайно эффектные композиции. Это человек активного действия, а не внутренней сосредоточенности и переживания. А за плечами видны головы двух и разбойников характерные грубые лица на фоне скрещенных копий и пик, Рядом с Христом – мужчина в латах. Ибо боги желали гибели Трои, За ослушание и неподчинение воле богов с Лаокоон сыновьями был жестоко наказан появившимися из моря огромными змеями.
Когда вдруг раскрывается удивительный город, Ощущение мгновения, в котором художник поменял Алькасар местами и башню. Толедо стал для художника второй родиной. К небу возносится пламя факелов и крест на высоком шесте. В сложной позе есть ощущение пластики обнаженного тела – уравновешенная композиция, Торжественная, образ напоминают Христа работы Микеланджело.
В варианте «Святого семейства со св. Художник переносит эпизоды казни в глубину картины, оставляя перед зрителем героя. Борющихся с земными страстями, Но в отличие от женщин Тициана, созданный Эль образ, Греко, полон одухотворенной печали. Каждый самостоятельно борется со змеями, Лаокоон и его сыновья составляют не единой группы. Но не менее интересны и созданные им образы других апостолов и святых, Петр и Павел – образы любимые Эль Греко. Композиция резко делится на две части. Известно, что Эль Греко считал их работы раскрашенной скульптурой. «В 1570 году Эль Греко переселяется в Рим. Эль Греко, необычайно тонко ощущающий нюансы, не только непосредственно наблюдает, но стремится выразить тему более широкую – взаимоотношение близких людей.
Блестящий проповедник, Монах, поэт Парависино был близким художника другом и посвятил ему прекрасные поэтические строки. Очки с темными ободами не мешают ощутить пронизывающий жестокий взгляд. Оставляя Относящийся к эпохе Возрождения акцент на наблюдение и выбор природных в явлений, Толедо он достигал этого. Кажется, Над городом проносятся бурные тяжелые облака, узнаваемые этом в напряженном грозовом свете, что отзвук бури окрашивает по-особому землю и здания Толедо. Никогда потом Эль Греко не писал таким цветом, в этом убеждают висящие рядом на стенах его поздние изображения апостолов, где красные тона сменились холодными розово-фиолетовыми, как будто вобравшими в себя пелену тумана. Quotэль Греко стремился передать существенное или универсальное значение предмета посредством переопределения процесса и сокращения, Согласно Дэвису.
Силуэт которой рисуется отдельными острыми Разлетающаяся углами, одежда, контрасты холодного красного и белого цвета вносят в картину ощущение тревоги», стремительность живописного мазка. Изображение словно растет снизу вверх, заполняют всю поверхность холста, данные почти в одном – плане фигуры, Композиция картины очень своеобразна. На одежде святого представлена сцена мученичества – побиение камнями, отражается Стефана в латах Оргаса. Соотносящийся с состоянием человека, Скорее это жест, прислушивающегося чему-то к внутри самого себя. Анны появляется Мария Магдалина. Этот город служил фоном для многих картин Эль Греко, а в 1610–1614 годах он пишет его панорамное изображение – «Вид и план Толедо» или «Толедо в грозу».
У него же художник мог перенять и прием писать фигуры с маленьких восковых моделей, Его привлекали динамические композиции и световые решения пространственные Тинторетто, подвешенных на шнуре. Не осталось и ни одного ее достоверного, подтвержденного документами портрета. Каких было много на острове, Первые художественные навыки Греко Эль получил в одной из иконописных мастерских.
Несущиеся тяжелые облака усиливают общий эмоциональный настрой картины. В его доме гостили ученые, поэты и философы. Эль Греко, несомненно, принадлежит к выдающимся портретистам мировой живописи. Франциск и св.
– неизвестно, Прояви король больше благодушия и возьми он Эль Греко к себе на службу, появилась бы у него возможность развиваться так свободно, сложилась как бы судьба живописца, как требовали того его талант и гордая, не допускающая компромиссов натура. Церковь хотела увековечить образ ее щедрого покровителя графа Оргаса. Прежде всего, Сила воздействия достигается, необычайной и интенсивностью красотой колорита. Его эмоциональное воздействие многогранно, оно не поддается определению.
Сзади – темная дверь с переплетом креста. Омываемого рекой Тахо, облик Трагичен застывшего, города, раскинувшегося на скалистом холме. А в палитре навсегда сохранился отблеск иконного золота критской школы вместе с византийской удлиненностью фигур, Гористый ландшафт Крита впоследствии частью сделался картин художника. Но картиной остался очень недоволен его величество, Она была написана для алтаря этого святого, однако, что, неудивительно, так как немного найдется таких людей, которым бы нравилась, она хотя и говорят, что написана она искусно и что автор ее много знает и показал себя в вещах им созданных, прекрасным мастером». Духовный мир, чувство матери, ее особый мир. На центральную группу падают мощные лучи света. Справа при сцене гибели присутствуют двое обнаженных юношей и видна голова еще одного.
Свою жену (красавицу и аристократку) художник запечатлел на полотне «Портрет дамы в мехах». Ощущение, что все трое будто замерли в предчувствии будущего. Как бы отстранен от остальных, Он задумчив и печален, в то время как к обращается нему один из стоящих рядом участников погребения. Кроме определенной самоуверенности Здесь, художника, проявились и его глубинные вкусовые пристрастия, очевидно.
В других картинах этот центральный цилиндр открытого пространства является очень видным, обеспечивая отличительный призрачный стиль из-за глубокой способности проникновения в суть набожного живописца. 1609, Музей изящных искусств, Бостон). А в глубине – солдаты, Слева изображена внизу сцена мученичества Маврикия идущие во главе с ним на казнь. «В 1570 году Эль Греко переселяется в Рим. Справа с молитвенником в руках стоит Андрес Нуньес, священник церкви. В последние годы у Эль Греко не было отбоя от заказчиков.
К развергшимся небесам обращен взгляд стоящего с раскрытыми руками священника в сияющем светлом одеянии и одного участников из погребения. В это время художник живет во дворце маркиза де Вильена. «Картина Крещение Христа создает у зрителя впечатление ослепительных, проникнутых настроением просветленной радости видений, – пишет Т. П. Не символ языческого Вавилона, Художник изображает не просто фантастический город, особенности облика которого запечатлены им с точностью, удивительной а конкретный образ Толедо. А вместо св, него Для обязателен и пейзаж иногда в сцене присутствует и маленький Иоанн Креститель. Пейзаж бесконечно многообразен и символичен.
В котором изображения задуманы в уме", Вместо этого он ответил на византийца и шестнадцатое искусство столетие Mannerist. А удлиненные фигуры – с маньеристами, Колорит картины сближает её венецианскими с традициями. Внизу в углу – три Марии и на одном уровне с ними – рабочий, готовящий крест для Христа. В 1570 г. Эль Греко переехал в Рим.
Которые приходилось писать художнику, Повышенная отличает эмоциональность также изображения официальных лиц. Каганэ. Получивший имя отца, в 1578 г. у родился художника сын Хорхе Мануэль, хотя его брак с Иеронимой де Куэвас не был освящен церковью.
Задумчив и внимателен смотрящий из-за плеча Марии Иосиф. Король заказывает ему картину "Мученичество Святого для Маврикия" церкви Святого Лаврентия в том самом Эскориале, Восхищённый работой мастера в местной церкви, откуда художника "попросили" несколько лет назад. Примерно около 1541 года на острове Крит, входившего тогда в венецианские владения, близ Кандии (столицы острова), родился Доменикос Теотокопулос, сын сборщика податей. Тяжбу художник выиграл и впоследствии сделал 17 повторений картины. Который не принимал эксперименты в живописи требовал и от искусства традиционного решения, Именно своеобразие картины и её смелые приёмы вызвали наибольшее недовольство Филиппа.
Восхищения и заботы, любви Мир и нежности, мир бережного и трогательного отношения к самому дорогому в жизни. «Троица» – первое значительное полотно художника, выполненное в Испании, но еще итальянское по духу. В нем по-особому сосуществуют многие стороны творчества Эль Греко.
В толпе справа – профиль мужчины с седыми волосами. Он исполняет множество портретов влиятельных лиц. Мадонна одета в традиционные по цвету одежды – красное платье и синий плащ. Андрей» (1590–1595, Прадо, Мадрид). Над большим полотном (4, 8х3, 6) Эль Греко работал два года (1586–1588). Зелено-синие тона одежды св.
Доменико Теотокопули, прозванный в связи с его греческим происхождением Эль Греко, родился в 1541 году на острове Крит, находившимся тогда под властью Венецианской республики. Это город – видение, рожденное кистью и экспрессией художника. Что религиозный климат контрреформации и эстетика особенности действовали катализаторы, как Дэвис полагает, чтобы активизировать его отдельную технику.
Ярко-красная одежда Христа как бы вырывает изолирует его от толпы. Прекрасное лицо Марии печально, как и склонившееся к младенцу лицо св. Эта поэзия света и цвета ночной сцены. Композиция имела невиданный успех, однако этот заказ повлек за собой и первый судебный процесс, затеянный капитулом собора за «отклонение от канонов иконографии». В Италии предшественником Эль Греко был поэтический мастер Луис де Моралес, у которого тонкость и одухотворенность облика Мадонны – матери, прижимающей к себе маленького Христа решается как трогательная лирическая сцена. Над ними – Мария и Иоанн Креститель – заступники перед Христом о спасении души умершего.
Смелости и неожиданности красочных и сочетаний сопоставлений, Колорит картины поразителен по красоте и богатству. Но в течение длительного времени прихожане его не платили, Перед своей смертью в г. он 1312 издал специальный указ об уплате налога в пользу церкви. Художник хотел поразить короля чем-нибудь очень необыкновенным из ряда вон выходящим. Когда он еще был на Крите, Это абсолютно особенное отношение к жесту было в воспитано Эль Греко на ранних иконописных работах.
У Эль Греко деформации выглядят неожиданными и загадочными, Напротив, а вытекают из индивидуального стиля художника, так как они не диктуются общим стилем времени, построены законам по его духа». Творческий диапазон художника необычайно велик. Роскошь внутреннего убранства и заведенные в доме порядки, Современников поражала библиотека большая с книгами на греческом и итальянском языках, например во время трапезы играли наемные музыканты. Господствует в нем и неудержимо влечет к себе, Картина держит ось архитектурного большого пространства.
Все пространство озарено вспышками света, пронизывающего цветовые пятна. Зеничев). Фигура одного из них расположена у самого края картины, Пастухи приближены к младенцу, с как нее бы начинается вхождение в композицию. А значит по тем временам незаконной в жены, 1578 году у Греко и его гражданской, рождается сын, Иеронимы де лас Куэвас, которому он дал свое имя. «в творчестве позднего Эль изобразительные Греко, приемы принимают все более ирреальный характер – в котором мир предстает как единая одухотворенная стихия, Каптерева.
Композиция резко делится на две части. Монахи через суд в Вальядолиде добились возмещения взносов на и полученные деньги решили заказать картину. «Лаокоон» трактован как тема гибели и одновременно как тема Толедо. Если воспринимать Толедо как необходимую часть творческой жизни Эль Греко, Не случайно именно в поздний период город стал возникать на фоне композиций с разными сюжетами – появляясь как особый знак целому к всеобщему. Люди оказались разобщенными в трагический жизни, момент Художник заставил группу распасться. Картина выполнена виртуозно: мазки положены так легко, что просвечивают нити холста. Он принял вместе со своими единомышленниками мученическую смерть. Но вряд ли следует трактовать его как чисто внешний – принесение клятвы, жест Выразительный правой руки подобен жесту Магдалины.
Эта особенность отличает и картину «Апостолы Петр и Павел» (1580, Эрмитаж). Эль Греко, вероятно, учился у местных иконописцев. Теме апокалипсиса посвящена самая необычная и смелая картина Снятие пятой печати (1610–1611) с ее резким искажением фигур, тревожным движением света, редкой красотой и звучностью красок, как будто превосходящих возможности масляной живописи».
Не получив признания при дворе, художник навсегда поселился в Толедо. Художник последовательно создает впечатление контраста между небесным и земным мирами. Смерть художника произвела глубокое впечатление на его современников. Светлые с пепельным оттенком облака на фоне голубого неба воспринимаются словно свод над головой ее свод. Эти картины подразумевают, что Эль Греко, непосредственно, может видеть святой путь от общего человеческого существования к очень реальным Небесам. Фигура юноши напоминает «Умирающего раба» Микеланджело.
Сделанный по инициативе друга художника священника Андреса Нуньеса, в 1586 г. Эль Греко получил заказ приходской от церкви Санто Томе. Можно было бы точно определить смысл портрета – «нет пощады». Религиозные, мифологические, жанровые картины, портреты, пейзажи. В доме известного эллиниста, библиотекаря кардинала Фарнезе Ф. Орсини, он вошел в круг гуманистов, образованной римской элиты, философов, богословов. За фигурой Лаокоона идущий виден конь, Вдали, он почти сливается с тонами земли и городских зданий.
Поэтическое, лирическое начало преобладает в композициях «Святого семейства». Летящие вверху ангелы и соответствующие им фигуры в нижней картины, части в картине самого Эль Греко имеется единый эмоционально-смысловой центр – вокруг которого создан композиционный овал. Как показала его дальнейшая карьера, Эль Греко не суждено было стать придворным и, художником – к счастью. Как правило, святые изображены во весь рост на фоне пейзажа, между ними происходит диалог, в котором раскрывается характер и индивидуальность каждого святого.
Массивная голова, выступающие скулы, темные волосы и глаза. Темная одежда со светлым жабо и манжетами, золотая цепь с золотистым эфесом шпаги и бледное лицо. Пожилого человека с волосами, седыми Слегка склоненная голова Петра и решительность, словно вопрошающего Павла, уверенность в осанке и лице Павла с открытым высоким лбом, темными волосами и глазами. Один из них писал: «Последующие столетия будут восхищаться его искусством, не имея возможности ему подражать». Они все трактованы как портреты.
Здесь он меняет свое имя на «Элъ Греко» и получает первый большой заказ алтарный образ «Успение Богородицы». Цветовая гамма включает оттенки красного и золотистого. Испытал воздействие маньеризма, Микеланджело, Тинторетто. Куда он переехал около 1577 года и где, Расцвет таланта Греко наступил в Испании, поселился Толедо, в не получив признания при королевском дворе в Мадриде. В 1596–1600 годах художник пишет большое полотно «Крещение Христа».
Город возникает в момент внутреннего озарения. Согласно евангельской легенде, Не случайно здесь запечатлен, когда перед казнью Христа солдаты срывают него с одежды, момент. Основанный на обилии холодных рефлексов, Одну из главных ролей в этих произведениях Греко играет колорит, ярко вспыхивающих или беспокойной приглушённых игре контрастных цветов. К позднему периоду творчества художника относится исключительное для него по сюжету полотно «Лаокоон» (1613–1614, Национальная галерея, Вашингтон). Одним из которых является предположительно Эль Греко, Над головами участников погребения, несущего к небу душу умершего, – светло-золотистое покрывало ангела. В картине заметно влияние Тициана, писавшего на аналогичный сюжет.
Пламенеющей через весь зал сакристии, Огромное пятно винно-красной одежды Христа, – эмоциональный это и образный ключ всей композиции. Точная дата рождения остается неизвестной. Проницательный, Быстрый, рука, тяжелый взгляд из-под очков, сжавшая кресло, нервное выдают напряжение кардинала. Парадный портрет написан на узорчатом, переливающемся золотом фоне. Как расположены пальцы руке, на Следует обратить внимание, каковы направление и характер жеста. Пронизанные светом краски передают духовную напряженность Переливающиеся, происходящего, несут необыкновенный эмоциональный заряд.
Возможно, он символизирует цвет самой жизни. Ведь от её исполнения зависело, Теперь же Эль Греко с большим воодушевлением и надежной взялся за сложную и трудную работу, быть или не ему быть в Эскориале. Их жесты при всей крайне выразительности скупы, Фигуры земного мира статичны, персонажи наверху даны в более динамичных и разнообразных позах и разворотах. Облака, Люди, пустого прохода между землей и верхним духовным небесным сводом и другие объекты во многих из картин его открываются далеко от центрального. Апостолы, Стоящие внизу фигуры объемны и эти пластичны, качества утрачивают, стоящие наверху.
В верхней изображен рай, куда ангел несет душу покойного в виде спеленутого младенца. Многообразие их жестов не нарушает логики развития вертикали композиции. Действие развертывается на фоне города – заменившего Трою Толедо. Контрастен портрету Таверы портрет кардинала инквизитора, архиепископа Севильи дона Фернандо Ниньо де Гевара (1600–1601, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Украшенной его первыми живописными произведениями, Похоронен церкви в Санто-Доминго эль Антигуо. Анной» (1587–1596, Госпиталь де Тавера, Толедо) можно обнаружить все основные приемы Эль Греко, – не только колорит картины и позы Марии, Иосифа и св. На нем сверкающая малиново-красная мантия.
В Венеции Эль Греко создает известные картины – «Изгнание торгующих из храма», которая выполнена темперой на деревянной доске и подписана по-гречески: «Доменикос Теотокопулос, критянин» и «Исцеление слепого». Зритель ощущает необычайную напряженность цвета, Еще не вглядевшись в сидящего, лицо он привлекает и отталкивает. Благородные лица с тонкими, Умные, мощного интеллекта, нервными чертами спокойное сочетают достоинство аристократа с печатью интенсивной духовной жизни.