если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить её, да будет воля Твоя. Так в двадцать второй главе «Евангелия от Луки», в которой описываются последние часы Иисуса в Гефсиманском саду перед тем, как он был схвачен и распят Иисус вопрошает об изменении судьбы («моление о чаше»). Напечатанный в Германии и перевезенный в Новгород любекским типографом Готаном, Бартоломеем Оригиналом послужил текст. На высоком полусухом дереве сидит пеликан символ Бога Отца и жертвенной смерти Христа. бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.
Возле них три что-то грызущих кролика. Которую свет луны делал достойной кисти Мурильо, Он пишет о «трупной красоте, что, Розы или кого-либо из тех живописцев, вдохновляемые гением страдания, находят удовольствие в изображении изысканных самых человеческих форм на пределе агонии Но ни св. Да мимо идет от Него чаша, Или для того молился, подобно как и Стефан, чтоб не Иудеям вменился грех, научившись у Него, молился о побивающих его камнями, дабы не вменилось им это в грех».
Которые также теряет человек, Другой бес облокотился на барьер с переброшенной через него мантией красной и прислонённым к нему рыцарским мечом то и другое должно указывать на власть и высокое положение, уходя в мир иной. Так было и в случае с бесноватым. По которой, «мы увидели тёмный густолиственный кедровый и масленичный сад на горе Елеонской с прогалиной ярко-тёмно-голубой посредине, шествовал Спаситель мира, облитый тёмным лунным светом. От мира смертных и смерти к вечной миру жизни – соединяющий два берега, Мост, бессмертия, символизирует переход из одного мира в другой.
Посидите тут, помолюсь там – называемое Гефсимания, Потом приходит с ними Иисус на место, пока я и пойду, говорит ученикам. А зелень холма символизирует бессмертие рост и духа святого в человеке, Холм символ высоты духа. Вот таким образом уже вскоре после он появления неоднократно переделывается и в дальнейшем утрачивает свою первоначальную форму диалога. Он в красном хитоне (символ крестных мук) стоит на коленях на зелёном холме.
У третьего ангела колонна, символ Страстей Господних. В конце XV века на Руси появился перевод одного из немецких диалогов Жизни со Смертью. Конь под собою имея великою крепостию обложен, Человек некий ездяше по полю чисту и по раздолию широкому, а мечь имея у себе остр вельми обоюду, зверовиден, аки лед видением, а змиино имея жало, разсекая железо и великое твердое камение, оболчен во оружие твердо. Мрачное грозовое небо. 26:38).
Композиция картины служит своеобразной иллюстрацией к трактату «Ars Moriendi» («Tractatus artis bene moriendi», «Искусство умирать») составленому на латыни анонимным доминиканским монахом примерно в 1415 году. Ты, госпоже, смерть зовешися, аз есмь живот именуюсь – а мечь у мене, понеже человек есми храбр, велми остр, госпоже, токмо битися я с тобою не хощу, но хощу с тобою, мир госпоже, великий имети. Стоящий на коленях Спаситель является центром композиции этих картин, мольбой с обращаясь к Небесному Отцу. Потом усмирил бурю. 8:26). В прозрачном и сияющем облаке к нему спускается чудесный Ангел с чашей в руке.
Обращавшиеся к этому сюжету, Обычно европейские художники и ангела небесного с чашей в руке, точно следовали евангельскому тексту и молящегося изображали Христа и вдалеке идущих Иуду и стражей и троих спящих учеников. Ничто же пред тобою вем себе преступивша или которую тебе сотворша досаду. Да будет воля Отча, Хощет однакоже, что должно более повиноваться дабы Богу и мы знали, нежели исполнять собственную волю, хотя бы природа влекла к противному. (Мф. Этот трактат получил широкую известность и переведенный был на большинство западноевропейских языков.
«Моралитэ «пляски смерти» разыгрывались, по-видимому, в дни поминовения мертвых это были или процессии, где смерть играя на флейте, вела за собой людей всех сословий, начиная от папы или хороводы, также всех рангов, где каждый живой имел своей парой смерть или же танцы парами, где смерть каждого в отдельности приглашает танцевать с ней» (И. В самом центре картины, На фоне, этом смиренно стоящего в молитве на коленях, художник запечатлел фигуру Христа. 22:44). Находясь в борении, Иисус Христос и был пот Его, прилежнее молился, как крови, капли падающие на землю (Лк. Романтизм в литературе и изобразительном искусстве породил новое отношение к агонии.
Внизу, возле спящих учеников, мы видим птенцов пеликана. Госпоже, Есть и сребра, у мене богатества много и злата и бисера многоценнаго множество возми у мене, госпоже моя, что хощеши, токмо смирися со мною и не дей мене к тому и буди ми, госпоже моя, друг любимый и отиди, госпоже моя, от мене с честию дондеже великою, де прогневаюся на тя и отбежи, госпоже, от мене скоро, дондеже не возгорится ярость моя на тя». Возвращается и находит их спящими и говорит Петру: Симон. Спящие ученики отделены от Христа спиленным мёртвым деревом.
Какова до царя и до простых людей и до святителя – такова и до нища, Ко всем любовь моя равна есть. Этот евангельский эпизод вошел в западноевропейскую теологию как «agonia Domini» («агония Господа»). Прося исцелить его, Однажды к апостолам привели бесноватого мальчика, зато это сделал Христос, но они не смогли излечить больного, а ученикам так объяснил их неудачу: По неверию вашему ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете сей: горе перейди отсюда туда и она перейдёт и ничего не будет невозможного для вас (Мф.
Что всуе сия глаголы безумныя глагояеши, же Рече ему смерть: «О человече суетне, ни богатьство, а не поможет ти ничто же: ни слава, ни сила, ни храбрость. Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. Он же сказал им: Что вы так боязливы, маловерные. Аще ты, человече, не ведаеш, кто есмь аз, аз есми смерть». Что всуе хощеши посещи мене. И взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна и начал ужасаться и тосковать. Ради нравственного воскресения людей, Эта аллегория указывает добровольную на жертву Христа ради спасения человечества. Иоффе).
В 1450 году появилась «краткая версия» трактата иллюстрированная одиннадцатью ксилографиями изображающими поучительные картины борьбы ангелов и демонов за человека. Только в отличие от Христа вниз головой об этом умолял мучителей сам апостол, Апостола Петра за Слова проповедь Божия язычники распяли, считая себя недостойным в точности повторить смерть своего Божественного Учителя. И, отойдя немного, пал на лице Своё, молился и говорил: Отче Мой. 1901г. При внимательном рассматривании картин, Наконец, неизбежно само собой возникает ещё раздумье о трагическом одиночестве Иисуса Христа во время Его земного жертвенного и искупительного служения, о идёт которых речь.
Один из них держит крест, как знак того, что именно на кресте будет распят Спаситель. Это одна из немногих тематических картин в творчестве пейзажиста Куинджи. Что в учениках ещё много человеческих Это слабостей, указывает, которыми и объясняется их сон. Распространение «Пляски смерти» в виде праздничной пантомимы, указывает как на один из ее источников площадную пантомиму. Аще бы было колце вделано в землю, да тот и не смел спиратися со мною а во Алевите был Акирь Премудрый и тот со мною спиратися несмел же тех аз всех взяла, яко единого от убогих сирот – и Самсон был силный, Царь Александр был Макидонский храбр и мудр и аз бы всем светом поворотил и он говорил тако.
И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать. Его состояние описывается евангелистом с помощью слова agonia: «Kai genomenos en agoniai ektenesteron proseukheto kai egeneto ho hidros autou hosei thromboi haimatos katabainontes epi ten gen («И находясь в агонии (борении), прилежнее молился и был пот Его как капли крови, падающие на землю»). Сжигаемый на решетке и выставляющий напоказ свою прекрасную анатомию обнаженных посреди рабов, Лаврентий, лежащего под луной», раздувающих пламя не стоили этого тела. В простейшем виде «Пляска смерти» состояла из краткого диалога между смертью и двадцатью четырьмя действующими лицами. У подножия крепко спят трое Его любимых учеников. Скала, на которой находятся Христос и его ученики, отделена от остального мира руслом ручья, через который перекинут мосток.
И, придя, находит их опять спящими ибо у них глаза отяжелели. А энергичный и деятельный брат его Иаков был казнён отсечением головы. Вихревые потоки ветра пригнули к самой земле небольшие деревья и кустарники. Это напоминает слова Христа о том, что он дверь и входящий через эту дверь спасётся. При внимательном рассмотрении картины мы увидим, что эти мощные стволы деревьев образуют огромный крест, который тяжелым монолитом неотвратимо ожидает решения Христа.
Пеликан вскармливал своих мёртвых птенцов кровью, преданию, Согласно а сам он умирал, после чего они воскресали. В XVI века оно стало одним из популярнейших на Руси произведений. Заутра ся покаю, Тем вы а прельщаетеся, мене забываете и бес покаяния наипаче согрешаете, а ныне как аз пришла, так и возму – глаголюще. Над апостолами мы видим ветку вечнозелёного мирта. Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы всё ещё спите и почиваете.
Да мимо идет от Него чаша, Или для того молился, подобно как и Стефан, чтоб не вменился Иудеям грех, научившись у молился Него, о побивающих его камнями, дабы не вменилось им это в грех Слайд 6 Куинджи А. И. Как следует умирать в соответствии с христианскими заповедями, Трактат повествовал о процедурах праведной предшествующих смерти и подробно объяснял. Все христиане знают также, что апостол Иоанн, прозванный Богословом, был не только мужественным проповедником, но и одним из авторов Нового Завета: он автор Евангелия от Иоанна, трёх апостольских посланий и Апокалипсиса, написанного во время ссылки на острове Патмос. От мене же милости нихто не ищи, аще кто ищет и не обрящет». Да и символика изображённого становится яснее при построении композиции на основе антитезы: сон как символ духовной смерти человека и бодрствование как работа над совершенствованием души.
Перова «Христос в Гефсиманском саду» (1878) нет изображения лица Христа. С изобретением книгопечатания стали расходиться в большом количестве народные, общедоступные картинки «Пляски Смерти» в виде отдельных листов или тетрадок со стихотворным текстом и без него. всё возможно Тебе пронеси чашу сию мимо Меня но не чего Я хочу, а чего Ты. Омываемой рекой, Христос и его тоже ученики находятся на скале, через которую перекинут мост.
У Беллини действие происходит на рассвете, что символизирует конец темноты, в которой пребывало человечество до появления христианства. Блюдитеся вы на всяк час смерти, смерть приходит аки тат, когда приидет смерть, смеръть вам грамоты не пошлет, ни вести не подаст – не весть бо ни един от вас, Слышал ли еси во Евангелии господа глаголюща. Теперь она вызывает не ужас и сострадание, а любование и даже эротические чувства. На дальнем плане, Позади Него идущие арестовать Христа, римские видны стражи вместе с Иудой, а на переднем плане спящие ученики, словом, вокруг Него либо враждебность, либо непонимание и только с небес несёт Ему ангел неотвратимую чашу.
Что после Тайной вечери с Христос тремя учениками ушёл в Гефсиманский сад молиться, Евангелисты рассказывают. Ни краснаго портища не ношу, есмь Аз ни посулница: и богатества не збираю, занеже не милостива семи издетска и не повадилась есми никого же миловать, а земныя славы не ищу, ни милую, ни наравлю никому: как прииду, так и возму, но токмо жду от господа бога повеления, как господь повелит в мегновении ока возму, в чем тя застану, в том ти и сужду». А также нередко страдавший чуждыми русскому языку конструкциями фраз, Дословный в перевод силу лаконичности и сжатости, был труден для русского читателя.
Цветовые тона (ярко-красное одеяние Христа с синей накидкой и блистающие золотистые одежды Ангела) призваны подчеркнуть основные смысловые акценты картины. Плющ, обвивающий камень справа от учеников, символизирует вечную жизнь и верность. И сказал им: душа Моя скорбит смертельно побудьте здесь и бодрствуйте. И хитр, Был пророк царь Давид и сын его царь Соломон премудр, не было такова мудреца во всей поднебесной и мудр был и тот не смел со мною спиратися и противу мене стати и того аз взяла. В «готическом романе» «Мельмот-скиталец» (1820 г) Чарлз Роберт Мэтьюрин описывает агонию молодого человека. Однако затем они получили широкое распространение и издавались в форме иллюстрированных книг, Поначалу он использовался священниками обряде в отпевания.
За что упрекал их Христос в маловерии, этого До они не раз проявляли слабость веры при самых разных обстоятельствах. Еще, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой. Слайд 9 Лунный свет ночи. Кончено, пришел час: вот, предаётся Сын Человеческий в руки грешников. не мог ты бодрствовать один час. Спаситель здесь изображен лежащим ничком (именно это положение Христа во время молитвы в Гефсиманском саду описано в Евангелие от Матфея).
В том числе и взгляды эпохи на агонию, в это первом в европейской традиции руководстве смерти по и умиранию отражались. Отче – отошедши немного, И и во молитвы время обратился к Отцу своему небесному, молился, говоря. И, оставив их, отошел опять и помолился в третий раз, сказав то же слово. Что новое христианское учение уже дало ростки в душах учеников и их обещает преображение в апостолов, Этим художник выразил мысль, проповедников новой веры. По скале от молящегося Богочеловека убегают кролики символ робости и плотских похотей.
если возможно, да минует Меня чаша сия впрочем не как Я хочу, но как Ты. Поддерживая умирающего, а Ангел-хранитель, пытается обратить взор его к распятию в оконной нише. Указывает на будущую апостольскую спящих деятельность учеников, в христианском искусстве мирт символизирует обращение язычников в христианскую веру. Трава, Зато справа ограда видна с открытой дверцей, молодые деревца – за которой живая жизнь. Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно побудьте здесь и бодрствуйте со Мною.
Это означает, что в двойственной природе Христа (Бога и человека) побеждает духовное, Божеское начало. С ним были Пётр и братья Заведеевы Иоанн и Иаков. Встаньте, пойдем вот, приблизился предающий Меня. Хотела бых того, кто бы противу мене стал и брался бы со мною, но несть: ни царь, ни князь, ни богатыри, ни всякий человек, ни жены, ни девицы, никто же смел со мною братися, ни юн, ни стар. Воскресение из мёртвых Иисуса Христа стало поворотным событием в судьбах апостолов. Художники на переднем плане размещают трёх крепко спящих апостолов, Хотя рассмотренные четыре картины по-разному изображают одно и то же евангельское событие, прежде обращая всего внимание зрителей именно на их беспробудный сон – их объединяет одна общая поразительная деталь.
Христос сказал им: Душа моя скорбит смертельно побудьте здесь и бодрствуйте со Мною (Мф. Господь бог тебе не стерпе, ниже помилова. И внезапу же прииде к нему смерть, образ имея страшен, а обличие имея человеческо грозно же видети ея и ужасно зрети ея и оружия носяше с собою много на человека учинены: мечи, ножи, пилы, Рече же ему смерть: «Аз есть ни силна, ни хороша, ни красна, ни храбра, да силных и хороших и красных и храбрых побораю, да скажу ти, человече, послушай мене: от Адама и до сего времени сколко было богатырей силных, никто же смел противу мене стати. Рече же ему смерть: «Никако же, человече, не отпущу тя ни на един час.
Какое-то ослепительное, непостижимое видение» Иероним Ясинский. А тебе от себе не отпущу, Аз убо от тебе отиду, не яко же и всех человек, но хощу убо тя ногою моею запяти и на земли тя хощу простерти. И бысть абие в велице высокоумии. Почему им так важно изображение такого сна. Это характеризует учеников Христа: они будут верны Его учению, обретут вечную жизнь. Так ли не вы могли один час бодрствовать со Мною и приходит к ученикам и находит их спящими – и говорит Петру. Моление о чаше Андреа Мантеньи обильно символами. Наибольшей известностью из подобных изданий пользуется серия из пятидесяти восьми изображений, гравированных на дереве в 1538 году Гансом Лютценбургером с рисунков Г. Гольбейна Младшего из серии «Образы смерти» (известной под названием «Пляска смерти») исполненных художником в 1524-1526 годах.
Но Христос освещен ярким светом исходящим с небес. Он заимствовал у мужа своей сестры некоторые элементы композиции и символики. Но при сравнении, например, картин Моление о чаше Андреа Мантеньи, Джованни Беллини, Альтдорфера и Эль Греко (вариант, находящийся в Испании, в церкви Санта Мария города Андухар) видно, как не похожи картины друг на друга, хотя изображено одно и то же событие, случившееся в одном и том же месте и с одними и теми же действующими лицами. ты спишь. Плоть же немощна, Один ответ напрашивается собой: сам противопоставление молящегося Христа спящим апостолам необходимо по смыслу изображаемого события и наглядно выражает идею: Дух бодр.
Слева – ни о чём не подозревающие спящие ученики Христа. Ветвей которых мы видим, не Средний план картины представлен мощными стволами деревьев, которые как будто преграждают обратный путь Христа в город, перед нами лишь их массивные темно-коричневые стволы. Его взор обращён к небесам.
Не Моя воля – несмотря проявление на минутной слабости, Ведь, но Твоя да будет, Христос сказал Богу Отцу. Которое резче подчеркивает их духовный сон, Возле спящих учеников сухое стоит мёртвое дерево. В христианстве термин «агония» (как «Страсти Христовы») имеет особое значение в связи со смертью Иисуса Христа. На картине «Смерть скупца» нидерландского художника Иеронима Босха в спальню умирающего через открытую дверь заглядывает Смерть. В «готическом романе» «Мельмот-скиталец» (1820 г) Роберт Чарлз Мэтьюрин описывает агонию молодого человека. 17:20). Растёт молодое деревце и местами пробивается травка сквозь камни – На скале бесплодной рядом с учениками видны ростки новой жизни.
Написанными Жиллем Коррозе, Гравюры были снабжены французскими двустишиями, специально подобранными Эразмом Роттердамским и латинскими из цитатами Библии. Варфоломей с содранной кожей, свисающей, как драпировка, ни св. С неба Ему являются ангелы. Справа – неумолимо приближаются стражники с мечами и копьями. Ино бы не было и места, аще Да бы аз богатество собирала, понеже, где ми его класти, человече, прихожу аз, аки тать в нощи, безвесно. Вот и Сын Человеческий предаётся руки в грешников встаньте, приблизился предающий Меня – приблизился час, вот, пойдём.
22:42). И приходит в третий раз и говорит им: вы всё ещё спите и почиваете. Как мужественно проповедовали они Слово Божие по всей земле среди народов, разных Любой верующий христианин знает, поругание, несмотря на преследования, тюрьмы и ссылки. Скала бесплодна. о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня. Джованни Беллини отталкивался при создании своей картины Моление чаше о от разобранного выше произведения Андреа Мантеньи. И многия полки человек той побивая и многия силныя цари прогоняя и побежая и многая силныя богатыри побивая имея в себе велию силу и храбрость и разума исполнен и всякия мудрости и помышляше в себе, глаголя высокая и гордая словеса: «Если убо на сем свете, на всей подънебесней кто бы могл со мною битися или противу мене стати, царь или богатырь или зверь силный. » И сице помышляше в себе и глаголаше: «Аще бы был аз на облацех небесных, а в земли бы было колце утвержено и аз бы всею землею подвизал». Христос в Гефсиманском саду.
Но есть и значительные отличия от картины Мантеньи. Это лунный свет по всей своей силе, несказанной Это не лунный эффект, мягкий, золотисто-серебряный, сливающийся с зеленью деревьев и травы и пронизывающий собою белые ткани одежды. И с неба сошёл к Нему ангел Господень, поднося Ему чашу, чтобы укрепить Его. В руках другого ангела копьё, указывающее на то, что копьём будет пронзен распятый Христос.
Оно подчёркивает духовный сон учеников. Первоначальное заглавие «Двоесловие живота и смерти, сиречь стязание животу со смертью» было заменено на «Прение живота со смертью». Слайд 7 В картине В. Г. впрочем не Моя воля, но Твоя да будет (Лк. Когда испуганные ученики стали будить спокойно спавшего в лодке Учителя и просить Его спасти их, было Так во время бури на море. Да мимо идет чаша сия, «Желает, что Он или во свидетельство того, как человек, естественно отвращается от смерти, как выше сказано или потому, что не желал, чтоб Иудеи впали в такой тяжкий грех, за должно который было последовать разрушение храма и гибель народа. У Эль Греко действие картины происходит также ночью, при луне.
«госпоже моя – той человек сия зело устрашися сердцем своим и ужасеся умом своим, Услышав же то, добрая и славная смерть, глагола ей. Сон символ духовной смерти. И, опять отойдя, молился, сказав то же слово. Авва Отче – отойдя немного, И, чтобы, пал на землю и молился, если возможно, миновал Его час и сей говорил. Что в двойственной природе Христа (Бога и человека) побеждает духовное, означает, Это Божеское начало.
Который протягивает ему высунувшийся из-под полога Однако бес, человек одной рукой тянется к мешку с золотом. Которая символизирует мужество, Коленопреклонённый Спаситель молится скале, на твёрдость в вере, силу. А открытые внутрь, не Здесь мост, ворота означают переход от мира смертных в мир бессмертия, в новую жизнь, вечной жизни.