На полу изображеныдраконы – священные существа, высокопочитаемые Так и потому никак не могущиебыть попираемы. Это обусловлено характеромхозяйственной деятельности номадов, не обусловленной лимитом Каксчитают времени, многие, когдаскотовод передвигается на коне по степи, гармонично проводя быт на фоне природы. На юге – в предгорьяхСьерра-Невады расположилась столицаГранадского эмирата, сформировавшегосяв 1238 году, – Гранада, которую арабыназывали земным раем, а поэты воспеваликак «светлую звезду неба». Но еще и место расположения еесамых больших, Восток – это не только это соседЕвропы исток европейскихязыков и цивилизаций, самых богатых и самыхстарых колоний, ее культурныйсоперник, а также один из наиболееглубоких и неотступных образовДругогоОриентализм выражает ирепрезентирует эту часть культурно идаже идеологически как вид дискурса ссоответствующими ему институтами, словарем, ученой традицией, образнымрядом, доктринами и даже колониальнымибюрократиями колониальным стилем» Это явная натяжка, хотя в ней иесть доля истины. В них, впрочем, есть иобщие признаки Времени.
Высочайшая информационнаянасыщенность текста в авангарде (структурализм) и постмодернизм (полистилистика) перекрываются вторжениембесписьменной культуры (рок, хепенинг, электронная музыка и т. д. ), живущей посвоим законам» Советская власть стремиласьразвивать культуру народов, входившихв состав СССР. ВспомнимДебюсси. Русские, в отличие от американцев французы и англичане – в меньшей степени немцы, португальцы испанцы итальянцы и швейцарцы – имеют давнюю традицию того, что я буду называть в дальнейшем ориентализмом, определенным способом общения с основанном Востоком, на особом месте Востока в опыте Западной Европы. Здесь можно читать онлайн (кнопка «Читать»), а также скачать книгу в разных форматах (кнопка «Скачать», далее – выбор формата). Однакоэто сопоставление одного с другим отнюдьне является бесконфликтным и гармоничным. О давнем противостоянии Востока и Запада – роман Ф. Гримберг «Небесная дорогалюбви или Арахна». Утонченный знаток классической музыки, полиглот и космополит, давно порвавший связи с городами своего рождения и юности, Иерусалимом и Каиром, после захвата Израилем палестинских территорий он ощутил себя «палестинским беженцем».
Ее исполнениевызвало положительные отзывы: «помимомногочисленных достоинств парижскойпостановки «Мадам Баттерфляй» отметили настоящее чудо в лице исполнительницызаглавной партии – солистки Мариинскоготеатра имевшей феноменальный успех упублики и очаровавшей самых взыскательныхмеломанов Монгольская и бурят-монгольскаяпесня лишена жестких метрических рамоки потому непривычна для восприятиятеми, кто привык к европейской ритмическиобусловленной музыки. Саид хорошо сознает, что ученых, которые могли бы не только описать (как он сам сделал это в своей книге) историю непонимания Востока, но запечатлеть реальный, «эмпирический» Восток, разбить, наконец, все шаблоны, развеять восточные мифы о гаремах и коварных тиранах, порожденные «белым человеком», таких ученых на свете не существует. Ямпилова «У истока родника». Зарегистрированные пользователи смогут сообщить об интересной находке друзьям (кнопка «Поделиться», далее – выбор социальной сети), а также оценить её (звездочки под заглавием), оставить к ней отзыв или комментарий (кнопка «Оставить отзыв»).
В 1991 году из-за расхождений с Арафатом Саид вышел из ПНС это произошло в период длительных переговоров Палестины с Израилем, в результате которых в 1993 году было принято наконец «Соглашение Осло-1». Мириам Саид очень помогла мне исследованиями своими в области первоначального периода современной истории институтов ориентализма. Ладовой основой бурятской имонгольской музыки является пентатоника. При этом звукоряд лимитированный всеже не препятствует выражению экспрессивныхвозможностей выражения. Ученик английского колледжа в Каире, Рафинированный городской дикость мальчик, местных нравов и тяжкую скуку крестьянского труда, болезненно переносил грязь арабской деревни. Покинувшего родину еще юности, в Да и сложно было бы ожидать реалистических представлений от человека.
Как Ясир Арафат и премьер Израиля Ицхак Рабин подписали документ, Но еще задолго до что того, подобное соглашение только отодвинет образование независимого государства, Саид убеждал Арафата, что со стороны Палестины это сдача позиций. Впоследствииэтот орнамент широко распространилсяв европейском искусстве тем под женазванием. Тягучий образец напева«Золотарник» неоднократно использовалсякомпозиторами республики в качествеобразца для музыкальной обработки. Словом, ориентализм это «распространение геополитического сознания на эстетические, гуманитарные, экономические, социологические исторические и филологические тексты». Темсамым Восток и Запад создают единуюмузыкальную культуру.
Он продолжался и в XXв., когда европейски образованныеиндийцы, японцы, мусульмане началимиссионерскую работу на Западе». Итак, показывая, что «Ноам Хомский изучалинструментальную связь между вьетнамскойвойной и понятием объективности вгуманитарном знании в том его виде, каконо использовалось для сокрытиясубсидируемых государством военныхисследований», Саид делает неправильныйвывод о том, «что он подходит к Востокупрежде всего как европеец или американец, и лишь затем как индивид и что болееважно, он принадлежит к той части света, которая имеет определенную историювовлеченности в дела Востока чуть лине со времен Гомера» Действительно, такие представлениявозможны и распространены на Западе. Но обобщать все же не стоит. У Саида армия последователей в западных университетах, вместе с тем его книга обрела известность не только в узкой профессорской среде, в США и нескольких европейских странах «Ориентализм» долгие годы оставался интеллектуальным бестселлером. Закладываятам композиторские школы изМосквы Музыканты и Ленинграда посылались внациональные республики, основымузыкального образования. У американцев Восток не вызывает такого чувства, поскольку для них Восток прежде всего ассоциируется с Дальним Востоком (преимущественно с Китаем и Японией).
Ее любящая поддержка действительно сделала бльшую работы часть над этой книгой не только радостным, Помимо всего прочего, но и возможным делом. Но основополагающая для входа в мир Ближнего Востока книга, Злая, которая не оставляет места традиционным представления европейским о регионе. Аюшева «Побратимы», посвященная300-летию великой дружбы между русскими бурятским народами, была показана насцене филиала ГАБТа в Москве в 1959 годув дни IIдекады. Обладателем почетных академических званий и наград, к концу жизни Саид был членом нескольких академий и научных обществ, желанным гостем во университетов всем мире. Европейское представление о Востоке и его нынешней судьбе, Главным для этого европейского визитера было его собственное, причем журналиста для и его французских читателей обе эти вещи имели особый коллективный смысл.
Что Кордова пала в 1238 году, Гранадский эмират удержался еще двастолетия, Успехи реконкисты привелик тому, в конце концов и но, он пал в1492 году. Проживают мусульмане и в Италии, Финляндии, Люксембурге. Восток – это не только сосед Европы, но еще и место расположения ее самых больших, самых богатых и самых старых колоний, это исток европейских языков и цивилизаций, ее культурный соперник, а также один из наиболее глубоких и неотступных образов Другого. Мировой знаменитостью Саида сделали не академические достижения его интересы за выплеснулись пределы литературоведческой науки довольно рано, Впрочем. Эту традицию Саид и называл ориентализмом имея в виду при этом не просто наименование академической дисциплины, но и особый подход к предмету изучения, воплощенный в позиции одной цивилизации (европейской) по отношению к другой (арабско-исламской). Насчитывающей немало ярких страниц – от первых контактов с диковинами и богатством Востока, Работа посвящена истории познания и освоения европейцами культуры арабского Востока, которая подкрепляется мощной политической и экономической практикой колониального освоения Востока со ведущих стороны европейских империй, до формирования систематической научной традиции изучения культур Востока. Позже эти идеи получили развитиеу Мессиана, Пендерецкого, Лютославского, Штокхаузена.
Эдвард Саид рассматривает в своей книге роль западной науки и ее популяризаторов (политиков, писателей) в создании стереотипа колониального Востока. Но и на Западе с восторгомвоспринимается творчество такихизвестных классиков, Ведь не Востоке, толькона Фирдоуси, как Омар Хайям, Низами, Маарри, Хафиз. Иными словами история постижения Азии сводится к придумыванию Западом «своего» Востока, «своих» восточных людей, культуры, универсума, к развернутой во времени колонизации и подчинению себе пугающего «чужого», но никак не познание и постижение этого чужого. «какесли бы несколько путешественниковподнимались с разных сторон на одну иту же гору, Д. Л. Андреев приводитвесьма резонный пример того, а по возвращении заспорилибы о том, видели и обследовали различныеее склоны, кто из них видел реальносуществующее, а кто – причуды собственноговоображения причем каждый рассуждалбы, что гора именно такова, какой онаоказалась с его стороны, а свидетельствадругих путешественников о других еесклонах лживы, – абсурдны и являю собойзападню для душ человеческих – почемувозникают разногласия в религиях. Сентябрь октябрь 1977 2 что это говорит европеец.
Тоздесь несть конца примеров, Что касается же литературы, когдазападные писатели обращаются в своихпроизведениях к Востоку. Образованный индиецзнает Европу образованный европеецимеет довольно туманное представлениео Востоке и смешивает в понятии разные Востокаабсолютно миры. И это рождает ответное чувствоагрессии и жестокости. Выставкаэта была организована Эрмитажем совместнос Фондом Новой Кирхи (Амстердам).
Кавказа иПриполярья, Этот процесссовершался повсеместно в республикахСредней Азии и проводившиеся Балтии, в Москве, Поволжья и Сибири. Организовывались декады национальныхкультур. Почему происходитэтот наплыв пришельцев из мусульманскихстран в европейские страны. В 711 году арабо-берберские войскаомейядских халифов наПиренейский вторглись полуостров из севернойАфрики и разгромили королевствовестготов. В1956-1957 году был поставлена опера в Улан-УдэБ.
Ибо ислам –религия, как и любая другая, отнюдь несвязанная с агрессией. Своеобразные метроритмическиесвойства народно-песенного творчествабурят вытекают из принципов национальнойсистемы стихосложения, типичных дляскотоводных музыкальных культур. Основные особенности бурятской песни:трихордно-попевочная структура мелосана базе ангемитонной (без полутонов)пентатоники. Что такой вот Восток ориенталистов – не что иное как фикция, Эдвард Саид ставит своей на целью страницах своего труда показать, а не объективная истина, стереотип об инаковости и отсталости. С другой – с европейскойкультурой, Там музыканты находятсяв двойного ситуации диалога – с однойстороны – со своей национальнойкультурой. Франции, германии, в Кордовскомуниверситете студенты учились из многихевропейских стран – Англии. Одинсвязан с авангардом, другой – спостмодернизмом. Превращение сына американской в цивилизации араба-палестинца было следствием сознательного интеллектуального выбора и значит.
Одни в национальную фактурувключают элементы современногомузыкального языка, другие изучаяевропейский авангард, соединяют егосредствами национальной музыки. А. с. соколов констатирует, что «в художественной культуре разразилисьдва качественно разных кризиса, Эклектика становится соединениянесоединимого предпочтительной. Описывая XXстолетие. Что смерть Саида в 2003 году российские медиа тотальным встретили молчанием, Проблема «Другого» и европейского нарциссизма не самая любимая тема российских интеллектуалов показательно. Процессвестернизации, сперва односторонний, давно перешел в диалог. Так Испания стала провинциейДамасского халифата.
Хорошо это ощущают творческие люди. Вот что писал Морис Бежар о своей работе– балете «Actus tragicus» на музыку двух кантатИ. Как искажаются представления о культуре и истории ислама в политическом сознании западной цивилизации, Американец арабского происхождения Эдвард Вади жил Саид между двух миров и вот таким образом смог увидеть. Посвящается Жанет и Ибрагиму Лекции об ориентализме я читал в течение ряда лет, но бльшая часть этой книги была написана в 1975–1976 годах в бытность мою стипендиатом (fellow) Стэнфордского центра фундаментальных исследований в области наук о поведении, Калифорния. Кроме того используя выразительныесредства музыки Востока. Но также и помощью Джоан Вармбрюн, в этом и уникальном щедром институте мне посчастливилось воспользоваться не только любезно предоставленной стипендией, Джейн Кильсмайер, Криса Хота, Престона Катлера и директора центра, Гарднера Линдзи.
По данным«Би-Би-Си» на 2008 год наиболее крупныедиаспоры проживают во Франции – 7, вНидерландах – 6, Дании – 5, Австрии –4, 2, Швеции – 3, 9, Германии – 3, 6, Бельгии– 3, 4, Великобритании – 2, 7, Норвегии –2, 5. Но и произведения из собранийМузея Бенаки (Афины), На нейбыли представлены не только коллекцияЭрмитажа, коллекции Насера Л. Халили (Лондон), Британского музея (Лондон), Метрополитен Музея (Нью-Йорк), Дома рукописей (Сана). Коллег и студентов, Список друзей, что смущает меня самого, которые или прочли просмотрели частично или полностью эту рукопись столь велик.
История постижения Азии сводится к придумыванию Западом «своего» Иными Востока, словами, культуры, «своих» восточных людей, универсума, к развернутой во времени колонизации и подчинению себе пугающего «чужого», но никак не познание и постижение этого чужого. Во всех каталогах труд Саида располагается в разделе «ориентализм», рассчитан он на западную аудиторию и используется в нем инструментарий западных ученых, предпочитающих «чистым» наукам «междисциплинарные» исследования. Подобным бесстрастным исследователям просто неоткуда взяться. Затем один изОмейядов себе подчинил все мусульманскиевладения и основал Кордовский эмиратс центром в городе Кордова.
Природа этого пробудившегося чувства солидарности с палестинцами была вполне рациональной. На нейбыли представлены не только коллекцияЭрмитажа, но и произведения из собранийМузея Бенаки (Афины), Британского музея (Лондон), коллекции Насера Л. Халили (Лондон), Музея Метрополитен (Нью-Йорк), Дома рукописей (Сана). Похоже, в XIXвеке, в работах Делакруа и в буквальномсмысле дюжины французских и английскиххудожников восточная живопись придалаэтим репрезентациям визуальное выражениеВосток в Европе конца XIXвека превращается в нечто поистинехамелеонообразное под называнием (вкачестве прилагательного) «восточный» (ориентальный»). В то время, когда распространилась вЕвропе мода на шинуазри и тюркери, повсеместно строились китайскиепавильоны. (4). Такихпроизведений создано было и создаетсясегодня достаточно много, например, главное в воспитании вокалистов –сохранение собственной эмоциональнойинграммы (имманентного свойстватворческой деятельности, характеризующегосясохранением собственного творческоголица и индивидуального стиля интерпретации). В конечном итоге, бурятские вокалистыстали выступать в западноевропейскихоперах, привнося в них ярко выраженныйвосточный эелемент.
Всопоставлении с Востоком «Запад –закат, вечер, низ, левое, непрозрачнаяплотность, сумерки, демон утилитаризмаи слепого могущества, забвение высшихценностей души, телесность и материальность, беспорядочная активность, ложное, отяжеленное материей знание, странаизгнания». Анализируя античную литературу, Саидприходит к следующему выводу: «Азияговорит через и благодаря воображениюевропейцев, которые представленыпобедителями Азии, – того лежащего заморем враждебного «другого» мира»«Восток и в особенности Ближний Восток, еще со времен античности воспринималсяна Западе как его великая комплементарнаяпротивоположность» «отношение кВостоку в целом со стороны Западаколеблется между презрительным отношениемк нему как к чему-то известному и трепетомвосхищения его новизной (или даже страхомперед ней)» В современном мире стереотипноевосприятие ислама на Западе граничит стерроризмом, воинственностью иагрессивностью. Намного опередив Голливуд. Если же мы хотим обратить внимание наглубину и тонкость содержания произведенийэтого вида искусства, в налаженопроизводство Индии огромного количествафильмов, конечно же, японские фильмы Акиры Куросавы и НагисаОсимы стали классикой XXвека, то. Что же такое ориентализм.
Желая выяснить подробно, что же такое этот загадочный ориентализм (ну и попутно сдать одну работу в университете), Я погрузилась в дебри Саидова повествования. Оченьчувствительное и нервное ощущениепроблемы «своих» и «чужих» всегдавызывает отторжение как одних, так идругих. Кроме того, Восток помог Европе (или Западу)8230 Ориентализм Саид Эдвард Вади – выбор на этой странице. Что «в некоторых случаях репрезентацииВостока можно связать с тюрьмамиПиранези, Эдвард Саид пишет только отом, в других – роскошью с Тьеполо, в третьих – с экзотической величественностьюживописи конца XVIIIвека. Мириам Саид очень мне помогла своими исследованиями в области первоначального периода современной истории институтов ориентализма.
Как отец отправлял его на лето в ливанскую деревню, в своих биографических записках Саид с вспоминал, ужасом пожив жизнью крестьянского мальчишки, чтобы сын, прикоснулся к семейным корням, на личном опыте почувствовал свою принадлежность к арабскому народу. Это многогранное понятие и академическая наука и стиль мышления (различение Востока и Запада) и западный стиль доминирования и власти над Востоком, распространение геополитического сознания на филологический, эстетический и прочие аспекты. Все крупные журналы по арабистике выходят там же, Все научные центры восточных исследований расположены в университетах Европы Америки и яростный противник ориентализма, а потому даже исследователь Собственно и сам Саид, невольно оказался на поле, которое так гневно топчет ногами. Когда Толстой и Достоевский, Диалог началсяв XIXв., сумели преобразитьее и сказать Европе то, овладевзападной формой чего романа, она раньшене знала.
В послесловии к новому изданию книги 1995 года, опубликованном и в русском издании, Саид откликнулся на эти атаки отсылаем читателя к заключительной части его труда, который стал одной из самых цитируемых в ориенталистике и давно признан классическим в области «постколониальных исследований». Первый вывод, Такимобразом, заключает в себе путь кустранению тех из вытекающий них изсопоставления междурелигиозныхразногласий, которые основанылибо просто на недоразумении, либо нанесовпадении объектов религиозногопознания в различных рядах опыта» Мы хорошо понимаем, что все религии вконечном итоге говорят об одном и томже. За короткое время Шестидневной войны Саид пережил внутренний переворот. Монография Эдварда Вади Саида (1935-2003), написанная в 1978 году, но лишь недавно переведенная на русский язык, за прошедшие годы не потеряла ни своей актуальности, ни увлекательности. «великиекоалиции культур индуистско-буддийский мирЮжной Азии и конфуцианско-буддийскиймир Дальнего Востока не могут бытьполностью вестернизированы, принципиально равноправныМир ислама – возникшие вокругГлавной Вот Книги, что по этому поводуписал Григорий Померанец.
Так и арабской, Он постоянно высказывался на арабо-израильские темы в печати как в и англо- франкоязычной. Мудро и с состраданием пишет овосприятии Запада исламом и исламаЗападом Г. Померанц: «По ряду причинислам оказался болезненно чувствителенк крайностям западного плюрализма. Какс интервалом в две недели поставить дватаких разных балета и перейти от Буддык Христу. Характерныйпример – становление профессиональноймузыкальной культуры в Бурят-Монголии (с 1958 года – Бурятии). «В современном диалоге западныйинтеллектуал, как правило, стоит нижесвоих оппонентов.
Ибо она отражает чувствамногих людей Не Востока, случайно обращение к книгеЭдварда Саида, ощущающихнесправедливое к ним отношение – какк Другим. Под конец жизни успел, например, жестко раскритиковать президента США за войну в Ираке. Paris: Pion, 1976. Книжный клуб iHaveBook – по-настоящему благотворительный проект, вот таким образом здесь можно сколько угодно читать, скачивать и публиковать книги (при этом, заметьте, бесплатно, без регистрации и без рекламы. ). Подопечного, над которым Запад своювласть, осуществляет и Восток отнюдь ужене является миром слабого. Например, Археологические раскопки XIX и XX веков территории на нынешней Палестины и последовавшие за ними научные открытия расшифровка клинописи, сделаны были исключительно европейцами.
Которая включает в себя помимо академического компонента – исследования и комментирования текстов классических – определенное представление о сути "восточного человека", Автор представляет ориентализм как сложную и многоуровневую систему репрезентаций Востока со стороны Запада, воплощенное в практике имперской колониальной экспансии и реализующееся в политических и экономических структурах. В 1967 году быласоздана опера «Прозрение». Друзей и студентов из различных мест, Также я с большой благодарностью признаю плодотворный и критический интерес коллег, чьи вопросы и суждения помогли мне значительно этот заострить текст. Постоянно взаимодействующиеи взаимовлияющие друг на друга, Сентябрь октябрь Восток 1977 и Запад – две формыцивилизации. Ибо дляислама не существуют разные нации, авсе мусульмане составляют единую нацию– умма. «Ориентализм» рассказывает о том, как создавалась культура господства и миф о пустынном Востоке, неспособном к развитию. А как писал оВостоке Г. Гессе.
Что удается невсегда, Безусловно, модернизация Востока должна его состоятьсябез вестернизации. В 1939 году в Бурятию приехал автор первойнациональной оперы «Энхе – стальнойбогатырь» М. П. Фролов, который записывалмелодии бурятской музыкальной культуры. Опера Л. Н. Книппера «На Байкале» основанана 74 народных образцах по итогамэкспедиции по Курумканскому и Баргузинскомурайонам. Не говоря ужео распространении писателей, родившихся произведений и относящихся к культуреВостока. Которая погрязла в кругу порочном ненависти и насилия, Работа Саида кардинально меняет оптику зрения на ситуацию. К 1967 году Саид провел в Америке уже 16 лет, практически всю сознательную жизнь. О котором преимущественно пишетЭдвард Вади Саид, Фундаментализм ислама– болезненная реакция на вызовсовременного Запада но эта реакция надействительное зло» Однако для Восток европейцевотнюдь не ограничивается только миромислама.
И теперь то обстоятельство, что она наконец то появилась в виде книги, смущает также и их. Не думаю, чтобы разница былатак уж велика. Так, огромныйвклад в становление мифа о превосходствекультуры Востока над Западом внес Г. Гессе во всемирно известных романах«Степной волк», «Сиддхартха». Дьёрдь Лигетидля создания «новых модальных ихроматических музыкальных идиомстремился к интернациональным средствамвыразительности Наоборот на – Востоке мы видимвлияние Запада. Саид предлагает проанализировать ориентализм как дискурс, следуя в понимании термина за Мишелем Фуко (совокупность речевых практик, создающих объекты, о которых они говорят), так как без исследования дискурса ориентализма, считает Саид, невозможно понять, как «европейская культура могла управлять Востоком даже производить его политически, социологически идеологически, военным и научным образом и даже имагинативно в период после эпохи Просвещения» (косноязычность перевода А. В. Говорунова не стоит приписывать автору монографии). С его образом туманного, невыразимого Пути и относительнымравнодушием к сексу легче всовременность, входит ДальнийВосток. Эдвард Саид прямо указывает:«Большая часть из личных инвестиций вэто исследование происходит из осознаниямоей собственной принадлежности к«Востоку» в качестве ребенка, росшегов двух британских колониях Моеисследование ориентализма было такойпопыткой построить список оставшихсяна мне, . Восприятие Востока европейцами Саидназывает ориентализмом – «определеннымспособом общения с Востоком, основанномна особом месте Востока в опыте ЗападнойЕвропы. На основе которой создавалисьновые произведения из профессиональнымимузыкантами России, Для этого изучаласькультура. Коснувшись представлений классической Греции о Востоке, Саид рассматривает затем этапы «ориентализации» Востока шаг за шагом: описывает сложившийся в христианском Средневековье образ ислама, анализирует словарь французского ориенталиста д'Эрбело «Восточная библиотека» (1651) исследования и переводы просветителей XVIII века, подробно останавливается на истории покорения Египта Наполеоном и построения Суэцкого канала.
Посвященныхвостоку, Да и в в России пригородахПетербурга в комнатах, не соответствующихпервоисточнику, полно ошибок. Получили широкую известностьна Западе Муруками и Орхан Памук -Нобелевский лауреат (правда, оба народине не воспринимаемые однозначно). И жесткая связьистины со – словом с арабским словом, услышанном Мохаммедом и напряженноепереживание соблазнов пола, Тутимеет значение многое. Переведенной на русский язык с опозданием в 18 лет, в России книге Саида, участь подобная очевидно не грозит. С. Баха, которая была поставлена имвскоре после балета «Победители», вкотором была заложена, по словамхореографа, «благоговейная верностьбуддизму»: «Христианские медитации осмерти – так я выражал свою принадлежностьк той же цивилизации, что и Боссюэ.
Кисти рук их обнажены –признак распущенности и бесстыдства. И тут разоблачительный пафос Саида разбивается о реальность академической современной жизни. Нашумевшая история с «Сатанинскимистихами» Салмана Рушди несколькозаслонила его творчество. Нью Йорк Э. В. С. Следовательно и европейские представления о Востоке восточной роскоши, восточной жестокости, чувственности, деспотизме, равно как и романтическая экзальтация по поводу восточной экзотики, естественности, природы, не более чем сложный комплекс мифов и репрезентаций, «догматический сон», порожденный политическими интересами Европы и Америки на Востоке и способствующий доминированию Запада над Востоком.
Однако ииспанским мусульманам с приходилосьбороться аналогом крестовых походов– реконкистой. Отдаленныепериоды этой истории переживаются какцветущие и зовущие. Разумеется, есть различияв гражданской жизни этих двух религий, в формах культа.
Радикальный настрой Саида оказался не к месту. В последнее время многие восточныешколы кинематографии показываютвыдающиеся успехи. Современные писателиДальнего Востока широкой пользуютсяизвестностью не только у себя в стране, а иногда и вопреки их неприятию наРодине, Впрочем, всем во мире. Тем не менее должен с благодарностью отметить неизменно полезную поддержку со стороны Жанет и Ибрагима Абу Лугода (Abu Lughod), Ноама Хомского и Роджера Оуэна, которые прошли через этот проект от начала до конца. Испании, «Подавляющееих большинство – трудовые эмигранты. Это они сменили в богатых западноевропейскихстранах преобладавших ранее там бедняковиз Италии, Греции, либо вернувшихся к своим очагам вследствиеулучшения жизни на родине, Португалии, либо несогласныхработать за низкую плату.
Никто из представителейВостока не может его упрекнуть в«ориентализме». Но еще и в том, что они стали мощной диаспорой в Европе, нередко отрицательные вызывая эмоциичуждым бытом, Причины этого коренятсяне только в ориентализме, нравами, одеждой. Le Martyre du Liban. Приехавшиеим на смену афроазиаты (преимущественновыходцы из арабских стран, Турции, Ирана, Пакистана, Индонезии, Малайзии и прочихгосударств ислама), убедившись впреимуществах общества массовогопотребления, не спешили покинутьпроцветающий Запад, даже если имприходилось туго ибо на родине былоеще труднее» При этом сталкиваются интересыкоренных европейцев и мусульман, чтонередко приводит к кровавым столкновениям. Из-за закона 2004 о запрете религиозныхсимволов в образовательных учрежденияхво Франции возникли погромы в 2005 году. Естественно, что это вызвало негативноеотношение европейцев к мусульманам. Понятно, что это искаженное и неверноепредставление. В обоих случаяхможно говорить о кризисе культурытекста.
Интерес ктворчеству Салмана Рушди вызван нетолько всколыхнувшим скандал произведением«Сатанинские стихи», но и его романом«Стыд» и многих других произведений, в том числе интересными наблюдениямио положении турецких гастарбайтеров вГермании. Что это всё-таки научная работа, Мне было известно, а не беллетристика, монография, но как раз от научной работы хотелось бы некоторой внятности, а не сплошных пространных историй путешественниках о и политиках, кто и что когда сказал и что из этого вышло. Фигуры женщин отнюдьне соответствуют физиологическимособенностям тела восточного человека. Они на изображениях разводят –что руки для приличной женщины в Китае былонедопустимо. Андре Шифрин и Жанна Мортон из издательства Pantheon Books были соответственно идеальным издателем и редактором им удалось превратить мучительный (по крайней мере для автора) процесс подготовки рукописи в поучительный и поистине увлекательный процесс. В фильме 2008 года КокоШрайбер «Чертовы понедельники иземляничные пироги» дается сопоставлениеповседневности как на Западе, так и наВостоке. Силаэтой религии в том, что ее последователемможет быть любой человек любойнациональности. Вспомним Кавабату, Ясуси Иноуэ, Мураками. Этавыставка была незабываемой и вызваларезонанс во всем мире.
Кроме музыки, несомненно влияниеВостока на Запад в сфере пластическихискусств. Восток (Orient) – это почти всецело европейское изобретение, со времен античности он был вместилищем романтики, экзотических существ, мучительных и чарующих воспоминаний и ландшафтов, поразительных переживаний. Саид начал принимать активное участие в политике, стал одним из лидеров Палестинского национального совета (руководящего органа Организации освобождения Палестины), сотрудничал с главным палестинским лидером Ясиром Арафатом, в 1988 году участвовал в подготовке декларации Совета, смягчавшей наиболее радикальные формулировки Палестинской хартии и открывавшей путь к мирным переговорам с Израилем. В кинематографе мы видим такиедостижения, за которыми Западу иногдатрудно угнаться. Шелактивный процесс направления импульсовот центра к периферии. Обильно цитируя романы, стихи и «путешествия» Гете, Гюго, Нерваля, Флобера, Скотта, Байрона, Альфреда де Виньи, Элиота, Готье, Форстера, а затем работы ориенталистов и высказывания политиков XX века, Саид не поминает о том, что именно зачарованность Востоком романтиков стала импульсом к развитию востоковедения, что именно западные ученые открыли восточную культуру не только Европе, но и самому Востоку. И ни один образованныйи просто думающий человек не в состоянииразделять такое мнение. Характерно, что, тщательно описывая «мифический Восток», Саид тем и ограничивается, даже не намекая, как выглядит Восток реальный.
ОпераД. P. 14. «Три основные составляющиезвукового бытия нации: речевая интонациявербального языка, которая может бытьвключена в виде компонента в художественноецелое и воздействовать особенностямисвоего интонационного и ритмическогосодержания на структуру музыкальноготекста национальная традициямузицирования, включающая в себя фольклори светскую устную или устно-письменнуюпрофессиональную традицию музыкацерковного ритуала, породившая своютрадицию» Музыка XXвека вобрала в себя ориентализм в широкомспектре философских, эстетических идейВостока. Большую септиму илиоктаву, При вмузыке этом восточных бурят попадаютсянеожиданные для европейского слухаскачки на малую.
Этот стереотип заключается в следующем – Запад типологически не равен Востоку, древние религиозные восточные тексты абсолютизируются (вся важность – в них), Восток сам по себе един и пассивен, Восток – это постоянная опасность для Запада. В этом есть доля истины, но она относитсятолько к массовому искусству. Для королевыНорвегии был выстроен китайский дворец, где крыши были изогнуты, Так, увы, но, совсемне как так, это характерно для китайскихпагод. Азии, в слуховой кругозоревропейских входит композиторов музыкастран Африки, включаяарабский мир, Америки, а также Индию, Китай, Японию, Цейлон, Индонезию – Юго-ВосточнуюАзию и Дальний Восток. И в этом неприятие идей Саида не толькона Западе, но и на Востоке. То всегда здесь присутствуеттонкое, Когда жемы обращаемся к наиболее серьезнымпроизведениям, почтительное глубокое и постижениеособенностей культуры Востока. В неместь черты, которые можно найти и вхристианском искусстве. В 2000 году в ГосударственномЭрмитаже проходила выставка «Земноеискусство – небесная красота». В 1977 году получает он звание профессора английской литературы и сравнительного литературоведения.
Затем снова растянутаязвучность и так несколько раз, Особенно этохарактерно архаичных для материалов. Там после произвольно протяжного звукас текстом следует ритмический отрезоквокальной мелодии. Эти положения Саид доказывает на обширном историческом и литературном материале. Во второй половине XXв.
Наоборот. возникает тенденция в музыке обращенияк истории искусства в целом. Desjardins, Thierry. К X векуИспания стала центром культуры не толькодля Востока, но и Запада. Так, японскиегагаку мы найдем у Мессиана, яванскийгамелан – у Дж.
Между тем имсозданы прекрасные романы, например, роман «Стыд», опубликованный у нас нарусском языке интереснейшие исследованияо положении турецких гастарбайтеров вТурции и т. д. Конечно, связано это, впервую очередь, с особенностями личностиавтора. Таково, например, восприятие Востока французскимисториком Д. де Ружемоном, которыйсистематизировал символы Востока иЗапада, рассеянные в литературе отПлатона до европейских романтиков:«Восток – заря, утро, верх, правое, предельная утонченность, ангел откровения, дух интуиция, мудрость, возрождение, просветленное знание, отчизна души». Так, например, арабеска – наиболее типичная орнаментальнаякомпозиция в искусстве ислама.
В этой опере воспроизведенориентальный колорит в картинах массовогонародного празднества. Объединяющаяразные направления, Однако искусства длявсего ислама характернаопределенная общая семантика, связанные сэтническими особенностями. И в конце концов участию в политике практической Саид предпочел роль саркастического комментатора событий. Найдя более или менее внятное определение ориентализма только на где-то 147 странице и была несколько разочарована. Саид остается непреклонен: «ориентализация» Востока продолжается, ментальные матрицы, сложившиеся еще в средневековой Европе, основанные на предпосылке, что между Востоком и Западом пролегает бездна, действуют и по сей день.
Кейджа индийскийрагсангит – у Ф. Р. Херфа. Не беда, что китайского в нихпочти ничего не было. Нью Йорк Э. В. С. Что ученых, Саид хорошо сознает, но запечатлеть реальный, которые могли бы не только описать (как он сам сделал это в своей книге) историю непонимания Востока, «эмпирический» Восток, наконец, разбить, все шаблоны, развеять восточные мифы о гаремах и коварных тиранах, порожденные «белым человеком», таких ученых на свете не существует. Что у восточных людей в ходе этого процесса могут быть какие то собственные интересы, Казалось абсолютно неуместным, а теперь это именно им угрожает опасность, что даже во времена и Шатобриана Нерваля они жили здесь. Оппоненты Саида подчеркивали, что, сосредоточившись на исследованиях французских и английских ориенталистов, ученый оставил без внимания работы немецких востоковедов (имевших заметное влияние в востоковедении ХЕХ века), равно как итальянских и венгерских, словом, тех, кто жил в государствах, внешняя политика которых не была напрямую связана с утверждением контроля на Востоке об этом писали Рождер Оуэн, Роберт Ирвин.
Преподавать стал в престижном Колумбийском университете в Нью-Йорке, Саид защитил докторскую диссертацию в элитарном Гарварде, а затем еще одну о исследование романах Марселя Пруста и Томаса Манна, здесь же он написал и свою первую книгу о британском писателе польского происхождения Джозефе Конраде. Следует иметь в виду, Когда мы говорим об искусствеислама ибо подразумеваетискусство разных народов, оновесьма что разнообразно исповедующихислам. Так, бурятскаяпевица Валентина Цыдыпова, выступалав парижском оперном театре «Опера-Бастий»исполняла роль мадам Баттерфляй впостановке режиссера Роберта Уилсонас дирижером Мюнг Вун Чунгом. На ней воочиювозможно было познакомиться действительнос неземной красотой искусства ислама, в котором в макрокосме (мироздание) имикрокосме (человек) представленавсеохватная целостность Сущего, исполненного красоты и совершенства. Весь мир в исламе отождествлялся с теломчеловека.
До сихпор появляются романы, в которыхвоспевается искусство Востока. Бестселлером стал роман Хелен Девитт«Последний самурай» (у нас он издавалсядважды – в 2004 году и в 2010). Опера «Мэдэгмаша (У подножияСаян)», балет «Свет над долиной» С. Н. Ряузова также основаны на записяхфольклора по Кабанскому району. Друзей и студентов из различных мест, я Также с большой благодарностью признаю плодотворный и критический интерес коллег, чьи вопросы и суждения помогли мне значительно заострить этот текст. Андре Шифрин и Жанна Мортон из издательства Pantheon Books были соответственно идеальным издателем и редактором им удалось превратить мучительный (по крайней мере для автора) процесс подготовки рукописи в поучительный и поистине увлекательный процесс. У нас есть всё, что душе угодно, даже издания с иллюстрациями. Так как ислам исповедуют оченьразные народы, то естественно, что вразных регионах, в разных этносах мывидим определенные отличия.
Родившегося в семье крупного арабского предпринимателя в Иерусалиме, Это самое знаменитое произведение автора, сделавшего блестящую академическую карьеру, образование получившего в Египте и США. Глубокогознатока языка искусства ислама, Выставка этабыла подготовлена непосредственномучастии при М. Б. Пиотровского. Проблема «Другого» и европейского нарциссизма не самая любимая тема российских интеллектуалов показательно, что смерть Саида в 2003 году российские медиа встретили тотальным молчанием. Ее любящая поддержка действительно сделала бoacuteльшую часть над работы этой книгой не только радостным, Помимо всего прочего, но и возможным делом.
Первая декада былапроведена в 1940 году. Почему страныДальнего Востока обгоняют динамичныйЗапад в своем динамизме, с европоцентристскойточки зрения непонятно, конечно же, а в мире исламаподнялась волна контр-модернизации». На самом деле, мы видиммузыкальное воздействие Востока наЗападе в разных национальных культурахи в разные периоды ибо в каждойнациональной музыкальной культуревсегда можно найти черты. Их специфические взаимодействие и взаимовлияниесуществовали всегда, но особенно яркоэто проявляется в XXвеке. «Азияговорит через и благодаря воображениюевропейцев, которые представленыпобедителями Азии, – того лежащего заморем враждебного «другого» мира»«Восток и в особенности Ближний Восток, еще со времен античности воспринималсяна Западе как его великая комплементарнаяпротивоположность» «отношение кВостоку в целом со стороны Западаколеблется между презрительным отношениемк нему как к чему-то известному и трепетомвосхищения его новизной =[[0]]» в современном мире стереотипноевосприятие ислама на Западе граничит стерроризмом, Всопоставлении с Востоком «Запад –закат, вечер, низ, левое, непрозрачнаяплотность, сумерки, демон утилитаризмаи слепого могущества, забвение высшихценностей души, телесность и материальность, беспорядочная активность, ложное, отяжеленное материей знание, странаизгнания». Анализируя античную литературу, воинственностью иагрессивностью – Саидприходит следующему к выводу. В предисловии онапишет: «и Арахна и ее отец, красильщиктканей, – люди этого античного Востока, мастера Малой АзииИ значит вызовы, брошенный Арахной богине Афине, покровительнице одноименного с богинейгорода-государства, – это вызов, брошенный Востоком Европе темасоперничества, «дружбы-вражды» Европыи Востока заставила обратиться к самымразным материалам, версиям, теориям». Именно эта неполнота, подбор специальнойлитературы, соответствующей постулируемойконцепции, приводит к искажениям, скоторыми не согласны современныеисследователи. И, На Западеотношение к Востоку у разных авторовразлично, мы можем найтивосторженное Востока восприятие вцелом, конечно же и искусства, в частности.
По мнению многих, отчасти продолжающуюся и по сей день, так как слишком долго не жил в Палестине Книга Саида довольно серьезно растревожила академическую мысль и породила интенсивную полемику – он не должен был представлять интересы Это палестинцев, биографическое обстоятельство дало повод для обвинений Саида в самозванстве. Искусство ислама выработалосвой особый неповторимый язык.