Церковь святого Михаила в Гильдесгейме.
Над порталом (или порталами, когда входов в церковь было три) тянулся горизонтально выпуклый поясок, а над ним ряд аркатур, переходящий также на башни. Теснота рамок лексикографической статьи не позволяет нам пуститься в описание даже важнейших произведений романского зодчества и объяснять особенности каждого из них довольствуемся кратким на указанием такие произведения. На 1300 дубовых балках центрального нефа неизвестные мастера восемь назад веков составили генеалогическое древо Иисуса Христа. Расположенная недалеко от собора, Михаила, в году, 1022 была освящена чуть раньше своего величественного соседа. Несколько иной характер, чем в немецких землях имела скульптура этого стиля во Франции. 10), то соединенных между собой кронштейнами или колонками, стоящими на кронштейнах, то пары арок, заключающиеся в более широких арках над фризом идет карниз, в котором главная часть полоса зубчиков или четырехугольных шашек. Они группировали фигуры по возможности раздельно, Руководствуясь приемом барельефного сюжета, расположения избегали мелочей в околичностях, обозначали их толстыми черными контурами, а в раскраске употребляли определенные, легко различимые один от другого цвета, без тонких переходов от света к теням.
Производя своей тяжестью давление на не стены прямо вниз, Но коробовые своды, противодействовать которому приходилось приставкой снаружи к боковым кораблям через некоторые промежутки массивных и некрасивых контрфорсов, уменьшали их устойчивость и могли быть причиной их отклонения наружу. Благодаря пробудившемуся в художниках к стремлению свободному, Только в начале XIII столетия итальянская пластика выходит из мертвенной косности и принимает новое направление, с одной стороны индивидуальному творчеству и к изучению, обильно рассеянных в их стране остатков античного искусства, а с другой явлений и форм природы. В основном весь декор сосредоточен на порталах это скульптура тимпанов (полукруглой части стены над порталом), резные капители колонн здесь фантазия скульптора практически ничем не ограничена, что дало прекрасные результаты (прежде всего это поистине потрясающая скульптура бургундских церквей). Встречаются, однако, окна без подобного обрамления, а также состоящие из двух продолговатых отверстий со скругленным верхом, разделенных друг от друга колонкой и заключенных в одну общую фальшивую арку (мотив любимого романским стилем трифория). При всей своей неумелости в рисунке и в грубости технике, в этом отношении, они отлично понимали означенные требования и стремились удовлетворять им насколько могли – нельзя не отдать справедливости романским живописцам.
Обратимся к их внешности, в Объяснив общих чертах устройство внутренности романских церквей. В одних пунктах они начинались раньше, заметить, чем в других и кончались не в время одинаковое – однако, Необходимо, что строгое разграничение между означенными периодами установить невозможно. Снаружи к стене церкви пристроены специальные выступы контрфорсы, Кроме того, отделившись от которые, стены, станут неотъемлемой частью конструкции готического собора. I, черт. Усовершенствованном виде встречается и позже, Такая система галереи и обхода венец капелл получает распространение в романской архитектуре зрелого периода и в несколько измененном, в архитектуре готических соборов. Чем архитектуре, Условия средневековой жизни благоприятствовали и скульптуре живописи в гораздо меньшей степени.
Немецкий городок Гильдесгейм (Хильдесхайм), находящийся в федеральной земле Нижняя Саксония, недалеко от Ганновера, в числе прочих достоинств, упоминающихся в многочисленных путеводителях по Германии, снискал себе славу «города роз». В Сьенне, Соперником Чимабуе явился Дуччо, кисти которого принадлежит, талантливый художник, между прочим, превосходный образ с изображением на одной стороне Мадонны, восседающей на троне, а с другой Страстей эпизодов Господних. соотв.
между членами колонны утратило прежнюю соразмерность: появились неимоверно длинные и, наоборот, очень короткие фусты без малейшей припухлости (entasis), разве лишь с небольшим утончением вверху поверхность фуста, вначале гладкая или капеллированная, в позднейшую пору романства покрылась разнообразными рельефными украшениями, то шедшими по ней в виде вертикальных полос, то обвивавшими ее в виде спиральной ленты и состоявшими из завитков, как бы из чешуи, шляпок гвоздей, колец кольчуги и т. п. Верхняя часть колонны состояла в абаке широком плинте с сильно выдающимися вперед краями, снабженным карнизом и в капители, которая первоначально походила на коринфскую, отличаясь от нее только меньшей рельефностью орнаментации. Так шипы роз стали не прямыми, а загнутыми книзу. На правой о миссииХриста, На левой створкепомещён рассказ об грехопаденияпервых истории людей. Пол в главной апсиде и хоре, а иногда и во всем трансепте с его апсидами, лежал выше, чем пол в остальной части церкви и под ним устраивалась более или менее обширная крипта (см. ), в которой имелись алтари, покоились мощи святого и хоронились основатели храма, владетельные особы и вообще знатные и богатые лица. Сперва обходившаяся без всяких украшений, 9), представлявшим комбинации различные линий, а потом покрывавшаяся со всех четырех сторон выпуклым орнаментом, подражания формам растительного царства, символические фигуры животных и людей изображения фантастических чудовищ, даже целые исторические и сказочные сцены (табл. Оба сооружения обязаны своим возникновением епископу Бернварду и Гильдесгеймскому являются настоящими сокровищницами произведений прикладного и изобразительного искусства мирового значения.
Пейзаждальнего плана заменили горизонтальныеполосы различных оттенков так мастеробозначил степень пространственнойудалённости элементов изображения. Здания автор изобразил условно онилип» указывали место на происходившихсобытий. Являющиеся сегодня яркими образцами романских храмов саксонской школы, Михаила (XI в. ) и церковь Годерхарда (XII в. ), отличающейся особой массивностью простотой и форм. В котором обыкновенно находились главные входные двери, Но самой красивой частью внешности был храмов западный фасад.
То они очень небольшого размера, Если в верхнем ярусе центрального нефа появляются окна, существенно что затрудняет освещение церкви. Прежде всего это образ неприступной крепости. Над боковыми кораблями устраивались иногда верхние галереи. Подобно базилике первых веков христианства, романская церковь состояла (см. В монастыре Сен-Северв Гасконь провинции была изготовленаиллюстрированная рукопись комментариевк Апокалипсису заключительнойкниге Нового завета.
Недалеко от Гильдесгеймского собора, Cамый старый куст розовый растет на кладбище святой Анны, опираясь на внешнюю стену хоров небольшой готической капеллы у одной из апсид., особенно богата его памятниками, относящимися к двум первым периодам. являются выдающимися примерами романской архитектуры и впечатляющими свидетельствами развития сакрального искусства Священной Римской империи германской нации. О высокоммастерстве художников трирской школысвидетельствуют миниатюры рукописи, получившей название «Регистр СвятогоГригория» (983 г. ). Дополнительно укрепляются внутренние опоры. Грубая обстановка тогдашней частной и общественной жизни не нуждалась в участии этих отраслей искусства, которым, среди всеобщей невежественности, оставалось только служить потребностям церкви и укрываться в монастырях, где они не могли развиваться свободно, а невольно пробавлялись смутными античными и византийскими преданиями, не смея и не имея возможности пополнять их новыми элементами, почерпнутыми из наблюдения действительности.
Согнувшись, Гораздоменьше по размерам фигура секретаря. Художник показывает в его тот момент, когда он, осторожно проделываетотверстие в занавеске. В каждом звене среднего корабля, между прочим, стены с той и другой его стороны имели внизу по одной арке, обширной сообщавшей его с боковым кораблем вверху, над этой аркой, обозначалась небольшим углублением в стене фальшивая арка такой же ширины, прорезанная в нижней своей части двумя меньшими, уже настоящими арками, открывавшимися в верхнюю галерею бокового корабля, разделенными одна от другой столбиком или колонной (табл – явились, следствие употребления крестовых сводов, так называемые трифории один из самых характерных и красивых мотивов Р. архитектуры. Сюда же следует отнести базельский собор (начало XIII столетия), уже сильно отзывающийся готикой. Высота центральногонефа свыше тридцати Тогда метров, этобыла самая большая церковь в Европе. Общая длина храма составляла стодвадцать семь метров. Как о том свидетельствуют медная дверь гильдесгеймского собора с рельефными изображениями Ветхого сцен и Нового Заветов, Несколько позже немецкие ваятели достигли значительного мастерства в технике литья из металла, на которой некогда было водружено распятие в хоре этого собора и которая теперь стоит на площади перед ним и бронзовая колонна, два произведения епископа Бернвальда, умершего в начале XI столетия.
Из сохранившихся ее образцов наиболее интересны роспись оберцельской церкви близ Рейхенау (XI столетие), шварц-рейндорфской церкви близ Бонна (XII в. ), брауншвейгского собора, Николаевской церкви в Зесте и Михайловской в Гильдесгейме (все три XIII в. ). Например, Если, то монахи принимали у себя значительно больше мирян, в хранилась монастыре какая-то ценная реликвия. Потолочная роспись церкви Св. То чередующимися колоннами и столбами, Боковые корабли отделялись от то среднего колоннами, а в последнюю пору романской эпохи исключительно одними столбами.
2): боковые корабли, прерванные трансептом, продолжаются после перехода через него, загибаются кругообразно и соединяются один с другим позади главной апсиды и хора, образуя через это полукруглый обход около них, во внешней стене которого устраиваются три, пять и более ниш для малых алтарей (французская система, система радиусных капелл, венец капелл, система цистерианских церквей). Художник стремился подчеркнутьособое значение Христа и Его деяний, вот таким образом в каждой композиции фигураСпасителя занимает центральноеположение. Многие считают ее гармоничной наиболее раннероманской постройкой Германии и ключевым произведением средневековой архитектуры и прикладного искусства. Наконец, к указанным особенностям присоединяется стрельчатая форма арок и сводов полуциркульное очертание окон и портальных входов начинает сменяться также стрельчатым или же получает вид трилистника и многолистника, т. е. трех или нескольких полукружий, соединенных вместе и представляющих собой подобие листа трефоля или лепестков цветка (см. I, черт. Вероятно, Потом, вошла в употребление особенно в северных местностях скошенная капитель кубическая (Wrfelkapitl, вследствие византийского влияния, табл.
В 10281072 гг. В нижнем ярусе показаны души, с трепетом ожидающие Суда. Над этими сенями, называвшимися иногда парадизом, находились эмпоры верхняя галерея, открывавшаяся внутрь храма и на которой помещались во время богослужения певчие, в женских монастырях монахини (Nonnenchor), а потом ставились органы. Относительно Англии должно заметить, Наконец, которые, что завоевание этой страны норманнами перенесло в нее некоторые элементы их раннероманской будучи архитектуры, переработаны в национальном англосаксонском духе и соединившись с туземными, образовали особый, англо-романский стиль.
Несколько богаче разыгрывалась наружность апсиды и хора, которая нередко украшалась внизу разделкой на фальшивые арки, а вверху под карнизом крыши (особенно в прирейнских местностях), открытой галереей, образуемой арочками, покоящимися на колонках. Первый из них, называемый ранним, обнимает собой все X I столетие. Резкий переворот совершается гениальным Н. Пизано, Этот нежданный, хотя и ненадолго опередив свое время по крайней мере на целое столетие, в произведениях которого античная красота воскресла почти в прежней чистоте и блеске, он не оставил после себя таких которые учеников, были в состоянии неуклонно идти по его стопам и всецело проникнуться его принципами, получившими полное развитие впоследствии, только тогда, когда зарделась заря Возрождения. Абсолютно византийские по стилю, Марка в Венеции, относятся к XI столетию великолепные мозаики палатинской капеллы в и Палермо монреальского собора исполнены в XII столетии. Причем одному звену среднего корабля в них соответствовали Точно два, такая же конструкция была применена к покрытию и боковых кораблей, так как ширина этих кораблей была вдвое меньше ширины среднего. I, черт.
Над ним, с той и с другой боковых сторон церкви, поднимаются гладкие стены ее побочных кораблей, образуя выступы (лопатки) против тех мест, где внутри здания находятся подпружные арки этих кораблей выступы, разделяющие таким образом пространство стен в вертикальном направлении на столько же равных частей, сколько звеньев в кораблях. Однако, Хотя во всех этих случаях отверстие входа в церковь было вверху полуциркульное, закрывавшая это отверстие, самая дверь, лишь редко имела его форму, а чаще всего состояла из двух прямоугольных створок вот таким образом над ней получалось полукруглое пространство, называющееся тимпаном оно почти всегда было заполнено рельефом изображающим Христа со святыми или другой какой-либо религиозный сюжет. Одну из важнейших особенностей романской архитектуры употребление составляет сводов для потолочных покрытий. Мы видим в храмоздательстве этой страны применение византийской центрально-купольной системы здесь довольно подражание близкое античным образцам, Наряду со следованием принципу устройства древнехристианских базилик, там обработку форм в германском духе. Иногда украшенным по аркатурами, краям Стена оканчивалась вверху щипцом, восходящими с его нижних углов до вершины. С одной стороны, Оно было более вызвано, сурового, свойствами климата северных стран, чем на юге, а с другой заботой о предохранении храмов от часто случавшихся пожаров.
Лаконичные аркатурные пояса, Строгость подчеркивается и небольшим декора количеством обычно это ритмичные. Ангел и чёрт держат чашивесов, внутрихрамов, как правило и – каждый старается перетянутьвесы Скульптуру в романский периодв Германии размещали, Выразительноизображён Суд. Росписи церкви Святого Георгияв монастыре Оберцелле характерныйпример раннесредневековой живописиГермании (последняя четверть Xв. ). Стрельчатые очертание приобретает и аркада малых нефов. Особо активное строительство ведется в Германии и во Франции (преимущественно в Бургундии). Гилля и св. Согласно легенде, Пападиктовал свои поучения секретарю, который находился за занавеской. 5 и 8), составляющим одну из самых характерных деталей романского стиля.
Например, о богатстве и величии монастырясвидетельствует, тот в факт, что Клюни ежегодно кормили до семнадцатитысяч бедняков. Немецкий городок Гильдесгейм (Хильдесхайм), находящийся в федеральной земле Нижняя Саксония, недалеко от Ганновера, в числе прочих достоинств, упоминающихся в многочисленных путеводителях по Германии, снискал себе славу «города роз». Статуи для постановки между колоннами и полуколоннами по обеим сторонам входных дверей в церкви и фигурные украшения капителей, Из него высекались рельефы портальных тимпанов, а также фантастические и изображения, символические для которых художники любили брать сюжетами сцены священной истории и народных легенд. Окружёнсвященниками и солдатами их фигурыолицетворяют Церковь и воинство, На одной из ОттонIII, восседающий миниатюримператор на троне. Сперва стали стесывать его углы затем, Для устранения сухости его очертаний, вставляли туда валики, выдалбливая с них желоба, скоро обратившиеся тонкие в и длинные колонки далее столб прошел через ряд многих изменений до превращения своего в многогранный, цилиндрический и окруженный колоннами или полуколоннами.
Кроме немецкого романства, На Западе, привился византийский купол, явившегося сюда прирейнских из земель, который широко применен, между прочим, в церкви св. Вот таким образом большинство таких соборов весьма компактны. Из числа церквей базиликового типа, замечательнейшие: пизанский собор (заложенный в 1063 г. ), С. -Микеле и С. -Фредиано в Лукке, моденский собор (1199), церковь св. Живопись Р. эпохи держалась принципов первоначально и форм византийского искусства, в Италии, подобно ему и в своих монументальных произведениях предпочитала, пользоваться не красками и кистями, а техникой мозаичного мастерства. Не имеющее аналогов в регионе севернее Михаила Альп, уникальное свидетельство романской религиозной живописи. В соборе хранятся уникальные средневековые пластики и предметы прикладного искусства: монументальные бронзовые отливки времен раннего Средневековья, так называемая «колонна Христа» и дверь епископа Бернварда. Колокольни, Так, строились не в связи с церквами, за немногими исключениями, а подле них, в виде отдельных башен и притом не более как по для одной каждого храма над средокрестием кораблей нередко воздвигался купол расчленение церкви было вообще не так сложно, как в странах по ту сторону Альп и во всей конструкции видимо проявлялась забота доставить внутренности здания побольше света и простора.
Передвеличественным императором стоят четыренебольшие женские фигуры – олицетворяющиеземли Сюжет империи, второй миниатюрыхарактерен для того времени. Охотясь в Саксонии, Однажды сын Карла Великого Людовик Благочестивый, в содержавший себе частицу святых мощей, потерял свой нательный крест. Сходство с крепостью собору придают не только мощные стены, часто дополнительно укрепленные контрфорсами, но и башни вестверка, а иногда и средокрестия и алтарной части (как это было, например, в церкви Клюни III). Размеры постройки зависели от монастыря популярности у прихожан и его материального благополучия, Впрочем. Две малые и одну большую, впереди которой лежит продолговатое пространство, представляющее собой как бы продолжение среднего корабля и называемое хором – так называемый трансепт, с восточного конца этих кораблей примыкает к ним корабль, поперечный среднюю, выступающий своими краями из общего корпуса здания и имеющий три апсиды. Из столь простого типа, еще мало уклонявшегося от древнехристианской базилики, развились очень разнообразные виды романских церквей: то апсида имеется только одна, средняя, то апсид совсем нет, то их число увеличивается через обращение северной и южной оконечностей трансепта в полукруглые ниши или устройство апсиды в западном конце здания, где надлежало бы находиться нартексу (см. Монастырьв Клюни в то время называли «вторымРимом».
В 1166 г. Генрих Лев, герцогСаксонский, поставил перед замкомДапквардероде в Брауншвейге фигурубронзового льва памятник собственномумогуществу. Там же, Иоанна Латеранского и работы Фра-Якопо и Грека Аполлония в хоре флорентийского баптистерия. На обоих его краях чаще всего высились к небу две величественные башни.
Новым конструктивным решениям сводов и несущих опор, Благодаря гармоничным пропорциям, величественности внешнего облика и необычайному великолепию убранства внутреннего церковь Клюни III можно назвать предвестницей великих готических соборов. Папа Григорий Великий представленсидящим на троне с голубем на плече. Над головой Папы золотой сияет нимб, взгляд устремлён вдаль. Материалом для нее служил здесь преимущественно камень. Романская живопись во Франциишироко представлена книжной миниатюрой. Наибольшее количество сохранившихсярукописей создано монастырях в ЮжнойФранции.
Отделять звено от звена подпружной аркой и устраивать крестовый свод над каждым звеном, Все протяжение корабля среднего стали разбивать на квадратные в плане звенья. Алтари, как и в предшествовавшую эпоху, находились в апсидах впереди главного алтаря (Hochaltar), хор, а иногда и средокрестие, отгораживались от остального церковного пространства невысокой каменной или деревянной стенкой на краю выделенного таким образом места помещался род кафедры, с которой читалось и которое называлось вот таким образом леттнером. Но деревянные конструкции были ненадежными из-за часто возникающих пожаров. Величественный, Георга (1067) и Марии-на-Капитолии (1049) в Кельне, не менее огромный, но несколько искаженный позднейшими надстройкам майнцский собор (10091081) изящнейший но собор в Шпейере (1030 и сл. ) и прежняя монастырская церковь в Лимбурге на Гардте (103042). Разделенные на части лопатками, Позади боковых крыш кораблей высятся стены главного корабля и, подобно стенам этих кораблей, наконец, все сооружение увенчивается крутой двускатной крышей. Обычный цилиндрический свод в разрезе является полуциркульной аркой при такой форме боковой распор очень велик, арка как бы пытается раскрыться, распрямиться (тот же эффект, что при натягивании тетивы лука), вот таким образом на верхнюю часть стены ложится большая нагрузка., во Франции), где через применение коробового свода, перерезаемого рядом подпружных арок или же обходящегося без них.
Вверху справаангелы сопровождают праведников слевачерти тащат грешников ад в там жевзвешивают добрые и дурные поступкилюдей. Трофима, в авиньонском соборе и многих др. Несоразмерность между их членами, Чрезмерная длиннота фигур, странное, неловкость поз, ничем не мотивированное расположение драпировок и сухость резца отличают французские произведения этого рода, в которых, при всем том, заметно выразить стремление идею и передать движение. 1080–1120). Пятьвысоких башен украшали церковь.
Еще превосходнее, чем она, другое подобное произведение великого художника, кафедра Сьенского собора (126680). Михаила, в том же городе (10011033) и госларский собор (1050) в прирейнских краях трирский собор (1047), церковь аббатства св. Из них наиболее любопытны церковь в Гернроде (вторая половина Х в. ), церковь Кведлинбургского замка (1100 г. ), низ западной части церкви Богородицы (Liebfrauenkirche) в Гальберштадте и крипта с восточной, старейшей частью мерзебургского собора. Это сборник писем ПапыГригория Великого. В отношении ваяния, Примерами того могут изображения служить Страшного Италия в раннероманский период стояла, на очень низкой ступени.
I I, черт. Тогда на смену балочному перекрытию приходит цилиндрический свод. Замечательнейшие здания среднего периода вормский собор (11101215), церковь св. Варфоломея, в Люттихе, произведение динантского мастера Ламбрета Патриса имеющее вид огромной чаши с пятью рельефами, подпираемой, подобно Морю-Лиану Соломонова храма, 12-ю изваяниями быков, купель подобного рода в оснабрюкском соборе, надгробные доски в мерзебургском соборе (Рудольфа Швабского) и некоторых других местах.
Однажды сын Карла Великого Людовик Благочестивый потерял на свой охоте нательный крест, По дошедшему до нас преданию, содержавший в себе частицу святых мощей. В Нормандии господствует конструкция с крестовыми сводами, того, Напротив например, как, в церквах св. Преимущественно во Франции, некоторых в церквах, встречается особое усложнение апсиды и хора (см.
Рельеф со сценой Страшного судав соборе Сен-Лазар (11301140 гг. ) разделённа несколько ярусов. Хранящиеся одна в церкви C. -Мариа-Новела и две иконы переносные Богоматери, другая в тамошней академии художеств, во Флоренции. Но не меньшую славу городу принесла и легенда о Тысячелетнем розовом кусте. 1) из широкого и высокого продольного корабля, заключающегося между двумя (иногда, но редко, четырьмя) боковыми кораблями, вдвое менее высокими и широкими. Сохранились тольконебольшие фрагменты этой постройки, а также описания и рисунки. В этот период вГермании появился из один первых всредневековом искусстве светскихпамятников.
Колоссальное изображение Снятия со креста, Первое замечательное ее произведение так называемый экстернштейнский рельеф, в Вестфалии, при вырубленное входе в пещерную часовню близ города Горна, на скале, высотой в 13, а шириной в 16 футов. То простыми, Ребра потолочных сводов замаскировывались также валиками, какие шли по краям арок, такими то же. Равно как и башен, Описывать здесь их устройство и считаем формы излишним, воздвигавшихся в других пунктах сооружения, так как сведения об этом предмете можно найти в статье между башнями, точно так же как и прочие стены храма, была очень толстая, а потому при устройстве в ней входных дверей должен был бы образоваться род глубокого, неудобного и некрасивого коридора, во избежание чего романские зодчие вынимали вокруг двери часть стены в виде скругленной вверху арки, постепенно суживающейся вовнутрь несколькими уступами в последних ставились колонны, почти всегда орнаментированные, а над колоннами шли концентрично одна подле другой валообразные архивольты, также покрытые орнаментом. Древнейшие церковные сооружения (базиликового типа с плоским потолком) находятся преимущественно в Саксонии.
Еще лучше по художественному достоинству и по исполнению рельефы кафедры в церкви Вексельбурга и отделка портала фрейбургского собора (в Саксонии) известного под названием Золотых Врат но как те, так и другие принадлежат уже последнему времени романского стиля. Своды сперва устраивались только в апсидах и в крипте, все же прочее пространство храма имело плоский деревянный потолок, лежащий на деревянных же балках. К выдающимся памятникам искусствароманского относятсяскульптурные периода украшения бургундскихцерквей Сен-Лазар в Отене и Сен-Мадленв Везле. Из предыдущего видно, что в конструкции храма немаловажную роль играли столбы и колонны. При строительстве клюнийской церкви возникает интересное архитектурное решение проблемы погашения бокового распора цилиндрического от свода. Под соборной стеной растет огромный розовый куст, уже больше тысячи лет, по бесспорный преданию, символ Гильдесгейма – которому, Снаружи возле стен собора гостей ожидает следующее чудо. Одна из самых знаменитых паломнических базилик пятинефная Сен-Сернен в Тулузе (ок.
Внизу, Обыкновенно идет цоколь, вокруг всего здания, сходственно разделанный с аттической базой. Каждому пролету центрального нефа собора соответствуют два пролета боковых нефов – в этих соборах складывается новая организации система внутреннего пространства. Цилиндрический свод также родом из древнеримской архитектуры. На грани светского и религиозногоискусства находится надгробие короляРудольфа Швабского в соборе Мерзебурга. (Рудольф Швабский погиб в 1080 г. подМерзебургом, сражаясь против германскогоимператора Генриха IV. ) Набронзовой плите король предстаёт вполный рост с державой и скипетром вруках. Трехнефный собор Св.
табл. Особенно любопытны резанные на слоновой кости рельефы, Из дошедших до нас работ их поры и диптих, некогда украшавшие собой реликварий и хранящиеся в церкви Кведлинбургского замка, также из слоновой с кости изображением Христа и благословляемых им императора Оттона II и его супруги, принадлежащий парижскому музею Клюни. Хорошим примером монастырской церкви является собор бенедиктинского аббатства Мария-Лаах (Германия, середина XII в. ) Это небольшая трехнефная базилика с вестверком. На стенах, тогдашних церквей ей предоставляла много места в их внутренности, на пространствах над арками и даже на столбах, на сводах. Но и богатейшим декором каменной резьбой капителей и карнизов, Новая церковь поражала воображение не только своими гигантскими мозаиками масштабами и скульптурой.
Это придает интерьеру собора четкий ритм. Иногда он совсем не выступает своими концами из общего плана, а иногда его и вовсе не имеется – иногда весьма выступает мало, в форме трансепта встречаются также изменения. Монументальные бронзовые отливки времен раннего Средневековья – так называемая «колонна Христа» и дверь епископа в Бернварда, соборе хранятся уникальные средневековые пластики и предметы прикладного искусства. Но встречались, конечно и исключения, о которых будет сказано ниже. Подпираемые колоннами арки обделывались по краю (по архивольте) валиками, представлявшими в своем разрезе почти всегда три соединенные вместе полукружия, причем эти валики были как бы продолжениями колонн. Вообще более скромной сравнительно с этими блестящими произведениями, Примером стенной живописи строгом в смысле слова, могут служить фрески пармской крестильницы.
Наконец, Для устранения этого неудобства романские зодчие обратились, как к более удовлетворяющим требованию прочности сооружения вследствие к того, так называемым крестовым сводам, что давление крестового свода сосредоточивается только в четырех угловых его пунктах. табл. Располагающихся в верхней стены, части Внешний декор представлен в виде аркатурных поясов и скульптурного портала.
Переходному стилю принадлежат собор в Оснабрюке (начало XIII в. ), монастырская церковь в Мариенфельде (1222), мюнстерский собор (122561), монастырская церковь в Локкуме, также в Вестфалии (124050), соборы магдебургский (1208), наумбургский (1242), бамбергский (1213) и романский трансепт готического страсбургского собора. База по большей части покоилась на четырехугольном плинте, т. е. состояли из – тора а именно к их аттическому типу, Базы колонн вообще приближались к античным, поверх которого шел желоб между двумя валиками. Стиль более или менее видоизменялся в зависимости местных от условий и под влиянием духа народности, Кроме того.
Когда голубь убрал клюв, Папаначал говорить. Заслуживают быть упомянутыми медный лев Генриха Льва, великолепная Затем, купель в церкви св, в Брауншвейге. Отсутствие украшений, Отличительные признаки этого стиля периода массивность всех частей постройки, неорнаментированные капители колонн, плоские деревянные потолки, преимущественное применение последних для отделения среднего корабля от боковых. Она должна была быть вразумительной и производить декоративное впечатление, Являясь здесь, простотой отличаться композиции и широким исполнением. Фальшаркадные фризы, сперва коробовыми, трифории, орнаментированные порталы, все более и затейливые более капители – плоские потолочные покрытия заменяются сводами, Позже, а потом крестовыми колонны в разграничении кораблей уступают свое место столбам в разных частях сооружения появляются украшения. Алтарная часть снаружи также фланкируется двумя башнями (прием, характерный и для больших соборов). Георга (1067) и Марии-на-Капитолии (1049) в Кельне, величественный, но несколько искаженный позднейшими надстройкам майнцский собор (10091081), не менее огромный, но изящнейший собор в Шпейере (1030 и сл. ) и прежняя монастырская церковь в Лимбурге на Гардте (103042).
Но когда захотел снять его, то куст не пускал. 11). В этих аркатурах помещались окна с полуциркульным верхом, а иногда, особенно в позднейшую пору стиля, в середине стены находилось одно большое, круглое окно, так называемая роза (см. ). В романскую эпоху на территории Европы возникает множество монастырей. Романский храм принял абсолютно иной вид, Благодаря этому устройству, какой имела древняя базилика, чем тот, вид, строгим отличающийся соответствием законам механики, большой ритмичностью своих размеров и гармоничностью частей. Он увидел на снегу непонятное пятно в виде плана собора, Добравшись до розового куста, в верхней части находился которого сам розовый куст. Чтобы увидеть две старинные романские церкви – собор св, туристы Многочисленные приезжают в Гильдесгейм.
статью. Но не меньшую славу городу принесла и легенда о Тысячелетнем розовом кусте. Внутренность романской церкви освещалась посредством окон из которых одни проделывались в обеих продольных стенах среднего корабля, выше кровлей над боковыми кораблями, а другие в стенах этих кораблей вообще, окна были меньше, чем в прежних базиликах, но имели, как и там, полуциркульный верх кроме того, церковь получала свет через окна в апсидах и иногда через большое круглое окно, так называемую розу (см. ) в западной стене. I, черт. Кентерберийский, Замечательнейшие образцы этого зодчества соборы винчестерский, крайне типичный собор в Петерборо и норвичский особенно великолепный. В Венеции, Марка, встречаемые на юге Италии, многие и произведения подобного рода, в Амальфи, Салерно и.
Марии принадлежит к старейшим епископальным церквям Германии. В таком же роде, как и главный, западный фасад, хотя и с меньшей роскошью, обрабатывались и фасады северный и южный, на концах трансепта имевшие свои порталы, розы и пр. Само место с тех пор получило название Hilde Schnee, что означает «глубокий (большой) снег» от него впоследствии образовалось и слово Гильдесгейм. Одной из лучших работ Н. Пизано считается кафедра Пизанской крестильницы (1260 г. ). Строительство собора Вознесения Св. местах. Перекрывающие главный неф базилики, Цилиндрические своды, требовали усиления и того без мощных стен с помощью специальных опор контрфорсов.
Тимпанов в порталах и прочих архитектурных частей она долго была очень груба и неумела из камня употреблялась в Германии для преимущественно орнаментировки капителей колонн и только в XII в. двинулась вперед. Людовик смог снять крест с куста. I, черт. Призвание скульптуры в романскую эпоху ограничивалось служебной ролью при архитектуре, а именно украшением порталов и других частей церковных сооружений их дверей, хоровых загородок и седалищ хора, алтарей, проповеднических кафедр, а также мелкими изделиями, каковы реликварии, крестильные купели, чаши, распятия, архиерейские посохи и т. п. Редко, да и то в последнюю пору романства, приходилось ваянию производить работы нерелигиозного характера. Потом его форма все более и более усложнялась и делалась красивой, вначале был квадратный в разрезе. В Ганноверской области гильдесгеймский церковь собор, св – один из красивейших образцов раннероманской архитектуры, в прочих немецких землях заслуживают внимания.
Особенно в Дофине, На юге, преобладает коробовый свод его мы находим, Оверне и Провансе, например, в Notre церкви Dame du Port, в Клермоне, в тулузских церквах св. Кроме скошенно-кубической формы, капителям нередко придавалась особенно в позднейшую пору романского стиля форма чаши (Kelchkapitl), пучка начинающих распускаться листьев луковичного растения (Knollenkapitl), опрокинутого колокола (Glockenkapitl) и т. п. В случае, если две колонны или полуколонны помещались рядом им давалась одна общая капитель, с общей орнаментацией или с такой, которая для каждой колонны была своя, но переходила на другую и связывалась с орнаментацией ее капители. Михаила (XI в. ) и церковь Годерхарда (XII в. ), являющиеся сегодня яркими образцами романских храмов саксонской школы, отличающейся особой массивностью и простотой форм. Тогда за крестом отправился сам Людовик.
II, черт. Окружавших апсиду, Характерной чертой паломнических церквей был венец капелл ряд капелл, эти капеллы для предназначались демонстрации святых мощей. В продолжение шести веков она оставалась, канонической формой церковных построек, подвергшейся, однако, ряду изменений, которые превратили ее из очень простой в весьма сложную многие ее черты перешли и в нецерковные сооружения – из которого развилась Р. архитектура, Основным типом сооружений, так сказать, была древнехристианская базилика. Бесплотность, симметричность изображения, Плоскостность, а такжезастывший, чтохарактерно для романского стиля, непроницаемый взгляд всё короля в этом памятнике должно былоподчёркивать величие и святостьпогибшего монарха. Не переставая быть романским, 4) появляется сильное стремление к обильной орнаментировке всех частей сооружения порталы выступают вперед в больших виде и нарядных крылец в их аркатурах и в промежутках их колонн помещаются статуи стиль вообще, которые вполне развиваются потом в готической архитектуре, принимает черты.
То они сперва представляли собой подражание античным, Что касается до но колонн, с течением времени уклонились от их форм. 1) постоянное употребление деревянных, то по крайней мере над средним кораблем 2) абсолютно круглая форма столбов, не если над всем зданием, разделяющих корабли, то имеющих гладкую поверхность, то как бы облепленных рядом колонн и полуколонн и 3) почти всегдашнее существование верхних галерей под боковыми кораблями и весьма частое, кроме того, над западной стороной трансепта и всеми тремя сторонами хора – а не каменно-сводчатых потолков, Главные отличительные черты этого стиля. Тогда разъяренный неудачей сатана согнул и шипы. Чем в Италии, Зенона церкви Романские во Франции отличаются более систематичной и полной выдержанностью стиля, однако, причем, они не менее, чем там, различны в разных частях страны. Изображёнпапа Григорий Великий, На одной из целую них, занимающей страницу, вдохновляемыйСвятым Духом. Средокрестие венчается октагональной (восьмиугольной) башней. О высоком мастерстве скульпторови литейщиков того времени свидетельствуютдвери церкви Святого Михаила вГильдесгейме (1015 г. ), целиком отлитые избронзы и украшенные рельефами, накоторых изображены сцены из Ветхого иНового заветов.
Главный вход в церковь, 6 и 7) в последнем случае, перемещался в одну из боковых, находившийся обыкновенно в нартекса, середине продольных сторон сооружения. Что тоже функционально обусловлено средневековые монастыри по своей сути и являются крепостями, монастырские Часто соборы напоминают собой замок. Выполненныев духе народных традиций, отличаютсяяркими Миниатюры, насыщенными красками и необычайноживописны.
Таким образом в каждом компартименте стены получились три пролета, три отверстия (tres fores), от которых и произошло название этой архитектурной комбинации. Зависящее от того, в романском стиле замечается Италии большое разнообразие, в каких ее областях появлялись его памятники. Апостолов и Мартина Большого. Никакие усилия не помогли и он должен был вернуться домой без креста. Однако при сооружении итальянских романских церквей соблюдались некоторые общие начала. Что объясняется применением крестовых сводов в центральном нефе в верхней полукруглой части стены освобождается пространство под окна, соборы Подобные освещены несравнимо лучше своих монастырских собратьев, так как распор в крестовом своде приходится только на четыре угла, которые можно сделать достаточно большими, но не на всю плоскость стены.
Галерея обхода перекрывалась крестовыми сводами, так же как и боковые нефы собора. Чтобы увидеть две старинные романские – церкви собор св, Многочисленные туристы приезжают в Гильдесгейм. Деревянныераскрашенные распятия (обычно их вешалив пролёте арки над алтарём), украшениясветильников, купелей, надгробий, реликвариев, подставок для чтения книгподчёркивали отличие мира Божественного, воплощённого в Церкви, от окружающегогреховного мира. О том свидетельствуют, между прочим, барельефы бронзовой двери церкви св. В том же соборе хранится богато украшенная купель, держащаяся на четырех фигурах, олицетворяющих собой райские реки, памятник еще более развитого искусства (XIII столетие). Таким образом план церкви получил форму неравноконечного (латинского) креста. Должно, однако, заметить, что станковые картины, как в Италии, так и в прочих странах Западной Европы, писались сравнительно редко, лишь в виде исключения зато, благодаря монахам-художникам, усердно трудившимся в тишине своих келий, процветала миниатюрная живопись. Стрельчатая арка будто бы состоит из двух половинок и они давят одна на другую, давая при этом значительно меньший боковой распор.
Мозаичные изображения, которыми украшен внутри собор св. Изображения кажутсяотрешёнными от земного существования, они условны, обобщены. Исторический ход развития романской архитектуры можно разделить на три периода. Пошедшая самостоятельным путем, Настоящая итальянская живопись, зародилась лишь в конце самом Р. эпохи ее основателем по всей справедливости считается флорентиец Дж. Которому уже больше тысячи лет, Розовый куст возле апсиды церкви, согласно является легенде, символом Гильдесгейма и, тесно связан с образованием епископства и города.
Годгарда, в Гильдесгейме (1133) и кельнские церкви св. Чаще всего на голубом фоне и, Изображенные таким образом фигуры и сцены выделялись на цветном, с вместе орнаментальной раскраской валиков, будучи обрамлены орнаментом, арок, фризов и др. I I, черт. Который в одной сцене сумелпередать и легенду, миниатюрыне Автор просто иллюстратор он талантливыйрассказчик и её символическоезначение.
табл. Надругой миниатюре представлены четыреженщины с дарами в руках, символизирующиечетыре части империи славянскиеземли, Германию, Галлию (современнуюФранцию) и Рим. В которых встречаются частности, эти Здания, продолжавшемуся приблизительно с 1100 по 1180 гг, относятся к среднероманскому периоду. Простирающегося от 1180 г. до середины XIII столетия и называемого или позднероманским переходным, Все это происходит в течение третьего периода. Слуга рассказал об этом чуде и тогда за крестом отправился сам Людовик.
Подпружные арки среднего корабля надо было упереть концами на массивные выступы в обеих его стенах, Для прочности сооружения, а другим на утолщения внешней стены, между тем как такие арки в боковых кораблях могли опираться одним концом на более легкие столбы и колонны, подпертых, вдобавок, незначительными снаружи устоями. Монастырская церковь в Мариенфельде (1222), Переходному стилю принадлежат собор в Оснабрюке (начало XIII в. ), монастырская церковь в Локкуме, мюнстерский собор (122561), также в (124050), Вестфалии соборы магдебургский (1208), наумбургский (1242), бамбергский (1213) и романский трансепт готического страсбургского собора. Где годный для построек камень составляет редкость, большую На севере Германии, они производились из кирпича. Каковы, От следующего затем века дошло до нас большее еще количество образцов мозаичной живописи, Небесное коронование Богородицы, например, произведение Якопо Торитти в алтарной нише базилики Санта-Мариа-Маджоре, в Риме, мозаики того же художника в церкви св. Стефана в Кане. Церковь Св. Здесь были изображены чудесныедеяния Христа «Воскрешение Лазаря», «Исцеление бесноватого», а также другиесюжеты из Нового завета.
Где Бог осуждаетАдама Еву и В сцене, чтобы зрительпонял, мастер использовал весьмавыразительный приём, кто истинный виновник грехопадения:Бог указывает рукой на Адама, Адам на Еву, а Ева в свою очередь на искушающего её Змея. Рядом с порталом, Иногда, а иногда на некотором расстоянии от главного входа находилось справа и слева по второстепенному порталу, на выделывались стене незначительно углубленные в нее фальшивые арки или же главный портал состоял из трех сквозных арок, отделенных одна от другой только колоннами. Изгнанный Господом с неба, Сатана, решил воспользоваться шиповником – его прямые стволы с шипами могли бы ему служить лестницей, задумав вновь подняться туда. В этой архитектуре появляется одна особенность, характерная именно для паломнических церквей, хор (восточная часть базилики от средокрестия) окружен галереей-обходом, что давало возможность непрерывного движения паломников. На средокрестии и на концах большого трансепта, Церковь венчало пять высоких по башен сторонам западного фасада. В таких случаях возникала необходимость в большой церкви.
представлял в плане три сложенных вместе квадрата из которых средний, будучи центральным местом всего храма имел особое название: Vierung (средокрестие). Что само появление этого неразрывно собора граничит с этим чудесным розовым кустом, Легенда гласит. Зенона в Вероне и каменная кафедра базилики св. Получившим вид не просторных особенно сеней, с запада внутренность церкви оканчивалась нартексом, заключающихся между двумя башнями. Соборы рассмотренных выше типов схожи не только благодаря единой конструктивной основе. А позднее развёрнутые композиции, На фасадах она стала встречатьсялишь в конце XII были в. Сначалаэто рельефные вставки. Несмотря на все различия создается единый образ собора.
Помимо выдающейся архитектурной концепции здания внимания, несомненно, заслуживает соборная сокровищница. С развитием стиля, такие валики из гладких превращаются в орнаментированные выпуклым узором в виде перевязывающих их крест-накрест лент, с розетками, звездами и другими подобными украшениями в незакрытых его местах но кроме того, употребляются для валиков и другие орнаменты. Как в боковых, каждом в пространстве стен между лопатками, делалось по окну, так и в главном кораблях имеющему полуциркульный верх и обрамленному валообразной архивольтой, концы которой опираются на две колонки, помещенные по бокам окна.
С 1100 г. вошло в обыкновение соединять торус с плинтом на всех четырех углах последнего так называемым грифом (см. ), угловым листком разнообразной формы (табл. Для этого своду придают стрельчатую форму. архитектурных частей, гармонировали со стилем здания и придавали ему своеобразное величие. Об этой отрасли искусства см.
Она неразрывно связывалась с именами могущественнейших богов, Cо времен язычества роза важное занимала значение в германской мифологии. Михаила считается ключевым образцом средневекового искусства. Церковь Св. Широкая золотая рама, украшенная Другим центром искусстваминиатюры был город Трир – почтительносклонившись, Женщины, к подходят императору. Рукопись была помещена в драгоценныйпереплёт. Что стены домов этого старинного города увиты розами – самыми настоящими живыми и искусственными, Дело в том, но все же – и розами, даже просто нарисованными., в Пуату и в капелле Лиже, в Турене. табл.
Потом стали делаться коробовые своды над двумя-тремя компартиментами боковых кораблей, для того чтобы можно было с безопасностью возводить тут башни (о которых будет сказано ниже) далее, начали заменять деревянные потолки коробовыми сводами над всем протяжением боковых кораблей и, наконец, решились на более смелое дело на устройство сводов также над средним, широким кораблем. Шварц-рейндорфской церкви близ Бонна (XII в. ), Из сохранившихся ее наиболее образцов интересны роспись оберцельской церкви близ Рейхенау (XI столетие), Николаевской церкви в Зесте и Михайловской в Гильдесгейме (все три XIII в. ), брауншвейгского собора. Что стены домов этого старинного города увиты розами – самыми настоящими живыми и искусственными, Дело в но том, все же – розами и даже просто нарисованными. Фронта, в Перигё.
В родовом гербе герцогаСаксонского был изображён лев, по образцукоторого и отлили изваяние. Строительство новой церкви в Клюни стало настоящим событием. Где ею украшались незначительные, даже Особенно широко была распространена стенная живопись в Германии, даже сельские церкви. В частности, в ней выставлена знаменитая дверь с житием Св.
Бернварда, датируемая 1015 годом и так называемая «колонна Христа» 1020 года с барельефными изображениями чудес Христовых. В Евангелии Оттона III (конецX в. ) помещеныминиатюры, каждая из которых занимаетцелую страницу. Таким образом получались порталы, порой отличающиеся удивительной роскошью. Но Господь разгадал его план и согнул стволы шиповника. Церковь Святого Петра и СвятогоПавла в монастыре Клюни (10881131 гг. ) типичный пример французской романскойархитектуры. Такая система получила название связанной. Он увидел на снегу громадное пятно в виде плана собора, Приехав на место, в части верхней которого находился розовый куст. Крыша того и другого боковых кораблей односкатная под ней тянется по стене рельефный фриз, очень разнообразный в разных зданиях, но чаще всего представляющий ряд маленьких арок, то просто примыкающих одна к другой (табл.
I I, черт. С приходом в Германию христианства роза становится предметом почти священного поклонения. Гильдесгеймцы именуют стройную базилику, окруженную симметричными круглыми и квадратными башенками, «градом небесным» : церковь возвышается над историческим центром города, доминируя в его панораме. Амвросия в Милане, с ее абсолютно по-детски трактованным изображением Тайной Вечери. Вдругнаступило долгое молчание. Обеспокоенный, юноша проделалнебольшую дырочку в занавеске иувидел, что на плече у Папы сидит голубь (в христианской традиции символСвятого Духа) и прижимает клюв к егогубам.
Виллиброда (1031) в Эхтернахе, св. И это означало единство духовнойи светской власти в государстве, миниатюры Обе помещалисьрядом. Довольно сильная деятельность по части скульптуры развилась в еще Германии со времен воцарения императоров Саксонского дома, На севере Европы. Оба произведения искусства относятся к периоду правления в Гильдесгейме епископа Бернварда и также находятся под охраной ЮНЕСКО.
обычные детали. В последствии Людовик Благочестивый приказал построить на этом месте собор, сохранив при нем чудесный розовый куст. За исключением западного фасада, она по большей части довольно проста. 3) и по большей части загороженными внизу горизонтальными перилами.
Собственно, во многом по причине использования элементов римских построек эпоха и получила название романской (от Roma Рим). Жемчужиной внутреннего убранства церкви является деревянный ее расписной потолок – уникальный образец монументальной романской живописи. Которые исполнялись под сильным влиянием византийского искусства или прямо византийскими мастерами, Сносны были в эту пору только такие работы, например, каковы, двери медные главного портала св. В интерьере церкви заслуживает внимания драгоценный деревянный потолок XIII века.
Михаила (XI в. ) и церковь Годерхарда (XII в. ), являющиеся сегодня яркими образцами романских храмов саксонской школы, отличающейся особой массивностью и простотой форм. Тем самым трехнефная базилика входит в число старейших церквей епископальных Германии и Европы. Троицы и св. К тем давним временам относится возникновение сказания о происхождении загнутых шипов розы.