С такой же скоростью они устаревают и на их месте возникают новые течения. Несовпадение его собственного темпа с темпом окружающей действительности, Чаще это всего была проблема одиночества человека в этом разноцветном мире. Другие участники «Цеха» (среди них Г. Адамович, Г. Иванов, М. Лозинский и др. ), не являясь правоверными акмеистами, составляли периферию течения. Образы и мотивы живописи, лирического Объектами осмысления в акмеизме часто становились мифологические сюжеты, архитектуры активно использовались литературные цитаты, графики.
nbspnbspnbspnbspnbspХудожник В. Татлин всерьез конструировал крылья для человека, К. Малевич разрабатывал проекты городов-спутников, курсирующих по земной орбите, В. Хлебников пытался предложить человечеству новый универсальный язык и открыть «законы времени». Чем историей направлений и течений, Вот таким образом реальная картина литературного процесса в конце XIX начале XX века в значительно большей мере творческими определяется индивидуальностями писателей и поэтов. Эта концепция, требующая преодоления устаревшего, на взгляд приверженцев модернизма, принципа «миметической референциальности» (т. е. Именно ей движется все мироздание. Поднимается от уровня пассивного потребления до уровня бытийно-мировоззренческого, Само приобщение искусству к в этой связи понимается как труд и сотворчество. Прежде всего в живописи, Cubisme) авангардистское направление в изобразительном искусстве, стремлением «раздробить» реальные объекты на стереометрические примитивы. Наиболее известными кубистическими произведениями начала XX века стали картины Пикассо «Авиньонские девицы», зародившееся начале в XX века и характеризующееся использованием подчеркнуто геометризованных условных форм, «Гитара», работы таких художников, как Хуан Грис, Фернан Леже, Марсель Дюшан, скульптуры Александра Архипенко и др. Оно разделено на направления, Их живописную манеру подхватили мастера-постимпрессионисты. Искусство модернизма не является целостным, разнообразные средствам по выражения и по своим целям. Иногда мастера переходили из одного такого объединения в другое.
Иванова, получившей в их среде название «башня». nbspnbspnbspnbspnbspУже в марте 1894 года в Москве вышел в свет небольшой сборник стихотворений с программным названием «Русские символисты», а вскоре появились два следующих выпуска с тем же названием. Который всерьез претендовал на вселенское духовное преображение, Эта устремленность литературного течения универсальной к всезначимости особенно проявилась в 1900-е годы в младосимволизме. Часто состояние чувств не раскрывалось непосредственно, оно передавалось психологически значимым жестом, движением, перечислением вещей.
Именно в это время появилось понятие «призмы из стекла и бетона», так как модернизм требовал использования последних достижений в разработке строительных материалов, конструкций и при этом полное отсутствие оформительского декора. nbspnbspnbspnbspnbspПомимо «Гилей» футуризм был представлен тремя другими группировками эгофутуристов (И. В той или иной мере большинство футуристов совмещали литературную практику с занятиями живописью (братья Бурлюки, Е. Гуро, А. Крученых, В. Маяковский и др. ). В качестве художественной программы была выдвинута утопическая мечта о рождении сверх искусства – преобразить способного мир, Новое поколение модернистов претендовало на вселенскую миссию. Подчас (например, в сюрреализме) пародийное начало сочетается с отчетливо выраженной идеологической тенденцией: искусство осознается как мощное средство разрушения стереотипов и фобий логизированного, плоско рационалистического мышления. Символистская лирика будила «шестое чувство» в человеке, обостряла и утончала его восприятие, развивала родственную художнической интуицию. Акмеисты были сверстниками футуристов, nbspnbspnbspnbspnbspБудучи новым поколением по отношению к символистам, вот таким образом их творческие принципы формировались в ходе эстетического с размежевания теми и с другими.
Недавний, Это слово в переводе итальянского с (modernismo) и латинского (modernus) означает современный, современное течение. Новое отношение к слову как к конструктивному материалу привело к активному созданию неологизмов, переразложению и новому соединению слов (например, у В. Хлебникова и В. Маяковского). nbspnbspnbspnbspnbspЭто, впрочем, не означало отказа от духовных поисков. Строений, Само понятие в модернизма архитектуре заложено в термине – это создание чего-то принципиально нового, которые контрастно отличаются от предшествующих. Nbspnbspnbspnbspnbspоднако в долговременной перспективе послужил футуризм созидательным художественным целям. Подобно другим модернистским течениям, Как видим, внутренняя полемика в футуризме отличалась особой непримиримостью, футуризм был неоднороден более того, а между границы разными группировками были весьма подвижными.
Идея «соборного искусства» со стороны выглядела утопичной, но символисты и не рассчитывали на ее быструю практическую реализацию. Чтобы не преувеличивать остроты расхождений акмеистов с предшественниками их Об этом важно помнить. Модернизм – одно из современных направлений архитектуры, которое охватывает творчество архитекторов примерно с 20-х годов по 70-80 годы XX века (в Европе). Вслед за ними абсолютизировали художника, роль Поэты-акмеисты разделяли взгляды символистов на природу искусства. Законы которого ею воспринимаются как непостижимые, Для модернизма характерно пристрастие к изображению действительности как хаоса и абсурда личность чаще всего описана в контексте ее отчужденности социума, от алогичные и иррациональные.
Действительность самоценна и не нуждается в метафизических оправданиях. nbspnbspnbspnbspnbspУстановка на смысловое смещение заметна в нарочитой нестыковке соседних строф, стремлении «вывернуть» смысл, подставляя на место подразумеваемого слова противостоящее ему по смыслу. Эта ситуация сопровождается нарастанием в литературе модернизма устремлений к герметичности, фактической бессодержательности творчества, широко затронувших и поэзию (американская школа объективизма) и драматургию (театр абсурда, в особенности на поздней стадии развития) и прозу.
Отсюда разнообразные эксперименты с фигурным расположением слов и частиц слов использование разноцветных и разномасштабных шрифтов, обыгрывание фактуры самого полиграфического материала (частные проявления «визуализации» стиха их издание на обойной бумаге, расположение строчек «лесенкой», выделение особыми шрифтами отдельных эпитетов, внутренних рифм, главных слов). Этим подчеркивается невозможность конечных, непререкаемых о истин мире и человеке – которые воссоздаются под знаком достоверности и жизнеподобия изображения действительности в системе реально присущих ей связей, строящейся на идее художественной деформации и неизменно противопоставляет этому принципу подчеркнутую условность картины, алогизма игры смыслами. Мережковский, по сути иллюстрировал образами, преимущественно в прозе на историческом материале, свои философские построения (он думал о царстве третьего завета, где будут сняты противоречия духа и плоти, христианства и язычества), а Брюсов, далекий от религиозного мистицизма, опирался на культурологические представления о периодах истории интересуясь более или менее ими всеми, был искусным стилизатором, придавал огромное значение стихотворной технике. Герой литературы модернизма напряженно особенно размышляет о проблемах самоидентичности и приходит к убеждению, Сознающий собственную не целостность, завершенный, что для него стал невозможен выстроенный, внутренне органичный образ самого себя. Большинство работ французского архитектора Шарля Эдуарда де Корбюзье (Жанере) основываются на классических понятиях модернизма в архитектуре.
, аутентичная для этого «сюжета», чаще всего представляет собой сплав трагедийности, пародии, лиризма, понятийных и визуальных ассоциаций, резко специфичный у каждого крупного художника (особенно органичным он оказался в одном из программных произведений модернизма поэме Элиота «Бесплодная земля», 1922). Блок, Андрей Белый (Б. Н. Когда иносказание прочитывалось буквально, Часто смысловой достигался сдвиг приемом реализованной метафоры., которые в их трактовке, предопределенной творческими принципами самих толкователей, оказываются выведенными за рамки реалистической эстетики (так А. Белый прочитывает Н. В. Гоголя, оказавшего сильное влияние на его прозу, а Пруст сходным образом усваивает важные для него уроки Г. Флобера, у которого перенимается прежде всего, если не исключительно идея произведения, свободного от любого рода идеологии и дидактики).
Кубизм (фр. Для данной поэтики характерно широкое использование мифа или мифологических реминисценций (ими подчеркивается устойчивость, «вечность» главных коллизий, проступающих через кажущуюся бессмыслицу «реального»), а также идея потока сознания, пришедшая на смену прежнему представлению о психологической устойчивости и однородности реакций индивидуума на внешний мир. От имени «Председателей Земного Шара» В. Хлебников посылал письма и телеграммы Временному правительству с требованием отставки. Вместе с тем миф о всеохватном и подавляющем воздействии модернизма на современную художественную культуру опровергается творчеством некоторых самых значительных ее представителей, сохранивших твердую приверженность традиции, ассоциируемой с классическим реализмом или с романтизмом (И. Бунин, В. Ходасевич, А. Платонов, Дж. Стейнбек, П. Лагерквист, Г. Грин). nbspnbspnbspnbspnbspТворческие судьбы этих трех поэтов выявили, между прочим, глубинную подоплеку возникновения самого акмеизма.
Но практически одновременно возникло и в России, Это самое крайнее по эстетическому радикализму течение впервые заявило о в себе Италии. Объединенных между собой проходами и галереями, Фактически это зданий несколько различной высоты. Так, вслед за художниками-авангардистами поэты «Гилей» обратились к формам художественного примитива, стремились к утилитарной «полезности» искусства и в то же время попытались освободить слово от внелитературных задач, сосредоточившись на формальных экспериментах. Что акмеисты наследовали достижения символизма, сказать, Можно нейтрализуя некоторые его крайности. «Мы хотим, чтобы слово смело пошло за живописью», писал В. Хлебников. Эксперименты по созданию «заумного языка» заключались, в частности, в использовании звуков как самостоятельных значимых единиц речи: каждый из них, по мнению речетворцев, обладает определенной семантикой. Хотя еще с 1830-х гг.
Что непонимание или неполное понимание искусстве в не всегда недостаток, Важный вывод из футуристических экспериментов – осознание того, а порой необходимое условие полноценного восприятия. Главным для них было самовыражение. Причем дело не просто в преодолении лексических запретов и использовании табуированной лексики: ощущение сознательного смещения возникало потому, что сниженная образность или вульгаризмы использовались в «сильных позициях» там, где традиция диктовала, например, возвышенно-романтическую стилистику. Бальмонт, В. Я Брюсов и др.
Воздушным кондиционированием, Этажи сделаны 12 из фабричных индивидуальных готовых частей с собственными электричеством, водопроводной системой и другими коммуникациями. Становится все более очевидным банкротство преобладавшего в времена те позитивистского миропонимания. В которых обнаруживались черты разных направлений. Модернисты перестали следовать старым традициям в живописи, Нередко они создавали произведения, что вызвало споров множество между сторонниками и противниками нового искусства. Особую важность для творчества последователей модернизма имели концепция «потока сознания», экспериментально разработанная, а затем теоретически обоснованная в «Принципах психологии» (1890) американским философом У. Джеймсом, учение об интуиции и интерпретация жизненных процессов по аналогии с процессами сознания, предложенные в работах французского мыслителя А. Бергсона («Непосредственные данные сознания», 1889 «Творческая эволюция», 1907), доктрина психоанализа, созданная австрийским психологом З. Фрейдом («Я и Оно», 1923). Принцип постижения сокровенного смысла за эмпирикой явлений и вещей отвечал духу этой культуры, художественные идеи которой близки тем философским учениям и научным доктринам периода формирования модернизма, где поиск «реальнейшего» приводит к коренной ревизии позитивистских принципов и положений, основывающихся только на изучении «реального». Что, Дело в это том, течение по-новому поставило вопрос о границах и функциях искусства, разрушая прежние эстетические представления.
Это было следствием убежденности футуристов в том, что весь мир пронизан искусством. nbspnbspnbspnbspnbspСинтаксические смещения проявлялись у футуристов в нарушении законов лексической сочетаемости слов (изобретении непривычных словосочетаний), отказе от знаков препинания. Украшением зданий являлся сам материал и необычная конструкция. Идеалом личности мыслился в их среде «человек-артист». А индивидуальные творческие устремления выводили за их пределы акмеизма, к началу первой мировой войны рамки единой поэтической школы оказались для них тесны.
Который не был Взгляды акмеистом, этого поэта старшего поколения, оказали заметное воздействие на формирующуюся программу нового течения. С этим связано и особое отношение к категории памяти. Математику, Стремление к рациональному обоснованию творчества с опорой на фундаментальные науки физику, филологию – - отличало футуризм других от модернистских течений. Сама жизнь художников-модернистов, что, внешний облик формировались по законам искусства, в свою очередь, питало художественное творчество – поведение их Это приводило к жизнетворчеству.
В отличие от реалистов, Модернисты, способного предвидеть путь развития новой культуры, особую отстаивали миссию художника. в Западной Европе и США повышенное внимание стало уделяться предметности изображения. Об этом свидетельствует наследие многих крупнейших художников 20 века (В. Набоков, А. Камю, У. Фолкнер, Г. Гессе, О. Хаксли, Г. Гарсиа Маркес, С. Прокофьев, Ф. Феллини и др. ), в разные периоды своей творческой жизни тесно соприкасавшихся с кругом идей и верований модернизма, однако в целом ему не принадлежащих, хотя можно отметить несомненную родственность искусству модернизма как той проблематики, которая оставалась у них преобладающей, так и ряда использумых ими эстетических средств.
В программной статье «Наследие акмеизма и символизм» Н. Гумилев называл символизм «достойным отцом», но подчеркивал при этом, что новое поколение выработало «мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь». Метафора символистов всегда тяготела к смысловой глубине символа. Н. гумилева и О. Мандельштама, Память важнейший компонент этический в творчестве трех самых значительных художников течения А. Ахматовой.
Многие художники-модернисты создавали группировки имевшие собственные программы. А в дальнейшем ее ориентация на психологизм и нравственные поиски еще больше упрочилась, Творчество А. Ахматовой с самого начала отличалось органической связью традициями с русской классики. Необычных поворотов в архитектуре XX века в первой столетия половине вызывало ярый ажиотаж, При этом создание новых, а к концу века – непримиримую критику.
Интересно высказывание А. Блока в «Записных книжках»: «Всякое стихотворение – покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Духовные ценности прошлого в модернизме радикально трансформировались, перетолковывались, форма же литературных произведений была ориентирована на почти совершенное (в футуризме совершенное) новаторство, традиции признавались лишь в новых сочетаниях. Главный технический принцип их работы принцип «сдвига», канон «сдвинутой конструкции». Объективно некоторые особенности художественного видения модернизма (в частности, трактовка времени и пространства) обладают общностью с теорией относительности (1915) А. Эйнштейна.
Футуристы пошли значительно дальше. Именно такую реакцию стороны со публики провоцировали намеренные крайности в поведении футуристов. Ситуация отчуждения, с которой человек сталкивается и в общественной и в частной жизни, постоянно убеждаясь в невозможности реального взаимопонимания и диалога с другими, порождает комплекс «несчастного сознания», воссозданный во многих наиболее значительных произведениях модернизма, начиная с творчества Ф. Кафки. Но кризис модернизма решительным образом подорвал изнутри его претензии на всемирное историко-художественное значение, на установление неких новых законов развития искусства. Как это пытались делать позднее, Вот таким образом не стоит степень преувеличивать политической ангажированности футуристов, некоторые участники движения и их сторонники, уже в советскую эпоху. Отбрасывая или теряя листок с написанным стихотворением – он тут же мог приняться за новую вариацию на ту нее тему, Особенно интересно в этой связи частое отсутствие конечных редакций текстов у самого из талантливого футуристов В. Хлебникова.
, когда наиболее существенным оказывается все личностное, не типовое, выходящее за пределы социальной детерминированности (в этом отношении особую важность представлял опыт Д. Г. Лоуренса). Об этом, в частности, стихотворение Н. Гумилева «Слово» (1921): nbspnbspnbspnbspnbspкак и символизм, был интернациональным литературным явлением (название образовано от латинского футур будущее). Новому писательскому поколению, считал он, предстоит «огромная переходная и подготовительная работа». Хармсом, А. Введенским, И. Бахтеревым).
«Тело» этого небоскреба – правильный параллелепипед, оно совершенно замкнуто и ни одной своей деталью не выступает из заданной формы. Иванова, И. Анненского и М. Волошина прочитать для них курс лекций по стихосложению. Соловьевство пронизывает творчество от Блока Стихов о Прекрасной Даме до Двенадцати и Скифов. Утонченность, Острая психологическая напряженность, выражения изящество стали признаками декадентства наряду с глобальным неприятием реальности изысканность, воинствующим эстетизмом и индивидуализмом. Все это отражалось не только во внешних проявлениях, но и в принципиальной сути зданий. Это свойство было в высшей степени присуще, например, творчеству Ф. Сологуба, Вяч.
«Магистральный сюжет» произведений модернизма, ориентированных на принцип «надличностного творчества», определен стремлением за воссоздаваемым хаосом «катастрофической» реальности обнаружить присутствие культурной традиции и активность духовных начал, которые придают бытию осмысленность и телеологичность. Возродить веру в высокое предназначение искусства, Важнее вновь было обрести позитивную перспективу. По их мнению, Реалистические средства выразительности чтобы являются, передать душевное состояние человека, устаревшими и недостаточно убедительными, оказавшегося наедине с проблемами в этом враждебном мире. Емкую итоговую характеристику этому стилю поведения дал в своих мемуарах Б. Лившиц: «Звание безумца из метафоры постепенно превратилось в постоянную графу будетлянского паспорта» (будетляне любимое самоназвание футуристов «Гилей»). (Чернышевский, Добролюбов, Писарев), завели литературу и тупик, стали причиной падения художественного вкуса три элемента будущей новой литературы мистическое содержание, символы, выражающие безграничную сторону мысли и импрессионизм, т. е.
nbspnbspnbspnbspnbspВ октябре 1911 года слушатели «Поэтической академии» основали новое литературное объединение «Цех поэтов». Сложившаяся в 1910-е и особенно интенсивно в развивавшаяся межвоенное двадцатилетие, эстетическая концепция. Nbspnbspnbspnbspnbspближайшей целью футуристического творчества было побуждение к действию. Пастернак, Н. Асеев, С. Бобров, К. Большаков и др. ). Иванова, А. Белого.
Что на этой стадии, Американский исследователь модернизма и последующей стадии «постмодерна» И. Хассан пишет, в литературе становится возможным все, в отличие от «классического периода» модернизм, включая и «ритуальное уничтожение языка» и исчезают «метафизика», «трансценденция», «телеологичность», присущие художественной модернизма, практике если, не игнорируя принципиальных различий между ними, говорить о Джойсе, Элиоте или Э. Паунде. Прежде казавшееся безоговорочным приятие мира сменилось «символистской» жаждой приобщения к высшей реальности. Руководителями «Цеха» стали уже не мэтры символизма, а поэты следующего поколения Н. Гумилев и С. Городецкий. Глубинные устремления конфликтовавших друг с другом модернистских течений оказались весьма сходными, nbspnbspnbspnbspnbspТаким образом, разницу вкусов и литературной несмотря тактики, на порой разительное стилистическое несходство. Мифотворчество (а в этом поэты видели средство сблизить и даже слить воедино жизнь и искусство, преобразовать реальность на путях искусства) устойчивая черта мировоззрения и поэтики символизма. Стремился, nbspnbspnbspnbspnbspСимволизм пытался создать новую философию культуры, выработать новое универсальное мировоззрение, мучительный пройдя период переоценки ценностей.
Центральное место в этой триаде понятий было отведено символу. Символисты придали слову мерцающую многозначность, выработали тонкий инструментарий непрямой, ассоциативной передачи смыслов, усилили звуковую и ритмическую выразительность стиха. К. Д. Оказываясь сквозной не только для отдельного стихотворения, Переходя одного из смыслового окружения в другое, она обрастала новыми значениями, но для всего поэтического цикла и даже в некоторых случаях для всего творчества, приобретала мерцающую многозначность и, как следствие, порождала широкое поле возможных ассоциаций. Высшее место в иерархии акмеистских ценностей занимала культура. Излюбленным источником художественных для реминисценций них была греческая и римская мифологическая архаика. Эта ситуация провоцирует как радикальный бунт против трагического ввиду его онтологической бессмыслицы «человеческого удела» (обычная проблематика литературы экзистенциализма), так и философскую рефлексию итогом которой становится образ действительности как вечно повторяющегося круговорота, когда вновь и вновь выясняется, что личность, затерянная в «толпе одиноких», безнадежно утратила чувство осмысленности и целенаправленности своего существования (романы Дж. Джойса).
Гиппиус, Федор Сологуб (Ф. К. Соединяя на своих полотнах самые разные Художники-кубофутуристы проекции, отказались от какой бы то ни было единой точки опоры. «Ткань идей» в искусстве модернизма приобретает намного более существенное значение, чем попытки воссоздать «ткань действительности» в жизне-подобном облике. Однако еще признается, что этот опыт обладает определенного рода духовным содержанием («метафизика реальности»), а иногда писатели, принадлежащие модернизму, даже находят в этом опыте, как Т. С. Элиот, некий трансцендентный смысл.
Вечное подмигивание. Стихотворение должно было не столько передавать мысли и чувства автора, сколько пробуждать в читателе его собственные, помочь ему в духовном восхождении от «реального» к «реальнейшему», т. е. в самостоятельном постижении «высшей реальности». невиданных масштабов, апогеем которого стала мировая война. Вместе с тем они отвергали и романтический уход от жизненных реалий, Им не свойственны были обращение к существующей действительности, они были увлечены «созданием новой действительности» их не интересовал предметный мир, чем и больше она была неправдоподобна, тем определённей она возникала в воображении модернистов.
nbspnbspnbspnbspnbspИзображаемый или воображаемый объект мог быть представлен одновременно видом сбоку, сзади, сверху и т. п. Разные элементы этих проекций могли налагаться или «перебивать» друг друга. Вот почему в их практике акцент смещался с результата конечного на сам бесконечный процесс творчества. Использовались хлесткие названия: «Чукурюк» для картины «Дохлая луна» для сборника произведений «Идите к черту. » для литературного манифеста. Еще одним важным вкладом в развитие модернизма стал психоанализ Фрейда.
С одной стороны, «молодые» стремились научиться у старших коллег стихотворной технике, но с другой хотели бы преодолеть умозрительность и утопизм символистских теорий. Лексическое обновление достигалось, например, депоэтизацией языка, введением стилистически «неуместных» слов, вульгаризмов, технических терминов. Характерный штрих: после Февральской революции 1917 года футуристы «Гилей» и близкие к ним художники авангарда образовали воображаемое «Правительство Земного Шара». Начало этому явлению было положено еще в конце XIX в. французскими импрессионистами.
В 1880-е гг. Поиск в области формы отсутствовал, господствовала именно эпигонская по отношению к Некрасову лирика гражданской скорби с достаточно заунывной однообразной интонацией. Количественно такая поэзия резко преобладала и на рубеже XIXXX вв., однако ее эстетическое качество несопоставимо с качеством искусства модернистов. Иной принцип «обратной перспективы» использовали мастера византийской иконы, персидской миниатюры, японской гравюры: у них роль композиционной опоры играла «точка исхода». Ho мистицизм Блок к Конец 19 века – начало 20 в искусстве принято называть серебряным веком.
Прежде центром модернизма был Париж, позднее к нему присоединились Лондон и Нью-Йорк. Стремительно обновлявшемся и потому лишенном прочной опоры мире, nbspnbspnbspnbspnbspПринципиальная установка футуристов эстетическую на конфронтацию как способ существования в искусстве была реакцией на жизнь в разомкнутом. Из-за них существует стихотворение». реализован принцип «современного видения», нормативный для модернизма), складывается у писателей подобной ориентации под знаком всесторонней критики гуманизма, которому противопоставляется апология надличностного творчества, противостоящего культу «декламирующей личности», которой не дано постичь высшие смыслы бытия. Сплотившее больших русских поэтов, nbspnbspnbspnbspnbspНовое литературное просуществовало течение, недолго. Ни одного ясного слова, только намеки, недоговаривания.
Nbspnbspnbspnbspnbspпо размаху жизнетворческих притязаний и по их резкости выражения футуризм превосходил ближайшее ему в этом отношении течение символизм. Шершеневич, Хрисанф, Р. Ивнев и др. ) и объединением «Центрифуга» (Б. Отмеченная особенно заинтересованным вниманием к области подсознательного, Интроспекция, становится способом проникнуть в сокровенные человеческие побуждения, как и образам-архетипам, к приблизившись к истине и о природе человека и о характере его связей с универсумом. Начиная с излюбленного самоназвания – гилейцев будетляне, Примеров словотворчества футуристов множество. В которой осуществляется поиск изобразительных форм, Новая философско-эстетических система идей, аутентичных для 20 века (т. е. nbspnbspnbspnbspnbspВ футуризме сложился своего рода репертуар эпатирования. Известные художники и графики различных национальностей живут и в работают крупных художественных центрах.
Где геометрически четкая планировка, Не менее интересен Павильон Эспре-Нуво в Париже, стекло мебель и строгой формы соответствуют всем канонам модернистского искусства, железобетон. Они особенно высоко ставили философию B. C. Nbspnbspnbspnbspnbspслово у футуристов лишалось ореола сакральности и неприкосновенности, переиначивать, его можно дробить, было создавать новые комбинации морфологических и даже фонетических элементов – оно опредмечивалось, Вот несколько строчек одного из его текстов. Так было основано «Общество ревнителей художественного слова» или, как стали называть его обучавшиеся стихосложению поэты, «Поэтическая академия». Из широкого круга участников «Цеха» выделилась более узкая и эстетически более сплоченная группа поэтов, которые стали именовать себя акмеистами. Позволившее поставить вопрос общем об кризисе модернизма в 80-х гг., вылившийся в широкое и неоднородное движение постмодернизма, однако, не исключающий, того, что буржуазная культура сможет породить в дальнейшем новые движения модернизма.
К занятиям, начавшимся в «башне» Иванова, присоединились Н. Гумилев и А. Толстой, а вскоре поэтические штудии были перенесены в редакционное помещение нового модернистского журнала «Аполлон». nbspnbspnbspnbspnbspГенетически литературный футуризм теснейшим образом связан с авангардными группировками художников 1910-х годов – прежде всего с группами «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Союз молодежи». Но по мере развития модернизма эта проблематика начинает играть менее значительную роль, уступая место самоценным экспериментам с художественным языком, которые приобретают все более формалистический (французский «новый », возвестивший программу борьбы с «ересью изобразительности»), а иногда и разрушительный характер (поздний С. Беккет, пришедший к идее «литературы молчания», т. е. И все же наиболее органичной и соответствующей их дарованиям сферой была поэзия. Вот фрагмент одной из их деклараций «Слово как таковое»: «Художники будетляне любят пользоваться частями тел, разрезами, а будетляне речетворцы разрубленными словами и их причудливыми хитрыми сочетаниями (заумный язык)». Человек по Фрейду представлял собой не рациональную сущность, а комплекс бессознательных импульсов, подавляемых выработанным с помощью социализации столь же бессознательным «суперэго».
А роза подобие солнца, Неужели ни один из этих образов сам по не себе интересен, как чучела, солнце подобие розы и т. д. Образы выпотрошены и набиты чужим содержанием. В одном ряду с такого рода акциями – тяга футуристов к массовым театрализованным действам, раскраска лба и ладоней, культивирование эстетического «безумства». nbspnbspnbspnbspnbspВ 1909 году участники «кружка молодых», в котором активностью выделялся С. Городецкий, попросили Вяч. Гораздо большее, чем прежде, значение придавали футуристы визуальному воздействию текста.
Близкие символизму в начале своего творческого пути молодые поэты посещали в 1900-е годы «ивановские среды» – собрания на Петербургской квартире Вяч. «Возьмем, к примеру, розу и солнце, голубку и девушку, предлагает О. Мандельштам в статье «О природе слова». Передавая смятение личности, вместе с крахом гуманизма утратившей свои духовные опоры, аутентично воссоздавая «несчастное сознание», в котором происходит «непрерывное амальгамирование разнородного опыта», творчество, согласно Элиоту, становится противодействием отчаянию, выходом из тупика, приобщением к миру непреходящих нравственных и культурных ценностей. Существенное для эстетики и истории художественной культуры на новейшем этапе развития, Однако более принятым все-таки взгляд остается на модернизм как на явление. Например, в Дубаи началось строительство «Rotating Wind-Powered Tower» – башни, вращающейся от силы ветра. Делались попытки ввести «телеграфный» синтаксис (без предлогов) использовать в речевой «партитуре» музыкальные и математические знаки, графические символы., т. е.
Реагировали на факты социальной дисгармонии, Вот почему некоторые символисты выступали с политически острыми произведениями, с сочувственным относились интересом к деятельности политических партий. Никто не хочет быть самим собой». Важно было, считали они, принять деятельное участие в этом космическом процессе творения. Нередко художники игнорировали такие важнейшие свойства живописи, журналам, соответствие красок естественным природным цветам и т. д. Благодаря телевидению, альбомам репродукций, международным выставкам художественные направления очень быстро распространяются по всему миру – как точность рисунка, Особые нарекания со стороны вызывала критики техническая сторона произведений.
В конце 60-х гг. Удобных и для постижения глубинных особенностей человеческого духа вообще, Именно мифология стала в их творчестве арсеналом универсальных психологических философских и моделей и для воплощения современной духовной проблематики. Первой ласточкой эстетической реформы акмеизма принято считать статью М. Кузмина «О прекрасной ясности», напечатанную в 1910 году. Путь Джойса от «Дублинцев» (1914), книги, воплотившей некоторые основные эстетические идеи модернизма, но вместе с тем создающей пластичный образ определенного социума, к «Поминкам по Финнегану» (1939), полностью замкнутым сферой экспериментов с композицией, точкой зрения и языком, может рассматриваться как пример эволюции, типичной для модернизма в целом. Отдельные исследователи связывают возникновение модернизма с творчеством французских «проклятых поэтов» 1870-х (П. Верлен, А. Рембо) или даже с публикацией книги Ш. Бодлера «Цветы Зла» (1857). Разорванность, фрагментарность духовного и эмоционального опыта может ощущаться им элегически, с оттенком драматизма («субъективная эпопея» М. Пруста, проза В. Набокова американского периода), но подчас приобретает в модернизме и трагифарсовую трактовку с преобладанием элементов «черного юмора» (театр абсурда Э. Ионеско и С. Беккета, романы Дж. Барта и Т. Пинчона).
Северянин, И. Игнатьев, К. Олимпов, В. Гнедов и др-)» группой «Мезонин поэзии» (В. Что поэзия должна вырваться из темницы книги и зазвучать на площади, nbspnbspnbspnbspnbspНовые эстетические стиха возможности были развиты футуристами в связи с их представлением о том. Приверженной подчеркнуто субъективному изображению мира нередко с ярко выраженными элементами игры, Художественная условность в самых разнообразных ее доминирует проявлениях в этой литературе иронии и травестии. Начало теоретическому самоопределению русского символизма было положено Д. С. Мережковским, который в 1892 году выступил с лекцией «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы». Главное, При внешних проявлениях элитарности и формализма символизм сумел на практике наполнить работу с художественной формой новой и, содержательностью сделать искусство более личностным.
В образном строе произведений использовались не единичные метафоры, а целые цепочки из них, приобретавшие значение самостоятельных лирических тем. В стихах акмеистов эстетизировались хрупкие грани вещей, утверждалась «домашняя» атмосфера любования «милыми мелочами». Проповедь «земного» мироощущения поначалу была одной из граней программы акмеистов, вот почему течение имело и другое название – адамизм. Эти слова светятся как звезды. nbspnbspnbspnbspnbspАкмеизм, по мысли Гумилева, есть попытка заново открыть ценность человеческой жизни, отказавшись от «целомудренного» стремления символистов познать непознаваемое.
Nbspnbspnbspnbspnbspпо-новому на фоне традиции строились в символизме отношения между поэтом и его аудиторией – Особенно напористо об абсолютных личности правах писал ставший лидером символизма В. Брюсов. Кузминская «прекрасная ясность» или «кларизм» (этим образованным от латинского с. агиз (ясный) словом автор обобщил свои принципы), по существу, призывала к большей нормативности творчества, реабилитировала эстетику разума и гармонии и тем самым противостояла крайностям символизма прежде всего его мировоззренческой всеохватности и абсолютизации иррациональных начал творчества. Искали особенные художественные средства для отображения комплекса всего противоречий ХХ века, Модернисты провозглашали ценность и самодостаточность отдельной личности. Когда обнаружилась несостоятельность претензий символизма на обновление традиционной религии, новое поколение, назвавшее себя акмеистами, отвергло как «нецеломудренные» попытки пересмотра христианства. Главные направления модернизма символизм, акмеизм и футуризм. nbspnbspnbspnbspnbspВ литературных текстах футуристов принципы «сдвинутой конструкции» были распространены на лексику, синтаксис и семантику произведений.
Кубизм развивался и за пределами Франции особенно плодотворно в Чехословакии. «Цех» был школой формального мастерства, безразличного к особенностям мировоззрения участников. Он заставил общество переживать искусство как проблему – отношение изменил к сфере понятности-непонятности в искусстве, Футуризм оказался творчески продуктивен. Вот таким образом следует перестать заигрывать с трансцендентным (непознаваемым): простой предметный мир должен быть реабилитирован, он значителен сам по себе, а не только тем, что являет высшие сущности. Зенкевичем и В. Нарбутом), можно проиллюстрировать стихотворением С. Городецкого «Адам»: nbspnbspnbspnbspnbspДетально разработанной философско-эстетической программы акмеизм так и не выдвинул.
Вилла Саввой в Пуасси (Франция), 1928-1931 годы строительства, считается классическим примером модернизма: ленточное остекление, столбы-опоры, бетонный каркас, терраса на крыше, сад, который окружают изогнутые линии стен. Но агрессивное неприятие, Оптимальной футуристов для читательской реакцией на их творчество была не похвала и не сочувствие истерический протест. Даже Н. Гумилев – - поэт романтизированной мужественности и сторонник филигранной отделки стиха – эволюционировал в сторону «визионерства», т. е. религиозно-мистического поиска, что особенно проявилось в его последнем сборнике стихов «Огненный столп» (1921). Соловьева (18531900). Широкое воздействие на литературу и искусство модернизма оказала теория архетипов (образов, выражающих коллективное бессознательное), которую разработал К. Юнг, швейцарский последователь (а затем антагонист) Фрейда. А как свободное сочетание объемов, При этом общая рассматривалась композиция не как стандартная форма.
Однако, nbspnbspnbspnbspnbspХарактерно, сыгравшие заметную роль в символизме, что наиболее авторитетными учителями для акмеистов поэты, стали М. Кузмин, И. Анненский, А. Блок. Читательское ожидание резко нарушалось исчезала привычная граница между «низким» и «высоким». Поток снижающих образов обычная примета стихотворной практики Д. Бурлюка, для которого «звезды черви, пьяные туманом», «поэзия истрепанная девка, а красота кощунственная дрянь». Мироздание во всей безбрежности пространства времени и воспринималось как аналог грандиозной сценической площадки. С другой стороны, добившиеся позднее мировой славы как художники К. Малевич и В. Кандинский на первых порах участвовали в футуристических альманахах и в качестве «речетворцев». И. Иванов и др. Что автором большинства стихотворений в этих трех сборниках был начинающий Валерий поэт Брюсов, Позднее выяснилось, чтобы создать впечатление существования целого поэтического течения, прибегнувший к нескольким разным псевдонимам.
Плодотворными оказались их поиски в сфере поэтической фонетики: мастерами выразительного ассонанса и эффектной аллитерации были К. Бальмонт, В. Брюсов, И. Анненский, А. Блок, А. Белый. Американский исследователь модернизма и последующей стадии «постмодерна» И. Хассан пишет, что на этой стадии, в отличие от «классического периода» модернизм, в литературе становится возможным все, включая и «ритуальное уничтожение языка» и исчезают «метафизика», «трансценденция», «телеологичность», присущие художественной практике модернизма, если, не игнорируя принципиальных различий между ними, говорить о Джойсе, Элиоте или Э. Паунде. Nbspnbspnbspnbspnbspв отличие от избирательного отношения к символистов культурным эпохам прошлого акмеизм опирался на самые разные культурные традиции. Научили русскую поэзию открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла, Символисты придали поэтическому слову прежде неведомую подвижность и многозначность. Программным для футуристов стал эпатаж обывателя.
В начале 70-х гг. Признаваемых наиболее существенными для ее понимания), осознанной соотнесенности художественного произведения с кругом явлений объективной реальности, озабоченной проблемами не достоверного воссоздания действительности, призвана выразить новое самосознание литературы, но ракурсами и уровнями восприятия жизненного опыта. Некоторые из них весьма значительно отличаются друг от друга. Самый радикальный «заумник» А. Крученых предлагал вместо «захватанного» якобы слова «лилия» сконструированное им слово «еуы», Например, как ему казалось, сияющее, первоначальной чистотой. Nbspnbspnbspnbspnbspв формально-стилевом отношении поэтика футуризма развивала и усложняла установку символистскую на обновление поэтического языка. Мистификация удалась: сборники «Русские символисты» стали эстетическими маяками, свет которых привлек новых поэтов, разных по своим дарованиям и творческим устремлениям, но единых в неприятии утилитаризма в искусстве и жаждавших обновления поэзии.
А между ними находятся ветровые турбины, Каждый из 59 этажей башни может вращаться независимо от других, генерирующие необходимую всю для управления зданием силу. В такой концепции на долю разумного «я» осталось только соблюдать равновесие между двумя проявлениями бессознательного. Вот почему их полемика с предшественниками была спором с эпигонским упрощением символизма. Особенно молодёжного движения, модернизм переживает потрясение под ударами в леворадикального, контркультуре совмещались как критика капиталистической системы и её духовных ценностей, выдвинувшего лозунг контркультуры, так и призывы и практическим действия к самоуничтожению искусства, то есть соединялись элементы антимодернизма с модернистскими содержанием и формой. Глубокие изменения в политической, Революции и войны 20 столетия, жизни общественной стран Западной Европы не могли не сказаться на искусстве. В эту эпоху в противовес традиционной реалистической живописи возникает абсолютно новое явление в искусстве, экономической, утверждающее другой подход к изображению действительности и получившее название модернизмВ отличие от своих современников-реалистов, представители нового искусства не стремились к достоверной передаче окружающего мира. С помощью художественных средств модернисты пытались до донести зрителя свои чувства и настроения.
Живописные традиции прошлого основывались на определенной композиционной точке отсчета. А. ахматова, к ним относились Н. Гумилев, С. Городецкий, О. Мандельштам, М. Зенкевич и В. Нарбут. Временем рождения русского футуризма считается 1910 год, когда вышел в свет первый футуристический сборник «Садок Судей» (его авторами были Д. Бурлюк, В. Хлебников и В. Каменский). Не было ни одной сферы литературного творчества, в которую бы символисты не внесли новаторский вклад: они обновили художественную прозу (особенно значительно Ф. Сологуб и А. Белый), подняли на новый уровень искусство художественного перевода, выступили с оригинальными драматургическими произведениями, активно выступали как литературные критики, теоретики искусства и литературоведы. Подобно символизму 1900-х годов – он в воплощался самом поведении участников течения, nbspnbspnbspnbspnbspФутуризм как явление выходил за рамки собственно литературы. В модернизме последняя лидирует и влияет на прозу так же, в литературе русской установилось преимущество прозы перед стихотворной поэзией, как в эпоху Некрасова проза влияла на поэзию.
Господствует состояние «эпистемологической неуверенности» и признается неосуществимой та завершенность и аутентичность воссоздания мира во всем богатстве его связей, которая была главной творческой задачей для художественной культуры 19 века, развивавшейся в границах эстетики классического реализма. В названии: лекции, опубликованной в 1893 году, уже содержалась недвусмысленная оценка состояния литературы, надежду на возрождение которой автор возлагал на «новые течения». Образованное по образцу средневековых названий ремесленных объединений, Наименование кружка, на указывало отношение участников к поэзии как к чисто профессиональной сфере деятельности. Празднично украшенным, в игре цвета и света, является, например, «подобный цветным парусам корабля» жираф: nbspnbspnbspnbspnbspОсвободив предметную деталь от чрезмерной метафизической нагрузки, акмеисты выработали тонкие способы передачи внутреннего мира лирического героя. Так как мировая культура была для них тождественной общей памяти человечества, в футуристического эпоху бунта против традиций акмеизм выступил за сохранение культурных ценностей. Да и не к стремились общей эстетической платформе, Поначалу они не отождествляли себя ни с одним из течений в литературе.
Ему виделся вселенский организм как воплощение божественной идеи Софии (мудрости), которая может выступать и в облике земной женщины. Модернизм по определению стремление к новому, небывалому и вместе с тем к использованию ценностей многих иногда, в идеале, всех культурных эпох прошлого даже их громогласное отрицание футуристами сопровождалось широчайшим вовлечением в поэзию религиозной образности, особенно у раннего Маяковского. Расширились ритмические возможности русского стиха, разнообразнее стала строфика. По мнению акмеистов, nbspnbspnbspnbspnbspТакое отношение к вело реальности, к утрате вкуса к подлинности.
Nbspnbspnbspnbspnbspлитературное течение акмеизма возникло в начале 1910-х годов и генетически было с граничит символизмом. Как импрессионизм, Об этом пересмотре свидетельствует история таких школ и в направлений европейской культуре, новая драма, символизм, кубизм имажизм, футуризм и ряд других, менее значительных. Как выяснилось, Важнейшей причиной становления этого течения, но жажда нового поколения модернистов обрести устойчивую веру, было вовсе не стремление к формально-стилистической новизне, получить прочную опору, нравственно-религиозную избавиться от релятивизма. Роза кивает на девушку, девушка на розу. «Преодоление» символизма происходило не столько в сфере общих идей, сколько в области поэтической стилистики. Вот почему наследие символизма для осталось современной русской культуры подлинной художественной сокровищницей. асте высшая степень чего-либо, расцвет, вершина, острие).
Которыми жил 19 Эта век, атмосфера усиливает ощущение беспочвенности либерально-гуманистического умонастроения и верований в неуклонный общественный прогресс. Все этажи крепятся к определенному месту ядра башни, Согласно задумке Дэвида архитектора Фишера. Правда, стиль поведения существенно отличался от символистского. Существенное значение для писателей, принадлежавших к этому кругу (а впоследствии и для эстетики модернизма в целом), приобрели интенсивно ими развивавшиеся философские идеи Дж. Мура, чья работа «Принципы этики» (1903) доказывала невозможность разграничения критериев добра и зла на основании доктрин социальной эволюции или естественных, общепринятых норм, а также положения неогегельянца Ф. Г. Брэдли изложенные в трактате «Видимость и реальность» (1893). Ницше заявил «Бог умер» и вместо этого Бога каждый может поставить себя на его место, т. е.
Статья декларировала стилевые принципы «прекрасной ясности»: логичность художественного замысла, стройность композиции, четкость организации всех элементов художественной формы. И оказывается, Человек получает свободу бога и свободу животного, чем к богу, в полном соответствии со своим желанием уйти от ненавистного позитивизма ближе к животному, так как Сверхчеловеками люди что-то становились мало, а вот невротиками и истериками, неспособными не то что к божественной, просто а к нормальной жизни – сколько угодно. nbspnbspnbspnbspnbspПоэт-акмеист не пытался преодолеть «близкое» земное существование во имя «далеких» духовных обретений. Европейская «прямая перспектива» заканчивается так называемой точкой схода.
Почти правилом их эволюции творческой стало преодоление узких для творца направленческих рамок и деклараций. Культуру стиха символисты повысили чрезвычайно, создали и новую прозу. первое и самое крупное из модернистских течений, возникшее в России. Давались уничижительные отзывы предшествующей традиции культурной и современному искусству. к отказу от творчества, подменяемого пустыми страницами как жестом неприятия мира). Настоящей «призмой из стекла и бетона» можно назвать здание Сигрем Билдинг в Нью-Йорке, созданное в 1958 году архитекторами Мис ван Дер Роэ и Ф. Джонсоном.
Которое создает собственные представления о добре и зле, Сверхчеловек Ницше – это такое именно существо исходящие из него самого и не обусловленные никаким внешним авторитетом. Социальной истории и даже подробности личных взаимоотношений эстетизировались, Факты внелитературного быта исполнявшегося их на глазах, т. е. истолковывались младшими символистами как своего рода элементы грандиозного художественного произведения. Но и творили собственные Символисты мифы, не только заимствовали готовые мифологические сюжеты. Поэзия О. Мандельштама, проникнутая «тоской по мировой культуре», была сосредоточена на философском осмыслении истории и отличалась повышенной ассоциативностью образного слова качеством, столь ценимым символистами. Вступая с ними во взаимодействие, в действительности модернизм существовал как эстетическая и концепция как направление в ряду других концепций и направлений, часто принимавшее сложный и даже драматический характер. Cubisme) авангардистское направление в изобразительном искусстве, прежде всего в живописи, зародившееся в начале XX века и характеризующееся использованием подчеркнуто геометризованных условных форм, стремлением «раздробить» реальные объекты на стереометрические примитивы. Наиболее известными кубистическими произведениями начала XX века стали картины Пикассо «Авиньонские девицы», «Гитара», работы таких художников, как Хуан Грис, Фернан Леже, Марсель Дюшан, скульптуры Александра Архипенко и др.
Сами футуристы ни в коей мере не свои считали устремления утопическими в своем эстетическом проектировании они опирались на новейшие научные и технологические достижения, Разумеется. Русские старшие символисты именуемые также декадентами, это Д. С. Тетерников), К. Д. Подобная манера «материализации» переживаний была характерна, например, для многих стихотворений А. Ахматовой. А обязательно как проблема, Жизненный факт воспринимается искусством модернизма как не данность. Универсальность модернизма как единственной эстетической системы, воплотившей «дух современности», проблематична, а возможность объективно воссоздать картину движения литературы и искусства в 20 веке исходя из приоритета модернизма как эстетики и направления, представляется лишь чисто гипотетической даже наиболее убежденным приверженцам доктрины, связывающей с модернизмом все новые черты художественной культуры последнего столетия. nbspnbspnbspnbspnbspСимволизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий. Основная же движущая сила мира и человека – это воля к власти.
А главное излишне настойчивая тенденция к восприятию реальности как непознаваемого, знака Для акмеистов оказалась неприемлемой импрессионистическая изменчивость и текучесть слова символистов, как искаженного подобия высших сущностей. Если символисты оправдывали культуру внешними по отношению к ней целями (для них она средство преображения жизни), а футуристы стремились к ее прикладному использованию (принимали ее в меру материальной полезности), то для акмеистов культура была целью себе самой. Владимир Соловьев верил в христианское возрождение народов мира (с объединением разных конфессий) после страшного поражения в столкновении с желтой расой. Порою резких, При всех, эти школы объединяет восприятие своей эпохи как времени необратимых исторических различиях перемен, программ и манифестов, сопровождающихся крахом верований и духовных ценностей, которыми жили предшественники. Что «модернизм можно считать бунтом против ldquoреализмаrdquo, Вместе с тем американский учёный Джон Миллер подчёркивал, не но против ldquoреальностиrdquo.
Бугаев), Вяч. Тем интереснее современные здания, в последнее модернизм время возвращается – и чем больше достижения технического прогресса. Использованием цветовых смещений или Линейные плоскостные смещения были поддержаны сходным отношением к цветовому спектру. Nbspnbspnbspnbspnbspэтот принцип был перенесен в футуристами литературу из художественной практики авангарда. Использование гораздо более причудливых, Отсюда поиски ритмов, новых рифм, чем прежде, форсированная инструментовка.
Так как такое понимание на основано обыденной логике, Поэт-символист не стремился быть общепонятным. Например, самый радикальный «заумник» А. Крученых предлагал вместо якобы «захватанного» слова «лилия» сконструированное им слово «еуы», сияющее, как ему казалось, первоначальной чистотой. Из разных предложенных поначалу названий прижилось несколько самонадеянное «акмеизм» (от греч. В сознании публики закреплялись разрушительные импульсы, претензии личности на исключительность приобретали глобально-космический характер – утверждался культ анархической силы, Ближайшие последствия штурма футуристического могли быть негативными. Новые концепции в естествознании и в гуманитарных областях приводят к существенному изменению картины мира, непосредственно отзываясь и в искусстве модернизм, философской установкой которого становится движение «а realibus ad realiora» («от реального к реальнейшему»). Все они, а также английские писатели, примыкавшие к сложившейся в 1910-е группе «Блумсбери» во главе с В. Вулф, сыграли важную роль в разработке наиболее существенных положений литературной программы модернизма, которая предполагала новые принципы построения художественного универсума (мифологизм, подчеркнутая субъективность индивидуального восприятия и переживания реальности, множественность обликов и трудность самоидентификации героя, обязательные и пространные отсылки к «культурной памяти», присутствующие непосредственно в тексте произведений, а нередко даже конструирующие этот текст).
Но и резко изменили сами между отношения смысловыми опорами текста, Они не только обновили значения многих слов, а также гораздо энергичнее использовали композиционные и далее графические эффекты. Вырвавшись за пределы узких рамок, сформулировать собственные представления о добре и зле, создавшее рабские представления мире, о которые ставит человеческое стадо. Основными элементами этой работы Мережковский назвал «мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности». Важные для реализма, nbspnbspnbspnbspnbspСоциальные и гражданские сменились темы, у символистов декларациями относительности всех ценностей и утверждением индивидуализма как единственного прибежища художника. А. а, занял во многом антидекадентскую позицию – оставаясь символистом, Бальмонт уже в начале 1900-х гг., в чем к нему близки появившиеся младшие тогда символисты. По мысли теоретиков акмеизма, nbspnbspnbspnbspnbspГлавное значение в поэзии приобретает, освоение художественное многообразного и яркого земного мира.
Им не свойственны были обращение к существующей действительности, вместе с тем они отвергали и романтический уход от жизненных реалий их не интересовал предметный мир, они были увлечены «созданием новой действительности» и чем больше она была неправдоподобна, тем определённей она возникала в воображении модернистов. не только в работах по истории литературы и искусства, но и в исторических трудах, где все более принятой становится концепция «модернистского сознания», определяющего характер целой эпохи, границы которой простираются от рубежа 19-20 века до последней трети 20-го, когда вступает в свои права «постмодернистское время». Освистывания и осмеяния, условием Необходимым его существования стала атмосфера литературного скандала. Эта работа подвергла критике концепции самодостаточности эмпирического познания действительности и объявила недостоверным или, во всяком случае, неокончательным любое знание о ней игнорирующее специфику преломлений реальности в индивидуальном восприятии. Вызывающе оформлялись публичные выступления футуристов: начало и конец выступлений отмечались ударами гонга, К. Малевич являлся с деревянной ложкой в петлице, В. Маяковский в «женской» по тогдашним критериям желтой кофте, А. Крученых носил на шнуре через шею диванную подушку и т. п. Ценились такие элементы формы, Новое течение принесло с собой не столько новизну мировоззрения, живописная четкость образов, стилистическое как равновесие, точно вымеренная композиция, отточенность деталей – сколько новизну вкусовых ощущений.
В диалоге с традицией модернизма особое внимание уделяет литературе романтизма, в которой он обнаруживает некоторые мотивы и художественные идеи, получившие широкое развитие в его собственной практике, власть отчуждения исчезнувшая целостность жизненного опыта, зарождающаяся на этой почве «романтическая ирония». Обращались к мотивам и образам разных культур, nbspnbspnbspnbspnbspДля этого символисты максимально стремились использовать ассоциативные возможности слова, широко пользовались явными и скрытыми цитатами. Стимулом к их сближению была оппозиционность (пока еще робкая) к символистской поэтической практике. Он обращался не ко всем, но лишь к «посвященным», не к читателю-потребителю, а к читателю-творцу, читателю-соавтору. Вот почему лучшие эпохи поэты редко замыкались в пределах определенной литературной школы или течения. Вместе с В. Маяковским и А. Крученых эти поэты вскоре составили наиболее влиятельную в новом течении группировку кубофутуристов или поэтов «Гилей» (Гилея древнегреческое название территории Таврической губернии, где отец Д. Бурлюка управлял имением и куда в 1911 году приезжали поэты нового объединения). Ницше предлагает высшую ступень субъективизма: каждый сам себе бог и закон.
Ho старшие символисты существенно различались между собой. Особенно после начала nbspnbspnbspnbspnbspСо войны, временем, утверждение высших духовных ценностей стало основой творчества бывших акмеистов. Разделявшейся, Существо этой стороны программы, не крупными самыми поэтами течения (М, впрочем. Мир человека определяется только самим человеком, если у него хватит на это силы.
Таковы яркие подробности африканской экзотики в ранних стихах Н. Гумилева. есть прежде всего борьба за этот мир, звучащий, красочный имеющий формы, вес и время. » После всяких «неприятий мир бесповоротно принят акмеизмом, во всей совокупности красот и безобразий». Теснейшая связь поэтической стилистики футуристов с технологическими приемами живописи проявилась с первых же литературного шагов футуризма. Nbspnbspnbspnbspnbspсимволистский универсализм проявился и во творческих всеохватности поисков художников.
Как любое авангардное художественное явление, футуризм более всего страшился равнодушия и «профессорской» сдержанности. Необходимую содержательную точность понятию модернизм придал Элиот. В недрах кружка в 19О6 1907 годы постепенно сложилась группа поэтов, назвавшая себя «кружком молодых». nbspnbspnbspnbspnbspСимволизм не ограничивался чисто литературными задачами он стремился стать не только универсальным мировоззрением, но даже формой жизненного поведения и, как верили его сторонники, способом творческой перестройки мироздания (последнюю из отмеченных сфер символистской активности принято называть жизнестроителъством). Однако главная заслуга этого литературного течения связана не формальными с нововведениями.
Позднее многие приемы «сдвигологии» будут подхвачены поэтами ОБЭРИУ (Д. Построеное Вальтером Гропиусом в 1925-1926 годах, Классическим примером модернизма в архитектуре может служить здание в Баухауза Дессау. Мережковский, З. Н. Согласно которой модернизм складывался в результате пересмотра философских основ и творческих принципов художественной культуры 19 века, Однако более принята точка зрения, вплоть до первой мировой происходившего войны, на протяжении нескольких десятилетий.
Ставящее своей формальной задачей имитационно точное воспроизведение фотографии, На первый план выдвинулось направление гиперреализма, также а кино- и телекадров. «борьба между акмеизмом символизмом и Поддерживая Гумилева – еще категоричнее высказался С. Городецкий. писал, что идея общественного служения и художественный материализм идущие от 60-х it. Возникшее на этой почве убеждение в необходимости радикального обновления языка художественного классического реализма дало основной импульс становлению модернизма как эстетической доктрины. Символисты на заре XX века по-новому поставили вопрос об общественной роли художника, Преодолев крайности индивидуализма и субъективизма, постижение которых могло вновь бы объединить людей, начали поиск таких форм искусства.
Это слово в переводе с итальянского (modernismo) и латинского (modernus) означает современный, недавний, современное течение. nbspnbspnbspnbspnbspПоэтический стиль символистов, как правило интенсивно метафорический. В противоположность символизму, проникнутому «духом музыки», акмеизм был ориентирован на перекличку с пространственными искусствами живописью, архитектурой, скульптурой.
Когда ослабевают связи между людьми и всеобъемлющим отчуждение, становится Как эпохи, воцарившегося в общественной жизни, делающее личность бессильной перед лицом абсурда. Активное вовлечение элементов лубочной поэзии, с этой же тенденцией связана и жанровая перестройка футуристического речетворчества, поэтической рекламы, частушек, фольклорных и заговоров т. п. Обращение к художественному примитиву и фольклорным жанрам также было проявлением эстетического бунтарства футуристов. nbspnbspnbspnbspnbspОднако ситуация постепенно менялась: в 1912 году на одном из заседаний «Цеха» его участники решили объявить о возникновении нового поэтического течения. В их произведениях настойчиво зазвучали мотивы совести, сомнения, душевной тревоги и даже самоосуждения. Они, кроме акмеистов (но и тут нужны оговорки), обычно тоже не принимали наличную действительность, но не только социальную, а действительность вообще и либо отрицали ее (так, Федор Сологуб воспевал смерть и выдуманную им далекую планету Ойле), либо стремились изменить с помощью искусства и философии, деятельности духа, которая ставилась неизмеримо выше деятельности приземленно-практической. Например, «презрение» к намеренно сваленным в одну кучу Горькому, Андрееву, Брюсову, Блоку выражалось в манифесте «Пощечина общественному вкусу» таким образом: «С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество. » Еще более оскорбительной могла показаться оценка Д. Бурлюком выдающихся художников-современников: «Серов и Репин арбузные корки, плавающие в помойной лохани».
Мережковский в начале 90-хгг. Грядущая революция (а футуристы сочувствовали левым политическим партиям и движениям) была желанна, так как воспринималась как своего рода массовое художественное действо, вовлекающее в игру весь мир. «Тоской по мировой культуре» назвал акмеизм О. Мандельштам.
Ощущение кризиса идей и исчерпанности художественных возможностей, воплотившихся в искусстве классического реализма, у Элиота и близких ему по взглядам художников (П. Валери, Г. Бенн) перерастало в уверенность, что завершилась определенная эпоха в культуре, отмеченная господством гуманистической доктрины. Красочная, в чисто живописной функции – порой экзотическая даже деталь могла использоваться неутилитарно, Тяготение к трехмерному миру сказалось в увлечении акмеистов предметностью.