На одном из блоков картина Жоржа де Латура 171Гадалка187.
Иосифу», Нант, Музей изящных искусств). Первые две в начале XX века, По его гипотезе все три картины были в написаны США французским реставратором по имени Делобре, третья в 40-х годах. Себастьяна» (1649) и «Отречение апостола Петра» (1650, несомненно, это картина из Музея изящных искусств в Нанте). Однако и сегодня не далеко все проблемы, Она активизировала научные изыскания, могут считаться решенными и в первую очередь хронология произведений Латура. Освещенное пространство становится центром служит и раскрытию внутреннего напряжения сцены. Темы всех произведений Латура, не очень разнообразные и охотно повторяемые, почти всегда заимствованы из караваджистского репертуара 1610-х – «Гадалка» (Нью-Йорк, музей Метрополитен), «Блудный сын» или «Шулер» (Париж, Лувр и Форт Уорт, Художественный музей Кимбелл «Кающаяся Мария Магдалина» (варианты Вашингтон, Нац. 1638-1642. ), где Латур приложил все усилия, чтобы получить признание, создавая свои дневные картины («Гадалка», Нью-Йорк, музея Метрополитен «Шулер», Париж, Лувр) и ночные сцены («Св.
Архивные материалы рассказывают об активной коммерческой Латура деятельности и присущей ему практической хватке. И тем сильнее воздействие его образов, Художник нигде не допускает преувеличения, сколько движение, в котором не столько лица, сами жесты, силуэты фигур обретают эмоциональную выразительность. Которая превратилась в арену ожесточенных во сражений время Столетней войны, Латур свидетель жестоких и трагических событий на земле его родной Лотарингии. Он исключает повествовательность, незначащие детали, украшения, второстепенных персонажей, архитектурные мотивы (абсолютно отсутствующие в его работах), пейзажи (нигде нет изображения на фоне пейзажа, никаких растений, только два-три животных), даже сопутствующие атрибуты святых сведены к минимуму (нет ни ореолов у святых, ни крыльев у ангелов) до такой степени, что порой перед нами предстают загадочные сюжеты («Явление ангела св. Звучные цветовые пятна четко выступают на темном глухом фоне. 30 января 1652, самом в расцвете своей славы он умирает во время эпидемии, спустя несколько дней после смерти жены и слуг. Образы умудренных жизнью старцев и святых, Из христианской иконографии он чаще выбирает всего сцены детства Христа и Марии, а в горе и скорби, но не в эпизодах мученичества.
Изображенных в рост, Группу его произведений составляют слепых фигуры музыкантов-рылейщиков, реже поколенно. По его гипотезе, все три картины были написаны в США французским реставратором по имени Делобре, первые две в начале XX века, третья в 40-х годах. Большой лотарингский кризис и его бедствия (1635-1642), особенно пожар в Люневиле (30 сентября 1638), который, наверняка, уничтожил основную часть работ первого периода, возможно, повлек за собой поездку художника в Париж (ок.
В выборе религиозных сюжетов Латура чувствуется сильная творческая индивидуальность. Но в искусстве Латура свет приобрел особое значение. При этом, пишет Райт, фальшивки «доказали» подлинность друг друга. Менее ясно цыган, Бледнолицая девочка на мальчике поскольку уезжает, она сокращает медаль, но находится также в на акте, которую носит мальчик от ее цепи. Но и ввело в мировую историю искусств новую яркую творческую фигуру, Открытие в XX веке наследия Жоржа де Латура не только обогатило представление французской о живописи первой половины XVII столетия.
После женитьбы на Диане ле Нерф, в 1620 году, художник по разрешению герцога Лотарингского в переехал Люневиль, происходившей из знатной семьи, где при герцогском дворе издавна работали мастера из разных стран. Они находились в частных коллекциях и в первый раз могли быть изучены специалистами, Обе картины всплыли 20-х в годах. Слезы Св. Петра, Кливленд, Художественный музей и Отречение Св. Петра, 1650, Нант, Музей изящных – искусств помеченные датами, Две картины последних лет жизни Латура, 1645, передают историю апостола Петра. Петра» утрачена известна по гравюре XVIII в. ). Напоминающим маску плоским лицом определяет напряженный эмоциональный настрой картины, Косой настороженно взгляд холодный куртизанки с ее набеленным.
Что, Разграничение сюжетов в творчестве Латура затрудняется тем, святые изображаются нимбов, без следуя караваджистской иконографии. Одновременно, Его картины близки крупному стоическому того течению времени и, лотарингской мистике. Лишь в 1630-е Латур переходит к более индивидуальному реализму. В руках они держат рыли народные струнные инструменты, отчасти напоминающие гусли. Словно вырезающей кончиком кисти складки и рубища («Кающийся св, Первые трактованы в холодном и ярком освещении и написаны быстрой в манере. В 1636 году Люневиль сгорел вероятно, в огне погибли многие произведения живописца.
Ни портретов, Это религиозные картины и жанровые сцены – среди них нет ни на композиций мифологические сюжеты, ни рисунков. Объединяющее плакальщиц, Художник передает не только общее чувство, скорбное недоумение, но и оттенки этого в чувства каждой из фигур оцепенелую застылость, горький плач, милосердное сострадание. Как правило, творчество Латура подразделяется на дневные и ночные сцены. Фальшивую «Гадалку» потом подсунули вместо старой картины схожей тематики, которая висела в одном французском замке и история которой прослеживалась с 1879 года. При этом, пишет Райт, фальшивки «доказали» подлинность друг друга. По его гипотезе, все три картины были написаны в США французским реставратором по имени Делобре, первые две в начале XX века, третья в 40-х годах. После 1640, к Новорожденному очень близко Поклонение пастухов, Лувр, написанное Париж, на религиозный сюжет. Мир в его произведениях мрачен и полон скорби, но в нем есть утешение, есть надежда.
В живописи Латура использование локального света источника является средством драматической выразительности. Алексея», оригинал, возможно – Нанси, Музей изящных искусств) или специфических сюжетов. Фальшивую «Гадалку» потом подсунули вместо старой картины схожей тематики, которая висела в одном французском замке и история которой прослеживалась с 1879 года. Лица у Латура вполне индивидуальны и очень конкретны.
Получив от герцога грамоты, давшие ему привилегии, наравне с особами знатного происхождения (1620) и вскоре разбогатев, он ведет здесь жизнь мелкого лотарингского дворянина, любящего охоту, держащего собак, при необходимости грубого с крестьянами, сурово охраняющего свое состояние и привилегии он живет в стране, которая с 1635 будет разрушена войнами, голодом и эпидемиями. Себастьяна, оплакиваемого св. музей и Гренобль, Музей изящных искусств). Это не отрицает обобщающей мысли художника, элементов условности в трактовке образов.
Незначащие детали, Он исключает повествовательность, второстепенных персонажей, украшения, архитектурные мотивы (абсолютно отсутствующие в его работах), пейзажи (нигде нет изображения на фоне пейзажа, никаких растений, только два-три животных), даже сопутствующие атрибуты святых сведены к минимуму (нет ни ореолов у святых, ни крыльев у ангелов) до степени, такой что порой перед нами предстают загадочные сюжеты («Явление ангела св. Немногочисленность датированных произведений Латура («Раскаяние апостола Петра», 1645, Кливленд, музей «Отречение апостола Петра», 1650, Нант, Музей изящных искусств) до сих пор не позволяют исследователям точно установить хронологию его творчества. Один из самых своеобразных живописцев долго оставался забытым. Самый известный «Рылейщик» (Нант, Музей изящных искусств) еще Проспера Мериме поразил своей «низменной и жестокой правдой» выразителен и мастерски написан изображенный в профиль слепой музыкант из собрания музея Прадо. Как Латур подчеркивает человеческую слабость и немощь телесную («Кающийся св, Отсюда же и то. Его картины достигают значительной цены (600-700 франков и более).
Даже в очень конкретных лицах он старается видеть общее: нравственную силу человека. Как будто в пьесе и составе, Числа живописи в близко друг к другу, был под влиянием театральной сцены, возможно. Иосиф – плотник», Париж, Лувр «Новорожденный», Ренн, Музей изящных искусств). Существует рассказ (возможно, легендарный) автора XVIII века о том, что, когда Латур преподнес Людовику XIII своего «Святого Себастьяна» (картину, действительно, замечательную), король приказал убрать из своих покоев все другие полотна. Композиция, размещение фигур на холсте у Латура более интуитивно, нежели рационально. Наделяя крупные фигуры почти скульптурной объемностью, любил Латур писать картины больших размеров.
Множество старых реплик (например, II реплик горизонтального варианта «Св. Себастьяна, оплакиваемого св. Не очень разнообразные и охотно повторяемые, Темы всех произведений Латура, «Блудный сын» «Шулер» или (Париж, почти всегда заимствованы из караваджистского репертуара 1610-х – «Гадалка» (Нью-Йорк, музей Метрополитен), Лувр и Форт Уорт, Художественный музей Кимбелл «Кающаяся Мария Магдалина» (варианты Вашингтон, Нац. Не всегда ясны и биографические сведения о нем. Возвращение в Люневиль (1643) и его пятидесятилетие совпало с большой серией ночных сцен: абсолютно оригинальной формуле в дальнейшем соответствует большая вдумчивость («Новорожденный» Ренн, Музей изящных искусств «Св. Иероним», Стокгольм, Нац. Алексея» (1648), «Св. Одна картина была куплена Лувром. Он создает впечатление торжественного величия, Свет у Латура средство главное эмоционального воздействия картины, подчас драматической содержательности происходящего, глубокой.
Христа-мальчика, в облике Магдалин, указывает что на определенный круг его моделей, девушки из Сна Иосифа заметны общие черты. Изображение свечи, Приемы искусственного светильника освещения излюбленные у караваджистов, факела. Верхние части картин как бы нависают над зрителем, него Для характерна приближенность изображения к зрителю. В ночных сценах, напротив используется искусственный свет (свеча), устраняющий цвет – как правило, одно яркое красное пятно оживляет коричневую гамму, – и сводящий объемы к нескольким простым плоскостям, что заставляет говорить о «кубизме» Жоржа де Латура (вертикальный вариант «Св. При этом, пишет Райт, фальшивки «доказали» подлинность друг друга. Себастьян», преподнесен Людовику XIII).
Подлинность «Гадалки» была подтверждена сравнением ее с двумя версиями «Шулера». Они стали одним из самых ярких выражений духа эпохи. Знакомству европейской общественности с творчеством мастера способствовала выставка «Художники реальности во Франции XVII столетия», состоявшаяся в 19341935 годах в Париже, на которой было представлено двенадцать картин Латура. Редок зеленый, Отсюда и характерные особенности его цветовой гаммы, много теплого оранжево-терракотового от до желто-золотистого – живописных приемов. Его слава (о чем свидетельствуют, в частности, покупки герцога Лотарингского в 1623-1624), подтверждается и при захвате герцогства французскими войсками: Латур получает должность художника короля (до декабря 1639), его особенно ценит правитель Лотарингии, маршал де Лаферте, для которого он исполняет «Рождество» (1644), «Св.
Восстановленное на основании нескольких подписных картин, творчество Латура включает в себя очень небольшое число произведений (около 75 из которых обнаружено 35). Иероним», два варианта – Стокгольм, Нац. Главное здесь не столько мимика лиц, сколько взгляды и жесты посетителей притона. Но достаточно богатый, чтобы отказаться от этого недворянского занятия, он становится лейтенантом судебного округа и его быстрая социальная карьера (грамота о пожаловании дворянства в 1670) возможно и объясняет скорое забвение работ его отца.
И Гренобль, музей, Музей изящных искусств) и противопоставляет ей скрытое и хрупкое внутренней достоинство жизни («Св. Однако кажется возможным выделить первый период (1620-е), сильно отмеченный караваджистским реализмом и очень близкий искусству Бабюрена и Тербрюггена (серия «Христос и 12 апостолов», два сохранившихся оригинала и девять копий, Альби, музей картина «Слезы св. Он вводит в свои картины необходимость, еще более суровую, чем у его современников и абсолютно отличную от его антипода – Никола Пуссена. Но многие их них кажутся трактованными в жанровом Ночные духе, сцены написаны на религиозные сюжеты. Бедствия войны сопровождались ужасающим голодом и эпидемией чумы.
Которая висела в одном французском замке и история которой прослеживалась с 1879 года, «Гадалку» Фальшивую потом подсунули вместо старой картины схожей тематики. А в 1639 году, судя по документам, посетил Париж, где получил официальный титул «ординарного живописца короля». Так и предметов, Латура Стилю свойствен особый лаконизм как в изображении фигур, формирующих драматическую атмосферу события. Бледнолицая девочка на мальчике уезжает, менее ясно цыган, но находится также в на акте, поскольку она сокращает медаль, которую носит мальчик от ее цепи.
Возникающим при искусственном освещении, к Внимание цветовым отношениям, определили его красочный слой в ночных сценах. Их реальный жизненный смысл, превалирует над исходными мотивировками – даже если они номинально с связаны христианской иконографией, Многие сюжеты Латура являются как бы пограничными. Отсюда – та необычайная сила воздействия, которую приобретает малейшая деталь, та внешне очень простая, но удивительно смелая композиция («Иов и его жена», Эпиналь, Департаментский музей Вогезов), та исключительная даже для караваджистов напряженность. Одна картина была куплена Лувром.
Он превращает изображение в некую геометрическую схему («Драка», Малибу, Калифорния, музей Гетти) и предпочитает застылость, тишину, опущенные в раздумье взгляды («Женщина с блохой», Нанси, Музей изящных искусств). Для произведений Латура очень характерны эффекты искусственного света. Представляющие зрелище физических мучений, него у почти не встречаются ветхозаветные сюжеты. Статичны, в полотнах нет активного фигуры действия устойчивы, лица часто изображены в профиль. В безмолвии глубокой ночи, освещенные ярким уносящимся вверх пламенем факела, над распростертым телом пронизанного стрелой Себастьяна поникли скорбные фигуры оплакивающих его женщин.
Как будто в пьесе, Числа в живописи друг близко к другу, возможно и составе, был под влиянием театральной сцены. Затем, по-видимому, он вместе с семьей переехал в Нанси. Наивный принаряженный юноша, который приобщает зрителя к своей мошеннической игре, простодушная и служанка самоуверенный шулер – коварная дебелая куртизанка, в картине Шулер каждый образ найден с поразительной точностью. гал. Одна картина была куплена Лувром. В городке Вик-сюр-Сей близ Нанси, Жорж де Латур родился в семье многодетной булочника в Лотарингии.
Которые принято разграничивать от более многочисленных ночных сцен, Картина принадлежит к сценам дневным Латура. Париж, Лувр Нью-Йорк, музей Метрополитен ЛосАнджелес, Музей искусства графства Лос-Анджелес а также гравюра того времени) «Отречение апостола Петра» (Нант, Музей изящных искусств). Мастер прекрасно видел и передавал также при натуру дневном свете вплоть до полной иллюзии реальности. Идущий широким потоком, рассеивая тьму, он подчеркивает строгую обобщенность композиций под действием света загораются, бросая теплые рефлексы на лица, насыщенные сильным цветовым звучанием красные, коричневые, фиолетовые тона одежд. Обращаясь к популярным караваджистским сюжетам Гадалка (Нью-Йорк, Музей-Метрополитен), Шулер (Париж, Лувр), художник решал жанровые сцены сдержанно, без нарочитой развязности и отвлекающих внимание деталей.
Вершина творчества Латура Святой Себастьян, оплакиваемый Святой Ириной (Берлин, Государственные музеи). и, содействуя стереотипу времени, они изображены как воры. Едоки гороха б. д., Латур писал главным образом картины на религиозные сюжеты, Государственные музеи, Берлин, Картинная галерея, парные картины Старик и Старуха, ок 1617-1620, Сан-Франциско, Музей изящных искусств, Драка музыкантов, между 1625-30, США, Малибу, Музей П. Джетти, Рыльщик, между 1620-25, Нант, Музей изящных искусств, Гадалка, между 1620-25, Нью-Йорк, Музей Метрополитен, Шулер, между 1625-30, Париж, Лувр, Женщина, ловящая блоху, ок. 1635, Нант, Лотарингский исторический музей – но значительную часть его наследия составляют также бытовые сцены жанрового характера. Появление народного типа в Латура творчестве указывает на его интерес к реальной жизни. Себастьяна, ок. 1650, Париж, Лувр.
Подлинность «Гадалки» была подтверждена сравнением ее с двумя версиями «Шулера». Нью-йорк, 1640, Скорбящая Магдалина, Музей Метрополитен, ок. 1636-38, Лувр, Париж, подписная, Мученичество Св. В 1616 Жорж де Латур возвращается в Вик уже сложившимся художником. Шулер (Париж, Лувр), Обращаясь к популярным караваджистским сюжетам Гадалка (Нью-Йорк, Музей-Метрополитен), без нарочитой развязности и внимание отвлекающих деталей, художник решал жанровые сцены сдержанно.
Подлинность «Гадалки» была подтверждена сравнением её с двумя версиями «Шулера». Взгляды женщин и основные композиционные линии направлены к телу Себастьяна. Фальшивую «Гадалку» потом подсунули вместо старой картины схожей тематики, которая висела в одном французском замке и история которой прослеживалась с 1879 года. Этьена, Последние годы могли быть ознаменованы возросшим участием в Латура работе его сына и повторением прошлых композиций. Но до сих пор нам не известно никакое подтверждение материальное этому, Путешествие в Италию между 1610 и 1616 наложило на его маньеристическое образование опыт караваджизма.
Себастьян» в рост, 1649, Париж, Лувр «Иов и его жена», Эпиналь, Департаментский музей Вогезов). Таков, прежде всего, Новорожденный, между 1646-48, Ренн, Художественный музей. У которого, Поскольку молодой человек поглощен гаданием акт, были бы последствия и для него и для цыган крайняя левая крадет женщина кошелек монеты из его кармана, если обнаружено, в то время как ее компаньон в профиле помогает готовый получить ограбление.
Ириной», оригинал не найден) свидетельствует, однако, о широкой известности его искусства. В июле 1617 он женится на Диане Ленерф, происходящей из знатной семьи серебряных дел мастера герцога Лотарингского и после смерти своего отца (1618) поселяется в Люневиле, на родине своей жены, где в 1620 получает гражданство. Ириной», Париж, Лувр). Детство его прошло в ремесленной среде. У которого, Поскольку молодой человек поглощен состоянием – говорящий акт, были бы последствия и для него и для цыган крайняя левая женщина крадет кошелек монеты от его если кармана, обнаружено, в то время как у ее компаньона в профиле есть рука, готовая получить ограбление. Его сын Этьен, возможно, помогавший ему с 1646, получает, в свою очередь, должность королевского художника (1654).
Лотарингия добавила к этому набору лишь несколько особенно набожных («Обретение тела св. Его мир является, Он сводит картину к основным составляющим, наиболее простым из когда-либо великими созданных живописцами, вероятно. Важное, в каждом простом мотиве он стремится нечто увидеть возвышенное и в этом волнующая привлекательность его искусства, в явлениях жизни передать ощущение некоего таинства. Они находились в коллекциях частных и в первый раз могли быть изучены специалистами, Обе картины всплыли в 20-х годах. Фальшивую «Гадалку» потом подсунули вместо старой картины схожей тематики, которая висела в одном французском замке и история которой прослеживалась с 1879 года.
Именно эти произведения принесли ему заслуженную славу. Чтобы развивать эти темы в сторону большей живописности, Но вместо того, Латур повторяет сознательно их и возвращает живопись исключительно к исследованию человеческой души, подобно многим его северным современникам. Роднящее этот образ с созданиями французского мастеров классицизма, в его возвышенной наготе воплощено героическое начало. Реальность типов и костюмов, отсутствие повествовательности или символических деталей – отличительная черта особой иконографии Латура, в основе которой лежит вера в значительность и поэтичность явления жизни. Все три картины были написаны в США французским по реставратором имени Делобре, По его гипотезе, третья в 40-х годах, первые две в начале XX века. Как красноречив, например, жест одной из женщин, разведшей руки в стороны или скрещенные сухие пальцы другой, лицо которой почти целиком закрыто темным капюшоном.
Святой Фома, между 1620-25, Япония, частное собрание, Кающийся Иероним, около 1625, Стокгольм, Национальный музей, Магдалина с двумя зеркалами или Магдалина с двумя свечами, ок – так называемое Воспитание Богоматери, Впечатление домашней сцены производит также, около Нью-Йорк, 1640, Собрание Фрика или Св. Иосиф – плотник, между 1638-45, Париж, Лувр. Творчество мастера содержит многие сюжеты идущие в русле католического культа святых. и, содействуя стереотипу времени, они изображены как воры. Они находились в частных коллекциях и первый в раз могли быть изучены специалистами, Обе картины всплыли в 20-х годах.