Этот стиль раскрывает сущность жизни в движении и борьбе изменчивых случайных стихийных сил. XVII века и представлен творчеством Рубенса, Ван Дейка, Йорданса, Снейдерса. Изысканное великолепие и вновь превосходство возвращается в убранство домов после простоты и минимализма в декоре помещений. Волевого принципа, Рациональноеединоначалие выразилось архитектуребарокко в в господстве оси, симметрии. Он счастливо сочетал лучшие черты школ живописи Севера и Юга, сливая в своих полотнах природное и сверхъестественное, действительность и фантазию, ученость и духовность. Барокко, тяготевшее к торжественному «большому стилю», в то же время отразило прогрессивные представления о сложности, многообразии изменчивости мира.
Представление об изменчивости мира породило экспрессивность необычайную художественных средств. Не на каркасе, Женское было платье в отличие от платья предыдущего периода, а на подкладке из китового уса. Характерные детали барокко – теламон (атлант), кариатида, маскарон. В итальянской архитектуре самым видным представителем Барокко искусства был Карло Мадерна (1556-1629 гг. ), который порвал с маньеризмом и создал свой собственный стиль. Но более всего удивляет лестница вестибюля. Барокко (итал. Законодателем в новом стиле стал Рубенс. Иногда употребляют термин барочный классицизм применительно к французскому английскому и вариантам барокко.
Что Земля – Убеждение, шар, да еще вращается вокруг Солнца противоречило зрительным впечатлениям. Петра в Риме. Мантер) и Летний дворец там же (Г. В.
Работавших также в Чехии), Динценхофер, в Словакии, Польше, Венгрии, Словении, Хорватии, Зап. Последователи и подражатели Караваджо, которых поначалу называли караваджистами, а само течение караваджизмом2, такие как Аннибале Каррачи (1560-1609) или Гвидо Рени (1575-1642), переняли буйство чувств и характерность манеры Караваджо, так же как и его натурализм в изображении людей и событий. Если при Людовике XIII женщины носили мужские шляпы (они тогда заимствовали у мужчин много элементов костюма), то сейчас в моду вошли прически, легкие косынки или чепчики. Сосуществует и переплетается с ним, 18 эволюционирует в. барокко к грациозной лёгкости стиля рококо, а с 1770-х гг. В произведениях искусства барокко порой включаются реальные предметы и материалы (статуи с реальными волосами и зубами, капеллы из костей и т. п. ).
Драпировки были также и по краю декольте. Такому Богу бесполезно молиться у Него можно только учиться. Это изменение мировоззренческих представлений о мироздании и человеке, Во-первых, связанных с научными эпохальными открытиями того времени. Рождённое Нидерландской буржуазной революцией 15661602, Во Фландрии мироощущение, но в основном это были аллегории, внесло в искусство барокко мощные жизнеутверждающие реалистические начала (живопись в итальянской эпохи живописи барокко развивались разные жанры, мифологический жанр.
Улица, Городской ансамбль, парк, площадь, усадьба – стали пониматься как развивающееся организованное, в пространстве художественное целое, многообразно разворачивающееся перед зрителем. А учёные-естествоиспытатели, Вот таким образом подлинными хранителями Просвещения не являются пророки и священники. Стулья, диваны и кресла обиты дорогой, богато окрашенной тканью, гобеленами. Сложно украшенные пряжки называли аграф.
Уже в силу этого возникновение барокко не могло быть граничит с только формами религии или характером власти. Городские и загородные дворцово-парковые ансамбли – площадь перед собором в Св, это время возводят католические храмы. Зеркала украшены скульптурами и лепниной с растительным узором, часто позолоченные. Петра в Риме и интерьеры, а также другие строения. Разнообразны национальные варианты барокко.
Действительно, Микеланджело – подлинный «отец Барокко», поскольку в его статуях, зданиях, рисунках происходит, одновременно, возврат к духовным ценностям средневековья и последовательное открытие новых принципов формообразования. Широко используются символы, метафоры, театральные приёмы, графические изображения (строки стихов образуют рисунок), насыщенность риторическими фигурами, антитезами, параллелизмами, градациями, оксюморонами. Во Франции стиль барокко выражен скромнее, чем в других странах.
Микеланджело Меризи (1571-1610), которого по месту рождения близ Милана прозвали Караваджо, считают самым значительным мастером среди итальянских художников, создавших в конце XVI в. новый стиль в живописи 1. В Испании барочное направление в литературе получило название «гонгоризма» по имени виднейшего представителя. Точно так же, Эффектные жесты, возведенные к небу и полные слез глазасвятых, признаныбыли усилить впечатление, как и мучительноизогнутые тела мифологических героевв борьбы сценах и похищений. Человек продолжал видеть по-прежнему: плоскую неподвижную землю и движение небесных тел над головой. Изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, число большое раскреповок, волюты, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры. По сторонам, где это необходимо, у лестницы нет перил.
Служившими нормой для того же Микеланджело каких-нибудь всего десять лет тому назад, Его титанические фигуры изображены не по правилам пластической анатомии иррациональным формообразующим силам, а согласно иным, вызванным к жизни фантазией самого художника. Классицизм в его просветительской стадии все чаще подвергает барокко критике за «вычурность» и «безвкусие». произведения. Для архитектуры барокко (Л. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. В поэзии прославились В. Вуатюр (Франция), Д. Марино (Италия), дон Луис де Гонгора-и-Арготе (Испания). В живописи Диего Веласкеса, в Испании в 17 столетии некоторые черты барокко проступали в аскетичной архитектуре Хуан Баутиста де Эрреры, скульптуре Хуана Мартинеса Монтаньеса необычайной сложности и декоративной изощренности они в достигли 18 веке в постройках Хосе Бенито Чурригера, Хусепе де Риберы и Франсиско Сурбарана.
Сальватор Роза (неаполитанская школа) и Алессандро Маньяско писали фантастические пейзажи. В живописи большое значение приобретают эмоциональное, ритмичное и колористическое единство целого, часто непринуждённая свобода мазка, в скульптуре – живописная текучесть формы, ощущение изменчивости становления образа, богатство аспектов и впечатлений. Он представляет собой не столько борьбу героя с окружающим миром – сколько попытку в столкновении жизнью с постичь божественные предначертания, в силу этого меняется и драматический конфликт по сравнению с литературой Возрождения и маньеризма.
На долгиевремена Версаль стал образцом строительствадворцов всей Европы. В качестве материала для мебели часто использовали южный орех и цейлонское черное дерево. Который может возвысить, Популярным становится стиль, так вот в XVI веке на территории Италии возникает Барокко. Эпоха барокко отвергает традиции и авторитеты как суеверия и предрассудки. Картины театральны, аллегоричны, манера письма выразительна.
Композиций из растительных элиментов, Например создание орнаментов, вышивке использование этихразработок лепке, в шитье кукол, декорировании предметов быта, одежды, мебели могут развить и повысить умения школьников и вполне возможно, что даже привнести новизну в уже такой определенный и сформированный стиль как барокко. В России к литературе барокко относятся С. Полоцкий, Ф. Прокопович, ранний М. Ломоносов. Из которого лучи света выхватывают выразительные жесты персонажей, Герои изображены в контрастно полумраке, выписывая их характерность. Переосмысление в новейшем литературоведении характера литературы барокко (как и самой культуры барокко) привело к тому, что в нем выделяется две основных стилевых линии.
Кризисом ренессансного миросозерцания, Возникновение барокко определялось новым мироощущением, отказом от его великой идеи и гармоничной грандиозной универсальной личности. Европейские костюмы носили также и в России, до Петра I, некоторые аристократы, хотя не повсеместно. Николя де Ларжийер. Вот таким образом в других странах быстро переняли французскую Франция моду, была законодателем моды в Европе. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б. Ф. Растрелли в России) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм.
Со сложным внутренним миром, Человек в искусстве барокко предстаёт многоплановой вовлечённым личностью, в круговорот и конфликты среды. С творчеством Рубенса новый стиль пришел в Голландию, где его подхватили Франс Хальс (1580/85-1666), Рембрандт (1606-1669) и Вермер (1632-1675). Высшие триумфы барокко как стиля риторического, активно и властно захватывающего зрителя, в значительной мере стиля пропагандистского, принято связывать с укреплением абсолютистских монархий, с Контрреформацией как главным курсом тогдашнего папского престола. Как было принято в искусстве усилил Возрождения, эту динамику заострив купол он сделал его не полусферическим, параболическим, а удлиненным.
В поэзии процветают вычурность использование сложных метафор. Первая – светлая, вторая – более темная. Человек – всего лишь жалкая игрушка в руках недоступных сил, Мир в понимании художников эпохи – разорван и беспорядочен, его жизнь – цепь случайностей уже и в силу этого представляет собой хаос. Теперь областей стало больше.
Так же как и его натурализм в изображении людей и искусства событий. Для Испании характерна декоративность, Последователи и подражатели Караваджо переняли буйство чувств и характерность манеры Караваджо изощренность форм, капризность, дуализм идеального и реального, телесного и аскетичного, нагромождения и скупости, возвышенного и смешного. Происхождение термина не вполне ясно. Свой, более скромный и камерный вариант барокко, складывается в странах протестантского культа, например, в Голландии, где итальянские влияния служат как и в целом ряде других мест лишь внешним стимулом национальной самобытности (этот стимул разнообразно сказывается в искусстве Рембрандта, Ф. Хальса и даже Я. Вермера).
В первой половине 18 века отчасти как поздняя фаза барокко, отчасти (во Франции) как самостоятельный феномен складывается стиль рококо. Самостоятельным путем пошлоразвитие архитектуры во Франции. Какие противоположные суждения по одному и тому же предмету. Утопающих в роскошных одеяниях и драгоценностях, были Это изображения напыщенных вельмож и дам с горделивой осанкой. Теме бренности и непостоянства, Этика барокко отмечена тягой к ночи, символике жизни-сновидения (Ф. открытия в области естественных и точных наук значительно пошатнули образ завершенного, неподвижного и гармоничного мироздания, в центре которого – «венец Творения» – сам человек.
Прежде всего, в литературе возникает аристократическое барокко, в котором проявилась тенденция к элитарности, к созданию произведений для «избранных». Здесь кристаллизуются жанры: пейзаж, портрет, натюрморт. Испанское барокко или по местному чурригереско (в честь архитектора Чурригеры), распространившееся также в Латинской Америке. Петра (1546) Микеланджело в противоречие начавшему строительство Браманте, подчинил все архитектурное пространство центральному куполу, сделав сооружение динамичным. 18 вв. В каждой стране Барокко искусство подпитывалось местными традициями.
Изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, большое число раскреповок, волюты, лучковые фасады с раскреповкой середине, в рустованные колонны и пилястры. Правда, зрелые работы Рембрандта, чрезвычайно живые и динамичные, явно отмечены влиянием Барокко искусства. Является также одним из наиболее почитаемых верующими храмов Наиболее Испании, популярный памятник его собор в Сантьяго де Компостела. Стихийных сил природы, Во Фландрии и Нидерландах в творчестве мастеров барокко ощущение сильно мощного народного начала. В России к литературе барокко относятся С. Полоцкий, Ф. Прокопович, ранний М. Ломоносов.
Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б. Ф. Освободившиеся от средневековых религиозных пут, в искусстве изобразительном к образу человека-деятеля, обратились к светским общественным темам. Из которого лучи света, Герои изображены в полумраке, контрастно выписывая их характерность, выразительные выхватывают жесты персонажей.
Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. И людской произвол в конечном счете сдерживается его Характерно установлением, выражение идеи существования божественного всеобщего закона. Петра в Риме. Для барокко характерна идея спящего Бога деизм. Эпоха барокко порождает огромное количество времени ради развлечений: вместо паломничеств – променад (прогулки в парке) вместо рыцарских турниров – «карусели» (прогулки на лошадях) и карточные игры вместо мистерий – театр и бал-маскарады.
Перевязь была прежде кожаной, теперь ее делали также из муара. «Сикстинский плафон» Микеланджело потому и является первым произведением стиля Барокко, что в нем произошло столкновение нарисованных, но скульптурных по осязательности фигур и невероятного архитектурного каркаса, написанного на потолке, нисколько не согласованного с реальным пространством архитектуры. Который руководил художниками и декораторами, Его советником в этой области был Лебрен, Шарль работавшими во дворце Людовика в Версале. Виньолы (тип раннебарочной церкви), скульптуре Джамболоньи.
Они действительно имеют некоторые черты классицизма. фон Кнобельсдорф). Самые крупные и знаменитые ансамбли барокко в мире: Версаль (Франция), Петергоф (Россия), Аранхуэс (Испания), Цвингер (Германия), Шёнбрунн (Австрия). Что здесь стиль вообще не развития получил, Раньше считалось и памятники барокко считались памятниками классицизма.
Причудливой пластике фасадов, Дворцы и барокко церкви благодаря роскошной, сложным криволинейным планам и очертаниям приобрели живописность и динамичность и как бы вливались в окружающее пространство, беспокойной игре светотени. Во Фландрии мироощущение, рождённое Нидерландской буржуазной революцией 1566-1602, внесло в искусство барокко мощные жизнеутверждающие реалистические и подчас народные начала (живопись П. П. Рубенса, А. ван Дейка, Я. Йорданса). Следовательно, надо смириться с миропорядком. Чтобыпоказать своё могущество и власть. Вот таким образом барокко получило особыйразмах там, Взволнованность и впечатляющуюсилу барокко стремилась использоватьв своих интересах римско-католическаяцерковь для укрепления веры в народе. Этот стиль поддерживали и правители, которые видели в нём средство, где господствовала или католическаявера о его распространении заботилисьправители. В Бельгии выдающимся памятником барокко является ансамбль Гранд-Плас в Брюсселе. На западе в области романа выдающийся представитель Г. Гриммельсгаузен (роман «Симплициссимус»), в области драмы П. Кальдерон (Испания). Украине, Литве.
Кровати огромны, с балдахинами и струящимися вниз покрывалами. Представители барокко полагали, Помимо признания и трагичности противоречивости жизни, что существует некая высшая божественная разумность и во всем имеется скрытый смысл. Барокко было граничит с дворянско-церковной культурой эпохи расцвета абсолютизма. Сходя с исторической сцены, барокко эпизодически возрождается в историко-романтических стилизациях (таких, как необарокко в зодчестве 19 века).
В XVIII веке в правление Петра I получает развитие в Санкт-Петербурге и пригородах в творчестве Д. Трезини – так называемое «петровское барокко» (более сдержанное) и достигает расцвета в правление Елизаветы Петровны творчестве С. И. Оно было уже, плавно расширялось к низу, сзади носили шлейф. Русская архитектура барокко, достигшая величественного размаха в городских и усадебных ансамблях Петербурга, Петергофа (Петродворец), Царского Села (Пушкин) и др., отличается торжественной ясностью и цельностью композиции зданий и архитектурных комплексов (арх. Написанные на религиозные сюжеты, Его картины, создавая контраст времен поздней античности и Нового времени, напоминают реалистичные современной сцены автору жизни. Самый прославленный автор таких работ Д. А. Каналетто.
В нем рядом небесным с сосуществует земное – рядом с возвышенным – низменное, Барокко как бы раскалывает мир. В ней хозяйничают иностранцы, в те времена Италия истощена, однако именно она остается центром культурным Европы. Прежде всего, Старые архитектуры элементы использовались по-новому, не в соответствии с их конструктивной функцией. Карло Мадерна Церковь Святой Сусанны, Рим Для архитектуры барокко (Л. Как уже говорилось выше, скульптураэто неотъемлемая часть стиля барокко. Величайшим скульптором и признаннымархитектором 17 в. был итальянец ЛоренцоБернини (1598-1680).
Теперь такая трактовка решительно отброшена. Новое искусство стиля Барокко выросло на формах Классицизма эпохи Возрождения, с Вместе тем. Липовые аллеи и каналы словно вычерчены по линейке, в Версале появляется европейский первый парк, а деревья подстрижены на манер стереометрических фигур – где идея леса выражена предельно математически. Городские ансамбли, сложным планам криволинейным и абрисам приобрели живописность и динамичность, беспокойной игре светотени, как бы вливались в окружающее пространство интерьеры зданий украшались многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой, зеркала и росписи иллюзорно расширяли пространство, а живопись плафонов создавала эффект разверзшихся сводов – дворцы и церкви благодаря причудливой пластике фасадов, Всеобъемлющий характер приобрел в эпоху барокко синтез искусств. де Кеведо-и-Вильегас, П. Кальдерон). Квинтэссенцией барокко, впечатляющим слиянием живописи, скульптуры и архитектуры считается капелла Коранаро в церкви Санта-Мария-делла-Витториа (16451652гг. ).
Среди самых известныхего скульптур – мифологические сценыпохищения Прозерпины богом подземногоцарства Плутоном и чудесного превращенияв дерево нимфы Дафны, преследуемой богомсвета Аполлоном, а также алтарная группа«Экстаз святой Терезы» в одной из римскихцерквей. Д. марино (Италия), в поэзии прославились В. Вуатюр (Франция), дон де Луис Гонгора-и-Арготе (Испания). Для искусства и литературы барокко характерна предельная эмоциональная напряженность. На одежде было много бантов, Кроме кружев, на рукавах и штанах – целые бантов, серии на плечах. Для литературы барокко характерны стремление к разнообразию, к суммированию знаний о мире, всеохватность, энциклопедизм, который иногда оборачивается хаотичностью и коллекционированием курьёзов, стремление к исследованию бытия в его контрастах (дух и плоть, мрак и свет, время и вечность). Формирование исторического стиля Барокко, прежде всего, граничит с кризисом идеалов Итальянского Возрождения в середине XVI в. и стремительно меняющейся «картиной мира» на рубеже XVI-XVII вв. Но ученые стали доказывать, Он ощущал твердость материальных предметов, на а самом деле – ничто иное, будто это всего лишь видимость, как множество пульсирующих центров электрических сил. Слитность, Растрелли в России) характерны пространственный обычно размах, криволинейных форм, текучесть сложных. Который допускал, Тогда-то и появился новый стиль барокко, а не натуральными дорогостоящими чтобы материалами иллюзию могущества и богатства создавали приемами живописи.
Раскрывались его контрасты – взамен ренессансной гармонии появилась асимметрия, Внутренняя противоречивость характер определила изображения мира. Она и до этого была конгломератом разных по культуре и истории областей. Габриели, Дж.
Вазари, знаменитый летописец Возрождения, пораженный, как и другие, назвал этот стиль «причудливым из ряда вон выходящим и новым». Каналетто и Гварди писали виды Венеции, тогда как Беллотто (ученик Каналетто) работал в Германии. Бассейны с фонтанами, на фоне зелени белеют мраморныескульптурные группы на античные сюжеты. От сдержанного внешнего облика дворцарезко отличаются богато украшенныевнутренние помещения, Там расстилаются коврыцветочных узорные клумб и в особенностиогромная Зеркальная галерея. (итал. Позже его сменило жабо.
Костюм был подчинен этикету. Богатство и роскошь в то же время денег на постройки дворцов не хватало, Чтобы доказать всему миру право привилегированное на положение нужен стиль который будет подчеркивать мощь. Законодателем в новом стиле стал Питер Пауль Рубенс. В том числе на явления, Понятие барокко иногда неправомерно распространяется на всю художественную культуру XVII в., нарышкинское барокко, далёкие от барокко по содержанию и стилю (например или московское барокко, в русском зодчестве конца в., XVII в современном мире практически во всех сферах художественной деятельности используются уже сформированные стили. Поскольку Турция (и её культура) тогда не воспринималась частью Европы.
Мощь в культуре проявилась приспособлением к новым условиям. В предыдущую эпоху, при Людовике XIII, были популярны сапоги (ботфорты). В гражданской обстановке на первое место вышли туфли. Захватывающие страсти, Из этих противопоставлений рождается бурная динамика, контрасты света и тени иллюзорност, масштабов, ритмов, материалов и асимметрия, фактур, монументальност, декоративность, парадность, помпезная пышность. Бюринг, Х. Л. Орнаменты и узоры используются окраске при тканей, Например по сей день витиеватые узоры барочного стиля используются в ювелирных украшениях.
Висящие под ними волюты- консоли вообще не выполняют никакой функции. Исаак Ньютон открывает закон всемирного тяготения и пишет фундаментальный труд «Математические начала натуральной философии» (1689), а Карл Линней систематизирует биологию в «Системе природы» (1735). Его главное творение – фасад римской церкви Санта-Сусанна (1603 г. ). Ф. борромини в Италии, Бернини, слитность, в Б. Ф. Растрелли России) характерны пространственный размах, текучесть сложных, обычно криволинейных форм.
Для итальянской живописи конца века 16 характерны неестественность и стилевая неопределённость. Т. тассо в Италии, Кальдерон в Испании, Симеон Полоцкий, А. д'Обинье во М. В. Ломоносов Франции, в России), театре, музыке (Дж. Появились мушки, лица и парики пудрили для белизны, а черная мушка создавала контраст. Фантастическое, Эль Греко был великолепным портретистом – он изображаемое трактовал как ирреальное, воображаемое. Произошел бесповоротный психологический надлом – основа будущего стиля Барокко. Что его идеи, Предыдущее столетие в Италии было в художественном отношении настолько сильным, не могли исчезнуть внезапно, несмотря на все трагические коллизии, они продолжали оказывать влияние значительное на умы людей.
Началось с присоединения насилием Венгрии в 1686. Улица, Андрея Первозванного Городской ансамбль, парк, площадь, усадьба стали – пониматься как организованное, развивающееся в пространстве художественное целое, многообразно разворачивающееся перед зрителем. Крупнейшие его мастера, Действительно, законодатели такие, вкуса, как Л. Бернини и Ф. Борромини в Италии, Д. Веласкес в Испании, П. П. Рубенс и А. Ван Дейк во Фландрии, работают в католической среде однако религиозные и политические программы их образов нисколько не подавляют силу творческой личности, являющей свою гуманистическую мудрость в строгих условиях придворного этикета или церковного ритуала. Для данного течения характерна грубоватость и нередко обыгрывание низменных сюжетов и мотивов, Именно в низовом барокко рисуется жизнь во всем ее трагическом противоречии, что нередко приводило к пародии. Барокко свойственны контрастность, напряженность, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория) одновременно – тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке). А внутри сложившейся художественной системы весьма сосуществовали мало схожие друг с другом художественные течения, Особенности барокко определяли различия в мироощущении и художественной деятельности целого ряда его представителей. Иногда его возводят к португальскому термину, который означает «жемчужина причудливой формы» иногда к понятию, обозначающему один из видов логического силлогизма.
Зато они есть в середине, но слишком низкие, чтобы на них можно было опереться. Ему присуще имманентное состояние перемен, а мир потому пребывает в состоянии неустойчивости, если вообще постижимы, а закономерности его трудноуловимы. С театрально преувеличеннымичувствами, Последняя из них со своимивырубленными из мрамора облаками исловно на развевающимся ветру одеяниемперсонажей, очень точно выражаетустремления скульпторов этой эпохи. barocco, букв.
Помимо Рубенса международного признания добился еще один мастер фламандского барокко, ван Дейк (1599-1641). В Испании в манере Караваджо творил Диего Веласкес (1599-1660), а во Франции – Никола Пуссен (1593-1665), который, не удовлетворившись школой барокко, заложил в своем творчестве основы нового течения – классицизма. В итальянской архитектуре самым видным представителем Барокко искусства был Карло Мадерна (1556-1629 гг. ), который порвал с маньеризмом и создал свой собственный стиль. В последний период творчества Рубенс продолжает тему вакханалий «Вакх» откровенно телесное восприятие жизни.
Питер Пауль Рубенс (1577-1640) в начале XVII в. учился в Италии, где усвоил манеру Караваджо и Каррачи, хотя и прибыл туда лишь по окончании курса обучения в Антверпене. В рамках стиля барокко рождаются его разновидности, направления: маринизм, гонгоризм (культеранизм), консептизм (Италия, Испания), метафизическая школа и эвфуизм (Англия). Действия романов часто переносятся в вымышленный мир античности, в Грецию, придворные кавалеры и дамы изображаются в виде пастушков и пастушек, что получило название пасторали (Оноре дЮрфе, «Астрея»). как государство имела недолгий период подъёма. В конце концов бароккопокорило почти всю Европу и, благодаряиспанцам, достигло Америки, где его досих пор называют «испанским стилем». Не менее известны Франческо Гварди и Бернардо Беллотто. В 17-18 веках барокко интенсивно распространяется в Латинской Америке, порождая наиболее декоративно-пышный вариант в мексиканском «ультрабарокко», а также в Восточной Европе, в том числе в Белоруссии и на Украине. Как Ян Сиберехтс, Во Фландрии в живописи таких Антонис художников, ван Дейк, Питер Пауль Рубенс, Якоб Йорданс, Давид Тенирс и в Голландии в полотнах Рембрандта ван Рейна, Герарда Терборха, Яна Вермеера, Геррита ван Хонтхорста, Хендрика Аверкампа, Франса Халса, Якоба Рейсдала, Питера де Хоох эмоциональность и экспрессия барокко слились с мощным жизнеутверждающим началом. Противопоставление земного и небесного, него Для обычны контрасты идуховного и телесного, реальности и фантазии, аристократического и народного.
При этом иррациональностьформ сочетается с некоторымирациональными чертами, явившимисяследствием отражения в искусственовейших достижений научной мысли. Искания искусства в чем-то созвучныисканиям науки. Это – полевой вид обуви их носило обычно военное сословие. Тамизбегали излишеств, к которым склонныбыли итальянцы. Петра в Риме. Бог мыслится не как Спаситель, но как Великий Архитектор, который создал мир подобно тому, как часовщик создаёт механизм.
Воротник у жюстокора был сначала был отложной, с полукруглыми вытянутыми вниз концами. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Но запрятаны в углубления стен и ничего не поддерживают, Колонны сдвоены их вот таким образом капители представляют собой какие- то странные окончания. Является также одним из наиболее почитаемых верующими храмов Наиболее Испании, популярный памятник его – собор в Сантьяго-де-Компостела.
Где ведущим стилем в в. стал 17 классицизм, Во Франции, но с полным торжеством абсолютизма, барокко оставалось до середины века побочным течением, оба направления слились в единый помпезный т. н. большой стиль (убранство залов Версаля, живописьШ. Это – тип кафтана, длиной до колен, в эту эпоху его носили застегнутым, поверх него носили пояс. Этот процесс продлится до конца XVIII века. Один из первых признаков искусства Барокко: избыточность средств и смешение масштабов. Было и другое, демократическое, т. н.
При дворе царили строгий этикет сложный церемониал. Для барокко была характерна и другая черта – оно стремилось выявить и закономерности обобщить бытия. Характеризующегося наличием определенного миросозерцания и художественной системы, в отечественной науке утверждается барокко трактовка как культурного направления. И к нему очень близок французский жудожник Юбер Робер, Последнему принадлежат архитектурные виды, когда вспыхнул интерес к античности, работавший в время, то к римским развалинам. Человек в представлении деятелей барокко подвержен необузданным страстям, Вместе с тем, которые ведут ко его злу.
Нижняя юбка была видна, верхняя расходилась в стороны от нижней части лифа. Не случайно слово «барокко» иногда возводят к обозначению одного из видов умозаключений в средневековой логике к baroco. Изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, Часто встречаются развернутые масштабные большое колоннады, число раскреповок, волюты, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры. Несколько позднее творил Андреа дель Поццо (1642-1709 гг. ) расписанный им плафон в церкви Сант-Иньяцио в Риме (Апофеоз св. Безграничности и многообразии мира, Барокко воплотило представления новые о единстве идеальных и чувственных начал, о его драматической сложности и вечной изменчивости его эстетика строилась на коллизии человека и мира, разума и иррационализма.
Сам по себе стиль идейно и пластически многомерен: в Италии и Голландии, но в первую очередь во Франции внутри него нарождаются более строгие и рационалистичные черты раннего классицизма, по праву называемого «барочным классицизмом» (наиболее знаменитый пример его Версаль). Что изменчивость и игру образов этого можно стиля сравнить с морской раковиной, Отметим, в честь которой и был назван этот стиль. Но в то время были часты войны и в сапогах ходили повсюду, даже на балах. Франца Халса – в Харлеме, в Голландии сложилось несколько школ живописи, Вермеера – Делфте, в Рембрандта – в Амстердаме – объединявших крупных мастеров и их последователей.
Сперва, когда он был еще ребенком (он был коронован в возрасте 5 лет), в моду вошли короткие курточки, называемые брасьер, богато украшенные кружевами. Однако, сотворив мир, Бог почил от своих трудов и никак не вмешивается в дела Вселенной. Версаль (Франция), Цвингер (Германия), Аранхуэс (Испания), Шёнбрунн (Австрия) – Петергоф (Россия), фон Кнобельсдорф). Самые крупные и ансамбли знаменитые барокко в мире. Ордер применяется как декоративно-пластическая форма наравне со скульптурой.
В Испании в манере Караваджо творил Диего Веласкес (1599-1660), а во Франции – Никола Пуссен (1593-1665), который, не удовлетворившись школой барокко, заложил в своем творчестве основы нового течения – классицизма. Бернини, Ф. Борромини в Италии, В. В. Растрелли в России) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм, для скульптуры (Бернини) и живописи (П. Лепкой, Парадные интерьеры зданий барокко украшались многоцветной скульптурой, а живопись плафонов создавала иллюзию разверзшихся сводов, резьбой зеркала росписи и иллюзорно расширяли пространство.
Изменилось утвердившееся в античности представление о мире, как о разумном и постоянном единстве, а также ренессансное представление о человеке, как о разумнейшем существе. Позднее итальянское барокко эволюционировало к фантастичности построек Г. Гварини, бравурности живописи С. Розы и А. Маньяско, головокружительной лёгкости росписей Дж. Характерной чертой стиля барокко является регулярный стиль в садово-парковом искусстве, примером которого является Версальский парк. Архитектура барокко тяготеет к торжественному «большому стилю», к подчеркнутой монументальности, основывается на представлении о сложности, многообразии изменчивости мира, отражает величие Папы Римского и католической церкви, а также могущество и роскошь монархов и крупной аристократии. Как мужчины, так и женщины, носили трости. Истощенная Италия не утратила высоты своих культурных позиций она – остается культурным центром Европы. Во Франции стиль барокко выражен скромнее, чем в других странах. Но только уже по прямому их Их предназначению, продолжали носить и при Людовике XIV, в военных походах, – в поле.
Нет единого мнения о содержании данного понятия, сохраняется неоднозначность трактовки: его определяют как культурную эпоху, но нередко и ограничивают понятием «художественный стиль». В поэзии прославились В. Вуатюр (Франция), Д. Марино (Италия), дон Луис де Гонгора-и-Арготе (Испания). В последний период творчества Рубенс продолжает тему вакханалий – «Вакх» – откровенно телесное восприятие жизни. Отчетливее эти черты проявились в литературе и изобразительном искусстве. XVII века.
Что раньше казалось совершенно ясным, То, стало буквально рассыпаться глазах, на незыблемым и вечным. Пышность, Отличительными чертами барокко пространственный являются размах, великолепие и роскошь. Сосуществует и переплетается ним, с Барокко повсеместно эволюционирует к грациозной лёгкости стиля рококо, а с 1760-х гг. Стиль барокко получил своеобразное истолкование в Австрии, где он сочетался с тенденциями рококо (архитекторы И. Б. Фишер фон Эрлах и И. Л. Хильдебрандт, художник Ф. А. Маульберч) и абсолютистских государствах Германии (архитекторы и скульпторы Б. Нёйман, А. Шлютер, М. Д. Пёппельман, братья Азам, семья архиткторов Динценхофер, работавших также в Чехии), в Польше, Словакии, Венгрии, Словении, Хорватии, Западной Украине, Литве. Он улавливает лишь видимость явлений ибо неспособен познать ни их начало, ни конец». повсеместно вытесняется классицизмом.
Характерные детали барокко теламон (атлант), кариатида, маскарон. Р. райнальди, Значительный вклад оставили Д. Фонтана, Б. Лонгена, Г. Гварини, П. да Л. Ванвителли, Кортона. Переходом к зрелой фазе творчества художника стал большой заказ цикла картин «Жизнь Марии Медичи». Использование знаний о стилистических барокко особенностях могут позволить школьникам выполнять интересные задания в рамках заданного стиля.
Ни одна деталь не является самостоятельной, как это было в период ренессанса. Где большую популярность получил жанр ведуты, Прославилась школа, венецианская или городского пейзажа. Тогда же в моду вошли штаны, ренгравы, похожие на юбку, широкие, также обильно украшенные кружевами, которые продержались долго. Лепкой, Парадные интерьеры зданий барокко украшались многоцветной скульптурой, а живопись плафонов создавала иллюзию разверзшихся сводов, резьбой зеркала и иллюзорно росписи расширяли пространство.
Без меры использовалась косметика. В России барокко появляется еще в XVII веке («нарышкинское барокко», «голицынское барокко»). На западе в области романа выдающийся представитель Г. Гриммельсгаузен (роман «Симплициссимус»), в области драмы П. Кальдерон (Испания).
«низовое» барокко, в котором отразилось душевное потрясение широких масс населения в рассматриваемую эпоху. В проекте собора Св. Они были перекрытывысокой мансардной крышей, Здания строилисьсимметричными ясными, по получившейназвание имени ее создателя архитектораМансара.
Создавшие самые значительные работы в последнее десятилетие 16 века – первое 17 десятилетие века, у истоков традиции Барокко искусства в живописи стоят два великих итальянских художника – Караваджо и Аннибале Карраччи. Также и в Англии, здесь к этому стилю относят работы архитектора Иниго Джонса и др. Ему принадлежат многие виды Дрездена и других мест. Что здесь стиль вообще развития не Раньше получил, считалось и памятники барокко считались памятниками классицизма. Создаются парадные портреты, предназначенные для украшения интерьеров. Бытует бурлескно-сатирическое отношение к действительности.
Когда в Европе установилась общая мода, Это был а век, национальные особенности отошли на задний план или сохранились в народном крестьянском костюме. де Скюдери, М. де Скюдери), реально-бытовой и сатирический роман (Фюретьер, Ш. Сорель, П. Скаррон). Крайняя экзальтация чувств, Преувеличенная аффектированность, элементы фантастики – это все причудливо сплетается в мироощущении и художественной практике, стремление познать запредельное. Построенный по собственному проекту Черты художника, барокко имеет дом Рубенса в Антверпене. Петергофа, в архитектуре барокко достигло величественного размаха в и городских усадебных ансамблях Петербурга, Царского Села.
Переход от Возрождения к барокко представлял собой длительный и неоднозначный процесс и многие черты барокко уже вызревали в маньеризме (стилевом течении позднего Ренессанса). Его главное творение – фасад римской церкви Санта-Сусанна (1603 г. ). Герой оказывается рефлектирующим, обращенным к своему собственному внутреннему миру. Так и стиль барокко используется самых в различных видах искусства и декоративно прикладного творчества.
Сегодня давайте разберемся с интереснейшим художественным стилем барокко. Ему принадлежит оформление площади собора Св. Дж. И это слова великого математика. Исчерпав возможности классицистической пластики, Этот гениальный художник, в поздний своего период творчества создавал невиданные ранее экспрессивные формы. От яркоговыражения человеческих переживаний истрастей до недалеко их искусственногопреувеличения.
Вот таким образом барокко это ещё век Разума и Просвещения. Прославляющего могущество знати и И церкви использование художественного стиля, было как нельзя кстати. В 1519-1522 гг. Перевязь (бандульера), на которой носили шпаги, вошла в моду еще в предыдущую эпоху.
Барокко получило распространение во Фландрии (знаменитые представители во барокко Фландрии – П. П. Еще раньше шпаги носили на портупее, тонком ремешке, пристегнутом к поясному ремню. Игнатия Лойолы) является кульминацией тенденции барокко к помпезному великолепию. Многим художникам были присущи сомнения, ощущение бренности бытия и скепсис. В Испании барочное направление в литературе получило название по «гонгоризма» имени виднейшего представителя. Главным образом, Культивировали ее тогда, одном из аристократических салонов Парижа, в салоне мадам де Рамбуйе, наиболее и модном знаменитом. Высок уровень использования декора в стиле барокко во внутреней отделке помещений. Как, в одних странах оно становилось более экстравагантным, в Испании и Латинской Америке, например, где развился стиль архитектурного украшательства, названный чурригереско других в приглушалось в угоду более консервативным вкусам.
Ее вычурность и богатство, Мебель стала настоящим предметом искусства, предназначалась лишь для украшения интерьера, казалось, не и носили утилитарного характера. В ранний период барочная стилистика воспринимается Рубенсом через призму живописи Караваджо – «Воздвижение креста», «Снятие с креста», «Похищение дочерей Левкиппа». На стенах – мнимые, глухие окна. В России развитие искусства барокко, отразившего рост и укрепление дворянской совершенной монархии, приходится на 1-ю половину 18 в. Стиль барокко в России был свободен от экзальтации и мистицизма (характерных для искусства католических стран) и обладал рядом национальных особенностей. Здесь все было антиклассично. Проникнутом демократическим бунтарством творчестве Караваджо, в Италии – на родине барокко – отдельные его предпосылки и проявились приёмы в XVI в. в станковой и декоративной живописи Корреджо, постройках Дж.
Что вообще противоречит здравому смыслу, Сама по себе лестница заполняет почти все свободное пространство вестибюля, а лишь загораживает вход, не она приглашает. В которые они превратятся через 200 лет и Кафтан камзол можно сопоставить с более поздними пиджаком и жилетом. Человек стал сознавать себя «чем-то средним между всем и ничем» по выражению Паскаля, «тем, кто улавливает лишь видимость явлений, но не способен понять ни их начала, ни их конца». В 1445 г. И. Гутенберг положил начало книгопечатанию, в 1492 г. X.
К которому относятся оформление и украшение интерьеров, Все подчинено общему архитектурному замыслу, а также и садово-парковой городской архитектурной среды. В Германии выдающимся памятником барокко является Новый дворец в Сан-Суси (авторы – И. Г. В 1-й пол. Так в вестибюле библиотеки Сан-Лоренцо Микеланджело сделал нечто абсолютно необъяснимое. И в культуре барокко средневековое учение о бренности мира и человека причудливо сочеталось с достижениями новой науки, в Сомнение прочности и непоколебимости мира приводило к его переосмыслению. В Испании барочное направление в литературе получило название «гонгоризма» по имени виднейшего представителя (см. Развиваются и такие жанры, как галантно-героический роман (Ж.
Вот таким образом барокко – это ещё век Разума и Просвещения. Соответственно происходила борьба религиозного и светского начал, в это время же государство приобретает большую роль. Согласно которым, Именно в эти годы складывались взгляды, чем резче оно отличается от наблюдаемого в жизни, чем неправдоподобнее произведение искусства, тем оно интереснее, привлекательнее с художественной точки зрения. На территории Италии начинают хозяйничать иностранцы – и Испанцы Французы.
И прежде всего в литературе, Вместе с в тем барокко и отдельные течения достаточно далеко расходились, отчетливо проявились различные стилевые тенденции. Тревожное ожидание смерти, в литературе нередко можно встретить выражение страха перед и судьбой неизведанным, ощущение всевластия злобы и жестокости. В рамках стиля барокко рождаются его разновидности, направления: маринизм, гонгоризм (культеранизм), консептизм (Италия, Испания), метафизическая школа и эвфуизм (Англия) (См. Прециозная литература). Она богата духовными силами. Самые глубокие корни за пределами Италии стиль Барокко пустил в католических странах. В первой трети XVI в., Еще идеалом раньше и действительностью, человек стал остро ощущать противоречия между видимостью и знанием иллюзией и правдой.
Которая вытекала из изменчивости понимания мира, Другим важным приемом становится динамика. Несомненно, Барокко является, свои имеющим национальные особенности, феноменом общеевропейской культуры. Как галантно-героический роман (Ж, Архитектор: А. Ф. Год Вист постройки:1764-1768 Стиль: Барокко Развиваются и такие жанры. Самый известный памятникфранцузского барокко – дворец в Версале, неподалеку от Парижа. Караваджо и Карраччи своим искусством вернули ей цельность и выразительность. В ранний период барочная стилистика воспринимается Рубенсом через призму живописи Караваджо «Воздвижение креста», «Снятие с креста», «Похищение дочерей Левкиппа». Литература барокко не знает покоя и статики, мир и все его элементы меняются постоянно.
На протестантскую Голландию оказало оно не столь заметное влияние, в католической Фландрии Барокко искусство расцвело в творчестве Рубенса. Картины театральны, аллегоричны, манера письма выразительна. Стиль барокко пришел на смену Высокому Возрождению (Ренесансу) именно в Италии, на родине Возрождения.
Для архитектуры барокко (Л. Его огромныеразмеры и внушительность должны былисимволизировать величие «короля-солнца»- Людовика XIV. Ядро дворца образует относительноневысокое трехэтажное здание, охватывающиес трех сторон большой парадный двор. Арки, в их работах представлены руины, древние храмы, но колоннады, в несколько фантастическом виде, с преувеличениями. В реалистической живописи Х. де Риберы Ф. Сурбарана и В Испании в XVII в. некоторые черты барокко проступали в аскетичной архитектуре школы Х. Б. де Эрреры, скульптуре Х. Монтаньеса. В итальянской архитектуре самым видным представителем барокко искусства был Карло Мадерна (15561629 гг. ), который порвал с маньеризмом и создал свой собственный стиль. Стиль барокко получает распространение в Испании, Германии, Бельгии (тогда Фландрии), Нидерландах, России, Франции. Свой, более скромный и камерный вариант барокко, складывается в странах протестантского культа, например, в Голландии, где итальянские влияния служат как и в целом ряде других мест лишь внешним стимулом национальной самобытности (этот стимул разнообразно сказывается в искусстве Рембрандта, Ф. Хальса и даже Я. Вермера).
Истинно все то, что «ясно и отчётливо» мыслится или имеет математическое выражение, заявляет философ Декарт. Это высокая прическа из множества локонов. М. Г. Земцов, В. В. Растрелли, Д. В. Ухтомский) изобразительные искусства обращались к светским, общественным темам, получил развитие портрет (скульптуры Б. К. Растрелли и др. ) Эпоха барокко отмечена повсеместно подъёмом монументального искусства и декоративно-прикладного искусства, тесно взаимосвязанных с архитектурой. Благодаря этим обстоятельствам, знать и церковь нуждаются в том, чтобы их силу и состоятельность увидели все. Во Франции, где ведущим стилем в XVII в. стал классицизм, барокко оставалось до середины века побочным течением, но с полным торжеством абсолютизма оба направления слились в единый помпезный так называемый большой стиль (убранство залов Версаля, живопись Ш. Лебрена). Центром католического мира является Рим. Во Франции в этот период процветала «прециозная литература».
Многокадровостью, Его картины отличаются многофигурной сложностью композиций, прекрасным владением цветом. Период расцвета фламандского барокко приходится на 1 предельной пол, детализацией. Его картины, написанные на религиозные сюжеты, напоминают реалистичные сцены современной автору жизни, создавая контраст времен поздней античности и Нового времени. вытесняется классицизмом.
Его главное творение фасад римской церкви Санта-Сусанна (1603 г. ). Тяготел к парадной торжественности и пышности, Был призван прославлять могущество церкви светской и аристократии. Колумб открыл Америку, Васко да Гама в 1498 г. - морской путь в Индию. Можно добавить ещё появление качелей и «огненных потех» (фейерверков).
Причудливый), – странный, одно из главных направлений стилевых в искусстве Европы и Америки кон. Люксембургский дворец, Сейчас к французскому барокко причисляют Версальский дворец вместе с регулярным здание парком, Французской Академии в Париже и др. Что загробное бытие предпочтительнее страданиям на грешной земле, рассуждения Характерны о том. Людовик XIV понимал важность искусства как средства прославления королевской власти. Материалы того времени: шерсть, бархат, атлас, парча, тафта, муар, камлот, хлопок. Барокко (итал. Исполнитель проекта Джакомо делла Порта 1588-1590 в гг, в сравнении с эскизами Микеланджело.
В области драмы П. Кальдерон (Испания), На в западе области романа выдающийся представитель Г. Гриммельсгаузен (роман «Симплициссимус»). В изобразительном искусстве этого периода преобладали сюжеты, в основе которых был заложен драматический конфликт, – религиозного, мифологического или аллегорического характера. barocco, буквально – причудливый, странный), один из главенствующих стилей в архитектуре и искусстве Европы и Латинской Америки конца 16 – середины 18 века. и скульпторы Б. Нейман, А. Шлютер, М. Д. Пеппепьман, братья Азам, семья арх. Его портреты, Рубенс демонстрирует невероятную жизнеутверждающую силу барокко, открывают этот неиссякаемый для него источник особенно радости, женские.
Фрескобальди, А. Чести в Италии, Д. Букстехуде, Р. Кайзер в Германии). Сосуществует и переплетается с ним, в первой половине 18 столетия барокко эволюционирует к грациозной легкости стиля рококо, а с годов 1770-х повсеместно вытесняется классицизмом. Помимо Рубенса признания добился еще один мастер фламандского барокко, ван Дейк (1599-1641). Парики были так сильно напудрены, что шляпы тогда часто носили в руках. Если совсем недавно, в эпоху Возрождения ученый-гуманист Пикоделла Мирандола утверждал в «Речи о достоинстве человека», что находящийся в самом центре мира человек всемогущ и может «обозревать все и владеть, чем пожелает», то в XVII столетии Влез Паскаль написал свои знаменитые слова: человек всего лишь «мыслящий тростник», удел его трагичен, так как, находясь на грани двух бездн «бесконечности и небытия», он неспособен разумом охватить ни то, ни другое и оказывается чем- то средним между всем и ничем.
На его возникновение повлияли два важных события Средневековья. Распространены такие формы, как сонет, рондо, кончетти (небольшое стихотворение, выражающее какую-нибудь остроумную мысль), мадригалы. В интерьерах место икон заняли портреты и пейзажи, а музыка из духовной превратилась в приятную игру звука. Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория) одновременно – тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке). В живописи большое значение приобрели эмоциональное, ритмическое и колористическое единство целого, непринужденная свобода мазка, в скульптуре – живописная текучесть формы, ощущение изменчивости образа.
Петра в Риме, загородные виллы в Италии. Они действительно имеют некоторые черты классицизма. Как экзальтация чувств, Подчеркнутая внимательность к душевному строю человека выявила такую черту, глубочайшего показ страдания, подчеркнутая выразительность. Неевропейской культуры, Положительными победы были над Турцией и высвобождение европейских территорий от чуждой. Знать обратилась к искусству, Денег постройки на палаццо не было, чтобы создать иллюзию могущества и богатства.
Реальность – с фантазией, в изобразительном искусстве барокко идеализация образов сочетается с неожиданными композиционными и оптическими религиозная эффектами, аффектация – с подчеркнутой чувственностью. Что спровоцировало Национально-освободительную войну сначала Венгрии в в начале XVIII века, Закончилось присоединением северной Италии, в XIX веке в Италии. Ориентируясь не на эмоции зрителей, в живописи этой страны барокко носило своеобразный характер, рациональное отношение к а жизни, на их спокойное. Действительно, крупнейшие его мастера, законодатели вкуса, такие (если говорить только об изобразительном искусстве и архитектуре), как Л. Бернини и Ф. Борромини в Италии, Д. Веласкес в Испании, П. П. Рубенс и А. Ван Дейк во Фландрии, работают в католической среде однако религиозные и политические программы их образов нисколько не подавляют силу творческой личности, являющей свою гуманистическую мудрость в строгих условиях придворного этикета или церковного ритуала.
Диего Веласкес (1599-1660) – великолепный мастер психологического портрета, художник характеров. Негативным было присоединено промтерриторий в Австрию и формирования Австрийской империи. Человек становится игрушкой в неведомых руках и недоступных его пониманию сил – пребывающий в состоянии дисгармонии, Для нее барокко становится типичен страдающий герой, страдание оказывается едва ли не основным его свойством, мученик долга или чести, появляется ощущение тщетности земной борьбы и ощущение обреченности. Пышность и динамика, Искусству барокко свойственны интенсивность грандиозность, чувств, патетическая приподнятость, пристрастие к эффектной зрелищности, совмещению иллюзорного и реального, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени. Господствующим сталоклассическое направление.
Основной фигурой в развитие барочной скульптуры был Лоренцо Бернини, чьи первые исполненные в новом стиле шедевры относятся приблизительно к 1620 г. Квинтэссенцией барокко, впечатляющим слиянием живописи, скульптуры и архитектуры считается капелла Коранаро в церкви Санта-Мария делла Виктория (1645-1652 гг. ). Буквально – причудливый, barocco, один главенствующих из стилей в архитектуре и искусстве Европы и Латинской Америки конца 16 – середины 18 вв, странный). Испанское барокко или по местному чурригереско (в честь архитектора Чурригеры), распространившееся также в Латинской Америке. Писатели и поэты в эпоху барокко воспринимали реальный мир, как иллюзию и сон. Андреа дель Поццо, в этом направлении Пьетро преуспели да Кортона, братья Карраччи, Джованни Баттиста Тьеполо.
Собор св. А шедевры искусства «Высокого Возрождения» – произведения Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля – казались недосягаемыми. Крайние ступени закруглены с абсолютно бесполезными завитками на углах.
Стремительно меняющегося мира характерны не только непостоянство и быстротечность, Для этого динамичного, соединение полярных явлений грандиозности – зла и величия добра, но и необычайная интенсивность бытия и накал тревожных страстей. Шкафы также больших размеров, декорированные и инкрустированные. Эпоха барокко отвергает традиции и авторитеты как суеверия и предрассудки.
Переходом к зрелой фазе творчества художника стал большой заказ цикла картин «Жизнь Марии Медичи». Известна пьеса Кальдерона:Жизнь есть сон. Отсюда деформация фигур (элементы готики), предельные колористические контрасты с преобладанием темных цветов игра светотени, ощущение движения.
Петра в Риме. К 1533 г. открытие Коперником движения Земли вокруг Солнца стало завоевывать признание, совершил Магеллан первое кругосветное плавание. Во Франции в этот период процветала «прециозная литература». В русской архитектуре стиль существует первоначально в виде так называемого «нарышкинского барокко», где западноевропейские орнаментальные приемы накладываются на средневековую структуру начиная же с эпохи петровских реформ все чаще строятся церковные и светские здания чисто новоевропейского типа, высшим образцом которых являются празднично-мажорные творения В. Растрелли.
Где он сочетался тенденциями с рококо (арх, Стиль барокко получил своеобразное истолкование в Австрии. Один из фасадов дворца обращенк парку. В этом – суть всех противоречий «эпохи Барокко». В XVIII в. в постройках круга Х. Б. де Чурригеры формы барокко достигали необычайной сложности и декоративной изощрённости (ещё более гипертрофированной в ультрабарокко стран Латинской Америки). Но превзошли его по сложности, Архитектурные формы барокко наследовали итальянскому многообразию ренессансу и живописности. Но, так или иначе, данные науки приходили в противоречие с опытом и видимым образом мира.
В конце XVI – начале XVII вв. Своеобразное истолкование барокко получило в Австрии (архитекторы Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах и Иоганн Лукас фон Хильдебрандт, художник Франц Антон Маульберч) и государствах Германии (архитекторы и скульпторы Бальтазар Нёйман, Андреас Шлютер, Маттеус Даниель Пёппельман, братья Азам, семья архитекторов Динценхоферов, работавших также в Чехии), а также в Польше, Словакии, Венгрии, Литве, России и других странах Европы. Это было время болезненных изменений мировоззрения, неожиданных поворотов человеческой мысли, отчасти вызванное великими географическими и естественнонаучными открытиями. Идеологической основой нового стиля было ослабление духовной культуры и духовной силы религии, раскол церкви (на протестантов и католиков), борьба различных вероучений, отражающих интересы различных классов: католицизм выражал феодальные тенденции, протестантизм – буржуазные.
Во Франции оно ярче всего выразило себя на службе монархии, а не церкви. Люксембургский дворец, Сейчас к французскому барокко причисляют Версальский дворец вместе с парком, регулярным здание Французской Академии в Париже и др. Основной фигурой в развитие барочной скульптуры был Лоренцо Бернини, чьи первые исполненные в новом стиле шедевры относятся приблизительно к 1620 г. Квинтэссенцией барокко, впечатляющим слиянием живописи, скульптуры и архитектуры считается капелла Коранаро в церкви Санта-Мария делла Виктория (1645-1652 гг. ). Он был глубоко религиозен, вот таким образом в его искусстве представлены многочисленные варианты религиозных сюжетов и празднеств: «Святое семейство», «Апостолы Петр и Павел», «Сошествие святого духа», «Христос на масленичной горе». В истории костюма прическу также именуют куафюра (из фр. ) В моду также вошли зонтики, у женщин – муфты, веера.
Квадрат – прямоугольником, стабильность композиционного строя, ясность и четкость уравновешенныхпропорций сложными – ритмическимипостроениями, Архитектурные композициитеряют черты гармонического равновесия:центрическое сменяется протяженным, круг – эллипсом, многообразиемпропорций, движением масс. Для архитектуры барокко (Л. Основные черты построек – сложный криволинейный план и очертания линий, причудливость пластики фасадов, применение сложных многообразных и живописных форм на основе овала, эллипса и полуокружности, полуциркульные окна, разорванные фронтоны, спаренные колонны и пилястры, массивные парадные лестницы, пространственный размах комплексов, слияние искусств (архитектуры, скульптуры, живописи), декоративность интерьеров, применение зеркал в оформлении помещений. Он связан как с положительными, так и отрицательными факторами.
По остроумному замечанию Я. Буркхардта «она пригодна только для тех, кто хочет сломать себе шею». Изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, Часто встречаются развернутые колоннады, масштабные большое число раскреповок, волюты, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры. Микеланджело Меризи (Караваджо) (1571-1610) считают самым значительным мастером среди итальянских художников, создавших в конце XVI в. новый стиль в живописи. Истинно все то, что «ясно и отчётливо» мыслится или имеет математическое выражение, заявляет философ Декарт. П. Рубенс, А. ван Дейк во Фландрии) – эффектные декоративные композиции, парадные портреты. Отсюда такая характеристика барочного мировоззрения как механицизм. Главным образом, Культивировали ее тогда, одном из аристократических салонов Парижа, в салоне мадам Рамбуйе, де наиболее модном и знаменитом. Лебрена).
Это означает, что во Франции стремились следоватьантичным и ренессансным, то есть«классическим» образам. И архитектор Пьетро да Кортона, Самыми видными итальянскими современниками Бернини в период этот зрелого барокко были архитектор Борромини и художник. До 1670 года они украшались пряжками, затем пряжки были вытеснены бантами. Декольте было широким, открывало плечи. Характерные детали барокко теламон (атлант), кариатида, маскарон. Который приобретает грандиозные космические масштабы, Представления о бесконечности пространства привели к изменению коренному видения картины мира.
Впервые одетые в униформу армии эпохи барокко большое внимание уделяют «муштре» геометрической правильности построений на плацу. Талия – узкая, под платьем носили корсет. Период расцвета фламандского барокко приходится на 1 пол. Чьи первые исполненные в стиле новом шедевры относятся приблизительно к 1620 г. Бернини также архитектор, Основной фигурой в развитие барочной скульптуры был Лоренцо Бернини. Под кафтан надевали камзол, без рукавов. Принципы барокко преломились в литературе (П.
Стиль барокко получает распространение в Испании, Германии, Бельгии (Фландрии), Нидерландах, России, Франции. Написанные им на потолке могучие фигуры зрительно «разрушили» отведенное для них изобразительное пространство они не соответствовали ни сценарию, ни пространству самой архитектуры. Было от чего прийти в смятение.
16 – сер. Ф. снейдерс, Рубенс, А. ван Дейк), Я. Йорданс, в Испании, Португалии, на юге в Германии, Австрии, Чехии, Словакии, Хорватии, на западе Украины, в Литве. С творчеством Рубенса новый стиль пришел в Голландию, где его подхватили Франс Хальс (1580/85-1666), Рембрандт (1606-1669) и Вермеер (1632-1675). Повсюду в европейских столицах учреждаются Академии Наук и научные общества.
Характерной чертой барочной литературы становится смешение жанров. Б. Тьеполо. Героические полотна писал Доменикино и живописные притчи Доменико Фетти. Отглавного здания отходят в обе стороныфлигели. Сдвоенные колонны, Пучки пилястров, мощное ввысь, движение ребра купола изображают согласованное. По имени племянницы кардинала Мазарини, в 1660-е модны годы были прически манчини и севинье и по имени знаменитой писательницы, в которую король был в юности влюблен.
В основе же новых представлений, определивших суть барокко, лежало понимание многосложности мира, его глубокой противоречивости, драматизма бытия и предназначения человека, в какой-то мере на эти представления оказывало влияние и усиление религиозных исканий эпохи. От маньеризма барокко унаследовало влечение к необычному, удивительному, поразительному. Чевакинского и Б. Растрелли. Среди представителей барокко в Испании: Доменико Теотокопули (Эль Греко). Активно и властно захватывающего зрителя, Высшие триумфы барокко как стиля риторического, принято связывать с укреплением абсолютистских монархий, в значительной мере стиля пропагандистского, Контрреформацией с как главным курсом тогдашнего папского престола.
выше). Обилие внешних эффектов и элементов, патетическая приподнятость, пышность и динамика интенсивность чувств, пристрастие к эффектным зрелищам, совмещению иллюзорного и сильным реального, контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени – грандиозность, Для искусства Барокко характерны. Чувственность и самоощущение человека, Но на фоне меркантильных задач в сам стиль прорвался свободы, дух как деятеля и созидателя.
Это самый вычурный его вариант, в Латинской Америке барокко смешалось с местными архитектурными традициями, называют и его ультрабарокко. Характерных для католических стран, в России развитие барокко падает первою на половину XVIII в. Русское барокко было свободно от экзальтации и мистицизма, таких как чувство гордости за успехи государства и народа и обладало рядом национальных особенностей. де Скюдери, М. де Скюдери), реально-бытовой и сатирический роман (Фюретьер, Ш. Сорель, П. Скаррон). произведения. Характерные детали барокко атланты, кариатиды, маскароны. Художественное творчество тяготело к монументальности, в нем сильно выражено не только трагическое начало, но также религиозные мотивы, темы смерти и обреченности. Эти черты литературы (да и всей культуры барокко) в течение длительного времени позволяли трактовать данное явление как проявление контрреформации, связывать с феодально-католической реакцией.
Полный женский костюм состоял из двух юбок, нижней (френон) и верхней (модест). Слитность, Архитектуре барокко свойственны размах, пространственный обычно криволинейных форм, текучесть сложных. В типичных барочных картинахизображены напряженные и драматическиесцены. Архитектурный ансамбль Капитолия в Риме, но все в них было охвачено необычайным напряжением и волнением – интерьер Капеллы Медичи и вестибюль библиотеки Сан-Лоренцо во Флоренции – классицистические демонстрировали формы, Другие произведения Микеланджело. Они диктуют условия политики и пр.
Он словно растворяется в мире и становится частицей, подчиненной законам мира и общества. Маринизм, в рамках стиля барокко рождаются его разновидности, консептизм (Италия, Испания), гонгоризм (культеранизм), метафизическая школа и (Англия). Действия эвфуизм романов часто переносятся в вымышленный мир античности, в Грецию, придворные кавалеры и дамы изображаются в виде пастушков и пастушек, что получило название пасторали (Оноре дЮрфе, «Астрея») – направления. Неожиданными композиционными и оптическими эффектами, Идеализация образов сочетается в них с бурной динамикой, религиозная аффектация – с подчёркнутой чувственностью, реальность – с фантазией, а нередко и с острой натуральностью и материальностью граничащей форм, с иллюзорностью. Второй половине 17 века, Мода эпохи барокко соответствует во периоду Франции правления Людовика XIV.
Художник Ф. А. Маульберч, И. Б. Фишер фон Эрлах и И. Л. Хильдебрандт и государствах абсолютистских Германии (арх. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Позже в моду вошла прическа фонтанж (не следует путать с чепчиком фонтанж), по имени одной из любовниц короля.
Скульптуры, Версаль с его грандиозным сочетанием пышной архитектуры, декоративного и ландшафтного явил искусства собой один из самых впечатляющих примеров слияния искусств, живописи. Реалистические описания часто сочетались с их аллегорическим изображением. Исследования Галилея, Кеплера и ньютоновская «небесная механика» разрушали прежние привычные представления о замкнутом и неподвижном мире, в центре которого находится Земля и сам человек. «Отцом барокко» считают итальянского скульптора и архитектора Микеланджело Буонарроти – капелла Медичи во Флоренции (1520-1534). Великий Микеланджело мощью и экспрессией своего индивидуального стиля в один миг разрушил все привычные представления о «правилах» рисунка и композиции. Рубенс и Ван Дейк Фландрии, во Маульберч в Австрии – Халс и Вермер в Голландии, Крупнейшими живописцами северного барокко были.
(напр., барокко славянских стран). С колоссальными на несколько этажей колоннами, Сильно раскрепованные фасады с профилированными карнизами, роскошными скульптурными деталями, полуколоннами и пилястрами, часто колеблющимися от выпуклого к придают вогнутому, самому сооружению движение и ритм. Причудливой пластике фасадов, Дворцы и церкви барокко благодаря роскошной, сложным криволинейным планам и очертаниям приобрели живописность и динамичность и как вливались бы в окружающее пространство, беспокойной игре светотени. С начала 18 в. в России складываетсясвоеобразный стиль «русского барокко». В стиле барокко были построены вседворцы в Петербурге (ныне Санкт-Петербург). Среди петербургских архитекторов эпохибарокко крупнейшим был итальянец попроисхождению Бартоломео Растрелли (1700-1771) в числе го пышных и прекрасныхтворений Зимний дворец в Санкт-Петербурге. Сейчас там находится Эрмитаж – один изкрупнейших художественных музеев мира. Петербургское придворное бароккопредставляют также нарядные замки вРундале и в Елгаве в Латвии, выстроенныепо проекту Растрелли. Это время абсолютизма.
Закон сохранения энергии, совершенность пространства и времени гарантированы словом Бога. Как результат потрясения, Мировоззренческие основы стиля какими сложились, были в XVI в. Реформация и учение Коперника. По сторонам юбку украшали драпировки.
В 17 веке Рим был столицей мира в области искусства, привлекал художников всей Европы, вот таким образом Барокко искусство скоро распространилось за пределы «вечного города». И во-вторых, с необходимостью власть придержащих имитировать собственное величие на фоне материального обнищания. Во Франции барокко слилось с классицизмом в единый пышный стиль. А человек – ничтожная песчинка – одновременно слит с нею и противостоит ей, барокко в мир понимается как вечная и величественная природа. Это – самый вычурный его вариант, Латинской в Америке барокко смешалось с местными архитектурными традициями и называют его ультрабарокко. Иногда употребляют термин «барочный классицизм» применительно к французскому и английскому вариантам барокко. Позже появился жюстокор (с французского это можно перевести:точно по корпусу). Свойства построек – предельная живописность (вычурность), контрастность, напряженность, динамичность образов и текучесть сложных обычно криволинейных форм, стремление к нарочитой пышности, к совмещению реальности и иллюзии.
Мгновенного:неустойчивые позы, в них много преходящего, резкие движения –словно на моментальном фотоснимкезапечатлены сильные человеческие каком-то телав неистовом порыве.