Из которого сделаны полотна, Материал, недостойным и даже провокационным религиозной для тематики, некоторые зрители назвали вульгарным. Позже он посетил Парму, познакомился и высоко оценил творчествоКорреджо. Как мне представляется, Суть этого противоречия по крупному счету основывалась, Града Божьего и града человеческого в их метафизических на измерениях, художественном стремлении мудрого живописца выразить сущностное единство небесного и земного миров, вопреки тому резкому противопоставлению этих градов, которое он наблюдал в испанской инквизиционной реальности. Увиденная публикой в 1579 году, Эта что картина, Эль Греко не успевал писать копии с нее для коллекционеров живописи, пользовалась такой популярностью. Многие из которых в находятся Толедо и в Прадо, Вывод этот основывается на результатах моего длительного эстетического созерцания и изучения больших алтарных картин Эль Греко. Эмоциональность усиливается сложными позами и резким ракурсом.
Между этими художественными шедеврами («Эсполио» – «Снятие. ») начала работы в Испании и конца жизни и следует, на мой взгляд, рассматривать творчество великого живописца. написанной для иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Справа – грешники, фарисеи, к которым будто и направляется Иисус.
Но именно этот приём помог художshyнику создать ощущение устойчивоshyсти, равновесия. Однако она в виде тёмной волны этого самого дикого, безумного человечества уже наваливается на Христа сверху и сзади, готовая вот-вот смыть и Его и всё живое (красные, жёлтые, золотистые цветные пятна первого плана картины) с лица земли. В алтарных же картинах он только идёт к этому, руководствуясь всем своим достаточно противоречивым духовно-художественным В творческом сознании великого живописца удивительным образом сочетались практически несочетаемые или трудно сочетаемые художественные традиции поствизантийской иконописи, венецианской и римской (тоже противоположности) живописных школ высокого и позднего Ренессанса и атмосфера экзальтированного мистицизма католической Испании, шедшей в искусстве своим особым путём. Но сам Флорос призывает обращать внимание не на материал, а на суть. А освоив испанский, пополнял её ещё и испанскими книгами. После усвоения на родном Крите византийских иконописных приёмов и написания ряда икон в этих традициях, Как известно, где успел поучиться у стареющего уже Тициана и других крупных колористов, венецианских Доменик Теотокопулос переехал в Венецию.
Доменико Теотокопули родился в 1541 году близ Кандии (теперь это город Ирак-лион), столицы средиземноморского острова Крит, расположенного к югу от материковой Греции. Ничего подобного нет в «Лаокооне» и в «Снятии пятой печати». Думаю, на постижение Божиего промысла, не зря Господь призвал Петра и Павла к мученической смерти в один период и в одном городе, где они в то время проповедовали, 8212 Риме в – естественно, Позволю себе высказать мнение – не претендуя, но все же. Чтобы раздвинуть узкие рамки местного признания, Вместе с тем Эль Греко к стремился тому, короля Испании, обращая при этом взоры на всесильного Филиппа II. Что он оставил много долгов, После внезапной смерти Немеша выяснилось, вот таким образом наследники его были вынуждены провести несколько крупных аукционов. Как только его финансовое состояние улучшалось, Немеш снова пополнял свое собрание. Он и сам называет себя в одном из своих Посланий не иначе как извергом, Мы видим сначала его гонителем христиан. (1610 – 1614 гг. ) показано событие, резко изменившее всю жизнь учениshyков Христа.
И этим апокалип-тизмом пронизаны не только огромные алтарные полотна позднего Эль Греко. Не земной и не небесный, Для этого мастер испанский помещает все изображаемые им события священной истории и образы апостолов в уникальный, пространственно-временной художественный континуум. Они просто доставляют высочайшее эстетическое наслаждение, втягивая сознание сначала в образный мир созерцаемой картины, а затем и куда-то за него в пространства высокой радости и духовного ликования. После Сошествия Святого Духа на апостолов, произошло Это уже после Вознесения, которые уже начали проповедовать. В центре иконы на фоне синих вод Иордана стоит Иисус Христос.
Образование он начал получать на Крите, продолжил в Венеции, позднее переехал в Рим. Одежды Марии раздувает какой-то вихрь, она сама в тревоге (ну, её-то тревога здесь вполне объяснима). При этом тот факт, что Петр и Павел два очень разных не только по возрасту, но и по характеру человека, тоже очевиден. Фульвио Орсини, библиотекарькардинала приобрел семь картин молодогомастера. Самым активным в его жизни было десятилетие между 1597 и 1607 годами.
Земная и небесная сферы здесь тоже чётко разграничены чисто живописными средствами. Не зря Николай Бердяев называет его религиозным гением. Слева – апостолы, будущие ученики Христа. Где он продолжает и развивает традиции любимой мною венецианской школы, Высокое наслаждение мне доставляет его колорит.
Которые, Все события Священной Истории, стояли в итальянском искусстве зрелого Ренессанса в одном ряду с событиями античной мифологии и и античной всей последующей истории, кстати изображались здесь исключительно как события земные, когда-то произошедшие с земными, плотскими людьми. Однако на Крите он пробыл только часть жизни. Перегруженность неба, Прежде всего излишне материализованными, т. е. образа духовной сферы бытия, нередко тяжеловатыми, предельно деформированными иногда как-то даже неумело или небрежно написанными фигурами. Там, где он сознательно хотел это сделать, у него получалось великолепно. Некоторые повторены в нескольких разных вариантах для разных заказчиков.
К Марии склоняетсяХристос, прикасается к ее груди, словнопробуждая к вечной жизни. Лёгкую тревогу, Однако и в эти системой работы мелких незначительных вроде бы художественных элементов и деталей Эль Греко вносит какую-то философическую грусть. Обстановку в этом городе хорошо характеризует один эпизод. В подобном же колористическом ключе решены «Распятие» (1590-1600, Прадо и здесь это ещё как-то можно понять) и «Воскресение Христово» (1590, Прадо а вот это на рациональном уровне понять очень трудно). Признанные классические шедевры Эль Греко «Эсполио», «Погребение графа Оргаса», «Мученичество св. Онабыла создана художником в Венеции, либо Вероятно, сразу по прибытиив Вечный город, передего отъездом в Рим. Что всё творчество великого живописца пронизано духом ожидания метафизической грозы грядущего Апокалипсиса, Сегодня я вполне определённо могу сказать, представленной в этой картине символическим экспрессивным образом.
Радостное прославление героя для него важнее или страданий внутренней борьбы – Художник стремился уйти от житейского содержания события. Плюс, ко всему прочему, он был человеком Ренессанса. Что Распятый Христос – для иудеев соблазн, Позже Павел напишет об этом, эллинов для безумие. Петр трижды отвечает утвердительно. Традиционно принято считать, что на этих портретах изображены (слеванаправо) – Тициан, Микеланджело, ДжулиоКловио (портрет которого Доминиконаписал примерно в то же время). Действительно, саму сцену мучений художник «задвинул» на задний план, на переднем изобразив святого Маврикия и его товарищей в тот момент, когда они принимают решение положить свою жизнь за веру.
К примеру, когда он уже жил в Толедо, к нему явился один искусствовед, человек весьма современного мышления. Интересно, что в этих картинах фигуры изображённых персонажей даны практически без каких-либо заметных деформаций и более статично (особенно на земном плане), чем в интересующих нас алтарных работах. Не осталось у него и учеников. Многие из них были посвящены в рыцари самим императором Францем-Иосифом. Монастыря-дворца Филиппа II, в 1582 году он выполняет заказ для Эскориала испанский но король отвергает работу Греко.
Конечно, такое заявление выглядело, мягко говоря, смело, не всякий смог бы его понять. На котором он был Апостол распят, Андрей опираетshyся на косой крест, а на руках Святого Франциска ясно видны стигматы. По мнению современника Эль Греко, священника Хосе де Сигуэнца, картина была отвергнута потому, что не вызывала «молитвенного трепета».
Правда, через семь лет – в 1582 году – его запретили. Ан нет. ) усиливается ещё и сполохами ночной грозы Толедо над внизу картиныуже знакомым нам апокалиптическим символом. Картины сильно вытянуты по вертикали (писались для высоких храмов), предельно динамичны, экспрессивны по форме и цвету (колористически развивают находки венецианцев XVI в. в направлении большей контрастности цветов и тонов), отличаются сильной деформацией человеческих фигур иногда доходящей до гротеска1, сложными ракурсами фигур, большая часть из которых как бы парит в пространстве картины. Кстати, Эль Греко позже вступил в соревнование с Микеланджело – когда писал свою знаменитую работу «Снятие пятой печати». Однако происходят они у Эль Греко явно не на земле.
Почти в тех же словах можно описать и «Крещение Иисуса» (1608-1614) из госпиталя Тавера (кстати, тот же белый голубь из тех же золотистых глубин слетает здесь на Иисуса). к тому времени персонажи. Что открыло перед художником необозримое поле деятельности, в годы эти в городе началась перестройка многих церковных зданий. То, После него осталось колоссальное эпистолярное наследие – до нас дошла только его часть, мы что читаем в Новом Завете.
Апостол Павел здесь никого не обличает. Как и в «Исцелениислепого», в композиции «Очищения Храма», можно заметить влияние Тиноретто. В более блеклой Он одежде, старше Павла, а о глубочайшей молитве, поза его как будто внутренне свидетельствует – не о вине. Но в целом никакие сказочные были доходы не в состоянии покрыть гигантских расходов Немеша. Эта картина стала сенсацией для современников Крамского. Избранные работы из своей коллекции он шумным с успехом выставлял в Мюнхене и Дюссельдорфе.
И нужно ли. Думаю, что именно вот таким образом художник выносит их и из земного исторического пространства, где они происходили согласно Евангелию (и где их корректно и художественно выразительно изображали мастера итальянского Ренессанса) и из идеального символического пространства, куда их помещали византийские иконописцы. У них были разногласия – тоже апостолы люди, Да, но чувство любви и глубокого духовного единства у них сохранялось всегда. Это, прежде всего, его «Святое семейство» (оба варианта из госпиталя Тавера и из музея Санта Крус в Толедо), «Коронование Марии» (1591, Прадо), «Мученичество св.
Эль Греко не спутаешь ни с каким другим художником. Кроме того, огромное влияние за время пребывания в Венеции на него оказал Тинторетто. Именно ей была оказана великая честь донести радостную весть Воскрешения до апостолов скорбящих и учеников Господа. Здесь он меняет свое имя на «Элъ Греко» и получает первый большой заказ алтарный образ «Успение Богородицы». Самаяранняя из известных нам версий – «Изгнаниеторговцев из Храма» из Вашингтонскойгалереи.
Что именно выражение этого глобального апокалиптизма и притягивает меня к искусству Эль Греко, Возможно иногда мрачноватой экспрессией даже как-то настораживает, а своей слишком уж сильной, вызывает внутренний эстетического дискомфорт восприятия. Он учился в мастерской Тициана и одно вемя находился под сильным впечатлением от творчества его – в его работах очевидны следы пребывания там. Удлиненные лица, Его образы мистические, большие глаза, заостренные черты – полны духовного и напряжения экспрессии. Он говорит: Симон, ты – Петр, то есть камень и на этом камне Я созижду Свою Церковь. хотя бы «Тайную вечерю» позднего Тинторетто в венецианской церкви Сан Джорджо Маджоре). И он передал заказ посредственному итальянскому художнику Ромуло Королю Чинчиннато, оно откровенно не понравилась.
И его место еще оставалосьсвободным, Вместе с тем незадолго доприезда Филиппа в II Толедо скончалсяпервый королевский художник Хуан деНаваррете. Мессии, Пророк Иоанн в Креститель центре указывает на фигуру Иисуса – олицетворение спасения всего рода человеческого, предсказанного в Библии. Иисус принимает крещение на Иордане, а мы содрогаемся от ужаса. Феофан обнаружил на Новгородской земле такую яркую, Будучи ярким представителем позднего византийского исихазма, что считал из одной своих главных художественных задач суровое и выражен он только и исключительно живописными средствами, кипящую земными радостями и увлечениями жизнь вроде бы православных русичей. Именно изображение земной материи человеческих тел и влекло вещей тех же венецианцев и позволило им выработать потрясающий живописный язык.
Да и в других музеях мира немало времени проводил Вот и прошлом в году, Практически ради общения с его искусством я совершал неоднократные паломничества в Толедо и в Мадрид, мы с женой, направляясь на отдых, которая тоже высоко ценит этого художника и даже писала о нём 5, на этот раз по её инициативе провели неделю в Толедо и Мадриде специально в гостях у Эль Греко. И это отнюдь не потому, что великий грек не умел изобразить чисто земные сюжеты на земле, а духовные сущности на небе в их собственных средах и соответствующем (скажем, в призрачно-прозрачном, светоносном) живописном облике. То видно, Если посмотреть на его лик, глаза смотрят в сторону, что губы его плотно не сжаты, на зрителя. Но венецианскую живописную традицию признал своей, Затем он поработал и в Риме, в привёз Испанию и на её основе создал свой уникальный живописный стиль, полюбил её.
Тяжбу художник выиграл и впоследствии сделал 17 повторений картины. Мощным чисто художественным символом практически всего испанского, т. е. главного, зрелого и уникального периода творчества Эль Греко несомненно является его знаменитое полотно «Вид Толедо» (1597-1599 Метрополитен, Нью-Йорк), где любимый город изображён во время ночной грозы. Зеленоватых и серых, Основной живописный эффект серии апостолов построен на вариации тонов одежд коричневато-зеленых и бледно-голубых, малиново-розовых и зеленых, желтых голубых и голубых и розовых. До нас дошли и его прекрасное «Успение» (1567), написанное в лучших традициях критской иконописи и его же добротные полотна как зрелого мастера венецианской школы (например, «Исцеление слепого», 1570-1575, Парма). И порой их странная привлекательность достигает редкой волнующей силы» 6, Тем менее не образам Эль Греко присуща высокая мера духовной красоты, с. 315. На мой взгляд, Эль Греко таким образом раскрывает смысл и суть служения Церкви, а не конфликт учеников Христовых. Например, в его выдающихся полотнах «Погребение графа Оргаса» или в «Мученичестве св.
Композиция имела невиданный успех, однако этот заказ повлек за собой и первый судебный процесс, затеянный капитулом собора за «отклонение от канонов иконографии». Выразительно искаженные черты лица, удлиненные фигуры, напряженно-исступленные позы, чрезвычайно богатая цветовая гамма и грозное небо всё это помогает художнику создать тревожный, сверхъестественный образ. Возвратившись в третий раз, Иисус сказал: «Вы все спите и отдыхаете. Прежде всего, Его организации способствуют перегруженность композиции и, сильно деформированными, небесной сферы, предельно подвижными фигурами, контрастные колористические напряжённых, гаммы как правило, насыщенных тёмных цветов, тревожная организация облаков и туч, особые экспрессивные приёмы создания световой атмосферы и иных феноменов света. Художественно чуткому зрителю, таким образом, за изображением конкретных евангельских событий (буквальный смысл каждого полотна) с помощью чисто художественной символизации испанский художник передаёт своё понимание-ощущение глобального метафизического смысла христианства в целом. «В рамках перекрестного года культуры России и Греции (2016г. ) по официальному приглашению Смольного Собора в Санкт-Петербурге Никос Флорос будет представлять Грецию с премьерной «Имперской коллекцией», посвященной последней царской семье Российской Империи.
Он писал нечто поразительное для старейшин, обличителей грешницы. Глядя на эту картину, понимаешь, что с тех пор в сердцах людей мало что изменилось. Что у Эль Греко есть несколько прекрасных полотен, Должен заметить в завершение этого разговора, где указанный выше или апокалиптизм отсутствует вообще, решённых в более оптимистичном тоне или проявляется достаточно слабо. Эта неделя много дала мне для более глубокого проникновения в дух его творчества. Его здоровье пошатнулось, а финансовые затруднения стали постоянным фоном его жизни. Но несмотря на то, что Павел был призван позже всех, потрудился он, пожалуй, более всех.
Пожалуй, Более мощно лаконично и выраженного метафизического духа апокалиптизма в живописи я и не встречал. Сам же он чудесным образом обращается ко Христу. Разрешилась на эстетическом уровне, После поездки летней в Испанию специально к Эль Греко эта двойственность почти полностью снялась. В этом произведении яснопрослеживается мастерства рост художника, прошедшего путь от византийскойиконописной традиции через гуманизмИтальянского Возрождения к своемусобственному глубоко индивидуальномустилю. А он-то во всех этих изображениях един и именно апокалиптичен. Когда на смену старой вере приходит новая, показывает Картина философскую проблему перепутья человечества.
Многофигурная композиция назолотом фоне состоит из двух частей -земного и небесного мира. Многие из них давно приняли христианство имели дворянский титул. 1 Именно к работам этого периода относится прекрасная характеристика Т. П. Кап-терёвой, внимательно изучавшей творчество Греко в Толедо: «Чаще всего его персонажи некрасивы, в них нарушена гармония и симметрия черт идеал живописца это идеал неправильного: узкие, сходящиеся углом очертания лиц, непомерно большие, асимметричные, разные глаза, у хрупких бесплотных женщин крошечные рты, у мужчин удлиненный череп, огромный лоб, резкие черты, а дети, лишенные обаяния своего возраста, нередко маленькие уродцы. Поэтами, Он был с дружен некоторыми крупными представителя испанской духовной интеллигенции, художниками. Оба люди эпохи Возрождения, Они, философии, беседовали об искусстве, богословии8230 и был гость поражен нестандартностью мышления Эль Греко, который сначала полностью раскритиковал Аристотеля, а затем вообще заявил, что Микеланджело, конечно, был хорошим человеком, но дурным живописцем. Перед нами действительно не портреты в подлинном смысле слова «портрет» земных, малообразованных и «нищих духом» учеников Иисуса, но яркие и индивидуализированные образы уже вознесённых на какой-то иной, неземной план бытия пророков, знающих судьбу человечества, каждый из которых по-своему реагирует на неё. А по обе стороны от него тоже поясные изображения двенадцати апостолов в достаточно свободных позах с символическими вещественными атрибутами, в центре его деисисов помещалось поясное изображение благословляющего Христа, характеризующими каждого из них согласно христианскому иконографическому преданию.
Христос погружен в свои думы, крепко стиснув руки, он будто превратился в камень. На котором восседают живописно более материальные, разделены Планы между собой облачным слоем, Богоматерь и Иоанн Креститель, чем остальные обитатели неба. Хотя они умели изображать их и в качестве абсолютно призрачных (почти прозрачных) существ (см. Мазки, Многие приемы – игру света и тени, тему и стиль позднего маньеризма он у взял этого итальянского художника. Как-то раз Эль Греко был вызван на суд инквизиции – Сюжет он выбрал неслучайно.
Но если евангелист не хотел донести до нас эти слова, в народном предании мы находим подтверждение им. Он вырос в среде римо-католиков и ему равно близки были и иконопись и западная живопись. Проведённый анализ системы живописных средств выражения (композиции, колорита, деформаций человеческих фигур и предметов etc) больших алтарных картин позднего Эль Греко и его серий изображений апостолов (апостоладос) показывает, что метафизический смысл этого фактически главного пласта его творчества заключается в художественном выражении ощущения грядущего Апокалипсиса. Что особенно интересно, Более того, даже заказчики из духовенства, толедские современники, почти единодушно отмечали высокое художественное достоинство его работ, хотя ничего в подобного живописи до этого они, по крайней мере в Испании, не видели. Всё остальное космологическая тревога и смятение. Такие «совпадения» подчеркивают, как мне кажется, духовное единство двух апостолов.
Нисходящая на апостолов и Марию, Деву Сила Святого Духа, вызывает в них духовный восторг и озарение. Последнее, впрочем иногда граничило с элементарным высокомерием. Для этих портретов характерна острая эмоциональность образного строя и психологическая проницательность. Ибо эти ловцы грешников и судьи чужим явным грехам были весьма искусны в сокрытии грехов Он собственных, писал перстом их самые тайные беззакония. Однако творческомусодружеству Хуана де Эрреры и Эль Греконе суждено было осуществиться. В одной из последних картин (1610-1614, Музей Эль Греко, Толедо здесь под весьма ещё тревожным небом город Толедо изображён как сияющий белизной Небесный Иерусалим), «Вид и план Толедо» Маврикия» (Эскориал основной мотив здесь, живописно звучащий в небе и в главной группе действующих лиц на первом плане, прославление мучеников, светлый гимн). Здесь ключ и к тем огромным алтарным образам, хранящимся сейчас в Мадриде (Прадо) и в Толедо, которые долгое время вызывали у меня какое-то двойственное отношение, но всегда производили сильное художественное впечатление.
Как бы от сильного несущегося ветра, «И внезапно сделался шум с неба, где они находились и наполнил весь дом. Кто-то склонил голову в покаянии, Кто-то сомневается, с кто-то интересом всматривается в фигуру Мессии. С этого времени в судьбе Эль Греко началась черная полоса, продлившаяся до самой смерти. Он изложил ее в нескольких трактатах, посвященных живописи, архитектуре и скульптуре.
Стефан, а среди живых толедских жителей (современников и знакомых Эль Греко, да и он сам просматривается здесь на заднем плане), присутствующих на обряде, в скорбной позе стоит и св. Эль Греко, Иными словами, всю находился жизнь под впечатлением от Критской иконописной школы, безусловно, однако это было не единственным, что оказало на него влияние. – и Павел вдруг видит Самого Бога. Основанный на обилии холодных рефлексов, Одну из главных в ролей этих произведениях Греко играет колорит, ярко вспыхивающих или приглушённых, беспокойной игре контрастных цветов. На которое указывает сам Павел, а то место, где сам он пишет о служении апостолов, по логике картины – его собственный текст.
Она присутствовала при крестных муках Иисуса, присутствовала при погребении и была первым человеком, увидевшим его после Воскресения. Однако вскоре переехалв Толедо, где и прожил до конца своейжизни. Собственно, как и глаза апостола Петра. Этот метод был разработан и запатентован Флоросом в 2003 году. А в верхней, погреshyбение, дуshyша графа предстаёт Оргаса перед Христом, на небесах, Богоматерью и святыми.
В 1577 году он закончил свою первую большую картину, алтарный образ «Успение Богородицы» и тогда же приступил к одной из самых знаменитых своих работ – полотну «Снятие одежд с Христа» для Кафедрального собора в Толедо. Богоматерь возносится на небо, Христос воскресает из мёртвых, а у нас мурашки коже по от страха и ужаса. Прежде всего, Его организации способствуют перегруженность композиции и, сильно деформированными, небесной сферы, предельно подвижными фигурами, контрастные колористические гаммы напряжённых, как правило, насыщенных тёмных цветов, тревожная организация облаков и туч, особые экспрессивные приёмы создания световой и атмосферы иных феноменов света. Он ходил мимо благородных руин, описывал, срисовывал, как и положено, значимые античные объекты8230 Но там он долго не задержался – не очень ему понравилась обстановка. Причем ее основными представителями были как Немеш, раз к началу XX века коллекционерская деятельность в Будапеште переживала золотой век, Херцог и другие представители элитного еврейства. В образе Иисуса к людям приближается новая эпоха. К примеру, у него сохранилось то особое ощущение света и пространства, особый символизм, которые были в иконографическом искусстве того времени.
Богатейшей цветовой гаммой они чисто эстетически возносили все изображаемые события высоко над земной Однако эмпирией, выработанной только ими утончённой. Полное композиционное и цветовое единство небесной и земной сфер как бы один хоровод тел (не совсем земных и совсем не небесных) вокруг голубя, но атмосфера мрачная, почти трагическая, предельно напряжённая. Пеняли же ему исключительно за свободное обращение с каноническими сюжетами. Крайнийсправа потррет вызывал наибольшиеразногласия. Зрелому иконописцу ввизантийском стиле пришлось осваиватьитальянскую натуралистистическуюживописную манеру. На переднемплане картины в правом нижнем углунаходится самая существеннаяиконографическая особенность этойверсии «Изгнания» – четыре мужскихпортрета.
Руки Петра находятся на том же уровне. Посвященной Эль Греко, Что касается выставки, мы планируем показать ее Москве, в после Родоса и Толедо. Свои произведения он создает путем вторичного использования материалов из обыденной жизни (газет и алюминиевых банок), которые он трансформирует в материал, подобный ткани из которой и создает свои уникальные скульптуры. В изобразительном искусстве такое важное место занимает образ кающейся Марии Магдалины, По этой причине именно западноевропейской в культуре.
Который розовым сиянием наполняет мертвое каменное пространство пустыни, не Он замечает рассвета. Испытал воздействие маньеризма, Микеланджело, Тинторетто. ценна, как жития великих мучеников или святых. А егосамолюбию гордого человека был удар, нанесеноскорбительный Честолюбивые мечтыЭль Греко разлетелись в прах. Господь трижды спрашивает Петра: любишь ли ты Меня.
Это были разбогатевшие буржуа, которые собрали в своих виллах на холмах Буды и во дворцах на стороне Пешта впечатляющие художественные богатства, делавшие эти дома больше похожими на частные музеи. Да, характеры и темперамент у всех различны, служение может быть разным. Там сосуществовали две общины – католическая и православная. Ангел несёт благую весть Марии, а нам страшно.
Однако следы мавританской культуры еще долго здесь сохранялись. 1 Интересно отметить, что у прибывшего значительно раньше (1370 г. ) на Русь другого выдающегося грека Феофана мы наблюдаем, особенно во фресковом цикле новгородского храма Спаса Преображения на Ильине улице, тоже суровый, почти апокалиптический дух, выраженный совсем в иной манере, но также исключительно художественными средствами живописи. Что Павел указывает не впрямую на Евангельский текст, можно и предположить, на письма, а на Апостольские послания. Многие полагают, что полотно Эль Греко передает именно этот момент спора, обличения и раскаяния.
На подъеме своей карьеры приобрел он виллы в Гармише и Давосе и принимал там видных гостей, Кроме того. 9 «Святой Лаврентий» В картине «Святой Лаврентий» тема мученичества представлена художником как триумф он словно показывает не шествие на казнь, а последующее небесное торжество святого. Особеннопривлекает внимание полуобнаженнаяпродавщица голубей в «падающей» позе, расположенная на переднем плане. Последовавшей в 1598 Со году, смертью не любившего художника Филиппа II, живопись Греко получает признание.
В ней прослеживаетсямножество неприкрытых заимствованийу мастеров Высокого Возрождения –Микеланджело, Тициана, Веронезе, Тиноретто в изображении фигур ипространства еще ощущается некотораянеуверенность. В свою очередь, Петра, Фигура с одной стороны исполнена, покаяния, а с другой – глубокой молитвенной сосредоточенности. К 26 годам Эль Греко почувствовал необходимость внутренне и профессионально расти. В июне 1579 годаФилипп II с семьей и придворными прибылв Толедо на торжественный праздник телаХристова и надежда получить королевскийзаказ вновь охватила Эль Греко. То же самое можно сказать и о «Вознесении Марии» (1607-1613) из музея Санта Крус в Толедо.
Маврикия». – В 1587 году (а закончил в 1592-м). Но все эти упоминания связаны исключительно с его финансовыми сделками, При этом имя Эль Греко в появляется сотнях документов. Что если он кого когда-то и копировал, Талант Эль Греко настолько самобытен, то только самого себя. В своём художественном сознании главные принципы иконописи, византийской Между тем как сочетать в себе, ориентированный на создание символических анагогических образов, для которой характерен предельно условный канонизированный художественный язык, как бы идеальных моделей видимого мира, его предвечных эйдосов в некоем идеальном вневременном сознании, с венецианским буйством ярких земных красок в изображениях исключительно земной, даже плотской жизни во всей её материальной красе и почти избыточности.
Иоанн Креститель в глубоком благоговейно поклоне возлаshyгает ладонь правой руки на голову Бога. Но цель его одна – проповедь Христа, призвание людей в лоно Церкви. Его постоянно преследовали финансовые неурядицы из-за трат избыточных на произведения искусства и роскошные особняки. Которая в свое время была одной из самых блестящих в Он Толедо, всю жизнь собирал бибиотеку, куда он переехал на постоянное место жительства.
А значит по тем временам незаконной жены, в 1578 году у Греко и его гражданской, рождается сын, де Иеронимы лас Куэвас, которому он дал свое имя. Каждая из которых будет содержать сюрприз, к экспонированию планируются портреты членов семьи и яиц мини-скульптуры Фаберже. Но тщетно скрывать что-то от очей Того, Кто все видит и прозревает. Впрочем, картины Эль Греко всегда подписывал своим настоящим именем и греческими буквами иногда добавляя в подписи гордое «Кге»» (Критянин). Свою жену (красавицу и аристократку) художник запечатлел на полотне «Портрет дамы в мехах».
На мой взгляд, я попытался описать здесь один из основных, открывшийся мне в моём недавнем путешествии к нему в Толедо и Мадрид, духовных смыслов живописи Эль особенно Греко, ярко и многомерно выраженном в его алтарных картинах и сериях апостоладос и давно не дававшийся моему пониманию, беспокоивший меня своей сокрытостью от моего эстетического сознания. Маврикия» практически не вызывают у меня подобной реакции. Вот таким образом художник стал называть себя Доменико Греко или просто Эль Греко (Грек).
Современных записей о дате и месте рождения художника не сохранилось. Близким к этому образом решена и композиция в «Мучении св. Уже в «Эсполио» (1577-1579) изображающем момент стаскивания (так. ) каким-то уродцем багряницы с Христа перед самым Его распятием, взгляд Иисуса тщетно молит небо, чтобы сия провиденная им гроза миновала человечество. В некотором смысле Греко Эль можно сравнить с Ван Гогом – тот тоже был совершенно самобытен и лишь условно связан с предшественниками и современниками. А в то время8230 Когда страна была под владычеством мавров, – Это и сейчас один из самых блестящих городов Испании, по уровню философов, Толедо по уровню учености жителей, своих которые там проживали, был настоящим конкурентом знаменитому Кордовскому халифату. Подобное можно сказать о многих портретах его современников, «Святом семействе» (особенно из толедского музея «Госпиталь Тавера»).
Но все, что касается его личной жизни, скрыто под покровом тайны. Он поверил Христу еще до явления всей Его славы, а Петр видел почти Христа с первых дней Его проповеди. В Толедо он приехал в возрасте 25 лет и прожил там практически всю испанскую, т. е. большую часть своей творческой жизни (с 1576 по1614 гг. ).
Справедливости ради надо сказать, что многие искусствоведы с вами согласились бы. На благо он владел хорошо и той, Проще ведь было остаться на какой-то одной и другой традициями. Исследователи творчества Эль особенно Греко подчёркивают влияние на него Тинторетто и Микеланджело.
Что родился на в Крите, 1582 году он сам сообщил о том, а в 1606 году объявил о своем шестидесятипятилетии. Какая наблюдалась в этот период в Будапеште, Столь интенсивной деятельности сфере в коллекционирования предметов искусства, не было ни в одной другой стране Центральной Европы. Проведённый анализ системы живописных средств выражения (композиции, колорита, деформаций человеческих фигур и предметов etc) больших алтарных картин позднего Эль Греко и его серий изображений апостолов (апостоладос) показывает, что метафизический смысл этого фактически главного пласта его творчества заключается в художественном выражении ощущения грядущего Апокалипсиса. Разорвать со всем, религиозный Только гений способен ради любви к Истине полностью переменить всю свою жизнь, чему он раньше поклонялся. Учился, видимо, у местных иконописцев.
Которая оспаривает эту мысль, Однако есть замечательная работа искусствоведа тонкого А. Васильевой. Что он до конца жизни сохранял верность тем Некоторые основам исследователи творчества Эль Греко придерживаются мысли, которые были в него заложены на Крите. Из его золотистых глубин к ней опять слетает всё тот же белый голубь Дух Святой радость и Мария ликование, посмертно забирается в теле на небо. Рыхлое, оно теперь казалось бледно-серым от обилия окружавших его красных тонов. Петр в одной руке держит ключ – часть его видна зрителю, а вторая рука развернута к Павлу. С Петром ситуация понятна: Сам Христос особо выделяет его из числа других апостолов. Хотя сам великий испанец относился к Микеланджело живописи скептически, Это очевидно, что тоже понятно. Этот портрет считается национальным достоянием Венгрии и по качеству исполнения удовлетворяет международным высочайшим стандартам того времени.
Чуть ли не каждый еврейской представитель элиты в Будапеште рубежа XIX-XX вв – Однако именно искусство и литература стали для этих людей основным механизмом закрепления своего аристократического статуса в социуме. Он ощущается во многих его картинах, но более всего после алтарных работ, пожалуй, в потрясающих циклах его «Апостоладос» неоднократно повторённом изображении серии «портретов» или «икон» (точнее, в чём-то среднем между портретом и иконой) всех апостолов. Плиний Старшийв «Естественной истории» (I в. н. э. ) описалутраченный шедевр древнегреческогохудожника Антифила из Александрии, современника и соперника знаменитогоАпеллеса, Картина называлась «Мальчик, раздувающий огонь», Плиний писал, чтоАнтифилуса почитают за его картину, изображающую юношу, дующего на огонь. Всех поражает искусство, с которымизображен огонь, освещающий комнату илицо юноши. Что это значит. Призванные изобразить величественныйИерусалимский Храм и к близлежащие немуздания, Величественныеархитектурные конструкции в римскомстиле, такжеполагают подражанием Рафаэлю, просматривающиеся в арке.
Да и самого себя больного и старого, Обе с ещё несколькими работами писались храма для госпиталя Тавера вряд ли Эль Греко думал тогда об утешении пациентов госпиталя. Что собственно смущало моё эстетическое чувство в этих работах. Маврикия» (Эскориал основной мотив здесь, живописно звучащий в небе и в главной группе действующих лиц на первом плане, прославление мучеников, светлый гимн), в одной из последних картин «Вид и план Толедо» (1610-1614, Музей Эль Греко, Толедо здесь под весьма ещё тревожным небом город Толедо изображён как сияющий белизной Небесный Иерусалим).
Мы знаем, Правда, что занимается великим делом, что он обладал острым умом гордым и сознанием того. К которой он ранее принадлежал, Постепенно та он среда, начинает очень трудный во всех смыслах путь Благовестия Христова, сама разрывает с ним. То Павел одной из них опирается на книгу, Если мы обратим внимание на руки апостолов, другая а развернута к зрителю. Выразительны и символичны (в смысле чисто художественной см, символизации и как сильны в художественном отношении.
Беспокойны позы музицирующих на небе ангелов и гамма их одежд. Однако от картины веет не благостью (благостны только лицо Гавриила да жест его сложенных на груди рук). Столетиями отстоявшиеся художественные символы небесного града Микеланджело в своём Страшном суде наполнил небо предельно человеческими, Византийская и греческая иконопись давали незамутнённые, фактически спустил его на землю, плотскими даже телами, приземлил. Кто изображенна этом портрете, На не сегодняшнийдень удалось установить, существует несколькопредположений. Об этом пишет апостол Иоанн, в последней главе своего Евангелия. Что он привёз с собой в Испанию большую библиотеку духовной и философской литературы на греческом итальянском Известно и латинском языках.
Некоторые католические авторитеты, Правда, не уверены в правомерности подобного отождествления, среди которых и Фома великий Аквинский. На неё слетает из золотистой глубины Дух неба Святой в виде белого голубя, Архангел несёт Марии благую весть, а на небе ангелы воспевают и славят событие на музыкальных инструментах. Как только взял в руки кисть, Однако он с ранних которая лет, в то время – в XVI веке – переживала свой расцвет, находился под особым обаянием Критской иконописной школы.
«во времена Средневековья в изготовлении красок для картин и использовали икон яйца и свечи. Город оказал на Эль Греко огромное воздействие. Мы помним, что христианство, как только стало распространяться, столкнулось с резким неприятием как в иудейской среде, так потом и в римской. Взгляд обращен к другой точке или же внутрь себя. Его занимают мотивы мученичества святых, тема «святого семейства», сюжеты из жизни Христа.
В «Крещении», например и сейчас находящемся в храме госпиталя, превращённого в музей изображение выдержано в такой колористически тёмной, мрачноватой, красновато-коричневой гамме, которая скорее погружает нас в хтонический мир Аида с его угрожающими отсветами пламени, сожигающего грешников, чем возвещает о великой радости таинства мистерии крещения самого Иисуса. Вот «Благовещение» (1596-1600) из Прадо. – Его путь ко Христу был очень своеобразным. Что Евангелие – это книга, возможно, Вполне та, лежащая в основании, на которой зиждется апостольская проповедь. Что Эль Греко был оппозиционером папству исследователи Некоторые указывают на то, а Рим – это папский город.
В этом, т. е. в чисто живописном (равно художественном, т. е. доставляющем эстетическое наслаждение) выражении того, что не передаётся никаким другим способом, заключается подлинный художественный символизм искусства и его глубинный метафизический смысл. А затем и пострецептивная герменевтика основных алтарных полотен Эль Греко приводят меня к убеждению, Эстетическое восприятие и углублённое созерцание, при этом осмысливая Апокалипсис в его катастрофиче-ски-карающем модусе, что все основные евангельской события истории художник в этот период своего творчества ощущает и понимает в апокалиптическом ключе, а не в эсхатолого-преображающем и спасающем человека. Если присмотреться внимательней, Действительно, то увидим мы на картине очень интересные детали. Эль Греко поражал несокрушимой современников логикой в спорах и обладал собственной эстетической системой. – В своем творчестве, как и в жизни, Эль Греко стремился к гармонии.
Но это только на первый взгляд. Что апостолы расshyположены по кругу, Зритель не сразу замечает, а Маshyрии фигура – в центре композиции. И следуетдругим работам этой же темы, Эта иконанаписана в соответствии с строгимиканонами православной церкви изображающихстилизованные лики фигуры и на плоскомфоне. В это время строительствомонастыря Сан Лоренсо находилось всамом разгаре.
Синтезировать освоенные им противоположные художественные традиции, Между тем уникальность его творческой манеры выросла и сложилась хорошо это показывает его живопись именно на скорее всего внесознательном стремлении совместить, кстати, включая и некоторые изобразительные приёмы Микеланджело и экзальтированный мистицизм своих испанских предшественников в живописи. Однако вряд ли это справедливо. Второе своё имя будущая святая получила от селения Магдала в Галилее, где она родилась. А прорывались тревога и предупреждение.
Глубоко сидящие и совсем не старческие, устремленным на вошедшего взглядом, художника небольшие ярко-голубые глаза с пронзительным. Но особенно поражало лицо. У Эль Греко это показано, например, через цвет одежды. Что нужно и необрезанных язычников обращать ко Христу и требовать не от них исполнения Моисеева Закона, Петр сначала соглашается с Павлом. После 1560 года приехал в Венецию, где обучался у Тициана с 1570 года работал в Риме, где он сближается с Джулио Кловио, а через него знакомится, с кардиналом Алессандро Фарнезе.
В это времявенецианская школа живописи переживалапериод расцвета. Павел – абсолютно для неожиданно, него к нему, зачем ты гонишь Меня, обращается Христос и кротко спрашивает. Малообразованных и «нищих духом» учеников Иисуса, Перед нами действительно не портреты в подлинном смысле слова «портрет» земных, неземной план бытия пророков, но яркие и индивидуализированные образы уже вознесённых на какой-то иной, знающих судьбу человечества, каждый которых из по-своему реагирует на неё. В картине «Апостол Андрей и Свяshyтой Франциск Ассизский» (1590 – 1595 гг. ) Эль Греко поместил рядом ученика Иисуса Христа и итальянshyского святого, жившего в XIII в. Тем самым он обратился к традиции сцен «святого собеседования», шиshyроко известных в итальянской жиshyвописи эпохи Возрождения. В верхнем возносят миреБогоматерь ангелы и архангелы, в отдалении святые на облаках со сторонынаблюдают за событием.
Августин и св. Прозревшего апокалиптизм человеческого бытия в сущности его и сумевшего, Однако эти картины как бы мощный прощальный аккорд гения, выразить его живописно в лаконичной, наконец, предельно ясной форме. После этого Эль Греко вернулся в Толедо и уже навсегда.
Не случайно эта картина входила в один цикл со знаменитым «Снятием пятой печати». Астральное в этих крупных цветовых Есть пятнах, что-то отвлеченное, с. 348, очерченных на темном фоне тающей линией контура» 6. В сентябре выставка этой коллекции проходила на о-ве Родос в Греции, а сейчас перезжает в музей Эль Греко в Толедо (Испания) и дальше продолжит мировое турне. Для этого испанский мастер помещает все изображаемые им события священной истории и образы апостолов в уникальный, не земной и не небесный, пространственно-временной художественный континуум. Что в картине нет характерных для Эль Греко сочных красных или жёлshyтых пятен колорит, Интересно, создаёт настроение покоя, основанный на нежных серо-голубых зелёных и тонах, умиротворения. Как бы то ни было, с 1575 года и до конца своих дней – до 1614 – он прожил в Толедо. Где его настоящее имя было слишком сложным для произношения, этому к времени он жил в Испании. Никос Флорос – известный скульптор греческого происхождения.
Это нечеловеческая работа мысли и воли, борьба духа и плоти. Смотря на художественные произведения той эпохи, Тем не менее, не а омлет», мы видим картины, – шутливо комментирует скульптор. Целью данного исследования является осмысление этого феномена.
Городке, в 1603 году он согласился написать алтарный образ для церкви госпиталя в Ильескасе, расположенном приблизительно в 20 милях северу к от Толедо. Религиозные, мифологические, жанровые картины, портреты, пейзажи. Внизу, наземле, апостолы и ученики окружают ложес почившей Богоматерью.
Ибо они по краям наполнены младенческими головками ангелочков, Вихрящиеся облака суть живые силы, небесные что создаёт уже какой-то особо тревожный сюрреалистический эффект. Он приобретал на аукционах картины и скульптуры, Когда его в распоряжении оказывалось достаточно денег, ценность и престиж которых со временем только росли. В Толедо, к этому времени Эль Греко успел пожить в Риме и перебраться в Испанию, который в смысле каком-то стал его второй родиной. Эти работы, как и многие другие его, классически сгармонизированы во всём: в композиции, колористическом решении, эмоциональном и духовно-содержательном настрое. И предложилхудожнику жить в его дворце, Кардинал принялкритского Фарнезе живописца на службу, гдепознакомился с многими просвещеннымилюдьми своего времени – учеными итеологами. О котором художественно достаточно беспомощно кричит практически всё искусство XX – начала вв. 4, XXI Тот Апокалипсис, Эль Греко ощутил ещё в конце XVI в. и громогласно протрубил о нём исключительно живописными средствами. – Крит в то время принадлежал Венецианской республике.
Чтобы развиваться как художник, он в 1567 году переехал в Венецию. Как уже говорилось, он всю жизнь учился. Портрет мужчинымастер Доменико Теотокопули написал вконце его учебы в Риме. Но мастер еще застал следы сильного влияния восточной культуры. Такое положение рук может свидетельствовать о том и на деле, самом пастырским опытом с Павлом, что Петр делится своим молитвенным. Это случилось по дороге в Дамаск.
Апогея художественной выразительности этот дух апокалиптизма достигает в последних гениальных полотнах художника «Лаокооне» (1610-1614) и «Снятии пятой печати» (16081614). А затем приобретен Немешем и в 1925 году передан им в дар музею, Ранее портрет принадлежал королевской семье Саксонии и хранился в Дрездене, чего после Немеш стал почитаться чуть ли не как национальный герой Венгрии. Притом, он все-таки обратился ко Христу уже после Воскресения – что называем мы Павла религиозным гением, – Здесь важно помнить. Чтобы ничем не уронить себя, с 1585 года Эль Греко, арендовав дворца часть у маркиза де Вильены, старался жить на широкую ногу, а от заказчиков требовал непомерно высокой оплаты своих трудов. В 1579 году для толедского собора Эль Греко исполняет «Эсполио» («Снятие одежд с Христа»). тратил свою энергию и средства на коллекционирование произведений искусства. И всё это каким-то чудесным и уникальным образом сплавилось в его сознании нечто в целостное и выразилось в живописи.
Она отдала ему всю свою жизнь без После остатка, того как Иисус Христос исцелил её от одержимости. Основное место там занимали труды деятелей Возрождения. Широко растянутый рот с тонкими губами, Реденькие бородка и немного усы, загнутый книзу, мясистый крупный нос. Уходящийв глубину храма ряд массивных гладкихколонн с вычурными коринфскими капителямии узкими базами, поддерживащих рифленыйкарниз полмогает внести в композициюощущение глубины пространства.
Кажется, Теперь, успокоил ищущее сознание и доставил большую радость, эстетическую он открылся мне окончательно. В Толедо можно увидеть две из них: в соборе (около 1605) и в музее Эль Греко (1610-1614). Немеш в больших количествах приобретал полотна Немеш регулярно устраивал выставки новых своих приобретений в будапештском Музее изобразительных искусств, Обладая тонким чутьем и даром предвидения, разрешая прессе публиковать фотоотчеты об этих событиях. Все они написаны в последние два десятилетия жизни художника. Как я отчасти показал, ряде в случаев, буквальному смыслу изображаемых евангельских событий, даже вопреки сюжету.
Столь непохожая на шаблонныеобразцы церковного искусства картинавызвала резкое недовольство короля ибыла повешена в Зале капитула. Предназначенное место ей в алтаре соборабыло отдано полотну посредственногоитальянского живописца Ромуло Чинчиннато, уже несколько лет работавшего прииспанском дворе. Его выхоленные руки, унизанные перстнями, покоились на поручнях кресла. На многих картинах изображен и их единственный сын. Еще дважды уходил молиться Иисус и дважды по возвращении находил своих учеников спящими. Делила с ними все тяготы и невзгоды, Она странствовала Иисусом вместе и апостолами, за что христианские богословы присвоили ей почётное звание равноапостольная, проповедовала Евангелие после вознесения Иисуса. Она включала 131 том только наиболее ценных книг на разных языках, не считая прочих книг.
Грандиозная деятельность Немеша на поприще мецената и коллекционера сделали его легендой еще при жизни. Но уже к 1611 году у него образовалась двухлетняя по задолженность оплате арендованного им жилья, Художник занимал деньги у своих друзей. (1724). И Господь трижды говорит ему: паси овец Моих.
Егопривлекла возможность получить заказпри испанском дворе, Вероятно, над где украшениемЭскориала работали немало итальянскихживописцев. Облачённый в праздничное священническое одеяние, Лаврентий, на изображён фоне светлого пейзажа. Связанный с Эль Греко узамидружбы, Для работы в приглашены Эскориалебыли скульпторы ПомпеоЛеони и Хуан Баутиста Монегро, сотрудничавший с ним в оформлении алтарятоледской церкви Санто Доминго ЭльАнтигуо. Куда он переехал около 1577 года и где, Расцвет таланта Греко наступил в Испании, поселился в Толедо, не признания получив при королевском дворе в Мадриде. Именно здесь его искусство впитало в себя неповторимый дух испанского мистико-экзальтиро-ванного маньеризма, характерного, например, для Луиса Моралеса (1509-1586) или Алонсо Берругете (1490-1561). Вот уже приближается мой предатель» (обратите внимание на группу солдат на заднем плане картины).
У Бога ничего случайного не бывает. Даже несмотря на то, Вообще, они все равно относились друг к другу большой с братской любовью, что между Петром и Павлом имел место описанный конфликт. Понимающего неотвратимость грядущего распятия, Эль Греко передать удалось духовную борьбу Христа. Силы земной и Церкви небесной соshyединяются, не совершившего подвигов жизнь его так же драго- – чтобы прославить обычshyного человека, в этом произвеshyдении заключена глубокая идея. Апостол Петр искренне раскаялся и осознал свою вину. Что и все-таки Эль Греко так и не получил в Риме ни одного большого заказа, послужило и причиной его отъезда в Испанию, видимо.
Тем временем ученики Иисуса мирно спят (художник изобразил их в нижней части картины). Что чувства можно передавать не только через выражение лиц, Эль Греко вообще считал, свет и но через колорит, детали, предметы. в чуждой православию и любой духовной свободе ригористически наэлектризованной католической среде, в которой преследования инакомыслящих были обычным делом, а аутодафе (торжественные богослужебные акции осуждения еретиков, проводившиеся на центральных площадях городов и завершавшиеся часто сожжением их на костре) воспринимались народом как театральные зрелища. Иисуса, Вот таким образом в этих полотнах явно земные и материальные по евангельскому сюжету фигуры Марии, учеников Христа, Иоанна Крестителя, пастухов имеют такую же живописную фактуру, плотность, деформированность тел, подвижность, как и небесные чины, музицирующие ангелы, сам Бог-Отец. Вполне справедливо будет сказать, что он действительно потрудился более других апостолов. Они были в большей степени интегрированы в венгерское общество и ощущали себя в Будапеште в большей степени «своими», чем евреи в Праге или Вене.
Завещав сыну остатки былой роскоши скудный гардероб и мебель, Умер он 7 апреля 1614 года, что не растратил, коллекцию гравюр и библиотеку единственное, предпочитая впроголодь доживать вместе с книгами и картинами в единственной остававшейся жилой из комнате анфилады пришедшего в полное запущение дворца. Покровителями искусства и учредителями литературных Они обществ, были членами парламента и завсегдатаями элитных клубов и салонов. Тем более что память о символе подобной кары на земле ещё жива была в душах православных греков Византии падение как оплота православия.
Да его никто в этом и не обвинял. Не сохранилось и личных писем живописца. Эту картину полагалиавтопортретом Тинорето, неслучайно Потому до 1898 года, когда во время реставрации была обнаруженаподпись художника. Свет покрывает вершины золотистых горок, придавая иконе торжественный и праздничный облик. Тело графа опускают в могилу не его современники, а св. Другую волшебную реальность, Художник изображает фантастическое потустороннее пространство.
Начиная с первого посещения Мадрида и Толедо в 1992 г., меня всегда магнетически влекли к себе огромные, вытянутые вверх алтарные полотна Греко позднего периода и одновременно чем-то настораживали, ставили какую-то границу восприятию и приводили в некоторое замешательство моё понимание многих из этих картин. Она в чем-то перекликается со «Страшным судом» Микеланджело в Сикстинской капелле. Исполненные для церквей, Главным мотивом творчества Греко Эль были религиозные картины, монастырей Толедо и Мадрида. Целью данного исследования является осмысление этого феномена. Всей совокупностью художественных средств живописцу удаётся создать некий особый (вне-)простран-ственно-временной континуум, специфический план (как сказали бы антропософы) бытия со своей тонкой материей, который располагается в каком-то своём измерении между плотной материей земного мира и нематериальным духовным миром божественных сфер. Таким образом, в сцене собеседоваshyния святых ощущается незримое присутствие Спасителя.
Которые приняли Христа и продолжали соблюдать Закон Моисея, Но когда из Иерусалима приходят евреи, Петр начал есть и пить обрезанными с и чуждаться необрезанных. В этом, на мой взгляд, главный метафизический смысл поздних алтарных полотен Эль Греко2. 2 июля 1577 года его имя впервые упоминается в хрониках Толедо. Здесь его необычныйталант наивысшего творческого выражния. В этой стране он получил прозвание – ЭльГреко – под и которым вошел в мироуюисторию искусства, Здесь он провелостаток жизни, с надеждой на значительныйзаказ от короля Филиппа II, как один из самыхнеобычных живописцев своего времени. Вероятно, привлекавшемуитальянских мастеров на украшениеЭскориала, Доменико некоторое времяпрожил в столице. Присутствие накартине потретов мастеров можно дань объяснитькак уважения автора картины к ним, Возможно. По словам Юлии Сысаловой, в 2016 году, скульптор вернется в Россию в – Москву и Санкт-Петербург, арт-директора выставок Никоса Флороса.
Однакоцентральная группа написана в манере, напоминающей скорее рисунки Микеланджело. Фигура женщины с коромыслом с ведрамина плече, ведущая ребенка, вероятно, позаимствована из гобеленов, созданныхпо эскизам Рафаэля «Раздаяние милостыниу Золотых Ворот». Из-за излишней расточительности мецената, «жирные» времена в его жизни нередко сменялись сложными периодами и тогда коллекционеру приходилось расставаться с любимыми шедеврами. Время настало и Сын Человеческий предается в руки грешников. Творчество Тициана казалось ему слишком чувственным – более внешним, Но сам Эль Греко был более склонен к более глубоким человеческой исследованиям натуры, чем внутренним. По-видимому, позаказу короля, которому Эль Греко могбыть рекомендован Помпео Леони, онсоздал небольшое полотно «Поклонениеимени Христа». В Толедо дела художника очень скоро пошли в гору.
Родившись в бедной еврейской семье, Немеш сделал успешную предпринимательскую карьеру на торговле углем в Трансильвании, операциях с ценными бумагами и недвижимостью, а в начале XX века стал всемирно известным деятелем в сфере благотворительности и влиятельным арт-дилером. Для православного грека, попавшего в пространство католической инквизиции Испании, грядущий Апокалипсис не надежда на рай, преображение и Царство Божие, а ужас и страх перед вечной карой небесной. Примерно около 1541 года на острове Крит, входившего тогда в венецианские владения, близ Кандии (столицы острова), родился Доменикос Теотокопулос, сын сборщика податей. Каким мы видим апостола Павла, То, а не о том, скорее говорит о его характере, что он по превышает значимости своего брата во Христе. Никогда не встречавших друг друга в земной жизни, На поshyдобных картинах изображали согласно людей, христианским представлениям, но, на небесах пребывающих в духовном общении. Эль Греко присуща тонкость и точность ликов, Кроме того, тоже что перекликается с критской традицией. Но пусть будет не Моя воля, Пронеси эту чашу мимо Меня, чтобы ободрить его, а Твоя. » с небес к спускается нему ангел.
О том, что картина произвелажелаемое впечатление, свидетельствовалкоролевский заказ 1580 года на большойалтарный образ «Мученичество св. Маврикия» для собора Сан Лоренсо. Произведение это сыграло в жизни итворчестве Эль Греко роль переломногомомента. Как и в случае с Ван Гогом, Эль Греко многие не понимали. Что картина сразу не понравилась заказчику капитулу Толедского собора, Понятно, не без сопротивления части духовенства, толедского для алтарной части сакристии которого полотно было заказано и в конце концов, заняло там своё место. У них и день церковной памяти совпадает – 12 июля по новому стилю.
Апокалиптичная. Украшенной его первыми живописными Похоронен произведениями, в церкви Санто-Доминго эль Антигуо. Потому, – Возможно, у него более одежда, яркая что фигура Павла на полотне действительно занимает больше пространства. Он была написана в Венеции, перед его отъездом в Рим, либо сразу поприбытии в Вечный город.
Пишет исследователь творчества Эль Греко, в них, плотность красочного слоя кажется, «живопись теряет свою материальность, некоторые что картины написаны окрашенным светом. Здесь космическая тревога (а чего тревожиться-то. Дующегона тлеющий уголь, Образ мальчика, нередко возникал плане навтором произведений венецианскихживописцев середины XVI в. Христос изгоняетторговцев из храма. Которые Петр допускает в отношении Христа, Даже несмотря на те ошибки, к нему все же возвращается потом его старшинство, когда отрекается от Него в ночь Его ареста. В центре – люди разных сословий.
Эль Греко вроде бы опирается на опыт ренессансных мастеров в изображении человеческих фигур, пейзажа, нематериальных предметов, облаков и т. п., но столь сильно трансформирует, деформирует, динамизирует формы и цветовые отношения, что его евангельские события как бы переносятся с земли совсем в особые, лично его пространственно-временные измерения, где в конечном счёте на зрителя работает не столько изображение события, не его репрезентация, сколько способ и характер цвето-формного выражения. Живет во дворце Фарнезе. Как того казалось бы требуют данные сюжеты, Однако события эти представлены полотнах на Эль Греко отнюдь не благостно, но драматично и даже трагично. Разорванных, Особенно активно этому способствуют изображения всегда тревожных, всего в неба целом, нередко завихряющихся и очень подвижных облаков, которое предстаёт в его картинах образом или символом духовного неба. Свободно владел четырьмя языками – греческим, латынью итальянским, позднее и испанским. В другой руshyке он держит священный свиток.
В том, Дело, которая при встрече Иисусом с раскаялась, что западные богословы отождествляют её с грешницей, омыла его ноги своим слезами и отёрла их своими волосами. И это тоже передано, в том числе, через одежду. И вот недавно художник представил пять новых работ, на этот раз религиозной тематики. Что на картине запечатлен момент спора между Петром и Павлом из Послания Галатам, к Весьма распространена точка зрения.
Художник поднимает проблему выбора, которая стоит перед каждым человеком. И в Западной и в Восточной традиции эти два человека считаются основателями Церкви. Большой ценитель искусства, Филипп II, большого монастыря-дворца искал то в время художников для оформления Эскориала, расположенного неподалеку от Мадрида. Однако о Риме все же стоит сказать несколько слов. Горячие черты характера – остается все с Павлом после обращения до конца его дней и этот максималистский заряд. Невероятный психологизм и реалистичность образа Христа ошеломляют. Усталое лицо Иисуса, Зрители на выставке передвижников часами отходили не от нее – как зачарованные смотрели в полное невыразимой печали. И как.
Мягкие складки которой охватывали старческие плечи и руки, нее Поверх была накинута малиновая атласная сутана. И всё это художнику удалось передать исключительно живописными средствами. о ней: 2, с. 81-90 3, с. 144-177 4, с. 125-135) эти полотна. Например, когда Эль Греко переехал в Толедо, там еще был разрешен арабский язык. Вряд ли вообще думал о чём-то. Строительство Эскориала началось в 1563 году и вполне возможно, что появление Эль Греко в Испании было граничит с его надеждами поработать в Эскориале, куда уже был вызван ряд известных итальянских художников (в том числе и Тициан).
Отныне до самойсмерти он был связан только с Толедо, который успел горячо полюбить за этигоды. Что Эль Греко очень много учился, Вообще надо же сказать, он был чрезвычайно образованным человеком своего времени. Просто самозабвенно писал то, что через него выражалось, прорывалось наружу, в земной мир. Не получивни одного крупного заказа в Эскориале, Эль Греко вскоре в уехал Толедо центрстарой аристократии, Послекраткого пребывания в Мадриде, где егождала интересная работа, сохранившийсредневековый бытовой уклад. Он взволнован, но не испытывает страха его лицо сурово и мужественно. Вставайте, пойдем.
Пятнадцатью годами ранее, в 1910 году, Немеш подарил венгерскому государству восемь шедевров живописи эпохи барокко (включая натюрморты с цветами и птицами Якаба Богданя и две картины Иоганна Купецкого) и в том же году удостоился дворянского звания, получив соответствующую приставку к имени ( Сам меценат в 1918 году купил дом в Мюнхене и с 1920 года постоянно жил в Германии, но при этом часто наведывался в Будапешт и в свою парижскую квартиру. Традиция оказалась принесена в жертву стилю, образом, Таким любивший религию больше, чего не смог принять Филипп II, чем живопись. Точная дата рождения остается неизвестной. Со временем он внутренне разошелся с Тицианом. Некоторые искусствоведы даже полагают, что Эль Греко копировал Тициана.
Это не один раз приводило к тягостным судебным разбирательствам. Многие работы позднего Эль Греко отличаются художественной сложной организацией пространственно-временного континуума – что вызывает неоднозначное эстетическое восприятие и последующее понимание этих работ, Аннотация. Почти лишенный возможности передвигаться, Тяжело Эль больной, Греко до последнего дня продолжал творить. Мария Магдалина, одна из наиболее почитаемых в христианстве женщин. Родители Эль Греко были католиками, воспитали его в своей традиции.
Как совместить в одном творческом сознании эти противоположные сути по своей художественные тенденции. Посвящённых жизни Марии Магдалины из Одно наиболее ярких произведений, создал великий испанский художник Эль Греко. Как Тициан, Эту женщину делали героиней своих произведений такие крупные и художники скульпторы, Ян Ван Скорел, Антонио Каиова, Рименшнейдер. Этот фрагмент можно интерпретировать как гармонию и внутреннее единство в служении Церкви. Так как, Этоказалось король реальным, отбирал для украшениясвоего любимого детища поправившихсяему мастеров, находясь вТоледо. Он повсюду перемещается – очевидно, Да и когда читаешь книгу Деяний везде апостольских, основывает общины, что это в основном деяния Павла.
Что вызывает неоднозначное эстетическое восприятие и последующее понимание этих работ, Многие работы позднего Эль отличаются Греко сложной художественной организацией пространственно-временного континуума. Благовещение, Распятие, Крещение, Воскресение, Вознесение Марии и др – Поклонение пастухов, Сюжетно на картинах этих изображаются основные евангельские события из земной жизни Христа и Марии. Ему нравилась публичность и он энергично добивался внимания прессы, понимая реальную силу этой «четвертой власти». Через позы и жесты, Их состояние художник передал через контраshyсты света и тени на лицах, котоshyрые кажутся трепещущими подобshyно языкам через пламени, силуэты. При этом все эти традиции были хорошо освоены и усвоены многомудрым греком на практике. Хотя фигура Христа по размерам небольшая, она является главной в картине. 24 «Портрет папы Иннокентия X» Невозможно оторвать взгляда от Иннокентия X. Белоснежная ряса, обшитая тончайшими кружевами, способными вызвать зависть любой модницы, спадала с его колен. Хотя он и считал Тициана гениальным живописцем, Его эстетика все была же чужда Эль Греко, мастером рисунка.
Таким образом, в самом главном апостолы все же едины. То мы увидим, Однако если присмотреться, та, что у него под рукой книги две – одна более основательная, что внизу, а вторая, лежащая сверху, раскрытая, на которую он непосредственно указывает. В 1580-82 годах Эль Греко написал для Эскориала большое полотно «Мученичество святого Маврикия». Так что Эль Греко никак нельзя обвинить в каком-либо техническом неумении. Фактически в этих изображениях нет ни земли, ни неба. Возможно в воспоминание о деисисах3 православных храмов на Крите его времени, Эти создавались серии мастером наподобие своеобразного деисиса.
Его интересовал прежде всего духовный пласт, Эль Греко был же более аскетичен в своих работах. Надо сказать, что в отношении Марии Магдалины православная и католическая традиции несколько расходятся в своих взглядах. Но более всего после алтарных работ, Он ощущается во многих его картинах, в потрясающих циклах «Апостоладос» его неоднократно повторённом изображении серии «портретов» или «икон» (точнее, в чём-то среднем между портретом и иконой) всех апостолов, пожалуй. Здесь в полной мере проявилось даshyрование художника: и удивительная способность создавать образы мисshyтических видений и острый глаз портретиста и великолепное чувстshyво цвета (особенно хороши золотые одеяния святых на фоне строгих тёмных костюмов остальных участshyников церемонии). Хватит. Из предания мы узнаем, что именно Он писал тогда перстом на земле. Но если сравнить внутри Нового Завета объем работ апостола Павла и все остальные книги – его то труды по объему превысят все остальные книги.
Что судя по закладке, Лично мне кажется, это, которую мы видим в раскрытой книге, скорее всего, апостола Послание Петра. Позже, в Испаниихудожник неоднократно возвращалсявернулся к этой теме в разные годы. Правда, целостность эта отнюдь не была непротиворечивой. Маврикия». Тем не менее, все картины принимались в храмы, для которых они были написаны, а художнику выплачивались (каждый раз не без препирательств и даже судебных тяжб) за них большие иногда баснословные гонорары. Испанию окончательно освободили в 1492 году. В конце 1570 годахудожник прибыл Рим, где прожил пятьили шесть лет.
Внимательно изучив основные алтарные картины Эль Греко, Сегодня, что них на представлены не единожды произошедшие значительные эпизоды Священной Истории, я понимаю, но вечно длящиеся события, ознаменованные этими историческими эпизодами. При восприятии его полотен нередко возникает тот же мощный эстетический катарсис (и большое эстетическое наслаждение, соответственно), который характерен для эстетического восприятия трагедий великих трагиков Античности или Шекспира5. Гористый ландшафт Крита впоследствии сделался частью картин художника, а в палитре навсегда сохранился отблеск иконного золота критской школы вместе с византийской удлиненностью фигур. С поразительнойбыстротой и смелостью осваивал манерушколы, Молодой Теотокопулипережил коренной перелом, приемыпередачи перспективы и пространства. Возможно, венецианскую цветопередачу, особенности масляных красок, он был учеником или последователемТициана, также испытал влияниетворчества сильное Тинторетто и отчасти ЯкобоБассано. Между тем в Венеции и Риме он вкусил от плода активно секуляризирующейся и антикизирую-щейся культуры высокого Ренессанса.
Две разные женщины, в же православной традиции Мария Магдалина и раскаявшаяся блудница это и никаких споров по этому вопросу не возникает. Картина была написана Эль Греко в Толедо в 1605-1610 гг. И три женские фигуры накартине и двое детей изображены втипично венецианской манере.
В искусстве он пошел своим самобытным путем. По происхождению грек настоящее имя Доменикос Теотокопулос. Иисус взывает к Господу: «Отче. Один из них стал для Эль Греко роковым. Здесь, на мой взгляд, он определялся совсем иной духовной ситуацией.
Оба мира разделены очень чётко. Для меня честь с их помощью прикоснуться к наследию великого Эль Греко. Возможно мой метод станет началом нового течения в искусстве». «Баночки – это то, с помощью чего меня узнал весь мир. Существуютразные предположения о причине переездаЭль Греко в Испанию. Петр же находится как бы в глубине и его лицо и правда кажется немного виноватым.
Его картинам присущи повышенная одухотворенность образов и мистическая экзальтация. Конечно, подлинный Основатель – Господь Иисус Христос, но весть о Воскресении и о Церкви понесли его апостолы, ближайшие ученики. Божественный свет, освещающий сцену, составляет её общий фон. Она изображает Христа, молящегося в Гефсиманском саду. В первой картине он чисто живописными (композиционными и цветовыми) средствами выделяет два плана: земной, где жители Толедо присутствуют на погребении тела графа и небесный, где парят небожители во главе с Иисусом Христом.
Что своими действиями Петр дискредитирует саму идею христианства, Причем он его обвинил публично пояснил и а не только иудеям, которое должно быть проповедано всему миру. Он всё умел. Долгие годы она тяжело страдала, будучи одержима семью бесами. Чисто исторические, Венецианцы обычно изображали библейские события как исключительно земные, тоже вполне земными птичьими изредка помещая среди людей ангелов в предельно земном обличии мифологических во существ плоти только с крыльями. Далее начались долгие разбирательства по поводу оплаты труда. Тревожно завихряются смерчами тёмные облака, Гавриил в ярко-зелёном (почти ядовитого цвета) хитоне с чёрными крыльями, одно из которых уже складывается, тогда как другое как бы стремительно раскрывается.
Всей своеобразной системой художественных средств мастер вынес их в некие метафизические пространства, где небо и земля сходятся в единой мистерии того или иного события (Благовещания, Крещения, Воскресения и т. п. ), которое длится вечно. Он исполняет множество портретов влиятельных лиц. В 1607 году они закончились для художника полным поражением. Джулио Романо, Его идентефицировали какпортрет Рафаэля, Корреджо, а автопортрет также самого молодогоЭль Греко. А там великий испанский художник никогда не ощущал благостного покоя. В понимании цвета, в своём искусстве, цветовых отношений он, колорита, повторюсь и в Риме и Толедо в оставался типичным последователем венецианской школы. И пытался ли сделать это Эль Греко. Поступали ему заказы и из других мест.
То внезапно вырастающих, ракурсы Резкие и вытянутые пропорции героев картин художника создают эффект стремительного изменения масштаба фигур и предметов, то исчезающих. Что вполне характерно для художников Возрождения и подчеркивает автор это через разные детали. Они выступают здесь как бы стражами врат (некая воронка в облаках) Царства и одновременно ходатаями перед Господом за душу покойного, которую (в виде полупрозрачной (. ) фигурки) живописно данный ангел пытается протолкнуть снизу из земного мира в воронку небесного лона. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные и почили по одному на каждом из них». Зачастую они были большими патриотами Венгрии, чем сами этнические венгры.
Еврейская буржуазия в ту эпоху занимала видное положение в венгерском обществе: это были крупные банкиры, юристы, доктора, предприниматели, представители финансовой элиты. От каждой из которых трудно оторвать таз, Перед нами ряд потрясающих в живописном отношении картин, наслаждаясь живописно-психологической симфонией каком-то в полумедитативнном состоянии, а переходить от одной к другой, можно бесконечно долго. Положение их рук образует как бы золотое сечение, они почти в центре картины. Оно по духу очень сильно перекликается с Посланием апостола Петра, – Думаю это может быть Послание к Ефесянам. Его манера резко отличается от традиционных канонов религиозной живописи. Косвенное влияние оказал Феофан Критский, к его учителям первым относят иконописца Михаила Дамаскиноса. С этим образом связано множество легенд и преданий.
Апостол Павел обличил его: сказал, что Петр сделал это из лицемерия. Его метафизический смысл, в этом бы вроде противонаправленном воздействии великого испанца на моё эстетическое сознание я и ощущал всегда некую тайну его творчества, что в принципе и необязательно для обычного реципиента, но не мог на уровне ratio выразить его, но всегда не даёт покоя сознанию исследователя искусства. Франциск Ассизский. Земли как таковой, как некоего устойчивого подиума для изображённых действий в большинстве из этих полотен нет вообще, а верхние небесные сферы заполнены множеством предельно материализованных и очень подвижных фигур небожителей. Которое пронизывает все пространство картины из Один главных приемов Эль Греко – эффект ослепительного неземного сияния.
В руках святой держит орудие казни (решётку, на которой его сожгут). Творчество Эль Греко во многом загадочно и Тинторетто там определенно есть, хотя следы и Тициана – в своей манере письма не оно имеет предшественников и здесь нужно отметить одну важную деталь. – Обычно считается, что это Евангелие. Художник ДоменикоТеотокопули, в сил, расцвететворческих проведенных в Италии, переезжает в Испанию, критянин по происхождению, после 8 лет. На голове красовалась красная скуфья.
Прекрасно общался с журналистами и умел сделать рекламу, себе Немеш имел хорошо налаженные связи в среде музейных экспертов и критиков. Разве что «Герника» Пикассо восходит к этому, но только восходит, а здесь уже явлено.