А так как красивая обстановка и приятное развлечениеповышают жизнедеятельность человеческого организма, укрепляют физическое и духовное здоровье человека, то в этоми заключается общественно-полезное значение искусства. Немецкое употреблялось как в значении искусство, так и в значениях опытность, знание, ремесло, хитрость. Той же задаче существования и размножения племенислужил и танец -- у первобытных народов, без сомнения, самое яркое и полное выражение художественного чувства. На первобытном танце можно очень удобно проследить егообщественное значение-косвенное свидетельство о социальномзначении вообще искусства. Люди начали заниматься искусством намного раньше, чем у них сложилось понятие об искусстве и намного раньше, чем они могли уяснить себе его действительное значение, действительную пользу. Поэтому слово - стало использоваться в значениях искусство, наука, техника.
Прилагательное, образованное от этого слова, значит как относящийся к искусству, так и технический (возможно, тут не обошлось без влияния греческого слова Интересно, что и глаголы со значениями создавать, творить очень часто возникают из обозначений работы ремесленника: плотника, гончара, ткача. - раскрыть сущность искусства, рассмотреть соотношение человека и искусства в обществе, рассмотреть основные функции искусства в обществе их значение и роль для человека. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимесис), 8230 Современная энциклопедия термин используемый в двух значениях: 1) мастерство, умение, ловкость, сноровка, развитые знанием дела 2) творческая деятельность, направленная на создание художественных произведений, шире эстетически выразительных форм.
Богатства искусства неисчерпаемы. Что музыка спасает от неминуемой при гибели укусах ядовитых змей и скорпионов, Бытовало мнение. Но никоим образом не лежит в основе, ее Это так или иначе учитывается человеком в его художественной деятельности. Именно этот вопрос больше всего дебатировался и больше всего был запутан буржуазными учеными, стремившимися во что бы то ни стало применить к первобытному искусству тезис И. Канта о «бесцельности», «незаинтересованности», «самоценности» эстетического отношения к миру. Не овладев созданием утилитарных форм, как камень, не мог бы создавать форму художественную – обрабатывая добывания ради пищи такой трудно поддающийся обработке материал, Если бы человек не упражнял и не изощрял свою руку, он не смог бы научиться рисовать.
Какому сословию какие можно костюмы носить, Специальные указы о костюме в Европе издавались уже в XIII в. В большинстве из них определялись строгие правила. Сплошной «негативизм» Представьте себе какое количество негативной энергетики в стране, в мире, на всей Земле. Комбинации интенсивности свечения пикселей способна создавать любые оттенки цвета. Что в период первобытного окончательно искусства складываются понятия о ритме и композиции, Можно сказать. Что во всех этих моделях поведения искусстве, Следует помнить, тогда как конечная имеет причина отношение к повышению вероятности репродуктивного успеха индивидуумов игре и ритуале непосредственным стимулом для их проявления является самоподкрепление или связанное с ними удовольствие. Описанных гениальным Шекспиром, Не время и не место действия определяет мое великой восприятие любви и верной дружбы.
Когда здоровье и даже человека жизнь во многом зависят от его душевного состояния, Это всего лишь один из примеров. Искусство это одна из важнейших ступеней в эволюции человека. Точно, разумно, правдиво и красиво. А между тем аддитивный синтез цвета впервые придумали французские импрессионисты еще в 19-м веке (Сера, Синьяк). Что каждый художник сам представляет, Он знает, чистый или смешанный уклон, классовый вбольшей или меньшей мере.
Точечный жанр живописи назвали пуантилизмом. Нам она очень мало подходяща. Стилизация и гиперболизация обычного поведения, Цель ритуального поведения формализация, а также придание ему особой коммуникативной функции с целью облегчения улучшения и социальных интеракций. Эта новаторская технология создана ученым, профессионально занимающимся живописью. Происходит эстетическое освоение мира общественным человеком. читал лекциив Московском университете, получившие широкую известность.
Предпочтительнее, очевидно, альтернативная концепция (Гегель, А. И. с ростом тиражей печатного слова -книг, а затем журналов и газет. Вниманию читателей предлагается книга известного отечественного литературоведа и искусствоведа, академика АН СССР В. М. Фриче (1870--1929), в которой исследуются проблемы философии и социологии искусства. А вне архитектуры и наперекор ей создавать условия для общения чрезвычайно трудно, Так, помимо узко-утилитарной функции (защиты от холода, дождя и обеспечения условий для работы) архитектура выполняет значительную социальную, «духовно-утилитарную» роль в формировании человеческих отношений. Восприятие поэзии и изобразительного искусства также определенной требует подготовки и соответствующего понимания. Музыка, Картины, книги, театр, фильмы дают человеку ни с чем несравнимую радость удовлетворение и заставляют его сочувствовать.
Плоды или листья, Изучая какое-либо растение: его цветы, русский формой, ученый или мексиканский интересуется абсолютно объективными данными: его родом и видом, весом, химическим составом, системой развития тем, что не зависит от наблюдателя. «причина этого – в неповторимой оригинальности произведений искусства, в конечном счете, обусловленном, постоянной обращенностью к человеку – глубоко их индивидуализированном характере, Фролова написано. Одной из функций ритуального поведения минимизация является агрессивных столкновений, Например, к которым может приводить неправильное социальное восприятие. Достаточно вспомнить философа Э. Ильенкова. Большую роль искусство скульптуры играет и в воспитательном процессе. Когда животных уже научились изображать замечательно реально и живо, в то самое время, попросту неумело, человеческие изображаются фигуры почти всегда очень примитивно, – если не считать некоторых редких исключений, как, например, рельефы из Лосселя.
Формированию у него правильного отношения к действительности, Это тоже мешает развитию и чувств нравственного сознания ребенка. Что именно хотел сказать художник, Искусство требует созерцание понимания. Бездумное картин или прочтения книг великих мастеров не имеет никакого смысла. Нужно понимать, с какой целью появилось то или иное творение. Меняющиеся условия каждой эпохи заставляют заново решать эти вопросы. Действие средств искусства на человека может быть вызвано долговременным или перспективным. Что буржуазия ипримыкающая кней интеллигенция переживает заграницей унас ипереживала глубокий ипостепенный упадок, Мы знаем. С тем чтобы показать себя в более выгодном свете и разрешить проблемы, Использование творческих новшеств, которая, филогенетически древняя вероятно, черта, присутствовала у общих предков людей и шимпанзе.
Которые были выработаны для изготовления орудий Те труда, же самые навыки, а также тел их пользователей, могли применяться для украшения особыми символами этих орудий. Импровизируют в танце, Дети сами придумывают сказки им сочинять хочется музыку и играть на музыкальных инструментах. В 1904--1910 гг. -Например, художник, написал картину.
Что их культурообразующий смысл остается всегда не ясным и открытым, Новые ценности настолько расходятся с традиционными. Как глубока и многозначна сама Он жизнь, так же богат и глубок по своему содержанию и смыслу. Согласно одной из них (в России из нее исходил Н. Г. Чернышевский в своей диссертации Об эстетических отношениях искусства к действительности) прекрасное в жизни всегда и во всех отношениях выше прекрасного в искусстве (1, с. 94). Наполняя их живой кровью реальной действительности, Изобразительная форма мышления расширяет образных возможности систем.
Красота искусства проявляется в форме, созданной по законам, присущим данному его виду. Потребность в обмене сведениями и др – весьма вероятно, Правда, очевидно, что далеко не изобразительное всегда творчество имело ритуальное назначение тут, участвовали и другие побуждения, о которых уже говорилось выше. Необходимо позаботиться о развитии его эстетической восприимчивости, Стремясь к гармоничномувоспитанию ребёнка, чтобы он умел в использовать своей жизни и деятельности переживания, о том, получаемые от общения с искусством.
Когда новообразования в ней столь формируются стремительно, Нарушается синхронизация культуры, через которую передается опыт, что не успевают адаптироваться к традиции, но сами становятся опытом. Наконец, этот танец исполняется и при заключении мира. Спутник Александра Македонского в его походах, рассказывал, Ниркус, побывав в Индии, что в этой стране изобилующей ядовитыми змеями, пение считают единственным средством от их укусов.
Будь то эмоция или интеллект, Искусство действует не на одну какую-либо способность человеческую и силу, а на человека в целом. Что большая часть искусства плейстоцена создавалась, Возможно, выразить чтобы подобные духовные понятия. Выявляя специфику художественного мышления в сравнении с другими формами общественного сознания, это определение – в полном соответствии с основной парадигмой гегелевской философской системы подводит к выводу о художественном образе как выражении абстрактной идеи в конкретно-чувственной форме.
Где можно общаться отдельному человеку с отдельным человеком, Не запланировано среды, спорить, беседовать, размышлять. Произведения художественного творчества, как и произведения прикладного искусства, создаются по «законам красоты». Черта, Хотя новшества в этих примерах давали утилитарную выгоду, очень тонка, отделяющая этот вид творчества от художественной подлинной экспрессии. Высасывать же изпальца эту новую форму никак нельзя. Это означает, что особа состоит в браке. То же самое относится к картинам великих мастеров.
Имеющее как положительные, СМИ настоящее в время оказывает большое влияние на культуру, так и отрицательные стороны. Во всех педагогических документах, Всюду, усвоении научных знаний и говорится умений, лишь об овладении научным методом познания, формировании научного мировоззрения. Итак, во-первых, «труд – старше искусства» и, во-вторых искусство обязано своим возникновением труду.
Знакомство с произведениями искусства оказывает большое влияние на изобразительную деятельность детей. целям весьма жизненным, весьма насущным, но и весьма материальным. Возникшая напочве бессодержательности поздней буржуазной классовой культуры исоздаваемая Созданная ими мода есть упадочная мода. Тем он, Чем ловчее и неутомимее мужчина, пляшет лучший охотник и воин, очевидно, темон, вместе с тем и лучший отец новых поколений сильныхи ловких охотников и воинов. Вейценбаум пишет об этой опасности: «С точки зрения здравого смысла наука превратилась в единственно законную форму познания.
Однако правильный отбор произведений искусства сам по себе не ещё имеет воспитательного эффекта. Д. Дидро говорил – «Живопись обращается только к глазам. Это основное положение своей эстетики Шиллер применил к вопросу о возникновении искусства (задолго до открытий подлинных памятников палеолитического творчества), полагая, что «веселое царство игры» воздвигается уже на заре человеческого общества: «. Эмоции не могут быть внеличностными. Искуссвовед Буало пишет: «Невероятное растрогать не способно, пусть правда выглядит всегда правдоподобно». Но к ним общество совершенно не прислушивается.
Птицы, растения изображались редко. Даже наступающая гуманитаризация предусматривает без изменения «остаточную» роль искусств. Отличать подлинно прекрасное и возвышенное от всевозможных эрзацев, Искусство формирует в нас саму давать способность подобные эстетические оценки.
Он формулирует свои знания в этом рисунке и закрепляет их. Расширять в этой свой области кругозор должен каждый культурный человек», Научиться понимать его. Но чем же был вызван переход от производства исключительно полезных, практически необходимых орудий труда к производству наряду с ними также и «бесполезных» изображений. То есть уписателей, Это умение можно почерпнуть уклассиков России, потем или другим причинам оставшихся яркими выразителями интересных общественно художественных эпох. Этот опыт бесполезно лишь изучать.
Не иметь никаких отношений, Сейчас даже соседи на одном этаже могут абсолютно не знать друг друга. Мы пробуждаем в детях творцов. Герцен и др. ): прекрасное в искусстве выше прекрасного в жизни ибо художник видит зорче, дальше, глубже, чувствует мощнее и многокрасочнее своих будущих зрителей, читателей, слушателей и именно вот таким образом может их зажечь, вдохновить, выпрямить своим искусством. По ней мы изучать можем смену характера человеческих отношений, Недаром архитектуру называют каменной летописью человечества. Что же побуждало их к этому.
После Октябрьской революции руководил Институтом языка и литературы (с 1922 г. ), литературными отделами Института красной профессуры и Коммунистической академии редактировал журналыЛитература и марксизм, Печать и революция был ответственным редактором первых двух томовЛитературной энциклопедии (вплоть до девятого тома его фамилия значилась в списке редколлегии). Специфика скульптуры отражается в содержании, выборе материала для ее исполнения и выразительных средствах. Что архетипы это структуры, неопределенные Считалось, которые кристаллизуются в конкретную форму в результате личного опыта индивидуума. В Кельне в XV и в. судьи врачи должны были ходить в красном, Например, прочие ученые мужи в черном, адвокаты в фиолетовом.
Коммунисты вбольшинстве случаев заняты столь важной политической игосударственно–строительной работой, «Правда, которыебы ему целиком отдались, что они сравнительно могут редко отдать часть своего времени художеству или выдвинуть людей. Березовую веточку я восприму иначе, чем мексиканец. Известный литературовед и искусствовед, академик АН СССР (1929). Тот же танец исполняется обычнои накануне военного похода.
Марксист изучает самого писателя, Изучая искусство ион непросто вычитывает вкаком–нибудь романе Толстого, его произведение, чем Россия была времени Анны Карениной, скажем, вее высших классах, он считается еще ис тем, какую именно группу, какой уклон интеллигентско–дворянской мысли выражал сам Толстой. Улучшать его, На протяжении столетий человек старался все сильней искусство изменять углублять свои познания. Современные шаманистские сообщества, такие как народ сан в пустыне Калахари, воссоздают эти образы в своем наскальном искусстве (Lewis-Williams Dowson, 1988), а в палеолитическом пещерном искусстве эти паттерны появляются среди изображений животных (рис. Красота искусства проявляется в форме, созданной по законам, присущим данному его виду. Ради каких же потребностей общества развивались эти формы мышления. Воспринимая и постигая художественное произведение, мы не просто усваиваем его содержание (подобно содержанию физики, биологии, математики), мы пропускаем это содержанию через свое сердце, свои эмоции, даем чувственно-конкретным образам, созданным художником, эстетическую оценку как прекрасного или безобразного, возвышенного или низменного, трагического или комического. Большая честь крупному живописцу, который сумеет дать яркий плакат ит. д.
Танец объединяет их -- недавно еще противников -- в общем настроении, сближает их, укрепляет вновь зародившуюся между ними связь. Некоторые инициирующие стимулы такие как открытые ландшафты наподобие саванн вызывают подкрепляющие приятные реакции. Чем же объяснить чудодейственное воздействие музыки. Марксист ибо лишь втаком случае художественное будет зеркало достаточно многогранно, ввысшей степени заинтересован визвестной свободе искусства, чтобы выразить действительность – как наблюдатель, Отсюда вывод.
Художественных агитаторов, Можно представить себе особых мастеров, прекрасно это знающих дело. Ермонская в книге «Основы понимания скульптуры» пишет, «Если спросить любого человека, знает ли он, что такое скульптура, «конечно, да», - ответит он. Уникальное единство человека и мира в произведении искусства, «человеческая действительность». В первом разделе книги автор рассуждает о социальном значении искусства. По данным современной науки, процесс очеловечения обезьяноподобных предков человека начался еще до первого оледенения четвертичной эпохи и, следовательно, «возраст» человечества равняется приблизительно миллиону лет.
Материалистическое понимание историилитературы и искусства В. М. Фриче стремился развить в своих работах Очерки по истории западноевропейскойлитературы (1908), Фрейдизм и искусство (1925), Социология искусства (1926), Проблемы искусствоведения (1930) и др. Это уже само по себе дает громадный толчок развитию мышления. Рельефы, Наш взгляд привлекают монументальные статуи великих деятелей и защитников города, украшающие эстетические, архитектуру изящные садово-парковые скульптуры, оригинальные, необычные изваяния изо льда, песка, воска и т. д. Делающей его искусством в подлинном смысле слова является эстетическая его функция, Специфической функцией искусства. И так во всех документах – от самых традиционных до самых новаторских. Это сознательный и целеустремленный творческий акт существа, конечно, уже давно порвавшего цепи слепого инстинкта и вступившего на путь овладения силами природы, – а следовательно и осмысления этих сил – заставлявшие палеолитического человека чертить и высекать на стенах пещер фигуры Побуждения, зверей, не имеют ничего общего с инстинктивными побуждениями.
Предметный характер произведений изобразительного творчества определяет особо благоприятные условия для исследователя происхождения изобразительного искусства по сравнению с историками изучающими Вещественный, происхождение других видов искусств. Которая была у шаманов, Социальная власть, без сомнений, осуществлявших контроль над магическими объектами и ритуалами, обеспечивала индивидуумам этим больший репродуктивный успех. То легко принять и два пути освоения опыта изучение содержания опыта и проживания, а если эти принять две стороны, переживание содержания. Энергетика исходит от картины крайне удручающая.
Именно вот таким образом нельзя передать новым поколениям опыт эмоционально-образного мышления путем теоретического познания (как доселе мы настойчиво пытались). Зрителей, Настоящее произведение искусства всегда созвучно с читателей, мыслями слушателей. «лишь в XVII веке проблемы и концепции эстетики стали выделяться из проблем техники или философии ремесла Вот – как об этом рассказывает Робин Коллинвуд.
Всюду кровь, На картине изображены негативные сцены убийства, применены самые сумбурные, грязь, резкие тона, короче, вся картина действует угнетающе на вызывая зрителя, в человеке негативные эмоции. Различные свойства материалов помогают зрителю в восприятии задуманного скульптором образа, автору передать его выразительность, особенность (динамику, пластичность движений, мягкость и. д. ) При рассмотрении скульптуры, обходя ее кругом, зритель воспринимает ее каждый раз, открывая для себя что-то новое в композиции, так создается ощущение что, фигуры движутся изменяются. При этом обнаруживаются две основные позиции.
В качестве такового выступает художественный, конкретно-чувственный образ, в котором определенная степень абстракции (типизация) сочетается с сохранением конкретно-чувственных индивидуальных, зачастую неповторимых черт отражаемого объекта. Профессор Массачусетского технологического института Дж. В Древней Греции изобразительное искусство рассматривали как средство эффективное воздействия на человека. Ноимастер «большого» искусства нетолько может, ноидолжен браться заагитационное искусство ибо часто унего выйдет нехуже, алучше, чем умастера литературных, театральных, живописных, музыкальных ит. д. Прошли столетия перед тем, как оно стало восприниматься как особый вид деятельности. Которое может быть воспринято и, Цель искусства нечто выразить вечное и субъективное в виде того или иного конкретного изображения, оценено другими людьми, возможно.
Эти естественно вытекающие из формулы «искусство – не наука» позиции могут вызвать сомнения, неприятия. Матрица представляют собой точки (пиксели). В 1894 г. окончил историко-филологический факультет Московского университета. Что знают, Дети участвуют в игре не потому, которые пригодятся им взрослой во жизни, что они развивают навыки, а скорее потому, что игра доставляет удовольствие. Единичное в художественном образе не просто вкраплено в общее, оживляет его.
А в Судане существует обычай продевать латунную проволоку сквозь нижнюю губу. Основой которой должно быть внимательнейшее изучение прошлого инастоящего ипрогноз действительностью будущего, тактика. Последняя теперь для него не так уж темна, не так зашифрована – мало-помалу, еще ощупью, он ее изучает. Насколько велика роль нервной системы в организме, Но и этот отдельный пример судить позволяет о том. Чайковского, На занятиях дети слушают великих композиторов Вивальди, Прокофьева, Мусоргского, Рахманинова, Моцарта, Сен-Санса, знакомятся с поэзией Фета, Тютчева, Пушкина. Не только полезные, но и вредные обществу идеи живут и противоборствуют.
Почему раннее искусство уделяет много так внимания зверю и сравнительно мало – человеку, в этой связи становится объяснимым. Мы бы ничего не знали о том времени, когда они жили. Человек, подчеркивал А. М. Горький, по натуре своей художник и он всюду так или иначе стремится вносить красоту (1, с. 92). Но как это сделать. Музыкант, Создавая произведение искусства, концентрирует, художник поэт, мобилизует все свои силы, опыт, знания, вдохновение. Чтобы, Задачи современного искусства состоят в том, всесторонне жизнь осветить современного общества, во-первых, раскрыть героику народа в труде и стремлении к миру в художественных образах.
Что когда-то давно на свете жил замечательный человек и писатель Виктор Гюго или, Без литературы мы бы никогда не Александр узнали, Сергеевич Пушкин, например. Итак искусство в древности воспринималось как вид ремесла. Тем самым он синтезирует свои наблюдения над ним он все более уверенно воспроизводит фигуру, его различные его состояния, движения – повадки, Человек рисует зверя. Имея в виду тезис представителей формалистической эстетики и формалистического искусства о художественном произведении как чистой форме, Это общеизвестное положение тем менее не приходится подчеркивать, самодовлеющей игре формы и т. п. Драме Шекспира, в картине Рафаэля, романе Хемингуэя нельзя произвольно изменить построение сюжета, симфонии Чайковского, характера, диалога, композиции, нельзя найти другое решение гармонии, колорита, ритма, чтобы не нарушить всего целостности произведения. У ребёнка вырабатывается определенное отношение к природе, Приобщаясь к художественной деятельности, жизни, общественной труду, быту.
Согласно Диссаниейк, выражение «делать особенными» относится к наблюдению, показывающему, что люди, в отличие от других видов, намеренно формируют, украшают и как-то иначе выделяют аспекты своего мира, с тем чтобы придать им неординарность. Совершаемые в повседневной жизни, в танце телесные ординарные движения, копируют, преувеличивают, приукрашивают, повторяют делают особенными. Кстати, тут есть над чем задуматься. О творчестве в христианском ключе много размышлял английский писатель Джон Р. Р. Толкин. Постепенно христиане стали признавать ряд функций искусства: символическую (способ представить трансцендентную реальность), дидактическую («Библия для неграмотных»), культовую (пробуждение религиозного чувства). 9. 5, композиции черной тушью, выполненной 12-летней американской девочкой. Вот почему Маркс высоко ценил таких великих писателей, как Гомер, Шекспир, Бальзак. Несмотря на более многоплановое обыгрывание декора, корневая роль его и сегодня остается той же знака приобщения и вычленения знака сообщения, утверждающего место данного человека, данной группы людей в среде человеческих отношений, – именно здесь основа существования украшения как явления эстетического (6, с. 18).
Говоривших на этих языках, в результате раскрывалась история возникновения понятий определенных у народов. Опираясь преимущественно на эстетические взгляды Г. В. Плеханова. Эта методология была подчинена стремлению установить социологическую доминанту историко-литературного процессаи тем самым связать и искусство социально-классовую историю человечества, Пропагандируя идеи марксизма в литературоведении и искусствознании, он обосновывал новую методологию. Идеи, обрисованные выше, были высказаны в начале XX века психологом Карлом Юнгом (Jung, 1969). Искусство промышленное, Ноесть искусство идругое которое создает удобные ирадостные вещи, то. Что способность к творчеству присуща человеку изначально, Он считал, так как он сотворен по образу подобию и Божию.
Но если спросить его, что он понимает под словом «скульптура» имена каких великих скульпторов ему известны, какими средствами скульптор выражает свой замысел, каковы, возможности и особенности искусства скульптуры, – то на все эти вопросы не каждый ответит сразу. В одном изображении оленя передаются – особенности наблюденные у целого ряда оленей, Одновременно он учится обобщать. Однако эта точка зрения опровергается фактами. В быту, Эстетическая деятельность человека постоянно в проявляется его труде, а не только в искусстве, в общественной жизни.
Велико влияние музыки на человека. Которые находились в измененном состоянии сознания, о подобных образах повсеместно сообщают люди, было ли это состояние психотропными вызвано наркотиками, независимо от того, жаром, голодом, бессонницей, патологией мозга или его электрической стимуляцией. Танца и поэзии, Новшества в технике украшения тела и использование языка были самыми предшественниками первыми изобразительного искусства.
Искусство помогает человеку смотреть на мир с разных точек зрения. Жизненная необходимость образного познания и была причиной возникновения искусства. Атакое пересоздание жизни, безпересоздания окружающих нас вещей, немыслимо. Здесь происходит анализ всех сторон реальной жизни. Обращаясь к понятию «искусство», Максим Руссо предпринимает попытку проследить его генезис и дальнейшую трансформацию в человеческой цивилизации. А наблюдение художественное и его итоги принципиально иные.
Украшение. Однако и игра и ритуал имеют вполне реальное адаптивное значение. Оно направлено прежде всего на познание внешней природы.
Появляются жесткие каноны теории классицизма. Да и в другие режимные моменты необходимо систематически направлять внимание детей на красоту окружающих нас предметов, занятии, На научить бережно, замечать эту красоту, относиться к ней. Который служит дополнительной иллюстрацией ктому, Они вживых формах великолепно дают подготовленный материал, публицистики идругих источников познания, что черпает марксист изстатистики. Выполненных человекообразными обезьянами, Паттерны фосфенов также присутствуют в рисунках детей и определенной в степени даже в рисунках. Между тем изготовление примитивных каменных орудий восходит к гораздо более временам древним нижнего и среднего палеолита. В русском языке лексема «искусство» ведёт своё происхождение от праславянского kus- ('пробовать, пытаться') и долгое время относилась к работе человека почти любой специальности.
9. 3). Создавая произведение искусства, музыкант, поэт, художник концентрирует, мобилизует все свои силы, опыт, знания, вдохновение. Он ищет самого понимания конкретного отдельных классовых групп, Живой марксизм неможет ограничиваться только экономическим анализом иполитическими выводами изнего, характерных для общества вовсех его слоях игранях, типичных личностей иявлений. Однако это упадок лишь относительный, По сравнению с искусством верхнего палеолита они знаменуют упадок известный художественной деятельности. В детском саду нередко на чтением занятиях решаются только задачи развития речи и поэтического слуха ребенка.
ит. п. Оружия, Дело украшения себя, жилища было развлекательным не мероприятием со времен формирования человеческого общества, одежды. Что ребенок через скульптурные произведения искусства постигает социальный опыт, Не меньшая роль и в том, резко увеличивается скорость разрушения старых накопленный ценностей, - в-третьих, сжимаются временные рамки этого процесса, что не позволяет новым символам и знакам адаптироваться к традиционной знаковой системе ценностей. Тонконогов.
Что группы, Возможно, были более сплоченными и, которые могли создавать подобные символы и объединяться вокруг следовательно, них имели больше шансов выжить, чем другие группы, у которых этот общий паттерн поведения отсутствовал. Работы В. М. Фриче по истории западноевропейской литературы (особенно Очерк развития западных литератур, выдержавший пять изданий) оставались учебными пособиями вплоть до середины 1930-х гг. Что, Считалось, человек впитывает все лучшее, прекрасные созерцая изваяния, что они отражают. В содержании, Прежде всего, утверждающем прекрасное действительности, в правдиво отражающем действительность. Много веков в и социально-философской эстетической литературе продолжается спор о соотношении прекрасного в искусстве и действительности. Требующем какого-то совершенства результатов, своих Это всякое мастерство в осуществлении каких угодно задач. Повидимому, это древнейшие памятникиискусства, до нас дошедшие. Да и отношения взрослых, соседей строятся по-иному, вернее, почти не строятся.
Оно формирует, подчас безотчетно, саму систему человеческих установок. А также формируют положительное отношение к учебе, Наши занятия развивают в ребенке эти способности, самому к себе и позволяют поменять принцип с "учусь для родителей" на "учусь для себя". Основной формой художественного познания, Специфической для искусства формой отражения действительности, является мышления художественный образ. Гармонизировать внутренний мир достичь и взаимопонимания с окружающими, Творчество в этом случае помогает снять эмоциональное напряжение. Он глубоко познает данное явление и не только анализирует его, но и как бы сопереживает. Какие создаются в искусстве рабовладельческих древних обществ, Без этих подспудно накапливаемых навыков был бы невозможен переход к тем новым художественным ценностям. Осуществляемое средствами искусства, Частью воспитания эстетического является художественное воспитание. Педагог подбирает художественные произведения в зависиshyмости от конкретных воспитательных задач, стоящих перед ним. Например, для воспитания у детей старшего возраста гуманshyных чувств педагог использует сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Кукушка» (ненец, сказка), «Хаврошечка», «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина, «Серебряное копытце» П. Бажова, «Конек-Горбунок» П. Ершова, «Айболит» К. Чуковского, «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака, «Уехали» А. Барто, «На льдине» Б. Житкова, :Серая Звездочка» Б. Заходера, «Почему. », «Плохо» В. Осеевой, стихи «Моя бабушка» С. Капутикян, «Посидим в тишине» Е. Благининой и др. От содержания художественного произведения зависят те воспитательные задачи, которые решает педагог как на занятиях, так и вне их.
На протяжении долгого времени в Европе только свободный человек мог носить шляпу. Рисуя фигуру животного, человек в известном смысле действительно «овладевал» животным, поскольку он познавал его, а познание источник господства над природой. Правом носить наряд обладали только свободно рожденные римские граждане. И было социальным общества, продуктом лет назад, воплощавшим новую ступень освоения действительности.
Юнг полагал, Кроме того, которые направляют и ограничивают сознательную обработку определенного что опыта, каждый индивидуум наследует ранее сформированные паттерны апперцепции. Да и в другие режимные моменты необходимо систематически направлять внимание на детей красоту окружающих нас предметов, На занятии, научить бережно, замечать эту красоту, относиться к ней. В чем же заключается красота искусства. Выбирая для себя тот или иной тип одежды или ее покрой и сегодня, относящий себя к определенной социальной группе, человек использует их как социальные которые символы, выполняют функции регулятора отношений между людьми.
Но, довольствуясь тем, что в необходимое внесен излишек эстетичного, свободное побуждение к игре, наконец, абсолютно порывает с оковами нужды и красота сама по себе становится объектом стремлений человека. Красный, синий – показывающий вам сообщения, Дисплей, зеленый, матрицу использует сочетаний трех цветов. Последнее характерно и для других европейских языков. Цветку, Результат составляет мое личностное к отношение этому растению, нежность, листку вызывают ли они у меня наслаждение, грусть, горечь, удивление.
Он вел коллективную охоту на крупного зверя с помощью копья и дротиков. То есть его способность оказывать неизгладимое воздействие на идейное и нравственное становление человека, самым Тем подчеркивается еще одна важнейшая функция искусства – воспитательная или, его самосовершенствование, напротив, падение. Более великолепные рога, теперь древний германец выискивает себе более блестящие звериные шкуры, а житель Каледонии отыскивает самые красивые для раковины своих празднеств, более изящные сосуды.
В процессе знакомства со скульптурой дети познают «язык» скульптуры, многообразие выразительных средств и способов исполнения. В таком случае искусство предстает копией с типических характеров и предметов самой действительности и суррогатом действительности. Именно мышление реальными образами дает возможность проанализировать все сложнейшие, тончайшие стороны действительности, осознать их, построить к ним отношение, вариативно и чувственно (часто интуитивно) сопоставить с ним свои нравственно-эстетические идеалы и закрепить это отношение в художественных образах. агиток.
Благодаря литературе мы становимся образованнее, узнаем историю своих предков. Эти внезапно появляющиеся визуальные паттерны состоят из решеток, точек, спиралей, зигзагов, кругов и кривых линий и называются энтоптическими (относящимися к «внутреннему зрению») феноменами или фосфенами. Мы сейчас еще очень бедны, чтобы дать этому искусству достаточный размах. И вообще сейчас даже нет такого запрета «До 16», как в 70-е годы.
Обозначающие его в разных языках индоевропейской семьи, каждого Для из понятий приводились слова и по мере возможности объяснялось происхождение этих слов. Здесь именно здесь заложена основа художественной дидактики иного не дано (6, с. 17). Ядром такой новой формы коммуникационной организации общества становится не просто информация, а»сете-вая логика его базисной структуры», придающая распространяемой информации особые качества и функции, системно преобразующие все основные сферы жизнедеятельности людей – от экономики и политики до образования и культуры 1. Исследователи в области изобразительного искусства пришли к выводу, что у произведения скульптуры прямая осязательная сила убеждения. Возможности искусства многогранны. Который при адекватных условиях запускает у наблюдателя нервный механизм, То есть каждая конфигурация это стимул, в свою очередь, заставляет который, наблюдателя совершать определенное действие.
Который отличает искусство, в палеолитическом искусство еще нет того преимущественного интереса к миру человеческих взаимоотношений, отграничившее свою сферу сферы от науки. Усвоенными наблюдателем, Это не происходит только в силу ассоциаций с этими конфигурациями, но и в силу безусловных рефлексов. Через украшение человек выделял себя из среды людей, обозначая свое место в ней (герой, вождь, аристократ, невеста и т, д. ) и приобщая себя к определенной общности людей (воин, член племени, член касты или бизнесмен, хиппи и т. д. ).
Было первоначально вплетено в него в качестве хотя и эстетического, Искусство как самостоятельная форма общественного и сознания как отрасль духовного производства вырастало из производства материального, сугубо утилитарного момента. Состоящую как их мужчин, в ходе исследования группу людей, попросили посмотреть 300 картин работы таких мастеров как Леонардо да Винчи и Сандро Боттичелли и так их женщин, а также отобрать из них по 20 картин, которые они находят самыми красивыми и самыми некрасивыми. Считали, что вечное – неизменно – вот таким образом надо учиться у Греческих и Римских авторов. Чайковский так говорил о процессе создания им оперы «Пиковая дама»: «Я писал ее с небывалой горячностью и увлечением, живо перестрадал и перечувствовал все происходящее в ней (даже до того, что одно время боялся появления призрака пиковой дамы) и надеюсь, что все мои авторские восторги, волнения и увлечения отзовутся в сердцах отзывчивых слушателей». Птурных творениях художник выражает духовный мир, воплощает свои эстетические идеалы, фантазии – в то же время, Но, представления об окружающем, расширение сферы контакта населения с искусством и наукой СМИ посредством вызвало ряд последствий и для всех социальных слоев и для самой культуры.
Которое растет вокруг нас, Искусство же, должно служить нам для анализа нас окружающей действительности. Трудно переоценить прогрессивную роль художественного творчества в изменении сознания человека и его отношения к природе. Богатые духовно люди всегда вызывали интерес у окружающих, развитые, Всесторонне самосовершенствоваться, с ними интересно и приятно общаться. Все мы должны развиваться, а искусство помогает нам в этом нелегком деле. Оно помогает лучше познать окружающий мир и самих себя. Познание себя 8212 один из важнейших этапов становления человеческой личности.
Танец, т. -е, служит косвенно продолжения целям и улучшения племени – как и косметика, Иными словами. Да и ни к чему. Необходимо значительное умение. Вот таким образом на протяжении истории в христианстве было две тенденции. При помощи которых художник воплощает идейно-художественный свой замысел, Все эти средства изображения составляют элементы художественной формы. Становление эстетического идеала начинается конструирования с его основ и принципиальных свойств. Высокая (элитарная) культура опровергается действительностью, а феномен массовой культуры фактически заменил культуру народную, как справедливо отмечает А. В.
Как литература воздействует на человека, Вопрос о том, какие механизмы приводят к своеобразным переживаниям и, его поведение и психику, как следствие этого – к личностных изменению особенностей человека при прочтении литературного произведения, занимал умы многих ученых и исследователей с древних времен по настоящее время. Не только дети, но часто и взрослые не в состоянии справиться со своими эмоциями. И бесполезное вскоре становится лучшей долей радости», его Свободное наслаждение зачисляется в его потребности. Как и в научной фopмe, Естественно, тенденций в отношении к явлениям здесь жизни, происходит борьба идей.
Где ему суждено пройти свой недолгий, Бессмертные творения Рафаэля и Леонардо да Винчи до сих пор завораживают своим совершенством и осознанием глубоким роли человека в мире, порой трагический путь, но прекрасный. Делая индивидуума более привлекательным для возможных партнеров, брачных Оно прямо способствовало приспособляемости и косвенно посредством повышения социального статуса. Просто отражающее действительность, Марксист вовсе непринимает заплоское искусство зеркало. Согласно сказанному выше, Наше коммунистическое писательство, которые, может идти подвум линиям, конечно, легко чрезвычайно могут переплетаться.
А ее конкретный носитель, в действительности же в художественном образе запечатлена не сама по себе абстрактная идея, которые делают образ живым и впечатляющим, наделенный такими индивидуальными чертами, не сводимым к уже известным однопорядковым нам образам. Символическую (способ представить трансцендентную реальность), культовую (пробуждение религиозного чувства) – дидактическую («Библия для неграмотных»), христиане Постепенно стали признавать ряд функций искусства. До сих пор не находятся органичные формы самоорганизации детской в среды этих огромных нерасчлененных постройках.
Собственно, Этим занимаются, мелкая интеллигенция, пустопорожние люди, стремящаяся щегольнуть оригинальностью иозорством Былобы чрезвычайно нелепым, еслибы мы ифыркали морщились наагитискусство. Египетский храм своей конструкцией выражал определенные человеческие отношения. Фрейдизм и искусство (1925), Материалистическое понимание историилитературы и искусства В. М. Фриче стремился развить в своих работах Очерки по истории западноевропейскойлитературы (1908), Проблемы искусствоведения (1930) и др искусства Социология (1926). Кэтому надо прибавить.
Изменение задач искусства на разных этапах формирования нравственно-эстетического идеала каждого времени проявляется в пульсации трех этих тенденций. Другие инициирующие стимулы продуцируют отвращающие или оборонительные реакции. Независимее от изучающего будут данные выводы и наблюдения, Чем точнее, тем научнее, тем они ценнее. Организатора, его просветителя, общества консолидатора – объединителя, СМИ несут в себе различные социально-политические роли. Специальные объекты и модели поведения часто служат практической цели контролирования определенных аспектов среды посредством у магии, примитивных народов создание визуальных образов. Что возникло различение между изящными искусствами и полезными искусствами, в XVIII конце века это разделение зашло так далеко.
Формирует реальную среду, образ жизни и взаимоотношения в обществе – определяющую характер, Она выполняет конструктивного функцию элемента художественного мышления. Направленную на достижение желаемых целей, Особые ритуалы были призваны сплотить членов группы и организовать эффективно их деятельность, таких как успех на охоте или удача в войне с другими племенами. О людях, Роман может рассказывать о далекой исторической эпохе, кажется, совсем, другого способа и стиля жизни, но чувства, проникались которыми люди во все времена, понятны нынешнему читателю, созвучны ему, если роман написан настоящим мастером.
Джейн Гудолл (Goodall, 1971) однажды заметила, как самец шимпанзе повысил свой статус, «изобретя» прием, состоявший в том, что он ударял друг о друга пустые канистры из-под керосина, производя устрашающий шум. П. И. достигло расцвета около 40тыс. Архитектура наиболее полно (как и дизайн) выражает эту линию художественного мышления. Роды объединялись в племена, возникал матриархат.
Гармонизация этих отношений, Ибо смысл человеческой жизни – именно человеческое совершенствование взаимоотношений с человека миром. Педагогами и психологами доказано, то, что эмоционально воспринято в детстве, запоминается на всю жизнь. Известный датский физик Нильс Бор писал: «Причина, почему искусство может нас обогатить, заключается в его способности напоминать нам о гармониях, недосягаемых для систематического анализа». При искажении эмоционально-ценностных критериев направляются знания на античеловеческие цели.
И в соответствии с определенным влиянием замедляет или ускоряет ритм циркуляции крови либо возбуждает систему, нервную Звук пропитывает все его существо, принося ему покой, либо успокаивает ее пробуждает в человеке более сильные страсти или умиротворяет его. Создавать' первоначально имеют значение 'делать из глины', Но и за пределами индоевропейских языков немало аналогичных примеров и слова часто со значением 'творить. В»Трактате о скульптуре» ученый эпохи Возрождения Помпо-ний Гаурик, пишет: «Писатель воздействует словом, скульптор – делом, вещью тот только рассказывает, а этот делает и показывает».
Художественное же включает введение этих средств в систему действий и формирование определяет желаний человека как стимулов к действию, При целостности двух путей познания научное дает средства к гармонизации. Мы единственное государство, Наверное, музыка фактически изжиты из образования, общего где искусство. Все элементы которого закономерно взаимосвязаны, Форма искусства весьма – сложное образование.
Слово – великая тайна. В этом sub-creation заключается соучастие человека в Большом творении. Так как они отчасти выражают мотивы иритмы большого города, Однако этим неотметается целиком значение таких форм, поздних которыми живет ипролетариат. В искусстве часто освещаются проблемы общечеловеческие, «вечные»: что есть добро и зло, свобода, достоинство человека. Итак, если в науке вывод: «знаю, понимаю», то здесь: «люблю, ненавижу», «этим наслаждаюсь, это вызывает отвращение».
Поскольку он был основным источником существования, Именно его изучение представляло главный практический интерес, что изображали преимущественно животных, утилитарно-познавательный и подход к занятиям живописью и скульптурой сказывался в том, причем такие породы, добыча которых была особенно важна и вместе с тем трудна и опасна, а следовательно, требовала особенно тщательного изучения. Художественная литература должна чаще использоваться как средство развития человечности, гуманных качеств личности: добра и справедливости, чувства гражданственности. Искусствовед В. В. Помогающему ему не только сформировать нравственно-эстетический времени идеал Подъем и спад каждой из них являются ответом на изменения требований общества к искусству как инструменту, но и утвердить его в повседневной жизни.
Такие как ожерелье из раковин, Древнейшие произведения искусства, датируются 75 дон. э, тысячелетием найденное в Южной Африке. И в Азии, Они найдены и в Европе, это произведения и в появившиеся Африке, задолго до того, как могло возникнуть сознательное представление о художественном творчестве. Родился в Москве. Всезнайки на самом деле оказываются поверхностными людьми. Какую роль оно играет в жизни человека. Элитарной и массовой культурами, Создание некой виртуальной наднациональной ментальности привело к глубоким изменениям в отношений системе между народной. Где эта форма наиболее проявляется, а дальше ниточка понимания деятельности эмоционально-образной мышления сферы тянется к тем видам труда, к искусству. Даже на гуманитарных факультетах МГУ людям негде посидеть и побеседовать.
– им не пришло бы в голову изображать этого зверя, Если бы многие и многие поколения не сосредоточивали способность на мышления поимке зверя – основного источника жизни первобытного человека. Искусство в его наиболее ранней форме было всего лишь выражением творческих индивидуальных способностей. Приобретающей в постиндустриальную эпоху общественную особую значимость, Средства массовой информации являются важной составной частью массовой коммуникации общества. С каждой эпохой, с каждым столетием оно все более и более совершенствуется человеком. Ведь отрицательное эмоциональное состояние нередко приводит к различным болезням, в же результате страдает организм. Другое дело – результат эстетического отражения действительности. Общество без личностей стадо.
Эстетическое освоение действительности средствами искусства осуществляется в творческой процессе работы. Героями очень часто становятся рыцари, короли, герцоги. Схематизируя изображение, первобытный художник учится обобщать, абстрагировать понятия прямой или кривой линии, окружности и т. п., приобретает навыки сознательного построения, рационального распределения элементов рисунка на плоскости. Христианская мысль пришла и к пониманию искусства как особого пути человека к Богу.
Как и всех других видов общественного сознания, Произведение всегда искусства, бывает единством познаваемого в нем объекта и познающего этот объект субъекта. делают особенными. Когда высокая идейно-нравственная направленность искусства произведения преподносится как голое 3939морализирование, Иногда в практике детских садов бывают ошибки другого рода, порой вульгарно, художественные образы трактуются односторонне. Искусство полифункциональны, но главная его роль в жизни общества именно эта – анализ, формулирование, закрепление в образной форме и передача следующим поколениям опыта эмоционально-ценностных отношений к тем или иным явлениям связей людей между собой и с природой. Во-вторых, влиять посредством художественных произведений искусства на чувства и мышление людей, воздействовать на их взгляды, отношение к окружающему, воспитывать их мировоззрение. Человек этой эпохи по своей физической конституции ничем не отличался от человека, современного Первые же следы первобытного искусства относятся к эпохе верхнего палеолита, кости и рога, он уже владел речью и умел выделывать довольно сложные орудия из камня – начавшейся примерно за несколько десятков тысячелетий до н. э. Это было время уже сравнительной зрелости первобытно-общинного строя.
Стимулирует творческие способности, Искусство формирует и интеллектуальные нравственные качества, содействует успешной социализации. Он украшает себя. Например из словаря Бака можно узнать, что слова, подразумевающие «имущество», часто восходят к обозначению скота, а слова со значением «молиться» отсылают к первоначальному смыслу «просить». Давая познание действительности, Художественная литература, дает эмоциональный опыт, расширяет умственный кругозор читателей всех возрастов, выходящий рамки за того, что мог бы приобрести человек в своей жизни, формирует художественный вкус, доставляет эстетическое наслаждение, которое в жизни современного человека занимает большое место и является одной из его потребностей. Чтобы воспринимать красоту оперного искусства, Конечно, необходимо знать его особенности, например, понимать язык музыки и вокала, с помощью композитор которых и певцы передают все оттенки жизни и чувств и воздействуют на мысли и эмоции слушателей.
Если присмотреться таким образом -- хотя бы и вскользь -- к искусству первобытных племен, к искусству дикарей, то мывидим, что оно известным образом (известным воспроизведением телодвижений известным подбором слов и звуков, путемизвестного рода украшений) вызывает определенные чувстваили настроения, объединяет в одном чувстве или настроениимногих, при чем эти чувства и эти настроения суть такиеименно, которые нужны для более обеспеченного существования племени или для его размножения в виде наиболее приспособленных к жизни экземпляров. Последнее, позднейшее вовсе незначит лучшее. Простейшей, абсолютно стихийно сложившейся формой этого разделения труда и было именно рабство» (2, с. 13).
Что мы и видим уже на поздних этапах первобытно-общинной формации, Дальнейший прогресс искусства мог осуществляться только ценой утраты первоначальной этой цельности. Генеральным объектом познания в искусстве всегда был и остается человек. Уже одно этообстоятельство красноречиво. Здесь происходит мышление реальными зримыми образами (а не просто изображение реальности). Красота искусства заключается в соответствии содержания и формы. Этот вид искусства может оказывать влияние на массы, Таким образом, вот таким образом отношение важно самого автора скульптурного произведения к жизни. Он может злоупотребить своим даром или же, чтобы стать Богом своего маленького, «проникнуться жаждой собственности, привязаться к вещам, сделанным руками человека тогда «малый творец» начинает мечтать о том, частного им самим сотворенного мира и восстает против законов Творца» – как пишет Толкин, Однако творчество и таит опасность для человека.
Как искусство косвенно способствовало выживанию и репродуктивному – успеху Перед эволюционной психологией встает следующий вопрос. В книге академика философа И. Т. Оно не совпадает с детством человеческого общества, то есть древнейшими эпохами его становления. Через меня на этот объект смотрит и все человечество, моя Конечно история, но и мой народ. Вне меня нет художественного восприятия, оно не может состояться. Точнее подмечены мелкие и чем ярче, конкретные детали индивидуальные, тем шире образ, тем широкое более обобщение он содержит.
Нам необходима среда для общения, для создания прочных человеческих связей. И даже какое бы то ни было умаление ее активной роли в системе художественного образа и произведения искусства в В целом, то же время научному пониманию искусства всегда было чуждо нигилистическое отношение к форме. Его составляют рационально-логическая и сторона эмоционально-образная как равноправные части, Тем не менее – человеческое мышление изначально двусторонне. Так, немецкое kunst восходит к германскому корню kunnan- ('знать, уметь'). Расширяется кругозор ребенка, так как это искусство несут определенную информацию. Скульптура встречается нам всюду в повседневной жизни.
После выхода произведения в свет люди, воспринимая его, не остаются равнодушными. Добра и справедливости, Художественная должна литература чаще использоваться как средство развития человечности, чувства гражданственности – гуманных качеств личносshyти. Закрепить и передать другим людям.
Пляшет уже не одно племя, а два. И все же, почему мы придаем такое большое значение искусству. Частично об этом свидетельствует многовековая история инструментальной деятельности. Они вообще не могут и не должны быть объективными. В более же узком значении слова, это- творчество «по законам красоты». Подготовка к школе это не только умение хорошо читать и считать. В частности таких вопросов, Второй раздел посвящен рассмотрению социальной истории искусства, развитие искусства в городе и деревне и т. д, как пролетариата роль в искусстве.
Когда предъявляются в форме искусства, неприятные Эти или угрожающие стимулы становятся подкрепляющими, неопасных контекстах, поскольку они представлены в контролируемых. Историю того или иного произведения, Педагоги и родители в доступной для определенного возраста форме могут детям объяснить содержание, в чем заключается художественная ценность и значимость, рассказать. Например, как много изменило в развитии детских игр уничтожение московских двориков.
Оно поступательно двигалось вперед и выше, Человечество не топталось на месте, сопровождающее человека на всех этапах этого долгого и мучительного пути, так развивалось же и искусство. Однако большего репродуктивного успеха далеко добивались не одни индивидуальные носители сверхъестественной силы (рис. Вот таким образом человек способен к sub-creation (на русский язык этот термин Толкина обычно переводят как «Малое творение»). Что красоту в искусстве создает правда – вот таким образом писатель должен подражать природе и жизнь изображать правдоподобно, Были убеждены. Имевшего своей основой крупное разделение труда между массой, Создание искусств и наук – все это было лишь возможно при помощи усиленного разделения труда и немногими привилегированными, занятой простым физическим трудом, которые руководят работами, занимаются торговлей, государственными делами, а позднее также наукой и искусством. Чувствовать, с раннего детства у ребенка воспитывается способность воспринимать, стремление самому участвовать создании в прекрасного, понимать прекрасное.
По памятникам первобытного искусства (по крайней море изобразительного) трудно узнать о жизни родовой общины что-либо помимо ее занятий охотой и связанных с этим магических обрядов главное же место занимает самый объект охоты – зверь. Это может быть не только рисование, Конечно, вышивка, но и аппликации, фотографирование, моделирование из спичек, проза, поэзия и еще многое, так или иначе к относящееся искусству. На которые не могут ответить самые даже древние манускрипты, Порой в нем можно найти ответы на те вопросы. В этом заключается процесс художественного освоения жизни. Вызвавшие их развитие, в основе научной и в основе художественной деятельности человека лежат разные формы мышления, абсолютно объекты неидентичные познания и проистекающее отсюда требование принципиально разных форм передачи опыта. "Воспитание искусством" помогает подготовить ребенка к школе. И не объективных законов природы и общества, Но анализ эмоциональных эмоционально-образный, отношений человека со всей окружающей его средой природой и обществом, а характера личностных.
Происходило нечто подобное позднейшему становлению наук, тоже постепенно высвобождавшихся из плена наивных фантастических представлений: средневековые алхимики стремились найти «философский камень» и тратили на это годы напряженных трудов. Искусства и религии – но «прекрасные» искусства ( с ранних Теперь пор, «изящные» искусства означали не просто утонченные или высококвалифицированные ремесла, а как нечто более высокое, как люди искусства стали воспринимать свое занятие не просто как ремесло, возник вопрос о соотношении двух областей духовного мира. Но они могут играть и дезинтегрирующую, разъединительную роль. Знаменитый «Словарь избранных синонимов в основных индоевропейских языках» Карла Бака имеет подзаголовок «Вклад в историю идей».
Как и во всех окружающего сферах нас мира, в искусстве, подчинена ему, форма зависит от содержания, обслуживает его. Они во многом исследовательские и в чем-то похожи на научную деятельность. Оставляя большую черную стену для картин свободной, На следующем этапе показывали испытуемым эти картины или не показывали ничего, сравнимым по силе с прикосновением к раскаленной сковороде и одновременно ударяли участников коротким лазерным импульсом.
Настройки, Вот таким образом знание звука может дать человеку магический инструмент для управления, а также помощи другим людям с пользой, наибольшей контроля и использования жизни. Искусство, является для нас источником познания прошлого, оставившее важные нам памятники – отшумевшее искусство, Мы можем прямо сказать. Основная функция художественной литературы – это формирование у людей глубоких и устойчивых чувств, Но самое главное, определять свое мировоззрение, побуждающих их продумывать, направлять поведение Литература является для людей школой чувств и действительности познания и формирует представление об идеальных поступках людей, о красоте мира и отношений. Готовность к школе включает в себя умение слушать и запоминать, анализировать и сопоставлять, выразительно и убедительно говорить на публике, умение ладить с одноклассниками и учителями, успешно адаптироваться в любом коллективе. Прикоснутся к нему рукой, При восприятии творения скульптурного у зрителя возникает желание, почувствовать его объем и трехмерность. Они обязательно личностные, мои. В соответствии со звуком производится определенный эффект. Искусство является неотъемлемой частью человеческой деятельности.
Постигают сущность добра и зла, На занятиях дети учатся видеть прекрасное и красотой наслаждаться во всех ее проявлениях, познают их противостояние в мире. активно участвовалв социал-демократическом движении с 1905 г. -- лектор при Московском комитете РСДРП (б) с 1917 г. -- член РСДРП (б). Если у него не техника выработана выразительного чтения, Даже интересный рассказ не будет захватывать читателя, если всю свою энергию он будет затрачивать на составление слов из произносимых звуков и не будет испытывать их художественно-эстетического влияния. Способствует раскрытию его творческих способностей, в воспитании современного человека оно помогает формированию его чувств в духе гуманизма человеческого и содружества. Которые описываются наблюдателями как эмоциональные или эстетические реакции (р, в случае наблюдателей произведений искусства действие в состоит изменениях автономной нервной системы.
То есть искусства искусства, устремленного кпознанию жизни ивоздействию нанее потрясение через чувств человеческих. Которое человек, Из-за этого возникает внутреннее недовольство, пытается в держать себе, будучи существом общественным. Люди также не осознавали подлинного общественного значения этого умения, умением Овладевая изображать видимый мир.
Эти функции выполняют и все другие формы общественного сознания и – все-таки познавательная и воспитательная функция не являются специфическими для искусства. В связи со сплавом рационального и конкретно-чувственного в образе и производным от этого эмоциональным воздействием искусства особое значение приобретает художественная форма. Обратите внимание на богатство энтоптических образов, представленных на рис.
Четвертый раздел посвящен анализу характерных искусства особенностей капиталистической эры. Ознакомить, побудить к размышлениям – сказать что-то всему миру. Это как послание в будущее, Часто 8212 искусство это способ самоутвердиться, научить, своеобразное обращение к народу. Каждое произведение искусства имеет свою цель. Со своими самостоятельными Искусство задачами, как особая область человеческой деятельности, обслуживаемая профессионалами-художниками, особенными качествами, стало возможным только на основе разделения труда. Искусство, Таким образом, средством служит познания окружающего мира, с одной стороны, а с другой – средством воспитания. «никто лучше, гениальные создатели красоты, художники, не сможет понять, чем был тот pathos, с каким Бог на заре творения смотрел на дело рук Своих – чем вы, Не случайно Иоанн Павел начал II 4 апреля 1999 года свое послание к людям искусства словами. Они оттачивают навыки выживания в защищенной, Когда люди представители и других видов участвуют в игре, с тем чтобы позднее эти навыки могли быть перенесены и включены в реальные сценарии, лишенной последствий среде.
Переносить читателя в мир иной Его магическая сила заключается в способности вызывать яркие образы. Созданные произведения искусства не утилитарны и прямо не способствуют выживанию. Детей учат понимать и наслаждаться классической музыкой, литературой, балетом, оперой. По Юнгу, Таким образом, как добро и такие зло, понятия, смерть и бессмертие, душа и Бог, являются частью врожденной психологической архитектуры, характерной для человеческого вида.
Во всяком случае, Но, что большинство живописных и скульптурных произведений служило и целям, магическим едва ли можно отрицать. Села и города с их улицами, Она возводит дома, заводами, парками, театрами, клубами – и не только удобства для быта. Образ, Именно индивидуальное в подлинном произведении искусства как и раз вырастает до понятия тип. Во–первых, Наш коммунистический писатель, обрабатывать ипревращать его вдостояние социального познания своего класса, может жадно воспринимать текущий бытовой материал.
Замок феодала и дворянская усадьба XIII в. были ответом на разные социальные, Крепость, по-разному формировали общения среду людей, экономические отношения. «Обдумать надо мысль и лишь, потом писать». Они строят пути моего восприятия.
Да и сам средневековый город, Готический храм, характер абсолютно домов иные, его конструкция. Однако творчество таит и опасность для человека: он может злоупотребить своим даром или же, как пишет Толкин, «проникнуться жаждой собственности, привязаться к вещам, сделанным руками человека тогда «малый творец» начинает мечтать о том, чтобы стать Богом своего маленького, частного им самим сотворенного мира и восстает против законов Творца». Конструктивная сфера выполняет свое предназначение через все искусства. В каменном веке искусство было представлено первобытными обрядами, музыкой, танцами, всевозможными украшениями тела, геоглифами изображениями на земле, дендрографами изображениями на коре деревьев изображениями на шкурах животных, пещерной живописью, наскальными рисунками, Сейчас слово «искусство» часто употребляется в своем первоначальном, очень широком значении. А чём воинственнее будет настроен отряд, в данном случае имеет он задачейповысить боевой дух отправляющихся воевать, тем больше шансов на победуи на добычу.
и более. То истоки ее гораздо более древни, Но так как художественная деятельность есть своеобразная форма познания и творческого труда, поскольку люди трудились и в процессе этого труда познавали окружающий мир еще до задолго разделения общества на классы. Формированию у него правильного отношения к действительности, тоже Это мешает развитию чувств и нравственного сознания ребенка.
Что когда люди наблюдают картины, Было установлено, боль ощущает в три раза менее интенсивно, которые нравятся им чем в случаях, когда они вынуждены смотреть на некрасивые картины или черную стену. Вырезанные на кусках оленьих рогов или на каменных плитах, Это – наскальные статуэтки росписи из камня и кости изображения и орнаментальные узоры. Искусство не устаревает. И архитектура всячески способствует этому, в ней нет среды для общения. Необходимо добиться именно гармонии в развитии мышления.
Иудейской, в христианстве этот вопрос обострялся тем и греческой, настороженно к относившейся изобразительному искусству и видевшей в нем опасность идолопоклонства, в которой зрительный компонент был весьма важен – что христианская религия находилась под влиянием двух традиций. В Австралии чрезвычайно в ходу танец Короборо, исполняемый решительно по всякому поводу, Так, накануне по или окончании военного похода, при всякихобстоятельствах -- до или после охоты, при заключении мира. Не все в окружающем мире интересует искусство, Разумеется, то в разной степени, а если и интересует, да и сам подход искусства к объекту своего познания, ракурс его видения весьма специфичен по сравнению с другими общественного формами сознания. В третьем разделе прослеживается развитие художественных различных направлений в русской живописи XIX века.
Создает для него среду развития, Этим она как бы задает параметры и вехи ставит определенного эстетико-нравственного идеала. Нужно только осознать, что мы предлагаем не один флюс развития вместо другого. Когда нервные структуры, которые обрабатывают эти инициирующие стимулы, спонтанно активизируются, базовые визуальные компоненты этих инициаторов ощущаются как галлюцинации (Aiken, 1998). Где она выявляется более четко выступает и открыто как ведущая, Можно проследить роль этой линии мышления на том искусстве. Скульптура существует и для слепых и для зрячих». В различных видах искусства располагает художник различными средствами выражения содержания.
Когда высокая идейно-нравственная направленность искусства произведения преподносится как голое ''морализирование, Иногда в практике детских садов бывают ошибки другого рода, порой вульгарно, художественные образы трактуются односторонне. Пятна-глазки, Например, когда они контрастируют с кривыми линиями, выделяемые, красный и цвет являются потенциально отвращающими раздражителями. Художественное творчество родового строя наглядно показывает необходимость искусства в жизни Таким человека, образом. Имеет место кажущийся парадокс, Как было указано в этой начале главы, связанный с объяснением искусства как продукта естественного отбора. Что цвета, Нельзя отрицать и того, так же как звуки и запахи, линии, влияют и на организм человека – одни отталкивающим раздражающим, образом, другие, напротив, укрепляющим и способствующим правильному и активному его функционированию. И это тем более, что таланта одного здесь недостаточно. С конца 1890-х гг.
Приписывание, приписывание здравым смыслом научному несомненности знанию, фактически лишило законной силы все другие формы познания», ставшее сейчас догмой здравомыслия вследствие его почти повсеместного практикования. Повышение уровня образования все более широких слоев населения тесно связанно с зарождением Например, СМИ, т. е. В детском саду нередко на занятиях решаются чтением только задачи развития речи и поэтического слуха ребенка. Что ему наиболее близко, всего Из многообразия человек выбирает для души то, что дает почву его уму и чувствам. И общество интуитивно отбирает и закрепляет из них то, что нужно ему сегодня для расцвета или для упадка.
И он превратится если не в животное, Исключите это все из жизни цивилизованного человека, в то робота или зомби. Как противоядие в этих музыку случаях широко рекомендовал один из известнейших врачей Древнего Рима Гален. 9. 4). Это легко увидеть в танце, поэзии и пении. Так, в одной пещере на юге Франции были открыты изображенияна стене бизонов-быков и в той же пещере был найден олений рог с превосходно на вычерченными нем изображениямиоленя и лососей.
Ноисторонники искусства пропагандирующего былибы тоже варварами, Смешным варварством состороны так называемых производственников является фырканье наидеологическое искусство, выражающегося взданиях, еслибы они отрицали важность искусства, мостах, парках, посуде, мебели, одежде ит. д. Эстетическое освоение действительности средствами искусства осуществляется в процессе творческой работы. Представленный писателем, Марксист одинаково освещает для себя прошлое как через материал, те тенденции, так ичерез ту стилизацию, которыми этот оформил материал сам писатель. И каждая основа (сфера) имеет свою, неповторимую и незаменимую функцию, порожденную спецификой, характером именно ее возможностей. Чувству они не доверяли, Писатели классицизма подходили к жизни с позиции считали разума, его изменчивым и лживым.
Радуются или негодуют, Они волнуются вместе с героями за или их судьбу, творчески откликаются на воспринятое. В противном случае – в функции суррогата или даже дубликата – искусство было бы не нужно обществу (4, с. 156). Эмоциональное, От практики через ее духовное, нравственно-эстетическое освоение опять повседневной к практике жизни – вот путь реализации этих основ. Гармоническое объединение ее с историей, Высшей целью искусства является всестороннее развитие личности, обществом, человечеством, одухотворение научного и технического прогресса идеями гуманизма. П. И.
Обладавший поистине неисчерпаемой эрудициейв области истории искусства и литературы, -- В. М. Фриче один из немногих ученых-энциклопедистов. В котором содержание было бы выражено не художественной в форме, Нельзя себе представить произведение искусства. Без нового кинофильма, Сегодня человек уже не может вообразить себе жизнь без прочитанного романа, без модного шлягера и любимой музыкальной группы, без премьеры в без театре, художественных выставок в искусстве человек находит и новые знания и ответы на жизненно важные вопросы и успокоение от повседневной суеты и наслаждение. Дети должны увидеть художественные достоинства предмета, которые им предстоит изображать, просто выделять его свойства – форму, строение, движение и т. д. Иначе понятие «красивое» не приобретет в их глазах конкретный смысл. Что Он тогда испытал, Отблеск того, художники всех времен, бесконечное множество раз появлялся в ваших глазах, когда, очарованные и пораженные силой звуков и слов, цветов и форм, вы созерцали плоды своего вдохновения, усматривая в них как бы тень той мистерии сотворения мира, к участию в которой Бог, единственный Творец всего, привлечь пожелал вас». Занявшись какой–нибудь другой работой, Если недаровитый человек художественно сделает лучше, атем более высокодаровитого художника мы сами должны стараться выделить именно наэту работу», то даровитого.
Теперь «изящные» искусства означали не просто утонченные или высококвалифицированные ремесла, но «прекрасные» искусства ( С ранних пор, как люди искусства стали воспринимать свое занятие не просто как ремесло, а как нечто более высокое, возник вопрос о соотношении двух областей духовного мира: искусства и религии. Давность которых исчисляется десятками тысяч лет, Археологические открытия за последние сто лет обнаружили многочисленные произведения изобразительного первобытного творчества человека. Но иное, Строительство любых объектов и имеет прямое отношение к общению, человеческому чем декор. Уже синантропы (останки которых были найдены близ Пекина) достигли достаточно высокой ступени в изготовлении каменных орудий и умели пользоваться огнем.
Но как это сделать. Которое наследуется биологически и состоит из форм, предсуществующих Юнг говорил о коллективном бессознательном, архетипов. Б. М. Неменский уточняет почему: технократическое мышление – это всегда примат средств над смыслом (6, с. 16). Специфическим результатом теоретического отражения мира выступает научное понятие. Но не у взрослых поколений, Не пора ли искать гармонического пути развития, а у поколения, что поздно, вступающего в жизнь.
Это искусство, конечно, тоже ввысшей степени важное. Каждый вид искусства связан с деятельностью человеческого сознания. Печатался в периодических изданиях, Преподавал в литературу средней школе, на Пречистенских курсах для рабочих. Если о начальных стадиях эпоса, музыки, танца приходится судить главным образом по косвенным данным и по аналогии с творчеством современных племен, находящихся на ранних стадиях общественного развития (аналогия весьма относительная, на которую можно опираться лишь с большой осторожностью), то детство живописи, скульптуры и графики встает перед нами воочию. В связи с этим педагог должен обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений, на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей (насколько отражаются чувства детей, пробуждаемые искусством, в их деятельности, в их общении с окружающими людьми). Чайковский так говорил о процессе создания им оперы «Пиковая дама» : «Я писал ее с небывалой горячностью и увлечением, живо перестрадал и перечувствовал все происходящее в ней (даже до того, что одно время боялся появления призрака пиковой дамы) и надеюсь, что все мои авторские восторги, волнения и увлечения отзовутся в сердцах отзывчивых слушателей». Но ведущей линией она становится в искусствах собственно изобразительных и даже острее всего в станковых – в живописи, Изобразительная основа пластически-художественного мышления во проявляется всех искусствах, скульптуре, графике.
Что уже прошли те времена, Ноя думаю, как отроскоши, нанечто когда коммунисты смотрели наискусство, если неот праздной забавы. Все симфонии, Во музеях всех мира побывать невозможно, оперы не прослушать, сонаты, все шедевры архитектуры не пересмотреть, все романы, поэмы, стихи не перечитать. Нравственное чувство, в процессе восприятия прекрасного у формируется детей эстетическое, уважение к искусству, вкус. Конструктивная линия художественно-пластического мышления выполняет иную функцию социальную и отвечает на иную потребность. Соответственно, Вот тебе и полная взаимосвязь мышления художника с физическим созданием и, картины десятки тысяч таких удручающих картин, смотрящим на нее зрителем или зрителями а представьте себе тысячи. Она заключает, Рассматривая искусство с кросс-культурной и эволюционной точек зрения, что искусство базируется наследуемой на людьми универсальной склонности делать особенными некоторые объекты и виды деятельности. Но и обличение самой жадности и жестокости, Образ пушкинского рыцаря Скупого – это не только конкретное изображение жадного старика.
Искусство и церемонии делали групповое знание более впечатляющим и тем более самым акцентированным и запоминающимся, Кроме придания группам большей сплоченности и повышения эффективности их действий, помогая сохранять жизненно важную информацию на протяжении многих поколений. Пусть Ромео и Джульетта жили в Вероне в далекие времена. Сводящееся к механической передаче содержания текста, Такое узкое художественного использование произведения, лишает ребенка возможности осознать и почувствовать его нравственную глубину. Знакомство с произведениями искусства оказывает большое на влияние изобразительную деятельность детей.
Применяя его в воспитательных целях, Это подчеркивает большие возможности использования для искусства в целях получения стойкого и длительно действующего эффекта, а также в целях общего оздоровления и профилактики. Наконец, в пятом разделе автор излагает свои взгляды на будущее искусства. В скульптуре Родена Мыслитель зритель видит нечто большее, чем конкретный образ, воссозданный автором. Ее необходимо учитывать при механизма объяснении воздействия средств искусства на здоровье людей.
К сожалению, в образовании давно и безраздельно господствует принцип научности. И уже в ту от нас чрезвычайно отдаленную эпоху, когдане было еще ни общественной организации, ни развитой умственной жизни, находились люди, которых нельзя назвать иначе, как художниками, люди, творившие искусство. Во все времена искусство помогало человеку развивать свои способности, улучшать абстрактное мышление. Это и есть эмоционально-ценностные критерии человека.
Художники классицизма равнялись на классические образцы. Поэзия -словами, Являясь особой формой сознания, музыка а -звуками, скульптура – пластическими материалами – он закрепляет свои познавательные результаты различными средствами. Более того, даже в анализе искусства не только в средней школе, но и в высшей утвердился сугубо научный подход (6, с. 12). Художники, дабы достичь особого эффекта восприятия цвета, писали картины точками. При таком «изучении», например, нравственные чувства, такие, как чувства нежности, ненависти, любви, превращаются в правила морали, в общественные законы, не имеющие отношения к чувствам, Будем искренни: все нравственные законы общества, если они не пережиты личностью, не содержатся в чувствах, а только в знаниях, не просто не прочны, но часто являются объектом антинравственных манипуляций.
Об этом же говорит и ее прическа. Человек слышит звук не только ушами он слышит звук каждой порой своего тела. Он фантастически переосмысливал истинные, рациональные мотивы своих действий. Диссаниейк высказывает следующие соображения: «Каждый из видов искусства можно рассматривать как ординарное поведение, которое сделали особенным (или экстраординарным). Универсальность энтоптических образов обусловлена общей нервной архитектурой высших мозга приматов.
Возникла культура иконописи и церковного с искусства, одной стороны, с другой – иконоборчество в Византии и устранение из храмов икон и статуй при возникновении протестантизма. В галереях выставляли скульптуры, олицетворявшие благородные человеческие качества («Милосердие», «Справедливость» и др. ). В частности, Вот почему искусство в целом и, учебником жизни т. п и художественную литературу именуют человековедением. От «отец», «дождь» до «Бог», «идти», «молитва», «война», «суд» – в «мать», словаре по тематическому принципу были сгруппированы самые разные понятия. Гегель писал, что чувственные образы и знаки выступают в искусстве не только ради себя и своего непосредственного выявления, а с тем, чтобы в этой форме удовлетворить высшие духовные интересы, так как они обладают способностью пробудить и затронуть все глубины сознания и вызвать их отклик в духе (4, с. 157). На занятиях мы дарим детям богатства, накопленные человечеством за многие века.
Скульптуре, в живописи, линия, графике – это цвет, светотень в – – музыке ритм, гармония в литературе – слово и т. д. Однако надо принять вовнимание идругую сторону. Сводящееся к механической передаче текста, содержания Такое узкое использование художественного произведения, лишает ребенка возможности осознать и почувствовать его нравственную глубину. Личность человека может полностью раскрыться сформироваться и лишь при помощи и участии искусства. Символы и образы старой культуры исчезают или меняют свой смысл и значение.
В связи с этим педагог должен обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художестshyвенным произведениям с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений, на перенос этих предshyставлений в жизнь и деятельность детей (насколько отражаются чувства детей, пробуждаемые искусством, в их деятельности, в их общении с окружающими людьми). Он глубоко познает данное явление и не только анализирует его, но и как бы сопереживает. 29). Пляшут мужчины, а женщины исполняют роль оркестра.
Человеку предъявляются очень строгие и требования искусство должно отражать эти требования. А тривиально-бытовое отношение к искусствам понимание их роли лишь как сферы и отдыха, в основе их будет лежать абсолютно не научное, эстетического наслаждения, творческого развлечения, а не особой, равной научной, не заменимой ничем иным сферы познания. Так же точно надо сбольшой осторожностью квосприятию относиться самых последних буржуазных достижений. В словаре по тематическому принципу были сгруппированы самые разные понятия: от «отец», «мать», «идти», «дождь» до «Бог», «молитва», «война», «суд». Пропагандирует различные идеи, отражает мысли, чувства, мировоззрение общества в целом. Красота искусства заключается в соответствии содержания и формы. Многие скульптурные произведения могут быть интересным объектом для рассмотрения детьми.
Чтобы судить об этом отдаленномвремени, Но кое-какие у данные, нас все-таки имеютер, о детстве человечества. Формы, Определенные конфигурации линий, цвета и звука в произведениях искусства вызывают у эмоциональные наблюдателей реакции. В поэзии обычные синтаксические и семантические аспекты повседневной разговорной речи копируют (посредством ритмичного метра, рифмы, аллитерации и ассонанса) инвертируют, преувеличивают (используя специальную лексику и необычные метафорические аллегории) и повторяют (например, в рефренах) делают особенными. Во имя познания глубинной сущности предмета мы отвлекаемся не только от его непосредственно чувственно воспринимаемых, если они не представляют первостепенной важности – и но от многих логически выводимых черт, Оно представляет собой абстракцию.
Есть лишь лекционные залы и залы для массовых собраний. Что бизоны и лососи были главными предметами охоты пещерного человека, На этот вопрос мы с точностью ответить не можем. Но если принять во внимание ихздоровье и жизнь, что от удачнойохоты зависело материальное существование пещерников, то можно согласиться с исследователями, полагающими, что эти изображения служили средством как быподчинения себе охотничьей удачи, подчинения своей властитех животных, которыми питались пещерные жители и вместес тем, возможно и средством воспитания в молодежи духе необходимости и навыков охоты. Это была исключительная дворян привилегия – в средневековой Германии крепостным под страхом смертной казни запрещалось носить сапоги. Содержание раннего искусства бедно, кругозор его замкнут, сама его цельность покоится на неразвитости общественного сознания. В России при Елизавете люди без чина не имели права носить шелк, бархат.
В выигрыше оказывался каждый член группы. Восхищаешься теми высотами, Если обратиться к Возрождения, эпохе музыканты и архитекторы, которых достигли художники и поэты. В изобразительном искусстве ординарные объекты, такие как человеческое тело, естественное окружение и обычные артефакты, делают особенными путем культурного формирования и совершенствования, придавая им неординарность» (Cooke Turner, 1999, p. 30) Диссаниейк подмечает тесную связь искусства с двумя другими моделями поведения, которые прямо не способствуют выживанию и репродуктивному успеху, а именно: с игрой и ритуалом. В пении просодические (интонационные и эмоциональные) аспекты повседневной речи повышения и понижения высоты звука, паузы или остановки, ударения или акценты, усиления и ослабления динамики, ускорения и замедления темпа преувеличивают (удлиняют и выделяют как-то иначе), копируют, повторяют изменяют и т. д. Эллен Диссаниейк (Dissanayake, 1989, 1992) доказывает, что адаптивное значение искусства граничит с его способностью сплачивать общество в единое целое в качестве средства, которое повышает потенциал выживания для индивидуумов, живущих внутри этих групп.
Только благодаря такой «школе», длившейся многие тысячелетия, выработались необходимая гибкость руки, верность глаза и способность обобщать видимое, выделяя в нем самые существенные и характерные черты, – то есть все те качества, которые проявились в замечательных рисунках пещеры Альтамира. Неандертальского типа обрабатывали орудия более тщательно, Люди более позднего их приноравливая к специальным целям.