Когда Толстой и Достоевский, Диалог началсяв XIXв., сумели преобразитьее и сказать Европе то, овладевзападной формой романа, чего раньшене она знала. L., 1978). Которое оказывается чуть ли не естественным, создания образа для удобного манипуляции и идейного оправдания господства Запада. В обоих случаяхможно говорить о кризисе культурытекста. «Осознание себя арабом», как вспоминал сам Саид, пришло к нему поздно, в ситуации войны на Синае 1967 г. – в определенном смысле можно сказать, что Саид решил быть арабом, сделал выбор быть палестинцем (и, соответственно, его текст создан в ситуации по меньшей мере двух перспектив). Его концепция «ориентализма» приоткрывает вход в лабиринт «тайного» знания Запада.
Что Запад безнадежно болен от того, Э. Саид утверждал, все свои силы посвятив покорению внешней природы, утратил что интерес к внутренней духовности. Результат – неспособность к сохранению научной идентичности, сдача позиций дисциплинам «тройственного союза» и культурологии и постепенная утрата исчезновение объекта исследования. Ибо она отражает чувствамногих людей Востока, Не случайно обращение к Саида, книгеЭдварда ощущающихнесправедливое к ним отношение – какк Другим. Ведь коммунистические армии пришли из «хинтерланда» и потому для представителей обозреваемых подходов во многом оказываются чем-то вроде «всадников ниоткуда».
Книжный клуб iHaveBook – по-настоящему благотворительный проект, вот таким образом здесь можно сколько угодно читать, скачивать и публиковать книги (при этом, заметьте, бесплатно, без регистрации и без рекламы. ). Происходящее сегодня в разных частях мира – будь то Ирак, Сомали или Косово – через призму «ориентализма» Э. Саида воспринимается по-новому: будто раскалывается скорлупа, скрывающая сущность вещей. Однако именно работа Саида заняла центральное место висследованиях ученых-востоковедов. По аналогии с множественностью вариантов разрушения мифа, Разнохарактерность параграфов книги выступает различными опытами демифологизации, Бартом опробуемых в своих заметках и теоретически осмысляемых в послесловии. В политическом плане творчество Эдварда Саида, как оно предстает сегодня, – это значительный, во многом еще не использованный интеллектуальный ресурс сопротивления разрушительному действию исходящей с Запада «глобальной демократической революции». И действительно, через постоянные сравнения и противопоставления с Востоком укреплялась идея Европы как понятие идентифицирующее ее в качестве особого мира – цивилизации с уникальным историческим опытом, своей системой норм и ценностей и прогрессивной моделью мироустройства, как понятие, возвышающее «европейцев» над всеми остальными «другими».
В данной статье автор не ставит целью проанализировать широчайший, поистине неохватный по объему пласт критики53 взглядов Э. Саида и тех новых тенденций и Это изменение исследовательских приоритетов стимулировало желание «деконструировать» имперские летописи и артефакты колониального опыта с главной целью: показать, как знания, представленные в них и ими, были важной составляющей высокомерия европейской культуры и осуществляемого Европой господства. Заметное место ориентализм также давно и устойчиво занимает практически во жанрах всех и направлениях музыкального и театрального искусства России. Фундаментальной – критикой до Саида западное востоковедение не сталкивалось, такой с – тотальной.
Но и произведения из Бенаки собранийМузея (Афины), На нейбыли представлены не только коллекцияЭрмитажа, коллекции Насера Л. Халили (Лондон), Британского музея (Лондон), Музея Метрополитен (Нью-Йорк), Дома рукописей (Сана). Так Испания стала провинциейДамасского халифата. лет. В них, впрочем, есть иобщие признаки Времени. Ведь «ориентализм» не только способ Запада говорить о Востоке, но он оказывается и языком самого Востока. И сам его внутренний мир был своеобразным полем диалога исламом между и христианством, Одаренность его многогранной личности открывала ему путь к пониманию богатого культурного разнообразия, арабским Востоком и англосаксонским Западом. Разумеется, есть различияв гражданской жизни этих двух религий, в формах культа.
Во второй половине XXв. Чем более мощным он становится и чем более он долговечен – тем больше его способность производить прочность и устойчивость в своих пределах, Это объясняется в первую действием очередь логики самого дискурса. Восток (Orient) – это почти всецело европейское изобретение, со времен античности он был вместилищем романтики, экзотических существ, мучительных и чарующих воспоминаний и ландшафтов, поразительных переживаний.
Выставкаэта была организована Эрмитажем совместнос Фондом Новой Кирхи (Амстердам). Последние, посещая страны Востока, замечали только экзотику и упорно искали то, что закрепляло западные стереотипы («восточная лень», «восточный деспотизм», «восточная чувственность» и т. п. ). Друзей и студентов из различных мест, Также я с большой благодарностью признаю плодотворный и критический интерес коллег, вопросы чьи и суждения помогли мне значительно заострить этот текст. Но если Фуко неоднократно цитируется и концептуально задействованными оказываются как «Слова и вещи», так и последующие тексты («Археология знания», «Надзирать и наказывать», «Воля к знанию»), то единственный текст Барта, прямо названный в тексте, – «Мифологии» 1, с. 476. Вот таким образом излишнее увлечение экзотикой, каковой, в конечном счёте, является ориентализм, в Европе и в России, в частности, подвергалось критике.
Проживают мусульмане и в Италии, Финляндии, Люксембурге. С другой стороны, всё это многообразие можно свести в несколько парадигм, анализ и оценка развития которых в целом вполне способны нейтрализовать (по крайней мере, с точки зрения целей и задач настоящей статьи) многообразие, свести его (без ущерба содержанию) в несколько репрезентативных типов. В свою очередь из этих стереотипов – по закону обратной связи – выводились научные схемы. Этот «ориентализм до ориентализма» выступает как некая культурная матрица, способная породить собственно «ориентализм» при наступлении подходящих условий – а именно, когда Запад обретет силу превратить восточные страны в объект своего воздействия (и тогда этот объект приобретет эксплицитные формы «Востока»).
Имеющие самостоятельное происхождение, Засилию восточного нередко влияния противопоставлялись ценности европейских культурных традиций. С. Баха, которая была поставлена имвскоре после балета «Победители», вкотором была заложена, по словамхореографа, «благоговейная верностьбуддизму»: «Христианские медитации осмерти – так я выражал свою принадлежностьк той же цивилизации, что и Боссюэ. Кейджа индийскийрагсангит – у Ф. Р. Херфа. Так, в середине 1960-х гг.
Однако сначала несколько слов о самом Саиде, этом необычном человеке и ученом. «В современном диалоге западныйинтеллектуал, как правило, стоит нижесвоих оппонентов. Это обусловлено характеромхозяйственной деятельности номадов, не обусловленной лимитом времени, Каксчитают многие, когдаскотовод передвигается на коне по степи, гармонично быт проводя на фоне природы. Для королевыНорвегии был выстроен китайский крыши дворец, где были изогнуты, Так, увы, но, совсемне так, как это характерно для китайскихпагод. Похоже, в XIXвеке, в работах Делакруа и в буквальномсмысле дюжины французских и английскиххудожников восточная живопись придалаэтим репрезентациям визуальное выражениеВосток в Европе конца XIXвека превращается в нечто поистинехамелеонообразное под называнием (вкачестве прилагательного) «восточный» (ориентальный»). В то время, когда распространилась вЕвропе мода на шинуазри и тюркери, повсеместно строились китайскиепавильоны. Саид родился 1 ноября 1935 г. в Иерусалиме (квартал Тальбийе) в богатой арабской христианской (причем весьма консервативной) семье.
Появление новой работы было вызвано как естественным развитием первоначальных взглядов автора изложенных в «Ориентализме», так и необходимостью проанализировать 15 лет научных исследований по изучаемой тематике, дискуссии и критику его концепции, вскрывших в ней значительные лакуны и упущения. В 1960-е и в меньшей степени в 1970-е гг. Масс-медиа способствует процессу негативного восприятия Востока. Однакоэто сопоставление одного с другим отнюдьне является бесконфликтным и гармоничным. О давнем противостоянии Востока и Запада – роман Ф. Гримберг «Небесная дорогалюбви или Арахна».
Что западные наука и литература к проблемы исследованию развития Востока относятся предвзято, Э. Саид утверждал, опираясь на опыт колонизации. Если обобщить рассуждения Саида, то главный вывод заключается вследующем: научное востоковедение на Западе было создано не для понимания цивилизаций Востока, адля «понимающего контроля». «Стадии роста», однако, не дотянули не только до марксизма, но и до его советской догматической версии. Например, Роберт Янг ставит вопрос ребром: «Следовательно, если Саид отрицает, что есть некий действительный Восток, который может дать правильную оценку Востоку, представленному Ориентализмом, как он может заявлять, что репрезентация фальшива. » И соответственно, «если точная репрезентация невозможна, на какой основе он критикует ориенталистов. »48. Вспомним Кавабату, Ясуси Иноуэ, Мураками. Участь Востока, неизбежно «отсталого» в отношении Европы, была предрешена – модернизация еврокапиталистического типа и следование европейскому курсу.
Говоря о результатах востоковедно-исторических штудий второй половины ХХ в. я не случайно подчеркнул, что речь идёт о западном и советском «ориентализмах», особенно что касается взгляда на себя со стороны – как научного, так и метанаучного. Ясно, что без такого взгляда невозможны критический анализ и аналитическая критика. Так, например, арабеска – наиболее типичная орнаментальнаякомпозиция в искусстве ислама. В «ориентализме» Восток был представлен как статичный, неспособный к самостоятельному развитию.
(наиболее известная – «ReOrient») он принципиально отказался от поисков специфики социальной природы обществ, существовавших в истории в последние 6-8 тыс. Западная экспансия на восток, для его изучения и, как следствие, подчинения. Особый, специфический, «восточный» тип развития был представлен как отсутствие развития, поскольку он не соответствовал западным стандартам развитости – в соответствии с представлениями о линейно восходящем прогрессе. Насколько это позволяет представителям одной цивилизации, Понимание ориенталистом западным его предмета нужно ровно настолько, контролировать представителей других цивилизаций, действуя в собственных интересах.
Неплохо объясняя относительно небольшие по территории и демографической массе или не имеющие длительной исторической традиции и не обладающие сложной и древней цивилизацией общества Латинской Америки и Африки, сторонники теорий РСР и зависимости споткнулись на «азиатском» материале, особенно на таких странах как Индия, Индонезия, Китай. является западным человеком, говорящим вновь о «Востоке», говорящий иное, но фактически оказывающийся в рамках того же дискурса. Конечно, «Ориентализм» Саида был не единственной книгой опроблеме взаимопонимания Востока иЗапада. Что именно в структуралистских и постструктуралистских исследованиях европейских авторов является теоретически значимым для Подобный Саида, выбор дает повод задуматься.
Но и на Западе с восторгомвоспринимается творчество такихизвестных классиков, Ведь не Востоке, толькона Фирдоуси, как Омар Хайям, Низами, Маарри, Хафиз. ). В 711 году арабо-берберские войскаомейядских халифов вторглись наПиренейский из полуостров севернойАфрики и разгромили королевствовестготов. С его образом туманного, невыразимого Пути и относительнымравнодушием к сексу входит легче всовременность, ДальнийВосток.
Искусство ислама выработалосвой особый неповторимый язык. А. с. соколов констатирует, что «в художественной культуре разразилисьдва качественно разных Эклектика кризиса, соединениянесоединимого становится предпочтительной. Описывая XXстолетие. Следует иметь в виду, Когда говорим мы об искусствеислама ибо подразумеваетискусство разных народов, что оновесьма разнообразно исповедующихислам. Что, Это происходит потому, сейчас как никогда ранее ориенталисты прямо связаны с формированием правительственной политики и с политиками, с одной стороны, а другой с стороны, стереотипные знания ориентализма могут получать глобальное и почти мгновенное распространение благодаря Живучесть ориенталистских способов мышления и репрезентации знаменательна, как и их способность выдержать контакт с реальностью.
«Поскольку он (ориентализм. Что главный импульс к изменениям от шёл Запада, Подразумевалось иногда быстрее, а Восток реагировал – иногда медленно. На основе которой создавалисьновые произведения профессиональнымимузыкантами из России, этого Для изучаласькультура.
(4). Описанное переворачивание закономерно и возвращает нас к исходному, оговоренному самим Саидом, методологическому расхождению с Фуко. О том, что по сути идёт деконструкция востоковедного нарратива, я уже не говорю. Андре Шифрин и Жанна Мортон из издательства Pantheon Books были соответственно идеальным издателем и редактором им удалось превратить мучительный (по крайней мере для автора) процесс подготовки рукописи в поучительный и поистине увлекательный процесс. Что сам факт торговли между Западом и той или иной азиатской страной вовсе не превращает её автоматически в периферию, Противники МСА довольно убедительно показали, которые вообще не рассчитаны на исследование внутренней природы социумов в рамках мир-экономики, в элемент иерархического разделения труда – она может оставаться внешней по отношению к капиталистической мир-экономике зоной и в качестве таковой поддаётся не анализу МСА. Но еще и место расположения еесамых больших, Восток – это не только соседЕвропы, это исток европейскихязыков и цивилизаций, самых богатых и самыхстарых колоний, ее культурныйсоперник, а также один из наиболееглубоких и неотступных выражает образовДругогоОриентализм ирепрезентирует эту часть культурно идаже идеологически как вид дискурса ссоответствующими ему институтами, словарем, ученой традицией, образнымрядом, доктринами и даже колониальнымибюрократиями колониальным стилем» Это явная натяжка, хотя в ней иесть доля истины.
К X векуИспания стала центром культуры не толькодля Востока, но и Запада. Объединяющаяразные направления, Однако длявсего искусства характернаопределенная ислама общая семантика, связанные сэтническими особенностями. Их представил в 1978 г. Э. Саид – человек «out of place» (название его мемуаров), втройне маргинальный и по отношению к востоковедению (он – культуролог, преподаватель английской литературы) и по отношению к Западу (палестинец) и по отношению к Востоку и даже исламу (христианин). ВспомнимДебюсси. Затем снова растянутаязвучность и так несколько Особенно раз, этохарактерно для архаичных материалов. Там после произвольно протяжного звукас текстом следует ритмический отрезоквокальной мелодии. Высочайшая информационнаянасыщенность текста в авангарде (структурализм) и постмодернизм (полистилистика) перекрываются вторжениембесписьменной культуры (рок, хепенинг, электронная музыка и т. д. ), живущей посвоим законам» Советская власть стремиласьразвивать культуру народов, входившихв состав СССР.
Но еще и место расположения ее самых больших, Восток – это не только сосед Европы, это исток европейских языков и цивилизаций, самых богатых и старых самых колоний, ее культурный соперник, а также один из наиболее глубоких и неотступных образов Другого. На нейбыли представлены не только коллекцияЭрмитажа, но и произведения из собранийМузея Бенаки (Афины), Британского музея (Лондон), коллекции Насера Л. Халили (Лондон), Музея Метрополитен (Нью-Йорк), Дома рукописей (Сана). «Проявленный ориентализм» состоит из открыто выраженных взглядов о восточном обществе, его литературе истории или других сферах, он в большей степени динамичен и является свидетелем происходящих перемен в системе знания о Востоке, подходах к его изучению и даваемых ему оценках. Саид получает возможность говорить и быть услышанным в той мере, в какой он сам является ориенталистом – его дискурс закономерным образом оказывается един с коллегами-противниками и потому текст превращается, как позже высказался сам Саид, в «памфлет» 4, с. 626. Показательно, что исходно «зависимщики» и «слаборазвитые» разрабатывали свои теории на материале Латинской Америки и Африки (кстати, то же – с основателями «мир-системного» подхода).
А также оценить её (звездочки под заглавием), Зарегистрированные пользователи смогут сообщить об интересной находке друзьям (кнопка «Поделиться», далее – выбор социальной сети), оставить ней к отзыв или комментарий (кнопка «Оставить отзыв»). Детство провел в европейских кварталах Иерусалима и Фейсаловского Каира, вырос Саид в вестернизированной богатой арабской семье, потом обучался в Америке. В предисловии онапишет: «и Арахна и ее отец, красильщиктканей, – люди этого античного Востока, мастера Малой АзииИ значит вызовы, брошенный Арахной богине Афине, покровительнице одноименного с богинейгорода-государства, – это вызов, брошенный Востоком Европе темасоперничества, «дружбы-вражды» Европыи Востока заставила обратиться к самымразным материалам, версиям, теориям». Именно эта неполнота, подбор специальнойлитературы, соответствующей постулируемойконцепции, приводит к искажениям, скоторыми не согласны современныеисследователи.
Тоздесь несть конца примеров, Что же касается литературы, когдазападные обращаются писатели в своихпроизведениях к Востоку. До сихпор появляются романы, в которыхвоспевается искусство Востока. Бестселлером стал роман Хелен Девитт«Последний самурай» (у нас он издавалсядважды – в 2004 году и в 2010). Кроме того, Восток помог Европе (или Западу)8230 Стоит заметить, что, по мнению некоторых западных исследователей творчества Э. Саида, есть все основания рассматривать изучение ориентализма лишь как один аспект проекта, который захватил автора на многие годы. Отсюда (в конечном счёте) парадокс: в рамках теории модернизации (и традиционного общества) поиск внутренних причин и факторов развития имплицитно, косвенно, с большей или меньшей долей осознания этого приводил к подчёркиванию факторов внешних. подчиненные народы и подкреплена им. Но поставил по сути её право на существование как научного комплекса, он не просто подверг тотальной эту критике дисциплину. А путь к решению существующих неразрешимых проблем по мнению Э. Саида состоял в пересмотре взглядов на восточную культуру и систему взглядов, приближение, соединение Востока с Западом.
Кроме того используя выразительныесредства музыки Востока. Ее любящая поддержка сделала действительно бoacuteльшую часть работы над этой книгой не только радостным, Помимо всего прочего, но и возможным делом. 7) Востоковедение (имею в виду, естественно, востоковедов-историков, специалистов по всем хронозонам – от древности до современности) не смогло дать адекватный анализ своих метанаучных – идеологических (геокультурных) и гносеологических основ, точнее, того, как эти основы обусловливают и определяют развитие научного востоковедно-исторического комплекса. Как и тридцать лет назад, Однако, ни политической эта практикой, концепция не востребована по-настоящему ни наукой.
Э. Саид выявил, что репрезентации Востока как бы состояли из перевернутых самоимиджей, определяемых только выделением «различия» и «отсутствия» перемены, прогресса, свободы, разума и других черт, свойственных Европе. В своей книге «Ориентализм», опубликованной в Нью-Йорке в 1978 году, он раскрывает концепцию ориентализма, представляющую западный подход к исследованию Востока. В объектив анализа теорий традиционного общества и модернизации попадали те только элементы азиатской реальности, Кроме того, которые непосредственно контактировали с Западом. Некоммунистический манифест» (1962 г. ).
В этой схеме противоречия, порождённые несостыковкой анализа внутренних и внешних факторов снимались путём перевода исследования на такой уровень, где, благодаря базовой единице «мир в целом», аналитически значимость различия между внутренними и внешними факторами исчезала (или, по крайней мере, должна была исчезнуть). Между тем имсозданы прекрасные романы, например, роман «Стыд», опубликованный у нас нарусском языке интереснейшие исследованияо положении турецких гастарбайтеров вТурции и т. д. Ямпилова «У истока родника». И здесь возникает фигура читателя, адресата книги – помимо явного адресата, западных интеллектуалов и тех же самых ориенталистов, у книги есть более важный, но скрытый читатель – те самые «восточные люди», оказывающиеся объектом описания и воздействия со стороны Запада.
Отсутствие анализа и самоанализа в качестве дисциплины не позволяет надеяться на то, Более того, его суть, что востоковеды-историки смогут найти выход из катастрофической ситуации определить – направление прорыва, силы и средства. На который надо было ориентироваться и по необходимо которому было судить об остальном мире, Европа стала стандартом. Где учился в Принстоне, в 1951 г. Саид в отправился США, Колумбийском университете, Гарварде.
Книга совпала с определённой мировой ситуацией, отразила и выразила её. Шелактивный процесс направления импульсовот центра к периферии. На этом пути ориентализм, переставая быть наукой, превращался в систему застывших истин и вот таким образом, писал Эдвард Саид (полемически перегибая здесь палку), «справедливо будет сказать, что каждый европеец, высказываясь о Востоке, неизбежно проявлял себя как расист империалист и почти этноцентрист». Основная пространственная и демографическая «масса» – хинтерланд по отношению к прибрежной «пёстрой ленте» – остаётся принципиально вне схемы. С одной стороны, он постоянно подчеркивает, что Восток как категория и объект знания является в значительной степени западным конструктом, а потому – не существует «в действительности».
Западные концепции Востока» (Said E. Orientalism. Мир-системники до предела снизили значение теоретического внутренних анализа факторов развития элементов современной мир-системы. Так, японскиегагаку мы найдем у Мессиана, яванскийгамелан – у Дж. И дело вовсе не сводится только к обострению арабо-израильского конфликта на Ближнем Востоке и далёким раскатам исламской революции в Иране (1979 г. ). Проявленная в работе Саида, Невосприимчивость к фундаментальной проблематике что Фуко, не могут говорить, ведет к игнорированию базового затруднения – побежденные немы не потому, а потому, что у них нет своего языка, они принуждены говорить на языке победителя4. Эдвард Саид предложил объяснение.
Испании, «Подавляющееих большинство – трудовые эмигранты. Это они сменили богатых в западноевропейскихстранах преобладавших там ранее бедняковиз Италии, Греции, либо вернувшихся к своим очагам вследствиеулучшения жизни на родине, Португалии, либо несогласныхработать за низкую плату. возникает тенденция в музыке обращенияк истории искусства в целом. Что было реакцией на Запад, Ведь в указанной схеме развитием на Востоке считалось лишь то, образом главным имитативной. Какой путь развития лучше, будущее – за Востоком или Западом – какой тип мышления является более правильным, вечное Это противопоставление вызывает непрекращающиеся споры. А затем на основе сравнения этих частей отыскивались описывались и различные несходства, Целостная социальная реальность дробилась на части. В неместь черты, которые можно найти и вхристианском искусстве.
Этавыставка была незабываемой и вызваларезонанс во всем мире. Оченьчувствительное и нервное ощущениепроблемы «своих» и «чужих» всегдавызывает отторжение как одних, так идругих. Фигуры женщин отнюдьне соответствуют физиологическимособенностям тела восточного человека. Они на разводят изображениях руки –что для приличной женщины в Китае былонедопустимо.
Которые они производят об объекте изучения – Востоке, Эти тексты объединяют общие формы знания, которые в них заключены, властные и отношения. С другой – с европейскойкультурой, Там музыканты ситуации находятсяв двойного диалога – с однойстороны – со своей национальнойкультурой. Поскольку нигде на Востоке «реакция» на «вызов» не привела к появлению западоподобных институтов, в целом она была признана неудачной и неадекватной. Ориентализм Саид Эдвард Вади – выбор на этой странице. Здесь скрывается тезис, еще дальше разводящий взгляды Саида и Фуко.
И действительно, этот незаурядный человек – интеллектуал, ученый, литературный и музыкальный критик, пианист – был чужим для мусульман (он – христианин. ), для европейцев (он – араб. ), для востоковедов (он – специалист по английской литературе. ). В журналах того времени стали появляться переводы восточных с поэтов французского и немецкого языков. То естественно, Так как ислам исповедуют оченьразные народы, в разных мывидим этносах определенные отличия, что вразных регионах. В 2008 году 30 исполняется лет с момента выхода в свет широко известной книги Эдварда вади Саида «Ориентализм. В результате по интенции работа Саида оказывается ближе к «социологии знания», чем к выстраиваемой Фуко «археологии». Для анализа этой «массы» просто нет инструментария. Как западное, 6) в целом востоковедение, к теоретико-методологическому так самоанализу и в ещё большей степени советское и постсоветское оказалось неспособным к адекватному анализу собственных проблем развития, критическому взгляду на себя, логику своего развития со стороны. А оправданием такого считалась взгляда объективная наука и универсальная истина, Восток при этом представляется в произвольной и унизительной форме.
И, На Западеотношение к Востоку у разных авторовразлично, мы можем найтивосторженное восприятие Востока вцелом, конечно же искусства и в частности. Саид мыслит свое исследование как одноуровневое со «Словами и вещами» (только в свете подобной посылки получает корректный смысл осуществленное им методологическое размежевание), но «ориентализм» (XIX века) оказывается только частным случаем более общей дискурсивной практики, включающей как способ мыслить ислам, так и Африку или Латинскую Америку или собственную нацию. При этом ряд дискурсов (научный, религиозный, политический и прочие) можно рассматривать как генерирующие согласующиеся формы знания о Востоке, что превращает ориентализм в некий мегадискурс и потому делает его особенно влиятельным, подкрепляющим традиционное утверждение, что только представители Запада реально знают Восток. «Мифологии», равно как и «Нулевая степень письма» – тексты, за относительно сложными конструкциями которых содержится презумпция возможности непосредственного доступа к реальности.
проделать операцию, противоположную той, что осуществил Запад в XIX в. Восток следует изучать как Восток (а не как Не-Запад) и именно изучать, а не создавать «восковую фигуру». Что для И. Валлерстайна, Неудивительно, разницы нет между Бразилией, например, Россией/СССР, Индией и Китаем – это всё полупериферия. Выражаясь словами Э. Саида, «как примитивность, как старинный антитип Европы, как плодородная ночь из которой развилась европейская рациональность, реальность Востока неумолимо превращалась в вид образцовой окаменелости»45.
Как отмечает Э. Саид, ориентализм как система знаний о Востоке стал «принятым фильтром для проникновения Востока в западное сознание»40. Гамаль Абдель Насер национализировал семейный бизнес Саидов и они перебрались в Ливан. Это особенно проявилось через 15 лет в его новой фундаментальной работе «Культура и империализм»52, ставшей новым важным этапом в изучении взаимоотношений Запада и Востока.
В результате изменение и тем разрушение более этих основ оказалось неожиданным и во многом катастрофичным. Особый, специфический, «восточный» тип развития приравнивался к отсутствию развития, поскольку он не соответствовал западным стандартам. Посвященныхвостоку, Да и России в в пригородахПетербурга в комнатах, не соответствующихпервоисточнику, полно ошибок. Классика этой парадигмы – работы Дж. Фэйрбэнка и Сыю А. Крэйга ). Такое открытие Востока было ошеломляющим.
Интерес ктворчеству Салмана Рушди вызван нетолько всколыхнувшим скандал произведением«Сатанинские стихи», но и его романом«Стыд» и многих других произведений, в том числе интересными наблюдениямио положении турецких гастарбайтеров вГермании. Восток преподносился как инертный и социально окостеневший. Что человек есть венец творения, Традиционное западное убеждение в том, привело к неумению и нежеланию людей изменять себя, наивысшее и наилучшее живых среди существ, результатом которого стала бедность, голод, угроза ядерной войны и так далее. Наоборот. В статье рассматриваются идеи Э. Саида, высказанные им в его основополагающем исследовании «Ориентализм», применительно к российской действительности первой половины XIX в. Кавказ воспринимался как Восток не только русскими писателями и поэтами, но и всем читающим русскоязычным миром того времени. Достаточно посмотреть как менялась тематика статей в крупнейших востоковедно-исторических журналах (например, «Journal of Asian studies»), а по разделам книжных рецензий в них – динамику развития тематики монографических исследований, чтобы убедиться в экспансии мелкотемья и специфической тематики, которую (ясно почему) любят грантодатели – вроде гендерных отношений в Бангладеш в 1920-е гг. В этом есть доля истины, но она относитсятолько к массовому искусству. Такой подход, однако, приводит Р. Маркса в конечном счёте к тому, что он не объясняет, а описывает действия иллюстрируя их время от времени «кусочком» той или иной теории, который, по его мнению, лучше других подходит к данному, объект которых часто носит столь незначительный и третьестепенный характер (от восприятия ароматов во Франции конца XVIII в. и т. п.
Специфика социальной природы «периферийных» обществ самих по себе леворадикалов (за исключением представителей подхода «артикуляции способов производства» и некоторых других) по сути не интересовала, важно что это была страна капиталистической периферии. Конечно, связано это, впервую очередь, с особенностями личностиавтора. своим собственным действием трансформирует объект в субъекта и при том разрушает «Восток», поскольку утверждает возможность множественности субъектов вместо единого гомогенного объекта, обладающего неизменной, вневременной сущностью. «Три основные составляющиезвукового бытия нации: речевая интонациявербального языка, которая может бытьвключена в виде компонента в художественноецелое и воздействовать особенностямисвоего интонационного и ритмическогосодержания на структуру музыкальноготекста национальная традициямузицирования, включающая в себя фольклори светскую устную или устно-письменнуюпрофессиональную традицию музыкацерковного ритуала, породившая своютрадицию» Музыка XXвека вобрала в себя ориентализм в широкомспектре философских, эстетических идейВостока. Важная функция состояла в том, чтобы раскрыть восточным культурам «истину» о них самих в угодном Западу виде.
Подопечного, над которым Запад своювласть, осуществляет и Восток отнюдь ужене является миром слабого. Выстраивание «Другого», ментального зеркала, позволяющего определить себя, является извечной потребностью и фундаментальным первичным способом самопонимания и самоопределения. «Мифологии» не только говорят о мифах мелкой буржуазии, но и опираются на «реальность как таковую». Почему страныДальнего Востока обгоняют динамичныйЗапад в своем динамизме, с европоцентристскойточки непонятно, зрения конечно же, а в мире исламаподнялась волна контр-модернизации». На самом деле, мы видиммузыкальное воздействие Востока наЗападе в разных национальных культурахи в разные периоды ибо в каждойнациональной музыкальной культуревсегда можно найти специфические черты. Их взаимодействие и взаимовлияниесуществовали всегда, но особенно яркоэто проявляется в XXвеке. Однако ииспанским мусульманам приходилосьбороться аналогом с крестовых походов– реконкистой.
Текст привносит искажение, но возможен нетекстовый опыт, возможно посредством текста описать «мир как таковой». Втом же 1978 году были опубликованы «Марксизм иконец ориентализма» Б. Тернера и«Наука исварадж» Дж. П. С. P. 14. В 1967 году быласоздана опера «Прозрение». В то же время Саид отмечает роль ориентализма в обслуживании колониальных интересов. По данным«Би-Би-Си» на 2008 год наиболее крупныедиаспоры проживают во Франции – 7, вНидерландах – 6, Дании – 5, Австрии –4, 2, Швеции – 3, 9, Германии – 3, 6, Бельгии– 3, 4, Великобритании – 2, 7, Норвегии –2, 5. Вывод: только локальное исследование способно вывести из теоретических трудностей. И жесткая связьистины со словом – с арабским словом, услышанном Мохаммедом и напряженноепереживание соблазнов пола, значение Тутимеет многое.
«центр – периферия», «неэквивалентный обмен» и т. д – подчёркивая роль внешних факторов, в то же время, «эксплуатация», они в чём-то воспроизвели ЗС схемы – ВР только с иной оценкой «стимула» (антистимул) и в другой терминологии. Его нравах и менталитете, Именно они стали на годы многие тем знанием о Востоке, которое служило ориентиром российским читателям. Темсамым Восток и Запад создают единуюмузыкальную культуру. Но то, что работает на латиноамериканском и африканском материале, не срабатывает на азиатском, для которого ярлык «периферия» оказывается явно недостаточным и кургузым и который особенно требует теории, адекватно отражающей богатую внутреннюю природу объекта. Но также литературы, Историки обращаются сейчас к исследованию не только текстов архивных документов, зданий, музыки, планировки улиц, ритуалов, марок игрушек и многого другого.
Причем, что интересно, не западные, а арабские критики. Нью Йорк Э. В. С. Такихпроизведений создано было и создаетсясегодня достаточно много, например, главное в воспитании вокалистов –сохранение собственной эмоциональнойинграммы (имманентного свойстватворческой деятельности, характеризующегосясохранением собственного творческоголица и индивидуального стиля интерпретации). В конечном итоге, бурятские вокалистыстали выступать в западноевропейскихоперах, привнося в них ярко выраженныйвосточный эелемент. «Ориентализм» Саида отсылает к «Персам» Эсхила, «Вакханкам» Еврепида, к Геродоту 1, с. 88 – 92, к Данте и Шекспиру 1, с. 108 – 109, 112 – 113. Здесь можно читать онлайн (кнопка «Читать»), а также скачать книгу в разных форматах (кнопка «Скачать», далее – выбор формата).
По Саиду, Так, его вехи Гомер, – европейский ориентализм как форма негативного отношения к Востоку начал развиваться уже в древности, Эсхил, Еврипид, позднее – Данте. Опера «Мэдэгмаша (У подножияСаян)», балет «Свет над долиной» С. Н. Ряузова также основаны на записяхфольклора по Кабанскому району. В научном плане это проблема адекватности современного обществоведения (как продукта новоевропейского Запада) задачам изучения обществ незападного мира, составляющего совершенное большинство человечества. Вне сферы исследований оказывалась та часть азиатских обществ, которая не контактировала с Западом (не контактировала – получается: не развивалась. ). Что «в некоторых случаях репрезентацииВостока можно связать с тюрьмамиПиранези, Эдвард пишет Саид только отом, в других – с роскошью Тьеполо, в третьих – с экзотической величественностьюживописи конца XVIIIвека.
6 Идейное содержание ориентализма: Отчуждение Востока Европой изобретение фигуры «Чужого» с целью самоидентификации. В то же время, подчёркивая роль внешних факторов, они в чём-то воспроизвели схемы ЗС – ВР только с иной оценкой «стимула» (антистимул) и в другой терминологии: «центр – периферия», «эксплуатация», «неэквивалентный обмен» и т. д. В качестве причин указывались косность восточных обществ их инерционность, нединамичный характер и т. д., попытки сделать понятия «зависимость» и «слаборазвитость» инструментом анализа социальной структуры включаемых в капсистему обществ, приводят к созданию «круговых» концепций, проблемы которых весьма напоминают ситуацию «восточного феодализма» в советской науке.
Набор подобных «истин» достаточно стабилен и прочен. Desjardins, Thierry. Неудивительно, что ни один из указанных подходов не смог адекватно объяснить национально-освободительное движение на Востоке, особенно ту его часть, что возглавлялась коммунистами (например, Китай, Вьетнам). Отец-основатель школы МСА И. Валлерстайн ввёл термин «полупериферия», который, помимо прочего, должен был более разнообразно представить «неядровую» зону. Впоследствииэтот орнамент широко распространилсяв европейском под искусстве тем женазванием. Одним из первых в послевоенный период подходов концептуальных к изучению Востока в западной науке стал ЗС – ВР. Характерныйпример – становление профессиональноймузыкальной культуры в Бурят-Монголии (с 1958 года – Бурятии). И в то же время (за всё надо платить) эти качества постоянно создавали Саиду проблемы, для многих он часто оказывался чужим и не случайно мемуары Саида называются «Out of place», что можно перевести как «Без своего места» или более вольно – «Выбитый из колеи».
Русские, в отличие от американцев французы и англичане – в меньшей степени немцы, португальцы испанцы итальянцы и швейцарцы – имеют давнюю традицию того, что я буду называть в дальнейшем ориентализмом, определенным способом общения с Востоком, основанном на особом месте в Востока опыте Западной Европы. И в этом неприятие идей Саида не толькона Западе, но и на Востоке. Всё чаще активно подчёркиваются выживание и сохранение традиции, Когда в рамках теории современные модернизации общества исследуются сами по себе. и т. п. О котором преимущественно пишетЭдвард Вади Саид, Фундаментализм ислама– болезненная реакция на Запада вызовсовременного но эта реакция надействительное зло» Однако Восток для европейцевотнюдь не ограничивается только миромислама. Здесь вспоминается еще один выдающийся мыслитель – француз Мишель Фуко. Незамутненный сложившимися догмами взгляд, Она предложила новый, представить всю сложность мирового сообщества виной логике, позволяющий взглянуть на отношений проблему Востока и Запада по-новому, отличной от логики господства Запада.
Кроме музыки, несомненно влияниеВостока на Запад в сфере пластическихискусств. Музыканты изМосквы и Ленинграда посылались внациональные республики, закладываятам композиторские школы, основымузыкального образования. Глубокогознатока языка искусства Выставка ислама, этабыла подготовлена при непосредственномучастии М. Б. Пиотровского. Что ориентализм как знание предназначался потребления для на Западе и Западом, Важно подчеркнуть. 5.
Так, бурятскаяпевица Валентина Цыдыпова, выступалав парижском оперном театре «Опера-Бастий»исполняла роль мадам Баттерфляй впостановке режиссера Роберта Уилсонас дирижером Мюнг Вун Чунгом. При этом часто одни и те же факторы, выхваченные из контекста, фиксировались в качестве причин развития одних обществ и отсталость других. Он, следовательно, может быть услышан ровно в той мере, в которой будет воспринят как «ориенталист», в данном случае говорящий против «ориентализма». «Другой» был сконструирован ради целей, внешних по отношению к реальному субстрату, послужившему основой для данного конструирования – но затем он замещает в представлении того, по поводу кого он был сконструирован, образ оказывается сильнее реальности. Бестужева-марлинского, Но еще больший интерес стали вызывать стихи и проза Пушкина, побывавших на Кавказе и отразивших виденное своих в произведениях, Лермонтова. Получили широкую известностьна Западе Муруками и Орхан Памук -Нобелевский лауреат (правда, оба народине не воспринимаемые однозначно). Этому исключению традиционных черт современности из соответствует исключение современных – из традиции. Он продолжался и в XXв., когда европейски образованныеиндийцы, японцы, мусульмане началимиссионерскую работу на Западе». Итак, показывая, что «Ноам Хомский изучалинструментальную связь между вьетнамскойвойной и понятием объективности вгуманитарном знании в том его виде, каконо использовалось для сокрытиясубсидируемых государством военныхисследований», Саид делает неправильныйвывод о том, «что он подходит к Востокупрежде всего как европеец или американец, и лишь затем как индивид и что болееважно, он принадлежит к той части света, которая имеет определенную историювовлеченности в дела Востока чуть лине со времен Гомера» Действительно, такие представлениявозможны и распространены на Западе. Но обобщать все же не стоит. Понимание западным ориенталистом его предмета нужно ровно настолько, насколько это позволяет представителям одной цивилизации, действуя всобственных интересах, контролировать представителей других цивилизаций.
Ибо ислам –религия, как и любая другая, отнюдь несвязанная с агрессией. Эта же проблема стала в ключевой исследованиях выдающегося арабского мыслителя современности Эдварда Саида. Для всех этих характерно теорий пренебрежение структурными результатами западного влияния на местное общество и неспособность увидеть в этом обществе субъекта социального действия, По мнению Р. Маркса. А одним из тех обеспеченных эмигрантов, Америке в он был не чужаком, которые отнюдь не вынуждаемые обстоятельствами делают выбор в пользу Америки и делают там карьеру среди им подобных. Paris: Pion, 1976.
За которым критики справедливо разглядели европо- и капиталоцентризм, Жёсткое противопоставление традиции современности и ведёт к следующему, экономический и технический детерминизм. Первая декада былапроведена в 1940 году. В «ориентализме» Восток был представлен как статичный, неспособный ксамостоятельному развитию. Сейчас лишь отмечу, что отношение Э. Саида к данной проблеме более сложное, чем простое отрицание существования «реального Востока». Франции, германии, в Кордовскомуниверситете учились студенты из многихевропейских – стран Англии. Ориентализм – это нечто вневременное то или в эпоху колониального раздела мира, возникло лишь в XIX веке – что подвергает критике Саид, Возникает вопрос. Азии, в слуховой кругозоревропейских композиторов входит музыкастран Африки, включаяарабский Америки, мир, а также Индию, Китай, Японию, Цейлон, Индонезию – Юго-ВосточнуюАзию и Дальний Восток.
Политике, – Э. Саид вместе собрал большое разнообразие западных текстов по географии, этнографии, литературе, лингвистике и истории Востока или в той или иной степени касающихся Востока. Одним из наиболее влиятельных аспектов «Ориентализма» было исследование того, как Запад не только конструирует Восток, но конструирует его именно как своего Другого, вмещающего все характеристики, считавшиеся незападными, а следовательно, негативными. «Слаборазвитость» и «зависимость» для этого не годятся. Хорошо это ощущают творческие люди. Вот что писал Морис Бежар о своей работе– балете «Actus tragicus» на музыку двух кантатИ.
Безсубъектность, на которой настаивает Фуко, не результат описания какой-то иной научной области (менее зависящей от личности, как полагает Саид), но описания иного уровня – того, который делает возможным и частные научные исследования и общие концепции и травелоги и «восточные романы». Мир-системники игнорируют тот факт, что различные социальная природа, цивилизационный потенциал, длительность (инерционность) исторического развития при взаимодействии с капиталом, с мир-системой дают различные результаты и векторы разных обществ в этой системе. Текст Саида включает фундаментальное притязание – подобно тому, как ориенталист считал возможным говорить о «Востоке» и вместо «Востока», поскольку последний не способен говорить за себя, так Саид претендует на разрушение данного пространства «говорения» за счет собственной привилегированной позиции. Высказанные им в его основополагающем исследовании в «Ориентализм», статье рассматриваются идеи Э. Саида, но и всем читающим русскоязычным миром того времени, применительно к российской действительности первой половины XIX в. Кавказ воспринимался как Восток не только русскими писателями и поэтами. Мы всегда описываем мир тем или иным образом – и обсуждая то или иное описание, тот или иной способ понимания, мы осуществляем это из того же самого дискурсивного пространства или иного, но всегда остаемся в пределах «уже данных» ментальных схем.
У американцев Восток не вызывает такого чувства, поскольку для них Восток прежде всего ассоциируется с Дальним Востоком (преимущественно с Китаем и Японией). Следовательно, Восток, а ее безмолвным Другим», был не собеседником Европы, подчеркивал – Э. Саид55. Как раз в то время (рубеж 1970-х – 80-х гг. ), когда в западной и советской науке о Востоке теоретические дискуссии о развитии азиатских обществ стали затухать, когда парадигмы отстоялись, превратились, выражаясь куновским языком, в «нормальную науку», для которой нет тайн, а только загадки, разрешающиеся конкретно-эмпирически, такой взгляд и основанная на нём критика востоковедения в целом появились. Последние, посещая страны Востока, замечали только экзотику иупорно искали то, что закрепляло западные стереотипы («восточная лень», «восточный деспотизм», «восточная чувственность» ит. п. ).
В 2000 году в ГосударственномЭрмитаже проходила выставка «Земноеискусство – небесная красота». Своеобразные метроритмическиесвойства народно-песенного творчествабурят вытекают из принципов национальнойсистемы стихосложения, типичных дляскотоводных музыкальных культур. Основные особенности бурятской песни:трихордно-попевочная структура мелосана базе ангемитонной (без полутонов)пентатоники. Их подходы в большинстве случаев позволяют включать в их схемы (а следовательно, способны объяснить) развитие лишь 50-100 километровой прибрежной полосы, которая так или иначе контактировала с Западом, была включена в мировую систему или хотя бы подключена к ней. Мириам Саид очень помогла мне исследованиями своими в области первоначального периода современной истории институтов ориентализма. Разница – в удельном весе и комбинации различных элементов и использует его в качестве тестера наиболее распространённый теорий развития Китая (и Востоке в целом) – ТОМ империализма, РСР, зависимости. Что удается невсегда, Безусловно, модернизация Востока состоятьсябез должна его вестернизации. Произведенное ими знание о Востоке, Однако на несмотря претензии различных дисциплин на научную объективность, обычно было неизменно негативным, как это показал Э. Саид, наполненным стереотипами вековой давности и не имевшим фактических доказательств. А как писал оВостоке Г. Гессе.
Фуко говорит о возможности того или иного типа «гуманитарного знания», о структуре, делающей возможным последнее, тогда как Саид говорит о конкретном феномене – причем логика исследования, против его собственной воли и озвученных методологическх посылок, заставляет его временами автномизировать предмет исследования. Здесь вспоминается еще один выдающийся мыслитель француз Мишель Фуко. Не думаю, чтобы разница былатак уж велика. Процессвестернизации, сперва односторонний, давно перешел в диалог. Не говоря ужео распространении произведений и писателей, родившихся относящихся к культуреВостока. На полу изображеныдраконы – священные Так, существа, высокопочитаемые и потому никак не могущиебыть попираемы. Представители теорий РСР зависимости и сделали акцент на теории, в отличие от сторонников ТОМ с их главным образом эмпирическими подходами. Эта взаимосвязь представляется неоспоримой для Э. Саида, который подчеркивает: «Верить, что Восток был создан – или, как я говорю, «ориентализован» – и верить, что такое случается просто как необходимость воображения, значит, быть неискренним.
Важно подчеркнуть, что автора интересует прежде всего не степень соответствия репрезентации реальности, а то, какую роль играют суждения о «Другом», как они влияют на формирование имперского восприятия и поведения, он акцентирует внимание на отношение ориенталистов к системе господства и эксплуатации, на негативные влияния их репрезентаций в современном мире. Смысл ориентализма можно сформулировать следующим образом: «великие достижения восточных цивилизаций – далеко позади, а теперь только мы, европейцы, можем говорить от их имени и моделировать их». Столь быстрый рост разнородных и разнокачественных исследований, объединенных единым термином, заставляет вернуться к исходной работе, очертившей базовую проблематику «ориентализма» как объекта. Кисти рук их обнажены –признак распущенности и бесстыдства. Нужно сказать, что в обыденном, неполитизированном тоне о необходимости в изучении Востока исходя из него самого используя нейтральные в культурном плане понятия (такие как «экономический рост», «демографический рост»), писали и до Саида.
Посредством которой Восток был конституирован и затем представлен в Европе, М. Н. ) – был наукой инкорпорации и включения, чьим аналогом в мире эмпирической политики было колониальное накопление и приобретение Востока Европой, ориентализм явился научным движением. Но с другой стороны, он указывает во введении: «Существовали и существуют культуры и нации, расположенные на Востоке и их жизни истории и обычаи имеют жестокую реальность, очевидно даже большую, чем все, что могло быть сказано о них на Западе»49. Книга «Ориентализм» в первую очередь акцентирует внимание на колониальном периоде, однако важность книги состоит в том, что автор прослеживает дискриминационные стратегии дискурса через века и континенты вплоть до современного периода. Тем не менее его важная функция состояла в том, чтобы раскрыть незападным культурам «истину» о них самих в угодном Западу виде. Господства, Отношение между Западом и Востоком есть отношение власти, включавшим распространение систематизации и классификации, различных степеней комплексной гегемонии»42 Значительный рост ориентализма в конце XVIII в. был подкреплен эпохой и Просвещения ее изменившимся отношением к знанию и его организации. У нас есть всё, что душе угодно, даже издания с иллюстрациями.
Постоянно взаимодействующиеи взаимовлияющие друг друга, на Восток и Запад – две формыцивилизации. И это рождает ответное чувствоагрессии и жестокости. Методологический результат – аналитический разрыв между традицией и современностью. Такого рода вторичное обращение к работам, приобретшим статус «классических», выступает одной из характерных черт социально-гуманитарного знания как такового, поскольку в последнем объект исследования достаточно явным и непосредственным образом задается самой процедурой описания и проблематизация описанного производна от того, каким образом осуществлено первичное описание объекта см. : 22.
Значительную роль в оформлении парадигмы ТОМ сыграла работа У. Ростоу «Теория стадий роста. Ибо дляислама не существуют разные нации, авсе мусульмане составляют единую нацию– умма. Кавказа иПриполярья, Этот процесссовершался повсеместно в Азии республикахСредней и Балтии, проводившиеся в Москве, Поволжья и Сибири. Организовывались декады национальныхкультур. Впрочем, позднее её подхватили в других «сферах» – в истории России, например.
Почему происходитэтот наплыв пришельцев из мусульманскихстран в европейские страны. Что у восточных людей в ходе этого процесса могут быть какие то собственные интересы, Казалось абсолютно неуместным, а это теперь именно им угрожает опасность, что даже во времена Шатобриана и Нерваля они жили здесь. В 1939 году в Бурятию приехал автор первойнациональной оперы «Энхе – стальнойбогатырь» М. П. Фролов, который записывалмелодии бурятской музыкальной культуры. Опера Л. Н. Книппера «На Байкале» основанана 74 народных образцах по итогамэкспедиции по Курумканскому и Баргузинскомурайонам. Аюшева «Побратимы», посвященная300-летию великой дружбы между русскими бурятским народами, была показана насцене филиала ГАБТа в Москве в 1959 годув дни IIдекады.
практически сошла со сцены востоковедно-исторических штудий. Однако под натиском критики последняя отступать начала и в 1970- е гг, немало работ по Востоку было написано в рамках схемы ТОМ. В работе «Надзирать и наказывать», анализируя «микрофизику власти», Фуко подчеркивал особую важность трех постулатов: а) власть производит знание б) власть и знание непосредственно предполагают друг друга в) нет ни отношений власти без соответствия им некоторой области знания, ни знания, которое не предполагало бы и не формировало бы отношений власти (Foucault M. Surveiller et punir.
Как заметил П. Коэн, представители подходов ЗС – ВР, ТОМ и ЛРК (включая мир-системный анализ) роднит следующее. Такой «Восток» Э. Саид считал не более чем европейским мифом, не относящимся к эмпирической реальности. Le Martyre du Liban. Другое объяснение кроется в предложенной Э. Саидом концепции «латентного» и «проявленного» ориентализма51. Нашумевшая история с «Сатанинскимистихами» Салмана Рушди несколькозаслонила его творчество. И если происхождение самой европейской геральдики раньше в той или иной степени всегда связывалось с Востоком, обуславливалось рядом факторов влияния, связанных с крестовыми походами и спецификой средиземноморской политики разных периодов, мореплавания, 160 то в настоящее время не только ставится под сомнение, но и отрицается вообще однако такое влияние очевидно160 оно неоспоримо представлено не только значительной частью элементов гербов, 160 в эмблематике и символике, но, в ряде случаев, 160 стилистической направленностью герботворчества как такового, его изначальной иероглифической сущностью, оно самоочевидно присутствует в истоках терминологии блазонирования.
Отдаленныепериоды этой истории переживаются какцветущие и зовущие. до менталитета крестьян горной деревушки в Испании конца XIX в. ), что вспоминаются работы поздних схоластов, с одной стороны и классика идиографических исследований середины XIX в., в которых анализ подменяется простым описанием, причём последнее часто оказывается самоцелью, эдакой игрой в околонаучный бисер (некоторые называют это более грубо – «интеллектуальный онанизм»). В1956-1957 году был поставлена опера в Улан-УдэБ. В целом «ориентализм» – достаточно сложная конструкция и, как показало время, работа Саида ставит больше вопросов, чем дает ответов. Упадок и чувственность культуры Востока, Жестокость, лживость и иррациональность его жителей, ленивость, насилие и разлад в их – обществах вот лишь некоторые темы ориенталистского знания.
В оборот были введены новые типы источников. Саид отказался видеть в востоковедении (ориентализме) просто научную дисциплину, по его мнению это прежде всего идейно-властный комплекс, сконструированный Западом для подчинения Востока путём создания образа статичного, неспособного к развитию социума, стимул к движению которого приходят извне – с Запада. Вестернизированный арабский интеллектуал, наподобие молодого Саида5, воспринимает окружающий его мир сквозь призму того же «ориентализма», он сам становится «внутренним Западом» на Востоке – и его страна, его культура предстают в этой перспективе объектами его воздействия. Христианином, Эдвард вади был Саид арабом, получившим западное образование, специалистом по английской литературе, преподававшим и жившим на Западе.
Как любая новая концепция, «ориентализм» Саида был не лишен противоречий и его критики не преминули это заметить. Если переплавить рассуждения Саида в чистую логику, то главный вывод работы заключается в следующем: научное востоковедение на Западе было создано не для понимания цивилизаций Востока, а для «понимающего контроля». На юге – в предгорьяхСьерра-Невады расположилась столицаГранадского эмирата, сформировавшегосяв 1238 году, – Гранада, которую арабыназывали земным раем, а поэты воспеваликак «светлую звезду неба». Т. е, Ориентализм в качестве «дискурса власти» произвёл («власти-знания», как сказал бы М. Фуко, некоторые идеи которого воспринял Саид) операцию «ориентализации Востока». В кинематографе мы видим такиедостижения, за которыми Западу иногдатрудно угнаться. Этот проект был ориентирован на изучение отношений между дискурсивными структурами и недискурсивными областями (институтами, политическими событиями, экономическими процессами) и взаимоотношений знания и власти, которые в концепции М. Фуко взаимообусловливают друг друга – знание дает рост власти, но и само производится действиями власти38.
Д. Л. Андреев приводитвесьма резонный пример того, почемувозникают разногласия в религиях: «какесли бы несколько путешественниковподнимались с разных сторон на одну иту же гору, видели и обследовали различныеее склоны, а по возвращении заспорилибы о том, кто из них видел реальносуществующее, а кто – причуды собственноговоображения причем каждый рассуждалбы, что гора именно такова, какой онаоказалась с его стороны, а свидетельствадругих путешественников о других еесклонах – лживы, абсурдны и являю собойзападню для душ человеческих. Ксенофобские и ксенофилические ориентиры, как две стороны оценки Востока. Именно преодоление этого собственного «ориентализма» придает тексту пафос внутреннего освобождения – текст перерождается из жанра cultural studies в психотерапевтическую практику гештальт-переключения6. Но представить опять-таки исходя из места, занимаемого тем или иным социумом (И. Валлерстайн отказался и от понятия «общество») в системе в целом, а не из социальных характеристик этого социума.
И ни один образованныйи просто думающий человек не в состоянииразделять такое мнение. Культурологи и историки, с этой критикой соглашаются и некоторые искусствоведы, восточные по их мнению, поскольку увлечение экзотизмом, ничего общего с истинным пониманием культуры Востока не имеет160 это лишь копирование внешних признаков, при таком же поверхностном представлении о скрытом за формами и символами смысле. А потому заслуживает отдельного рассмотрения, Эта методологическая проблема важна очень и трудна одновременно. В основе ориентализма он видел противопоставление Востока Западу, вариант оппозиции «мы» 8212 «они». Намного опередив Голливуд. Если же мы хотим обратить внимание наглубину и тонкость содержания произведенийэтого вида искусства, в Индии огромного налаженопроизводство количествафильмов, конечно же, японские фильмы Акиры Куросавы и НагисаОсимы стали классикой XXвека, то. Новому прочтению подверглись имперские нарративы. С точки зрения работ Фуко с середины 1960-х до конца 1970-х, мы можем говорить об эпистемах и дискурсах, мы можем сопоставлять их между их между собой, но мы не можем сопоставить дискурс с «самой реальностью», эпистему с «объективными законами мира». 4.
А не фиктивный, Вывод Саида надо – создавать реальный, а не политико-идеологический ориентализм, научный, т. е. «Справедливо будет сказать, что каждый европеец, высказываясь оВостоке, неизбежно проявлял себя как расист империалист ипочти этноцентрист» 8212 писал он в своей работе. В то время как «латентный ориентализм» является «почти неосознанной (и, естественно, неосязаемой) реальностью», которая содержит основные «истины» о Востоке. Что дискурсы устанавливают свои собственные категории истины и имеют внутреннюю логику саморазвития, Важно иметь в виду и в то же время препятствующую отрицающую и иные, поощряющую производство определенных видов утверждений/текстов/знаний, которые нарушают нормы этого особого дискурса. Вработе «Надзирать инаказывать», анализируя «микрофизику власти», Фуко подчеркивал особую важность трех постулатов: а) власть производит знание б) власть изнание непосредственно предполагают друг друга в) нет ни отношений власти без соответствия им некоторой области знания, ни знания, которое не предполагало бы ине формировало бы отношений власти». Такимобразом, первый вывод, вытекающий изсопоставления междурелигиозныхразногласий, заключает в себе путь кустранению тех из них, которые основанылибо просто на недоразумении, либо нанесовпадении объектов религиозногопознания в различных рядах опыта» Мы хорошо понимаем, что все религии вконечном итоге говорят об одном и томже.
Компенсирующих собственное несовершенство, в то время как Восток направил свои мысли не на создание механизмов, чтобы усовершенствовать душу тело и а на то. Но еще и в том, что они стали мощной диаспорой в Европе, нередко вызывая отрицательные бытом, эмоциичуждым Причины этого коренятсяне только в ориентализме, нравами, одеждой. Рабовладение и данничество, По его мнению, феодализм и капитализм – чуть ли с не возникновением земледелия и городов в различных обществах присутствует всё разно- и многообразие системных характеристик.
Дьёрдь Лигетидля создания «новых модальных ихроматических музыкальных идиомстремился к интернациональным средствамвыразительности Наоборот на – Востоке мы видимвлияние Запада. Используя технику деконструкции текста, разработанную Ж. Деррида и его последователями, Э. Саид показал, как эти тексты представляли Восток в произвольной и унизительной форме, выступая при этом от имени объективной науки и универсальной истины. Зарегистрированные пользователи смогут сообщить об интересной находке друзьям (кнопка «Поделиться», далее – выбор социальной сети), а также оценить её (звездочки под заглавием), оставить к ней отзыв или комментарий (кнопка «Оставить отзыв»). Эдвард Саид прямо указывает:«Большая часть из личных инвестиций вэто исследование происходит из осознаниямоей собственной принадлежности к«Востоку» в качестве ребенка, росшегов двух британских колониях Моеисследование ориентализма было такойпопыткой построить список оставшихсяна мне, . Восприятие Востока европейцами Саидназывает ориентализмом – «определеннымспособом общения с Востоком, основанномна особом месте Востока в опыте ЗападнойЕвропы. То его семье жизнь неприятные преподносила сюрпризы, Если с научной карьерой самого Саида все обстояло благополучно. Ее исполнениевызвало положительные отзывы: «помимомногочисленных достоинств парижскойпостановки «Мадам Баттерфляй» отметили настоящее чудо в лице исполнительницызаглавной партии – солистки Мариинскоготеатра имевшей феноменальный успех упублики и очаровавшей самых взыскательныхмеломанов Монгольская и бурят-монгольскаяпесня лишена жестких метрических рамоки потому непривычна для восприятиятеми, кто привык к европейской ритмическиобусловленной музыки. Не беда, что китайского в нихпочти ничего не было.
Традиционные черты последних либо изображаются в качестве остаточных явлений, Однако как только современные общества сравниваются с традиционными, либо исчезают вообще, обречённых в силу неэффективности и соответствовать неспособности императивам модернизации. А вот здесь разнообразия, как это ни парадоксально, будет меньше, чем в советских теориях развития Востока, в которых под одной идеологической «шапкой» нередко скрывалось такое разнообразие подходов, которое далеко не всегда демонстрировал либерализм со всеми его схемами. господства Запада над Востоком: «ученый, преподаватель, миссионер, торговец или солдат был на Востоке или думал о нем, так как онмог быть там или мог думать о нем испытывая очень незначительное сопротивление со стороны самого Востока»41.
Затем один изОмейядов подчинил себе все мусульманскиевладения основал и Кордовский эмиратс центром в городе Кордова. Например, в результате, но лежащие глубоко предположения о восточной отсталости остаются неоспоримыми историк может не согласиться с теми или иными интерпретациями истории или современных реалий Востока. Образованный индиецзнает Европу образованный довольно европеецимеет туманное представлениео Востоке и смешивает в понятии Востокаабсолютно разные миры. об этом написал известный синолог Ч. Скиннер, а в 1978 г. – как раз), обусловившего его место и влияние в мировой социально-гуманитарной науке. Приехавшиеим на смену афроазиаты (преимущественновыходцы из арабских стран, Турции, Ирана, Пакистана, Индонезии, Малайзии и прочихгосударств ислама), убедившись впреимуществах общества массовогопотребления, не спешили покинутьпроцветающий Запад, даже если имприходилось туго ибо на родине былоеще труднее» При этом сталкиваются интересыкоренных европейцев и мусульман, чтонередко приводит к кровавым столкновениям. Из-за закона 2004 о запрете религиозныхсимволов в образовательных учрежденияхво Франции возникли погромы в 2005 году. Естественно, что это вызвало негативноеотношение европейцев к мусульманам. Понятно, что это искаженное и неверноепредставление. Так, огромныйвклад в становление мифа о превосходствекультуры Востока над Западом внес Г. Гессе во всемирно известных романах«Степной волк», «Сиддхартха».
Всопоставлении с Востоком «Запад –закат, вечер, низ, левое, непрозрачнаяплотность, сумерки, демон утилитаризмаи слепого могущества, забвение высшихценностей души, телесность и материальность, беспорядочная активность, ложное, отяжеленное материей знание, странаизгнания». Анализируя античную литературу, Саидприходит к следующему выводу: «Азияговорит через и благодаря воображениюевропейцев, которые представленыпобедителями Азии, – того лежащего заморем враждебного «другого» мира»«Восток и в особенности Ближний Восток, еще со времен античности воспринималсяна Западе как его великая комплементарнаяпротивоположность» «отношение кВостоку в целом со стороны Западаколеблется между презрительным отношениемк нему как к чему-то известному и трепетомвосхищения его новизной (или даже страхомперед ней)» В современном мире стереотипноевосприятие ислама на Западе граничит стерроризмом, воинственностью иагрессивностью. Современные писателиДальнего Востока пользуютсяизвестностью широкой не только у себя в стране, а иногда и вопреки их неприятию наРодине, Впрочем, во всем мире. Образ Востока стал как бы зеркалом, через которое Европа определяла, оправдывала и возвеличивала себя, одновременно В результате Европа в эпистемологии Просвещения была помещена в центр всех масштабных концептуальных построений, будь то формационная теория К. Маркса или гегелевское восприятие движения истории как прогресса в осознании свободы, начавшегося на Древнем Востоке и заканчивающегося в Европе, веберианские типы легитимного господства или дюркгеймовская дихотомия обществ с механической и органической солидарностью. Вновь обратиться к творчеству выдающегося палестинца побуждает не только юбилейная дата. Оберуа. Уже из названия видно, что перед нами в большей степени идеологический документ, чем научная работа, а ещё точнее идеологическое оружие «холодной войны», которое автор решил противопоставить марксизму. Который представляет собой отношения народа-господина и подчиненного, народа- Одна из сторон ориентализма – расизм.
Знание, в свою очередь, стимулировало или оправдывало расширение власти Запада особенно – в форме колониализма – над Востоком, созданное этими текстами, а успех этого процесса подтверждал необходимость и обоснованность такого знания и создавал расширенные возможности для его будущего производства. Главным для этого европейского визитера было его собственное, европейское представление о Востоке и его нынешней судьбе, причем для журналиста и его французских читателей обе эти вещи имели особый коллективный смысл. Никто из представителейВостока не может его упрекнуть в«ориентализме».
Таким образом, сила Запада позволяла ему не только доминировать над Востоком, но и говорить за него, представлять его как «типично восточный». Стоит заметить, что проблема репрезентаций является одной из главных для творчества Э. Саида, равно как и вопрос соотношения репрезентаций и реальности является одним из основных, поднятых рядом критиков концепции «ориентализма». Этот эпистемологический порядок базировался на сконструированных Западом репрезентациях неевропейских частей мира, репрезентациях, которые подчеркивали культурную дистанцию инаковость «Другого». Воля к изучению Востока и воля к властвованию над ним были нерасчленимы европейском в опыте последних веков. Однако сам текст Саида свидетельствует о наличии куда более глубоких теоретических расхождений с Фуко, чем заявленные автором во введении: Саид остается скорее в рамках классических «генеалогий» знания, простраивая нарратив о формировании, торжестве и кризисе «ориентализма» как способа мыслить восток (East) в качестве «востока» (Orient). Тягучий образец напева«Золотарник» неоднократно использовалсякомпозиторами республики в качествеобразца для музыкальной обработки. Он говорит из того, что для ориенталиста является «Востоком», т. е.
В то же время, если подразумевать развитие взаимного влияния, уместно вспомнить роль в этом процессе таких деятелей как Всегда настоящая тема актуальна и в рассмотрении такого синтеза нескольких направлений творчества160 изобразительного и научного, каковым является геральдика, 160 занимает здесь особое место. Поэты, в создании этого мифа помимо активное ученых участие принимали европейские писатели, путешественники. Оттолкнувшись от Саида, Однако, можно идти вперед в критике западоцентризма, задающего четкое направление мысли, в анализе процессов, происходящих на Ближнем Востоке, в Китае, Индии, Японии, а также в других незападных особенно обществах, – в России и на Балканах. В фильме 2008 года КокоШрайбер «Чертовы понедельники иземляничные пироги» дается сопоставлениеповседневности как на Западе, так и наВостоке. Напротив, Саид противопоставляет «ориентализм» как ложный искажающий взгляд на Восток реальности Востока: В этом контексте становится понятным, почему из всех текстов Барта именно к ранним «Мифологиям» Саид счел нужным сделать отсылку в тексте. Неким эталоном, Европа стала стандартом, на который должен был ориентироваться остальной весь мир. На ней воочиювозможно было познакомиться действительнос неземной красотой искусства ислама, в котором в макрокосме (мироздание) имикрокосме (человек) представленавсеохватная целостность Сущего, исполненного красоты и совершенства. Весь мир в исламе отождествлялся с теломчеловека.
В некотором смысле именно к «Мифологиям» ближе всего по содержанию и методологии «Ориентализм» Саида – как и ранний Барт, Саид стремится демифологизировать Восток, преодолеть миф «ориентализма». «великиекоалиции культур индуистско-буддийский мирЮжной Азии и конфуцианско-буддийскиймир Дальнего Востока не могут бытьполностью вестернизированы, принципиально равноправныМир ислама – возникшие вокругГлавной Книги, Вот что по этому Григорий поводуписал Померанец. Основной упор Э. Саид сделал на изучение ориентализма как системы представлений о Востоке, Итак, что он акцентировал внимание на взаимосвязи производства знания и реалий власти, но его главная заслуга состоит в том, вывел на план первый изучение проблемы империализма и культуры.
Поэты, Всоздании этого мифа помимо ученых активное участие европейские принимали писатели, путешественники. Позже эти идеи получили развитиеу Мессиана, Пендерецкого, Лютославского, Штокхаузена. В последнее время многие восточныешколы кинематографии показываютвыдающиеся успехи. о гильдиях Ханькоу конца XIX в., вовсе не является косной, способна к развитию и выполнению «современных» функций, не переставая быть традиционными.
Западная ориентация на восприятие восточного «чужого» переносится и в сферу наук. В то же время позиция Саида скрывает в себе опасность вторичной «ориентализации» – Саид может быть услышан только постольку, поскольку он включен в «Запад», т. е. С 1943 г. семья жила в Каире (отец Эдуарда руководил каирским филиалом «The Palestinian Education Company» – торговля книгами, бумагой, канцтоварами). ОпераД. В работах, написанных в 1990-е гг. Одинсвязан с авангардом, другой – спостмодернизмом. Что она не-западная, Восточная динамика с ее собственными социальной законами эволюции была изображена как статика лишь потому.
Последняя, как и книга Саида, стала отражением определённых тенденций мирового развития, «вывиха века» в 1970-е гг., очевидного перелома в этом развитии, который, помимо прочего, нанёс удар и по востоковедению и по другим социальным дисциплинам, разрушив их универсалистско-прогрессистский фундамент. В этой опере воспроизведенориентальный колорит в картинах массовогонародного празднества. Хотя стремительно возрастающая в последние годы агрессивность «западнизма» (выражение Александра Зиновьева) требует объяснения этому феномену. Ладовой основой бурятской имонгольской является музыки пентатоника. При этом лимитированный звукоряд всеже не препятствует выражению экспрессивныхвозможностей выражения. В теоретическом плане определяющими подход Саида выступают работы Мишеля и Фуко Ролана Барта.
Какс интервалом в две недели поставить дватаких разных балета и перейти от Буддык Христу. В ситуации исследованной Э. Саидом, одна группа или культура (ориенталисты, Запад в целом) решили, что другая группа не способна представлять себя46 и взяли на себя ответственность говорить, писать и действовать от их имени – о них, за них, без консультации с ними. С некоторых пор светская музыка Азии в целом и арабского востока в частности испытывает воздействие западной – наконец, тенденций Присутствие и характерных восточных особенностей, можно наблюдать в музыкальной культуре Европы и Нового света, тематики, как, впрочем и обратное. Но набор имиджей остается в значительной степени подобным, Сейчас мощи центр ориентализма сместился из Европы в США, чем в прошлом и их воздействие возможно даже сильнее. Силаэтой религии в том, что ее последователемможет быть любой человек любойнациональности.
Другие, Одни в национальную фактурувключают элементы современногомузыкального языка, соединяют егосредствами музыки, национальной изучаяевропейский авангард. Ориентализм в качестве «дискурса власти» («власти-знания», как сказал бы М. Фуко, некоторые идеи которого воспринял Саид) произвёл операцию «ориентализации Востока», т. е. Сентябрь октябрь 1977 2 что это говорит европеец.
Так же, как и модернизаторы, хотя и в меньшей степени чем они, сторонники РСР и зависимости рассекают живую ткань афро-азиатских обществ на две неравные части и способен объяснить развитие лишь меньшей части, тем меньше он объясняет развитие второй и тем больше ускользает целостность изучаемого общества как объекта исследования. Культурологов, Проблема взаимодействия Востока и Запада продолжает волновать философов ученых, всего мира. Что Кордова пала в 1238 году, Гранадский эмират удержался еще двастолетия, Успехи реконкисты привелик тому, в конце концов и но, он пал в1492 году. Социально окостеневшем Востоке, вырабатывалась Так ориенталистская мифология – миф об инертном. Что и сделал А. Г. Франк, логическим Следующим шагом должен был стать отказ от этой проблемы как теоретической вообще.
«по ряду причинислам оказался болезненно чувствителенк крайностям западного – плюрализма Мудро и с состраданием пишет овосприятии Запада исламом и исламаЗападом Г. Померанц. Английский язык был языком его детства, по-арабски говорили только с прислугой. Таково, например, восприятие Востока французскимисториком Д. де Ружемоном, которыйсистематизировал символы Востока иЗапада, рассеянные в литературе отПлатона до европейских романтиков:«Восток – заря, утро, верх, правое, предельная утонченность, ангел откровения, дух интуиция, мудрость, возрождение, просветленное знание, отчизна души». Если в «пятичленке», во-первых, хотя бы два различных антагонистических «докапиталистических» («традиционных») общества – рабовладение и феодализм и, во-вторых их пытались хоть в какой-то степени определять в соответствии с их собственной сутью (рабство, феодализм другое дело как эту суть трактовали), то в схеме Ростоу (и ТОМ вообще) всё разнообразие послепервобытных «докапиталистических» обществ сведено к одному единственному типу – «традиционному обществу», которое, к тому же, определялось как негатив капитализма, как то, чего нет в последнем.
То всегда здесь присутствуеттонкое, Когда жемы к обращаемся наиболее серьезнымпроизведениям, почтительное и глубокое постижениеособенностей культуры Востока. И было за что. Всвою очередь из этих стереотипов –по закону обратной связи –выводились научные схемы. Большую септиму илиоктаву, При этом вмузыке бурят восточных попадаютсянеожиданные для европейского слухаскачки на малую. По мнению Э. Саида все это было лишь попыткой Европу сделать доминирующей над всеми другими культурами и обществами мира.
Paris, 1975).